Друзья, не сочтите за желание кого то поучать, просто хочется напомнить о том чем мы должны жить, это во первых, а во вторых, пока нет возможности рожать что то свое, активность ваша снизилась, вопросов нет, так что подождем пока закончатся дачно-лесные хлопоты, «перебиваясь» на том что уже есть. Так вот предлагаю вашему вниманию статью архимандрита Кирилла (Говорунова), полагаю получим пользу от её прочтения, хотя понимаю что не большие материалы воспринимаются легче, но не все же нам маночку глотать не жуя, нужно переходить потихоньку на взрослое питание…

протоиерей Георгий ОсиповМеню пользователя

Краткий обзор православного вероучения

По свидетельству апостола Иоанна: «Бог есть любовь» (I Ин. 4, 8. 16). Продолжая мысль апостола любви, автор трактата О божественных именах, подписанного именем Дионисия Ареопагита, перечисляет также такие Божественные свойства как добро, свет, красота, жизнь, премудрость и т.д.


г не только обладает этими свойствами, но также является их источником, как об этом свидетельствует апостол Иаков: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов (Иак. 1, 17). Бог восхотел, чтобы к Его любви, благости, красоте был причастен еще кто-то. С этой целью Он создал мир и человека в нем.
Сотворенный мир не стал продолжением сущности Божией. Его бытие совершенно иное по отношению к бытию Бога. По мысли псевдо-Дионисия Ареопагита, по сравнению с бытием сотворенного мира, Бог обладает сверх-бытием, бесконечно превосходящим бытие мира и человека (О божественных именах, О таинственном богословии). По свидетельству святителя Афанасия Александрийского, сотворенный мир не рожден Богом, но произошел как акт Его благой воли (Против ариан).

Венцом мироздания стал человек, будучи сотворен по образу и подобию Божию, как о том свидетельствует Священное Писание: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему <…> И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его» (Быт. 1, 26-27). Человек единственный получил образ Божий. Даже об Ангелах, которые тоже были сотворены Богом как разумные существа, не говорится, что они сотворены по образу и подобию Божию. Ангелы были созданы бесплотными, а человек сочетал в себе как духовное так и материальное начало — он получил душу и тело. Душа представляет духовный невидимый мир, а тело — материальный, видимый.


Хотя человек создан совершенным, он был призван восходить к еще большему совершенству. Путь этот, по мысли святителя Григория Нисского, бесконечен, как бесконечен Сам Бог (О жизни Моисея). Идя этим путем, человек должен был становиться причастником божественной благодати, благости, любви, красоты — того, что преподобный Максим Исповедник называл благобытием. Он должен был постепенно уподобляться Богу. В восхождении к совершенству и уподоблении Богу была положена цель человеческой жизни. По мысли некоторых Отцов Церкви, эта цель в Священном Писании названа подобием Божиим (Быт. 1, 26). Согласно данной интерпретации, когда в Священном Писании говорится о сотворении человека по образу и по подобию Божию, имеется ввиду, что образ Божий человеку дан, а подобие — задано как цель жизни. Преподобный Иоанн Дамаскин говорит об этом следующими словами: «Выражение: по образу — указывает на способность ума и свободы; тогда как выражение: по подобию — означает уподобление Богу в добродетели, насколько оно возможно для человека» (Точное изложение православной веры). Эта цель в православной традиции называется также обóжением. Смысл данного слова в том, что человек по благодати должен стать тем, чем Бог является по природе. То есть человек должен приобрести те качества, которые имеет Бог. Только в отличие от Бога, Который обладает этими качествами по самому Своему естеству и у Которого эти качества не имеют другого источника кроме Него Самого, у человека все богоподобные качества могут быть только приобретенными и их источником может быть только Бог. Восходя к совершенству, человек должен был приводить к Богу все видимое творение. Через человека весь сотворенный видимый мир должен был стать причастником божественных благ.


Чтобы беспрепятственно восходить к совершенству и достигать богоподобия, все в большей мере приобщаясь к божественной любви и благости, человек должен был хранить верность своему Творцу. Эта верность должна была проявляться в соблюдении данной Им заповеди, которая состояла в том, чтобы не вкушать плодов от дерева познания добра и зла, насажденного в раю (Быт. 2, 16-17).

Диаволу — главе отпавших от Бога Ангелов, ставших демонами — было невыносимо видеть, как человек непрестанно восходит в своей любви и познании Бога. Из зависти он попытался направить человека по ложному пути и удалить его от Бога. Для этого он явился в виде змея в райском саду жене первого человека — Еве — и предложил нарушить заповедь Божью, вкусив от дерева познания добра и зла (Быт. 3, 1-5). Ева, а через нее и Адам, послушались змея и преступили повеление Божье, предав тем самым Божью любовь и утратив ту тесную и непосредственную связь со своим Господом, которую они имели ранее (Быт. 3, 6-8). Так произошло грехопадение. В результате того, что люди отвернулись от Бога, они лишились источника благодати, жизни, радости, любви.


человеке зародилась склонность ко злу, которую он оказался не в состоянии исправить собственными усилиями, — то состояние греха, которое апостол Павел описывает следующими словами: «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю <…>. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» (Рим. 7, 15. 18-19). Результатом грехопадения стали помрачение ума, слабость воли, разлад души, а также болезни тела и в конце концов физическая смерть человека. Поскольку состояние всего окружающего мира было поставлено в прямую зависимость от состояния человеческого естества, болезнь последнего привела к тому, что во все видимое творение Божие тоже вошла болезнь. В Священном Писании об этом сказано, что земля, из которой сначала произрастало «всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи» (Быт. 2, 9), после грехопадения начала давать «терния и волчцы» (Быт. 3, 18).

Преступлением заповеди о невкушении плодов с дерева познания добра и зла человек воздвиг стену между собой и Богом, утратил связь со своим Творцом и приобрел непреодолимую склонность ко злу. Это проявилось уже в самом начале человеческой истории сразу после грехопадения, когда старший сын павших прародителей Адама и Евы — Каин — убил своего младшего брата Авеля (Быт.


8). Человечество все больше погрязало во зле. Недружелюбие и неприязнь между отдельными людьми переросли во вражду и войны между целыми народами. Зло господствовало и умножалось, как это красочно описывает раннехристианский апологет святитель Мелитон Сардийский в своем гимне О Пасхе: Адам «оставил своим детям в наследство не целомудрие, но блуд, не нетленность, но тленность, не честь, но бесчестие, не свободу, но рабство, не царство, но тиранию, не жизнь, но смерть, не спасение, но погибель. Неслыханной и страшной была погибель людей на земле. Ибо вот что с ними случалось: они были захватываемы тираническим грехом и уводимы в страны страстей, где пленялись ненасытными удовольствиями, прелюбодеянием, блудом, извращениями, страстями, сребролюбием, убийствами, кровосмешениями, тиранией зла, тиранией беззакония. Ибо отец поднимал меч на сына, сын поднимал руку на отца и, нечестивый, ударял во вскормившие его сосцы, брат умерщвлял своего брата, пришелец клеветал на пришельца, друг убивал друга, человек зарезал человека злодейской рукой. И на земле все рождались если не человекоубийцы, то братоубийцы, отцеубийцы, детоубийцы <…> Этому же радовался грех. Будучи соработником смерти, он проникал в души людей и приготавливал ей в пищу тела мертвых. Грех оставлял след в каждой душе, и если у кого размещался, того тут же умещвлял».

Бог сразу после грехопадения первых людей обещал послать им Искупителя, который освободил бы их от тления и смерти (Быт.


15), и немедленно начал приуготовлять пришествие в мир Спасителя человеческого рода. В приготовлении пришествия в мир Мессии-Спасителя состоял смысл священной истории спасения, которая началась сразу после грехопадения и кульминацией которой стало воплощение Сына Божия. Важной вехой этой истории стало избрание праведного патриарха Авраама, чтобы произвести от него народ, из которого должен был родиться Мессия. Когда этот избранный народ умножился, Бог даровал ему через пророка Моисея Закон — нормы, регулировавшие различные стороны его жизни, а также служившие критерием того, что есть зло и что есть добро. Это было особенно важно в мире, где нравственные критерии были размыты и каждый трактовал зло и добро по-своему. Закон представлял избранному еврейскому народу образец, какой должна быть праведная жизнь. Однако Закон в своей полноте был заведомо невыполним. Зло, гнездившееся в человеческой природе в результате грехопадения, не давало людям, даже знавшим, какой должна быть праведная жизнь, и желавшим жить такой жизнью, возможности исполнить Закон. Об этом пишет апостол Павел: «Я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай <…>. Ибо мы знаем, что закон духовен, а я плотян, продан греху <…>. По внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» (Рим. 7, 7-23). Чтобы спасти человеческий род, освободив его от грехи и смерти, на землю сошел Сам Бог, соединив с собой человеческое естество.


Вочеловечение или воплощение Сына Божия стало осуществлением чаяний падшего человечества о спасении. Благодаря ему человеческое естество получило исцеление от греха и смерти. Для спасения человеческого рода принципиальным было то, что к нему сошел и с ним соединился Сам Бог. Если бы воплотился не Бог, но одно из Его творений, пусть даже самых высоких, спасение было бы невозможно. Спасение также не было бы возможно, если бы с Богом соединился не подлинный человек, а некий суррогат человека. Таким образом, важнейшей предпосылкой спасения является соединение подлинного Бога с подлинным человеком, как об этом, в частности, писал священномученик Ириней Лионский: «Если не <подлинный> человек победил противника человека, тогда враг так по-настоящему и не побежден; если не Бог даровал спасение, тогда мы не можем быть уверены, что получили это спасение <…>. Если человек не соединился с Богом, тогда он так и не смог получить нетление» (Против ересей). При этом важно, что как божество, так и человечество, соединившись, не утратили своих свойств, но остались подлинным божеством и подлинным человечеством и после соединения. Так, говоря о воплотившемся Боге, святитель Афанасий Александрийский подчеркивает: «Ибо из-за того Он стал человеком, что не перестал быть Богом. Также из-за того Он является Богом, что не утрачивает человеческого» (Против ариан).


Подлинность божества и человечества, соединившихся в результате боговоплощения, предполагает также их полноту или «совершенство», как выражались Отцы Церкви. В частности, чтобы вся человеческая природа стала причастницей спасения, вся она должна была быть воспринята Сыном Божиим при воплощении, как об этом свидетельствует святитель Григорий Богослов: «Что не воспринято, то не уврачевано; тó спасается, что соединилось с Богом» (Богословское письмо 101). Чтобы получить исцеление от греха и смерти, Бог Слово соединил с Собой все человеческое естество, включая ум, душу, волю, деятельное начало (или по-гречески энергию). Христос, таким образом, имел два естества и соответственно две воли, два действия (энергии).

Еще одним принципиальным условием спасения человеческого естества было нераздельное соединение божества и человечества. Иисус Христос, имея богочеловеческую (богомужную) двойственность, обладал единым цельным бытием. Если бы божество и человечество Христа не были соединены в единое целое существо, обладающее единым бытием, спасение человечества также не было возможным, потому что человечество не могло бы в полной мере причаститься божеству и благодатных плодов спасения. Святитель Кирилл Александрийский, выступивший апологетом единства Христа, говорил о Христе как «едином живом Существе» (К Суксенсу). Человечество было не просто присоединено к божеству, но «стало собственным <человечеством> Слова, и мы помышляем единого Сына вместе с ним (человечеством)» (К Суксенсу).


С точки зрения православной традиции, Христос один и един. Единство Его бытия на языке церковного богословия выражено термином «ипостась». Единая ипостась Христа тождественна Ипостаси Бога Слова, Который стал человеком. Во Христе как едином цельном Существе мы различаем божество и человечество, которые являются ипостасно соединенными природами. Ипостасное соединение означает соединение реальное, не призрачное, объединяющее две природы в единое бытие, существующее как единое целое. Единство богочеловека Христа и способ соединения в Нем двух природ нашли развернутое выражение в оросе IV Вселенского собора, бывшего в Халкидоне:

«Последуя Святым Отцам, все согласно научаем исповедовать одного и того же Сына, Господа Нашего Иисуса Христа, совершенного в божестве и совершенного в человечестве; одного и того же истинно Бога и истинно человека, из души разумной и тела, единосущного Отцу по божеству и единосущного нам по человечеству, во всем подобного нам корме греха, Рожденного прежде веков от Отца по божеству, а в последние дни нас ради и нашего ради спасения от Марии Девы Богородицы по человечеству; одного и того же Христа, Сына, Господа, Единородного, в двух естествах неслитно, неизменно, нераздельно, неразлучно познаваемого, так что соединением нисколько не упраздняется различие естеств, но скорее сохраняется свойство каждого естества и они соединяются во единое лицо и единую ипостась; не рассекаемого или разделяемого на два лица, но Одного и того же Сына и Единородного, Бога Слово, Господа Иисуса Христа, как о Нем учили прежде пророки и Сам Господь Иисус Христос научил нас, и как то предал нам символ отцов».


Спасение человеческой природы через соединение с божественной было, с одной стороны, особым действием второй Ипостаси Святой Троицы, а с другой стороны — общим действием всей Святой Троицы.

Важнейшей миссией Христа было открытие тайны Святой Троицы, как Сам Он говорил Своим ученикам: «Никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11, 27). То, что Бог есть Троица, является христианским новозаветным откровением. Хотя отдельные указания на троичность Божественного бытия можно найти и в Ветхом Завете, для человечества, жившего до Христа, эта тайна оставалась закрытой. Откровение о том, что Бог есть Троица, принес в мир Сын Божий, передав его Церкви. Самостоятельно познать тайну Троицы не в силах никто — приобщение к ней возможно только по действию и просвещению Святого Духа, как об этом свидетельствует апостол Павел, говоря об иудеях, не познавших Христа: «Покрывало доныне остается неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом. Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; но когда обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается» (II Кор. 3, 14-16). Для того, чтобы Дух Святой посетил человека и вложил в его сердце ведение тайны бытия Пресвятой Троицы, человек должен иметь веру и очищенное от пороков сердце, как об этом сказано в Евангелии: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5, 8).

Итак, христианское Откровение свидетельствует, что Бог есть Троица и Едúница одновременно: троица Лиц или Ипостасей и едúница Сущности. Свт. Василий Великий определяет ипостась как частное, особенное и неповторимое, а сущность — как общее, принадлежащее всем божественным Ипостасям (Письмо 38). Три Ипостаси Святой Троицы — это Отец, Сын и Дух Святой. Отец имеет отличительное свойство, которого не имеет ни Сын, ни Дух Святой. Это свойство нерожденности. Также Сын имеет Свое особое свойство, которое отличает Его от Отца и Духа Святого — свойство рождения от Отца. И Дух Святой отличается от Отца и Сына тем, что исходит от Отца. Нужно остерегаться проводить какие-либо аналогии между тем рождением и исхождением, которые мы знаем из нашего человеческого опыта, и божественным рождением и исхождением, которые называются так условно, чтобы отличить Отца от Сына и Духа, Сына — от Отца и Духа и Духа — от Отца и Сына. «Образ рождения и образ исхождения для нас непостижим, — говорит преп. Иоанн Дамаскин, — что, конечно, различие между рождением и исхождением есть, это мы узнали, но какой образ различия — этого никак не постигаем» (Точное изложение православной веры).

В троице Ипостасей один Отец является безначальным, а Сын и Дух Святой имеют начало — Отца: Сын, как рождающийся от Него, и Дух, как исходящий. Дух Святой исходит только от Отца, а не и от Сына, потому что рождать и изводить является личным свойством Отца, отличающим Его как от Сына, так и от Духа Святого. Несмотря на то, что Отец является началом Святой Троицы, все Ее Лица равны между собой — среди них нет старших и подчиненных. Сын не ниже Отца, и Дух Святой не ниже Отца и Сына.

Отец, Сын и Дух Святой не разделяются, но лишь различаются между Собой. Это не три бога, но один Бог. Также божественные Лица не существуют сами по себе, поскольку не обладают каждое своей особой сущностью, но имеют одну общую божественную Сущность. Все, чем обладает Отец, кроме отцовства как Своего отличительного свойства, принадлежит также Сыну и Духу Святому, то есть относится к общей Сущности трех Ипостасей Святой Троицы. То же самое можно сказать о Сыне и Духе Святом. Отец, Сын и Дух Святой имеют каждый не такую же, но ту же Сущность, поэтому являются единосущными друг другу. Как пишет свят. Григорий Богослов: «Сын — не Отец, потому что Отец — один, но то же, что Отец. Дух не Сын, хотя и от Бога (потому что Единородный — один), но то же, что Сын. И Три — единое по Божеству, и Единое — три по личным свойствам» (Беседа 31). Такие свойства Бога как любовь, благость, справедливость, всемогущество и бесконечное число других свойств относятся к божественной Сущности и являются общими для всех Лиц Святой Троицы. Как Лица не возможно помыслить без Сущности, так и Сущность немыслима без Лиц. Лица и Сущность нельзя разделять между собой, но можно лишь мысленно различать. Как пишет тот же свят. Григорий Богослов: «Я еще не начал думать о Едúнице, как Троица озаряет меня Своим сиянием. Едва я начал думать о Троице, как Едúница снова охватывает меня» (Беседа 30).

В Святой Троице мы также различаем божественную Сущность и божественное Действие или «Энергию». Божественная Сущность остается непостижимой как для людей, так и для Ангелов. Бог постигается только благодаря Своему Действию, которое также именуется Благодатью, божественным Светом и т.д. Это Действие нетварно, но оно и не некий второй бог. Мы можем его лишь различать, но не отделять от божественной Сущности. Божественная благодать является общей для всех Лиц Святой Троицы и являет миру все Божество. Именно с помощью этой благодати Бог сотворил весь видимый и невидимый мир и содержит его в бытии. Именно благодаря этой нетварной благодати все творение Божие приобщается превечному божественному Бытию и приобретает возможность обóжения. Именно этой благодатью живет Церковь Христова.

Господь и Бог наш Иисус Христос, вознесшись через сорок дней после Своего Воскресения на Небеса и воссев одесную Отца, оставил на земле Свою Церковь. В день праздника Пятидесятницы, когда на Апостолов, по обетованию Господню, сошел в виде разделяющихся языков пламени Дух Святой, Он объединил их в Церковь Христову. В Церкви Господь Сам пребывает среди верующих в Него, так как Церковь является Его Телом, а ее члены — членами Его Тела (I Кор. 6, 15; 12, 12; Еф. 5, 30). Христос есть Глава Церкви (Еф. 5, 23; Кол. 1, 18). Он основал ее как Ковчег спасения, в котором верные спасаются от духовной смерти и достигают спасения и обóжения. Вне этого Ковчега спасения нет, как нет истинного и полного общения со Христом, а через Него — со Святой Троицей, ибо в таком общении — Богообщении — и состоит спасение человека.

Церковь одна и нет других Церквей — как один Христос, являющийся единственным Главой лишь одного Тела. Кто говорит о нескольких Церквах или разделяет Церковь, тот исповедует, что Христос имеет несколько тел, либо же раздробляет Его Тело. Многие человеческие сообщества, исповедующие то или иное учение о Христе, в силу чего именуются «исповеданиями» или «конфессиями», называют себя «Церковью Христовой», однако не являются таковой и восхищают то, что принадлежит лишь Единой, Соборной и Апостольской Церкви, о которой говорится и в Символе веры.

Верные получают благодать Божью, а через нее и спасение, через Таинства Церкви. Число Таинств, сложившееся в Церкви исторически, семь: Евхаристия, Крещение, Миропомазание, Покаяние, Елеосвящение, Священство, Брак.

Таинство Евхаристии или Благодарения было установлено Самим Господом Иисусом Христом на Тайной Вечере перед Его спасительными страданиями, когда Он, «взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: приимите, ядите; сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из нее все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» (Мк. 14, 22-24). Таким образом, Таинство Евхаристии было установлено как Таинство преложения хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы. Всякий, кто причащается Тела и Крови Господа, становится одним Телом с Ним и через Него приобщается божественному Бытию. Где не совершается Евхаристия, там не осуществляется таинство спасения, по слову Самого Господа: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день <…> Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6, 53-56).

Вступление в Церковь осуществляется через Таинство Крещения. Крещение состоит в троекратном погружении крещающегося в воду, соединенном с призыванием имени Отца, Сына и Святого Духа. Крещающемуся оставляются все его грехи. После Крещения он готов к обновленной жизни во Христе. Возможно лишь одно крещение, как об этом говорится в Символе веры: «верую во едино крещение во оставление грехов».

По слову Спасителя, человек должен быть крещен водою и духом (Лк. 3, 16). То есть, по выходе из крещальной купели он должен получить Духа Святого, как Его получили Апостолы в день Пятидесятницы. На человека налагается печать дара Духа Святого в Таинстве Миропомазания, которое для каждого крещаемого является повторением Пятидесятницы.

В крещении христианину прощаются все грехи, однако борьба с личными греховными наклонностями является длительным процессом, который продолжается и после крещения. Для того, чтобы человек имел возможность получать оставление тех грехов, которые он совершает после крещения, в Церкви предусмотрено таинство Покаяния. Это таинство совершается во время исповеди, когда согрешивший кается в своих грехах перед Богом в присутствии священника, через которого и получает оставление своих грехов.

В человеческом естестве тело и душа связаны в единое целое, поэтому когда человек грешит телом, страдает его душа, и грех, поражающий душу, отражается в болезнях и страданиях тела. Для уврачевания телесных болезней Церковь располагает Таинством Елеосвящения, которое тесно связано с Таинством Покаяния. Во время осуществления этого Таинства Церковь также молится о прощении болящему его грехов и через помазание его освященным маслом просит об исцелении его телесных недугов.

Совершение Таинств и других священнодействий в Церкви осуществляется рукоположенными для этой цели служителями, которые составляют иерархию, подразделяющуюся на три чина: диаконский, священнический и епископский. Епископы являются преемниками апостолов и осуществляют также служение управления в Церкви.

При сотворении первого человека Бог сказал: «Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему» (Быт 2, 18) и дал Адаму жену, сделав брак между мужчиной и женщиной одной из первых заповедей: «Оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть (Быт. 2, 24). Сам Христос, который пришел не нарушить Закон, но его исполнить (Мф. 5, 17), Свое первое чудо совершил во время бракосочетания в Кане Галилейской, претворив воду в вино (Ин. 2, 1-11). Церковь Христова благословляет союз мужчины и женщины через осуществление над ними Таинства Брака.

Благодать, через которые совершаются Таинства, одна и через нее осуществляются и другие священнодействия, существующие в Церкви, в том числе освящение воды, пострижение в монашество и т.д.

Цель истории спасения человеческого рода и жизни всякого человека лежит не в настоящем веке, но в веке будущем — «эсхатоне», который наступит с вторым пришествием Господа Иисуса Христа. Пришествие Спасителя будет сопровождаться всеобщим воскресением всех умерших людей от первого человека до последнего. Спаситель, который во второй раз придет в силе и славе, будет судить всех людей и определять их либо к вечному блаженству, либо в муку вечную, которой не будет конца. Жизнь в Церкви, приобщение через Таинства к божественной благодати является лишь предвкушением благ той жизни, которые ожидают христиан в будущем веке. Лишь тогда придет полнота благобытия и совершенства, приобщения к благодати Святого Духа и познания божественного бытия, как об этом свидетельствует апостол Павел: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан» (I Кор. 13, 12). Вера в воскресение усопших и наступление вечной жизни является неотъемлемой чертой христианского мировоззрения, как об этом говорится в Символе веры: «чаю воскресения мертвых и жизни будущего века». Из этой фразы Символа веры, а также из других свидетельств, таких как восклицание первой христианской общины, помещенной в конце Откровения Иоанна Богослова: «Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!» (Откр. 22, 20), ясно, что христиане должны с нетерпением ожидать наступления будущего века и все их чаяния должны быть направлены на полноту Богообщения, которая придет лишь после всеобщего Воскресения и Второго Пришествия Спасителя.

Назад к списку

Источник: nicolaslud.prihod.ru

Выполнила студентка СХБИ 2/12

по предмету «Идея национальной независимости»

Анисимова Анастасия

Основы христианского вероучения

План:

1) Христианство. Возникновение и распространение.

2) Основы христианского вероучения:

— семь основных таинств;

— основные праздники христианской религии.

3) Распространение христианства:

— во Франции;

— в Германии;

— в Соединенных Штатах Америки.

4) Христианство в наши дни.

5) Список использованной литературы.

Христианство (от греческого слова christos — "помазанник", "Мессия") зародилось как одна из сект иудаизма в I в. н.э. в Палестине. Это изначальное родство с иудаизмом — чрезвычайно важное для понимания корней христианской религии — проявляется и в том, что первая часть Библии, Ветхий завет, — священная книга как иудеев, так и христиан (вторая часть Библии, Новый завет, признается только христианами и является для них главнейшей). Распространяясь в среде евреев Палестины и Средиземноморья, христианство уже в первые десятилетия своего существования завоевывало приверженцев и среди других народов.

Возникновение и распространение христианства пришлось на период глубокого кризиса античной цивилизации упадка ее основных ценностей. Христианское учение привлекало многих, разочаровавшихся в римском общественном устройстве. Оно предлагало своим приверженцам путь внутреннего спасения: уход от испорченного, греховного мира в себя, внутрь собственной личности, грубым плотским удовольствиям противопоставляется строгий аскетизм, а высокомерию и тщеславию "сильных мира сего" — сознательное смирение и покорность, которые будут вознаграждены после наступления Царства Божьего на земле.

Однако уже первые христианские общины приучали своих членов думать не только о себе, но и о судьбах всего мира, молиться не только о своем, но и об общем спасении. Уже тогда выявился свойственный христианству универсализм: общины, разбросанные по огромному пространству Римской империи, ощущали тем не менее свое единство. Членами общин становились люди разных национальностей. Новозаветный тезис "нет не еллина, ни иудея" провозгласил равенство перед Богом всех верующих и предопределил дальнейшее развитие христианства как мировой религии, не знающей национальных и языковых границ.

Начиная с IV века христианская церковь периодически собирает высшее духовенство на так называемые вселенские соборы. На этих соборах разрабатывалась и утверждалась система вероучения, формировались канонические нормы и богослужебные правила, определялись способы борьбы с ересями. Первый вселенский собор, состоявшийся в Никее в 325 году, принял христианский символ веры — краткий свод главных догматов, составляющих основу вероучения.

Христианство развивает созревшую в иудаизме идею единого Бога, обладателя абсолютной благости, абсолютного знания и абсолютного могущества. Все существа и предметы являются его творениями, все создано свободным актом божественной воли. Два центральных догмата христианства говорят о триединстве Бога и боговоплощении. Согласно первому, внутренняя жизнь божества есть отношение трех "ипостасей", или лиц: Отца (безначального первоначала), Сына, или Логоса (смыслового и оформляющего принципа), и святого Духа (животворящего принципа). Сын "рождается" от Отца, святой Дух "исходит" от Отца. При этом и "рождение" и "исхождение" имеют место не во времени, так как все лица христианской Троицы существовали всегда — "предвечны" — и равны по достоинству — "равночестны".

Человек, согласно христианскому учению, сотворен как носитель "образа и подобия" Бога. Однако грехопадение, совершенное первыми людьми, разрушило богоподобие человека, наложив на него пятно первородного греха. Христос, приняв крестные муки и смерть, "искупил" людей, пострадав за весь род людской. Поэтому христианство подчеркивает очистительную роль страдания, любого ограничения человеком своих желаний и страстей: "принимая свой крест", человек может побеждать зло в себе самом и в окружающем мире. Тем самым человек не просто исполняет Божьи заповеди, но и сам преображается и совершает восхождение к Богу, становится к нему ближе. В этом и есть предназначение христианина, его оправдание жертвенной смерти Христа. С этим взглядом на человека связано характерное только для христианства понятие "таинства" — особого культового действия, призванного реально ввести божественное в жизнь человека. Это прежде всего — крещение, причастие, исповедь (покаяние), брак, соборование.

Гонения, испытанные христианством в первые века его существования, наложили глубокий отпечаток на его мировоззрение и дух. Лица, претерпевшие за свою веру тюремное заключение и пытки ("исповедники") или принявшие казнь ("мученики"), стали почитаться в христианстве как святые. Вообще идеал мученика становится в христианской этике центральным.

Шло время. Условия эпохи и культуры меняли политико-идеологический контекст христианства, и это вызвало ряд церковных разделений — схизм . В результате появились соперничающие между собой разновидности христианства — "вероисповедания".

Основой вероучения признаны священное писание (Библия) и священное предание (решение семи Вселенских соборов IV- VIII веков, а также труды крупнейших церковных авторитетов, таких, как Афанасий Александрийский, Василий Великий, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин, Иоанн Златоуст). На долю этих отцов церкви выпало формирование основных положений вероучения.

Важное место в православии занимают обряды-таинства, во время которых, по учению церкви, на верующих сходит особая благодать. Церковь признает семь таинств :

Крещение -таинство, в котором верующий при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога-Отца и Сына и Святого Духа обретает духовное рождение. Человек (чаще всего младенец) не только избавляется от так называемого первородного греха, становится правоверным христианином;

В таинстве миропомазания верующему подаются дары Святого Духа, возвращающие и укрепляющие в жизни духовной. Миропомазание совершается после крещения (у правоверных – сразу же за крещением, а у католиков – через определенное время) и заключается в освящении человека как христианина путем смазывания ему отдельных частей тела особым ароматическим маслом (миро), содержащим якобы « божественную благодать», «дары святого духа».

В таинстве причащения верующий под видом хлеба и вина вкушает самое Тело и Кровь Христову для Вечной Жизни.

Таинство покаяния или исповеди — это признание грехов своих перед священником, который отпускает их от имени Иисуса Христа.

Таинство священства совершается через епископское рукоположение при возведении того или иного лица в сан священнослужителя. Право совершения этого таинства принадлежит только епископу.

В таинстве брака , которое совершается в храме при венчании, благословляется супружеский союз жениха и невесты.

В таинстве елеосвящения (соборования) при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные. В ходе этого таинства священнослужитель прощает грехи тяжело больного или умирающего и «наделяет» необходимой святостью для потусторонней жизни.

Рассмотрим основные вероисповедальные формы христианства , образовавшихся в процессе исторического развития христианского мира.

Другим крупнейшим (наряду с православием) направлением в христианстве является католицизм . Слово "католицизм " означает — всеобщий, вселенский.

Православие — одно из трех основных направлений христианства — исторически сложилось, сформировалось как его восточная ветвь. Оно распространено главным образом в странах Восточной Европы, Ближнего Востока, на Балканах. Название "православие" (от греческого слова "ортодоксия") впервые встречается у христианских писателей II века. Богословские основы православия сформировались в Византии, где оно было господствующей религией в IV — XI веках.

Его истоки — от небольшой римской христианской общины, первым епископом которой, по преданию, был апостол Петр. Процесс обособления католицизма в христианстве начался еще в III — V веках, когда нарастали и углублялись экономические, политические, культурные различия между западной и восточной частями Римской империи.

Начало разделения христианской церкви на католическую и православную было положено соперничеством между римскими папами и константинопольскими патриархами за главенство в христианском мире. Около 867 года произошел разрыв между папой Николаем I и константинопольским патриархом Фотием.

Католицизм, как одно из направлений христианской религии, признает ее основные догмы и обряды, но имеет ряд особенностей в вероучении, в культе, в организации.

Основой католического вероучения, как и всего христианства, приняты Священное писание и Священное предание. Однако, в отличие от православной церкви, католическая считает Священным преданием постановления не только семи первых Вселенских соборов, но и всех последующих соборов, а кроме того-папские послания и постановления.

На II Ватиканском соборе (в 1962 — 1965 годах) начался процесс аджорнаменто — обновления, осовременивания всех сторон жизни церкви. В первую очередь это коснулось традиции богослужения. Например, отказ от того, чтобы службу вести обязательно на латинском языке.

Суть протестантизма заключается в следующем: божественная благодать даруется без посредничества церкви. Спасение человека происходит лишь через его личную веру в искупительную жертву Иисуса Христа. Миряне не отделяются от духовенства — священство распространяется на всех верующих. Из таинств признаются крещение и причастие. Верующие не подчиняются папе римскому. Богослужение состоит из проповедей, совместных молитв и пения псалмов. Протестанты не признают культ Богородицы, чистилище, отвергают монашество, крестное знамение, священные облачения, иконы.

Источник: mirznanii.com

В христианстве, вобравшем в себя немалое наследие предшествовавших религий и учений, отчетливо ощущаются и доктрины иудаизма, и митраизм с его системой обрядов и культов, и идея умирающего воскресающего божества из древневосточных религий. Позже, по мере своего становления, христианство многое восприняло из эллинистической философии, из учения стоиков (Сенеки) и др. Но суть новой религии не сводится к эклектической сумме заимствованных элементов. Оригинальность и сила ее в том новом, что возникло на базе сложного процесса религиозно-культурного синтеза всех этих элементов.

Основная идея христианства – идея греха и спасения человека. Люди грешны перед Богом, и именно это уравнивает всех их: греков и иудеев, римлян и варваров, рабов и свободных, богатых и бедных – все грешники, все «рабы божии». Могут ли люди очиститься от этого греха, начиная с «первородного» греха Адама и Евы, который тяжелым камнем висит на человечестве? Да, могут. Но только в том случае, если они осознают, что грешны, если направят свои помыслы в сторону очищения от грехов, если поверят в великого божественного Спасителя, который был прислан Богом на землю и принял на себя грехи человеческие. Иисус Христос мученической смертью своей искупил эти грехи и указал людям путь к спасению. Этот путь – вера в великого и единого в трех лицах Бога (Бог-отец, Бог-сын, т. е., Иисус, и Бог – святой дух – т. е. святая Троица), благочестивая жизнь, покаяние в грехах и надежда на царство небесное после смерти. Праведнику воздается на том свете, любой бедняк и раб может попасть в рай, тогда как нечестивец и стяжатель попадет в ад, будет гореть в «геенне огненной». Кроме «того света» нечестивцам и грешникам грозит и второе пришествие Христа, за которым последует Страшный суд здесь, на земле.

Раннее христианство, вызревавшее в недрах оппозиционных официальному иудаизму и римским властям аскетических сект и распространявшееся затем по всему эллинистическо-римскому миру, с первых своих шагов заявило себя учением угнетенных низов, учением обездоленных и страждущих. Правда, это учение не звало на борьбу – и в этом смысле его никак нельзя считать революционным по характеру. Скорее, напротив, христианство было альтернативой различного рода восстаниям и войнам, начиная с восстания Спартака, которые сотрясали на рубеже нашей эры мощную Римскую империю. И в качестве такого рода «умиротворяющей» альтернативы, направляющей энергию угнетенных в русло религиозных иллюзий, христианство было вполне приемлемым, даже выгодным для власть имущих, вскоре понявших это и принявших христианское учение в качестве господствующей идеологической доктрины. Однако это произошло позже. Раннее христианство в первые два-три века своего существования, будучи религией бесправных и гонимых, не только стояло в оппозиции к властям, подвергаясь жестоким гонениям с их стороны, но и не было лишено радикальных элементов, даже революционного пафоса.

Пафос этот сводился, прежде всего, к резкому неприятию сложившихся норм жизни. В одном из наиболее ранних и радикальных по характеру текстов Нового завета – в Апокалипсисе (Откровение святого Иоанна Богослова) – с огромной силой прозвучало осуждение Рима как «великой блудницы», как нового развратного Вавилона со всеми его «мерзостями». Ангел божий предрекает падение этого Вавилона, силы небесные победят мрак и мерзость, произойдет Страшный суд, и на обновленной земле возникнет «новый Иерусалим» во всем величии своей славы, с древом жизни, активно плодоносящим во имя всеобщего блага. Мистическая форма Апокалипсиса не может скрыть наполняющего его пафоса разрушения старой «мерзости» и грядущего обновления мира.

Революционный пафос раннего христианства нашел свое отражение в акцентировании внимания на двух важнейших сторонах новой религии. Во-первых, на проповеди ею всеобщего равенства. Хотя это было равенство в первую очередь лишь «во грехе», равенство «рабов божиих», даже в этом своем качестве лозунг всеобщего равенства не мог не привлечь к себе внимания. Правда, в некоторых евангелических текстах оправдывалось рабство и рабам внушалось повиновение их господам, но, тем не менее, провозглашение принципа всеобщего равенства в эпоху расцвета Римской империи стоило многого. Во-вторых, на осуждении богатства и стяжательства («скорее верблюд пройдет через игольное ушко, чем богач попадет в царство небесное»), на подчеркивании всеобщей обязанности трудиться («не трудящийся да не ест»).

Конечно, здесь нет активной революционности, но сам факт провозглашения эгалитарных принципов и следования им был вызовом господствующим общественным порядкам. Неудивительно, что членами первых христианских общин (особенно после перемещения в начале нашей эры усилиями сторонников и последователей апостола Павла центра нового учения с периферии империи в Рим оказались прежде всего обиженные и угнетенные, бедняки и рабы, неимущие и изгои.

Следующая глава >

Источник: history.wikireading.ru

Основы христианства: в чем суть религии

фото 453

Согласно сохранившимся документальным источникам, христианство зародилось в 1 веке нашей эры, на территории современной Палестины. Родившийся в Назарете, в простой семье гончара, проповедник Иисус Христос принес иудеям новое учение – о едином Боге. Себя он называл сыном Божьим, которого Отец послал людям, чтобы спасти от греха. Учение Христа было учением о любви и всепрощении. Он проповедовал ненасилие и смирение, подтверждая свои убеждения собственным примером. Последователей Иисуса называли христианами, а новую религию – христианством. После распятия Христа его ученики и сторонники распространяли новое учение по Римской империи, а вскоре и по всей Европе.

На Руси, христианство появилось в 10 веке. До этого религией русичей было язычество –они обожествляли силы природы и поклонялись им. Князь Владимир, женившись на византийке, принял ее религию. Несмотря на возникающее повсеместно сопротивление, вскоре вся Русь подверглась обряду крещения. Постепенно, старая вера забылась, и христианство стали воспринимать как исконно русскую религию. На сегодняшний день в мире насчитывается более 2 млрд последователей учения Христа. Среди ни примерно 1,2 млрд относят себя к католической конфессии, около 0,4 млрд – к протестантской и 0,25 млрд – к православной. Многие носят серебряные кресты.

Сущность Бога в представлении христиан

Согласно ветхозаветному (первоначальному) христианскому вероисповеданию, Бог – един в своем обличии. Он начало всего и создатель всех живых существ. Такое восприятие Бога было догмой – единственным верным и нерушимым положением, утвержденным церковью. Но в 4-5 веках в христианстве появился новый догмат – Триединство. Его составители представляли Бога как три ипостаси одной сущности:

  • Бог-Отец;
  • Бог-Сын;
  • Бог-Святой Дух.

Все сущности (Лица) равны и происходят одна из другой. Новое дополнение активно отвергалось представителями восточных конфессий. В 7 веке западно-христианская церковь официально приняла филиокве – дополнение о Триединстве. Это послужило толчком к расколу Единой Церкви.

Человек в представлении религии – творение Бога, и ему не дано познать сущность своего создателя. Вопросы и сомнения – табу для истинно верующего христианина. Все, что человек должен и может знать о Боге, изложено в Библии – главной книге христиан. Она – своего рода энциклопедия, содержащая сведения о становлении религии, описания исторических событий до появления Иисуса и ключевые моменты его жизни.

Богочеловек: кем был Иисус

Учение о Богочеловеке – христология – повествует об Иисусе, одновременно как о воплощении Бога и как о сыне Божием. Он человек, поскольку его мать – человеческая женщина, но подобен Богу, поскольку его отец – Единый Бог. При этом христианство не считает Иисуса полубогом, и не относит к числу пророков. Он – единственное неповторимое воплощение Бога на Земле. Не может быть второго человека, подобного Иисусу, потому что Бог – бесконечен и воплотиться дважды не может. Появление Иисуса было предсказано пророками. В Ветхом Завете он представлен как Мессия – спаситель человечества.

После распятия и физической смерти, человеческая ипостась Иисуса воплотилась в божественную. Его душа соединилась с Отцом в Раю, а тело предали земле. Этот парадокс Иисуса-человека и Иисуса-Бога выражен во Вселенском соборе формулой 4-х отрицаний:

  1. неслиянно;
  2. непревращенно;
  3. нераздельно;
  4. неразлучимо.

Ортодоксальные ветви христианства почитает Иисуса как Богочеловека – сущность, воплотившую в себе божественные и человеческие черты. Арианство почитает его как творение Бога, несторианство – как две отдельные сущности: божественную и человеческую. Исповедующие монофизитство веруют в Иисуса-Бога, поглотившего свою человеческую природу.

фото 454

Антропология: происхождение человека и его предназначение

Изначально, человек создан по его образу Божию, и обладает его силой. Перволюди Адам и Ева были подобны своему Создателю, но совершили первородный грех – поддались искушению и съели яблоко с дерева Познания. С этого момента человек стал грешен, а его тело бренно.

Но человеческая душа бессмертна и может попасть в Рай, где ее ждет Бог. Чтобы оказаться в Раю, человек должен искупить свой грех физическими и духовными страданиями. В христианском понимании зло – искушение, а добро – смирение. Страдание – способ борьбы со злом. Восхождение к Богу и возврат к своей первоначальной сути возможен только через смирение. Оно ведет к свободе духа и пониманию истинной сути жизни. Людей, поддавшихся соблазнам, ждет Ад – царство Сатаны, в котором грешники вечно страдают, расплачиваясь за свои грехи.

Что такое таинства

В христианской вере есть уникальное понятие – таинство. Оно возникло, как определение особого действа, которое нельзя отнести ни к обрядам, ни к ритуалам. Знать истинную суть таинства может только Бог, человеку оно не доступно в силу его несовершенства и греховности.

Самые важные таинства: крещение и причащение. Первое – это инициация верующего, вводящая его в число богоугодных людей. Второе – соединение с сущностью Иисуса, путем вкушения священного хлеба и вина, символизирующих его плоть и кровь.

Православие и католицизм признают еще пять таинств:

  1. миропомазание;
  2. рукоположение;
  3. покаяние;
  4. брак;
  5. соборование.

Протестантизм отрицает сакральность этих явлений. Для этой ветви также характерен постепенный отказ от аскетизма, как единственного для человека способа приблизится к божественной сути.

Роль монархии в становлении религии

Официальной государственной религией Рима было язычество, предполагающее обожествление действующего императора. Новое учение было принято в штыки. Гонения и запреты стали частью истории религии. Христианство запрещали не только исповедовать, но и вспоминать о его существовании. Проповедников подвергали пыткам, пожизненному заключению или смертной казни. Но приверженцы христианства почитали их как мучеников, и с каждым годом христианство распространялось все активнее.

Уже в 4 веке император Константин был вынужден признать новое верование. Язычники устраивали бунты, протестуя против вмешательства императора в дела Церкви. Христиане уходили в пустыню и там организовывали монашеские поселения. Благодаря этому о новой религии узнали кочевники. Христианство постепенно распространялось по другим странам.

Власть императора слабела. Настоятель римской Церкви, Папа Римский, объявил себя единственным представителем религии, и полноправным правителем Римской империи. Попытки найди баланс между стремлением к власти и сохранением христианского образа жизни стали главной моральной дилеммой для представителей высокого церковного сана.

фото 455

Ключевые моменты древней религии: раскол Церкви

Причиной раскола христианства на три конфликтующих вероисповедания послужили споры о соединении божественной и человеческой сути Иисуса Христа в одну личность. Из-за культурных и исторических различий, среди последователей постоянно возникали споры о необходимости выбрать одну официальную версию. Нарастание конфликта привело к разделению на конфессии, каждая из которых придерживалась своей версии.

В 1054 году, христианство разделилось на православную и католическую ветви. Попытки снова объединить их в одну Церковь не увенчались успехом. Попыткой объединения, стал договор об объединении церквей на территории Речи Посполитой – Брестская уния, подписанная в 1596 году. Но в итоге конфликт между конфессиями только обострился.

Новое время: кризис христианства

В 16 веке мировое христианство переживает череду военных конфликтов. Церкви стремились вытеснить друг друга. Человечество вступило в эпоху Просвещения: религия подвергалась жесткой критике и отрицанию. Начался поиск новых моделей человеческого самосознания, не зависящий от Библейских доктрин.

Новаторы противопоставляли прогрессу христианства – постепенному развитию, переходу от простого к сложному. На основе идеи прогресса, позднее Ч. Дарвин разовьет теорию об эволюции, основанной на научных фактах. Согласно ей, человек – не творение Божье, а результат эволюционного процесса. С 17 века наука и религия вступают в непрерывный конфликт.

В 20 веке в послереволюционном Советском союзе христианство переживает период жестких запретов и категорического отрицания религиозного взгляда на мир. Служители церквей отказываются от сана, церкви разрушают, а религиозные книги сжигают. Только с распадом СССР религия постепенно вернула себе право на существование, и свобода вероисповедания стала неотъемлемым правом человека.

Современное христианство – не тоталитарное религиозное верование. Христиане могут свободно принять обряд крещения или отказаться следовать его традициям. С середины 20 века пропагандируется идея воссоединения трех конфессий в единое верование, как попытка избежать угасания религии. Но конкретных действий ни одна из Церквей не предпринимает и конфессии по-прежнему разобщены.

Источник: mystroimmir.ru



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.