В восточных районах и на территории Испании, которые подчиненны арабам, мировоззренческие идеи не сильно были подвласны влиянию религиозных течений. В то же время в странах Евромы и Азии религия имела больший вес. Слияние, в единое целое государство (Халифат), обособленных племен арабского народа, содействовало сосредоточению великих мудрецов в его научных центрах и достижению наивысшей степени усовершенствования философской мысли.

фото 727Мысли философского Востока – особенное явление арабо-мусульманской философии. Арабо-мусульманская философия – возникла и развивалась, как традиция философской рефлексии и в настоящее время претерпела колоссальное преобразование под воздействием западной философии и цивилизации. Арабо-мусульманская философия состоит из трех базисных периодов: классического (VIII-XV вв.), средневекового (XVI-XIX вв.), современного (вторая половина XIX-XX вв.). Классический период развивал пять главных направлений и школ философии.


Средневековый период характеризовался разносторонними аспектами, современность же – искала направления, сохраняющие цивилизационный фундамент классического общества в современной обстановке.

Арабская философия обозначала мировоззрение людей из структуры «Арабского халифата», сочинявших труды на арабском и персидском языках. Арабская фундаментальная философия, прочно связывалась с исламской культурой. Таухид – правило монотеизма (единобожия), воплощая представление о единении существования с Вселенной, являлось главенствующей темой мусульманской теологии и философии. Проявленная тремя главными течениями религиозно-философская идея в культуре ислама, включала в себя: калам – схоластическую теологию ислама; суфизм – религиозно-мистическое и пантеистическое течение мысли; фалсафа – философию, испытавшую влияние представлений мыслителей древности.

Прогрессивная арабская философия

В Аравии, вначале VII века, появившееся и распространившееся новейшее духовное учение – ислам, сделалось единственным, где божество куреймитов стало беспримерным Богом. Новейшее вероисповедание использовалось людьми высших кругов арабских племен (кочевых и оседлых) для формирования полноценной страны. Такое вероисповедание, как мусульманство сформировалось в конфликтной обстановке между горожанами и кочевниками, сформировавшей арабско-национальное сознание в соперничестве с персами и абиссинцами.


С VIII по IX вв., развивалась мощнейшая арабская Восточная культура. До арабских завоеваний, экономическая ситуация БлижнеВосточных стран, развивалась лучше европейской и, в последствие, активно совершенствовалась. Вначале IX в., Багдад, под управлением Аль-Мамуне, стал крупнейшим сосредоточением науки с собственными библиотеками, школами и научными сообществами. К популяризации научных знаний и покровительству их роста были причастны многие правители Востока. В Кордове на Пиренейском полуострове, в X веке сформировался второй центр, повлекший за собой разветвление арабской культуры на две ветви – западную и восточную. XII век характеризуется преобладанием западной ветви арабской культуры, но монгольские набеги XIII в. приостановили усовершенствование культуры на Востоке.

Ранний арабский философ Абу Юсуф Якуб Кинди (конец VIII в.), стремился скоординировать духовность верования с философией. Разум аргументирует многие мировоззренческие позиции, но определенные знания, можно получить лишь с помощью откровений, превышающих способности человеческого разума. Большую часть западной философии Аристотеля распространил Абу Наср Мухаммад Фараби (IX в.), составив комментарии к сочинениям Аристотеля. Абу Наср уделял большое значение политической философии, создав знание об идеальном государстве и комментарии к трудам Платона: «Государство» и «Закон». Физическое знание о Вселенной как о едином целом Абу Наср перенимает неоплатонические представления, изображая Вселенную, как степень вершины, которую занимает все Единое (сравниваемое с Аллахом). В следующем разделе пойдет речь об одном из влиятельных арабских мыслителей X в., а именно об Абу Али Ибн-Сине – считавшемся Авиценной.

фото 728

Ибн-Сина


Исключительный мудрец, целитель и «звездочет» – Абу-Али Хусейн ибн-Абдаллах Ибн-Сина, родом из Бухары – сформировал неподдельный порядок в метафизике, оказавший важное влияние на арабскую и западноевропейскую философии. В детстве Абу-Али, едва получив образование, выучил Коран и к 10 годам овладел, словесными дисциплинами. С возрастом, увлекаясь философией, на его жизнь колоссально повлиял ученый Абу-Абдаллах ан-Натили, что помогло Абу-Али разобрать труды Ливанского мыслителя Порфирия. Затем Абу-Али старательно занялся штудированием физики и метафизики, что оказало действие на его тяготение к медицине.

Затем продолжались годы скитаний и паломничеств по свету из-за переживаний по поводу ухода его отца из жизни. Абу-Али странствовал по разнообразным местам, встречая «преграды» на своем пути, находясь на «краю» жизни. В надежных источниках описываются примечательные штрихи мыслителя, представления о котором выделяются страстью к исследованиям и тяге к охвату новейших энциклопедических знаний. Ибн-Сина захватывает внимание проницательностью, необычайными способностями памяти и обостренностью мыслей. 400 сочинений на арабском языке и около 20 на языке фарси, приписываемые мыслителю, относятся к научным и философским знаниям античности. Последние годы собственной жизни, проведенные в Исфахане, были великими и продуктивными, потому как именно на этом этапе были созданы великие труды: «Книга знания», «Восточная философия», «Книга справедливости» и «Книга исцеления».


5 книг неофилософского сочинения мыслителя – «Канон врачебной науки» объединяет и систематизирует опыт практикующего врача, и накопленные медицинские знания. Данное творение являлось особенным руководством по медицине на Востоке и в Европе до XVII в.

Абу-Али, проводя различия между первоосновой вещи и бытия, показал их несовпадение. Для обретения бытия, миру вещей необходима первооснова – что есть Бог. Посредством этой мысли, мыслитель доказывает бытие Бога, которое бесконечно и из которого следует разумная первооснова, названная – первой интеллигенцией. Всевышний создает единое сущее, так как сам он един и прост. А единое основание способно сотворить только одно действие.

Классификация наук

Науки Абу-Али делятся на две группы: теории и практики. Науки теории – изучают бытие независимо от деятельности человека, науки практики – исследуют деятельность. Целью теоретических наук является – осознание истины, в то время, как практических наук – приобретение пользы. Логика, не входящая в данную систематизацию, как «инструментальная» наука, идет впереди всех других наук.


Теоретические науки состоят из: физики, математики и метафизики. Теоретическая физика состоит из нескольких положений: формы, движение, минералы, а также понятия о растительной, животной и человеческой душах.

Практическая физика включает: медицину, астрологию, толкование снов, науку о талисманах и алхимию. Абу-Али безоговорочно воспринимал концепцию астрологического положения, что: «Земные явления обусловлены движением небесных тел».

Математика – включающая в себя арифметику, геометрию, астрономию и теорию музыки – анализирует первоначало всех существующих наук, доказывая бытийное и необходимое единство атрибутов, исходной и второстепенной «духовных субстанций». Практические науки включают политику – науку об управлении народом; домоводство – наука управления домом; этику – науку о человеческих устоях, принципах и нормах поведения.

Совечность Бога и мира

Абу-Али развивает понятие вечности материи, формулируя представление о Божественном создании мира. Всевышний является первопричиной мира, а мир – источником Бога. Вечное существование Бога есть вечное существование мира. Знание о душе, занимает главенствующее положение в миропонимании арабоязычной философии. Человеческая разумная душа бессмертна, потому как с возрастом телесная оболочка утрачивает былую красоту, а силы, свойственные телу, ослабевают, тем самым разум, становится крепче. Разум в собственном бытие – материя, не подчиняющаяся телу.


ша осуществляет самостоятельную жизнь, покидая тело после смерти. Моделью подобного состояния является царство сновидений, где фантазия мысли существует отдельно и независимо от чувственных внешних переживаний. Человеческая душа содержит разум теории и практики. Теоретический разум производит знания, обращенные на постижение истины и избегание обмана. Практический разум, вырабатывает моральные нормы, высвобождая от чувств разумную часть души.

Существует два средства постижения души: обычное и подсознательное. Интуитивное (подсознательное) включает с себя состояние души в общении с мировым разумом. Знания поглощаются душой, формируясь в телесные образы для приспособленности восприятия. Общественная обстановка запрещает бездельничанье, расхищение, лихоимство, азартные игры и другое деструктивное поведение. Сфера частной (обособленной) жизни карает за неверность и безнравственность. Абу-Али вкладывает великое значение в брак, где главенствующую роль исполняет хозяин дома – муж и отец, отвечая за благополучие совей семьи. Муж обязан проявлять заботу о мыслях благоверной, чтобы она занималась только делами по дому и воспитывала детей, иначе образовавшийся вакуум в уме способен пополниться мыслями о неверности с другими мужчинами.

При воспитании, юношу необходимо обучить несложным знаниям базисных наук из-за бесполезности великих знаний для ума, что приносят вред. Индивид обязан обучиться самоуправлению и самоконтролю, обладать самонаблюдением и обнаружением собственных недостатков. Нужно воспитывать в себе 4 главнейших качества: сдержанность, отвагу, разумность и честность. Так как они и есть средоточие крайностей: алчности – воздержанности – лени; мнительности – смелости – сумасбродства; подавленности – справедливости – склонности к подавлению других.

Ибн-Рушд


Вся прежняя арабская философия повлияла на христианский догматизм, благодаря Ибн-Рушду, прославленному в Европе под именем Аверроэса. Абу-Али проживал в Андалузии и Марокко, исполнял должностные обязанности судьи и врача при царском дворе. Как инакомыслящий еретик, подвергся гонениям незадолго до своей смерти, являясь создателем множества сочинений по: философии, естественным наукам, медицине, юриспруденции и филологии. Истолковав выдающиеся труды Аристотеля, Аверроэс издал множество творений, наиболее известным из которых было – «Опровержение опровержения», в котором мудрец анализирует вопрос о взаимоотношениях философии и религии, демонстрируя схожесть философии и религии в целенаправленности обсуждений. Религия и философия берут за основу Бога, но философствуют о нем разными способами. Религия риторически размышляет о Творце, оперируя образностью мышления, проявляющегося в Коране, в то время как философия подходит к рассуждениям рационально, доказательно и адекватно.

Ибн-Рушд не противоречит религии. Он полагает, что: «Вера в Бога заложена в основе морали, народ обязан быть религиозным. Забрать у народа убеждения о религии означает оставить общество без принципов, которые регулируют нравственную жизнь человека, ввергающих его в пучину нигилизма и анархии».


нцепция мудреца содержит мировой разум, мировой порядок и гармонию. «Мертвая материя не существует, даже царство минералов содержит подобие жизни». Формируя главные представления учения Аристотеля о душе, Рушд не предполагает индивидуального бессмертия. По его мнению, душа индивида со всеми своими функциями связана с телесной оболочкой. Только всемирный разум, единый для всех людей и человеческий род – вечны, подобно смертности каждого человека. Отклоняя способ прямой связи с Богом, Рушд отклоняет мистический путь понимания. Только научное знание ведет к конечной цели и здесь нужен безостановочный, и непрерывный духовный труд.

фото 729

Проблема свободы воли

Некоторые люди склонны к проявлению добра, другие – к злу, но данный аспект предопределяется многими причинами: эмоциональностью, независимостью и осознанностью. Добро или благополучие выражены и проявляются тогда, когда душа рациональна и держит под контролем животные инстинкты. Полноценное счастье человек обретаем лишь в идеальном государстве. Слаженное развитое государство как единое устройство рождается тогда, когда его граждане специализируются каждый в собственном направлении развития. Избирая себе дело жизни с молодости и занимаясь им в течение долгого времени, человек способен достичь великого мастерства, что относится к интересам индивида в частности и к государству, в общем.


Источник: mystroimmir.ru

Арабо-мусульманская философия – это совокупность философских учений, разрабатывавшихся в эпоху средневековья мыслителями народов Востока, принявших мусульманскую веру и пользовавшихся арабским языком. Новая религиямусульманство («муслим» — покорные Аллаху) – возникла в условиях столкновений кочевников бедуинов с горожанами, пробуждением арабского национального самосознания в необходимости объединения разрозненных племен для борьбы с персами и абиссинцами. Победа ислама позволила объединить разрозненные племена арабов, найти компромисс между кочевниками и городской беднотой с одной стороны, и аристократией Мекки, с другой. Аристократии удалось стать во главе широкого народного движения и направить его на внешнюю экспансию. Ее первыми объектами стали Иран и Византия. Во второй половине 7 в. под знаменем ислама развертываются грандиозные завоевательные войны, и к концу первой трети 8 в. образуется огромный Арабский халифат, куда вошли Аравия, Иран, Армения, Северо-западная Индия, Сирия, Египет, Палестина, все северное побережье Африки и Пиренейский полуостров. В 8-9 вв. на Востоке процветает мощная и своеобразная арабская культура.


начале 9 в., в годы правления халифа Аль-Мамуна, Багдад становиться крупным научным и культурным центром. В 10 в. создается второй центр арабской культуры в Кордове на Пиренейском полуострове. Происходит разветвление арабской культуры на две ветвивосточную и западную. В 12 в. начинает преобладать западная ветвь, а развитие восточной ветви было приостановлено нашествием монголов. В этих условиях, предпосылкой для возникновения арабо-мусульманской философии был «калам» — дискуссии по обсуждению догматов Корана. Оно было направлено против метафизики философии, языческой мудрости и античной философии. Приверженцев калама называли мутакалимами.

Возникновение арабо-мусульманской философии было непосредственно связано с деятельностью мутазилитов («обособившихся, отделившихся от традиционной веры») – ранних представителей калама (рационального богословия), которые, начав с обсуждения вопросов о свободе человеческой воли и божественных атрибутах, кончили разработкой концепций, выходивших за рамки религии и даже подрывавших некоторые её догматы. Коран и Библия. Отличие: в Коране нет последовательного изложения, суры часто повторяют одно и то же, описания отрывочны и не всегда понятны. Али, зять Мохаммеда писал, что в Коране нет ни одного стиха, не имеющего эзотерического, экзотерического, мистического и раскрывающего божественный смысл значений. Схожесть: в Коране также говориться о сотворении мира, что Аллах един, что он ниспослал Тору и Евангелие, рассказывается о Моисее, исходе евреев из Египта. В Коране неоднократно выдвигается требование веры в Аллаха. Его следует использовать как очередную логическую задачу. В Коране предписывается возмездие за убитого: « свободный – за свободного, раб – за раба, женщина – за женщину». Вводятся ограничения на употребление свинины, вина. Кроме того, во многих местах Корана встречается призыв к мусульманину: «Нельзя брать в друзья иудеев и христиан». Тем самым, данный призыв также представляет собой очередную логическую задачу. В исламе не было организованной, централизованной церкви, иерархизированного духовенства, церковных соборов. Потому здесь быстро наметились различные толкования Корана, одним из которых и были мутазилиты. Они отрицали множественность атрибутов бога, хотя, по подсчетам мутакалимов, в Коране говориться о 99 именах бога и его характеристиках. Единственная функция бога, творца – это наделение материи, уже обладающей всеми атрибутами, еще одним – существованием. Все наблюдаемые в материальном мире явления носят причинно обусловленный характер и имеют свое основание в природе вещей. Исходя из чего, мир познается разумом, и скептическое отношение к познанию истины через откровение. Коран они считали не откровением Аллаха, а как обычное литературное произведение. Вместо рока и судьбы, проповедовавшие мутакалимами – они полагались на неограниченность свободы воли человека. В годы правления халифа Аль-Мамуна (813-833 гг.) мутазилизм был объявлен официальной доктриной государства Аббасидов.



Против мутазилитов выступил Аль-Ашари (873-935 гг.) и его последователи (ашариты), стремившиеся возвратить и укрепить ортодоксальную веру. Они утверждали, что Аллах не только создал мир, но и постоянно воздействует на все явления. Поэтому явления основаны на воле бога, в том числе и жизнь человека. Нет никакой неограниченной свободы воли. После длительной борьбы, учение ашаритов стало господствующей в исламе. В этот же период в арабском мире возникает движение мистиков – суфитов (на араб. суф означает шерсть, следовательно суфий – носящий шерстяной плащ). Они занимали позицию аскетизма и крайнего мистицизма. Признавая реальным только бога, а окружающие вещи и явления – его эманацией, то есть происхождение мира объясняют путем мистического истечения творческой энергии бога. Суфиты объявляют высшей целью жизни мистическое соединение души человека с богом, требуя отрешения от всего земного. Это соединение происходит в экстазе, до которого мусульманин должен довести себя.

Постепенно и параллельно наряду с теологией развивалась арабо-мусульманская философия. Главная характерная особенность арабо-мусульманской философии: отношение к религии как к практическому искусству, призванному регулировать межчеловеческие отношения; религия вне постижения истины; область истины – компетенция науки. В русле общего политического и культурного подъема, переживаемого арабским миром, арабо-мусульманская философия преимущественно интересовалась логикой, естествознанием, математикой, медициной. В этом ее отличие от западной средневековой философии, которая была тесно связана с религией. Учитывая, что арабо-мусульманская философия во многих случаях не сочеталась с содержанием Корана, арабские аристотелианцы стремились, насколько это, возможно, примирить философию с догмами ислама. Они говорили, что Коран обладает истиной, но эта истина облечена в образы, так как народу истина доступна только под покровом чувственных образов. Религия предназначена для народа. Задача же философии – совлечь с истины образную оболочку и посредством разума возвыситься до познания истины в ее совершенной чистоте. Если какое-то положение философии противоречит Корану, то оно истинно только с позиции разума, а с точки зрения Корана оно ложно. Среди философов на Востоке выделялись – Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн-Сина; на Западе – Ибн-Баджа, Ибн-Туфайль и Ибн-Рушд.

6.Основные направления генезиса арабо-мусульманской философии: универсализм, энциклопедизм,пантеизм, перипатетизм. Аль-Кинди, Аль-Фараби, Ибн-Сина, Ибн-Баджа, Ибн-Туфайль и Ибн-Рушд

В 9 в. происходит широкое знакомство арабов с естественнонаучным и философским наследием античности. В центре их внимания оказывается философия Аристотеля с её преобладающим интересом к вопросам естествознания и логики. Усвоение аристотелевской философии, однако, опосредствовалось знакомством с работами позднейших её комментаторов из неоплатонических школ в Афинах и Александрии. «Неоплатонизированный» аристотелизм лег в основу учений, развивавшихся в русле ведущего направления в средневековой арабо-мусульманской философии восточного Перипатетизма (Перипатетики от греч. peripatetikos – совершаемый во время прогулки, последователи Аристотеля). Родоначальником этого направления считается Аль Кинди(ок. 800-ок.870) – арабский философ, астролог, математик и врач. Получил почетное прозвище «философа арабов», ввел в обиход основные концепции аристотелизма, написав комментарий к соч. Аристотеля «Органон» и др. Написал более 200 работ, большая часть которых не дошла до нас. В основу своего учения положил идею всеобщей причинной связи, в силу которой всякая вещь, если только она осмыслена до конца, позволяла, как в зеркале познать в ней всю вселенную. Он с исключительным уважением относился к сокровищам прошлой мудрости, особенно греческой. Скептический относился к Корану, признавал приоритет пророческого знания в нем, и считал не допустимым иносказательное толкование Корана. В онтологии не отрицал сотворенности мира во времени, но в дальнейшем полагал, что природа развивается сама по себе. Вместо 10 категории Аристотеля, предложил 5 прасубстанции: материю, форму, движение, пространство и время. Придерживался концепции двойственной истины, призывая отделить философию от богословия. Признавал 4 вида разума: вечно действующий, «активный» разум; «пассивный», или «страдательный» разум; «приобретенный» и «демонстративный» разум. Большое значение для арабского перипатетизма имела его схема научного познания: «Дабы познать что-либо, следует ответить на четыре вопроса: Есть ли это? Что это? Каково это? Почему это?». Сам процесс познания проходит три ступени: первая – логика и математика; вторая – естественные науки; третья – метафизические проблемы. Ортодоксы смотрели на него как на еретика.

Дальнейшее развитие восточного перипатетизма связано с именами Аль-Фараби (870-90), Ибн – Сины(Авиценны, 980-1037 гг.). В противоположность Аль-Кинди, эти философы доказывали вечность мира. Свою основную задачу они видели в очищении философии от мистических и теологических наслоений, а также от извращенных толкований, которые были распространены на Востоке. Они были деистами, выступали против астрологических и иных суеверий. Признавали существование Бога в качестве безличной первопричины мира, потом развивающегося по своим собственным законам. Считали, что космические и природные явления не зависят от божественного промысла, т.к. знание бога простирается лишь на универсальные, общие идеи. Оно имеет троякое бытие: в божественном разуме, в вещах и в человеческом интеллекте. Материя лишь предрасположена к принятию форм, но получает их извне; «дарителем форм» для «подлунного мира» выступает так называемый «деятельный разум», порождающий также человеческие души, которые бессмертны. Высшая цель человеческого бытия заключается в познании этого разума.

Второй крупный мыслитель арабского Востока – Аль-Фараби (870-950 гг.) имел разнообразные труды. Ему еще при жизни присвоили почетное звание «Второй учитель» (т. е. второй после Аристотеля). Он прокомментировал многие работы Аристотеля, и, кроме того, создал ряд оригинальных работ. Наибольшей известностью пользовалось его сочинение «Жемчужина премудрости» — небольшой трактат, излагающий в сжатой форме его учение. Утверждает абсолютную необходимость логики для человека, разрабатывает свою квалификацию науки. Она начинается с метафизики и заканчивается юриспруденцией и догматическим богословием. Философия призвана дать теоретические основы не только естественным наукам, но и политике, и способствовать преобразованию общества. Его онтологическая концепция состоит из 6 понятий: божественный принцип, или первая причина; вторичные причины, или небесные сферы; активный интеллект; душа; форма; абстрактная материя. Говорит о единстве человеческого разума и деятельного разума: мы не можем видеть предметы, пока они не освещены солнцем, и человеческий разум бессилен, пока не озарен искрой активного разума. Когда достигается единство, то достигается блаженство, причем на земле. Загробная жизнь – это пустые фантазии. Он первым среди арабских философов обратил внимание на проблемы общественной жизни. Его идеал – добродетельный город, где его части подобно органам человеческого тела помогают друг другу. Путь к счастью видел в просвещении. Деятельность Аль-Кинди и Аль-Фараби подготовили появлению крупнейшего представителя восточно-арабской культуры Авиценны. Абу Али Ибн-Сина, таджикский философ, врач и ученый сыграл большую роль в распространении среди арабов, а через них в Западной Европе философского и научного наследия античности. Также активно способствовал утверждению рационального мышления, пропаганды естественных и математических знаний. В своем философском учении он сохраняет материалистическую и идеалистическую тенденции Аристотеля. И только в некоторых вопросах отступает от аристотелизма в сторону неоплатонизма. Основ. соч.: «Книга знания» («Даниш-намэ») – содержит сжатое изложение логических и физических взглядов Ибн-Сины. Широкую известность получили его «Книга исцеления», «Медицинский канон» и др. Параллельно с перипатетизмом Аль-Фараби и Ибн-Сины шло развитие и некоторых других философских течений, враждебных ортодоксальному исламу, представленных, в частности тайной организацией «Чистых братьев». Другой формой оппозиции ортодоксальному исламу, равно как и рационалистической философии, было мистическое течение суфиев (суфизм), чьи теософские доктрины обнаруживают влияние гностицизма (гностики), неоплатонизма и некоторых восточных религиозных течений. В основе этих доктрин лежит вера в возможность созерцания божества и конечного слияния с ним человека, отрешившегося от уз материального мира. Апологетикой ислама с помощью рациональных доводов, занимались представители позднего калама – мутакаллимы, последователи Аль-Ашари (874-93). Для доказательства догматов о божественном провидении, сотворённости мира и возможности чудес они использовали атомистику.

Представителем религиозно – идеалистического направления был Аль-Газали(109-1111), подвергший критике натуралистические и рационалистические элементы философии вост. перипатетиков на основе синтеза концепций мутакаллимов и суфиев. Дальнейшее развитие арабо-мусульманской философии продолжается в Андалусии и Северной Африке, где восточная перипатетическая школа была представлении Ибн Баджей (ок. 1070-1138), Ибн Туфайлем )1110-8) и Ибн-Рушдом (Аверроэсом). Ибн-Баджа занимал высокие правительственные посты в Гренаде и Сарагосе, был обвинен в ереси, заточен в тюрьму и отравлен. Ибн-Баджа считал, что мир есть простое живое существо, не нуждающийся ни в чем постороннем. В книге «Образ жизни уединившего» показано развитие человеческой души не через мистическое просветление, а путем интеллектуального совершенствования через знание. Представил контуры идеального государства, где нет врачей – потому, что люди правильно питаются, нет судей – ибо люди в своих отношениях руководствуются любовью, и там не бывает раздоров и разногласий. Ибн-Туфайль – врач, математик, философ и поэт. Современники дали ему прозвище «учитель нечестия». В философском романе «О Хайе, сыне Яззана» описывается саморазвитие «естественного человека», когда ребенок на необитаемом острове (мать лань) от чувственного познания доходит до понимания общего начала вещей. Этим началом выступает бог, который хранит этот мир и придает ему движение. В книге он пишет о происхождении живых организмов из не живого, об эволюции человека и его познавательных возможностях, о возможности познания истины без религиозного откровения. Творчество Ибн-Рушда составляет вершину средневековой арабо-мусульманской философии. Он не только очистил аристотелевское учение от позднейших неоплатонических наслоений, но и создал самостоятельную систему, склоняющуюся к натуралистическому пантеизму.Современники говорили, что «Аристотель объяснил природу, а Авэрроэс — Аристотеля». В книге «Опровержение опровержения», направленного против Аль-Газали, Ибн Рушдобосновывал превосходство разума над верой и доказывал неправомочность богословов заниматься философскими проблемами. Вместе с тем он призывал философов не разглашать свои учения перед «широкой публикой», поскольку это может лишить её религиозных убеждений, а, следовательно, и нравственных принципов. В онтологии различает сущность и существование, первый предшествует второму. В единичных субстанциях они находятся в единстве. Материя – объективное вечное начало. Мир един и целостен, и в нем объективно существует причинная связь. Это и есть объективная предпосылка познания мира, признавал только научное познание. Развивая основные идеи Аристотеля о душе, он не признает индивидуального бессмертия души. Между живой и косной материей нет непроходимой грани, даже в минералах теплиться некое подобие жизни. Утверждает соотносительность зла и добра: так, огонь полезен, но он губит животных и растения. О свободе воли. В исламе существовало два направления: абсолютная не свобода, только божественное предопределение; другая – полная автономность воли человека. Был против фатальной предопределенности судьбы, одни люди предрасположены к добру, другие к злу, и на это влияют множество причин (Н. Д. – психосоциальных). Благо или счастье возможны тогда, когда рациональная душа контролирует животные потенции. Был за идеальное государство и профессиональную специализацию в ней. Как и Платон выступал за три сословия. О трех обманщиках. Его также как и Боккаччо, Макиавелли, Кампанеллу, Дж. Бруно, Гоббса, Спинозу и др. считают автором этого произведения. Но более точные сведения говорят, что это учение исходит от секты карматов (9-10 вв.). Один из вождей карматов говорил, что три человека внесли в человечество порчу: пастырь (Моисей), лекарь (Иисус) и погонщик верблюдов (Мохаммед). Они считали их как учения, построенных на преднамеренном обмане людей. Логика обоснования в следующем: приверженцы каждой религии утверждают, что ошибались два других пророка, кроме своего, следовательно, была обманута большая часть человечества. При таком обоснований не исключено, что ошибались все три пророка, тогда было обмануто все человечество. Учение Ибн Рушда оказало большое влияние на развитие философского свободомыслия в средневековой Западной Европе (Аверроизм). В 13 в. активность разработки философских проблем в арабском мире значительно снижается. В последующие столетия в духовной жизни народов мусульманского Востока во всё возрастающей мере консолидировались силы догматической теологии и мистики. Борьба, с ними была возобновлена лишь в конце 19 века. Исключением является творчество североафриканского историка Ибн-Халдуна (1332-1406), одним из первых выдвинувшего требования об общих закономерностях исторических явлений и создавшего собственную социологическую теорию.

Вопросы для самоконтроля

1. Чем объяснить успешное распространение христианства?

2. В чем заключается метод аллегорического толкования?

3. Что такое апологии, и как апологеты относились к античной философии?

4. Как в патристике рассматривалось соотношение веры и разума?

5. В чем заключаются концепции теоцентризма, креационизма, персонализма, провиденциализма в патристике?

6. Какова причина зла в мире согласно Августину Блаженному?

7. Как решалась проблема универсалий в реализме и номинализме?

8. Чем отличаются катафатическое и апофатическое богословие?

9. Какие доказательства существования Бога предложил Ансельм?

10. Как обосновывалось бытие Бога в философии Фомы Аквинского?

11. По каким вопросам Сигер и Дунс Скот полемизировали с Фомой?

12. В чем отличие мистики от схоластики?

13. Раскройте особенности арабо-мусульманской философии средневековья.

14. Какие взгляды проповедовали мутакалимы, мутазилиты и ашариты?

15. Какие взгляды проповедовали представители восточного перипатетизма?

16. Что представляло собой движение суфитов?

17. Каковы основные философские взгляды Аль-Фараби, Ибн-Сина (Авицена) и Ибн-Рушда (Авэроэса)?

Источник: studopedia.su

Особенности арабо-мусульманской философии определялись в Средние века исключительными условиями ее развития. На арабском Востоке и в части Испании, покоренной арабами, философская мысль находилась под гораздо меньшим воздействием религии, чем в Европе и Восточной Азии. Кроме того, объединение разрозненных арабских племен в единое огромное государство (Халифат) способствовало средоточию лучших умов в его научных центрах и достижению наиболее высокого уровня развития философской мысли. Ее формировали представители многочисленных народов, населяющих это государство: арабы, персы, евреи, таджики, турки, узбеки и т.д. Но все учения излагались только на арабском языке. Поэтому философию многих восточных народов принято называть арабоязычной. Еще одна ее особенность состоит в том, что она развивалась не только на фоне мифологий разных восточных народов, молодой тогда и посему не очень влиятельной религии — исламе, но и на базе высокоразвитой науки. В этой связи необходимо подчеркнуть, что арабская и арабоязычная наука в этот период ушла далеко вперед по сравнению с европейской.

В VIII—IX веках культурное развитие Западной Европы находилось еще на крайне, низком уровне по сравнению с арабским Востоком, где уже расцветала мощная и самобытная культура. Если обратиться к отдельным наукам, развитию которых способствовали арабы, то на одно из первых мест надо поставить географию. Географический кругозор арабов намного превосходил античный. Это естественно, если иметь в виду обширные районы, завоеванные ими. В тесной связи с географией находилась астрономия. Основной труд древности, творение Птолемея, сохранился благодаря арабам и известен под названием «Альмагесты». Аль-Зуфи в X веке впервые изготовил звездный каталог, где не только представлено положение звезд, но и указана их величина. Безусловны заслуги арабов в математике. Именно они ввели арабские цифры в арифметику, сделали переводы трудов Евклида по геометрии. Арабы значительно упростили тригонометрические вычисления греков. Велики заслуги арабов в физике и химии. Они ввели в европейский обиход ряд важных технических новинок: водяные и механические часы, хлопчатую, а затем и льняную бумагу, порох и многое другое.

В медицине арабы также добились значительных успехов. Наблюдения и описания болезней, сделанные арабскими врачами, отличаются большой точностью. Именно арабы впервые описали признаки таких распространенных болезней, как корь, оспа, рахит. Они значительно обогатили фармакологию. Многие арабские медики славились и как философы, например, Ибн-Сина (Авиценна). Расцвет арабской культуры (науки, искусства, техники, медицины) на рубеже I—II тысячелетий отразился на содержании философии. Внимание к опытному знанию и естественнонаучным дисциплинам принципиально отличает арабских философов Средневековья от их коллег европейцев. Однако в начальной форме арабской философской мысли, которую называли «калам», доминировали логические рассуждения о религиозных догмах Корана. Калам можно назвать магометанской схоластикой, так как он тоже обслуживал религию, «теоретически» оправдывая богословие.

Возник калам в начале VIII века. Один из авторов прямо называет его метафизическим учением о сущности Бога, его атрибутах. Попытка поддержать ортодоксальную веру путем прибавления к ней «небольшой дозы» рациональных элементов была предпринята в X веке Аль-Ашари (873-935). Однако некоторые предлагаемые им рациональные элементы доказательства бытия Бога были столь мизерны, что они почти не затрагивали веру в магию или в чудеса святых и т.п. Свободная Божья воля творит чудеса, воздействуя абсолютно на все явления природы. Так, тень есть не результат отсутствия освещения, а следствие Божьей воли. То есть нет никакой необходимой связи между причиной и следствием. Гегель в связи с этим остроумно назвал такой подход «шатанием, головокружением всего существующего» [14].

Постепенно у арабов развилась собственная оригинальная философия, в определенной мере связанная с теологией. Крупнейшими арабо-язычными философами средневековья являются Аль-Кинди (800-879), Аль-Фараби (870-950), Ибн-Сина (Авиценна) (ок. 980-1037), Омар Хайям (1049-1123), Ибн-Бад-жи (Авемпаце) (конец XI в-1138), Ибн-Рошд (Аверроэс) (1126-1198) и многие другие. Значительный вклад в становление арабской философии внес Аль-Кинди. В его учении на первое место вышли гносеологические проблемы. В своих работах он стремится средствами логики и математики доказать, что все природные и общественные явления происходят по жестким законам бытия. Бога он рассматривает лишь как «отдаленную причину» всех вещей и явлений. Скептически относясь к Корану, философ, тем не менее, соглашался с теологами, которые считали, что «тело мира» сотворено Богом, но, в отличие от них, он стремился это доказать логическими рассуждениями. Аль-Кинди при этом различал три ступени познания:

  1. логика и математика;
  2. естественные науки и медицина;
  3. метафизические проблемы.

Продолжателем дела Аль-Кинди считается Аль-Фараби -«первый философ арабов», среднеазиатский тюрк. Он очень высоко чтил все естественные науки и медицину. Первенство в науках он отдавал математике и логике. Отсюда понятно, что мыслитель большое значение придавал разуму человека, его развитию. Он считал, что только философия способна дать человеку понимание сущности бытия. В своем учении Аль-Фараби удавалось сочетать философию Аристотеля и Платона с учением неоплатоников. От первого он взял логику, у второго позаимствовал онтологическую систему: в Боге неоплатоновская «единица» сочеталась с древневосточной символикой света. И хотя Аль-Фараби отрицал значение мистического экстаза, он поддерживал идею об интеллекте как особом виде проявления «священного духа», объясняющего пророчества. Мыслитель верил в существование Бога как перво-двигателя. Его философия нацелена на вопросы познания и внешнего, и внутреннего мира человека. Аль-Фараби выступил против платоновской идеи «припоминания», выдвинув свою концепцию познания мира как единства и взаимозависмости чувств и разума.

Наиболее выдающимся арабоязычным философом Средневековья был таджик по происхождению Ибн-Сина (в европейской транскрипции Авиценна). Он написал более 300 работ по медицине, философии и другим наукам. Это один из величайших ученых-энциклопедистов того времени. Не было, пожалуй, ни одной науки, где бы его гений не оставил свой значительный след. Но особенно ярко проявился талант Ибн-Сины в медицине и философии. Его «Канон врачебной науки» и по сей день представляет научный интерес. Всемирную известность получила также его медицинская поэма. Он, как истинный ученый и практикующий врач, в своих естественнонаучных трудах придерживался только фактов, основывался на научных экспериментах, становясь тем самым на материалистическую точку зрения. Это положение имело исключительное значение, если учесть, что в эпоху средневековья медицину рассматривали как божественное искусство.

Ибн-Сина фактически продолжил линию философствования Аль-Фараби, значительно усовершенствовав его учение. Философия, по определению Ибн-Сины, есть учение о бытии как таковом. Он делит ее на три части: физику (учение о природе), логику (учение о путях познания природы, общества и человека) и метафизику (учение о понимании бытия в целом). Ибн-Сина обращает при этом внимание на взаимную связь физики, логики и метафизики. Так, физика внедряет в логику идею причинности. Логика «учит» физику методам познания. «Предметом же высшей науки, — говорил Ибн-Сина о метафизике, — не являются отдельные вещи, предмет ее — абсолютное бытие, поскольку оно абсолютно. Содержанием ее вопросов являются те состояния бытия, которые происходят из самого бытия и неотъемлемо присущи ему» [14]. Не без основания Ибн-Сину назвали «философом бытия». И все же центральное место в его метафизике занимала теория эманации, согласно которой мир, не будучи создан Богом, возник из него сам по себе — естественным образом, путем эманации, то есть не непосредственно, а через порождаемые им многочисленные умы.

Признавая существование Бога, Авиценна учил, что материальный мир вечен и никем не сотворен. Миру как вечной длительности во времени соответствует вечный Бог. Божественная деятельность есть мышление Бога о самом себе. Бог при этом безличен, безволен и подчинен необходимости. Такая теория, несмотря на религиозно-богословскую «оболочку», подрывала базовую основу религиозно-мистической идеологии. Что же касается души человеческой, то философ описывает ее как существенную форму тела, которая является бессмертной. Воскрешение тел он решительно отвергает. Интересна позиция Ибн-Сины в вопросе об универсалиях. Согласно его учению, последние имеют три уровня и существуют:

  1. в божественном разуме;
  2. в самой вещи, ибо всеобщее есть сущность вещи;
  3. в человеческом рассудке.

Заметный след в развитии арабской философии, математики, астрономии, литературы оставил Омар Хайям. В знак наивысшего уважения правитель Бухары во время бесед сажал его рядом с собой. Это был в подлинном смысле энциклопедист: знаменитый врач, известный математик, признанный астроном, неподражаемый поэт.

Особым взлетом науки, медицины и философии отмечен период расцвета Испании в ХП столетии. Здесь жили и творили тогда прославленные ученые, врачи, знаменитые философы Ибн-Баджи (в латинской транскрипции Авемпаце), Ибн-Рошд (в европейской транскрипции Аверроэс) и другие. Интересны, например, размышления Ибн-Баджи об идеальном государстве, где не нужны ни полиция, ни суд, ни медицина, потому что в этом государстве все правильно питаются. Болезни же от внешних причин исцеляются естественным путем. Насилия в таком государстве тоже нет, так как там правят Любовь и Справедливость. А Ибн-Рошд, будучи последователем Аристотеля, которого он ставил «выше всех философов», отвергал аристотелевское понимание материального мира как «возможного» бытия. Он считал, что материя и форма не существуют отдельно друг от друга. Их можно разделить только мысленно.

Арабская философия оказала большое влияние на развитие европейской философской мысли. Она оживила античную традицию и внесла свежую струю в средневековую философию. Но только с началом Просвещения христианская философия стала терять почву под ногами все более стремительно, от века к веку, а затем уже от десятилетия к десятилетию. После Французской революции несхоластические интеллектуалы (а таких становилось все больше и больше) были убеждены, что полное исчезновение схоластики и вообще всякой религиозно-философской мысли — только вопрос времени. Вспомним К. Маркса, О. Конта, И. Канта и Фихте, для которых религия — это непросвещенная рациональность, или Г. Гегеля, считавшего, что католики — ненадежная опора для общества. В конце XV века в сфере философии уже витал новый дух — дух независимого мышления, принимавшего самые разнообразные формы, но неизменно стремившегося развернуться вширь. Западное мышление раскрывалось навстречу новому универсуму — медленно, мучительно, но неотвратимо оно приближалось к порогу, за которым его ждало освобождение от надоевших всем формальных структур.

Источник: progs-shool.ru


Categories: Философия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.