МИРОВОЗЗРЕНИЕ – это обобщающая, целостная система представлений о мире, человеке и его месте в мире и в обществе, об отношениях «человек – мир», «человек – человек» и т.д. Понятие мировоззрения шире понятия философии, так как философия формируется на основе того или иного мировоззрения. И если мировоззрением обладает каждый человек, то философией, как теоретической дисциплине, далеко не каждый.

ВИДЫ МИРОВОЗЗРЕНИЙ.

Обычно выделяют такие виды мировоззрений, как МИФОЛОГИЧЕСКОЕ, ОБЫДЕННОЕ, РЕЛИГИОЗНОЕ и НАУЧНО-ФИЛОСОФСКОЕ.

Первое, дофилософское, мировоззрение – МИФОЛОГИЧЕСКОЕ. Это взгляд на мир с позиций мифа. Миф – исторически первый способ объяснения человеком окружающего его мира и своей собственной жизни. Для мифического мышления характерны анимизм, то есть наделение мира душой, антропоморфизм – придание человеческого облика предметам и явлениям, магия – предположение о непосредственной зависимости объективных явлений от субъективных переживаний и мыслей вне материального (практического) воздействия на них. Миф не предполагает причинного объяснения устройства мира или его отдельных явлений, ограничиваясь рассказом о его происхождении (генезисе). Иными словами, в мифе недостаток истинного знания природы и человека восполняется продуктами воображения и фантазии.


ОБЫДЕННОЕ МИРОВОЗЗОЕНИЕ – это взгляд на мир, опирающийся на личный жизненный опыт, суеверия, привычки и традиции. Обыденное мировоззрение непоследовательно и слабо защищено от ошибок. Оно ставит вопрос о том, что есть, но не ставит вопрос «почему?».

РЕЛИГИОЗНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ – это взгляд на мир и человека с позиций той или иной религии. Для любой религии характерно: 1. наличие религиозной идеологии (того, во что верят люди); 2. вера в сверхъестественное (чудо); 3. религиозный культ или система ритуалов; 4. особая организация.

НАУЧНО-ФИЛОСОФСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ – это взгляд на мир с позиций достижений современной (в данную историческую эпоху) науки и философии. Это наиболее последовательное мировоззрение, хорошо защищённое от ошибок. Оно ставит вопрос «почему?» и дает на него свои ответы.

СТРУКТУРА МИРОВОЗЗРЕНИЯ состоит из ЗНАНИЙ, ЦЕННОСТЕЙ и ЦЕННОСТНЫХ УСТАНОВОК.

ЦЕННОСТЬ – это особое качество взаимоотношений между человеком и вещами, которое удовлетворяет какую-то его (человека) потребность.

Мировоззрение, помимо системы знаний и представлений о мире и человеке включает в себя также способности, методы, приёмы, с помощью которых получают знания, формируют те или иные взгляды и позиции.


Мировоззрение часто связывают с таким понятием, как КАРТИНА МИРА. Однако мировоззрение более широкоепонятие. Картина мира отражает лишь представление о мире на данном этапе развития человечества.

В следующей лекции будут рассмотрены вопросы генезиса (происхождения) философии, её структура и функции философии в жизни человека и общества.

Раздел 2. Что есть философия. Часть 2

Генезис философии.

Предпосылками возникновения античной философии явилась древняя мифология, творчество «семи мудрецов» и наука того времени.

Под мифологией греки понимали целое, образованное сказаниями и повествованиями о главном, выходящим за пределы исторического времени. В этом целом различают две части. Первая часть – это деяния и события, героями которых являются люди. Вторая часть – ядро мифологии, состоящая из событий, героями которых являются олимпийские боги. Мифология – это не только сказания о богах, но и история богов (теогония). Мифология разделяется на поэзию и аллегорию.

Поэтическую мифологию создали Гомер и Гесиод. Они также создали и теогонию, дали имена богам, распределили между ними почести и должности, придали каждому из них свой облик. По сути, боги наличествовали и до этих поэтов. Однако боги существовали в тёмном сознании людей, хаотически и неопределённо, вызывая страх. Это было время немоты, свёрнутой истории богов. Их не опредмечивали, не расчленяли, не различали. Лишь эпоха поэтов принесла с собой развёрнутую историю богов. Поэзия могла стать концом мифологии и была необходимым, непосредственным её порождением. Но как реальная, поэзия не могла быть источником представлений о богах. Поэтический взгляд на мифологию оставляет нам полную свободу, позволяя останавливаться на собственном буквальном смысле мифологии.


Аллегорический взгляд. Мифология говорит нечто иное, нежели то, что подразумевает. Слово аллегорияозначает «говорить иное». Одним из видов аллегории является метафизическая аллегория, которая обращается не к отдельному, а к целому, к проблеме первоначала.

В течение многих веков переходили рассказы о том, что мир произошёл из первоначального Хаоса (отсюда русское слово «газ»). Вслед за ним наступает то, что заполнит его – материя, которую пока следует мыслить как лишённую формы, как то, из чего всё становится. Это третье, всесоединяющая связь, соединитель – Эрот. Три первые порождения пространства как первоэлементы суть следующие: Эреб – покрыватель, это тьма, мрак, покрывающее вещество, пока ничего ещё не создано из вещества; Нюкта – склоняться вниз (не Ночь). Эреб и Нюкта порождают Эфир и Имеру – ясность и свет, потому что, когда Эреб спадает, наверху становится ясно и светло. Далее рождается Гея, пока ещё бесформенная. Она порождается сама по себе, без супруга – Урана, то есть верхнего (неба). Верхнее отделилось от нижнего и только теперь Гея получает значение Земли, Взаимодействуя с верхним, Гея-Земля породила Океан – бегуна, который распространяется повсюду и заполняет всё водой.


Неба и Земли было шесть сыновей и шесть дочерей – Титанов. Последним из Титанов был Кронос – завершитель, ибо Хронос (Время) получил своё наименование потому, что время всё приводит к завершению. От Титанов родились Солнце, Луна, звёзды и ветры. Младший Титан, Время, отнял власть у отца-Неба. Богиня Ночь родила ему Смерть, Сон, Раздор, Отмщение. Время и богиня Рея родили Гестию (богиня домашнего очага), Деметру (богиня плодородия), Геру, Посейдона, Зевса-громовержца. Наконец, Зевс и другие дети Времени свергли своего отца Кроноса и стали богами-олимпийцами.

Жизнь богов на Олимпе описана Гомером. Это жизнь древних родоплеменных вождей, но боги более могущественны, чем люди, бессмертны, в отличие от них, и способны править не только людьми, но и силами природы. От могущества, намерений и воли богов зависит жизнь людей, судьба каждого отдельного человека. Волю богов и тем самым свою судьбу можно узнать через посредство жрецов, Оракула, Пифии, по гаданиям и предзнаменованиям. Для того, чтобы избежать несчастий и бед, богов необходимо умилостивить восхвалениями, славословиями (гимнами) и жертвоприношениями. Так, в самых общих чертах, представлял себе мир и свою жизнь древний грек до появления первых философов.

В мифологии мы распознаём первые веяния философии, которая стремиться освободиться от мифа, восстать против него.


ли Гомер показывает, как мифология кончается в поэзии, то Гесиод показывает, как мифология кончается в философии. Действительно, в мифологии сформулированы основные философские проблемы и положения: проблема первоначала, диалектическое развитие как переход в свою противоположность, противоречивость мира, проблема жизни и смерти, проблема любви, проблема целого, мотивации и др. Но, несмотря на это, мифология имеет ряд недостатков. Она является выражением общественного сознания и игнорирует сознание индивидуальное. От людей в мифологическом контексте ничего не зависит, они бесправны и являются игрушками в руках богов.

Проявление личностного сознания и роли личности как таковой можно найти во второй предпосылке генезиса древней философии, — в творчестве «семи мудрецов». Разные источники определяют состав «семи мудрецов» неоднозначно. Самый ранний из дошедших до нас списков принадлежит Платону. «К таким людям принадлежали и Фалес Милетский, и Питтак Митиленский, и Биант из Приены, и Солон из Афин, и Клеобул Линдийский, и Месон Хенейский, а седьмым считался Хилон из Эфор». В списке Диогена Лаэртского место малоизвестного Месона занимает Периандр, тиран из Коринфа.

Мудрость «семи мудрецов» нельзя отнести ни к мифологии, ни к науке. Здесь проявляется обыденное сознание, которое достигает житейской мудрости и проявляется в пословицах, поговорках, афоризмах, поднимающихся подчас до большой обобщённости и глубины в понимании человека и мироздания. Миру богов и героев противопоставляется осмысление обыденного сознания в афоризмах, в которых нет ничего от сверхъестественного мира. Это чисто житейская, практическая мудрость, достигшая своего обобщения в сжатых мудрых изречениях. Такие афоризмы получили название «гном». Гнома – это высказывание общего характера.


Гномы бывают трёх видов: этические, мировоззренческо-философские и гномы Фалеса.

Этические гномы.

Хилон: «Меру во всём соблюдай». «Ничего слишком». «Всё хорошо в меру». «Не позволяй языку опережать разум». «Говори к месту».

Биант: «Кто совесть чистую имеет, бесценным даром тот владеет». «Бери убеждением, а не силой» и др.

Клеобул: «В достатке не заносись, а в нужде не унижайся» и др.

Питтак: «Трудно быть добрым» и др.

Периандр: Бесчестная прибыль обличает бесчестную натуру». «В удаче будь умерен, в беде – рассудителен». «Неудачи скрывай, чтобы не радовать врагов» и др.

Солон: «Избегай удовольствия, рождающего страдание». «Не спеши приобретать друзей, а приобретённых не спеши отвергнуть». «Научившись подчиняться, научись управлять». «О тайном догадывайся по явному» и др.

Мировоззренческо-философский гномы.

«Познай самого себя». «Я знаю лишь то, что ничего не знаю» и др.

Гномы Фалеса.

Эти гномы тоже относятся к разряду мировоззренческих гном, только принадлежат одному автору – Фалесу. Они состоят из вопроса и ответа.

«Что больше всего? Больше всего пространство, потому что оно всё в себе содержит». «Что быстрее всего? Быстрее всего ум, потому что он всё обегает». «Что сильнее всего? Сильнее всего необходимость, потому что она имеет над всем власть». «Что мудрее всего? Мудрее всего время, потому что оно всё открывает». «Что прекрасней всего? Прекрасней всего Космос, ибо он творение Бога». «Что старше всего? Старше всего Бог, ибо он не рождён». «Что слаще всего? Слаще всего успех» и др.


В творчестве «семи мудрецов» происходит пробуждение личного самосознания, на передний план выходит человек, личность, без творчества которой появление философии было бы невозможным.

Третьей предпосылкой генезиса философии является наука.

Зачатки научных знаний впервые появились на Востоке. Они носили сугубо утилитарный, прикладной характер. Надо было знать язы астрономии, чтобы находить нужное направление (направление на север указывает Полярная звезда) в море или ночью в лесу. Необходимо было измерять земельные участки, взвешивать и подсчитывать полученный урожай, отмерять необходимые расстояния, рассчитывать основания строений и т.д. В Древней Греции все эти знания обобщались, систематизировались и выстраивались в научные теории. Существовавшие в то время науки (астрономия, физика, математика и медицина) являлись средством обобщения эмпирических данных и средством обоснования, доказательности. В Греции же впервые появляется аксиоматический и дедуктивный методы построения научных теорий.

Чтобы создать философскую концепцию, нужно было уметь обобщить имеющиеся данные о различных сферах мироздания и при этом выделит самое главное, существенное, неизменное.


з знания наук этого сделать было бы невозможно. Неудивительно, что многие крупные Платон были математиками, Аристотель – физиком и логиком и т.д.).Возникшую философию стали называть наукой наук царицей наук, ибо под её эгидой развивались все существовавшие науки. Науки, в свою очередь, оказывали влияние на формирование философских концепций, особенно, что касалось представлений о природе, космосе, планет и даже на организацию социума. Так, у Анаксимандра Земля предстала в форме усечённого отрезка колонны (цилиндра). Она находится неподвижно в центре мира (мир рассматривается как конечная замкнутая система), ибо она хорошо уравновешена другими космическими телами и не может двигаться ни вперёд, ни назад ни вправо, ни влево. Здесь использован элемент статики – равновесность, центр масс и др. Афинская демократия «изображалась» как круглая площадь – агора, где все свободные граждане располагались по периметру круга, символизируя равенство всех их. Оратор же находился по середине, на равном расстоянии от каждого. Здесь использована математическая идея равенства как равных расстояний, что соответствовало равным возможностям.

Перечисленные предпосылки (мифология, творчество «семи мудрецов» и наука) сделали возможным возникновение античной философской мысли. Это был путь «от мифа – к логосу», от образа – к понятию, от конкретного – к абстрактному от разрозненных и фантастических представлений о мире – к логически непротиворечивому, стройному, теоретическому знанию.


Структура философии.

Структуру философского знания составляют следующие философские науки:

Метафизика – это учение о первоначалах и первопричинах всего сущего в общем и целом, материального и духовного.

Онтология – учение о бытии как оно существует до, вне и независимо от человека, его воли и сознания, причём само сознание рассматривается как часть бытия.

Гносеология или теория познания – учение о приёмах, способах, методах постижения истины, а также исследование истины как таковой.

Психология – учение о душе как субстанции, учение о внутреннем мире человека, его сознательных и бессознательных процессах.

Социальная философия – философское учение об обществе, государстве, их происхождении, перспективах развития, человеке как части общества и отношениях между людьми.

Философская антропология – учение о человеке, его происхождении, смысле его бытия,

Философия истории – учение об историческом процессе, об его источниках перспективах, о его фазах и его смысле.

Философия религии – учение о феномене религии его сущности, возникновении, воспроизводстве и перспективах развития.

Этика – наука о должном поведении человека в обществе; наука о морали и нравственности.

Эстетика – учение о прекрасном. В эстетике рассматриваются такие категории, как прекрасное-безобразное, возвышенное-низменное, трагическое-комическое.


Аксиология – учение о ценностях, системах ценностей, о роли ценности, о роли ценности в жизни человека и общества.

Логика – наука о правильных формах мышления, о том, как мыслить последовательно и непротиворечиво, наука о силлогизмах (правилах умозаключений).

Философская герменевтика – учение о понимании, об интерпретации отдельных, неповторяющихся явлений и процессов. Используется, в основном, в гуманитарных науках.

История философии – это история философской науки, отражающая в крупнейших философских концепциях развитие философской мысли.

Ценность философии выражена в функциях философии, во многом соответствующим философским наукам.

Функции философии.

Мировоззренческая функция философии – формирование целостной системы взглядов на мир, на человека и его место в мире.

Идеологическая функция – рисует нам идеал, к которому мы должны стремиться. В каждой философской системе существует свой идеал. Так, в буддизме идеалом является состояние нирваны. У Платона – строение идеального государства. У Гегеля – достижение абсолютной истины. У Маркса – построение коммунистического общества.

Методологическая функция – это путь достижения идеала. В соответствии с выбранным идеалом в каждой философской концепции предлагается свой путь его достижения. Так, в буддизме таким путём является восьмеричный путь йоги. У Гегеля – диалектический путь познания. У Маркса – уничтожение частной собственности на средства производства.

Логическая – создание системы «правильных форм» мышления опирающихся на законы логики.

Аксиологическая – формирование системы критериев, категорий, описывающих и объясняющих ценности культуры и их роль в становлении человека и общества.

Онтологическая – объяснение реальности как таковой. Это могут быть атомы и пустота Демокрита, идеи и вещи Платона, Монады Лейбница, абсолютный дух Гегеля и т.д.

Гносеологическая – объяснение, что такое истина, возможность её достижения, способы и методы истинного познания.

Эвристическая функция состоит в содействии приросту научных знаний, в том числе в создании предпосылок для научных открытий. Философский метод, применяемый в единстве с формально-логическим, обеспечивает приращение знаний, конечно, в собственно философской сфере. Результатом этого является экстенсивное и интенсивное изменение системы всеобщих категорий. Новая информация может иметь вид прогноза. Философия не содержит в себе каких-либо запретов на попытки предсказать открытия теоретико-мировоззренческого или общеметодологического характера. Возможно обнаружение новых всеобщих сторон развития, которые будут выражены в формулировании доселе неизвестных основных или неосновных законов диалектики.

Источник: megaobuchalka.ru

 

Философия как особое мировоззрение и как сфера духовной деятельности родилась из потребности обобщить опыт познания мира человеком, сформировать целостную

теоретическую картину мира, выявить место человека в мире, определить его отношение к миру. Как же соотносятся мировоззрение и философия? Во-первых, мировоззрение вбирает в себя весь опыт познания человеком окружающего мира. Философия же ориентирована на раскрытие наиболее общих принципов устройства этого мира и важнейших его характеристик, методов и форм познавательной и практической деятельности человека. Она не стремится ответить на все познавательные вопросы. К числу таковых относятся прежде всего вопросы о том, что есть мир, что есть человек и т.п. На частные же вопросы типа «Какова скорость света?», «Ка-ков состав воды?» и т.п. ответы дают соответствующие науки (физика, химия и др.) и иные источники знаний о внешнем мире. Во-вторых, с помощью философии мировоззрение, с одной стороны, достигает высокой степени упорядоченности, обобщенности и ,но с другой ―крупные повороты в развитии научного знания, как правило, приводили и к смене сложившихся философских представлений о мире.

В третьих, развитое, богатое по содержанию мировоззрение стимулирует и облегчает постановку и осмысление человеком философских, т.е. наиболее общих вопросов. Это

становится возможным благодаря самым разнообразным знаниям о мире, которые обретает человек по мере формирования собственного мировоззрения.

В четвертых, философия нередко определяет характер и общую направленность мировоззрения. Например, в эпоху Возрождения оно было антропоцентрическим в связи с активным осмыслением в философии феномена человека.

В пятых, мировоззрение и философию объединяет постановка и решение проблемы человека в различных ее аспектах. Мировоззрение включает в себя самые различные

сведения о человеке, почерпнутые из многих источников – из религии, из обыденного познания, из науки и др. Философия же решает эту проблему в самой общей форме, отвечая прежде всего на вопросы о том, что такое человек, каково его место в мире и для чего он живет.В развитых мировоззренческих системах философия всегда является основным интегрирующим началом. Без нее нет и не может быть завершенного мировоззрения. Именно поэтому принято считать, что философия является теоретической основой, ядром мировоззрения.

 

 

Исторические типы мировоззрения:

Мифология, религия, философия.

Возникновение философии и особенности

Философского мировоззрения

 

Мифологическое мировоззрение

 

Исторически первым было мифологическое мировоззрение (миф – предание, сказание; логос – слово, учение, понятие, закон). Миф – это общественное сознание древнего общества, способ самовыражения тогдашнего человеческого общества. Это наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, в которой соединены зачатки знаний, элементы верований, политических взглядов, различных видов искусства, собственно философии. Миф – единая, синкретическая форма сознания, он выражал миропонимание и мировосприятие тогдашней эпохи.

Для мифологического мировоззрения характерны следующие черты: а) эмоционально-образная форма, б) очеловечивание природы, в) отсутствие рефлексии, г) утилитарная направленность. Мифологии свойственны нежесткие разграничения мира природы и человека, мысли и эмоций, художественных образов и научного знания.Рефлексия в мифологическом мировоззрении отсутствует. Рефлексия – это работа сознания, мысли человека надсобственным сознанием; размышление над своими взглядами, психическим состоянием, их оценка, то есть размышление над собственными размышлениями.Утилитарная направленность мифологии проявляется в том, что решаемые ею мировоззренческие проблемы тесно

связаны с практическими задачами: на удачу, счастливую

жизнь, защиту от голода, болезней, нужды и т. д.Миф как господствующая форма мировоззрения потерял ведущую роль на этапе более высокого развития человека, общества, знаний и культуры в целом. На смену мифу пришли иные формы мировоззрения. Однако следы мифологического мировоззрения присутствуют и в сознании современного человека.

Религиозное мировоззрение

Религия (от лат. religio – благочестие, святость) есть форма мировоззрения, фундаментом которого служит вера в наличие тех или иных сверхъестественных сил, которые играют ведущую роль в окружающем человека мире и в судьбе

человека. Миф и религия взаимосвязаны.Религия опирается на образно-эмоциональную, чувственно-наглядную форму восприятия. Верующий человек –

субъект религиозного сознания. Такой человек переживает в реальных эмоциях свое видение Бога, различных образов, связанных с особенностями того или иного религиозного направления. Важнейшими атрибутами религии являются вера и культ.

Вера – это способ осознания мира религиозным сознанием, особые состояния религиозного сознания субъекта. В культе, системе ритуалов и догматов является внешняя форма проявления веры. Существуют три основных мировых религии – буддизм, христианство, ислам и различные национальные религиозные системы типа синтоизм, индуизм, иудаизм и т. д.Религия обращает внимание на общечеловеческие ценности: чувство любви человека к человеку, терпимость, сострадание, совесть, милосердие. Во многом она формирует духовный мир человека.

 

Возникновение философии и специфика

Философского мировоззрения

 

Философия (от греч. phileo – люблю и sophia – мудрость)буквально означает «любовь к мудрости». По некоторымисторическим свидетельствам, слово «философ» впервые

употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достойному образу жизни. Истолкование же и закрепление в европейской культуре термина «философия» связывают с именем древнегреческого мыслителя Платона. Вучении Платона софия – это мысли божества, определяющие разумное, гармоничное устройство мира. Слиться с Софией способно лишь божество. Людям же посильны стремление, любовь к мудрости. Вставших на этот путь стали называть философами, а область их занятий – философией.

Философия, мифология и религия как типы мировоззрения имеют моменты сходства и в ряде случаев решают похожие по содержанию задачи, которые заключаются в объяснении мира, а также воздействии на сознание и поведение человека.Их различие состоит в том, что философия есть отражение мира в теоретической, рационально понятной форме. В философии сформировался жесткий категориальный аппарат: логос, причинность, закон, идея, необходимость и т. д.Язык философии – не образы, не картинки, а категории,понятия. Философия обычно сводит дело к логичности, к доказательствам. Положения философии не просто утверждаются, а выводятся, доказываются в соответствующей систематизированной, логически упорядоченной форме.Философия относится к рефлексивному типу мировоззрения, т. е. такому, в котором содержатся размышления над собственными представлениями о мире и месте человека в этом мире. Взгляд на свое мышление, свое сознание со

стороны – одна из черт философского сознания.Свободомыслие – объективный принцип философии, который, к сожалению, субъективно часто нарушается. По самой своей природе философия требует размышления, сомнения, допускает критику идей, отказ от веры в те догматы и постулаты, которые утверждаются массовой практикой верующих. Философия ставит под сомнение предельные основания бытия, включая само существование мира, в том числе такой вопрос – как возможен мир? Философия формировалась как оппозиция религиозному и мифологическому со-

знанию, она рационально объясняла мир.В отличие от мифологического и религиозного миросозерцания философская мысль принесла с собой принципиально новый тип миропонимания, прочным фундаментом для которого стали доводы интеллекта. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства, с одной стороны, постепенно вытесняют фантастический вымысел, сюжеты, образы и самый дух мифологического мышления, предоставляя их сфере художественного творчества. С другой стороны, бытующие в народе мифы пере-

осмысливаются с позиций разума, получают новое, рациональное истолкование. Само понятие мудрости несло в себевозвышенный, небудничный смысл. Мудрость противопоставлялась более обыденным благоразумию и рассудительности. С ней связывалось стремление к интеллектуальному постижению мира, основанному на бескорыстном служении истине. Развитие философской мысли означало, таким об-

разом, прогрессирующее отмежевание от мифологии, рационализацию мифа, а также преодоление узких рамок обыденного сознания, его ограниченности.

Философскую мысль вдохновляло не накопление сведений, неосвоение отдельных вещей, а познание «единого во всем».Кроме познания мира любовь к мудрости предполагала также раздумья о природе человека, его судьбе, о целях человеческой жизни и ее разумном устройстве. Ценность мудрости усматривалась и в том, что она позволяет принимать продуманные, взвешенные решения, указывает правильный путь, служит руководством человеческого поведения. Считалось, что мудрость призвана уравновесить сложные взаимоотношения человека с миром, привести в согласие знания и действия, образ жизни. Таким образом, возникновение философии означало появление особой духовной установки – поиска гармонии знаний о мире с жизненным опытом людей, с их верованиями, идеалами

Философское мировоззрение по содержанию и системе своего обеспечения богаче религиозного мировоззрения,ибо в отличие от религиозного мировоззрения философия ориентирует на выход общества, человека за свои пределы,на преодоление сущего во имя должного.В системе философского мировоззрения в качестве субъекта выступает индивид, а в качестве объекта – мир. В рамках субъектно-объектного отношения рождается не гипертрофированный образ мифологии, не образ религиозного поклонения, а образ познания, несущего в себе идею освоения мира.

 

Основные вопросы и типы философии.

Источник: lektsia.com

Предпосылки возникновения Философии

Отв.: Философия – один из самых древнейших способов постижения мира и определения человеком своего места в нем. Предпосылки возникновения философии: взаимодействие в культуре мировоззренческого и категориально-логического комплексов; структурное и функциональное различие между ними; отказ от нереальности мифа, который препятствовал оформлению фундаментальных принципов научной идеологии (непротиворечивости, инвариантности, универсальности); разрушение мифологической идентичности человека и действительности; формирование познавательной деятельности.

Социальные предпосылки возникновения философии: ранняя наука; отделение умственного труда от физического; формирование демократии и слоя свободных граждан.

Возникновение философии хронологически относится к рубежу VIII–II вв. до н. э. В это время в разных частях света – на Ближнем и Дальнем Востоке, античной Греции – набрало силу, окрепло, упрочилось идейное движение, в котором человек осознает и осмысливает высшие ценности и цели, свое место на земле.

Человек в этот период становится настоящей личностью – одухотворенной, разумной, у него появляются осмысленные представления о мироздании.

Философия зародилась в очагах цивилизации:

– Древней Индии;

– Древнем Китае;

– Древней Греции;

– Древнем Риме.

Родоначальниками философии принято считать:

– Лао-цзы (Китай);

– Кун-цзы (Китай);

– Шакьямуни (Индия);

– Заратустра (Персия);

– Иеремия (Палестина);

– Аввакум (Палестина);

– Даниил (Палестина);

– Фалес (Древняя Греция);

– Анаксимен (Древняя Греция);

– Анаксимандр (Древняя Греция).

Эти мудрецы сформулировали важнейшие философские понятия и представления.

Философия появилась в результате сращения мифологических и пранаучных порядков:

– от мифологии философии досталась предметная сфера, тематическая область, проблематика;

– с наукой философию единит демонстрация, способ фиксации, удостоверения результатов, аппарат обоснования.

Главной заслугой первых философов было различение мысли и предмета мысли. Они положили начало рационализации, которая трансформировала: героическое правдоподобие в гражданское жизнеподобие; обряд в норму; традицию в закон; быт в бытие; не подвластное уму чувственно-конкретное в абстрактно-мыслительное, умопостигаемое.

Философия пришла на смену мифологической картине мира и помогла рационально осмыслить мир.

 

Мировоззрение и его исторические формы.

Отв.: Мировоззрение – это система предельно широких представлений и знаний человека о мире, об отношении к миру, другим людям, самому себе, о месте и роли человека в этом мире, основных принципах бытия и сознания, общения, идеалов и т. д.

Мировоззренческое знание касается мира в целом и его сторон. Это предельно широкое обобщение.

Любой человек без исключения не обходится без выработки своего собственного мировоззрения. Эти типы мировоззрений разные. Они могут быть мифологические, религиозные (наиболее распространенный тип мировоззрения).
В истории человечества выделяются три основные формы мировоззрения:
— мифология
— религия
— философия

Мифология — форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, которое совмещает в себе как фантастическое, так и мистическое восприятие окружающей действительности.
Как, правило, мифы пытаются дать ответ на следующие основные вопросы:
— происхождение Вселенной, Земли и человека;
— объяснение природных явлений;
— жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения;
— вопросы чести, долга, этики и нравственности.

Религия— форма мировоззрения, основанная на вере в наличие фантастических, сверхъестественных сил, которые влияют на жизнь человека
При религиозном мировоззрении для человека характерна чувственная образно-эмоциональная (а не рациональная) форма восприятия окружающей действительности.
Религия исследует вопросы те же, что и миф:
— происхождение Вселенной, Земли, жизни на Земле, человека;
— объяснение природных явлений;
— поступки, судьба человека;
— нравственно-этические проблемы.
Основными мировыми религиями являются:
— христианство
— ислам
— буддизм

Философское мировоззрение существует параллельно с религиозным мировоззрением, но религиозные мировоззрения сейчас монотеистические.
Философия существует как альтернатива религиозному мировоззрению. Нельзя считать, что за мифологическим мировоззрением возникло религиозное, а за ним возникло философское мировоззрение.
Предпосылки возникновения философского мировоззрения:
— прибавочный продукт,
— военнопленные стали рабами для производства прибавочного продукта,
— развитие производственных отношений,
— ослабевание родовых связей и замена их на экономические, производственные отношения,
— специализация, разделение труда, что повлекло возникновение обмена.
В процессе обмена возникло имущественное неравенство. Происходило перемешивание людей из разных территорий, племен и т. д., сравнение одних с другими, происходило накопление знаний, рос интеллект. Из этих условий возникает философия как альтернатива религии (любовь к мудрости).

 

Философия, ее объект и предмет. Соотношение философии и мировоззрении.

Отв.: Любая наука имеет свой предмет и объект исследования и определенный категориальный аппарат, но если философия имеет особенность, то взгляд на объект и предмет исследования неоднозначен. Одни ученые отождествляют объект и предмет, ссылаясь на то, что слово объект в латинском означает предмет и поэтому объект философии — природу и предмет философии — феноменальную деятельность человека они отождествляли.

Понятие объекта всегда связано с объективной реальностью, которая существует независимо от воли и желания человека, т.е. объектом человеческой мысли может быть любой предмет, вещь, процесс объективной реальности, которая включается в человеческую деятельность и начинает осваиваться субъектом, т.е. объект — это форма человеческой деятельности в процессе человеческой деятельности, которая выработана в процессе человеческого бытия (и язык, и знание, наука, предметы научного познания)

Предмет философии — это вещи, явления или отдельная часть чего-то, обладающая определенными свойствами и выступающая в отношениях с другими вещами или явлениями.

Таким образом, объекты и предметы философского знания могут быть:
1) материальными — вещи, явления,
2) идеальными — понятия, мысли, идеи, дух, субстанция.

Объекты философии столь же разнообразны как разнообразна сама человеческая жизнь. Поэтому они могут быть объективными и субъективными, рациональными и иррациональными, отражающими мир в целом или космос, науку или религию, самого человека и отношение его с природной средой.

Предмет философии — это нечто иное, что решает проблемы, конструирует и создается субъектом в зависимости от объекта.

Предмет — это реальность, которая позволяет решить какие-то задачи, но он является следствием объекта.

Если объект идеален, то и предмет идеален. Если объект материален, то и предмет материален.

Предмет философии всегда ставит акценты на те вопросы, которые не только могут вытеснять из познания объект и которые можно свести к определенному классу понятий, отражающих действительность, но и представляют интересы философии человека, общества и мира.

Таким образом, предмет философии тяготеет к познанию:
1) мира — философская антология и космология,
2) человека — философская антропология, персонализм и экзистенциализм,
3) общества — социальная философия.

Выделяют два уровня
— внутренний — микрокосмос,
— внешний — макрокосмос.

 

Всякая философия является мировоззрением, т.е. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие «мировоззрение шире понятия «философия». Это означает, что первое включает в себя второе. Подобно тому, как понятие «плод» подразумевает, например, не только яблоко, но и грушу, вишню и т.д., так и понятие «мировоззрение» нельзя свести только к философии. Оно включает в себя и другие виды мировоззрения — мифологическое, художественное, религиозное и т.д.

Другой аспект этого вопроса связан с рассмотрением различных уровней отражения действительности. Мировоззрение и философия есть результат отражения мира, но глубина этого отражения может быть различной. Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений. Применительно к мировоззрению он связан с мироощущением или миросозерцанием. Здесь фиксируются лишь отдельные, внешние проявления бытия, мир явлений, а не сущностей. Следующие по глубине уровни отражения в этом плане—мировосприятие и миропредставление. Здесь создается уже цельная картина мира, обозначается взаимосвязь процессов и явлений, происходит фиксация их тождества и различия. Однако на этом уровне мировоззрение ограничено больше чувственным опытом, нежели рациональным мышлением, здесь чувства и рассудок еще преобладают над разумом. И только тогда, когда происходит отражение посредством понятий, формируется мировоззрение, способное вскрыть закономерности и сущность явлений и процессов. Понятийное отражение — это самый глубинный уровень отражения, связанный с абстрактным мышлением и теоретическим познанием. Мировоззрение на этом уровне можно назвать миропониманием. Именно его и представляет философия. Таким образом, философия — это высший уровень и вид мировоззрения, это теоретически оформленное, системно-рациональное мировоззрение. Она по самой своей сути призвана вскрывать рациональный смысл и всеобщие закономерности существования и развития мира и человека.

 

Источник: studopedia.net

  1. Философия, её предмет и характерные черты

  2. Философия и мировоззрение, их взаимосвязь

  3. Функции философии в обществе

  4. Античная философия: милетская школа

  5. Учение о бытии Парменида

  6. Атомистическое учение Демокрита

  7. Софисты и Сократ

  8. Объективный идеализм Платона

  9. «государство» Платона как социальная утопия

  10. Философия Аристотеля

  11. Средневековая философия: основные идеи и причины

  12. Ранняя патристика: Аврелий Августин

  13. Философская схоластика: Фома Аквинский

  14. Спор об универсалиях. Борьба реализма и номинализма

  15. Философское осмысление научной революции 16 по 17 века

  16. Эмпирическая философия Ф.Бэкона

  17. Рационалистическая философия Р.Декарта

  18. Пантеизм Б. Спинозы

  19. Философия Т. Гоббса

  20. Сенсуализм Д.Локка

  21. Философия И. Канта

  22. Объективный идеализм Г.Гегеля

  23. Антропологический материализм Л. Фейербаха

  24. Диалектический материализм Маркса и Энгельса

  25. Материалистическое понимание истории в философии марксизма

  26. Учение об общественно экономических формациях

  27. Роль народных масс и личности в истории

  28. Философия А.Шопенгауэра

  29. Философия жизни Ф.Ницше

  30. Философия экзистенциализма

  31. Учение психоанализа З.Фрейда

  32. Позитивизм и его исторические формы

  33. Философия П. Чаадаева

  34. Исторические судьбы России в воззрениях славянофилов

  35. Исторические судьбы России в воззрениях западников

  36. Русский материализм 19 века. Н. Г. Чернышевский

  37. Религиозная философия В.Соловьева

  38. «Философия свободы» Н.Бердяева

  39. Понятие «бытие», Общая характеристика

  40. Материя как философская категория

  41. Движение, пространство- время как атрибуты материи

  42. Движение как способ существования материи

  43. Многообразие и единство мира

  44. Сознание как высшая форма отражения действительности

  45. Структура сознания. Уровни и формы сознания

  46. Сознание и язык

  47. Проблема познания в философии

  48. Эмпирический уровень познания и его формы

  49. Теоретический уровень познания и его формы

  50. Проблема истины в познании

  51. Методы научного познания

  52. Общество как система. Общая характеристика

  53. Различные подходы в понимании общества: натуралистический, идеалистический, материалистический

  54. Элементы и типы человеческой деятельности

  55. Проблема человека в философии

  56. Смысл человеческой жизни и проблема смерти и бессмертия в философии

  57. Учение о ценностях

  58. Будущее человечества. Глобальные проблемы современности

1. Философия, её предмет и характерные чертыОпределение предмета философии – довольно сложная задача. Во первых предметфилософии исторически менялся. Во вторых предмет философии понимается поразному представителями различных фил школ и направлений. Платон: философия размышление о жизни и смерти.Гегель: философия это самосознание исторической эпохиЭнгельс: философия это наука о наиболее общих законах развития природыобщества и человеческого мышления.Лев Шестов: философия это предназначение научить людей жить в неизвестности

Мировоззренческая деятельность возникает одновременно с самим человеческим

обществом, социальной формой движущей­ся материи. В первом приближении к

мировоззренческому может быть отнесено любое суждение (рефлексия), несущее

какую-либо целостно-обобщенную информацию об объекте или классе объек­тов. В

более строгом значении под мировоззрением следует пони­мать относительно

стройную систему общих принципов истолкования природы, общества и

человеческого мышления. С этой точки зрения, к мировоззрению относятся,

прежде всего, такие исторические его виды, как миф, религия и философия.

Сущность мировоззрения заключается в интегративной направ­ленности, которая

является не только теоретической, но и практической его задачей.

Мировоззренческая деятельность имеет своей глав­ной целью идейное

(идеологическое и социально-психологическое) объединение людей.

3. Функции философии в обществе: мировоззренческая познавательная.

познавательная – новые взаимосвязи м/у движ., временем, пространством, новыезнания о законах с общества.

Мировоззренческая – взгляд на мир в целом, положение чел в этом мире.

Воспитательная – этика, эстетика

Коммуникативная Объединительная — объедин. науки воедино

Методологическая — законы Д общие или всеобщие, а науки единичны

Идеологическая — взгляд на чел общество с точки зрения господств. класса или

соц. группы.

4. Античная философия. Проблема первоосновы бытия

Социально-экономические изменения, происходившие в 7-6 веках до н.э.,

вели к разрушению сложившихся форм связи между людьми и требовали от индивида

выработки новой жизненной позиции. Одним из ответов на это требование была

философия, которая, с одной стороны, выступала как критика традиции,

углубляющая сомнение в значимости устоявшихся веками форм жизни и верований, а

с другой, пыталась найти фундамент, на котором можно было бы возвести новое

здание, новый тип культуры.

Основные черты античной философии

5. Учение о бытии Парменида

Понятие «бытие» введено греч. Философом Парменидом. Он утверждал, что

истинное бытие существует, оно непрерывно, однородно и совершенно неподвижно.

Все заполнено бытием, поэтому пустоты (небытия) нет, а раз так, то и движения

нет. Это истинное бытие является первоосновой мира, благодаря ему существует

мир чувственного бытия, в котором живет человек. Человек познает мир в

котором живет, опираясь на чувственный опыт. Истинный же мир бытия познается

только мыслью о умопостигаемом. Таким образам парменид разделил мир на 2

составляющих: 1. мир божественных, вечных сущностей; 2. Низший мир конечных

смертных вещей.

6. Атомистическое учение Демокрита

Атомы, согласно Демокриту, материальны, они неделимы вследствие своей

абсолютной плотности, исключительной малости и отсутствия в них пустых

промежутков. Они бесконечно разнообразны по форме, размеру и весу: одни

шероховатые, другие круглые, третьи угловатые и крючковатые. Душа человека,

по Демокриту, тоже состоит из атомов, но только более подвижных, мелких и

круглых. Атомы и пустота — единственная реальность; соединение атомов

образует всё многообразие природы, в том числе и человеческую душу. Таким

образом, Демокрит первый в истории античной философии преодолел

противопоставление материи и духа, удерживая единую, универсальную природу

материи и мышления. Именно по этому с именем Демокрита и связывается в

истории философии зарождение материализма как собственно философской

доктрины. Атомистическая теория объясняла явления природы естественными

причинами и тем самым освобождала людей от мифологического страха перед

таинственными, сверхъестественными силами. Демокрит учил, что мир не создан

богами, а существует вечно, что в нём всё движется и превращается из одного

состояния в другое благодаря соединению и разъединению атомов, все явления

подчинены в нём причинным связям. Демокрит не допускал внешнего по отношению

к материи источника движения.

7. . софисты и сократ. Особенности учения софистов. Софисты не были единой школой но некоторые положения были едины для всех:

Субъективизм. «Человек есть мера всех вещей, существующих в том, что они существуют и не существующих в том что они не существуют» (Протагор). С этой точки зрения что является истиной для человека то и есть истина.

Релятивизм. Для софистов не существует абсолютного добра. Добро и Зло относительны, но в этом случае Добро можно легко выразить как Зло и наоборот. Не случайно софист Горгий брался хвалить или низвергать любую вещь независимо от ее объективных качеств.

Критика социальных законов. Софисты одними из первых начали критиковать рабство как социальное явление, утверждая равенство людей. Они критиковали законы государства на том основании что они позволяют меньшинству захватывать власть над большинством, что несправедливо. Софисты предлагали жить по естеству, утверждая право сильного.

Космополитизм. Путешествуя в поисках учеников по всей Греции, софисты могли выбирать, какое государство для них более привлекательно (прим: В Греции каждый город считался отдельным государством со своими законами и властью), а потому не были патриотами одного города. Они объявляли себя космополитами — гражданами мира.

Сократ 

Как и остальные софисты главная тема для Сократа — человек. В отличие от Софистов Сократ отстаивал абсолютность добра и зла. Зло не имеет антологического статуса. Зло это отсутствие добра. Мнение — субъективное отношение к объективной истине. Мы можем признавать или не признавать истину, но она существует назависимо от нас. Истинное знание — это знание что есть добро и зло. Знание = добродетель. Знающий человек не творит зла. сократа называют отцом диалектики. Под диалектикой понимается ведение беседы путем вопросов и ответов. На самом деле этот метод был известен еще до Сократа (Зинон, софисты). Сократ ввел в этот метод два новых приницпа: Иронию,Майевтику

8.Объективный идеализм платона.

Платон (427-347 до н.э.) — великий мыслитель, пронизывающий своими тончайшими

духовными нитями всю мировую философскую культуру. Платон говорит: «Мир это

не просто телесный космос, и отдельные предметы и явления: в нем общее

совмещено с единичным, а космическое — с человеческим». По Платону, мир по

природе двойствен: в нем различается видимый мир изменчивых предметов и

невидимый мир идей. Мир идей являет собой истинное бытие, а конкретные,

чувственно воспринимаемые вещи — нечто среднее между бытием и небытием: они

только тени вещей, их слабые копии.

Идея — центральная категория в философии Платона. Идея вещи есть нечто

идеальное. Так, к примеру, воду мы пьем, но не можем же мы пить идею воды или

есть идею неба, расплачиваясь в магазинах идеями денег: идея — это смысл,

сущность вещи. В платоновских идеях обобщена вся космическая жизнь: они

обладают регулятивной энергичностью и управляют Вселенной. Им свойственна

регулятивная и формообразующая сила; они — вечные образцы, парадигмы (от

греч. jaradigma — образец), по которым из бесформенной и текучей материи

организуется все множество реальных вещей.

9.«Государство» Платона как социальная утопия

Утопия – место, которого не существует. В своих трудах Платон описывал то

идеальное государство, которого быть не может. Государство Платона это

большой космос, где все находится в порядке, оно объединяет людей в одно

целое. Во главе этого государства философы – носители истин. Философы пишут

законы, в которых роль человека ничтожна мала, в них преобладает роль

государства в целом. Даже судьба семьи в этом государстве решается

философами. Они решают кто на ком женится. После рождения ребенка, его

отделяют от семьи, и воспитывают отдельно, в результате чего ребенок считает

своей семьей государство. Существует 3 класса людей: философы, войны и

крестьяне (ремесленники). Каждый класс людей обладает своими качествами:

философы – разумом (их дело состоит в том чтобы писать законы); войны –

благородством (служить государству и охранять его от внешних и внутренних

врагов); крестьяне или ремесленники – обладают материальными потребностями.

Только этому классу позволено иметь золото или серебро, так как деньги

развращают человека, а в случае крестьян, они являются стимулом работы.

Остальные же классы находятся на государственном обеспечении. Все расписано в

этом государстве, даже догу жителе. Запрещается слушать музыку

писсимистического характера. В свободное время люди должны водить хороводы

распевая веселые песни, славящие государство

Источник: StudFiles.net


Categories: Философия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.