Современный философский реализм — вера, что некоторый аспект нашей действительности онтологическим образом независим от наших концептуальных схем, восприятия, лингвистических методов, верований, и т.д.

О

реализме можно говорить относительно других умов, прошлого, будущего, universals, математические предприятия (такие как натуральные числа), моральные категории, материальный мир и мысль.

Реализм может также быть продвинут в неправомочном смысле, когда он утверждает независимое от ума существование видимого мира, в противоположность скептицизму и solipsism.

Философы, которые выражают реализм, заявляют, что правда состоит в корреспонденции ума к действительности.

Реалисты склонны полагать, что независимо от того, что мы верим теперь, только приближение действительности и что каждое новое наблюдение приближает нас к пониманию действительности. В его кантианском смысле реализм противопоставлен идеализму. В современном смысле реализм противопоставлен антиреализму, прежде всего в философии науки.

История


Самое старое использование термина «реализм» появляется в средневековых схоластических интерпретациях и адаптации греческой философии. Здесь, однако, это — платонический реализм, развитый из дебатов по проблеме universals. Universals — условия или свойства, которые могут быть применены ко многим вещам, такой как «красные», «красавица», «пяти лет», или «собака». Реализм в этом контексте, противопоставленном концептуализму и номинализму, считает, что такие universals действительно существуют, независимо и так или иначе до мира. Умеренный Реализм считает, что они существуют, но только поскольку они иллюстрируются примерами в определенных вещах; они не существуют отдельно от определенной вещи. Концептуализм считает, что они существуют, но только в уме, в то время как номинализм считает, что universals не «существуют» вообще, но являются не больше, чем словами (вздутие vocis), которые описывают конкретные цели.

Платонический реализм

Платонический реализм — философский термин, обычно раньше относился к идее реализма относительно существования universals или абстрактных объектов после греческого философа Платона (c. 427-c. 347 до н.э), студент Сократа. Поскольку universals, как полагал Платон, были идеальными формами, эту позицию смутно также называют платоническим идеализмом. Это не должно быть перепутано с Идеализмом, как представлено философами, такими как Джордж Беркли: поскольку платонические абстракции не пространственные, временные, или умственные, они не совместимы с акцентом последнего Идеализма на умственное существование. Формы Платона включают числа и геометрические фигуры, делая их теорией математического реализма; они также включают Форму Пользы, делая их, кроме того, теорией этического реализма.


Шотландская школа реализма здравого смысла

Шотландский Реализм Здравого смысла — школа философии, которая стремилась защитить наивный реализм от философского парадокса и скептицизма, утверждая, что вопросы здравого смысла в пределах досягаемости взаимопонимания и что верования здравого смысла даже управляют жизнями и мыслями тех, кто держит неразумные верования. Это произошло в идеях самых знаменитых членов шотландской Школы Здравого смысла, Томаса Рида, Адама Фергюсона и Дугальда Стюарта, в течение 18-го века шотландское Просвещение и процветало в последних 18-х и ранних 19-х веках в Шотландии и Америке.

Его корни могут быть найдены в ответах таким философам как Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Хьюм. Подход был ответом на «идеальную систему», которая началась с понятия Декарта ограничений ощущения и привела Локка и Хьюма к скептицизму, который назвал религию и доказательства чувств одинаково в вопрос. Реалисты здравого смысла нашли, что скептицизм был абсурден и так вопреки общему опыту, что это должно было быть отклонено. Они учили, что обычные события обеспечивают интуитивно определенную гарантию существования сам реальных объектов, которые можно было заметить и чувствовать и определенных «первых принципов», на которые могли быть установлены звуковая мораль и религиозные верования. Его основной принцип был изложен его основателем и самой великой фигурой, Томасом Ридом:


: «Если есть определенные принципы, поскольку я думаю, что есть, которому конституция нашего характера принуждает нас верить, и который мы находимся под необходимостью, чтобы считать само собой разумеющимся в общих проблемах жизни, не имея возможности объяснить их — это то, что мы называем принципами здравого смысла; и то, что явно противоречит им, то, что мы называем абсурдными»..

Наивный реализм

Наивный реализм, также известный как прямой реализм, является философией ума, внедренного в теории здравого смысла восприятия, которое утверждает, что чувства предоставляют нам прямое осознание внешнего мира. Напротив, некоторые формы идеализма утверждают, что никакой мир не существует кроме зависимых от ума идей, и некоторые формы скептицизма говорят, что мы не можем доверять нашим чувствам. Реалистическое представление — то, что объекты составлены из вопроса, занимают место и имеют свойства, такие как размер, форма, структура, запах, вкус и цвет, которые обычно воспринимаются правильно. Мы чувствуем их, как они действительно. Объекты подчиняются законам физики и сохраняют все их свойства, есть ли кто-либо, чтобы наблюдать их.


Научный реализм

Научный реализм на наиболее общем уровне, представление, что мир, описанный наукой, является реальным миром, как это, независимо от того, чем мы могли бы взять его, чтобы быть. В пределах философии науки это часто создается как ответ на вопрос, «как успех науки должен быть объяснен?» Дебаты по тому, что успех науки вовлекает центры прежде всего на статусе неразличимых предприятий очевидно, говорили о научными теориями. Обычно те, кто научные реалисты, утверждают, что можно предъявить надежные претензии о unobservables (то есть, что у них есть тот же самый онтологический статус) как observables. У аналитических философов обычно есть приверженность научному реализму, в смысле оценки научного метода как надежный справочник по природе действительности. Главная альтернатива научному

реализм — инструментализм.

Эстетический реализм

Эстетический реализм (чтобы не быть перепутанным с Эстетическим Реализмом) может означать требование, что есть независимые от ума эстетические факты, но в общих дискуссиях о художественном «Реализме» (движение) и «реализм» сложные условия, у которых может быть много различных значений.

См. также

  • Аналитическая философия
  • Критический реализм
  • Эпистемологический реализм
  • Юридический реализм
  • Умеренный реализм

  • Объективизм
  • Философия социологии
  • Принцип двузначности
  • Проблема будущих контингентов
  • Реализм связи стоимости правды
  • Спекулятивный реализм

Внешние ссылки

  • Мельник, Александр, «реализм», стэнфордская энциклопедия философии (СЕНТЯБРЬ)
  • О'Брайен, Дэниел, «Объекты восприятия», интернет-энциклопедия философии (IEP)
  • Экспериментальный тест нелокального реализма. Научно-исследовательская работа физики в Природе, которая дает отрицательные результаты эксперимента для определенных классов реализма в смысле физики.

Источник: ru.knowledgr.com

Номинализм и реализм (от лат. nomen — имя, realis — действительный) — противоборствующие направления средневековой схоластической философии. Номинализм настаивал на объективном существовании лишь единичных вещей. Реализм утверждал объективное существование общих понятий в Божественном уме. Для крайних номиналистов общие понятия суть звук, для умеренных общие понятия возникают в человеческом уме в процессе абстрагирования. Крайние реалисты (Эриугена) утверждали, что универсалии (общие идеи, понятия) существуют идеально, до вещей. Умеренные реалисты (Фома Аквинский) считали, что универсалии существуют в вещах. Дискуссия номиналистов и реалистов оттачивала логику, основное достижение средневековой схоластики, способствовала развитию научной строгости, заложила основы теории множеств и математической логики.


Характерные особенности представлений средневековой философии о познании проявились в происходившей в течение веков полемике номинализма и реализма.

Реализм (в средневековой философии)- учение, по которому подлинной реальностью обладают только общие понятия (универсалии), а вещи, существующие в эмпирическом мире изменчивы, единичны, временны. Понятия существуют до вещей, это идеи в божественном разуме. То есть познание возможно только с помощью разума.

Номинализм подчеркивает приоритет воли над разумом. И понятия не существуют в божественном разуме. Сначала Бог творит вещи своей волей, а понятия возникают в познающей душе. Яркий представитель номинализма Уйльям Оккам говорил, что понятия, не поддающиеся проверке в опыте, должны быть удалены как нерациональные (бритва Оккама).

Попытку преодолеть обе крайности попытался Фома Аквинский. Возражая номиналистам, Фома утверждал, что общие понятия в божественном разуме предшествуют вещам, как их прообразы. Одновременно, возражая реалистам. Фома доказывал, что общее внутреннее присуще вещам, и понятия, образующиеся в человеческом мозге вторичны по отношению к общему в вещах. Познание, с его точки зрения, происходит благодаря действию на человека двух сторон вещи – чувственной и умопостигаемой. Таким образом, познанный объект ведет как бы двойное существование: вне человека как вещь и внутри человека как “вид”. Посредством “чувственных видов” человек познает индивидуальное в вещах, посредством “сверхчувственных видов” — общее. Через философское познание вещей, как творений Бога, человек возвышается до познания самого Бога.


Номинализм и реализм в средневековой философии. Идеализм направление, утверждающее, в противоположность материализму, первичность духа и вторичность материи, идеальность мира и зависимость его существования от сознания людей. В средневековой философии приводится различие бытия и сущности. У всех средневековых философов познание каждой вещи сводится к ответу на 4 вопроса: 1. Есть ли вещь? 2. Что она такое? 3. Какова она? 4. Почему (для чего) она есть? Смысл мышления средних веков теоцентричен, т.е. в основе мироздания Бог. Философия базировалась на 2 основных идеях: — творения — откровения Чем древнее, тем истеннее, подлиннее, надежнее такова позиция средневековых мыслителей. Главный источник знаний и откровений Библия. Философская мысль религия единобожия (монотеизм иудаизм, христианство, мусульманство). Направления схоластики. Реализм (направление схоластики) учение, согласно которому подлинной реальностью обладают только общие понятия или универсалии, а не единые предметы, существующие в эмпирическом мире. Реальным бытием обладают вечные идеи, а не переходящие и изменчивые чувственные вещи.


иверсалии существуют до вещей, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме (позиция Платона). Познание возможно лишь с помощью разума, ибо лишь разум способен посчитать общее. Номинализм отдавал приоритет воле над разумом (nomen имя) отрицал возможность существования общих понятий. Универсалии существуют не до, а после вещей. (человек есть живое существо, наделенное разумом) Общие понятия только имена; они не обладают никаким самостоятельным существованием. Это был спор о взаимоотношении общего и сделочного. Реализм разновидность объективно-идеологического решения проблемы, а номинализм больше тяготеет к материализму. Реализм был ведущий в споре о природе универсалий, а номинализм в оппозиции. Аврелий Августин бог мыслится как творец мира личностного духовного существа.

^ 14. Антропоцентризм эпохи Возрождения.

Развитие общественного производства, техники и естествоз­нания, первоначальное накопление капитала потребовали пересмотра сложившегося средневекового мировоззрения. Эту задачу частично выполнили мыслители эпохи Воз­рождения (конец XII — начато XVI вв.), центром которой стала Италия, позже идеи новой культуры распространи­лись в других европейских странах.

Эпоха Возрождения (Ренессанс) не приемлет автори­теты схоластической философии. Формой выражения но­вого мировоззрения является антропоцентрический гума­низм (воззрение, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания, признающее самоценность лич­ности в мире, право человека на свободное развитие). Иде­алом в новой концепции выступает человек в его земном предназначении с его земными делами.


У истоков нового мировоззрения стоят великие поэты и мыслители Данте Алигьери (1285-1321), Ф.Петрарка (1304-1374). Они первыми утверждают достоинство и пре­восходство человека, отстаивают мысль о том, что человек рождается не для печального существования, а для сози­дания и утверждения себя в свои деяниях.

Предметом философии становится земная жизнь че­ловека, его деятельность.

Задачей философии является не противостояние духовного и материального, а раскры­тие их гуманистического единства. Место конфликта за­нимают поиски согласия. Это относится как к природе человека, так и к положению человека в окружающем мире — мире природы и общества. Ценностям Средне­вековья гуманизм противопоставляет ценности земного мира.Следование природе провозглашается обязатель­ным условием. Аскетический идеал рассматривается как лицемерие, состояние, противоестественное природе че­ловека.

Формируется новая этика, основанная на единстве ду­ши и тела, равноправии духовного и телесного. Заботить­ся об одной душе нелепо, ибо она следует природе тела и не может действовать без него. Человеческое в человеке — это всего лишь возможность, заложенная в нем Богом. Для своего осуществления она требует от человека существен­ных усилий, культурной и творческой деятельности.


В процессе жизнедеятельности природа дополняется куль­турой. Единство природы и культуры обеспечивает предпо­сылки возвышения до того, по чьему образу и подобию он сотворен. Творческая деятельность человека является про­должением и завершением Божественного творения. Бла­годаря творчеству человек может подняться до заоблачных высот, стать земным богом.

Мир и человек — творение Бога. Религиозное мировоз­зрение не отрицалось творцами эпохи Возрождения, оно лишь видоизменялось в сторону признания предназначе­ния человека. Не в пассивном наслаждении божественных дел, а в творческой жизнедеятельности есть истинное че­ловеческое предназначение. Только в творческом деянии че­ловек обретает возможность наслаждаться этим миром. Иде­алом Возрождения является универсальная личность, не признающая никаких границ. Творчество такой личности не ограничивается рамками науки или искусства, оно при­обретает всеобъемлющий характер, превращаясь в позицию универсального жизнетворчества. Эта эпоха нуждалась в титанах и рождала титанов.

Реалисты в философии Общим развитием гуманизма были подготовлены на­турфилософия и новое естествознание. В этот период про­исходит постепенная смена мировоззренческих установок. Посюсторонний мир становится значимым для человека. А индивид — автономным, универсальным и самодостаточ­ным.

^ У истоков нового естествознания стоят такие мысли­тели, как Леонардо да Винчи (1452-1519) и Николай Копер­ник (1473-1543),Галилео Галилей (1564-1642), Дж. Бруно (1548-1600), Иоган Кеплер (1571-1630). Своей многогран­ной творческой деятельностью они проложили дорогу бу­дущей науке.

Схоластическому методу обоснования догматов церк­ви Леонардо да Винчигениальный живописец, скульп­тор, архитектор, ученый, инженер — противопоставил экс­периментальный метод, в основе которого лежит опыт. Толь­ко знание, опирающееся на опыт, может претендовать на достоверность, которая является отличительным признаком науки.

Переворот, который совершил в астрономии Коперник, имел огромное значение для развития науки и философии и их отделения друг от друга. Величайшее значение имела созданная Коперником гелиоцентрическая система мира. Согласно этой системе Земля не центр Вселенной. Она образует с другими планетами единую Вселенную, пребы­вающую в постоянном самодвижении. Идея движения как естественного свойства небесных и земных тел — ценное достижение концепции Коперника. Гелиоцентрическая кон­цепция отбрасывала идею перводвигателя, упраздняла те­ологическое противопоставление земли и неба.

И. Кеплерсоздал научную астрономию, на которую ори­ентировались в своем развитии естествознание и филосо­фия, с которой пришлось считаться и религии.

Галилео Галилей, занимаясь вопросами математики и механики, сконструировал телескоп, благодаря которому небо представало совершенно в новом виде. С Галилея на­чинается рассмотрение проблемы движения, лежащей в основе классической науки. Он был одним из первых мыс­лителей, кто показал, что непосредственные данные опыта не являются исходным материалом познания, что они все­гда нуждаются в определенных теоретических предпосыл­ках, т. е. что опыт «теоретически нагружен».

Важнейшим выводом натурфилософии и космологии Дж. Брунобыло учение о бесконечном пространстве, на­полненном конечными мирами, которые возникают, раз­виваются и уничтожаются во Вселенной. Солнечная си­стема — лишь одна из бесчисленного множества других систем.

В эпоху Возрождения складываются новые социально-политические воззрения. Пикколо Макиавелли(1469-1527) разрабатывает новую концепцию государства, в противо­положность господствовавшей в то время теоретической концепции государства. Томас Мор(1478-1535) предлага­ет идеал общественного устройства, который он видит в социализме.

Таким образом, философия и наука эпохи Возрожде­ния «реабилитировали» мир и человека и нанесли удар по теолого-схоластическому мировоззрению.

^ 15. Обоснование познаваемости мира в философии Нового времени: «теория идолов» Ф. Бэкона, методическое сомнение Р. Декарта.

Философия Ф. Бэкона. Если антропоцентризм философии эпохи Возрождения продемонстрировал дерзания человеческого разума, то окон­чательный поворот к утверждению автономии человече­ского разума, к признанию его основой поведения и по­знавательной активности человека произошел с зарожде­нием философии Нового времени.

С началом Нового времени философия стала утверж­даться как независимая сила в интеллектуальной жизни. Новая философия тесно связана с естествознанием, поэто­му в ней доминирует пристальное внимание к гносеологи­ческим и методологическим проблемам.

Основоположником методологии познания мира в ус­ловиях Нового времени явился английский философ и по­литический деятель Френсис Бэкон(1561-1626), который, как и другие мыслители Нового времени, был убежден в том, что философия способна стать наукой и должна ею стать.

Исходя из познавательных возможностей человека, которые включают в себя память, разум и воображение, Бэкон разработал классификацию наук. На памяти осно­вывается история как описание фактов, на воображении — искусство. Разум же лежит в основе теоретических наук или философии в широком смысле этого слова. Кроме этого Бэкон выделяет также и «первую философию», или собственно философскую науку, которая включает «есте­ственную теологию», «антропологию» и «философию при­роды».

Науку, знание он рассматривает как высшую ценность, обладающую практической значимостью. Умозрительной схоластике Ф. Бэкон противопоставил концепцию «есте­ственной» философии, основанной на опытном знании. Он провозглашает принцип эмпиризма(философское направ­ление, абсолютизирующее возможности опытного знания) как основы познания и разрабатывает индуктивный метод.

Союз опыта и рассудка является базой индукции ме­тода познания природы в границах разделения целого па части и последующего их изучения. Следуя в направле­нии от единичного к общему, исследователь должен ис­ключать отрицательные суждения и накапливать положи­тельные. Они являются предпосылкой установления зако­номерности исследуемого объекта.

^ Бэкон полагает, что индукция является оптимальным методом познания. Суть индуктивного метода заключается в получении общих положений , обще­го знания о мире путем изучения многообразия явлений и процессов этого мира.

Главное затруднение в познании природы, по мысли Ф. Бэкона, находится не впредмете, не во внешних, не за­висящих от человека условий, а в уме человека, в его упот­реблении и применении. Д.ля него правильный метод наилучшее руководство на пути к будущим открытиям и изобретениям, кратчайший путь к истине. Указывая такой путь, метод увеличивает власть человека над природой.

Но на пути познания мира исследователя ждут четыре призрака, или «идола». Они имеют гносеологическое зна­чение. Отчасти призраки присущи природе человеческого разума, отчасти возникли в ходе истории человеческого познания, отчасти являются издержками индивидуального развития человека. Призраки создают ложные представле­ния, искажают подлинный лик природы, препятствуют че­ловеку обрести истину. Бэкон определяет и классифици­рует эти призраки.

Призраки «рода».Они присущи самой природе чело­века, так как являются следствием несовершенства орга­нов чувств, которые неизбежно обманывают человека.

Призраки «пещеры».Речь идет об индивидуальных особенностях человека. Индивидуальные потребности, ин­тересы людей корректируют их познавательные усилия и оценки. По мнению Бэкона, каждый человек смотрит на мир как бы из своей пещеры, из своего субъективного внут­реннего мира, что, конечно, сказывается на его суждениях. Человек скорее верит в истинность того, что предпочитает, ибо его разум несет на себе печать его воли и страстей. Только коллективный опыт может исправить опыт инди­видуальный.

Призраки «рынка».Они порождаются речевым обще­нием людей и являются следствием сложившихся стерео­типов, которые подчиняют разум. Они проистекают из особенностей социальной жизни человека, от ложной муд­рости, от привычки пользоваться в суждениях о мире рас­хожими представлениями и мнениями. Призраки «рынка» проникают в человеческое сознание и извращают логику мысли, так как слова говорят не о том, что есть вещь, а о том, какое она имеет значение для людей, не говоря о том, что слова используются не только для открытия истины, но и для ее сокрытия.

Призраки «театра».Этот вид призраков связан со сле­пой верой в авторитеты, ложные теории и философские учения.

Опираясь на эти идолы, человеческий ум от самых не­значительных фактов может возноситься к самым широ­ким необоснованным обобщениям. Этому содействует и вера, которая сильнее, чем доказательность того, во что люди верят. Поэтому ум должен держаться ближе к фак­там, к природе. «Естественная» философия должна осно­вываться на рассудке и с его помощью преодолевать при­зраки рода, пещеры, рынка и театра.

Таким образом, главным методом познания Бэкон счи­тал индукцию, опирающуюся на опыт, полученный в ре­зультате наблюдения, сравнения, эксперимента и анализа. Но как эмпирик он явно переоценивал опытное знание и недооценивал теоретическое знание.

Тем не менее влияние Бэкона на развитие науки вели­ко, поскольку его философия явилась выражением духа эк­спериментального естествознания.

Взгляды Бэкона развивали Томас Гоббс (1588-1674), Джон Локк (1632-1704) и другие философы.
Философия Р.Декарта. В философии французского ученого и философа Рене Де­карта(1596-1650) берет начало западноевропейский рацио­нализм (философское направление, абсолютизирующее по­знавательные возможности разума) и закладываются основы дедуктивно-рационалистического метода познания. Кроме философских работ Декарт известен как автор исследова­ний в различных областях знания: он заложил основы гео­метрической оптики, явился создателем аналитической геометрии, ввел прямоугольную систему координат, выд­винул идею рефлексии.

Декарт был одним из тех мыслителей, кто тесно свя­зал развитие научного мышления с общими философски­ми принципами. Он подчеркивал, что нужна философия нового типа, которая должна быть единой как в своей те­оретической части, так и по методу.

В основании человеческого знания лежит философия, или метафизика, как было принято именовать философию в те времена. Для Декарта очевидно, что истинность ис­ходных положений метафизики будет гарантировать истин­ность человеческих знаний вообще. Проблема заключает­ся в том, как найти такое положение, истинность которого самоочевидна.

Познание должно начинаться с поиска первоначала. На этом пути следует отбросить предрассудки и необоснован­ные авторитеты. Все должно пройти проверку разумом, все должно быть обосновано, даже то, чему мы привычно до­веряем. Сделав ставку на разум, Декарт, в противовес эмпиризму, оптимальным методом познания считает восхождение от оче­видных общих и простых идей к идеям сложным. В противо­вес бэконовской индукции, Декарт выдвинул дедукцию.

В своих поисках Декарт встал на позиции скептициз­ма, или методического сомнения во всем. Радикальный скептицизм нужен Декарту только для того, чтобы прийти к абсолютно достоверной истине. Декарт начинает с оче­видного: первый уровень данности мира сознанию —наши чувства. Однако чувства могут быть подвержены иллюзи­ям и часто обманывают человека, значит, чувственные дан­ные не могут быть приняты в качестве исходного принци­па философствования, не являются очевидными и матема­тические знания, поскольку они требуют доказательства. А раз чувства хотя бы иногда могут быть ошибочны, то чув­ственный опыт не может претендовать на роль несомнен­ного основания познания.

Но и разум, по мнению Декарта, может ошибаться. По­этому единственный уровень достоверности, который мож­но принимать в расчет, это метафизическая достоверность, когда сомнение в каком-то положении даже немыслимо. Декарт показывает, что последовательное сомнение приво­дит к тому, что все содержание сознания вообще не может служить основанием достоверности.

Тогда остается только «Я сам». Даже если я обманыва­юсь во всем, отмечает Декарт, все же я могу быть полностью уверенным хотя бы в собственном существовании. Даже если я сомневаюсь во всем, я не могу никаким образом отрицать сам факт сомнения, которое есть лишь частный случай мыш­ления. Отсюда появляется знаменитая фраза Декарта, впос­ледствии приобретшая статус афоризма: «Я мыслю, следо­вательно, я существую»(Соgito егgо sum). Итак, един­ственным абсолютным обстоятельством оказывается мысль.

Реалисты в философии Реалисты в философии Положение «Я мыслю, следовательно, существую» представляет собой соединение двух идеи: «Я мыслю» и «Я су­ществую». Из первого положения следует, что «Я» есть нечто мыслящее, нечто духовное. Душа представляет со­бой некую непротяженную сущность, или субстанцию. Соб­ственно душа человека является первым предметом его познания. В душе содержатся идеи, одни из которых при­обретены человеком в ходе его жизни, другие же являются врожденными.

Декарт считает, что основные разумные идеи души, главная из которых идея Бога, не приобретенные, а врож­денные. А поскольку человек обладает идеей Бога, то пред­мет этой идеи существует.

Декарт утверждает, что разум в состоянии извлечь из себя высшие идеи, необходимые и достаточные для осмыс­ления природы и руководства поведением. Человек усмат­ривает эти идеи «внутренним» зрением (интеллектуальной интуицией) в силу их отчетливости и ясности. Пользуясь точно сформулированным методом и правилами логики, он выводит из этих идей все остальное знание.

Декарт сформулировал основные правила, которым нужно следовать, чтобы прийти к познанию истины.

  • Необходимо принимать за истинное то, что самоочевид­но, воспринимается ясно и отчетливо и не дает повода к сомнению.
  • Каждую сложную вещь следует делить на простые со­ставляющие, доходя до самоочевидных вещей (прави­ло анализа).
  • В познании необходимо идти от простых, элементар­ных вещей к более сложным.
  • Требуется полнота перечисления, систематизация по­знаваемого. Чтобы быть уверенным в том, что ничего не пропущено.

Как основоположник рационализма Декарт уравнял все вещи мира перед человеческим интеллектом. Начала, или Принципы, природы он перенес из объективного мира в человеческий разум. Это позволило исключить природное неравенство вещей и применить к их познанию количе­ственную характеристику, математические методы. Фило­софия Декарта выступила методологическим основанием математизации естествознания метода моделирования.

Программа рационализма была развита в философии голландского мыслителя-материалиста Бенедикта Спи­нозы (1632-1677

16. Сенсуализм и рационализм – основные течения философии Нового Времени.

С наступлением Нового времени, в XVII в., художествен­но-практическая парадигма культуры меняется на научно-практическую. Роль науки поднимается на недосягаемую высоту, и в качестве главной задачи философии теперь вы­двигается разработка и обоснование методов правильного мышления, распространение этого мышления на различ­ные области знания. Таким образом, проблема построения универсального метода и универсальной науки становится центром философствования в XVII в. Вокруг проблемы метода и источника научного познания сложились две кон­фликтующие позиции в философии Нового времени: эмпи­ризм и рационализм. Представителями британского эмпи­ризма, или, как его еще называли, островного эмпиризма, являлись Фр. Бэкон, Дж. Локк и Т. Гоббс. В качествеединственного источника познания ими признается опыт, а ведущей познавательной способности человека — чувствен­ные способности. Поэтому основным методом науки эмпиристы считают индукцию, то есть обобщение эксперимен­та, обобщение частных случаев.

Представители рациона­лизма Нового времени — это Р. Декарт, Б. Спиноза и Г. Лейбниц. Рационализм утверждает, что истину невоз­можно получить из опыта, опыт недостоверен, достоверное же знание выводимо только из разума. Разум является глав­ной познавательной способностью человека. В разуме из­начально содержатся необходимые истины, из которых мож­но вывести все знания, поэтому основным универсальным философским методом является дедукция выведение из общих истин частных знаний.

Реалисты в философии Крупнейшей фигурой эмпиризма Нового времени являет­ся английский философ Фр. Бэкон (1561-1626). Глав­ным результатом, обогатившим философию, можно счи­тать его теорию индукции, разработанный в подробностях индуктивный метод, который, с его точки зрения, мог Реалисты в философии Реалисты в философии быть единственным методом для всех конкретных наук.

Другим мыслителем, продолжившим и развившим идеи Бэко­на, был его соотечественник Джон Локк, который внес значите­льный вклад в обоснование тезиса о происхождении знания из чувств и сформулировал основные положения сенсуалистиче­ской теории познания.

Локк доказывает несостоятельность тезиса о врожденных идеях. Такие принципы, как «что есть, то есть», «невозможно, чтобы одна и та же вещь была и не была», принимаемые как врожденные, по мнению Локка, таковыми не являются, по­скольку они неизвестны детям и многим другим людям. Их нельзя считать «запечатленными» в душе от природы. Челове­ческая душа своего рода чистая доска (tabula rasa), на которой опыт пишет свои сведения о мире. Согласно Локку, мысль нель­зя считать сущностью души, она лишь свойство ее. Мысль ма­локонструктивна, ее творческие возможности ограничены ощу Реалисты в философии Реалисты в философии Реалисты в философии Реалисты в философии Реалисты в философии Реалисты в философии Реалисты в философии Реалисты в философии щениями, а роль сводится к сравнению, классификации, объединению данных опыта.

Исходное основание теории познания Локка — опыт. Имен­но он доставляет необходимый для размышлений материал. Вместе с тем в процессе познания мы должны обращаться не только к предметам, данным нам с помощью органов чувств, но и внутрь, наблюдая себя, свои действия. Результатом «внутрен­него взора» являются идеи души. Тем самым опыт у Локка де­лится на внешний и внутренний. Первый род опыта он возводит к ощущению, а второй — к рефлексии.

На различение внешнего и внутреннего опыта опирается локковское учение о «первичных» и «вторичных» качествах. Первичные качества — это не отчуждаемые ни при каких об­стоятельствах свойства вещей: протяженность, форма, движение или покой, число, плотность. Вторичные качества возникают в определенных обстоятельствах и могут исчезнуть вместе с ними. Об их существовании свидетельствуют органы чувств: цвета, звуки, запахи, вкусы.

Главной фигурой рационализма Нового времени считают Р. Декарта, а его принцип методологического сомнения — самым знаменитым результатом. Методологическое сомне­ние гласит: я мыслю, следовательно, я существую Можно усомниться во всем, как это и делает Декарт, но несомненным является сам акт сомнения, мыс­ленный акт. Стало быть, мыслящее Я несомненно суще­ствует.

Традиции европейского рационализма развивал Бенедикт Спиноза, живший в Голландии. Спиноза реализовал «философию Декарта в форме абсолютной истины».

Философия Спинозы делает акцент не на методе, а на систе­ме знания о мире.

В основе философии Спинозы лежит единая протяженная и мыслящая субстанция. Она имеет два атрибута (свойст­ва) — протяженность и мышление. Под суб­станцией, которую Спиноза отождествляет с Богом, философ понимает, собственно, всю природу. Вся Вселенная выступает как целостная систе­ма. Спинозу больше интересует сама система, нежели путь ее познания. Это не значит, что ему безразличен метод позна­ния субстанции. Он у Спинозы последовательно математиче­ский, даже геометрический. Стараясь до конца реализовать всеобщность математического метода, он перенес идеи мате­матики на все сущее. Поэтому Спиноза применяет аксиомы, теоремы, определения для познания не только физических тел, но и всего бытия.

Если Декарт начинает строить свою систему с мыслящего Я, то Спиноза строит свою систему на идее субстанции, природы как целого.

Спиноза отождествил не только субстанцию и природу в це­лом, но и субстанцию и Бога. Бог Спинозы — абсолютно беско­нечное существо.

Философия рационализма триумфально прошла по всем раз­витым странам Европы — Англии, Франции, Голландии. Герма­ния здесь «представлена» выдающимся ученым и мыслителем Лейбницем.

Разум, свобода, активность — символы философии Нового времени. Не альянс религии и философии, а союз философии и науки должен осуществить царство человека на земле. Становление капитализма и интерес к естествознанию были связаны с развитием производства и торговли. Учение о природе перешло в ведение науки. В философии на передний план вышли гносеология и методология, (125) перед которой стояла задача объяснить познание и найти оптимальные пути постижения истины. В объяснении познания возникло противостояние между эмпириками и рационалистами, делавшими ставку на чувственный опыт и разум, соответственно.

Источник: studopedia.ru

РЕАЛИЗМ

от позднелат. realis – вещественный) в ф и л о с о ф и и – объективно-идеалистич. филос. учение, согласно к-рому общее обладает объективным существованием, предшествует единичным конкретным предметам и независимо от них. В ср.-век. схоластич. ф и л о с о ф и и Р. был одним из двух основных – наряду с номинализмом – направлений в решении проблемы универсалий. Филос. принципы Р. восходят к учению Платона об идеях как первичной реальности. Эта точка зрения Р., укрепившись в платонически окрашенной патристике 4–5 вв., становится господствующей в ср.-век. схоластической философии Зап. Европы и арабо-мусульм. мира той эпохи. Она является естественной для теологич. философии, к-рая по самой своей идеалистич. природе опиралась на чисто умозрительные методы осмысления бога и его атрибутов, и на такое же обоснование религ. догматов. В Зап. Европе Р. исходил из платонизма и неоплатонизма. Р. утверждал, что чем более общим является понятие, тем реальнее его существование в качестве особой сущности. Христианская разновидность Р., сочетаемая с креационизмом и обоснованная Августином, исходила из того, что идеи-образы находятся в уме внеприродного бога-творца, а конкретные вещи представляют их весьма несовершенные копии. Согласно этой концепции, гл. филос. представителями к-рой в эпоху раннего средневековья были Ансельм Кентерберийский и Гильом из Шампо, «роды» и «виды» являются идеальными прообразами, в соответствии с к-рыми бог создал все единичные предметы и существа. Истинность с этой точки зрения присуща не только суждениям, но и самим вещам и явлениям реального мира, включая человека и его поступки – в меру их соответствия идеальным прообразам божеств. интеллекта. Тем самым концепция Р. становилась филос. обоснованием необходимости безусловного почитания бога и покорности перед церковью, являвшейся в ср. века наивысшим обобщением и санкцией сословно-иерархич. общества. Основоположные догматы христ. вероучения (догматы троицы, первородного греха и др.) обосновывались с помощью чисто умозрит. методологии Р. В связи с обнаружением внутр. противоречий феод. формации – отделением города от деревни, развитием товарного произ-ва, зарождением в этой связи элементов нового индивидуалистич. мировосприятия, усилением нар. («еретических») движений, проникновением в Зап. Европу аверроизма и нек-рых др. идей арабской философии, развитием номинализма – происходила перестройка христианско-католич. философии, изменившая и форму Р. Значит. роль в этой перестройке принадлежала Фоме Аквинскому. Платоновская ориентация, господствовавшая в предшествующий период, сменяется аристотелевской. Стремясь несколько ослабить абсолютную зависимость мира и человека от бога, характерную для августинианской традиции, Фома изменил крайний платоновский Р. в Р. более умеренный, восходящий к Аристотелю и араб. схоластич. аристотелизму. Его осн. формулой становится утверждение о существовании универсалий до вещей (ante res) – в божеств. уме; в вещах (in rebus) – поскольку они созданы богом, и после вещей (poist res) – в понятиях человеч. ума, открывающего их в созданном богом мире. Если крайний Р. более настаивал на трансцендентности идей по отношению к вещам (первая часть формулы), то умеренный подчеркивал их имманентность вещам (вторая и третья части ее). Центр. понятием этой разновидности объективного идеализма становится понятие формы. Однако позиции крайнего и умеренного Р. отнюдь не были взаимоисключающими, и в развитии схоластич. философии они нередко переплетались. В этих колебаниях отражались не только неспособность Р. решить проблему отношения общего и единичного, но и противоречивость взаимоотношения Р. и теологии: опираясь на Р., теология приспосабливала его к своим догматам, но иногда приходила с ним в конфликт. Это касалось в особенности пантеистич. тенденции неоплатоновского Р. с его принципом эманации, согласно к-рому «роды», проистекшие из наиболее общего и безличного бытия, каким является бог, порождают «виды», к-рые в свою очередь порождают единичные конкретные предметы. Виднейшим представителем Р., обнаружившим такие тенденции в ранней зап.-европ. ср.-век. философии, был Иоанн Скот Эриугена. Р. стал осн. прототипом систем объективного идеализма бурж. философии (Гегеля и более поздних ее представителей). Лит.: Штекль ?., История средневековой философии, М., 1912; Трахтенберг О. В., Очерки по истории зап.-европ. ср.-век. философии, М., 1957, с. 26–45, 104; Котарбиньский Т., Спор об универсалиях в ср. века, Избр. произв., М., 1963, с. 410–15; Reiners J., Der aristotelische Realismus in der Fr?hscholastik, Aachen, 1907; Grabmann M., Die Geschichte der scholastischen Methode, Bd 1, В., 1957, S. 293–340, Bd 2, В., 1957, S. 193–99, 438–51. В. Соколов. Москва. В совр. бурж. философии реалистич. концепции получают широкое распространение в связи с кризисом позитивистского феноменализма и представляют собой попытку выйти за пределы субъективизма. Термин «Р.» обозначает здесь любую филос. систему, к-рая исходит из первичности «реального», признавая независимое от сознания субъекта существование объекта. Однако онтологич. природа объекта определяется в философии Р. по-разному. Он отождествляется либо с материальной действительностью, и в этом случае Р. сближается с материализмом (Селлерс), либо с духовным бытием, и тогда Р. отождествляется с объективным идеализмом. Внутри идеалистич. Р. выделяется две осн. разновидности. Первая, к к-рой относится неореализм, характеризуется презентативной теорией познания («непосредственный» Р.). Представители этого направления выступили против любой дуалистич. гносеологии (абс. противопоставления познания бытию) и пытаются преодолеть разрыв между субъектом и объектом при помощи нек-рой разновидности теории непосредственного знания – «эпистемологического монизма», т.е. учения о непосредств. включении действительности (объекта) в сознание субъекта; в познават. акте «схватываются» предметы как они существуют. Такая позиция, абсолютизируя то общее, что есть между материей и сознанием, и качественно отождествляя физич. и психическое, вступает в противоречие с исходной реалистич. посылкой о независимом существовании объекта. Эта теория приводит презентативную гносеологию Р. к признанию объективного существования логич. форм, что сближает ее со схоластич. Р. Презентативное направление в Р. не могло, однако, справиться с проблемой ошибки. Отождествление вещи и мысли лишало возможности разграничить истинное, адекватное знание и ложное, неадекватное. Попыткой выйти из этого тупика в русле Р. является репрезентативная теория познания (Р. «опосредованный»; сюда относится критический реализм), к-рая и составляет вторую разновидность Р. Эта теория познания возрождает дуалистич. доктрину: между объектом и познающим субъектом вводится «данное» – посредник, к-рый и есть содержание сознания. Однако интерпретация этого «данного» как независимого от действительности образования приводит снова к невозможности перехода от субъекта к объекту в процессе познания, что влечет за собой агностич. выводы. Объективно-идеалистич. тенденция критич. Р. получает дальнейшее развитие в США в 40–50-х гг., когда возникают новые школы Р. – «Ассоциация реалистической философии» (Д. Уайлд, М. Чапмен, Р. Паркер и др.) и «Метафизическое общество» (П. Вейс, Ч. Хартшорн, У. Шелдон и др.). Представители их, тяготея к аристотелизму, приходят к прямому признанию первичности идеальной формы (сущности) по отношению к действительности (существующему). Они утверждают, что субъект познает не нечто противоположное ему, а духовную природу бытия. Филос. концепция этих школ сближается с неотомизмом. Лит.: Богомолов А. С., Англо-амер. бурж. философия эпохи империализма, М., 1964; Луканов Д. М., В тупике идеалистич. гносеологии, «ВФ», 1965. No 2; Evans D. L., New realism and old reality…, Princeton, 1928; Harlow V. ?., A bibliography and genetic study of American realism, Oklahoma, 1931; Rау B., Consciousness in neo-realism…, L.–[a. o.], 1935; Wild J., Introduction to realistic philosophy, N. Y., 1948. См. также лит. при ст. Критический реализм, Неореализм. Д. Луканов. Горький. В специфич. форме Р. возродился в работах нек-рых зарубежных физиков сер. 20 в. Гносеологич. основой этого возрождения послужило ошибочное понимание возросшей роли математики в физике, в особенности математич. теории групп и связанных с ней принципов симметрии. В ходе поисков путей создания совр. теории элементарных частиц именно принципы и аппарат математич. теории групп и симметрии нередко оказываются весьма плодотворными и ведут к цепным науч. предсказаниям, в частности к открытию ранее неизвестных элементарных частиц и законов их движения. Нек-рые ученые в искаженном свете восприняли этот факт. Общие математич. понятия (теоретико-групповые свойства, типы симметрии) стали истолковываться как предшествующие материальному содержанию, конкретным материальным объектам, как определяющие их бытие и сущность. Дань подобного рода воззрениям отдал, напр., Гейзенберг. В сер. 50-х гг. он стал отходить от позиций позитивизма, все более склоняясь к неоплатонизму. В ряде работ последнего времени он стремится обосновать мнение, будто совр. физика уходит от Демокрита и «…встает на сторону Платона и пифагорейцев» не только в вопросе о неделимости атомов. Он считает, что «…сходство воззрений современной физики с воззрениями Платона и пифагорейцев простирается еще дальше. Элементарные частицы, о которых говорится в диалоге Платона «Тимей», ведь это в конце концов не материя, а математические формы… В современной квантовой теории едва ли можно сомневаться в том, что элементарные частицы в конечном счете суть математические формы, только гораздо более сложной и абстрактной природы» («Физика и философия», М., 1963, с. 48–49). Представления о реальных элементарных частицах как о чистых абстрактно-математич. формах, о математической симметрии как о «последней» сущности материальных объектов ошибочны. Они являются односторонним, гипертрофированным выражением одной из черточек познавательного процесса, оторванной от его источника и превращенного в абсолют. Лит.: Гейзенберг В., Открытие Планка и осн. филос. вопросы учения об атомах, «ВФ», 1958, No 11; Кузнецов И. В., В чем прав и в чем ошибается В. Гейзенберг, там же. И. Кузнецов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Источник: terme.ru

позиция или философское учение, утверждающее, что мы познаем истинную реальность (не путать с материализмом, который представляет собой учение не о природе и направленности нашего знания, а о природе бытия). Материализм, для которого любая реальность имеет материальную природу, противостоит спиритуализму (идеализму), для которого истинная реальность – духовной природы. Реализм же противостоит идеализму, по которому мы познаем лишь феномены, а не реальность в себе. Обычно различают: 1) наивный реализм, представляющий собой естественную установку любого ума на спонтанное отождествление наших собственных представлений и реальной материи вещей. 2) реализм, к которому может прийти философская рефлексия, Здесь можно выделить спиритуалистский реализм, самым знаменитым образчиком которого является учение Платона. Существует также материалистический реализм, представляющий собой философское обоснование наивного реализма (Юм, Сартр). Отметим, что реализм в искусстве отстаивает точное воспроизведение реальности и имитацию природы; он противоположен направлениям абстрактного искусства.

Реализм В Политике — (от лат. realis — действительный, вещественный) — подход к социально-политическим явлениям и процессам, линия в политике и практике, основанная на признании важнейшего……..
Политический словарь

Реализм В Политологии — — направление в политической науке, в котором за основу анализа и оценки политологических процессов берутся не фундаментальные общецивилизационные ценности, а реалии,……..
Политический словарь

Реализм Политический — (лат. realis — вещественный) — политическая идеология и практика, ориентирующиеся на реальное общественно-политическое основание. Противоположностью реализма являются……..
Политический словарь

Реализм — -а; м. [от лат. realis — действительный]
1. Правдивое, объективное отражение действительности средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества; направление……..
Толковый словарь Кузнецова

Доктор Философии — высшая ученая степень, присуждаемая с 12-13 вв. вВеликобритании, Италии и других странах, как правило, после защитымагистром соответствующей диссертации по гуманитарным и социальным наукам.
Большой энциклопедический словарь

Истории Филологии И Философии Институт (иифф) Со Ран, — организован в 1966в Новосибирске. Исследования по истории советского общества; истории,археологии и этнографии народов Сибири; проблемам литературоведения,языкознания и философии и др.
Большой энциклопедический словарь

Истории Философии, Литературы Институты (ифли), — в 1930-е гг.гуманитарные вузы университетского типа в СССР (Москва, 1931-41;Ленинград, 1931-37). Слились с Московскими и Ленинградскими университетами.
Большой энциклопедический словарь

Критический Реализм — условное обозначение в советском литературоведении(сер. 30-х — кон. 80-х гг.) той ветви реалистического искусства 19-20 вв.,в которой преобладало критическое отношение к изображаемой……..
Большой энциклопедический словарь

Магический Реализм — тенденция в изо-искусстве 20 в., занимающаяпромежуточное положение между сюрреализмом и традиционалистскими стилямитипа классицизма или романтизма. Для представителей……..
Большой энциклопедический словарь

Международный Союз Истории И Философии Науки (мсифн) — основан в 1956Международными союзами истории науки (создан в 1947) и философии науки(создан в 1949). Входит в МСНС.
Большой энциклопедический словарь

Новый Реализм — направление в изо-искусстве Франции и Швейцарии,родственное американскому поп-арту. Наиболее характерные произведения»новых реалистов» (Армана, Сезара, Н. де Сен-Фаль,……..
Большой энциклопедический словарь

Реализм — в искусстве -1) понятие, характеризующее познавательную функциюискусства: правда жизни, воплощенная специфическими средствами искусства,мера его проникновения в реальность,……..
Большой энциклопедический словарь

Социалистический Реализм — термин, употреблявшийся в советскомлитературоведении и искусствоведении с 30-х гг. для обозначения «основногометода» литературы, искусства и критики, который «требует……..
Большой энциклопедический словарь

Фантастический Реализм — художественные тенденции, родственные магическомуреализму, включающие больше ирреальных, сверхъестественных мотивов. Близоксюрреализму, но в отличие от последнего……..
Большой энциклопедический словарь

Философии Институт Ран (ифан) — организован в Москве в 1929 в результатепреобразования философской секции Коммунистической академии. С 1936 всистеме АН.
Большой энциклопедический словарь

Основной Вопрос Философии — — об отношении мышления к бытию. В зависимости от первичности материи и сознания философы делятся на два принципиальных лагеря: материалисты и идеалисты, в зависимости……..
Исторический словарь

вопросы Философии — теоретич. журнал, орган Ин-та философии АН СССР. Выходит в Москве с авг. 1947. Осн. задачи журнала: науч. разработка и обсуждение вопросов диалектич. и ист. материализма,……..
Советская историческая энциклопедия

известия Академии Наук Ссср. Серия Истории И Философии — науч. ист.-филос. журнал, орган Отделения истории и философии АН СССР Выходил в Москве с янв. 1944 по июнь 1952 раз в 2 месяца. Гл. ред. Б. Д. Греков, с No 5 за 1947 — В. П. Волгин. Вопросы,……..
Советская историческая энциклопедия

Институты Истории, Философии, Литературы, Лингвистики — (Ленинградский ин-т истории, фило- софии и лингвистики (ЛИФЛИ) и Московский ин-т истории, фило- софии и литературы (МИФЛИ)) — гуманитарные высшие уч. заведения университетского……..
Советская историческая энциклопедия

Реализм — — вещественный, действительный — в литературе и искусстве — правдивое изображение действительности в художественных образах.
Исторический словарь

Социалистический Реализм — — творческий метод литературы и искусства, официально одобренный советским руководством в СССР и других странах социалистической ориентации, суть которого — выражение……..
Исторический словарь

Реализм — в литературе и искусстве — правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художеств. творчества. В ходе……..
Музыкальная энциклопедия

Социалистический реализм — творческий метод, основанный на правдивом, исторически конкретном художеств. отражении действительности в её революц. развитии. Опираясь на опыт всей предшествующей……..
Музыкальная энциклопедия

Инь И Ян В Древнекитайской Философии И Медицине — принцип разделения женского и мужского начал
Сексологический словарь

Инь И Ян В Древнекитайской Философии И Медицине — принцип разделения женского и мужского начал(Источник: Сексологический словарь)
Сексологическая энциклопедия

Лекс, Доктор Философии — проф. Шляхетск. кадет. корпуса; р. 20 сент. 1787 г., † 18??
Большая биографическая энциклопедия

Бытовой Реализм — (Mundane realism) . Эксперимент, внешне похожий на повседневную ситуацию.
Психологическая энциклопедия

Любовский, Петр (магистр Философии) — — магистр философии; по окончании Харьковского университета (1808 г.) по этико-политическому отделению со званием кандидата, он в течение 5-ти лет состоял преподавателем……..
Большая биографическая энциклопедия

Депрессивный Реализм — Словообразование. Происходит от лат. depressio — подавление и realis — вещественный. Категория. Психопатологический феномен. Специфика. Тенденция индивидов, которые……..
Психологическая энциклопедия

Моральный Реализм — Аспект теории нравственного развития Жана Пиаже, согласно которому ребенок принимает правила взрослых как нечто абсолютное и незыблемое. Одна из главных причин такого……..
Психологическая энциклопедия

Источник: slovariki.org


Categories: Философия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.