Утопия

Толкование данного понятия представлено в словаре в двух вариантах:

  1. Один из жанров художественной литературы, который близок к научной фантастике. Он описывает модель идеального общества, каким его видит автор.
  2. Красивая мечта, которой никогда не суждено сбыться.

Как литературный жанр и социально-политическое моделирование утопия появляется в Новое время. Она может быть обращена и в будущее, и в прошлое. Во втором случае примером может быть понятие о «первобытном коммунизме», «потерянном рае».

По поводу этимологии этой лексемы также существует два мнения. Одни исследователи считают, что оно происходит от древнегреческого οὐ, аналогичного отрицанию «не», которое добавлено к существительному τόπος, означающему «место». По другой версии, это слово образовано от древнегреческого εύ, что значит «благо», и трактуется как «благое место».

Утопизм

Этот термин также толкуется с двух позиций:

  1. Создание планов по социальному переустройству общества, в которых не учитывается реальная действительность. Они полностью оторваны от объективных закономерностей, лежащих в основе общественного развития. Как правило, под этим термином понимают утопический социализм.
  2. Несбыточность, неосуществимость.

Таким образом, рассмотренные понятия очень близки, но не идентичны друг другу.

Пироги на деревьях

Сегодня и в общественных, и в философских науках принято дифференцировать понятия «утопии» и «утопизма».

Утопизм – это тип сознания, который присущ человеческой природе. Он выражается в разных формах мечтаний, посвященных настоящему или грядущему идеальному миру. Сюда же включаются представления о рае, Кокане — мифической страной изобилия. В ней текут винные реки, за труд следует наказание, а бездельникам платят жалованье. Пироги растут прямо на деревьях, нужно лишь лечь под дерево, открыв рот, чтобы быть всегда сытым.

Чаще всего в утопизме отсутствует позитивная реализация. Однако в определенной мере, будучи обращенным в будущее, он может влиять на социальное развитие. С 19 века «утопизм» в общественном сознании начинают связывать с «социализмом» и с тоталитарной властью.

В своей основе утопическое сознание содержит предпосылки, связанные с руссоизмом (взгляды Ж. Ж. Руссо, французского философа). Это вера в возможности человека целостного, его природа благостна. В то же время в хорошем обществе имеются все возможности для того, чтобы все его положительные способности могли раскрыться в полной мере.

Социальный утопизм

Он представляет собой особый тип сознания, который возник на основе особенного понимания утопических поисков и идей и их применения. И утопия, и социальный утопизм имеют общие корни, которые связаны с (со):


  • незавершенностью истории;
  • неприемлемостью существующего мира;
  • стремлением к социальной гармонии.

Но при этом «мифическое» преображение мира, присущее утопии, в социальном утопизме вытесняется его стремлением к преобразованию действительности в реальности, согласно предлагаемой модели. Построение идеального альтернативного мира усилиями воображения (как в первом случае) замещается преобразованиями на основе революционных методов во имя абстрактных принципов.

В России в 19 веке представителями утопизма были: Герцен, Огарев, Белинский, Петрашевский, Милютин. Во Франции это – Фурье и Сен-Симон, работы которых стали одним из источников теории марксизма.

Рассматривая вопрос о том, что это – утопизм, нельзя не сказать об одном из наиболее известных его представителей — Томасе Море, авторе «Утопии».

Вымышленное островное государство

На его примере Томас Мор, философ, юрист, писатель-гуманист, бывший лорд-канцлером Англии в 16 веке, показал, как он понимает наилучшую систему устройства общества. Утопизм Мора выразился в его следующих политических взглядах, отраженных в книге «Утопия».


  1. Частная собственность является причиной всех бедствий и пороков. Вместе с деньгами она порождает преступления, которые невозможно искоренить никакими санкциями и законами.
  2. Идеальная страна (Утопия) представляет собой федерацию, состоящую из 54-х городов.
  3. Управление в каждом из них, как и их устройство, одинаковы. Каждая из семей владеет определенным ремеслом.
  4. Все должностные лица выборные, из них образуется сенат, который возглавляет князь. Если он не замешан в тирании, он несменяем.
  5. Нет частной собственности, преступления редки, поэтому нет нужды в сложном и обширном законодательстве.
  6. Жители утопии против войны, как зверского деяния. Но на случай необходимости, готовятся к ней. В военных действиях используются наемники.

В заключение нужно отметить, что, несмотря на всю нереальность утопических проектов, они все же оказывают свое влияние на человеческую историю, которое является весьма заметным и вполне реальным.

Источник: FB.ru


УТОПИЯ (греч.: оu -отрицательная частица, topos -место, т.е. «место, которого нет») — понятие для обозначения описаний воображаемого идеального общественного строя, а также сочинений, содержащих нереальные планы социальных преобразований.


дет происхождение от названия одноименной книги Мора (1516). Отказ от исследования наличной общественной действительности, интеллектуализм, стремление репрезентировать интересы человечества в целом отличают У. от, соответственно, науки, мифологии и идеологии. Источником У. на каждом отдельно взятом отрезке реального исторического времени могли выступать социальные идеологии, технологические мифы, экологическая этика и т.д. Формирование У. — свидетельство процессов осознания и рефлексии всеохватывающих кризисных явлений общества. У. возможно трактовать также и в качестве мечты о совершенстве мира, способной обеспечить проверку и отбор наиболее функциональных моделей общественного развития. При этом трагизм процедур осуществления У. нередко истолковывается как следствие того, что У. являют собой «выражение антиприродного, надприродного измерения, которые могут быть только силой внедрены в сознание среднего человека и без которых история была бы менее трагичной». У. в ряду идеальных конструкций человеческого разума способны отражать: мечту о мире постоянного и полного чувственного удовлетворения; поиск идиллических состояний благополучия, сдерживаемого моральными и эстетическими ограничениями; ориентацию на акцентированно упорядоченное разумным и нравственным государством благополучие; надежду на осуществление одушевленной цели торжества Добра над Злом вне материальных аспектов этого процесса; проект усовершенствования человеческого общества сугубо посредством организационно-интеллектуальных новаций и т.п.

античности У. тесно переплетались с легендами о «золотом веке», о «блаженных городах и территориях», являя собой, как правило, иллюстративный материал к тем или иным философско-этическим выводам авторов. В эпоху Возрождения и великих географических открытий У. приобрели преимущественную форму описания совершенных государств, либо якобы существующих либо существовавших в прошлом где-то на земле (»Город Солнца» Кампанеллы, «Новая Атлантида» Ф. Бэкона, «История севарамбов» Д. Верраса и т.п.). В 17-18 вв. У. получили распространение также как различные проекты, социально-политических реформ. С середины 19 в., У. все больше превращаются в специфический, жанр полемической литературы, посвященной проблеме общественного идеала У., разнообразны по социальным задачам: рабовладельческие У. (Платон — «Государство», Ксено-фонт — «Воспитание Кира» и др.); феодально-теократические У. (мистическая философия истории Иоахима Флорского, 13 в.; В. Андреа — «Христианополис», 1619 и др.); буржуазные (Дж. Гаррингтон — «Республика Океания», 1656; Э. Беллами — «Взгляд назад», 1888; Т. Герцки — «Фрейлан-дия», 1890, и др.); различные произведения, утопического социализма (Ш. Фурье — «Трактат о домоводческо-земледель-ческой ассоциации», 1822, и «Новый хозяйственный социе-тарный мир», 1829; де Сен-Симон — «Катехизис промышленников», 1823-1824 и «Новое христианство», 1825 и др.); технократические (Веблен — «Инженеры и система цен», 1921 и др.); анархические У.

одвин — «Исследование о политической справедливости», 1793; Штирнер — «Единственный и его собственность», 1845 и др.). Многие утопические сочинения предлагали процедуры решения отдельных важных для человечества проблем: трактаты о, «вечном мире» (Эразм Роттердамский, Кант, Бентам и др.), педагогические У. (Я.А. Коменский, Руссо и др.), научно-технические (Ф. Бэкон и др.). По ходу модернизации число произведений утопического жанра на Западе 16-20 вв. возрастало практически в геометрической прогрессии. В современной социально-философской традиции принято деление У. на, «У. реконструкции», направленные на радикальное преобразование общества, «У. бегства» от социальной действительности, а также «обоснованные У.», У. воплощения в жизнь. У. отличаются негативным отношением их авторов к существующему социальному порядку, претензией на универсализм и «окончательность» предлагаемых процедур разрешения общественных противоречий, верой в осуществимость соответствующих проектов. У. есть категория психолого-физиологическая, состояние предощущения надежды, в чем-то атрибутивное мыслящему субъекту. У. в современную эпоху позволяют предвосхищать некоторые тенденции, ориентированные в вероятное будущее (которое на данном уровне познания не может быть описано в конкретных деталях), а также предостерегать от некоторых отрицательных социальных последствий человеческой деятельности. Эти формы У. стимулировали развитие в социальных науках методов нормативного прогнозирования, а также приемов анализа, и оценки желательности и вероятности предполагаемого развития событий.

Источник: gufo.me

Введение


Деятели Возрождения сформулировали новые взгляды на общественную жизнь. Библейские рассказы о райской жизни Адама и Евы, о жизни евреев в Земле Обетованной, учение Августина (Аврелия) о церкви как царстве божьем на земле уже никого не устраивали. Деятели Возрождения попытались изобразить нужное человеку общество без всяких упоминаний Библии или учения святых отцов. Для них, деятелей Возрождения, общество — это необходимая среда жизни человека. Оно не на небе, не дар божий, а на земле и результат человеческих усилий. По их мнению, общество, во-первых, должно строится с учетом природы человека; во-вторых — для всех людей; в-третьих — это общество далекого будущего. Наибольшее влияние на историю философской мысли и на исторические судьбы европейских народов оказало учение деятелей Возрождения на государственное устройство. Это их учение о монархии и о коммунистическом строе. Первое из них было идейной основой утвердившегося позже Абсолютизму, а второе — способствовало созданию различного рода коммунистических теорий, в том числе и марксистского коммунизма.

Томас Мор и Тормазо Кампанелла

Томазо Кампанелла (1568 — 1639). /Биография/


Родился в семье сапожника. В 1582 вступил в доминиканский орден. Не удовлетворенный схоластической ученостью, культивируемой орденом, Кампанелла познакомился с натурфилософией Б. Телезио, учение которого защищал в первом своем трактате “Философия, доказанная ощущениями” (1591). Спасаясь от гонений орденских властей, бежал из Неаполя на север Италии, где его арестовали по обвинению в ереси. После суда и тюремного заключения в Риме Кампанелла вернулся в Неаполь, а затем в Калабрию. Здесь он возглавил широкий антииспанский заговор, который в результате доноса был раскрыт в августе 1599. Кампанелла был схвачен как политический преступник и еретик, подвергнут пыткам и осужден на пожизненное заключение. В неаполитанских тюрьмах он провел 27 лет. В заточении он написал многочисленные сочинения по философии, богословию, астрологии, астрономии, медицине, физике, математике, политике, в числе которых знаменитая утопия “Город Солнца” 1623), “Монархия Мессии” (1633), “Метафизика” 1638), “Побежденный атеизм” (1631), “Апология Галилея” (1622).

В 1626 Кампанелла добился перевода в Рим, что, впрочем, не избавило его от инквизиционных преследований и тюрьмы. Заинтересовав своими сочинениями и астрологическими предсказаниями папу Урбана VIII, Кампанелла смог получить освобождение. Однако в 1635, в связи с требованиями испанских властей о его выдаче, Кампанелла бежал во Францию, где, пользуясь покровительством кардинала Ришелье, издал многие из своих сочинений и написал новые политические трактаты с целью подвигнуть правительство Франции к борьбе за освобождение Италии от испанского гнета.


Кроме ряда незначительных философских произведений он написал обессмертившее его произведение "Город Солнца" (Civitas Solis). В названии своего произведения он припрятал критику разрекламированного Средневековьем сочинения блаженного Августина "О граде божьем" (De Civitate Dei). В городе Солнца, жителей которого Кампанелла называет соляриями, ликвидировано частную собственность; труд — общая повинность и главнейшая потребность человека; в нем "нет места негодяям и тунеядцам". Все солярии "принимают участие в военном деле, земледелии и скотоводстве… А тот, кто знает большее число искусств и ремесел, пользуется и большим почетом; к занятию же тем или иным мастерством определяются те, кто оказывается к нему наиболее способным. Самые тяжелые ремесла… считаются у них и самыми похвальными, и никто не уклоняется от занятия ими… Менее тяжелыми ремеслами занимаются женщины". "Дома, спальни, кровати и все прочее необходимое — у них общее". Монах Кампанелла пишет, что солярии "на деторождение смотрят как на религиозное дело, направленное ко благу государства, а не отдельных лиц". Пары же для воспроизводства населения подбирает само государство. Вся власть в Городе Солнца находится в руках духовной аристократии во главе самым мудрым философом, своеобразным первосвященником, "которого на нашем языке мы бы назвали Метафизиком"…


Томас Мор (1478 — 1535) /Биография/

Томас Мор родился в 1477 или 1478 г. в Лондоне в семье богатого горожанина, воспитывался в доме видного политического деятеля того времени кардинала Нортона.

Мор получил прекрасное образование вначале в Оксфордском университете, где в течение двух лет он с увлечением занимался изучением греческой философии и литературы, был членом кружка оксфордских гуманистов (среди которых был Эразм Роттердамский), а затем, по настоянию отца — видного королевского судьи, прошел семилетний курс юридических наук в специальных школах английских легистов. Как адвокат он быстро завоевывает признание купечества.

В 1504 г. Мор избирается в парламент и навлекает на себя немилость Генриха УП выступлением против его финансовых притязаний. При новом короле его назначают помощником шерифа. В этой должности, по словам Эразма, он снискал себе репутацию справедливого судьи, "покровителя всех нуждающихся".

В 1518 г. Мор поступает на службу к Генриху VIII. В начале 20-х годов поддерживает его в полемике с Лютером и, пользуясь его расположением, в 1529 г. принимает высшую должность — лорда-канцлера. Однако, когда, убедившись в невозможности подчинить папский престол своему влиянию, Генрих VIII объявил себя главою церкви, Т. Мор, сохраняя верность своим убеждениям, в 1532 г. сложил с себя полномочия лорда-канцлера.

6 июля 1535 г. был казнен по обвинению в государственной измене (отказ от присяги королю как "верховному главе" английской церкви). Спустя несколько веков, католическая церковь, нуждающаяся в героях высокого интеллектуального и нравственного ранга, канонизировала Т. Мора.

Обращаясь к анализу этического аспекта "Утопии", нетрудно заметить, что главное в утопийской этике- это проблема счастья. Утопийцы полагали, что "для людей все счастье или же его важнейшая доля" заключается в удовольствии, наслаждении.

Однако, согласно этике утопийцев, не во всяком наслаждении состоит счастье человека, но "только в честном и благородном", основанном на добродетели и устремлении в конечном итоге к "высшему благу", к которому "влечет нашу природу добродетель". Ставя и решая эти "вечные" проблемы, Мор обнаруживает основательное знакомство с древнегреческой философией, в частности с сочинениями Платона и Аристотеля. Об этом свидетельствуют не только общность поставленных проблем и

терминологии, но и многочисленные текстуальные совпадения "Утопии" с диалогами Платона "Филеб", "Государство", а также "Этикой" Аристотеля.

При этом речь идет о глубоком понимании существа этической философии Платона, без искажений и христианской тенденциозности, которую было бы естественно предположить у католика Мора. Прежде всего это обнаруживается при рассмотрении Мором таких важнейших категорий, как удовольствие и наслаждение.

Понятие "удовольствие" этика утопийцев определяет как "всякое движение и состояние тела и души, пребывая в которых под водительством природы, человек наслаждается". Так же, как и в диалоге Платона "Филеб", в "Утопии" дается тщательная классификация родов и видов удовольствий.

Утопийцы считали свою этику наиболее разумной прежде всего потому, что она полезна для общества в целом и для каждого члена общества в отдельности, так как принципы этой этики, с их точки зрения, больше всего отвечали самому существу человеческой природы, проявляющемуся в стремлении человека к счастью.

Рационалистический момент в религии утопийцев играет настолько важную роль, что в конце концов голос разума, например, в таком вопросе, как общественная польза, воспринимается утопийцами как голос божий; и сам процесс познания окружающего мира обретает под пером гуманиста божественную санкцию.

Религии утопийцев отличались друг от друга не только на своем острове, но и в каждом городе. Правда, общим для религий утопийцев было то, что они обязательно предписывали всем гражданам строгое соблюдение разумных и полезных для всего общества норм морали, а также установленных политических порядков, т.е. вместо того, что, с точки зрения Мора-гуманиста, представляло общечеловеческую ценность: человеколюбие, сочетание личных интересов с общественным благом, а также недопущение религиозных междоусобиц. Поддержание этих разумных моральных и политических норм лучше всего, по мнению Мора, обеспечивалось верой в бессмертие души. В остальном граждане Утопии пользовались полной свободой вероисповедания. Каждый мог пропаган- дировать свою религию "только спокойно и рассудительно, с помощью доводов", не прибегая к насилию и воздерживаясь от оскорблений других религий.

В отличие от философов античности и средневековья он исследует и решает этические проблемы на стыке философии, политики и социологии. Оригинальность Мора как мыслителя эпохи Возрождения — в том, что он ищет путь к совершенной этике в радикальном переустройстве общества на началах социальной справедливости, равенства и братства. При этом Мор не ограничивается порицанием человеческих пороков и провозглашением принципов этики, которыми должен руководствоваться некий абстрактный индивидуум, но выводит универсальный принцип совершенной этики индивидуума из коллективной этики бесклассового общества, где моральным провозглашается то, что отвечает интересам большинства.

Все, что противоречит благу большинства, об'является аморальным. Автор "Утопии" не мыслит другого пути к решению морально-этических проблем нежели через уничтожение частной собственности и переустройство всего общества на коммунистических началах. Именно это подразумевается Мором, когда он говорит об упразднении власти золота и отмене денег. Уничтожив собственность и деньги, утопийцы добились коренного решения ряда этических проблем, над которыми тщетно бились поколения мыслителей античности и средневековья. Исчезли многие социальные пороки и конфликты: "обманы, кражи, грабежи, раздоры, возмущения, тяжбы, распри, убийства, предательства, отравления".

Источник: mirznanii.com

УТОПИЗМ

(utopianism) Представления об альтернативном обществе, в котором устранены все известные виды социального зла, удовлетворены все запросы человека и достигнуто всеобщее благополучие за счет воцарения полной справедливости, свободы, равенства и/или каких-либо других идеалов, сформулированных автором утопии. Томас Мор назвал Утопией в книге с одноименным названием (1516) фантастический остров, социальная, экономическая и политическая жизнь на котором построена на коммунистических принципах, порожденных, безусловно, религиозными убеждениями (католическими) Мора и его монашескими идеалами. Воображаемое общество, описанное Мором, является как «хорошим местом» (от греческого eutopia), так и «не местом» (от греческого outopia) в том смысле, что оно не существует. Задолго до Мора люди любили размышлять над тем, каким – по природе и форме – должно быть идеальное сообщество. Эта традиция восходит к греческой политической мысли (Greek political thought), особенно к Платону (Plato). Дальнейшее развитие она получила в христианском учении (например, в повествовании неоплатонического толка о хорошем обществе св. Августина – «О граде Бопсием». От»Платона до Мора литературная утопия служила в основном способом выражения, с нравственной точки зрения, понятия идеального. Она же позволяла увидеть в подлинном свете недостатки реальных сообществ людей и политических систем. Зачастую в утопических произведениях реальность (например, частная собственность) «перевертывалась» на 180? и превращалось в свою противоположность (например, в коммунизм). В литературе такие контрасты часто выглядели сатирически, как, например, в рассказе Мора о том, что на Утопии ночные горшки делают из золота и серебра. Расцвет искусства и науки в эпоху Возрождения дал новый импульс утопической мысли. Идеальные общества, описанные Кампанеллой («Город Солнца», 1602) и Бэком («Новая Атлантида», 1627), возможны в результате развития знания и экономическо-технического прогресса. В XVII–XVIII вв. утопические идеи проникли в движения социального протеста, революционные секты и партии, а также в новые глобальные политические идеологии века промышленных и демократических революций. В частности, социалистические теории начала XIX в., сформулированные Сен-Симоном (Saint-Simon), Фурье (Fourier), Оуэн (Owen), Кабе и др. широко распространились как доктрины спасения общества промышленным рабочим классом в ходе его борьбы за освобождение от дегуманизирующей и эксплуататорской сущности капиталистической индустриализации. Социалисты-утописты говорили о новом общественном строе, в котором царят полная гармония, мир и справедливость, и часто довольно детально объясняли, как такое общество будет организовано – на уровне небольшой общины (Фурое, Оуэн) либо на национальном или даже международном уровне (Сен-Симон, его ученики и Кабе). Маркс (Marx) и Энгельс (Engels) стремились четко разграничить утопический социализм и их собственный, научный. Понимая, что предшественники-утописты возлагали слишком много надежд на разум и просвещение как на инструменты построения социализма, они подчеркивали важность классовой борьбы и необходимость революционного переустройства существующего общественного строя. Тем не менее Маркс и Энгельс, судя по их собственным взглядам и по взглядам современных марксистов (см.: Marxism – марксизм), представляли социалистической, а затем и коммунистическое будущее как полное осуществление идеалов освобождения человека и равенства всех людей. Это и объясняет, почему много споров ведется вокруг того, насколько сам марксизм оказался под влиянием утопических идей»и надежд. Но не только социалисты и коммунисты в эпоху новой истории предлагали утопические идеи. Согласно анализу Карла Мангейма (Манхейм) в его «Идеологии и утопии» («Ideology and Utopia»), утопические надежды на будущее, а зачастую и вполне разработанные планы его построения содержатся как в либеральных, так и в консервативных философиях. К этому следует добавить сугубо утопические устремления многих современных общественных течений: экологического («зеленый утопизм»), феминистского (представители которого являются авторами многочисленных художественных произведений утопического толка) и др. Вместе с тем весьма прогрессивные посылки, лежащие в основе многих утопических течений XIX в., оказались под огнем критики с разных позиций в XX в., а утопические схемы и идеалы многими были отвергнуты, что соответствовало духу антиутопического мировоззрения. За последние полвека на умонастроения людей сильно повлияла некая литературная дистопия, т.е. показ катастрофических последствий реализации разумных утопических схем. «О, дивный новый мир» (1932) Олдоса Хаксли и «1984» (1949) Джона Оруэлла (Orevell) – вот две наиболее читаемые книги о гипотетических «кошмарных» мирах будущего, в которых утопические идеалы и принципы воплощены в жизнь всемогущими диктаторскими государствами. Озабоченность по поводу реализации утопических идей, порождающих тоталитаризм, получила несомненное подтверждение в ХХ в. в форме сталинизма (Stalinism) и фашизма, равно как и в антигуманной сущности рационального бюрократического государства. Впрочем, утопизм отнюдь не обязательно ведет к пропаганде всемогущего государства и крайним формам коллективизма. Как показал Роберт Нозик в книге «Анархия, государство и утопия» (Anarchy, State and Utopia) (1974), с помощью утопических аргументов, можно оправдать и минималистическое государство, и крайне бунтарский индивидуализм.

Источник: Политика. Оксфордский толковый словарь

Источник: politike.ru


Categories: Философия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.