Философия возникла в VI веке до нашей эры одновременно в нескольких цивилизациях: в Древней Греции, являющейся культурным центром цивилизации западного типа, в Древней Индии и Древнем Китае, являющимися культурными центрами цивилизации восточного типа. Это совпадение социально обусловлено. Философия возникла в период классового расслоения, перехода патриархального общества к экономически более развитому рабовладельческому. В этот период произошло отделение умственного труда от физического.

Западная и восточная философия являются антиподами философского мышления. Тем не менее, западная философия не развивалась изолированно – она впитывала мудрость Древнего Востока, культура которого уходит в более глубокую древность, где происходило становление цивилизации (формировалась письменность, зачатки наук о природе и собственно философские воззрения). Это относится к таким древним странам, как Ливия, Египет, Вавилон и Персия. Имело место и влияние более отдаленных стран Востока – Древнего Китая и Индии.


Средневековая арабская философия до XV века в основных чертах сходна с западной философией, наряду с византийской является связующим звеном между древнегреческой и средневековой европейской философией. Поэтому под восточной философией понимается в основном философия Древней Индии (индуизм и буддизм) и Древнего Китая (даосизм, конфуцианство и моизм).

Выделяют следующие подходы к восточной философии.

1) Восточная философия — предфилософия, так как не сумела оторваться от мифологии, поэтому о ней следует говорить лишь как о религиозно-философском мировоззрении. Западная философия является эталоном философии, высшим этапом развития философии, так как сумела перейти от образного к понятийному типу мышления.

Отличие западной философии от восточной состоит в том, что она становится с развитием все более умозрительной, абстрактной. И, наоборот, за тысячи лет восточная философия не продвинулась вперед в понимании бытия, так как в передаче древних знаний заключается смысл почти всех философских учений Древнего Востока.

Традиционализм, направленность восточной философии в прошлое (комментирование первоисточников), роднит ее с религией: чем древнее знания, тем истиннее. Западная философия в своей основе имеет материалистический фундамент, направлена на получение нового, более полного и точного знания.

2) Восточная философия является сверхфилософией, так как опирается не на рациональное, а на интуитивное постижение мира.


Основными чертами восточной философии являются природоцентризми иррационализм.

Принцип природоцентризма подразумевает самоценность природы и невмешательство человека в природу: природа гармонична и сама знает, что делает. Восток не противопоставляет природу и общество: человек должен жить в гармонии с природой, а не подчинять ее своим целям. В индуизме, например, человек является частью развивающейся Вселенной и должен изменять не мир, а себя: совершенствуя себя духовно, человек совершенствует Вселенную.

Принцип иррационализма на Востоке означает, что сущность вещей недоступна разуму, который искажает истину. Что формулируется, не соответствует действительности. Понятия относительны: бытие и небытие, добро и зло, жизнь и смерть (жизнь – часть смерти, смерть – часть жизни). Согласно даосизму «знающий не говорит, говорящий не знает». О рациональной невыразимости Дао (основе и сущности бытия в китайской философии) говорится: «Дао неопределенно и не имеет имени; пусто, но благодаря Дао все существует и не переполняется».

Во-вторых, истину следует искать в себе, а не во вне. Не активная сознательная деятельность, а безличное созерцание. Правильный путь познания – недеяние (против естественности), отключение сознания, сверхчувственное слияние с миром, самосовершенствование путем медитативного выхода за пределы сознания. Такому пониманию мира наиболее соответствует не понятийное, а символическое восприятие действительности. Истина не доказывается, а ощущается.


Выдающиеся мыслители: Будда (567-488), Конфуций (551-479), основатель даосизма – Лаоцзы (6-4? вв. до н.э.), реформатор индуизма — Рамакришна (1834-1886).

Восточный тип религии также отличается от западного. Восточная религия – это пантеистическое учение, а не совокупность представлений о богах, требующих от человека послушания и распределяющих души между раем и адом. В индуизме, например, происходит циклическое рождение и уничтожение Космоса из Хаоса. Вместе с Космосом происходит рождение и уничтожение главных Богов и Бога-отца Брахмы.

Основатель буддизма вообще отвергал существование Бога-отца, а целью учения провозгласил уход от жизни (страданий), достижение прозрения, состояния невозмутимости духа — нирваны (отрешенности от бытия, бессознательного сознания, антиразума). Человек, участвуя в бесконечном цикле метаморфоз и совершенствуя свои способности, может стать Буддой – манифестацией жизненной силы мироздания. Достигнув состояния нирваны, человек сам становится подобен Богу, обладателем неограниченных сил и способностей, может жить в человеческом облике столько, сколько существует материальный мир.

В религиозных учениях Китая отношения Бог — человек отходят на задний план. В даосизме Дао рассматривается как естественный путь вещей. В конфуцианстве Небо является безличным, божественно-натуралистичным началом. Смысл человеческого существования по Конфуцию (551-479) — утверждение в Поднебесной всеобщей формы социально-этического порядка (жить по правилам).

Источник: helpiks.org


История индийской философии

Появление индийской философии учеными датируется I тысячелетием до н.э., ко времени появления в Индии государств. В рамках развития индийской философии можно выделить три периода: ведический, классический (V вв. до н.э.-X в. н.э.) и неклассический (X в. по настоящее время).

Ведический период. Этот период характеризуется единством мифологического, религиозно-мистического и философского мышления. Свое развитие получает традиционная индийская религия – брахманизм. Основным источником мудрости предстают Веды. Ведическую литературу нельзя всецело отнести к философским произведениям, в ней отсутствует в строгом виде рациональность, стиль написания близок к фольклорному. Предметом описания Вед является Бог и его деяния как сакральные, так и Его проявления в материальном мире.

Как явление интеллектуальной культуры философия в Индии начинает формироваться с момента создания Упанишад. В Упанишадах появляются следующие ключевые философские понятия: Брахман, Атман, сансара, карма и др.

Классический период. В $VI в. до н.э.$ в индийской философии окончательно формируются школы. Они делятся на ортодоксальные (санкхья, веданта, миманса, ньяя, йога и вайшешика) и неортодоксальные (локаята, буддизм и джайнизм).

История китайской философии


Китайская школа вышла из мистических текстов гадательных практик и мифов.

Новым этапом развития китайской мысли стало появление классических книг китайской философии. Они представляют собой собрание мудрости по государственному устройству и философии, разных авторов и разного времени. На них ссылаются все мыслители Китая, а их знание служило экзаменом для вступления в должность чиновника. Среди них можно отметить:

  1. Книга истории (начало $I тысячелетия до н.э$) – собрание официальных документов, собрание исторических данных.
  2. Книга песен ($XI-VI вв. до н.э.$) представляет собой сборник народной и религиозной поэзии.
  3. Книга перемен ($XII-VI вв. до н.э.$) отражает переход от мифологического к философскому мышлению в Китае, содержит решение онтологических, гносеологических и антропологических вопросов.
  4. Книга порядка ($IV-I вв. до н.э.$) описывает правильный религиозный и политический церемониал.
  5. Книга весны и осени ($IV в. до н.э.$) служила образцом для решения этических вопросов и вопросов организации литературного текста.

Первую классификацию китайских философских школ можно найти в тексте Сыма Таня «Основные указания о шести школах», написанном в $II-I вв. до н.э.$ Им выделяются следующие школы: конфуцианство, даосизм, законники (легизм), моисты, натурфилософия и школа имен.


Источник: spravochnick.ru



Сейчас, когда уже на протяжении не первого десятилетия происходит активный диалог между западной и восточной культурами и их неизбежное взаимопроникновение, было бы большим упущением для исследователей философии на Западе не принимать во внимание плоды развития философской мысли на Востоке. Восточные мыслители представляют не просто иную культуру и мировоззрение, но в корне отличный подход к культивации философского знания. При этом можно провести и параллели между мыслительными аренами Запада и Востока, благодаря чему для нас, западных людей, оказывается возможным анализировать восточные учения и сопоставлять их с более знакомыми и привычными для нас концепциями, однако в этом деле следует проявлять особую исследовательскую деликатность, ведь при неосторожном сравнении настолько разных идейных явлений — развивавшихся обособленно друг от друга, не имеющих практических никаких общих оснований и зачастую оперирующих «обманчиво общими» понятиями — слишком велик риск сделать неверные выводы. В данной статье приводится общий обзор характерных особенностей восточной философии, который поможет сформировать это деликатное отношение при первом рассмотрении данного вопроса.


Начнем обзор со сходств.

Во-первых, обратимся к истории. Если говорить о времени зарождения, то как западная, так и восточная философия появились в лоне мифологии примерно в одно и то же время — в 1-ом тысячелетии до н. э.

«Хронологически история античной философии охватывает период св. 1200 лет, с 6 в до н. э. по 6 в. н. э». [4, с. 125]

«Так, возникновение философии в Древней Индии относится примерно к I тыс. до н. э., когда на ее территории стали формироваться рабовладельческие государства. В Китае философия возникает в VI-V вв. до н. э., когда там начался процесс классового расслоения общества» [2, с. 37].

Во-вторых, в обеих культурах философия появилась как форма общественного сознания, и многие исследователи связывают ее зарождение с формированием классового общества и государства. Общим предметом исследования для западных и восточных философов всегда являлись ценности, имеющие значение для людей как членов социума: мораль и нравственность, справедливость, отношения между людьми, социальная иерархия, образ жизни, нормы поведения:

«Как хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо поступать» [1, с. 163].

Также, анализируя спектр проблем, затрагиваемых в работах восточных и западных философов, можно прийти к выводу, что и там, и там неизбежно и с большим интересом разбираются вопросы космологии и личностного бытия, исследуется тип отношений «человек — Природа», «человек — Вселенная».


Третьей общей особенностью для философий Запада и Востока, согласно Н. А. Моисеевой, является стремление к научному поиску истины:

«С помощью философских учений, концепций, идей осуществляется анализ самых различных явлений, даются практические рекомендации. В этом отношении для Востока показательно конфуцианство с его строгой иерархической системой. В западной философии это греческие философы-софисты, которые вошли в историю философии под названием учителей мудрости и красноречия» [2, с. 37–38].

В данном отрывке Н. А. Моисеева приводит в пример конфуцианство, однако, если брать другие широко известные восточные учения, как-то: даосизм, буддизм, индуизм, — в них наблюдается скорее противоположная картина, научная методология уступает место религиозно-мифологическому способу мышления.

Теперь, когда мы вкратце рассмотрели общие черты западной и восточной философий, можно перейти к различиям, которые, по нашему мнению, многочисленнее и значительнее, чем обнаруженные выше сходства.

Во-первых, при том, что проблематика в обеих философиях включает тип отношений «человек — Вселенная», на Востоке этот вопрос сделался центральным и приобрел более глубокое измерение в трудах мудрецов, в то время как западная философия с самого начала начинает заниматься более широким спектром проблем.

«…она исследует натурфилософские, онтологические, гносеологические, методологические, эстетические, логические, этические, политические, правовые проблемы. Западная философия обращается к человеку чаще не через его практическое бытие или этикет, а предлагает ему общие принципы бытия и познания» [2, с. 38].


Если в древнегреческих и прочих философских школах Запада к этим вопросам подходили, прежде всего, с точки зрения анализа и систематизации (пытаясь дать четкие ответы на вопросы «Как устроен мир, и по каким законам он работает?», «Что такое человеческое сознание?» и вписать их в единую, согласованную с наукой систему), то восточные мыслители больше внимания уделяли вопросам «Каково место человека в мире?», «Как ему следует жить, чтобы быть в гармонии со Вселенной?» и давали практическое руководство к действию.

«Философия Древнего Востока и зафиксировала такую целостность мировосприятия, показала взаимосвязь и взаимообусловленность природы и человека. Человек как одно из равновеликих проявлений мира может ощутить свою исходную сопричастность к природе, следуя принципам несуетливости, неспешности естественности. Поэтому не случайно в религиозно-философских трактатах показано не только как формируются нравственные ориентиры, но и как это влияет на самочувствие и судьбу каждого отдельного человека» [3].

Аналогичное различие можно заметить и в проблематике социальной философии. Уже философию Древнего Рима и Древней Греции отличает ярко выраженная многопроблемность, даже если принимать в рассмотрение одни только социально направленные исследования. Например, Платон в своих сочинениях исследует понятия благородства, терпеливости, совестливости, добродетели, скромности, дружбы, миролюбия, великодушия, разумности, хладнокровия, судьбы, веры, свободы… Западные философы стараются вскрыть онтологическую сущность этих и многих других понятий, дать им определение и характеристику, независимо от конкретного общества и конкретных людей, в то время как на Востоке принято рассматривать эти понятия не абстрактно, а в конкретных жизненных ситуациях.


Во-вторых, как уже упоминалось выше, в основу западной философии легла научная методология, в то время как на Востоке образ мысли философа формируется в лоне мистицизма и включает элементы религиозно-мифологического видения мира.

«Для философских школ Востока был характерен традиционализм и ориентация на обоснование уже сложившихся социальных ценностей. Здесь была слабее выражена рационально-логическая компонента и связь с наукой, но зато довольно детально разрабатывались и обосновывались идеи космологической природы сознания…» [5, с. 198]

Это явилось причиной того, что многие философские учения Востока одновременно являются и религиозными учениями, в отличие от западных философских концепций, которые «не превратились ни в одну из мировых религий» [2, с. 38].

Здесь же стоит упомянуть систему философских категорий. На Западе они в большинстве своем совпадают с категориями науки: время, пространство, субстанция, движение, сознание, материя… На Востоке же философия вбирает в себя понятия из религии и мифологии:

«Отличен и язык философствования. Он возникает не вследствие разрыва с предшествующей традицией, а вследствие углубления таких простых понятий, как «небо», «земля», «великий ком» и т. д. до стилистики философского языка» [6].

К третьему существенному различию можно отнести подход к гносеологии — проблемы познания философы Востока и философы Запада решают несколько по-разному. Первые практически не разрабатывают проблем логики (за исключением индийской школы ньяя), в то время как вторые уделяют им особое внимание, ведь в западной философии, помимо чувственного и рационального познания, также подчеркивается и важность умозрения.

«Большой вклад в их [проблем логики] решение внесли Сократ, Платон и особенно Аристотель» [2, с. 38].

В-четвертых, философию Востока отличает нерасчлененность исследования. Как таковые традиционные подразделы философии в ней не выделяются, любой вопрос рассматривается в одно и то же время с позиций эпистемологии, онтологии, этики и т. д.

Таким образом, анализируя выше приведенные сходства и различия, можно прийти к выводу, что в целом мыслители Запада тяготеют к научной методологии, резко отметая знание, приобретенное через религиозный, мистический опыт, как не поддающееся доказательству. В своем стремлении построить прозрачную, четко структурированную систему знаний западная философия опирается, прежде всего, на логику и научные принципы познания, включая верифицируемость и фальсифицируемость знания. Также очевидна большая открытость Запада, его тяготение к поискам истины в различных направлениях, включая атеистическое.

Духовная цивилизация Востока, напротив, не стремится превращать философское знание в научную систему и не пытается придать ему «мироописательный» характер. Вместо этого она как бы отстраняется от материального и обращается к индивидуальному бытию, личности, ее самосознанию и самосовершенствованию, предлагает продуманный духовный путь, встав на который, человек сумеет добиться большей осознанности и привести свою жизнь к гармонии. Философские принципы имеют практическую направленность и могут использоваться в различных областях человеческой деятельности.

Литература:

  1. Демокрит. Фрагменты Демокрита и свидетельства его учения / / Материалисты Древней Греции. — М., 1955. — 236 с.
  2. Моисеева Н. А. Философия: Краткий курс. 2-е изд., доп. / Н. А. Моисеева, В. А. Сороковикова. — СПб.: Питер, 2010. — 320 с.
  3. Попова О. В. Об особенностях восточной философии. — УГМА. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://dialektika-eniology.narod.ru/oovs.htm
  4. Степин В. С. Новая философская энциклопедия: В 4 томах. Том 1 / В. С. Степин, А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, А. П. Огурцов. — М.: Мысль, 2010. — 744 с.
  5. Степин В. С. Новая философская энциклопедия: В 4 томах. Том 4 / В. С. Степин, А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин, А. П. Огурцов. — М.: Мысль, 2010. — 736 с.
  6. Яскевич Я. С. Основы философии / Я. С. Яскевич. — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://an-site.ru/dk/of08.htm

Источник: moluch.ru


Categories: Философия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.