4. Христианство сегодня

 

Сегодня я попытаюсь раскрыть некоторые темы. Темы, как мне кажется, имеющие значение, темы, с которыми вам придётся неоднократно встречаться. Учтите, те лекции, что будут читаться здесь, это всё для вас, вам пригодится, вам придётся отвечать. И если сейчас не получите ответа, придётся краснеть, белеть и потеть и будет стыдно. Спросят, знаете, иногда человека, он туда, сюда, наговорит сорок бочек арестантов, и пусто. Скажут: ну, всё ясно, ничего не знает человек, пустышка. Пустышка, гремит, и никакого проку. Так что, эти вопросы, которые мы с вами будем рассматривать, все они таковы, что вам придётся на них отвечать. Имейте в виду: трудно в учении, легко в бою. Так что, кое-что стоит запомнить. Ну, вольному воля, свободному рай, — правда, хорошие слова.

Итак, сегодня мы займёмся вопросом, который отчасти я уже затронул и просто сейчас хочу акцентировать, чтобы вы имели представление.


то состояние христианства в современном мире. Я вам говорил уже, что происходит в мире. Сейчас начинается потрясающая кампания против Христа и Его последователей. Причём, эта компания охватывает сейчас почти все страны мира. Это удивительно. Вообще, вы знаете, это удивительно, надо же, нашли какие-то мощные психологические средства, с помощью которых могут возбуждать людей. Обратите внимание, вот оранжевые революции на Украине, с чего это, как это? Посмотрите, что сейчас творится в Египте, что было в Ливии! Ливия, вы знаете, это была жемчужина Африки. Всё, Даже Каддафи убили. Вот умеют, нашли!

Сказать, что всех подкупили – чепуха. Подкупить можно какую-то часть людей. А посмотрите, какие массы выступают людей. Что в Сирии творится. У нас пытаются тоже собрать. Во, сидят люди, ищут средство. Нашли! Посмотрите, во многих странах мира как возбуждают. Кампания приобретает характер локальный, относящийся к какому-то государству отдельному. То одному, то к другому, разделяй и властвуй. Сами понимаете, по одиночке можно разбить всех.

Глобальная война против Христа

В отношении христианства идёт сейчас кампания глобальная, то есть всемирная кампания идёт. То есть мы вступаем в какую-то страшную эпоху. Началось в христианстве с чего? С глобальной войны против Него. В Иерусалиме распинают, Савл с командой ходит по городам и весям арестовывает, влачит в Иерусалим, чтобы убить, подвергнуть казням. Рим кричит: христиан ко львам.


солютно непонятно: Рим. Это было настолько религиозно свободным государством, что диву даёшься. Все боги свозились в этот пантеон и ставились. Да плевать им было, в кого вы верите. Христос вдруг ненавистен. Причём, самое любопытное при этом. Пишет историк наш Болотов, что ну, как же, они не приносили жертв императору, не признавали культ императора. Ну, что это за глупость. Иудеи тоже самое не делали этого. Разве иудеи приносили жертвы императору? Конечно нет, и ничего. Христиан – ко львам. Правда, любопытно?

И вот сейчас в высшей степени любопытно, по всему миру. Вы слышали доклад митрополита Иллариона  здесь  и фактов сейчас огромное количество.1 Идёт угнетение, репрессирование, убийства по всем странам мира. А какие при этом издевательства. Я кое-что говорил, а вот послушайте то, что не говорил. Это официальный катехизис для молодёжи католический. «Иисус исцелял больных, но это не обязательно означает чудеса в том смысле, в каком мы часто об этом слышим. Некоторые люди имеют природный дар исцеления. Не был ли Иисус одним из них?» Хороший катехизис, правда? Обучает началам веры. Каким: а может, Иисус экстрасенсом был? Очень возможно. Замечательный христианский катехизис.

В 1967 году французским епископатом (это французской поместной католической церковью) были приняты так называемые Обязательные основы. Это документ. Французским епископатом был одобрен этот документ. Что же там, в частности, рекомендуется? «Исключить всякую ссылку на так называемые космические чудеса (космические, значит природные), которые совершены будто бы Христом или Его учениками.


ключить утешение бури, умножение хлебов, исцеление прокажённых». А также рекомендуется в этих Обязательных основах исключить упоминание об ангелах, о бесах, о сатане, о бесноватых, чтобы не травмировать сознание людей. Вы слышите? Как ещё только не сказал этот епископат французский упоминание о Боге. А то ведь с понятием о Боге всё-таки ассоциируется какие-то наказания, правда? Это же может травмировать психику. Если бы вы только знали, что это за епископат, не буду говорить. Посмотрели бы только, вы бы ахнули.

В США женщина христианка, возмущённая тем, что там организована в одном штате выставка, видимо, типа того, что у нас было «Осторожно, религия», помните? Возмущённая обращалась в полицию, туда, сюда, всюду отказы: у нас свобода. Тогда она взяла лом и сокрушала какую-то безобразную, отвратительную статую, изображающую Христа в непристойном виде. Результат? Подверглась аресту и наказанию. Христа в непристойном виде.

Или, например, очень тоже интересно в Австрии что происходит. 1 августа 2010 года профессор иудей, который открыто преподаёт в иудейском  университете Базеля назначается деканом протестантской теологии. Вы слыхали такое? Иудей открытый, не какой-то тайный, или что-нибудь. Открытый иудей, который посещает синагогу, исполняет все иудейские обычаи, профессор иудейский назначается деканом теологического факультета.


амое интересное, как он отреагировал. Он говорит, комментируя своё новое назначение, что революционном шагом было уже то (а это беспрецедентный случай такой, впервые в истории, иудей назначается профессором в христианском учебном заведении). Все говорят: революционный шаг. Он говорит, что даже не это, а было уже то, когда в 2003 году он был назначен профессором богословского факультета. А через 7 лет повышение. Был просто профессором, а стал деканом христианского факультета. Как это, что это, скажите? Вы слышите, что творится-то? Современное состояние христианства. Я прошу вас обратить внимание.

А о том, что в Соединённых Штатах появилось издание Нового Завета, где Спаситель представлен в виде женщины, я вам говорил, помните, Джудит Христос. Изумительно, не правда ли? И восторг. Ну, кто-то возмущается, зато другие в восторге. Я вам зачитывал, повторю ещё раз. «Этот долгожданный отредактированный текст Евангелий делает нравственное послание Христа для многих более приемлемым и понятным и отражает возрастающую роль женщин в обществе». Красота. Какая красота, Христос женщина.

Я вам просто несколько иллюстраций привёл. Повторяю ещё раз. Сейчас примерно 75-85 процентов репрессий по отношению к инаковерующим относятся к христианам во всём мире. Слышите? В среднем получается 80 процентов репрессированных за свои убеждения это христиане. Понятно, к каким временам мы возвращаемся? О, блаженный первый век, не правда ли? Насчёт «христиан ко львам», правда, ещё не слышно, но ничего, то ли ещё будет.


И что меня уже лично удивляет, ещё раз повторяю, как это умеют так возбудить. Не было же этого. Совсем недавно этого не было, вы слышите, совсем недавно. Отдельные случаи там где-то были. И вдруг теперь 80 процентов всех случаев относится к христианам. Убивают, сжигают, всякие насилия, избиения, тюрьмы. Прямо первый век. Ух, какая ненависть. Откуда? Слышите, откуда? Что Христос сделал такого плохого? Что плохого Он сделал? Просто ненависть.

Не забываете, дух творит себе формы. И как этот дух можно настроить на сатанинскую волну, и тогда начинается. Конечно,  в большинстве случаев это люди настроенные, люди поддающиеся. А откуда идёт-то это, и почему? Ну, вот так, друзья мои. Это такой вопрос, ответ на который затруднителен, правда? Но, тем не менее, вызывающий на размышление. Это же развивается, вы слышите? Тенденция на развитие этого. Это не какая-то вспышка мимолётная, нет. Тенденция идёт и всё расширяется, всё больше и больше.

Проблемы современного христианства

И, не знаю, в связи с этим, или, по крайней мере рядом с этим, стоит нам поговорить по вопросу, какие же основные проблемы современного христианства. Какие основные сейчас проблемы. Видите, я даже не говорю в России. Я говорю вообще современного христианства. Но хочу напомнить, что теперь в силу перестройки полностью уничтожены идеологические границы между странами бывшего Советского Союза и Западом. Просто уничтожены. Ура! И какая только грязь не течёт теперь. Какие ассенизаторы только не плюются в нашу сторону, кому не лень. Поэтому мы стоим перед проблемой в высшей степени серьёзной. Надо понять.


Представьте себе, сейчас нам рассказали, вот, уже собрались и идут враги, что делать? Ясно, что это наши враги, сейчас они ворвутся. Что будем делать: вздрогнем, попытаемся думать, попытаемся что-нибудь делать? О, тут-то да, почему? Тела нашего касается. А это что происходит сейчас в мире и потоком идёт сюда?

Хочу вам сказать, учтите. Вы даже не представляете, какой оплот защиты вы могли бы представить из себя. Если не поддадитесь этой гадкой грязи, которая идёт сейчас. Вы прям вот стоите, на грани, смотря куда повернёте. Или это будут защитники, или это будут вольные (увы, совсем плохо) или невольные (плохо) предатели. Вот перед чем вы сейчас находитесь, в какой ситуации. От вас зависит ой как много. Что вы сделаете, какую вы займёте позицию, не только умом своим, хотя и это уже важно. Но и своей жизнью и примером, своей подготовкой к отражению этой атаки.

Вот, мы окружаемся, слышите. Вспомните, какие-нибудь фильмы или рассказы как во время войны, когда окружают. Вспомните переход Суворова через Альпы. Всё, ему грозили смерть и разгром, и он находит вдруг уникальный выход, переход через Альпы. Спасает армию и выходит даже победителем. Так вот, сейчас вы находитесь в точно такой же ситуации. В точно такой же. И от вас зависит куда вы начнёте двигаться.


Какие же сейчас проблемы, основные проблемы христианства, о которых стоит знать, стоит помнить и на которые необходимо реагировать в той степени, в какой позволяют условия и наше с вами самосознание. Я укажу на некоторые. Этих проблем в современном мире много. Вот одну из них я уже вам назвал.

Это состояние христианства и отношение к нему в современном мире. Это серьёзная проблема. Но эта проблема, я вам скажу, внешняя. Это знаете, как холодный душ. Говорят так: когда холодный душ, кожа реагирует, сжимается, хранит тепло, идёт реакция защиты. Это наружная агрессия. И здесь человек может активизироваться, противостать, голос мужества появится в нём.

Самые страшные враги вовсе не внешние. Иоанн Златоуст, небезызвестный вам, говорил: худшее из гонений это отсутствие внешних гонений. А почему? Тогда мы погружаемся в ванну с тёплой водичкой, и расслабились. И тут нас бери как цыплёнка, и делай всё что угодно. Худшее из гонений – отсутствие гонений. Внешние гонения это ещё милость Божия, когда человек может организоваться и сказать нет, умру, стреляйте, но я не отрекусь.

А есть гораздо худшие формы, и они сейчас идут с полной силой. Я вам прочитал «Обязательные основы» французского епископата. Или что рекомендуется для молодёжи в официальном катехизисе, как это всё здорово. Иисус Христос уже неизвестно кто. Вы знаете, вот так расшатывают, буквально расшатывают это дерево, которое надо вырвать с корнем.


Я бы назвал вам несколько таких проблем, которые являются очень тяжёлыми. Одну я вам назвал, что делается с христианством, с образом Христа, какие кощунства. А вот другие, как мне кажется, куда более серьёзные, чем даже эта.

Омирщение сознания христиан

Первое, на что обратил бы внимание. Звучит, кажется, просто, но сейчас вы увидите, насколько это серьёзно. Идёт потрясающее омирщение сознания христиан. Что означает омирщение? Омирщение означает ни что иное,   как погружение сознания человека в заботу только об одном. Хотите я процитирую Евангелие, только какое, не скажу. И вы сразу всё поймёте, а потом вы ответите, что это за Евангелие. «Ищите прежде всего что есть, что пить, во что одеться, а Царство Божие приложится вам». Не помните, в каком это Евангелие? Не помните? Ай-ай-ай, да кто же вас учил Новому Завету?

Я эти слова, вот так сидим с протестантами, я говорю, хотите, я вам скажу суть вашего современного христианства? Вот в чём: «ищите прежде всего что есть, что пить, во что одеться, а Царство Божие приложится вам». Смеются, и знаете, реакция какая: вы правы, профессор, да, у нас конечно, это да, это беда, верно. Вот что такое омирщение.

Что у меня главное? Христианин помнит о том, что он на земле не вечен, что не имеем здесь пребывающего града, но грядущего взыскуем. Ищите прежде всего Царства Божия и правды Его и это всё приложится вам. Это всё выветривается. И всё сознание направлено на то, на искание того, о чём великолепно сказано в Евангелии, сказано в посланиях апостола Иоанна Богослова, авва Дорофей подвёл итог: сластолюбие (наслаждения), сребролюбие (богатство), славолюбие (слава и власть).


ольше мне ничего не надо, понятно? Я же вечно живу на земле. Вы слышите, какая дурость, я просто поражаюсь. Человек весь на этом зациклился, он даже забыл, что сегодня он жив, а завтра его похоронят. Приобрёл, достиг, и миллиарды, и слава, все пишут, а завтра похоронили поглубже в землю, чтобы запаха не было. Или в цинковый гроб. Какое безумие, вы слышите? Какое без умие, когда человек зацикливается на этом.

Некоторые, это тоже глупость: так что, нам же надо это что-то. Забыли, сам Христос научил учеников молиться как, слова какие: хлеб наш насущный даждь нам днесь. Насущный хлеб, а не соловьиных язычков. Вот тут Он как-то не догадался сказать, и тогда было бы ура!

Насущный хлеб. Христианство не отрицает наших земных нужд, нет, нисколько. Посмотрите, сколько Христос исцелил людей. Даже были случаи, накормил, напоил людей. То есть Бог понимает, что всё это нам нужно, что человек это не одна душа, а душа и тело. О чём идёт речь? О том, что является целью и смыслом моей жизни, вот о чём идёт речь.

Сейчас я хочу сказать, потрясающее омирщение христианства. Причём, увы, не только протестантов, не только католиков, но и православных. Один пример. Вы можете назвать, посидев сутки, другие, третьи, назвать семинар, назвать конференцию где-то в православном мире «Основные проблемы духовной жизни в наше время»? Я буду удивлён.


каких и вопросов нет о духовной жизни, что вы! Мы говорим образование, воспитание, миссионерство, молодёжь, армия, я не знаю, чего только нет! Но избави Бог говорить о духовной жизни. А что это такое, духовная жизнь, чушь какая. То есть нет, нет, духовная жизнь, конечно, но это личное дело каждого. Даже не понимаем, что это и есть средоточие всего. Это и есть источник, слышите, источник всей даже этой нашей жизни, материальной. Ибо будет загажен источник, и вся водичка потечёт ядовитая. Какая водичка? Это будет наша деятельность вся, финансовая, экономическая, политическая, наша философия, наука, психология — всё будет отравлено чем? Исканием того, что является мыльным пузырем, в конечном счёте, который лопается тотчас от малейшего прикосновения. Сегодня я жив, а завтра мёртв.

Омирщение идёт. Я всегда привожу на лекциях, к сожалению, один и тот же пример, но он уж очень яркий. Эту всемирную конференцию христианства. Здорово? Всемирная конференция христианства на тему спасение сегодня. Ах, наконец-то, ой, слава Богу, спасение сегодня. И вы знаете, что там было? Вы знаете, под спасением что разумеют? Что, думаете кто на Небо посмотрел? Да вы что! Говорили только о бедности, о голоде, о насилии, о дискриминации, о транснациональных корпорациях, о чём угодно. Когда православные, которых десятка два человек было, когда они сказали, когда же мы поговорим-то? На них посмотрели: это откуда выползли такие динозавры, которые давным-давно должны были вымереть? Вымерли же они все, это откуда? Смотрят с недоумением. Понятно вам, что такое омирщение?

Запомните эту цитату, из какого Евангелия, вы потом скажете: ищи прежде всего что есть, что пить, во что одеться, а Царство Божие приложится вам, никуда не денется. Вот оно, что такое омирщение сознания. И этим занимается кто? Вы думаете, я говорю о конкретных людях? Я говорю о церквах. Слышите, о чём я говорю? О церквах в экуменическом контексте. В экуменизме церквами называется любая церковная община. Она и в Христа может не верить, но Христа упоминает. Ну, вот идеалист был такой Христос – всё, это уже церковь.

Церкви только этим и заняты, только решением этих проблем. Сколько можно тут примеров привести, Боже мой! Вы же лазаете по всяким этим интернетам, и, я думаю, можете найти, чем только занимаются международные конференции, диалоги, внутренние конференции, и так далее, всё только этим и занимаются, больше ничем. Земля, земля, и больше ничего нам не надо. Мы вечно живём на ней. Вот где атеизм, слышите? Видите, где атеизм, то есть без Бога? Не нужен нам Бог. А-теос. «А» – это «не». Бог не нужен нам. Вот где источник всей деградации так называемой мирской жизни, секулярной во всех государственных, общественных структурах и объединениях, вы слышите, где источник? В церквах. Они омирщаются совершенно.

Естественно, уже нет никакой возможности, ниоткуда, никакой помощи человеку нет. Всё. Вот так. Это одна из колоссальных опасностей, которая характеризует современное христианство. Омирщение сознания.

Размывание образа Бога

Насчёт других. Размывание образа Христа, размывание образа Бога даже идёт, не только Христа. Вот вам пример небольшой. На встрече одного из местного отделения синода евангелистской лютеранской церкви Америки (такая есть церковь) было предложено несколько вариантов молитвы Отче наш, на выбор. Представляете, как замечательно. Вот мы с вами синод, нам предлагает ведущий несколько вариантов обращения к Богу. В частности, предлагалось обратиться к Богу как к матери, пребывающей внутри нас. Ох, слава Богу, что они русского языка не знают. А то представляете, что было бы вместо Отче наш? И произнести не хочется, правда, сами понимаете, вместо Отче мать сказать, что получится-то. Им в голову не приходило. Вот до чего докатились.

Проблема феминизма так называемая, когда уже никаких преград, никаких разумных границ, ничего. Вы себе представить просто не можете что это такое, в плане даже богословия. Приходилось встречаться. Сидим человек двадцать, обсуждаем богословский документ, всё обсудили, кажется. Вдруг единственная женщина сидит и: я не приму этого документа. Как, что? А потому, что здесь унижена роль женщины. У вас всё написано в мужском роде. Мужской сексизм. Бедные двадцать мужиков не знают, что делать, хватаются за голову, должен же консенсус быть. И начинается, такие уж хитроумные обороты фраз уже делают, чтобы только снять это впечатление. Она сидит до тех пор, пока всё не сделали так как хотела. Кошмар, вы себе представить не можете. Действительно, уже «мать наша» читают, а не «Отче наш». Вот до чего докатились.2

Вот как размывается уже образ самого Бога. Уже Бог – это не существо, это уже какая-то безликая сила, если хотите, магическая сила. В этом отношении поинтересуйтесь этим движением Нью Эйдж, и увидите что там. Какой там Бог! Не Бог, а перевоплощение, личность самосущая, бесконечно существующая.

Кстати, обращаю ваше внимание, вы не думайте, что этого никогда не было. Не знаю, обращали вы внимание или нет на Евангелие, наверное, когда-нибудь читали. Я помню, давно, но читал. И помню, очень удивлялся на то, что там были так называемые саддукеи, которые не верили ни в душу, ни в ангелов, ни в вечность, ни в воскресение. То есть что такое? Атеизм. То есть нет воскресения, нет вечной жизни. Нет ангелов, то есть никакого духовного мира нет, души нет, слышите? Души нет, оказывается, у человека. То есть животное, скотинка, барашек. Это была партия саддукеев, то есть атеисты. Но я думаю, что это были не атеисты, судя по отношению к Христу, это были сатанисты. Да, да, это были сатанисты, это бесспорно. Потому что если просто атеисты, то будь ты кем хочешь, себя выдавай за кого хочешь, что мне до этого. Тут нет, резкая ненависть. И что, они заседали вместе с фарисеями, которые всё это признавали. И всё это вместе чем было? Иудаизмом, одной религией. Значит, в этой религии нет никакого обязательного образа Бога, вероучения нет. Как хочешь, так и мысли. Правда, интересная религия? Ух, какая интересная. Но когда судить Христа – вместе. Борьба за материальные ценности – вместе. Прецедент такой, оказывается, был, и он, конечно, сохраняется, это естественно.

Так что, не удивляйтесь этим современным вещам, когда Бога превращают неизвестно во что, во что хочешь. Как хочешь, так и мысли, это не имеет никакого значения. Я вам, кстати, говорил, что реформаторы Франции уже допускают к причастию своему любого человека, даже некрещёного. Почти во всех протестантских церквах любого крещёного, если например вы окажетесь там заграницей в Германии, Франции, где угодно, подойдёте к чаше, и скажете: я православный, – с восторгом вас десять раз причастят, только давайте, причащайтесь. Полное размывание основы религии, признания бытия Бога как самосущего, как Того, Кто обладает сознанием, как личностью, которая является источником бытия, от Которого мы находимся в зависимости определённой. Размывается полностью. Если вам нравится как Личность, ну, пожалуйста. То есть мы возвращаемся к удивительным вещам: как хочешь, так и веруй.

Вот одна из страшных опасностей. Почему страшных, потому что там, где нет определённого образа Бога, нет никаких конкретных характеристик этого Бога, которые бы исключали все другие. Вы сами представляете, это же основа. На чём тогда может строиться самосознание и мировоззрение человека? Какое же самосознание здесь будет?3 Нет Бога – нет вечности, нет вечной жизни. Живи как хочешь.

Уничтожение основ правильной духовной жизни

И, конечно, должен вам сказать, что идёт планомерное уничтожение основ правильной духовной жизни. Я в данном случае хочу сузить эту тему до христианства, потому что оно является закваской. Разрушаются основы духовной жизни.

Есть же основы, принципы, которые непоколебимые, которые никто не может изменить, уничтожить. Потому что все эти основы исходят из самого Бога и Его свойства. Духовная жизнь человека – это есть уподобление Ему в соответствии с Его свойствами. Она так должна происходить, а не по каким-либо другим началам. Я уже сказал вам, как это идёт.

Духовная жизнь в принципе предана полному забвению. Никаких конференций на эту тему нет: а не о чём говорить. Я знаете, иногда так думаю, ой, слава Богу, что нет. А знаете, почему? Беда, коль пироги начнёт печи сапожник, а сапоги тачать пирожник. Беда, если вдруг за эту тему возьмутся люди, которые не напитаны святыми отцами, не укоренено их сознание в них. Люди, которые даже не ощущают, что это такое. И тогда начнётся.

Откройте любую энциклопедию светскую и посмотрите, что там подразумевается под духовной жизнью. За голову только браться. Духовная жизнь, оказывается, это эстетика, это культурное развитие, это эрудиция, это культура поведения. Чего только нет, что угодно, кроме одного – духовной жизни. Всё.

Как только мы сказали «духовная жизнь», мы о чём сказали? Дух – это Бог, вот Он, первичный дух. Всё прочее может являться только подобием, и духовная жизнь – это та жизнь, которая уподобляет человека Богу. В чём? Бог это всесвятое существо, если хотите, первый. В Нем николиже (никакого) зла, всесвятое. Бог – это любовь, вы слышите, какие вещи? Тот образ Бога, который явился нам, воплотившийся Логос (Христос) показал нечто, о чём я вам скажу, никогда, ни одна религия, не только не говорила, не подразумевала и мысль даже никогда не приходила и придти не могла, я вам скажу. И мы сами думаем: Бог, значит, всемогущее. Неправда ли? И вдруг во Христе мы видим: зрак раба приим, в подобии человечестем был. Крест! Это что такое? Ни одна религия никогда не знала, что, оказывается, одним из свойств Божьих является смирение, да ещё какое! Предельное смирение, потому что крест, добровольный крест – это предельное смирение. Жертва за тех, кто плюёт, кто распинает, кто ненавидит. Такого ещё не слыхивали. Вы слышите, любовь и смирение здесь соединились в одном.

Повторю вам ещё раз, друзья мои. Не знала религия, кстати, это одно из доказательств богооткровенности христианства. Потому что никогда в истории религиозного сознания в голову никогда никому и придти не могло, чтобы одним из свойств Бога, причём абсолютным свойством, было смирение. Всемогущество – это да, это конечно. Всевластие – да, да, да. Смирение? Что такое?

Я просто вам говорю, что подразумевается под духовностью. Уподобление Богу – вот в чём. В святости, в смирении, в любви, в чистоте, а не в познаниях. Да любой бесёнок знает больше всех профессоров мира, и что? Это что, духовное, да? Достиг духовности? Что за карикатура, что за насмешка? Не понимают.

Вы знаете, вот это мирское непонимание, там я нисколько не удивляюсь, мирские люди так думают, больше у них ничего нет. Эстетика, интеллект, развитие, знание. Самое печальное, когда христиане утрачивают понимание этого. Вот тогда беда. Это самое главное. Это как раз и есть тот слон по басне Крылова, о котором сказано: слона-то я и не приметил. Чем угодно занимаемся, только не этим.

Я вам скажу, одно дело духовная жизнь, в какой степени я ей занимаюсь, другое дело — мы должны знать что она из себя представляет, как она осуществляется, какие существуют в ней законы. Я (священник, учитель) должен знать, чтобы людям указать правильную дорогу. Я по ней не иду, нет, нет, я ищу прежде всего что есть, что пить. Но тому, кто хочет, я скажу: вот правильная дорога. Знать мы должны. И здесь теоретические знания крайне необходимы. Почему я говорю, что это одна из тяжелейших проблем современного христианства — полное незнание этого.

Причём, не только там, на Западе, там и говорить нечего, там давным-давно уже исказили. Там давно уже прелестность объявили святостью. Увы, в православии уже это мы видим. Вот так, друзья мои.

В качестве одного из примеров, католических примеров. В кафедральном соборе Вены, Австрия, состоялась меджугорская(?) встреча, на которую по приглашению кардинала австрийского Шенберна приехал визионер, приглашённый им, Иван Драгишевич. Это один из трёх человек, которым Божия Матерь является ежедневно. Показывают, что во столько-то часов совершается молитва, в 17 часов явление Богоматери. Все те, которые по компьютеру наблюдают всё это, должны знать, что все предметы, которые они кладут перед компьютером в это время, освещаются Ею, Божией Материю. Помните Кашпировского? Вот, пожалуйста вам. После этого кардинал служит мессу. Как вам это нравится? Что за абсурд? Мессу даже, посвящённую явлению Богоматери.

Вы знаете, есть такой журнал «Православное обозрение»,  вот там эти сообщения, официальные, с числом, годом. Причём, там выверенная информация. Вот так. Явление Богоматери. Что за явление, как это может быть, что там показывали?

Я боюсь, что там скорее всего подобие того, что было в Каире, Египте, в Зейтуне, помните? Когда видели фигуру светящуюся на верху собора и объявили её Богоматерью. Это десятки тысяч людей смотрят на это. Я говорю, Боже мой, что же мы, покажи уже фигуру похожую, и мы принимаем уже. Когда апостол Павел пишет, что сам сатана может во образе ангела светла явиться – ничего не помогает. Когда святые отцы предупреждают: увидишь, даже и не смотри ты на это. Нет. Похожа. Я спрашивал некоторых, почему вы думаете? Отвечают: ну, посмотрите, как она похожа. Я говорю, простите, это что такое, я ничего не понимаю. Похожа. Вот, оказывается, какие вещи происходят.

Источник: poslushnik.info

В работе форума, который состоялся 6 сентября 2019 года в Будапеште, приняли участие высокие представители Поместных Православных Церквей, Римско-Католической Церкви и протестантских общин, представители государственной власти и общественности Венгрии.

Современное христианство     

Уважаемые участники форума!

Рад приветствовать христианских журналистов, собравшихся сегодня в столице Венгрии для обсуждения актуальных вопросов профессии. Мне отрадно находиться на венгерской земле, поскольку на протяжении шести лет я был управляющим Будапештской и Венгерской епархией. Я многократно бывал в различных городах Венгрии, хорошо знаком с этой страной и ее замечательными людьми.

Сегодняшняя встреча ставит перед нами вопрос: каковы отличия журналиста-христианина от любого другого представителя журналистики? А если такие отличия имеются, то влияют ли они на содержание информационных статей и материалов? Деятельность журналиста-христианина является частью служения Церкви в современном мире. Верующий человек, работающий в СМИ, призван быть проповедником Иисуса Христа и Его евангельского учения. Стать свидетелем Евангелия окружающему миру — вот задача труженика на ниве христианской журналистики.

Журналист-христианин для того, чтобы честно говорить о проблемах, волнующих людей, сам должен быть честным. Более того, он призван воплощать христианские нравственные идеалы в своей профессии. Ведь невозможно искренне писать о ценностях христианской семьи, многодетности, любви и жертвенности супругов, если автор сам далек от того, чтобы воплощать эти ценности в своей жизни. Нельзя свидетельствовать о трагедии преследования христиан в различных регионах мира, если сам не проникся этой болью. Верующий журналист призван удаляться в своей работе от лицемерия, обмана, жонглирования фактами, от тенденциозности и предвзятости.

Принимая приглашение на форум христианских журналистов, я размышлял о влиянии СМИ на формирование мировоззрения современного человека, его систему ценностей. «Журналист в нашу эпоху — это человек, который обладает огромными возможностями для распространения своего влияния, потому что сегодня в его распоряжении <…> совершенно уникальные информационные возможности»1, — сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл на одном из подобных форумов в Москве.

Жизнь наших современников характеризуется сильной интеграцией в информационное пространство и коммуникационную инфраструктуру. Благодаря развитию технологий человек находится на гребне новостного потока с минимальными затратами — достаточно взять в руки свой мобильный телефон и тебе доступны и новости, и аналитика, и мнения экспертов по самым актуальным вопросам из любого уголка земного шара. Сегодня рождаются и приобретают огромную популярность новые форматы и жанры журналистики — видеоблоги, группы в социальных сетях, тематические каналы в мессенджерах.

От традиционных носителей информации внимание современного человека переходит в сферу интернет-технологий. Такое развитие медийной инфраструктуры несет в себе новые миссионерские возможности. А потому Церковь активно использует инструментарий, доступный современному журналисту, для своей миссии, проповеди Слова Божия, защиты традиционных христианских ценностей.

В России помимо официальных церковных СМИ существуют крупные православные информационно-аналитические порталы, есть свои популярные видеоблогеры из числа духовенства и мирян, активно применяется инструментарий социальных сетей и мессенджеров для работы тематических групп. Традиционные православные СМИ также широко представлены в информационном пространстве — это и православные телеканалы, которые вещают в цифровых и спутниковых сетях, религиозные передачи на светских телеканалах, печатные издания, православные радиостанции. Но, конечно, если посчитать долю эфирного времени православной тематики в общем объеме всего контента на радио или телевидении, то она будет более чем скромная.

Средства массовой информации могут играть различные социально-политические роли — как объединителя, просветителя и миротворца в обществе, так и разрушителя, провокатора, разжигателя вражды и ненависти. К сожалению, современные тенденции свидетельствуют о том, что журналистика может легко превратиться в орудие манипулирования человеческим сознанием. Сегодня перед нами — христианами Запада и Востока — возникает много вызовов и проблем, которые требуют от нашей совести того или иного ответа. «Сила слова — это больше, чем сила денег или оружия. Все, что происходило в истории, все самые большие перемены начинались со слова. <…> Слово несет в себе потенциал спасения и потенциал гибели, и минувший XX век силу слова поразительным образом иллюстрирует»2, — подчеркивает Святейший Патриарх Кирилл.

Современный обыватель преимущественно доверяет тому, что читает со страниц печатных или электронных СМИ, слышит с экрана телевизора. Телевизионный текст, озвучиваемый уверенным дикторским голосом, сопровождаемый видеорядом, не нуждается в доказательствах. Убеждают не доводы — убеждает интонация и картинка с экрана.

Парадокс современного мира состоит в том, что при видимом избытке информации человек и общество в целом получают все меньше конкретной, доказательной и доказанной информации и все больше становятся жертвой мифологизации и манипуляции. Именно такими приемами пользуются зачастую и вновь возникающие так называемые религиозные организации и фундаменталисты, для которых поиск новых адептов является первостепенной задачей. Речь идет о тоталитарных сектах и проповедниках экстремизма внутри традиционных конфессий.

В условиях новой реальности, когда шквал новостных сводок обрушивается на потребителя информации, когда ему некогда перепроверить их достоверность, все чаще используются «фейковые» новости. Технологии их создания многообразны, но, как правило, при грамотном подходе можно распознать фальшивку. Проблема в том, что современному человеку, отягощенному в повседневной жизни различными заботами, не хватает времени проанализировать полученную информацию — где в ней правда, а где вымысел.

Ни для кого не секрет, что в информационных войнах всегда применяется ложь. И сегодня информационная война развязана против христианства, она ведется как против основ самой веры, так и против Церквей и отдельных их представителей. Каким должно быть оружие журналиста-христианина на такой войне? Важно не перенимать недобросовестные приемы некоторых светских изданий. Затрагивая острые проблемы, нужно стараться уклоняться от соблазна очернительства и осуждения; не сеять рознь между пастырями и верующими с одной стороны, и секулярным миром — с другой, между верой и наукой, между Церковью и государством. Следует помнить слова Господа, которые можно отнести и к журналистике: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12:36-37).

Один из «проверенных» приемов информационной войны — это замалчивание неудобных тем. В современном мире много несправедливости, неправды, насилия, угнетения и унижения. Очевидно, что журналист не в силах со всем этим справиться, но он может обратить внимание людей на происходящее вокруг. Известно множество примеров, когда именно журналистские расследования обращали внимание неповоротливой государственной или международной бюрократической машины на те или иные преступления. Но для этого нужны христианская воля и мужество.

Проблема, которая приобрела в последние десятилетия поистине глобальный масштаб — это гонения на христиан во многих странах мира. Проблема эта до недавнего времени не получала должного внимания со стороны международных институтов и СМИ. Много лет западная пресса и западные лидеры ее замалчивали. В результате событий «арабской весны» запылал Ближний Восток. Под угрозой оказались миллионы христиан, проживающие в этом регионе с первых веков христианства.

Гонения на христиан и христианство во всем мире приобретают катастрофические масштабы. По данным различных международных организаций в настоящее время в разных странах мира подвергаются преследованиям около 100 миллионов последователей учения Иисуса Христа. Необходимо признать очевидный факт: христиане являются самым гонимым религиозным сообществом на планете.

В ряде стран Ближнего Востока запрещена любая религия кроме ислама. Тайные христиане вынуждены скрываться, чтобы не быть казненными. В ряде стран количество христиан стремительно падает. Если 15 лет назад в Ираке проживало 1,5 млн христиан, то сейчас там вряд ли осталось 150 тысяч.

Крайне опасным местом для христиан остается Ливия, погруженная в хаос и разруху после свержения Муаммара Каддафи.

Пакистан — страна, в которой действует пресловутый закон о богохульстве. Под страхом его применения живут местные христиане. Они являются системно угнетаемой, дискриминируемой и наименее защищенной группой, страдая как от государства, так и от радикальных группировок.

В Сомали из года в год христиан объявляют вероотступниками, а их уничтожение считается чуть ли не делом чести. На сегодняшний день более 99% сомалийцев — мусульмане. Христианство исповедуют представители одной из малочисленных народностей группы банту. На протяжении веков они подвергаются притеснениям, считаются гражданами второго сорта. Банту исключены из жизни общества, лишены политических прав, не имеют возможности получить образование. Боевики из группировок, например, Аль-Шабаб, охотятся за христианами, обращенными из ислама.

Важным результатом совместной работы христианских церквей и государств стало принятое 13 марта 2015 года в Совете ООН по правам человека заявление «В поддержку прав человека христиан и других общин, в особенности на Ближнем Востоке».

Историческое значение имела встреча Предстоятелей Русской Православной Церкви и Римско-Католической Церкви в Гаване в 2016 году. Благодаря совместному заявлению, подписанному Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и Папой Римским Франциском, в котором вопрос гонимых христиан был основным, тема геноцида христиан стала, наконец, обсуждаться на многих авторитетных информационных площадках и вошла в мировую повестку дня.

Совместная декларация в защиту гонимых христиан была подписана и на встрече Святейшего Патриарха Кирилла с Архиепископом Кентерберийским Джастином Уэлби в ноябре 2017 года. На эту же тему Предстоятелем Русской Православной Церкви совместно с главой Эфиопской Церкви Патриархом-Католикосом Абуной Матфием, посетившим Москву в мае 2018 года, принято коммюнике.

Но не только слова и заявления являются нашей реакцией на бедственное положение христиан. В течение последних лет Московским Патриархатом совместно с христианскими и мусульманскими общинами России был осуществлен целый ряд акций по доставке гуманитарной помощи на Ближний Восток. В апреле 2017 года по благословению Святейшего Патриарха Кирилла была учреждена Межрелигиозная рабочая группа по оказанию гуманитарной помощи населению Сирии, куда вошли и христиане, и мусульмане России.

Русская Церковь высоко ценит позицию венгерского руководства по вопросу защиты и реальной помощи христианам Ближнего Востока. Венгрия реализует специальную государственную программу «Венгрия помогает» с целью оказания помощи христианам, подвергающимся гонениям в Африке и на Ближнем Востоке. По мнению руководителя программы, «помощь должна оказываться там, где возникают проблемы, вместо того, чтобы приносить проблемы в Европу»3.

Венгрия — одна из стран, которые неоднократно обращали внимание европейского сообщества на акт агрессии против коптов в Египте 1 января 2011 года. Именно в период председательства Венгрии в Евросоюзе Комитет министров ЕС поручил верховному представителю по иностранным делам и политике безопасности Европейского Союза Кэтрин Эштон сообщать о шагах, которые предпринимает ЕС для защиты свободы вероисповедания. Среди уже принятых документов нужно назвать резолюцию Европейского парламента от 20 января 2011 года «О положении христиан в контексте религиозной свободы» и аналогичную резолюцию Парламентской ассамблеи Совета Европы.

Христианские журналисты призваны открыто свидетельствовать о позиции и трудах национальных правительств, международных институтов, направленных на отстаивание права христиан на мирную жизнь и свободное исповедование своей веры.

В наши дни вопиющим примером информационного давления на жизнь Церкви и христиан, разжигания ненависти на почве национальной и религиозной идентичности стали события, произошедшие на Украине при прежнем президенте П. А. Порошенко, когда государственная власть предприняла наступление на Украинскую Православную Церковь и грубо вмешалась в ее внутренние дела.

В январе 2019 года по настоятельной просьбе Порошенко и вопреки воле большинства православного населения Украины Константинопольский Патриарх предоставил томос об автокефалии псевдо-церковной структуре, созданной по инициативе светских властей путем объединения двух групп раскольников. Новую церковную структуру не признала ни одна из Поместных Православных Церквей, кроме Константинопольской, но ее создание стало причиной усиления давления на епископат, духовенство и верующих канонической Украинской Православной Церкви. С подачи и при поддержке тогдашней власти эта структура — так называемая ПЦУ (Православная церковь Украины) — развернула рейдерскую атаку на храмы Украинской Православной Церкви. Большинство захватов происходит на Западной Украине — это территория Волынской, Ровенской и Житомирской областей. Имеется информация о 83 приходах, захваченных новосозданной структурой. Эта цифра не включает многочисленные случаи незаконной перерегистрации наших общин в юрисдикцию раскольников силами местной власти.

Сценарий нападений во всех случаях один — неизвестные люди, часто жители соседних районов, приезжают организованно на автобусах, срезают в храме замки и берут его под свой контроль. В рядах захватчиков часто люди в камуфляжной форме. Противостоять захвату непросто — координация осуществляется местными чиновниками, а прибывающие на место событий правоохранители не вмешиваются в ситуацию.

По свидетельству представителя Украинской Православной Церкви при европейских международных организациях епископа Барышевского Виктора, «всем этим процессом управляют представители государственной или местной власти. Если бы власть не курировала захваты храмов и дальнейшую их незаконную перерегистрацию в ПЦУ, то их практически и не было бы. К сожалению, активистами и рейдерами руководят председатели сельсоветов, депутаты районных и областных советов, местные бизнесмены. В большинстве случаев храмы захватывают привозные люди, а массовку создают члены территориальной общины, которые в местную церковь вообще не ходят, и ходить не будут»4.

Сам по себе факт захвата храмов — это крайняя степень ненависти, вражды и недоверия между людьми. И это самое печальное, что может происходить между христианами. Как люди собираются жить дальше в одном селе, где они разделились на две части, где кого-то избили, кого-то изгнали, где пролилась чья-то кровь, кто-то был оскорблен и унижен? В интернете легко можно найти видеозаписи этих отвратительных нападений, которые сопровождаются избиениями прихожан, духовенства Украинской Церкви, в которых принимают участие и местные чиновники, депутаты при полном попустительстве местной полиции.

Комиссия Управления Верховного комиссара ООН по правам человека, наблюдавшая за ситуацией в стране с 1 января 2018 года по 15 января 2019 года, задокументировала многочисленные случаи угроз и актов запугивания в отношении священнослужителей и прихожан, которые касались преимущественно Украинской Православной Церкви. В Комиссии заявили, что существующая политическая среда еще больше способствует напряженности, которая негативно влияет на свободу религии и убеждений. В докладе сообщается об обысках в помещениях Украинской Церкви и помещениях церковных иерархов, которых обвиняли в подстрекательстве к религиозной ненависти.

В документе, в числе прочего, правительству Украины рекомендовали выполнить международные обязательства страны в области прав человека, а именно: принять эффективные меры для того, чтобы никто не испытывал дискриминации со стороны госучреждений, групп или отдельных лиц по признаку религии или убеждений5.

На стороне властей в их церковной политике на протяжении последних пяти лет выступали подконтрольные им СМИ. Они занимались разжиганием ненависти к духовенству и прихожанам Украинской Православной Церкви, распространяли бесстыдную ложь, занимались манипуляциями, снимая постановочные провокационные репортажи с целью разжигания ненависти на религиозной почве. Мы прекрасно помним освещение ежегодного крестного хода на день Крещения Руси. Журналисты, ведущие новостей, официальные государственные лица в эфирах из года в год оскорбляли духовенство и верующих Украинской Церкви, угрожали расправой6.

Под покровительством Министерства внутренних дел Украины был создан веб-сайт «Миротворец», где публикуются персональные данные людей, которые, по мнению создателей сайта, являются врагами Украины. В числе таковых оказались иерархи и священнослужители Русской Православной Церкви только за то, что они отстаивают права канонической Церкви на Украине.

Журналисты, которые набираются решимости донести до общественности реальные факты, сообщая о ситуации в конфессиональной сфере Украины, рискуют на себе почувствовать силу государственной машины. В прошлом году Украину впервые внесли в список стран, где журналистов сажают в тюрьмы за профессиональную деятельность. Согласно данным Комитета по защите журналистов (CPJ), Украина оказалась в списке наряду с такими странами как Алжир, Камбоджа, Демократическая Республика Конго, Эквадор, Экваториальная Гвинея, Гватемала, Ирак, Марокко, Нигер, Пакистан, Республика Конго, Сомали и Уганда7.

На примере Украины мы видим, как некогда колыбель восточного христианства на славянских землях стала местом преследования Церкви большинства со стороны государства и людей, которые тоже называют себя христианами. Выражаю надежду на то, что новый президент Украины Владимир Александрович Зеленский и новоизбранная Верховная Рада положат конец беззаконию и не будут вмешиваться в церковные дела.

Христианство и современная европейская идентичность — тема, мимо которой сегодня нельзя пройти. Она является базовой, основополагающей, поскольку именно идентичность задает систему ценностных координат той или иной социальной общности. Про кризис европейской идентичности, изгнание христианства на обочину европейской общественной жизни уже было сказано много на различных международных форумах и конференциях. Как известно из законов физики, газ заполняет весь предоставленный ему объем. Секуляризм, подобно газу, заполняет так же все доступное общественное пространство, выдавливая из него христианское мировоззрение как чужеродное. И ключ от этого «газового вентиля» находится в руках политического руководства ЕС.

В то же время, в Европе есть страны, которые выступают с позиций христианской идентичности своего народа, не боятся заявлять о своих исторических христианских корнях. И здесь я хотел бы привести в пример Венгрию.

Принятие в 2012 году парламентом Венгрии новой Конституции вызвало протесты на международном уровне. Еврокомиссия и другие институты ЕС подвергли новый основной закон Венгрии критике, обвиняя руководство страны в ограничении демократии8. Нападкам подверглись также положения Конституции, которые имеют отношение к базовым христианским ценностям. Например, в преамбуле Конституции сказано о цивилизационном выборе Венгрии и христианском наследии: «Мы гордимся тем, что наш король, Иштван Святой, тысяча лет назад заложил крепкие основы венгерского государства и превратил нашу родину в часть христианской Европы. Мы признаем роль христианства в сохранении нации. Уважаем различные религиозные традиции нашей страны»9. Какая разительная разница с документом, который так и не состоялся, но должен был стать Конституцией Европейского союза. В процессе работы над проектом этого документа из идеологических соображений из преамбулы оказались изъяты и христианская традиция, и христианское наследие народов континента.

Современное общественное пространство Европы развивается так, как будто христианства и нет вовсе: христианским церквам отказывают в праве на публичные оценки общественных процессов и явлений, их символы удаляются с улиц и площадей, названия праздников меняются до неузнаваемости. Так, Рождество Христово уже давно именуется «сезонным праздником». Правозащитные и мониторинговые организации ежегодно фиксируют в Европе случаи дискриминации христиан со стороны государства за действия, обусловленные их верой.

Европу фактически захлестывает волна насилия в отношении коренной религии. И все это происходит на фоне непрекращающегося потока беженцев, преимущественно из африканских или ближневосточных мусульманских стран. Подобные процессы неизбежно влекут изменение религиозно-этнического ландшафта Европы, еще более обостряющегося тем фактом, что коренное население континента неуклонно сокращается.

Следует помнить, что значительная часть миграционных потоков не только провоцируется гражданскими войнами, но является результатом сильнейшего экономического расслоения и бедности.

Проблема социально-экономического неравенства — одна из наиболее актуальных и в то же время наиболее сложных проблем современного мира. Миллионы людей на нашей планете влачат жалкое существование, страдая от недоедания, болезней, различных форм дискриминации и последствий деградации окружающей среды. Все эти проблемы еще более обостряются в условиях глобализации мировой экономики и технологического развития. Глобализация создает преимущества для небольшого числа людей и риски для огромного количества населения планеты. По признанию экономистов, открытие рынков в развивающихся странах в основном сыграло на руку богатым государствам и привело к увеличению, а не сокращению разрыва между ними и бедными странами.

Доминантой современной экономической культуры является извлечение прибыли, решение собственных задач и достижение своих интересов за счет других. Гуманистические ценности, имеющие в своем основании христианские корни, девальвированы. Экономика, построенная на культивировании гедонистического начала, — аморальна по своему определению. Безнравственно и хищническое отношение человека к окружающей природной среде, которая страдает от неуемных аппетитов человека мира потребления.

Мы должны помнить, что материальные блага сами по себе не делают человека счастливым, более того — сосредоточенность лишь на материальном преуспевании приводит к нравственной деградации личности. Христос предостерегает нас: «Берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения» (Лк. 12:15). Церковь призывает воспринимать богатство как дар Божий, который дан человеку не только ради него самого, но и ради ближних. Те, кто извлекает прибыль, должны осознавать, что на них лежит огромная ответственность — быть внимательными к нуждам других людей, способствовать устранению экономической несправедливости в обществе и таким образом исполнять волю Божию.

Завершая свое выступление, хотел бы вновь возвратиться к теме христианской журналистики. Сегодня здесь присутствуют многие представители СМИ, которые работают в разных жанрах и направлениях журналистики. У вас разные работодатели, вы зависимы от редакционной политики ваших изданий, от желаний собственников СМИ. Но нам, людям, которые позиционируют себя как последователи Христа, нельзя поступаться нашей христианской совестью. И в истории христианства, и в современной истории мы можем найти много примеров христианского мужества, когда люди отказывались делать что-либо, противное заповедям Божиим и их пониманию верности Христу. Эти примеры должны вдохновлять нас и приводить к осознанию, что мы не одни, но с нами Христос. «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою Вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:28-30).

Благодарю за внимание.

Источник: pravoslavie.ru



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.