Понятие философии

Философия — это наука о всеобщих свойствах, связях, отношениях, присущих явлениям всех сфер действительности (неживой, живой природе, обществу, процессам мышления); это синтезированное знание, в котором в обобщенной форме выражены достижения всей человеческой культуры.

Иначе, философия — это наука наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления.

Рассматривая всеобщие связи и отношения, философия дает общее представление о мире, о бытии, о человеке и его отношении к миру. Круг философских проблем связан непосредственно с основными вопросами человеческого бытия:

    • Что такое мир? Закономерен он или хаотичен?
    • Кто такой человек? Какое место он занимает в мире? Каково его отношение к миру?
    • Познаваем ли мир?

Отличие философии от других наук и форм теоретического осмысления действительности:

    1. рассматривает мир как целое, с точки зрения всеобщих свойств, связей и отношений (носит предельно общий теоретический характер);
    2. познает природу мира и устанавливает причины ее развития;
    3. изучает наиболее общие законы природы, общества и мышления;
    4. исследует пути и средства познания мира и его преобразования (содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, кото­рые лежат в основе иных наук).

Специфика философского знания:

    • является знанием о всеобщих свойствах, связях, отношениях, присущих явлениям всех сфер действительности (неживой, живой природе, обществу, процессам мышления), дает общий взгляд на мир, устанавливая общие принципы и закономерности его проявления;
    • является синтезированным знанием, в котором в обобщенной форме выражены достижения всей человеческой культуры;

    • во многом субъективно (несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов);
    • является совокупностью объективного знания и общественных ценностей (нравственных идеалов) своего времени (испытывает на себе влияние эпохи);
    • имеет качество рефлексии (обращенности мысли на саму себя);
    • неисчерпаемо по своей сути;
    • ограничено познавательными способностями по­знающего субъекта (человека).

Предмет и объект философии

Объек­т философии как науки — реальность (мир) и человек в совокупности их сложных отношений. Таким образом, философия изучает мир в целом, мир как целое; она исследует отношение человека к миру, мир, взятый в отношении к нему.

Предмет философии —  наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, разработанные на основе и в процессе изучения объекта ее исследования.

Иногда под предметом философского исследования понимается определенная область действительности или круг проблем, изучаемых философами в данный момент времени или в определенную эпоху, или область исследования определенной философской науки.

Источник: jurkom74.ru

Что такое философия?


Традиционно философия определяется как исследование первопричин и начал всего мыслимого — универсальных закономерностей, в рамках которых существует и изменяется как бытие, так и мышление, как постигаемый Космос, так и постигающий его дух. Мыслимое в традиционной философии выступает в качестве бытия — одной из основных философских категорий (ср. тезис Парменида: «мыслить и быть — одно и то же»[3]). К бытию относятся не только реально происходящие процессы, но и умопостигаемые возможности. Поскольку мыслимое необозримо в своих частностях, философы, в основном, концентрируют своё внимание на первопричинах, предельно общих понятиях, категориях. В разные эпохи и для разных философских направлений эти категории свои (ср.: Гегель определял философию как «современную ей эпоху, постигнутую в мышлении»).

Философия включает в себя такие различные дисциплины, как логика, метафизика, онтология, эпистемология, эстетика, этика и др., в которых задаются такие вопросы, как, например, «Существует ли Бог?», «Возможно ли объективное познание?», «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?» Фундаментальным методом философии является построение умозаключений, оценивающих те или иные аргументы, касающиеся подобных вопросов. Между тем, точных границ и единой методологии философии не существует. Споры идут и по поводу того, что считать философией, и само определение философии различно в многочисленных философских школах.[4]


Сам термин «философия» всегда имел славу термина, с трудом поддающегося определению из-за подчас фундаментального разрыва между философскими дисциплинами и используемыми в философии идеями.

Гегель определял философию как науку о мышлении, которая имеет своей целью постижение истины посредством развёртывания понятий на основе развитого «субъективного мышления» и метода, который «в состоянии обуздывать мысль, вести её к предмету и удерживать в нём»[5] В марксизме-ленинизме давалось несколько взаимосвязанных определений: философия есть «форма общественного сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении человека и мира; наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления»[6].

Современные западные источники дают гораздо более осторожные определения, например: «философией является учение о наиболее фундаментальных и общих понятиях и принципах, относящихся к мышлению, действию и реальности»[7].

Наконец, есть современное «постмодернистское» или «практическое» понимание философии, согласно которому философия — это то, чем занимаются люди, называющие себя философами, некий вид деятельности и ее результат. Это понимание философии критикуется как недостаточное.

История термина

Считается, что само слово «философия» первым придумал Пифагор. Как сообщает Диоген Лаэртский,


Философию философией [любомудрием], а себя философом [любомудром] впервые стал называть Пифагор, когда спорил в Сикионе с Леонтом, тираном Сикиона или Флиунта <…>; мудрецом же, по его словам, может быть только бог, а не человек. Ибо преждевременно было бы философию называть «мудростью», а упражняющегося в ней — «мудрецом», как если бы он изострил уже свой дух до предела; а философ [«любомудр»] — это просто тот, кто испытывает влечение к мудрости[8].

Пифагор не оставил после себя сочинений, так что первый автор, у которого встречается слово «философ», — это Гераклит:

Очень много должны знать мужи-философы[9].

Термин «философия» впервые встречается в диалогах Платона.

Из Древней Греции термин «философия» распространился в странах Запада и Ближнего Востока.

В восточных традициях философия не выделялась в отдельную область деятельности, и была растворена в культурных, религиозных и политических учениях, так что в них существуют лишь приблизительные аналоги термина «философия».

Например, в индийской философии использовались термины: «брахма-видья» («знание Абсолюта»), «анвикшики» («рефлексивное ви́дение»), «даршана» («теоретическое ви́дение»), «мата» — («теория»)[10].


В китайской философии использовался термин «сюэ» («теория»).

В арабской философской традиции происходящее из древнегреческого слово «фальсафа» применялось в двух значениях: в широком смысле как «философия» и в узком — как название одной конкретной философско-теологической школы (прежде всего, последователей ал-Кинди). В переводах ряда арабских философских трактатов этот «ложный друг переводчика» приводил к недоразумениям, из которых наиболее известным является книга ал-Газали «Самоопровержение философов» (араб. ‎‎ Тахафут аль-фаласифа), являющаяся памфлетом именно против этой конкретной школы, а не самой философии (в некоторых других трудах ал-Газали не столь критичен по отношению к «философам» и признает значимость вклада ал-Кинди). Как ни странно, эту ошибку допускает Бертран Рассел в своей «Истории Западной философии».

В обыденном языке слово «философия» также может обозначать общее мировоззрение человека либо его индивидуальные верования или этику.

Функции философии и формы философской деятельности

По отношению к любой сфере человеческой жизни и деятельности философия может занимать три позиции.

  1. Исследовательская позиция. Философия как наиболее общая наука исследует данную сферу.
  2. Критическая и методологическая позиция. Критикует деятельность данной сферы и предписывает ей правила.
  3. Позиция активного вмешательства. Претендует на то, чтобы заменить собой данную сферу деятельности (например, время от времени философия пытается подменить собой науку).

В целом философия претендует на выполнение следующих функций.

  1. Мировоззренческая функция: помогает сформировать целостную картину мира.
  2. Методологическая функция: формулирует правила познания для всех частных наук.
  3. Эвристическая (поисковая) функция: создаёт новые области теоретического исследования.
  4. Функция социальной критики: осуществляет критику существующего в обществе порядка вещей.
  5. Футурологическая функция: отвечает на вопрос о том, каким должно быть будущее.
  6. Идеологическая функция: создаёт представление о желательном политическом и общественном устройстве.
  7. Воспитательная и образовательная функция: участвует в формировании личности.

Философия как мировоззрение

Философия является мировоззренческой дисциплиной (наукой), поскольку её задачей является обозрение мира в целом, поиск ответов на наиболее общие вопросы.

Мировоззрение — система наиболее общих взглядов на мир (природу и общество) и место человека в этом мире. В истории человечества выделяют ряд форм мировоззрения: мифологию, религию, философию и другие.

Есть мнение, что философия — это мировоззрение человека, то есть его суждение об окружающем его мире, о событиях происходящих в этом мире, комплекс понятий о культуре, идеологиях, его заблуждения и прозрения.


Мировоззрение формируется под воздействием личного жизненного опыта, школ и течений, существующих в умах людей в данную эпоху, на склад ума индивидуума. Часто индивидуум не высказывает свои мировоззренческие взгляды. Но это не значит, что их нет. Часто философ рассматривает явление через ту или иную призму предвзятости. Бердяев, например, в своей работе «Смысл творчества» прямо определяет эту свою предвзятость русским православием, причём, в своей собственной трактовке этого православия. Призма К. Маркса: бытиё определяет сознание. Да, вполне вероятно, что у каждого индивидуума есть своя призма, может быть не сформулированная. Очень часто философы формулируют какой-никакой постулат, а потом на протяжении всей своей жизни строят натянутые схемы в поддержку этого постулата.

См. также

  • Мудрость
  • Резонёрство

Философия как образ жизни

В античной, индийской и китайской философии сама философия рассматривалась не только как теория, но и как образ жизни (деятельность).

Философия и наука

Имеется, по крайней мере, три вопроса, касающихся соотношения философии и науки:

  • Является ли философия наукой?
  • Как соотносятся между собой философия и частные (конкретные) науки?
  • Как соотносятся между собой философия и вненаучного знания?

При рассмотрении первого вопроса о научности философии видно, что на протяжении всей своей истории философия — один из источников развития человеческого знания. Рассматривая её исторически, можно обнаружить преемственность в развитии философского знания, его проблематики, общность категориального аппарата и логики исследования. Не случайно Гегель рассматривал философию прежде всего с точки зрения «науки логики».


В то же время в истории человеческой мысли существуют целые пласты ненаучной философии, например, религиозной. Плотная связь философии и науки присуща в основном европейскому способу осмысления процессов познания. Возврат европейской мысли к ненаучному (и даже антинаучному) философствованию нередко проявляется во времена кризиса (примером может служить Лев Шестов).

Отношения науки (частных наук) и философии являются предметом дискуссии.

Философия нередко претендует на то, чтобы быть чем-то большим, чем наука, ее началом и итогом, методологией науки и её обобщением, теорией более высокого порядка, метанаукой (наукой о науке, наукой, обосновывающей науку). Наука существует как процесс выдвижения и опровержения гипотез, роль философии при этом заключается в исследовании критериев научности и рациональности. Вместе с тем, философия осмысливает научные открытия, включая их в контекст сформированного знания и тем самым определяя их значение. С этим связано древнее представление о философии как о царице наук или о науке наук.

Однако даже при отсутствии возможности претендовать на роль науки наук, философия может рассматриваться как наука, имеющая дело с более высоким, вторичным уровнем обобщения, воссоединяя частные науки.


рвичный уровень обобщения приводит к формулированию законов конкретных наук, то задача второго — выявление более общих закономерностей и тенденций. Надо иметь в виду, что новые открытия в области частных наук могут приводить к утверждению как научно-философских выводов, так и философской ветви, представляющей иррационалистические спекуляции. Также сама философия может влиять на частные науки, как положительно, так и негативно.

Нужно также отметить, что история философии — это гуманитарная наука, основной метод которой — толкование и сравнение текстов.

Ответ на вопрос о соотношении ненаучного знания и философии связан с вопросом о соотношении философии и «заблуждающегося разума». Этот момент необходим с исторической точки зрения в силу самого характера процесса познания. Он свойственен любой науке. Философия также не может быть гарантирована от заблуждений.

Отношение философии и паранауки. Многие приверженцы концепции постмодернизма и другие авторы призывают использовать любые учения вплоть до мистики, суеверий, магии, астрологии и т. д., лишь бы это оказывало терапевтическое действие на современное больное общество и индивидов. Однако подобная позиция абсолютной нейтральности научного мировоззрения к псевдонауке ведёт к интеллектуальному анархизму. Наиболее велико влияние паранауки становится именно в критические моменты развития общества, так как каждый индивид стремиться свалить груз ответственности за принятие решений и уйти от необходимости делать свой выбор. Статус и общекультурное значение рационалистической и научной философии не совместимы с псевдонауками.

Философия и религия

Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог, Брахман), однако в религии делается упор на веру, культ, откровение, а в философии на интеллектуальное постижение.

Тем самым философия дает дополнительную возможность постижения смысла и осмысления мудрости, заложенных в религии. В религии на первом плане вера, в философии — мысль. Религия догматична, а философия антидогматична. В религии есть культ в отличие от философии.

Карл Ясперс писал: «Признаком философской веры, веры мыслящего человека, служит всегда то, что она существует лишь в союзе со знанием. Она хочет знать то, что доступно знанию, и понять самоё себя»

Философия и искусство

В философии немецкого романтизма был выдвинут тезис «философия как искусство».

Предмет философии

Предметом философии называют круг вопросов, которые она изучает.

Что именно является предметом философии, зависит от эпохи и интеллектуальной позиции мыслителя. Споры, что такое предмет философии продолжаются. По словам Виндельбанда: «Только уяснив историю понятия философия, можно определить, что в будущем сможет притязать в большей или меньшей степени к ней».

Свои варианты ответа на вопрос о предмете философии предлагали разные школы. Один из наиболее значимых вариантов принадлежит Иммануилу Канту. В марксизме-ленинизме также предлагалась своя формулировка «основного вопроса философии».

Марксизм-ленинизм относил к числу важнейших вопросов два:

  • «Что первично: дух или материя?» Этот вопрос считался одним из главнейших вопросов философии, поскольку, утверждалось, что с самого начала развития философии произошло деление на идеализм и материализм, то есть суждение о главенстве духовного мира над материальным, и материального над духовным соответственно.
  • Вопрос о познаваемости мира, который был в нём главным вопросом эпистемологии.

Одним из фундаментальных вопросов философии является непосредственно вопрос: «Что такое философия?» Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос, раскрытие которого составляет её основное содержание и сущность.

Философия отвечает на вопросы

  • «Кто такой человек и зачем он пришел в этот мир?»
  • «Что делает тот или иной поступок правильным или неправильным?»

Философия пытается ответить на вопросы, на которые пока не существует способа получения ответа, типа «Для чего?» (напр., «Для чего существует человек?». В то же время наука пытается ответить на вопросы, на которые существуют инструменты получения ответа, типа «Как?», «Каким образом?», «Почему?», «Что?» (напр., «Как появился человек?», «Почему человек не может дышать азотом?», «Каким образом возникла Земля? «Как направлена эволюция?», «Что будет с человеком (в конкретных условиях)?»).

Соответственно этому происходило деление предмета философии, философского знания на основные разделы: онтологию (учение о бытии), эпистемологию (учение о познании), антропологию (учение о человеке), социальную философию (учение об обществе) и др.

Философия: за и против

Смысл и польза философии

Польза философии — формирование у людей, занимающихся ею, навыков самостоятельного, логического, понятийного мышления, что снижает возможности идеологического оболванивания и манипулирования этими людьми и обществом, в котором развивается философия.

Одно из объяснений: культура европейского философского мышления и культура демократии — народовластия формировались в Древней Греции параллельно, обуславливая друг друга. Многие сочинения Аристотеля, Платона и других греческих философов посвящены вопросам общественного устройства, политики. Философское мышление древних греков — это рациональное, то есть разумное мышление свободного человека, живущего в рабовладельческом мире, человека, принимающего участие в общественной жизни. Дисциплинами, разрабатываемыми греческой мыслью были — этика, политика, риторика. Свободная мысль древних греков и их гражданская жизнь были взаимосвязаны. Древние философы провозглашали свои взгляды с центральных улиц греческих городов. Такой культуры мышления и общественной жизни не возникло в соседних с Грецией восточных деспотиях, например в Персии, где единство общества достигалось силой. В Греции же и гражданская жизнь, и философия были средствами найти взаимопонимание между людьми без насилия и принуждения.

Критика философии

История философии

История философии — это исторический процесс развития и изменения философских учений. Также историей философии называется историко-философская наука.

Существуют разные точки зрения на соотношение философии и истории философии. Гегельянство и близкие к нему школы считают всю историю философии по своему существу внутренне необходимым, последовательным поступательным движением, которое разумно внутри себя. Каждая система философии необходимо существовала и продолжает еще и теперь необходимо существовать: ни одна из них, следовательно, не исчезла, а все они сохранились в философии как моменты одного целого. Принципы сохранились, новейшая философия есть результат всех предшествовавших принципов; таким образом, ни одна система философии не опровергнута. Опровергнут не принцип данной философии, а опровергнуто лишь предположение, что данный принцип есть окончательное абсолютное определение. История философии это не просто собрание случайных событий и мнений, в ней есть существенная связь, это система развития мышления. Содержание этой истории представляет собой научные продукты мышления.

Философия возникла параллельно в Древней Греции, Древней Индии и Древнем Китае, откуда и распространилась впоследствии по всему миру. Последовательность эпох и взаимное влияние регионов мира представлена здесь в виде краткой таблицы.

Периоды Западная философия Восточноевропейская и ближневосточная философия Философия Южной и Центральной Азии Дальневосточная философия
Современная философия
Современная философия
Нововременная философия

Европейская философия
Новоевропейская философия
Философия Возрождения

Американская философия
Латиноамериканская философия
Африканская философия
Австралийская философия

Мусульманская философия
Арабская философия
Персидская философия

Восточнохристианская философия
Византийская философия

Философия индуизма
Индийская философия

Буддийская философия
Тибетская философия
Вьетнамская философия
Философия дальневосточного буддизма

Китайская философия
Корейская философия
Вьетнамская философия
Японская философия
Средневековая философия Европейская философия
Философия Возрождения
Средневековая западноевропейская философия
Древняя философия Античная философия
Древнегреческая философия
Древнеримская философия
Древнеиндийская философия Древнекитайская философия

Современная философия

Современные философские направления

  • After-постмодернизм
  • Аналитическая философия
  • Когнитивный релятивизм
  • Критическая теория
  • Либерализм
  • Марксизм
  • Неопозитивизм
  • Неопрагматизм
  • Неотомизм
  • Новая философия во Франции
  • Позитивизм
  • Постмодернизм
  • Постпозитивизм
  • Постструктурализм
  • Структурализм
  • Феноменология
  • Экзистенциализм

Современные философские проблемы

Нерешённые Проблемы, которыми занимается современная философия.

  • Проблема Другого
  • Проблема универсалий
  • Психофизическая проблема (см. также Основной вопрос философии)
  • Парадокс Мура
  • Проблема Геттиэра
  • Проблема Молиньё (Молиньё, Молинё, Молине)
  • Пирроновский регресс в познании
  • Восприятие цвета
  • Контрафактические суждения
  • Парадоксы импдикации (материальной импликации, строгой импликации)[11].
  • Счастливая случайность
  • Проблема зла
  • Дилемма Евтифрона
  • Проблема демаркации
  • Эссенциализм в эстетике
  • Средство есть сообщение (англ. The Medium is the Message)
  • Что является произведением искусства?
  • Искусственный интеллект как философская проблема, (см. Философия искусственного интеллекта)
  • Сущность и статус математических объектов.

Список решённых проблем варьируется в зависимости от философской школы. Там, где одни видят решение, другие продолжают видеть проблему, третьи же признают проблему псевдопроблемой.

  • Ахиллес и черепаха (проблема бесконечно малых).
  • Проблема метода (научный метод, метод философии и т. д.)
  • Проблема обоснования логики и проблемы её применения в конкретных науках.

Методы современной философии

  • Феноменология (дескрипция)
  • История понятий (история идей)
  • Логический анализ языка (анализ языка, логический анализ)
  • Герменевтика
  • Структурализм
  • Семиотика
  • Деконструкция
  • Диалектика

Разделы философии

В вопросе, какие именно дисциплины считать принадлежащими к философии (на какие разделы делится философия), не существует всеобщего согласия. Традиционно к основным философским дисциплинам относят логику, эпистемологию, этику, эстетику и метафизику (онтологию). Однако между этими дисциплинами не проведено четких границ. Существуют такие философские вопросы, которые одновременно относятся более к чем одной из этих дисциплин, и существуют такие, которые не относятся ни к одной.

Вне этих широких дисциплин существуют и другие сферы философского познания. Исторически к области интереса философов относили, и сейчас ещё часто относят политику (которая рассматривалась Аристотелем как составная часть этики), физику (в том случае, когда она изучает сущность вещества и энергии) и религию. Кроме того, есть философские дисциплины, посвящённые отдельным предметным областям; почти всегда предметная область такой философской дисциплины совпадает с предметной областью соответствующей науки. Например, отделение физики от философии в Новое время привело к появлению натурфилософии, а отделение политической теории — к появлению политической философии.

Помимо деления философии на дисциплины существует и более общее деление её на теоретическую, практическую и рациональную философию (философию, исследующую вопросы разума и познания).

Нижеследующая классификация включает как общие (основные), так и специальные дисциплины (философию отдельных предметных областей).

Общефилософские дисциплины

  • Метафилософия — философия философии.

Философия средств и способов познания

Философские дисциплины, исследующие способы познания (рациональная философия).

  • Логика — философская дисциплина о формах правильного рассуждения. Отвечает на вопрос: «Каким образом мы можем отделить истинные суждения от ложных на их пути от предпосылки до вывода?».
  • Эпистемология (гносеология, теория познания), наука о знании и его основаниях. Занимается вопросами: «Возможно ли познание?», «Как мы знаем то, что знаем?».
  • Философия науки, в том числе философии отдельных наук
    • Философия математики
    • Философия физики
    • Философия биологии
    • Философия психологии
    • Философия социальных и гуманитарных наук
    • Философия логики
  • Философия техники
  • Философия языка
  • Философия сознания (философия ментальности, философия ума)

Теоретическая философия

Теоретическая философия — философские дисциплины, исследующие сущее.

  • Онтология — наука о бытии (наука о сущем), философская теория реальности. В онтологии спрашивается: «Что есть реальность?», «Что существует?», «Существуют ли вещи независимо от нашего восприятия?».
  • Метафизика не имеет общепринятого определения. Иногда она отождествляется с онтологией, иногда рассматривается как более общая дисциплина, иногда как более частная — наука о началах бытия.
  • Философская антропология
  • Натурфилософия (философия природы)
  • Философская теология (естественная теология, естественное богословие, натуральная теология,)
  • Философия духа

Практическая философия

Практическая философия — философские дисциплины о человеческой деятельности. Иногда вся практическая философия определяется как аксиология

  • Аксиология (теория ценностей).
  • Этика — философия морали. В этике спрашивается: «Существует ли разница между правильными, с точки зрения морали, и неправильными поступками, ценностями, законами?», «Абсолютны или относительны все ценности?», «Как правильнее жить?», «Существует ли единая нормативная ценность, от которой зависят все основные ценности?» (см. также Норма (естественные и гуманитарные науки), «Материальны ли ценности (как стол или стул) и, если нет, как мы должны понимать их онтологический статус?».
    • Метаэтика
    • Этика поступка
    • Социальная этика
      • Профессиональная этика
        • Юридическая этика (этика юриста)
        • Медицинская этика
    • Биоэтика
    • Экономическая этика
    • Экологическая этика
  • Эстетика — философская дисциплина о прекрасном, безобразном и т. п. В эстетике задаются вопросы: «Что есть красота?», «Как мы постигаем красоту?».
    • Философия искусства
  • Праксеология (прагматика, философия деятельности)
  • Социальная философия
  • Философия религии
  • Философия права
  • Философия образования
  • Философия истории
  • Политическая философия (философия политики)
  • Философия экономики
  • Философия культуры
  • Философия экологии

Философские дисциплины или философские направления

Существуют философские теории, которые можно квалифицировать и как философские дисциплины, и как философские направления, т. е. их статус неясен. К их числу относятся, во-первых, философские теории, которые декларируют свою религиозную, этническую или иную идентичность, во-вторых, философские исследовательские проекты, которыми занимаются те или иные философские школы.

Философские теории идентичности

К философским теориям идентичности относится любая теория, которая является одновременно философским исследованием идентичности и идеологией носителей этой идентичности и философским направлением.

  • Этнофилософия
  • Философия расы (философия расизма)
  • Философия пола (философия сексуальности, гендерная философия)
  • Философские теории, связанные с религиозной идентичностью
    • Светская философия (см. также: философская критика религии, атеизм, деизм, пантеизм).
    • Религиозная философия (см. также теологический рационализм).
  • Философия традиционализма (философия традиции)

Философские теории, разрабатываемые отдельными школами

  • Философия мистики (философия мистицизма, мистическая философия, см. также эзотерика, мистицизм).
  • Герменевтика (философия понимания)
  • Семиотика (теория знака)
  • Философская антропология
  • Ориентализм в философии (рецепция индийской и китайской философии).
  • Философия жизни
  • Философия существования

Организация философии

  • Философские организации
  • Философское образование
  • Философские сочинения
  • Философские энциклопедии и словари
  • Философские журналы
  • Философские сайты

См. также

  • Философы
  • Проблемы и понятия философии
  • Философский термин (философская терминология)
  • Разновидности философии — термин «философия» в различных словосочетаниях
  • Всемирный день философии
  • Вечные вопросы философии
  • Научная картина мира

Ссылки

  • Философия в России
  • Электронная библиотека по философии
  • Книги по философии в электронной библиотеке Гумер
  • Национальная философская энциклопедия Поиск по 48 философским словарям

Литература

  • Хайдеггер М. Что это такое — философия? // Вопросы философии. — 1993. — № 8. — С. 113—123.
  • Мамардашвили М. К. Философия — это сознание вслух // Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. — М.: Прогресс, 1992. — С. 57-71.
Учебники для начального изучения
  • Вундт В. Введение в философию. М.: Добросвет, 1998.
  • Джеймс У. Введение в философию; Рассел Б. Проблемы философии. М., 2000.
  • Доброхотов А. Л. Введение в философию. — М., 1995.
  • Ясперс К. Введение в философию. Минск, 2000.
Энциклопедии
  • Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
  • Современная западная философия: словарь. М.,1991.
История философии
  • История философии в кратком изложении. М., 1991. (Перевод с чеш.)
  • История философии: Запад — Россия — Восток / Под ред. Н. В. Мотрошиловой. — Т. 1-4. — М.
  • Рассел Б. История западной философии. В 3-х кн. Любое изд.
  • Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. — Т. 1-4. — СПб.

История русской философии

  • Зеньковский В. В. История русской философии в 2 т.
  • Левицкий С. А. Очерки по истории русской философии.
  • Лосский И. О. История русской философии.

Источник: dic.academic.ru

Что такое философия

Термин «философия» означает форму мировоззрения человека, помогающую ему развиваться и развивать общество. Сложно сказать, когда именно зародилась философия как наука, известно лишь, что зачатки ее прослеживаются между VIII и II веками до н. э.

Первоначально этот термин выдвинул математик и философ Древней Греции Пифагор, который жил в VI в. до н. э. Однажды он пришёл в один город, и его властитель задал ему вопрос: «Что значит философия?» Пифагор ответил: «Большинство людей думают лишь о деньгах и славе, те же, кто заботятся о познании истины, зовутся философами или любителями мудрости». В переводе с древнегреческого это слово значит «любовь к мудрости».

Часто на философские вопросы он давал мудрые и краткие ответы: «Что есть блаженство? — Солнце и луна. Что есть красота? — Гармония. Что самое быстрое в мире? — Мысль. Что считается лучшим в жизни? — Счастье».

Являясь знанием о всеобщем, т. е. о мире и человеке во всём их разнообразии и проявлении, философия при объяснении различных явлений опирается на логику, понятия и определения, которыми оперирует наше сознание. Так, философия помогает созданию у человека мировоззрения, являющегося суммой знаний о самом человеке и окружающей его реальности.

Существуют различные формы мировоззрения: религиозное, научное, мифологическое, художественное. Философия больше тяготеет к мировоззрению, которое опирается на науку, и не склонна принимать всё на веру, как в религии, а наоборот, проверять все природные явления логическим и опытным путём.

Основные понятия философской науки

Философская наука — это сфера взглядов человека на действительность вообще и отношение его к ней. Главные понятия, которыми оперирует философ, являются истина-ложь, красота-безобразие, добро-зло, справедливость-беззаконие. Чтобы точно отражать окружающую действительность, мыслители Древней Греции выдвинули ряд основных понятий философии:

  • бытие и универсум;
  • материализм и идеализм;
  • содержание и форма;
  • объект и субъект познания.

Философ из Германии Гегель, разработавший диалектику (знание о внутренних законах, по которым развивается личность, природа и общество), говорил: «Философское учение управляет суждениями и понятиями, а они, в свою очередь, миром. Дух управляет миром с помощью сознания. Сознание его инструмент, а потом всё остальное. Философское учение — это познание абсолютного».

Относительно понятия высказывал следующие мысли: «Человек создаёт понятия. Они есть нечто, созданное им. Понятие описывает вещь такой, какая она на самом деле. Оно частично субъективно, частично объективно. Субъективное — это понятие, а объективное — это реальность. Понятие — это нечто общее, в котором различные определения вещи содержатся как одно целое».

Логику Гегель причислял к научной дисциплине и говорил: «Логика — это учение о чистом рассудке и разуме с присущими ему законами и понятиями. — Логика — это абсолютная наука». Таким образом, по Гегелю логическое познание действительности — это полное и абсолютное знание элементов и явлений реальности во всей их многогранности.

Предмет когнитивного знания

Предметом философии является изучение, с одной стороны, мира и человеческого сообщества во всём их проявлении, с другой стороны, человека с его способами познания и улучшения мира.

С античных времён философов интересовал материальный мир, откуда берётся материя и по каким законам развивается. Те же вопросы возникали и по отношению к человеческому сознанию, процессам зарождения в нём мыслей, идей и понятий.

Тогда под предметом философии античные авторы подразумевали знание в сфере науки, а также искусства и этики, вопреки религиозному знанию, держащемуся на вере. Аристотель в своих трудах делил философию на теоретическую (постигаемую умом), практическую (результат человеческого труда) и творческую (скульптура, живопись, литература). В философию теории входила математика, физика и метафизика, практики — этика, экономика и политика, творчества — поэтика, риторика (ораторское мастерство), искусство.

Структура человеческого познания

Сфера, изучаемая философской наукой, — это мир в совокупности (вселенная, природа, человеческое сообщество, объективная реальность). Вследствие такой разносторонности в нее включается несколько разделов:

  • Онтология, или изучение бытия. Человеческая личность обитает в реальности, заполненной всевозможными вещами, и чтобы определить тот исток, дающий любой вещи способность к существованию, появилось понятие Бытия. Для античных философов — это был поиск первоначального вещества, создающего вещи. Для средневековых философов бытием считался Бог, который творил все вещи; начиная с XVII в. — это человек с окружающим его миром.
  • Аксиология, или раздел о ценностях. Их условно можно классифицировать на материальные и духовные, личные и общественные. К главным из них относятся: истина, доброта, красота, справедливость, любовь. Эта наука занимается познанием того, как они возникают, оформляются и соподчиняются друг другу.
  • Антропология, или теория культуры. Она занимается изучением человеческой личности, его соприкосновением с обществом и окружающей реальностью. Философов в этой сфере интересуют проблемы, связанные со смыслом жизни индивидуума и его предназначением в обществе и во Вселенной в целом. Этот раздел, как и множество иных в философском учении, соприкасается со смежными науками и, в частности, связан с культурологией. Здесь личность рассматривается со стороны культуры, и её этические принципы сопоставляются с нормами общественной морали и поведения. Рассматриваются также вопросы развития массовой и групповой культуры.
  • Методология, или теория изучения научного знания. Если гносеология заботится о том, как познавать мир, то методология направлена на исследование того, что необходимо делать, чтобы его правильно познавать. Она разрабатывает и помогает учёным пользоваться правильными приёмами мышления. Для этих целей философией разработаны и введены множество методов: позитивистский, диалектический, феноменологический, синергетический. Все они изучают, какими моделями познания мира пользуются учёные, грани и признаки соотношения научного и гуманитарного знания.
  • Гносеология, или собственно теория познания. У мыслителей античного времени не было чёткого понимания о том, что представляет специфика сознания. Из их высказываний можно сделать заключение, что сознание у них связывалось с понятием души. Аристотель говорил: «Кто считает душу и не бестелесной и не телом, те поступают прекрасно, ибо она не тело, но всё же есть нечто от тела. — Душа — это как бы рука: как рука есть орудие орудий, так ум — форма предметов, ощущения — форма ощущаемого».

Отрасли рационального исследования

В сегодняшнем обществе мировоззрение человека постоянно расширяется и растёт параллельно развитию научно-технической сферы жизни. Появление новых знаний в науке и технике даёт предпосылки для расширения структуры философии и некоторых её разделов в большие отрасли. Таковыми являются:

  • философия познания жизни (экзистенциализм, дарвинизм);
  • философия науки (формальная логика, физика, математика);
  • философия познания религии (теософия, теология, эзотерика);
  • философия искусства (этика, эстетика, литература);
  • философия познания истории (социология, исторический материализм);
  • философия техники (кибернетика, искусственный интеллект, информатика).

В основе философии жизни находится понятие бытия как абсолютного начала мира, которое в противовес материи и сознанию постоянно пребывает в активности и движении.

Английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин в своих научных трудах выдвигал теорию о том, что жизнь произошла эволюционным путём в результате естественного отбора. Он выдвинул гипотезу, что человек произошёл из мира животных. Однако социальных доказательств (роль труда, развитие общественного сознания) оказывается недостаточно для полного утверждения этой теории.

Сторонники экзистенциализма, который возник в 40−60 гг. XX в., выдвигали учение, что свобода жизни состоит в том, чтобы человек не был вещью, которая формируется под давлением внешней среды, а делал осознанно свой выбор и сам создавал себя своими действиями и поступками, т. е. действовал.

Формальная логика своей задачей ставит изучение мыслительной деятельности, т. е. зарождение понятий, суждений, выявление логических умозаключений и доказательств. Она формулирует законы и принципы построения правильных и истинных выводов и заключений. Её начало было положено Аристотелем, а в новое время её развитие продолжили Лейбниц и Фрэнсис Бэкон.

Философия религии изучает религиозное мировоззрение, его воздействие на сознание и общество. Философия принимает здоровую веру в Бога, как первооснову для зарождения Вселенной, но отказывается от ложных жизненных ориентиров и представлений религии, которые подменяют реальность различными чудесами и верой в потусторонний мир. Принципа «доверяй, но проверяй на практике» философия религии придерживается и к эзотерике, т. е. оккультному, тайному знанию, которое обладает большой популярность в сегодняшнем мире.

Этика занимается проблемами нравственности. Она исследует живые нравы личности и то, как они соприкасаются с нравственными законами. Также она старается понять суть понятий доброты, зла, долга, совести, свободы и откуда они берутся.

Эстетика — это знание о красоте, прекрасном и безобразном. Она ищет красоту в жизни, искусстве и ответы на вопросы, где обитает красота, в мире сама по себе или же в нашем сознании, а также пытается познать скрытые законы появления эстетического образа.

Философия истории занимается изучением развития человеческого сообщества. Гегель рассматривал историю развития общества как единый, закономерный, внутренне необходимый процесс развития духа, разума и идеи. Более совершенной представляется идея марксизма о развитии общества, содержащаяся в учении исторического материализма. В ней говорится о главенствующей роли производственных отношений, социальной защищённости людей, а также политических организаций и учреждений в ходе развития любой общности людей.

Философия техники — это учение, которое рассматривает мировоззренческие вопросы взаимодействия и развития человеческой личности и техники в ходе НТП. Что такое робототехника, каковы общесоциальные последствия этого феномена, как складываются отношения между личностью и машиной — вот кратко спектр вопросов этой науки.

В связи с этим кибернетика изучает процессы и способы управления робототехникой. Появление на свет ряда изобретений в области программно-вычислительных машин (ЭВМ), а также персональных устройств (ПК) как раз и дало толчок зарождению кибернетики. В противовес механическим машинам, трансформирующим энергию или вещество, для систем в кибернетике характерны процессы переработки информации, а также моделирования и преобразования самой действительности.

Одним из главных вопросов кибернетики является создание самонастраивающихся систем, обладающих искусственным интеллектом. Однако наиболее продвинутые из таких систем уже созданы в процессе эволюции самой природой. Поэтому кибернетика старается применить аналогию между функциями работы и управления в живых организмах и робототехникой.

Источник: nauka.club

Тема: Основные понятия и предмет философии.

Философия (от греч. phyle  любовь  и sophia – мудрость) – любовь к мудрости. Термин Пифагора.

Возникла философия в 6-5 веке до н.э. в Древней Греции, Индии, Китае.

Разделы философии выделил Аристотель в 5 веке до н.э.

Онтология (онтос (греч.) бытие, логос – наука. Раздел философии изучающий бытие . Отвечает на вопрос, как устроен мир? Бытие — самое широкое понятие в философии. Бытие называет все в мире и утверждает, что мир существует.

Гносеология ( гносис – знание, огос – наука) Гносеология – раздел философии изучающий проблемы познания. Отвечает на вопрос, как познавать мир?

Этика. Этика (греч) касающийся нравственности. Этика — наука о морали. Отвечает на вопрос, как жить человеку?

Эстетика. Эстетикос (от греч.) — чувствующий. Наука о прекрасном. Отвечает на вопрос, что есть прекрасное?

Антропология. Анотропос (греч.) – человек, логос – наука
Антропология – раздел философии изучающий человека

Натурфилософия. Натура (от лат.) – природа, Натурфилософия – философия природы.

Формы общественного сознания

· Миф — форма общественного сознания, которая опирается на образы.

· Религия – форма общественного сознания, которая опирается на веру в сверхъестественное.

· Философия опирается на понимание и требует доказательств.

· Философия и Мировоззрение.

· Мировоззрение – это совокупность бытовых, научных взглядов на мир. Чувства человека. Мир традиций. Философия – ядро мировоззрения

Предметом философии являются общие закономерности
развития бытия мышления и познания.

Функции философии

· Мировоззренческая;

· Рационализации и систематизации опыта;

· Критическая – борьба с заблуждениями на пути к истине;

· Интеллектуальной разведки.

Основные вопросы философии (По Б. Расселу)

· Разделен ли мир на дух и материю?

· Что такое дух и что такое материя?

· Подчинен ли дух материи?

В зависимости от решения этих вопросов философия делится на два течения:

МАТЕРИАЛИЗМ И ИДЕАЛИЗМ
Материалисты считают, что материя, физическое, первично, а духовное, идеальное вторично, зависимо.

Идеалисты считают, что идеальное, духовное первично, а материальное, физическое вторично, зависимо.

Опорный конспект Тема 2. Философия Древнего мира.

Религиозно-философские учения древней Индии

Джайнизм — одно из основных религиозно-философских учений Индии, возникшее в VI в. до н. э. Основатель — Вардхамана Махавира («великий герой») — Джина («победитель») — отсюда название учения. 
Путь к «освобождению» — аскетизм — самоограничение. 

Буддизм — возник в VI-V в. до н.э.  Основатель – Гуатама Будда (пробужденный к истине) (563-483 до н.э.).  Буддизм — религиозное учение, указывает путь к избавлению от зла и страданий. 
Путь — Нирвана (санскрит, буквально — угасание, затухание) — состояние угасания желаний души и тела, полной невозмутимости, освобождение от всего, что приносит боль, от внешнего мира, от мыслей. Это — центральное понятие буддизма (а также джайнизма) — отсутствие страсти, жажды жизни вообще, состояние совершенства, удовлетворённости и самодостаточности. Нирвана является средством разрыва круговорота перерождений – самсары и победу над кармой. Карма (на санскрите — деяние, действие, плод действия) — это сумма поступков и их последствий, которые определяют характер нового рождения, т. е. дальнейшего существования. Карма — это и оболочка, привязывающая душу к телу. Достигший нирваны разрывает карму и сливается с Брахмой — душами освободившимися ранее.

Философия Древнего Китая

Даосизм — одно из основных направлений древнекитайской философии
Лидеры — Лао-цзы («старый учитель) и Чжуан-цзы.  Дао — таинственная целостность вселенской жизни, присутствующая во всём, но ничем единичным не исчерпывающаяся, не познаваемая разумом и невыразимая в словах.

Даосизм — натурфилософия и диалектика, так как мир они видели в единстве противоположностей мужского и женского начала. Инь — это женское, пассивное, земное начало мира. Ян — мужское, активное, небесное. Идеал даосов – недеяние, молчание.

Конфуцианство – лидер — Конфуций, Кун-цзы (родился приблизительно 551 — умер 479 до н. э.), древнекитайский мыслитель, основатель конфуцианства. Его называли китайским Сократом. Проблемы – этика и справедливое государство. Книга записанная учениками — «Лунь-юй» («Беседы и суждения»)

Причина зла — в несоблюдении следующих заповедей: «человеколюбие», «золотая середина», «взаимность». Эти понятия составляют нравственный путь («дао»). Идеальное государство, по мнению Конфуция похоже на семью, где правитель отец, а подданные дети.

Философия Античной Греции.

НАТУРФИЛОСОФИЯ 6-5 В.Д.Н.Э. занималась поисками субстанции.

СУБСТАНЦИЯ – (лат.) предельное основание, позволяющее сводить многообразие мира к чему-то устойчивому, неизменному.

Фалес – субстанция вода, все живое из воды. Анаксимандр – субстанция нейтральна. Анаксимен – субстанция подобна воздуху, разнообразие зависит от степени сгущения. Гераклит – субстанция огонь — как единство жизни и смерти. Все изменяется. Пифагор – субстанция – число: истина открывается разуму, мысль выше чувства. Демокрит – субстанция Атом – предельная неделимая частица в основе Бытия. Мир — это атомы, движущиеся в пустоте. Линия материализма в философии — линия Демокрита.

Школа элеатов (из города Элея). Ксенофан – субстанция – это Бог.
Зенон Элейский заметил противоречивость размышления о движении и показал это в своих Апориях (греч. А – не порос – выход, апория – проблема, связанная обычно с противоречием между данными наблюдения и опыта и их мысленным анализом).
Разнообразие взглядов вело к рождению философии софистов.

СОФИСТЫ – (От греч. София – мудрость) – профессиональные учителя философии. Их лидер Протагор учит об относительности истины. Истину знает большинство. Известный лозунг Протагора

«Человек есть мера всех вещей – существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют».

Ученик Протагора Горгий заявил: «Никто ничего не знает, если знает – не объяснит, если не объяснит, то другие не поймут».

Софистика расчистила место для новой философии. Вскоре всех этих великих философов назовут ДОСОКРАТИКАМИ, так как за ними шел

СОКРАТ (469-399 до н. э.).
Он повернул взгляд философии с природы на человека. Его лозунг:
«ЧЕЛОВЕК – ПОЗНАЙ САМОГО СЕБЯ»
Метод Сократа – Маевтика (искусство принимать роды, шутливое название по аналогии с профессией матери Сократа, который считал, что принимает родившиеся идеи). Это метод поиска истины в диалоге, в вопросах и ответах.

Философия Сократа – этический рационализм: «Знающий, что есть добро, не сотворит зла».
Сократ, подвергавший все суду разума и совести стал неугоден властям.
Ответом на многие вопросы Сократа стали его жизнь и смерть, в них он сохранил честь и независимость, ставя истину превыше всего.
Сократ не писал книг, но его идеи донесли до нас ученики и главным образом

Платон (427-347 до н.э.) — основатель идеализма, который называют также линией Платона в философии.

Познание представлял, как воспоминание идей, сущностей явлений, которые душа знала во время жизни в идеальном мире, но забыла.

Создал теорию справедливого государства, где каждый выполняет свою полезную работу.

Основал философскую школу в Афинах в саду героя Академа – Академию в которой учился Аристотель

Аристотель (384-322 до н. э.). – великий энциклопедист античности, пытался разрешить противоречия философии Платона.

АРИСТОТЕЛЬ ВЫДЕЛИЛ ПРИЧИНЫ ЯВЛЕНИЙ:

hello_html_601c3f16.png

Аристотель – последний оптимист Античности. Расцвет Греции закончился, и вопрос философии изменился: «Как стать счастливым в мире страданий и справедливым в мире зла»

Киники ( киник – собачий, прозвали Диогена(404-323 до н. э.), лидера течения). Их лозунг: « Мир равнодушен к нам – будем равнодушными к его законам». По латыни название школы читается как циники.

Эпикурейцы – их лидер Эпикур(341-270 до н.э.) был учеником Демокрита, на основе атомизма учил не бояться смерти. Цель – счастье, но лозунг эпикурейцев «Живи незаметно!»

Стоики (стоя – портик в Афинах) основана школа Зеноном из Китиона. Лидером стал Сенека (4 до н.э. — 65 н.э.). Стоики живут в страшную эпоху Нерона и верят в судьбу и предназначение человека сохранять свою честь под ударами судьбы.

Человек перестал искать истину и счастье на земле. 
Новая эпоха в истории философии будет искать истину на небесах.

 

Лидер: Кант (Kant) Иммануил (1724-1804), немецкий философ и учёный, родоначальник немецкой классической классической философии.

Периоды творчества:

1. «Докритический» период: «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755 г.) Гипотеза об образовании планетной системы из облака диффузного вещества.

2. «Критический» период (Кант критикует возможности разума). Главные работы: «Критика чистого разума» (1781), «Критика практического разума» (1788) и «Критика способности суждения» (1790).

Основной вопрос — об источниках и границах знания — Кант формулирует как вопрос о возможности априорных (т.е. доопытных) синтетических (т. е. дающих новое знание) суждений. Канта интересует проблема, не что человек может знать, а как говорить о мире и не ошибаться. Выводы Канта:

1. Что я могу знать? Мы знаем то, что сами создаем, укладывая наши ощущения в присущие нам доопытные формы чувствования – пространство и время и опираясь на доопытные логические категории рассудка, сохраняя единство нашего сознания. К сущности Бытия, такое знание имеет только косвенное отношение, поэтому мир за пределами чувств, опыта остается для нас «вещью в себе». Разум за границей опыта в погоне за абсолютным знанием ведет к возникновению антиномий (номос- по гречески закон) — противоречащие друг другу и в то же время одинаково доказуемые ответы на исследуемые вопросы: мир и конечен — и не имеет пределов; существуют неделимые частицы (атомы) — и неделимых частиц нет; все процессы протекают как причинно обусловленные — и существуют процессы (поступки), совершающиеся свободно.

2. Что я должен делать? Как же человек должен поступать, если разум дает противоречивые советы? По мнению Канта, существует априорный (доопытный) нравственный закон — «категорический императив» (безусловное предписание (от лат. imperativus — повелительный)), которым и руководствуется человек. Он имеет две формулировки:

· Поступай только согласно такой максиме (личным принципом поведения), руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом.

· Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству.

Кант приравнял Вселенную и нравственный закон, заявив, что две вещи наполняют душу все новым и возрастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее размышляешь о них — звездное небо надо мной и моральный закон во мне!

Проблема оставленная Кантом: соединение субъекта и объекта, то есть возможность познания человеком мира. Кант отрицает такую возможность, является агностиком ( а- не, гносис – знание)

Вопросы поставленные Кантом пытаются решить его ученики.

Фихте (Fichte) Иоганн Готлиб (1762-1814), немецкий философ и общественный деятель, представитель немецкого классического идеализма. Фихте отказывается от объекта: существует только Я — субъект познающий себя. Всякая реальность, не-Я, согласно Фихте, есть продукт деятельности Я. Я творит не-Я и в столкновении с ним познает себя и этот процесс бесконечен. Философия Фихте — субъективный идеализм. Он заметил активность Я и диалектику взаимодействий Я и не-Я.

Шеллинг (Schelling) Фридрих Вильгельм Йозеф (1775- 1854), немецкий философ, представитель немецкого классического идеализма. Объективный идеалист Шеллинг видит идеальной основой мира ни субъект, ни объект, а тождество — безразличие обоих (подобно точке безразличия полюсов в центре магнита). Единство субъекта и объекта было в начале развития в тождестве и происхождение мира из абсолюта не может быть объяснено рационально: это — иррациональный акт, а философия доступна лишь интуиции гения.

Отрицает последнее утверждение и создает универсальную систему философии Гегель (Hegel) Георг Вильгельм Фридрих (1770-1831), немецкий философ, представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма. Противоположность субъекта и объекта, являвшаяся проблемой немецкой классической философии, существует лишь в голове субъекта, а на самом деле ничто не существует кроме целого.
В «Феноменологии духа» (1807) абсолютный идеалист Гегель рассматривает развитие Бытия как сморазвитие Абсолютной идеи, познающей себя. Нет знания или незнания – есть только процесс познания. Истина – это не результат, а процесс. По ступеням относительных истин мы поднимаемся к истине абсолютной. Конечная, консервативная система Гегеля, считавшая, что Мировой дух реализовался в прусском государственном строе, противоречила революционному методу – диалектике.

Диалектика и метафизика

Метафизика (с греческого — «после физики») — учение о бытии (онтология) или философия в целом, а также учение о развитии, противоположное диалектике. Диалектика (греч.) — искусство вести беседу, спор.

Диалектика использует понятия – категории: предельно общие понятия, описывающие развитие и связи, например, сущность и явление, содержание и форма, причина и следствие. Установленные связи между категориями называются законами диалектики. Закон — это наиболее повторяющиеся, существенные, необходимые, устойчивые связи. Диалектика видит весь мир постоянно развивающимся, в котором все взаимосвязано и источником развития являются внутренние противоречия. Метафизика либо отрицает движение и развитие, либо признает их, но как случайные, несвязанные процессы, имеющие высший источник.

Родоначальники диалектики — Сократ и софисты. Гегель создает классическую систему диалектики. Ее законы помогают отвечать на три вопроса о развитии:

1. Как происходит развитие?

2. Почему оно происходит?

3. Что получается в итоге развития?

На первый вопрос отвечает первый закон диалектики: закон перехода количественных изменений в качественные. Переход количественных изменений в качественные происходит при достижении категории меры. Скачок – это всеобщая форма перехода от одного качественного состояния к другому.

На второй вопрос отвечает второй и главный закон диалектики, ядро диалектики — закон единства и борьбы противоположностей. Противоречия, согласно учению Гегеля, являются внутренней основой развития мира.

На третий вопрос отвечает третий закон диалектики – закон отрицания отрицания. В процессе развития все явления проходят три стадии. Первое — утверждение или положение (тезис), второе — отрицание или противоположение этого утверждения – (антитезис) и, наконец, третье — отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез).
В системе Гегеля по законам диалектики развивается Абсолютная идея, а природа, материальный мир — лишь материал для развития Духа. Критика Гегеля прозвучала со стороны материализма.

Фейербах (Feuerbach) Людвиг Андреас (1804 — 1872), немецкий философ-материалист и атеист. Сочинения: «К критике философии Гегеля» (1839), «Сущность христианства» (1841), «Основы философии будущего» (1843), «Предварительные тезисы к реформе философии» (1842).

Причина религии — бессилие человека по отношению к неподвластным его воле стихиям. Религия парализует стремление человека к лучшей жизни в реальном мире и к преобразованию этого мира.

В центре учения Фейербаха – человек, как единственный, универсальный и высший предмет философии. Антропологический материализм Фейербаха исходит из рассмотрения человека как психофизиологического существа. Человек — есть материальный объект и одновременно мыслящий субъект. Вместе с тем такой антропологизм основывается на биологической (а не социальной) трактовке природы человека.

Выступая против гегелевского идеализма, Фейербах отверг и его диалектику, не видя возможности иной, неидеалистической диалектики.

Диалектико-материалистический подход к анализу общественной жизни позволил увидеть, что развитие общества — это закономерный исторический процесс, в основе которого лежит диалектика объективного и субъективного факторов. Однако абсолютизация формационного подхода ведет к отвлечению от особого и единичного.

Неповторимость развития мировой истории позволяет выразить цивилизационный подход. Цивилизация более широкое понятие, чем общественно- экономическая формация. Цивилизацию можно было бы определить как целостность материальной и духовной жизни людей в определенных пространственных и временных границах. Формация теоретически абстрактна, цивилизация исторически конкретна. Цивилизационный и формационный подходы дополняют друг друга.

Проблема общественного прогресса. Прогресс 
(от лат. progressus — движение вперёд, успех) — тип, направление развития, для которого характерен переход от низшей ступени к высшему состоянию, от состояния менее совершенного к более совершенному обществу.
 
Особенности развития общества: ускорение темпов, антагонистичность, неравномерность.

Двигатель деятельности людей — потребности — это состояние, обусловленное неудовлетворенностью требований организма, направленное на устранение этой неудовлетворенности.

Выводы: Глобальные проблемы экологии, сохранения мира, преодолении нищеты, голода, неграмотности. Философия становится источником коллективной мудрости. Русский философ Н.А. Бердяев еще в начале ХХ века пророчески указал на многие глобальные проблемы в работе «Новое средневековье». Сегодня наступает этап, который условно можно обозначить как конец новой истории и начало нового средневековья — революции духа, нового сознания. Для нового времени — власть — право и Сегодня — власть — обязанность.

. Философия Древнего Востока

2. Философия Античности.

3. Философия средневековья и эпохи Возрождения.

4. Философия Нового времени ХVII-ХVIII вв.

5. Философия французского Просвещения.

6. Немецкая классическая философия

7. Философский рационализм и иррационализм

Источник: infourok.ru


Categories: Философия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.