98318

Духовный мир человека — внутренняя, духовная жизнь че­ловека, которая включает знания, веру, чувства, стремления людей. Духовный мир каждого может быть правильно понят лишь с учетом его принадлежности к социальной общности в тесной связи с духовной жизнью общества. Человек, у которого высоко развита духовная жизнь, об­ладает, как правило, важным личностным качеством — духовностью. Его духовность означает стремление к высоте идеалов и помыслов, определяющих нравственность всей де­ятельности.

В жизни человека особую роль играют ориентиры его жизни и деятельности, своего рода духовные маяки, кото­рые, как правило, выработаны многовековым опытом чело­вечества и передаются от поколения к поколению. Самыми яркими из них являются нравственные и мировоззренческие ориентиры.


Мировоззрение отличается от других элементов духов­ного мира человека тем, что оно, во-первых, представляет собой взгляд человека не на какую-то отдельную сторону мира, а именно на мир в целом. Во-вторых, мировоззрение отражает отношение человека к окружающему его миру. Мировоззрение —это целостное представ­ление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной груп­пы, общества. Оно носит исторический характер: каждой исторической эпохе присущи свой уровень знаний, свои про­блемы, свои подходы к их решению, свои духовные ценно­сти.

Классификация типов мировоззрения может быть раз­личной. По виду мировоззренческих установок:

  • Теоцентризм — приоритет Богу;
  • Природоцентризм — приоритет природе;
  • Антропоцентризм— приоритет  человеку;
  • Социоцентризм — приоритет обществу;
  • Наукоцентризм (знаниецентризм) — приоритет  знаниям, науке.

Самая распространенная классификация  — по способу отражения действительности:

  • Обыденное (житейское) — порождение повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей

  • Религиозное — признание сверхъестественного начала, поддержание в людях надежды на получение ими того, чего они лишены в своей жизни. Основа — религиозные учения (христианство, ислам, буддизм и др.)
  • Философское — (от гр. phileo — люблю, sophia — мудрость) теоретическое обоснование содержания и способов достижения обобщённых знаний о действительности, установление норм, ценностей и идеалов, определяющих цели, средства и характер деятельности людей
  • Научное — теоретическое осмысление результатов научной деятельности людей, обобщённых итогов человеческого познания

Обыденное мировоззрение

Обыденное мировоззрение возникает в жизни человека в процессе его личной практической деятельности, поэтому его иногда называют житейским мировоззрением. Взгляды человека в этом случае не обосновываются религиозными доводами или данными науки. Такое мировоззрение формируется стихийно, особенно если человек не интересовался мировоззренческими вопросами в учебном заведении, не изучал самостоятельно философию, не знакомился с содержанием религиозных учений. Конечно, нельзя полностью исключить влияние религии или достижений науки, ибо че­ловек постоянно общается с другими людьми; ощутимо и влияние средств массовой информации, но преобладает житейская, обыденная основа. Обыденное мировоззрение опи­рается на непосредственный жизненный опыт человека — и в этом его сила, но оно мало использует опыт других людей, опыт науки и культуры, опыт религиозного сознания как элемента мировой культуры — ив этом его слабость.


Религиозное мировоззрение

Религиозное мировоззрение — мировоззрение, основой ко­торого являются религиозные учения, содержащиеся в та­ких памятниках мировой духовной культуры, как Библия, Коран, священные книги буддистов, Талмуд, и ряде других. Напомним, в религии содержится определенная картина ми­ра, учение о предназначении человека, нравственные запо­веди, направленные на воспитание у него определенного об­раза жизни, на спасение души. Религиозное мировоззрение также имеет сильные и слабые стороны. К его сильным сторонам можно отнести тесную связь с мировым культурным наследием, ориентацию на решение проблем, связанных с ду­ховными потребностями человека, стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей. Слабая сторона религиозного мировоззрения — прояв­ляющаяся иногда непримиримость к другим жизненным позициям. Большую опасность, особенно в современных ус­ловиях, представляет фундаментализм — религиозный экс­тремизм, фанатизм. Религиозному мировоззрению иногда свойственно недостаточное внимание к достижениям науки, а подчас и их игнорирование. Прав­да, в последнее время многие богословы высказывают мысль о том, что перед теологией стоит задача выработки нового пути мышления, учитывающего достижения науки.


Научное мировоззрение

Научное мировоззрение является законным наследником того направления мировой философской мысли, которое в своем развитии постоянно опиралось на достижения науки. Оно включает в себя научную картину мира, обобщенные итоги достижений человеческого познания, принципы взаимоотношений человека с естественной и искусственной средой обитания. Но научное мировоззрение также имеет достоинства и не­достатки. К его достоинствам относятся прочная научная обоснованность, реальность содержащихся в нем целей и идеалов, органическая связь с производственной и социаль­ной деятельностью людей. Однако нельзя закрывать глаза и на то, что изучение духовного мира человека еще не заня­ло в науке подобающего ему места.

Человек, человечество, человечность — это поистине глобальная проблема настоящего и будущего. Разработка данной триады — задача не­исчерпаемая, но ее неисчерпаемость требует не отстранения, а настойчивости в ее решении. Это и является доминантой современного научного поиска, призванного обогащать мировоззрение. Поворот науки к проблеме человека может стать решаю­щим облагораживающим фактором для всех типов мировоз­зрения, главной общей чертой которых станет гуманистиче­ская направленность. Она ставит во главу угла высшие ценности: жизнь индивида, его права и свободы.


Человек с таким мировоззрением обладает широтой взглядов на мир, признает равноправие различных мировоззренческих ориен­тации, культур, ценит и дорожит взаимопониманием людей, их физическим и нравственным здоровьем, уважает и защи­щает достоинства человека, его созидательный труд и благосостояние, соблюдает добрососедские отношения между людьми, различными социальными группами, народами, странами. В сферу высших ценностей, кроме общечеловече­ских, входят и ценности общенациональные (применитель­но к нашей стране — общероссийские), этнокультурные, ориентирующие на заботу о детях и родителях, развитие об­разования и здравоохранения, пенсионное обеспечение, не­прикосновенность жилища и т. д.

Значение мировоззрения в социальной жизни человека

Какую же роль играет мировоззрение в деятельности лю­дей? Во-первых, мировоззрение дает человеку ориентиры и це­ли для всей его практической и теоретической деятельнос­ти. Во-вторых, мировоззрение через свою философскую серд­цевину   позволяет   людям   понять,    как   лучше   достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности. В-третьих, на основании содержащихся в мировоззре­нии ценностных ориентации человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для деятельности человека в достиже­нии им поставленных целей от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер.


енно в мировоззрении содержится понимание человеком мира и тенденций его развития, человеческих возможностей и смысла деятельности, добра и зла, красоты и безобразия. В жизни тесно связаны между собой понятия «воля» и «ответственность». Благодаря воле мировоззрение непосред­ственно влияет на поведение в реальных жизненных си­туациях. Важным регулятором социального поведения является ответственность — качество развитой личности.

Источник: centr-intellect.ru

Что такое антропоцентризм?

Человек в центре вселеннойДля начала стоит подробнее раскрыть само понятие такой идеи как «антропоцентризм». В принципе, даже человек, не слышавший раньше о существовании такого термина, может примерно догадываться, о чем пойдет речь. «Антропос» в переводе с греческого означает «человек». Поэтому можно понять, что данный термин означает идею о нахождении в центре всего именно индивида.

Антропоцентризм – это идеалистическое учение, главная идея которого заключается в том, что именно человек выступает центром Вселенной. Иными словами, индивид является целью всех событий, которые происходят в мире.


Развитие философского ученияНетрудно догадаться, почему это философское воззрение столь популярно. Превосходство интеллекта человека над другими существами неоспоримо, а влияние человеческой деятельности, осуществляемой на всей планете, колоссально. Представление человека в качестве центра Вселенной и объекта всех происходящих вокруг процессов – философское учение, основанное на человеческом эгоизме и нарциссизме. Самолюбование и превозношение индивида на пьедестал чуть ли не божественного значения – типичное проявление человеческой эгоистичной натуры.

Зарождение и дальнейшее существование антропоцентризма

Антропоцентризм – учение, которое развивалось на протяжении истории, то теряя, то обретая популярность и новых последователей:

  • Впервые идеи о человеке как о центре Вселенной появились у Протагора – греческого мыслителя, жившего в Элладе предположительно в V веке до нашей эры. Этот почтенный философ обозначил идею антропоцентризма в следующем своем выражении: «Индивид есть мера всех вещей». Идея антропоцентризма впоследствии была принята Сократом, проанализировавшим и сформулировавшим ее более точно и обширно.

  • Выступления мыслителейВ античное время данная идея была весьма популярна у многих философов, мыслителей и схоластиков. Популярность этого философского воззрения может быть объяснена тем, что в то время люди искали объяснение всему, что происходит вокруг. Человеческая сущность требует анализа постоянно, а в те времена это было закономерно из-за невозможности осуществления научного обоснования всевозможных процессов, механизмы которых просто нереально было объяснить.
  • В Средневековье антропоцентризм также не затерялся среди множества различных философских учений, доставшихся людям по наследству от представителей античных времен. Следует отменить, что поначалу люди весьма неохотно прибегали к анализу философских идей и воззрений. Начало эпохи Средневековья – сплошные распри, развитие религиозных идей, а затем и войн на религиозной почве.
  • Идеи антропоцентризма в разные эпохиСвою популярность идея об антропоцентризме возымела уже в эпоху Возрождения. Объясняется это тем, что многие труды античных философов начали изучаться серьезнее, а люди стали активнее обращаться к идеям и образованию. Как известно, классицизм в искусстве ознаменовал возвращение античного ориентира на превосходство человека над природой. Античные традиции преобладали и в идеях многих философов и писателей того времени.

  • На развитие идей антропоцентризма существенное влияние оказала религия. Антропоцентричность христианства заключается в том, что все происходит по сути ради индивида. С другой стороны, нельзя не сказать о том, что антропоцентризм буквально противопоставлен религии. Христианство ориентируется на воззрении о теоцентризме, то есть о нахождении Бога в центре мира. Позиционирование человека в центре Вселенной наносит удар по христианскому мировоззрению.

Расшатывание позиций антропоцентризма

Антропоцентризм, набравший популярности в эпоху Возрождения, стал сдавать позиции именно по прошествии этого исторического отрезка. Новые научные открытия, а также постепенное устаревание прежних философских учений, кардинально изменили человеческое мышление.

Можно назвать несколько событий, которые довольно ощутимо ударили по антропоцентризму:

  • Для начала стоит отметить тот факт, что после эпохи Возрождения начали ослабевать позиции классицизма, что практически отменило культ поклонения человеческой личности. Человек попросту перестал рассматриваться, как причастный к Богу.
  • Открытия ученого произвели революцию в мире наукиСильным ударом по антропоцентрической философии послужило открытие Николая Коперника, которое продемонстрировало людям, что в центре Вселенной находится нечто другое. Это сместило фокус с человека на Солнце.

  • Наконец, следует признать, что Чарльз Дарвин со своей теорией эволюции фактически «деклассировал» позицию человека по антропоцентризму, гласящую о том, что именно индивид находится на вершине цепи бытия. Происхождение человека от обезьяны, эволюция – низвергли эгоистическую людскую сущность с ее пьедестала. Подразумевается, конечно, не общее мнение, а позиция последователей антропоцентризма.

Источник: psiho.guru

В разные эпохи складывались различные типы мировоззрения: Космоцентризм – бесконечная мощь, гармония космоса (досократовская философия); Теоцентризм (Теос — Бог), Эпоха религии (средние века); Эпоха Возрождения. Человек ощутил себя центром вселенной. Антропоцентризм (гуманизм).

Моделей истории философии много, но самым продуктивным, эффективным является культурологическая модель, так как она основанием типологии берет особенность самой философии, ее специфический продукт – картину мира. Рассмотрим основные типы философии на культурологической модели, которая историю философии понимает как последовательную смену картин мира.

Космоцентристская картина мира в центр мироздания ставит космос, понимаемый как природная гармония и порядок. Причину гармонии и порядка древние мыслители, как на Востоке, так и на Западе, усматривали в природе. Поэтому философия преимущественно была натурфилософией – философией природы. В греческом языке слово «космос» является антонимом слова «хаос».

Со времени существования космоцентризм совпадает с эпохой Античности (6 в. до н.э. – 6 в. н.э.) и отражает особенности этой эпохи. Первые философы в учении о природе были натурфилософами и исходили из наивно-материалистического и стихийно-диалектического принципов.

Так, древнекитайские, древнеиндийские и древнегреческие философы объясняли природу из нее самой. Под материей они понимали первоначало мира и усматривали его в определенной стихии. Первоначалом мира (субстанцией) для древнегреческих философов, к примеру, были: огонь (Гераклит); земля (Анаксагор); вода (Фалес); воздух (Анаксимен).

В космоцентризме главным является обнаружение основания гармонии, причины космоса. При ответе на этот вопрос обнаружились две линии (направления):

1. Причину природной гармонии усматривали в самой природе, в материальных явлениях и процессах (вода, воздух, огонь, земля, атомы, дао, как природная закономерность). Эту линию называют материалистической линией. Древние мыслители преимущественно были материалистами.

2. Причину гармонии начали усматривать в духовных явлениях и процессах (идея, эйдос, разум, разумное начало, апейрон – беспредельное, мысленное образование и т.д.). Эту линию называют идеалистической линией.

Вместе с тем, появились обобщающего характера учения, которые основание космоса усматривали в наличии абстрактных противоположностей, которые в восточной философии получили название инь и янь.

Получается так, что мир гармоничен благодаря единству противоположностей. Космос есть единство многообразия, гармония есть «законченная мозаичность».

Главное достижение космоцентризма – это попытка рассмотреть мир в единстве его многообразия. Видными представителями космоцентризма были Демокрит, Гераклит, Анаксимандр, Платон, Конфуций и Сократ.

Космоцентризм утверждает парадигму: природа мудра – стремись к природе, будь естественным, то есть самим собой. Идеалом древних мыслителей был уравновешенный, гармоничный, являющийся самим собой человек. Древние философы воспевали красоту души и тела человека, их гармонию. Наслаждение красотой древние философы называли катарсисом – очищением души, результатом которого является желание жить, утверждение жизни, стремление стать лучше.

Особняком в космоцентризме можно выделить учения двух великих мыслителей Сократа и Конфуция.

Учение Сократа

Сократ – древнегреческий философ. Сократ разработал свой особый стиль философии, который был назван сократическим. Учение Сократа не вписывается ни в одну схему – ни в материалистическую, ни в идеалистическую. По его мнению, философия есть живая мысль, поэтому она изначально диалогическая. Мыслить (размышлять) – значит вести диалог с реальным или мнимым собеседником.

Сократ внес в философию ряд оригинальных идей (принципов):

1. Майевтика – искусство задавать вопросы. Благодаря майевтике, по мысли Сократа, философия становится «повивальной бабкой истины».

2. Диалектика – искусство вести беседу, умение поддерживать диалог.

3. Ирония – самокритичное отношение к себе. Суть иронии Сократ сформулировал так: «Я знаю, что ничего не знаю».

Учение Конфуция

Конфуций – великий древнекитайский философ. Конфуцианство – синкретное учение, то есть единое, целостное. Китайцы по сей день следуют духу и букве конфуцианства. Конфуций в философии придерживался космоцентристских представлений. По его мнению, мир устроен гармонично, представляет собой порядок и гармонию. Человек должен организовать свою жизнь природосообразно, обучаясь у природы.

Центральное место в учении Конфуция принадлежит кодексу (своду) правил «благородного мужа», включающему в себе три основных принципа:

1. Жэнь – человеколюбие (доброта, праведная жизнь), выражаемое в формуле: «чего не желаешь себе, того не делай и другим». Эта максима впоследствии была названа «золотым правилом нравственности»;

2. Ли – нормы жизни, вытекающие из жэнь; это – путь воплощения жэнь в реальной жизни;

3. Чжи – праведность (надлежащее поведение); это – результат следования этикету.

В учении Конфуция есть положение, которое продиктовано духом того времени – это почитание правителей – патернализм. Конфуций предлагал относиться к правителям государства «снизу вверх», как к «отцу родному», соблюдая дистанцию. На Западе же к правителям относятся по логике рядоположенности, как с партнером.

Однако жизнь не стоит на месте, она развивается. Общественные отношения меняются, рабовладение переживает кризис, начинают складываться феодальные общественные отношения с безграничным правом феодала. Соответственно меняется и картина мира.

Теоцентризм – это картина мира, ставящая в центр мироздания Бога (теос), понимаемого как высшая духовная творящая сущность – демиург (создатель).

Со времени своего функционирования теоцентризм совпадает с эпохой Средневековья (5-6 в. н.э. – 14 в. н.э.), для которого присущи феодальные общественные отношения. Для усмирения крестьян, для освящения порядков нужна была соответствующая картина мира. Таковым оказался теоцентризм.

Помимо этого средневековая философия характеризуется следующими отличительными чертами:

1. Патристика – почитание трудов «отцов церкви» (священные предания) наравне с Библией (священным писанием). Она прошла два этапа: начальный и зрелый.

2. Фидеизм – приоритет веры перед знанием (разумом).

3. Схоластика – некритическое усвоение определенных догматов; корнем слова «схоластика» является «школа». Схоластика в контексте средневековой философии и философии вообще связывается с теодицеей (доказательства бытия Бога) с креационизмом (учение о сотворении мира), провиденциализмом (учение о предустановленной гармонии). В рамках схоластики была организована дискуссия о природе универсалий (общих понятий). В ходе дискуссий философы разделились на две группы:

1) одни назвали себя реалистами (Августин Блаженный, Фома Аквинский); по их мнению, универсалии существуют реально (объективно) независимо от человека;

2) другие назвали себя номиналистами (Дунс Скот, Пьер Абеляр); по их мнению, реально существуют лишь вещи, а универсалии есть их имена (по латыни, номина).

Реализм представляет собой, в чистом виде, объективный идеализм, а номинализм есть идеализм с легким реверансом в сторону материализма. Тем не менее, эти идеи высказывались, укрепляя сознание людей.

4. Дуализм души и тела – проявляет себя в формуле: душа человека божественна, а тело человека – греховно. Душой человек ближе к Богу, а телом – к дьяволу. Все грехи от телесных вожделений. Отсюда требование – возвышать душу, подавлять телесность. Это отразилось на иконографии, в сакральной живописи, художественной литературе и проповедях.

Подавление личности в эпоху Средневековья достигло невообразимых размеров, что не могло продолжаться бесконечно. Господствующая теоцентристская картина мира перестала выполнять свою функцию.

Фома Аквинский: «Итак, сам бог есть первичный образец всего…»

Антропоцентризм есть картина мира, ставящая в центр мироздания Человека как существа природного в единстве души и тела. По времени своего функционирования антропоцентризм совпадает с эпохой Возрождения (14 в. – нач. 17 в. н.э.). Возрождением называют период зарождения капиталистических общественных отношений, основанных на приоритете всего частного (собственности, труда, предпринимательства, жизни).

Первое, что требовалось – это преодоление многовекового подавления человека церковными догматами. Освобождение человека началось с реабилитации тела, объявленного греховным. Великие поэты (Данте, Петрарка, Шекспир), художники, скульпторы (Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль) воспевают красоту человеческого тела. Человека представляли как целостное существо, где душа и тело гармоничны.

Пересмотр, казавшихся незыблемыми, догматов был сформулирован в следующих инновациях:

1) единство души и тела человека;

2) учение о двойственности истины, согласно которому нужно различать истины веры и истины разума. Этим самым влияние церкви на науку было ослаблено. Ибо церкви предписываются заниматься исключительно истинами веры и не вмешиваться в дела науки, которая занимается истинами разума;

3) учение, получившее название деизм. Деизм – признание Бога лишь творцом мира, а во всем остальном мир развивается независимо от Бога. Деизм подрывал устои церковного учения. В последующем это учение переродилось в пантеизм, которое растворяет Бога в природе;

4) преодоление античной созерцательности и средневековой пассивности, превращающее человека в активного созидателя.

В эпоху Возрождения начинает бурно развиваться естествознание. Такие естествоиспытатели, как Николай Кузанский, Николай Коперник, Джордано Бруно и Галилео Галилей своими наблюдениями, опытами подрывали устои церковного учения.

Таким образом, в основе мировоззрения эпохи Возрождения была положена идея безграничного жизнеутверждения, а философским основанием явился гуманистический неоплатонизм, то есть творчески переосмысленное учение античного мыслителя Платона. Гуманистический неоплатонизм помогал человеку Возрождения одухотворить мир, представить его насквозь пронизанным божественным смыслом, порядком и энергией. В итоге антропоцентризм духовно подготовил победу буржуазного общества.

Социоцентризм есть картина мира, ставившая в центр мироздания общество, понимаемое как продукт взаимодействия людей. Общество понимается как та сфера, в которой создается все условия бытия человека. Вне общества нет человека, а вне взаимодействия людей нет общества. Соответственно, утверждается парадигма: все в обществе, от общества и через общество.

Социоцентризм имеет две модификации (направления) в зависимости от того, как интерпретируется смысл и назначение общества:

Марксизм, понимающий общество как продукт взаимодействия людей, обусловленное необходимостью защиты от внешних угроз (стихийных сил природы и агрессии других человеческих сообществ).

Учение Эмиля Дюркгейма об обществе как продукте взаимодействия людей, как следствие органической солидарности людей, стимулируемой внутренними факторами бытия людей.

Как Маркс, так и Дюркгейм понимают общество одинаково, определяя его как продукт взаимодействия людей. Однако, расходятся в том, как они понимают причины, истоки и характер этого взаимодействия. Маркс и Дюркгейм по-разному отвечают на вопрос: «Ради чего люди взаимодействуют? Что их заставляет?».

По Марксу, люди взаимодействуют друг с другом для того, чтобы противостоять стихийным силам природы и выжить. Маркс полагает, что общество появилось как ответ на вызовы внешней среды. Причины возникновения общества находятся вне общества.

По мнению Дюркгейма, люди вступают во взаимодействие в силу инстинктивной тяги друг к другу. Людям присуща внутренняя тяга друг к другу, органическая солидарность. Человек – существо стадное. У него есть инстинкт стадности. По Марксу, общество формируется людьми для того, чтобы бороться, разрешить противоречия посредством конфликта (противоборства). По Дюркгейму, люди объединяются для согласования своих интересов, учитывать интересы друг друга.

По Марксу, политика (власть и властные отношения) являются ареной борьбы интересов. По Дюркгейму, политика есть сфера согласования интересов.

По Марксу история человечества есть история борьбы классов. По Дюркгейму, человечество развивается по единому цивилизационному пути, преумножая культуру.

Однако, и марксизм, и учение Дюркгейма, предлагая социоцентризм, одинаково страдают от одного общего недостатка: парадигма социоцентризма подчиняет индивидуальное общественному, личное – коллективному. Приоритет общественного, в конечном счете, способствует развитию социального иждивенчества, социальной пассивности и апатии. Все это не позволяет превращению человека в субъекта исторического процесса. Философия вновь начинает искать другую картину мира. Личность в данной системе миропонимания рассматривается как величина малая, а потому незначимая, как «винтик», которому при поломке или неисправности всегда может быть найдена замена. В чем порок такого взгляда на человека? Он рассматривался человека не как цель и самостоятельную ценность, а лишь в качестве средства для достижения каких-то надличностных, а потому абстрактных целей и результатов.

Гуманизм есть картина мира, ставящая в центр мироздания человека, как существа отдельного, одинокого и потому страдающего. В самом первом приближении гуманизм понимают как сострадание.

Лишь со второй половины ХХ века постепенно меняется картина мира, когда через свое «умственное окошко» люди начинают замечать отдельного человека, одинокого и страдающего.

В философском плане для становления гуманистической картины мира внесли свой вклад такие крупные учения, как космизм, персонализм, экзистенциализм, прагматизм, неокантианство, постмодернизм, философия диалога и другие. Многие из этих учений широко известны и их связь с гуманизмом, их гуманистическая направленность очевидны.

Главной проблемой экзистенциализма является проблема существования (экзистенции). По характеру обоснования «экзистенции» различают две разновидности этой философии:

1. Немецкий экзистенциализм (М. Хайдеггер, К. Ясперс, которые используют классические философские традиции). Экзистенция рассматривается через такие категории, как бытие, время, пространство, жизнь, смерть, смысл жизни и т.д. Экзистенция в их понимании есть своеобразная пограничная ситуация между жизнью и смертью. Она не связана с вечностью и бесконечностью. Экзистенция есть ощущение временности жизни. Это есть острое чувство конечности бытия. Жить – значит медленно и верно умирать, приближаться к своему концу, но человек никогда не думает об этом. Экзистенциализм учит всегда помнить о смерти. Только тогда жизнь обретает смысл. Гуманистический потенциал рассуждений Хайдеггера заключается в том, что каждый человек, зная свою смертность, учится понимать ценность жизни.

2. Французский экзистенциализм представлен трудами выдающихся французских писателей Альбера Камю и Жана-Поля Сартра. По их мнению, существование есть индивидуальное психологическое состояние человека.

Экзистенциализм Сартр отождествляет с гуманизмом, а Камю – с чувством заброшенности, ненужности.

В целом их открытие сводится к следующему:

1. По отношению к человеку существование предшествует сущности, тогда как в остальном мире, наоборот, сущность предшествует существованию. Поэтому человек сначала рождается (существует) и лишь затем обретает определенную сущность. В остальном мире все имеет заранее известную сущность. К примеру, собака рождается собакой, живет как собака и умирает собакой.

2. Человек рождается свободным. По мере расширения сферы жизнедеятельности степень свободы возрастает. Камю и Сартр в своих трудах определяют свободу как выбор, за последствия которого человек отвечает сам. Так, свобода оборачивается ответственностью. Поскольку человек не в состоянии за все и всех нести ответственность, постольку он чувствует себя глубоко несчастным существом.

Формула: «свобода есть ответственность» оказалась методологически плодотворной. Великий русский писатель Н.В. Гоголь писал: «Свобода состоит не в том, чтобы сказать «да», а в том, чтобы сказать «нет».

Весьма интересна связь с гуманистической картиной мира таких философских учений, как постмодернизм и философия встречи. Первый отрицает философию в качестве мировоззренческо-теоретической системы, а вторая отстаивает право философии на существование с некоторой модификацией.

В буквальном смысле слова «постмодернизм» – это то, что следует за современной эпохой, за модернизмом. Постмодернисты (Жан-Франсуа Лиотар, Жан Бодрийяр, Жиль Делёз, Жак Деррида, Феликс Гваттари).

Постмодернизм нацелен на асистемность, адогматичность, вариативность. Постмодернисты объект понимания воспринимают как текст. Самосознание личности также уподобляется «сумме текстов», вступающих во взаимодейcтвие с иными текстами, которые образуют культуру. Смысл и значение перестают быть определяющими: каждый волен понимать как хочет, как позволяет ситуация.

«Доминантных» ценностей больше нет, иерархия как принцип структурных связей уступает место анархии, объективность сменяется субъективностью, творчество – компиляцией, определенность – неопределенностью. Эти принципы противопоставляют понимание человека метафизическому антропологизму и гуманизму. Человек трактуется не как субъект: его сущность сводится к «социальному и политическому бессознательному». Постмодернизм предлагает универсальный гуманизм, направленный на все живое во Вселенной. Человек – ценность только тем, что он человек. Центром мироздания признается каждый отдельный человек. Его мысли, его чувства, его мнения, его оценка должны быть приняты во внимание.

Так, постмодернизм, в конечном свете, оказывается тесно связанным гуманистической картиной мира.

Источник: studfile.net

АНТРОПОЦЕНТРИ́ЗМ (от антропо… и лат. cen­trum – центр), фи­лос. и ми­ро­воз­зренч. ори­ен­та­ция, при ко­то­рой че­ло­век рас­смат­ри­ва­ет­ся как центр ми­ро­зда­ния, как на­ча­ло бы­тия и зна­ния, как ав­то­ном­ный тво­рец, не имею­щий над со­бой ни­че­го выс­ше­го. Как тип ми­ро­со­зер­ца­ния А., во мно­гом оп­ре­де­лив­ший об­щий ха­рак­тер но­во­ев­ро­пей­ско­го мыш­ле­ния, фор­ми­ру­ет­ся в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния.

Для ан­тич­но­сти с её кос­мо­цен­триз­мом ха­рак­тер­но по­ни­ма­ние че­ло­ве­ка по ана­ло­гии с при­род­но-кос­мич. жиз­нью (че­ло­век как «мик­ро­косм») ли­бо сквозь приз­му жиз­ни со­циу­ма (че­ло­век как «жи­вот­ное ра­зум­ное и об­ще­ст­вен­ное»). Для ср.-век. ми­ро­со­зер­ца­ния с его тео­цен­триз­мом че­ло­век как «об­раз и по­добие Бо­жие» со­от­не­сён не столь­ко с при­ро­дой, сколь­ко со сверх­при­род­ным ­Богом. Ав­гу­стин вслед за ап. Пав­лом от­кры­ва­ет «внут­рен­не­го че­ло­ве­ка», глу­би­ны ду­ши ко­то­ро­го не­из­ме­ри­мы, скры­ты да­же от не­го са­мо­го и дос­туп­ны лишь Твор­цу. Од­на­ко, со­глас­но биб­лей­ско­му по­ве­ст­во­ва­нию, че­ло­век по­сле гре­хо­па­де­ния ут­ра­тил един­ст­во с Бо­гом и ту пер­во­на­чаль­ную чис­то­ту, ко­то­рая бы­ла ис­точ­ни­ком его си­лы и вы­со­ко­го дос­то­ин­ст­ва, и при­ро­да его ока­за­лась, т. о., внут­рен­не раз­дво­ен­ной. Эта тра­гич. рас­ко­ло­тость че­ло­ве­ка, пре­одо­ле­ние ко­то­рой ста­ло воз­мож­ным толь­ко с по­мо­щью Бо­го­че­ло­ве­ка Ии­су­са Хри­ста, при­нёс­ше­го се­бя в жерт­ву ра­ди ис­ку­п­ле­ния лю­дей, оп­ре­де­ля­ет ха­рак­тер хри­сти­ан­ской ан­тро­по­ло­гии.

В 15–16 вв. по ме­ре уг­луб­ле­ния про­цес­са се­ку­ля­ри­за­ции про­ис­хо­дят сдви­ги в ми­ро­воз­зре­нии, ос­лаб­ляю­щие, а за­тем и уст­ра­няю­щие чув­ст­во гре­хов­но­сти и ущерб­но­сти че­ло­ве­ка, а тем са­мым умень­шаю­щие дис­тан­цию ме­ж­ду ним и Бо­же­ст­вен­ным Твор­цом. Так фор­ми­ру­ют­ся пред­по­сыл­ки А. как ти­па ми­ро­со­зер­ца­ния, ха­рак­тер­но­го для гу­ма­ни­стов эпо­хи Ре­нес­сан­са. Так, Дж. Ма­нет­ти (15 в.) в трак­та­те «О дос­то­ин­ст­ве и пре­вос­ход­ст­ве че­ло­ве­ка» («De dig­ni­tate») ха­рак­те­ри­зу­ет че­ло­ве­ка как «смерт­но­го Бо­га», «не­бес­ное и бо­же­ст­вен­ное жи­вот­ное», «ско­рее бо­же­ст­вен­ное, чем че­ло­ве­че­ское су­ще­ст­во». В «Ре­чи о дос­то­ин­ст­ве че­ло­ве­ка» Дж. Пи­ко дел­ла Ми­ран­до­ла че­ло­век пред­ста­ёт как тво­рец са­мо­го се­бя, и та­ким же умо­на­строе­нием про­ни­за­ны со­чи­не­ния М. Фи­чи­но. Воз­ро­ж­ден­че­ский иде­ал дея­тель­но­го че­ло­ве­ко­бо­га, ма­га и чу­до­твор­ца, ис­пол­нен­но­го ти­та­ни­че­ско­го мо­гу­ще­ст­ва, на­хо­дит своё вы­ра­же­ние в куль­те че­ло­ве­че­ско­го твор­че­ст­ва. При этом культ ге­ния, во­об­ще че­ло­ве­че­ской ис­клю­чи­тель­но­сти не­ред­ко обо­ра­чи­ва­ет­ся край­ним ин­ди­ви­дуа­лиз­мом и аб­со­лю­ти­за­ци­ей эс­те­тич. под­хо­да к че­ло­ве­ку – вплоть до им­мо­ра­лиз­ма. Ес­ли в сред­ние ве­ка цен­ность «внут­рен­не­го че­ло­ве­ка» по­кои­лась на сою­зе че­ло­ве­ка с Бо­гом, т. е. не бы­ла ав­то­ном­ной, то в эпо­ху Воз­ро­ж­де­ния че­ло­век стре­мит­ся ос­во­бо­дить­ся от сво­его транс­цен­дент­но­го кор­ня, ища точ­ку опо­ры не столь­ко в кос­мо­се, сколь­ко в се­бе са­мом. Хри­сти­ан­ское уче­ние о вос­кре­се­нии во пло­ти по ме­ре се­ку­ля­ри­за­ции ве­ло к ха­рак­тер­ной для А. «реа­би­ли­та­ции» че­ло­ве­ка во всей его ма­те­ри­аль­ной те­лес­нос­ти, а че­рез не­го – и при­ро­ды в це­лом, ко­то­рая ста­но­вит­ся пред­ме­том мис­тич. пе­ре­жи­ва­ния.

В эпо­ху Ре­фор­ма­ции и осо­бен­но Контр­ре­фор­ма­ции воз­ро­ж­ден­че­ский А. по­лу­ча­ет но­вые фор­мы. В 17–18 вв. воз­ни­ка­ет ха­рак­тер­ный для но­во­ев­ро­пей­ской фи­ло­со­фии субъ­ек­ти­визм – тре­бо­ва­ние ис­хо­дить в фи­ло­со­фии и нау­ке из субъ­ек­та, Я (кар­те­зи­ан­ское cogito ergo sum как прин­цип субъ­ек­тив­ной дос­то­вер­ности). Не про­сто прин­цип мыш­ле­ния как та­ко­вой, а имен­но субъ­ек­тив­но пе­ре­жи­тый акт мыш­ле­ния, от ко­то­ро­го не­воз­мож­но от­де­лить мыс­ля­ще­го, был по­ло­жен Р. Де­кар­том в ос­но­ва­ние но­вой фи­ло­со­фии. Од­на­ко в кар­те­зи­ан­ст­ве са­мо­соз­на­ние как на­ча­ло фи­ло­со­фии ещё не об­ре­ло пол­ной ав­то­но­мии: ис­тин­ность это­го прин­ци­па га­ран­ти­ро­ва­на у Де­карта су­ще­ст­во­ва­ни­ем Бо­га – ис­точ­ни­ка и ос­но­вы объ­ек­тив­ной зна­чи­мо­сти вся­ко­го зна­ния. Пре­вра­ще­ние субъ­ек­та, Я, в ав­то­ном­ное на­ча­ло про­ис­хо­дит в 18 в. бла­го­да­ря И. Кан­ту и соз­дан­но­му им транс­цен­ден­таль­но­му идеа­лиз­му, с точ­ки зре­ния ко­то­ро­го имен­но субъ­ект – ло­ги­че­ский, эти­че­ский, эс­те­ти­че­ский – кон­сти­туи­ру­ет эм­пи­рич. мир. У И. Г. Фих­те ав­то­но­мия са­мо­по­ла­гаю­ще­го, са­мо се­бя по­ро­ж­даю­ще­го Я ста­но­вит­ся центр. ос­но­во­по­ло­же­ни­ем фи­лос. сис­те­мы. При этом Фих­те по­сту­ли­ру­ет един­ст­во Аб­со­лют­но­го и ко­неч­но­го Я, гра­ни­ца ме­ж­ду ко­то­рыми ока­зы­ва­ет­ся прин­ци­пи­аль­но не­оп­ре­де­ли­мой. В англ. эм­пи­риз­ме 18 в. (Дж. Локк, Д. Юм и др.) дух рас­сматри­ва­ет­ся не как бы­тие, а как пред­став­ле­ние, как со­во­куп­ность со­стоя­ний ин­ди­ви­ду­аль­но­го соз­на­ния, свя­зан­ных чис­то пси­хо­ло­ги­че­ски.

В 19–20 вв. по ме­ре уг­луб­ле­ния се­ку­ля­ри­за­ции А. при­ни­ма­ет фор­мы от­кры­то­го бо­го­бор­че­ст­ва. По сло­вам Л. Фей­ер­ба­ха, ре­ли­гия ста­но­вит­ся вам­пи­ром че­ло­ве­че­ст­ва, по­жи­раю­щим его плоть и кровь: че­ло­век дол­жен уст­ра­нить Бо­га, что­бы об­рес­ти под­лин­ное ве­ли­чие, ко­то­рое он не­пра­во­мер­но пе­ре­дал Бо­гу, тем са­мым ис­то­щив и опус­то­шив са­мо­го се­бя. Для атеи­стич. гу­ма­низ­ма Фей­ер­ба­ха са­мое выс­шее в фи­ло­со­фии – это че­ло­век, сущ­ность ко­то­ро­го он ус­мат­рива­ет, прав­да, не в отд. ин­ди­ви­дуу­ме, а в кол­лек­тив­ном, ро­до­вом су­ще­ст­ве, а по­то­му обос­но­вы­ва­ет аль­труи­стич. мо­раль. Вско­ре, од­на­ко, М. Штир­нер, а за­тем Ф. Ниц­ше от­ме­ня­ют эту мо­раль. Штир­нер («Един­ст­вен­ный и его соб­ст­вен­ность», 1844) про­воз­гла­ша­ет те­зис: «Ego mihi Deus» – «Я сам се­бе Бог», а Ниц­ше соз­да­ёт с боль­шой ху­дож. си­лой об­раз сверх­че­ло­ве­ка – че­ло­ве­ко­бо­га, эгои­стич­но­го и аг­рес­сив­но­го. Ниц­ше ока­зал силь­ное влия­ние на умо­на­строе­ние 20 в.; совр. фи­ло­со­фия по­стмо­дер­на не­сёт на се­бе не­из­гла­ди­мую пе­чать А. в том его ва­ри­ан­те, ко­то­рый вос­хо­дит к Ниц­ше.

Источник: bigenc.ru


Categories: Философия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.