ФРЕЙДОВСКАЯ ТРАКТОВКА КУЛЬТУРЫ

Без всякого преувеличения можно сказать: австрийский врач и психолог, основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд (1856-1939) — фигура ключевая во всей современной культуре. Его влияние на атмосферу нашей эпохи, на науку и искусство, на гуманитарное и позитивное знание, на повседневную практику и общественные институты, наконец, на самосознание человечества ХХ века — беспрецедентно. Едва ли кто из героев-идолов текущего столетия имел и продолжает иметь столь широкий и оглушительный резонанс. Без Фрейда немыслим ХХ век, без него структура человеческого знания была бы совсем иной: высказанные им идеи спровоцировали возникновение необозримого пласта движений, теорий, техник, рефлексий, манифестаций — тех моделей и форм, в которых наше время привыкло себя мыслить и проявлять. Его работы порождали массу споров, по каждому теоретическому положению Фрейда выдвигались неопровержимые контраргументы специалистов, что — парадоксальная ситуация — совсем не уничтожало и не девальвировало их в глазах современников и не мешало их утверждению в качестве очевидных истин, в том числе и в ученом мире.


Психоаналитическая теория человека и общества в своем сжатом концептуально-логическом изложении может показаться несовершенной, даже поверхностной и примитивной, однако — и это засвидетельствовала история — она оказалось на редкость перспективной, потенциально очень емкой, из нее «столько извлекли» представители самых разных областей человеческой деятельности (особенно представители художественной сферы), что подсчитывать огрехи, ловить Фрейда на теоретических несоответствиях, указывать на вторичность и эклектичность его принципиальных установок — просто мелкие придирки, напоминающие лай Моськи на Слона из известной басни И.А.Крылова.

З. Фрейд родился в Чехии. Закончил венский университет. С 1876 по 1882 г. работал в лаборатории физиологии животных, а с 1882 г. — практикующим врачом. В начале 90-хгг. вместе с коллегами разрабатывал так называемый «катарсический» метод терапии неврозов. Согласно которому, невроз выступает защитной реакцией психики на травмирующую идею, которая изгоняется из сознания («вытесняется», но сохраняет свой заряд, в результате чего и возникает невроз. Разрешение и избавление от гнета вытесненного происходит в момент его «воспроизведения» и «интенсивного отреагирования» (переживания «катарсиса»). Следующим этапом в теоретической эволюции ученого стала гипотеза об исключительной роли сексуальности(энергии либидо) в формировании неврозов. Позднее Фрейд ее трансформировал, вынес сексуальность за пределы патологии, стал считать центральным моментом человеческой психики вообще, сделал краeyгольным камнем психоаналитической теории — и именно эта идея произвела фурор: чаще всего Фрейд ассоциируется именно с данным аспектом своей концепции.


Другим важнейшим постулатом психоанализа стало утверждение, что человек — существо многоярусное, его поступки и мысли опосредуются не только директивами сознания, но и некими импульсами, поступающими из сферы вытесненного — бессознательного этажа психики, своеобразного резервуара-накопителя всего изгнанного по тем или иным причинам из сознания. Разумеется, не Фрейд придумал бессознательное, но «подлинно историческое значение сделанного Фрейдом состоит в открытии бессознательного, не на философском или спекулятивном уровне, а на уровне эмпирического исследования» (Э.Фромм).

Важнейшим для понимании фрейдовской концепции вообще, и фрейдовскойКУЛЬТУРОЛОГИИ в частности, является категория сублимации, психическая энергия,в ранних работах трактуемая как энергия либидо, формирует очаг напряжения — инстинктивный импульс, который требует разрешения. Однако в силу определенных преград он не может разрядиться естественным образом, а потому трансформируется посредством реактивных образований (стыд, мораль, творчество и пр.), тем самым либидо лишается энергии. С точки зрения учения о либидо процесс психического развития человека представляет собой биологически детерминированный процесс инстинктивных сексуальных напряжений и сублимированных форм отреагирования-разряжения (См.: «Толкование сновидений»( 1900), «Остроумие и его отношение к бессознательному»(1905), «Психопатология обыденной жизни»(l904), «Три статьи о теории полового влечения»( 1905) и др.).


На страницах учебника по культурологии мы не можем подробно останавливаться на теории и практике психоанализа. Основные положения фрейдовской концепции будут освещаться лишь в той мере, в какой они необходимы для характеристики взглядов ученого на проблемы культуры. По этим же причинам, мы довольствуемся определением лишь тех категорий, без которых изложение психоаналитической культурологической концепции, выдвинутой З.Фрейдом, станет невозможным. Среди таких ключевых понятий – «инстинкт смерти». В ранних работах безраздельно главенствовал, как уже было сказано, сексуальный инстинкт (Эрос). Однако под влиянием событий 1914-1918rr, когда Фрейду пришлось столкнуться с невозможностью объяснить неврозы ветеранов первой мировой войны, находясь в рамках прежней теоретической модели, психоаналитик значительно изменил свои взгляды, радикальным образом трансформировав учение о влечениях. В человеке присутствуют два начала (Эрос и Танатос), и оба — носители жизненной энергии.


оретической предпосылкой существования Эроса и Танатоса (Эрос·- бог любви, Танатос — бог смерти в греческой мифологии) Фрейд называет Второй закон термодинамики
(возрастание энтропии в системах с высоким уровнем организации) – универсальный порядок, которому подчиняются все природные процессы, в т.ч. и человеческая психика. Первоначально и сексуальное влечение, и влечение к смерти были направлены против самой человеческой психики и нацелены ее разрушить, в чем, собственно говоря, и проявлялось термодинамическое стремление к хаосу «тепловой смерти». Затем оба энергетических импульса переориентировались во вне, на внешний мир, что и явилось причиной, как агрессивности человека, так и его притязаний на сексуальное обладание другими.

Про6лемам культуры посвящены работы З.Фрейда: «Сон и миф», «Леонардо да Винчи. Воспоминание детства»(l910), «Тотем и табу» ( J 913), Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Будущее одной иллюзии» (1927), «Недовольство культурой» (1929), «Человек Моисей и монотеистическая религия» (1939) и др. Важнейшей предпосылкой фрйдовской КУЛЬТУРОЛОГИИ выступает биогенетический закон: онтогенез (индивидуальное развитие организма) есть повторение филогенеза (исторического развития организмов), т.е. индивидуальность репродуцирует коллективное, сохраняет то, что однажды случилось в процессе человеческой эволюции. Метод, которым пользуется З.Фрейд -это сведение сложного и простого к примитивному и элементарному.


и этом в своем анализе закономерностей существования и эволюции культуры ученый всегда оставался естественником, сторонником сугубо позитивного, опытного знания, выводил все из практики реального функционирования организмов, взятых «как машины», т.е. механизмов, лишенных всякой тайны трансцендентности и абсолютно прозрачных для рационального анализа. Единичное — макет общего, но и общее достаточно просто вытекает из характеристик единичного. Поэтому с такой легкостью Фрейду удавалось практически ничего не меняя в основных постулатах психоанализа применять его в различных областях знания (этнографии, религиоведении, социологии, этике, эстетике и пр.), в том числе и в культурологии.

Итак, человек и его психика не сводимы к сознательному, рациональному уровню. Под ним находится бессознательный комплекс, в котором аккумулируется жизненная энергия индивидуальных желаний — «влечения», биохимическая реальность оппозиции Эроса и Танатоса. Объективность влечении задана. Она называется Фрейдом «OHO» (Id). Кроме этого, немаловажную роль в жизнедеятельности играет «верхний этаж», налагающийся на сознание — «Сверх-Я» (Super-Ego), курирующая инстанция, складывающаяся под воздействием индивидуальной истории человека. Не в меньшей степени она программируется и задается филогенетическим прошлым (родовой историей)·- запретами и нормами. И. третий, срединный уровень — это сознание «Я» (Ego), та инстанция с которой чаще всего и идентифицируется человеческая личность в плане желаний, стремлений, волений.


нако «Я» как раз наиболее зависимая часть, она опосредуется и «Сверх-Я», и «Эго», является, по сути, местом, где скрещиваются различные тенденции. Под воздействием табуирующих (табу — запрет) систем «Я» и «Сверх-Я» энергия влечений трансформируется, не находя естественного разрешения и благодаря механизмам конденсации, смещения, проекции и сублимации, переориентируется и инвестируется (т.е. вносится) в определенные идеальные образы культуры.

Таким образом, по Фрейду, культура онтологизируется (т.е. обретает статус бытийственности) как система сублимируемых проекций психических энергий (Эроса-Танатоса), возникающих как отреагирование на запреты. В человеческой культуре Фрейд не видит ничего сверхъестественного и мистического, тем ·более воспитательного и положительного: развитие культуры — процесс ничем не отличающийся от биологической эволюции, он также подчинен общим для всего живого законам. Сила Эроса и Танатоса – необходимость, именно ей мы обязаны всем достижениям культуры. Фрейд полагает, что культура передается не через воспитание, но через биологический механизм наследственности.

В работе «Недовольство культурой» Фрейд рассматривает культуру с точки зрения того, насколько она является необходимой и естественной для человеческой сущности. Иначе говоря, является ли «культурный человек» — человеком природным, способным с максимальной полнотой реализовать свои желания и потенции.


качестве существа, наиболее приближенного к природе, выступает ребенок — минимально «окультуренный». «Слово «культура» обозначает всю сумму достижений и учреждений, отличающих нашу жизнь от жизни наших животных предков и служащих двум целям: защите людей от природы и урегулированию отношений между людьми» (З.ФреЙд. Психоанализ. Религия. Культура. М. 1992. с.88). Среди требований культуры Фрейд называет следующие: — Чистота; — Почитание красоты; — Порядок; — уважение и «попечение о высших формах психической деятельности, об интеллектуальных, научных и художественных достижениях, о ведущей роли идей в жизни человека» — способ регуляции отношений между людьми (то, что чаще всего называют «цивилизованными» или «культурными» отношениями). Как и любой человек, который хоть раз в жизни сталкивался с детьми или пытался их воспитывать, приучать к «культуре и вежливости», Фрейд совершенно справедливо заключает: по всем перечисленным ПОЗИЦИЯМ — дети тяготеют к акультурности. Соответственно, общий вывод: культура мало отвечает запросам человека природного она — ограничение его свободы.

Итог — неутешителен: « … нельзя не заметить самого важного — насколько культура строится на отказе от влечений, настолько предпосылкой ее является неудовлетворенность (подавление, вытеснение или что-нибудь еще?) могущественных влечений. Эти «культурные запреты» господствуют в огромной области социальных отношений между людьми». Итак, культураделает человека несчастным, ибо препятствует естественной реализации его «могущественных_влечений». Она – система ограничений которые человек и общество налагают на себя.


Человек стремится удовлетворить свои природные влечения. Это по Фрейду — основа счастья. Культура же либо вытесняет влечения на подсознательный уровень, порождая патологические отклонения, либо предлагает сублимированные заменители, тем самым ослабляя удовольствие. Тем не менее, однозначно сказать, что культура — зло, а потому необходимо ее «упразднить», нельзя, ибо, как мы видели, фундаментальными инстинктами человеческой природы являются стремление к безраздельному «обладанию» (Эрос) и агрессивность (Танатос). Поэтому «открыть шлюзы» человеку естественному означало бы ввести общество в состояние хаоса и тотального беспрерывного беспорядка, «войны всех против всех». Своеобразный «общественный договор» — система табу — ставит заслон проявлениям деструкции, но он же несет с собой страдания и недовольство. Подавление разрушительных импульсов, свойственных человеку — важнейшая функция культуры. Она — сугубо репрессивна и цель ее защитить общество от свободного индивида.

Кроме того, психика человека действует по гидравлической модели: чем меньше агрессивности реализуется во внешних актах, тем сильнее она давит на индивида, тем больше риск «спонтанного беспричинного всплеска», разрушающего все каноны и запреты.


и переориентации синдрома — интроверсии — это также может привести к саморазрушению (вплоть до самоубийства). Поскольку же агрессивность — объективность, постольку ее невозможно осадить никакими институтами. Вечное противостояние Эроса и Танатоса (инстинктов жизни и смерти) составляют фон человеческого существования. «Роковым для рода человеческого мне кажется вопрос: удастся ли — и в какой мере — обуздать на пути культуры влечение к агрессии и самоуничтожению, ведущее к разрушению человеческого сосуществования. Наше время представляет в связи с этим особый интерес. Ныне люди настолько далеко зашли в своем господстве над силами природы, что с их помощью легко могут истребить друг друга вплоть до последнего человека … Остается надеяться, что другая из «небесных властей» — вечный Эрос — приложит свои силы; дабы отстоять свои права в борьбе с равно бессмертным противником. Но кто знает, на чьей стороне будет победа, кому доступно предвидение исхода борьбы?» — таким вопросом заканчивается работа «Недовольство культурой».о

Прогресс культуры – это в сущности, умножение запретов, которые люди на себя налагают, а значит- увеличение давления. В историческом плане первым культурным актом Фрейд считает запрет инцеста (кровосмешение) и раскаяние после убийства «Отца» «сыновьями», случившемся в архаические времена, когда люди жили стадами. В очень сжатом виде сюжетная канва той древнейшей драмы звучит так: Отец — вожак и абсолютный властитель первобытного стада изгонял или умерщвлял всех конкурентов (сыновей), дабы они не посягали на его величие.


нако сыновья, не имея сил справиться с Отцом поодиночке, объединились и убили вожака. Но вместе с устранением вожака, возникла угроза «тотальной войны» сыновей друг с другом за права единоличного наследования, что могло привести к уничтожению всего стада. Тогда-то и был наложен первый запрет, или — заключен договор, в результате которого от части личных притязаний сыновья отказались ради сохранения целостности. После убийства последовало и раскаяние, ибо сыновья по сравнению с Отцом были ничтожны. Этот сюжет, по мнению Фрейда, постоянно репродуцировался на протяжении истории человечества, он служил основой для многих мифов и ритуалов, любая религиозная доктрина в символической форме также воспроизводит в памяти те события. Они сохраняются и в индивидуальной психике каждого человека. Это стало своеобразной моделью практики отчуждения индивидуальных притязаний. Сами же запреты помещаются на уровне «Сверх-Я» — источнике чувства вины (и за свои возможные или действительные прегрешения, и за «не-свои», тянущиеся с незапамятных времен), с помощью которого и в отсутствии внешних цензоров человек чувствует себя поднадзорным. «Там известны два источника чувства вины: страх перед авторитетом и позднейший страх перед «Сверх-Я». Первый заставляет отказаться от удовлетворения инстинктов, второй еще и наказывает (ведь от «Сверх-Я» не скрыть запретных желаний» (Там же. с.119)

Таким образом, в понятие культуры З. Фрейда входит слеующие аспекты:

— Культура есть результат сублимированных проекций, включающих как систему запретов на естественную экстериоризацию психической энергии, так и формы ее переструктурации и переориентации;

— Культура выступает в качестве опробованного веками механизма социализации, который через воспроизведения векового опыта в фантазиях, снах, мифах, играх и пр. дает опыт «всечеловеческих переживаний;

— Культура выступает защитным механизмом от агрессивности;

— Культура — репрессивна, выступает как общественная сила, направленная на проявления любой человеческой индивидуальности.

Культурологическая концепция З.Фрейда — не единственная в психоанализе. Ученики и последователи — наследники фрейдовских принципов, выступавшие зачастуI.O самым яростными ниспровергателями его идей, — высказали также много интересных и даже принципиально-важных мыслей. К.Г.Юнг, Э.Фромм, С.Гроф и др., также как и их великий предшественник, не замыкались узкими рамками психотерапевтической практики, но активно работали в области КУЛЬТУРОЛОГИИ.

Личная судьба З. Фрейда не была слишком удачной. Он, всемирно известный ученый, профессор Венского университета, уже тогда — фигура культовая и символическая, после захвата Австрии фашистами был депортирован из страны. Причем лишь после уплаты огромного выкупа, выдачи склада своих книг и настоятельного вмешательства Ф .Рузвельта. Умер великий ученый в Англии, после долгой и очень мучительной болезни (рак горла), практически всеми забытый и покинутый: цивилизованный, очень культурный мир в те дни готовился вступить в войну. Фрейд оказался и тут прав: никакая культура, никакие моральные и религиозные императивы не смогли спасти человечества от катастрофы.

Источник: studopedia.ru

 

З фрейд о философии истории и культуры

Культурологическая концепция Зигмунда Фрейда (1856-1939).

Многие исследователи считают З. Фрейда великим психологом,известным врачем и одним из создателей школы психоанализа. Однако новое направление в медицине, разработанное Фрейдом, оказало огромное влияние на развитие культурологической мысли 20 в. З.Фрейд пытался распространить свой как универсальный, посредством которого можно объяснить культуру, понять роль религии, искусства в жизни человека, иными словами, создать универсальное учение, позволяющее понять весь спектр социокультурной действительности. В создании психоанализа приняли участие также ученики Фрейда — К.Г.Юнг,

Э.Фромм,  Г.Маркузе и др. Открытие Фрейда состояло в разделении психики человека на сознательную и бессознательную сферы, что и послужило основной предпосылкой разработки психоанализа. Бессознательное понимается Фрейдом как неотъемлемая часть человеческой психики, независимая от сознания. Основу бессознательного («Оно») составляют влечения и желания, которые сводятся к двум группам: сексуальные желания и влечение к смерти. При этом бессознательное вторгается в нашу жизнь, а борьба между сознательным («Я») и бессознательным («ОНО») присуща психике любого человека.

 

Предложенная Фрейдом трактовка психики человека позволила создать оригинальную концепцию культуры, методом познания которой и стал психоанализ. Культура, по Фрейду, является средством принуждения человека к социальному порядку, механизмом подавления первичных желаний, угрожающих действительности, препятствующим проявлению темных природных сил первичных влечений. Но чтобы выполнить свою функцию, культура должна подчинить себе бессознательное («Оно»), в котором сосредоточена вся психологическая энергия человека. Способ, которым культура осуществляет свои цели 3.Фрейд называет сублимацией. Сублимация — это направление сексуальной энергии на цели культурного творчества. Иными словами, согласно фрейдистской концепции, все культурные ценности есть результат сублимации. Сама культура присутствует в бессознательном как специфическая установка — «Сверх-Я». Таким образом, человеческое сознание («Я»), согласно фрейдизму, раздирается между крайними противоположностями — причиной этой борьбы между «Я», «Оно» и «Сверх-Я» и является культура.

Таким образом, культура, в понимании психоаналитической теории, основана на принуждении и запрете влечений, она есть механизм подавления первичных желаний, угрожающих обществу, она направляет инстинкты, в том числе и агрессивность, в иное русло, и именно поэтому культура, с точки зрения Фрейда, является источником психического нездоровья индивида. Противоречия между природой человека, между импульсами его бессознательного и культурой не может быть сглажены, напротив по мере развития культуры, считал Фрейд, они только нарастают. В работе «Неудовлетворенность культурой» (1930) Фрейд писал о том, что дальнейший прогресс культуры проводит к уменьшению счастья и усилению чувства вины из-за растущего ограничения реализации природных желаний.

Несмотря на чрезмерное преувеличение роли бессознательного вклад З.Фрейда в развитие культурологии огромен. Впервые предметом анализа культуры стали психологические характеристики личности. Впервые на основе психоанализа были исследованы культурные нормы, вскрыта причина конфликта между стремлением индивида к личной свободе и нормами культуры. Вот как бы краткое понимание культурологической концепции З. Фрейда. Спасибо за внимание!

 

Источник: obchestvo-i-znanie.ru

25. Психоанализ. Его истоки, основные модели и понятия. Философия культуры З. Фрейда

Зигмунд Фрейд (1856 – 1939) – австрийский психолог, невропатолог и психиатр, основатель психоанализа.

Психоанализ – разработанный Фрейдом метод лечения психических заболеваний, а также комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни человека и развитии человечества. Хотя многие психоаналитики не признают связи психоанализа с философией, учение Фрейда включало в себя создание особой психоаналитической философии.

Психоанализ связан с попыткой найти выход из философских тупиков позитивизма, ориентированного исключительно на естественнонаучное знание, и иррационализма, апеллирующего к интуитивным догадкам.

Организационно психоанализ начал оформляться в 1902 г, как небольшой кружок единомышленников, затем он перерос в Венское психоаналитическое общество, а позднее распространился во многих странах Европы.

Психоаналитическая философия ориентирована прежде всего на выявление основ человеческого бытия, структурных элементов психики, принципов развертывания жизнедеятельности индивида и мотивов поведения личности.

Психоанализ опирается на гипотезу о существовании бессознательного пласта человеческой психики. Ранее психология исходила из того, что сознание – это и есть вся психика, а вся психическая деятельность описывается в терминах сознания. Фрейд и последователи считали, что психика есть нечто большее, двухэтажное – есть сознание и нечто, что является психикой, но в сознание не включается – бессознательное.

*не Фрейд открыл бессознательное, но именно он ввел эту категорию бессознательного в общечеловеческий оборот. Он это сделал в частности пытаясь понять несоответствие этажей психики и как сознание определяется подсознательным*.

Психика понимается как состоящая из трех слоев: Оно, Я, Сверх-Я. Оно представлено в качестве унаследованного человеческой организацией глубинного слоя, в недрах которого копошатся скрытые душевные движения, напоминающие старых демонов и выражающие безотчетные движения человека. Сознательное Я – это посредник между Оно и внешним миром, субъект контроля, но только пока есть суперэго, которое есть высшая инстанция, олицетворяющая императивы долженствования и запреты социокультурного характера. Я реализуется в системе внешних запретов и считает все то, что идет «снизу» — нечистым, запрещенным, внекультурным. Я оказывается в тисках многообразных противоречий, являясь «несчастным», подверженным троякой угрозе – со стороны внешнего мира, вожделений Оно и строгости Сверх-Я.

Невроз возникает из невозможности избежать воздействия этих импульсов на сознание, которые в лучшем случае уходят в область бессознательных неразрешенных конфликтов. Способ борьбы с импульсами – культура, так как обеспечивает СУБЛИМАЦИЮ, преображение и облагораживание импульсов – перенаправление их в те каналы, в которых они уместны, так как прямое удовлетворение желания оказывается невозможным. Мы позволяем импульсам выскочить, но даем им приемлемое направление – эстетическое творчество.

Психоанализ как раз и ставит своей задачей помощь в переводе нуждающимся бессознательного в сознательное. Его техническими средствами служат выявление и анализ патогенного материала, получаемого в процессе расшифровки «свободных ассоциаций», толкования сновидений, «ошибок» — описок, оговорок, и всяких «мелочей» жизни, на которые обычно не обращается внимание.

Познание бессознательного является в психоанализе неким припоминанием того, что заложено в памяти. Психоанализ связывает настоящее с прошлым человека. Описывать человека исходя из его детства – отличительный маркер фрейдизма.

*Декарт как философ стремился создать себя заново – отряхнуть от уз детства. Философия декарта – философия взрослого человека – некий поступок, направленный на взросление. Потому что для декарта детство человека – это состояние несвободы, когда он видит мир несвоими глазами и полностью зависим. Надо приложить усилия и вновь родиться самому. Вся рационалистическая парадигма сводится к уходу от детства.*

Фрейду принципиально важно вернуться к детству. Мы вернемся к детству, чтобы освободиться от него и повзрослеть. ОНТОГЕНЕЗ И ФИЛОГЕНЕЗ. Есть идеальный тип человека прошлого, который переживает «комплексы» — прострации, эдипов комплекс. Для Фрейда это архетипическая модель детства человека. = противостояние сына и отца, неестественная любовь к матери и невозможность ее реализовать. Что такое – муки совести, которые обнаруживают себя? – в преступлении, которое совершено. **надо излечить комплекс – взрослый человек рассматривал содеянное как преступление, рассматривал себя как уникального – на самом деле все такие, и у всех одинаковые комплексы. = несоответствие сознательного и бессознательного.

Фрейд хотел сделать жизнь человека менее невротическим – избавление от комплексов производили психоаналитические процедуры. Между пациентом и врачом происходит воспроизведение этой катастрофы детства, она проигрывается неким некатастрофическим способом. Выяснить, из чего все это возникает, проиграть эти события и избавиться от негативных воздействий. Фрейд был очень «классическим» мыслителем. Он так же ставил проблему таким образом – мы должны все сделать ясным, светлым, прозрачным. Ликвидировать бессознательное как темное место, осветить его и сделать частью себя.

В психоанализе находит отклик кантовская идея «категорического императива» — совести, фиксируется двойственность бытия человека в мире, связанная с естественной и нравственной детерминацией. Рассматривается и социокультурная проблематика – критика культурной модели, чересчур давящей на человека и сжимающего его своими рамками, но чаще всего в преломлении семейно-сексуальных отношений.

Основные течения психоанализа — Юнг, Фром, лингвистический психоанализ. Фрейдизм после фрейда склонен к более глубокому погружению в истоки человека. *позиция, когда фундаментальную роль играет «родовая травма». Юнг идет за пределы индивидуального человеческого сознания – коллективное бессознательное, применимое к человеческому роду.

Фрейду, каждый человек стремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет эти устремления, что вызывает враждебное отношение человека к культуре общества. Принципы и методы психоанализа Фрейд использует для анализа религии и религиозности. Он обращает внимание на такие функции религии, как иллюзорная защита человека от проявлений природы и защита от несправедливостей культуры. Фрейд отрицая ценность религии предложил переход от религиозной веры к атеизму. На основе учения Фрейда возникло философское течение неофрейдизма, которое разработали его продолжатели А.Адлер, В.Рэйх, Г.Юнг, Э.Фромм.

 Э.Фромм подверг критике ортодоксальный фрейдизм и построил свое учение на понятиях социального характера, в котором выражается совокупность фундаментальных потребностей человека; потребности, схожие с потребностями животных, и потребности человека. Он поставил проблему человеческого существования и выявил основные его противоречия: патриархат и матриархат, власть и подчинение, личное и историческое бытие и т.д. Цель его философии — помочь человеку решить эти проблемы, а главный способ решения — культивирование всеобщей любви. Смысл жизни Фромм видел в активном проявлении личности во всех сферах жизни. Основным мотивом поведения человека, по его мнению, являются страсти.

Источник: studizba.com

Главные открытия

фото 820Фрейд совершил несколько фундаментальных открытий в области психологии, введя новые течения и понятия. К ним относятся:

  1. Бессознательное. Под Бессознательным Фрейд понимал особую область психики, наличие которой человек не осознает. Бессознательное стремится подчинить волю и избавить человеческую особь от давления моральных норм.
  2. Либидо. Фрейд назвал его двигателем психической жизни индивида. Активность либидо влияет на амбиции и стремления. Фрейд проводит параллель между сексуальной и социальной активностью: либидо мужчины сильнее либидо женщины, поэтому у него сильнее развита потребность в сексе и стремление к конкуренции.
  3. Толкование сновидений. Бессознательное постоянно пытается пересилить волю индивида и посылает ему сигналы, напоминающие о подавляемых желаниях. Эти сигналы человек получает в виде сновидений. Чтобы избавиться от чувства тревоги, нужно анализировать сны и находить истинные причины дискомфорта.
  4. Невротизм. Психические расстройства, вызванные подавлением влечений, Фрейд собрал в одну группу и назвал нервными болезнями или невротизмом. Все люди, существующие в рамках европейской культуры, подвержены невротизму, поскольку они отдалены от природы и вынуждены постоянно контролировать свои естественные потребности.

Не все современники приветствовали идеи Фрейда, некоторые их критиковали. Карен Хорни, американский психоаналитик, в одной из своих работ подробно рассмотрела теорию Фрейда о зависти женщин к мужскому пенису и предположила, что на самом деле мужчина завидует наличию матки и способности воспроизводить потомство, а движущей силой человеческой личности является не либидо, а тревожность. Смелые взгляды Карен сделали ее одной из знаковых фигур неофрейдизма.

Личность

Изначально, в философии закрепилось представление о человеческой особи, как у существе разумном. Все поступки рассматривались как результат сознательного решения.

Так было до открытия бессознательного — скрытого компонента, который руководит поступками индивида, но остается неосознанным.

Фрейд предположил, что психика личности не цельная. Это структура, состоящая из отдельных частей:

  • «Я» — отвечает за осознанное понимание реальности;
  • «Сверх-Я» — контролирует составляющие, сформированные под влиянием социальных норм;
  • «Оно» — хранит подавляемые инстинкты и желания.

В каждом человеке присутствуют все компоненты. Они постоянно взаимодействуют друг другом. Когда у него возникает какое-либо желание, Сознательное оценивает его с точки зрения моральных норм. Если выполнение желания чревато нарушением этих норм, оно переходит в скрытую часть структуры личности и остается в ней, пока не будет удовлетворено. Чем больше у индивида моральных запретов (чем сильнее его воля), тем больше у него будет нереализованных желаний, спрятанных от сознательного за рамками «Оно». Постоянный контроль над своими стремлениями вызывает неврозы – соматические проявления, выражающиеся физическим и психическим дискомфортом. Фрейдизм в философии позволил значительно продвинуться вперед в изучении одного из основных вопросов познания — сущности человека.

Компоненты психики

Человеческая психика состоит из Сознательного и Бессознательного. Они не равнозначны: Бессознательное пытается подавить сознание и заставить индивида следовать своим первичным влечениям: Эросу и Танатосу. Эрос вызывает сексуальное желание, Танатос – потребность в смерти, собственной и чужой. Если первичные влечения сливаются, человек становится маньяком. Он не способен руководствоваться принципами реальности и видит мир искаженным, созданным для удовлетворения его желаний. Потребность достижения гармонии между компонентами психики заставляет его совершать убийства и преступления сексуального характера.

фото 821

Функции бессознательного

«Оно» или Бессознательное требует от человека удовлетворять потребности. Бессознательное руководствуется только внутренними желаниями, оно эгоистично и непоследовательно. Согласно взглядам Фрейда, главные человеческие желания — стремление к размножению и власти, желание испытывать удовольствие и избегать чувства страха. Если человек в своих поступках руководствуется Сознательным, Бессознательное вступает с ним в конфликт. Возникает эмоциональное напряжение, которое необходимо устранить. Для этого психика использует такие приемы:

  1. Вытеснение — перемещение желаний в область «Оно», где они продолжают воздействовать на психику, вызывая чувство безотчетного страха и тревожности.
  2. Рационализации — поиска более приемлемого объяснения для истинных желаний, избавляющего от чувства стыда.
  3. Сублимации — замены инстинктивных влечений на другие занятия: творчество, социальная работа и другие.
  4. Регрессии — отказа личности от восприятия действительности, возвращение к стадии развития личности, которая могла обеспечить психологический комфорт.

Постоянный конфликт между Сознательным и Бессознательным приводит к психическим расстройствам. Главная цель психоанализа — определить истинные желания человека, и найти компромиссные способы их реализации.

Истоки зависимости от курения

Фрейд разделил психическое развитие на стадии, зависящие от способа получения удовольствия. Первую он назвал оральной – стадией получения удовольствия с помощью области рта. Младенцы, питаясь молоком из материнской груди, стимулируют ротовую полость. В процессе насыщения у них появляется чувство удовлетворения, и оно автоматически ассоциируется с глотанием, жеванием, облизыванием.

Фрейд считал, что зависимость от курения появляется у людей, нуждающихся в удовлетворении своих потребностей, но имеющих возможности их реализовать. Эти люди ментально возвращаются на первую стадию развития и бессознательно стремятся воздействовать на ротовую полость.

Однажды Фрейд заявил, что женское пристрастие к курению – подсознательное желание орального секса. Сам ученый страдал от никотиновой зависимости, и его студенты тут же напомнили ему об этом, надеясь смутить. В ответ на это Фрейд сказал свою знаменитую фразу, позже ставшую крылатой: «Иногда сигара — это просто сигара».

фото 822

Роль культуры

Для Зигмунда Фрейда, философия была способом анализа влияния культуры на человека. По его мнению, культура — внешний цензор личности, определяющий нормы и границы допустимого. Процесс развития культуры напрямую связан с чувством удовлетворения. Эволюция культуры отдаляет человека от природы, удовлетворения первобытных влечений, и делает его несчастным.

Ограничение природных желаний вызывает чувство вины. Фрейд был убежден, что культура подавляет естественные желания человека к агрессии и разрушению. Его коллега и последователь Карл Юнг в начале своей деятельности был солидарен с Фрейдом, но позднее изменил свое мнение. Юнг более подробно рассмотрел влияние либидо на человека и его стремление к творчеству. На основе учения Фрейда Юнг создал собственную теорию об архетипах – образах, формирующихся в коллективном бессознательном, и влияющих на восприятие людей.

Эдипов комплекс и Комплекс Электры

Концепция философии Фрейда включает глубокий анализ сексуальных желаний человека. Ученый полагал, что они формируются в детстве и проявляются как Эдипов Комплекс или Комплекс Электры.

В основу описания комплексов, легли на наблюдения Фрейда за детско-родительскими отношениями и способами проявления привязанностей у мальчиков и девочек. Он установил, что мальчики гораздо больше внимания уделяют матери, стремятся обнять или поцеловать ее, требуют постоянного внимания. Если мать предпочитает больше времени проводить со своим мужем, а не сыном, мальчик начинает ревновать. Бессознательно он испытывает к матери сексуальную тягу и воспринимает отца, как соперника. Девочки демонстрируют привязанность к отцу и показывают негативную реакцию на его отношение к матери.

Источник: mystroimmir.ru

 

Введение

1. Философия и история культуры З. Фрейда

2. История культурного развития человечества по З. Фрейду

3. Недовольство культурой З. Фрейда

Заключение

Список литературы

 

 

Учение Фрейда уже на первых стадиях своего развития далеко перешагнуло рамки медицины. Буквально через несколько лет после изложения Фрейдом основных идей психоанализа вокруг него образовался небольшой кружок, где горячо обсуждались общие психоаналитические проблемы.

Позднее, прослеживая историю возникновения и развития психоанализа, Фрейд писал, что, его работы о толковании сновидений, об остроумии и ряд других с самого начала показали, что психоаналитическое учение не ограничивается областью медицины, а может быть использовано и в различных науках о духе.

Начав с рассмотрения истории развития первобытного общества, Фрейд попытался набросать эскиз исторического развития человеческой культуры и цивилизации в целом. Одним из основных факторов культурного развития Фрейд считал постепенное отречение от природных бессознательных страстей и влечений, присущих первобытному человеку.

Пытаясь обозреть культурные и социальные институты человечества через призму протекания психических процессов, Фрейд отталкивается от созданной им модели личности. Он считает, что механизмы психического взаимодействия между различными инстанциями личности находят свой аналог в социальных и культурных процессах общества.

Цель работы – рассмотреть культуру З.Фрейда.

Задачи работы – охарактеризовать психоаналитическую концепцию культуры З.Фрейда; историю культурного развития человечества по З. Фрейду; определить недовольство культурой З. Фрейда.

 

 

 

Одной из областей приложения психоаналитического учения Фрейда стала философия истории и культуры. Считая, что с помощью психоаналитического исследования отдельного человека можно осветить многие загадки истории человечества, Фрейд использовал психоанализ для конструирования своей собственной философии истории. При этом

Фрейд исходил из того, что психическое развитие отдельного человека сокращенно повторяет ход развития всего человечества, а протекание бессознательных процессов обусловливает специфику возникновения как этических и моральных норм человеческого поведения, так и общественных связей, культурных достижений и социальных институтов, свидетельствующих о прогрессе человеческой цивилизации от примитивных первобытных сообществ до современной организации буржуазного общества.

Психоаналитическая картина истории развития первобытного состояния человечества впервые была дана Фрейдом в работе «Тотем и табу» (1913) , где с позиций своего учения он попытался объяснить процесс становления психической жизни примитивного человека.

Объяснение многих явлений, характерных для первобытного общества (механизмов функционирования психики примитивного человека, процессов образования первобытных запретов — табу, возникновения анимизма и тотемизма), осуществлялось Фрейдом на основе данных, полученных при изучении типичных детских неврозов — так называемых фобий (боязни) детей, а теоретической установкой при этом служил опять-таки «эдипов комплекс».

Возникающие у детей неврозы, называемые фобиями, выражаются в боязни какого-то определенного животного. При этом, как правило, обнаруживается двойственная установка ребенка: с одной стороны, он боится животное, а с другой — проявляет к нему всяческий интерес, фиксируя на нем свое внимание и подражая ему. Эти амбивалентные чувства к животному являются, по Фрейду, не чем иным, как бессознательными замещениями в психике тех скрытых чувств, которые ребенок испытывает по отношению к родителям (мальчик — к отцу).

Благодаря такому замещению, как считает Фрейд, происходит разрешение внутрипсихических конфликтов. Это бессознательное замещение призвано скрыть реальные причины детского страха, обусловленного не столько отношением отца к сыну (строгость, суровость), сколько неосознанным и противоречивым отношением самого ребенка к отцу. Мальчик одновременно и любит, и ненавидит отца: он хочет стать таким же сильным, как его отец, и вместе с тем устранить его, чтобы занять место отца в отношениях с матерью. Такие бессознательные влечения ребенка противоречат установкам, которые он получает в процессе воспитания. Разрешение этого внутрипсихического конфликта, разыгрывающегося в душе ребенка, как раз и осуществляется путем бессознательного сдвига с одного объекта на другой: те влечения, которых ребенок стыдится, вытесняются из сознания и в бессознательной форме направляются на иносказательный объект, по отношению к которому можно уже в неприкрытом виде проявлять свои чувства.

В конструировании психоаналитической философии истории Фрейд опирался также на гипотезы, которые существовали в то время в биологии и этнологии. От Дарвина он позаимствовал представления о примитивной человеческой орде, управляемой сильным отцом; от шотландского этнографа Аткинсона — идеи о так называемой циклопической семье, когда сыновья, объединившись между собой, восстают против тирании отца и убивают его; от Робертсона Смита — представления о возникновении тотемизма. Описанная Фрейдом на основе использования всех этих гипотез фантастическая картина первобытного общества выглядела следующим образом. На заре своего становления человек жил в первобытной орде, в которой главенствующую роль играл отец. Его силе и воле подчинялись все сыновья. Он один имел право на обладание женщиной, и те из его сыновей, которые, подрастая, пытались предъявить свои права, просто изгонялись отцом из первобытной орды. Возможность возникновения конфликтных ситуаций на почве завоевания женщин предотвращалась решительными действиями отца, который благодаря своей физической силе отстаивал свое право на монопольное обладание ими. Однако такое положение не могло продолжаться вечно. Изгнанные отцом братья объединились между собой, убили и съели отца, положив тем самым конец первобытной отцовской орде. Но братья находились под властью амбивалентных чувств, которые обнаруживаются и сегодня у детей и невротиков: они ненавидели отца и восхищались им. Удовлетворив чувство ненависти убийством отца, они оказались во власти нежных родственных чувств, на основе которых возникло сознание вины и раскаяние. Это побудило их навечно запечатлеть образ отца в виде тотема, объявив недопустимость убийства заместителя отца. Осознание вины за совершенное деяние заставило также братьев отказаться от желанных женщин и установить инцестуозный запрет. Так возникли основные табу тотемизма, совпадающие с вытесненными желаниями «эдипова комплекса».

Человеческая культура, по мнению Фрейда, и началась с этого великого события, постоянно напоминающего человеку о преступлении его предков. «Общество покоится теперь на соучастии в совместно совершенном преступлении, религия — на сознании вины и раскаянии, нравственность — отчасти на потребностях этого общества, отчасти на раскаянии, требуемом сознанием вины».

Таким образом, в психоаналитической трактовке получается, что на сознании вины за совершенное преступление, которое незримо присутствует в душе каждого человека, покоится вся современная культура с ее предписаниями морали и все возрастающими ограничениями.

Психоаналитическое толкование философии истории исходит из того, что религия, мораль, социальные чувства первоначально составляли одно целое: они «вырабатывались» филогенетически на базе «эдипова комплекса», а именно: религия и нравственность — посредством подавления этого комплекса, социальные чувства — в результате необходимости преодоления сопернических чувств между сыновьями за право обладать женщинами в первобытной орде. Однако, встав на такую точку зрения в толковании происхождения религии, морали и социальных отношений между людьми, основатель психоанализа сразу же столкнулся с целым рядом проблем. Возник, например, вопрос, какая часть психики дикаря — «Я» или «Оно» — послужила основой для создания религии, морали. Если последние возникли из «Я», тогда следует говорить о наследственности, сохраняющейся в структуре «Я». Если религия, нравственность и мораль вытекают из «Оно», тогда необходимо раскрыть механизм возникновения религиозных представлений, этических и моральных предписаний, исходя не из осознания человеком чувства вины, а из чего-то другого. Напрашивался также вопрос, насколько правомерно распространение дифференциации психики культурного человека, ее составных частей — «Я», «Оно» и «Сверх-Я» — на человеческое существо, живущее в первобытном обществе.

Фрейд попытался ответить на эти вопросы. Дифференциацию психики на «Я» и «Оно» он признает не только в современном или первобытном человеке, но и в более примитивных живых существах. Такая дифференциация, в его представлении, является необходимым условием возможности воздействия внешнего мира на живой организм. Но поскольку бессознательное «Оно», по Фрейду, не может испытывать и переживать реальность иначе, как при помощи «Я», которое замещает для него внешний мир, постольку моральные и религиозные аспекты вытекают как бы из «Я» и имеют значимость только для «Я». Однако это не означает, что Фрейд признает прямую наследственность в «Я» (в таком случае обнаруживалась бы пропасть между конкретным человеком и понятием человеческого рода). Вспомним, что разница между фрейдовским «Я» и «Оно» относительна, поскольку «Я» является дифференцированной частью «Оно». Поэтому переживания «Я» рассматриваются Фрейдом как превратившиеся в переживания «Оно», которые сохраняются и передаются по наследству. Иными словами, хотя фрейдовское «Я» черпает «Сверх-Я» (совесть) из «Оно», тем не менее это свидетельствует лишь о том, что на поверхность всплывают старые образования, изначально сохраняющиеся в самом «Я», что наследственные бессознательные влечения в своих конкретных проявлениях обнаруживают осадки некого априорного морального закона.

Словом, основоположник психоанализа приходит к выводу о наличии нравственных и моральных основ психической жизни человека, из которых произрастают все культурные и социальные достижения человечества.

Но такое понимание природы нравственности не согласуется с первоначальными установками психоанализа, согласно которым прогресс человечества всецело связан с деятельностью бессознательных психических сил человека, ориентированных на «эдипов комплекс».

Чтобы освободить свое учение от этого внутреннего противоречия,  Фрейду нужно было отказаться от одной из двух посылок. Но у него не хватило на это мужества или научной объективности.

Онтогенетически первое такое отречение, по его мнению, произошло в первобытной орде, когда, убив своего отца и испытав чувство вины, сыновья отказались от права обладания женщинами. Последующее развитие культуры и процесс очеловечения живого существа, по Фрейду, шли в русле его сознательного отказа от сиюминутного удовлетворения желаний в пользу получения отсроченного, но более надежного удовольствия. Причем сознательный отказ от непосредственного удовлетворения природных страстей, первоначально основывающийся на внешнем принуждении с целью сохранения человеческого рода, постепенно превратился во внутреннюю установку личности, соблюдающей нравственные нормы и моральные предписания соответствующей культуры.

Таким образом, вся культура представляется Фрейду построенной на внешнем или внутреннем подавлении бессознательных влечений человека, который поступился частью своего природного достояния, подвергнув сублимации свои первоначально сексуальные стремления [2, 113].

 

В работах 20 — 30-х годов при рассмотрении истории культурного развития человечества Фрейд учитывает уже и социальные факторы существования человека, пытается раскрыть материальные и духовные аспекты культуры в их взаимном переплетении. Такой подход к осмыслению истории культуры был, разумеется, более плодотворным.

Усилилась критическая тенденция его теории. Фрейд подметил, что в то время как человечество достигло значительных успехов в познании закономерностей явлений природы и в подчинении себе природных сил, «в области регулирования человеческих отношений нельзя установить такого же прогресса». Вместе с тем поскольку материальные достижения цивилизации, свидетельствующие о победах человека над природой, не устранили губительных как для отдельного индивида, так и для цивилизации в целом последствий, которые приводят к психическим расстройствам и душевным надломам личности, постольку, по мнению  Фрейда, теоретические и практические исследования должны быть сосредоточены прежде всего на психике человека [4, 108].

Принципиально не изменило эту его позицию даже обращение и трудовым процессам человека в обществе, что само по себе являлось значительным шагом вперед по сравнению с его ранними работами, в которых он акцентировал внимание на сексуальной деятельности индивида.

Фрейд признает, что никакая другая деятельность человека не связывает его с социальной реальностью так, как это делает увлечение работой. Профессиональная деятельность людей способна принести такое удовлетворение человеку, которое он не может получить в сфере сексуальных отношений: это возможно в том случае, когда профессиональная деятельность свободно выбирается человеком. Но в современном обществе, констатирует Фрейд, большинство людей работают только по необходимости и, следовательно, не получают от работы никакого удовлетворения, за исключением денежного вознаграждения.

Поскольку человек не существует изолированно от других людей, в его психической жизни всегда присутствует «другой», с которым он вступает в контакт, постольку и психология личности в понимании основателя психоанализа является одновременно и социальной психологией. Отсюда его вывод, что психоаналитический метод может быть использован не только при изучении индивидуально-личностных, но и культурно-социальных проблем, то есть этот метод неоправданно возводится им в ранг универсального.

Рассматривая с психоаналитических позиций исторический процесс культурных и социальных образований, Фрейд прибегает ж научно не обоснованным обобщениям: антагонизмы между индивидом и обществом, которые наблюдались им в буржуазной культуре, он считает неотъемлемой частью всей человеческой цивилизации. Неправомерность перенесения закономерностей развития буржуазного общества на другие общественные системы тем более очевидна, что анализ Фрейда в данном случае ограничивался выявлением лишь тех «культурных и социальных лишений», которые налагались буржуазным обществом на человека, вызывая у него душевные переживания и травмы.

Человек представляется Фрейду отнюдь не мягкосердечным, любящим существом: среди его инстинктивных влечений имеется врожденная склонность к разрушению и необузданная страсть к истязанию самого себя и других людей. Именно в силу этих внутрипсихических качеств человека культура и цивилизация постоянно находятся под угрозой уничтожения.

Этот вывод Фрейда во многом основывался на эмпирических наблюдениях, связанных с первой мировой войной, а также своих личностных размышлениях, вызванных смертью близких ему людей.

Потрясенный человеческой жестокостью и трагической развязкой любой жизненной судьбы человека, он безоговорочно включает в свое психоаналитическое учение понятия об агрессивности человеческого существа и присущем ему «инстинкте смерти». Развитие культуры рассматривается с этого времени Фрейдом с точки зрения обуздания агрессивных наклонностей человека и непрерывно протекающей борьбы между «инстинктом жизни» и «инстинктом смерти». Достижения культуры призваны, как он полагает, способствовать приглушению агрессивных человеческих инстинктов. В тех случаях, когда культуре это удается, агрессия может стать частью внутреннего мира человека, что с неизбежностью ведет к неврозам. Поскольку культура является достоянием не одного человека, а массы людей, то возникает проблема «коллективных неврозов». В этой связи Фрейд ставит вопрос: не являются ли некоторые культурные эпохи «невротическими» и не становится ли человечество под влиянием современных культурных и социальных ограничений «невротическим»? Говоря о психоанализе «социального невроза» как допустимом средстве лечения социальных болезней общества, Фрейд тем не менее оставил свой вопрос без ответа. Он лишь проводит аналогию между развитием культуры и развитием отдельного индивида, между природой социального и индивидуального невроза, высказывая надежду, что, быть может, когда-нибудь представится возможность изучения патологии культуры [5, 169].

 

 

З. Фрейд утверждал, что наше исследование о счастье пока дало нам мало такого, что не было бы общеизвестным. Даже если мы продолжим исследование, поставив вопрос, почему людям так трудно стать счастливыми, то, кажется, от этого шансы на получение чего-то нового не слишком увеличатся. Мы уже ответили на этот вопрос указанием на три источника, из которых проистекают наши страдания: превосходящие силы природы, бренность нашего собственного тела и недостатки установлении, регулирующих наши отношения друг с другом в семье, в государстве и в обществе. Что касается первых двух, то тут при вынесении суждения нет оснований для больших колебаний: мы должны признать эти источники страданий и подчиниться неизбежному. Мы никогда не можем достичь полного господства над природой, наш организм — сам часть этой природы — всегда останется структурой бренной и ограниченной в своих возможностях приспособления и деятельности. Из этой констатации отнюдь не проистекают обескураживающие последствия, наоборот, она дает указание для направления нашей деятельности. Тысячелетний опыт нас убедил, что если и не все, то хотя бы некоторые страдания мы можем устранить, а другие смягчить. Иначе мы относимся к третьему, социальному источнику наших страданий. Его мы вообще оставляем без внимания; мы не в состоянии понять, почему нами самими созданные установления не должны были бы стать для всех нас скорее защитой и благом. Однако, если мы обратим внимание на то, как плохо нам удалось создать себе как раз защиту от этих страданий, то возникает подозрение: а не скрывается ли и здесь какая-то часть непобедимых сил природы, в данном случае наши собственные психические свойства [3, 105].

Фрейд отмечал, что когда мы начинаем рассматривать эту возможность, мы наталкиваемся на одно утверждение, столь поразительное, что нам стоит на нем остановиться. Это утверждение гласит, что большую долю вины за наши несчастья несет так называемая культура: мы были бы гораздо счастливее, если бы от нее отказались и восстановили первобытные условия. Я нахожу это утверждение поразительным, так как, что бы мы ни подразумевали под понятием культуры, несомненно одно: все то, чем мы пытаемся защищаться от грозящих нам источников страдания, принадлежит именно этой культуре.

Согласно З. Фрейду, какими путями столь многие люди пришли к этой точке зрения, к этой странной враждебности по отношению к культуре? Я полагаю, что давно существующее глубокое недовольство соответствующим состоянием культуры создало почву, на которой затем в определенных исторических условиях возникли поводы для ее осуждения. Мне кажется, что я могу установить последний и предпоследний из этих поводов; я не обладаю достаточной эрудицией, чтобы развернуть эту цепь достаточно далеко в глубь истории человеческого рода. Подобный фактор враждебности к культуре должен был играть роль уже при победе христианства над языческими религиями. Он был близок к обесценению земной жизни, последовавшему в результате христианского учения. Предпоследний повод появился, когда развитие исследовательских экспедиций привело нас в соприкосновение с примитивными народами и племенами. Из-за недостаточного наблюдения за их нравами и обычаями и неправильного их понимания многим европейцам показалось, что эти люди ведут простой, непритязательный и счастливый образ жизни, недостижимый для культурно превосходящих их посетителей.

Дальнейший опыт внес поправки в некоторые суждения такого рода; во многих случаях известная доля жизненного облегчения была ошибочно приписана отсутствию западных требований культуры, в то время как это объяснялось великодушием богатой природы и легкостью удовлетворения насущных потребностей. Последний повод нам хорошо известен, он появился после ознакомления с механизмами неврозов, грозящих отнять у цивилизованного человека и то маленькое счастье, которое он имеет. Было обнаружено, что человек становится невротиком, потому что он не может вынести суммы ограничений, налагаемых на него обществом, преследующим свои культурные идеалы; из этого было сделано заключение, что можно было бы вернуть потерянные возможности счастья, если бы эти ограничения были сняты или значительно понижены.

К этому следует присовокупить еще один момент разочарования. В течение жизни последних поколений люди достигли необычайного прогресса в области естественных наук и их технического применения, человеческое господство над природой утвердилось так, как раньше трудно было себе и вообразить. Отдельные подробности этого прогресса общеизвестны, и едва ли стоит их перечислять. Люди гордятся своими достижениями и имеют на это право. Но им показалось, что все это недавно достигнутое господство над пространством и временем, это подчинение себе сил природы, исполнение чаяний тысячелетней давности не увеличили меру удовлетворения жажды наслаждения, ожидавшуюся ими от жизни, и не сделали их, по их ощущению, более счастливыми. При такой констатации следовало бы удовлетвориться выводом, что власть над природой не является единственным условием человеческого счастья, так же как она не является и единственной целью культурных устремлений, а не приходить к заключению о бесполезности техники для баланса счастья. Но ведь можно было бы и возразить: а разве не является положительным достижением для наслаждения, несомненным выигрышем для нашего ощущения счастья то, что я имею возможность сколь часто мне угодно слышать голос моего ребенка, находящегося от меня на расстоянии сотен километров, или что я через кратчайший срок по приезде друга могу узнать, что он благополучно перенес длинное и утомительное путешествие? Разве не имеет никакого значения, что медицине удалось так необычайно сильно уменьшить смертность малолетних детей и опасность инфекции женщин при родах и что вообще средняя продолжительность жизни цивилизованного человека возросла на значительное количество лет? К перечню этих благ, которыми мы обязаны столь осуждаемой эпохе научного и технического прогресса, можно было бы еще многое добавить, но тут мы опять услышим голос пессимистически настроенного критика, напоминающего нам, что большинство из этих удовлетворении происходит по образцу «дешевых удовольствий», восхваляемых в известном анекдоте. Такое удовольствие можно себе доставить, выпрастывая в лютую зиму ногу из-под одеяла и пряча ее затем обратно. Ведь если бы не было железных дорог, преодолевающих расстояния, ребенок никогда не покидал бы родного города и мы тогда не нуждались бы в телефоне, чтобы услышать его голос. Если бы не было открыто пароходное сообщение через океан, то соответствующего морского путешествия не предпринял бы мой друг, а я не нуждался бы в телеграфе, чтобы получить от него успокоительное сообщение. Какая нам польза в уменьшении детской смертности, если именно это принуждает нас к крайнему воздержанию в деторождении, так что теперь мы в общей сложности не взращиваем большего числа детей, чем во времена до господства гигиены, обременив при этом нашу сексуальную жизнь в браке тяжкими условиями и действуя, возможно, наперекор благодетельным законам естественного отбора? А к чему, наконец, нам долгая жизнь, если она так тяжела, так бедна радостями и полна страданиями, что мы готовы приветствовать смерть как освободительницу?

Поэтому можно, пожалуй, утверждать, что в нашей современной культуре мы чувствуем себя плохо, хотя очень трудно вынести суждение по поводу того, чувствовали ли себя счастливее, и насколько, люди прежних времен и какую роль при этом играли условия их культуры. Мы всегда будем склонны рассматривать несчастье объективно, т.е. переносить себя, с нашими требованиями и восприимчивостью, в соответствующие условия, чтобы проверить, какие могли быть там найдены мотивы для наших ощущений счастья или несчастья. Этот способ рассуждения кажется объективным, так как он предполагает абстрагирование от колебаний в субъективной восприимчивости, на самом же деле этот способ .самый субъективный, так как он применим только путем подмены иной и неизвестной душевной позиции позицией своей собственной. Но ведь счастье есть нечто сугубо субъективное. Нас сколько угодно может ужасать определенная обстановка, в которой находились древние рабы на галерах, крестьяне во время Тридцатилетней войны, жертвы священной инквизиции, еврей в ожидании погрома, но мы не можем вжиться в душевный мир этих людей и постичь изменения, происшедшие в их восприимчивости по отношению к ощущениям наслаждения и неприятностей, вследствие прирожденной нечувствительности, постепенного отупения, потери надежд, грубых или мягких форм дурмана. В случае самых тяжелых испытаний вступают в строй определенные душевные защитные механизмы; Мне кажется бесплодным дальнейшее исследование этой стороны проблемы.

Фрейд отмечал, что сейчас своевременно заняться сущностью той культуры, чья ценность, как источника счастья, была подвергнута сомнению. Не будем стремиться найти формулу, определяющую эту сущность в нескольких словах, прежде чем мы чего-то не узнаем из нашего исследования. Поэтому ограничимся повторением, что термин «культура» обозначает всю сумму достижений и установлении, отличающих нашу жизнь от жизни наших предков из животного мира и служащих двум целям: защите человека от природы и урегулированию отношений между людьми. Для лучшего понимания рассмотрим подробно характерные черты культуры, какими они себя проявляют в человеческих коллективах. При этом без опасений позволим себе руководствоваться обычным словоупотреблением или, как говорится, будем следовать чувству языка в расчете на то, что таким образом мы сможем учесть внутреннее содержание, еще противящееся выражению в абстрактных терминах [4, 111].

 

 

Собственно говоря, Фрейд всегда мечтал иметь «в качестве пациента весь род людской», и исследование истории развития человечества подводило его к этому. Однако истинные причины и пути устранения «социальных неврозов» Фрейд не сумел выявить.

Основной и в то же время роковой проблемой человечества Фрейд считал установление целесообразного равновесия между бессознательными влечениями человека и моральными требованиями культуры, между психической организацией личности и социальной организацией общества. В последние годы жизни он ставит под сомнение многие завоевания цивилизации, считая невозможным предугадать, достижимо ли такое равновесие или конфликт между данными установлениями остается в принципе неустранимым.

Высоко оценивая достижения человечества в его господстве над природой, основатель психоанализа видит и другую сторону исторического прогресса: «Люди располагают такой властью в своем господстве над силами природы, что, пользуясь ею, легко могут уничтожить друг друга вплоть до последнего человека. Они это знают — отсюда возникает значительная доля их теперешнего беспокойства, их уныния, их мрачного предчувствия».

 

 

 

  1. Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие.- М.: Гардарика, 1998.
  2. Радугин А.А. Культурология. М.: ИНФРА-М, 2003.
  3. Философия / Под ред. С.М. Яшкина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.
  4. Фрейд 3. Либидо. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1996.
  5. Фрейд З. Психоанализ. М.: Психология, 2003. 

Источник: znakka4estva.ru


Categories: Философия

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.