Цели и основы христианского пути

Согласно христианскому вероучению земная жизнь, пребывание в человеческой плоти заполнены страданием, преступлениями, злом. В земной жизни трудно противостоять злу. Однако земная жизнь – это не вся жизнь конкретного человека, поскольку он есть творение Божие, носитель божественности, и если человек не утратил ее своим греховным существованием, после смерти он может приобщиться к божеству, к вечной жизни около Бога.

Поэтому основной заповедью и принципом христианства является не жизнь земная, не стремление провести ее в роскоши, довольстве и наслаждении, а подготовка себя к жизни вечной, загробному блаженству. В связи с этим все земные ценности – власть, богатство, удовольствия, слава – не имеют значения, более того, они порочны в своей основе, поскольку обладание ими связано со страданием, болезнями, преступлениями.

А раз земная жизнь порочна и греховна, ее нужно прожить так, чтобы подготовить себя к жизни вечной, очиститься от пороков, быть равнодушным или даже враждебным к удовольствиям, власти, богатству, главное внимание обратить на внутреннее воспитание своей души как частицы божественного начала в человеке, заняться самосовершенствованием, вести добродетельную жизнь, воспитывать в себе чувства любви, добра и милосердия ко всем людям как к божественным творениям.


Высшей религиозной целью христианства является спасение. Спасение требует от человека духовных усилий, и, прежде всего веры. Для этого требуется обращения к Иисусу Христу. Путь Спасения — это путь уподобления Иисусу: духовное слияние с личностью Христа и (с его помощью) очищение и преображение своей природы, что ведёт человека к окончательному избавлению от власти греха и смерти.

В силу последствий первородного греха, человек не может избегнуть телесной смерти. Однако душа человека и его личность (духовное «я») бессмертны. Путь к спасению и вечной жизнью в единстве с Богом для человека лежит через физическую смерть; этот путь проложен крестной смертью и телесным воскресением Иисуса Христа.

Христианская нравственность исходить из того, что  личность есть «образ Божий» в человеке, и неразрывной связи добра, истины и свободы. «…Познайте истину и истина сделает вас свободными», «Всякий, делающий грех, есть раб греха», — говорил Иисус. При этом добро и истина выражается не в безличных формальных правилах, а в самой личности Иисуса Христа.


Выражая свободу человека, подлинно христианская вера держится не на страхе и внешнем долге, а на любви, направленной к Христу и к каждому человеку как носителю образа Божия: «А теперь прибывает сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1-е Коринф. 13:13).

Добро творится человеком на путях применения свободной воли во имя личности и любви: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». Зло есть ложное применение свободы; истиной свободы является добро. Зло родилось как неправильное решение свободного духа, но через первоначальное грехопадение укоренялось в человеческой природе, «заразило» ее. Отсюда специфика христианского аскетизма: он борется не с самой по себе природой человека, но с живущим в ней греховным началом.

Сама по себе человеческая природа богоподобна и достойна одухотворения и бессмертия. Человека ждет телесное воскресение; после Страшного Суда праведникам уготовано телесное бессмертие в новых, преображенных телах. Поскольку человеку трудно совладать с укоренившимися в его природе греховными желаниями, следует смирить гордыню и вручить свою волю Богу; в таком добровольном отказе от своеволия и обретается подлинная, а не мнимая свобода.


В христианстве нравственные нормы обращены к внутренней мотивации, к «внутреннему человеку». Высшей нравственной инстанцией является не долг, стыд и честь, а совесть. Долг выражает внешнее отношение между человеком и Богом, человеком и обществом; стыд и честь выражают внешнею целесообразность природы и общества. Совесть же есть голос свободного духа, делающего личность независимой от природы и общества и подчиняющей ее только собственной высшей правде.

Можно сказать, что христианский Бог — это высшая правда человеческой совести, олицетворенная и обожествленная как благодатный смысл всего бытия: «…Закон дан через Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа» (Ин. 1:17); «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24). Поэтому человек должен приобщиться к духовной истине, как бы заново родиться от нее: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. ..Должно вам родиться свыше» (Ин. 3:6-7) (источник).

Христианство учит, что грех — это разрушительное поведение, а добродетель — созидательное. Грех приносит порчу и вред человеку и обществу, разрушает, а добродетель созидает. Христианство учит не грешить ни в делах, ни в словах, ни в мыслях и таким образом создает спокойного, доброго и любвеобильного человека.

Согласно христианству, задача человека жить по данным Богом заповедям, нужно честно трудиться, нужно почитать родителей, нельзя убивать, поклоняться кумирам и сотворять кумира, неблагоговейное употреблять имя Бога, например: в пустых разговорах и шутках, прелюбодействовать (изменять супругу/е), воровать, лгать и завидовать и, самое главное, нужно посвящать время Богу.


Это знаменитые Десять Заповедей. Иисус Христос же углубил эти заповеди и еще учил о любви ко всем, о скромности, о жизни по Божией правде, о милосердии, о внутренней сердечной чистоте, о миротворчестве, о добрых делах, искренности, нравственной чистоте, о духовном, а не материальном богатстве, о духовной, а не телесной красоте, о надежде на Бога и о жизни после смерти.

После ареста Иоанна Крестителя, Иисус поселился в Капернауме (Мф.4:13), где в 30-летнем возрасте (Евангелие от Луки, 3:23) выступил с проповедью о покаянии перед лицом наступления Царства Божьего. Это знаменитые девять евангельских заповедей о блаженствах:

Иисус Христос указывает путь — дела, через которые люди могут войти в Царство Небесное, Царство Божие. Всем, кто будет исполнять Его наставления и заповеди, Христос обещает, как Царь неба и земли, вечное блаженство в будущей, Вечной жизни. Поэтому таких людей Он называет блаженными, то есть самыми счастливыми.


Иисус Христос не велел осуждать других людей. Он так сказал: «не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены. Потому что каким судом вы судите, таким и вас будут судить (т. е. если вы будете снисходительны к поступкам других людей, то и Божий суд будет милостив к вам). И какою мерою вы мерите, такою и вам будут мерить.

О прощении ближнего Христос говорил —  «Прощайте, и прощены будете», сказал Иисус Христос. «Потому что если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».

Иисус Христос велел любить не только близких своих, но всех людей, даже обидевших и причинивших зло, т. е. врагов. Он сказал: «вы слышали, что сказано (вашими учителями — книжниками и фарисеями): люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного. Потому что


Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». Если вы будете любить только тех, кто вас любит; или будете делать добро только тем, кто вам делает его, и взаймы будете давать только тем, от кого надеетесь получить обратно, за что Богу награждать вас? Разве не делают того же самого и беззаконные люди? Разве не поступают так же и язычники? Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (источник).

О Церкви

Особенность христианства как религии заключается в том, что оно может существовать только в форме Церкви. Церковь – это сообщество людей, верящих во Христа: “…где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них”.

Однако слово “церковь” имеет разные значения. Это и сообщество верующих, объединенных общим местом проживания, одним священнослужителем, одним храмом. Такая общность составляет приход.

Церковью, особенно в православии, принято называть также храм, который в этом случае воспринимается как “дом Божий” – место совершения таинств, обрядов, место совместной молитвы. Наконец, Церковь может пониматься как форма христианской веры. За два тысячелетия в христианстве сложились и оформились несколько различных традиций, каждая из которых имеет свой Символ веры, свой обряд и ритуал. Поэтому можно говорить о Православной Церкви (Византийская традиция), Католической Церкви (Римская традиция) и Протестантской Церкви (традиция Реформации XVI в).


Кроме того, есть понятие Земной Церкви, объединяющей всех верующих во Христа, и понятие Небесной Церкви – идеального божественного устроения мира. Там, где земная Церковь следует заветам Христа, она составляет единство с небесной.

Источник: www.openreality.ru

Today’s:
Продакшн сервера на Fornex

  • [!] Паскаль — Онлайн Учебник для начинающих изучать программирование с нуля. Справочник. Примеры кода. [Pascal]
  • Linux Смена пользователя в консоли (терминал) — Как зайти под пользователем (перелогиниться)
  • #3 Типы данных в языке Pascal. Объявление переменных. Целые числа integer. Оператор присваивания. Инициализация в Паскаль
  • "Черта над" символом — что означает в математике. Значения
  • python Число элементов в списке ("массиве") — длина списка — len — как узнать
  • latex Cистема уравнений. Фигурная скобка — пример команд
  • Кратность числа — определение

  • Вещественные числа — что это такое
  • #5 Практическое задание №5 — связь "многие ко многим" (много статьей и у каждой несколько авторов)
  • latex Сумма с диапазоном индексов — символ суммы
  • latex Индексы всех видов — под над справа слева по диагонали от символа, выражения
  • [!] LaTeX СПРАВОЧНИК — Примеры символов, кода, обозначений и команд [латекс, латех]
  • latex Матрица и скобки: квадратные, фигурные, круглые скобками, двойной модуль (норма) — определитель латех
  • latex Больше или равно Меньше или равно — команды, "как выводится" (с прямой и обычной чертой равенства)
  • Буквы греческого алфавита латекс LaTeX — таблица всех букв греческого алфавита
  • Урок #3 — Ввод/Вывод данных в Pascal — Write(). Writeln(), Read(), Readln() — отличия, примеры использования
  • python super — Метод super() в Python
  • Latex — символ "не равно" — неравенство — знак неравенства — знак неравно
  • mysql Связь "Многие ко Многим" — пример SQL кода таблиц с пояснениями. Таблица связи (ON DELETE CASCADE). Получение данных
  • #10 Цикл For в Паскаль. Цикл с известным числом повторений (цикл с параметром). Тело цикла.
  • telegram Как ответить на сообщение — как цитировать/ переслать сообщение
  • Деплой — что это в программировании (deploy)

  • Вычисления/расчёты на научном/инженерном калькуляторе (56 scientific functions)
  • telegram Как отправить сообщение "самому себе"
  • Mysql JOIN, LEFT JOIN, RIGHT JOIN — отличия — какая разница. Виды джойнов
  • telegram Сделать админом в группе (чате) — как дать права
  • #12.1 Цикл Repeat/Until "с постусловием" в Паскаль
  • #9 Условный оператор IF (оператор ветвления if else) в Паскаль. Полная и неполная формы условного оператора. Вложенность условий
  • Latex размер шрифта текста
  • latex Стрелка как обозначается (стрелка вправо, стрелка влево, с одним краем — гарпун)

Источник: fkn.ktu10.com

Христианство как стержень европейской и русской культур

1. Основные положения христианства

2. Иисус Христос как основатель религии

3. Православие и католицизм: причины раскола

4. Протестантизм

5. Основные положения христианства

Христианство (от греческого слова christos – «помазанник», «Мессия») зародилось как одна из сект иудаизма  в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом – чрезвычайно важное для понимания корней христианской религии проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, – священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей). Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов.


Для понимания христианства необходимо знать его основные положения. Ими являются:

1. Прирожденная греховность человека и идея спасения. Неповиновение Адама и Евы – в христианстве грех настолько тяжкий, что он погубил добрую природу не только самого первого человека, но и всех его потомков.

Прошло много тысячелетий, пока Бог смилостивился и явил Христа, принявшего мученическую смерть за грехи людей. Этот акт демонстрирует божественное намерение уничтожить эту порочность и спасти тех, кто уверует в него. Добровольная смерть Иисуса Христа – это жертва за все грехи людей. Она очищала от греха всех последователей этого учения. Бог-отец послал Сына на Землю, и тот претворил волю Отца, а не свою, и молился Отцу о защите людей. Символ веры и формула крещения «Во имя Отца и Сына, и Святого Духа». Христос, будучи уникальной личностью — богочеловеком по своей природе, т. к. имел и человеческие черты, смог пояснить и передать людям пожелания и ожидания Бога. Поэтому по его благости все верующие («по вере вашей да будет вам») могут обрести по смерти загробную жизнь через искупительную жертву Христа, после Страшного Суда.

2. В христианстве выражено равенство перед Богом всех людей, грехи которых, как детей Божьих, искуплены кровью Христа. В связи с таким представлением вера в бессмертие личной души стала догматом христианства. Для спасения требовалось покаяние, причем не путем внешних действий, а путем внутренних усилий – принесением в жертву собственного сердца, своей души.

3. Смерть телесная выступила как освобождение души от связывающих ее пут. Признать воскресение Иисуса Христа, значит, приобщиться к надежде на воскресение из мертвых, ожидать нового существования по ту сторону смерти. Вера в воскрешение из мертвых – одно из базовых положений. Воскресение во плоти – один из основных догматов христианства, вошедший в символ веры. Идея воскрешения из мертвых важна тем, что если воздаяния нет при жизни, то оно осуществляется после смерти.

4. Второе пришествие. После второго пришествия Христа на земле установится Царствие Божие – тысячелетнее царство добра и справедливости. Таким образом, вера в непорочное зачатие, боговоплощение, воскрешение, вознесение, второе пришествие – суть христианства.

Содержание христианства почти необозримо, оно охватывает все стороны человеческой жизни и мышления. «Свод» основных положений, называемых Символом веры был принят на Никейском  и Константинопольском Вселенских (с участием всех церквей) Соборах в 325 г. и 381 г. и состоит из 12 частей, которые выражают основные догматы веры, т.е. утверждения, не требующие доказательств.

Вот их сокращенное изложение:

1. Вера в Единого Бога-Отца, Творца и Вседержителя всего видимого и невидимого.

2. Вера в то, что Иисус Христос есть Сын Божий, что Он извечен, рожден, а не сотворен и имеет одну сущность с Богом Отцом.

3. Вера в то, что Иисус Христос ради спасения людей сошел на землю и воплотился от Духа Святого у Девы Марии.

4. Вера в то, что Он страдая, был распят и погребен.

5. Вера в Воскресение Христово на третий день после Распятия.

6. Вера в Его вознесение и пребывание одесную (по правую руку) Отца.

7. Ожидание второго пришествия Иисуса Христа для будущего суда над живыми и мертвыми, наступление Его вечного царства для праведных.

8. Вера в Духа Святого, третье лицо Святой Троицы, который исходит от Бога-Отца.

9. Вера в Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь.

10. Признание необходимости единого (одного) крещения для оставления грехов.

11. Ожидание воскресения умерших.

12. Вера в будущую жизнь (блаженство) для достойных после суда Иисуса Христа.

В 10-й части говорится только о таинстве крещения. Но их установлено семь. Таинства – это не постижимые разумом действия, сообщающие принимаемому их Божественную благодать и готовящие его к вечному блаженству. Благодать же есть спасительное воздействие, подаваемое людям Святым Духом.

Другими Таинствами православия являются:

Миропомазание. По вероучению, миропомазание подает помощь к благочестивой жизни.

Покаяние (или исповедь). Остановимся чуть подробнее на этом таинстве, т.к. тут можно провести параллель с психоанализом. Исповедь состоит в открытии своих грехов священнику в доверительной беседе (один на один). Грех понимается как нарушение нравственных законов православия. Священник отпускает грехи от имени Христа и допускает к таинству причащения.

Причащение (Евхаристия, благодарение) производится на главном Богослужении – Литургии (или обедне) и состоит в том, что верующий под видом хлеба и вина вкушает тело и кровь Христову, готовясь, таким образом, к получению спасения (вечной жизни). Через причащение человек становится центром христианского богослужения, становится причастным. Это таинство было установлено самим Иисусом Христом.

Таинство брака (Венчания) состоит в благословении священником жениха и невесты на совместную жизнь и воспитание детей.

Таинство священства (Хиротонии, Рукоположения) производится над будущими священнослужителями-епископами, священниками и диаконами. В таинстве рукоположения по особому чину посвящаемому передается Божественная благодать и право совершать богослужебные действия.

Таинство елеосвящения (Соборования), состоит в призывании Божьей благодати, прощении грехов, а возможно, исцелении серьезно больного верующего.

Кроме семи таинств важную роль в христианстве играют другие обряды и праздники. Отношения человека с Богом в религиях опосредуются ритуалами, следованием канонов, почитанием праздников.

В христианстве это двунадесятые праздники и Пасха:

Двунадесятые праздники (Рождество Богоматери (Девы Марии), Введение во храм Девы Марии, Благовещение, Рождество Христово, Сретение, Богоявление (Крещение), Преображение, Вход Господень в Иерусалим, Вознесение, Троица (Пятидесятница), Успение Богоматери, Крестовоздвижение) – наиболее значительные праздники православной церкви.

1. Рождество Богоматери (21 сентября) – у благочестивой семейной пары из Иерусалима – Иоакима и Анны – долгое время не было детей. Когда Иоаким пришёл в храм принести Богу жертву, первосвященник ему отказал, так как он «не создал потомства Израилю». Тогда Иоаким в скорби удалился в пустыню для молитвы, а его жена осталась дома в одиночестве и тоже молилась. В это время им обоим было видение ангела, возвестившего, что «Господь внял молитве твоей, ты зачнёшь и родишь, и о потомстве твоём будут говорить во всём мире». После этого благовестия Иоаким и Анна встретились у Золотых ворот Иерусалима. После этого Анна зачала. Как сказано в апокрифическом Протоевангелии Иакова, «прошли положенные ей месяцы, и Анна в девятый месяц родила». Супруги дали обет посвятить своего ребёнка Богу и, как было тогда в обычае, отдать его в Иерусалимский храм для служения до совершеннолетия.

2. Введение во храм Девы Марии (4 декабря) – когда Пресвятой Деве исполнилось три года, родители решили выполнить своё обещание: отдать девочку на служение в храм. В Храме Марию встретил первосвященник (православное предание считает, что это был Захария, отец Иоанна Предтечи) со множеством священников. Родители поставили Марию на первую ступень лестницы, которая вела ко входу в Храм. Когда Она была поставлена перед храмом Господа, Она поднялась бегом на пятнадцать ступеней, не оборачиваясь назад и не зовя родителей своих, как это обыкновенно делают дети. И все были исполнены удивления при виде этого, и священники храма были в изумлении. Затем, по преданию, первосвященник, по внушению свыше, ввёл Деву Марию в Святая святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.

Церковное предание сообщает, что во время пребывания в Иерусалимском храме Мария воспитывалась вместе с другими благочестивыми девами, изучала Священное Писание, занималась рукоделием и постоянно молилась. Согласно Протоевангелию Иакова, в Храме Мария находилась до двенадцати лет, когда по указанию ангела священник Захария устроил смотр женихов, на котором по чудесно расцветшему посоху в мужья Марии был выбран вдовец Иосиф.

3. Благовещение (7 апреля) – события Благовещения описаны единственным евангелистом – апостолом Лукой. В своём Евангелии он сообщает, что в шестой месяц после зачатия праведной Елисаветою святого Иоанна Предтечи Гавриил был послан Богом в Назарет к Деве Марии с вестью о грядущем рождении от неё Спасителя мира.

4. Рождество Христово (7 января) – подробный рассказ о рождении Иисуса Христа приводится только у евангелистов Луки и Матфея (Евангелие от Матфея 1 глава). Мария и Иосиф пошли в Вифлеем из-за переписи населения Римской империи, проходившей при императоре Августе. В это время Сирией управлял Квириний (Лк. 2:1-2). Согласно указу императора, для облегчения ведения переписи каждый житель империи должен был явиться «в свой город». Так как Иосиф с Марией были потомками Давида, они направились в Вифлеем.

После рождения Иисуса первыми из людей ему пришли поклониться пастухи, извещённые об этом событии явлением ангела. Согласно евангелисту Матфею, на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов (мудрецов). Они преподнесли Христу дары – золото, ладан и смирну; к тому времени Святое Семейство уже нашло приют в доме (или возможно в гостинице). (Мф. 2:1-11)

Узнав о рождении Мессии и желая Его уничтожить, царь Иудеи Ирод приказал убить всех младенцев в возрасте до 2 лет. Однако Христос был чудесно спасён от смерти, потому что ангел повелел Иосифу бежать в Египет вместе с семьей, где они и жили до смерти Ирода. (Мф. 2:16).

5. Сретение (15 февраля) – на сороковой день после рождества Христова и по исполнении дней законного очищения Пречистая Богородица вместе со святым Иосифом пришла из Вифлеема в Иерусалим ко храму Божию, принеся сорокадневного младенца Христа. По закону Моисееву, родители должны были приносить в храм для посвящения Богу своих первенцев (то есть первых сыновей) на сороковой день после рождения. При этом полагалось в благодарность Богу принести жертву. Во исполнение этого закона Матерь Божия с Иосифом и принесли младенца Иисуса в храм Иерусалимский, а для жертвы принесли двух птенцов голубиных.

Славянское слово «сретение» переводится на современный русский язык как «встреча». Сретение – это встреча человечества в лице старца Симеона с Богом. Симеон Богоприимец был человек праведный и благочестивый – по преданию, один из семидесяти двух учёных толковников-переводчиков, которым египетский царь Птолемей II Филадельф (285 – 247 до н. э.) поручил перевести Священное Писание с еврейского на греческий язык. Когда святой Симеон переводил книгу пророка Исайи и прочитал слова «Се Дева во чреве приимет и родит Сына», он подумал, что это явная описка и вместо «Дева» должно стоять «Жена», и посчитал своим долгом исправить текст. Но ангел Господень остановил руку святого Симеона и уверил его, что он не умрёт, пока не убедится в истинности пророчества пророка Исайи.

Симеон долго ждал исполнения обещания Божия: он жил, по преданию, около 300 лет. И вот в этот день по внушению Духа Святого он пришёл в храм. И когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса, Симеон взял Его на руки.

6. Крещение (Богоявление) (19 января) – согласно евангельскому рассказу, к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре (Ин. 1:28), пришёл Иисус Христос (в 30-летнем возрасте – Лк. 3:23) с целью принять крещение. При участии Иоанна всенародно было засвидетельствовано мессианское предназначение Иисуса.

Во время крещения, согласно Евангелиям, на Иисуса сошёл Святой Дух в виде голубя. Одновременно с этим Глас с Небес провозгласил: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Моё благоволение».

Согласно евангельскому рассказу, после своего крещения Иисус Христос, ведомый Духом, удалился в пустыню, чтобы в уединении, молитве и посте подготовиться к исполнению миссии, с которой он пришёл на землю. Иисус сорок дней «был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал» (Лк. 4:2). Тогда приступил к нему дьявол и тремя обольщениями попытался соблазнить его на грех, как всякого человека.

7. Преображение Господне (19 августа) – незадолго до своего страдания и смерти на кресте Иисус Христос сказал апостолам, что среди них есть те, кто прежде смерти увидит Царство Божие пришедшее в силе. Через несколько дней трех из них: Петра, Иакова и Иоанна – Он возвел на высокую гору и там, во время молитвы, преобразился перед ними. «Одежды Его сделались блистающими, весьма белыми, как снег, как на земле белильщик не может выбелить. И явился им Илия с Моисеем; и беседовали с Иисусом». Так описывает это событие евангелист Марк. Смысл Преображения Господня для апостолов заключался в том, чтобы они, когда увидят Иисуса распинаемым, не усомнились в его учении, а увидели добровольное страдание и смерть Бога за людей. И проповедали миру, что Господь Иисус Христос есть истинный Сын Божий.

8. Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) – праздник отмечается за неделю до Пасхи и посвящен воспоминанию одного из ключевых событий евангельской истории: вернувшись в Иерусалим за шесть дней до Пасхи, Иисус Христос остановился на склоне Елеонской горы, в доме Лазаря, совершив на следующий день церемониальный вход в столицу Израиля. По описаниям евангелистов, Христос, сидя на молодом осле, в окружении апостолов, паломников и местных жителей, торжественно направился к столице, словно желая занять принадлежащий ему престол. Как законный представитель династии иудейских царей, Он удостаивается почестей. «Многие стелили свою одежду на дороге, а другие – ветви, срезанные с деревьев в поле. И шедшие впереди, и шедшие сзади кричали: «Осанна!» («спасай нас!»). Да будет благословен Идущий во имя Господа! Да будет благословенно грядущее царство нашего отца Давида! Осанна в небесах! (Мк. 11, 8-11).

Пасха

1. В христианстве: ежегодный весенний праздник, посвящённый чудесному воскресению распятого на кресте Спасителя; Светлое воскресение Христово.

2. В иудаизме: ежегодный весенний праздник, посвящённый выходу евреев из Египта.

История возникновения праздника Пасхи уходит своими корнями в глубину веков. И, чтобы лучше понять и изучить её, нам придётся обратиться к великой книге Библии, а именно к её части под названием «Исход». В этой части повествуется, что еврейский народ, бывший в рабстве у египтян, терпел от своих хозяев великие мучения и притеснения. Но, не смотря на это, они уповали на милость Божью и помнили о данном им завете и о земле обетованной. Среди евреев был один человек по имени Моисей, которого Бог и избрал себе пророком. Дав в помощь Моисею его брата Аарона, Господь творил через них чудеса и насылал на египтян различные казни числом 10.

Египетский фараон долго не желал отпустить своих рабов на свободу. Тогда Бог повелел израильтянам вечером заколоть на каждое семейство по одному годовалому ягнёнку мужского пола и без порока. А кровью его помазать перекладины дверей своего жилища. Ягнёнка нужно было съесть за ночь, не ломая его костей. Ночью ангел Божий прошёл по Египту и умертвил всех египетских первенцев от скота до человека, а еврейские жилища не тронул. В страхе фараон изгнал израильтян из страны. Но когда те подходили к берегам Красного моря, он опомнился и погнался за своими рабами. Однако Бог разверз воды морские и провёл евреев по морю, как по суше, а фараон был потоплен. В честь этого события с тех пор и до сего дня евреи празднуют Пасху, как освобождение от египетского плена.

Великий четверг – в христианстве четверг Страстной недели (Великой седмицы), в который вспоминается Тайная вечеря и установление Иисусом Христом таинства Евхаристии.

Страстная пятница – по традиции, перед праздником Песах Понтий Пилат хотел отпустить одного узника, в надежде что народ будет просить за Иисуса. Однако, подстрекаемый первосвященниками, народ требует отпустить Варавву. Иоанн подчёркивает, что распятие происходит в день Пасхи, так как заклание пасхального жертвенного агнца в ветхозаветную Пасху (Песах) есть прообраз Пасхи новозаветной – заклания Христа как Агнца Божьего за грехи мира. Как кости пасхального агнца (перворожденного и без порока) не должны быть преломлены, так и Христу не перебивают голени, в отличие от других казнённых. Иосиф Аримафейский и Никодим, попросив у Пилата погребения тела Иисуса, обвивают его плащаницей, пропитанной благовониями, и кладут в ближайший гроб – пещеру до наступления субботнего покоя. При погребении присутствуют Мария Магдалина и «другая Мария».

Великая суббота – первосвященники, вспомнив, что Христос говорил о своём воскресении на третий день, несмотря на текущий праздник и субботу, обращаются к Пилату поставить стражу на три дня, чтобы ученики не украли тело, изобразив тем самым воскресение учителя из мёртвых.

Воскресение Христово (первый день после субботы) – после субботнего покоя ко гробу идут Жены-мироносицы. Перед ними ко гробу сходит Ангел и отваливает от него камень, происходит землетрясение, а стража повергается в страх. Ангел говорит женам, что Христос воскрес, и предварит их в Галилее.

Спустя 8 дней (Антипасха, Фомина Неделя) Христос вновь является ученикам, среди которых Фома, через затворённую дверь. Иисус говорит Фоме, чтобы тот вложил пальцы в раны, дабы убедиться в реальности воскресшего тела. Фома восклицает «Господь мой и Бог мой!».

В течение сорока последующих дней Христос является ученикам на море Тивериадском (в Галилее) при ловле рыбы, где восстанавливает апостольство Петра, а также более чем пяти сотням других людей.

9. Вознесение (на сороковой день после Пасхи) – двунадесятый господский праздник подвижного годового цикла православного церковного календаря, совершаемый в четверг шестой недели. Название праздника (в западной традиции – «Восшествие») выражает одно из важнейших событий новозаветной истории – окончательное завершение Иисусом Христом времени Своей земной жизни. Согласно повествованию ап. Луки, автора третьего Евангелия и Книги Деяний апостольских, Вознесение Иисуса Христа произошло через сорок дней после Воскресения, в окрестностях Иерусалима – к востоку от города, на склоне горы Елеон (гора Олив, или Масличная гора), после прощальной беседы с апостолами (Лк. 24:50-51, Деян. 1:1-12).

10. Троица (на пятидесятый день после Пасхи) – в праздник Пятидесятницы вспоминается и прославляется сошествие на апостолов Святого Духа в виде огненных языков. Название Пятидесятницы этот праздник получил потому, что это событие совершилось в ветхозаветный праздник Пятидесятницы, который отмечался после иудейской Пасхи в 50-й день. Этот праздник называется также Днем Святой Троицы. Последнее название объясняется тем, что сошествием Святого Духа на апостолов открылась совершительная деятельность третьего Лица Пресвятой Троицы и учение Господа Иисуса Христа о Триедином Боге и участии Трех Лиц Божества в Домостроительстве спасения человеческого рода достигло совершенной ясности и полноты.

11. Успение Богоматери (28 августа) – к моменту Своей смерти Богородица проживала в Иерусалиме, посещала для молитв Голгофу и Гроб Господень. Однажды во время молитвы Ей явился архангел Гавриил, сообщивший, что через три дня Она «отойдет ко Христу Богу». Архангел успокоил Марию, чтобы Она была готова к Своему смертному часу и вручил Богородице ветвь райского древа, указав нести её перед гробом Богородицы при погребении. Желая видеть перед смертью апостолов, Она обратилась с молитвой к Богу и «по повелению Божию, ангелы восхитили разошедшихся с проповедью Евангелия по концам вселенной Апостолов и на облаках принесли их в Иерусалим, поставив на Сионе пред дверями дома, где обитала Матерь Божия». Простившись со всеми близкими и сделав распоряжение относительно Своего имущества, Богородица приготовилась к смерти.

Внезапно в горнице заблистал несказанный свет Божественной славы, помрачивший светильники. Те, которым открыто было это видение, пришли в ужас. Они видели, что кровля горницы открыта и слава Господня нисходит с небес, – Сам Царь славы Христос со тьмами ангелов и архангелов, со всеми небесными силами, со святыми праотцами и пророками, некогда предвозвещавшими о Пресвятой Деве, и со всеми праведными душами приближался к Пречистой Своей Матери.

После этого Дева Мария мирно скончалась.

12. Крестовоздвижение (27 сентября) – крест был найден приехавшей в Палестину матерью императора Константина Великого царицей Еленой и иерусалимским епископом Макарием (314 – 333). В результате раскопок была найдена пещера Гроба Господня, а неподалёку от неё были обнаружены три креста. Крест Иисуса Христа был определён тогда, когда больная женщина, на которую их поочерёдно возлагали, получила исцеление. По другому преданию, от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший, которого несли по улице для погребения (отсюда и название Животворящий Крест).

Святая царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме – месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознёсся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после успения. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327. Храм был освящён 13 сентября 335. На следующий день, 14 сентября (старый стиль), установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

Другие почитаемые праздники: Обрезание Господне, Торжество Пресвятой Богородицы.

Источник: studopedia.ru

                                    Основная идея христианства

Идея спасения есть основная идея христианства. Эта идея была в Ветхом Завете, но особенно раскрыта в Новом Завете. Архангел Гавриил возвестил, что от Девы Марии родится Иисус — Спаситель человечества. «Той бо спасет люди своя (Мф. 1, 21). О Спасителе возвещали Ангелы пастухам (Лк. 2, 10-11). О Спасителе говорил Симеон Богоприимец (Лк. 2, 30-31).

Сам Христос говорит «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее» (Мф. 18, 11); «… так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20, 28); «… ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк. 9, 56); «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3, 17); «И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир» (Ин. 12, 47); «Впрочем, Я не от человека принимаю свидетельство, но говорю это для того, чтобы вы спаслись» (Ин. 5, 34).

Апостол также говорит о Спасителе и спасении «Из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Из-раилю Спасителя Иисуса» (Деян. 13, 23); «Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых Иудею, потом и Еллину» (Рим. 1, 16); «В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом,..» (Еф. 1, 13); «Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа» (Тит. 2, 11-13); «… потому что Бог определил нас не на гнев, но к получению спасения через Господа нашего Иисуса Христа…» (1Фес. 5, 9).

Даже Самаряне говорят «… уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он — ис-тинно Спаситель мира, Христос» (Ин. 4, 42).

Что такое спасение Христианское учение о спасении есть учение об избавлении человека от греха, проклятия, смерти, диавола и гнева Божия.

Во многих местах Священное Писание говорит, что Иисус Христос есть Спаситель людей от грехов «… родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф. 1, 21); «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1, 29); «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды ранами Его вы исцелились» (1Пет. 2, 24); «Которого Бог предложил в жертву умилостивления в Крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов, соделанных прежде,..» (Рим. 3, 25); «Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (Рим. 4, 25) и др.

Что Иисус Христос есть Спаситель людей от диавола, читаем «Кто делает грех, тот от диавола, потому что сначала диавол согрешил. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола» (1Ин. 3, 8); «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола,..» (Евр. 2, 14).

Что Иисус Христос есть Спаситель людей от смерти, читаем «… дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим» (Рим. 5, 21); «… открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие,..» (2Тим. 1, 10).

О спасении нас от гнева читаем «Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева» (Рим. 5, 9).

Спасение от греха и его следствий, т.е. от смерти, вечного пребывания в темнице ада под властью диавола «… открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие,..» (2Тим. 1, 10). Грех делает человека нечистым и вызывает гнев Божий, т.е. отвращение Бога от греховного состояния человека. Всякий грех, при каких бы условиях он ни был сделан человеком, навлекает на него гнев Божий. А спасая человека от грехов, Христос делает его святым, т.е. угодным Богу, человеком, к которому Бог питает благоволение.

Спасение — это избавление людей от зла греха. Спасение совершил Господь в течение всей Своей жизни. Воплощение, страдание, крестная смерть, воскресение, вознесение — это важные моменты искупительного подвига Иисуса Христа. Искупление есть осуществление воли Божией, от века предопределившей спасти людей Единородным Сыном Божиим Господом нашим Иисусом Христом, но не без нас. В спасительном процессе человек не только «предмет» спасения, но и деятельный участник своего спасения.

Смерть есть, по определению правды Божией, следствие греха, она есть «долг», лежащий за грехи на всем человечестве. Во исполнение правды Божией все грешное человечество подлежало смерти, должно было умереть без надежды на воскресение. Спаситель взял на себя «долг» смерти всего человечества. Своею смертью Христос Спаситель исполнил правду Божию, распял грехи человечества и даровал восстание, воскресение человечеству. Господь наш Иисус Христос «в Себе Самом» (Еф. 2, 15) восстановил «древнее создание человека», когда в теле Своем представил человечество Богу.

Протоиерей Монаршек

Печаталась в «Православном Слове» в 2007 г.

Источник: idoorway.mirtesen.ru

Цели и основы христианского пути

Согласно христианскому вероучению земная жизнь, пребывание в человеческой плоти заполнены страданием, преступлениями, злом. В земной жизни трудно противостоять злу. Однако земная жизнь – это не вся жизнь конкретного человека, поскольку он есть творение Божие, носитель божественности, и если человек не утратил ее своим греховным существованием, после смерти он может приобщиться к божеству, к вечной жизни около Бога.

Поэтому основной заповедью и принципом христианства является не жизнь земная, не стремление провести ее в роскоши, довольстве и наслаждении, а подготовка себя к жизни вечной, загробному блаженству. В связи с этим все земные ценности – власть, богатство, удовольствия, слава – не имеют значения, более того, они порочны в своей основе, поскольку обладание ими связано со страданием, болезнями, преступлениями.

А раз земная жизнь порочна и греховна, ее нужно прожить так, чтобы подготовить себя к жизни вечной, очиститься от пороков, быть равнодушным или даже враждебным к удовольствиям, власти, богатству, главное внимание обратить на внутреннее воспитание своей души как частицы божественного начала в человеке, заняться самосовершенствованием, вести добродетельную жизнь, воспитывать в себе чувства любви, добра и милосердия ко всем людям как к божественным творениям.

Высшей религиозной целью христианства является спасение. Спасение требует от человека духовных усилий, и, прежде всего веры. Для этого требуется обращения к Иисусу Христу. Путь Спасения — это путь уподобления Иисусу: духовное слияние с личностью Христа и (с его помощью) очищение и преображение своей природы, что ведёт человека к окончательному избавлению от власти греха и смерти.

В силу последствий первородного греха, человек не может избегнуть телесной смерти. Однако душа человека и его личность (духовное «я») бессмертны. Путь к спасению и вечной жизнью в единстве с Богом для человека лежит через физическую смерть; этот путь проложен крестной смертью и телесным воскресением Иисуса Христа.

Христианская нравственность исходить из того, что  личность есть «образ Божий» в человеке, и неразрывной связи добра, истины и свободы. «…Познайте истину и истина сделает вас свободными», «Всякий, делающий грех, есть раб греха», — говорил Иисус. При этом добро и истина выражается не в безличных формальных правилах, а в самой личности Иисуса Христа.

Выражая свободу человека, подлинно христианская вера держится не на страхе и внешнем долге, а на любви, направленной к Христу и к каждому человеку как носителю образа Божия: «А теперь прибывает сии три: вера, надежда, любовь; но любовь из них больше» (1-е Коринф. 13:13).

Добро творится человеком на путях применения свободной воли во имя личности и любви: «Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь». Зло есть ложное применение свободы; истиной свободы является добро. Зло родилось как неправильное решение свободного духа, но через первоначальное грехопадение укоренялось в человеческой природе, «заразило» ее. Отсюда специфика христианского аскетизма: он борется не с самой по себе природой человека, но с живущим в ней греховным началом.

Сама по себе человеческая природа богоподобна и достойна одухотворения и бессмертия. Человека ждет телесное воскресение; после Страшного Суда праведникам уготовано телесное бессмертие в новых, преображенных телах. Поскольку человеку трудно совладать с укоренившимися в его природе греховными желаниями, следует смирить гордыню и вручить свою волю Богу; в таком добровольном отказе от своеволия и обретается подлинная, а не мнимая свобода.

В христианстве нравственные нормы обращены к внутренней мотивации, к «внутреннему человеку». Высшей нравственной инстанцией является не долг, стыд и честь, а совесть. Долг выражает внешнее отношение между человеком и Богом, человеком и обществом; стыд и честь выражают внешнею целесообразность природы и общества. Совесть же есть голос свободного духа, делающего личность независимой от природы и общества и подчиняющей ее только собственной высшей правде.

Можно сказать, что христианский Бог — это высшая правда человеческой совести, олицетворенная и обожествленная как благодатный смысл всего бытия: «…Закон дан через Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа» (Ин. 1:17); «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:24). Поэтому человек должен приобщиться к духовной истине, как бы заново родиться от нее: «Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух. ..Должно вам родиться свыше» (Ин. 3:6-7) (источник).

Христианство учит, что грех — это разрушительное поведение, а добродетель — созидательное. Грех приносит порчу и вред человеку и обществу, разрушает, а добродетель созидает. Христианство учит не грешить ни в делах, ни в словах, ни в мыслях и таким образом создает спокойного, доброго и любвеобильного человека.

Согласно христианству, задача человека жить по данным Богом заповедям, нужно честно трудиться, нужно почитать родителей, нельзя убивать, поклоняться кумирам и сотворять кумира, неблагоговейное употреблять имя Бога, например: в пустых разговорах и шутках, прелюбодействовать (изменять супругу/е), воровать, лгать и завидовать и, самое главное, нужно посвящать время Богу.

Это знаменитые Десять Заповедей. Иисус Христос же углубил эти заповеди и еще учил о любви ко всем, о скромности, о жизни по Божией правде, о милосердии, о внутренней сердечной чистоте, о миротворчестве, о добрых делах, искренности, нравственной чистоте, о духовном, а не материальном богатстве, о духовной, а не телесной красоте, о надежде на Бога и о жизни после смерти.

После ареста Иоанна Крестителя, Иисус поселился в Капернауме (Мф.4:13), где в 30-летнем возрасте (Евангелие от Луки, 3:23) выступил с проповедью о покаянии перед лицом наступления Царства Божьего. Это знаменитые девять евангельских заповедей о блаженствах:

Иисус Христос указывает путь — дела, через которые люди могут войти в Царство Небесное, Царство Божие. Всем, кто будет исполнять Его наставления и заповеди, Христос обещает, как Царь неба и земли, вечное блаженство в будущей, Вечной жизни. Поэтому таких людей Он называет блаженными, то есть самыми счастливыми.

Иисус Христос не велел осуждать других людей. Он так сказал: «не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены. Потому что каким судом вы судите, таким и вас будут судить (т. е. если вы будете снисходительны к поступкам других людей, то и Божий суд будет милостив к вам). И какою мерою вы мерите, такою и вам будут мерить.

О прощении ближнего Христос говорил —  «Прощайте, и прощены будете», сказал Иисус Христос. «Потому что если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших».

Иисус Христос велел любить не только близких своих, но всех людей, даже обидевших и причинивших зло, т. е. врагов. Он сказал: «вы слышали, что сказано (вашими учителями — книжниками и фарисеями): люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного. Потому что

Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». Если вы будете любить только тех, кто вас любит; или будете делать добро только тем, кто вам делает его, и взаймы будете давать только тем, от кого надеетесь получить обратно, за что Богу награждать вас? Разве не делают того же самого и беззаконные люди? Разве не поступают так же и язычники? Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (источник).

О Церкви

Особенность христианства как религии заключается в том, что оно может существовать только в форме Церкви. Церковь – это сообщество людей, верящих во Христа: “…где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них”.

Однако слово “церковь” имеет разные значения. Это и сообщество верующих, объединенных общим местом проживания, одним священнослужителем, одним храмом. Такая общность составляет приход.

Церковью, особенно в православии, принято называть также храм, который в этом случае воспринимается как “дом Божий” – место совершения таинств, обрядов, место совместной молитвы. Наконец, Церковь может пониматься как форма христианской веры. За два тысячелетия в христианстве сложились и оформились несколько различных традиций, каждая из которых имеет свой Символ веры, свой обряд и ритуал. Поэтому можно говорить о Православной Церкви (Византийская традиция), Католической Церкви (Римская традиция) и Протестантской Церкви (традиция Реформации XVI в).

Кроме того, есть понятие Земной Церкви, объединяющей всех верующих во Христа, и понятие Небесной Церкви – идеального божественного устроения мира. Там, где земная Церковь следует заветам Христа, она составляет единство с небесной.

Источник: www.openreality.ru



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.