Одним из крупнейших направлений философской мысли XIX и особенно XX столетия явился марксизм. Он возникает в середине 1840-х гг. Его основатели — КАРЛ МАРКС (1818–1883) и ФРИДРИХ ЭНГЕЛЬС (1820–1895) — разработали систему научных и политических взглядов, которая используется не только учеными, но и общественно-политическими движениями многих стран мира.

В ХХ в. возникло много версий и истолкований марксизма. В СССР марксизм — понимаемый преимущественно в его сталинской версии — был объявлен официальной идеологией КПСС и Советского государства. Поэтому вся история России в XX связана с развитием и распространением данной системы взглядов.

В марксизме выделяются три составные части: философия, политическая экономия и теория научного коммунизма. При этом философия образует наиболее фундаментальную теоретическую основу, на которую опираются две другие концепции.

По определению одного из наиболее выдающихся последователей Маркса и Энгельса ВЛАДИМИРА ИЛЬИЧА ЛЕНИНА (1870–1924), «философия марксизма есть материализм». Следует отметить, что учение Маркса явилось важной ступенью развития философского материализма, так как в марксистской философии был выдвинут ряд крупных, принципиально новых идей.


ПЕРВОЙ НОВОЙ ИДЕЕЙ, лежавшей в основании марксистской философии, было коренное изменение подхода к философскому знанию и его месту в культуре. Представители немецкой классической философии — прямые идейные предшественники Маркса — считали, что их наука имеет преимущественно теоретическое значение. Царство философии — это сфера чистой мысли. Она только объясняет мир, не вмешиваясь в происходящие в нем события (экономику, политическую борьбу и т.п.). Философия — царица наук, объединяющая в целостную систему все теоретическое знание. В своей ранней работе «Тезисы о Фейербахе» Маркс поставил перед философией другие задачи. Он писал: «Философы лишь различным образом объясняли мир, дело же состоит в том, чтобы изменить его». Отсюда ярко выраженная практическая направленность марксистской философии: она должна не только теоретически осмыслить природу и человека, но и разработать стратегию преобразования общества путем целенаправленной революционной деятельности.

ВТОРАЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ИДЕЯ марксистской философии — создание концепции диалектического материализма. Прямыми предшественниками марксизма в области философии явились Гегель и Фейербах. Гегель был классическим представителем объективного идеализма и диалектики, Фейербах — материалистом и метафизиком. Вплоть до середины ХIХ философский материализм не мог воспринять идеи диалектики, так как опирался на нее достаточно развитые естественные науки.


В естествознании ХVII–ХVIII господствовал метафизический стиль мышления. Ученые исследовали только изолированные предметы и их свойства, а не крупномасштабные процессы изменения, развития, взаимодействия. Природу считали постоянной и неизменной. Всем казалось, что, например, биологические виды вечно остаются одинаковыми, в земной коре ничего не изменяется, Солнечная система всегда была такой, какая она сейчас, и т.п. Диалектику в это время исследовали идеалисты, опиравшиеся на изучение тех сфер действительности, в которых было проще заметить процесс развития: это человеческое мышление, религия, всеобщая история, история философии. Диалектическую картину природы и общества создали Шеллинг и Гегель. Однако гегелевский вариант диалектики имел специфический, ограниченный характер: с его точки зрения, развивается не природа, материальный мир, а абсолютная идея — особое духовное начало, являющееся основой мира.

С конца ХVIII начали формироваться предпосылки для описания процессов развития не только мышления, но и материального мира. Естествознание перешло от собирательного этапа к систематизирующему. Систематизация и обобщение знаний сразу показали, что явления природы нельзя считать изолированными друг от друга, существующими самостоятельно и в неизменном виде.


чало нового этапа в развитии науки связывают с небулярной гипотезой Канта—Лапласа, которая утверждает, что Солнечная система существует не вечно, а развилась из более примитивного состояния материи (газовой туманности). В 1842–1845 Майер, Гров и Джоуль открыли закон сохранения и превращения энергии. Оказалось, что в неорганической природе постоянно совершаются преобразования одних форм движения в другие, причем энергия никуда не исчезает и не появляется вновь, а только трансформируется из механической в тепловую, электрическую и обратно. В 1830-е Шлейден и Шванн создали клеточную теорию строения живых организмов. Эта теория впервые показала глубокое единство (а следовательно, общность происхождения) всех животных и растений — одинаковый принцип строения всего живого. Диалектические механизмы развития жизни были блестяще описаны Дарвином. В его работах 1830–1840-х, а затем в классическом труде «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859) по существу были заново переоткрыты идеи диалектики. Так, все ее законы, сформулированные Гегелем применительно к развитию абсолютной идеи, Дарвин исследовал на материале биологии. Это тем более примечательно, что английский мыслитель не был профессиональным философом и едва ли знакомился с учением Гегеля. Диалектическое содержание есть и в периодическом законе химических элементов, сформулированном Менделеевым (1869). Он не показывает в буквальном смысле слова развитие вещества, но уже описывает химический мир как единое целое.

лько в ХХ был выявлен огромный потенциал, заложенный в неевклидовых геометриях, разработанных Лобачевским (1826), Риманом (1854) и Больяи (1882). Теория эволюции Вселенной использует созданный ими математический аппарат для описания развития пространственно-временных форм. Оказалось, что даже такие фундаментальные характеристики материи, как пространство и время, изменяются в процессе расширения Метагалактики. Пространство и время не являются ни застывшими, неизменными субстанциями (как считал Ньютон), ни врожденными субъективными формами восприятия, посредством которых сознание упорядочивает хаос человеческих ощущений (как считал Кант).

 Наконец, для изучения диалектики развития общества решающую роль сыграло открытие классов и классовой борьбы французскими историками эпохи Реставрации — это прежде всего Тьерри (1795– 1856) и Тьер (1797–1877). Экономические исследования Петти (1623–1687), Смита (1723–1790) и Рикардо (1772–1823) также создали предпосылки для выработки новой формы диалектики, охватывающей философское учение о природе и обществе.

Все эти научные открытия позволили Марксу и Энгельсу дать новую интерпретацию диалектики: теперь она рассматривалась как теория развития природы, человеческого общества и мышления. Новая концепция материализма органично включила в себя диалектику. Новое понимание процессов развития опиралось на диалектическое учение Гегеля и на материализм Фейербаха.


еалистическую основу философии Гегеля и метафизическое понимание мира у Фейербаха Маркс и Энгельс считали ошибками, устаревшими сторонами их философских концепций. Собственное философское учение Маркса и Энгельса получило название диалектический материализм. Их последователи всегда подчеркивают, что формирование новой концепции материализма и диалектики (т.е. диалектического материализма и включенной в него материалистической диалектики) явилось результатом действия трех групп предпосылок: социально-экономических (возникновение зрелой формы капиталистического общества); конкретно-научных (крупные открытия в естественных и общественных науках); философско-теоретических (немецкая классическая философия, прежде всего диалектика Гегеля и материализм Фейербаха).

Концепция диалектического материализма наиболее подробно была изложена в работах Энгельса «Анти-Дюринг» (1877–1878) и «Диалектика природы» (1873–1886, впервые опубликована в СССР только в 1925), в работах Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (1908) и «Философские тетради» (1914–1916). В то же время, до сих пор не существует научного труда, в котором было бы дано целостное, подробное и общепринятое изложение философской концепции марксизма. После Ленина диалектический материализм долгое время разрабатывался философами СССР (1920–1980-е), пока распад Советского Союза и изменение политической системы в России не привели к уменьшению интереса к марксистской философии и к марксизму в целом.


ТРЕТЬЯ ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ИДЕЯ марксизма — создание исторического материализма, или материалистического понимания истории. Благодаря этой идее философия марксизма получила полное название «диалектический и исторический материализм». Исторический материализм тоже использует теорию развития, диалектику, и в этом смысле также является диалектическим. Две характеристики новой формы материализма — диалектический и исторический — были даны для того, чтобы подчеркнуть, что в марксистской философии впервые удалось распространить идеи материализма на социальную философию, сделать философскую концепцию общества последовательно материалистической. В чем основное содержание исторического материализма и чем он отличается от других философских учений об обществе?

До середины ХIХ все ученые разделяли идеалистические взгляды на исторический процесс. Идеализм как философское направление утверждает, что сознание является первичной реальностью, а материя — реальность вторичная, производная от сознания, порожденная им. Идеалистическое понимание истории состоит в признании воли и сознания человека (или же фантастического сверхчеловеческого сознания) конечной и определяющей причиной общественного развития. Для обыденного сознания этот подход кажется вполне естественным. В самом деле, история общества зависит либо от божественной воли, как считают религиозные мыслители, либо от воли отдельных людей, поскольку человек наделен способностью самостоятельно принимать решения. Если люди действуют сознательно, то все происходящее в обществе определяется их сознанием и волей. С кем начать войну, какие принять законы и управленческие решения в экономике — все зависит от желания и воли отдельных личностей, социальных групп и организаций. Следовательно, эти желания и воля определяют ход истории.


Идеалистическую концепцию общества разделяли не только представители немецкой классической философии, но и французские материалисты ХVIII, а также утопические социалисты ХIХ — Сен-Симон (1760–1825), Оуэн (1771–1858) и Фурье (1772–1837). Так, у французских материалистов была популярна мысль, что ход истории зависит от воли человека, который стоит у власти. Отсюда их идея «просвещенного монарха»: добрый и образованный правитель может изменить ход истории, если будет стараться действовать гуманно и справедливо. Мыслители эпохи Просвещения полагали, что люди могут построить общество так, как им захочется, — подобно художнику, который изображает на картине все что ему вздумается.

Идеалистическое объяснение детерминации исторического процесса не могло выйти из замкнутого логического круга. С одной стороны, сознание отдельного человека зависит от воспитания, данного ему обществом. С другой стороны, воспитание, которое дает нам общество, само зависит от сознания и воли отдельных людей. Где искать наиболее глубокие детерминанты, определяющие происходящие в обществе события, остается неясным.


К середине ХIХ уровень развития экономики, политики, культуры европейской цивилизации создал предпосылки для обнаружения глубинных механизмов, управляющих общественным развитием. Новое понимание исторического процесса первым сформулировал Маркс. В сжатом и конспективном виде его подход был изложен в работе «К критике политической экономии» (1859). Маркс писал, что в годы работы редактором «Рейнской газеты» он оказывался в затруднительном положении при обсуждении вопросов «о так называемых материальных интересах», существовавших в немецком обществе. Его попытки объяснить социальные конфликты с помощью гегелевской философии права были безуспешны. С точки зрения Гегеля мировой дух, создающий науку, религию, искусство, политическую организацию общества и правовые нормы, определяет все общественные процессы. Но в реальной жизни непонятные «материальные интересы» людей не приспосабливались к правовым нормам, а, наоборот, вступали с ними в конфликт. Реальные социальные процессы не шли «по Гегелю», не управлялись мировым духом или сознанием человека. Эта ситуация требовала специального научного анализа, к которому Маркс — юрист по образованию — вскоре приступил. В работе «К критике политической экономии» он писал: «Мои исследования привели меня к тому результату, что правовые отношения, так же точно как и формы государства, не могут быть поняты ни из самих себя, ни из так называемого общего развития человеческого духа, что, наоборот, они коренятся в материальных жизненных отношениях».


т уже сформулирована главная идея исторического материализма: «материальные» жизненные — прежде всего экономические — отношения между людьми определяют все остальные происходящие в обществе процессы. Далее Маркс дал конспективное изложение материалистической концепции общества, на которую марксизм опирается вплоть до нашего времени: «Общий результат, к которому я пришел и который послужил затем руководящей нитью во всех моих дальнейших исследованиях, кратко можно сформулировать следующим образом. В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание. На известной ступени своего развития материальные производительные силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями, или — что является только юридическим выражением этого — с отношениями собственности, внутри которых они до сих пор развивались. Из форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда наступает эпоха социальной революции. С изменением экономической основы более или менее быстро происходит переворот во всей громадной надстройке».


Кратко обрисованный здесь механизм общественного развития Маркс более детально изучил в своем основном труде — «Капитале».

До настоящего времени продолжаются дискуссии о том, как именно в той или иной конкретной ситуации может осуществляться определяющее влияние материального производства на развитие общества. Попытки развить и переосмыслить подход Маркса приводят к появлению различных интерпретаций его идей. Одна из таких интерпретаций — концепция так называемого экономического детерминизма. Согласно этой концепции, все социальные процессы прямо и непосредственно, по существу автоматически предопределяются изменениями в экономике. Уже после смерти Маркса Энгельс отмечал, что считает такое истолкование их подхода примитивным и неправильным. «Согласно материалистическому пониманию истории в историческом процессе определяющим моментом в конечном счете является производство и воспроизводство действительной жизни. Ни я, ни Маркс большего никогда не утверждали. Если кто-нибудь это положение извратит в том смысле, что будто экономический момент является единственно определяющим моментом, тогда утверждение это превратится в ничего не говорящую, абстрактную, бессмысленную фразу. Экономическое положение — это базис, но на ход истории ческой борьбы оказывают влияние и во многих случаях определяют преимущественно форму ее различные моменты надстройки».

Подход к анализу общества, разработанный в социальной философии Маркса и Энгельса, с самого начала вызывал возражения со стороны мыслителей идеалистического направления. В то же время фундаментальные принципы исторического материализма используются и продолжают обсуждаться в трудах философов, экономистов, историков, политологов и представителей других научных дисциплин.

Таковы три наиболее фундаментальные концепции, внесенные марксизмом в мировую философию. Можно выделить ряд других, более частных философских идей марксизма, которые представляют собой развертывание и углубление перечисленных фундаментальных концепций.

ЧЕТВЕРТАЯ НОВАЯ ИДЕЯ марксистской философии — учение о формах движения материи и закономерностях их взаимосвязи. Механистическая философия материалистов ХVII–ХVIII и классическая физика пытались объяснить любые изменения в природе, а иногда и в обществе механическим движением атомов и молекул. Ученым казалось, что не только простое механическое движение, но и химические реакции, функционирование живых организмов, действия человека можно представить как результат движения атомов, происходящего по законам классической механики. В середине ХIХ Лев Толстой в романе «Война и мир» с иронией писал о мыслителях, которые готовы объяснить исторические события движениями атомов в голове Наполеона. В это время уже стало ясно, что объяснить природу и общество только законами механики невозможно. В природе должны быть какие-то другие, более сложные законы. Существуют качественно различные уровни организации природы, не сводимые один к другому. Впервые эти уровни попытался разграничить Гегель. В его «Философии природы» были выделены три уровня организации: механизм, химизм и организм. После них возникает дух, т.е. (говоря языком философского материализма) общество. Огюст Конт выразил мысль о существовании уровней организации природы в своей классификации наук. Основные науки он расположил в порядке усложнения таким образом: астрономия, математика, физика, химия, биология, социология. Опираясь на эти классификации, Энгельс разработал диалектико-материалистическую концепцию ступеней развития материи. Согласно этому подходу, в известной нам области Вселенной существуют 4 основные формы материи: физическая, химическая, биологическая и социальная. Каждой из основных форм материи соответствует и одна из основных форм движения. Наиболее элементарная форма движения, представляющая собой просто перемещение в пространстве и во времени, — механическая. После нее в порядке усложнения следуют физическая, химическая, биологическая и социальная формы движения. Энгельс сумел сформулировать также основные закономерности взаимодействия этих форм движения.

В науке второй половины ХХ началось интенсивное развитие так называемых междисциплинарных исследований, которые затрагивают проблемы, возникающие как бы на стыках старых, классических наук. Так, ядерная энергетика связана с областями исследования на стыке физики и химии, проблема возникновения жизни решается в основном на стыке химии и биологии, на стыке биологии и техники возникла бионика. Исследования по биологии человека — на стыке биологических и социальных наук — необходимы для решения проблем этнографии, истории, экономики, медицины, а также для практической д-ти в политике, предпринимательстве и т.п. Наиболее важным в этой области остается вопрос о соотношении и взаимодействии социального и биологического начал в человеке и в обществе в целом. Известную концепцию взаимодействия социального и биологического в обществе предложил, например, Зигмунд Фрейд. Все эти «стыковые», пограничные науки опираются на философское учение о закономерностях взаимодействия различных форм, уровней организации материи.

ПЯТАЯ НОВАЯ ИДЕЯ марксистской философии — материалистическая концепция сознания и человека, связанная с трудовой теорией антропосоциогенеза. Развитие науки в ХIХ–ХХ создало возможность в основных чертах объяснить, каким образом возникло сознание. С точки зрения марксизма оно сформировалось в процессе антропосоциогенеза, т.е. развития человека под воздействием социальных факторов. (Биологические механизмы возникновения человека объяснил Дарвин, однако анализ социальных условий этого процесса не входил в область его исследований.) Главным социальным фактором формирования человека и общества был процесс труда — в этом смысле и говорят, что «труд создал человека». Трудовая теория формирования и развития человека и человеческого сознания была изложена в статье Энгельса «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека». Его подход — с небольшими уточнениями — разделяется современными биологами и антропологами.

В ранней работе Маркса «Экономическо-философские рукописи 1844 года» развивались идеи европейской гуманистической философии ХVI–ХVIII о месте человека в мире. Здесь впервые была предпринята попытка связать гуманизм с глубинными экономическими законами общественного развития. Маркс рассматривал человека как высшую ступень развития материи, способную к универсальной трудовой деятельности. Трудовая деятельность позволяет неограниченно перестраивать и преобразовывать вещество природы для удовлетворения материальных, а также духовных потребностей людей. Свое учение о будущем цивилизации основоположники марксизма строили на общефилософской концепции человека, человеческой сущности и на анализе механизмов функционирования капиталистического общества. С их точки зрения, развитие капитализма неизбежно приведет к возникновению новой общественной формации — коммунистического общества, экономической основой которого станет общественная собственность на средства производства. Только это общество создаст условия для гармоничного развития способностей каждого человека и воплощения в жизнь гуманистического идеала всесторонне развитой личности, о котором писали еще мыслители эпохи Возрождения.

Первым научным произведением молодого Карла Маркса была его докторская диссертация "Различие между натурфилософией Демокрита и натурфилософией Эпикура. В этом труде Маркс стоит еще на идеалистически-гегельянской точке зрения. Он считает движущей силой истории человечества развитие человеческого самосознания. Но сам выбор темы, т.е. интерес Маркса к материалистам античности, в особенности же к эпикурейству, указывает на его расхождение с Гегелем.

Если Гегель исходил из того, что мир сам по себе разумен и превозносил философию за то, что она возвышается над бурным житейским морем, то Маркс противопоставляет философию действительности и считает, что она должна бороться против всех земных и небесных богов. Он рассматривает философию как "философию действия", призванную не только удовлетворять человеческую любознательность, но и мира. Преодолев тезис Гегеля о разумности всякой действительности, Маркс считает, что борьба против неразумной действительности есть прежде всего борьба с существующими общественными и, в частности, государственными учреждениями.

Позднее, в 1843 Маркс решительно ставит вопрос об отрицании философии в старом смысле слова, т.е. о преодолении противопоставления философии как некоей "науки наук" так называемым положительным наукам. Сам Маркс так характеризует противоположность своего метода идеалистической диалектике Гегеля: "Мой диалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же, наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней".

В "Немецкой идеологии" Маркс и Энгельс показывают, что господствующие в обществе идеи суть идеи господствующего класса, что государство, независимо от форм правления (монархия, демократическая республика и т.д.) всегда представляет собой политическую диктатуру того класса, которому принадлежат средства производства. Следовательно, для идеологической победы марксизма необходима победа класса, идеологией которого он является — пролетариата, т.е. необходимо установление диктатуры пролетариата.

Источник: students-library.com

Тема: Философия XIX века: марксизм.

Марксизм как философское учение основано К. Марксом (1818 — 1883) и

Ф. Энгельсом (1820 — 1895) в 40-х гг. XIX в. Впоследствии развит Г.В. Плехановым (1856 — 1918), В.И. Лениным (1870 — 1924) и другими последователями.

 

Общая философия это диалектический материализм, в рамках которого развирается теория исторического процесса — исторический материализм. Основными системообразующими принципами являются следующие:

1) Принцип единства и целостности бытия как развивающейся универсальной системы, включая все формы действительности от объективной (материя) до субъективной (мышление).

2) принцип материальности мира, утверждение, что материя первична по отношению к сознанию, отражается в нем и определяет его содержание;

3) принцип познаваемости мира, мера его познанности, определяющей степень соответствия наших знаний объективной реальности, является практика;

4) принцип развития. Весь мир находится в непрерывном, постоянном диалектическом развитии, источник которого — возникновение и разрешение противоречий;

5) принцип преобразования мира в целях достижения свободы личности на основе преобразования жизни общества и достижения равенства и братства.

 

2. Теория познания.Общественно-экономическая практика есть основа, цель и критерий познания. Практика порождает теорию, теория служит практике. Практика есть единство субъективного и объективного, сознания и бытия, опредмечивания и распредмечивания. Для Маркса объект — это предмет приложения человеческих сил, то есть субъекта (человека, общества, государства). Действительность берется не созерцательно, а в форме приложения человеческой чувственной деятельности. Основные виды практики: обработка природы людьми (материально-производственная деятельность) и обработка людей людьми (социально-преобразующая деятельность). Вся общественная жизнь является практической. Практика связала теорию исторического процесса с гносеологией, была и в онтологии. Так как сущность сознания есть отражение в нем материальной жизни и условий, то процесс целеполагания у человека есть процесс отражения окружающего мира в форме образа предстоящей практической деятельности.

 

4. Социальная теория Маркса.Исходный пункт: основа любого человеческого общества — добывание средств к жизни. Отсюда базисом являются те отношения, в которые люди вступают при производстве своей жизни, который облекается надстройкой – политико-юридической, общественной и др. Каждая система производственных отношений возникает на определенном этапе развития производительных сил, когда есть соответствие, то производительные силы имеют большие возможности для развития (предметы производства, знания и опыт, человек). Когда производственные отношения отстают, то это почва для социальных революций. Надстройка-совокупность духовных образований (теории, учения, религия, искусство), отношений между людьми — идеология и учреждений и организаций — суды, партии, церковь и т.д. Надстройка вначале служит укреплению базиса, но в ходе развития и возникновения противоречий возникает новые надстроечные формы, активно воздействуя на базис. Новый базис вызревает в рамках старого, и количество переходит в качество, революционный переход от одной общественно-экономической формации к другой.



 

5 Проблема человека в философии марксизма. Понятие отчуждения. Отчужденный труд Маркса рассматривается в 4 аспектах:

1. Рабочий использует материалы, взятые у природы и получает в итоге нужные для жизни предметы, продукты труда. Ни исходный материал, ни продаваемый ему не принадлежат — они ему чужие. Чем больше рабочий работает, тем больше мир предметов, не принадлежащий ему. Природа делается для рабочего только средством труда, а предметы, которые создаются в производстве — средством жизни, физического существования. Рабочий полностью от них зависит.

2. Процесс труда для рабочего принудителен. Но такой труд — это не удовлетворение потребности в труде, а только средство для удовлетворения других потребностей. Только вне труда рабочий распоряжается собой — т.е. свободен. Таким образом, он свободен только осуществлять жизненные функции, общие у человека с животными. А труд — форма деятельности, специфическая для человека, для рабочего представляется унижением в себе человека.

3. Труд подневольный отнимает у человека его “родовую” жизнь. Род человека живет в природе. Жизнь человека неразрывно связана с природой. Эта связь — деятельный контакт с природой, в которой главное — труд, производство: ”…производственная жизнь и есть родовая жизнь”. Но для рабочего труд — лишь средство для поддержания собственной жизни, а не рода. Род относится к природе и производству не как свободный человек, а как рабочий, т.е., отчужденно. Это и значит, что у рабочего отобраны и родовая жизнь и человеческая сущность.

4. Подневольный труд порождает отчуждение между людьми. Рабочие чужды друг другу, поскольку они конкурируют за возможность трудиться.

Не только рабочий, но и все люди являются отчужденными. Отношения между людьми тоже отчужденные и различия только в видах и уровнях отчуждения. Маркс указывает на существование первичных и вторичных уровней отчуждения. Почему же человек становится отчужденным?

Отчуждения труда равнозначно существованию частной собственности. Частная собственность — основа экономической жизни. На частнособственнической экономике держится вся история. Это значит, что экономическая история — ключ к пониманию человеческой жизни как таковой. “Религия, семья, государство, право, мораль, наука, искусство… суть лишь особые виды производства и подчиняются его всеобщему закону”. Жизнь людей в условиях отчуждения калечит их, делает “частичными индивидами” или неразвитыми, недочеловеческими существами. “Частная собственность сделала нас настолько глупыми и односторонними, что какой-нибудь предмет является нашим лишь когда мы обладаем им… когда мы им непосредственно владеем, едим его, пьем — употребляем… Поэтому на место всех физических и духовных чувств стало простое отчуждение всех этих чувств — чувство обладания”.

Устранение отчуждения. Универсальный человек. Процесс, обратный отчуждению, — присвоение человеческой собственной подлинной сущности. Маркс связывает его с общественными преобразованиями, с освобождением, которое в основе имеет уничтожение отчужденного труда. Что будет, если человек начнет производить как человек, т.е. не подневольно. В этом случае труд станет средством саморазвития человека, в реализацию человеком своих лучших сторон. Характеристика присвоения человеческой собственной сущности, или превращения труда из принудительного в человеческий рассматривается Марксом по тем же параметрам, что и процесс отчуждения:

1. по присвоению предметов труда и его результата;

2. по освобождению самой деятельности;

3. присвоение человеком труда общей родовой сущности;

4. гармонизации отношений между людьми.

Здесь Маркс создает грандиозную по своему пафосу картину человечества, живущего в единстве с природой, преобразующего природу в соответствии с ее законами. Гармония с внешней природой осуществляется в деятельности, в которой человек реализует свои цели не по законам утилитарной пользы, а по законам красоты. Внутренняя природа человека также преобразуется. Вместо отчужденного недочеловека появляется человек, само природное развитие есть гармоничный результат всей истории человеческого общества. В человеке начнут реализовываться способности, пока еще реализующиеся не у всех (музыкальное ухо, художественно развитый глаз) — творческие способности. Универсально развитый, живет в единстве и гармонии с внешней и внутренней природой человека — таков идеальный философский образ, рисующийся Марксу в качестве ядра коммунистического идеала. Уничтожение человеческой собственности необходимо, но недостаточно для присвоения людьми человеческой сущности.

 

Источник: studopedia.su

I. Предпосылки возникновения марксизма:

Марксистская философия возникла в 40-е годы XIXвека. Родоначальниками этой философии являются К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895).

Выделяют следующие виды предпосылок генезиса марксистской философии.

1. Социально-экономические предпосылки: Развитие капитализма и обострение противоречий в первой трети XIX века потребовали создания новой идеологии и социальной теории.

2. Естественнонаучные предпосылки: Открытие закона сохранения и превращения энергии. Открытие клеточного строения животных и растений. Создание теории эволюции Дарвина. Эти три научных открытия стали естественнонаучным основанием диалектического понимания природы (в природе все взаимосвязано и все развивается).

3. Теоретические предпосылки: марксистская философия развивает важнейшие положения философии Гегеля и Фейербаха.

У Гегеля Маркс и Энгельс берут диалектику – учение о всеобщей связи и развитии, но их критику вызывает идеалистическая позиция Гегеля. В философии Фейербаха Маркса и Энгельса привлекает материализм, а критику вызывает абстрактное понимание человека, неисторичность. У Фейербаха человек понимается абстрактно, как лишенный каких-либо конкретно исторических характеристик, как находящийся вне общества. Маркс считает, что человека нужно рассматривать с социально-исторических позиций, как представителя конкретного общества. Исследуя отчуждение как основной фактор возникновения религии, Маркс утверждает, что Фейербах не видит истинных причин возникновения религии. Маркс полагает, что причины возникновения религии — исторические и социальные. Глубинной причиной генезиса религии является экономическое отчуждение, порождаемое частной собственностью. При господстве частной собственности личность не может развиваться гармонично, она деформирована и ей нужна компенсация — религия («религия — опиум народа»). Маркс выделяет следующие формы отчуждения: отчуждение от продуктов своего труда, отчуждение от собственной активности (т.к. продукт труда отчужден от производителя), отчуждение от родовой сущности (как человека-творца).

Вывод, к которому он приходит: в условиях частной собственности личность деформируется. Человек теряет свою сущность, он перестает быть человеком. Таким образом, нужно уничтожить частную собственность, которая должна стать всеобщей.

 

 


II. Основные идеи (и характерные черты) марксистской философии.

1. Марксистская философия соединяет материализм и диалектику и распространяет их на понимание природы (диалектический материализм).

2. В марксистской философии материализм и диалектика распространяются на понимание общества, таким образом создается исторический материализм — теория материалистического понимания истории. Согласно материалистическому пониманию истории, основой развития общества является материальное производство или труд. Краткая формулировка материалистического понимания истории: «Общественное бытие (материальные условия жизни людей) определяет общественное сознание (религия, политика)».

3. В рамках материалистического понимания историиМаркс создал теорию общественно-экономической формации. Благодаря введению в социальную философию понятия общественно-экономическая формация, развитие общества стало пониматься как естественноисторический процесс. Общественно-экономическая формация – это социальный организм, в основе которого лежит способ производства, т.е. единство производительных сил (чем трудятся) и производственных отношений (как трудятся). В основе развития общественно-экономической формации лежит противоречие между постоянно развивающимися производительными силами и сковывающими их развитие производственными отношениями. Поэтому развитие общества понимается как естественноисторический процесс. Но, выделив пять формаций (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и /гипотетическая/ коммунистическая), Маркс не учел специфику развития Востока. В более поздних работах он скорректировал свои положения. Для него специфика развития Востока это — азиатский способ производства, прежде всего аграрный. В аграрном обществе, основанном на ирригационном земледелии, земля принадлежит государству. Во главе государства стоит деспот, обладающий правами и свободами, а все остальные — бесправны («восточный деспотизм»).

4. Социальный прогресс в марксистской философии понимается как переход от низшей общественно-экономической формации к высшей.

5. В марксистской философии в теорию познания была введена категория «практика», в результате познание стало пониматься как исторически и социально обусловленное. Практика понимается как всемирно-историческая, чувственно предметная деятельная человечества. Она рассматривается как основа познания, цель познания, критерий истинности знания, средство познания.

6. В марксистской философии человек был рассмотрен как результат социализации, т.е. усвоения общественных правил, норм и ценностей. Для марксистской философии человек – это общественное существо; причем утверждается, что человеком можно стать только в обществе.

7. Марксистская философия продолжает традицию гегелевской трактовки предмета философии. Для нее философия – это учение о соотношении материального и идеального, материи и духа.

8. Для марксистской философии важнейшей функцией философии является социальная функция, т.е. по словам Маркса, «философия должна изменить мир».

 

III. Эволюция марксизма

Марксистская философия эволюционировала под влиянием:

1. Развития естествознания. В XX возникла необходимость скорректировать некоторые положения материалистической философии под влиянием научной революции конца XIX – начала XX века (открытие электрона, радиоактивности, радия). В связи с чем было дано Ленинское философское определение материи (через указание на ее универсальное свойство быть объективной реальностью): «Материя есть категория для обозначения объективной реальности, данной нам в ощущениях…»

2. Социально-культурного контекста. В начале XX века появились философы-марксисты, которые считали, что можно совместить марксизм с религией, прежде всего с христианством. 1. Эрнст Блох (1885-1977) создал «философию надежды» (надежды на будущее). В марксистской философии он выделял прежде всего идею всеобщего равенства и социального прогресса.2.АнтониоГрамши (1891-1937). В условиях страны, где доминировал католицизм, итальянский философ утверждал, что марксистскую философию нужно включить в диалог с католицизмом.

3. Других философских концепций. В 60-е годы XX века возникло такое течение как фрейдомарксизм, лидером которого является Хоркхеймер (Франкфуртская школа). Предтечей данного течения был Э. Фромм, который считал, что изменение общества невозможно без изменения сознания людей. Таким образом, марксизм нужно дополнить фрейдизмом.

Одним из самых значительных представителей фрейдомарксизма был Герберт Маркузе (кумир поколения западных бунтарей – «шестидесятников»). На основании базового положения Фрейда, что основой человеческого поведения являются бессознательные влечения, он сделал вывод о том, что важнейшим фактором прогресса выступает сублимация (переключение энергии с низших целей на высшие). В новом постреволюционном обществе (а движущей силой революции является сублимация) человек избавится от отчуждения и обретет свою сущность — свободу.

ВXX веке неомарксистская философия развивалась под влиянием дискуссий о:

1. О трактовке материалистического понимания истории. Так, например, венгерский философДьердь Лукач (1885-1971) своюработу «История и классовое сознание» посвятил этому вопросу. Он утверждал, что материалистическое понимание истории – это и теория развития общества и метод познания общества. Ценность этого метода в том, он может охватить общество и историю в их целостности, тотальности, всеобщей универсальности. Но данный метод будет плодотворным только с позиции классового сознания пролетариата

2. О диалектике как методе и возможности ее применимости к природе (не все неомарксисты считали, что диалектика свойственна природе и как метод познания применима к исследованию природы).

3. О неокапитализме. Такие мыслители как Лефевр и Гольдман считали, что в 70-е годы ХХ века капитализм превратился в неокапитализм, утратив свою эксплуататорскую сущность. На этом основании велась дискуссия о возможности дальнейшего развития марксистского социально-политического учения, ядром которого является положение о противостоянии эксплуатируемых и эксплуатирующих классов. Например, РожеГароди (1918-?) полагал, что в условиях неокапитализма предметом философии должна стать повседневность. Это означает, что из борьбы классов политика превратилась в повседневную практику изобретения будущего. Философия должна сформировать модель потребного будущего.

4. О философии так называемого «молодого» Маркса и о необходимости возвращения к ней. Некоторые философы-марксисты, как западные, так и «восточные» в 60-70-х годах XX в. (под влиянием положений XX съезда партии) пытались противопоставить «молодого Маркса» — «Маркса-гуманиста»«Марксу-экономисту» времен написания «Капитала». Такие философы, как Поль Враницки или представители журнала «Праксис» полагали, что марксистскую философию следует «гуманизировать», вернувшись к антропологическим идеям «молодого Маркса». Например, Р.Гароди, для которого был характерен интерес к проблеме личности, сделал попытку синтезировать философию Фихте (человек – то, что он делает) и Маркса (человек – субъект истории). Р.Гароди трактует человека, прежде всего как человека-творца. Луи Альтюссер выступал против возвращения к «молодому» Карлу Марксу. По его мнению, марксистская философия – это, во-первых, «антигуманизм» (потому что в центре ее исследований не единичный человек, а «человек общественный», универсальный) и, во-вторых, «антиисторизм» (потому что понимает историю не как линейный процесс, а как процесс циклический, характеризующийся случайностями, отклонениями от магистрального пути и т.п.).

Источник: cyberpedia.su


Categories: Философия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.