ЭПИКУР; Epi­ku­ros, 341—271 гг. до н. э., гре­че­ский фило­соф. Сын Нео­к­ла и Хари­стра­ты, афи­ня­нин из окру­га Гар­гет. Родил­ся на ост­ро­ве Самос, где его отец посе­лил­ся как один из двух тысяч афин­ских коло­ни­стов, послан­ных туда в 352—351 гг. до н. э. Инте­рес к фило­со­фии он про­явил очень рано: четыр­на­дца­ти­лет­ним маль­чи­ком он обра­тил­ся к учи­те­лю, чтобы тот ему объ­яс­нил, откуда взял­ся Хаос, кото­рый, по Геси­о­ду, есть отец все­го. Учи­тель ото­слал его к фило­со­фам. В 15 лет Эпи­кур попал в мало­азий­ский город Теос, где в шко­ле Нав­си­фа­на позна­ко­мил­ся с ато­миз­мом Демо­кри­та, кото­рый позд­нее стал осно­вой его фило­соф­ской систе­мы. Через три года он оста­вил Нав­си­фа­на и поехал в Афи­ны, чтобы отбыть в каче­стве эфе­ба обя­за­тель­ную воин­скую повин­ность (323—322 гг.). В пла­то­нов­ской Ака­де­мии слу­шал Ксе­но­кра­та. В 322 г. афи­няне были при­нуж­де­ны поки­нуть Самос, что повлек­ло за собой разо­ре­ние семьи Эпи­ку­ра.


ец его подал­ся в Колон, в 322 г. туда же при­был Эпи­кур. Вна­ча­ле он зара­ба­ты­вал себе на жизнь как школь­ный учи­тель. На 32 году жиз­ни (310 г.) осно­вал соб­ст­вен­ную фило­соф­скую шко­лу в Мити­лене на Лес­бо­се, затем пере­нес ее в город Ламп­сак у Гел­лес­пон­та. К кру­гу вер­ных уче­ни­ков и дру­зей Эпи­ку­ра в этот пери­од при­над­ле­жа­ли Гер­мах, Мет­ро­дор, Леон­тий, Идо­ме­ней, Колот и Поли­ен. В 306 г. Эпи­кур воз­вра­тил­ся в Афи­ны, где вбли­зи Дипи­лон­ских ворот он купил неболь­шой садик и осно­вал фило­соф­скую шко­лу, про­зван­ную Садом (Ke­pos). Она про­су­ще­ст­во­ва­ла до IV в. н. э., сохра­няя в пер­во­на­чаль­ном виде уче­ние сво­его настав­ни­ка и куль­ти­ви­руя друж­бу, чем и про­сла­ви­лась в антич­но­сти. Исход­ной точ­кой и стерж­нем фило­со­фии Эпи­ку­ра явля­ет­ся эти­ка, основ­ной зада­чей — ука­за­ние людям пути к под­лин­но счаст­ли­вой жиз­ни. Сча­стье Эпи­кур пони­ма­ет гедо­ни­сти­че­ски: выс­шим бла­гом явля­ет­ся удо­воль­ст­вие (he­do­ne), злом — его про­ти­во­по­лож­ность, боль. Чело­век по сво­ей при­ро­де стре­мит­ся к удо­воль­ст­вию и избе­га­ет боли: поэто­му удо­воль­ст­вие и боль пред­став­ля­ют­ся кри­те­ри­я­ми люд­ско­го выбо­ра, осно­вой эти­ки, опре­де­ля­ют чело­ве­че­ские поступ­ки. Гедо­низм Эпи­ку­ра — несмот­ря на тож­де­ст­вен­ность назва­ния — прин­ци­пи­аль­но отли­ча­ет­ся от фило­со­фии Ари­стип­па. Эпи­ку­рей­ское удо­воль­ст­вие — это преж­де все­го покой, отсут­ст­вие стра­да­ний, сво­бо­да от состо­я­ния неуве­рен­но­сти (ata­rak­sia).

о осно­вой явля­ет­ся выте­каю­щая из само­го фак­та жиз­ни есте­ствен­ная радость бытия, осно­ван­но­го на гар­мо­нич­ном дви­же­нии ато­мов в мире людей. Откло­не­ния в этом дви­же­нии порож­да­ют боль и стра­да­ние, делаю­щие невоз­мож­ным полу­че­ние дру­гих удо­воль­ст­вий, источ­ни­ком кото­рых явля­ют­ся внеш­ние сти­му­лы. Эпи­кур ввел иерар­хию удо­воль­ст­вий, он отчет­ли­во отде­лял духов­ные удо­воль­ст­вия от телес­ных, и духов­ным отда­ва­лось бес­спор­ное пред­по­чте­ние. Они более дол­го­веч­ны и зна­чи­тель­но бога­че, посколь­ку обни­ма­ют про­шлое, насто­я­щее и буду­щее. Нуж­но уметь сде­лать разум­ный выбор посреди удо­воль­ст­вий, а разум­ная мысль (fro­ne­sis) есть обя­за­тель­ное усло­вие счаст­ли­вой жиз­ни. Зна­ние осво­бож­да­ет чело­ве­ка от стра­хов и пред­рас­суд­ков, кото­рые нару­ша­ют покой и уни­что­жа­ют вся­кую радость. Источ­ни­ка­ми бес­по­кой­ства явля­ют­ся: страх перед бога­ми, боязнь смер­ти и лож­ные взгляды на доб­ро и зло. Эпи­кур оспа­ри­ва­ет их в зна­ме­ни­тых четы­рех посту­ла­тах (tet­ra­phar­ma­kon): 1) бог не стра­шен; 2) смер­ти я не ощу­щаю; 3) то, что явля­ет­ся под­лин­ным бла­гом, лег­ко дости­га­ет­ся; 4) все, что есть зло, лег­ко уни­что­жить. Боги не тако­вы, как их себе пред­став­ля­ет боль­шин­ство людей. Они счаст­ли­вы и сво­бод­ны от вол­не­ний, живя в меж­ду­ми­ри­ях (me­ta­kos­mia, лат.

­ter­mun­dia), им нет дела до людей. Они не дума­ют о людях после смер­ти, как и не насы­ла­ют кар при жиз­ни. Сле­до­ва­тель­но, неоправ­дан­ны и страх перед боже­ст­вом, и боязнь посмерт­ных мук. Нет загроб­ной жиз­ни, ибо чело­ве­че­ская душа, как и тело, скла­ды­ва­ет­ся из ато­мов, на кото­рые рас­па­да­ет­ся после смер­ти. «Смерть ничто для нас, — гово­рит Эпи­кур, — ибо покуда мы есть, нет смер­ти, а когда есть смерть — нет нас». Про­по­ве­дуя брен­ность, Эпи­кур учит людей счаст­ли­во жить. Пред­став­ля­ет­ся про­стым достиг­нуть сча­стья и удо­вле­тво­рить жела­ния и стрем­ле­ния. Эпи­кур делит их на три груп­пы: 1) есте­ствен­ные и необ­хо­ди­мые (телес­ные и духов­ные); 2) есте­ствен­ные, но не необ­хо­ди­мые и 3) мни­мые. Есте­ствен­ные и неиз­беж­ные телес­ные потреб­но­сти немно­го­чис­лен­ны, они сво­дят­ся в основ­ном к тому, чтобы не тер­петь холо­да, голо­да и жаж­ды, их удо­вле­тво­ре­ние, одна­ко, явля­ет­ся непре­мен­ным усло­ви­ем жиз­ни, а сле­до­ва­тель­но и сча­стья. Духов­ные потреб­но­сти людей тре­бу­ют боль­ших уси­лий. К ним при­над­ле­жит позна­ние всех вещей и зако­нов, управ­ля­ю­щих миром ато­мов и миром чело­ве­че­ских пере­жи­ва­ний, стрем­ле­ний и жела­ний, кото­рые с соб­ст­вен­ной точ­ки зре­ния клас­си­фи­ци­ру­ет и обузды­ва­ет эпи­ку­рей­ская фило­со­фия. Без пони­ма­ния это­го невоз­мож­но пси­хи­че­ское здо­ро­вье, а зна­чит, и счаст­ли­вая жизнь, в кото­рой сохра­ня­ет­ся есте­ствен­ный запас радо­стей, коим оде­ли­ла нас при­ро­да.

треб­но­сти есте­ствен­ные, но не необ­хо­ди­мые — это, напри­мер, любовь, мате­рин­ский и отцов­ский инстинк­ты; мни­мые потреб­но­сти — песто­ва­ние амби­ций, жаж­да богат­ства и поче­стей и т. д. Чет­вер­тое утвер­жде­ние — «то, что есть зло, лег­ко уни­что­жить» — Эпи­кур посвя­ща­ет борь­бе с болью. Боли нель­зя избе­жать, воз­мож­но и нуж­но взять над ней верх и ста­рать­ся ее смяг­чить тер­пе­ни­ем и твер­до­стью духа. Пре­тер­пе­ва­е­мые стра­да­ния не исклю­ча­ют радо­сти, а силь­ная боль длит­ся недол­го либо она уби­ва­ет чело­ве­ка. Мно­го места Эпи­кур отвел в сво­их сочи­не­ни­ях друж­бе, кото­рая все­гда куль­ти­ви­ро­ва­лась в его шко­ле. Извест­ное пред­пи­са­ние «Живи один» (Lathe bio­sas) долж­но было пре­до­сте­речь эпи­ку­рей­цев от уча­стия в поли­ти­че­ской жиз­ни, обес­пе­чить спо­кой­ное суще­ст­во­ва­ние и создать наи­луч­шие усло­вия для фило­соф­ской работы. Искус­ству жить счаст­ли­во слу­жит как физи­ка, так и тео­рия позна­ния, или эпи­ку­рей­ская кано­ни­ка. Кано­ни­ка, уча ясно и пра­виль­но мыс­лить и делать пра­виль­ные выво­ды, долж­на усо­вер­шен­ст­во­вать чело­ве­че­ский разум в борь­бе с пред­рас­суд­ка­ми, долж­на помочь ему отли­чить прав­ду от лжи. Исти­ну мы позна­ем при помо­щи ощу­ще­ний. Все чело­ве­че­ские впе­чат­ле­ния и пред­став­ле­ния истин­ны.

их осно­ве мож­но путем раз­мыш­ле­ния через ана­ло­гии дой­ти до прав­ды. Ошиб­ки и заблуж­де­ния Эпи­кур при­пи­сы­ва­ет не ощу­ще­ни­ям, но суж­де­ни­ям, ибо свиде­тель­ства чувств долж­ны быть пра­виль­но интер­пре­ти­ро­ва­ны мыс­лью. Воз­мож­ность погреш­но­стей Эпи­кур объ­яс­ня­ет через заим­ст­во­ван­ную у Демо­кри­та тео­рию «подо­бий» (eido­la): от пред­ме­тов отры­ва­ют­ся их точ­ные «подо­бия», кото­рые про­ни­ка­ют в орга­ны вос­при­ни­маю­ще­го. В пути они, одна­ко, могут изме­нять­ся либо вслед­ст­вие столк­но­ве­ния с дру­ги­ми подо­би­я­ми, либо про­хо­дя через чело­ве­че­ские орга­ны вос­при­я­тия. Необ­хо­ди­мо их пра­виль­ное чте­ние и объ­яс­не­ние. Эпи­ку­рей­цы в дета­лях раз­ра­бота­ли так назы­вае­мый метод индук­тив­но­го мыш­ле­ния и опи­са­ли все его сту­пе­ни. Прин­ци­пы сво­ей физи­ки Эпи­кур пере­нял от Демо­кри­та, про­из­ведя, одна­ко, ряд суще­ст­вен­ных изме­не­ний, име­ю­щих важ­ное зна­че­ние для эти­ки. Вслед за Демо­кри­том, Эпи­кур учит, что бытие рож­да­ет­ся из небы­тия и что Все­лен­ная состо­ит из ато­мов и пустоты. Ато­мы и пустота веч­ны и неиз­мен­ны в про­ти­во­по­лож­ность сло­жен­ным из них телам. Ато­мам Эпи­кур при­пи­сы­ва­ет четы­ре свой­ства: упру­гость, фор­му, вели­чи­ну и вес, в то вре­мя как Демо­крит при­пи­сы­вал им толь­ко упру­гость, вели­чи­ну и фор­му. Вво­дя вес, Эпи­кур с его помо­щью объ­яс­нял основ­ное дви­же­ние ато­мов — паде­ние.

и­кур так­же огра­ни­чил бес­ко­неч­ность форм ато­мов шестью схе­ма­ми. Все ато­мы нахо­дят­ся в непре­рыв­ном дви­же­нии. В оди­на­ко­во подат­ли­вой пусто­те они пада­ют с оди­на­ко­вой ско­ро­стью, неза­ви­си­мо от веса. Не откло­ня­ясь от вер­ти­ка­ли, ато­мы в сво­ем паде­нии не мог­ли бы столк­нуть­ся. Чтобы объ­яс­нить, как полу­чи­лись соеди­не­ния ато­мов, дав­шие нача­ло мирам, Эпи­кур созда­ет тео­рию так назы­вае­мой парен­кли­зы. Поми­мо паде­ния по пря­мой, он при­пи­сы­ва­ет ато­мам еще один вид дви­же­ния, а имен­но спо­соб­ность к спон­тан­но­му мини­маль­но­му откло­не­нию от задан­но­го направ­ле­ния. Парен­кли­ти­че­ское откло­не­ние дей­ст­ви­тель­но очень мало, одна­ко оно име­ет огром­ное зна­че­ние как для эпи­ку­рей­ской физи­ки, так и для эти­ки. В тот момент, когда атом про­из­воль­но осво­бож­да­ет­ся на миг от неиз­беж­но­сти паде­ния, когда он в опре­де­лен­ной сте­пе­ни лома­ет пред­на­зна­чен­ные ему при­ро­дой рам­ки, в этот момент эпи­ку­рей­ская фило­со­фия пре­одоле­ва­ет детер­ми­низм Демо­кри­та. Парен­кли­за для ато­ма — это то, что созда­ет инди­виду­аль­ное дей­ст­вие, а в обла­сти эти­ки она явля­ет­ся физи­че­ской базой уче­ния о сво­бо­де воли. Эпи­кур учил, что ато­мы, кро­ме упру­го­сти, вели­чи­ны, фор­мы и веса, а так­же подвиж­но­сти, не име­ют иных свойств. Им не при­су­щи такие каче­ства, как теп­ло, холод, цвет, вкус, запах, не свой­ст­вен­ны им чув­ства и созна­ние, пред­став­ля­ю­щи­е­ся свой­ства­ми опре­де­лен­ных соеди­не­ний ато­мов и изме­ня­ю­щи­е­ся, когда изме­ня­ет­ся дан­ная струк­ту­ра.

и каче­ства не суще­ст­ву­ют объ­ек­тив­но, но явля­ют­ся «сим­во­ла­ми» объ­ек­тив­ных струк­тур ато­мов и носят харак­тер реак­ций наше­го созна­ния на внеш­ние раз­дра­жи­те­ли. Чело­ве­че­ская душа так­же мате­ри­аль­на и, подоб­но все­му телу, пред­став­ля­ет соеди­не­ние ато­мов. Ато­мы души круг­лые, глад­кие, малень­кие и подвиж­ные, соб­ст­вен­ны­ми уси­ли­я­ми они не могут создать соеди­не­ния. Сле­до­ва­тель­но, душа не может суще­ст­во­вать без тела, кото­рое слу­жит ей защи­той. Она поги­ба­ет в момент смер­ти, посколь­ку рас­сы­па­ет­ся соеди­не­ние ато­мов и нару­ша­ет­ся соот­вет­ст­вие их дви­же­ния. Эпи­кур твор­че­ски раз­вил эти­че­скую тео­рию Демо­кри­та так же, как он обо­га­тил его физи­ку. Гедо­низм Эпи­ку­ра сыг­рал в исто­рии фило­со­фии выдаю­щу­ю­ся роль, ато­ми­сти­че­ская физи­ка ста­ла важ­ной вехой на пути раз­ви­тия мате­ри­а­лиз­ма. В кн. X Жиз­ни фило­со­фов Дио­ген Лаэрт­ский сохра­нил для нас 3 пись­ма Эпи­ку­ра: к Геро­до­ту (изло­же­ние физи­ки), к Мене­кею[1] (опи­са­ние эти­ки) и Глав­ные мыс­ли (Ky­riai dok­sai). Сверх это­го мы име­ем 81 эпи­ку­рей­ское изре­че­ние — так назы­вае­мые Gno­mo­lo­gium Va­ti­ca­num, а так­же мно­го­чис­лен­ные фраг­мен­ты из дру­гих про­из­веде­ний, осо­бен­но из сочи­не­ния О при­ро­де (Pe­ri phy­seos) в гер­ку­ла­нум­ских папи­ру­сах.

Источник: ancientrome.ru

Биография


Его родители, Неокльз и Чэерестрэйт, и рожденный афинянином, и его отец гражданин, эмигрировали к афинскому урегулированию на Эгейском острове Самос приблизительно за десять лет до рождения Эпикура в феврале 341 до н.э. Как мальчик, он изучил философию в течение четырех лет при платонистском учителе Пэмфилусе. В возрасте восемнадцати лет он поехал в Афины для его двухлетнего срока военной службы. Драматург Менандр служил в том же самом классе возраста ephebes как Эпикур.

После смерти Александра Великого Пердиккас выслал афинских поселенцев на Самосе к Выходным данным на побережье того, что является теперь Турцией. После завершения его военной службы Эпикур присоединился к своей семье там. Он учился под Nausiphanes, который следовал за обучением Демокрита. В 311/310 до н.э Эпикур преподавал в Митилини, но вызвал борьбу и был вынужден уехать. Он тогда основал школу в Lampsacus прежде, чем возвратиться в Афины в 306 до н.э, где он остался до своей смерти. Там он основал Сад (), школа, названная по имени сада, которым он владел, который служил местом для собраний школы, о на полпути между местоположениями двух других школ философии, Портика и Академии.

Даже при том, что многое из его обучения было в большой степени под влиянием более ранних мыслителей, особенно Демокритом, он не согласился значительным способом с Демокритом на детерминизме. Эпикур часто отрицал бы это влияние, осуждал бы других философов, как перепутано и утверждал бы, что «самопреподавался».


Эпикур никогда не женился и не имел никаких известных детей. Он был главным образом вероятен вегетарианец. Он страдал от почечных камней, которым он наконец уступил в 270 до н.э в возрасте семидесяти двух лет, и несмотря на длительную включенную боль, он написал Идоменею:

Школа

У

школы Эпикура, которая базировалась в саду его дома и таким образом назвала «Сад», было маленькое, но посвященное следующее в его целой жизни. Основными участниками был Hermarchus, финансист Идоменей, Leonteus и его жена Зэмиста, сатирик Колоутс, математик Польяенус из Lampsacus, Leontion, и Metrodorus Lampsacus, самого известного популяризатора Epicureanism. Его школа была первой из древнегреческих философских школ, чтобы допустить женщин как правило, а не исключение. Надпись на воротах к Саду зарегистрирована Сенекой в послании XXI из объявления моралей Epistulae Lucilium:

Эпикур подчеркнул дружбу как важный компонент счастья, и школа напомнила во многих отношениях сообщество друзей, живущих вместе. Однако он также установил иерархическую систему уровней среди его последователей и сделал, чтобы они дали клятву на его основных принципах.

Обучение

Воображение науки и этики

Эпикур — ключевая фигура в развитии науки и научной методологии из-за его настойчивости, что ничему нельзя верить, за исключением того, что, который был проверен посредством непосредственного наблюдения и логического вычитания.


был ключевой фигурой в Осевом Возрасте, периоде от 800 до н.э к 200 до н.э, во время которого, согласно Карлу Джасперам, подобные взгляды появились в Китае, Индии, Иране, Ближнем Востоке и Древней Греции. Его заявление Этики Взаимности как фонд этики является самым ранним в Древней Греции, и он отличается от формулировки утилитаризма Заводом Джереми Бентэма и Джона Стюарта, подчеркивая минимизацию вреда себе и другим как способ максимизировать счастье.

Обучение Эпикура представляло отъезд от других крупных греческих мыслителей его периода, и прежде, но было, тем не менее, основано на многих из тех же самых принципов как Демокрит. Как Демокрит, он был атомщиком, полагая, что фундаментальные элементы мира были неделимыми небольшими частями вопроса (атомы; греческий язык:  atomos, «неделимый&#187) летящий через пустое место (греческий язык:  kenon). Все, что происходит, является результатом столкновения атомов, рикошета и становления, запутанного друг с другом, без цели или плана позади их движений. (Сравните это с современным исследованием физики элементарных частиц.) Его теория отличается от более раннего атомизма Демокрита, потому что он признает, что атомы не всегда следуют за прямыми линиями, но их направление движения может иногда показывать «отклонение» (греческий язык:  parenklisis; латынь: clinamen). Это позволило ему избегать детерминизма, неявного в более раннем атомизме и подтверждать добрую волю.

Он регулярно допускал женщин и рабов в его школу и был одним из первых греков, которые сломаются от богобоязненной и поклоняющейся богу распространенной традиции в то время, даже подтверждая, что религиозные действия полезны как способ рассмотреть богов и использовать их в качестве примера приятной жизни. Эпикур участвовал в действиях традиционной греческой религии, но учил, что нужно избежать держать ложные мнения о богах. Боги бессмертны и счастливы и мужчины, которые приписывают любые дополнительные качества, которые чужды бессмертию, и счастье, согласно Эпикуру, нечестивому. Боги не наказывают плохое и вознаграждают пользу, как обыкновенный человек полагает. Мнение толпы, Эпикур требует, что боги «посылают большое зло в злые и большие благословения к справедливому, кто моделирует себя после богов», тогда как Эпикур полагает, что боги, в действительности, не интересуются вообще людьми.

Удовольствие как отсутствие страдания

Философия Эпикура основана на теории, что вся польза и плохой происходит из сенсаций того, что он определил как удовольствие и боль: То, что хорошо, — то, что является радостным, и что плохо, то, что является болезненным. Его идеи удовольствия и боли были в конечном счете, для Эпикура, основания для морального различия между добром и злом. Если боль предпочтена удовольствию в некоторых случаях, это — только потому, что это приводит к большему удовольствию. Хотя Эпикур обычно неправильно понимался, чтобы защитить необузданное преследование удовольствия, его обучение было больше о борьбе за отсутствие боли и страдания, и физический и умственный, и государство насыщения и спокойствия, которое было свободно от страха перед смертью и возмездия богов. Эпикур утверждал, что, когда мы не страдаем от боли, мы больше не нуждаемся в удовольствии, и мы входим в государство невозмутимости, «спокойствие души» или «невозмутимости».

Обучение Эпикура было введено в медицинскую философию и практику Эпикурейским доктором Асклепиэдесом из Bithynia, который был первым врачом, который ввел греческую медицину в Риме. Асклепиэдес ввел дружественное, сочувствующее, приятное и безболезненное обращение с пациентами. Он защитил гуманное обращение расстройств психики, освободил безумных людей от заключения и рассматривал их с естественной терапией, такой как диета и массажи. Его обучение удивительно современно, поэтому Асклепиэдес, как полагают, является первым врачом в психотерапии, физиотерапии и молекулярной медицине.

Эпикур явно предупредил относительно баловства, потому что оно часто приводит к боли. Например, Эпикур предупредил относительно преследования любви слишком пылко. Он защитил дружбу как крепостные валы для удовольствия и отказал им в любой врожденной ценности. Он также полагал, вопреки Аристотелю, что смерти нельзя было бояться. Когда человек умирает, он не чувствует боли смерти, потому что он больше не и поэтому ничего не чувствует. Поэтому, как Эпикур классно сказал, «смерть — ничто нам». Когда мы существуем, смерть не; и когда смерть существует, мы не. Все концы сенсации и сознания со смертью и поэтому в смерти нет ни удовольствия, ни боли. Страх перед смертью является результатом веры что в смерти, есть осведомленность.

Из этой доктрины возник Эпикурейская эпитафия: Не fui, fui, не суммируют, не curo («Я не был; я был; я не; я не забочусь&#187), который надписан на могильных камнях его последователей и замечен на многих древних могильных камнях Римской империи. Эта цитата часто используется сегодня на гуманных похоронах.

Как этическая директива, Эпикур подчеркнул вред уменьшения и увеличение счастья себя и других:

Эпикурейский парадокс

«Эпикурейский парадокс» является версией проблемы зла. Это — trilemma аргумент (Бог всемогущий, Бог хорош, но Злой существует); или более обычно рассматриваемый как эта цитата:

Этот аргумент был типом, одобренным древнегреческими скептиками, и, возможно, был неправильно приписан Эпикуру Lactantius, который, с его христианской точки зрения, расценил Эпикура как атеиста. Было предложено, чтобы это могла фактически быть работа раннего автора скептика, возможно Carneades Согласно Райнхольду Ф. Глаю, точно аргумент теодицеи из академического источника, который не является только не Эпикурейцем, но и даже антиэпикурейцем. Самая ранняя существующая версия этого trilemma появляется в письмах скептика Секстуса Эмпирикуса (160–210 н. э.).

Эпикур не отрицал существование богов. Он вместо этого заявил, что, каковы боги там могут быть, не интересуйтесь нами, и таким образом, что они не стремились бы наказать нас или в этом или в любой другой жизни.

Эпистемология

Эпикур подчеркнул чувства в своей эпистемологии и своем Принципе Многократных Объяснений («если несколько теорий совместимы с наблюдаемыми данными, сохраняют их всех&#187), ранний вклад в философию науки.

Политика

В отличие от стоиков, Эпикурейцы проявили мало интереса к участию в политике дня, начиная с выполнения так ведет, чтобы обеспокоиться. Он вместо этого защитил уединение. Этот принцип воплощен токарным станком фразы biōsas , означая «живой в мраке», «проходят через жизнь, не привлекая внимание себе», т.е., живой, не преследуя славу или богатство или власть, но анонимно, обладая небольшими вещами как еда, компания друзей, и т.д. Плутарх, разработанный эту тему в его эссе, Является Говорящим, «Живым в Мраке» Право? (recte изречение сидят latenter esse vivendum), 1128c; cf. Флавиус Филострэтус, Вита Аполлоний 8.28.12.

Наследство

Элементы Эпикурейской философии резонировали и повторно появились в различных разнообразных мыслителях и движениях всюду по Западной интеллектуальной истории.

Атомные стихи (такие как 'Все Вещи Управляются Атомами&#39) и естественная философия Маргарет Кавендиш были под влиянием Эпикура.

Его акцент на уменьшение вреда и увеличение счастья в его формулировке Этики Взаимности был позже взят демократическими мыслителями Французской революции и другими, как Джон Локк, который написал, что люди имели право на «жизнь, свободу и собственность». Локку собственное тело было частью их собственности, и таким образом право на собственность теоретически гарантирует безопасность для их личностей, а также их имущества.

Эта триада, а также эгалитаризм Эпикура, была продвинута в американское движение свободы и Декларацию независимости, американским отцом-основателем, Томасом Джефферсоном, поскольку «все мужчины созданы равные» и обеспечены определенными «неотъемлемыми правами», такими как «жизнь, свобода и преследование счастья». Джефферсон считал себя Эпикурейцем.

В Запросе Относительно Человеческого Понимания Дэвид Хьюм использует Эпикура в качестве характера для объяснения невозможности нашего знающего Бога быть немного больше или лучше, чем его создание доказывает его, чтобы быть.

Докторский тезис Карла Маркса был на «Различии Между Democritean и Epicurean Philosophy Природы». http://www

.marxists.org/archive/marx/works/1841/dr-theses/index.htm

Эпикур был первым, чтобы утверждать человеческую свободу как прибывающий из фундаментального indeterminism в движении атомов. Это принудило некоторых философов думать, что для доброй воли Эпикура был вызван непосредственно случайно. В его По Природе вещей (De запускают повторно природу), Лукреций, кажется, предлагает это в самом известном проходе на положении Эпикура. Но в его Письме в Menoeceus, Эпикур следует за Аристотелем и ясно определяет, что три возможных причины — «некоторые вещи происходят по необходимости, другие случайно, другие через наше собственное агентство». Аристотель сказал, что некоторые вещи «зависят от нас» (eph запинающийся). Эпикур согласился и сказал, что это к этим последним вещам, которые хвалят и обвиняют, естественно свойственны. Для Эпикура случайное «отклонение» (или clinamen) атомов просто победило детерминизм, чтобы оставить комнату для автономного агентства.

Эпикур был также значительным источником вдохновения и интереса и для Артура Шопенгауэра, имея особое влияние на взгляды известного пессимиста на страдание и для смерти, а также одного из преемников Шопенгауэра: Фридрих Ницше. Ницше цитирует свои сходства Эпикуру во многих его работах, включая Веселую Науку, Вне Добра и зла и его личных писем Питеру Гасту. Ницше был привлечен к, среди прочего, способность Эпикура поддержать веселую философскую перспективу перед лицом болезненных физических болезней. Ницше также пострадал от многих болезней во время его целой жизни. Однако он думал, что концепция Эпикура счастья как свобода от беспокойства была слишком пассивна и отрицательна.

Работы

Полные работы единственного выживания Эпикуром — три письма, которые должны быть найдены в книге X Жизней Диогеном Лэертиусом Выдающихся Философов и двух групп кавычек: Основные Доктрины ( ), сообщил также в книге X Диогена и ватиканских Высказываниях, сохраненных в рукописи из ватиканской Библиотеки.

Многочисленные фрагменты его тридцати семи трактатов объема По Природе были найдены среди обугленных фрагментов папируса в Вилле Папирусов в Геркулануме. Кроме того, другие Эпикурейские письма найденного в Геркулануме содержат важные цитаты из его других работ. Кроме того, многочисленные фрагменты и свидетельства найдены всюду по древнегреческой и римской литературе, коллекция которой может быть найдена в Epicurea Юзнера.

Согласно Диогену Лэертиусу, основные работы Эпикура включают:

  1. Тридцать семь трактатов на Естественной Философии
  2. На атомах и пустоте
  3. На любви
  4. Сокращение Аргументов, используемых против Естественных Философов
  5. Против доктрин Megarians
  6. Проблемы
  7. Фундаментальные суждения
  8. На выборе и предотвращении
  9. На главном хорошем
  10. На критерии (Canon)
  11. Chaeridemus, трактат на Богах
  12. На благочестии
  13. Hegesianax
  14. Четыре эссе по Жизням
  15. Эссе по просто контакту
  16. Neocles
  17. Эссе, адресованное Themista
  18. Банкет
  19. Eurylochus
  20. Эссе, адресованное Metrodorus
  21. Эссе по наблюдению
  22. Эссе по Углу в Атоме
  23. Эссе по прикосновению
  24. Эссе по судьбе
  25. Мнения о страстях
  26. Трактат, адресованный Timocrates
  27. Предзнаменования
  28. Увещевания
  29. На изображениях
  30. На восприятии
  31. Аристобул
  32. Эссе по музыке
  33. На Справедливости и других Достоинствах
  34. На подарках и благодарности
  35. Полижители Мидии
  36. Timocrates (три книги)
  37. Metrodorus (пять книг)
  38. Antidorus (две книги)
  39. Мнения о Болезнях, адресованных Mithras
  40. Callistolas
  41. Эссе по королевской власти
  42. Anaximenes
  43. Письма

Культ героя

Согласно Дискину Клею, сам Эпикур установил обычай празднования его дня рождения ежегодно с общей едой, приличествование его высоте как герой ctistes (или основание героя) Сада. Он предопределил в его завещании ежегодные мемориальные банкеты для себя в ту же самую дату (10-й из месяца Gamelion). Эпикурейские сообщества продолжали эту традицию, именуя Эпикура как их «спасителя» (soter) и празднуя его как героя. Лукреций обожествил Эпикура как главного героя его эпического стихотворения De запущенная повторно природа. Культ героя Эпикура, возможно, управлял как разнообразие Сада гражданской религией. Однако явное доказательство Эпикурейского культа героя, а также самого культа, кажется похороненным весом посмертной философской интерпретации. Веселое поведение Эпикура, поскольку он продолжил работать несмотря на смерть от болезненной каменной блокировки его мочевых путей, длящихся две недели, согласно его преемнику Хермарчусу, и сообщил своим биографом Диогеном Лэертиусом, далее увеличил его статус среди его последователей.

В литературе и популярных СМИ

Апостол Пол столкнулся с Эпикурейскими и стоическими философами, поскольку он был ministering в Афинах.

Гораций описывает себя как Epicuri de grege porcum «свинья от стада Эпикурейца» в его Посланиях.

В Песни X Кругов 6 («Где еретики лежат&#187) Ада Данте, Эпикура и его последователей подверглись критике за поддержку материалистического идеала, когда они упомянуты, чтобы быть осужденными Кругу Ереси.

Эпикур Мудрец является комиксом с двумя частями Уильяма Месснера-Лоебса и Сэма Кита, изображающего Эпикура как «единственного нормального философа», анахронично примиряя его со многими другими известными греческими философами. Это было переиздано как графический роман филиалом Wildstorm Комиксов DC.

Эпикур и Epicurism

В иудаизме Epicurians — которые не принимают участие в Olam Haba — загробная жизнь и мир, чтобы прибыть.

В Раввинской литературе термин Epikoros использован без определенной ссылки на греческого философа Эпикура, все же кажется очевидным, что термин был получен из его имени.

Очевидные гедонистические взгляды Эпикура (гедонизм, являющийся подмножеством Epicureanism) и философское обучение, хотя настроенный против Гедонистов его времени, противостояли еврейскому священному писанию, строго монотеистической концепции Бога в иудаизме и еврейской веры в загробную жизнь и мир, чтобы прибыть.

Талмудическая интерпретация — то, что арамейское слово получено из слова корня פק «ר (PKR; освещенный. распущенный), следовательно непочтительность.

Христианская цензура еврейского Талмуда после Спора Барселоны и во время испанского Расследования и римского Расследования, позвольте термину распространение в рамках еврейских классических текстов, так как цензоры Римско-католической церкви заменили условия как Мельчайшая частица («сектанты», выдуманные на христианах) с термином Epikorsim или Epicursim, имея в виду еретиков.

См. также

  • Epikoros (иудаизм)
  • Философия счастья
  • Отделение церкви от государства

Дополнительные материалы для чтения

Тексты

  • Оутс, Уитни Дж. (1940). Стоические и Эпикурейские философы, Полные Существующие Письма Эпикура, Epictetus, Лукреция и Маркуса Орилиуса. Нью-Йорк: современная Библиотека.

Исследования

  • Бэйли К. (1928). Греческие атомщики и Эпикур, Оксфорд: Clarendon Press.
  • Уильям Уоллес. Epicureanism. SPCK (1880)

Внешние ссылки

  • Общество Друзей Эпикура – Эпикурейское сообщество
  • Стоический и эпикурейский Робертом Дрю Хиксом (1910) (интернет-архив)
  • Epicurus.info – Эпикурейская Философия Онлайн: показывает классические электронные тексты и фотографии Эпикурейских экспонатов
  • Epicurus.net – Эпикур и эпикурейская философия
  • Эпикур и Лукреций – маленькая статья «П. Дионисия Муса»
  • Различие Между Democritean и Epicurean Philosophy Природы – докторский тезис Карла Маркса
  • Эпикур на доброй воле
  • Сад Эпикура – полезное резюме обучения Эпикура
  • Философия счастья (PDF)
  • Epicurea, Герман Узенер — полный текст

Портрет

  • Обсуждение, библиография, 3D модели потерянного портрета

Основные источники

  • Основные Доктрины – неопознанный перевод
  • Основные Доктрины – оригинальный грек, два английских перевода и параллельный способ
  • Ватиканские Высказывания – неопознанный перевод
  • Ватиканские Высказывания – оригинальный грек с английским переводом
  • Письмо Геродоту
  • Письмо в Pythocles
  • Письмо в Menoeceus

Источник: ru.knowledgr.com

Эпикур родился 342/341 до н. э., Самос. Дата смерти 271/270 до н. э., Афины. Древнегреческий философ, основатель эпикуреизма в Афинах («Сад Эпикура»).

От почти трехсот произведений, которые, как предполагают, написал Эпикур, сохранились только фрагменты. Среди источников знаний об этом философе — сочинение Диогена Лаэртского (Лаэрция) «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» и «О природе вещей» Лукреция Кара.

Биография
Согласно Диогену Лаэртскому, афинянин Эпикур вырос на острове Самос и с 14 (по другим сведениям, с 12) лет начал интересоваться философией. В 18 лет он приехал в Афины. Когда Пердикка (регент Македонии в 323—321 гг. до н. э.) после смерти Александра Македонского изгнал афинян с Самоса, Эпикур направился к своему отцу в Колофон (город в Ионии, Малая Азия), где прожил некоторое время и собрал вокруг себя учеников. В возрасте 32 лет он основал свою философскую школу, которая первоначально находилась в Митилене (на острове Лесбос) и Лампсаке (на азиатском берегу пролива Дарданеллы), а с 306 г. до н. э. — в Афинах. В этом городе Эпикур со своими учениками поселился в купленном им саду (отсюда наименование эпикурейцев: «философы Сада»). Над входом туда висело изречение: «Гость, тебе здесь будет хорошо. Здесь удовольствие — высшее благо». Философ скончался («от камня в почках», как пишет Диоген Лаэртский) в 271 или 270 г. до н. э.

Труды
Сохранившееся творчество Эпикура, хотя число его работ доходит почти до трехсот, сводится к трем важным письмам к друзьям, к восьмидесяти афоризмам, называемым «Главные мысли», и к нескольким дюжинам отрывков, извлеченных из его работ.

Отношения Эпикура и древних авторов
Эпикур полемизировал с Платоном.

Некоторые древние авторы упрекали Эпикура в плагиате. Например, Аристон в «Жизнеописании Эпикура» утверждает, что Эпикур списал свой «Канон» с «Треножника» Навсифана, а стоики заявляли, что Эпикур присвоил себе учение Демокрита об атомах и учение Аристиппа-киренаика о наслаждении как высшем благе. Сам же Эпикур, по некоторым свидетельствам, отзывался о названных и других философах довольно пренебрежительно, а то и презрительно.

Учение Эпикура
Свою философию Эпикур делил на три части:

каноника
физика
этика

Теория познания
Свою теорию познания Эпикур именовал «каноникой», так как в её основе лежало учение о критериях или канонах истины. Не соглашаясь с Платоном и Аристотелем, первичным и главным критерием истины он считал ощущения, в которых даётся нам жизнь. Разум же Эпикур считал полностью зависимым от ощущений. Поскольку чувственное познание, согласно Эпикуру, непогрешимо, постольку ошибки в познании или заблуждения происходят из ошибочных суждений о том, что дано в ощущениях.

В канонике Эпикура выделяют также вторичные критерии истины, такие как «предвосхищение», «претерпевание» (патхэ) и «образный бросок мысли».

«Предвосхищение» — это «памятование того, что часто являлось нам извне», «оттиск, предварением которого были ощущения» и чувственные восприятия. Предвосхищения — это понятия или общие представления, возникающие на основе чувственных восприятий из единичных представлений.

«Претерпевание» — патхэ — это скорее критерий отношения к вещам, чем критерий истины. Претерпевание — основа для моральных оценок в соответствии с этическими принципами.

Содержание же понятия «образный бросок мысли» определяется как интуиция или интеллектуальная интуиция. Согласно Эпикуру, «истинно только то, что доступно наблюдению или уловляется броском мысли», а «главным признаком совершенного и полного знания является умение быстро пользоваться бросками мысли» (епиболами).

Учение о природе («физика»)
В своём учении Эпикур стремился дать практическое руководство для жизни (этику); этому служила физика (натурфилософия), а последней — логика.

Учение Эпикура о природе, по сути дела, демокритическое учение: Вселенная представляет собой результат столкновения и разъединения атомов, помимо которых не существует ничего, кроме пустого пространства. Эпикур считал Вселенную беспредельной.

В пространстве между этими мирами («междумириях», метакосмия), бессмертные и счастливые, живут боги, не заботясь о мире и людях. Таким же образом возникают и исчезают живые существа, а также душа, которая состоит из тончайших, легчайших, наиболее круглых и подвижных атомов.

Объяснение природных явлений у Эпикура чрезвычайно близко к точке зрения физиков Нового времени. Он останавливается на происхождении таких явлений как гром, молнии, ветер, снег, радуга, землетрясение и кометы. Эпикура считают открывателем эмпирического естествознания.

Этика
Идеалом человека для Эпикура является мудрец. Познание природы не есть самоцель, оно освобождает человека от страха суеверий (мнений толпы), а также от боязни смерти. Смерть в понимании Эпикура — это отсутствие ощущений. «Смерть не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти ещё нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет», — утверждал философ.

Эпикур производил различие желаний, среди которых он обнаруживал естественные и «пустые». Среди естественных он отдельно выделяет необходимые желания. Целью всех деяний является безмятежное и блаженное состояние души. Удовольствия Эпикур считал началом и концом блаженной жизни. Однако не все желания достойны удовлетворения, поскольку за некоторыми из них могут последовать страдания. Поэтому мудрец должен быть осмотрителен.

Учение об обществе и человеке
В отличие от стоиков, Эпикур не интересовался участием в ежедневной политике, считая, что это приводит к неприятностям. К общественности (особенно государству и культу) мудрец должен относиться дружественно, но сдержанно. Эпикур проповедовал принцип «живи неприметно», считал, что нужно идти по жизни, не привлекая к себе внимания; не стремиться к славе, власти или богатству, а наслаждаться маленькими радостями жизни — вкусной едой, компанией друзей и т. д. Плутарх подробно остановился на этой теме в своём эссе «Хорошо ли изречение: Живи неприметно?»

Однако Эпикур высказал новую идею — справедливость как общественный договор, договор о том, чтобы не причинять и не терпеть вреда; и такой договор необходим, чтобы пользоваться всеми выгодами совместного проживания в упорядоченном обществе. Законы и наказания необходимы для удержания в узде глупцов, из-за которых договор может пострадать. Однако мудрецу польза договора очевидна и ввиду того, что его желания невелики, ему нет никакой нужды в нарушении законов. Законы полезные для человеческого общения и счастья справедливы, бесполезные — несправедливы. Общество, по Эпикуру, как раз возникло из договора между живущими уединённо и руководствующимися естественным правом людьми. Заключён он с целью непричинения друг другу вреда. При этом люди склонны забывать, что все законы и обычаи могут быть изменяемы, поскольку они должны служить взаимной пользе.

Что касается человеческой речи, Эпикур указывал на связь развития речи с условиями среды проживания человека. В частности, полагал, что в различных географических местностях люди под воздействием одних и тех же вещей издавали различные звуки (за счёт различного влияния среды на человеческие легкие). Таким образом первые слова, произносимые людьми, были различными, а потому стали различными и языки.

Своим появлением на свет человек обязан самому себе и своим родителям.
Человек есть результат естественного развития природы.
Боги, возможно, есть, но они никаким образом не могут вмешиваться в жизнь людей и земные дела.
Судьба человека зависит от него самого, а не от богов.
Душа человека умирает вместе с телом.
Умение хорошо жить и хорошо умереть — это одна и та же наука.
О богах
Согласно Эпикуру, бог является существом бессмертным и блаженным. Как пишет Марианна Шахнович, парадоксальность наследия Эпикура заключается в том, что «он, признанный как безбожник, не только утверждал существование богов, но и отвёл учению о богах (теологии) важное место в своей философской системе».

Эпикур отрицал провиденциализм. Он заявлял, что в том виде, в котором боги существуют, им нет дела до людей, они не имеют представления о нашем существовании, и следовательно, они не будут наказывать нас ни в этой, ни в какой-нибудь любой другой жизни.

Основные положения учения Эпикура о богах таковы:

боги существуют;
истинное знание о богах образуется за счёт предвосхищения (пролепсиса);
обывательское представление о богах ложно;
боги бессмертны и блаженны и пребывают в междумириях (интермундиях).
Шахнович пишет о «знаменитом заключении Эпикура», известном в изложении Лактанция (De ira dei 13, 19), о несовместимости представления о промысле всеблагого бога с наличием зла в мире, в связи с чем утверждает, что Эпикур отвергал теодицею.

Источник: epicurus.filosoff.org

Эпикур годы жизни
Существуют люди, с совершенно иным взглядом на мир, существенно опережающем время, в котором они живут. Такие как Леонардо Да Винчи, Никола Тесла или Альберт Эйнштейн. Этими людьми могут быть как ученые, так и представители искусства или философии. В древней Греции было множество философов, чьё видение мира выходило за рамки принятых тогда устоев, и получило подтверждение спустя сотни лет после их смерти. Одним из таких философов является Эпикур — основатель Эпикурейского философского учения.

Ранние годы и становление философа.

Эпикур — философ древней Греции, родившийся на острове Самос в 342 году до нашей эры.

Жизненный путь Эпикура не сильно богат на глобальные события.

Родился он в небогатой семье учителя словесности Неокла и его жены Херестраты. Родители его были афинскими переселенцами и принадлежали к дему (дем- афинская территориальная община). Первые годы учился под руководством одного из учеников знаменитого Платона — Памфилия. Прожив на родном острове до 18 лет, Эпикур отправляется в Афины, на церемонию подтверждения гражданства, и прошел там двухлетнюю военную службу в греческой армии.

После прохождения воинской службы, Эпикур переселяется в Колофон. Именно туда, по приказу диодха Пердикки, были переселены все афиняне с родного острова Эпикура. В Колофоне Эпикур продолжает своё обучение. Учителем его становится философ Нозифан, который знакомит юного Эпикура с учением Демокрита. Эпикур проникается идеями Демокрита, что окажет существенное влияние на его учение в будущем.

В 311 году до н. э. Эпикур становится учителем в городе Милитине, но продолжается это не долго. Буквально через год Эпикура вынуждают покинуть город из-за разногласий с властями. Эпикур долго скитается и ищет своё место в жизни. После нескольких лет переездов он возвращается назад, в практически родные для него Афины. На собранные накопления он приобретает участок земли и открывает в своём саду собственную школу, позже получившую название «Сад Эпикура».

Философия Эпикура.

Философское учение Эпикура берёт свои корни из учений прочих мыслителей-предшественников (Из-за этого его часто упрекают во вторичности). В частности очень заметно особое влияние учений Демокрита. Эпикур считал, что для достижения счастливой жизни, человеку необходимы друзья. Эпикур пропагандировал настоящий культ дружбы, и создавал крепкие дружеские узы между своими учениками. Уделяя огромное внимание взаимоотношениям с людьми, Эпикур создаёт свою теорию «взаимной пользы», которая оказывается настолько эффективной, что вскоре становится основополагающей всего этикета древней Греции. «Сад Эпикура» — первая в древней Греции школа, позволившая себе взять на обучение женщину. Это говорит о доброжелательности и дружелюбии философа, который ради дружеских отношений был готов пойти против устоявшихся традиций.

Эпикур был ярым приверженцем теории атомов. Философ был абсолютно уверен, что мир состоит из огромного количества маленьких, невидимых частиц. Эпикур считал, что всё происходящее в мире, является следствием взаимодействия атомов между собой. Атомы сталкиваются и сливаются, делятся и отталкиваются, при этом действуя хаотически, не имея абсолютно никакой закономерности. И именно их отклонения от траектории движения Эпикур и считал доказательством свободы воли человека. Эпикур не игнорировал религиозную жизнь общества, однако его взгляды существенно отличались от традиционных аспектов веры древней Греции. Философ считал, что вера в Богов необходима людям. Теологические размышления способствуют созданию более возвышенного общества и задают образец счастливой жизни — чему, в сущности, и было посвящено его учение.

По существовавшей в то время концепции веры, народ считал что Боги награждают праведников и наказывают грешников. Эпикур опровергал данное утверждение, считая что Богам вообще нет дела до людей. Философ считал, что всё происходящее с людьми не Божественная воля, а причина и следствие двух крайностей — боли и удовольствия. Боль — это плохо и в противовес ей идёт удовольствие. И не всегда боль ведет к плачевным результатам, ибо иногда через прохождение боли можно познать блаженство.
Теория о поиске блаженства через боль была неверно истолкована людьми. Эпикур не призывал причинять себе боль в надежде на высшую степень удовольствия после. Суть учения философа заключалась в том, что избавляясь от боли, человеку становится хорошо, именно это Эпикур считал блаженством. Без боли нет и блаженства, как нету тени без солнца. Поэтому избавившись от неё можно получить наивысшее душевное равновесие. Развивая эту теорию, философ утверждал, что человеку нужно избегать излишеств в любых жизненных проявлениях. Это относилось даже к любви. Философ уделял особое внимание дружбе, и считал что дружба это то, что способно привести к счастью.

Эпикур имел особое отношение к смерти. По его мнению, после смерти человек перестаёт испытывать какие либо чувства и не сможет испытать боли равно как и блаженства, поэтому бояться её не стоит.

Смерть философа наступила в 270 году до н. э., в возрасте 72 лет. Причиной смерти стала мочекаменная болезнь, с которой философ боролся много лет.

Известно не менее чем о 300 трудах Эпикура, однако большая часть была утеряна. Наиболее значимыми из сохранившихся записей считают труды «О природе», «Об атомах и пустоте», «Краткие возражения против физиков», «О критерии, или Канон», «Об образе жизни» и «О конечной цели».

Известно, что в утерянных записях Эпикур рассуждал и поднимал вопросы о музыке, искусстве в целом и справедливости в мире.
Эпикурийское учение было одним из популярнейших философских учений древней Греции, и влияние его простёрлось на многие сотни лет. Многие ученые, политики и мыслители разных эпох вдохновлялись работами Эпикура. Это четко прослеживается в работах таких философов как Альфред Шопенгауэр и Фридрих Ницше. Карл Маркс получил докторскую степень, разбирая разницу теорий Демокрита и Эпикура. Даже в Декларации независимости США прослеживается влияние античного философа.

Источник: www.istmira.com

Детство и жизненный путь

Эпикур родился в 341 г. до н.э. в семье Неокла и Херестраты. За несколько лет до рождения мальчика его отец перебирается в афинское поселение на острове Самос в Эгейском море. Там Эпикур и воспитывается. На протяжении четырёх лет он изучает философию под руководством Памфилия, последователя учения Платона. Уже после этого, в возрасте восемнадцати лет, Эпикур отправляется в Афины, где два года будет проходить воинскую службу. После смерти Александра Великого его преемник Пердикка переселяет афинян с острова Самос в город Колофон, расположенный на территории современной Турции. Туда Эпикур и отправляется после прохождения службы. Он учится у Нозифана, открывшего ему учения Демокрита. Между 311 и 310 г.г. до н.э. Эпикур учительствует в Митилине, однако после возникновения некоторых разногласий с местными властями покидает этот город. Оттуда он отправляется в Лампсак, где основывает собственную школу. В 306 г. до н.э. Эпикур возвращается в Афины, где и пробудет до самой своей смерти в 270 г. до н.э. В этом городе философ приобретает земельный надел, где основывает школу, получившую название «Сад Эпикура».

Название это было дано школе потому, что занятия проходили в саду, располагавшемся у дома философа. Самыми первыми учениками его стали Гермарх, Идоменей, Леонтей и его жена Темиста, автор сатирических философских трудов Колот, Полиэн из Лампсака и Метродор из Лампсака. «Сад Эпикура» стал первой греческой школой, допустившей к обучению женщину. Эпикур всегда провозглашал дружбу очень важным элементом на пути к счастливой жизни, а потому его школа всячески способствовала образованию дружеских компаний. Несмотря на то, что на формирование философии школы оказали влияние учения его предшественников, и Демокрита в частности, позднее Эпикур отречётся от них. Из всех письменных источников до наших дней дошло лишь три письма, вошедших в X том «Жизней выдающихся философов» Диогена Лаэртского. Здесь же мы находим два цикла цитат, известных под названием «Принципиальные доктрины» Эпикура. Некоторые фрагменты этого труда, некогда состоявшего из XXXVII томов и носящего название «Трактат о природе», были найдены на Вилле Папирусов в Геркулануме.

Учение Эпикура

Эпикур сыграл значительную роль в развитии науки и научных методов, призывая основывать выводы на непосредственном наблюдении и дедуктивных умозаключениях. Его представления во многом предвосхищают важнейшие научные теории нашего времени. Учения Эпикура и его эгалитарные взгляды сделали его видной фигурой Осевого времени, длившегося с 800 по 200 г.г. до н.э. Именно Эпикур, своей теорией «взаимной пользы», закладывает основы древнегреческой концепции этики как таковой. Учения его берут истоки из различных теорий древнегреческих мыслителей, однако в большей мере пересекаются с принципами учений Демокрита. Как и Демокрит, Эпикур является атомистом и твёрдо верит в то, что мир состоит из невидимых материальных частиц, перемещающихся в пространстве. Согласно его учению, всё, происходящее в мире, случается благодаря столкновению, взаимному отталкиванию и взаимодействию атомов, действия которых не имеют под собой ни закономерностей, ни целей. Теория атомизма Эпикура расходилась с ранней теорией Демокрита, утверждая, что атомы не всегда двигаются по прямой, но часто самопроизвольно отклоняются от собственной траектории. Это утверждение служило веским доказательством существования свободы воли. Эпикур первым поборол страх перед богами и нарушил существовавшие традиции поклонения им. К тому же, он активно принимал участие в религиозной жизни общества.

Согласно учениям Эпикура, религиозная деятельность является неотъемлемым элементом размышлений о Боге, задавая образец счастливой жизни. Он отрицал общепринятое утверждение, что Бог карает злых и вознаграждает добрых. Напротив, по убеждению Эпикура, Богу вовсе нет дела до человеческих существ. Философ провозглашает, что всё хорошее, что происходит с людьми, берёт своё начало из удовольствия либо боли. Всё, что причиняет боль – плохо, равно как и всё, что приносит удовольствие – хорошо. Его учение также гласит, что есть случаи, когда боль, предпочтённая удовольствию, впоследствии приводит к блаженству. Его призывы всеми силами искать блаженства многими были поняты превратно, однако истинный смысл этих слов состоит в том, что, избавившись от боли, человек освобождается от страха и кары небесной. Из этого Эпикур выводит, что, не чувствуя боли, человек больше не нуждается в удовольствии, а потому достигает наивысшего душевного спокойствия. Он настоятельно предостерегает от излишеств, поскольку они неизменно ведут к боли. Закон этот применим ко всему, и к любви в том числе. Самым верным путём к счастью Эпикур называет дружбу. Он также опровергает страх перед смертью, утверждая, что «смерть для нас – ничто». Философ развивает эту мысль, добавляя, что всякое чувство, сознание и ощущение со смертью исчезает, после чего не остаётся ни боли, ни удовольствий.

Смерть

Эпикур страдал от мочекаменной болезни, которая в 270 г. до н.э. одерживает над ним верх, приводя к смерти. Философ умер в возрасте 72 лет. За свою жизнь он никогда не женился, а потому наследников после себя не оставил.

Наследие философа

Множество мыслителей и идеологических движений на протяжении всей истории западной философской мысли брали за основы теории эпикурейского учения. Её влияние чётко прослеживается в атомистических поэмах – как, например, «Всем в мире правит атом», – а также в натуральной философии Маргарет Кавендиш. В период Французской революции теорию «взаимной пользы» Эпикура возьмут на вооружение идеологи государственного переворота. Его эгалитарные взгляды лягут в основу Американского освободительного движения и Декларации независимости США. Томас Джефферсон называл себя эпикурейцем и провозглашал, что «все люди созданы равными». Влияние этих учений на западную философскую мысль подтверждает и тот факт, что свою докторскую степень Карл Маркс получил за работу на тему «Разница между философией природы Демокрита и Эпикура». Учения Эпикура стали источником вдохновения для трудов многих философов, в том числе и Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше. Сходство философии последнего с идеологией эпикурейства очевидно в его работах «Весёлая наука», «По ту сторону добра и зла», а также в личной переписке с Петером Гастом.

Источник: obrazovaka.ru


Categories: Год

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.