Важной предпосылкой развития медицинских наук является высокий уровень теоретического мышления. Взаимодействие философии и медицины обнаруживается в совершенствовании логического аппарата, который развивается вместе с прогрессом естественных и медико-биологических наук и формируется диалектическим мышлением.

Как и в других областях науки, в медицине происходит процесс дифференциации и интеграции знаний. Диалектика – основной метод интеграции, обеспечивающий целостность и эффективность процесса научного познания в медицине. Союз философии и медицинских наук – одна из важнейших методологических форм интеграции научных знаний в системе врачебной теоретической и практической деятельности.

Одной из важных задач теоретической медицины является синтез знаний об организме человека и животных, полученных различными науками (анатомией, гистологией, физиологией, кибернетикой, биохимией, биофизи­кой). Объективной основой этого синтеза служит материальное единство окружающего мира, общие свойства живой материи и законы ее изменения, проявляющиеся на различных структурных уровнях.


Основными принципами теоретической медицины являются:

1. Принцип эволюционизма, развития живых систем. Эволюция в живой природе рассматривается как качественное изменение структур в диа­пазоне приспособительных возможностей живых систем. Подход к анализу болезни с эволюционных позиций позволяет избежать догматизма в оценке противоречивых явлений и процессов патогенеза. Важность такого подхода в медицине состоит в том, что человек как живая система входит в опреде­ленные отношения с другими формами жизни.

2. Принцип целостности — понимание природы болезни как процесса, охватывающего все системы и уровни организма./ Анализ патологических явлений с учетом принципа целостности позволяет понять противоречивый характер локализации болезненных процессов, который не может быть понят без учета общих реакций организма.

3.Принцип структурности позволяет избежать противопоставления функциональных и морфологических нарушений в патологии, которые всегда выступают в диалектическом единстве.

4. Принцип динамизма, т. е. самодвижения, саморегуляции и самораз­вития живых систем. Не только патологический процесс, но и норма не существует без внутренних противоречий. Она является результатом единст­ва и борьбы устойчивости и изменчивости.


5. Принцип реактивности выражает соотношение раздражителя и реагирующей (живой) системы.

6. Принцип причинности — признание причинной обусловленности всех фаз и стадий патологического процесса. Внешнее воздействие специ­фично преломляется через внутренние особенности реагирующей системы. В этом состоит главная сущность причинной детерминации живого.

Предметом современной медицины как науки является исследование причин возникновения (этиология), закономерностей развития болезней человека (патогенез), методов их распознавания (диагностика) и лечения (клиническая медицина), методов предупреждения заболеваний (профилак­тическая медицина), форм оптимальной организации медицинской помощи населению (теория организации здравоохранения). Современная медицина изучает как нормальные, так и патологические процессы на различных уровнях.

В силу системного характера объекта современной медицины возникла потребность в междисциплинарной интеграции, синтезе теоретических, экспериментальных, клинических и профилактических исследований. Это ставит по-новому и вопрос о подготовке высококвалифицированных кадров, профессионально владеющих различными медико-биологическими специальностями.

Современная медицина находится на стыке естественных, общественных и технических наук, черпая из них не только методы исследования, но и новые идеи. Особенно важно правильно определить социальные функции медицины, что имеет существенное значение при разработке принципов научной организации всех сторон жизни общества.


Важной тенденцией последнего десятилетия следует признать все большую экологизацию мышления медиков и связанное с этим проникновение в медицину эволюционно-экологических идей.

Создание теоретической медицины в значительной степени связано с многоуровневой трактовкой ее объекта, существенные характеристики ко­торого связаны не только с организмом, но и с рядом надорганизменных уровней. Выяснение подвижных граней между нормой и патологией возмож­но при рассмотрении организма, включенного в популяции с их специфиче­скими закономерностями.

Пристальное внимание современной медицины к проблемам экологии, к санитарно-гигиеническим вопросам, к изучению космических, химических и иных влияний на организм, популяции, биогеоценозы и биосферу свидетельствует о постепенном преодолении организмоцентризма. Разумеется, исследование человеческих популяций должно в полной мере учитывать сложную биосоциальную природу человека. Диалектика как теория развития помогает исследователю разобраться как в сущности объективных процес­сов, реальной диалектике нормы и патологии, так и в противоречиях, порой несовместимых между собой теориях, отражающих сложность диалектики познания.

Резюмируя изложение вопроса о роли философии в развитии науки и практики, общественной жизни в целом, подводя общие итоги лекции, сделаем следующие выводы.


1. Философия как особая форма общественного сознания формирует и особый тип знания, в котором объективные характеристики действительности отражаются в их отношении к человеку, сквозь призму его потребностей и интересов. Формируемые философией знания носят мировоззренческий характер.

2. Философия отличается от специальных наук своими функциями и удовлетворяет специфические общественные потребности. Направленная на формирование целостного мировоззрения, на отыскание «предельных оснований» теоретического и практического отношения человека к миру, философия играет роль особой формы социального самосознания, будучи определенным исторически сформировывавшимся типом мировоззрения.

3. Философское осмысление мира предполагает решение вопроса: находится ли окружающий человека мир, его предметы и явления, в состоянии покоя или мир изменяется, развивается, переходит из одного состояния в другое. Впоследствии первый из этих взглядов получил название метафизического; он давал статическую картину мира, за вторым, дающим динамическую картину, закрепилось название диалектического.

Являясь взглядом на мир, определенной философской концеп­цией, каждый из них представляет собой всеобщий, философский

4. Таким образом, философия, разрабатывая всеобщие, обосновывая частные и общенаучные методы познания, философия выполняет методологическую функцию.


5.Выделив основные функции философии, отметим, что у нее есть и другие функции, в том числе — интегрирующая, аксиологическая, критическая.

Дифференциация научных знаний, вызванная их ростом и проявившаяся в выделении из единого знания отдельных наук, приве­ла к их обособлению. Вместе с тем необходимость исследовать сложные системы породила противоположную тенденцию — стремление к интеграции. Философия, опираясь на специальные науки, обобщая их выводы, объединяет их на основе своих функций, категориального аппарата и методов познания. Выполняя таким образом интегрирующую.

Аксиологическая функция философии выражается в ее ориентации на определенные ценности (греч. ахiа — ценность). Ни одна философская система не ограничивается выдвижением и обоснованием своих положений; она определенным образом интерпретирует их, дает им оценку, формулирует систему ценностей, выдвигает идеал.

Утверждая определенные ценности и идеалы, та или иная философская система подвергает критической оценке все то, что ей не соответствует, выступая таким образом в своей критической функции.

6. Выяснение основных проблем и функций философии позволяет уточнить ее предмет. Этим предметом является всеобщее — свойства, связи, отношения, присущие как объективной действительности, так и субъективному миру человека. Количественная и качественная определенность, структурные и причинно-следственные связи, движение и покой, диалектическое отрицание и противоречие — эти и другие свойства, связи, состояния относятся ко всем сферам действительности: природе, обществу, мышлению.


Таким образом, предметом философии являются всеобщие свойства и связи (отношения) действительности — природы, общества, человека, отношения объективной действительности и субъективного мира, материального и идеального, бытия и мышления.

 

Список литературы

1. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2002.

2. Хрусталев Ю.Н. Философия. – М., 2005.

Источник: allrefs.net

С началом двадцатого столетия, медицинское образование формирует принципиально новую концепцию, состоящую не столько в «образовании на всю жизнь», сколько в «образовании через всю жизнь», подразумевающую фундаментализацию медицинского образования [1].

Является ли философия одной из фундаментальных дисциплин? Какова ее роль в медицине и медицинском образовании?

Сравнительно недавно В.В. Коноваловой и Д.М. Азаматовым было проведено анкетирование выпускников Башкирского государственного медицинского университета и практических врачей, которые окончили этот университет. Целью исследования было выявление факторов, которые способствовали бы эффективному развитию мировоззрения врача [4]. Оно показало, что выпускники медицинских вузов оценивают как слабую, практически не существующую связь философии и медицины: более 65 % опрошенных полагают, что философия нужна любому человеку для общего развития, и только 15,5 % опрошенных полагают, что философская культура врача является условием теоретического и практического прогресса в медицине.


Но так ли это на самом деле? Действительно ли, мнение опрошенных является эталоном, и философское и медицинское знание существуют порознь, а философия не является основой медицинского познания, мировоззрения и практики? Ниже будут приведены аргументы, опровергающие данную позицию.

Медицинская теория, практика и медицинское образование были неразрывно связаны с философией исторически.

Аюрведа, – древнейшая индийская система традиционной медицины, уходит корнями в ранневедический период (6000-3000гг. до н.э.) [7]. Однако, на одном из этапов развития ведической религиозной традиции, в рамках последней возникли ортодоксальные философские школы, что не прошло бесследно для аюрведической медицины. Аюрведа взяла концепцию пяти элементов в варианте, оформленном и принятом в философских школах ньяя и вайшешика; фунда­ментальные онтологические идеи вайшешики нашли свое выражение в представлениях о функциях организма, болезнях и лекарствах. Логический инструментарий, разработанный в философской школе ньяя, лег в основу профессионального врачебного мышления, etc. [6].


Система китайской традиционной медицины основывается на глубокой проработке в рамках религиозно-философского учения даосизма представлений о ци (то, из чего состоит все сущее); за использованием методов даосской алхимической практики («даосской йоги») в медицинских целях также стоит определенная философия.

Медицинская и философская науки неразрывно связаны в работах Гиппократа, Эмпедокла и Аристотеля – философов и врачей Древней Греции. Греческая медицина, в отличие от медицины вавилонян или египтян, с момента ее возникновения носила светский, рационалистический характер, — как философия [5, с. 268], и во многом (если не во всем) именно благодаря «ориентации» на философию.

Философия в Древней Греции выступала в качестве фунда­ментальной науки по отношению к «техне», «искусству», каковым являлась медицина. Так, в 6-5 вв. до н. э. наиболее известными были киренские и кротонские врачи. О киренской медицинской школе мало что известно, а вот кротонская школа возникла почти одновременно с пифагорейской философской школой и была связана с ней теснейшим образом [5, с.270]. В рассматриваемом периоде времени «большинство известных нам пифагорейских ученых и философов занимались меди­циной или, по крайней мере, писали на медицинские темы» [5, с.271], с другой стороны, практически все известные медики конца 6 – первой половины 5 века были философами-пифагорейцами [5, с. 273].


работах этой школы теоретическая философская мысль соединилась с эмпи­рическим медицинским исследованием, философско-религиозные космологические, метафизические идеи и принципы были перенесены на организм человека и служили основой для медицинской практики, – это впоследствии стало важнейшей характерной чертой всей греческой медицины. Некоторые исследователи выделяют сицилийскую школу, основанную Эмпедоклом в 5в. до н.э. [5, с. 273], которая не отличалась по характеру связи между философией и медициной от кротонской меди­цинской школы. То же можно сказать о косской школе, подъем которой был связан с именем Гиппократа: во многих трактатах Гиппократова корпуса видны «следы идей Алкмеона, Анаксагора, Эмпедокла, Демокрита и других досократиков, а позже софистов» [5, с. 268].

В Средние века медицина разделилась на две ветви — монастырскую и университетскую. Монастырская ветвь имела преимущественно прикладной характер, университетская медицина была по преимуществу теоретической, схоластической, философской. Обучение медицине происходило посредством изучения авторитетных текстов, авторами каковых были признаны такие врачи, интересовавшиеся философскими вопросами и философы, писавшие на медицинские темы, как Аристотель, Гален, Гиппократ, Ибн-Сина [10].

Одна из основных проблем философии и медицины Нового времени – методологическая. Влияние философии на становление научного метода познания стало значимым моментом, в том числе, для медицины XVII в.


Философия XVII в. разделялась на две ветви. Ф. Бэкон отстаивал приоритет эмпирической методологии, а Р. Декарт развивал направление рационалистической философской и научной методологии, где основное значение придавалось дедуктивному выводу. Невзирая на то, что Бэкон и Декарт формировали противоположенные направления методологи­ческой мысли, они оба оказали значительное влияние на становление научной и философской картины мира.

В трудах как Ф. Бэкона, так и Декарта прослеживаются обращения к медицинской проблематике.

Бэкон занимался вопросами средств, цели и организации меди­цинского знания, где стремился воплотить принципы эмпирической методологии. Он считал наглядную анатомию недостаточной, и настаивал на разработке сравнительной анатомии, то есть, на сравнении нормы с патологией. Это было описано в труде «О достоинстве и преумножении наук»: «Следовало бы в анатомических исследованиях тщательно наблюдать за следами и результатами болезней, за пора­жениями и повреждениями, причиняемыми ими во внутренних частях. Между тем этим пренебрегают» [цит. по: 3].

Бэкон также считал обязательным тщательно собирать у больного анамнез.

Декарт сыграл важную роль во введении критериев точности, строгости и достоверности знания в науку. Декартом были выработаны гносеологические и научно-методологические принципы, которые были усвоены западной медициной Нового времени. Также Декарт занимался анатомией, физиологией, проводя опыты по исследованию организма человека и животных [3].

Медицинская практика и медицинское образование неразрывно связаны с философией в современности.

Во-первых, философия – обязательная дисциплина в образовании будущих медиков.

Исходя из Болонской декларации 1999 года, совершенствование образования должно идти по пути подготовки высококвалифици­рованных профессионалов, при этом «фундаментализация медицинского образования способствует формированию у врача творческого мыш­ления, помогает освоению клинических дисциплин, служит базой для восприятия новых идей и использования полученных знаний для решения конкретных задач» [1]. С точки зрения Ю.К. Абаева, философия является фундаментальной дисциплиной и способствует формированию способности к анализу и синтезу фактов, логическому моделированию ситуации и системному мышлению (которое позволяет связать воедино разрозненные факты и знания). Философия не дает непосредственно наблюдаемого эффекта там, где требуются навыки и здравый смысл, она бесполезна врачу, «находящемуся в плену ограниченных знаний в той конкретной области, в которой он работает». Однако выдающиеся клиницисты, «ищущие новые пути прогресса медицинской науки и совершенствования своей деятельности», всегда ощущали потребность в этого рода знании [1].

Во-вторых, у современной медицины также есть философские основания, которые могут подвергаться осмыслению, философской теоретической рефлексии, – в настоящее время этим преимущественно занимается философия медицины).

Философия медицины, как дедуктивная теоретическая система, кладёт в основу своих теоретических построений философские идеи, концепции, и способна выполнять ряд общенаучных функций, как в отношении медицины с другими дисциплинами (философией, естествен­ными и гуманитарными науками), так и в самой системе медицинских наук [7, 9].

Данное направление философии занимается осмыслением различных типов проблем:

  1. Онтологические, которые связаны исследованием общих вопросов бытия, формированием целостного представления о мире и его строении;
  2. Антропологические, касающиеся всех основополагающих вопросов человеческого бытия (происхождение, биологические и соци­альные черты, потребности, социализация человека);
  3. Эпистемологические (гносеологические, теоретико-познаватель­ные), касающиеся теоретических оснований и отдельных практических аспектов медицинского познания [9].
  4. Широкий спектр аксиологических проблем (включая этические). В частности: проблема отношения медицинских работников и пациентов, проблемы абортов, эвтаназий, искусственного оплодотворения, решаются вопросы об этико-правовом регулировании медицинских экспериментов и др. В сборнике под редакцией В.Н. Игнатьева и Б.Г. Юдина «Биоэтика: принципы, правила и проблемы» было предложено множество статей, посвящённых аксиологической проблематике: «Этические правила взаимоотношений медицинских работников и пациентов» — П.Д. Тищенко, «Рожденные in vitro» — беседа с Б.В. Леоновым, «…Moriar stando…» — П.Д. Тищенко и другие [2].

Философско-медицинская проблематика не только не исчезает, но угют и популяризируются новые варианты понимания нормы и патологии, здоровья и болезни человека [7].

В-третьих, в современном мире медицинская наука – это комплекс научных знаний, которые, как кажется с первого взгляда, формируются без участия основных философских положений. Однако, философия и медицина взаимосочетаемы и неразрывны, и всё многообразие школ и направлений современной философии так или иначе проецируются в медицину. Например, в работе Карла Ясперса «Общая психопатология» затронут один из аспектов связи медицины и философии. Еще И. Кант писал, что судебная медицина невозможна без философии, а психиатр должен изучать философию на таком же уровне, как и на философском факультете. Карл Ясперс утверждал, что знанием о больной человеческой душе люди обязаны не только психологам, психотерапевтам и психиатрам, но и философам. Говорил, что медицина – всего лишь один из источников психопатологии как науки. Психопатология, конечно же, имеет отношение к неврологии и естествознанию в целом, но объектом ее исследования является человек во всей полноте «человеческого», и, когда оказываются четко очерченными границы естественнонаучного знания, психопатология обнаруживает себя в мире гуманитарной науки, религии, философии. Полагал, что полный отказ от философии привел бы к катастрофическим последствиям для психиатрии, ее зависимости от плохой философии, – ведь ученый и практик, основывающийся на научном знании, должен ясно осознавать свои философские принципы и их воздействие на его научные взгляды [10].

Тесная взаимосвязь медицины и философии объясняется также частичным совпадением предметных областей, причем не только в области психопатологии: эти науки посвящены людям, призваны помочь им адаптироваться в окружающем мире. Не все врачи – патологоанатомы и поэтому, в силу специфики своей профессии, работают с телом. Подавляющее большинство врачей работает с людьми, вследствие чего медицина, как и философия, стремятся непосредственно понять природу человека во всех её аспектах [5, 6].

В заключение хотелось бы сказать, что исследование связи между медициной и философией в истории не менее интересно, чем исследование исторических взаимоотношений между философией и религией. А также, что, хотим мы этого или нет, медицина и медицинское образование не смогли разорвать существовавшую с момента возникновения философии тесную связь философии и медицины.

 

Список литературы:

  1. Абаев Ю.К. Философские основы мышления врача// Медицинские новости. – 2009. – № 4. – С. 5-12. URL: http://www.mednovosti.by/journal.aspx?article=4275 (Дата обращения: 14.04.2018).
  2. Биоэтика: принципы, правила, проблемы. – М.: Едиториал УРСС, 1998. – URL: https://www.booksite.ru/localtxt/bio/eti/ka/bioetika/ (Дата обращения: 14.04.2018).
  3. Кондратьев В.П. Философия и медицина. – Тула: Тул. Гос. Ун-т., 2002. – 75 с.
  4. Коновалова В.В., Азаматов Д.М. Философское образование как основа формирования мировоззрения врача// Сибирский педагогический журнал. – 2012. – №. 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/filosofskoe-obrazovanie-kak-osnova-formirovaniya-mirovozzreniya-vracha (Дата обращения: 14.04.2018).
  5. Новицкая К.С., Нестерова О.Ю. Взаимосвязь философии и медицины: Общие проблемы и ценности// Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(41). URL: https://sibac.info/archive/social/5(41).pdf (Дата обращения: 01.05.2018).
  6. Останин В.В., Суботялова А.М., Суботялов М.А. Связь традиционной аюрведической медицины с философскими школами Древней Индии // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. – 2017. – т. 7. – № 1. – С. 144-153.
  7. Суботялов М.А., Сорокина Т.С., Дружинин В.Ю. Этапы развития аюрведи­ческой медицины// Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2013. – № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/etapy-razvitiya-ayurvedicheskoy-meditsiny (Дата обращения: 14.04.2018).
  8. Сорокина Т.С. История медицины: Учебник для студ. высш. мед. учеб. Заведений – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2004 – 560 с.
  9. Петров В.П. Философия: курс лекций: учебник для вузов по дисциплине «Философия» для естеств. и техн. специальностей [Электронный ресурс]. – Москва: Владос, 2014. – 551 с. URL: https://e.lanbook.com/book/96450 (Дата обращения: 14.04.2018).
  10. Ясперс К. Общая психопатология / Пер. с нем. Л.О. Акопяна. – М.: Практика, 1997. – 1056 с.

Источник: sibac.info

Медицинская философия как наука

Тесная взаимосвязь философии и медицины нашла себя в отдельном разделе научных трудов медицинской философии. Это отдельная наука, которая изучает законы онтологии, этики и эпистемологии в области медицины, познавательную сторону медицины, ее роль в развитии общества и социальной сферы. Философия медицины обобщает в систему понятия о роли человеческой деятельности, о месте медицины в общественной жизни, как отдельной личности, так и целых народов.

Одним из основных вопросов изучения этой науки являются моральные и этические отношения врача и больного, целесообразность тех или иных действий в свете исторических и религиозных мировоззрений разных культур.

Философия и медицина – что общего

Методы воздействия на личность у этих двух наук предельно разные. Несравнимо мысленное течение философского разума и точные, быстрые решения врача. Яркий тому пример – практика хирурга. На обдумывание своих действий ему приходится порой тратить секунды, промедление может стоить человеческой жизни – высшего мерила Вселенной. Точная, определенная и быстрая практика – это медицина. Наука философия пользуется мыслительными методами, осознание некоторых вещей приходит к человеку годами. Объединяет эти гуманитарные науки не только направленность на человека, как объект изучения.

И философия, и медицина ставят сходные задачи, ориентируются на одинаковые цели, используют единые методологии. В конечном итоге обе эти науки объединенными усилиями призваны решить одну и ту же задачу – обеспечить выживание на Земле человеческого рода и укрепить его приспособленность к внешним факторам. Действия медиков и философов в этом отношении различные. Медицина призвана укрепить телесное здоровье, философия – лечит душу и укрепляет моральные позиции.

Теория или практика

Философия и медицина, что важнее для жизни? Какой из этих факторов первостепенный в решении вопроса укрепления человеческих позиций в мире, особенно в наш век стремительного развития прогресса и новейших технологий? Зачем философия роботам, которые уже сейчас могут заменить человека во многих сферах, а искусственные органы работают в человеческом теле, как родные?

И все-таки все чаще ученые-медики оборачиваются к древним истокам, когда мыслительное лечение было неразрывно связано с лечением практическим. Влияние изменения самосознания на физическое состояние, изменение течения заболевания под действием измененных взглядов и жизненных принципов становятся темами в исследовательских медицинских трудах.

Влияние на здоровье экологии, питания, физической активности занимает не большую составную, чем психологическое состояние человека. Иными словами: философия жизни отдельной личности находит отражение в ее медицинских показателях. Любой врач должен быть первоначально психологом. Нельзя полностью вылечить тело, не оказав положительное влияние на душу.

Философия народной медицины

Каждый человек приходит в этот мир, не имея никакого багажа, в прямом смысле голым и босым. Но, в то же время, каждый имеет свое особенное богатство, свой мир, свой талант, свои индивидуальные, не сходные ни с чем способности, которыми его наградил Космос. Под влиянием внешних обстоятельств: устоев общества, религии, семейных традиций формируется индивидуальная философия человека. Медицина народная рассматривает каждую личность, как отдельный, неповторимый экземпляр, а не просто стандартный набор органов и частей скелета. По этой причине лечение целителей (речь идет о настоящих целителях, а не шарлатанах) будет разным для одних и тех же симптомов. Часто народный лекарь старается изменить именно сознание больного. Философия древней медицины, объединение духовного и плотского нашли свое отражение в изысканиях Гиппократа, Авиценны, Аристотеля, Бебеля.

Восточная медицина

Полным знанием о мире, человеке и его гармонии не владеет ни одна современная культура, но все-таки, восточная философия и медицина наиболее тесно связаны между собой. В то время, тогда Европа пошла по пути чистой науки в медицинской сфере, восточные лекари объединили в своих лекарских и фармацевтических направлениях медицинское, мистическое и философское. Результатом стало то, что врачи этого региона, кроме серьезных современных знаний, опираются на природную интуицию и древние традиции.

Привычные методы восточных врачевателей: иглоукалывания, направленные массажи, причудливые сочетания трав и минералов в настоях, основываются на том, что дух и тело являют одно единое. Болезнь отдельного органа не рассматривают без духовных причин, вызвавших недомогание.

Медицинская этика

Роль философии в медицине для европейских медиков определяется чаще всего на уровне теоретическом. Лекции по философии воспринимаются, как важное, но не первостепенное дополнение к основным знаниям. Тем, не менее, один аспект врачебной практики связан с философией медицины наиболее тесно – это вопрос медицинской этики. Степень доверия к своему доктору определяет сроки выздоровления. С этим не спорят даже самые закоренелые скептики. Право врача решать, когда прекращать лечение, этическая сторона эвтаназии, врачебная тайна – эти вопросы обсуждают и медики и философы. Главная цель их работы сводится к одной древней заповеди: «Не навреди!»

Источник: fb.ru


Categories: Философия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.