Предмет и специфику философии нельзя раскрыть, не затрагивая вопроса об ее функциях. Вопрос о функциях философии – это, в сущности, вопрос о том, зачем, для чего нужна философия.

Это отнюдь не простой и не праздный вопрос уже хотя бы потому, что в истории философии было немало деятелей, выступивших с лозунгом «уничтожения метафизики», за которым стояла идея о том, что философия нам не нужна,ибо не имеет никакой познавательной ценности. Не нужна потому, что, во-первых, устарела и должна уступить место конкретным, позитивным наукам, основанным на фактах и построенным по образцу физики; во-вторых, потому что имеет дело с ненаблюдаемыми, не фиксируемыми в опыте сущностями, будь то Бог или «материя вообще»[4]. Такова логика рассуждений позитивистов и неопозитивистов – от Огюста Конта(1798-1857) до Л. Витгенштейна (1889-1951) и Р. Карнапа (1891-1970).


Действительно, многие проблемы современной науки – это те проблемы, которые ранее были философскими, но философия их не смогла решить. Возьмем первую проблему древнегреческой натурфилософии, которая ставит вопрос о первооснове всех вещей. Её решила современная атомная физика, открыв элементарные частицы, кварки, различные виды взаимодействия. Причем же здесь философия? Заслуга философов только в том, что они эту проблему поставили, и только. А все предложенные ими варианты решения большей частью ошибочны, ибо покоятся не на опыте, а на досужих, оторванных от опыта размышлениях. Что же касается не решенных или не разрешимых наукой проблем (например, проблема происхождения жизни, Вселенной, проблемы бытия Бога), то они либо будут решены в будущем, либо их надо отбросить как неразрешимые.

Но тут возникает очень простая проблема. Откуда исходит критика философии? Из науки? Нет, конечно, никто из серьёзных ученых не предполагал «выбросить» философию на «помойку истории». Уничтожить философию предлагают сами философы, и само обоснование уничтожения философии осуществляется в лоне философии с использованием философских понятий и размышлений. Это происходит потому, что философия, и только она, выполняет в культуре критико-рефлексивную функцию[5], суть которой – в осмыслении всей окружающей действительности, в том числе и науки, и искусства, и самой философии, и взаимоотношений между ними. Можно ли признать такую деятельность бессмысленной, можно ли запретить ставить вопросы о природе науки, искусства, религии? Нет, конечно, нельзя. А может ли сама наука размышлять о себе, о своем предназначении, месте в обществе и т.п.? Нет, не может. Это может делать только философия, которая одна только и похожа на Мюнгхаузена, который сам способен вытащить себя за волосы из болота.




Другой недостаток позитивистской программы искоренения философии состоит в том, что самые общие понятия науки носят также философский характер. Таковы, например, понятия причинности, силы, частицы, закона. Ведь нет частицы вообще, нет и силы вообще, нет энергии вообще, а наука этими понятиями пользуется сплошь и рядом и без них невозможна. В результате критики позитивизма выяснилось, что философия лежит в основе всей науки. Оказалось, что самым глубоким уровнем научного знания является уровень философских оснований науки, задающих некоторое предварительное (презумптивное) видение окружающей реальности и способов её исследования. Таким образом, философия выполняет базисную функцию по отношению к науке.

Здесь нелишне напомнить басню И. Крылова «Свинья под дубом», где героиня, наевшись до отвала желудей, стала подрывать корни дубу, ни мало не думая о том, что уничтожат свое будущее сытое благополучие. Так и критики философии, видя плоды конкретных наук, забывают, что они произросли на древе, ствол которого составляют фундаментальные научные исследования (которые непосредственно не ведут к изобретению полезных вещей, но значимость которых и необходимость их государственного финансирования никто не отрицает), а корень – философия, материнское лоно всех наук. Ясно, что подрубив корень, мы погубим и дерево.


На самом деле, философия выступает базисом не только науки, но и других форм освоения мира – искусства, религии, политики. Хотя эта функция не видна сразу в силу своей неявности, незаметности вследствие глубинного залегания. Если же мы посмотрим внимательнее на то, в чем же эта базисная функция состоит, то в ней можно выделить две основные стороны.

Это хорошо видно на примере науки. С одной стороны, философия задает общее видение реальности, лежит в основе научной картины мира. В частности, именно философия отвечает на вопросы о том, законосообразен мир или хаотичен, подчинен ли замыслу разумного Творца или же возник сам собой, конечен во времени и пространстве или бесконечен. То есть философия отвечает на вопросы, которые выходят за пределы наличного научного опыта, но не ответить на которые конкретный ученый не может.

С другой стороны, философия задает и общее понимание познавательной деятельности в науке, т.е. отвечает на вопросы о природе, сущности, целях, методах познания и др.

По существу, речь здесь идёт о двух основных функциях философиимировоззренческой и методологической.


плане мировоззренческойфункции философия выступает в качестве школы жизни,ибо позволяет человеку понять самого себя и свое место в мире.Иными словами, философия помогает человеку сформировать, прояснить и уточнить собственную картину мира, лучше понять себя и свою взаимосвязь с природой и обществом. Читая философские тексты, мы вступаем в диалог с автором, спорим с ним или с ним соглашаемся, и в ходе этого диалога и происходит уточнение нашего собственного мировоззрения. Недаром выдающиеся ученые, богословы, художники нередко обращались именно к философии за решением жгучих мировоззренческих проблем, которые их мучили.

В плане методологической функциифилософия выступает школой мысли,поскольку предоставляет нам возможность прикоснуться к «океану мыслей», «плавая» в котором мы тем самым и развиваем собственное мышление. По другому говоря, философия делает нашу мысль более ясной, четкой, отточенной, научает нас мыслить последовательно и непротиворечиво. Но мышление – это деятельность, опирающаяся на некоторые принципы, использующая определенный набор средств (понятий, методов). Поэтому нередко говорят, что методологическая функция философии состоит в том, что она разрабатывает наиболее общие принципы, методы, приемы познания и мышления.

К указанным двум основным функциям примыкает множество других. Остановимся кратко на наиболее важных из них:


1) нравственно-утешительная – философия делает человека добрее, человечнее, нравственнее, показывая ему пагубность зла и превосходство Добра, вносит гармонию и покой в душу. Согласно Цицерону(106 – 43 до н.э.) [6], «сила философии» состоит в том, чтобы «излечивать души, отсеивать пустые заботы, избавлять от страстей, отгонять страхи». По мнению Сенеки[7], философия «выковывает и закаляет душу, подчиняет жизнь порядку, управляет поступками, указывает, что следует делать и от чего воздерживаться…». Эту функцию можно разделить на две: воспитательную (гуманизация человека и общества) и психотерапевтическую (гармонизация души);

2) интегративная функция – философия объединяет, синтезирует результаты всех научных и вненаучных исследований, приводит их к общему знаменателю в виде различных картин мира. Именно при посредничестве философии возможен диалог не только между науками, но и между наукой и религией, наукой и искусством, поскольку язык философии универсален, понятен самым разным людям – ученым и теологам, писателям и политикам;

3) практическая функция – философия является средством преобразования мира, и не только мира духовного — как индивидуального, так и общественного сознания, но и мира материального – как природного, так и социального. Приобретая массовый характер, превращаясь в идеологию, философия оказывается способной свернуть горы.


пример, известный лозунг «Знание – это сила (власть)», провозглашенный английским философом Фрэнсисом Бэконом (1561 – 1626) в начале XVII века, стал знаменем, под которым развивалась новоевропейская цивилизация в течение последних 400 лет. В результате мы видим вокруг себя совершенно другой, сциентизированный и технизированный мир, мир природы, покоренной нашей властью. Философия Карла Маркса (1818 – 1883), овладев массами, привела к изменению жизни миллионов людей в десятках стран мира, где начали строить социализм.

Также философии приписывают аксиологическую, гуманистическую, социальную, онтологическую, гносеологическую, аналитическую функции. Мы их не будем разбирать, поскольку они производны от вышеобозначенных функций.

Вышесказанное о функциях философии убедительно показывает, что она выступает не бесполезной роскошью, не забавой скучающего ума, а важным, неотъемлемым компонентом культуры любого цивилизованного общества. Об этом говорит и тот простой факт, что философия и философы есть в любой стране что правительства цивилизованных стран не прекращают финансирование философских исследований, журналов, факультетов, преподавания философии. Да и сами люди тянутся к философии, о чем говорит хотя бы тот факт, что в Интернете философские блоги относятся к числу самых популярных.

 

ВЫВОДЫ по 1 вопросу:


 

1. Философия как особая форма знания появляется более 2,5 тысяч лет назад одновременно в Индии, Китае и Древней Греции.

2. Впервые употребил слово «философия» («любовь к мудрости») греческий мыслитель Пифагор, он же первый назвал себя философом и отметил, что смысл философии – в поиске истины.

3. Объектом философии является весь мир, а ее предметом – наиболее существенные и важные свойства и закономерности бытия и его отдельных сфер – общества, природы, познания, человека.

4. Философия включает в себя ряд дисциплин и разделов, главные из которых онтология, гносеология, социальная философия и философская антропология.

5. Важнейшие функции философии: методологическая («школа мысли») и мировоззренческая («школа жизни»), а также гуманистическая, практическая, критико-рефлексивные функции.

6. В целом философию можно определить как особую форму знания, особый способ духовно-практического освоения мира, его осмысления и преобразования, представляющий собой теоретически оформленное, систематизированное мировоззрение.

К вопросу о том, что такое мировоззрение, как оно устроено, какие исторические формы оно принимает, мы с вами и переходим.

Источник: studopedia.su

По своей структуре философия права близка к структуре общей философии. В ней могут быть выделены следующие основные разделы:


1) онтология права, в котором исследуются проблемы природы права и его оснований, бытия права и форм его существования, связи права с социальным бытием и его местом в обществе; без четкого уяснения онтологической природы права, смысла и содержания понятия правовой реальности, знания основных форм бытия права невозможно понять феномен права в целом;

2) антропология права, в котором рассматриваются антропологические основы права, понятие «правовой человек», права человека как выражение личностной ценности права, а также проблемы статуса института прав человека в современном обществе, права человека в конкретном социуме, соотношение личности и права и .т.д. В рамках права такого раздела, как правовая антропология, вопрос об общем критерии правомерности, рассматриваются антропологические основы правопорядка в целом и прав человека в особенности;

3) гносеология права, в котором исследуются особенности процесса познания в сфере права, основные этапы, уровни и методы познания в праве, проблема истины в праве, а также правовая практика как критерий правовой истины;

4) аксиология права, в котором исследуется ценность как определяющая характеристика человеческого бытия, способ бытия ценностей, анализируются основные правовые ценности (справедливость, свобода, равенство, права человека и т.д.), их «иерархия» и способы реализации в условиях современной правовой реальности. К сфере интересов правовой аксиологии также иногда относят вопросы соотношения права оиными формами ценностного сознания: моралью, политикой, религией, а также вопрос о правовом идеале и правовом мировоззрении;


В структуре философии права можно выделить и прикладной раздел, в котором рассматриваются философские проблемы конституционного права (правовая государственность, разделение властей, конституционная юрисдикция), гражданского права (договор и уравнивание убытков и. выгод, собственность), процессуального и уголовного прав и других отраслей права.

философия права, ранее разрабатывавшаяся в рамках общей теории права в качестве ее составной части, постепенно оформляется в качестве самостоятельной юридической дисциплины общенаучного статуса и значения (наряду с теорией права и государства, социологией права, историей правовых и политических учений, отечественной и зарубежной историей права и государства).

Функции философии права. Значение философии права в подготовке будущих юристов

Как и любой философской дисциплине, философии права Присущ ряд функций. Среди них важнейшими являются: мировоззренческая, методологическая, отражательно-информационная, аксиологическая, воспитательная.

1) Мировоззренческая функция философии права заключается в формировании у человека общего взгляда на мир права, правовую реальность, т.е. на существование и развитие права как одного из способов человеческого бытия, определенным образом решает вопросы о сущности и месте права в мире, его ценности и значимости в жизни человека и общества в целом или, другими словами, формирует правовое мировоззрение человека.


2) Методологическая функция философии права находит свое отражение в формировании определенных моделей познания права, способствующих развитию юридических исследований. С этой целью философия права разрабатывает методы и категории, при помощи которых и проводятся конкретные правовые исследования. Результирующим выражением методологической функции права является оформление имеющегося знания о праве в виде способа его осмысления как содержательно-смысловой конструкции, обосновывающей его основные идеи.

3) Отражательно-информационная функция обеспечивает адекватное отражение права как специфического объекта, выявление его существенных элементов, структурных связей, закономерностей. Это отражение синтезируется в картине правовой реальности или «образе права».

4) Аксиологическая функция философии права заключается в разработке представлений о правовых ценностях, таких как свобода, равенство, справедливость, а также представлений о правовом идеале и интерпретации с позиции этого идеала правовой действительности, критика ее структуры и состояний.

5) Воспитательная функция философии права реализуется в процессе формирования правосознания и правового мышления, через разработку собственно правовых установок, в том числе такого важного качества культурной личности, как ориентация на справедливость и уважение к праву. Выбор правовых установок может считаться справедливым, если люди не добиваются соглашений, наиболее выгодных с точки зрения их собственного представления о благе, а защищают свою свободу, пересматривают представления о благе и следуют ему.

Вполне очевидно, что умение осознать высокий гуманистический смысл своей деятельности, философски обосновать свою теоретическую позицию и принимаемое практическое решение: является признаком высокого профессионализма и гражданской честности юриста. Такое обоснование, особенно в области практических решений, не всегда осознается, однако оно в значительней степени определяется доминирующими установками мировоззрения юристов, на формирование которого призвана оказывать влияние философия права. Попытки решать фундаментальные теоретические проблемы юриспруденции без философского обоснования приводят, как правило, к их релятивизации либо догматизации. Необходимость изучения студентами юридических вузов философско-правовых знаний определяется, прежде всего, потребностями их будущей специальности. Изучение философии права в значительной мере способствует фундаментализации образования будущих юристов, их развитию в качестве самостоятельно мыслящих, политически не заангажированных граждан. Эта позиция достаточно четко объясняет то основополагающее место и значение, которое занимает философия права в системе юридических и других гуманитарных наук и учебных дисциплин, предметами изучения которых являются право и государство, а также то внимание, которое уделяется в западных университетах преподаванию этой дисциплины уже на протяжении многих столетий.

Источник: students-library.com

Философия – особая форма познания мира, вырабатывающая систему знаний о фундаментальных принципах и основах человеческого бытия, о наиболее общих сущностных характеристиках человеческого отношения к природе, обществу и духовной жизни во всех ее основных проявлениях. Философия стремится рациональными средствами создать предельно обобщенную картину мира и человека в нем.

И.Кант сформулировал четыре основных вопроса философии:

¨ Что такое Человек?

¨ Что я должен знать?

¨ На что я смею надеяться?

¨ Что я должен делать?

Понятие «философия» происходит от греческого «phileo» (люблю) и «sophia» (мудрость). Т.е. Философия – любовь к мудрости. Ввел это понятие Пифагор в VI в. до н.э. Для него философ – рассуждающий человек, который получает знания только путем собственных рассуждений (т.е. творческим путем).

На сегодняшний день философия является наукой, потому что имеет свой категориальный аппарат, язык, опирается на систему научного знания (не случайно в прошлом многие философы были учеными естественных наук).

Предмет любой науки – это результат исследовательских действий. Предметом философии является наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, разработанные на основе и в процессе изучения объекта ее исследования. Иногда под предметом философского исследования понимается определенная область действительности или круг проблем, изучаемых философами в данный момент времени или в определенную эпоху, или область исследования определенной философской науки. Субъект – носитель предметно-практической деятельности и познания, источник активности, направленной на объект. Объектом философских размышлений стали природный и общественный мир и человек в их сложных соотношениях. Объектом философского исследования является вся объективная действительность, весь материальный и духовный мир, включая самого человека.

Главное отличие философии от всех иных наук заключается в том, что философияявляется теоретическим мировоззрением, предельным обобщением ранее накопленных человечеством знаний.

Предмет философии шире предмета исследования любой отдельной науки, философия обобщает, интегрирует иные науки, но не поглощает их, не включает в себя все научное знание.

Можно выделить следующие особенности философского знания:

имеет сложную структуру (включает онтологию, гносеологию, логику и т. д.);

носит предельно общий, теоретический характер;

• содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе иных наук;

• во многом субъективно — несет в себе отпечаток личности и мировоззрения отдельных философов;

• является совокупностью объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;

• изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;

• имеет качество рефлексии — обращенности мысли на саму себя (то есть знание обращено как на мир предметов, так и само на себя);

• динамично — постоянно развивается и обновляется;

• опирается на категории — предельно общие понятия;

• неисчерпаемо по своей сути;

• ограничено познавательными способностями человека (познающего субъекта), имеет неразрешимые, "извечные" проблемы (происхождение бытия, первичность материи или сознания, происхождение жизни, бессмертие души, наличие либо отсутствие Бога, его влияние на мир), которые на сегодняшний день не могут быть достоверно разрешены логическим путем.

Структура философского знания определяется сферами реальности, которые человек может выделить и исследовать. В соответствии с обозначенными сферами и формируются основные разделы философии.

1) Путем осмысления природы и Вселенной возникает онтология как учение о бытии. Здесь рассматриваются проблемы бытия и небытия, материального и идеального бытия, бытия природы, общества и человека.

Философия природы (натурфилософия) является разновидностью онтологии. Основное внимание сосредоточено на том, чем является естественное бытие и природа в целом.

Теория развития – учение об универсальных законных движения и развития природы, общества и мышления.

2) Философское осмысление истории и общества в целом формирует следующие дисциплины:

Социология представляет собой учение о фактах и формах социальной жизни (социальных системах, формах общностей, институтах, процессах).

Социальная философия изучает общество во взаимодействии всех его сторон, закономерности его возникновения, формирования и развития. Различные общественные процессы и явления рассматриваются на макроуровне, уровне всего общества в целом как самостоятельной саморазвивающейся системы. Основные проблемы, которые затрагивает социальная философия: взаимодействие между различными обществами; общественные отношения в процессе практической деятельности людей; объективные интересы и потребности общества и отдельной личности; мотивы и цели деятельности человека в определенном обществе.

Предметом философии истории является определение закономерностей исторического процесса, выявление смысла и направления движения человеческой истории.

Философия культуры исследует специфику возникновения и становления культурных процессов, сущность и значение культуры, закономерности и особенности культурно-исторического прогресса.

Аксиология представляет собой философское учение о ценностях и их природе, их месте в реальности, взаимосвязи друг с другом и различными культурными и социальными факторами, а также структурой личности.

3) Философское осмысление человека выделяет следующие элементы философского знания:

Философская антропология исследует одну из важнейших проблем философии – проблему человека: выявление его сущности, анализ исторических форм его активности, раскрытие исторических форм его бытия. Основной круг проблем: природные, социальные и духовные факторы развития человека; сущность и существование, человек во взаимосвязи со Вселенной, сознательное и бессознательное, индивид и личность и т. д. Конкретно постижением смысла возникновения и жизни человека занимается антропософия.

4) Путем изучения духовной жизни возникает следующий комплекс философских наук:

Гносеология (эпистемология) представляет собой учение о знании. Основные вопросы: взаимосвязь субъектно-объектных отношений в познании; чувственное и рациональное в процессе познания; проблемы истины; эмпирический и теоретический уровни познания; метод познания, средства и закономерности; критерии истинности познания.

Логика является учением о формах мышления.

Объектом изучения этики является мораль.

Эстетика определяет закономерности художественного отражения реальности человеком, сущность и формы преобразования жизни по законам красоты, изучает природу искусства и его значение в развитии общества.

Философия религии определяет особую религиозную картину мира, анализирует причины происхождения религии и различных религиозных течений и направлений.

Философия права исследует основания правовых норм, потребность человека в правотворчестве.

История философии изучает возникновение и развитие философской мысли, конкретные философские концепции, школы и течения, а также определяет перспективы развития философии.

Философские проблемы информатики – особый компонент в системе философского знания, представляющий знания и исследования современных средств и способов познания мира.

Философия выступает в 2-х ипостасях:

1) как информация о мире в целом и отношении человека к этому миру;

2) как комплекс принципов познания, как всеобщий метод познавательной деятельности. На этом основано разделение функций философии на 2 группы: мировоззренческие и методологические.

Мировоззренческие:

1) Гуманистическая функция. Философия не дает нам вечности, но она помогает осмыслить эту жизнь, помогает найти ее смысл и укрепить свой дух.

2) Социально-аксиологическая функция. Общественная философия должна указать путь к высшему совершенству и разработать общественный идеал, который может быть положен затем в основание самых разных конкретных представлений о государственном устройстве.

3) Культурно-воспитательная функция. Знание философии способствует формированию у человека важных качеств культурной личности: ориентации на истину, правду, доброту.

4) Отражательно-информационная функция.Одна из главных задач философии — разработка мировоззрения, соответствующего современному уровню науки, исторической практике и интеллектуальным требованиям человека.

Методологические функциии:

1) Эвристическая функция. Существо этой функции состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий.

2) Координирующая.Координирование методов в процессе научного исследования.

3) Интегрирующая. Объединяющая роль философии по отношению к какому-либо множеству элементов, составляющих систему или способных образовывать целостность.

4) Логико-гносеологическая. Она заключается в разработке самого философского метода, его нормативных принципов, а также в логико-гносеологическом обосновании тех или иных понятийных и теоретических структур научного знания.

То есть, благодаря

1. Мировоззренческим функциям, происходит:

ü Выработка средств мировоззренческой ориентации человека;

ü Выработка системы взглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации

2. Методологической функции, происходит:

ü Выработка общеметодологических принципов исследования в области всех частных наук;

ü Выработка системы принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности.

По своему определению философия – универсальная, предельная наука. Значение философии огромно, т.к. любой человек сталкивается с вопросами, поставленными в ней, т.к. эти вопросы поставлены жизнью и актуальны для каждого. Философия помогает нам выйти за рамки, расширить границы нашего сознания и увидеть вещи такими, какие они есть на самом деле, а не в нашем представлении.

Значение философии особенно возрастает в кризисные моменты. Сейчас именно такой момент, т.к. люди лишились идеологии. Человек отказался от религии, но почувствовал себя одиноким и бессильным в мире. Философия может стать целью жизни, путеводной звездой в жизни каждого человека.

 

4. Онтология – философское учение о бытии. Проблема единства мира. (Типы бытия и проблема единства мира.)

В философии под бытием обычно понимают реальность, существующую объективно, т.е. независимо от сознания и воли человека. Иначе говоря, бытие — это материальное существование природной и социальной действительности. Бытие — основополагающая философская категория. Первую философскую концепции бытия выдвинули еще древнегреческие философы. Под ним понималось либо нечто неизменное, единое, неподвижное, самотождественное (Парменид), либо нечто непрерывно становящееся и изменяющееся (Гераклит). Бытие противопоставлялось небытию. )Платон противопоставил мир чувственных вещей чистым идеям — миру истинного бытия). Бытие в широком смысле слова — это совокупная реальность природного и общественного, материального и духовного, индивидуального и социального, всего, что равно существует, будучи объединенным всеобщей связью всего со всем, хотя и в различных формах.

Выделяют четыре вида бытия: Все эти виды бытия самостоятельны, внутренне неоднородны, имеют свои подвиды.

1 бытие вещей и процессов;

 2 бытие человека; 

3 бытие духовного, идеального;

 4 бытие социального, общественного.

В первом виде бытия различаются природные вещи и процессы и созданные человеком. Мир вещей и процессов, созданных человеком, вкл в себя воплощенные его мысли и дела, т.е. имеет социальные функции и человеческий смысл. Это дает возможность приблизить этот вид бытия к понятию "социальное бытие".

Необходимо обратить внимание на особую сложность бытия человека, поскольку он, как живое существо, вкл в мир природных тел, т.е. представляет собой единство "духа" /психики/ и тела /материи/ и как биологический организм вписан в бытие природы. Он существует не только как материальное тело, но и как представитель человеческого рода, социально-историческое существо.

 Бытие духовное охватывает собой проявления индивидуализированного и объективированного духа. Иначе говоря, представляет собой многообразные процессы и результаты духовной деятельности людей. Под бытием людей, которое в силу специфики исторического процесса в определенный момент становится общественным бытием, понимается все существующее вне сознания.

Отражение материального существования — непременное условие того, чтобы с помощью категории общественного бытия решать основной вопрос философии. Таким образом, с помощью категории бытия объединяются основные идеи вопроса о существовании мира

1 мир есть, существует как беспредельная и непреходящая целостность;

 2 природное и духовное, индивиды и общество равно существуют, хотя и в различных формах;

3 в силу объективной логики существования и развития мир в различии форм его существования образует совокупную реальность, действительность предзаданную сознанию и действию конкретных индивидов и поколений людей.

 Существующие уровни бытия: — существующее возможности (потенциальное бытие) — существующее в действительности (актуальное бытие).

Онтология — философское учение о бытии (о сущем) как таковом, о наиболее общих его характеристиках независимо от его частных форм (видов) в отвлечении от логико-гносеологических и методологических вопросов, связанных с его постижением.

 Под Онтологией в домарксистской философии понималось учение о бытии как таковом, независимых от его частных видов. В этом смысле онтология равнозначна метафизике — системе умозрительных всеобщих определений бытия.

В эпоху позднего средневековья философы пытались использовать аристотелевскую идею метафизики для построения такого учения о бытии, которое служило бы философским доказательством истины религии.

В новое время (16в. ) под онтологией стали понимать особую часть метафизики, учение о сверхчувственной нематериальной структуре всего существующего.

Противоположная тенденция выступала в материалистических учениях Гоббса (мир — совокупность тел, подчиненных законам механического движения; духовная жизнь — также движение и усилие; вера в бога есть плод воображения), Спинозы, Локка, поскольку положит-е содержание этих учений объективно подрывало идею онтологии как философской дисциплины высшего ранга, изолированной от гносеологии и логики. Критика О. представителей немецкого классического идеализма была двойственна: с одной стороны О. объявляли бессодержательной и тавтологичной, с др стороны эта критика заканчивалась требованием создать новую более совершенную О. (метафизику), заменить ее трансцендентальным идеализмом (Кант, Шеллинг), логикой (Гегель).

 В западной философии 20в. предпринимаются попытки построить на объективно-идеалистической основе «новую О. » («трансцендентная О. » Гуссерля, критическая О. Гартмана). В новых онтологических учениях под О. понимается система всеобщих понятий бытия, постигаемых с помощью сверчувствственной и сверхрациональной интуиции. Бытие есть интегральная характеристика мира, утверждающая его целостность через его существование. (возможно бесполезная дичь)

Единство мира как философская проблема. Философы обнаружили, что мир с одной стороны неоднороден в его существовании, в бытии: в целом он не переходящий, но отдельные его элементы переходящие. Между бытием мира и бытием в мире отдельных вещей, состояний, существ есть различия. С другой стороны мир как раз в его существовании образует неразрывное единство, универсальную целостность. Ед-во мира заключается в его материальности, т.к. в мире нет ничего, что не было бы конкретной ф. материи, ее свойств или проявлений св-в и взаимосвязей. Ед-во мира проявляется в всеобщей взаимосвязи явл-ний и предметов;  наличии у всех видов матери таких универсальных атрибутов, как движение, пространство, время, способность к саморазвитию; процессах превращения одних форм матери в другие; в локальном масштабе ед-во мира – общность физико-химического строения различных тел/ законов/ и т.д.

Принцип единства мира утверждает, что мир, как и его отдельные фрагменты , есть взаимосвязанное материальное целое, что познание; мира, как и его преобразование, может происходить лишь с учетов всех доступных нам связей и взаимод-ий на уровне объективн и субъективн реальности.

Короче мир – это огромная система, в познание которой надо учитывать все факторы( формулировка Лукьяновой М.М.)

Источник: megaobuchalka.ru

С предметом философии тесно связана структура философского знания – совокупность взаимосвязанных разделов (учений) философии со стороны теории, метода и приложений.

Структура философского знания включает разделы:

Онтология – философское учение о бытии вообще, его видах и атрибутах (всеобщих, неотъемлемых свойствах).

Гносеология – философское учение о познании, его закономерностях, формах и средствах, истине и ее критериях.

Логика – философское учение о формах и законах человеческого мышления (в настоящее время существует как самостоятельная наука).

Философская антропология – философское учение о происхождении и сущности человека, смысле его жизни.

Социальная философия – философское учение о человеческом обществе в целом, его общих законах и перспективах развития.

Аксиология – философское учение о ценностях, их роли в жизни человека и общества.

Экологическая философия – философское учение о взаимосвязи общества и природы, человека и космоса (сформировалась в последней четверти ХХ в.).

Этика – философская наука о нравственности (с античности ее называют практической философией).

Эстетика – философская наука о прекрасном (древнейший раздел философии).

Методология – философское учение о методах познания и преобразования действительности; совокупность методологических принципов.

На разных этапах развития философии различные учения (разделы) выходили на передний край, становились ведущими. Скажем, со времен Аристотеля преобладала онтологическая (метафизическая) проблематика, в новое время (особенно после работ Канта) возобладала гносеология, в современной философии проблемы этих разделов тесно переплетаются в феноменологии и экзистенциализме на основе интересов философской антропологии. Функции философии в обществе выражают назначение философии.

Функции философии в науке и общественной жизни в целом вытекают из ее предмета и структуры:

1) Мировоззренческая. Философия обобщает представления людей, создает систему взглядов о мире и о месте человека в нем. Ни одна частная наука не может выполнить эту функцию.

2) Гносеологическая. Философия отношение «мир-человек» рассматривает как отношение объекта и субъекта познания, исследует проблему истины, ее критерии (один из вечных вопросов гносеологии), вносит тем самым свой вклад в познание.

3) Методологическая. Философия разрабатывает всеобщие, частные, общенаучные методы познания, вырабатывает общие принципы и способы познания.

4) Интегративная. Философия все знания, доставляемые отдельными дисциплинами сводит в единую целостную систему.

5) Критическая. Философия распространяет принцип – подвергай все сомнению, что свидетельствует о важности критического подхода по отношению ко всем знаниям и социокультурным ценностям.

6) Аксиологическая. Любая философская система ориентирована на определенную систему ценностей, исследуемые объекты оцениваются с точки зрения различных ценностей – социальных, нравственных, эстетических, идеологических и т.д.

7) Социальная. Философия объясняет социальное бытие и способствует его материальному и духовному изменению.

8) Прогностическая. Философия формулирует гипотезы об общих тенденциях развития человека и мира в целом.

9) Воспитательно-образовательная. Знание философии способствует формированию у человека качеств культурной личности: ориентации на истину, доброту, побуждает к активной, творческой и полезной для людей результативной деятельности.

Источник: zen.yandex.ru


Categories: Философия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.