(от пан… и греч. theós ≈ бог), философское учение, отождествляющее бога и мир. Термин «пантеист» был введён английским философом Дж. Толандом (1705), а термин «П.»≈ его противником нидерландским теологом И. Фаем (1709). В пантеистических концепциях нередко скрывались натуралистические тенденции, растворявшие бога в природе и подводившие к материализму, представляя собой учения, оппозиционные по отношению к господствовавшему теистическому религиозному мировоззрению. Иногда же в форму П. облекались религиозно-мистические стремления, растворявшие природу в боге. В 1828 немецкий философ К. Краузе для обозначения своей идеалистической системы, чтобы отличить её от системы натуралистической и материалистической П., ввёл термин «панентеизм» (от греч. pán en theó ≈ всё в боге). Известны примеры причудливого переплетения элементов обоих типов П. в мировоззрении одного и того же мыслителя. Пантеистические идеи содержались уже в древнеиндийской мысли (особенно в брахманизме , индуизме и в веданте ), в древнекитайской мысли ( даосизм ), в древнегреческой философии (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Однако поскольку в эту эпоху политеизма ещё не было понятия бога как единого мирового духа, указанные воззрения были одним из проявлений гилозоистического (см. Гилозоизм ) одушевления всего мира.


В средние века, в отличие от иудаизма, христианства и ислама, с определяющим для них теистическим пониманием бога как личности, абсолютно возвышающейся над природой и человеком, П. (обычно восходивший к философии неоплатонизма ) развивал учение о безличном мировом духе, скрытом в самой природе. Пантеисты европейского и ближневосточного средневековья опирались на неоплатоническое учение об эманации . В противоположность теистическим представлениям о божественном сотворении мира из «ничего» пантеисты развивали концепции вечного вневременного «порождения» природы безличным богом. Религиозный П. ярко представлен в системе Иоанна Скота Эриугены . Одну из первых материалистических формулировок П. дал Давид Динанский, утверждавший, что материя, разум и бог ≈ одно и то же. Оппозиционные по отношению к католической церкви этические и социальные выводы из пантеистических воззрений, восходящих к Эриугене, сделали в начале 13 в. амальрикане. Тяготеющий к П. мистицизм нашёл своё типичное выражение в воззрениях И. Экхарта .

Натуралистические тенденции П. со всё большей силой начали проявляться в эпоху Возрождения. Одним из первых подошёл к П. Николай Кузанский . Рассматривая бога как «бесконечный максимум» и приближая его к природе как «ограниченному максимуму», он сформулировал идею бесконечности Вселенной.


сцвет П. в Западной Европе относится к 16 ≈ началу 17 вв., когда он лег в основу большинства натурфилософских учений, противостоявших креационизму господствовавших монотеистических религий (в особенности у итальянских философов Дж. Кардана , Ф. Патрици , Т. Кампанеллы , Дж. Бруно ). В этих учениях бог, остававшийся бесконечным незримым абсолютом, всё полнее сливался с природой, пока не стал по существу её псевдонимом у Бруно. Его тезис: «… природа… есть не что иное, как Бог в вещах» («Изгнание торжествующего зверя», СПБ, 1914, с. 162) и учение о единой субстанции, лежащей в основе как материальных, так и духовных явлений, следует расценивать уже как материализм.

С др. стороны, П., «… местами соприкасающийся даже с атеизмом» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 370), составил основу мировоззрения вождя народной Реформации в Германии Т. Мюнцера, а также анабаптистов . В дальнейшем, когда в ряде стран Западной Европы победили различные протестантские вероисповедания, пантеистическая мистика продолжала оставаться основным руслом, по которому направлялось недовольство омертвевшими формами религиозности. В Германии 16≈17 вв. наиболее выдающимися представителями пантеистической мистики были С. Франк, В. Вейгель, Я. Бёме и поэт-философ Иоганн Шефлер (Ангелус Силезиус). В Нидерландах 17 в. существовали секты, тяготевшие к П. Наиболее влиятельными из них были меннониты и коллегианты. К последним был близок Б. Спиноза, который, опираясь на традицию П., разработал материалистическую философскую систему, в которой понятие «бог» отождествлено с понятием «природа».


В 18 в. пантеистические воззрения развивали под влиянием Спинозы И. в. Гёте и Г. Гердер, которые, в противоположность механицизму французских материалистов 18 в., стремились разработать органическо-гилозоистические элементы спинозизма. Философские системы таких немецких идеалистов, как Ф. В. Шеллинг и Г. Гегель, по словам Энгельса, «… пытались пантеистически примирить противоположность духа и материи» (там же, т. 21, с. 285).

Лит.: Соколов В. В., К исторической характеристике пантеизма в западноевропейской философии, «Философские науки (Научные доклады высшей школы)», 1960, ╧ 4; Jäsche G. В., Der Pantheismus nach seinen verschiedenen Hauptformen, Bd I≈3, В., 1826≈32; Plumptre С. E., General sketch of the history or Pantheism, L., 1882; Dilthey W., Gesammelte Schriften, 2 Aufl., Bd 2,, B., 1921; Siwek P., Spinoza et ie panthéisme religieux, 2 éd., P., 1950; Hellpach W., Tedeum. Laienbrevier einer Pantheologie, B., 1951.

В. В. Соколов.

Источник: xn--b1algemdcsb.xn--p1ai

ПАНТЕИЗМ

от греч. ??? – все и ???? – бог) – филос.


ение, объединяющее бога и мир, а иногда и отождествляющее их. В истории домарксистской философии в пантеистич. концепциях часто скрывались натуралистич. тенденции, полностью растворявшие бога в природе и нередко подводившие к материализму и потому представлявшие собой форму оппозиционного по отношению к господствовавшему религ.-идеалистич. мировоззрению учения. Иногда же в эту форму облекались различные религ.-мистич. стремления, растворявшие природу в боге. Известны примеры весьма причудливого переплетения элементов обоих этих типов ?. в мировоззрении одного и того же мыслителя. Пантеистич. идеи развились уже в индийской философии (в особенности в брахманизме, индуизме и в веданте), в китайской философии (даосизм), древнегреческой философии (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен). Однако поскольку в эту эпоху политеистич. религ. представлений еще не было понятия бога как единого мирового духа, указанные воззрения были одним из проявлений гилозоистич. одушевления всего мира, возникшего еще во времена первобытного общества и господствовавшего в течение всей античности. Значительно больше оснований имеется для оценки в качестве пантеистического воззрения Ксенофана, объявлявшего (в условиях господства антропоморфных представлений о богах) богом единую природу, постигаемую не чувствами, а умом. Этот П. означал дезантропоморфизацию понятия «бог» и привел Ксенофана к утверждению, объективно имевшему атеистич. значение: боги создаются людьми по своему образу и подобию.

дальнейшем пантеистич. характер имели натурфилос. и отчасти этич. концепции стоицизма. Их П. заключал в себе значительные материалистич. положения. После возникновения христианства и ислама, с определяющим для них монотеистич. пониманием бога как личности, абсолютно возвышающейся над природой и человеком, и развитием ср.-век. религ.-филос. мысли возрастает и прогрессивная роль П. (обычно теоретически восходившая к филос. системе неоплатонизма). П. противопоставлял религиям учение о безличном мировом духе, скрывающемся в самой природе. Пантеисты европ. и ближневост. средневековья в особенности опирались на присущий неоплатонизму принцип эманационизма, а также на связанный с концепцией «отрицательной теологии» мистич. принцип непосредств. сверхразумного «постижения» бога. В противоположность монотеистич. креацио-нистским представлениям о творении личным богом природы и человека из «ничего» пантеисты средневековья развивали концепции вечного вневременного «порождения» их безличным богом. На этом пути они, с одной стороны, приходили к натуралистич. трактовке бога, растворявшей его в природе, с другой – опираясь на принцип непосредств. «постижения» бога, мистически растворяли природу в боге, утверждали тождество бога и человека. Религ. П. с элементами натурализма ярко представлен в системе Иоанна Скота Эриугены. В дальнейшем элементы натуралистич. П. встречаются у Абеляра и у нек-рых представителей шартрской школы. Одну из первых материалистич.

рмулировок П. дал Давид Динанский, утверждавший, что материя, разум и бог – одно и то же. Оппозиционные по отношению к господствовавшим в Зап. Европе католич. церкви и феод. строю этич. и социальные выводы из пантеистич. воззрений, восходящих к Эриугене, сделали в нач. 13 в. амальрикане. Антииерархич. возможности П., теоретически сформули-рованные еще Эриугеной, проявились у амальрикан как прямые социальные выводы, отрицавшие всякую власть, церк. и обществ. порядки и т.п. Религ.-мистич. П. (см. Мистицизм) с присущим ему субъективным пониманием безличного бога нашел свое наиболее типичное выражение в воззрениях Экхарта, к-рый делал бога всем одинаково близким и доступным и приходил к отрицанию руководящей роли христианско-католич. церкви в деле «спасения» верующих. Эта разновидность П. стала гл. идейной базой крестьянско-плебейских еретич. движений в их борьбе против системы феод.-церк. эксплуатации. Если внеприродный христианский бог благославлял классово-иерархич. структуру об-ва, то пантеистич. понимание бога, подчеркивавшее абсолютное равенство всех людей перед лицом смерти, разрушило ее и обосновывало уравнительские и коммунистич. стремления крестьянско-плебейских масс. Натуралистич. тенденции П. со все большей силой начали проявляться в эпоху Возрождения, когда в огромной, по сравнению со средневековьем, степени возрос интерес к природе. Одним из первых пантеистов этой эпохи был Николай Кузанский, рассматривавший бога как «бесконечный максимум» и приближавший его к природе как «ограниченному максимуму».

зводя бесконечность бога в природу, Николай Кузанский сформулировал идею бесконечности Вселенной в пространстве, что стало важнейшим симптомом начинающегося крушения теологич.-схоластич. мировоззрения с основоположным для него представлением о конечности в пространстве некогда созданного богом мира. Расцвет пантеистич. концепций в Зап. Европе относится к 16 – нач. 17 вв., когда П. стал важнейшей методологич. базой большинства натурфилос. учений, противостоявших креационизму господствовавших монотеистич. религий, в особенности у Кардано, Патрици, Кампанеллы, Бруно. В этих учениях бог, остававшийся бесконечным незримым абсолютом, все полнее сливался с природой, пока не стал по существу ее псевдонимом у Бруно. П. последнего с его тезисом «…природа… есть не что иное, как Бог в вещах» («Изгнание торжествующего зверя», СПБ, 1914, с. 162) и учением о единой субстанции, лежащей в основе как материальных, так и духовных явлений, следует расценивать уже как материализм. С др. стороны, мистич. П., сочетающийся с высокой оценкой разума и «…местами соприкасающийся даже с атеизмом» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 7, с. 370), составил основу мировоззрения вождя народной Реформации в Германии Мюнцера, а также анабаптистов, его ближайших союзников. В дальнейшем, когда в ряде стран Зап. Европы победили различные протестантские вероисповедания, мистич.

продолжал оставаться основным руслом, по к-рому направлялось недовольство омертвевшими формами религиозности со стороны наиболее развитых представителей мелкой буржуазии, плебейства и крестьянства. В Германии 16–17 вв. наиболее выдающимися из мистич. пантеистов были С. Франк, В. Вейгель, Беме и поэт-философ Иоганн Шеффлер. Но почти у всех (особенно у Беме) пантеистическо-теософские построения причудливо переплетались с натуралистич. положениями и космогонич. фантазиями. В период англ. буржуазной революции сер. 17 в. мистич. П., к-рого придерживались и глава левеллеров Лилберн и вождь диггеров Уинстэнли, играл первостепенную роль, обосновывая эгалитарные и коммунистич. устремления революц. масс англ. народа. В Нидерландах той же эпохи существовало много направлений и сект мистич. П. Наиболее влиятельными из них были меннониты и коллегианты. К последним был близок Спиноза, который, опираясь на пантеистическую традицию, разработал грандиозную материалистическую философскую систему. В этой системе понятия «бог» и «природа» тождественны. В ней оригинально сочеталось целостно-гилозоистическое понимание мира с его механистическим истолкованием. В 18 в. пантеистич. воззрения развивали под влиянием Спинозы Гете и Гердер, к-рые, в противоположность механицизму ряда франц. материалистов 18 в., стремились разработать органическо-гилозоистич. элементы спинозизма и высказали идею диалектич. развития природы. Филос. системы таких нем. идеалистов, как Шеллинг, Гегель и др., по словам Энгельса, «…все более и более наполнялись материалистическим содержанием и пытались пантеистически примирить противоположность духа и материи.

гегелевской системе дело дошло, наконец, до того, что она и по методу и по содержанию представляет собой лишь идеалистически на голову поставленный материализм» (там же, т. 21, с. 285). Для оценки П. важен также тот факт, что ватиканский собор 1870 проклял пантеистов как безбожников. В нек-рых направлениях совр. бурж. идеализма, напр. в персонализме, элементы П.,.напротив, используются в целях борьбы против материализма и атеизма. Автор термина «пантеист» – Толанд (J. Toland, Socinianism truly stated, L., 1705, затем «Pantheisticon», [L., 1720]), а термина «пантеизм», вскоре ставшего синонимом свободомыслия, – его противник нидерландский теолог Й. Фай (1709). В 1828 Краузе для обозначения своей идеалистич. системы и для того, чтобы отличить ее от системы натуралистич. и материалистич. П., ввел термин «панентеизм» (от греч. pan en theo – все в боге). Лит.: Соколов В. В., К историч. характеристике пантеизма в западноевроп. философии, «ФН» (НДВШ), 1960, No 4; его же, Философия Спинозы и современность, М., 1964; J?sсhe G. В., Der Pantheismus nach seinen verschiedenen Hauptformen, seinem Ursprunge und Fortgange…, Bd 1–3, В., 1826–32; [Plumptre С. Е.], General sketch of the history of pantheism, v. 1–2, L., 1878–79; Sch?ler G. M., Der Pantheismus, W?rzburg, 1884; Dilthey W., Der entwicklungsgeschichtliche Pantheismus nach seinem geschichtlichen Zusammenhang mit den ?lteren pantheistischen Systemen, «Arch. Geschichte Philos.», 1900, Bd 13, H. 3,4; Picton J. ?., The religion of the universe, L., 1904. В. Соколов. Москва.


Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Источник: terme.ru

ПАНТЕИЗМ

от греч. pan — все и teos — бог) — филос. учение, согласно к-рому бог и природа объединены или тождественны. Элементы П. можно проследить в древнекит. и особенно древнеинд. философиях. В древнегреч. философии принципы П. были сформулированы Ксенофаном (кон. 6 — нач. 5 вв. до н. э.), объявившим богом весь мир, постигаемый разумом в его целостности. Ксенофан впервые в истории общественной мысли, характеризуя религ.-политеистич. представления греков об антропоморфных богах, выдвинул тезис, сыгравший большую роль в последующем развитии атеистич. мысли, о том, что боги создаются людьми по своему образу и подобию. В эллинистич.-рим. эпоху П. со значит. элементами материализма был присущ натурфилос. воззрениям стоиков. В ср. века наблюдались 2 разновидности П. — натуралистич. П. (растворение бога в природе) и мистич. П. (растворение природы и человека в боге). Нередко обе эти разновидности П. причудливо переплетались в мировоззрении одного и того же мыслителя; одним из таковых был Иоанн Скот Эриугена (810-877). Мистич. П., провозглашавший возможность для каждого человека без посредничества офиц. церкви душевно познать бога, стал основой мн. нар.-еретич. движений. Крупнейшим представителем мистич. П. в нач. 16 в. был Томас Мюнцер. Натуралистич. П., тяготеющий к материализму, достиг значит. развития лишь с эпохи Возрождения. Его представителями были Николай Кузанский (у к-рого были сильны и мистич. мотивы), итал. и нем. натурфилософы 16-17 вв. У итал. мыслителя Дж. Бруно учение о бесконечном боге, отождествленным с природой, стало учением о бесконечности природы. Еще более радикальные материалистич. и атеистич. выводы под формой П. были сделаны голл. мыслителем 17 в. Б. Спинозой. Натуралистич. П. также переходил в материализм у нем. мыслителей 18 в. (И. Г. Гердер, И. В. Гете). Ватиканский собор 1869-70 проклял пантеистов как еретиков и безбожников. В совр. эпоху, когда восторжествовал как научное мировоззрение диалектич. материализм, всякие пантеистич. построения — безусловный шаг назад.

Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. — М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.

Источник: interpretive.ru

Представьте себе мир первобытного человека:

— Всё вокруг течёт, движется и меняется. Появляется, растёт и исчезает. Что-то пытается съесть тебя, а что-то старается не быть съеденным.

Внутренний механизм всех этих природных явлений тебе не известен. Но ты знаешь, что по собственному желанию можешь управлять своим телом. Хотя и не всегда, не во всём.

Это неминуемо наводит на мысль о том, что всё, что проявляет хоть какую-нибудь активность — так же обладает собственной волей, действует исходя из внутренних побуждений.

Так – вода всё время стремится убежать. Огонь всегда голоден. А земля может и проглотить, и извергнуть…

——————————————————————————

— Началом религиозного мировоззрения человека, на основе которого позже сформировался и пантеизм, можно считать первобытный анимизм — понимание нашими прапредками окружающих их явлений природы как проявления их (явлений) собственной воли.

#АНИМИЗМ (от лат. anima, animus – #душа, #дух) – #вера в души и духов. В этом значении термин был использован английским этнографом Э.Тайлором для описания верований, зародившихся в первобытную эпоху и лежащих, по его мнению, в основе любой религии. Согласно Тайлору, первый ряд анимистических верований возник в ходе размышлений древнего человека над такими явлениями, как сон, видения, болезнь, смерть, а также из переживаний транса и галлюцинаций, что привело к формированию представлений о душе, находящейся в теле человека и покидающей его время от времени, а в дальнейшем – о существовании души после смерти тела, о переселении душ в новые тела, о загробном мире и т.п. Второй ряд анимистических верований возник из присущего первобытным людям стремления к олицетворению и одухотворению окружающей действительности: все явления и предметы наделялись желаниями, волей, чувствами, мыслями и т.п. Отсюда возникла вера в отдельно существующих духов грозных сил природы, растений, животных, умерших предков, которая в ходе сложной эволюции трансформировалась из полидемонизма в политеизм, а затем и в монотеизм. Выдвинутую Тайлором формулу «анимизм есть минимум определения религии» широко использовали многие философы и религиеведы, однако критики ее отмечали, что религиозные верования т.н. «примитивных народов» часто не содержат в себе элементов анимизма; такие верования были названы «преанимистическими». Отмечалось также, что тайлоровская концепция «философствующего дикаря» не учитывает социальных и психологических причин возникновения религиозных верований. Несмотря на это, понятие анимизма сохранилось в современном религиеведении: анимистические верования рассматриваются как существенная составная часть всех религий мира

А.Н.Красников, Новая философская энциклопедия (http://iph.ras.ru/elib/0175.html)

Источник: vk.com


Categories: Философия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.