«Докритический» период. Это период в творческой деятельности Иммануила Канта, начиная с окончания им Кенигсбергского университета и до 1770 г. Данное название не означает, что в этот период Кант не обращается к критике каких-то идей и взглядов. Напротив, он всегда стремился к критическому освоению самого различного мыслительного материала.

Для него характерно серьезное отношение к любому авторитету в науке и в философии, о чем свидетельствует одна из первых его печатных работ – «Мысли об истинной оценке живых сил», написанная им еще в студенческие годы, в которой он ставит вопрос: можно ли критиковать великих ученых, великих философов? Можно ли судить о том, что сделано Декартом и Лейбницем? И он приходит к выводу, что можно, если у исследователя есть аргументы, достойные аргументов оппонента.[74]

Кант предлагает рассмотреть новую, до него не известную немеханическую картину мира. В 1755 г. в работе «Всеобщая естественная история и теория неба» он пытается решить эту задачу.


е тела во Вселенной состоят из материальных частиц – атомов, которые обладают внутренне присущими им силами притяжения и отталкивания. Эта идея была положена Кантом в основу его космогонической теории. В первоначальном состоянии, считал Кант. Вселенная представляла собой хаос рассеянных в мировом пространстве разнообразных материальных частиц. Под влиянием присущей им силы притяжения они движутся (без внешнего, божественного толчка!) по направлению друг к другу, причем «рассеянные элементы с большей плотностью, благодаря притяжению, собирают вокруг себя всю материю с меньшим удельным весом». На основе притяжения и отталкивания, различных форм движения материи Кант строит свою космогоническую теорию. Он считал, что его гипотеза происхождения Вселенной и планет объясняет буквально все: и происхождение их, и положение орбит, и происхождение движений[75]. Напоминая слова Декарта: «Дайте мне материю и движение, и я построю мир!», Кант считал, что ему лучше удалось осуществить замысел: «Дайте мне материю, и я построю из нее мир, т. е. дайте мне материю, и я покажу вам, как из нее должен возникнуть мир».[76]

Эта космогоническая гипотеза Канта оказала огромное влияние на развитие как философской мысли, так и науки. Она пробила, говоря словами Ф. Энгельса, «брешь в старом метафизическом мышлении», обосновала учение об относительности покоя и движения, развив дальше идеи Декарта и Галилея; утверждала смелую для того времени идею постоянного возникновения и уничтожения материи. Земля и Солнечная система предстали как развивающиеся во времени и пространстве.


Материалистические идеи его космогонической теории наталкивали самого Канта на критическое отношение к господствовавшей тогда формальной логике, которая не допускала противоречий, в то время как реальный мир во всех его проявлениях был полон ими. Одновременно перед Кантом стояла уже и в его «докритический период» деятельности проблема возможности познания и прежде всего научного познания. Поэтому И. Кант и переходит в 70-е гг. от натурфилософии преимущественно к вопросам теории познания.

«Критический период». Вторая половина философского творчества И. Канта вошла в историю философии под названием «критического периода». Между «докритическим» и «критическим» периодами лежит период подготовки второго. Это период между 1770 г. и выходом в свет «Критики чистого разума» в 1781 г. В 1770 г. Кант опубликовал работу «О форме и принципах чувственного и умопостигаемого мира», ставшей своего рода прологом для его основных работ «критического периода»: «Критики чистого разума» (1781), «Критики практического разума» (1788), «Критика способности суждения» (1790). В первой из этих книг Кант изложил учение о познании, во второй – этику, в третьей – эстетику и учение о целесообразности в природе. Основу всех этих работ составляет учение о «вещах в себе» и «явлениях».

По Канту, существует мир вещей, независимый от человеческого сознания (от ощущений, мышления), он воздействует на органы чувств, вызывая в них ощущения.


кая трактовка мира свидетельствует о том, что Кант подходит к его рассмотрению как философ-материалист. Но как только он переходит к исследованию вопроса о границах и возможностях человеческого познания, его формах, то заявляет, что мир сущностей – это мир «вещей в себе», т. е. мир, не познаваемый посредством разума, а являющийся предметом веры (Бог, душа, бессмертие)[77]. Таким образом, «вещи в себе», по Канту, трансцендентны, т. е. потусторонни, существуют вне времени и пространства. Отсюда его идеализм получил название трансцендентального идеализма.

Живое созерцайте. Формы чувственности. Кант делил все знание на опытное (pastorioi) и доопытное (apriori). Способ образования этих знаний различен: первое выводится индуктивным путем, т. е. на основе обобщений данных опыта. В нем возможны заблуждения, ошибки. Например, суждение – «Все лебеди белые» казалось истинным, пока в Австралии не увидели черного лебедя. И хотя природа многих знаний основана на опыте, это не значит, что все знания можно получить лишь опытным путем. Уже то, что опыт никогда не заканчивается, означает, что всеобщего знания он не дает. Кант считает, что всякое всеобщее и необходимое знание является априорным, т. е. доопытным и внеопытным по своему принципу.

В свою очередь априорные суждения Кант делит на два типа: аналитические (когда предикат только поясняет субъект) и синтетические (когда предикат прибавляет новое знание о субъекте). Одним словом, синтетические суждения всегда дают новое знание.[78]


Кант ставит вопрос: как возможны синтетические априорные суждения (знания)? Этот вопрос, считает он, поможет ему ответить на такие вопросы: 1. Как возможна математика? 2. Как возможно естествознание? 3. Как возможна метафизика (философия)?

Философ рассматривает три сферы познания: чувства, рассудок, разум. Посредством чувства предметы нам даются; посредством рассудка они мыслятся; разум же направлен на рассудок и с опытом совсем не связан.

Живое созерцание с помощью чувств имеет свои формы существования и познания – пространство и время. Они не существуют объективно, не выступают объективными характеристиками вещей, а являются способностью восприятия предметов. Математика, по Канту, возможна потому, что в ее основе лежат пространство и время как априорные формы нашей чувственности. Безусловная всеобщность и необходимость истин в математике относится не к самим вещам, она имеет значимость только для нашего ума.[79]

Формы рассудка. Вторая часть учения Канта о познавательных способностях человека – учение о рассудке. Рассудок – это способность мыслить предмет чувственного созерцания. Это познание через понятие, способность составлять суждения. Кант заявляет, что для того чтобы понять, что значит состояние «я мыслю», надо поставить проблему единства субъекта и объекта в познании и тем самым проблему сознания и познания. Он пишет: «Рассудок есть, вообще говоря, способность к знаниям». Кант разрабатывает систему категорий рассудка:


1) количество: единство, множество, целокупность; 2) качество: реальность, отрицание, ограничение; 3) отношения: присущность, самостоятельность существования: 4) модальность: возможность – невозможность, существование – несуществование, необходимость – случайность.[80]

Наряду с оперированиями категориями, рассудок мыслит предметы и явления как подчиненные трем законам: сохранения субстанции, причинности, взаимодействия субстанции. Будучи всеобщими и необходимыми, эти законы принадлежат не самой природе, а только человеческому рассудку[81]. Для рассудка – они высшие априорные законы связи всего того, что рассудок может мыслить. Сознание человека само строит предмет не в том смысле, что порождает его, дает ему бытие, а в том смысле, что оно сообщает предмету ту форму, под которой он только может познаваться – форму всеобщего и необходимого знания.

Поэтому у Канта получается, что природа как предмет необходимого и всеобщего знания строится самим сознанием: рассудок диктует законы природе. Таким образом. Кант приходит к выводу, что сознание само создает предмет науки – общие и необходимые законы, которые позволяют «упорядочивать» мир явлений, внося в него причинность, связь, субстанциональность, необходимость и т. п. Как видим, Кант создает своеобразную форму субъективного идеализма, не только когда утверждает, что пространство и время – это лишь формы живого созерцания, а не объективные свойства вещей, но и когда указывает на производность всевозможных связей и законов от рассудка.


Естествознание, по мнению Канта, осуществляет соединение живого созерцания с рассудочной деятельностью, пронизывающей опытное знание. Получается, что природа реальна только в «эмпирическом смысле», как мир явлений – феноменов. Понятие же «ноумен» – это то, что «не есть объект нашего чувственного созерцания», а есть «умопостигаемый предмет». Это понятие введено Кантом, чтобы подчеркнуть невозможность познания «вещи в себе», что «вещь в себе» – это лишь представление о вещи, о которой мы не можем сказать ни то, что она возможна, ни то, что она невозможна.

Третья часть учения Канта о познавательных способностях человека – о разуме и антиномиях. Именно исследование способностей разума и позволяет дать ответ на вопрос, как возможна метафизика (философия). Предметом метафизики, как и предметом разума, является Бог, свобода и бессмертие души. К ним обращаются соответственно теология, космология, психология. Однако при попытке дать научное содержательное знание о Боге, душе, свободе разум впадает в противоречия. Эти противоречия отличны по своей логической структуре, а особенно по содержанию, от обычных противоречий: возникает «двусторонняя видимость», т. е. не одно иллюзорное утверждение, а два противоположных утверждения, которые соотносятся как тезис и антитезис. Согласно Канту, и тезис, и антитезис выглядят одинаково хорошо аргументированными. Если выслушивается только одна из сторон, то «победа» присуждается ей. Такого рода противоречия Кант назвал антиномиями[82]. Кант исследует следующие четыре антиномии:


I антиномия

Тезис / Антитезис

Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве / Мир не имеет начала во времени и границ в пространстве; он бесконечен во времени и в пространстве

II антиномия

Всякая сложная субстанция в мире состоит из простых частей, и вообще существует только простое и то, что сложено из простого / Ни одна сложная вещь в мире не состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого

III антиномия

Причинность по законам природы есть не единственная причинность, из которой можно вывести все явления в мире. Для объяснения явлений необходимо еще допустить свободную причинность (причинность через свободу) / Нет никакой свободы, все совершается в мире по законам природы

IV антиномия

К миру принадлежит, или как часть его или как его причина / Нигде нет никакой абсолютно необходимой сущности – ни в мире, ни вне его – как его причины

Противоречия эти для Канта неразрешимы. Однако Кант опровергает все существующие «теоретические» доказательства бытия Бога: его существование можно доказать лишь опытом. Хотя в существование Бога надо верить, так как этой веры требует «практический разум», т. е. наше нравственное сознание.


Учение Канта об антиномиях сыграло громадную роль в истории диалектики. Этим учением перед философской мыслью было поставлено множество философских проблем и прежде всего проблема противоречия. Встал вопрос об уяснении противоречивого единства конечного и бесконечного, простого и сложного, необходимости и свободы, случайности и необходимости. Антиномии послужили сильным импульсом для последующих диалектических размышлений других представителей классической немецкой философии.

Этика. Нравственный закон. Обстоятельную разработку кантовская концепция морали получила в таких трудах, как «Основы метафизики нравственности» (1785), «Критика практического разума» (1788), «Метафизика нравов» (1792). К ним примыкают работы Канта «Об изначально злом в человеческой природе» (1792), «Религия в пределах только разума» (1793).

Понимание оснований и сути нравственных правил Кант считал одной из важнейших задач философии. Он говорил: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне»[83]. Согласно Канту, человек поступает необходимо в одном отношении и свободно в другом: как явление среди других явлений природы человек подчинен необходимости, а как нравственное существо он принадлежит миру умопостигаемых вещей – ноуменов. И в этом качестве он свободен. Как нравственное существо человек подчиняется только нравственному долгу.


Нравственный долг Кант формулирует в форме нравственного закона, или нравственного категорического императива. Закон этот требует, чтобы каждый человек поступал так, чтобы правило его личного поведения могло стать правилом поведения всех. Если к поступкам, совпадающим с велением нравственного закона, человека влечет чувственная склонность, то такое поведение, считает Кант, не может быть названо моральным. Поступок будет моральным только в том случае, если он совершается из уважения к нравственному закону. Стержнем нравственности является «добрая воля», которая выражает поступки, совершаемые лишь во имя нравственного долга, а не ради каких-то других целей (например, из-за страха или чтобы хорошо выглядеть в глазах других людей, ради корыстных целей, например, выгоды и т. п.). Поэтому кантовская этика нравственного долга противостояла утилитаристским этическим концепциям, а также религиозно-теологическим этическим учениям.

В кантовском учении о нравственности следует различать «максимы» и «закон». Первые означают субъективные принципы воли данного единичного лица, а закон – это выражение общезначимости, принцип волеизъявления, имеющий силу для каждой личности. Поэтому такой закон Кант называет императивом, т. е. правилом, которое характеризуется долженствованием, выражающим обязательность поступка. Кант подразделяет императивы на гипотетические, исполнение которых связывается с наличием определенных условий, и категорические, которые обязательны при всех условиях. Что касается нравственности, то в ней должен быть только один категорический императив как высший ее закон.


Кант считал необходимым подробно исследовать всю совокупность нравственных обязанностей человека. На первое место он ставит долг человека заботиться о сохранении своей жизни и соответственно здоровья. К порокам он относит самоубийство, пьянство, обжорство. Далее он называет добродетели правдивости, честности, искренности, добросовестности, собственного достоинства, которым противопоставлял пороки лжи и раболепия.

Важнейшее значение Кант придавал совести как «нравственному судилищу». Двумя главными обязанностями людей в отношении друг к другу Кант считал любовь и уважение. Любовь он толковал как благоволение, определяя «как удовольствие от счастья других». Участливость он понимал как сострадание другим людям в их несчастьях и как разделение их радостей.

Кант осуждал все пороки, в которых выражается человеконенавистничество: недоброжелательность, неблагодарность, злорадство. Главной добродетелью он считал человеколюбие.

Таким образом, философия нравственности И. Канта содержит богатую палитру добродетелей, что свидетельствует о глубоком гуманистическом смысле его этики. Этическое учение Канта имеет огромное теоретическое и практическое значение: оно ориентирует человека и общество на ценности моральных норм и недопустимость пренебрежения ими ради эгоистических интересов.

Кант был убежден, что неизбежная конфликтность частнособственнических интересов может посредством права приводиться к определенной согласованности, исключающей необходимость прибегать к силе для разрешения противоречий. Право Кант трактует как проявление практического разума: человек постепенно приучается быть если не морально добрым человеком, то во всяком случае хорошим гражданином.

Нельзя не отметить и такую ныне актуальную проблему, которая рассматривается в социальной философии И. Канта, как проблема первенства морали по отношению к политике. Кант выступает против таких принципов аморальной политики: 1) при благоприятных условиях захватывай чужие территории, подыскивая затем оправдания этим захватам; 2) отрицай свою виновность в преступлении, которое ты сам совершил; 3) разделяй и властвуй.

Кант считает необходимым средством борьбы против этого зла гласность, рассмотрение политики с точки зрения ее гуманистического смысла, устранения из нее бесчеловечности. Кант утверждал: «Право человека должно считаться священным, каких бы жертв это ни стоило господствующей власти».[84]

Следующая глава >

Источник: fil.wikireading.ru

Родоначальником немецкой классической философии является И. Кант(1724-1804 гг.). В интеллектуальном развитии Канта выделяют два периода: докритический и критический,В докритический период (до 1770 г.) Кант выступал, прежде всего, как крупный ученый — астроном, физик, географ. Ему принадлежит первенство в обосновании зависимости приливов и отливов от положения Луны, а также обоснование крупной гипотезы о происхождении Солнечной системы из гигантской газовой туманности. Эта гипотеза, скорректированная великим физиком Лапласом, и сейчас продолжает рассматриваться астрономами как один из возможных вариантов объяснения происхождения Вселенной. В работах этого периода и, прежде всего, в знаменитой "Всеобщей естественной истории и теории Неба" (1755 г.) Кант выступал как стихийный материалист и диалектик, обосновывающий идею саморазвития природы.

Но специфическая Кантовская философия, заложившая основы всей немецкой классической философии, сформировалась в так называемый "критический период", после опубликования им трех "Критик": "Критики чистого разума"(1781 г.), "Критики практического разума"(1788 г.), "Критики способности суждения"(1790 г.). Все эти работы связаны единым замыслом и представляют собой последовательные ступени обоснования системы трансцендентального идеализма (так Кант называл свою философскую систему). Второй период творчест­ва Канта назван "критическим" не только потому, что "Критиками" назывались основные произведения этого периода, а потому, что Кант поставил перед собой задачу провести в них критический анализ всей предшествующей ему философии; противопоставить критический подход при оценке возможностей и способностей человека господствующему до него, как он считал, догматическому подходу.

Кант осуществил коренной переворот в постановке и решении философских проблем. В средневековой философии и философии эпохи Возрождения центральной частью философских систем является учение о бытие — онтология. Философы Нового времени: французские материалисты — Бэкон, Декарт, Беркли и Юм, перенесли акцент на проблемы гносеологии. Однако в центральной проблеме гносеологии — взаимодействие субъекта и объекта — докантовская философия акцентировала внимание на анализе объекта познания. Кант же делает предметом философии специфику познающего субъекта,который, по его мнению, определяет способ познания и контролирует предмет знания, В философии Нового времени до Канта субъективное начало рассматривалось как помеха на пути к истинному знанию, как то, что искажает и затемняет действительное положение вещей. (Вспомним учение об идеалах Ф. Бэкона). У Канта же возникает задача: установить различие между субъективными и объективными элементами знания в самом субъекте, в его различных уровнях и структурах. Кант переосмысливает самое понятие субъекта и впервые в философии ставит вопрос о всеобщности субъекта. В самом субъекте Кант различает два уровня: эмпирический(опытный) и трансцендентальный(находящийся по ту сторону опыта). К эмпирическому уровню он относит индивидуально-психологические особенности человека, к трансцедендентальному — индивидуальное начало в человеке, т. е. всеобщие определения человека как такового, человека как представителя человечества.



Одна из основных проблем "Критики чистого разума": как возможно достоверное научное знание. Эта проблема конкретизируется у Канта в три частных проблемы: Как возможна математика? Как возможна физика (естествознание)? И как возможна метафизика (философия)? Необходимо отметить различие кантовского подхода к трем названным отраслям знания. Кант уверен в научном характере математики и естествознания и его критическое исследование сводится у него к попытке выяснить, чем объясняется и от чего зависит их научность. Но к

метафизике (философии) Кант подходит критически и в том смысле, что ставит под вопрос, возможна ли метафизика вообще в качестве науки, и дает отрицательный ответ на этот вопрос. Несколько позже мы рассмотрим аргументацию Канта то этому вопросу. А сейчас посмотрим, как же Кант обосновывает достоверность научного знания.

Кант считает, что достоверное-знание— это значит объективное знание. Объективность же, по Канту, отождествляется со всеобщностью и необходимостью. Следовательно, для того чтобы знание несло достоверный характер, оно должно обладать чертами всеобщности и необходимости. Объективность знания, считает Кант, обусловливается структурой трансцендентального субъекта, его надиндивидуальными качествами и свойствами. Познающему субъекту по природе присущи некоторые врожденные (доопытные) формы подхода к действительности, из самой действительности невыводимые: пространство, время, формы рассудка.Пространство и время, по Канту, это не формы бытия вещей, существующих независимо от нашего сознания, а напротив, субъективные формы чувственности человека, изначально присущие человеку как представителю человечества. Пространство — это врожденная доопытная форма внутреннего чувства (или внешнего созерцания). Время — это врожденная форма внутреннего чувства (внутреннего созерцания). Математика как наукаи возможна на основе функционирования пространства (геометрия) и времени (арифметика).

Доопытные формы чувственности —пространство и время — создают предпосылки достоверности математического знания. Реализация же этих предпосылок в действительность осуществляется на основе деятельности второй познавательной способности — рассудка. Рассудок— это мышление, оперирующее понятиями и категориями. Рассудок, по Канту, выполняет функцию подведения многообразного чувственного материала, организованного с помощью доопытных форм созерцания,под единство понятий и категорий. Не предмет является источником знаний о нем в виде понятий и категорий, а напротив, формы рассудка — понятия и категории конструируют предмет. Поэтому предметы и согласуются с нашими знаниями о них. Мы можем познать только то, что сами создали — считает Кант. Понятия и категории носят независящий от индивидуального сознания необходимый и всеобщий характер. Поэтому знание, основанное на них, приобретает объективный характер.

Итак, рассудок упорядочивает восприятия человека, подводит их под всеоб­щие и необходимые формы и таким образом обусловливает объективность знания. Но что же создает возможность для такой деятельности рассудка? Что объединяет все понятия и категории в целостность, что приводит их в действие? Кант отвечает на эти вопросы однозначно: все это связано с особенностями субъекта. Конечное основание единства, без которого рассудок не смог бы осуществлять свою функцию подведения под всеобщие и необходимые определения, является акт самосозна­ния субъекта: я мыслю.Этот акт Кант называет трансцендентальным единством апперцепции. Или переводя с латинского на русский язык, это выражение означает объединение восприятий за пределами опыта.

На основе вышеизложенного теорию познания Канта можно представить следующим образом: существуют вещи сами по себе.Эти вещи действуют на органы чувств человека, порождают многообразные ощущения. Эта ощущения упорядочиваются доопытными формами чувственности — пространством и временем, т. е. располагаются в традиционном измерении и фиксируются как длительность. На основе этих преобразований формируются восприятия, которые носят субъективный и индивидуальный характер. Деятельность рассудка на основе форм мышления — понятий и категорий — придает этим восприятиям всеобщий и необходимый характер. Таким образом, вещь сама по себе через каналы органов чувств, форма чувственности и рассудка стала достоянием сознания субъекта, "явилась ему" и он может делать о ней определенные умозаключения. Вещи, как они существуют в сознании субъекта, Кант называл явлениями.Человек, по мнению

Канта, может знать только явления. Каковы вещи сами по себе, т. е. каковы их качества и свойства их взаимоотношения вне сознания субъекта, человек не знает и знать не может. Он знает о вещах только в той форме, как они даны его сознанию. Поэтому вещи сами по себе для человека становятся "вещами в себе",непознанными, нераскрытыми.

Кант считал, что у человека нет средства установить связь, сопоставить "вещи сами по себе" и явления. Отсюда вытекал вывод об ограниченности возможностей в познании форм чувственности и рассудка. Формам чувственности и рассудка доступен только мир опыта. Все, что находится за пределами опыта -умопостигаемый мир, может быть доступен только разуму. Разумэто высшая способность субъекта, которая руководит деятельностью рассудка, ставит перед ними цели. Разум оперирует идеями. Идеи у Канта— это не сверхчувственные сущности, обладающие реальным бытием и постигаемые с помощью разума (Платон). Идеи — это представления о цели, к которым стремится наше познание, задачи, которые оно перед собой ставит. Идеи разума выполняют регулирующую функцию в познании, побуждая рассудок к деятельности. Побуждаемый разумом, рассудок стремится к абсолютному знанию и выходит за пределы опыта. Но его средства — понятия и категории — действуют только в этих пределах. Поэтому рассудок впадает в иллюзии, запутывается в противоречиях. Доказательству положения о том, что идеям разума не может соответствовать реальный предмет, что разум опирается на мнимые идеи, служит учение Канта об антиномиях разума. Антиномии— это противоречивые взаимоисключающие положения. Например, если мы возьмем идею мира в целом, то, оказывается, можно доказать "справедливость двух противоречащих друг другу утверждений: мир конечен и мир бесконечен в пространстве и времени. Антиномии имеют место там, где с помощью конечного человеческого рассудка пытаются делать заключения не о мире опыта, а о мире "вещей самих по себе".

Итак, мир "вещей сам по себе" закрыт для чувственности, и, следовательно, он закрыт для теоретического разума, науки. Однако, это еще не значит, что этот мир недоступен человеку. Человек, по Канту,житель двух миров: чувственно-воспринимаемого и умопостигаемого. Чувственно-воспринимаемый мир— это мир природы. Умопостигаемый мир— это мир свободы. Свобода, по Канту,— это независимость от определяющих причин чувственно-воспринимаемого мира. В сфере свободы действует не теоретический, а практический разум.Практическим этот разум называется потому, что его главное назначение — руководить поступками человека. Движущей силой этого разума является не мышление, а воля. Кант называет человеческую волюавтономной. Автономия волисостоит в том, что она определяется не внешними причинами — природной необходимостью или божественной волей, а своим собственным законом, который она ставит над собой. Законы практического разума — это нравственные законы. "Знания" умопостигаемого мира — это определенные требования к человеку, как ему вести себя в этом мире. Главное требование, категорический императив(предписание) гласит: "Поступай так, чтобы максимума твоей воли могла в то же время иметь силу принципа всеобщего законодательства" (Кант И. Соч. в шести томах. Т. 4. С. 347). Это значит: поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе. Знай, что своими поступками ты формируешь образ действия других и создаешь форму, характер взаимных отношений.

Итак, Кант выдвинул новую концепцию субъекта. На основе этой концепции он провел разделение бытия на мир природы и мир человека, в которых действуют свои возможности и законы и между которыми существуют глубокие противоречия. Кант ограничил познавательные возможности субъекта "миром явлений", оставив нерешенной проблему связи явлений с "вещами самими по себе".

Источник: studopedia.su

Иммануил Кант (22.04.1724 г. — 12.02.1804 г.) — философ, основоположник немецкой классической школы. В данной статье мы кратко рассмотрим ключевые аспекты философии Канта.

Периодизация творчества Канта

1. Докритический период (до начала 70-х гг.)
В 1755 году Кант опубликовал первую полностью философскую работу — «Новое освещение первых принципов метафизического познания». В этот период он занимался проблемами естествознания, природы и бытья.

2. Критический период (с начала 70-х гг. и до 1804 года)
Интерес Канта сместился в сторону этики и логики, механизмов и границ познания, социальной философии. В 1770 году вышла его работа «О форме и принципах чувственного и умопостигаемого мира», в ней прослеживались основы «критической философии». За ней последовал период затишья до 1781 года — происходило переосмысление Кантом своих взглядов и формирование новой философии. В 1781 году вышла переломная, одна из важнейших, работа Канта — «Критика чистого разума». Еще два труда — «Критика практического разума» и «Критика способности суждения» появились, соответственно, в 1788 и 1790 годах. В 1798 году вышла последний крупный труд Канта – «Антропология с прагматической точки зрения».

Теория познания Канта

Одно из основных отличий теории познания Канта в том, что он считал причиной трудности познания действительности — субъект познания, человека и разум. Знание у Канта – совокупность суждений, имеющих одновременно субъективно и объективно достаточное основание. Оно имеет две формы — апостериорное и априорное.
1. Апостериорное получено через опыт. Оно не достоверно и носит предположительный характер, требует проверки на практике.
2. Априорное существует изначально и носит доопытный характер. Доказательств не требует. На такое знание опираются физика и другие естественные науки.

Нельзя не затронуть понимание Кантом разума. Разум – познавательная способность, которая может руководить рассудком, высшая форма сознания. Рассудок не имеет цели и спонтанен, оперирует предельно общими понятиями, категориями (возможность и невозможность, количество, качество и т.д.), с помощью которых систематизируются первоначальные ощущения. С помощью категорий, рассудок переводит индивидуальное восприятие в общезначимый опыт. Разум же предлагает нечто безусловное в форме идей, представлений о конечной цели, побуждает рассудок к действию. В то же время, цели, что дает разум – невыполнимы, так как абсолютное познание невозможно.

Существует еще одна форма сознания, помимо рассудка и разума — чувственность. Чувственность помогает систематизировать ощущения в своих формах – пространстве и времени.
Подводя итог следует привести схему процесса познания, предложенную Кантом:
1. Окружающий мир оказывает воздействие на органы чувств.
2. Органы чувств воспринимают образы в формате ощущений.
3. Сознание систематизирует образы.
4. В разуме человека появляется целостная картина окружающего мира.
Данная картина является лишь образом, не имеющим ничего общего с реальностью из-за неразрешимых противоречий и невозможности познания «вещей в себе».

«Вещь в себе». Неразрешимые противоречия

Понятие «вещь в себе» — важнейшее в философии Канта. Это то, что невозможно постигнуть разумом, истинная, внутренняя природа вещи. Человек способен знать лишь явления – вещи в том виде, в котором они существуют в его сознании, образы вещей. Качество же вещей вне своего сознания он понять не в силах. Это абсолютно неопределенное, практически отрицательное понятие.

Окружающую действительность невозможно познать, о чем Кант говорит в работе «Критика чистого разума». Как доказательство этого, Кант приводит антиномии разума, неразрешимые противоречия, возникающие когда человек пытается познать «вещи в себе». Кант обнаруживает четыре подобных противоречие:
1. Конечность/ бесконечность мира – ограниченность мира или отсутствие у него границ в пространстве и времени.
2. Все сложные субстанции состоят из простых частей/ не существует ничего простого.
3. Свобода существует/ причинность главенствует в мире.
4. Бог есть/ Бога нет.

Для каждого из вариантов с помощью разума можно найти логические доказательства, что и приводит в тупик.

Этика Канта. Категорический императив

Этика Канта базируется на понятиях о духовном бессмертии, свободе воли и бытие Бога, т.е. – на антиномиях разума. По мнению Канта, этика может быть построена как точная наука и одна из главных ее проблем — обоснование системы нравственных норм, автономной и общей для всех, не ограниченной религиозными постулатами. Нравственность должна быть универсальной. Кант отказывался видеть основы подобной общей морали в природе. В его этике человек сам является автором моральных норм, если выступает от имени всех и в общих интересах.

В основе всей этики Канта лежит категорический императив, гласящий — поступай так, чтобы правила, которым ты следуешь, могли быть основой всеобщего морального законодательства. Человечество – величайшая ценность и самоцель в этике Канта. Категорический императив не нуждается в доказательствах и является высшим принципом науки о добре. При этом, он лишь дает форму способную породить более конкретные законы. Человек должен быть морален не из-за надежды на лучшее, а из уважения к закону.
Вне законов действия человека в нравственном плане, могут быть определены долгом, склонностями и страхом.

Заканчивая рассказ об этике Канта следует упомянуть какое место в своей теории он относит понятию «счастья». Хотя создание и исполнение единых законов нравственности у Канта основная цель, он признает, что разумное существо стремится к высшему благу и оно распределено в мире пропорционально нравственным достоинствам личности. Разумное существо, считал Кант, соблюдая нравственные законы, при наличии высших сил, может на него надеяться.

Источник: www.istmira.com

Категории – небольшое число главных, простейших философских понятий, путём соединения которых можно получить все более сложные, подобно тому как из соединения элементов таблицы Менделеева складываются все сложные химические вещества. Учение о категориях было подробно разработано уже Аристотелем в древности. В Новое время ему среди прочих уделил пристальное внимание Иммануил Кант (см. краткий обзор его философии на нашем сайте).

Иммануил Кант

 

Согласно Канту, категории – априорные (доопытные) функции разума, средства познания, но не предметы его, подобно тому как, по его же теории, пространство и время – априорные формы созерцания, но не объекты его. Категории «врождены» человеческому уму, который не черпает их из опыта, а, напротив, организует опыт по уже имеющимся категориям.

Кант предпринял попытку составить полный перечень категорий путем вывода из одного начала. Его перечень даже слишком полон, потому что любовь к симметрии заставила его выдумать идею ограничения, которую Шопенгауэр остроумно называет фальшивым окном, а также категории бытия и небытия (Dasein и Nichtsein), которые он отличает от идей реальности и отрицания. Логическая дедукция априорных идей была серьезнее разработана не Кантом, а только Гегелем.

 

Теория познания Канта

 

Путеводною нитью в открытии и классификации категорий послужила Канту теория суждений в том виде, в каком он нашел её в традиционной логике. Главная работа рассудка, говорит Кант, состоит в суждении, а категории – это типические понятия, по которым мы судим. Следовательно, категорий столько же, сколько разрядов или видов суждений – логика признает их двенадцать: 1) суждение общее (например, все люди смертны); 2) суждение частное (некоторые люди – философы), 3) суждение индивидуальное (Петр – математик); 4) суждение утвердительное (человек смертен); 5) суждение отрицательное (душа не смертна); 6) суждение ограничительное (душа бессмертна); 7) суждение категорическое (Бог справедлив); 8) суждение гипотетическое (если Бог справедлив, то он наказывает злых); 9) суждение разделительное (греки или римляне первый народ древности); 10) суждение проблематическое (планеты могут быть обитаемы); 11) суждение ассерторическое (земля кругла), 12) суждение аподиктическое (необходимо, чтобы Бог был справедлив).

Три первых вида суждений выражают целость, множество, единичность, – словом идею количества, 4-й, 5-й и 6-й выражают реальность, отрицание, ограничение, словом, идею качества; 7-й, 8-й и 9-й – субстанциальность и атрибут, причинность и зависимость и взаимность, вообще идею отношения. Наконец, 10-й, 11-й и 12-й выражают возможность или невозможность, бытие или небытие, необходимость и случайность, словом, идею модальности, или меру действительности, присущей понятию. Итак, существует 12 категорий, которые группируются по три в четыре рубрики или главные категории: количества, качества, отношения и модальности. Между этими четырьмя есть одна, которая первенствует и содержит в себе все прочие, это – категория отношения, категория по преимуществу, – потому что суждение, каково бы оно ни было, выражает отношение.

С этими обыкновенными категориями связаны четыре правила или начала, необходимо из них вытекающие, и потому тоже априорные.

1) С точки зрения количества, всякое явление, т. е. все, что нам дано созерцательной способностью существующим в пространстве и времени, есть количество, т. е. определенное протяжение и определенная продолжительность. Это начало, по Канту, исключает гипотезу атомов.

2) С точки зрения качества всякое явление имеет известное содержание, определенную степень интенсивности. Это начало исключает гипотезу пустоты.

3) С точки зрения отношения, все явления соединены между собой причинною связью, исключающею гипотезу случая. Сверх того между следствиями и причинами существует солидарность и взаимодействие, чем исключается идея  fatum’а.

4) С точки зрения модальности, возможно то явление, которое согласуется с законами пространства и времени, и необходимо то, отсутствие которого предполагало бы прекращение этих законов. Этим исключается чудо.

Первое и второе начала образуют закон непрерывности, 3-е и 4-е – закон причинности.

Категории и начала, из них проистекающие, образуют элемент чистый, врожденный нам, доопытный (a priori) и составляют как бы родовую собственность рассудка (Verstand). Он их не получает, но извлекает из своей собственной природы; он не находит их в мире явлений (феноменальном), но «налагает» их на него.

Разбор Кантом вопроса о возникновении категорий в нашем уме — см. в статье Учение Канта о схематизме.

 

Источник: rushist.com

Основоположником немецкой классической философии является один из величайших умов человечества – Иммануил Кант (1724–1804).

Все его творчество Канта условно делится на два периода: докритический (1746-1760 гг) и критический, который начинается с 1770 г., когда впервые в работе «О формах и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира» Кант впервые упоминает принципы своей системы критической философии.

В докритический период основное внимание Кант уделяет вопросам естествознания и философии природы. Он пишет выдающийся трактат «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755), в котором излагает космогоническую гипотезу, обосновывающую диалектический взгляд на Вселенную. При рассмотрении проблемы возникновения Вселенной Кант представляет первоначальное состояние Вселенной как хаотическое облако разнообразных материальных частиц, которые двигаются друг к другу и отталкиваются, отклоняясь при этом от первоначального направления, таким образом получаются круговые движения, т.е. частицы движутся «в одном направлении и по параллельным кругам, совершая свободные круговые движения вокруг центрального тела». Хотя Кант и признавал Бога в качестве создателя мира, вся его концепция развития утверждала, что в мире уже содержится сама причина возникновения и развития природы.

Критическая философия Канта – альтернатива старой догматической философии. Разница между ними состоит в том, что догматическая философия формулирует истину о мире, практическая – оценивает границы и степень истинности человеческого знания и практики. Человек познает и практически действует. Кант называет соответствующие области человеческого ума сферой чистого разума и сферой практического разума.

Исследованию человеческого разума посвящены два его самых знаменитых труда: «Критика чистого разума»(1781) и «Критика практического разума (1788). Под «чистым» разумом Кант понимает разум теоретический, направленный на познание, на получение новых знаний. Под «практическим» Кант понимает разум направленный на действия, т. е. разум, который руководит поступками человека, его поведением. Предметом философии у Канта становится специфика познающего субъекта. Кант подверг исследованию именно нашу способность познания, он измерил всю глубину этой способности и установил ее границы. До Канта господствовало мнение, что познание есть результат воздействия объекта на сознание субъекта, который лишь пассивно отражает то, что есть в объекте. Кант же в основу теории познания кладет другую формулу: «мы можем познать только то, что сами создали». Центральное место в нем занимают априорные (доопытные) формы познания.

Кант выделяет два их типа:

а) априорные формы чувственности 

б) априорные формы рассудка.

В самой общей форме кантовское понимание процесса познания можно представить следующим образом. Нечто неизвестное, то, что мы хотим познать (в терминологии Канта «вещь – в себе», ноумен), воздействуя на органы чувств, порождает у человека многообразие ощущений. Эти ощущения упорядочиваются с помощью априорных (доопытных) форм чувственности. Ими являются пространство и время. Согласно Канту, простанство и время субьективны. Это наши способы восприятия мира. Пространство систематизирует внешние ощущения, позволяет воспринимать мир в измерении (геометрия), время систематизирует внутренние ощущения, фиксирует мир как длительность (алгебра).

Чтобы разобраться в ощущениях необходимо участие другой познавательной способности – рассудка или мышления. Кант считает, что переход от чувственных данных к их объяснению происходит с помощью априорных форм рассудка, ими являются категории, т. е. наиболее общие понятия (причина, качество, количество, сущность, движение и т. д.). Через них мы можем видеть только явления мира (феномены) – и никогда не можем воспринимать действительный ноумен, подлинную реальность, которая дает жизнь этому явлению.

Таким образом, рассудок сам конструирует предмет познания, сообразно своим априорным формам. Вывод Канта: человек познает не вещи сами по себе, а то, как они являются нашему сознанию. Мы можем познать только то, что сами создали.

Кант говорит, что чувственное и рациональное – «два ствола человеческого познания, которые вырастают быть может из одного общего, но неизвестного нам корня». «Ощущения без понятий слепы, понятия без ощущений пусты».

Кант считает, что формам чувственности и рассудка доступен только мир опыта. А что за пределами опыта? За пределами опыта находится умопостигаемый, внеопытный мир. Чтобы понять его, нужна третья познавательная способность –разум. Это высшая способность, которая руководит рассудком и оперирует идеями. Идеи не имеют самостоятельного бытия (как у Платона), это представление о цели познания, стремление к абсолютному знанию. Например, это идеи Бога, бессмертия, души, свободы. Применяя свои категории к внеопытному, рассудок впадает в иллюзию, полагая, что и здесь применение категорий уместно. Эта иллюзия, по мнению Канта, характерна для всей предшествующей философии.

Кант доказывает, что идеям разума не может соответствовать реальный предмет, но идеи имеют практическую ценность, так как в них человек черпает поддержку, когда поступает нравственно, морально. Таким образом, неподвластный теоретическому разуму, ноуменальный мир открывается практическому разуму, функция которого — руководить поступками человека, устанавливать принципы нравственного поведения. Отсюда Кант делает вывод об ограниченности человеческого знания.

Исследованию проблем нравственности посвящена книга Канта «Критика практического разума». Суть того нового, что Кант сделал в этике – это идея автономности нравственности. Автономность – это значит принципиальная самостоятельность и самоценность нравственных принципов. По мнению Канта, нравственные принципы и понятия не выводятся из опыта – они априорны, т. е. заложены в сознании человека до всякого опыта. «Чтобы быть честными и добрыми, – писал Кант, – мы не нуждаемся ни в какой науке и философии».

Нравственный поступок, по Канту, есть результат не теоретических размышлений, а некоего внутреннего повеления (императива), не связанного с достижением какой-то выгоды. Кант формулирует обязательное внутреннее повеление («категорический императив»), которому необходимо следовать, чтобы быть нравственным человеком. Если просто выразить смысл знаменитого кантовского категорического императива, то он будет звучать так: каждый человек должен поступать так, чтобы правило («максима») его личного поведения могло стать правилом поведения всех.

Кант считает, что наиболее прочная опора нравственности, единственный надежный источник категорического императива – долг. Высшим проявлением нравственной силы человека, по мнению Канта, является ситуация, когда человек выполняет свой долг несмотря на то, что нет надежды на успех.

С понятием долга у Канта тесно связано понятие свободы. То, что человек способен поступать нравственно, т. е. без внешнего принуждения исполнять свой долг, указывает, что человек может быть свободным, так как человек свободен тогда, когда «определяет себя сам». Кант подчеркивает, что «свобода – это не то, когда я делаю, что хочу, это когда я могу делать то, что должен».

Человек не всегда поступает нравственно, не всегда следует своему долгу. Способностью для самоконтроля человека является совесть. «Две вещи наполняют душу новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и нравственный закон во мне». «Нравственный закон во мне» – это прежде всего «голос» совести.

Таким образом, этика Канта предстает перед нами как очень строгая и бескомпромиссная этика. Она призывает: стань свободным (т. е. «определяй себя сам»), проникнись сознанием морального долга, следуй ему всегда и везде, сам отвечай за свои поступки. Только вступив на этот путь, ты станешь личностью.

Основные понятия кантовской философии (его теории познания, этики и эстетики) выразили тренсцендентальный,т.е. сверхиндивидуальный, характер всех человеческих свойств и отношений. Представления пространства, времени, категории рассудка, идеи разума, нормы и императивы морали, все, что отличает человека от животных,- приобретено каждым индивидом не столько из личного, сколько из социального, общечеловеческого опыта.

Источник: megaobuchalka.ru


Categories: Философия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.