Даосизм (от кит. 道 (dào) — путь) — это философия в Древнем Китае, которая затем стала религией как формой общественного сознания. При этом даосизм не является государственной религией Китая.

Даос (или даосист) — это философ, принявший идеи даосизма и следующий им.

Символом даосизма является символ инь и ян.

Что такое дао?

Дао в даосизме — это достоверный, истинный путь. Это точка отсчёта, начало, из которого всё произошло, и которым всё завершается.

Дао — это также постоянный поток, идея о том, что всё меняется и нет ничего вечного.

Под дао также понимается космический закон Вселенной, который утверждает, как происходит мир, как он изменяется и как исчезает. Дао — это и есть само начало. Из него всё происходит и им всё заканчивается.

Одна из частей дао — это дэ (от кит 德 (dé) — добродетель). Это то, как дао проявляется в мире человека.

Объективная реальность человека, согласно даосизму, состоит также из ци (от кит. 气 (qì)). Ци имеет много значений. Это и газ, воздух, атмосфера, и настроение человека, его характер и жизненные силы.


Ци — это хаос, из которого потом произошло всё живое. А всё живое, в свою очередь, состоит из двух противоположностей — инь и ян.

Инь и ян неотрывно связаны с пятью элементами: землёй, огнём, водой, металлом и деревом. Эти элементы взаимосвязаны, находятся в гармонии и порождают друг друга. Они представляют постоянное движение по кругу без начала и конца.

Читайте подробнее про учение о пяти элементах и Инь и ян.

Основные идеи даосизма

Всё произошло из дао. Человек подчиняется земле, земля — небу, а небо — дао.

Даосизм утверждает, что в мире нет ничего неизменного. Из небытия рождается реальность — бытие. Но так как жизнь представляет собой постоянный поток, то бытие невечно. Оно со временем исчезает и превращается опять в небытие.

Принцип дао — это отсутствие деяния. Ведь когда ты ничего не желаешь, ты ничего не делаешь. А отсутствие деяния приносит покой.

Мир состоит из противоположностей — инь и ян.

Выше всех находится тот человек, у которого есть знания, но он делает вид, что у него их нет.

История даосизма

Разные учёные выдвигают различные гипотезы о зарождении даосизма.

Если говорить о философии, то её связывают ещё с шаманскими практиками в древнем Китае.

Идеи даосизма приписывают двум китайским философам: Лао-цзы (7 в. до н. э.) и Чжуан-цзы (4 в. до н. э.).

Лао-цзы считается автором книги о дао и дэ — «Дао-дэ-цзин». Благодаря этой книге идеи даосизма получили дальнейшее распространение.

Зарождение даосизма как религии относят ко времени, когда Чжан Даолин основал Школу Небесных Наставников во 2 веке н. э. Эта школа открыта и поныне.

Даосизм и конфуцианство


Конфуцианство — это философия, учение, мировоззрение, образ жизни и даже политическая идеология. Философия возникла в древнем Китае в 6–5 вв. до н. э.

Конфуцианство связывают с именем китайского мыслителя Конфуция, хотя изначально эта философия называлась жу (или жу сюэ, от кит. 儒学 (rúxué) — учение Конфуция).

Конфуцианство больше ориентировано на политику и государство. Конфуцианство в современном Китае — это основа его государственного строя и общества.

Даосизм же больше говорит о природной стороне человека, о его слабостях, переживаниях, ощущениях.

Подробнее читайте про Конфуцианство.

Даосизм и буддизм

Буддизм — это религия и философия Китая.

Буддизм возник в Индии. Его основатель — Будда Шакьямуни (урождённый Сиддхартха Гаутама, 6–7 вв до н. э.).

Будда верил, что мир приносит страдания и избавиться от них можно достигнув нирваны. В даосизме же основной принцип — это недеяние. Если что-то делать, то это изменит намеченный ход вещей. Поэтому нужно просто пытаться прийти к гармонии с миром.

Подробнее читайте про Буддизм.

Источник: www.uznaychtotakoe.ru


Идеал человека в даосизме выражается термином «совершенномудрый» (шэн) или, точнее, «совершенномудрый человек» (шэн жэнь).

В отличие от конфуцианского подхода совершенномудрый отнюдь не гуманен и не справедлив294: он реализует в своей жизни принцип отношения к людям, зафиксированный в Дао дэ цзин:

«Небо и Земля лишены человечности, Для них все вещи – что соломенные собаки. Премудрый человек лишен человечности, Для него все люди – что соломенные собаки».

(Дао дэ цзин, 5 чжан)295

Упоминаемые соломенные собаки – ритуальные фигурки, приносимые в качестве подношения духам предков в конфуцианском ритуале, а по окончании церемоний выбрасывавшиеся вон или попросту сжигавшиеся за ненадобностью. Иначе говоря, идеальный человек, реализуя принцип существования дао, находящегося по ту сторону добра и зла, относится к людям с абсолютным равнодушием: его не радуют их достижения и не огорчают их беды.

В социальном отношении даосы вообще старались устраниться из жизни человеческого сообщества. Поэтому классический образ даоса – это отшельник, живущий вне города или деревни, что, впрочем, не исключало, а в некоторых вариантах традиции даже подразумевало семейное положение.

В соответствии с этим основным жизненным принципом даосизма является «недеяние» (у вэй), частным случаем которого можно считать «неречение» (бу янь):


«<...> премудрый человек предается делу недеяния И претворяет учение, не вмещающееся в слова».

(Дао дэ цзин, 2 чжан)296

Обратим внимание на предложенную формулировку. Недеяние представлено здесь в качестве особого дела. Это парадоксальное суждение указывает на тот факт, что даосизм не предлагает абсолютной бездеятельности, отстраненности от каких бы то ни было поступков. Речь идет об отказе от целенаправленной деятельности, от прагматически выстроенного целеполагания. Ибо, как только появляется цель, возникает желание достичь ее, а это противоречит способу существования Дао. Всякое дело должно быть спонтанным и выражать внутренний порыв, а не следовать хорошо продуманному алгоритму, поскольку сложность, выверенность, упорядоченность лишь удаляют нас от простоты и естественности, являющихся неотъемлемыми атрибутами Дао.

Соответственно, и неречение подразумевает не безмолвие и обет молчания, а только отказ от многословия и изысканных, утонченных речей по принципу «не говори – и не будет недосказанного».

Описанные нормы поведения, по мнению даосов, отражают принцип существования Дао, дарующего происхождение всему, однако само оно пребывает в состоянии естественной пустотности (сюй).

В качестве примера, демонстрирующего пользу пустоты в уже цитированном выше 5 чжане Дао дэ цзин, приводится образ мехов, которые чем более имеют в себе пустоты, тем более эффективны:


«Пространство между Небом и Землей Подобно кузнечным мехам: Пустое – а нельзя устранить, Надави – и выйдет еще больше».

(Дао дэ цзин, 5 чжан)297

Тем не менее искомая эффективность отнюдь не тождественна общественной пользе и даже до некоторой степени противоположна ей. Данное противопоставление становится вполне понятным, если учесть, что даосы провозгласили основной целью человеческого бытия воплощение тезиса «Жить долго, не умирая». В своем предельном значении это означало достижение бессмертия. Однако с учетом опасностей, встречающихся на жизненном пути каждого человека, это крайне затруднительно.

Соответственно, для того чтобы осуществить данный принцип, необходимо жить так, чтобы не привлекать к себе внимания, научиться довольствоваться малым. В «Чжуан-цзы» имеются пассажи, демонстрирующие полезность бесполезного:

«Деревья в лесу сами привлекают к себе топор. Масло в светильнике само сжигает себя. Коричное дерево источает аромат – и его срубают. Лаковое дерево полезно для людей – и его долбят. Все знают пользу полезного, но никто не знает пользы бесполезного»298.

В качестве противоположного примера здесь представлен образ дуба и объясняется причина, по которой он мог сохранить себя от топора дровосека:

«Ветви дерева такие кривые, что из них нельзя сделать ни столбов, ни стропил.


глянул вниз на его могучий корень и увидел, что он так извилист, что из него не выдолбишь гроб. Лизнешь его листок – и рот сводит от горечи! Вдохнешь источаемый им запах – и три дня ходишь одурманенный. Цзы-Ци [один из персонажей книги Чжуан-цзы. – Примеч. прот. О.К.] сказал: “Вот ни на что не годное дерево, потому-то оно и выросло таким огромным. Теперь я понимаю, почему самые светлые люди в мире сделаны из материала, в котором никто не нуждается!”»299

Сам же дуб в следующих словах свидетельствует о своих способностях и успехах:

«Я же давно стремлюсь к тому, чтобы стать совсем бесполезным, и сейчас, на склоне лет, добился своего. Моя бесполезность для других очень полезна для меня самого! Ну, а если бы я оказался полезным для других, разве смог бы я вырасти таким огромным?»300

Итак, приведенные доводы с очевидностью демонстрируют личную пользу собственной социальной бесполезности в контексте даосского понимания человека и его призвания.

Вместе с тем приведенные цитаты дают ясное представление о том, что даосизм, как религия с очень архаичными корнями, уходящими в шаманские практики древности, мало интересовался этикой. Однако на протяжении длительного времени он был вынужден выдержать жесткую конкурентную борьбу сначала с конфуцианством, а затем и с пришедшим в Китай буддизмом.

Это заставило даосов сформулировать определенные этические принципы применительно к человеческому общежитию. Так, в XII веке н. э. в школе «Учение истинного великого Дао» (чжэнь да дао цзяо) появляется следующий свод нравственных правил:


1. Следует относиться к другим, как к самому себе, и избегать дурных аффектов, направленных на ближних.

2. Следует быть преданным государю, почтительным к родственникам и искренним с другими людьми. Необходимо воздерживаться от злословия.

3. Следует очищать сердце от страстей и помыслов разврата.

4. Следует удаляться от власти и богатства и жить своим трудом.

5. Не следует привязываться к вещам, ибо подобная привязанность порождает разбойные помыслы.

6. Следует воздерживаться от употребления вина, быть умеренным в еде и одежде, довольствоваться малым.

7. Следует избавляться от эгоизма, искоренять представление о независимом существовании своего «я» и стремиться к единству с другими людьми.

8. Не полагаться на силу. Избегать самодовольства и гордыни.

9. Сердце должно быть уравновешенным. Полагающийся только на собственные силы терпит поражение301.

Перечисленные нормы при всей их очевидной простоте и даже некоторой наивности являют замечательную претензию даосизма на роль нравственной системы, стремящейся задать нравственные координаты обществу. Однако подобное движение так и не стало центральным в даосской традиции.

Источник: azbyka.ru

Что такое дао?


Дао в даосизме — это достоверный, истинный путь. Это точка отсчёта, начало, из которого всё произошло, и которым всё завершается.

Дао — это также постоянный поток, идея о том, что всё меняется и нет ничего вечного.

Под дао также понимается космический закон Вселенной, который утверждает, как происходит мир, как он изменяется и как исчезает. Дао — это и есть само начало. Из него всё происходит и им всё заканчивается.

Одна из частей дао — это дэ (от кит 德 (dé) — добродетель). Это то, как дао проявляется в мире человека.

Объективная реальность человека, согласно даосизму, состоит также из ци (от кит. 气 (qì)). Ци имеет много значений. Это и газ, воздух, атмосфера, и настроение человека, его характер и жизненные силы.

Ци — это хаос, из которого потом произошло всё живое. А всё живое, в свою очередь, состоит из двух противоположностей — инь и ян.

Инь и ян неотрывно связаны с пятью элементами: землёй, огнём, водой, металлом и деревом. Эти элементы взаимосвязаны, находятся в гармонии и порождают друг друга. Они представляют постоянное движение по кругу без начала и конца.

Читайте подробнее про учение о пяти элементах и Инь и ян.

Основные идеи даосизма

Всё произошло из дао. Человек подчиняется земле, земля — небу, а небо — дао.


Даосизм утверждает, что в мире нет ничего неизменного. Из небытия рождается реальность — бытие. Но так как жизнь представляет собой постоянный поток, то бытие невечно. Оно со временем исчезает и превращается опять в небытие.

Принцип дао — это отсутствие деяния. Ведь когда ты ничего не желаешь, ты ничего не делаешь. А отсутствие деяния приносит покой.

Мир состоит из противоположностей — инь и ян.

Выше всех находится тот человек, у которого есть знания, но он делает вид, что у него их нет.

История даосизма

Разные учёные выдвигают различные гипотезы о зарождении даосизма.

Если говорить о философии, то её связывают ещё с шаманскими практиками в древнем Китае.

Идеи даосизма приписывают двум китайским философам: Лао-цзы (7 в. до н. э.) и Чжуан-цзы (4 в. до н. э.).

Лао-цзы считается автором книги о дао и дэ — «Дао-дэ-цзин». Благодаря этой книге идеи даосизма получили дальнейшее распространение.

Зарождение даосизма как религии относят ко времени, когда Чжан Даолин основал Школу Небесных Наставников во 2 веке н. э. Эта школа открыта и поныне.

Даосизм и конфуцианство

Конфуцианство — это философия, учение, мировоззрение, образ жизни и даже политическая идеология. Философия возникла в древнем Китае в 6–5 вв. до н. э.

Конфуцианство связывают с именем китайского мыслителя Конфуция, хотя изначально эта философия называлась жу (или жу сюэ, от кит. 儒学 (rúxué) — учение Конфуция).

Конфуцианство больше ориентировано на политику и государство. Конфуцианство в современном Китае — это основа его государственного строя и общества.

Даосизм же больше говорит о природной стороне человека, о его слабостях, переживаниях, ощущениях.

Подробнее читайте про Конфуцианство.

Даосизм и буддизм


Буддизм — это религия и философия Китая.

Буддизм возник в Индии. Его основатель — Будда Шакьямуни (урождённый Сиддхартха Гаутама, 6–7 вв до н. э.).

Будда верил, что мир приносит страдания и избавиться от них можно достигнув нирваны. В даосизме же основной принцип — это недеяние. Если что-то делать, то это изменит намеченный ход вещей. Поэтому нужно просто пытаться прийти к гармонии с миром.

Подробнее читайте про Буддизм.

Источник: www.uznaychtotakoe.ru

История

Фото 2Даосизм является одной из древнейших религий. Принципы даосизма коренятся в древних практиках китайских шаманов.

Предполагаемый «отец» религии — древнекитайский ученый и мыслитель Лао-цзы, который первым дал подробное описание ее философии и ритуалов, фактически облек ее в форму цельного учения. В отличие от Конфуция, Лао-цзы, возможно, является выдуманной фигурой: помимо легенд, нет никаких доказательств того, что этот философ реально существовал.

Предания гласят, что Лао-цзы (в переводе — «старый ребенок») вынашивался в утробе своей матери 81 год и появился на свет сразу с седыми волосами. Даосизм зародился в 5-3 веках до н. э. и оформился во 2 веке до н. э. Его прообразами были шаманизм области Чу, магия области Ци и философия северного Китая.

Даосизм появился в эпоху, когда китайское общество было разрознено, в атмосфере постоянной борьбы за власть, кровопролитных столкновений и политического хаоса. Первоначально новое учение было популярно среди бедняков, которых привлекала его центральная идея — равенство всех людей, наличие у каждого человека права на жизнь и свободу.

Первые даосисты мечтали о появлении справедливого общества и прекращении распрей. Во 2 веке н. э. учение распространилось по всем землям Китая, появились первые даосские школы. По мере того, как численность даосистов росла, монахи стали организовывать крестьянские бунты против властей.

Одновременно они просвещали неграмотных крестьян, вели беседы о цели рождения человека, границах добра и зла, учили их жить в гармонии с природой. Позднее, к 5 веку, монахи начали целиком уходить от мирского и создавать закрытые, уединенные монастыри, где они предавались служению Дао. Некоторые становились отшельниками и поодиночке селились в горных пещерах.

Существовало несколько форм даосизма, каждая из которых соответствовала интересам разных слоев общества:

  • мистическая — была распространена у простого народа. Ее функцией было воспитание человека, развитие нравственности и приверженности нормам поведения в обществе. Для нее характерны упрощенные представления о Дао в сочетании с суеверностью. За решением духовных проблем простые люди обращались к просвещенным монахам;
  • научная — исповедовалась монахами, многие из которых были и учеными. Научными изысканиями даосских монахов двигало стремление получить эликсир бессмертия, при этом в процессе поиска они сделали много важнейших изобретений, таких например, как стекло, порох и фарфор. Монахи значительно обогатили даосизм и китайскую культуру: они создали теории возникновения мира и человека, учение фэн шуй, у-шу (философия и боевое искусство), цигун (йога и дыхательная гимнастика);
  • этическо-философская — была распространена только среди образованной элиты общества, фокусировалась на экзистенциальных вопросах ценности бытия, цели и смысла жизни, а также на сфере чувств.

Философия даосизма

Понятие «Дао» можно расшифровать как извечный путь, ведущий в неизвестность и не имеющий конца, проходящий сразу везде и нигде. Дао — это вечное движение, символизирующее движение природы, непрерывные процессы созидания и разрушения.

Фото 4 Дао — незыблемый Абсолют, которому подчиняется все сущее, в том числе и каждый человек. Дао — пустота, творящая все сущее. Лао-цзы сравнивал его с комнатой, писав о том, что в комнате важнее не стены, а пустое пространство внутри этих стен.

Даосизм впитал некоторые элементы соседних религий, брахманизма и буддизма, например, идею Абсолюта. Понятие «Дао» перешло в конфуцианство, где оно трактуется как следование моральным законам и принципам гуманизма, постоянное интеллектуальное, духовное и нравственное самосовершенствование.

Из-за этого и некоторых других различий конфуцианство и даосизм находятся в противоречии друг другу.

Путь Дао соткан из нескольких составляющих:

  • особое питание тела, исключение из рациона физической пищи;
  • физические тренировки, полное подчинение тела разуму;
  • недеяние (невмешательство) — полный отказ от целенаправленной деятельности, попыток изменить свою жизнь усилием воли, отдача себя и своей судьбы на волю Природы.

Из принципа недеяния Лао-цзы вывел принцип, по которому следует выстраивать управление обществом и государством. Согласно ему, идеальным правителем является тот, кто стремится как можно меньше вмешиваться в жизнь общества, по возможности отказывается от реформ, позволяя людям жить, повинуясь воле небес и решать свои проблемы самостоятельно.

Фото 5Лао-цзы сформулировал три добродетели даосизма:

  • ци (жизненная энергия);
  • шэнь (разумный дух);
  • цзянь (энергия экономии).

В даосизме и человек, и Вселенная существуют вечно. Физическая смерть означает слияние души с Дао. Все, что доступно человеку, — это наблюдение и созерцание. Любая попытка нарушить естественный порядок жизни бесплодна.

За душу человека идет постоянная борьба между демонами и божественными духами. Исход этой борьбы зависит от самого человека, его поведения: совершая добрые дела, он подкармливает добрых духов и приближает себя к постижению Дао. Совершая злые поступки, подкармливает демонов, и его дух слабеет.

В даосизме важное место занимают понятия женского и мужского начал — Инь и Ян. Знаменитый круг из черного и белого начал, неразрывно связанных друг с другом, был придуман даосскими монахами в 4 веке до н. э. Как жизнь не может быть только светлой или только темной, так Инь и Ян могут существовать лишь в симбиозе.

Фото 6Мужскому началу приписывается активность и сила, женскому — равновесие и спокойствие. В даосизме лишь человек, в котором оба начала пребывают в равновесии, способен вести правильную жизнь и достигнуть Дао.

Еще одна особенность даосизма — отсутствие торжественных и пышных ритуалов, присущих многим другим религиям. Кроме того, не существует даосских храмов или молитвенных домов, потому что в обрядах даосистов могут участвовать лишь посвященные.

Единственные религиозные постройки даосов — монастыри, число которых в современном Китае стремительно растет. Монахи все чаще устраивают представления для публики, демонстрируя владение боевыми искусствами.

Образ жизни даосиста

Желающий познать Дао должен полностью забыть про свою личность, собственное «Я» и ощутить себя лишь частью Вселенной. Даосисты практикуют остановку потока мыслей: это препятствует увязанию в житейских хлопотах и мыслях о насущном.

В питании даосы не допускают излишеств, аскетичны, соблюдают диету (отказ от мяса) и иногда постятся. По даосизму, идеальное питание — это роса трав и собственная слюна. Во время соблюдения постов и строгих диет даосисты как бы «забывают» о питании, перенося свое внимание на другие вещи.

Обязательны регулярные физические упражнения и дыхательные практики. Часто даосисты используют акупунктуру и особый массаж, которые, по их убеждению, распределяют энергию равномерно по всему телу и повышают эффективность ее расходования. Приветствуются сексуальные отношения с постоянным партнером. Секс рассматривается как терапия и средство для укрепления отношений.

Источник: ezoterica.club


Categories: Идея

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.