Трудно найти такую религию, которая бы настолько мощно повлияла на судьбу человечества, как это сделало христианство. Казалось бы, возникновение христианства изучено достаточно хорошо. Об этом написано безграничное количество материала. На этой ниве трудились церковные авторы, историки, философы, представители библейской критики. Это и понятно, ведь речь шла о величайшем феномене, под влиянием которого фактически сложилась современная западная цивилизация. Однако еще много тайн хранит одна из трех мировых религий.

Возникновение

У создания и развития новой мировой религии запутанная история. Возникновение христианства окутано тайнами, легендами, предположениями и допущениями. Не так много известно об утверждении этого учения, которое сегодня исповедует четверть населения планеты (около 1,5 млрд человек). Это можно объяснить тем, что в христианстве значительно отчетливее, чем в буддизме или исламе, присутствует сверхъестественное начало, вера в которое обычно порождает не только благоговение, но и скептицизм. Поэтому история вопроса подвергалась значительным фальсификациям различными идеологами.

Кроме того, возникновение христианства, его распространение было взрывообразным. Процесс сопровождался активной религиозно-идеологической и политической борьбой, значительно исказившей историческую истину. Споры по этому вопросу продолжаются до настоящего времени.

Рождение Спасителя


Возникновение и распространение христианства связано с рождением, деяниями, смертью и воскрешением всего одной личности – Иисуса Христа. Основой новой религии стала вера в божественного Спасителя, биографию которого подают главным образом Евангелия – четыре канонических и многочисленные апокрифические.

В церковной литературе достаточно подробно, в деталях, описывается возникновение христианства. Кратко попытаемся передать основные события, запечатленные в Евангелиях. В них утверждается, что в городе Назарете (Галилея) простой девушке («деве») Марии явился архангел Гавриил и возвестил о предстоящем рождении сына, но не от земного отца, а от Духа Святого (Бога).

Мария родила этого сына во времена иудейского царя Ирода и римского императора Августа в городе Вифлееме, куда она отправилась уже вместе со своим мужем, плотником Иосифом, для участия в переписи населения. Пастухи, извещенные ангелами, приветствовали младенца, который получил имя Иисус (греческая форма еврейского «Иешуа», что означает «Бог-спаситель», «Бог меня спасает»).


По движению на небе звезды об этом событии узнали восточные мудрецы — волхвы. Следуя за звездой, они нашли дом и младенца, в котором признали Христа («помазанника», «мессию»), и поднесли ему дары. Затем семья, спасая ребенка от обезумевшего царя Ирода, отправилась в Египет, вернувшись, поселилась в Назарете.

В апокрифических Евангелиях поведаны многочисленные подробности о жизни в то время Иисуса. Зато канонические Евангелия отражают только один эпизод из его детства – путешествие на праздник в Иерусалим.

Деяния Мессии

Подрастая, Иисус перенял опыт отца, стал каменщиком и плотником, после смерти Иосифа кормил и заботился о семье. Когда Иисусу исполнилось 30 лет, он повстречался с Иоанном Крестителем и крестился в реке Иордан. В дальнейшем он собрал 12 учеников-апостолов («посланников») и, обходя вместе с ними в течение 3,5 лет города и села Палестины, проповедовал совершенно новую, миролюбивую религию.

В Нагорной проповеди Иисус обосновал моральные принципы, которые стали основой мировоззрения новой эры. При этом он творил разные чудеса: ходил по воде, прикосновением руки воскрешал умерших (в Евангелиях зафиксировано три таких случая), исцелял больных. Также мог унять бурю, обратить воду в вино, «пятью хлебами и двумя рыбами» накормить досыта 5000 человек. Однако для Иисуса наступало тяжелое время. Возникновение христианства связано не только с чудесами, но и страданиями, которые он испытал позже.

Гонения на Иисуса


Никто не воспринимал Иисуса как Мессию, а его родные даже решили, что он «вышел из себя», то есть стал неистовым. Только во время Преображения ученики Иисуса поняли его величие. Но проповедническая деятельность Иисуса вызвала раздражение первосвященников, руководивших Иерусалимским храмом, которые объявили его лжемессией. После Тайной Вечери, состоявшейся в Иерусалиме, Иисуса за 30 сребреников предал один из его учеников-последователей – Иуда.

Иисус, как и любой человек, кроме божественных проявлений чувствовал боль и страх, так что с тоской пережил «страсти». Схваченный на Елеонской горе, он был осужден иудейским религиозным судом – синедрионом – и приговорен к смерти. Приговор утвердил наместник Рима Понтий Пилат. Во времена правления римского императора Тиберия Христа подвергли мученической казни – распятию на кресте. При этом снова произошли чудеса: прокатились землетрясения, солнце померкло, и по преданию «раскрылись гробы» — воскресли некоторые умершие.

Воскрешение

Иисус был похоронен, но на третий день он воскрес и вскоре явился ученикам. По канонам, он на облаке вознесся на небо, пообещав впоследствии вернуться, дабы воскресить умерших, на Страшном суде осудить деяния каждого, низвергнуть в ад грешников на вечные муки, а праведников вознести на вечную жизнь в «горный» Иерусалим, небесное Царство Божье. Можно сказать, что с этого момента и начинается удивительная история – возникновение христианства. Уверовавшие апостолы распространили новое учение по всей Малой Азии, Средиземноморью и другим регионам.

Днем основания Церкви стал праздник сошествия Святого Духа на апостолов спустя 10 дней после Вознесения, благодаря чему апостолы получили возможность проповедовать новое учение во всех концах Римской империи.


Тайны истории

Как протекало возникновение и развитие христианства на раннем этапе, доподлинно не известно. Мы знаем то, о чем рассказали авторы Евангелий – апостолы. Но Евангелия отличаются, причем значительно, касательно толкования образа Христа. У Иоанна Иисус – Бог в человеческом обличье, божественная природа автором всячески подчеркивается, а Матфей, Марк и Лука приписали Христу качества обычного человека.

Существующие Евангелия написаны на греческом языке, распространенном в мире эллинизма, тогда как реальный Иисус и его первые последователи (иудео-христиане) жили и действовали в другой культурной среде, общались на арамейском языке, распространенном в Палестине и на Ближнем Востоке. К сожалению, не сохранилось ни одного христианского документа на арамейском языке, хотя раннехристианские авторы упоминают Евангелия, написанные на этом языке.

После вознесения Иисуса искры новой религии должны, казалось, угаснуть, так как среди его последователей не было образованных проповедников. На самом же деле случилось так, что новая вера утвердилась на всей планете. Согласно церковным взглядам, возникновение христианства обусловлено тем, что человечество, отступивши от Бога и увлекшись иллюзией господства над силами природы с помощью магии, все же искало путь к Богу. Общество, пройдя тяжелый путь, «созрело» к признанию единого творца. Ученые также попытались объяснить лавинообразное распространение новой религии.


Предпосылки возникновения новой религии

Теологи и ученые уже 2000 лет бьются над феноменальным, стремительным распространением новой религии, пытаются выяснить эти причины. Возникновение христианства, согласно древним источникам, было зафиксировано в малоазиатских провинциях Римской империи и в самом Риме. Это явление было обусловлено рядом исторических факторов:

  • Усилением эксплуатации подчиненных и порабощенных Римом народов.
  • Поражениями повстанцев-рабов.
  • Кризисом политеистических религий в Древнем Риме.
  • Социальная потребность в новой религии.

Вероучения, идеи и этические принципы христианства проявились на почве определенных общественных отношений. В первых веках нашей эры римляне закончили завоевание Средиземноморья. Подчиняя государства и народы, Рим уничтожал попутно их самостоятельность, самобытность общественной жизни. Кстати, в этом возникновение христианства и ислама чем-то похожи. Только протекало развитие двух мировых религий на разном историческом фоне.

В начале I века Палестина также стала провинцией Римской империи. Включение ее в мировую империю привело к интеграции иудейской религиозно-философской мысли из греко-римской. Способствовали этому и многочисленные общины иудейской диаспоры в разных концах империи.

Почему новая религия распространилась за рекордно короткое время


Возникновение христианства ряд исследователей причисляют к историческому чуду: слишком много факторов совпало для стремительного, «взрывного» распространения нового учения. На самом деле большое значение имело то, что это течение вобрало в себя широкий и эффективный идеологический материал, который послужил ему для формирования собственного вероучения и культа.

Христианство как мировая религия сложилось постепенно под влиянием различных течений и верований Восточного Средиземноморья и Передней Азии. Идеи черпались из религиозных, литературных и философских источников. Это:

  • Иудейский мессианизм.
  • Иудейское сектантство.
  • Эллинистический синкретизм.
  • Ориентальные религии и культы.
  • Народные римские культы.
  • Культ императора.
  • Мистицизм.
  • Философские идеи.

Сплав философии и религии

Немалую роль оказала на возникновение христианства философия — скептицизм, эпикуреизм, кинизм, стоицизм. Заметно влиял и «средний платонизм» Филона с Александрии. Иудейский богослов, он фактически перешел на службу к римскому императору. Путем аллегорического толкования Библии Филон стремился слить воедино монотеизм иудейской религии (вера в единого бога) и элементы греко-римской философии.


Не меньше повлияли и нравственное учение римского философа-стоика и писателя Сенеки. Он рассматривал жизнь земную как преддверие к перерождению в потустороннем мире. Главным для человека Сенека считал обретение свободы духа через осознание божественной необходимости. Именно поэтому более поздние исследователи называли Сенеку «дядей» христианства.

Проблема датировки

Возникновение христианства неразрывно связано с проблемой датировки событий. Неоспоримым является факт – возникло оно в Римской империи на рубеже нашей эры. Но когда именно? И в каком месте грандиозной империи, которая охватывала все Средиземноморье, значительную часть Европы, Малую Азию?

Согласно традиционной трактовке, зарождение основных постулатов приходится на годы проповеднической деятельности Иисуса (30-33 гг. н. э.). Ученые с этим частично соглашаются, но добавляют, что вероучение составлено после казни Иисуса. Причем из четырех канонически признанных авторов Нового Завета лишь Матфей и Иоанн были учениками Иисуса Христа, являлись свидетелями событий, то есть контактировали с непосредственным источником учения.

Другие (Марк и Лука) часть информации уже приняли опосредованно. Очевидно, что становление вероучения растянулось во времени. Это естественно. Ведь за «революционным взрывом идей» во времена Христа наступил эволюционный процесс освоения и развития этих идей его учениками, которые и придали учению завершенный вид. Это заметно при анализе Нового Завета, написание которого продолжалось до конца I века. Правда, до сих пор существуют различные датировки книг: христианская традиция ограничивает написания священных текстов периодом в 2-3 десятилетия после смерти Иисуса, а некоторые исследователи растягивают этот процесс до середины II века.


Возникновение христианства на Руси

Исторически известно, что учение Христа распространяется в Восточной Европе в IX веке. На Русь новая идеология пришла не из какого-то единого центра, а по разным каналам:

  • из Причерноморья (Византия, Херсонес);
  • из-за Варяжского (Балтийского) моря;
  • по Дунаю.

Археологи свидетельствуют, что определенные группы руссов приняли крещение уже в IX веке, а не в X веке, когда Владимир окрестил киевлян в реке. Раньше Киева был крещен Херсонес – греческая колония в Крыму, с которой славяне поддерживали тесные связи. Контакты славянских народов с населением древней Тавриды с развитием экономических отношений постоянно расширялись. Население постоянно участвовало не только в материальной, но и духовной жизни колоний, куда отправлялись в ссылку первые изгнанники – христиане.

Также возможными посредниками в проникновении религии в восточнославянские земли могли быть готы, двигавшиеся с берегов Балтики к Черному морю. Среди них в IV веке распространял христианство в форме арианства епископ Ульфила, которому принадлежит перевод Библии на готский язык. Болгарский лингвист В. Георгиев выдвигает предположение, что праславянские слова «церковь», «крест», «Господь», вероятно, были унаследованы из готского языка.


Третий путь – придунайский, который ассоциируется с просветителями Кириллом и Мефодием. Главным лейтмотивом кирилло-мефодиевского учения был синтез достижений восточного и западного христианства на почве праславянской культуры. Просветители создали оригинальную славянскую азбуку, перевели богослужебные и церковно-канонические тексты. То есть, Кирилл и Мефодий заложили основы церковной организации на наших землях.

Официальной датой крещения Руси считается 988 год, когда князь Владимир I Святославович массово крестил жителей Киева.

Вывод

Возникновение христианства кратко охарактеризовать невозможно. Слишком много исторических загадок, религиозных и философских споров разворачивается вокруг этого вопроса. Однако более важной является идея, несомая этим учением: человеколюбие, сострадание, помощь ближнему, осуждение постыдных поступков. Не важно, как зарождалась новая религия, важно, что она привнесла в наш мир: веру, надежду, любовь.

Источник: www.syl.ru

В конце I в. до н.э. – начале I в. н.э. древнее Иудейское царство на Ближнем Востоке переживало эпоху своего окончательного заката. В 63 г. до н.э. его завоевал римский полководец Помпей, и впоследствии оно превратилось в провинцию Римской империи.


Где и как возникло христианство Власть иудейского царя стала почти номинальной, все сколько-либо важные дела решал римский наместник – прокуратор. Знать и жрецы единого бога Яхве, культ которого лежал в основе еврейской культуры, прельстившись покровительством могущественной римской державы, образовали партию саддукеев, говоря современным языком, коллаборационистскую, активно проводили в своих владениях римскую политику. В частности, саддукеи поощряли оставление некоторых религиозных устоев, расходившихся с их нравами. Их противниками выступали фарисеи – сторонники строгого иудейского благочестия, однако при формальном осуждении римской политики постоянно заключавшие с римлянами выгодные договора. От римской диктатуры и поборов, притеснений жрецов и знати, их противостояния с фарисеями страдал прежде всего простой народ. Скотоводы и земледельцы платили тяжелые подати римскому императору, своему царю и храмам. Выступления населения жестоко подавлялись знатью с помощью римских войск. В этот период среди простых верующих стали распространяться слухи, что бог Яхве согласно своему обещанию в иудейском писании скоро пришлет им на помощь вождя-избавителя – мессию, который избавит народ от римского гнета и установит царство справедливости. И в начале I в. н.э. в Иудее, действительно, появился человек, который называл себя Мессией (по-гречески Христос), и у которого нашлось много сторонников, заслушивавшихся его проповедями, следовавших за ним из города в город и вместе с ним передававших людям новые повеления бога Яхве. Звали этого человека Йешýа, в греческом варианте – Иисус.

В сложившейся к нашему времени христианской традиции считается, что Иисус родился в городе Вифлеем в I в. н.э., и, собственно, исторические периоды до нашей эры и нашей эры разделены именно каноническим годом рождения Иисуса. Некоторые историки, признающие реальное существование Иисуса, полагают, что он родился несколькими годами позже, сопоставляя библейские данные о его рождении с рядом научно подтвержденных исторических событий. Часть современных историков полагает, что Иисус – мифический персонаж, выдуманный первыми проповедниками Христианства для обоснования истинности божественных законов, которым они учили. Однако эта точка зрения скорее отражает распространившиеся в XXв. идеи научного атеизма. Обилие исторических источников, среди которых есть и нехристианские, свидетельствующих о появлении в указанное время в Иудее новоявленного пророка, неожиданное появление большого количества уверовавших в Христа людей в разных провинциях обширной Римской империи позволяет утверждать, что данный проповедник реально существовал и имел очень большой авторитет среди простых жителей ближневосточного римского владения.

Иисус называл себя человеком, посланным Богом для того чтобы указать угнетенным иудеям путь к спасению и счастью, и говорил, что его слова – это суть слова самого Бога. В своих проповедях он призывал людей полностью вернуться к соблюдению иудейского закона, ниспосланного Богом, при этом особо подчеркивал, что соблюдение должно касаться не только выполнения обрядов и правовых норм, но и предписанных Богом нравственных принципов. Таким образом, он обличал распространившиеся к тому времени в иудейском обществе пороки: роскошь и развращенность знати, лицемерие и погоню за влиянием фарисеев, пренебрежение жрецами собственным благочестием. Только после отказа от этих пороков, полного возвращения к иудейскому закону и следованию древним писаниям абсолютно во всем, будь то бытовой обычай или личное благонравие, можно было рассчитывать на милость Бога и избавление от бед. Также Иисус напоминал, что жизнь на этом свете преходяща, а истинная жизнь – это жизнь в загробном мире, которая вечная, и в которой человек получает то, что заслужил в жизни земной: богатства рая или огонь геенны. Элита иудейского общества восприняла учение Иисуса враждебно, поскольку он обличением ее пороков подрывал ее авторитет. Отвергали Иисуса и многие простые иудеи, потому что он не призывал к немедленному свержению власти римлян, а говорил, что прежде надо достичь должного уровня благочестия. В то же время, у него нашлось много сторонников, образовавших сначала особое течение в иудейской религии. По их сведениям, Иисус во время своих проповедей совершал небывалые чудеса, в частности, одним своим прикосновением исцелял тяжело и неизлечимо больных людей, и однажды после молитв, которые он вознес Богу, даже ожил умерший человек. Когда учение Иисуса широко распространилось по Иудее, знать и фарисеи решили его убить. По одним источникам (современной церковью признаваемых каноническими), фарисеи схватили Иисуса и передали римским властям, которые распяли его на кресте. Но спустя несколько дней Иисус воскрес из мертвых и, обратившись к своим ученикам с прощальной проповедью, вознесся на небо к Богу. По другим источникам (современная церковь считает их недостоверными), врагам не удалось схватить Иисуса, хотя они, действительно, хотели его распять, и он вознесся к Богу без смерти и воскресения.

Последователи и ученики Иисуса – апостолы, вскоре были подвергнуты преследованиям ортодоксальными иудеями и были Кто такие апостолывынуждены покинуть Иерусалим. В разных областях Иудейского царства они проповедовали учение Христа. К проповеди среди населения присоединялись и последователи самих апостолов, лично с Иисусом не общавшиеся. К таким относился ставший самым известным проповедником новой религии апостол Павел (Савл), родившийся в еврейской диаспоре города Тарс в Малой Азии и, вероятно, в детстве еще попавший в Иудею. В юности он сам был участником ортодоксально-иудейских гонений на христиан, но затем сам уверовал в Христа и признал его учение. Согласно книге Деяний Святых Апостолов, написанной Как развивалось раннее христианствопервыми христианскими проповедниками, около 34 г. н.э. он направился в Дамаск (Сирия), чтобы по указанию саддукейского первосвященника привести оттуда в Иерусалим христиан для наказания. По пути он внезапно услышал голос Иисуса, упрекнувший его в гонениях, после чего ослеп на три дня. В Дамаске от слепоты его исцелил христианин Анания. Потрясенный произошедшим, Павел уверовал в Иисуса и его учение, прошел обряд крещения – посвящения в христианскую веру через омовение или окропление водой. Павел не входил в число двенадцати евангельских апостолов, учившихся непосредственно от Иисуса, однако полученное, вероятно, в родном Тарсе воспитание сделало его хорошим знатоком греко-римских культуры и обычаев, позволяло легко находить общий язык с населением других провинций Римской империи, помимо Иудеи. Первоначально христиане Иерусалима не захотели принимать его в свои ряды, так как он внушал им сомнения, однако авторитетный проповедник Иосиф Варнава родом с острова Кипр заступился за него. Впоследствии Павел совершил ряд путешествий сначала по восточным провинциям Римской империи, а затем по этническим землям греков, проповедуя учение Христа. На Апостольском соборе (собрании) 51 г. в Иерусалиме Павел и Варнава выступили против сохранения в религии иудейских норм быта и права, так как это отталкивало от Христианства язычников и не способствовало успеху проповеди. Тогда произошел первый серьезный раскол в рядах христиан: часть, в том числе известный сподвижник самого Иисуса апостол Петр, поддержала Павла, другая же часть выступила за нерушимость установленного в Священном Писании иудейского закона.

В 66 г. вспыхнула война за независимость Иудеи (Иудейская война), продолжавшаяся до 70 г. и закончившаяся полным Какие события происходили в эпоху становления христианствауничтожением римскими войсками древнего иудейского государства. Примерно в это же время в Риме был обезглавлен апостол Павел, поскольку римляне не терпели попыток отвратить своих соплеменников от традиционной языческой религии. Христиане, следовавшие концепции о непротивлении любой власти, отказались принимать участие в войне и покинули Иерусалим до того как римляне сравняли город с землей. После этого наступает окончательное размежевание христианской и иудейской религий. Как и многие евреи, христиане после разорения римлянами родной земли покинули Палестину и расселились по разным римским провинциям, появились и в самой Италии. На новых местах своего проживания они продолжали призывать в свою религию коренное население. В этом тоже заключался один из принципов различия между Христианством и Иудаизмом: если иудеи полагали, что евреи – избранный Богом народ, и считали, что привлечение в Иудаизм людей другой национальности нежелательно, то христиане видели во всех людях, независимо от национальной принадлежности, «детей Божьих», считали, что Иисус пришел ко всему человечеству, и его учение следует доносить до всех. Все христиане, независимо от национальности, происхождения, имущественного положения считались равными в религии – «братьями во Христе». Учение, основанное на проповедях апостола Павла, быстро вытеснило другие первые христианские толкования, поскольку было наиболее понятно и приемлемо для людей, выросших в греко-римских традициях. Апостолы, владевшие греческим языком и письменностью, составили ряд трудов по жизнеописанию и истории пророческой деятельности Иисуса (евангелия), миссионерской деятельности христиан в первые годы после вознесения Иисуса к Богу, а апостол Павел в своих письменно зафиксированных обращениях к разным христианским общинам закрепил свод бытовых и нравственных правил, которым должен был следовать христианин. Письменные труды апостолов – первых христианских проповедников, вместе с текстами иудейских священных писаний были собраны в единую книгу – Библию (от греческого «вивлос – книга»), составив ее так называемый Новый Завет (в противоположность Ветхому Завету – иудейской части Библии).

Как уже говорилось, власти Римской империи не терпели попыток отвратить господствующую часть ее населения – римлян и греков, от традиционной языческой религии. В благоволении античных богов греко-римский мир видел залог своего благополучия и могущества, поэтому три столетия христиане подвергались порой поражающим воображение своей жестокостью преследованиям. Во время постоянно вспыхивавших гонений их массами бросали в тюрьмы, изощренным образом казнили, отдавали на растерзание диким зверям для публичной потехи, не щадя ни женщин, ни детей, ни стариков. Однако большинство христиан предпочитало сносить все пытки и умирать, не отрекаясь от единого Бога, в которого они уверовали, и Иисуса, так как единственной целью их жизни было войти в Царство Божие в грядущей вечности. Они были также убеждены, что незадолго до начала Судного Дня – времени, когда Бог завершит нынешнее бытие и отправит всех людей по их заслугам в земной жизни навечно в рай или ад, Иисус согласно своему обещанию вернется к людям и установит на земле царство справедливости, которого ждали еще иудеи. Стойкость христиан вынуждала имперские власти время от времени ослаблять притеснения, но затем преследования вспыхивали вновь. Тем не менее, вера в единого Бога и Иисуса Мессию продолжала распространяться среди все больших масс населения. Этому способствовала и христианская нравственность: христиане доброжелательно относились к окружающим, помогали старым, больным и обездоленным людям, жили только своим трудом.Как римские власти относились к христианам

Религиозное предписание братства верующих и притеснения со стороны властей побуждали христиан к прочному единению. В Как жили христиане в первые векахристианской общине царили взаимная любовь и взаимопомощь. Возглавлял общину христиан духовный лидер – епископ (по-гречески «блюститель, начальник»). Территория, на которой проживала община, называлась епархией. Она включала в себя город и села в его окрестностях. Епископы считались преемниками апостолов. Первоначально община сама избирала своего епископа из наиболее просвещенных в учении Христа и добродетельных людей. В больших общинах, где епископу трудно было справиться с управлением самому, он назначал себе помощников, которые все вместе составляли клир. Так формировались зачатки христианского духовенства, церкви как организации. Епископов и их помощников христиане почитали как своих духовных отцов, называя их по-гречески «паппас».

I – II вв. н.э. – это время так называемых апостольских мужей – учеников самих апостолов, доносивших учение Христа до широких масс античного населения. Помимо споров с языческими жрецами, они спорили и с многочисленными проповедниками так называемых гностических учений – религиозно-философских концепций, объединявших в себе элементы разных религий. В то время кроме, действительно, христианских учителей появились лжепроповедники, выдававшие себя за христиан, но наряду с учением Иисуса преподносившие народу и заимствования из языческих верований, и не имеющую отношения к словам Христа или апостолов греческую философию.

Среди самих христиан тоже не было полного единства в вопросах вероубеждения. Кто-то из апостольских мужей знал одну часть учения апостолов, кто-то – другую. Первоначально хранители христианского знания не могли точно определиться, кем был по своей сущности Иисус: человеком божественного происхождения, самим Богом, принявшим образ человека, или же занимал среднее положение между Богом и человеком. В одной части Евангелия он отрицает свою божественность, в другой же говорит, что является с Богом суть одним и тем же. В конце концов проповедники раннего Христианства выработали представление о Святой Троице – троичности Бога. Согласно этой концепции, Бог является единым, но состоит из трех лиц: Бога Отца, породившего Иисуса, который является Богом Сыном, и Бога Духа Святого – начала всех начал. В то же время все три лица Бога являются суть одним и тем же – Единым Богом. Часть первых христиан категорически отвергла эту концепцию, считая ее совершенным противоречием единству Бога, но впоследствии именно представление о божественном триединстве было принято официальной церковью.

В IV в. римские императоры, наконец, стали менять свое отношение к Христианству и его распространению. Христианскую религию исповедовало уже столько подданных Рима разных национальностей, что продолжать гонения на нее стало совершенно бессмысленным. И при этом древние стены «вечного города» не пали, гнев олимпийских богов не обрушился на население обширной империи. Кроме того, христиане с их сплоченностью и обыкновением не противиться властям могли бы стать в случае Где христиан впервые призналисоюза с императорами надежной опорой их трона. В 301 г. царь не входившей в Римскую империю, но имевшей с нею тесные культурные и экономические связи Армении Тиридат III сделал Христианство государственной религией своей страны. Древняя Армения стала первым христианским государством. В 313 г. императоры Константин и Лициний в городе Милан издали эдикт (законодательное постановление) о веротерпимости. Согласно ему, христиане получали все права римских граждан и могли свободно исповедовать свою религию. Сам Константин, впоследствии ставший единоличным правителем Римской империи и вошедший в историю под именем Константина Великого, называл себя христианином, но крещения не принимал, поскольку дляКогда христиане получили признание в Римской империи управления государством требовались действия, расходящиеся с христианской моралью (казни преступников, устранение политических врагов, ведение войн). В 337 г. уже умиравший император принял, наконец, крещение. Со времени правления Константина, когда Христианство получило государственное признание, происходит становление церкви в ее классической форме, унификация христианского вероубеждения, а также в определенной степени сращение церкви с государственной системой. Свобода исповедания Христианства стала привлекать в него бесконечный поток новых последователей, пока греко-римское язычество полностью не исчезло, уступив место учению Христа. Среди новых принявших крещение людей было много тех, кто не столько уверовал в единого Бога и Иисуса, сколько хотел оставить обременявшее его дорогими жертвоприношениями поклонение языческим богам или иметь надежную жизненную опору в лице христианской общины. Поэтому наряду со свободой распространения религии неизбежно происходило и обмирщление массы верующих в целом, ухудшение соблюдения христианских законов, снижение религиозного энтузиазма; среди христиан стали появляться и преступники, и мятежники. Необходимость удерживать под контролем всю массу народа побуждала глав христианской общины и государство тесно взаимодействовать и поддерживать друг друга.

С подачи императоров духовное руководство христиан было организовано по государственному подобию: границы епархий стали совпадать с границами территориальных единиц империи; все епископы стали подчиняться епископам Рима, которых все христиане называли Папами; появилась иерархия священнослужителей. Увеличение числа христиан теперь требовало возведения отдельных храмов в каждом селении, в каждом городском квартале. Местные общины, постоянно молящиеся в одном храме, возглавляли приходские священники. Епископов и приходских священников все реже выбирали сами общины, и все чаще их назначало высшее духовенство. Церковь превратилась в сложную по своей структуре организацию, деятельность которой обеспечивалась, а подчас и регламентировалась государственными органами. Объединение церкви требовало и выработки единых догматов христианской религии, устранения всех до сих пор существовавших противоречий и разных мнений относительно христианского вероубеждения. В 325 г. I Вселенский собор (собрание церковных иерархов) в городе Никее окончательно утвердил Когда христианство и церковь приобрели современный видконцепцию о сущности Иисуса, признав его Богом, сошедшим к людям в человеческой природе. Противники обожествления Иисуса – ариане (по имени основателя данного течения Ария, считавшего Иисуса человеком божественного происхождения, но не Богом), были осуждены собором и подверглись жестоким преследованиям со стороны государственной власти. В последующие века состоялось еще несколько Вселенских соборов, на которых вырабатывались все новые догмы единой религии. Оппоненты, упорно не желавшие признавать решение, принятое большинством заседателей собора, подвергались государственным репрессиям. Чтобы лишить общественной поддержки сторонников оппозиционных мнений – ересей (греческое «эресис – выбор»), право толковать Библию было предоставлено исключительно церкви, а рядовые верующие – миряне, должны были безоговорочно принимать церковные постановления как непреложную истину. Однако часто победа той или иной церковной партии была обусловлена благоволением лично императора. Так, в 730 г. император наследницы Древнего Рима Византии Лев III Исавр, опираясь на течение иконоборцев, запретил почитание икон – изображений Иисуса, его матери Марии и христианских святых, видя в нем подобие идолопоклонства. Однако на VII Вселенском соборе, состоявшемся в 787 г. в Никее, иконоборчество было осуждено как ересь.

Противостояние оппозиционных церковных партий было несчастьем для рядовых христиан, которым предписывали верить и молиться то одним образом, то другим. Случалось, что верховные иерархи церкви канонизировали, то есть, делали непреложным догматом, какое-либо решение собора, но местный епископ в какой-нибудь общине сам отказывался его признавать и запрещал принимать его своей пастве. Тогда верующие общины оказывались перед трудным выбором: оказаться изгоем среди своих, поддержав решение высшей иерархии, или вслед за своим духовным отцом подвергнуться государственному преследованию. Многие христиане в это период уходили от масс людей и селились в безлюдных местах среди гор, лесов, пустынь, либо занимались скитальчеством, всю жизнь посвящая исключительно служению Богу и проповеди. Так возникло монашество. Впоследствии, однако, оно было тоже полностью подчинено официальной церкви.Как появились монахи

Господствующее положение церкви, становившейся в сознании христиан посредником между людьми и Богом, в христианском Как завоевания мусульман повлияли на христианствомире укрепилось еще более после распространения на Ближнем Востоке Ислама и завоеваний Арабского Халифата. Именно в областях, захваченных мусульманами, проживало большинство традиционных христиан, чья религия мало изменилась со времен апостолов: отрицающих церковь как посреднический институт, считающих обязательным исполнение не только Нового, но и Ветхого завета Библии (насореи). После завоевания этих областей мусульманами, религия которых во многом соответствовала взглядам первохристиан, те почти все приняли Ислам, и христианский мир почти исключительно остался под влиянием церкви.

В период Вселенских Соборов (IV – VIIIвв.) с боем и кровью были выработаны основные догматы Христианства в его классической форме. К этому времени Христианство по своим вероучению и организации очень далеко ушло от первоначального варианта, когда оно выглядело скорее просто как ответвление Иудаизма. Его типичными чертами стали учение о триединстве Бога, обожествление Иисуса и наличие церкви как организации-посредника между массами верующих и Богом. Хотя служители церкви, согласно христианским представлениям, не имеют прямого контакта с Богом и высшими силами, но только они имеют право толковать Священное Писание, устанавливать религиозные нормы, признавать конкретных людей святыми, благодаря своему благочестию способными после своей смерти заступаться перед Богом за других христиан. В это период христианское учение начинает распространяться по Европе за пределами Римской и Византийской империй, постепенно вытесняя традиционные европейские верования.

Однако развитие Христианства как религиозной системы не закончилось эпохой Вселенских Соборов. Внесение в христианское учение новых догматов, изменение структуры церкви, различные переосмысления вероубеждения продолжались на протяжении всей дальнейшей истории христианской религии. Этому способствовали и социальная замкнутость церкви, непризнание ею критики со стороны мирян, и происходившие в Европе политические процессы. Возникали и исчезали новые ереси, сама церковь претерпевала серьезные внутренние конфликты, расколы. Первый серьезный раскол прежде единой христианской церкви – Великая Схизма, произошел в 1054 г. В связи с давним распадом Римской империи на Западную со столицей в Риме и Восточную (будущую Византийскую) со столицей в Константинополе власти не могли больше контролировать всю церковь. Постепенно накапливались расхождения в структурной организации и некоторых элементах вероубеждения западной и восточной части церкви, хотя формально единым главой ее все еще оставался Папа Римский. В связи с падением Западной Римской империи под ударами германских племен папы постепенно обрели политическую независимость и превратились в самодержавных монархов в церковных владениях. Это не устраивало византийских императоров, так как духовная власть папы над их подданными ставило их в зависимость от него при том, что папы все больше занимались не только духовными, но и политическими делами. В XI в. на почве Как разделились католическая и православная церквитерриториального конфликта между Византией и папским государством все накопившиеся религиозные противоречия вылезли наружу. Посланник папы Льва IX кардинал (высший сан западной церкви) Гумберт предал церковному проклятию главу восточной церкви патриарха Михаила Керулария, и тот, имея безусловную поддержку императора, проклял все папское посольство. Так прежде единая церковь распалась на Римско-Католическую (впоследствии известную как просто католическая) и Греко-Католическую. Главой Римско-Католической церкви оставался избираемый советом кардиналов – конклавом, Римский Папа, сосредоточивавший в своих руках все большие полномочия вплоть до самоличного внесения новых догм в вероучение. В связи с этим римская церковь особенно оказалась подверженной различным изменениям, вносившимся в нее иКак разделились Римская и Ортодоксальная церкви ее учение на протяжении всех последующих веков. Греческая церковь, возглавляемая Константинопольским патриархом, больше сохраняла прежние церковные традиции и вероучение, поскольку для внесения каких-либо изменений в ней требовался, как и прежде, созыв собора иерархов. Поэтому последователи Греко-Католической церкви стали называть ее учение ортодоксией (на старославянском языке «православие»), а саму церковь – ортодоксальной (по-славянски «православной»). Поскольку среди восточных славян Христианство проповедовали именно миссионеры восточной церкви, на Руси распространилось именно учение православного толка. В связи с захватом Константинополя в XVв. османами единая православная церковь распалась на несколько признающих, однако, правильность учения друг друга церквей, из которых по причине широты границ покровительствовавшего ей государства наибольшее число последователей имеет Русская Православная церковь.Какая из православных церквей имеет наибольшее количество последователей

Римско-католическая церковь сохранила свое собственное единство, однако с течением веков от нее отмежевался целый ряд новых Как разделялись церквинаправлений в Христианстве, причиной чего было недовольство верующих произвольным изменением папами религиозных догм, погружением церкви в мирские пороки, противодействие европейских правителей попыткам папы с помощью духовного влияния на народ ограничить их независимость. В 40-х гг. XIII в. от Римско-католической церкви Как из католической церкви выделялись теченияотделилась англиканская церковь, распространившая свое влияние в Англии, а затем во входивших в Британскую империю странах. Во многом повторяя устройство Римской церкви, англиканская церковь своим главой признает, однако, не римского папу, а английского короля. В XVI в. немецкий священник Мартин Лютер вытупил против Римской церкви и ее институтов, создав новое христианское направление – лютеранство, отличающееся простотой церковной системы, отрицанием всех догматов, не оговоренных в Библии, в том числе поклонения иконам, тесной связанностью церкви с народом и подчинением ее Как возник протестантизмгосударственной власти. Распространение лютеранства привело к тяжелой гражданской войне между севером и сохранившем верность католической церкви югом Германии, в ходе которой лютеране отстояли свое право на господствующее положение в северных германских землях. Первых лютеран называли протестантами («протестующими»), и впоследствии это название распространилось на все религиозные течения, отмежевавшиеся от римского католицизма. В частности, на кальвинистов – последователей перенявшего многие идеи Мартина Лютера и дополнившего их своими трудами французского проповедника Жана Кальвина. Во Франции кальвинисты (гугеноты) долго и жестоко враждовали с католиками, смогли отстоять свое право на свободу вероисповедания, но слишком широкой популярности их учение в Европе не набрало. Поэтому впоследствии многие кальвинисты уехали в Северную Америку. Протестансткие течения тоже нередко дробились, чему способствовала появившаяся возможность свободно толковать Библию практически любому верующему. Целый ряд новых религиозных течений возник в позднее Средневековье в Англии, из которых наиболее известное – пуританизм (местная форма кальвинизма), предусматривающий строгое следование Новому Завету, отвержение всех традиций и обрядов, не предусмотренных в Библии, в частности, систему епископата, украшения храмов.

С европейскими колонистами Христианство распространилось по всему земному шару, став, несмотря на раздробленность на множество течений, самой многочисленной последователями мировй религией. Оно оказало сильнейшее влияние на европейскую культуру, не только закрепив нормы морали, но и передав народам ключ к богатому наследию древнего греко-римского мира.Как христианство стало самой распространенной религией

 

Источник: history-thema.com

В VII–XI веках, между старым Римом и новым, разворачивается религиозное соперничество. Константинополь был прав юридически, Рим – в силу традиции. Папы и патриархи наращивали титулы и земли до тех пор, пока вплотную не столкнулись друг с другом. В IX веке дело дошло до взаимных проклятий, но через некоторое время общение было восстановлено, а в XI веке, в 1054 году, произошло окончательное разделение единой христианской Церкви на две части – Западную и Восточную. Каждая половина развивалась самостоятельно, в силу внутренних резервов. За Западной частью закрепилось наименование Католической Церкви, в силу того, что папы имели титул Вселенских (Всеримских) епископов, «кафоликос», по-гречески, значит Вселенский.

За тысячу лет разделения, эти части Церкви существенно разошлись в принципах внутреннего устройства. Римская Церковь избрала путь укрепления папской власти. Первоначально, высшим органом правления в Западной и Восточных Церквях, был Собор или Собрание. На соборах присутствовали патриархи, митрополиты, епископы, священники, представители императора, обычные граждане империи. Это был демократический принцип правления.

Собор возглавлял Сам Иисус Христос, Он подлинный глава Церкви. Несмотря на то, что Христа не было зримо с учениками, Он реально возглавлял Церковь. На Востоке сохранился этот принцип правления до настоящего времени. Все пятнадцать Поместных (местных) Православных Церквей управляются Соборами.

На Западе поступили по-иному, усиливая папскую власть. Постепенно, главой Римской Церкви стал папа, которому присягали не верность кардиналы, епископы и духовенство, как вассалы королю. Последний полноценный Собор Западной Церкви состоялся в XIV веке. Он представлял собой еще некоторую власть, однако после этого, Соборы на Западе, хоть и проводились, но реальной властью не обладали, поскольку просто фиксировали готовые законодательные акты, принятые папой. Власть Римского первосвященника, «раба рабов Божиих», с веками увеличивалась.

Поначалу, он был первым среди равных, как Восточные патриархи, затем видимой главой Церкви, после единственной главой, наместником Бога на земле, и, наконец, после II Ватиканского Собора, приобрел юридически власть Бога. Сейчас, согласно церковным постановлениям Римского престола, папа может изменить действие Бога, он непогрешим в своем мнении и действиях, если они возвещаются с кафедры, слово папа всегда и во всем прав, даже если вся Католическая Церковь как один человек скажет «нет». Он выше Собора, выше государственной власти, он один – Католическая Церковь, согласно решениям II Ватиканского Собора, состоявшегося в середине XX века.

Православная Церковь сохранила древнегреческий принцип правления, демократический Собор. Патриархи на Востоке сейчас лишь первые среди равных, не более того. Они – епископы, как и другие архиереи Православной Церкви и обладают всей полнотой власти только в пределах своей епархии или округа, во внутренние дела прочих епископов, патриархи не вправе вмешиваться. Власть патриарха не распространяется на всю Поместную Церковь. Дела общецерковного масштаба вправе решать только Вселенский (Всеобщий) Собор, которых в истории Церкви было семь.

На данном историческом этапе, воссоединение двух ветвей единой некогда Церкви, практически невозможно, в силу разных принципов внутреннего устройства. Воссоединение реально только при равных системах управления, которые отражают в себе и догматическое (вероучительное) содержание. Это всецело зависит от Римского папы, поскольку только он, добровольно сложив с себя часть полномочий, может пожелать соединиться с Восточными Церквями. Юридически любые союзы Католической Церкви с иными религиозными объединениями означают автоматическое присоединение их к Римском престолу. Естественно, Восточные Патриархи на это не пойдут, поскольку в этом случае они должны будут признать непогрешимость и главенство папы, а не Христа, что противоречит вероучительным истинам Православия.

Вообще, сам термин «Православие» возник достаточно рано, В IV–VI веках. Православие или правильно славить (Бога) означает неизменное вероучение, которое храниться со времен Иисуса Христа. Православие, ли Ортодоксия, означает еще и традиционность. Иными словами, Православная Церковь – это Традиционная Церковь, хранящая древние традиции, это консервативная и неименная Церковь. Термин «Православный» возник в связи с ересями и сектами, которые тоже называли себя христианами, но на самом деле таковыми не являлись. Православными издревле называли себя все, кто придерживался традиционных взглядов на религию, кто неизменно содержал учение апостолов. Во времена расколов и внутрицерковных потрясений христианской Церкви. Римские папы в VIII веке называли себя православными хранителями веры апостолов. Это было письменно изложено Римским папой Львом X, который приказывал высечь традиционно Православное вероучение на каменных плитах и выставить ее всеобщее обозрение в Риме.

В раннее средневековье, Римский престол непоколебимо придерживался Православия, к его авторитету порой прибегали Восточные Епископы. С IV–VII века на Востоке было сосредоточено все богатство философской и богословской мысли Церкви. В это время Восток был неизмеримо выше в культурном отношении и образованности. Запад просто воспринимал и копировал, а чаще упрощал научные и культурные достижения Востока. Там не возникало богословских прений, поскольку не существовало собственной философской школы.

Одним из пунктов разногласия между Восточной и Западной частью христианской Церкви в 1054 году был балканский вопрос. Юридически Балканы и Восточная Европа принадлежали Риму, но эта была окраина империи, глушь, на которую никто не претендовал. Во второй половине IX века на Балканы была направлена церковная миссия Константинополя, которую возглавили Константин (в монашестве Кирилл) и Мефодий. Они отправились к славянам, воинственному народу, которому Византия время от времени платила дань. Миссия на Балканы была успешной. Помимо религиозного соперничества, Восток и Запад конфликтовал политически. В раннее средневековье шел раздел сфер влияния в Европе. Византийскую культуру и религию восприняла Восточная Европа, которая тяготела к Константинополю политически. С IV по XI века, Византия была сильнейшим и могущественнейшим государством Европы.

На Русь Православие пришло через князя Владимира, который вел успешные переговоры с Византией. Политический союз с Константинополем был закреплен браком князя Владимира с греческой царевной Анной. Князь Владимир с дружиной принял христианство и, прибыв на родину, крестил Киев и окрестности. Это произошло в 988 году и получило наименование в истории «крещение Руси». Киевская Русь вступила в сообщество христианских государств Западной Европы, в европейскую цивилизацию. Крещение Киева осуществлялось прибывшими из Греции священниками, которые рукоположили во священники несколько русских.

Имеются исторические данные о том, что христианство проникло на Русь значительно раньше, из Скандинавии, куда попало из Восточной Римской империи. Некоторые историки утверждают, что на киевских горах, был ученик Иисуса Христа – апостол Андрей. Вновь образованную Церковь возглавили митрополиты-греки, а Русская Церковь, была греческой митрополией до XV века.

Некоторые утверждают, что на Балканах провел некоторое время своего отрочества Иисус. Первоначально, самая маленькая и безнадежная, Русская митрополия стала самой крупной, территориально и экономически превосходящая Константинопольскую патриархию. В середине XV века, Русская митрополия стала патриархатом, самостоятельной Поместной Церковью. В это же время пал Константинополь, исчезла Византийская христианская империя.

Единственно мощным православным государством осталось Московское княжество, которое вскоре стало царством. Русские цари приняли миссию защитников Православия и в XVI веке была создана политическая и религиозная теория «Москва – Третий Рим». Русского царя признали своим государством большинства славян и греков, уже шла речь о перенесении столицы Восточной Римской империи в Москву. Но, греки сказали «нет», и этой идее не суждено было осуществиться.

Католическая Церковь занималась активной миссионерской деятельностью, посланцы папы попадали на вновь открытые земли. Но, католичество раздирали внутренние противоречия, порожденные всепоглощающей властью папы. Пик папской власти приходиться на XIII век, когда перед папой трепетали короли Западной Европы. Папа мог отказать в коронации и освободить подданных от присяги королю. Постепенно, стало нарастать недовольство, феодалы сопротивлялись церковной опеки.

Противостояние вылилось в религиозное течение, получившее название Протестантизма. В XVI–XVII веках протестанты вели войны с папским престолом и армиями католических государей. Идеологами протестантизма выступили Мартин Лютер в Германии, Кальвин в Швейцарии, король Генрих VIII в Англии. Основанные ими религиозные вероучения получили название лютеранства, кальвинизма и англиканства. Они отрицали непогрешимость и всевластие папы, а также всего с этим связанного.

Что касается англиканства, то в этом случае дела обстояли значительно проще. Король Генрих VIII не получил от папы разрешение на развод и отказался ему подчиняться. Представители Римского престола были выдворены из Англии, на их место были рукоположены ставленники короля, позже сформировалось и вероучение, которое поначалу не отличалось католического. Протестантизм охватил значительную часть Европы, так, что папству пришлось активно защищаться. Таким образом, католичество, как и некогда христианская Церковь, разделилась на две части. Протестантизм распался еще на несколько течений, о которых мы уже говорили: лютеранство, кальвинизм и англиканство. Англиканство стало государственной религией Англии, а протестантизм попал в Северную Америку, и распространился на всю Европу.

В настоящее время протестантизм утратил, за исключением английской Церкви, монолитность. Каждое течение распалось на множество направлений. Разные направления зашли настолько далеко, что христианством их можно назвать очень условно. И, помимо того у всех трех ветвей христианства – православия, католичества и протестантизма имеется масса сект.

Секты отрицают традиционные Церкви, священство, многие Таинства, обряды, иконы, кресты, порой храмы. Секты явления постоянное в истории христианства, они сопровождают Церковь всегда. Обычно секты существуют небольшое, в сравнении с Церковью время, они быстро изживают себя сами и исчезают. Уже в первые годы христианства существовали секты. В I веке была печально известна секта николаитов, о которой теперь уже никто не помнит. Церковь потрясали расколы, представляющие собой отделение части от целого Церкви, при сохранении вероучения последней. Они также были недолговечны.

Подводя итоги, можно сказать, что сейчас христианство представлено тремя ветвями – православием, католицизмом и протестантизмом, а также множеством расколов и сект. Что касается сект, то они называются христианскими в пропагандистских целях, по-настоящему в их вероучениях содержится совсем немного от апостольского Предания. Протестантизм и католицизм имеют некоторые особенности в вероучении, отличающих их от изначального христианского учения времени Единой Церкви.

Православная, или Ортодоксальная (Традиционная) христианская Церковь, из всех вышеперечисленных ветвей единой Церкви, отличается большей консервативностью. Именно это качество выделялось Иисусом, Который завещал, накануне вознесения, своим ученикам и последователям, сохранить Церковь в том виде, в котором Христос ее оставил. Церковь предназначена быть эталоном веры и нравственности для всего человечества. Она должна быть идеалом, к которому надлежит стремиться.

Православная Церковь сохранила чистоту христианского вероучения. В ней и в настоящее время живут святые, происходят исцеления больных, мироточат иконы. Что же касается понятия о чистоте веры, то наличие слишком сложной атрибутики мешает пониманию веры.

То же происходило и в Католической Церкви, хотя в последние столетие, справедливость канонизации святых вызывает некоторые сомнения. Верность решения о канонизации (признании святыми) деятелей Католической Церкви, достаточно относительна, поскольку жизнь этих людей, их вера и нравственные качества, могут быть оценены по-разному.

Протестантизм, вообще лишен мощей святых, их там нет, не говоря уже о сектах. Признание святости верующего – это не чье-то решение, или мнение группы заинтересованных лиц, а факт обозначения свойств святости Самим Богом. Люди, умершие давно, пребывают в нетленном состоянии. Их тела не разлагаются, не подвержены гниению, от них происходит исцеления больных людей. Святые, еще при жизни пользовались известностью за праведность и чистоту жизни, духовные советы и благодеяния.

Факт наличия мощей (не разлагающихся тел) святых в Церкви, православные христиане считают свидетельством признания этой Церкви Самим Христом, ибо Он первый победил смерть, Его Тело стало нетленным и приобрело особые качества. Признание Церкви Богом, посредством явления в ней мощей святых, означает, что и вероучение соответствует и равно чистоте Церкви, созданной Христом. Это и есть та самая Церковь, глава которой Христос.

То, к чему стремятся истинно верующие православные – это внутренне соответствовать ей.

Следующая глава >

Источник: religion.wikireading.ru



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.