Материализм (от лат. materialis — вещественный) имеет два значения.

Первое: это направление в философии, которое исходит из того, что первооснову Вселенной составляет материя, т. е. все вещи имеют материальную природу.

Материализм отрицает участие духа или божественной силы в сотворении мира. Опора материализма — это знания, наука и опыт.

Материализм противопоставляется идеализму. Другому философскому направлению, которое в основу мира закладывает божественное, духовное или потустороннее начало. Для идеализма материя вторична, а дух первичен.

Другое значение — это когда человек прагматично и реалистично относится к жизни. Но это разговорное выражение. Обычно говорят: «Он проявляет материализм».

Материалист имеет аж три значения:

  • это последователь направления материализма в философии;
  • человек, который реалистично смотрит на вещи, трезво оценивает происходящее;
  • очень прагматичный человек, который заботится только о своей выгоде.

Основные идеи материализма

  1. Мир был создан из материи, а не божественным или сверхъестественным путём.
  2. Реальность существует сама по себе и не связана с человеком, её познающим.
  3. Истина вещей есть, её можно постичь, но она ограничена каждой вещью.

История и формы материализма

Античный материализм

Материализм возник в Древней Греции. Самыми известными философами-материалистами были Демокрит, Эпикур и Люкреций.

Древнегреческий философ Демокрит (460–370 гг. до н. э.) утверждал, что материя, из которой всё произошло, состоит из атомов. Они постоянно двигаются и, встречаясь, образуют предметы. Помимо атомов, обязательно должна быть пустота, где они совершают своё движение.

Древнегреческий философ Эпикур (341–270 гг. до н.э.) говорил об отсутствии сверхчувственного. К тому же он критиковал религию. Поэтому считается, что в его философии присутствуют материализм и атеизм.

Древнеримский философ Люкреций Кар также отрицал присутствие «божественной воли» при создании мира, а также в судьбе человека.

По мнению Люкреция, душа состоит из атомов. Когда человек умирает, атомы души разлетаются. Загробной жизни не существует. А жизнь и смерть никогда не соприкасаются. Потому что, когда человек умирает, он уже ничего не чувствует. Следовательно, и боятся нечего.


Материализм Нового времени

Метафизический материализм

Метафизический материализм — это материализм XVII–XVIII веков. Представители этого течения: Фрэнсис Бэкон, Томас Гоббс, Дени Дидро, Поль Гольбах, Жульен Ламеттри, Клод Гельвеций Людвиг Фейербах, Пьер Гассенди и др.

Первоматерию эти философы пытались объяснить с помощью и механики (Галилео Галилей, Леонардо да Винчи), и геометрии (Томас Гоббс).

Общими для этих философов были идеи привлечения науки в познании первоматерии. При этом наука должна быть обязательно практической. Любое познание должно сопровождаться экспериментами, опытами.

Метафизическому материализму было свойственно отсутствие религиозных предубеждений и гипотез.

Материализм Фейербаха

Отдельно стоит учение о материализме немецкого философа Людвига-Андреаса Фейербаха (1804–1872). Его учение называется антропологический материализм Фейербаха.

Философ утверждал, вера заложена в человеческой природе. Человек обязательно должен во что-то верить.

Но Фейербах считал, что на первое место должен выйти человек. Богу же отведено второе место. Получается, главной является идея о человеке, а не о Боге.

Читайте подробнее про Метафизику.

Диалектический материализм

Представители диалектического материализма: немецкие философы Карл Маркс (1818–1883) и Фридрих Энгельс (1820–1895).

В своих идеях они опирались на диалектику немецкого философа Фридриха Гегеля, а также на материализм Фейербаха.


Маркс и Энгельс считали, что сначала была материя, а потом только возник дух. Сознание человека формируется, когда материя проецирует саму себя. Никакого божественного фактора нет.

По мнению философов, диалектика лежит в основе человечества, направляет его движение.

Читайте подробнее про Диалектику.

Исторический материализм

Позднее Маркс и Энгельс пришли к историческому материализму. Исторический материализм был сконцентрирован на обществе и социологии — науке, изучающей общество и отношения в нём.

Исторический материализм был сконцентрирован на производственных отношениях между людьми, на способах производства.

Экономическая система — основа всех отношений. В обществе, чтобы оно развивалось, должна происходить классовая борьба.

Что касается государства, то по мнению Маркса и Энгельса, в нём должен установиться капитализм и должна произойти социалистическая революция. В результате этой революцию к власти придёт пролетариат.

Ещё одним ярким представителем исторического материализма был Владимир Ильич Ленин (1870–1924). Большое внимание он уделял борьбе пролетариата за власть, построению социализма в СССР, а также психологии масс и отдельного человека.

Узнайте ещё много чего интересного про Марксизм.

Источник: www.uznaychtotakoe.ru

Вопрос 2: Предмет и основные функции философии.


Термин философия впервые возник в Др.Греции, а в качестве обозначения особой науки впервые употреблен Платоном.

Основные философские проблемы:

1. Проблема окружающего мира, бытия, космоса, поиск первоосновы всего сущего.Формировались различные философские модели мира.

2. Проблема человека. В чем смысл жизни, свободен или не свободен человек в своих действиях

3. Проблема взаимосвязи человека и мира, субъекта и объекта, идеального и материального. Анализ различных форм отношений между ними.

Предмет философии – все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Общую структуру философского знания составляют:

1. Онтология-учение о бытии, о первоначалах всего сущего.

2. Гносиология — раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношение знания к реальности, выявляются условия его истинности.

3. Аксиология-учение о природе и структуре ценностей, их месте в реальности, о связи ценностей между собой.

4.Антропология – учение о человеке.

5. Социальная философия

Функции философии:

1.Мировозренческая: на базе философии формируется определенный тип мировоззрения; формирует цели и задачи развития общ-ва и культуры; раскрывает продуктивные формы отношения с миром


2.Методологическая: дает представление о познании и набор методов познания, формирует общую картину мира

3.Социально-критическая: осмысливает развитие общ-ва; осуществляет анализ причин возникающих проблем и критику соц.действительности; разрабатывает новые идеалы общественного устройства, приоритеты соц. и культ. развития

Материализм (так называемая "линия Демокрита") — направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.

Следовательно: материя реально существует; материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет); материя является самостоятельной субстанцией — не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя; материя существует и развивается по своим внутренним законам; сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю); сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей; сознание определяется материей (бытием).

К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бэкон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин.




«+» М. — опора на науку,. в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т. д.), логическая доказуемость многих положений материалистов.

«-»М. — недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов.

Материализм как господствующее направление философии был распространен в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции ( XVII в.), Франции XVIII в., СССР и социалистических странах в ХХ в.

Идеализм ("линия Платона") — направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

В идеализме выделяются два самостоятельных направления: объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.); субъективный идеализм (Беркли, Юм).

Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма: реально существует только идея; идея первична; вся окружающая действительность делится на "мир идей" и "мир вещей"; "мир идей" (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т. д.); "мир вещей" — материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением "мира идей"; каждая единичная вещь — воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь — воплощение общей идеи лошади, дом — идеи дома, корабль — идеи корабля и т. д.); большую роль в преобразовании "чистой идеи" в конкретную вещь играет Бог-Творец; отдельные идеи ("мир идей") объективно существуют независимо от нашего сознания.


В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что: все существует только в сознании познающего субъекта (человека); идеи существуют в разуме человека; образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения; вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.

«-» И. — отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия "чистых идей" и превращения "чистой идеи" в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи).

Идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы.

Источник: studopedia.su

Поскольку материя и сознание есть, существуют, постольку с необходимостью в философии возникли вопросы: «Что является фундаментом мира – материя или сознание?» и « Что является главным (первичным) в познании — чувства или разум?» В зависимости от того как решался первый вопрос, в философии сложились следующие основные направления: материализм; идеализм; дуализм. В зависимости от того как решался второй вопрос, в философии сформировались такие основные направления, как: эмпиризм и рационализм


МАТЕРИАЛИЗМ(так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, что материя является первоначалом, предельным основанием мира, а сознание — есть продукт материи. Материя реально существует; материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от того, мыслит о ней кто-либо или нет); материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя; материя существует и развивается по своим внутренним законам. Сознание — это свойство такой материи, как человеческий мозг. Сознание не является самостоятельной субстанцией, т.е. не может существовать без материи, будучи ее свойством. Знаменитые философы-материалисты: Фалес, Демокрит, Эпикур, Бэкон, Локк, Дидро, Маркс и многие другие. Философы, представляющие направление материализма, опираются на науку (прежде всего на естественные науки: физику, математику, химию и т.д.), многие положения философов-материалистов логически доказуемы.

Вульгарный материализм. В философском материализме выделяется особое направлениевульгарный материализм. Его представители (Бюхнер, Фохт, Молешотт) чрезмерно увлекаются исследованием материи с точки зрения физики, математики и химии, ее механической стороной; сознание считают такой же материей как и серое вещество человеческого мозга.


ИДЕАЛИЗМ (так называемая«линия Платона»)– направление в философии, сторонники которого считали, что идея (нематериальное) является фундаментальным началом мира, а материальный мир — это производная от идеи (нематериального).

В идеализме существуют два самостоятельных направления: объективный идеализм и субъективный идеализм.

Объективный идеализм.(Платон, Лейбниц, Гегель и др.) Основатель — Платон.Согласно концепции объективного идеализма: идея является началом всех вещей и явлений материального мира. У Платона мир делится на два мира — «мир идей» и «мир вещей». «Мир вещей» — материальный мир создан «миром идей». Каждая единичная вещь является воплощением идеи: например, живая, реальная лошадь – это воплощение идеи лошади, реальный, материальный дом – это воплощение идеи дома, реальные добрые и красивые люди — это воплощение идей добра и красоты и т.д.). «Мир идей» существует всегда, вечно, никогда не меняется; меняется только «мир вещей». Этот «мир идей» существует вне сознания человека, независимо от человека.


Субъективный идеализм. (Беркли, Юм и др.). — Идеи существуют только в сознании человека. Идеи материальных вещей также существуют только в сознании человека. Вне сознания отдельного человека идеи и материальные вещи не существует.

Идеализм как философское направление господствовал в древней Греции, в средние века. В настоящее время широко распространен в США, Германии, других странах Западной Европы.

ДУАЛИЗМ (от лат. dualis — двойственный) — философское направление, которое допускает одновременное существование двух независимых первых начал мира (субстанций) — материальной (обладает свойством протяжения) и духовной (обладает свойством мышления). Материальная субстанция производит материальные вещи, а духовная субстанция — идеи. В человеке соединяются одновременно две субстанции – и материальная, и духовная. Материя и дух существуют всегда и взаимодополняют друг друга.

ЭМПИРИЗМ (от греч. empiria — опыт) — в философии представляет одновременно и философское направление и метод в познании. Основатель эмпиризма — английский философ 17 века Ф.Бэкон. Важнейшими его представителями в 17-18 вв. были также Т. Гоббс, Дж. Локк, Э. Кондильяк. Представители эмпиризма убеждены, что только чувственный опыт есть единственный источник знания, только органы чувств дают человеку надежное знание. Человеческий разум лишь обобщает материал, полученный органами чувств из опыта. Научный метод эмпиризма — индукция.Истинное знание мы получаем только из опыта, т.е. когда идем от частного к общему. Например, опыт показывает, что многие отдельные металлы (частное) плавятся, следовательно все металлы обладают свойством плавления (общее). Конечная цель познания — господство человека над природой. Характерная для эмпиризма тенденция считать более надежным знание, которое получено посредством органов чувствнашла выражение в различных формах позитивизма 19-20 вв. Позитивисты проводили резкую границу между теоретическим и эмпирическим знанием.Например, представители логического позитивизма, считали достоверными только так называемые протокольные предложения, которые являются концентрированным выражением чувственного опыта: «Корова — травоядное животное» , «У квадрата равные углы», «Все металлы плавятся», «Целое больше, чем его часть» и т.д. Все подлинные научные теории и предложения могут быть сведены (редуцированы) к протокольным предложениям. Все то, что не может быть сведено к протокольным предложениям, т.е. к чувственному восприятию, логические позитивисты считали лишенным познавательного значения и попросту бессмысленным.

Эмпиризм является противоположностью рационализма.

Рационализм(от лат. ratio – разум) – философское направление и метод в познании. Основатель рационализма –французский философ 17 векаР.Декарт. Важнейшими его представителями в 17 в. были также Б. Спиноза и Г.В. Лейбниц. Представители рационализма убеждены в том, что истинное знание можно получить только из разумабез влияния опыта и ощущений. Научныйметод рационализма– дедукция.Истинное знание мы получаем только из разума, т.е. когда идем от общего (идей) к частному ( к опытным, чувственным фактам). Существуют истины, которые очевидны для разума (аксиомы) и не нуждаются в доказательстве посредством опыта, например, — бог, число, воля, тело, душа, «из ничего не бывает ничего», «нельзя одновременно быть и не быть» и т.д. Подобного рода истины дают возможность познавать эмпирический, чувственный мир. Разумрасширяет и углубляетзнаниячеловекаоб окружающем мире. Рационализм является противоположностью эмпиризма, иррационализма, философии жизни и др.

Иррационализм (от лат. irrationalis — неразумный) — особое направление и метод в философии. Важнейшие представители — Ницше, Шопенгауэр. Представители иррационализма отрицают возможность рационального (разумного) познания действительности. Иррационализм выдвигает на первый план нерациональные аспекты познавательных способностей человека: инстинкт, интуицию, чувство, волю, мистическое «озарение», воображение, любовь, бессознательное и т.п. С их точки зрения сама жизнь, мир имеют алогичный характер, потому разум бессилен их познать.

АГНОСТИЦИЗМ (от греч. а — отрицательная приставка, gnosis — знание, agnostos — недоступный познанию). Представители агностицизма убеждены в том, что мир непознаваем. Важнейшие представители — философы Нового времени (17 в.) — Д. Юм и И. Кант. И.Кантпризнает, что независимо от нас существует внешний мир — «вещь в себе». «Вещь в себе» — источник и причина наших ощущений, но это все, что мы можем сказать о ней. Ощущения и понятия дают нам представления — «вещи для нас». Но вопрос о том, похожи ли наши представления о предметах внешнего мира на сами эти предметы, не имеет решения. Допустим, мы едим вишни. Мы видим алый цвет вишни, ощущаем ее сочность, мягкость, кисло-сладкий вкус. Все эти наши субъективные переживания наш рассудок объединяет в целостный предмет, называемый «вишня». Но похожа ли эта сконструированная нами «вишня» на реальный предмет, породивший в нас соответствующие ощущения? Для ответа на этот вопрос нужно было бы сравнить наш образ вишни с реальностью. Однако человек не способен увидеть мир сам по себе, он видит его только сквозь призму своей чувственности. Поэтому человек никогда не сможет узнать, каков мир сам по себе. После Канта каждый философ уже проводит границу между нашим представлением о мире и самим по себе внешним миром. Одним из крупных представителей агностицизма в философии 20 в. был К. Поппер. Этот философ был убежден в том, что познавая мир человек получает не истинные знания, а лишь обнаруживает ложь в своих воззрениях. Прогресс познания выражается не в открытии и накоплении истин, а в разоблачении и отбрасывании заблуждений.

Заслуга агностицизма перед философией заключается в том, что он опроверг позицию «наивного реализма» — веру в то, что внешний мир именно таков, каким мы его себе представляем.

Источник: studopedia.ru

Отношение М. к науке прямо противоположно тому, к-рое свойственно идеализму. Последний в корне враждебен науке: он подменяет вымышленными, фиктивными представлениями реальную задачу познания законов действительности, сбивает науку с правильного пути и заводит ее в тупик. Напротив, М., отвергая вымыслы идеализма, указывает науке правильный путь к познанию действительного мира и его законов. Когда наука сталкивается с каким-нибудь сложным, трудным, еще нерешенным вопросом, то М. заранее исключает его идеалистич. объяснение как чего-то сверхъестественного, нематериального. М. всегда считает, что все вещи и явления возникли естеств. путем из материи по законам, ей присущим. Если же между двумя к.-л. явлениями оказывается разрыв, отсутствие закономерной связи, то М. объясняет это тем, что действительная связь явлений в данном их пункте еще не открыта. Этим М. направляет внимание исследователей на поиски непознанных связей и обнаруживает свой творческий характер. Так, напр., махисты объявили вопрос о происхождении сознания и ощущения в основе ложным, поскольку за первичное махисты принимали психическое. Исходя из осн. материалистич. посылок, Ленин показал, что в ясно выраженной форме ощущение связано только с высшими формами (органич.) материи, но что в фундаменте самого здания материи можно лишь предполагать существование способности, сходной с ощущением, из к-рой в ходе последовательного усложнения и развития материи возникло ощущение. «…на деле, – констатировал Ленин, – остается еще исследовать и исследовать, каким образом связывается материя, якобы не ощущающая вовсе, с материей, из тех же атомов (или электронов) составленной и в то же время обладающей ясно выраженной способностью ощущения. Материализм ясно ставит нерешенный еще вопрос и тем толкает к его разрешению, толкает к дальнейшим экспериментальным исследованиям. Махизм, т.е. разновидность путаного идеализма, засоряет вопрос и отводит в сторону от правильного пути…» (там же, с. 34). Совр. естествознание идет по пути, к-рый указывал Ленин, и этим подтверждается творческий характер М. В 30-х гг. 20 в. творч. роль М. обнаружилась с новой силой и доказательностью. При анализе радиоактивного бета-распада (при этом совершается вылет электронов из атомного ядра) оказалось, что в среднем вылетающие электроны уносят с собой лишь половину всей энергии, к-рую теряет распадающееся ядро. Вторая ее половина, на первый взгляд, исчезает, казалось бы, бесследно. «Физич.» идеалисты поспешили заявить об «уничтожении» энергии, следовательно, о нарушении принципа ее сохранения. Если бы такое идеалистич. «объяснение» утвердилось в науке, то не было бы смысла искать ответа на вопрос – куда девается др. половина энергии. Напротив, М., отвергая идею об уничтожении или творении энергии (движения), требовал экспериментального и теоретич. выяснения вопроса о том, что сталось с др. половиной энергии. Передовые физики в лице В. Паули фактически пошли именно по этому пути, хотя сам Паули и не высказывался в пользу М., принадлежа по своим филос. взглядам к школе «физич.» идеализма. Исходя из того, что вторую половину выделяемой ядром энергии обнаружить пока не удавалось, Паули выдвинул предположение, что она уносится особыми частицами материи, свойства к-рых, а значит и их присутствие, нельзя непосредственно обнаружить известными нам до сих пор физич. способами.

Источник: dic.academic.ru

Материалистическая философия 

Фотограф Andrea Effulge

Материалистическая философия — это комплекс идей и концепций в науке, которые в основе своей содержат материализм. Сам материализм — широкий термин, одно из двух крупнейших направлений в философии, в который разные исследователи и мыслители включают:

  • Заявление о единственности материи реальности и всего существующего. То есть, только материя существует и является реальной, она же изначальна, единственна и лежит в основе всех процессов. У этого заявления существует два слабо устойчивых к критике нюанса: в-первых, в этом заявлении ничто умственное не существует, в-вторых, ничто трансцендентное не существует;
  • Заявление о причинности материи, которое приводит материалистическую философию к выводу о том, что все исторические процессы в существовании человечества имеют сугубо экономические основы, то есть детерминированы товарно-производственными отношениями. Несложно понять проблему этого заявления в том, что девальвируются все социально-психологические детерминанты и связи;
  • Следующее заявление материалистического направления в философии, разделяемое некоторыми исследователями, заключается в том, что познание материи, как единственно существующей и реальной, полностью возможно материальными же методами, а также все явления объяснимы языком, критериями и категориями материи. Последнее требует, например, чувственное познание, объективность как доступность для всякого, естественность и управляемость процессов и так далее;
  • Оценочное отношение к материи и её формам как единственно ценным, то есть, например, чувственные ощущения, здоровье организма и другое телесное, материальные вещи — это единственные блага.

Материалистическое направление в философии, происходящее от латинского materialis – вещественный, помимо вышеназванных заявлений утверждает о первичности, либо вообще единственности материи (как в первом утверждении из списка). К особенностям такого подхода относится множество интересных следствий, например, время также должно рассматриваться не как относительная умозрительная величина, отражающая движение материи, а как объективное явление или функция материи наряду с ранее упомянутым движением и пространством. А также основы и единство мира заключается в материи, материя в силу своей первичности или вообще единственности исключает разумное начало.

Представители материалистической философии могут быть условно разделены на домарксистский период, охвативший все материалистические взгляды до диалектического материализма (диамат), и сам марксистский, который сформулировал диалектико-материалистическую философию, но о второй я расскажу позже. Существуют также формы упрощённого материализма, где допускаются существенные ошибки, равно как можно разделить материализм на научный и вульгарный, обывательский материализм, основная ошибка последнего, это смешение явлений материи и сознания, в то время как научный материализм чётко разделяет психическое и материальное. К упрощённым формам материализма можно отнести: географический, антропологический, натуралистический и другие.

Материалистическая философия Маркса не только значительно расширила и дополнила направление материализма в науке, но и наделила его новой ролью – изменение мира; то есть если раньше материалистическая философия изучала и созерцала мир, то диалектико-материалистическая философия стремилась его изменить к лучшему, разумеется, в рамках своего мировоззрения.

Зачатки диалектического материализма прослеживались ещё у Гераклита и Демокрита, последний был негласным оппонентом Платона и его идеализма. Саму же диалектико-материалистическую философию часто называют марксистской философией с предметом отношения сознания к объективному миру, то есть предмет этой философии, по сути, само материалистическое мировоззрение и его прикладные возможности. Недаром одним из критериев истинности в этой материалистической философии является общественно-историческая практика, то есть если в истории стран и народов какой-то подход или знание находили практическую пользу, то, по мнению диамата, можно говорить о их достоверности. Можно легко понять сугубо практический подход в определении истинности знания или метода; говоря проще: «То, что действенно на практике – истинно».

Так как в таком материализме не последнюю роль занимала диалектика, как утверждение равенства и борьбы противоположностей, внутреннюю тождественность и противоречивость всего сущего, а также вышеперечисленное как причины явлений, то она же, диалектика, оказывала влияние как на мировоззрение, так и на методологию диалектико-материалистической философии.

Кратко диамат можно выразить — как внутренне противоречивая и тождественная сама себе суть всякого явления в материальном мире сущего (вещественного) является причинами и источником влияния всех исторических и природных событий, которые человек как участник может понять, обобщить и управлять ими. Да, диамат включал в себя исторический материализм и представители материалистической философии диалектики, например, Ф.Энгельс и К.Маркс, открыто о этом писали. Всё-таки обобщённо и кратко невозможно написать о целом направлении в философии в рамках одной статьи, и поэтому рекомендую обратиться к расширенной информации с более детальным обзором, либо к самим источникам. Но я надеюсь, что эта статья способна дать общие знания о материалистической философии кратко.

(с) Algimantas Sargelas

Другие статьи по философии

Источник: sargelas.com


Categories: Философия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.