Возникновение, развитие и смену философских фактов изучает история философии. Разрозненные теологические комментарии к сочинениям Г. Гегеля (1770–1831) впервые были систематизированы в курс лекций по истории философии («Лекции по истории философии»).

Философия – история самосознания человеческой культуры – мировая история не в эмпирическом, а в сущностном, категориальном выражении.

Типологию учений философии различают по принципу содержания:

1) материалистические – идеалистические;

2) диалектические – метафизические;

3) сциентистские – антисциентистские;

4) по отношению к науке;

5) по временному принципу и т. д.

Эпоха откладывает отпечаток на личность философа, его понимание роли в обществе, приверженность идеалам и ценностям. У каждой эпохи – свой исторический тип философствования и социально-психологический тип личности философа.


Античность (VI в. до н. э. – III в. до н. э.) Тип философствования – созерцательный. Главный философский интерес – космос. Присутствует жесткое разделение физического и умственного труда, единственно достойное занятие для гражданина полиса – умственный (абстрактно-духовный) труд. Безмятежность, невозмутимость духа, спокойное созерцание вечной истины считались высшими ценностями и идеалом свободного человека. Социальная роль философа – объясняющая.

Средневековье (IV–XIV вв.) Главный тип философствования – умозрительный, философский интерес – Бог. Человек еще связан узами с природными реалиями и родовыми отношениями, но начинает осознавать свою специфичность. Выделена роль субъекта, но он еще не относится к отдельной личности. Источник бытия, блага и красоты – Бог. Распространение христианства. Монотеизм. Ориентация на иррациональные и сверхрациональные источники познания (интуицию, откровение). Развитие религиозной и религиозно-мистической философии.

Переход от cредневековья к Новому времени – Возрождение (XIV–XV вв.): возникновение городов-государств, становление национальных государств, церковные реформы – поиск новых жизненных ориентиров. Возникновение идеи доверия к естественному человеческому разуму. Человек – творец, художник. Антропоцентризм.

Новое время (XV–XIX вв.). Тип философствования – деятельностный, философский интерес – человек и общество.


ловечество впервые осознало, что оно обречено жить в пределах одного исторического пространства и времени. Европа с XV в. осуществила всемирную экспансию и поняла, что не одна в мире. Европейские ценности – гуманистические идеи подпитывали рационализм, умеренность, упорство, предприимчивость. Сменившая монархов у власти буржуазия несла новую идеологию: вопросы о месте человека в мире, о новой системе управления обществом – идею народовластия, республики. В борьбу включилась социалистическая идея. Все это отражалось в философской мысли. Человек – автономно мыслящий субъект, нуждающийся в новом юридическом мировоззрении для обоснования и защиты прав гражданина.

Новейшее время (XX в.) Тип философствования – социально-экологический, философский интерес – язык.

Следующая глава >

Источник: info.wikireading.ru

I. Античная философия

Зародилась в конце VII – начале VI вв. до н.э. и просуществовала до V в. н.э. Это особый исторический тип философствования, порожденный специфическими условиями рабовладельческого общества. Она прошла в своем развитии два периода:

1. Эллинский, включающий этап становления древнегреческой философии (VII – V вв. до н.э.) и классический этап (IV в. До н.э.). Характерные черты:

А) космологизм, т.е. стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом;


Б) онтологизм, выразившийся в том, что центральной философской проблемой стала проблема бытия;

В) теоретико-познавательный и жизненный оптимизм.

2. Эллинско-римский, включающий этап раннего эллинизма (III – I вв. до н.э.) и этап позднего эллинизма (I – V вв. н.э.). Культура раннего эллинизма характеризовалась, прежде всего, индивидуализмом, обусловленным освобождением человеческой личности от политической, экономической и моральной зависимости от полиса. Главным предметом философского исследования становится субъективный мир личности. В период позднего эллинизма были доведены до логического завершения основные тенденции развития античной философской мысли. Произошел как бы возврат к идеям классики, к ее философским учениям о бытии, но возврат, обогащенный знанием субъективного мира личности. Взаимодействие с восточными культурами в рамках единой римской империи привело философскую мысль к частичному отходу от рационализма к обращению к мистицизму. Философия позднего эллинизма, освобождаясь от свободомыслия раннего эллинизма, пошла по пути сокрального, т.е. религиозного постижения мира.

II. Средневековая философия.

Охватывает период с I по XV вв. и включает 2 этапа:

1. Патристика (I – VII вв.). Происходит разработка и оформление основного содержания христианской теологии на основе религиозного учения Иисуса Христа и философской системы Платона.


2. Схоластика (VII – XV вв.). Осуществляется разработка и систематизация основных понятий христианской философии под решающим влиянием Аристотеля.

Характерные черты:

А) социальные условия, политическая и культурная среда, в которых жили и действовали философы, были проникнуты всевластием религии и церкви;

Б) двойственный характер: с одной стороны, средневековая философия базировалась на теологии (богословии); а с другой стороны, она опиралась на возможности разума;

В) теоцентризм онтологии: средневековая философия, опираясь и на веру, и на разум, используя как иррациональные, так и рациональные способы обоснования, отстаивала положение о том, что создателем мира и человека является Бог – всемогущее существо, способное руководить всей жизнью человека от рождения до смерти.



Г) дуалистичность антропологии: природа человека двойственна – в нем есть и душа, и тело; и нечто божественное, духовное, и нечто телесное, греховное, внушенное ему дьяволом;

Д) тоталитарность социальных концепций с одновременным присутствием демократических элементов. Философия отражала интересы вновь возникающих централизованных государств. Но в них присутствовали идеи любви к ближнему, необходимости всеобщего равенства людей, изменения, развития и совершенствования сложившегося общественного и государственного строя.

Е) Иррациональность гносеологии: более надежен способ познания, основанный на вере, интуиции, озарении. «Философия – служанка богословия».


III. Философия эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения (с XIV – по начало XVII вв.) является переходом от Средневековья к Новому времени. Несмотря на противопоставление христианству Возрождение – это итог средневековой культуры. В этот период закладываются основы буржуазных отношений в экономической и социальной сферах, получают развитие науки, меняются отношения церкви и государства, формируется идеология секуляризма и гуманизма.

Характерные черты:

А) антропоцентризм: центральная фигура — не Бог, а человек; Бог — начало всех вещей, а человек – центр всего мира. Общество – не продукт Божьей воли, а результат деятельности людей. Философия понимается как наука, обязанная помочь человеку найти свое место в жизни. Формируется новый уровень самосознания человека: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта, жизнерадостность и свободомыслие становятся отличительными качествами передового человека того времени;

Б) гуманизм: человек истолковывается как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. Сотворив мир и человека, Бог дал человеку свободную волю, и теперь человек должен действовать сам, определять всю свою судьбу и отвоевывать свое место в мире;

В) натурфилософия: философия эпохи Возрождения тесно связана со средневековой философией, для нее центральной остается трактовка вопроса о взаимоотношении Бога и мира. Но характерной для нее является антропологическая направленность. Взаимоотношения Бога и мира утрачивают откровенно теистический характер.


Г) пантеизм – философский принцип, согласно которому Бог и природа рассматриваются как близкие или тождественные понятия («Бог во всем»).

IV. Философия Нового времени (XVII – XVIII вв.)

Характерные черты:

А) важнейшим направлением радикальной философской и идеологической мысли были секуляризация общественной жизни, проявлением которой стала веротерпимость;

Б) философия Нового времени глубоко и целостно выразила и обосновала позицию индивида, сознательно ориентирующегося в мире, рационально переустраивающего общество и миропорядок;

В) оптимизм в отношении познания: деятельность разума беспредельна, человек в состоянии представить сложную картину мироздания;

Г) деизм – это философский принцип, согласно которому Бог, сотворив мир и человека, больше не вмешивается в их дела;

Д) задачи философии: выяснение и объяснение людям их естественной способности к познанию, выработка метода познания, нахождение предельных гносеологических оснований для познавательных процедур, успехи которых и должны были рассеять традиционное невежество и, тем самым, ликвидировать социальную несправедливость, тирании и нищету.

V. Немецкая классическая философия


Это определенный период в развитии немецкой философской мысли с середины XVIII в. до середины XIX в.

Характерные черты:

А) сходное понимание роли и назначения философии как критической рефлексии культуры;

Б) вера в то, что философию можно выстроить как строгую систематическую науку, четко дифференцированную по разделам антропологии, гносеологии, антропологии, философии права, морали, религии и пр.;

В) общие методологические принципы построения системного философского знания: рационализм; диалектика; историзм;

Г) концентрация внимания на гуманистических ценностях – свободе и достоинстве личности, гражданских правах и т.д.

VI. Современная западная философия

Характерные черты:

А) Отсутствие противостояния материализма и идеализма. В конце XIX – XX вв. революционные сдвиги в научном познании, технический прогресс и ряд других социокультурных изменений несколько ослабили на западе жесткое противостояние классов, каким оно было в XIX в. В связи с развитием теоретического естествознания в конце XIX – начале XX вв. спекулятивные как материалистические, так идеалистические системы обнаружили свою недостаточность и даже непригодность для объяснения изменений в области науки и развитии общества;

Б) диалог, открытость и синтез, взаимообогащение разных философских школ в XX в.;

В) представленность сциентизмом и антисциентизмом. Сциентизм представляет науку культурно-мировоззренческим образцом и предписывает ориентироваться на методы естественных и технических наук, а критерии научности распространять на все виды человеческого освоения мира, на все типы знания и человеческое общение в т.ч. Антисциентизм пессимистически относится к возможностям науки и исходит их негативных последствий НТР, требует ограничения экспансии науки и возврата к традиционным ценностям и способам деятельности;


Г) многонаправленность: выражается в многообразии школ и направлений философии ХХ в. и свидетельствует о многослойности современной науки и культуры. Все новые и новые сферы мира включаются в орбиту их научного и философского осмысления.

Источник: studopedia.su

Возникновение, развитие и смену философских фактов изучает История философии. Разрозненные теологические комментарии к сочинениям Г. В.Ф. Гегеля (1770-1831) впервые были систематизированы в курс лекций по истории философии («Лекции по истории Философии»).

Эпоха накладывает отпечаток на личность философа, его понимание роли в обществе, приверженность идеалам и ценностям. У каждой эпохи — свой исторический тип философствования и социально-психологический тип личности философа.


 

Античность (VI в. до н. э. — III в.) — Тип философствования — созерцательный. Главный философский интерес — космос. Присутствует жесткое разделение физического и умственного труда, единственно достойное занятие для гражданина полиса — умственный (абстрактно-духовный) труд.

Безмятежность, невозмутимость духа, спокойное созерцание вечной истины считались высшими ценностями и идеалом свободного человека. Социальная роль философа — объясняющая.

Основные проблемы: поиск первоначала, устройство мира, изучение человека.

Основные особенности:

Космоцентризм – рассмотрение мира через призму космоса.

Антропоцентризм – человек в центре внимания философии.

Рационализм – стремление к разумному объяснению всего происходящего вокруг.

Синкретизм – идеи слияния человека с природой.

 

Средневековье (IV-XIV вв.). Главный тип философствования — умозрительный, философский интерес (Бог). Человек еще связан узами с природными реалиями и родовыми отношениями, но начинает осознавать свою специфичность. Выделена роль субъекта, но еще не относится к отдельной личности.


Источник бытия, блага и красоты — Бог. Распространение христианства. Монотеизм. Ориентация на иррациональные и сверхрациональные источники познания (интуицию, откровение). Развитие религиозной и религиозно-мистической философии.

Переход от Средневековья к Новому времени — Возрождение (XIV-XV вв.): возникновение городов-государств, становление национальных государств, церковные реформы — поиск новых жизненных ориентиров. Возникновение идеи доверия к естественному человеческому разуму. Человек — творец, художник. Антропоцентризм.

Основная проблема: соотношение мира Небесного и Земного (Бога и человека).

Основные особенности:

Креационизм – представление о том, что все в мире создано Богом.

Теоцентризм – учение о том, что Бог в центре мира.

Провиденциализм – мировоззрение, в соответствии с которым миром и людьми управляет воля Божья.

 

Возрождение и Новое время (XV-XIX вв.). Тип философствования — деятельностный, философский интерес — человек и общество. Человечество впервые осознало, что оно обречено жить в пределах одного исторического пространства и времени. Европа с XV в. осуществила всемирную экспансию и поняла, что не одна в мире. Европейские ценности – гуманистические идеи, подпитывали рационализм, умеренность, упорство, предприимчивость. Сменившая у власти монархов буржуазия несла новую идеологию: вопросы о месте человека в мире, о новой системе управления обществом — идею народовластия, республики. В борьбу включилась социалистическая идея. Все это отражалось в философской мысли. Человек — автономно мыслящий субъект, нуждающийся в новом юридическом мировоззрении для обоснования и защиты прав гражданина.

Основная проблема Возрождения: человек, проблемы государства.

Основные особенности Возрождения:

Антропоцентризм – учение о том, что человек –центр мира.

Гуманизм – мировоззрение, согласно которому человек –высшая ценность.

Антисхоластика – мировоззрение, направленное против злоупотреблений Церкви, представители данного направления выступали за отделение Церкви от государства, а также развитие светского образования

Основная проблема Нового времени: роль разума в познавательной деятельности человека.

Основные особенности Нового времени:

Наукоцентризм – стремление научно объяснять все происходящее в мире.

Логоцентризм – опора философии на логику.

Математизация мышления.

Рационализм – опора на мышление, разум.

Новейшее время (XX в.). Тип философствования — социально-экологический, философский интерес – язык. Западная философия XIX – XX в.в. отличалось крайним разнообразием. Ее характеризовал интерес к проблемам человека, его экзистенции, к развитию общества и ходу исторического процесса, к сфере иррационального, к субъективному человеческому «Я», а так же к процессу познания, понимания, объяснения и т.д.

С одной стороны, продолжалась предшествующая традиция (неотомизм, например, восходит к средневековой философии, является ее переосмыслением и развитием в иных исторических условиях, а основная часть современных учений возникла на базе философии Нового времени, эпохи Просвещения, немецкой классической философии). С другой стороны, следует отметить стремление «преодолеть», изменить традицию, отойти от нее (философия жизни, экзистенциализм, постмодернизм). Можно сказать, что идет отрицание классической немецкой философии, иногда философии Нового времени в целом, отрицание рационализма вообще.

Проблематика обладает разнообразием.

Основные особенности:

Плюрализм – свобода философского творчества.

Иррационализм — философские концепции и учения, ограничивающие или отрицающие, в противоположность рационализму, роль разума в постижении мира. Иррационализм предполагает существование областей миропонимания, недоступных разуму, и достижимых только через такие качества, как интуиция, чувство, инстинкт, откровения, вера и т. п.

Практицизм, т.е. направленность на реальную жизнь человека и общества.

Широкое распространение идей эволюции природы, социума, человеческого познания.

Релятивизм – идея относительности имеющегося знания и ценностей;

 

Источник: www.sites.google.com

I. Античная философия

Зародилась в конце VII – начале VI вв. до н.э. и просуществовала до V в. н.э. Это особый исторический тип философствования, порожденный специфическими условиями рабовладельческого общества. Она прошла в своем развитии два периода:

1. Эллинский, включающий этап становления древнегреческой философии (VII – V вв. до н.э.) и классический этап (IV в. До н.э.). Характерные черты:

А) космологизм, т.е. стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом;

Б) онтологизм, выразившийся в том, что центральной философской проблемой стала проблема бытия;

В) теоретико-познавательный и жизненный оптимизм.

2. Эллинско-римский, включающий этап раннего эллинизма (III – I вв. до н.э.) и этап позднего эллинизма (I – V вв. н.э.). Культура раннего эллинизма характеризовалась, прежде всего, индивидуализмом, обусловленным освобождением человеческой личности от политической, экономической и моральной зависимости от полиса. Главным предметом философского исследования становится субъективный мир личности. В период позднего эллинизма были доведены до логического завершения основные тенденции развития античной философской мысли. Произошел как бы возврат к идеям классики, к ее философским учениям о бытии, но возврат, обогащенный знанием субъективного мира личности. Взаимодействие с восточными культурами в рамках единой римской империи привело философскую мысль к частичному отходу от рационализма к обращению к мистицизму. Философия позднего эллинизма, освобождаясь от свободомыслия раннего эллинизма, пошла по пути сокрального, т.е. религиозного постижения мира.

II. Средневековая философия.

Охватывает период с I по XV вв. и включает 2 этапа:

1. Патристика (I – VII вв.). Происходит разработка и оформление основного содержания христианской теологии на основе религиозного учения Иисуса Христа и философской системы Платона.

2. Схоластика (VII – XV вв.). Осуществляется разработка и систематизация основных понятий христианской философии под решающим влиянием Аристотеля.

Характерные черты:

А) социальные условия, политическая и культурная среда, в которых жили и действовали философы, были проникнуты всевластием религии и церкви;

Б) двойственный характер: с одной стороны, средневековая философия базировалась на теологии (богословии); а с другой стороны, она опиралась на возможности разума;

В) теоцентризм онтологии: средневековая философия, опираясь и на веру, и на разум, используя как иррациональные, так и рациональные способы обоснования, отстаивала положение о том, что создателем мира и человека является Бог – всемогущее существо, способное руководить всей жизнью человека от рождения до смерти.



Г) дуалистичность антропологии: природа человека двойственна – в нем есть и душа, и тело; и нечто божественное, духовное, и нечто телесное, греховное, внушенное ему дьяволом;

Д) тоталитарность социальных концепций с одновременным присутствием демократических элементов. Философия отражала интересы вновь возникающих централизованных государств. Но в них присутствовали идеи любви к ближнему, необходимости всеобщего равенства людей, изменения, развития и совершенствования сложившегося общественного и государственного строя.

Е) Иррациональность гносеологии: более надежен способ познания, основанный на вере, интуиции, озарении. «Философия – служанка богословия».

III. Философия эпохи Возрождения

Эпоха Возрождения (с XIV – по начало XVII вв.) является переходом от Средневековья к Новому времени. Несмотря на противопоставление христианству Возрождение – это итог средневековой культуры. В этот период закладываются основы буржуазных отношений в экономической и социальной сферах, получают развитие науки, меняются отношения церкви и государства, формируется идеология секуляризма и гуманизма.

Характерные черты:

А) антропоцентризм: центральная фигура — не Бог, а человек; Бог — начало всех вещей, а человек – центр всего мира. Общество – не продукт Божьей воли, а результат деятельности людей. Философия понимается как наука, обязанная помочь человеку найти свое место в жизни. Формируется новый уровень самосознания человека: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта, жизнерадостность и свободомыслие становятся отличительными качествами передового человека того времени;

Б) гуманизм: человек истолковывается как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира. Сотворив мир и человека, Бог дал человеку свободную волю, и теперь человек должен действовать сам, определять всю свою судьбу и отвоевывать свое место в мире;

В) натурфилософия: философия эпохи Возрождения тесно связана со средневековой философией, для нее центральной остается трактовка вопроса о взаимоотношении Бога и мира. Но характерной для нее является антропологическая направленность. Взаимоотношения Бога и мира утрачивают откровенно теистический характер.

Г) пантеизм – философский принцип, согласно которому Бог и природа рассматриваются как близкие или тождественные понятия («Бог во всем»).

IV. Философия Нового времени (XVII – XVIII вв.)

Характерные черты:

А) важнейшим направлением радикальной философской и идеологической мысли были секуляризация общественной жизни, проявлением которой стала веротерпимость;

Б) философия Нового времени глубоко и целостно выразила и обосновала позицию индивида, сознательно ориентирующегося в мире, рационально переустраивающего общество и миропорядок;

В) оптимизм в отношении познания: деятельность разума беспредельна, человек в состоянии представить сложную картину мироздания;

Г) деизм – это философский принцип, согласно которому Бог, сотворив мир и человека, больше не вмешивается в их дела;

Д) задачи философии: выяснение и объяснение людям их естественной способности к познанию, выработка метода познания, нахождение предельных гносеологических оснований для познавательных процедур, успехи которых и должны были рассеять традиционное невежество и, тем самым, ликвидировать социальную несправедливость, тирании и нищету.

V. Немецкая классическая философия

Это определенный период в развитии немецкой философской мысли с середины XVIII в. до середины XIX в.

Характерные черты:

А) сходное понимание роли и назначения философии как критической рефлексии культуры;

Б) вера в то, что философию можно выстроить как строгую систематическую науку, четко дифференцированную по разделам антропологии, гносеологии, антропологии, философии права, морали, религии и пр.;

В) общие методологические принципы построения системного философского знания: рационализм; диалектика; историзм;

Г) концентрация внимания на гуманистических ценностях – свободе и достоинстве личности, гражданских правах и т.д.

VI. Современная западная философия

Характерные черты:

А) Отсутствие противостояния материализма и идеализма. В конце XIX – XX вв. революционные сдвиги в научном познании, технический прогресс и ряд других социокультурных изменений несколько ослабили на западе жесткое противостояние классов, каким оно было в XIX в. В связи с развитием теоретического естествознания в конце XIX – начале XX вв. спекулятивные как материалистические, так идеалистические системы обнаружили свою недостаточность и даже непригодность для объяснения изменений в области науки и развитии общества;

Б) диалог, открытость и синтез, взаимообогащение разных философских школ в XX в.;

В) представленность сциентизмом и антисциентизмом. Сциентизм представляет науку культурно-мировоззренческим образцом и предписывает ориентироваться на методы естественных и технических наук, а критерии научности распространять на все виды человеческого освоения мира, на все типы знания и человеческое общение в т.ч. Антисциентизм пессимистически относится к возможностям науки и исходит их негативных последствий НТР, требует ограничения экспансии науки и возврата к традиционным ценностям и способам деятельности;

Г) многонаправленность: выражается в многообразии школ и направлений философии ХХ в. и свидетельствует о многослойности современной науки и культуры. Все новые и новые сферы мира включаются в орбиту их научного и философского осмысления.

Источник: studopedia.su


Categories: Философия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.