В конце I в. до н.э. – начале I в. н.э. древнее Иудейское царство на Ближнем Востоке переживало эпоху своего окончательного заката. В 63 г. до н.э. его завоевал римский полководец Помпей, и впоследствии оно превратилось в провинцию Римской империи.Где и как возникло христианство Власть иудейского царя стала почти номинальной, все сколько-либо важные дела решал римский наместник – прокуратор. Знать и жрецы единого бога Яхве, культ которого лежал в основе еврейской культуры, прельстившись покровительством могущественной римской державы, образовали партию саддукеев, говоря современным языком, коллаборационистскую, активно проводили в своих владениях римскую политику. В частности, саддукеи поощряли оставление некоторых религиозных устоев, расходившихся с их нравами. Их противниками выступали фарисеи – сторонники строгого иудейского благочестия, однако при формальном осуждении римской политики постоянно заключавшие с римлянами выгодные договора.


римской диктатуры и поборов, притеснений жрецов и знати, их противостояния с фарисеями страдал прежде всего простой народ. Скотоводы и земледельцы платили тяжелые подати римскому императору, своему царю и храмам. Выступления населения жестоко подавлялись знатью с помощью римских войск. В этот период среди простых верующих стали распространяться слухи, что бог Яхве согласно своему обещанию в иудейском писании скоро пришлет им на помощь вождя-избавителя – мессию, который избавит народ от римского гнета и установит царство справедливости. И в начале I в. н.э. в Иудее, действительно, появился человек, который называл себя Мессией (по-гречески Христос), и у которого нашлось много сторонников, заслушивавшихся его проповедями, следовавших за ним из города в город и вместе с ним передававших людям новые повеления бога Яхве. Звали этого человека Йешýа, в греческом варианте – Иисус.

В сложившейся к нашему времени христианской традиции считается, что Иисус родился в городе Вифлеем в I в. н.э., и, собственно, исторические периоды до нашей эры и нашей эры разделены именно каноническим годом рождения Иисуса. Некоторые историки, признающие реальное существование Иисуса, полагают, что он родился несколькими годами позже, сопоставляя библейские данные о его рождении с рядом научно подтвержденных исторических событий. Часть современных историков полагает, что Иисус – мифический персонаж, выдуманный первыми проповедниками Христианства для обоснования истинности божественных законов, которым они учили.


нако эта точка зрения скорее отражает распространившиеся в XXв. идеи научного атеизма. Обилие исторических источников, среди которых есть и нехристианские, свидетельствующих о появлении в указанное время в Иудее новоявленного пророка, неожиданное появление большого количества уверовавших в Христа людей в разных провинциях обширной Римской империи позволяет утверждать, что данный проповедник реально существовал и имел очень большой авторитет среди простых жителей ближневосточного римского владения.

Иисус называл себя человеком, посланным Богом для того чтобы указать угнетенным иудеям путь к спасению и счастью, и говорил, что его слова – это суть слова самого Бога. В своих проповедях он призывал людей полностью вернуться к соблюдению иудейского закона, ниспосланного Богом, при этом особо подчеркивал, что соблюдение должно касаться не только выполнения обрядов и правовых норм, но и предписанных Богом нравственных принципов. Таким образом, он обличал распространившиеся к тому времени в иудейском обществе пороки: роскошь и развращенность знати, лицемерие и погоню за влиянием фарисеев, пренебрежение жрецами собственным благочестием. Только после отказа от этих пороков, полного возвращения к иудейскому закону и следованию древним писаниям абсолютно во всем, будь то бытовой обычай или личное благонравие, можно было рассчитывать на милость Бога и избавление от бед. Также Иисус напоминал, что жизнь на этом свете преходяща, а истинная жизнь – это жизнь в загробном мире, которая вечная, и в которой человек получает то, что заслужил в жизни земной: богатства рая или огонь геенны.


ита иудейского общества восприняла учение Иисуса враждебно, поскольку он обличением ее пороков подрывал ее авторитет. Отвергали Иисуса и многие простые иудеи, потому что он не призывал к немедленному свержению власти римлян, а говорил, что прежде надо достичь должного уровня благочестия. В то же время, у него нашлось много сторонников, образовавших сначала особое течение в иудейской религии. По их сведениям, Иисус во время своих проповедей совершал небывалые чудеса, в частности, одним своим прикосновением исцелял тяжело и неизлечимо больных людей, и однажды после молитв, которые он вознес Богу, даже ожил умерший человек. Когда учение Иисуса широко распространилось по Иудее, знать и фарисеи решили его убить. По одним источникам (современной церковью признаваемых каноническими), фарисеи схватили Иисуса и передали римским властям, которые распяли его на кресте. Но спустя несколько дней Иисус воскрес из мертвых и, обратившись к своим ученикам с прощальной проповедью, вознесся на небо к Богу. По другим источникам (современная церковь считает их недостоверными), врагам не удалось схватить Иисуса, хотя они, действительно, хотели его распять, и он вознесся к Богу без смерти и воскресения.

Последователи и ученики Иисуса – апостолы, вскоре были подвергнуты преследованиям ортодоксальными иудеями и были


Кто такие апостолывынуждены покинуть Иерусалим. В разных областях Иудейского царства они проповедовали учение Христа. К проповеди среди населения присоединялись и последователи самих апостолов, лично с Иисусом не общавшиеся. К таким относился ставший самым известным проповедником новой религии апостол Павел (Савл), родившийся в еврейской диаспоре города Тарс в Малой Азии и, вероятно, в детстве еще попавший в Иудею. В юности он сам был участником ортодоксально-иудейских гонений на христиан, но затем сам уверовал в Христа и признал его учение. Согласно книге Деяний Святых Апостолов, написанной Как развивалось раннее христианствопервыми христианскими проповедниками, около 34 г. н.э. он направился в Дамаск (Сирия), чтобы по указанию саддукейского первосвященника привести оттуда в Иерусалим христиан для наказания. По пути он внезапно услышал голос Иисуса, упрекнувший его в гонениях, после чего ослеп на три дня. В Дамаске от слепоты его исцелил христианин Анания. Потрясенный произошедшим, Павел уверовал в Иисуса и его учение, прошел обряд крещения – посвящения в христианскую веру через омовение или окропление водой. Павел не входил в число двенадцати евангельских апостолов, учившихся непосредственно от Иисуса, однако полученное, вероятно, в родном Тарсе воспитание сделало его хорошим знатоком греко-римских культуры и обычаев, позволяло легко находить общий язык с населением других провинций Римской империи, помимо Иудеи.

рвоначально христиане Иерусалима не захотели принимать его в свои ряды, так как он внушал им сомнения, однако авторитетный проповедник Иосиф Варнава родом с острова Кипр заступился за него. Впоследствии Павел совершил ряд путешествий сначала по восточным провинциям Римской империи, а затем по этническим землям греков, проповедуя учение Христа. На Апостольском соборе (собрании) 51 г. в Иерусалиме Павел и Варнава выступили против сохранения в религии иудейских норм быта и права, так как это отталкивало от Христианства язычников и не способствовало успеху проповеди. Тогда произошел первый серьезный раскол в рядах христиан: часть, в том числе известный сподвижник самого Иисуса апостол Петр, поддержала Павла, другая же часть выступила за нерушимость установленного в Священном Писании иудейского закона.

В 66 г. вспыхнула война за независимость Иудеи (Иудейская война), продолжавшаяся до 70 г. и закончившаяся полным Какие события происходили в эпоху становления христианствауничтожением римскими войсками древнего иудейского государства.


имерно в это же время в Риме был обезглавлен апостол Павел, поскольку римляне не терпели попыток отвратить своих соплеменников от традиционной языческой религии. Христиане, следовавшие концепции о непротивлении любой власти, отказались принимать участие в войне и покинули Иерусалим до того как римляне сравняли город с землей. После этого наступает окончательное размежевание христианской и иудейской религий. Как и многие евреи, христиане после разорения римлянами родной земли покинули Палестину и расселились по разным римским провинциям, появились и в самой Италии. На новых местах своего проживания они продолжали призывать в свою религию коренное население. В этом тоже заключался один из принципов различия между Христианством и Иудаизмом: если иудеи полагали, что евреи – избранный Богом народ, и считали, что привлечение в Иудаизм людей другой национальности нежелательно, то христиане видели во всех людях, независимо от национальной принадлежности, «детей Божьих», считали, что Иисус пришел ко всему человечеству, и его учение следует доносить до всех. Все христиане, независимо от национальности, происхождения, имущественного положения считались равными в религии – «братьями во Христе». Учение, основанное на проповедях апостола Павла, быстро вытеснило другие первые христианские толкования, поскольку было наиболее понятно и приемлемо для людей, выросших в греко-римских традициях. Апостолы, владевшие греческим языком и письменностью, составили ряд трудов по жизнеописанию и истории пророческой деятельности Иисуса (евангелия), миссионерской деятельности христиан в первые годы после вознесения Иисуса к Богу, а апостол Павел в своих письменно зафиксированных обращениях к разным христианским общинам закрепил свод бытовых и нравственных правил, которым должен был следовать христианин.

сьменные труды апостолов – первых христианских проповедников, вместе с текстами иудейских священных писаний были собраны в единую книгу – Библию (от греческого «вивлос – книга»), составив ее так называемый Новый Завет (в противоположность Ветхому Завету – иудейской части Библии).

Как уже говорилось, власти Римской империи не терпели попыток отвратить господствующую часть ее населения – римлян и греков, от традиционной языческой религии. В благоволении античных богов греко-римский мир видел залог своего благополучия и могущества, поэтому три столетия христиане подвергались порой поражающим воображение своей жестокостью преследованиям. Во время постоянно вспыхивавших гонений их массами бросали в тюрьмы, изощренным образом казнили, отдавали на растерзание диким зверям для публичной потехи, не щадя ни женщин, ни детей, ни стариков. Однако большинство христиан предпочитало сносить все пытки и умирать, не отрекаясь от единого Бога, в которого они уверовали, и Иисуса, так как единственной целью их жизни было войти в Царство Божие в грядущей вечности. Они были также убеждены, что незадолго до начала Судного Дня – времени, когда Бог завершит нынешнее бытие и отправит всех людей по их заслугам в земной жизни навечно в рай или ад, Иисус согласно своему обещанию вернется к людям и установит на земле царство справедливости, которого ждали еще иудеи.


ойкость христиан вынуждала имперские власти время от времени ослаблять притеснения, но затем преследования вспыхивали вновь. Тем не менее, вера в единого Бога и Иисуса Мессию продолжала распространяться среди все больших масс населения. Этому способствовала и христианская нравственность: христиане доброжелательно относились к окружающим, помогали старым, больным и обездоленным людям, жили только своим трудом.Как римские власти относились к христианам

Религиозное предписание братства верующих и притеснения со стороны властей побуждали христиан к прочному единению. В Как жили христиане в первые векахристианской общине царили взаимная любовь и взаимопомощь. Возглавлял общину христиан духовный лидер – епископ (по-гречески «блюститель, начальник»). Территория, на которой проживала община, называлась епархией. Она включала в себя город и села в его окрестностях. Епископы считались преемниками апостолов. Первоначально община сама избирала своего епископа из наиболее просвещенных в учении Христа и добродетельных людей. В больших общинах, где епископу трудно было справиться с управлением самому, он назначал себе помощников, которые все вместе составляли клир. Так формировались зачатки христианского духовенства, церкви как организации. Епископов и их помощников христиане почитали как своих духовных отцов, называя их по-гречески «паппас».


I – II вв. н.э. – это время так называемых апостольских мужей – учеников самих апостолов, доносивших учение Христа до широких масс античного населения. Помимо споров с языческими жрецами, они спорили и с многочисленными проповедниками так называемых гностических учений – религиозно-философских концепций, объединявших в себе элементы разных религий. В то время кроме, действительно, христианских учителей появились лжепроповедники, выдававшие себя за христиан, но наряду с учением Иисуса преподносившие народу и заимствования из языческих верований, и не имеющую отношения к словам Христа или апостолов греческую философию.

Среди самих христиан тоже не было полного единства в вопросах вероубеждения. Кто-то из апостольских мужей знал одну часть учения апостолов, кто-то – другую. Первоначально хранители христианского знания не могли точно определиться, кем был по своей сущности Иисус: человеком божественного происхождения, самим Богом, принявшим образ человека, или же занимал среднее положение между Богом и человеком. В одной части Евангелия он отрицает свою божественность, в другой же говорит, что является с Богом суть одним и тем же.


конце концов проповедники раннего Христианства выработали представление о Святой Троице – троичности Бога. Согласно этой концепции, Бог является единым, но состоит из трех лиц: Бога Отца, породившего Иисуса, который является Богом Сыном, и Бога Духа Святого – начала всех начал. В то же время все три лица Бога являются суть одним и тем же – Единым Богом. Часть первых христиан категорически отвергла эту концепцию, считая ее совершенным противоречием единству Бога, но впоследствии именно представление о божественном триединстве было принято официальной церковью.

В IV в. римские императоры, наконец, стали менять свое отношение к Христианству и его распространению. Христианскую религию исповедовало уже столько подданных Рима разных национальностей, что продолжать гонения на нее стало совершенно бессмысленным. И при этом древние стены «вечного города» не пали, гнев олимпийских богов не обрушился на население обширной империи. Кроме того, христиане с их сплоченностью и обыкновением не противиться властям могли бы стать в случае Где христиан впервые призналисоюза с императорами надежной опорой их трона. В 301 г. царь не входившей в Римскую империю, но имевшей с нею тесные культурные и экономические связи Армении Тиридат III сделал Христианство государственной религией своей страны. Древняя Армения стала первым христианским государством. В 313 г. императоры Константин и Лициний в городе Милан издали эдикт (законодательное постановление) о веротерпимости. Согласно ему, христиане получали все права римских граждан и могли свободно исповедовать свою религию. Сам Константин, впоследствии ставший единоличным правителем Римской империи и вошедший в историю под именем Константина Великого, называл себя христианином, но крещения не принимал, поскольку дляКогда христиане получили признание в Римской империи управления государством требовались действия, расходящиеся с христианской моралью (казни преступников, устранение политических врагов, ведение войн). В 337 г. уже умиравший император принял, наконец, крещение. Со времени правления Константина, когда Христианство получило государственное признание, происходит становление церкви в ее классической форме, унификация христианского вероубеждения, а также в определенной степени сращение церкви с государственной системой. Свобода исповедания Христианства стала привлекать в него бесконечный поток новых последователей, пока греко-римское язычество полностью не исчезло, уступив место учению Христа. Среди новых принявших крещение людей было много тех, кто не столько уверовал в единого Бога и Иисуса, сколько хотел оставить обременявшее его дорогими жертвоприношениями поклонение языческим богам или иметь надежную жизненную опору в лице христианской общины. Поэтому наряду со свободой распространения религии неизбежно происходило и обмирщление массы верующих в целом, ухудшение соблюдения христианских законов, снижение религиозного энтузиазма; среди христиан стали появляться и преступники, и мятежники. Необходимость удерживать под контролем всю массу народа побуждала глав христианской общины и государство тесно взаимодействовать и поддерживать друг друга.

С подачи императоров духовное руководство христиан было организовано по государственному подобию: границы епархий стали совпадать с границами территориальных единиц империи; все епископы стали подчиняться епископам Рима, которых все христиане называли Папами; появилась иерархия священнослужителей. Увеличение числа христиан теперь требовало возведения отдельных храмов в каждом селении, в каждом городском квартале. Местные общины, постоянно молящиеся в одном храме, возглавляли приходские священники. Епископов и приходских священников все реже выбирали сами общины, и все чаще их назначало высшее духовенство. Церковь превратилась в сложную по своей структуре организацию, деятельность которой обеспечивалась, а подчас и регламентировалась государственными органами. Объединение церкви требовало и выработки единых догматов христианской религии, устранения всех до сих пор существовавших противоречий и разных мнений относительно христианского вероубеждения. В 325 г. I Вселенский собор (собрание церковных иерархов) в городе Никее окончательно утвердил Когда христианство и церковь приобрели современный видконцепцию о сущности Иисуса, признав его Богом, сошедшим к людям в человеческой природе. Противники обожествления Иисуса – ариане (по имени основателя данного течения Ария, считавшего Иисуса человеком божественного происхождения, но не Богом), были осуждены собором и подверглись жестоким преследованиям со стороны государственной власти. В последующие века состоялось еще несколько Вселенских соборов, на которых вырабатывались все новые догмы единой религии. Оппоненты, упорно не желавшие признавать решение, принятое большинством заседателей собора, подвергались государственным репрессиям. Чтобы лишить общественной поддержки сторонников оппозиционных мнений – ересей (греческое «эресис – выбор»), право толковать Библию было предоставлено исключительно церкви, а рядовые верующие – миряне, должны были безоговорочно принимать церковные постановления как непреложную истину. Однако часто победа той или иной церковной партии была обусловлена благоволением лично императора. Так, в 730 г. император наследницы Древнего Рима Византии Лев III Исавр, опираясь на течение иконоборцев, запретил почитание икон – изображений Иисуса, его матери Марии и христианских святых, видя в нем подобие идолопоклонства. Однако на VII Вселенском соборе, состоявшемся в 787 г. в Никее, иконоборчество было осуждено как ересь.

Противостояние оппозиционных церковных партий было несчастьем для рядовых христиан, которым предписывали верить и молиться то одним образом, то другим. Случалось, что верховные иерархи церкви канонизировали, то есть, делали непреложным догматом, какое-либо решение собора, но местный епископ в какой-нибудь общине сам отказывался его признавать и запрещал принимать его своей пастве. Тогда верующие общины оказывались перед трудным выбором: оказаться изгоем среди своих, поддержав решение высшей иерархии, или вслед за своим духовным отцом подвергнуться государственному преследованию. Многие христиане в это период уходили от масс людей и селились в безлюдных местах среди гор, лесов, пустынь, либо занимались скитальчеством, всю жизнь посвящая исключительно служению Богу и проповеди. Так возникло монашество. Впоследствии, однако, оно было тоже полностью подчинено официальной церкви.Как появились монахи

Господствующее положение церкви, становившейся в сознании христиан посредником между людьми и Богом, в христианском Как завоевания мусульман повлияли на христианствомире укрепилось еще более после распространения на Ближнем Востоке Ислама и завоеваний Арабского Халифата. Именно в областях, захваченных мусульманами, проживало большинство традиционных христиан, чья религия мало изменилась со времен апостолов: отрицающих церковь как посреднический институт, считающих обязательным исполнение не только Нового, но и Ветхого завета Библии (насореи). После завоевания этих областей мусульманами, религия которых во многом соответствовала взглядам первохристиан, те почти все приняли Ислам, и христианский мир почти исключительно остался под влиянием церкви.

В период Вселенских Соборов (IV – VIIIвв.) с боем и кровью были выработаны основные догматы Христианства в его классической форме. К этому времени Христианство по своим вероучению и организации очень далеко ушло от первоначального варианта, когда оно выглядело скорее просто как ответвление Иудаизма. Его типичными чертами стали учение о триединстве Бога, обожествление Иисуса и наличие церкви как организации-посредника между массами верующих и Богом. Хотя служители церкви, согласно христианским представлениям, не имеют прямого контакта с Богом и высшими силами, но только они имеют право толковать Священное Писание, устанавливать религиозные нормы, признавать конкретных людей святыми, благодаря своему благочестию способными после своей смерти заступаться перед Богом за других христиан. В это период христианское учение начинает распространяться по Европе за пределами Римской и Византийской империй, постепенно вытесняя традиционные европейские верования.

Однако развитие Христианства как религиозной системы не закончилось эпохой Вселенских Соборов. Внесение в христианское учение новых догматов, изменение структуры церкви, различные переосмысления вероубеждения продолжались на протяжении всей дальнейшей истории христианской религии. Этому способствовали и социальная замкнутость церкви, непризнание ею критики со стороны мирян, и происходившие в Европе политические процессы. Возникали и исчезали новые ереси, сама церковь претерпевала серьезные внутренние конфликты, расколы. Первый серьезный раскол прежде единой христианской церкви – Великая Схизма, произошел в 1054 г. В связи с давним распадом Римской империи на Западную со столицей в Риме и Восточную (будущую Византийскую) со столицей в Константинополе власти не могли больше контролировать всю церковь. Постепенно накапливались расхождения в структурной организации и некоторых элементах вероубеждения западной и восточной части церкви, хотя формально единым главой ее все еще оставался Папа Римский. В связи с падением Западной Римской империи под ударами германских племен папы постепенно обрели политическую независимость и превратились в самодержавных монархов в церковных владениях. Это не устраивало византийских императоров, так как духовная власть папы над их подданными ставило их в зависимость от него при том, что папы все больше занимались не только духовными, но и политическими делами. В XI в. на почве Как разделились католическая и православная церквитерриториального конфликта между Византией и папским государством все накопившиеся религиозные противоречия вылезли наружу. Посланник папы Льва IX кардинал (высший сан западной церкви) Гумберт предал церковному проклятию главу восточной церкви патриарха Михаила Керулария, и тот, имея безусловную поддержку императора, проклял все папское посольство. Так прежде единая церковь распалась на Римско-Католическую (впоследствии известную как просто католическая) и Греко-Католическую. Главой Римско-Католической церкви оставался избираемый советом кардиналов – конклавом, Римский Папа, сосредоточивавший в своих руках все большие полномочия вплоть до самоличного внесения новых догм в вероучение. В связи с этим римская церковь особенно оказалась подверженной различным изменениям, вносившимся в нее иКак разделились Римская и Ортодоксальная церкви ее учение на протяжении всех последующих веков. Греческая церковь, возглавляемая Константинопольским патриархом, больше сохраняла прежние церковные традиции и вероучение, поскольку для внесения каких-либо изменений в ней требовался, как и прежде, созыв собора иерархов. Поэтому последователи Греко-Католической церкви стали называть ее учение ортодоксией (на старославянском языке «православие»), а саму церковь – ортодоксальной (по-славянски «православной»). Поскольку среди восточных славян Христианство проповедовали именно миссионеры восточной церкви, на Руси распространилось именно учение православного толка. В связи с захватом Константинополя в XVв. османами единая православная церковь распалась на несколько признающих, однако, правильность учения друг друга церквей, из которых по причине широты границ покровительствовавшего ей государства наибольшее число последователей имеет Русская Православная церковь.Какая из православных церквей имеет наибольшее количество последователей

Римско-католическая церковь сохранила свое собственное единство, однако с течением веков от нее отмежевался целый ряд новых Как разделялись церквинаправлений в Христианстве, причиной чего было недовольство верующих произвольным изменением папами религиозных догм, погружением церкви в мирские пороки, противодействие европейских правителей попыткам папы с помощью духовного влияния на народ ограничить их независимость. В 40-х гг. XIII в. от Римско-католической церкви Как из католической церкви выделялись теченияотделилась англиканская церковь, распространившая свое влияние в Англии, а затем во входивших в Британскую империю странах. Во многом повторяя устройство Римской церкви, англиканская церковь своим главой признает, однако, не римского папу, а английского короля. В XVI в. немецкий священник Мартин Лютер вытупил против Римской церкви и ее институтов, создав новое христианское направление – лютеранство, отличающееся простотой церковной системы, отрицанием всех догматов, не оговоренных в Библии, в том числе поклонения иконам, тесной связанностью церкви с народом и подчинением ее Как возник протестантизмгосударственной власти. Распространение лютеранства привело к тяжелой гражданской войне между севером и сохранившем верность католической церкви югом Германии, в ходе которой лютеране отстояли свое право на господствующее положение в северных германских землях. Первых лютеран называли протестантами («протестующими»), и впоследствии это название распространилось на все религиозные течения, отмежевавшиеся от римского католицизма. В частности, на кальвинистов – последователей перенявшего многие идеи Мартина Лютера и дополнившего их своими трудами французского проповедника Жана Кальвина. Во Франции кальвинисты (гугеноты) долго и жестоко враждовали с католиками, смогли отстоять свое право на свободу вероисповедания, но слишком широкой популярности их учение в Европе не набрало. Поэтому впоследствии многие кальвинисты уехали в Северную Америку. Протестансткие течения тоже нередко дробились, чему способствовала появившаяся возможность свободно толковать Библию практически любому верующему. Целый ряд новых религиозных течений возник в позднее Средневековье в Англии, из которых наиболее известное – пуританизм (местная форма кальвинизма), предусматривающий строгое следование Новому Завету, отвержение всех традиций и обрядов, не предусмотренных в Библии, в частности, систему епископата, украшения храмов.

С европейскими колонистами Христианство распространилось по всему земному шару, став, несмотря на раздробленность на множество течений, самой многочисленной последователями мировй религией. Оно оказало сильнейшее влияние на европейскую культуру, не только закрепив нормы морали, но и передав народам ключ к богатому наследию древнего греко-римского мира.Как христианство стало самой распространенной религией

 

Источник: history-thema.com

Христос вознесся на небо — получается, Он оставил учеников в  одиночестве?    

На сороковой день после Воскресения Христос на глазах у Своей Матери, немногих учеников и последователей вознесся от этой видимой земли на невидимое для нас Небо (Деян 1:9–11). Оставляя своих учеников, Господь сказал им, что Он уходит не навсегда, что Он вернется, чтобы судить мир. Христос не бросил апостолов в одиночестве на этой земле. Он пообещал им, что к ним придет Святой Дух, который никогда их не оставит. Господь прямо называет Его Утешителем: И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин 14:16–17).

Когда Он придет, то в этом мире появится нечто совершенно новое. Возникнет Церковь, которая будет жить Духом Святым и во главе которой будет стоять Сам Христос. Эту Церковь никто и никогда не сможет одолеть. Она будет существовать до самого конца, утешая всякого, кто захочет быть со Христом, помогая на его жизненном пути, преображая его душу и тело своими таинствами. Церковь — это самый драгоценный дар, данный человеку Богом. Это Тело, организм, в котором струится жизнь Христова. И этот организм созидается Святым Духом, как об этом прямо и пишет апостол Павел: Ибо, как тело одно, но имеет многие члены, и все члены одного тела, хотя их и много, составляют одно тело, — так и Христос. Ибо все мы одним Духом крестились в одно тело, Иудеи или Еллины, рабы или свободные, и все напоены одним Духом (1 Кор 12:12–13).

 

Что делали апостолы после Вознесения Христа?

Ученики и последователи Христа вернулись в Иерусалим, ожидая исполнения того обещания, которое дал им Господь. О периоде между событиями Вознесения Господня и Сошествия Святого Духа апостол Лука рассказывает очень немного. Однако и этого достаточно, чтобы представить себе состояние последователей Богочеловека, разглядеть уже в этот период «ожидания» проступающие черты будущей Церкви. Все они, — сказано в Деяниях, — единодушно пребывали в молитве и молении, с некоторыми женами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его (Деян 1:14).

Именно общая соединенность, нерасторжимость первых христиан будет подчеркиваться апостолом Лукой и позднее — после Пятидесятницы. И это не случайно. Так, апостол постоянно направляет взгляд читателя на важнейшее условие и смысл жизни в Церкви: единодушием верующих преодолевается атомарность и «разбросанность» отдельных личностей. Именно внутри Церкви они обретают полноту взаимного общения.

Непреодолимые, казалось бы, границы эгоизма здесь разрушаются и человек, не утрачивая своей индивидуальности, становится частью единого организма, частью (внимание!) Тела Самого Христа. Таков высочайший статус того, кто входит в Церковь.

Тот же апостол Лука в последних стихах своего Евангелия замечает, что ученики Христа после Вознесения их Учителя пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога (Лк 24:53). Что же значит «прославляя» и «благословляя»? Это два особых типа служения Богу. Благословение — это традиционная еврейская молитва, которая начинается словами «Барух ата Адонай»; дословно они переводятся как «Благословен Ты, Господь Бог наш». А «прославления», которые ученики возносили Богу означает, что в храме они постоянно читали Псалтирь — с еврейского языка название этой книги так дословно и переводится — «хваления».

Кроме того, до Пятидесятницы между учениками Христа по инициативе апостола Петра было принято решение бросить жребий и избрать нового, 12-го апостола вместо покончившего с собой Иуды. Сюжет восполнения числа апостолов особенно важен тем, что еще раз подчеркивает тот авторитет, которым они обладали уже тогда, как непосредственные свидетели воскресения Иисуса Христа и как те, кого лично избрал Сам Бог: Не вы Меня избрали, но Я вас избрал (Ин 15:16). Именно в этом раскрывался их совершенно особый, ни с чем не сравнимый статус, который поставил их впоследствии во главе Церкви. Избранные Самим Богом апостолы заложили в Церкви ее внутреннюю священническую иерархию: вся длинная череда последующих епископов непосредственно связана с учениками Христа через цепочку рукоположений. «И это значение Двенадцати, — пишет протоиерей Александр Шмеман, — как фундамента и средоточия Церкви, так бесспорно, так очевидно для первой общины, что еще до Пятидесятницы первым ее делом будет восполнение их числа: замена Иуды, оказавшегося Предателем». Избрание нового апостола воспринималось общиной как избрание Самим Богом: И помолились и сказали: Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих твоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и апостольства (Деян 1:23).

Тем временем приближался иудейский праздник Пятидесятницы — Шавуот, посвященный памятным событиям древности, когда на пятидесятый день после исхода евреев из Египта Бог даровал им закон (Десять заповедей) на горе Синай (Исх 19). Накануне торжества огромные толпы паломников из разных уголков Римской империи наводнили Иерусалим. Однако никто, даже сами апостолы не подозревали, что как незадолго до этого ветхозаветная Пасха была упразднена Самим Христом и Им же была установлена новая, так и теперь «ветхий Шавуот» с восходом солнца должен будет упраздниться перед лицом нового.

 

Почему Пятидесятницу называют «днем рождения» Церкви?       

Когда наступило утро, апостолы вместе с Богородицей собрались в Сионской горнице, где незадолго до этого Христос совершил последнюю ветхозаветную Пасху и установил таинство Евхаристии. Возможно, в этой уже привычной и дорогой для них комнате они хотели вместе встретить праздник Шавуот. Однако в девять часов утра произошло удивительное: И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян 2:2–4).

В тот же день после проповеди апостола Петра несколько тысяч человек, которые собрались в Иерусалиме на Шавуот, уверовали во Христа и приняли Крещение (Деян 2:41), образовав первую христианскую общину.

Итак, Пятидесятница — это день, когда родилась Церковь. Почему? Потому что все семь церковных таинств, установленные Христом, совершаются Духом Святым — Его таинственным действием. Апостолам была дарована новая сила, и по характеру своего действия она не имела земных аналогов. Она была дана не для властвования и устрашения, но для исправления искаженности человеческой природы, размыкания зацикленности на самом себе, преображения не только духовного, но и физического начала в человеке. Доказательством действенности этой особой силы Святого Духа, Который вот уже более двух тысяч лет действует в Церкви, являются тысячи и тысячи христианских святых.

Более того, внутри Церкви, образовавшейся на пятидесятый день после Воскресения Христова, снимаются границы, разделяющие человечество по национальной принадлежности. И говорящие на разных языках апостолы — символ того, что проповедь Евангелия касается каждого человека, где бы он ни жил и во что бы ни веровал. Отныне все искусственные стены, возведенные человеческими страхами, недоверием и ненавистью, оказались разрушены, как пишет об этом апостол Павел: А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его, где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос (Кол 3:8–11).

Такое бескомпромиссное снятие границ — как языковых и национальных, так и социальных — было совершенно немыслимым для тогдашнего мира. И проповедь, с которой апостолы впоследствии обратились к язычникам, в первую очередь поражала последних какой-то совершенно непривычной для них «нетерпимостью».

Ученики Христа с самого начала говорили об абсолютной уникальности той истины, которая им открылась. Они не пытались комфортно ужиться с окружающими их культами, наоборот, радикально отвергали их, готовы были идти на муку и на смерть, но не принимали — даже хотя бы просто ради видимости — заблуждения других людей.

Как же стало возможным принести настолько революционную проповедь всем народам в Римской империи и даже за ее пределами? Как ничтожно маленькая группа учеников Христа, помещавшаяся в одной комнате, сумела не раствориться в огромной массе всевозможных верований? Почему римским императорам — с их могуществом и силой! — так и не удалось стереть с лица земли христианство? Ответ на эти вопросы, дает апостол Лука: благодаря сошествию и действию Святого Духа.

 

Какой была Церковь сразу после «рождения»?   

Церковь на начальном этапе своего существования внешне казалась скорее просто общиной друзей Иисуса, чем каким-то совершенно новым и уникальным религиозным явлением. По сути, только исповедание Иисуса распятого и воскресшего как Бога и Мессии было той отличительной чертой, которая выделяла тогдашних христиан среди множества внешне схожих религиозных ответвлений иудаизма. Более того, если внимательно читать первые главы книги Деяний, можно заметить, что иерусалимская община пока никак не отделяла себя от иудеев. Апостолы продолжали в положенные часы совершать все полагавшиеся молитвы, сохраняли весь ветхозаветный религиозный уклад жизни, а сами христиане каждый день единодушно пребывали в храме (Деян 2:46), то есть в том самом единственном у иудеев Иерусалимском храме. И в своей проповеди ученики Христа пока еще обращаются только к своим соотечественникам, надеясь, что они наконец примут Иисуса как Мессию и так же, как и они, войдут в установленную Богом Церковь.

Однако такая верность первых христиан иудаизму была совсем не пережитком прошлого, от которого Церковь потом постепенно освободится. Наоборот, христиане считали, что они-то как раз и понимают истинный смысл Ветхого Завета и всей обрядовой жизни иудеев. Что весь иудаизм только тогда имеет смысл, когда в центре него стоит вера в Иисуса Христа.

Ветхий Завет был тенью Нового, и только через боговоплощение он получил окончательный и полный смысл, а благая весть о Воскресении Христа — это необходимый ключ к дешифровке всей ветхозаветной истории.

Но только одним соблюдением ветхозаветных обрядов первые христиане, конечно, не ограничивались. Центром их религиозной жизни уже тогда — в самые первые дни — была евхаристия, которая совершалась каждый день и в которой участвовала вся община: преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца (Деян 2:46). Как совершались эти первые литургии, мы можем понять, если обратимся к одному раннехристианскому тексту — «Дидахе», датируемому концом I-го — началом II века по Рождеству Христову: «Что касается евхаристии, благодарите так. Прежде о чаше: благодарим Тебя, Отче наш, за святую лозу Давида, отрока Твоего, которую Ты явил нам через Иисуса, отрока Твоего. Тебе слава во веки! Что же касается преломляемого хлеба (благодарите так): благодарим Тебя, Отче наш, за жизнь и ведение, которое Ты открыл нам через Иисуса, Сына Твоего. Тебе слава во веки! Как этот преломляемый хлеб, быв рассеян по холмам и будучи собран, сделался единым, так да соберется Церковь Твоя от концов земли в Царствие Твое. Ибо Твоя есть слава и сила чрез Иисуса Христа во веки. Никто же да не ест и не пьет от вашей евхаристии, кроме крещенных во имя Господне».

Само слово «литургия» с греческого языка переводится как «служение», «общее дело». А совершалось это «общее дело» во время «экклесии» (ἐκκλησία). «Экклесия» же — это особый гражданский термин. Им обозначалось правомочное собрание граждан античного полиса, которое собиралось для решения важнейших экономических или политических задач. А для людей античности, как бы для нас сегодня это странно ни звучало, не было ничего важнее, чем участие в политической жизни полиса. Это была важнейшая привилегия, право и обязанность гражданина — прийти на собрание и сказать свое слово. И христиане, для того чтобы подчеркнуть огромную значимость для общины Церкви и литургии, стали использовать этот важнейший для тогдашнего гражданского сознания термин.

Таким образом, Церковь — это не какая-то структура, как думают сегодня некоторые люди. Нет, Церковь — это событие, которое случается во время «общего дела», то есть литургии. Ранние христиане воспринимали свое участие в евхаристии как нечто совершенно необходимое. Эта ответственность христианина перед Богом сродни ответственности гражданской: прийти и составить всем вместе экклесию, причаститься Тела и Крови Господа Иисуса Христа. Поэтому тот, кто не участвовал в литургии, не причащался вместе со всеми из общей Чаши, строго говоря, не являлся христианином. Потому что не выполнял свою главную обязанность и был вне экклесии, вне Церкви.

Именно такое чувство глубокой взаимоответственности среди христиан иерусалимской общины укрепляло их столь удивительное единодушие, о котором мы уже говорили выше и которое не устает подчеркивать апостол Лука: У множества уверовавших было одно сердце и одна душа (Деян 4:32). Идеал единства пронизывал общину во всем. Он распространялся не только на богослужебную жизнь, но и на повседневную: «Ни одно слово, — пишет Александр Шмеман, — не повторяется так часто в раннехристианской письменности, как слово “братья”, но в это братство христиане вкладывают весь его жизненный, деятельный смысл». И та общность имущества, которая была у ранних христиан, — это одно из проявлений их полного единства и взаимной любви. Все же верующие были вместе и имели всё общее. И продавали имения и всякую собственность и разделяли всем, смотря по нужде каждого <…> и никто ничего из имения своего не называл своим… Не было между ними никого нуждающегося, ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов, и каждому давалось, в чем кто имел нужду (Деян 2:44–45, 4:32–35).

Важно понимать, что общность имущества первых христиан не была связана ни с какими внешними экономическими или социальными соображениями; и все потуги связать отказ от частной собственности в раннехристианской общине с каким-то «протокоммунизмом» бьют мимо цели. Сама повседневность в ее мелких бытовых деталях, с ее занудностью, мелочностью, монотонностью внутри ранней Церкви полностью преобразилась: все человеческие отношения были перенастроены здесь на совершенно новый лад — лад любви. Отсюда, в частности, и желание снять преграды частной собственности.

Конечно, позднéе это идеалистическое единство постепенно начинает подвергаться коррозии. В христианских общинах, основанных апостолами внутри и за пределами Палестины, разгорались споры, иногда и конфликты. Но образ иерусалимской общины первых лет ее существования навсегда останется эталоном евангельской жизни для всех последующих поколений христиан.

 

С какими трудностями столкнулись первые христиане?    

Первая трудность, которая возникла перед христианами практически в самом начале и затем постоянно присутствовала в их жизни вплоть до IV века, исходила извне — от гонителей и врагов Церкви. Представители официальной иудейской религии настороженно следили за апостолами и последователями Иисуса. Первосвященники не могли решить, как относиться к этой, как они думали, новой «секте».

С одной стороны, как мы уже сказали, христиане последовательно и даже образцово исправляли все религиозные обряды, а с другой — проповедовали Иисуса Воскресшего, смерти Которого иудейское священноначалие так рьяно добивалось, а затем еще и хорошо заплатило воинам, стоявшим у гроба Иисуса, чтобы они никому не рассказывали о чуде Его Воскресения. В Синедрионе по этому поводу шли дебаты. На одном из таких собраний виднейший и всеми уважаемый фарисей Гамалиил призвал не начинать открытого преследования и терпеливо наблюдать за общиной христиан, ведь если это предприятие… от человеков, то оно разрушится, а если от Бога, то вы не можете разрушить его (Деян 5:38–39).

Но советам мудрого фарисея не вняли. Первым христианским мучеником, который погибнет от рук своих соотечественников станет Стефан — его забьют камнями. Сразу же после убийства, как пишет апостол Лука, произошло великое гонение на церковь в Иерусалиме; и все, кроме апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии… рассеявшиеся ходили и благовествовали слово (Деян 8:1,4).

Как раз в этот период поначалу ревностный гонитель Церкви, воспитанный в радикально-консервативной иудаистской традиции Савл, который известен нам как Павел, переживет коренную внутреннюю метаморфозу и станет величайшим апостолом, глубоким христианским мыслителем, автором 14 посланий, вошедших позднее в канон Нового Завета. Однако бегство последователей Иисуса из Иерусалима после начавшегося первого гонения (ориентировочная дата — 36 г. после Р. Х.) оказалось промыслительным. Ведь благодаря ему проповедь Благой Вести начала распространяться уже за пределами Палестины — на Ближнем Востоке и далее, на запад Средиземноморья.

Крещение начинают принимать не только прозелиты, но и бывшие язычники. И как раз в связи с этим христиане столкнулись с новой трудностью — уже внутренней. Возник чрезвычайно сложный вопрос: необходимо ли образовавшимся христианским общинам, состоящим из бывших язычников (а таких в Церкви становилось все больше и больше), соблюдать все ритуальные предписания Ветхого Завета, в том числе проходить обряд обрезания? И первым, кто решительно отверг эту необходимость, был апостол Павел. Однако не все христиане были с ним согласны: Некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись. Когда же произошло разногласие и немалое состязание у Павла и Варнавы с ними, то положили Павлу и Варнаве и некоторым другим из них отправиться по сему делу к апостолам и пресвитерам в Иерусалим (Деян 15:1–2).

На соблюдении язычниками закона Моисеева особенно настаивали христиане, вышедшие из фарисеев. И тогда было решено собрать первый церковный Собор, который состоялся в Иерусалиме в 48 году (Деян 15). В Соборе приняли участие не только ученики Христа, но и вся священническая иерархия местной общины, во главе которой стоял тогда апостол Иаков. В итоге законническая позиция поддержки не получила: ставшие христианами язычники были освобождены от исправления ветхозаветных обрядов. Вы знаете, — сказал тогда на Соборе апостол Петр, — что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали. И Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам; и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их. Что же вы ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли понести ни отцы наши, ни мы? Но мы веруем, что благодатию Господа Иисуса Христа спасемся, как и они (Деян 15: 7–11).

Однако впереди христиан ожидало долгое и в прямом смысле этого слова мучительное отстаивание своей веры: почти триста лет Церковь существовала, оставаясь вне закона. И чем более масштабной становилась проповедь христиан, тем с большей суровостью римская власть карала приверженцев политически опасной, как полагали чиновники, новой религии. Человек, принимавший крещение, понимал, что сознательно совершает противозаконное действие, потому что религия, исповедником которой он становился, была запрещена на территории Римской империи, и подвергал себя смертельной опасности. Ведь христиане, хоть и были образцовыми и законопослушными гражданами, наотрез отказывались почитать культ римского императора, а это в глазах императорской власти было открытой демонстрацией их нелояльности.

В ту эпоху тысячи и тысячи мучеников, претерпев ужасные пытки и унижения, засвидетельствуют всему тогдашнему миру безусловную истинность своей веры, а вся христианская жизнь, в том числе и богослужебная, долгое время будет проходить в тайне — по домам или в катакомбах — среди могил, откуда до наших дней дошли первые иконографические образы, оставленные верующими гонимой Церкви. И только в 313 году, после издания Миланского эдикта масштабные гонения прекратились. Громадный и, как казалось, бесперебойный механизм римской репрессивной машины, столкнувшись с Церковью, дал сбой. Чем жестче и беспощаднее действовали императоры, тем сильнее, громче и убедительнее звучала проповедь христианства.

 

О чем говорили в своей проповеди апостолы?      

Проповедь Благой Вести началась с самого первого дня существования Церкви. Конечно, поначалу она была обращена только к иудеям, многие из которых уже что-то слышали об Иисусе Христе. С этим отчасти связан взрывной рост первой общины: за первый год количество уверовавших увеличилось с нескольких десятков до пяти-семи тысяч человек. Более того, сама изначальная проповедь апостолов, с которой они обратились к иудеям, была достаточно лаконичной. Вся она сводилась к простому, но важнейшему факту: Итак твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли (Деян 2:36).

Все глубочайшее содержание веры ранних христиан связано именно с тем, что Иисус Христос умер на Кресте, а затем на третий день воскрес, и что в нем, как пишет апостол Павел, явлена вся полнота Божества телесно (Кол 2:9). Но уже во второй половине I века содержание проповеди апостолов меняется, вместе с той «аудиторией», к которой она теперь была обращена. Ведь для язычников ни Сам Иисус, ни то, что Он Мессия, ни то, что Бог Един, ничего не значило. Тем более, для них было неочевидно и то, что этот Бог дал ветхозаветным пророкам Откровение. И потому теперь главным содержанием Благой Вести становится доказательство и провозглашение монотеизма (то есть — единобожия).

Кроме того, помимо самого свидетельства воскресения Христа, апостолы должны были уже подробно и системно излагать язычникам и то, чему Иисус учил, какой была Его жизнь. И, судя по всему, этот устный рассказ апостолов был достаточно точным. Сохранилось очень важное для нас свидетельство священномученика Климента Римского, относящееся к концу I века. Он пишет, что его учитель, апостол Петр, как-то рассказал ему, что каждую ночь он просыпается и мысленно повторяет все, что говорил Господь во время Своей земной жизни. Такая практика была очень распространенной в иудейской культуре: ученики раввинов именно с помощью такого регулярного повторения поучений своих наставников с дотошной точностью их запоминали.

Позднее, для того чтобы воспоминания очевидцев жизни Иисуса Христа сохранились и передавались последующим поколениям христиан, эти устные рассказы апостолов были записаны в евангельские книги. Каждая из них — это самостоятельное произведение с конкретным адресатом. Так, например, Евангелие от Матфея было написано для иудеев на арамейском языке: в нем легко различается постоянно повторяющийся акцент на том, что Иисус Христос исполнил все пророчества, сказанные о нем в Ветхом Завете. Евангелие от Марка было адресовано к римлянам, о чем свидетельствует его краткость и компактность. Апостол Лука, написавший свое Евангелие для обращенных в христианство язычников, был учеником Павла, который, согласно Церковному Преданию, не раз приезжал в Иерусалим и общался с непосредственными свидетелями жизни Иисуса Христа, а также — с Пресвятой Богородицей. Поэтому только в этом тексте мы встречаем рассказ о детстве Иисуса Христа.

Самым последним написал свое Евангелие апостол Иоанн, который, как считают некоторые ученые, уже был знаком со всеми написанными ранее текстами и решил дополнить их своим рассказом. Этим объясняется особенность получившегося текста: в нем в наибольшей степени переданы слова и поучения Спасителя. Евсевий Кесарийский — древний историк Церкви, так пишет о том, что побудило апостола записать свой текст: «Когда первые три Евангелия разошлись повсюду и дошли до него, он (то есть апостол Иоанн. — Ред.), говорят, счел долгом засвидетельствовать их правдивость, но заметил, что в них недостает рассказа о первых деяниях Христовых, совершенных в самом начале Его проповеди. И это верно… Иоанна, говорят, стали поэтому упрашивать поведать в своем Евангелии о том времени, о котором молчат первые евангелисты, и о делах, совершенных Спасителем тогда, а именно — до заключения Крестителя».

 

Каково было нести бремя апостольского служения?      

Во время проповеди апостолы постоянно сталкивались с различными трудностями — опасностями во время путешествий, агрессивной и нетерпимой реакцией иудеев или язычников, побоями, лишениями, болезнями. Обо всем этом красочно писал апостол Павел: Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне (1 Кор 4:11–13).

Не стоит думать, что апостолы всеми возможными способами искали мученичества, что они «нарывались» на преследования — только бы пострадать и умереть за Христа. Они были людьми здравомыслящими, рассудительными, понимали, насколько велика их ответственность перед Церковью. Достаточно вспомнить апостола Павла, который при необходимости не гнушался пользоваться своим особым социальным статусом — римским гражданством. Так, например, во время своего четвертого миссионерского путешествия он был схвачен и оказался в руках местной римской власти. Чтобы получить от апостола необходимые показания, его решили пытать. Но когда Павла уже привязали к камню ремнями, он вдруг спросил сотника: Разве вам позволено бичевать римского гражданина, да и без суда? (Деян 22:22–25). Сотник, застигнутый врасплох, — ведь по законам империи римский гражданин не мог быть подвергнут никакому наказанию до обстоятельного судебного разбирательства, — тут же отправился к своему начальнику. Услышав о том, что арестованный по его приказу еврей обладает столь высоким юридическим статусом, тот незамедлительно отправился к Павлу: «Скажи мне, ты римский гражданин?»  спросил он апостола. «Да», — ответил Павел. Тогда тысяченачальник, не скрывая своего удивления, воскликнул: «Я за большие деньги приобрел это гражданство». На что апостол невозмутимо ответил: «А я и родился в нем». Так Павел оказался на свободе (Деян 22:27–29).

Сам он как-то раз признался в своем послании к филиппийцам: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас (Фил 1:23–24). И в этом нужнее для вас — вся соль апостольского служения, причина их бесконечных путешествий, проповедей, наставлений, лишений и, в конце концов, их мученического подвига.

 

* * *

Из 12 апостолов лишь один Иоанн Богослов умер своей смертью, хотя и был подвергнут при жизни пыткам. Апостолы Петр, Андрей, Иаков Алфеев, Варфоломей, Филипп, Иуда, Матфий в разных частях света, претерпев мучения, были убиты. Апостола Иакова Заведеева казнили через отсечение головы. Апостола Матфея сожгли на костре в Египте. Апостол Фома в Индии во время пыток был пронзен копьями. Апостол Симон Зилот на Черноморском побережье Кавказа был заживо распилен пилой.

Однако заведомо невыполнимая задача, трудность которой невозможно даже представить, была выполнена — на территории Римской империи и даже за ее пределами появились первые христианские общины. Во главе каждой из них стояли рукоположенные апостолами епископы, которые совершали богослужения, крестили людей и укрепляли свою общину в вере и благочестии. Апостолы оставили после себя учеников, которые приняли от них учение, можно даже сказать, некоторую особую школу миссии и продолжили дело проповеди.

Впереди Церковь ждали новые вызовы и испытания: гонения, преследования, внутренние нестроения, полемика с античными интеллектуалами-язычниками. Церкви, как пишет Александр Шмеман, еще «надлежало принять весь зной, всю пыль своего длинного, земного, человеческого пути». Появятся внутренние расколы, ереси, в ответ на которые Церковь, опираясь на Священное Писание и Предание, начнет разрабатывать свое богословское учение. Но по прошествии уже почти двух тысяч лет Церковь, несмотря ни на что, остается той же, какой она возникла в день Пятидесятницы. Не исказилось содержание слов и подвига Богочеловека. Не пре­рвалась цепочка рукоположений епископов от апостолов. Не прекратилось совершение литургии. И с каждым веком святых становится все больше и больше. И Дух Святой все так же продолжает и будет продолжать действовать в Церкви.

 

 

На заставке: Храм Гроба Господня в Иерусалиме

Читайте также:

Христиане верят в Святую Троицу. В чем суть? 

Солнце? Ручей? Треугольник?

Источник: foma.ru

Христианство (от греч. Χριστός — «пома́занник», «месси́я») — авраамическая мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете.
Христиане верят, что Иисус из Назарета есть Мессия, Сын Божий и Спаситель человечество. Христиане не сомневаются в историчности Иисуса Христа. Христианство — самая крупная мировая религия как по численности приверженцев, которых около 2,3 млрд, так и по географической распространённости — в каждой стране мира есть хотя бы одна христианская община.
Наиболее крупные течения в христианстве — католицизм, православие и протестантизм. В 1054 г. произошёл раскол христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную). Появление протестантизма стало результатом реформационного движения в Католической церкви в XVI веке.
Христианство возникло в I веке в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в среде арамеоязычного населения Междуречья и уже в первые десятилетия своего существования получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп.
В качестве государственной религии христианство впервые было принято в Великой Армении в 301 году. При императоре Константине I, начиная с эдикта 313 года о свободе вероисповедания, христианство стало обретать статус государственной религии и в Римской империи.

Возникновение христианства.
Христианство зародилось в I веке в Палестине, в иудейской среде в контексте мессианских движений ветхозаветного иудаизма. Уже во времена Нерона христианство было известно во многих провинциях Римской империи.
По свидетельству новозаветного текста Деяния апостолов (Деян. 11:26), существительное «Χριστιανοί» — христиане, приверженцы (или последователи) Христа, впервые вошло в употребление для обозначения сторонников новой веры в сирийско-эллинистическом городе Антиохии в I веке.
Первоначально христианство распространялось в среде еврейства Палестины и средиземноморской диаспоры, но уже начиная с первых десятилетий, особенно благодаря деятельности апостола Павла, оно приобрело множество последователей среди других народов («язычников»). До V века распространение христианства происходило главным образом в географических пределах Римской империи, а также в сфере её культурного влияния (Армения, вост. Сирия, Эфиопия), в дальнейшем (в основном во 2-й половине 1-
го тысячелетия) — среди германских и славянских народов, позднее (к XIII—XIV вв.) — также среди балтийских и финских народов. В новое и новейшее время распространение христианства вне Европы происходило за счёт колониальной экспансии и деятельности миссионеров.
Численность. В настоящее время число приверженцев христианства во всём мире около 2,35 млрд, в том числе:
в Европе — по различным оценкам от 400 до 550 млн,
в Латинской Америке — около 543 млн,
в Северной Америке — 231 млн:
США — 160—225 млн,
Канада — 25 млн,
в Азии — около 350 млн,
в Африке — 475 млн,
в Австралии и Океании — 24 млн.
Приблизительное число приверженцев различных христианских конфессий:
католиков — около 1,2 млрд, в том числе:
около 17 млн католиков восточных обрядов;
протестантов — по данным Британники около 420 млн. (эксперты Британники не включают в протестантизм англикан (86 млн) и независимые церкви (371 млн)), по данным Pew Research Center, включающего в протестантизм англикан и так называемые «независимые церкви», — около 800 млн, в том числе:
279 млн пятидесятников;
около 88 млн англикан;
около 75 млн пресвитериан и близких к ним течений;
70 млн методистов;
70 млн баптистов;
64 млн лютеран;
16 млн адвентистов седьмого дня;
православных около 300 млн;
приверженцев древневосточных церквей («нехалкидонские» церкви и Ассирийская церковь Востока) — около 70-80 млн, в том числе:
последователей Армянской апостольской церкви — около 9 млн.

В наши дни в христианстве существуют следующие основные направления:
Католицизм
Православие
Протестантизм
Католицизм
Католическая церковь
Римско-католическая церковь
Восточнокатолические церкви
Старокатолицизм
Православие
Православная церковь
Автокефальные православные церкви
Старообрядчество
Поповство
Беспоповство
Беглопоповство
Древневосточное православие
Церкви, не принявшие исповедание веры, утвержденное на Халкидонском соборе 451 г. (IV Вселенском), называются сегодня древневосточными (ориентальными) православными или нехалкидонскими; Они не имеют евхаристического общения с православными церквями византийской традиции.
Армянская апостольская церковь
Коптская православная церковь
Эфиопская православная церковь
Сиро-яковитская православная церковь
Маланкарская православная церковь
Ассирийская церковь Востока
Протестантизм
Основные конфессии (более 10 млн. членов церкви)
Адвентисты седьмого дня
Англиканство
Баптизм
Кальвинизм и Реформатство
Кальвинизм
Пресвитерианство
Лютеранство
Методизм
Пятидесятничество
Пятидесятнические деноминации
Другие конфессии
Адвентисты-реформисты
Квакеры
Меннонитство
Течения в протестантизме
Евангельские христиане
Харизматические течения
Вероучение
Христианство есть вера во Христа, Сына Божия, Господа нашего, Спасителя и Искупителя, это есть «победа, победившая мир, сия есть вера наша» (I Ио. 5, 4-5).

Теология.
Христианство принимает ветхозаветную, восходящую к Аврааму, традицию почитания единого Бога (монотеизм), творца Вселенной и человека. Вместе с тем основные направления
христианства привносят в монотеизм идею Троицы: трёх ипостасей (Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух), единых по своей божественной природе.
Основные черты христианской религии.
Единобожие, углублённое учением о троичности Ипостасей (Лиц) в существе одного Бога. Это учение дало и даёт повод к философским и религиозным спекуляциям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон.
Понятие о Боге как абсолютно совершенном Духе, не только абсолютном разуме и всемогуществе, но и абсолютной благости и любви (Бог есть любовь). Учение об абсолютной ценности человеческой личности как бессмертного, духовного существа, созданного Богом по своему образу и подобию, и учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: все равно возлюблены Отцом Небесным, как Его дети, все предназначены к вечному блаженному бытию в соединении с Богом, всем подаются средства к достижению этого предназначения — свободная воля и божественная благодать.
Учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании («..будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный»)
Учение о полном господстве духовного начала над материей: Бог — безусловный владыка материи, как её творец: человеку Им вручено господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение. Таким образом, христианство, дуалистическое в метафизике (так как оно принимает две инородные субстанции — дух и материю), монистично как религия, ибо ставит материю в безусловную зависимость от духа, как творение и среду деятельности
духа.
Одинаковая отдалённость как от метафизического и морального материализма, так и от ненависти к материи и материальному миру. Зло считается коренящимся не в материи, а в извращённой свободной воле духовных существ (ангелов и людей), от которых оно переходит на материю («Проклята земля в делах твоих», — говорит Бог Адаму. При творении же всё было «добро зело»).
Благовещение.
Учение о воскресении плоти и о блаженстве воскресшей плоти праведников вместе с их душами в просветлённом, вечном, материальном мире. Учение о Богочеловеке — воплотившемся и вочеловечившемся для спасения людей от греха, проклятия и смерти Предвечном Сыне Божием, отождествляемом христианской церковью с её основателем — Иисусом Христом. «Бог вочеловечился, чтобы человек обожился» (св. Афанасий Великий).
Отсюда можно видеть, что христианство стремится к гармонии материи и духа. Оно не отрицает ни одной из сфер жизни, но стремится облагородить их все, считая, однако, лишь средствами к достижению человеком духовного богоподобного совершенства.
Кроме перечисленных черт, христианской религии свойственны:
Существенная метафизичность её содержания. Учение о непогрешимости Церкви в вопросах догмата, в силу действующего в Ней во все времена Духа Святого.
Христология.
Христология — это учение об Иисусе Христе. В христианстве Иисус рассматривается как предсказанный библейскими пророчествами Ветхого Завета Мессия. Ортодоксальная (католики, православные и протестанты) точка зрения утверждает, что Иисус Христос — это Богочеловек — не полубог и не получеловек, но существо, соединяющее в себе во всей полноте как божественную, так и человеческую природу, воплощенный Сын Божий, существовавший вечно на Небе до своего рождения на Земле, единосущный своему Отцу (одной природы с Ним). Арианство считало Иисуса Христа совершенным творением Бога, созданным прежде мира. Несторианство разделяло божественную природу Логоса и
человеческую природу Иисуса. Монофизитство, напротив, говорит о поглощении человеческой природы Иисуса божественной природой Логоса.
Христианская антропология.
Согласно христианскому вероучению, человек создан по образу и подобию Божьему. Он был совершенен изначально, но пал вследствие грехопадения. Падший человек обладает грубым, видимым телом, исполненной страстей душой и духом, устремленным к Богу. Между тем, человек един, посему спасению (воскресению и обожению) подлежит не только душа, но весь человек, включая тело. Совершенным человеком, неслиянно соединенным с божественной природой, является Иисус Христос. Однако христианство подразумевает и иные формы посмертного существования: в аду, раю и в чистилище (только у католиков).
Учение о таинствах.
С концепцией непостижимо высокого замысла Бога относительно человека связано чуждое другим религиям понятие таинства как совершенно особого действия, выходящего за пределы ритуала, обряда; если обряды символически соотносят человеческий быт с божественным бытием и этим гарантируют стабильность равновесия в мире и человеке, то таинства, по традиционному христианскому пониманию, реально вводят божественное присутствие в жизнь человека и служат залогом грядущего «обожения», прорыва
эсхатологического времени.
Важнейшие из таинств, признаваемые всеми вероисповеданиями, крещение (инициация, вводящая в христианскую жизнь и символизирующая соединение с Богом, покаяние) и Евхаристия, или причащение (вкушение хлеба и вина, по церковной вере незримо пресуществленных в тело и кровь Христа ради сущностного соединения верующего со Христом, чтобы Христос «жил в нём»). Православие и католицизм признают ещё 5 таинств, сакраментальный статус которых отрицается протестантизмом: миропомазание, имеющее целью сообщить верующему мистические дары Святого Духа и как бы увенчивающее Крещение; покаяние (исповедь перед Богом в присутствии священника и отпущение грехов);
рукоположение или ординацию (возведение в духовный сан, дающий не только полномочия учить и «пасторски» вести верующих, но также в отличие от чисто юридического статуса раввина в иудаизме или муллы в исламе, прежде всего власть совершать таинства); брак, понимаемый как соучастие в мистическом браке Христа и церкви (Еф. 5:22,5:32); соборование (сопровождающееся молитвами помазание елеем тела больного). Понятие таинства, всегда телесно-конкретного, и этика аскетизма соподчинены в
христианстве представлению о высоком назначении всего человеческого естества, включая телесное начало, которое должно быть подготовлено к эсхатологическому просветлению и аскетизмом, и действием таинств.

Доникейский период (I — начало IV века).
Апостольский век
I век обычно называют апостольским. По преданию, в течение 12 лет после Пятидесятницы апостолы оставались в окрестностях Иерусалима, а затем отправились на всемирную проповедь.
С правления Нерона начинается период гонений. Последний апостол Иоанн Богослов умирает ок. 100 года, и с ним заканчивается апостольский век.
Время первохристианства I—II вв. отмечено деятельностью т. н. «апостольских мужей», то есть первохристианских писателей, бывших учениками самих апостолов.
«Апологеты»
Апостольские мужи явились переходной группой от самих апостолов к т. н. апологетам. Апология (от др.-греч. ἀπολογία — оправдание) — это слово о заступничестве, направляемое к императорам-гонителям. Оправдывая христианство как справедливую и разумную религию, апологеты вольно или невольно переводили истины веры на язык разума, и так рождалось христианское богословие. Первым из подобных апологетов-богословов был мч. Иустин Философ из Самарии, философ-платоник, после своего обращения (ок. 133 г.) прибывший в Рим, где основал богословскую школу для борьбы с еретиками-гностиками. Иустин Философ погиб в гонение имп. Марка Аврелия в 166 г.
Доникейский период завершился крупнейшим за всю историю христианства «Диоклетиановым гонением» (302—311 гг.), целью которого было полное уничтожение Церкви. Однако гонение только способствовало утверждению и распространению христианства.
Христианизация Армении
В начале IV в. (традиционная дата — 301 г.) Великая Армения стала первой страной, принявшей христианство в качестве государственной религии, что связано с именами святого Григория Просветителя и армянского царя Тиридата III Великого.
Политика гонений на христиан императора Диоклетиана заставляет общину девичьего аскетерия бежать из Рима в Армению. Однако святые девы были замучены армянским царём Тиридатом III (тогда ещё язычником). Но впоследствии эти события способствовали обращению его царства в христианство через проповедь святого Григория Просветителя, крестившего Армению в 301 году и ставшего первым епископом царства. Таким образом, Армения стала первым в истории христианским государством.

Разделение церквей.
Поводом Великой схизмы 1054 года послужил спор из-за земель в Южной Италии, формально принадлежавших Византии. Узнав, что греческий обряд там вытесняется и забывается, Константинопольский патриарх Михаил Керуларий закрыл все храмы латинского обряда в Константинополе. Одновременно он требовал от Рима признать себя равным по чести Вселенским патриархом. Лев IX отказал ему в этом и вскоре умер. Между тем в Константинополь прибыли папские послы во главе с кардиналом Гумбертом. Обиженный патриарх не принимал их, а лишь предъявлял письменные обличения латинских обрядов. Гумберт, в свою очередь, обвинил патриарха в нескольких ересях, а 16 июля 1054 года самовольно объявил анафему патриарху и его последователям. Михаил Керуларий ответил Соборным постановлением (воспроизводящим все обвинения Фотия в 867 году) и анафемой на всё посольство. Таким образом, по жанру это была очередная схизма, далеко не сразу осознанная как окончательный разрыв между Востоком и Западом.
В действительности разделение церквей было длительным процессом, проходившим на протяжении четырёх столетий (с IX по XII в.), а его причина коренилась в возраставшем различии экклезиологических традиций.

Источник: christianity.filosoff.org



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.