Периодизация со 2 по 15 века н.э. Традиционно делится на два крупных периода по типам философии:

1) Патристика

— ранняя 2-3 вв.: Юстин Мученик, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген; время, когда христианам нужно было защищать свое учение;

— средняя 4-5 вв.: Григорий Нисский, Аврелий Августин — Блаженный Августин (NB могут о нем подробнее спросить); христианство занимает ведущие позиции, в это время закладывается основа вероучения;

— поздняя 6-8 вв. Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин: размышление над уже наработанным, последнее воспринимается как канонический, истинный материал.

2) Схоластика

— ранняя 9-12 вв. Ансельм Кентерберийский, Пьер Абеляр; преобладает ориентация на Платона и Блаженного Августина;

— зрелая 12-13 вв., аристотелизм. Фома Аквинский (13 в.) — доминиканец, вершина схоластики. Роджер Бэкон (13 в.) — францисканец, более естествоиспытательная позиция, ближе к Августину.


— поздняя 14-15 — кризис средневековой философии. Вильям Оккам — автор идеи о том, что из научного знания надо вычищать то, что не дано в опыте и то, что рационально из него не выводится ("Сущности не надо умножать без надобности", надо использовать только то, что мы знаем из опыта).

 

Смысл средневековой философии. Гл. идея — "философия должна служить Священному писанию так, как служанка — своей госпоже" (идея 11 в., Петр Дамиани, схоласт), идея философствования в вере.

1) Истины веры непосредственно открыты в священном писании и поэтому все нужно переосмыслить таким образом, чтобы вера была выдвинута на высшие позиции и системно раскрыта. Все знание должно быть вписано в веру.

2) Философия должна способствовать распространению веры через разум, через знания. Нужно рациональными доводами подкрепить веру (это уже ближе к схоластике), не теряя того, что было накоплено в античность.

 

Патристика утверждала систему вероучения, соединенную с античной культурой, а схоластика уже все это разворачивала в огромные корпуса знания и пыталась действовать системно, логично и дидактично.

 

Для схоластики характерна категоризация опыта юридизма, поскольку схоластика разворачивалась в западном мире, где возможности юрид отношений были с римских традиций, то сами принципы юридических отношений входили в сознание европейцев. Юридические нормы накладывали даже на отношения человека и Бога. Рассуждения шли, как юрид тяжба: тезис, антитезис, доводы в отношении того и другого, и, наконец, вывод в пользу веры и Священного Писания.


 

До 12-13 вв. богословие и философия были фактически неразличимы. Философия жила в монастырях и церковных школах, университеты также были церковными во многих смыслах. Уже в 13 веке Фома Аквинский начал разделять философию и богословие.

 

Общие принципы, особенности:

1) Философия теоцентристская — абсолютное начало — вечный Бог. Если античное мировоззрение — космоцентризм, то в средневековья Бог — центр всего сущего и всего блага. Христианский теоцентризм отличает А) триединство и Б) идею боговоплощения.

2) Креационизм. Бог — абсолютный творец всего, это великое отличие от античности. Нет ничего совечного этому духу. Все возникло из ничего.

3) Провиденционализм. Бог не только создает, но и управляет миром. Сама история — воплощение божественного замысла. Вл. Соловьев: российская идея — не то, как мы мыслим себе, а как ее замыслил Бог.

4) Персонализм, Бог — личность, отношения человека и личности. Каждый человек сотворен по образу и подобию, у человека есть душа и дух, он греховен и отягощен плотскостью. Человек с одной стороны — образ Божий, с другой стороны — греховен по своей сути. Задача — освобождение от греха.


5) Ревеляционизм — "ревеляцио" — Откровение. Для античной философии чуждый принцип. Носитель истины — не личность, а Бог, божественная истина в Откровении. Все философствование нужно строить, соотносясь, соизмеряясь с Откровением. Склонность к авторитетам, ретроспективность, развития дедактизма, не-приветствование никаких нововведений. Книжная эрудиция — ценность. Экзегеза.

 

Ведущие проблемы:

1) Проблема соотношения веры и разума. Как сопоставляются истины Священного писания и те знания, которые получают сами люди? Доминировала идея, что вера бесконечно выше разума. В мир вложены божественные смыслы, разумное начало присутствует в мире, созданном Богом (это идеи античности), мир — тоже книга от Бога (три книги: Библия, мир, душа человека). Это был аргумент, чтобы искать разумные причины.

Занимались три позиции:

А) верую, чтобы понимать (Аврелий Августин) — догматы принимаются без критики и становятся фундаментом для рациональных выводов;

Б) понимаю, чтобы верить — для веры нужно еще и понимаю (Петр Абеляр. Он относил веропонимания не к истинам Священного писания, а к истинам отцов Церкви и т.д. — с ними можно было и поспорить). Более характерная позиция для схоластики;

В) "Верую, ибо нелепо" (приписывается Квинту Тертуллиану — смысла нет верить тому, что разуму открыто, надо верить, так как все ничего не понятно. Тертуллиан: "Сын Божий распят и нам не стыдно". Вера позволяет это понять, а разум нет). Оккам: Богу Богово, кесарю — кесарево. Оставим вере ее, а разуму — его, не нужно это все мешать. Не нужно искать рациональных доводов Бытия Божия. Позиция несовместимости веры и человеческого разума.


2) Доказательства бытия Божия. Это были скромные и смиренные подношения разума, подкрепляющие разумом абсолютно несомненное бытие Бога. Только с нашей современной позиции это можно назвать "доказательством". Онтологическое доказательство: сама идея всесовершенного существа и всесовершенства как такового уже в себя включает бытие. То, что уже придумано, то есть. Всесовершенства не может не быть. Августин разделял онтологическое доказательства, Ансельм Кентерберийский (вт. пол. 11 в.) — тоже поддерживал. Космологический аргумент: если в мире все обусловлено и есть цель, то есть конечное обусловливающее начало, и это — Бог. Телеологический аргумент: совершенство того, что мы находим в мире свидетельствует о Боге. Абсолютный творец, абсолютный мастер может сделать, чтобы вся эта красота и гармония сосуществовали. Фома Аквинский развивал космологический и телеологический аргументы, но опасался онтологического аргумента, т.к. как вообще люди могут говорить о Боге? Обычно его определяют только апофатически (через — НЕ, непостижим, невидим…). Антропологический или антропопсихологический аргумент: мы находим Бога в себе, нуждаемся в Нем, радуемся, когда встречаем Его. Душа потеряла Бога, и страдает по нему, никуда от этой тяги не денешься.


3) Проблема богооправдания — теодицея. Если Бог всемогущ, то почему в мире есть зло? Августин: все, сотворенное Богом — благое, если есть зло, то это обратная сторона блага. Мы видим часть, но в целом все прекрасно. Если есть беда и вина, то есть и искупление вины, есть возможность совершенствования. "Бог сотворил мир из ничего. И это "ничто" чувствуется" — об этом Августин почти не говорил.

4) Проблема универсалий. Как связаны роды и виды с индивидами. Каково отношения содержания общего понятия к тому или иному предмету или индивиду, или явлению. Что значит "три лица — одна природа" Бога? Как это относится к божественной индивидуальности? Как понятие человека относится к каждому из нас, индивиду? Существуют ли сущности до предметов, в предметах или только у нас в голове? "Вижу чашу, а чашности нет". Есть ли на самом деле эта "чашность", или есть отдельные чаши? Три основных позиции:

А. Схоластический реализм. Позиция от Платона и Аристотеля. Универсалии существуют реально или как сущности вещей, или в мире идей (как у Платона), или в божественном уме. Августин, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский придерживались этой позиции. Умеренный реализм.

Б. Номинализм — универсалии вне человека не существуют. Киники. Универсалии возникают в человеческом уме и получают там названия. Оккам так считал. Богу ничего не мешает творить индивида без всякого замысла, не нужно умножать сущности без необходимости.


Ареандр Росцелин (11-н.12 в.), "еретик": триединый Бог — имя, а на самом деле есть 3 Бога — отец, сын и дух.

В. Концептуализм: содержание общих понятий есть и вне нашей головы в отдельных аспектах, но собираются они у нас в голове. В вещах живут свойства, а собираем мы эти концптуалии у себя в голове. Иоанн Дунс Скот (14 в.).

 

Блаженный Августин — Аврелий Августин (354-430) — родился в Северной Африке. "Исповедь", "О троице", "О граде Божием". Развил христианский платонизм.

 

Позиции по 4м вопросам средневековой философии:

1) Отношение веры и знания: "Верую, чтобы понимать". Вера не противоречит разуму, она — сверхразумна.

2) Осн. идея: Бог — совершенная Личность и абсолютные Бытие; из этого следует онтологическое доказательства бытия Божия.

3) Теодицея: зло в мире есть из-за первородного греха, из-за несовершенства людей; также зло — недостаток добра. Учение о Граде Божием (спасущихся) и Граде Земном.

4) В божественном разуме — идеи всех вещей идеальные, "экземпляризм".

 

Толкование души человека как триединства Бога:

1) Душа есть — как и Бог-Отец есть;


2) Душа разумеет — как Бог-Сын, Логос;

3) Душа желает — утверждается воля Бога.

 

Человек — соединение души и тела; они параллельны друг другу, но душа управляет телом. Главное — душа.

 

Представление о ходе истории — впервые линейное, а не циклическое, как в античности. После Христа уже не может быть цикличности, повторения. История от Адама и Евы.

 

Источник: cyberpedia.su

Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской

империи в V веке до эпохи Возрождения (XIV-XV в.в.).Философия, которая

складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования.

Первый из них — древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и

аристотелевской традициях. Второй источник — Священное писание, повернувший

эту философию в русло христианства. Идеалистическая ориентация большинства

философских систем средневековья диктовалась основными догматамихристианства, среди которых наибольшее значение имели такие, как догмат о

личностной форме бога-творца, и догмат о творении богом мира "из ничего". В

условиях такого жестокого религиозного диктата, поддерживаемого

государственной властью, философия была объявлена "служанкой религии", в

рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма,


креационизма, провиденциализма.

Теоцентризм — (греч. theos — Бог), такое понимание мира, в котором

источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное

и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где

на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее — находящаяся

на службе у теологии философия; еще ниже — различные частные и прикладные

науки.

Креационизм — (лат. creatio — создание, сотворение), принцип, в

соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную,

преходящую, пребывающую в постоянном изменении.

Провиденциализм — (лат. providentia — провидение), система взглядов, в

соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и

поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение — в

религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия).

В средневековой философии можно выделить, как минимум, два этапа ее

становления — патристику и схоластику, четкую границу между которыми провести

довольно трудно.

Патристика — совокупность теолого-философских взглядов «отцов церкви»,

которые взялись за обоснование христианства, опираясь на античную философию и


прежде всего на идеи Платона.

Схоластика — представляет собой тип философствования, при котором

средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и

формулы.

В средневековой философии остро стоял спор между духом и материей, что

повлекло за собой спор между реалистами и номиналистами. Спор шел о природе

универсалий, то есть о природе общих понятий, являются ли общие понятия

вторичными, то есть продуктом деятельности мышления, или же они представляют

собой первичное, реальное, существуют самостоятельно.

Номинализм представлял собой зачатки материалистического направления.

Учение номиналистов об объективном существовании предметов и явлений природы

вело к подрыву церковной догмы о первичности духовного и вторичности

материального, к ослаблению авторитета церкви и Священного писания.

Реалисты показывали, что общие понятия по отношению к отдельным вещам

природы являются первичными и существуют реально, сами по себе. Они приписывали

общим понятиям самостоятельное существование, не зависимое от отдельных вещей и

человека. Предметы же природы, по их мнению, представляют лишь формы проявления

общих понятий.

Средневековая философия внесла существенный вклад в дальнейшее развитие

гносеологии, для формирования основ естественнонаучного и философского


знания. XIII век — характерная черта этого столетия — медленное, но

неуклонное нарастание в лоне феодализма его разложение, формирование зачатков

нового, капиталистического строя [11].Развитие товарно-денежного хозяйства в

странах Западной Европы вызвало значительное экономическое оживление.

Изменение в производственных отношениях, неизбежно вызвали определенные

преобразования в идеологической надстройке. Вследствие этого в конце XII в. и

первой половине XIII в. феодальные города начинают стремиться к созданию

собственной интеллектуальной и культурной атмосферы. Городская буржуазия

стремится к развитию городских школ, возникновению университетов.

Философским выражение пробуждения этой жизни и расширения научного познания

был воспринятый аристотелизм. В философии Аристотеля пытались отыскать не

столько практические рекомендации, которые могли быть использованы в

экономической и общественно-политической жизни. Эта философия явилась толчком

для ученых того времени, вынужденных признать, что августинизм уже перестал

соответствовать сложившейся интеллектуальной ситуации. Ведь августинизм,

опиравшийся на платоновские традиции, был направлен против естественнонаучных

исследований.

Для средневековой философии очень характерны два течения: реалисты и

номиналисты. В то время слово "реализм" не имел ничего общего с

современным значением этого слова.

Под реализмом подразумевалось учение, согласно которому подлинной реальностью

обладают только общие понятия, или универсалии, а не единичные предметы.

Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей

, представляя собой мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому

человеческий разум в состоянии познавать сущность вещей, ибо эта сущность и

есть не что иное, как всеобщее понятие.

Противоположное направление было связано с подчеркиванием приоритета воли над

разумом и носило название номинализма. Термин "номинализм" происходит от

латинского "nomen" — "имя". Согласно номиналистам, общие понятия — только

имена; они необладают никаким самостоятельным существованием и образуются

нашим умом путем абстрагирования некоторых признаков, общих для целого

ряда вещей. Например, понятие "человек" получается откидыванием всех

признаков, характерных для каждого человека в отдельности, и концентрации

того, что является общим для всех: человек — это живое существо, наделенное

разумом больше, чем кто либо из животных (по крайней мере мы, люди

так считаем). Данное определение можно, в принципе, уточнить: у человека

одна голова, две руки, две ноги и т.д., но это уже излишне, так как

первое определение уже однозначно определяет сущность человека.

Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до

вещей, а после вещей. Некоторые номиналисты даже доказывали, что общие

понятия есть не более, чем звуки человеческого голоса. К таким

номиналистам принадлежал ,например Росцелин (XI-XII века). Если

углубиться в глубь этого вопроса, то довольно сложно встать на какую-то

определенную сторону баррикады, но я больше склонен все-таки к теории

номиналистов, хотя бы потому что одни и те же вещи могут быть по-разному

определены, то есть теряется единственность определения, одно и то же

понятие становится неоднозначным множественным определением (а может это

наследие коммунистического атеистического воспитания?).

Однако, с другой стороны, если взять какой-нибудь математический

объект, например, отображение, то понятие само по себе реально, то есть

оно существует, а предмета как такового нет, так как это придуманный

человеком абстрактный объект. Данная ситуация не вписывается в рамки

номинализма, так как существует понятие, не существует вещи: понятие до

вещи. Теперь возьмем другой пример — понятие алгоритма. Как известно всем

математикам-программистам, определения понятия алгоритма не существует

(точно так же, как не существует определения множества), однако сам алгоритм

как написанный на бумаге текст, как электрические заряды в памяти

компьютера, как просто некоторая последовательность действий, совершаемая

каким-то живым существом, например человеком, существует. Построена

Теоцентризм – это историческая форма выражения субъекта, его особогоместа в мироздании. В условиях, когда человек еще связан теснейшими узами совсеми природными реалиями и ро­довыми отношениями, но уже начинает осознаватьсвою специфич­ность, единственным приемлемым принципом оказывается прин­ципабсолютной личности, принцип Бога. Роль субъекта уже выделена, но не настолько,чтобы ее в полной мере относить к от­дельным людям. Принцип абсолютной личности- это результат более глубокого, чем в античности, понимания субъективного.Проанализировав основные положения философии средних веков, можносказать, что средневековая философия в целом теоцентрична: все основныепонятия средневекового мышления соотнесены с Богом и определяются черезнего.

35Патристика: Августин Блаженный.

36 Схоластика: Фома Аквинский

37 Философия эпохи Возрождения: основные направления и представители.

Источник: megaobuchalka.ru

В Средние века наука пришла в упадок. Место науки заняла религия.

Основные проблемы, которые обсуждались в средневековой философии:

  1. Теодицея – проблема оправдания Бога. Существование доброго и всемогущего Бога приходит в противоречие с существующим в мире злом. Или Бог не хочет уничтожить зло, а значит он не добр, или не может, а значит он не всемогущ.
  2. Проблема свободы человеческой воли. Принцип провиденциализма приходит в противоречие с догматом, согласно которому человек сотворён свободным.
  3. Проблема универсалий. Философы-реалисты утверждали, что универсалии (общие понятия) существуют реально в божественном разуме. Философы-номиналисты утверждали что реально существуют лишь единичные предметы, а универсалии – это имена, которые человек даёт предметам.

Особенности:

  1. Теоцетричность – бог в центре создания мира.
  2. Понимание бога и человека. У средневековой философии было учение о человеке, согласно нему человек не только создан Богом, но и подобен ему. Однако природа чело­века двойственна. В нем есть не только нечто духовное, но и нечто телесное, гре­ховное. Для преодоления своей греховно­сти человеку и нужна постоян­ная поддержка церкви.
  3. Тотальное господство объективного идеализма (Объективный идеализм — совокупное определение философских школ, подразумевающих существование независящей от воли и разума субъекта реальности внематериальной модальности.)

Этапы развития:

I этап – апологетика (Iв н.э-Vв н.э.). Его главными адептами были Квинт СептимийФлорент Тертуллиан и Климент Александрийский. Апологетические особенности средневековой философии кратко можно охарактеризовать как борьбу с языческими представлениями о мироустройстве. Вера должна быть выше разума. Что в христианстве невозможно проверить, то следует принять как истину от Бога, не высказывая сомнений или несогласия. Вера в Бога не должна быть рациональной, но она должна быть несокрушима.

IIэтап  —Патристика (Vв н.э – IXв н.э) . Теперь философы требуют принимать всё приходящее от Него как благословение, как чудесный и полезный дар. Средневековая философия кратко и доходчиво доносит Благую Весть до язычников через организацию крестовых походов. Кто не с христианской церковью, тот против неё, огнём и мечом выжигалось инакомыслие. Блаженный Августин Аврелий в своей «Исповеди» неверие в Бога и греховные желания человека определяет как основные проблемы средневековой философии. Он утверждает, что всё хорошее в мире от Бога, а плохое – от злой воли человека. Мир создан из ничего, поэтому всё в нём изначально задумано как добро и польза. Человек имеет собственную волю и может управлять своими желаниями. Человеческая душа бессмертна и сохраняет память, даже покинув свою земную обитель – физическое тело человека. Представители: Иоанн Златоуст, Василий Великий, Григорий Нисский и другие выработали учение, положенное в основу хистианского мировоззрения.

III этап – Схоластика (Xв н.э –XIIIв н.э) .Термин обозна­чает «школьную философию», мудрость, которой обучают в монастырских школах и университетах. Проблемы соотношения веры и разума, единичного и об­щего, по-прежнему в качестве важнейших тем сохраняются вопросы о бытии Бога, возможности спасения души и т.п. Цен­тральную проблему зрелой схоластики составляет спор об универсалиях — общих идеях, об отношении единичного к об­щему и о реальности существования общего. Представители: Иоанн Скот Эриугена, , Петр Абеляр, Ансельм Кентерберийский, Росцелин.

Средневековая схоластическая философия. Фома Аквинский и его философско-богословская система.

В истории средневековой схоластики выделяют три периода:

Основным вопросом всей средневековой схоластики был вопрос о месте и роли «универсалий»(общих понятий, типа: «человек», «животное», «предмет» и пр.) в структуре бытия и процессе познания. При ее решении среди средневековых мыслителей появились два противоположных направления: реализм и номинализм:

реализм (средневековый реализм; лат. realis – вещественный): универсалии существуют реально, обладают самостоятельным бытием и предшествуют существованию единичных вещей,поскольку Бог при творении мира сначала создал основные идеи («универсалии»), а затем воплотил их в материю (И.С.Эриугена, Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский);

номинализм (лат. nomen – имя, наименование): универсалии не существуют реально как самостоятельные сущности, а являются лишь именами вещей; Бог сразу сотворил все многообразие единичных вещей, которым люди позже, в процессе их познания, придумали «имена» (Пьер Абеляр, Уильям Оккам).

1) ранняя схоластика (IX –XII вв.), представители: Иоанн Скот Эриугена (815 – 877), Петр Дамиани (1007 – 1072), Ансельм Кентерберийский (1033 – 1109), Пьер Абеляр (1079 – 1142);

В этот период сложились основные принципы схоластической философии, ее главные проблемы: соотношение веры и знания, общего и единичного (спор об универсалиях) и др.

В этот период в схоластике сложились основные подходы к вопросу о соотношении веры и разума.ТакАнсельмКентерберийский ставил веру выше разума, считая ее основой рационального познания: «верую, чтобы понимать».Прямо противоположную точку зрения отстаивалПьер Абеляр,. В работе «Да и нет» он писал: «Вера, не просветленная разумом, недостойна человека», отсюда вытекал принцип «понимаю, чтобы верить».

2) зрелая, или «высокая» схоластика (XIII в.); наиболее значимые мыслители этого периода — Роджер Бэкон (ок. 1214 – 1294) и Фома Аквинский(1226 – 1274); возникла в связи с дальнейшим развитием городской средневековой культуры, возникновением университетов, которые стали основными центрами преподавания наук и философии (особенно Парижский и Оксфордский университеты). В этот период в схоластике происходит постепенное вытеснение платонизма и неоплатонизма философским учением Аристотеля.

Фома Аквинский — работы: «О сущем и сущности», «Сумма против язычников» (известна также под названием «Сумма философии») и неоконченная работа «Сумма теологии».

Фома Аквинский является создателем логически стройной и энциклопедически универсальной системы христианской философии на основе теологической интерпретации аристотелизма.

Фома Аквинский сформулировал принцип «гармонии веры и разума». В соответствии с этим принципом Фома разграничил знание на философию и теологию, считая их самостоятельными науками. Предметом теологии являются «истины откровения», предметом философии – «истины разума». Основная задача теологии – изложение основанных на вере «истин откровения»; задача философии – сделать положения веры доступными человеческому разуму. Следовательно, хотя вера и разум принципиально различны, они образуют «гармоническое единство», ибо служат одной конечной цели: постижению Бога. Фома Аквинский создал «естественную теологию», в основу которой он положил пять сформулированных им доказательств бытия Бога. Опираясь на философию Аристотеля, Фома трактует Бога как «первопричину», «конечную цель», «чистую форму», «чистую актуальность» и т.п. «Естественная теология», таким образом, использует философию и принципы разума для того, чтобы сделать истины Откровения более близкими и понятными уму человека.

В споре между номиналистами и реалистами Фома Аквинский занял позицию «умеренного реализма». Он считал, что универсалии существуют в трех разновидностях:

— «до вещи» – в Божественном разуме до сотворения мира;

— «в вещи» – будучи воплощенными в материю при творении мира Богом;

— «после вещи» – в виде понятий, возникших в человеческом мышлении при изучении мира; понятия остаются, даже когда сами вещи уже не существует.

Фома Аквинский предложил оригинальное решение проблемы теодицеи. В соответствии с его учением, зло в мире имеет три источника:

Во-первых, это неправильные действия человека, который не умеет пользоваться «дарами Бога» – природными явлениями. Подобно тому, как мать не может всю жизнь носить любимое дитя на руках (иначе оно не научится ходить), так и Бог не вмешивается в человеческие дела, иначе люди так и останутся беспомощны и не сумеют овладеть стихией воды, огня и т.п.

Во-вторых, Бог иногда не пытается предотвратить зло во имя неких благих целей: так, если бы Бог не допустил гибели святых великомучеников, у христиан не было бы примера подвига во имя веры, понимания значимости истинной веры для спасения души и т.п.

В-третьих, Бог иногда наказывает людей за тяжкие грехи, насылая на них болезни и бедствия. Таким образом, по логике Фомы Аквинского, все, что люди называют «злом», представляет собой лишь результат человеческих неправильных действий, а также стремление Бога воспитать человечество, наставить его на путь истинный.

Учение Фомы Аквинского- «томизм» (от латинского варианта его имени — Thomas) со временем стало ведущим направлением в католической теологии и философии, а в 1879 году было провозглашено «единственно верной философией католицизма».

3) поздняя схоластика (XIV –XV вв.); самый крупный представитель – Уильям Оккам (1285 – 1349); этот период принято считать началом упадка данного типа религиозной философии, который продолжался уже за пределами Средневековья, в эпоху Возрождения и Нового времени. характеризуется какпериод начала кризиса схоластической философии,который был обусловлен целым рядом объективных факторов: кризисом феодальных отношений и зарождением в недрах феодализма элементов буржуазного строя, отделением философии от теологии и постепенным развитием научных знаний, секуляризацией духовной жизни вследствие падения политического могущества и идеологического влияния церкви и т.п.

Источник: studopedia.net

Как известно, согласно исторической науке 5-15 вв. является одним из значительнейших периодов для философии. Средневековая философия была наиболее характерна для стран Европы и Ближнего Востока и подарила миру таких великих философов, как Августина Блаженного, Фому Аквинского и Григория Паламу. Хотелось бы отметить, что актуальность данной темы достаточно высока по причине того, что способы философствования тех времен были очень своеобразными и отличались от философии других периодов развития философии как науки, при этом данные способы философствования просуществовали большой промежуток времен, измеряемый в тысячах лет! Особенность cредневековой философии обусловлена тесной связью философии как таковой и христианской религией. Если сравнивать философию cредних веков и античности, то можно сделать следующий вывод: Средневековая философию скорее является непосредственным продолжением античной мысли, но с присутствием иной системы осмысления Бога, Мира и самого Человека.

Но, как и у всех этапов развития философии, у средневековой философии существуют свои определенные «минусы», или проблемы.

Прежде всего, необходимо отметить, что средневековую философию можно разделить на три основных периода: Патристика, Схоластика и Мистика.

Первый период, а именно Патристику, можно связать с древнегреческой философией в ее платоновской и аристотелевской традициях.Патристику называют совокупностью теолого-философских взглядов «отцов церкви», взявшихся за обоснование христианства и опирающихся на античную философию, в наибольшей степени на идеи Платона.

Второй период, Схоластика, имеет иной источник формирования в отличие от Патристики. Главным, на что мыслители данного периода опирались, является Священное Писание, которое, как раз таки, и стало большим поворотом для философии в русло христианства. Схоластику относят к такому типу философствования, при котором средствами разума человека пытаются обосновать принятый на веру идеи и формулы. Схоластика вполне сознательно относит себя к науке, которая поставлена на службу теологии, что и является ее отличительной особенностью. Значительную роль в философскую науку этого периода сыграл известный философ Фома Аквинский.

Последний, третий период – Мистика. Как известно многим, Мистика – это вера в сверхъестественные силы, и с этими силами человек способен общаться каким-то особым, таинственным способом.

Теперь, собственно, можно перейти к основной теме данной работы, а именно к проблемам философии средних веков.

Первую проблему можно коротко сформулировать как проблему души и тела. Опираясь на христианское нравоучение, нужно отметить тот факт, что Иисус Христос был воплощен в человека, чтобы своей смертью искупить грехи людей и таким образом подарить им спасение. Если ранее везде преобладало представление о несовместимости чего-то божественного и человеческого, то в средние века возникла мысль о возможности слияния этих двух начал. Но помимо этого, в те времена появилось положение о воскресении во плоти. И конечно же, средневековое сознание убеждалось в том, что, когда наступит время, человек воскреснет в своем телесном облике, так как христианское учение повествует: «Душа не может существовать вне тела». Считалось, что человек состоит из духа, души и тела. Дух не принадлежит человеку, был дарован ему Богом и всегда стремится к добру и истине. Душа –есть человеческое «Я», она выбирает между добром и злом. Как правило, душа должна подчиняться духу, а тело – душе. Но иногда человек предавался низшим удовольствиям, влечениям и страстям, так сказать, по причине двойственности души. Следовательно, человек оказывается греховным существом. И тем самым можно сказать, что зло исходит исключительно от самого человека, отего злоупотреблением свободой, которую даровал ему Бог. Вследствие этого и возникла одна из основных проблем средневековой философии, а именно появился средневековый аскетизм, который и ставил целью воспитания плоти для подчинения ее высшему, духовному началу, в будущем.

Второй проблемой средневековой философии можно назвать проблему человека как подобия и образа Божьего. Философы средневековья и нового времени по-разному отвечали на вопрос: «Что же такое человек?», при этом предпосылки оставались общими.  Первой предпосылкой к данному вопросу можно назвать понимание человека как «разумного животного». То есть человек — это существо, наделенное разумом, и благодаря этому отделенное от животного мира. Разум дает человеку превосходство и господство над другими существами. Декарт же истолковал разумность как умение «правильно судить и различать истинное от ложного». Второй – библейское определение сущности самого человека как «образа и подобия Божьего».

Исходя из этого средневековые философы задавались другими вопросами: «Что такое разум и что такое животность?», «Какое из начал превосходит в человеке больше: разумность или животность?»  и «Какое из них имеет большее значение для человека, а без какого он может обойтись?»

Аристотель, например, утверждал, что человек — это животное, то есть тело, наделенное душой, только в отличие от зверей она еще и разумна. Платоники же разумную душу принимали как сущность человеческую, а человек — низшая ступень в длинной лестнице иерархии разумных существ, то есть ангелов и демонов, душ и богов.

Средневековые философы утверждали, что между человеком и всей Вселенной находится непреодолимая пропасть. Человек — пришелец из рая, который должен опять туда вернуться, несмотря на то, что он растет и питается как растения, сотворен из воды и земли, перемещается и чувствует как животное, — но он связан родством не только с ними, но и с Богом.

Также хотелось бы подчеркнуть отношение человека к природе в данный период времени. Так как в средневековье формируется совершенно новое воззрение на мир, природа теперь не есть нечто самостоятельное. Бог всемогущ, он творит природу и помимо этого, вопреки естественному ходу вещей можеттворить чудеса. Из этого следует, что природа отодвигается на второй план и теперь важнейшим предметом познания становится познание Бога и души человека. Даже если и возникает некий интерес к природе и ее явлением, то исключительно в выступлении в качестве символов, которые указывают на что-то высшее, божественное. Человек уже занимает лидирующую позицию над всей природой как ее царь и, так как Человек – образ и подобие самого Бога, он вообще выходит за пределы, рамки природы и становится как бы над нею.

Но, несмотря на все вышеперечисленное, все же центральную роль в проблематики средневековой философии играла загадка статуса универсалий, затрагивающая вопросы соотношения общего и единичного, абстрактного и конкретного. И как следует из истории философии, основной вопрос гласил: «Приписывать ли собственное бытие только лишь универсалиям, если считать конкретные, определенные вещи их несамостоятельными видами, или реальным бытием обладают только конкретные вещи, а универсалии суть просто имена, присвоенные им человеком?» Но особую остроту данной проблеме придавало то, что она обсуждалась скорее не как чисто философская проблема общего и отдельного, а с взаимосвязью с определенными богословскими проблемами. Для католической церкви и ее учений одинаковую опасность составлял и крайний реализм, и крайний номинализм – особенно в связи с положением о триединстве Бога. Так, крайний номинализм отказывался от идеи единства трех ипостасей Бога, в то время как крайний реализм – от идеи троичности единого Бога.

Отрицать не стоит, действительно, в средневековой философии существовала некая однотонность. Но, несмотря на все это, она внесла большой вклад в философскую науку и стала достаточно значительным этапом в развитии философского познания мира. Главным образом, заслуживает внимания и тот факт, что стремление данной философии направлено на то, чтобы полнее постичь духовный мир человека и приобщить его к более высокому, а именно к Богу. Философия средних веков сделала большой шаг от натуралистических представлений к осознанию индивидуальности человеческого духа и историчности человека. Отсюда получили свое зарождение такие науки, как герменевтика и семиотика.

 

Список литературы:

  1. Батурин, В. К. Философия науки: учебное пособие / В. К. Батурин. – Москва: ЮНИТИ–ДАНА, 2012. – 303 с.
  2. Гриненко Г.В. История философии: учебное пособие. Мн.: Юрайт-Издат, 2004 – с. 14
  3. Канке, В. А. Философия: исторический и систематический курс: учебник / В. А. Канке. – Москва: Логос, 2014. – 375 с
  4. Малышевский А. Ф. История философии: учебное пособие: Высшая школа, 2003. – с. 358
  5. Нерсесянц, В. С. Философия права: учебник / В. С. Нерсесянц. – Москва: Инфра–М, 2013. – 835 с. 
  6. Осипов, А. И. Философия и методология науки: учебное пособие / А. И. Осипов. – Минск: Беларуская навука, 2013. – 285 с.http://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=3364 (дата обращения 23.11.2016)
  7. Спиркин А.Г. Основы философии: учебное пособие: Наука, 2002. — с.698
  8. Чернышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии: учебное пособие: Высшая школа, 1991. –с. 603
  9. Философия: учебное пособие / А. М. Руденко, С. И. Самыгин, Е. Ю. Положенкова. – Москва: Инфра–М, 2013. – 302 с.  Философия: учебник / Н. Ф. Бучило и др. – Москва: Проспект, 2013. – 358 с.http://www.zavtrasessiya.com/index.pl?act=PRODUCT&id=3364 (дата обращения 23.11.2016)

Источник: sibac.info


Categories: Философия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.