В феврале 2018 года, исполнилось 170 лет со дня опубликования «Манифеста Коммунистической партии», где вся философия марксизма кратко и понятно излагалась в тезисном варианте. Но последующие за этим события в Европе, в частности, поражение рабочих в ряде революционных восстаний, заставили Карла Маркса переработать своё «учение», разбить его на несколько дисциплин и в 1868 году опубликовать в фундаментальном труде «Капитал».

Опираясь на эту книгу, философию марксизма изучали все советские студенты в высших учебных заведениях на протяжении эпохи СССР. Часть из этих идей очень любопытна, некоторые дисциплины, как-то экономика, до сих пор изучаются на всех экономических факультетах.

Марксизм пролетариат.jpg

Основные идеи марксизма


Сводя все основные идеи марксизма в этакий концентрат, можно выделить три составные части марксизма:

1. Исторический материализм.
2. Политэкономия капитализма.
3. Научный коммунизм.

Вся суть марксизма сводилась к тому, что автор начисто отрицал главенство духа над материей. По его представлению материя первична, а сознание вторично. Такой вывод можно было сделать только после трёх веков европейской апостасии.

Схема развития философии западного мира, вылившаяся в марксизм

Начало было положено после средневековых пандемий чумы. Сознание европейского обывателя Средних веков, было обрамлено ватиканским догматом о святости всех священнослужителей. Но во время чумы от заразы гибли целые монашеские общины.

Такое расхождение теории с практикой, требовало новой трактовки христианства. После освоения античных манускриптов, которые оседали в Европе с умалением Византии, схоластик Фома Аквинский выдвинул и доказал идею что богословие следует воспринимать отдельно от Бога. Понтифик поддержал его труды, и даже возвёл Фому Аквинского в достоинство «Учителей Церкви». И с этих пор в сознании европейских мыслителей открылась новая, непроторенная дорожка – отказ от мистической составляющей бытия.

Декарт, основоположник рационализма, развил эту идею в постулат: Cognitoergosum. То есть было обозначено, что не духовные ориентиры должны руководить человеком, а его разум!


Эдуард Герберт, чуть доработав за Декартом, пришёл к выводу что христианство есть не что иное, как религия, возникшая естественным образом, в ходе развития человека. Тем самым он положил начало религиозному синкретизму и дал старт деизму. А на этом эпоха Возрождения закончилась, и наступила эра Просвещения.

Кант в своей монографии «Что такое просвещение», обосновал и доказал, что Бог человеку не нужен, он теперь может сам достичь всего своим разумом. Из этого же труда вышло замечательное утверждение, что мораль человека, была источником религиозных догматов (а не наоборот)! Тем самым, человек из цели превратился в средство! Вот он лозунг фашистов и коммунистов.

Отшлифовал всё это Вольтер, провозгласив что Бог должен существовать потому что это выгодно человеческой цивилизации.

Лаплас поставил жирную точку в этой чреде апостасийных трудов. Он напрямую отказался от Бога, ибо по его утверждению он не нуждался в этом понятии.

Отныне человек, а не Бог стал мерилом всех вещей, то есть провозглашён принцип гуманизма.

Короткий взлёт романтизма, был прерван идеями Феербаха: «Разум не может существовать без сытого желудка и обласканной плоти».

Вот у этого Феербаха, учился основоположник марксизма, идеология которого, была последовательно выведена из всех предыдущих этапов европейской апостасии.

Распространение марксизма в России

Глубокое изучение эволюции народовольческого движения, разделения интеллигенции на западников и славянофилов, позволит понять как шло развитие марксизма в России. По сути, марксизм был следующей ступенью, в развитии западников, их следовании в фарватере апостасийной идеологии.


Но ещё А. Дж. Тойнби отмечал, то западники и славянофилы, это лишь локальное противостояние иродиан и зилотов.

Тем не менее в конец XIX века, в России распространение марксизма началось с работ Струве и Плеханова. И хотя Струве в этом плане известен более Плеханова, но именно последний имел тесную переписку с Энгельсом, и неоднократно встречался с ним.

Марксизм Зибер.jpg

Но после глубокого переосмысления трудов Маркса и Энгельса, Плеханов был убеждён в том, что захват власти в России какой-либо одно партией, чреват для неё большой бедой.

Причины распространения марксизма в России

Эпоха бурного развития капитализма в России, отставала от Европы на 30–40 лет. Но так как прогресс шёл с ускорением, то разрыв быстро сокращался. Однако, Маркс писал свой «Капитал», когда революционный дух витал в Европе: «Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма». Но для России это было неактуально. Держава была ещё более аграрной, нежели индустриальной.

марксизм состав населения.jpg


К моменту выхода 2 и 3 томов, которые доработал Энгельс, Россия уже вошла в стадию дикого и необузданного развития производств, наращивания капиталов. А вот в Европе, коммунистическо-революционные идей сменились реформизмом.

Именно в России, были налицо все неприглядные лики капитализма: детский труд, алкоголизм, проституция, барачно-казарменное проживание пролетариата. А главное – чудовищное расслоение доходов в обществе, которое нарастало ужасными темпами. Распространение марксизма и требовало подобного фундамента.

В Европе это было уже преодолено, и несколько завуалировано III веками апостасии. А в России, отступление от христианских норм проходило очень стремительно. Люди, вырвавшиеся из деревень, из традиционных обществ, попадали в «шестерни капиталистической мясорубки», и утратив религиозную парадигму сознания, заполняли её если не водкой, то прокламациями марксистов.

Но выглядело это довольно странно, ибо нельзя сказать, чтобы пролетариат голодал, вот для сравнения недельный набор продуктов для английского и русского рабочего.

марксизм продуктовая корзина.jpg

Возникновение рабочего движения в России, пришлось как раз на начало XX века, в момент наивысшего экономического бума. По оценкам экспертов, ряд экономика в Российской Империи, в начале XX века росла по 14–15% в год! Что по современным реалиям, является, вообще, фантастическими показателями.


Источник: forum-msk.info

1. Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 — 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 — 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения — марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).

Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX — первой половине ХХ вв.

В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии и Африки) марксистская философия была возведена в ранг официальной государственной идеологии и была превращена в догму.

Актуальной задачей для сегодняшнего марксизма является освобождение от догм и приспособление к современной эпохе, учет результатов научно-технической революции и реальности постиндустриального общества.


2. Возникновению марксизма и марксистской философии способствовали:

• предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура, английских материалистов XVII в. — Бэкона, Гоббса и Локка, французских просветителей XVIII в., и особенно атеистическо-материалистическая философия Людвига Фейербаха середины XIX в.);

• бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохранения материи и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строения живых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода, автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства, механизация труда);

• крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство, братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения в реальной жизни;

• нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848 — 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);

• кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии из революционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака и нравственности).

3. Главными произведениями основателей марксизма являются:

• "Тезисы о Фейербахе" К. Маркса;

• "Капитал" К. Маркса;

• "Экономическо-философские рукописи 1844 г." К. Маркса;

• "Манифест Коммунистической партии" К. Маркса и Ф. Энгельса;

• "Святое семейство" и "Немецкая идеология" К. Маркса и Ф. Энгельса;


• "Диалектика природы" Ф. Энгельса;

• "Анти-Дюринг" Ф. Энгельса;

• "Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" Ф. Энгельса;

• "Происхождение семьи, частной собственности и государства" Ф. Энгельса.

4. Марксистская философия материалистична по своему характеру и состоит из двух больших разделов — диалектического материализма и исторического материализма (нередко исторический материализм рассматривается как часть диалектического).

5. Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторический материализм). Суть исторического материализма в следующем:

на каждом этапе общественного развития люди для обеспечения своей жизнедеятельности вступают в особые, объективные, не зависящие от их воли производственные отношения (продажа собственного труда, материальное производство, распределение);

• производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений;

• указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;

• базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;

• в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества); рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве); азиатский


способ производства — особая общественно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде свободных людей — земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай); феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество — общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства;

• рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя;

• уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.

6. Также Марксом и Энгельсом выделяются и разрабатываются

следующие понятия:


• средства производства;

• отчуждение;

• прибавочная стоимость;

• эксплуатация человека человеком.

Средства производства — уникальный товар, функция труда высшего уровня, позволяющие производить новый товар. Для производства нового товара помимо средств производства необходима сила, обслуживающая их, — так называемая "рабочая сила".

В ходе эволюции капитализма происходит процесс отчуждения основной работающей массы от средств производства и, следовательно, от результатов труда. Основной товар — средства производства — сосредоточиваются в руках немногих собственников, а основная масса трудящихся, не имеющая средств производства и самостоятельных источников заработка, в целях обеспечения своих насущных потребностей вынуждена обращаться к собственникам средств производства в качестве наемной рабочей силы за заработную плату.

Стоимость произведенного наемной рабочей силой продукта выше стоимости их труда (в виде зарплаты), разница между ними, по Марксу, является прибавочной стоимостью, часть которой идет в карман капиталисту, а часть вкладывается в новые средства производства для получения в будущем еще большей прибавочной стоимости.

Выход из данного положения основоположники марксистской философии видели в установлении новых, социалистических (коммунистических) общественно-экономических отношений, при которых:

• будет ликвидирована частная собственность на средства производства;


• будет ликвидирована эксплуатация человека человеком и присвоение результатов чужого труда (прибавочного продукта) узкой группой лиц;

• частная собственность на средства производства будет заменена общественной (государственной);

• произведенный продукт, результаты труда будут делиться между всеми членами общества благодаря справедливому распределению.

7. В основу диалектического материализма Маркса и Энгельса была положена диалектика Гегеля, но на совершенно иных, материалистических (а не идеалистических) принципах. По выражению Энгельса, диалектика Гегеля была поставлена марксистами с "головы на ноги". Можно выделить следующие основные положения диалектического материализма:

основной вопрос философии решается в пользу бытия (бытие определяет сознание);

• сознание понимается не как самостоятельная сущность, а как свойство материи отражать саму себя;

• материя находится в постоянном движении и развитии;

• Бога нет, Он является идеальным образом, плодом человеческой фантазии для объяснения явлений, непонятных человечеству, и дает человечеству (особенно его невежественной части) утешение и надежду; Бог не оказывает никакого влияния на окружающую действительность;

• материя вечна и бесконечна, периодически принимает новые формы своего существования;

• важным фактором развития является практика — преобразование человеком окружающей действительности и преобразование человеком самого человека;

• развитие происходит по законам диалектики — единства и борьбы противоположностей, перехода количества в качество, отрицания отрицания.

Источник: filosofedu.ru

I. Предпосылки возникновения марксизма:

Марксистская философия возникла в 40-е годы XIXвека. Родоначальниками этой философии являются К. Маркс (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895).

Выделяют следующие виды предпосылок генезиса марксистской философии.

1. Социально-экономические предпосылки: Развитие капитализма и обострение противоречий в первой трети XIX века потребовали создания новой идеологии и социальной теории.

2. Естественнонаучные предпосылки: Открытие закона сохранения и превращения энергии. Открытие клеточного строения животных и растений. Создание теории эволюции Дарвина. Эти три научных открытия стали естественнонаучным основанием диалектического понимания природы (в природе все взаимосвязано и все развивается).

3. Теоретические предпосылки: марксистская философия развивает важнейшие положения философии Гегеля и Фейербаха.

У Гегеля Маркс и Энгельс берут диалектику – учение о всеобщей связи и развитии, но их критику вызывает идеалистическая позиция Гегеля. В философии Фейербаха Маркса и Энгельса привлекает материализм, а критику вызывает абстрактное понимание человека, неисторичность. У Фейербаха человек понимается абстрактно, как лишенный каких-либо конкретно исторических характеристик, как находящийся вне общества. Маркс считает, что человека нужно рассматривать с социально-исторических позиций, как представителя конкретного общества. Исследуя отчуждение как основной фактор возникновения религии, Маркс утверждает, что Фейербах не видит истинных причин возникновения религии. Маркс полагает, что причины возникновения религии — исторические и социальные. Глубинной причиной генезиса религии является экономическое отчуждение, порождаемое частной собственностью. При господстве частной собственности личность не может развиваться гармонично, она деформирована и ей нужна компенсация — религия («религия — опиум народа»). Маркс выделяет следующие формы отчуждения: отчуждение от продуктов своего труда, отчуждение от собственной активности (т.к. продукт труда отчужден от производителя), отчуждение от родовой сущности (как человека-творца).

Вывод, к которому он приходит: в условиях частной собственности личность деформируется. Человек теряет свою сущность, он перестает быть человеком. Таким образом, нужно уничтожить частную собственность, которая должна стать всеобщей.

 

 


II. Основные идеи (и характерные черты) марксистской философии.

1. Марксистская философия соединяет материализм и диалектику и распространяет их на понимание природы (диалектический материализм).

2. В марксистской философии материализм и диалектика распространяются на понимание общества, таким образом создается исторический материализм — теория материалистического понимания истории. Согласно материалистическому пониманию истории, основой развития общества является материальное производство или труд. Краткая формулировка материалистического понимания истории: «Общественное бытие (материальные условия жизни людей) определяет общественное сознание (религия, политика)».

3. В рамках материалистического понимания историиМаркс создал теорию общественно-экономической формации. Благодаря введению в социальную философию понятия общественно-экономическая формация, развитие общества стало пониматься как естественноисторический процесс. Общественно-экономическая формация – это социальный организм, в основе которого лежит способ производства, т.е. единство производительных сил (чем трудятся) и производственных отношений (как трудятся). В основе развития общественно-экономической формации лежит противоречие между постоянно развивающимися производительными силами и сковывающими их развитие производственными отношениями. Поэтому развитие общества понимается как естественноисторический процесс. Но, выделив пять формаций (первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и /гипотетическая/ коммунистическая), Маркс не учел специфику развития Востока. В более поздних работах он скорректировал свои положения. Для него специфика развития Востока это — азиатский способ производства, прежде всего аграрный. В аграрном обществе, основанном на ирригационном земледелии, земля принадлежит государству. Во главе государства стоит деспот, обладающий правами и свободами, а все остальные — бесправны («восточный деспотизм»).

4. Социальный прогресс в марксистской философии понимается как переход от низшей общественно-экономической формации к высшей.

5. В марксистской философии в теорию познания была введена категория «практика», в результате познание стало пониматься как исторически и социально обусловленное. Практика понимается как всемирно-историческая, чувственно предметная деятельная человечества. Она рассматривается как основа познания, цель познания, критерий истинности знания, средство познания.

6. В марксистской философии человек был рассмотрен как результат социализации, т.е. усвоения общественных правил, норм и ценностей. Для марксистской философии человек – это общественное существо; причем утверждается, что человеком можно стать только в обществе.

7. Марксистская философия продолжает традицию гегелевской трактовки предмета философии. Для нее философия – это учение о соотношении материального и идеального, материи и духа.

8. Для марксистской философии важнейшей функцией философии является социальная функция, т.е. по словам Маркса, «философия должна изменить мир».

 

III. Эволюция марксизма

Марксистская философия эволюционировала под влиянием:

1. Развития естествознания. В XX возникла необходимость скорректировать некоторые положения материалистической философии под влиянием научной революции конца XIX – начала XX века (открытие электрона, радиоактивности, радия). В связи с чем было дано Ленинское философское определение материи (через указание на ее универсальное свойство быть объективной реальностью): «Материя есть категория для обозначения объективной реальности, данной нам в ощущениях…»

2. Социально-культурного контекста. В начале XX века появились философы-марксисты, которые считали, что можно совместить марксизм с религией, прежде всего с христианством. 1. Эрнст Блох (1885-1977) создал «философию надежды» (надежды на будущее). В марксистской философии он выделял прежде всего идею всеобщего равенства и социального прогресса.2.АнтониоГрамши (1891-1937). В условиях страны, где доминировал католицизм, итальянский философ утверждал, что марксистскую философию нужно включить в диалог с католицизмом.

3. Других философских концепций. В 60-е годы XX века возникло такое течение как фрейдомарксизм, лидером которого является Хоркхеймер (Франкфуртская школа). Предтечей данного течения был Э. Фромм, который считал, что изменение общества невозможно без изменения сознания людей. Таким образом, марксизм нужно дополнить фрейдизмом.

Одним из самых значительных представителей фрейдомарксизма был Герберт Маркузе (кумир поколения западных бунтарей – «шестидесятников»). На основании базового положения Фрейда, что основой человеческого поведения являются бессознательные влечения, он сделал вывод о том, что важнейшим фактором прогресса выступает сублимация (переключение энергии с низших целей на высшие). В новом постреволюционном обществе (а движущей силой революции является сублимация) человек избавится от отчуждения и обретет свою сущность — свободу.

ВXX веке неомарксистская философия развивалась под влиянием дискуссий о:

1. О трактовке материалистического понимания истории. Так, например, венгерский философДьердь Лукач (1885-1971) своюработу «История и классовое сознание» посвятил этому вопросу. Он утверждал, что материалистическое понимание истории – это и теория развития общества и метод познания общества. Ценность этого метода в том, он может охватить общество и историю в их целостности, тотальности, всеобщей универсальности. Но данный метод будет плодотворным только с позиции классового сознания пролетариата

2. О диалектике как методе и возможности ее применимости к природе (не все неомарксисты считали, что диалектика свойственна природе и как метод познания применима к исследованию природы).

3. О неокапитализме. Такие мыслители как Лефевр и Гольдман считали, что в 70-е годы ХХ века капитализм превратился в неокапитализм, утратив свою эксплуататорскую сущность. На этом основании велась дискуссия о возможности дальнейшего развития марксистского социально-политического учения, ядром которого является положение о противостоянии эксплуатируемых и эксплуатирующих классов. Например, РожеГароди (1918-?) полагал, что в условиях неокапитализма предметом философии должна стать повседневность. Это означает, что из борьбы классов политика превратилась в повседневную практику изобретения будущего. Философия должна сформировать модель потребного будущего.

4. О философии так называемого «молодого» Маркса и о необходимости возвращения к ней. Некоторые философы-марксисты, как западные, так и «восточные» в 60-70-х годах XX в. (под влиянием положений XX съезда партии) пытались противопоставить «молодого Маркса» — «Маркса-гуманиста»«Марксу-экономисту» времен написания «Капитала». Такие философы, как Поль Враницки или представители журнала «Праксис» полагали, что марксистскую философию следует «гуманизировать», вернувшись к антропологическим идеям «молодого Маркса». Например, Р.Гароди, для которого был характерен интерес к проблеме личности, сделал попытку синтезировать философию Фихте (человек – то, что он делает) и Маркса (человек – субъект истории). Р.Гароди трактует человека, прежде всего как человека-творца. Луи Альтюссер выступал против возвращения к «молодому» Карлу Марксу. По его мнению, марксистская философия – это, во-первых, «антигуманизм» (потому что в центре ее исследований не единичный человек, а «человек общественный», универсальный) и, во-вторых, «антиисторизм» (потому что понимает историю не как линейный процесс, а как процесс циклический, характеризующийся случайностями, отклонениями от магистрального пути и т.п.).

Источник: cyberpedia.su

Известно, что марксизм представляет собой сложное и многогранное учение, которое унаследовало все лучшее, что было достигнуто предшественниками в понимании общественных явлений и их осмыслении. Историческое значение марксизма было и остается связанным с деятельностью огромных масс людей, интересы которых выражает и защищает эта теория.
Высшая цель марксизма — разработка и теоретическое обоснование возможности освобождения порабощенного человечества. К.Маркс и Ф.Энгельс доказали неизбежность уничтожения всякого рабства, унижения, отчуждения и несвободы людей.
Марксизм включает три основные составные части: философию, политическую экономию и научный коммунизм.
Философия К.Маркса (1818—1883) и Ф.Энгельса (I820—1895) является наследницей многих высших достижений философской мысли их предшественников, начиная с мудрецов Древней Греции и кончая мыслителями XVIII—XIX вв., Г.Гегелем и Л.Фейербахом.
История развития философии показывает, что новые философские идеи и теории возникают не случайно, а на основе тех изменений, которые происходят в жизни общества. С появлением новых социально-экономических преобразований в обществе, с изменением условий классовой борьбы возникает потребность в новых мировоззренческих идеях и философских теориях. Объективные причины лежат и в основе возникновения марксистской философии. Она была создана в результате изучения и преобразования всей предшествующей философской мысли и прежде всего материализма. Марксизму пришлось преодолеть его существенные недостатки. Какие же это недостатки?
Во-первых, домарксистские материалисты во многих вопросах были непоследовательны. Подходя к пониманию природы с материалистических позиций, они оставались идеалистами, как только речь исходила об общественных процессах. Такая ошибка была обусловлена неразвитостью самих общественных отношений, материального производства, разобщенностью отдельных стран и народов.
Во-вторых, материализм прошлого был метафизическим и механистическим. Его представители рассматривали предметы и явления них обособленности друг относительно друга, как неизменные в своей сущности, лишенные внутренних противоречий.
В-третьих, существенным недостатком материализма прошлого была его созерцательность. Жизнь общества не рассматривалась как практическая, преобразующая деятельность людей. Философы не понимали необходимости постоянной связи теории и практики как для развития любой науки, так и для решения самих философских проблем. Они не видели той силы, которая должна изменить и изменяла мир. Отсюда и столь типичное для них преувеличение роли теоретиков, политиков, философов в общественной жизни, недооценка роли широких народных масс.
Не следует, разумеется, думать, будто домарксистские философы лишь пассивно взирали на мир из окон своих кабинетов и совершенно не заботились о его преобразовании. Французские материалисты, например, искренне стремились к искоренению пороков феодального общества: бесправия, нищеты, жестокости, паразитизма и т.д. Их философские труды зачастую конфисковывались и сжигались на кострах, а сами они подвергались преследованиям. Однако эти мыслители полагали, что достаточно разъяснить людям их заблуждения, избавить их от религиозных и других предрассудков, научив читать и писать, и человечество пойдет по другому пути.
Марксизм мог возникнуть только при определенных социально-политических условиях. Он имеет глубокие корни в общественном развитии, ему предшествовали фундаментальные изменения в материальной жизни людей. Чем же подготовлены эти условия возникновения марксизма? Прежде всего, развитием капиталистического строя, обострением внутренне присущих ему противоречий, борьбой пролетариата против буржуазии. Здесь важно иметь в виду такие факторы:
1) превращение буржуазии и пролетариата после победы буржуазных революций в открытых классовых врагов;
2) образование единого мирового рынка в силу развития капитализма. Путешествия, торговля, международные связи свидетельствовали, что в мире страны и народы находятся на различных уровнях развития: одни в условиях первобытного строя, другие уже почти на уровне рабовладения (скрытого или явного), третьи — в условиях феодализма, в отдельных странах победили буржуазные революции. Следовательно, человечество находится в движении, развитии, стремится от низших форм к высшим и делает это через борьбу, революции. Естественно возникал вопрос: «К чему же движется новое, буржуазное общество, ведь ему было далеко до всеобщего равенства и благоденствия?»;
3) очевидность решающей роли материального производства в жизни общества в результате промышленной революции, вытеснявшей идеализм из понимания исторического процесса;
4) порочность лозунгов буржуазии, которые она выдвигала в период буржуазных революций. Этими лозунгами были: «Свобода!», «Равенство!», «Братство!». После победы революций лозунги правящим силам пришлось корректировать («Свобода!» — для кого? от чего? зачем? «Равенство» — кого с кем? Видимо, для тех, у кого одинаковые капиталы).
Рабочее движение 30—40-х гг. XIX в. обусловило решительный поворот в понимании истории, наглядно показало, что классовая борьба между буржуазией и пролетариатом выступила на первый план в истории наиболее развитых стран Европы. Оно разоблачило несостоятельность утверждений идеологов буржуазии о тождестве интересов капитала и труда, о всеобщей гармонии, всеобщем благополучии в капиталистическом обществе. Громадный рост производительных сил капитализма и накопление общественного богатства не улучшало положения трудящихся, а вело к поляризации общества. В руках буржуазии накапливалось богатство, в среде пролетариата утвердилась нищета. Если идеологи буржуазии XVII—XVIII вв. изображали будущее человечества как царства свободы, разума, равенства и справедливости, то капиталистическая действительность XIX в. разоблачала эти социальные иллюзии.
У общества возникла потребность научно объяснить факты растущей борьбы между пролетариатом и буржуазией, подвергнуть всю историю новому исследованию и дать ясный ответ на вопросы: каковы судьбы человечества и какие силы общества сыграют решающую роль в будущем? какова роль пролетариата, потрясшего капиталистический мир?
Научно обоснованный ответ на эти вопросы и дает марксистское учение об обществе.

Источник: www.di-mat.ru

Критически переработав философскую теорию Гегеля, классическую политэкономию А. Смита и Д. Рикардо и утопический социализм Р. Оуэна, А.К. Сен-Симона и Ш. Фурье, опираясь на материализм Л. Фейербаха, Карл Маркс (1818-1883) и Фридрих Энгельс(1820-1895) создают философскую систему, важнейшими частями которой выступают диалектический и исторический материализм. Провозглашая тезис о примате материального над идеальным, К. Маркс конкретизирует его применительно к обществу, как первичность общественного бытия над общественным сознанием. Соответственно, проблема изменения жизни людей предстает, прежде всего, как проблема изменения общественного бытия, в котором центральное место принадлежит экономике. Это приводит к выводам о смене общественно-экономической формации в результате классовой борьбы, победителем которой должен стать пролетариат. В результате должно быть построено социалистическое, а затем коммунистическое общество.

Для К. Маркса история человечества – это история развития человека и одновременно растущего отчуждения. Социализм же – форма освобождения от отчуждения, возврат человека к самому себе. Понятие «отчуждение» было внесено в философию Гегелем, для которого история человечества – это история человеческого отчуждения.

Философская концепция К. Маркса была создана в 40-е годы XIX столетия и изложена в работе «Экономическо-философские рукописи 1844 года», опубликованные только в 1932 г. Основная мысль работы – идея отчуждения человека в обществе господства частной собственности. Для Маркса процесс отчуждения происходит в труде. Труд – это живая связь человека с природой, сотворение нового мира, включая самого себя. Но с развитием частной собственности и разделения труда, труд и продукт труда приобретают самостоятельное бытие. В процессе труда, особенно в условиях капитализма, человек не сознает своих собственных творческих сил. Предметы труда становятся человеку чужими и, в конечном счете, подчиняют его себе как независимые от производителя силы. Получается, что рабочий существует для производства, а не наоборот. Отчужденный труд вырывает у человека созданные им продукты, предметы труда, тем самым у него отнимается его родовая сущность. Из всех классов рабочий класс – наиболее отчужденный класс. Рабочий – придаток машины, превращается в вещь, товар.

Отчуждение ведет к переоценке всех ценностей. При капитализме человек думает о том, как создать новую потребность для других и в том найти удовлетворение своей эгоистической потребности. Потребность в деньгах становится единственной действительной потребностью человека.

Только при социализме, по Марксу, человек сможет создать в обществе такие организации и такой способ производства, в котором человек сможет преодолеть отчуждение от своего продукта, труда, окружающих людей и от природы. Неотчужденный человек как цель социализма – это человек, который не господствует над природой, а выступает с ней в единстве.

К. Маркс разработал новое философское мировоззрение, основываясь на практическом характере жизни людей. Практика носит общественный характер, она возникает в процессе взаимодействия людей. Практика исторична, поскольку состоит в непрерывном преобразовании человеком мира и самого себя. Практика есть деятельность предметная. Все формы общественного сознания вплетены в практическую жизнь людей. Так материализм был распространен Марксом на область общественных явлений.

Переосмыслив диалектику Г.В.Ф. Гегеля, К. Маркс и Ф. Энгельс показали, что реальные диалектические процессы существуют и в природе, и в повседневной практической деятельности. Даже те ученые, которые открыто не признавали диалектику, пользовались в своих исследованиях диалектическим методом. В книге «Анти-Дюринг» (1876-1878) Ф. Энгельс объяснил, как проявляются законы и категориидиалектики в живой и неживой природе, общественном развитии, творчестве. В другой своей книге «Диалектика природы» Ф. Энгельс обосновал идею о том, что развитие естественных наук к середине XIX века подошло к диалектическому пониманию природы. Большое значение для развития марксистской философии имела классификация форм движения материи, которая дает схему общей картины природы.

Немецкий философ ХХ века Эрих Фромм, оценивая философию марксизма, утверждал, что эта философия направлена на освобождение человека и человечества от старых символов и идолов, которые оно само же себе и создало, поэтому философия К. Маркса — это радикальный гуманизм.

На смену К. Марксу и Ф. Энгельсу в конце XIX столетия пришла немногочисленная группа теоретиков, которые не играли ведущих ролей в руководстве национальных партий своих стран, но были тесно связаны с их политической и идеологической жизнью. Среди них следует выделить: А. Лабриолу(1843-1904), Ф. Меринга(1846-1919), К. Каутского(1854-1938) и Г.В. Плеханова(1856-1918). Они стремились систематизировать диалектический и исторический материализм как всеобъемлющее учение о человеке и природе. Взгляды идейных наследников К. Маркса и Ф. Энгельса сформировались в период относительного затишья, когда в развитых промышленных странах шел экономический подъем. Открывалась напряженная эра стремительных научно-технических открытий.

Следующее поколение марксистов достигло зрелости в более бурной обстановке, когда европейский капитализм начал соскальзывать в пропасть первой мировой войны. Теоретиков этого набора было уже гораздо больше. Все без исключения ведущие представители этого нового поколения были выходцами из регионов, лежащих к востоку от Берлина: В.И. Ленин(Россия), Р. Люксембург(Германия), Л. Троцкий(Россия), Р. Гильфердинг(Вена), О. Бауэр(Вена), Н. Бухарин(Россия), Е. Преображенский(Россия) и др. Этому поколению теоретиков предстояло сыграть ведущую роль в руководстве соответствующими национальными рабочими партиями.

Их внимание было обращено на два новых направления:

1. Изменения капиталистического способа производства, порождающие монополизацию и империализм и требовавшие нового экономического анализа.

2. Построение системы марксистской политической теории классовой борьбы.

Первая мировая война вызвала раскол среди теоретиков марксизма по вопросу отношения к ней. Единство и реализм II Интернационала, взлелеянного Ф. Энгельсом, были уничтожены в течение одной недели. По Европе прокатилась волна революционного движения. И его апогеем стала Октябрьской революции в России. В 1919 г. был основан III Интернационал.

В России после смерти Ленина ряды партии были постепенно очищены от последних соратников Ленина. Сталинизм непроницаемым колпаком накрыл советскую культуру.

В 1929 г. произошел крупнейший кризис капитализма, вызвавший массовую безработицу и усиление классовой борьбы. В Европе началось свертывание парламентской демократии с тем, чтобы ликвидировать самостоятельные организации рабочего класса. В ряде стран установились фашистские диктатуры, которые предназначались для подавления малейших проявлений сопротивления и независимости на фоне усиления межимпериалистических противоречий. В этих политических условиях завершается классическая традиция в развитии марксизма.

Становление западного марксизма произошло в период до и после Второй мировой войны. Марксизм на Западе превратился в теорию, в своих важнейших аспектах совершенно отличную от предшествующего этапа. Произошла смена приоритетов, которая была обусловлена как сменой поколений, так и местом проживания и национальной принадлежностью представителей нового поколения: Д. Лукача, А. Грамши, А. Лефевра, Л. Альтюссера, Л. Колетти, К. Корша, Г. Дела Вольпеи др.

В 60-е годы ХХ в. во Франции в коммунистическом движении особой популярностью пользовались труды Луи Альтюссера. В Италии после освобождения от фашистской диктатуры стали быстро распространяться идеи марксизма, чему способствовала деятельность Гальвано Дела Вольпе.

Неспособность социалистической революции выйти за пределы России, её разложение внутри самой России, стали общим фоном становления всей теоретической традиции западного марксизма этого периода, особенно глубоким стал разрыв между теорией и практикой.

Противоречия внутри компартий усугублялись также тем длительным экономическим бумом, который существовал в странах Западной Европы в 50 – 60-е годы ХХ в. Всеобщий и значительный рост экономики, отмеченный в этот период, фактически ознаменовал новый этап в развитии способа производства, опровергая классические прогнозы о надвигающемся кризисе и ставя совершенно новые проблемы, требовавшие научного анализа.

Для развития западного марксизма характерно смещение интереса с экономики и политики в область философии и методологии науки. Влияние социологии М. Вебера, философии Б. Кроче и В. Дильтея привело в итоге в целом к враждебному отношению западной неомарксистской философии по отношению к естественным наукам, чего ранее в марксизме не наблюдалось. Под сомнение были поставлены поздние работы Ф. Энгельса, поскольку развитие естествознания опровергало некоторые выводы, которые в них были сделаны. Первую новую интерпретацию марксизма, сыгравшую существенную роль, представил Д. Лукач.

В марксистской философии Западной Европы стали преобладать работы по эпистемологии, эстетике и культурной надстройке в широком смысле слова. Темам исторического материализма, связанным с революционной борьбой пролетариата, сопутствовал последовательный пессимизм. Западный марксизм неизбежно становился все менее марксистским в той мере, в какой он был западным.

Источник: studopedia.ru


Categories: Философия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.