Мои Конспекты
Главная | Обратная связь
Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника


В истории средневековой европейской философии можно выделить три периода, каждый из которых характеризуется своими задачами, проблемами, оригинальными концепциями: апологетика, патристика и схоластика.

Апологетика (от греч. аpologeomai – защищаю) – II–III вв. В этот период сложилось несколько философских школ в Византии, Риме, Александрии, представителями которых были Юстин Мученик, Татиан, Афиногор, Тертуллиан, Климент (Тит Флавий), Ориген. Апологеты видели свою задачу в защите и обосновании христианской догматики в борьбе с ее теоретическими и политическими противниками. Они пытались отвести обвинение против христиан в расшатывании устоев Римской империи, выступили с резкой критикой греческой философии. Острота борьбы с таким мощным противником диктовала крайности в аргументации. Так, Тертуллиан утверждал, что после Христа не нужна никакая любознательность и обвинял греков в плагиате из Библии. Вместе с тем категориально-понятийный аппарат и многие идеи греческой философии активно использовались в становлении христианской догматики. Климент, Ориген убеждали язычников в преимуществах новой религии, откровенно объединяя христианство с платонизмом, рассматривая философию как лучшее введение в христианское учение. Объективно апологеты решали трудную задачу: готовили почву для выработки новозаветного канона, занимались самой противоречивой частью учения – о Троице и о Духе Святом. Поэтому они должны были идти на компромисс, синтезировать, резко выступать. Не все из них впоследствии были одинаково оценены, некоторые, как Ориген, даже официально осуждены собором.


Патристика (от греч. pater – отец), или учения отцов церкви, вошедшие в Святое предание. Этот период охватывает III–VIII вв. Наиболее видные представители: Василий Кессарийский, Григорий Нисский, Дионисий Ареопагит, Иоанн Дамаскин, Леонтий, Максим Исповедник, Августин, Боэций.

Переход к патристике связан с началом систематической разработки основополагающих проблем христианского вероучения, его систематизацией, нормированием христианского символа веры, введением важнейших понятийных структур теологии, обоснованием статуса христианства как государственной религии, борьбы с ересями. С точки зрения развития собственно философских проблем значение этих мыслителей состоит в сохранении культуры рациональной рефлексии и акцентировании индивидуальной духовности человека.

Обсуждение проблемы сочетания в личности Иисуса божественной и человеческой природы открывает антропологическую проблематику в философии. Обращаясь к духовности, философы исследуют понятия: дух, душа, личность, индивид, грех, добро, зло, страдание, откровение, понимание, искупление, самосовершенствование. Ярко звучит идея о том, что каждый человек уникален, неповторим, причастен Богу. Если духовность античности абстрактна и существует сама по себе в платоновском мире идей или античной скульптуре, то здесь она индивидуальна.


ли боги античности равны человеку, то здесь Бог – высшая ценность, способная придать содержание и смысл каждой личности. Своей жизнью человек должен выявить этот смысл и доказать, что он действительно причастен Богу. Таким образом, философия задает человеку регулятивный идеал, показывает, каким он должен быть. Драматизм переживания индивидуального бытия усиливается новой концепцией времени. Цикличное время античности сменилось линейным, векторно направленным временем средневековья. Время соотносится с вечностью, в нем особая тайна, загадка, которую невозможно выразить. Короткий промежуток жизни человека вмещает в себя три модуса времени: память, созерцание и надежду. Проникновение в проблему времени должно наполнить активностью земное бытие.

Активность человека выражается в предельной напряженности духовного мира, самоанализе, самоотчете, поэтому в философии складывается уникальный исповедальный жанр, примером которого служит «Исповедь» Августина Блаженного (354–430), его труды о душе, о воле. Идеи Августина и его вклад в философию трудно переоценить. Не случайно философа называют не только «молотом еретиков», но и «зодчим западноевропейской культуры». Мысль, память и воля как основные функции души – эта тема широко присутствовала в философских сочинениях этого периода.

Особое место в патристике занимает Аниций Манлий Северин Боэций (480–524), которого называют «последним римлянином». Он был блестяще образован, перевел много трудов с древнегреческого на латынь по математике, логике, диалектике, теории познания. Боэций разработал программу образования из так называемых семи свободных искусств: грамматики, риторики, диалектики, арифметики, геометрии, астрономии, музыки. Удачно синтезировав философское наследие античности и новые идеи, он предвосхитил многие проблемы схоластики.


Схоластика (от греч. scholastikos – школа) – VIII–ХIV вв. Название этого периода объясняется не столько спецификой философских проблем, сколько программой дисциплин, в том числе и философских, преподаваемых в школе, а также методом преподавания, в основе которого лежал диалог. С появлением в XIII в. университетов схоласты разработали общепринятую методику вузов: лекция, семинар, диспутация. Благодаря высокому мастерству в преподавательской и научной деятельности они составили основу интеллектуальной элиты и во многом способствовали ее демократизации.

Известными представителями схоластики были: в IХ в. – Иоанн Скот Эриугена; в XI–ХII – Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр, Росцелин; в XIII в. – Фома Аквинский, Бонавентура, Дунс Скотт; в XIV в. – Уильям Оккам.

Одной из важнейших философских проблем схоластики была проблема универсалий, или общих понятий, которые играют решающую роль в познавательной деятельности, поэтому философски мыслящий человек должен уметь различать роды и виды понятий, четко различать общие и индивидуальные понятия. В обсуждении этой проблемы сложилось два направления: реализм и номинализм.


Реалисты исходили из того, что чем более общим является понятие, тем объективнее, реальнее его существование в качестве особой бестелесной сущности, независимой от познающего человеческого ума. Реалистами были Иоанн Скот Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский.

Номиналисты считали, что общие понятия существуют только в мышлении и являются результатом мышления, они есть имена, наименования реальных вещей, процессов и отношений. Самостоятельной реальностью они не обладают. Эту точку зрения отстаивали Росцелин, Пьер Абеляр, Уильям Оккам. Последний сформулировал знаменитое правило вывода понятий, названное в логике «бритвой Оккама»: «Сущности не следует умножать без необходимости».

Проблема универсалий, устойчиво волновавшая философов-схоластов на протяжении нескольких столетий, оказала неоценимую услугу философии. В спорах и дискуссиях тщательно отрабатывался категориально-понятийный аппарат, язык философского мышления. Работу, которую выполнили схоласты, иногда сравнивают с игрой в бисер – она была утомительна, суха, далека от повседневной жизни, но необходима для дальнейшего развития философской культуры.

Завершающим аккордом схоластической философии стало творчество Фомы Аквинского (1225–1276) – монаха-доминиканца из Неаполя. Его многочисленные труды называются «суммами», так как они представляют собой суммы истин христианско-католического вероисповедания, которые стали его идеологической доктриной, получив общее название томизм.

Фома Аквинский в своем грандиозном по широте и глубине теолого-философском синтезе подводит итог средневековой философии. Он и его ученики стали провозвестниками новых идей. Сама схоластика в XIV в. обнаруживает признаки застоя – меняется мир, культура, темы и проблемы теряют актуальность, замкнутость мышления больше не удовлетворяет.

 


Источник: mykonspekts.ru

Основы патристики

Патристика представляла собой комплекс богословских, философских и социально-политических теорий христианских мудрецов. Эти мыслители являлись духовными наставниками с непреклонным авторитетом в конфессиональной среде, в отличие от западных течений.

Патристика включала три направления:

  • апологетика имела значение в оформлении и становлении христианских идей;
  • традзаключительный промежуток стабилизировал христианскую теорию.
  • иционная патристика формулировала мировоззрение и фундамент учения;

Особенностью патристики являлись принципы единства узкогрупповой истины, опоры на основные классические догмы и одобрения отцов при незыблемом авторитете Писания. Выразители рассматривали вопросы божественной сущности, продвижения истории к итоговой цели, соотношения спасения души и свободы волеизъявления, обсуждали проблемы корреляции разума и веры.

Патристика в Средние века в плане подтверждения идей обращалась к древнему и открытому авторитетному источнику — библии. Сборник текстов представлял собой собрание истин, которые людям сообщил бог.


Понятие смысла библейских сюжетов являлось основой для получения ответов на все волнующие вопросы. Миссия мыслителя сводилась к раскрытию истинного смысла библейских текстов и отражению характеристик в рамках своих трудов.

Направления и традиции

Представители патристики создавали философское наследие, которое находило развитие в схоластике. Это давало возможность говорить о двух направлениях, как об однопорядковых понятиях.

Кратко патристика и схоластика в средневековой философии имели похожие качества и опирались на аналогичные традиции:

  • монотеизм;
  • теоцентризм;
  • креационизм;
  • провиденциализм;
  • персонализм;
  • ревеляционизм.

В монотеизме бог провозглашался не только единственным, но и полностью отличным от всего сущего и выходящим за границы мира. Создатель мог существовать в единой ипостаси (эксклюзивное течение) или представлять несколько личностей, которые являлись одним богом (пантеизм, политеизм). Монотеизм нашел отражение в исламе, иудаизме, христианстве, понятие было заложено в мировоззрении сикхизма и индуизма.

Теоцентризм рассматривал личность бога в форме аккумулятора мира, источника жизни и блага. В основе нравственности лежало служение всевышнему и почитание его. Высшей целью признавалось уподобление и подражание богу.


Креационизм считал верным факт, что творец создал мир из ничего, догмы этого направления проявляли стремление к некоторой научности. Поздний представитель креационизма придерживался теории разумного замысла на основе ученого обоснования.

Провиденциализм признавал безграничное правление создателя во всем. Мыслители считали, что хронологические исторические факты осуществлялись только по желанию всевышнего и усматривали в них божественное провидение и план по избавлению человечества от зла.

Персонализм выдавал теорию о том, что люди создавались богом по своему подобию и одаривались совестью. При этом индивидуализм и персонализм считались отличными друг от друга понятиями. Личность всегда представляла единое целое с другими «я». Ревеляционизм в учении христиан признавал библию сверхъестественным началом божественного Откровения.

Выдающиеся философы

В заключительный этап патристики к авторитету библии прибавилось новое влияние крупных церковных отцов. В это время духовенство монополизировало процесс обучения и явило собой образованную прослойку средневековья. Сословие стало цензором и основателем идей, хранителем определений и философских мыслей.

Выдающиеся отцы-мыслители:


  1. Тертуллиан.
  2. Ориген.
  3. Киприан Карфагенский.
  4. Афанасий Великий.
  5. Григорий Богослов.
  6. Климент.
  7. Аврелий Августин.

Ранние тезисы Тертуллиана заключались в том, что философские задумки человечества привели к искажению истины. Индивидуумы должны проживать на земле без лишнего мудрствования. Человек должен обладать естественной верой, проявлять самопознание и аскетизм. Мыслитель первым определил общие различия греческой и римской церкви христиан, стал теоретиком в вопросе разграничения веры и научного познания бога.

Климент впервые сформировал понятие единения разума и веры, при этом признавал преимущество убежденности перед познанием. Философ говорил, что человек с одной верой производит впечатление блаженного, т. к. личности требуется аргументация событий. Религиозное убеждение и рациональное объяснение дополняют друг друга. Впоследствии этого учения придерживались Августин, Фома Аквинский и другие мыслители.

Апологет Ориген родился в семье христиан на севере Африки, он за годы труда создал множество сочинений, оказавших влияние на развитие христианского мировоззрения. Мыслитель первым одел на философию наряд платонизма в отличие от устаревшей стоической теории.


Труды Аврелия Августина

Гиппонский епископ, церковный философ и христианский богослов Аврелий Августин начинал с манихейства и язычества. Дорогу к познанию бога он представил в труде «Исповедь». В дальнейшем религиозном учении Августина выделяется логика, этика и физика.

Раздел физики соответствовал концепции о том, что природа не являлась источником существования, а всевышний создал окружающий мир по своей воле. В категории логики представлялись теории о неустойчивости чувственного восприятия действительности, которая не могла привести индивидуума к истине. Бог одарил человеческую душу светом и предоставил возможность познания.

В этической части теории развивалось понятие зла и добра. Плохое начало проявляется в страсти, гордыне, вовлекает человека в грех, а благо — это бог. Личность почувствует себя свободной, когда придет к мысли, что нужно жить с осознанием создателя и учась у него.

Черты схоластики

Схоластикой называется направление религиозной философии, науки, теологии, которое характеризовалось подчинением богословия, единением христианских догматик с рационалистическим способом мышления. Патристика равномерно перетекает в схоластику по мере обоснованного оформления христианской теории в рамках борьбы с язычеством.

Исторический период развития схоластики включал этапы:

  1. Начальной схоластики, основанной на фундаменте неразделенности науки и религии. Этап характеризовался становлением ценности и разумного осмысления естественного окружения.
  2. Средней схоластики, выражавшей окончательное отслаивание натурфилософии и науки от богословских верований. Практиковалось внедрение западного мировоззрения Аристотеля.
  3. Позднего этапа, который включал адекватную систематизацию и последующее формирование естественного мышления, окончательное отделение теологии от мистики.

Схоластика продолжала считать основой библию, проповедовала направления философии, характерные для патристики. Одновременно в обиход вводилось наследие Аристотеля, Платона для того, чтобы рационализировать и осмыслить окружающий мир.

Яркие представители

Важнейшей проблемой философов выступает корреляция области рационального познания и духовного мира. Решение для мыслителей того времени виделось в рациональном соотношении религиозной веры и сознания. Разум при правильном использовании приближал человека к создателю, объединял с ним. Главный вывод схоластической теории того времени гласил, что вера и разумные истины не могут находиться в конфронтации, а должны дополнять друг друга.

Крупными мыслителями считаются ученые:

  1. Иоанн Скот Эриугена.
  2. Бонавентура.
  3. Ансельм Кентерберийский.
  4. Дунс Скот.
  5. Фома Аквинский.
  6. Уильям Оккам.

Схоласты были убеждены, что сущность окружающей действительности может быть познана в результате использования человеческого разума. Но требовалась исключительная точность в использовании определенных понятий и выделении отличий в некоторых теориях. Гармония достигалась основательной разработкой логического способа, опирающегося на практические знания.

Суть метода заключалась в обеспечении перехода мышления от исследования способов рассуждения о естестве к анализу реальных понятий. Принципы схоластики того времени происходили из веры, согласно которой знания укоренялись не только в разуме индивидуума, но и были присущи божественному уму, создавшему окружающий мир. Понятие бытия определялось двойной мерой в человеческом разуме и религиозных верованиях.

Фома Аквинский

Выдающимся представителем позднего этапа схоластики являлся богослов и монах Фома Аквинский. В его трудах, например, «Сумма против язычников» и «Сумма теологии» разграничивалась сфера использования теологии и мировоззрения. Философские теории затрагивали осознание окружающей действительности, а религиозные догмы направлялись на спасение души.

Мыслитель разделял источники этих понятий, при этом философия базировалась на выводах разума, а теология возникала на основе непоколебимой веры. Целью мировоззренческих рассуждений было получить новые знания, а задачей богословия было получение знаний для спасения и вечной жизни.

Сущность концепции Ф. Аквинского состоит в утверждении теории единства верований и рационального сознания. Мыслитель был уверен, что эти понятия могут гармонично контактировать друг с другом, при этом разумные выводы могут быть применены для подтверждения божьего существования. Сознание верующего человека должно отсеивать любые возражения против праведности веры.

Философ привел доказательства существования создателя:

  • подтверждение от первоисточников (перводвигатель);
  • доказательство от ряда причин (первопричина);
  • свидетельство от необходимости;
  • аргументация от стадий безупречности (полное совершенство);
  • обоснование от целесообразности.

Мыслитель следовал идее сотворения мира из ничего и теории бессмертия человеческой души. Эти догмы он считал «чистой формой», которые никогда не могут быть разрушены или просто оспорены. Душа не существует самостоятельно в земной жизни, а дается всевышним, поэтому сущность и бытие являются нераздельными и сливаются в боге.

Знания даются душе из-за того, что она подвержена интеллекту и чувственному созерцанию. Ф. Аквинский утверждал, что сознание относится к высшей категории человеческих дарований. В повседневном существовании мыслитель ставил любовь к создателю превыше самого познания бога. При этом он, как и Аристотель, различал в воле практичное сознание, т. е. признавал руководящую роль разума над поступками.

Реализм и номинализм

Схоластика постоянно решала вопрос о том, есть ли универсальное сочетание круга вещей и идей. Реализм и номинализм являлись историко-философскими учениями, которые проповедовали и абсолютизировали всеобщее и индивидуальное понятие, отделяя эти диалектические контрасты один от другого. Номинализм утверждал первопричиной вещи, а реализм представлял началом идеализм, в отличие от современного понятия реализма материалистической направленности.

Реализм различался по степени проявления:

  • умеренных взглядов;
  • крайних суждений.

Крайний реализм предполагает, что сознание существовало до появления мира вещей и находится вне его. Эта теория поддерживалась А. Кентерберийским и Гильомом. Умеренная разновидность говорит о бытовании понятий вне и независимо от некоторых вещей, при этом идеи проявляются в самих предметах в форме сущности. Эта точка зрения приветствовалась представителем схоластики Ф. Аквинским.

Философия и наука провозглашались слугами богословия. Перед концептуальными теориями ставилась цель проникновения в область веры с помощью осознания действительности и систематизации религиозных истин. Решение такой задачи привело бы к эффективной усвояемости святых понятий и к уничтожению критических аргументов.

Источник: nauka.club

Патристика-основа христианского богословия и философии

фото 586

Учение зародилось ещё в древние века, когда молодая религия христианства столкнулась и переплелась с философскими знаниями поздней античности. Патристика включает в себя философские, теологические и политико-социологические мысли и идеи, которые были найдены в сочинениях ранних христианских философов, которых прозвали отцами церкви. Патристика-это основа христианской философии и богословия.

Отцами церкви традиционно назывались деятели христианской церкви со второго по восьмой век, которые создали её организацию и догматику. Известными отцами церкви в католическом течении христианства стали Августин, Григорий Первый Великий, Амвросий Медиоланский, Иероним. В православном же течении ими считались Василий Великий, Фанасий Александрийский, Иоанн Златоуст, Григорий Богослов.

Главными качествами отцов церкви является:

  1. Православная вера.
  2. Святость жизни.
  3. Дар Святого Духа.
  4. Признание церковью.

Также были известны апостольские отцы, которые считались истинными учениками апостолов, либо учениками их учеников. Именно в сочинениях апостольских отцов появилось формирование основной проблемы христианского философствования.

Патристика представляет из себя доктринальную форму построения культуры христианства, сложную систему переплетения христианских ценностей и античного наследия философии. Как бы не были оба эти течения различны, они точно сходятся в одном: элемент в религии сильно превосходит над рациональными идеями философии.

Главным отличием патристика как исторически философского элемента является нежелание принимать свободный философский поиск. Патристика признает только общую истину откровения, нуждающуюся в истолковании и разъяснениях, и в тоже время играет общее достояние всего общества христианства. Патристику считают единственным учением в христианской традиции, которое раскрывается разными авторами с разной глубиной.

Как и патристика средних веков развивалось и другое учение-схоластик. Её период начинает с шестого века и заканчивается пятнадцатым нашей эры.

Схоластика

Схоластика представляет собой особое направление в философии средних веков, которое склоняло богословие христианства к учению Аристотеля. Основной задачей этого направления было оправдать веру с помощью разума. Иными словами, мыслители старались найти рациональное объяснение веры в Бога. Из-за её философии схоластику иногда путают с патристикой.

Само учение схоластики предназначалось для обучения основным христианским традициям и принципам. Несмотря на различия, патристика и схоластика всегда дополняли друг друга. Основываясь на одних и тех же принципах, и символике, они оставляли вместе искали ответы на общие вопросы. Современные философы подчеркивают, что схоластика до сих пор живет в патристике.

Одним из известных мыслителей схоластики был Фома Аквинский. Именно он выступил против идеи о том, что природа и дух противостоят друг другу. Мнение философа заключено в том, что для изучения человека, нужно понять единство его тела и души.

фото 587

В современном мире схоластикой называют идеи или понятие, которые сильно отличаются от реальных представлений о мире, и их невозможно проверить опытным путем.

Главными особенностями схоластики является:

  • Развитие культуры цитирования.
  • Краткие изложения по каждому вопросу.
  • Рассматривает каждую деталь, идею и мнение.

К проблемам же этого учения относится следующее:

  • Проблема знаний и веры.
  • Доказательство существования Бога.
  • Проблема единичного и общего.

Периодизация патристики

Как считают религиозные мыслители, философское учение должно помогать совершенствовать веру в христианскую религию, которая выше любого знания, поскольку является его завершением. В этом случае философия теряет свою самостоятельную деятельность и начинает играть роль проводника человека к богу.

С помощью патристики был внесен большой вклад в создание христианской этики и эстетики общества в средние века.

Различают греческое и римское направление патристики. Основными её периодами являются:

  • апологетика или ранняя патристика (со второго по третий век). Представителями этого направления были Татиан, Климент, Юстин, Тертуплиан. Основной проблемой ранней патристики было отношений христианства к античному наследию.
  • патристика зрелая (с третьего по пятый век). Развивалась на Востоке, и в её деятельности принимали участие Григорий Нисский со своим братом Василием Великим Кессаривским, Амфилохий Ионийский, Гигорий Богослов Назианзин и др. На Западе в её деятельности участвовал Августин. Основной задачей этого направление была война с ересями.
  • патристика поздняя, которая основывалась на проблемах систематизации вероучения христианства. Основными фигурами в этом учении были Иоанн Дамаскин на Востоке и Боэций на Западе.

У патристики было особо выдающаяся роль в истории развития культуры христианства. Так, Августин Блаженный собственными учениями повлиял на средневековую философию. Этот мыслитель стал известен тем, что уделял много внимания на природу человека и его самопознание.

Августин Блаженный и его взгляды

Августин Аврелий (354-430), он же Блаженный, был одним из крупных представитель патристики Запада. Ему принадлежат такие сочинения: “О граде Божием”, “О свободной воле”.

Августин считал, что бог ни что иное, как высшая сущность, которая превосходит по силам и знаниям созданный им мир. Бог является конечным пунктом всех идей и поступков человечества.

Из этого следовало, что душа значительно превосходит тело, чувства и воля владеют над разумом. Душа представляет из себя намного совершенней фигуру, чем тело, поскольку она бессмертна и вечна, и только ей дано познать Бога. У воли есть преимущество над разумом, поскольку она является активной фигурой.

В собственных учениях Августин призывал к самопознанию. Он говорил об истине к богу, превышающую все человеческие возможности, и это дает вовсе не разум. а вера. То же говорилось и о благе, которое можно получить не из знаний, а из любви к Богу.

Так все учение Августина строилось вокруг бога как единого и совершенного бытие. Каждая отрасль знания сливается с другой, поскольку исходит лишь из одного начала, коим является бог. Бог представлялся как истинный источник знаний и высшие предметом этики и доброты.

Подобное поклонение богу и идеи полного подчинения ему сыграли с Августином злую шутку, породив серьезные проблемы. Учеников мучали вопрос, почему, если бог является олицетворением добра, то в мире живет зло? В ответ на это мыслитель говорил, что в мире не существует двух начал, по силе равных друг другу. Иными словами, существование бога (добро) и дьявола (зло) принизило бы существование создателя мира. Но вместе с этим Августин уверял, что нельзя требовать ответственности от бога за причиненное людьми зло в мире. Так и появилась теодицея-проблема оправдание бога перед мировым злом.

Августин блаженный первым создал собственную теодицею в собственных рассуждениях. Так он полагал, что бог с его волей является единственным высшим благом. Все созданное Богом только добро, а зло просто не существует. Зло не являлось особым существом, а лишь считалось отступлением от добра, своеобразным дефектом. Именно поэтому реально только истинное добро, и не существует никакого истинного зла. Оно лишь тень, которое отбрасывает добро. И на зло способен лишь тот несчастный человек, который отвернулся от бога и сосредоточился на собственной жизни.

Чтобы избавиться от человеческой гордыни, мыслитель спорил с монахом Пелагием, который был уверен, что человеческая воля должна быть свободна, и ввел под сомнение идею первородного греха. Пелагий считал, что, совершая правильные поступки, люди получают результат собственных моральных усилий. Человек способен сам себя привести к спасению. Именно эти взгляды Августин жестоко раскритиковал. Он отрицал возможность того, что кто-нибудь из людей способен самостоятельно избавиться от своих грехов. И только божья благодать способна подарить надежду на спасение души. Так бог выбирал избранников для спасения, и его выбор не зависел от человеческих заслуг.

Своим учением Августин создал фундамент философии христианства, проведя итоговый разрыв с учениями греков.

фото 588

Историко-философский феномен

Патристика, играя роль историко-философского феномена является общим учением, которое раскрывает мысли и идеи отцов церкви. Явление патристики рассматривается исследователями, как сочетание богатства и разнообразия всех его составляющих элементов. С помощью этого можно провести оценку уникальности каждого из представителей патристики и его влияние на учение. Для исследователя, который не собирается вникать в саму суть учения, патристика станет настоящим кладом исторических данных и идей великих людей. Отсюда ясно, что саму патристику можно принимать как построение культуры христианства и научную дисциплину.

Как уже было сказано, патристика-это совокупность ценность христианской религии и эллинских философских учений. Благодаря этому христианство получило новое содержание для Откровения, чтобы сделать его таким понятным, чтобы идеи мыслителей стали понятны для простого народа.

В философии, патристической направленности, со времен зарождения жили две идеи. Первая заключалась в том, что необходима вера в бога и покорность его решениям. Человеку не обязательно стремиться достичь уровня создателя мира, поскольку бог является центром начала и конца всего. Вторая же идея говорила о том, что необходимо познать бога в его творениях, представлять все сущее как ясную гармонию мира, увидеть отблески его мудрости, покоя и света, не подвергать сомнению справедливость его решений и выражать любовь к богу.

Патристика играет сложную роль общего учения, которое раскрывает и излагает мысли и идеи различных отцов церкви. Если посмотреть на патристику с “внешней” стороны, не обращая внимания на её личные критерии и правила, то можно увидеть все разнообразие и богатство составляющих данное учение. Можно также провести оценку отдельного представителя учения и вклада в общую идею. Патристику исследователи рассматривают, как полное собрание философ в древние века их собственных позиций, и как духовный феномен, который состоит из нескольких ступеней и ответвлений.

Патристика-это сокровище, которое подарили христианство и эллинская философия. И это сокровище живет в наше время, как сборник философских идей.

Источник: mystroimmir.ru


Categories: Философия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.