СУБСТРАТ

от лат. sub — под и stratum — слой, пласт; позднелат. substratum — основа, фундамент) — основа существования, выступающая в качестве всеобщей сущности, неизменных первоначал и принципов, единство всего многообразия существующего. Термин «субстрат» введен схоластами 14 в. для обозначения реальных индивидных объектов (Петр Ауреоли в In Sent. I d, 35, q. 4, a. 1 говорит о сингулярном субстрате). Субстрат нередко отождествляется с понятием материи и субстанции.

В качестве субстрата в раннеантичной философии рассматривались стихии или первоначала: вода у Фалеса, воздух Анаксимена и Диогена Аполлонийского, огонь у Гиппаса и Гераклита, атомы у Демокрита. Платон и Аристотель считают материю (hyle) одним из первопринципов наряду с формой. Становление предполагает, что существует нечто такое, что становится. Аристотелевская «форма.» находится в чем-то «другом», «отличном от нее, т. е. в материальном субстрате» (Met., VII. 2 1937 а29, b3).

В философии Нового времени в качестве субстрата рассматриваются носители, которыми могут выступать веши (субстанции), в чьем существовании нуждаются свойства и отношения (акциденции). При этом субстрат не отождествляется с неким материальным носителем, коль скоро одни акциденции могут выступать в качестве субстрата (носителя) в отношении других.


Локк, анализируя генезис идеи субстанции, считает, что предположение о субстрате связано со склонностью принимать сложные идеи за простые и с допущением существования и возникновения простых идей из некой подосновы (ЛоккДж. Соч., т. 1. M., 1985, с. 345—346), называемой им также субстанцией. Для Беркли субстрат тождествен субъекту. Согласно Беркли, не может существовать немыслящей субстанции или немыслящего субстрата идеи, восприятий и т. д. (Беркли. Соч. М-, 1978, с. 174). Лейбниц подчеркивает, что идея как чего-то поддерживающего простые идеи, на чем они покоятся и из чего они происходят, является метафорической и «ничего не означает». На деле же мы мыслим «несколько предикатов в одном и том же субъекте» (Лейбниц. Соч., т. 1. M., 1983, с. 218—219). Тем самым трактовка субстрата тесно связана с пониманием взаимоотношений первичных и вторичных качеств, простых и сложных идей.

В «Науке логики» Гегеля субстрат — категория, фиксирующая безразличие, неразличенность гомогенного количества (напр., вещества) относительно различных мер измерения (стакан или ведро воды) и образующая переход к сущности (Наука логики, т. 1. М„ 1970, с. 471-476).


В философии Нового времени наряду с критикой понятий субстрата и субстанции существуют и универсалистское и более конкретное понимание субстрата как совокупности относительно простых, качественно элементарных образований, взаимодействие которых и обусловливает свойства вещей и процессов. Так, субстратом химических реакций являются атомы, остающиеся устойчивыми при превращении различных веществ. В философии кон. 19 — нач. 20 в. в развернулась критика понятий субстрата и субстанции за удвоение мира, за эссенциализм и т. д. (феноменализм, неопозитивизм и др.). Субстратный подход, будучи неявно одним из принципов редукционизма, претендует на то, что познание субстрата различных конкретных вещей и процессов, раскрытие их структуры и законов их отношений полностью определяет все свойства и характеристики объектов. Так, в биологии в качестве субстрата различных процессов могут рассматриваться молекулы ДНК и РНК, белковые вещества и т. д. Ясно, что понятие субстрата неадекватно при анализе сложных форм процессов. Так, уже биологические объекты обладают свойствами, не выводимыми из свойств образующего их субстрата. Тем более социальные объекты невозможно редуцировать к физико-химическому субстрату (См. также Субстанция, Субъект}.

А. Ю. Севальников

Источник: Новая философская энциклопедия

Источник: terme.ru

В античной философии

В период натурфилософии и в более поздние периоды античные философы предполагали, что в основе многообразия вещей лежит какой-либо один первоэлемент.

  • Фалес выделял воду, самую «бесформенную» материю в качестве первостихии.
  • Анаксимандр положил в основу мироздания апейрон(беспредельное или неопределённое), «никакую» саму по себе, но порождающую четыре стихии и целый мир определённых вещей.
  • Анаксимен определил воздух — основой всего сущего.

  • Аристотель предположил, что первоэлементами являются 5 стихий: воздух, вода, земля и огонь и эфир (небесная субстанция). Каждый элемент представляет собой одно из состояний единой первоматерии — определённое сочетание основных качеств — тепла, холода, влажности и сухости:
  • Тепло + сухость = Огонь
  • Тепло + влажность = Воздух
  • Холод + влажность = Вода
  • Холод + сухость = Земля.
  • Пятый же элемент эфир — начало движения.
  • Стоики рассматривали первоэлементом огонь, который они отождествляли с внутренним я человека. Также огонь как основу всего сущего выделял Анаксагор из Клазомен.

В неоплатонизме

В неоплатонизме была выстроена иерархия Бытия по нисходящим ступеням. Над всем существует неизреченное, сверхсущее Единое (Благо), которое является единым, сверхмировым, сверхразумным, неизреченным, непознаваемым первоначалом всего сущего. Оно эманирует в Ум, где происходит его дифференциация на равносущее множество идей. Ум эманирует в Душу, где появляется чувственное начало и образуются иерархии существ демонических, человеческих, астральных, животных; образуются умственный и чувственный Космос.

В индуизме


Таттва — изначальная субстанция, первоэлемент в индуистской метафизике (особенно в философском направлении санкхья). Этим термином так же обозначается процесс непосредственного «познания» пяти первоэлементов. Слово таттва состоит из двух частей: тат (санскр. तत्, «этот, такой») и твам (санскр. त्वम्, «ты, тебе»). В данном контексте термин обозначает таковость, истинную сущность или качество всего. По сути своей герменевтическая трактовка описывает два слога этого слова как божественную природу (тат) и индивидуума (твам) — «Вселенная есть ты» (см. тат твам аси). Указанная трактовка напрямую связана с концепцией отношений макрокосм-микрокосм.

В китайской философии

У-син — (Пять элементов; пять стихий; пять действий) — одна из основных категорий китайской философии; пятичленная структура, определяющая основные параметры мироздания. Помимо философии, широко используется в традиционной китайской медицине, гадательной практике, боевых искусствах, нумерологии. Включает в себя пять классов (Дерево, Огонь, Земля, Металл, Вода), характеризующих состояние и взаимосвязь всех существующих предметов и явлений.

В европейском идеализме


В различных философских идеалистических школах античные идеи и христианские религиозные идеи о первоначале подверглись дальнейшей разработке.

В философии Гегеля

В основе мира лежит абсолютный дух. Только он вследствие своей бесконечности может достичь подлинного познания себя. Для самопознания ему необходимо проявление. Самораскрытие Абсолютного Духа в пространстве — это природа; самораскрытие во времени — история.

В русской религиозной философии

Философия С. Булгакова

Представления Булгакова во многом повторяют «Тимее» Платона. Как бытие, погруженное в водоворот возникновения и уничтожения, переходов и превращений, тварное бытие есть «бывание». Но за множественностью и многоликостью бывания необходимо предполагать единую подоснову, в лоне которой только и могут совершаться все возникновения и превращения. Эта универсальная подоснова бывания, из которой непосредственно возникает все возникающее, все вещи мира, и есть материя. Булгаков принимает относящиеся к ней положения античной традиции. Материя «третий род» бытия, наряду с вещами чувственного мира и их идеальными первообразами, идеями. Она есть неоформленная, неопределённая «первоматерия», materia prima потенциально сущее, способность выявления в чувственном. В своём онтологическом существе она, как и тварное бытие вообще, есть меон, «бытие небытие». Но эти положения дополняются другими, связанными, в первую очередь, с рождающей ролью материи.


Булгакову, она выступает как «Великая МатерьЗемля» древних языческих культов Греции и Востока, а также «земля» первых стихов Книги Бытия.
емля» и «мать» ключевые определения материи у Булгакова, выражающие её зачинающую и родящую силу, её плодотворность и плодоносность. Земля «насыщена безграничными возможностями»; она есть «всематерия, ибо в ней потенциально заключено все»[1]. Хотя и после Бога, по Его воле, но материя есть также творческое начало. Вслед за Григорием Нисским Булгаков рассматривает бытие мира как процесс прямо продолжающий источный творческий акт Бога непрестанно длящееся творение, совершаемое при непременном активном участии самой материи. Здесь концепция Булгакова оказывается на почве патристики, расходясь с платонизмом и неоплатонизмом; окончательный же свой смысл она получает в контексте христологии и мериологии. Земля-мать не просто рождает, изводит из своих недр все сущее. На вершине своего рождающего и творческого усилия, в его предельном напряжении и предельной чистоте, она потенциально является «Богоземлей» и Богоматерью. Из недр её происходит Мария и земля становится готовою приять Логоса и родить Богочеловека. Земля становится Богородицей и только в этом истинный апофеоз материи, взлёт и увенчание се творческого усилия. Здесь ключ ко всему «религиозному материализму» Булгакова[2].

Философия В. С. Соловьева

Соловьёв выделяет три стороны, с которых рассматриваются живые существа:


«i) внутренняя сущность, или prima materia, жизни, стремление или хотение жить, то есть питаться и размножаться — голод и любовь (более страдательные в растениях, более деятельные в животных); ii) образ этой жизни, то есть те морфологические и физиологические условия, которыми определяются питание и размножение (а в связи с ними и прочие, второстепенные функции) каждого органического вида; и, наконец, iii) биологическая цель — не в смысле внешней телеологии, а с точки зрения сравнительной анатомии, определяющей относительно целого органического мира место и значение тех частных форм, которые в каждом виде поддерживаются питанием и увековечиваются размножением. Самая биологическая цель при этом является двоякою: с одной стороны, органические виды суть ступени (частью преходящие, частью пребывающие) общего биологического процесса, который от водяной плесени доходит до создания человеческого тела, а с другой стороны, эти виды можно рассматривать как члены всемирного организма, имеющие самостоятельное значение в жизни целого».

См. также

  • Всеобщее
  • Первопричина
  • Нус (философия)
  • Монизм
  • Мировая душа
  • Стихия (алхимия)

Источник: dic.academic.ru

В общем, в любой трактовке категория бытия – центральная, исходная в философском осмыслении мира, и прежде всего – бытие человека. Но в таком виде бытие как самая общая и самая абстрактная, самая неопределимая категория, должна конкретизироваться. И следующей конкретизацией категории бытия в онтологии является категория субстанции.


Что такое субстанция? Когда говорят о критериях бытия, об определении бытия вообще, то речь идет о нахождении первоосновы бытия. Эта первооснова бытия и получила название «субстанция».

Само понятие субстанции имеет двойной смысл.Лат. substantia означает «сущность», а substantius означает «самостоятельность». Т.е. субстанция – самостоятельная (т.е. не зависящая ни от чего) сущность бытия. Наиболее подробно эту категорию разработал Спиноза. Он писал – «под субстанцией я разумею то, что существует само в себе и представляется само через себя, то есть то, представление чего не нуждается в представлении другой вещью, с которой оно должно было бы образоваться». То есть субстанция есть «причина самой себя», causa sui. Неизменная первооснова и сущность всех вещей, явлений, мыслей, всех уровней бытия, и объективного, и субъективного, и трансцендентного. Спиноза поясняет — «под причиной самого себя я разумею то, сущность чего заключает в себе существование». Иными словами, то, чья природа может быть представляема не иначе как существующее.

Здесь есть сложность для понимания – в субстанции Спиноза объединил два понятия, две философских категории – сущность и существование.



лый ряд философских направлений эти два понятия разделяло. Все материалистические направления из субстанции выводят материальное единство мира. В мире нет ничего, кроме материи и ее порождений. Поэтому человек порожден, это материальное некое явление, но он порожден мозгом, мозг является материальным субстратом или субстанцией сознания, и так далее. Для материализма единственной субстанцией является материя. А материя уже порождает все остальные виды реальности. А в религиозной философии, например, в католическом неотомизме критерием и единственной субстанцией, и даже не субстанцией, а основой бытия, является бог. А Спиноза объединяет эти два начала, и называет природу богом, или бога природой (так как являлся атеистом). Бог-Природа как основа всего сущего. Бог-Природу как субстанцию, первооснову всего существующего, по латыни Спиноза называет natura naturans – «природа порождающая» все многообразие вещей и явлений. А весь мир есть порождение Бога-Природы – natura naturata, «природа порожденная».

Субстанция существует, или, точнее, функционирует, реализуется через атрибуты. Атрибут – это такое неотъемлемое свойство, без которого что-либо перестает быть самим собой.Например, для человека атрибут – сознание. Если человек перестает мыслить, понимать окружающий мир, выделять себя из окружающего мира – он превращается в животное либо в растение. По Спинозе у субстанции, у Природы два атрибута. Это протяженность или пространственность (т.е. материя (природа) располагается в пространстве), и мышление (т.к. это Бог-Природа, порождающее все, в т.ч. и человека, обладающего мышлением. Чтобы это оправдать, Спиноза и называет Природу Богом, будучи атеистом).


А вот у Декарта эти спинозовские атрибуты назывались сами субстанциями. Т.е. у Декарта были две самостоятельные субстанции – протяженность и мышление.

Атрибуты у Спинозы реализуются через бесконечное множество модусов. Модусы – это и есть конкретные проявления через атрибуты единой субстанции — Природы. Модусов бесконечное число. Модусы – это все вещи, все явления, все мысли, все чувства, всё.

Понятие субстанции, или, точнее, категории субстанции как первоосновы бытия, нужно отличать от понятия субстрата. Если субстанция – первооснова (например, вся материя у материалистов, вся природа у Спинозы, бог у неотомистов), то субстрат – это материал (вещество – частный случай). Субстрат в переводе с латыни – «подстилка». В философию же понятие вошло в смысле «то, из чего сделано», материал, из которого явление состоит. Например, у Аристотеля, кувшин – из глины, корабль – из дерева и т.д. Т.е., как правило, речь идет о материальном субстрате. До рубежа XIX-XX вв. субстрат отождествлялся с веществом. На современном же этапе, когда известно, что кроме вещества есть еще и поле, философы к полю применяют понятие «субстрат» осторожно, поскольку поле – не вещество, хотя и вид материи.

Источник: studopedia.org

Окружающий нас материальный мир можно представить как специфически различающиеся, но генетически связанные неорганическую, органическую (живую) и социально организованную уровни материи. В каждой из них, в соответствии  с современным уровнем развития науки, следует выделить структурные уровни, качественно отличающиеся друг от друга и подчиняющиеся своим особым законам.

В неживой природе: 1) субмикроэлементарный, 2) микроэлементарный, 3) ядерный, 4) атомарный уровни и соответствующие им поля, 5) молекулы, в своей совокупности образующие микромир или атомный уровень организации неживой материи; 6) макромир, представляющий собой совокупность твердых, жидких и газообразных тел и явлений, или суператомный уровень организации неорганической материи; 7) планетарные системы; 8) звезды, галактики и системы галактик; 9) Метагалактики и 10) Вселенная, мир – мегамир в целом. Объекты микро-, макро- и мегамиров представляют собой вещественные формы организации материи (включая и антивещество), обладающие массой покоя. К невещественным формам материи относятся различные поля. Невещественным формам материи присуща не масса покоя, а так называемая масса движения, определяемая энергией соответствующих частиц, с которыми они неразрывно связаны различными взаимопревращениями. Современный уровень научных знаний позволяет сделать вывод, что на определенном этапе развития Метагалактики в некоторых планетарных системах могут создаться условия для возникновения из молекул неживой природы явлений органического живого мира. В живой материи можно выделить: 1) нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК) и белки как системы доклеточного уровня; 2) клетки и одноклеточные организмы; 3) многоклеточные организмы (растения и животные); 4) популяции; 5) виды; 6) биоценозы; 7) биосфера. На определенном этапе развития в биосфере возникают особые популяции животных, которые благодаря орудийной деятельности превращают биологические формы жизни в социально организованную материю. В рамках биосферы начинает развиваться принципиально новый тип материальной системы – человеческое общество.

        Однако, материя не является единственной категорией конкретизирующей бытие. Материальная реальность – лишь одна из сфер бытия. Задачу понимания бытия как имеющего в своей основе нечто самообусловленное, единое призвано решать понятие «субстанция» (от лат. — сущность, то, что лежит в основе), которое объединяет и дух и материю в единое первоначало мироздания.  В категории субстанции зафиксирована идея абсолютного начала, первоосновы, которая для своего обоснования не требует ничего другого. Поскольку субстанция есть первопричина, все в себя вклю­чающая и не предполагающая никакого иного основания или условия для себя самое, она исключает возможность любого, не­зависимо от нее существующего образования (Бог, идея, самосознание, душа или экзистенция) — т.е. она субстанция единствен­на) Применение понятия субстанции во множественном числе невозможно. Определению этого понятия противоречит идея о множественности субстанций, так как при наличии двух или не­скольких претендующих на подобный статус образований ни одно из них таковым не является. В этом состоит парадокс суб­станциональности. Самореализация субстанции происходит в атрибутах — всеобщих, неотъемлемых свойствах явлений и модусах — кон­кретных, частных свойствах предметов. Вслед за Э.И. Ильенковым субстанцию определяют как объективную реальность, рассматриваемую со стороны ее внутреннего единства, безотносительно ко всем тем беско­нечным многообразным видоизменениям, в которых и через которые она в действительности существует; как материю в аспекте единства всех форм ее движения, всех возникаю­щих и исчезающих в этом движении различий и противопо­ложностей.

С категорией "субстанция" определенным образом связано понятие суб­страт (от позднелат. Substratum — подстилка, основа), которое толку­ется как самый нижний и фундаментальный слой реально­сти. Такой основой в атомистических учениях древности выступали атомы. Всякий конкретный субстрат выражает специфическую определенность тех или иных формообра­зований, их качественную неоднородность. В современном по­нимании, субстратом известных физических процессов высту­пают элементарные частицы и фундаментальные взаимо­действия (сильное, слабое, электромагнитное и гравитацион­ное). Субстратом химических процессов предстают атомы, остающиеся устойчивыми при образовании и превращении различных веществ. Субстратом биологических процессов служат молекулы нуклеиновых кислот (ДНК и РНК) и бел­ковых веществ, выступающие в качестве элементарных "единиц жизни". Субстратом социальной жизни является че­ловек, целесообразная деятельность которого лежит в осно­ве всех социальных изменений

Источник: studfilosed.ru

Источник: putksebe.xyz

Проблемы определения

фото 745

Четкое определение субстанции – неразрешенная проблема в философии. Найти одно определение для этого понятия невозможно. Поскольку она – единое первичное начало всего мироздания, то ее невозможно разделить на отдельные элементы. Из нее состоят все предметы, включающие материальные (физические тела) и нематериальные (душа, чувства, мысли).

Чтобы определить субстанцию, необходимо выделить общие черты предметов и прийти к атрибуту – принципу работы субстанции. Один из философских подходов предлагает рассматривать атрибуты, как иерархичную систему, каждый из элементов которой влияет на субстанцию независимо друг от друга.

История возникновения понятия

Субстанция – одно из первых определений, возникших в философии. Оно обозначает сущность – то, что лежит в основе мироздания.

  1. Античная философия: субстанцию понимают как субстрат. Он – первооснова, из которой состоят предметы материального и нематериального мира.
  2. Патристика: Бог – отдельный вид субстрата, отличающийся от других сущностей. Они были созданы Богом, поэтому обладают сходными с Ним качествами, но не могут ему уподобиться.
  3. Схоластика: под сущностью в первую очередь рассматривают возможность (потенциал). Он противопоставляется действительности (актуальности).
  4. Средние века: в эпоху Средневековья основное внимание уделяется не самой материи, а ее формам: номинализму и рационализму.
  5. Новое время: выделяется несколько отдельных взглядов. В онтологическом понимании, она воспринимается как предельное основание бытия. Также она рассматривается как центральная категория метафизики: она отождествляется с Богом и Природой. Субстанция едина или приобретает атрибут множественности.
  6. Романтизм: субстанция сливается с понятием сущности, и почти исключается из гносеологического поля деятельности.

В современной философии субстанция – универсальное определение.

Разные периоды развития философской мысли

В переводе с латинского термин «субстанция» буквально обозначает: основа, сущность. В философии она – ключевая категория мышления. Ее используют как обозначение всего сущего, единого начала. Субстрат в философии – близкое к субстанции понятие. Оно обозначает материал – то, из чего все сделано. Оно одновременно означает первооснову всего, единство и однообразие всех предметов, явлений и процессов.

Согласно конкретной концепции, уже в античной философии выделяли несколько классификаций первоосновы. Фалес, Гераклит и Демокрит под первоосновой понимают материю, как стихию: огонь, воду, землю и воздух, а также атомы. Пифагор и Платон в качестве субстанции называют нематериальные определения: дух, мысли. По Декарту, в основе всего лежит дуализм: мыслящая и материальная. Лейбниц и Поппер допускают плюрализм – множественность.

Представители милетской школы, Анаксимандр и Анаксимен, были основоположниками становления философского подхода к поиску ответов на вопросы бытия. Анаксимандру принадлежит идея о бесконечности миров. Вещество, из которого состоит Вселенная, он называл айпероном. Согласно Анаксимандру, целое изменяться не может, но его отдельные части изменяются. Анаксимен полагал, что первоначало всего воздух – бесконечная легкая материя, влияющая на процессы, происходящие с вещами.

Аристотель, создатель научного подхода в философии, называл субстанцию основой, неотделимой от каждой вещи. Он разработал концепцию строения мира, в которой были отдельные категории, подчиняющиеся иерархии.

В упрощенном виде в концепции было три категории:

  • субстанция;
  • состояние;
  • отношение.

По Аристотелю, форма предмета определяет его сущность. Впоследствии из этой идеи развилась потребность разделить первоначало на телесное и духовное.

Фома Аквинский разделял все сущее на субстанцию и акциденцию. Под акциденцией он понимал физические признаки: вес, размер, форму. Они определяют субстанцию – внутреннюю сущность предмета.

В философии понятие субстанции рассматривали с двух точек зрения. Бэкон считал, что субстанция связана с формой конкретный вещей, она – основа бытия. Декарт трактовал ее как исключительно метафизическое явление. Отдельный вид– душа, ей наделен только человек, и он, в отличие от животных, приближен к Богу. Бог – основная субстанция (духовная), а все остальное – материальное, созданное им.

Спиноза объяснял взаимоотношение частей вещества на основе пантеистического монизма. Мышление и протяженность в его представлении являются не отдельными видами субстанции, а двумя атрибутами единой субстанции. Лейбниц продолжил его идею, но он рассматривал Бога не как часть телесного мира, а как отдельную, возвышающуюся над ним, категорию.

фото 746

Кант рассматривал субстанцию через гносеологический анализ. Он полагал, что она – нечто, способное внутренне изменятся. Философии необходимо понятие субстанции для объяснения явлений, поэтому ее нельзя удалить из научно-теоретического подхода. Западная философия относится к этому понятию в философии негативно: оно рассматривается как лишний элемент, который проник в науку как ненужный способ удвоения мира.

Материя в философии

Наблюдая за окружающим миром, философы с удивлением отмечали некоторые закономерности во всех без исключения процессах. Они обнаружили, что некоторые свойства вещей не изменяются, а процессы постоянно повторяются. Возможность вещей сохранять свою основу философы назвали первоматерией. У представителей разных школ были свои взгляды на природу, но они сходились во мнении, что все вещества состоят из неоднородной материи. Уже в V веке до н. э. появилась теория, предполагающая существование атомов.

В XIX веке теория об атомах находила все больше подтверждений. Благодаря развитию физики стало возможным наглядное доказательство существования микрочастиц. Было выяснено, что атом имеет свое собственной строение: электроны. Изучение атомов подтолкнуло философию к поиску новых путей познания структуры материи.

Мнения философов разделились. Одни считали, что к материальному можно отнести то, что осязаемо. Но некоторые явления невозможно воспринимать через органы чувств. Появилось новое определение материи, как вещества без физических свойств. Кто-то представлял ее как совокупность электронов, кто-то – как комплекс ощущений или энергию.

Неуничтожаемость – главный атрибут материи. Материя изменяется, но она не исчезает бесследно и не уменьшается. Когда она приходит в движение, энергия накапливается, и переходит в другое состояние. Любой объект существует только во взаимосвязи с другими объектами. Каждый элемент материи оказывает влияние на другие. Он имеет свои причины действия и приводит к следствию.

Разные взгляды на материю послужили разделению философов на идеалистов и материалистов. Первые полагают, что мир происходит из духовного начала, вторые опираются на материальное, как единственное проявление окружающего мира.

Структура материи

Строение материи прерывистое и неоднородное. Ее частицы имеют разную величину и структуру. В состав материи входят:

  • атомы;
  • молекулы;
  • радикалы;
  • коллоидные частицы;
  • макромолекулы;
  • комплексы.

В строении материи есть противостояние. Все ее частицы обладают волновыми свойствами. Каждое волновое поле – совокупность частиц.

Структурные уровни материи:

  • субмикроэлементарный;
  • микроэлементарный;
  • ядерный;
  • атомный;
  • молекулярный;
  • макроскопический;
  • космический;
  • органический;
  • биологический;
  • социальный;
  • метасоциальный.

Помимо материи, из которой состоят космические тела, существует диффузная материя. Она состоит из разобщенных атомов и облаков газа. Космические тела, обладающие большей плотностью, свободно перемещаются в диффузной материи.

Зарождение жизни в Космосе произошло в результате усложнения материи. Постепенно вещества, находящиеся на молекулярном уровне развития, привели к образованию простейших органических соединений. Они усложнялись, пока не перешли на биологический уровень – доклеточную форму существования белка. Из белка сформировались клетки, которые распространились по всей поверхности Земли. Одноклеточные организмы эволюционировали, преобразовывались в многоклеточных животных. Вершиной эволюции является человек – высший примат.

фото 747

Ученые допускают существование еще одного уровня развития материи – космической цивилизации. Интеллектуально, она равна человеческой или превосходит ее. Поиск возможности для контактов с внеземными цивилизациями – задача современной науки.

Источник: mystroimmir.ru


Categories: Философия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.