Из основных направлений социально-философской мысли, получивших развитие в 19 и 20 веках можно привести следующие:
-Позитивистская социальная философия. Представители — Огюст Конт, Герберт Спенсер. О. Конт (1798-1857) ввел в науку термин «социология»
-Герберт Спенсер (1820-1903) развил идеи Конта. Спенсер рассматривал общество как единую систему взаимозависимых природных, прежде всего биологических, и социальных факторов. Он считал, что только в рамках целостного социально-природного организма проявляется подлинное значение любого социального института и социальная роль каждого субъекта.
-Марксистская социальная философия и ее проблематика. Представители — Карл Маркс (1818-1883), и Фридрих Энгельс (1820-1895). Исходит из следующих положений: совокупность общественных связей и отношений всех социальных субъектов образует то или иное общество.
-Психологическое направление (кон. 19 -нач. 20в) . Представители — Лестер Уорд, Габриэль Тард, Вильфредо Парето.


сприняв идеи эволюционного развития общества, обоснованные в трудах О. Конта и Г. Спенсера, Л. Уорд перенес центр тяжести с биологических моментов на психологические, и пытался раскрыть психологические причины деятельности и поведения людей, а тем самым обосновать психологические механизмы развития общества.
-Неокантианство (кон. 19 — нач. 20 вв.) . Оно основывалось на философии Канта и в развивало ее в новых условиях. Основные представители — Вильгельм Виндельбандт и Генрих Риккерт.
-Понимающая социология Макса Вебера (1864-1920). Вебер, развивая некоторые идеи неокантиацев, создал теорию социального действия.
-Фрейдизм и неофрейдизм: представители — Зигмунд Фрейд (1856-1939) и его последователи. Их концепции — это так называемая социобиология, которая выделяется почти полным игнорированием социальных факторов функционирования и развития общества.
-Представители психокультурного фрейдизма Карм Хорни, Эрих Фромм и др. , признавая определенную роль подсознательного, в том числе сексуальных инстинктов, в поведении людей, дополняют его также и ролью социальных факторов, в том числе социальных связей и отношений между людьми, материальной и духовной культуры (идеи, заимствуемые ими из марксизма — у Фромма это «фрейдомарксизм»). По их мнению, социокультурные условия жизни людей в не меньшей степени обусловливают мотивы и содержание их деятельности и поведения.

НА 12 СТРАНИЦЕ лекций по философии, см. ссылку


Источник: otvet.mail.ru

Социальная философия – это раздел философии, изучающий общество как сложнейшую саморазвивающуюся систему.

Социальная философия – это раздел и вместе с тем срез всего философского знания, она включает в себя:

— социальную онтологию, рассматривающую проблемы общественного бытия;

— социальную диалектику, изучающую типы социальной динамики, цель и движущие силы общественного развития;

— социальную гносеологию, выявляющую методы, способы и принципы познания общества;

— социальную аксиологию, исследующую социальные ценности (свобода, равенство, справедливость).

Кроме того, социальная философия неразрывно связана с философской антропологией. Невозможно изучать общество, не изучая человека, невозможно понять человека, не изучив общество. Аристотель считал социальность родовым свойством человека: «Человек своей природой предназначен жизни сообща». К. Маркс определил человека как «совокупность общественных отношений».

Общество – это совокупность объективных общественных отношений, которая существует в исторически определенных формах и складывается в процессе совместной практической деятельности людей. Общество как сложнейшая система включает в себя четыре основных сферы: экономическую, социальную, политическую и духовную.


Экономическая сфера (иначе сфера производства) – это та сфера социальной жизни, где создается материальный и интеллектуальный продукт, идущий впоследствии в общественное и личное потребление. Экономическая сфера состоит из двух основных элементов – производительных сил и производственных отношений. Производительные силы – система субъективных и объективных (вещественных) элементов, осуществляющих процесс производства. Производительные силы складываются из средств производства и целесообразной человеческой деятельности.

Средства производства разделяются на средства труда и предметы труда. Средства труда – это то, чем обрабатывают, а предметы труда – это то, что обрабатывают. Средства труда, в свою очередь, подразделяются на орудия труда и инфраструктуру (транспорт, складские помещения и т.д.). Важнейшая роль в развитии производительных сил принадлежит технике. Главная задача техники – повышение эффективности человеческого труда и человеческой деятельности путем создания артефактов, воплощающих в себе эту эффективность.

Производственные отношения – это отношения людей в сфере производства, обмена, распределения и потребления производимых ими благ или ресурсов. Центральную роль в производственных отношениях играют отношения собственности – отношения между людьми по поводу владения, распоряжения и пользования материальными и духовными благами.


Социальная сфера – это сфера разделения общества на социальные группы: классы и страты. Здесь определяются и выстраивают свои отношения основные структурные единицы, из которых состоит общество, а также определяется роль каждого из этих элементов в функционировании общества. Чем сложнее общество по своему уровню развития, тем сложнее оно структурировано.

Политическая сфера – это сфера существования социальных институтов, где главной целью социальных субъектов является борьба за власть, и, прежде всего, за политическую власть и государственную власть. Помимо самих субъектов политической власти, компонентами политической сферы являются политические идеологии и политические отношения. Ключевую роль в политической организации общества играет государство.

Государство – это политический институт, осуществляющий управление обществом посредством выражения воли всех граждан или их части, охрану его экономической и социальной структуры, а также подавление элементов, противодействующих данному государственному устройству, форме правления или политическому режиму.

Сфера права и правоотношений близко примыкает к политической сфере общества: функционирование политики как особого социального института невозможно без права, именно право образует фундамент, на котором строится функционирование политики. Право – это совокупность господствующих норм в обществе, имеющих характер юридического закона и подкрепленных опорой на вооруженную силу государства. Вокруг права складывается особый комплекс отношений – правоотношения. Правоотношения включают в себя механизм прав и обязанностей.


Духовная сфера – самая возвышенная сфера жизнедеятельности общества и человека, будучи порождением общественной практики, исторически она завершает собой формирование общества как такового. Духовная сфера общественной деятельности существует в следующих формах: моральное сознание, эстетическое, религиозное сознание, политическое сознание и правосознание, научное и философское сознание.

В истории социальной философии существуют три основных направления понимания сущности общественной жизни: натурализм, идеализм, исторический материализм. Вплоть до середины XIX века основным направлением социальной философии был идеализм. Идеалистическое понимание истории предполагает, что функционирование и развитие общества определяется духовными факторами, либо волей и желанием выдающихся исторических личностей, либо изменениями в общественном сознании – политике, религии, науке и т.д., либо волей Высшего разума.

Натурализм в качестве определяющего фактора существования и специфических особенностей общества выделяет природу – либо внешнюю, естественную (географический детерминизм, климатический детерминизм, космизм), либо природу самого человека (биологический детерминизм). Основная идея исторического материализма (марксизма) выражается в законе об определяющей роли материального производства в развитии общества.


Одной из основных задач социальной динамики является конструирование концептуальных моделей исторического процесса, т.е. концепций предполагающих разделение мировой истории на различные эпохи и стадии.

Эти концепции можно разделить на три основных типа: линейный, циклический и хаотический.

1. Линейная концепция представляет развитие общества в виде последовательной смены основных фаз или стадий, причем эти фазы или стадии должны проходить все конкретные социальные системы. К линейной концепции относится марксистская теория общественно-экономических формаций – социально-политическое учение К. Маркса. История в марксизме рассматривается как процесс смены общественно-экономических формаций.

Общественно-экономическая формация есть общество на определенной ступени исторического развития, характеризующееся специфическим экономическим базисом и соответствующими ему политической и духовной надстройкой. Карл Маркс историю развития общества сводил к пяти стадиям: первобытной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической и коммунистической.

Исходной точкой социального развития служит бесклассовое общество – первобытный коммунизм. Затем в результате развития производительных сил создаются излишки продукции и формируется классовое общество, дальнейшее развитие которого определяется классовой борьбой. Классовая борьба выступает движущей силой социальных изменений. На первой стадии классового общества – рабовладельческой общественно-экономической формации противостоят друг другу рабовладельцы и рабы.


Власть рабовладельцев над рабами абсолютна. В результате дальнейшего роста производительных сил и классовой борьбы происходит становление феодального общества, также состоящего из двух антагонистических классов – земледельцев и крестьян. И здесь происходит присвоение феодалами производимого крестьянами прибавочного продукта, т.е. излишков сверх прожиточного минимума.

Но власть земледельца над крестьянином не распространяется дальше крепостной зависимости, по которой крестьянин прикреплен к данной территории и не может перейти в другое место. На следующем этапе общественного прогресса в процессе обострения классовой борьбы революционным путем происходит переход к следующей общественно-экономической формации – капиталистической.

Два новых антагонистических класса – буржуазия и пролетариат. Наемный рабочий формально свободен, но так как у него отсутствуют средства производства, он вынужден работать на капиталиста. Производство при капитализме приобретает общественный характер и обостряющееся противоречие между общественным характером производства и частнособственническим способом его присвоения, между ростом богатства у немногих и нищетой большинства разрешается в социалистической революции и построении коммунистической общественно-экономической формации.


В соответствии с третьим законом диалектики – законом отрицания отрицания – это есть возвращение на новом более высоком уровне к начальной формации – первобытному коммунизму. Коммунистическое общество – это бесклассовое общество, где отсутствует частная собственность на средства производства (средства производства принадлежат всем в равной степени), и соответственно нет эксплуатации. Лозунг коммунистического общества: «От каждого по способностям, каждому по потребностям».

2. Циклическая концепция предполагает, что каждый из социальных организмов проходит свой отдельный, локальный, не связанный с другими социальными организмами цикл развития, и никакого общего пути для всех социальных организмов не существует. К циклической концепции относится теория цивилизаций или «культурно-исторических типов».

Сторонником цикличного развития общества был Н.Я. Данилевский. «Всему живущему как отдельному неделимому, так и целым видам, родам, отрядам животных или растений дается известная только сумма жизни, с истощением которой они должны умереть … История говорит то же самое о народах: и они нарождаются, достигают различных степеней развития, стареют, дряхлеют, умирают – и умирают не от внешних только причин». Данилевский разработал теорию культурно-исторических типов. Культурно-исторический тип – это целостная система, определяемая культурными, психологическими и иными факторами, присущими народу или совокупности близких по языку народов.


Данилевский выделяет такие культурно-исторические типы, как египетский, китайский, ассиро-вавилоснский, еврейский, греческий, римский, романо-германский, славянский и другие. По Данилевскому необязательно, чтобы все страны и народы проходили в своем развитии одни и те же этапы, в этом смысле единой истории человечества не существует, а есть история возникновения, развития и упадка отдельных культурно-исторических типов.

Наибольшее распространение циклическая концепция получила после выхода книги Оствальда Шпенглера «Закат Европы». Шпенглер считал, что каждая культура проходит свой цикл развития от рождения до гибели, подобно живому организму, и на этом пути она достигает расцвета, последующего упадка и крушения. Каждая культура представляет собой своеобразный организм, имеющий свою душу и характерные черты, но все типы имеют нечто общее, а именно: они проходят в своем развитии одни и те же фазы.

Шпенглер выделяет восемь достигших своего завершения культур: китайская, вавилонская, египетская, индийская, античная, арабская, западная и культура майя. Заключительная стадия развития культуры – это цивилизация. Основное проявление цивилизации Шпенглер выражает в понятии «мировой город», для которого характерны космополитичность, холодный практический ум, господство техники над духовным творчеством, деньги как основополагающий фактор. Основная черта цивилизации – империализм, который наступает, когда исчерпываются все возможности развития, и остается лишь возможность распространения вширь.


3. Хаотическая концепция исходит из принципа отсутствия всякого порядка в исторической смене социальных организмов и в невозможности теоретическим путем упорядочить общий «хаос» всех существовавших и существующих обществ. К хаотической концепции относится постмодернистская ризомная концепция.

Суть ризомной концепции в неопределенности исторического процесса. История здесь уподобляется слепому котенку, тыкающемуся во все углы своего возможного развития. Корни в принципе можно пускать в любом направлении, ведь реально история продолжается за счет перехода от одного направления к другому и в этом переходе вся суть, а сами направления не столь важны. В постмодернистском переборе они все равны.

В конечном счете, процесс исторического развития – это творческий процесс, люди именно творят историю, и будущее никогда не повторяет прошлое. Исторический процесс – это процесс создания нового исторического материала, который формируется непосредственно из жизни самих людей: ризома является своеобразным приглашением к индивидуальному историческому творчеству. Никаких ограничений на это нет.

Техника в современном обществе является важнейшим фактором социального развития. Современную цивилизацию смело можно назвать техногенной. Главное свойство техногенной цивилизации то, что техника в ней является фактором, определяющим социальное и индивидуальное бытие, она формирует среду обитания человека (т.е. техника – не просто то, что использует человек, а то, в чем он живет).

Стадии развития техногенной цивилизации базируются на основных стадиях развития техники. Разграничение стадий основано на том, что в истории человек постепенно передает технике свои трудовые функции, одну за другой.

На первом этапе от человека к технике передается функция непосредственного воздействия на объект, обработки материала. Техника в основном представлена ручными инструментами, стадия называется орудийной или инструментальной. На втором этапе технике передается функция источника двигательной энергии. Возникает машина, механизм, в котором есть движущая часть и рабочая часть. Начало этой стадии связывается с появлением парового двигателя и относится к рубежу XVIII-XIX вв.

Стадия называется машинной. На третьем этапе человек передает технике управленческие функции: счетные, логические, поисковые, функции наблюдения и контроля. Начало этой стадии относится к середине XX в. Стадия называется автоматической. В этой периодизации переход от первой стадии ко второй принято называть промышленным переворотом, переход от второй к третьей – научно-технической революцией (НТР).

Каждая новая стадия в развитии техники влечет за собой социальные изменения, т.е. меняется не только система производства, но и весь образ жизни людей.

В частности, социальными следствиями перехода от инструментальной к машинной стадии являются:

— урбанизация; миграции и усложнение социальной структуры;

— возможность женского производительного труда наряду с мужским, и как следствие новые взаимоотношения в семье;

— усложнение системы производства, возникновение безработицы как социального явления (поскольку человек перестал быть самодостаточным участником трудового процесса).

Социальными следствиями перехода от машинной стадии к автоматической являются:

— превращение интеллектуальных профессий в массовые;

— постоянное обновление рынка труда и универсальность многих квалификационных показателей;

— возникновение принципиально новых форм социальных коммуникаций;

— появление распределенных производственных структур и возможность дистационной профессиональной деятельности.

Таким образом, техника меняет не только систему производства, но и всю общественную жизнь. В техногенной цивилизации устанавливается технологическая детерминация развития социальной системы. Эта зависимость отражена в теории индустриального общества, в которой на трех указанных стадиях в развитии техники основывается выделение доиндустриальной, индустриальной и постиндустриальной стадии в развитии общества. Технологический детерминизм представляет собой один из вариантов линейной концепции социальной динамики. Классики технологического детерминизма – Д. Белл, З. Бжезинский, У. Ростоу, Д. Гэлбрэйт.

В современной социальной философии обсуждается вопрос о сущности стадии, в которую сейчас вступает общество и которая определяется как информационное общество. Информационным является общество, в котором нормой всякой деятельности является оптимизация локальных действий через обращение к глобальным информационным процессам. С гносеологической точки зрения информационным является общество, в котором базовое владение информационными технологиями переходит из разряда специальной подготовки на уровень обыденного знания.

С аксиологической точки зрения развитие техногенной цивилизации порождает усиливающееся расхождение двух мировоззренческих ориентаций – технократической и антитехницистской идеологии. Технократическая идеология основана на признании необходимости и правильности развития цивилизации именно в техногенных формах; антитехницизм связан с осознанием опасностей такого развития.

Вопросы для самопроверки.

1. Назовите основные проблемы социальной философии.

2. Выделите и охарактеризуйте основные сферы общественной жизни.

3. Какие существуют концепции социальной динамики? В чем специфика каждой концепции? Назовите представителей этих концепций.

4. Какую роль в бытии современного общества играет техника? Какие периоды в развитии общества можно выделить в связи с развитием техники?

5. В чем специфика информационного общества?

Вопросы для размышления.

1. Как вы считаете, в каком направлении должно развиваться общество? Какие результаты развития вам хотелось бы увидеть?

Источник: studopedia.ru

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

философское исследование общества, рассматриваемого в его историческом развитии. Социальная философия изучает структуру социальных систем, их функционирование и эволюцию, социальные институты и социальные ценности, общество как единое целое и его развитие. В задачи социальной философии входят также исследование природы человека и ее изменений в ходе истории, выявление смысла истории и, насколько это возможно, ее основных тенденций. Особое внимание социальная философия уделяет изучению современного общества и перспектив его развития в обозримом будущем. Современная социальная философия должна давать также анализ и критику существующих социальных концепций, подобных либерализму, консерватизму и социализму. И наконец, социальная философия среди других наук об обществе исследует особенности социального познания в целом и возможности достижения объективного знания об обществе и его истории, изучает человека как элемента общества. Как и всякая наука, социальная философия стремится объяснить изучаемые явления на основе определенных общих принципов. Вместе с тем она учитывает, что общество слагается из индивидов, наделенных разумом и действующих на основе имеющихся у них целей и ценностей. Объяснение жизни общества дополняется пониманием социальных явлений, принимающим во внимание ценностное измерение человеческого бытия. Социальная философия стоит в ряду таких наук об обществе и человеке, как (теоретическая) социология, политология, экономическая наука, история, социальная и индивидуальная психология и др. Такие ветви философии, как философия истории и философия человека (философская антропология), являются разделами широко понимаемой социальной философии. Отличия социальной философии от других наук об обществе связаны, прежде всего, с тем, что если эти науки изучают отдельные аспекты жизни общества, то социальная философия призвана исследовать эту жизнь в ее целостности и полноте. Основными проблемами, которые изучает социальная философия, являются: причины, определяющие характер и динамику социальной жизни; периодизация человеческой истории, деление ее на эпохи, цивилизации, культуры и т. п.; отношения между прошлым, настоящим и будущим в развитии общества и его наиболее важных институтов; смысл человеческой истории, ее предназначение или цель; возможные перспективы ставшего в последние два столетия особенно очевидным процесса формирования единого человечества и соответственно подлинно мировой истории; главные опасности, таящиеся в современном социальном развитии; основные особенности наук о человеке и обществе (наук о культуре) в сравнении с науками о природе; роль ценностей в социальной философии и в социальной жизни; объяснение и понимание человеческой деятельности.

Источник: Социальная работа. Краткий таджикско-русский энциклопедический словарь, 2009 (русскоязычная часть)

Источник: voluntary.ru

Психологическая школа социально-философского знания

Еще одно значимое направление в социальной философии – психологическое. Его представителями являются такие авторы-исследователи, как Лестер Уорд, Габриэль Тард, Вильфредо Парето. После того, как были переработаны множественные идеи об эволюционном развитии общества, которые были обоснованы в трудах вышеупомянутых авторов – Огюста Конта и Герберта Спенсера, Л. Уорд в большей степени акцентировал внимание не на биологических процессах, а на психологических особенностях организма. Таким образом, он предпринимал попытки раскрыть психологические причины и факторы, которые толкают человека совершать определенные действия и использовать конкретную тактику поведения.

Тард решил проблему взаимодействия личности с обществом, и в качестве первичного элемента такого взаимодействия выделил именно человеческую личность. В своих идеях он исходил из того, что в основе социальной деятельности лежит психологическое состояние и настрой отдельных людей, а также более обширных социальных групп.

Социальные группы и человек находятся в постоянном взаимодействии, которое может быть опосредованным или непосредственным. Каждый элемент подражает другому, перенимает на себя его привычки, манеру поведения, ценностные ориентации и интересы. Во взаимном подражании Тард и видит как раз тот изначальный элемент социальности, который и является основным способом существования и развития отдельной личности, обширных социальных групп и всего общества в целом.

Также Тард указал на три ключевых закона, которые характеризуют содержание процессов подражания, а также их реализацию непосредственно в обществе:

  1. Закон повторения – усвоение новшеств и их воспроизведение в условиях собственной реальности;
  2. Закон оппозиции – выражает борьбу всего «старого» и «нового», что есть в обществе;
  3. Закон приспособления – заключается в адаптации человека к возникающим новшествам, социальным условиям, которые могут кардинально изменить их жизнь.

В рамках психолого-биологического подхода очень активные разработки велись знаменитым психологом Зигмундом Фрейдом, а также его последователями. Их концепция выступает в качестве так называемой социальной биологии, которая практически полностью игнорирует социальные факторы функционирования и последующего развития общества. Прежде всего, в учет не берутся социальные связи, а также отношения в поведении людей, их деятельности.

Каждый индивид – отдельная единица, он существует сам по себе и не обращает внимания на действия и поступки других людей. Его поведение зависит от его биологических потребностей, а также от его инстинктов, которые выражаются во врожденном, бессознательном, что не контролируется самим человеком. Особое значение придается психосексуальному развитию человека, которое как раз влияет на развитие культуры.

Источник: spravochnick.ru

Проблемы

фото 766К проблемам относятся следующие аспекты:

  1. Причины, по которым определяются характер и динамика жизни социума.
  2. Деление истории человечества на эпохи, культы, цивилизации – периодизация. Социальная философия стремится выделить признаки, по которым человеческую историю разделяют на временные отрезки.
  3. Развитие общества и институтов с точки зрения отношений прошлого, настоящего и будущего.
  4. Предназначение истории человечества, и ее смысл.
  5. Острая проблема – изучение общих тенденций, по которым развивается общество в современном мире.
  6. Опасные стороны современного развития (перенаселенность, угроза термоядерной войны, терроризм, экологические проблемы).

Общество и его функции

Общество имеет ключевое значение. Наука исследует его на следующих уровнях:

  1. Конкретно-социологический: в качестве предмета рассматривает существующие страны и народы.
  2. Типологический: рассматривает типы организации общества, которые есть сейчас или были в истории человечества.
  3. Общесоциологический: предмет рассмотрения – «общество в целом», исследование фундаментальных схожих черт, присущих организации различных видов общества. Время и место существования видов не играют роли.

Функция имеет многоплановое содержание и включает в себя разнообразные сферы. Но основная задача этой науки состоит из двух неразделимых аспектов: объяснение бытия и изменение его в духовном и материальном плане. В жизни общества, имеют значение – реформы. Изменениям в общественной жизни предшествует разработка понятий, по которым будет происходить интеграция изменений в жизнь. В разработке коллективных идей, состоит главная задача рассматриваемой науки.

Современная

Прежде чем изучать особенности, следует конкретизировать, что имеется в виду под понятием «социальная». Это понятие рассматривают в широком и узком смысле. Понятие применимо как к любым процессам, происходящим в социуме, так и к тем, которые имеют отношение к данной сфере.

Под современной социальной философией понимают изучение исторического развития социума с философских позиций. К областям исследования, причисляют структуру систем социума, их эволюционное развитие и способ работы, а также различные институты и ценности.

К главным задачам относят следующие:

  1. Изучение человеческой природы и эволюционных изменений за время истории.
  2. Определение смысла истории, главных тенденций.
  3. Исследование общества наших дней, и его дальнейшее развитие. Этот вопрос занимает особое место среди задач.
  4. Анализ и критика актуальных концепций. К таким концепциям можно отнести консерватизм, либерализм, социализм.

Историческое развитие

Социальная философия, как самостоятельная наука, берет начало с Древнего мира. Ее называли по-разному: «этика», «политическая философия», «историософия». Так проявлялись разнообразные грани этой науки. Современное название наука получила благодаря французскому философу Огюсту Конту, который ввел такое обозначение в 40-х гг. ХIХ в. Термин получил распространение во Франции, после – в Германии, и в начале XX в. стал популярен в России.

фото 767

Важной вехой в истории, стала эпоха Возрождения. Мыслители того времени придерживались гуманистических и антропоцентрических взглядов. В эпоху Ренессанса зародился новый уклад и образ жизни. Изменения в социально-философских взглядах повлияли и на социально-политическую сферу жизни людей. Взгляды гуманистического антропоцентризма тех времен выражались в следующих идеях:

  • история человечества – это история жизни индивидов, с их характерами, волей и чувствами;
  • в политической борьбе, старые сословия стремятся сохранить неизменными привычные порядки, традиции и институты, а новые им противодействуют;
  • доказано, что в основе социально-политической борьбы заложены имущественные отношения и собственнические интересы.

Другой значимый этап развития – философия Нового времени. Мыслители той эпохи не изучали вопросы социального бытия. Основным вопросом социальной философии Нового времени было отношение между личностью и обществом. Мнения мыслителей сходились на теории атомизма. Права индивида приоритетнее по сравнению с социумом.

Происхождение социума не подразумевает божественного начала. Индивиды – автономные «атомы», тогда как общество – совокупность этих атомов.

Модель и структура

Существуют следующие социально-философские модели:

  1. Натуралистические теории, развитые и изучаемые Гоббсом, Локком, Дидро. Человек рассматривается, как самостоятельное, разумное природное существо.
  2. Позитивистский эволюционизм Конта и Спенсера, в котором история человечества рассматривается как естественный процесс. По отношению к обществу проводится аналогия с биологическим организмом.
  3. Идеалистические модели социума. Сознание в жизни человека определяет исторический процесс, а общественные отношения основываются на духовной природе.
  4. Материалистические теории (марксизм) основываются на процессах вне сознания, управляющих общественными отношениями.

Структура, рассматриваемой философии, изучается с различных сторон познания. Выделяют следующие части социальной философии:

фото 768

  1. Онтологическая – объясняет закономерности развития жизни человека, как часть общественных отношений. Вопрос о сущности социального бытия человека рассматривался многими мыслителями. Основой бытия социума и деятельности людей принимали разнообразные факторы: Платон – идею справедливости, Монтексье и Чаадаев – географическую среду, Гегель – разум.
  2. Гносеологическая – изучает вопрос, касающийся особенностей познания: имеет ли познание собственные законы, и может ли претендовать на истину.
  3. Ценностно-аксиологическая сторона познания акцентирует внимание на его специфике.

Основы

Под социальной философией понимают изучение индивидов. Исследователи современности выделили возможные модели социальной реальности:

  1. Натуралистическая – человека следует рассматривать, как животное существо. Общество же понимают, как популяцию биологического вида.
  2. Материалистическая – деятельность человека приводит к созданию новой реальности.
  3. Идеалистическая – общество рассматривается с позиций духовного начала, как символ высшего.
  4. Феноменологическая – социальная реальность конституируется оценками и действиями человека в реальном времени.

К областям исследования социальной философии относят социальное познание в целом. Социальная философия стремится к объективному знанию об истории социума.

Источник: mystroimmir.ru


Categories: Философия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.