В конце I в. до н.э. – начале I в. н.э. древнее Иудейское царство на Ближнем Востоке переживало эпоху своего окончательного заката. В 63 г. до н.э. его завоевал римский полководец Помпей, и впоследствии оно превратилось в провинцию Римской империи.Где и как возникло христианство Власть иудейского царя стала почти номинальной, все сколько-либо важные дела решал римский наместник – прокуратор. Знать и жрецы единого бога Яхве, культ которого лежал в основе еврейской культуры, прельстившись покровительством могущественной римской державы, образовали партию саддукеев, говоря современным языком, коллаборационистскую, активно проводили в своих владениях римскую политику. В частности, саддукеи поощряли оставление некоторых религиозных устоев, расходившихся с их нравами. Их противниками выступали фарисеи – сторонники строгого иудейского благочестия, однако при формальном осуждении римской политики постоянно заключавшие с римлянами выгодные договора.


римской диктатуры и поборов, притеснений жрецов и знати, их противостояния с фарисеями страдал прежде всего простой народ. Скотоводы и земледельцы платили тяжелые подати римскому императору, своему царю и храмам. Выступления населения жестоко подавлялись знатью с помощью римских войск. В этот период среди простых верующих стали распространяться слухи, что бог Яхве согласно своему обещанию в иудейском писании скоро пришлет им на помощь вождя-избавителя – мессию, который избавит народ от римского гнета и установит царство справедливости. И в начале I в. н.э. в Иудее, действительно, появился человек, который называл себя Мессией (по-гречески Христос), и у которого нашлось много сторонников, заслушивавшихся его проповедями, следовавших за ним из города в город и вместе с ним передававших людям новые повеления бога Яхве. Звали этого человека Йешýа, в греческом варианте – Иисус.

В сложившейся к нашему времени христианской традиции считается, что Иисус родился в городе Вифлеем в I в. н.э., и, собственно, исторические периоды до нашей эры и нашей эры разделены именно каноническим годом рождения Иисуса. Некоторые историки, признающие реальное существование Иисуса, полагают, что он родился несколькими годами позже, сопоставляя библейские данные о его рождении с рядом научно подтвержденных исторических событий. Часть современных историков полагает, что Иисус – мифический персонаж, выдуманный первыми проповедниками Христианства для обоснования истинности божественных законов, которым они учили.


нако эта точка зрения скорее отражает распространившиеся в XXв. идеи научного атеизма. Обилие исторических источников, среди которых есть и нехристианские, свидетельствующих о появлении в указанное время в Иудее новоявленного пророка, неожиданное появление большого количества уверовавших в Христа людей в разных провинциях обширной Римской империи позволяет утверждать, что данный проповедник реально существовал и имел очень большой авторитет среди простых жителей ближневосточного римского владения.

Иисус называл себя человеком, посланным Богом для того чтобы указать угнетенным иудеям путь к спасению и счастью, и говорил, что его слова – это суть слова самого Бога. В своих проповедях он призывал людей полностью вернуться к соблюдению иудейского закона, ниспосланного Богом, при этом особо подчеркивал, что соблюдение должно касаться не только выполнения обрядов и правовых норм, но и предписанных Богом нравственных принципов. Таким образом, он обличал распространившиеся к тому времени в иудейском обществе пороки: роскошь и развращенность знати, лицемерие и погоню за влиянием фарисеев, пренебрежение жрецами собственным благочестием. Только после отказа от этих пороков, полного возвращения к иудейскому закону и следованию древним писаниям абсолютно во всем, будь то бытовой обычай или личное благонравие, можно было рассчитывать на милость Бога и избавление от бед.


кже Иисус напоминал, что жизнь на этом свете преходяща, а истинная жизнь – это жизнь в загробном мире, которая вечная, и в которой человек получает то, что заслужил в жизни земной: богатства рая или огонь геенны. Элита иудейского общества восприняла учение Иисуса враждебно, поскольку он обличением ее пороков подрывал ее авторитет. Отвергали Иисуса и многие простые иудеи, потому что он не призывал к немедленному свержению власти римлян, а говорил, что прежде надо достичь должного уровня благочестия. В то же время, у него нашлось много сторонников, образовавших сначала особое течение в иудейской религии. По их сведениям, Иисус во время своих проповедей совершал небывалые чудеса, в частности, одним своим прикосновением исцелял тяжело и неизлечимо больных людей, и однажды после молитв, которые он вознес Богу, даже ожил умерший человек. Когда учение Иисуса широко распространилось по Иудее, знать и фарисеи решили его убить. По одним источникам (современной церковью признаваемых каноническими), фарисеи схватили Иисуса и передали римским властям, которые распяли его на кресте. Но спустя несколько дней Иисус воскрес из мертвых и, обратившись к своим ученикам с прощальной проповедью, вознесся на небо к Богу. По другим источникам (современная церковь считает их недостоверными), врагам не удалось схватить Иисуса, хотя они, действительно, хотели его распять, и он вознесся к Богу без смерти и воскресения.

Последователи и ученики Иисуса – апостолы, вскоре были подвергнуты преследованиям ортодоксальными иудеями и были


Кто такие апостолывынуждены покинуть Иерусалим. В разных областях Иудейского царства они проповедовали учение Христа. К проповеди среди населения присоединялись и последователи самих апостолов, лично с Иисусом не общавшиеся. К таким относился ставший самым известным проповедником новой религии апостол Павел (Савл), родившийся в еврейской диаспоре города Тарс в Малой Азии и, вероятно, в детстве еще попавший в Иудею. В юности он сам был участником ортодоксально-иудейских гонений на христиан, но затем сам уверовал в Христа и признал его учение. Согласно книге Деяний Святых Апостолов, написанной Как развивалось раннее христианствопервыми христианскими проповедниками, около 34 г. н.э. он направился в Дамаск (Сирия), чтобы по указанию саддукейского первосвященника привести оттуда в Иерусалим христиан для наказания. По пути он внезапно услышал голос Иисуса, упрекнувший его в гонениях, после чего ослеп на три дня. В Дамаске от слепоты его исцелил христианин Анания. Потрясенный произошедшим, Павел уверовал в Иисуса и его учение, прошел обряд крещения – посвящения в христианскую веру через омовение или окропление водой.

вел не входил в число двенадцати евангельских апостолов, учившихся непосредственно от Иисуса, однако полученное, вероятно, в родном Тарсе воспитание сделало его хорошим знатоком греко-римских культуры и обычаев, позволяло легко находить общий язык с населением других провинций Римской империи, помимо Иудеи. Первоначально христиане Иерусалима не захотели принимать его в свои ряды, так как он внушал им сомнения, однако авторитетный проповедник Иосиф Варнава родом с острова Кипр заступился за него. Впоследствии Павел совершил ряд путешествий сначала по восточным провинциям Римской империи, а затем по этническим землям греков, проповедуя учение Христа. На Апостольском соборе (собрании) 51 г. в Иерусалиме Павел и Варнава выступили против сохранения в религии иудейских норм быта и права, так как это отталкивало от Христианства язычников и не способствовало успеху проповеди. Тогда произошел первый серьезный раскол в рядах христиан: часть, в том числе известный сподвижник самого Иисуса апостол Петр, поддержала Павла, другая же часть выступила за нерушимость установленного в Священном Писании иудейского закона.

В 66 г. вспыхнула война за независимость Иудеи (Иудейская война), продолжавшаяся до 70 г. и закончившаяся полным Какие события происходили в эпоху становления христианствауничтожением римскими войсками древнего иудейского государства.


имерно в это же время в Риме был обезглавлен апостол Павел, поскольку римляне не терпели попыток отвратить своих соплеменников от традиционной языческой религии. Христиане, следовавшие концепции о непротивлении любой власти, отказались принимать участие в войне и покинули Иерусалим до того как римляне сравняли город с землей. После этого наступает окончательное размежевание христианской и иудейской религий. Как и многие евреи, христиане после разорения римлянами родной земли покинули Палестину и расселились по разным римским провинциям, появились и в самой Италии. На новых местах своего проживания они продолжали призывать в свою религию коренное население. В этом тоже заключался один из принципов различия между Христианством и Иудаизмом: если иудеи полагали, что евреи – избранный Богом народ, и считали, что привлечение в Иудаизм людей другой национальности нежелательно, то христиане видели во всех людях, независимо от национальной принадлежности, «детей Божьих», считали, что Иисус пришел ко всему человечеству, и его учение следует доносить до всех. Все христиане, независимо от национальности, происхождения, имущественного положения считались равными в религии – «братьями во Христе». Учение, основанное на проповедях апостола Павла, быстро вытеснило другие первые христианские толкования, поскольку было наиболее понятно и приемлемо для людей, выросших в греко-римских традициях.

остолы, владевшие греческим языком и письменностью, составили ряд трудов по жизнеописанию и истории пророческой деятельности Иисуса (евангелия), миссионерской деятельности христиан в первые годы после вознесения Иисуса к Богу, а апостол Павел в своих письменно зафиксированных обращениях к разным христианским общинам закрепил свод бытовых и нравственных правил, которым должен был следовать христианин. Письменные труды апостолов – первых христианских проповедников, вместе с текстами иудейских священных писаний были собраны в единую книгу – Библию (от греческого «вивлос – книга»), составив ее так называемый Новый Завет (в противоположность Ветхому Завету – иудейской части Библии).

Как уже говорилось, власти Римской империи не терпели попыток отвратить господствующую часть ее населения – римлян и греков, от традиционной языческой религии. В благоволении античных богов греко-римский мир видел залог своего благополучия и могущества, поэтому три столетия христиане подвергались порой поражающим воображение своей жестокостью преследованиям. Во время постоянно вспыхивавших гонений их массами бросали в тюрьмы, изощренным образом казнили, отдавали на растерзание диким зверям для публичной потехи, не щадя ни женщин, ни детей, ни стариков. Однако большинство христиан предпочитало сносить все пытки и умирать, не отрекаясь от единого Бога, в которого они уверовали, и Иисуса, так как единственной целью их жизни было войти в Царство Божие в грядущей вечности.


и были также убеждены, что незадолго до начала Судного Дня – времени, когда Бог завершит нынешнее бытие и отправит всех людей по их заслугам в земной жизни навечно в рай или ад, Иисус согласно своему обещанию вернется к людям и установит на земле царство справедливости, которого ждали еще иудеи. Стойкость христиан вынуждала имперские власти время от времени ослаблять притеснения, но затем преследования вспыхивали вновь. Тем не менее, вера в единого Бога и Иисуса Мессию продолжала распространяться среди все больших масс населения. Этому способствовала и христианская нравственность: христиане доброжелательно относились к окружающим, помогали старым, больным и обездоленным людям, жили только своим трудом.Как римские власти относились к христианам

Религиозное предписание братства верующих и притеснения со стороны властей побуждали христиан к прочному единению. В Как жили христиане в первые векахристианской общине царили взаимная любовь и взаимопомощь. Возглавлял общину христиан духовный лидер – епископ (по-гречески «блюститель, начальник»). Территория, на которой проживала община, называлась епархией.


а включала в себя город и села в его окрестностях. Епископы считались преемниками апостолов. Первоначально община сама избирала своего епископа из наиболее просвещенных в учении Христа и добродетельных людей. В больших общинах, где епископу трудно было справиться с управлением самому, он назначал себе помощников, которые все вместе составляли клир. Так формировались зачатки христианского духовенства, церкви как организации. Епископов и их помощников христиане почитали как своих духовных отцов, называя их по-гречески «паппас».

I – II вв. н.э. – это время так называемых апостольских мужей – учеников самих апостолов, доносивших учение Христа до широких масс античного населения. Помимо споров с языческими жрецами, они спорили и с многочисленными проповедниками так называемых гностических учений – религиозно-философских концепций, объединявших в себе элементы разных религий. В то время кроме, действительно, христианских учителей появились лжепроповедники, выдававшие себя за христиан, но наряду с учением Иисуса преподносившие народу и заимствования из языческих верований, и не имеющую отношения к словам Христа или апостолов греческую философию.

Среди самих христиан тоже не было полного единства в вопросах вероубеждения. Кто-то из апостольских мужей знал одну часть учения апостолов, кто-то – другую. Первоначально хранители христианского знания не могли точно определиться, кем был по своей сущности Иисус: человеком божественного происхождения, самим Богом, принявшим образ человека, или же занимал среднее положение между Богом и человеком.


одной части Евангелия он отрицает свою божественность, в другой же говорит, что является с Богом суть одним и тем же. В конце концов проповедники раннего Христианства выработали представление о Святой Троице – троичности Бога. Согласно этой концепции, Бог является единым, но состоит из трех лиц: Бога Отца, породившего Иисуса, который является Богом Сыном, и Бога Духа Святого – начала всех начал. В то же время все три лица Бога являются суть одним и тем же – Единым Богом. Часть первых христиан категорически отвергла эту концепцию, считая ее совершенным противоречием единству Бога, но впоследствии именно представление о божественном триединстве было принято официальной церковью.

В IV в. римские императоры, наконец, стали менять свое отношение к Христианству и его распространению. Христианскую религию исповедовало уже столько подданных Рима разных национальностей, что продолжать гонения на нее стало совершенно бессмысленным. И при этом древние стены «вечного города» не пали, гнев олимпийских богов не обрушился на население обширной империи. Кроме того, христиане с их сплоченностью и обыкновением не противиться властям могли бы стать в случае Где христиан впервые призналисоюза с императорами надежной опорой их трона. В 301 г. царь не входившей в Римскую империю, но имевшей с нею тесные культурные и экономические связи Армении Тиридат III сделал Христианство государственной религией своей страны. Древняя Армения стала первым христианским государством. В 313 г. императоры Константин и Лициний в городе Милан издали эдикт (законодательное постановление) о веротерпимости. Согласно ему, христиане получали все права римских граждан и могли свободно исповедовать свою религию. Сам Константин, впоследствии ставший единоличным правителем Римской империи и вошедший в историю под именем Константина Великого, называл себя христианином, но крещения не принимал, поскольку дляКогда христиане получили признание в Римской империи управления государством требовались действия, расходящиеся с христианской моралью (казни преступников, устранение политических врагов, ведение войн). В 337 г. уже умиравший император принял, наконец, крещение. Со времени правления Константина, когда Христианство получило государственное признание, происходит становление церкви в ее классической форме, унификация христианского вероубеждения, а также в определенной степени сращение церкви с государственной системой. Свобода исповедания Христианства стала привлекать в него бесконечный поток новых последователей, пока греко-римское язычество полностью не исчезло, уступив место учению Христа. Среди новых принявших крещение людей было много тех, кто не столько уверовал в единого Бога и Иисуса, сколько хотел оставить обременявшее его дорогими жертвоприношениями поклонение языческим богам или иметь надежную жизненную опору в лице христианской общины. Поэтому наряду со свободой распространения религии неизбежно происходило и обмирщление массы верующих в целом, ухудшение соблюдения христианских законов, снижение религиозного энтузиазма; среди христиан стали появляться и преступники, и мятежники. Необходимость удерживать под контролем всю массу народа побуждала глав христианской общины и государство тесно взаимодействовать и поддерживать друг друга.

С подачи императоров духовное руководство христиан было организовано по государственному подобию: границы епархий стали совпадать с границами территориальных единиц империи; все епископы стали подчиняться епископам Рима, которых все христиане называли Папами; появилась иерархия священнослужителей. Увеличение числа христиан теперь требовало возведения отдельных храмов в каждом селении, в каждом городском квартале. Местные общины, постоянно молящиеся в одном храме, возглавляли приходские священники. Епископов и приходских священников все реже выбирали сами общины, и все чаще их назначало высшее духовенство. Церковь превратилась в сложную по своей структуре организацию, деятельность которой обеспечивалась, а подчас и регламентировалась государственными органами. Объединение церкви требовало и выработки единых догматов христианской религии, устранения всех до сих пор существовавших противоречий и разных мнений относительно христианского вероубеждения. В 325 г. I Вселенский собор (собрание церковных иерархов) в городе Никее окончательно утвердил Когда христианство и церковь приобрели современный видконцепцию о сущности Иисуса, признав его Богом, сошедшим к людям в человеческой природе. Противники обожествления Иисуса – ариане (по имени основателя данного течения Ария, считавшего Иисуса человеком божественного происхождения, но не Богом), были осуждены собором и подверглись жестоким преследованиям со стороны государственной власти. В последующие века состоялось еще несколько Вселенских соборов, на которых вырабатывались все новые догмы единой религии. Оппоненты, упорно не желавшие признавать решение, принятое большинством заседателей собора, подвергались государственным репрессиям. Чтобы лишить общественной поддержки сторонников оппозиционных мнений – ересей (греческое «эресис – выбор»), право толковать Библию было предоставлено исключительно церкви, а рядовые верующие – миряне, должны были безоговорочно принимать церковные постановления как непреложную истину. Однако часто победа той или иной церковной партии была обусловлена благоволением лично императора. Так, в 730 г. император наследницы Древнего Рима Византии Лев III Исавр, опираясь на течение иконоборцев, запретил почитание икон – изображений Иисуса, его матери Марии и христианских святых, видя в нем подобие идолопоклонства. Однако на VII Вселенском соборе, состоявшемся в 787 г. в Никее, иконоборчество было осуждено как ересь.

Противостояние оппозиционных церковных партий было несчастьем для рядовых христиан, которым предписывали верить и молиться то одним образом, то другим. Случалось, что верховные иерархи церкви канонизировали, то есть, делали непреложным догматом, какое-либо решение собора, но местный епископ в какой-нибудь общине сам отказывался его признавать и запрещал принимать его своей пастве. Тогда верующие общины оказывались перед трудным выбором: оказаться изгоем среди своих, поддержав решение высшей иерархии, или вслед за своим духовным отцом подвергнуться государственному преследованию. Многие христиане в это период уходили от масс людей и селились в безлюдных местах среди гор, лесов, пустынь, либо занимались скитальчеством, всю жизнь посвящая исключительно служению Богу и проповеди. Так возникло монашество. Впоследствии, однако, оно было тоже полностью подчинено официальной церкви.Как появились монахи

Господствующее положение церкви, становившейся в сознании христиан посредником между людьми и Богом, в христианском Как завоевания мусульман повлияли на христианствомире укрепилось еще более после распространения на Ближнем Востоке Ислама и завоеваний Арабского Халифата. Именно в областях, захваченных мусульманами, проживало большинство традиционных христиан, чья религия мало изменилась со времен апостолов: отрицающих церковь как посреднический институт, считающих обязательным исполнение не только Нового, но и Ветхого завета Библии (насореи). После завоевания этих областей мусульманами, религия которых во многом соответствовала взглядам первохристиан, те почти все приняли Ислам, и христианский мир почти исключительно остался под влиянием церкви.

В период Вселенских Соборов (IV – VIIIвв.) с боем и кровью были выработаны основные догматы Христианства в его классической форме. К этому времени Христианство по своим вероучению и организации очень далеко ушло от первоначального варианта, когда оно выглядело скорее просто как ответвление Иудаизма. Его типичными чертами стали учение о триединстве Бога, обожествление Иисуса и наличие церкви как организации-посредника между массами верующих и Богом. Хотя служители церкви, согласно христианским представлениям, не имеют прямого контакта с Богом и высшими силами, но только они имеют право толковать Священное Писание, устанавливать религиозные нормы, признавать конкретных людей святыми, благодаря своему благочестию способными после своей смерти заступаться перед Богом за других христиан. В это период христианское учение начинает распространяться по Европе за пределами Римской и Византийской империй, постепенно вытесняя традиционные европейские верования.

Однако развитие Христианства как религиозной системы не закончилось эпохой Вселенских Соборов. Внесение в христианское учение новых догматов, изменение структуры церкви, различные переосмысления вероубеждения продолжались на протяжении всей дальнейшей истории христианской религии. Этому способствовали и социальная замкнутость церкви, непризнание ею критики со стороны мирян, и происходившие в Европе политические процессы. Возникали и исчезали новые ереси, сама церковь претерпевала серьезные внутренние конфликты, расколы. Первый серьезный раскол прежде единой христианской церкви – Великая Схизма, произошел в 1054 г. В связи с давним распадом Римской империи на Западную со столицей в Риме и Восточную (будущую Византийскую) со столицей в Константинополе власти не могли больше контролировать всю церковь. Постепенно накапливались расхождения в структурной организации и некоторых элементах вероубеждения западной и восточной части церкви, хотя формально единым главой ее все еще оставался Папа Римский. В связи с падением Западной Римской империи под ударами германских племен папы постепенно обрели политическую независимость и превратились в самодержавных монархов в церковных владениях. Это не устраивало византийских императоров, так как духовная власть папы над их подданными ставило их в зависимость от него при том, что папы все больше занимались не только духовными, но и политическими делами. В XI в. на почве Как разделились католическая и православная церквитерриториального конфликта между Византией и папским государством все накопившиеся религиозные противоречия вылезли наружу. Посланник папы Льва IX кардинал (высший сан западной церкви) Гумберт предал церковному проклятию главу восточной церкви патриарха Михаила Керулария, и тот, имея безусловную поддержку императора, проклял все папское посольство. Так прежде единая церковь распалась на Римско-Католическую (впоследствии известную как просто католическая) и Греко-Католическую. Главой Римско-Католической церкви оставался избираемый советом кардиналов – конклавом, Римский Папа, сосредоточивавший в своих руках все большие полномочия вплоть до самоличного внесения новых догм в вероучение. В связи с этим римская церковь особенно оказалась подверженной различным изменениям, вносившимся в нее иКак разделились Римская и Ортодоксальная церкви ее учение на протяжении всех последующих веков. Греческая церковь, возглавляемая Константинопольским патриархом, больше сохраняла прежние церковные традиции и вероучение, поскольку для внесения каких-либо изменений в ней требовался, как и прежде, созыв собора иерархов. Поэтому последователи Греко-Католической церкви стали называть ее учение ортодоксией (на старославянском языке «православие»), а саму церковь – ортодоксальной (по-славянски «православной»). Поскольку среди восточных славян Христианство проповедовали именно миссионеры восточной церкви, на Руси распространилось именно учение православного толка. В связи с захватом Константинополя в XVв. османами единая православная церковь распалась на несколько признающих, однако, правильность учения друг друга церквей, из которых по причине широты границ покровительствовавшего ей государства наибольшее число последователей имеет Русская Православная церковь.Какая из православных церквей имеет наибольшее количество последователей

Римско-католическая церковь сохранила свое собственное единство, однако с течением веков от нее отмежевался целый ряд новых Как разделялись церквинаправлений в Христианстве, причиной чего было недовольство верующих произвольным изменением папами религиозных догм, погружением церкви в мирские пороки, противодействие европейских правителей попыткам папы с помощью духовного влияния на народ ограничить их независимость. В 40-х гг. XIII в. от Римско-католической церкви Как из католической церкви выделялись теченияотделилась англиканская церковь, распространившая свое влияние в Англии, а затем во входивших в Британскую империю странах. Во многом повторяя устройство Римской церкви, англиканская церковь своим главой признает, однако, не римского папу, а английского короля. В XVI в. немецкий священник Мартин Лютер вытупил против Римской церкви и ее институтов, создав новое христианское направление – лютеранство, отличающееся простотой церковной системы, отрицанием всех догматов, не оговоренных в Библии, в том числе поклонения иконам, тесной связанностью церкви с народом и подчинением ее Как возник протестантизмгосударственной власти. Распространение лютеранства привело к тяжелой гражданской войне между севером и сохранившем верность католической церкви югом Германии, в ходе которой лютеране отстояли свое право на господствующее положение в северных германских землях. Первых лютеран называли протестантами («протестующими»), и впоследствии это название распространилось на все религиозные течения, отмежевавшиеся от римского католицизма. В частности, на кальвинистов – последователей перенявшего многие идеи Мартина Лютера и дополнившего их своими трудами французского проповедника Жана Кальвина. Во Франции кальвинисты (гугеноты) долго и жестоко враждовали с католиками, смогли отстоять свое право на свободу вероисповедания, но слишком широкой популярности их учение в Европе не набрало. Поэтому впоследствии многие кальвинисты уехали в Северную Америку. Протестансткие течения тоже нередко дробились, чему способствовала появившаяся возможность свободно толковать Библию практически любому верующему. Целый ряд новых религиозных течений возник в позднее Средневековье в Англии, из которых наиболее известное – пуританизм (местная форма кальвинизма), предусматривающий строгое следование Новому Завету, отвержение всех традиций и обрядов, не предусмотренных в Библии, в частности, систему епископата, украшения храмов.

С европейскими колонистами Христианство распространилось по всему земному шару, став, несмотря на раздробленность на множество течений, самой многочисленной последователями мировй религией. Оно оказало сильнейшее влияние на европейскую культуру, не только закрепив нормы морали, но и передав народам ключ к богатому наследию древнего греко-римского мира.Как христианство стало самой распространенной религией

 

Источник: history-thema.com

Истоки учения и первые последователи

Наверняка каждый знает, что христианская религия основывается на Новом Завете — писании, в котором повествуется о жизни, деяниях и учениях Сына Божьего – Иисуса Христа. Однако новозаветные идеи тесно переплетаются с Ветхим Заветом, заимствованным из древнего Священного Писания иудеев Танаха, ведь история гласит о том, что Иисус из Назарета родился евреем, был обрезан, чтил и соблюдал иудейские традиции и праздники, был прихожанином синагоги. Первые единомышленники, верные последователи Христа, а затем и апостолы также были выходцами из еврейской общины. Именно эти люди, согласно Писанию, способствовали распространению христианского учения среди других народов, ранее исповедующих язычество.

Кто первый принял христианство: история становления религии

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что “первопроходцами” и распространителями христианской религии были евреи, населявшие территории Междуречья (Средиземноморье, Палестина), которые входили тогда в состав Римской Империи, а могущественное культурное влияние этого древнего государства позволило эффективно распространять новое вероисповедание среди других этнических групп. Вскоре последователи христианства появились на территориях Сирии, Армении, Эфиопии, затем религиозное течение распространилось среди славян, германских, финских и балтийских народов. Уже в новейшее время благодаря процессу колонизации, активным действиям миссионеров и проповедников религия нашла последователей в Америке, Австралии, Канаде.

Со временем христианская церковь претерпевала множество изменений, а нарастающая проблема в отличии религиозных и культурных традиций у разных народов привела к расколу и образованию трех разных направлений:

  • католицизм или католичество (под руководством Папы Римского);
  • православие (во главе церкви находится Константинопольский патриархат);
  • протестантизм (совокупность независимых церквей и религиозных союзов).

Первейшее христианское государство

Как мы уже выяснили, христианское учение зародилось в древней Римской империи, а именно – на землях современного Израиля. Однако, несмотря на это факт, вовсе не Рим и не родина еврейского народа впервые провозгласили христианство официальным государственным вероисповеданием. На Земле Обетованной еще 300 лет ученики и последователи Христа подвергались преследованиям, гонениям, репрессиям, не находя понимания, отклика и поддержки у своего же народа.

Первой в истории страной, принявшей христианство на государственном уровне, стала Великая Армения – древнее государство, просуществовавшее на территориях Армянского нагорья более 600 лет.

Историки утверждают, что царь Трдат III Великий провозгласил христианство единственной государственной религией Великой Армении в 301 году нашей эры. До этого времени он был ярым и жестоким гонителем христиан. Почему же так вышло?

Первейшее христианское государство

Согласно найденным сочинениям, в 287 году Трдат, сопровождаемый войсками римского легиона, прибыл в Армению для того, чтобы отстоять свое право на отцовский престол. Совершая традиционное жертвоприношение языческим богам, царь заметил, что один из его сподвижников, Григорий, являющийся христианином, отказывается поклоняться и приносить жертву идолам. В ходе пылких разбирательств Трдат выяснил, что Григорий – сын убийцы царя Хосрова II, отца Трдата. За это бывшего царского сподвижника заключили в темницу для смертников – Хор Вирап (ныне известный армянский монастырь).

Спустя 13 лет после заключения Григория Трдат III после перенесенного душевного потрясения сильно заболел. Ни одно доступное средство не помогало царю в борьбе с хворью, однако его сестра видела сны, в которых Григорий исцеляет больного правителя Армении.

Не найдя иного выхода, Трдат велел освободить своего бывшего сподвижника из каменной ямы и привести в столицу государства Вагаршапат. Именно там истовыми молитвами и обращениями к Господу Григорий излечил царя от недуга, приведя его таким образом к вере.

После чудесного исцеления царь Трдат III Великий нарек Григория Просветителем, принял от него крещение и сделал все возможное для распространения и популяризации христианского вероисповедания на территориях Великой Армении, посвятив борьбе с язычеством весь остаток своей жизни.

Источник: religiya.temaretik.com

Причины возникновения новой религии — христианства. Рим, завоевав множество народов, установил такой гнет над ними, какого люди не знали прежде. Но особенно тяжело было евреям, которые населяли римскую провинцию — Сирию и Палестину. Частью этой провинции являлось бывшее государство евреев Иудея. Все средства борьбы за освобождение были уже испробованы, но не дали ощутимых результатов. Однако оставалось последнее: надежда на Бога Яхве. Евреи верили, что он не оставит их и освободит от римского угнетения.
Иисус Христос и его учение. Евреи полагали, что Иисус Христос послан Богом именно к ним, а не к другим народам, потому что большинство евреев не знали многобожия, а признавали одного Бога Яхве. Еврейская религия, в отличие от религии греков, римлян, египтян и других народов, не имела множества созданных богов. Вот почему в еврейской среде, первоначально в Палестине, а вскоре и по всему Средиземноморью распространились слухи о рождении Иисуса Христа. Вера в Христа, а позже и в его учение, получила название — христианство, а тех, кто поддерживал эту веру, называли христианами.
С рождения Иисуса Христа началась новая историческая «эра» — наша эра. Мы и сейчас считаем годы до нашей эры или нашей эры, а в старых книгах встречаем до или после Рождества Христова (P. X.). О том, что Иисус Христос является исторической личностью, свидетельствует «Библия» — священная книга христиан и евреев, а также многочисленные источники, достоверность которых признана современной наукой.
Иисус учил, что усовершенствовать себя духовно можно только через крещение. Этот первый шаг поможет облегчить души и сердца и даст возможность понять всю несправедливость земной жизни. Люди тогда смогут не только положительно относиться к своим врагам, но и полюбить их, простить обиды, не будут отвечать злом на зло, смогут презирать богатство. Таким образом, только через веру в Иисуса Христа и духовную любовь к Богу люди смогут избавиться от грехов, всех бед и несчастий.
3. Христианские заповеди. Моральному и духовному очищению человека способствуют христианские заповеди — законы, которые были даны Богом евреям через пророка Моисея. Таких заповедей десять, три из них учат, как чтить Бога, все же последующие — как нужно относиться к людям: чтить родителей, не убивать, не красть, быть справедливым, быть верным мужу и жене, не врать, не завидовать.
Так христианство, не призывая к борьбе, разрешало все проблемы моральным и духовным очищением человека. В реальной жизни любой открытый протест против тяжелых условий существования жестоко подавлялся.
Организация христианской церкви. С самого начала христианство провозгласило равенство всех перед Богом независимо от положения. Христиане были организованы в общины, в которых все верующие владели одинаковыми правами и пользовались общим имуществом. Дух Христа господствовал над всей общиной.
Христиане признавали только одного Бога и выступали против жертвоприношений римским языческим богам. За это христиан преследовали: их приговаривали к смертной казни, бросали хищникам, сжигали живыми.
Христианство — государственная религия империи. Время шло. Постепенно идеи христианства о спасении человека от всех несчастий, о вечной жизни его души притягивали все большее количество людей. Идеи христианского терпения и смирения, непротивления злу воспринимали не только бедняки, но и люди средних и даже богатых слоев населения.
В 325 г. при императоре Константине христианство было признано государственной религией Римской империи. Новая религия должна была способствовать укреплению императорской власти и самой империи.

Источник: www.istmira.com



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.