Эпикуреи́зм — философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Эпикуреизм был одним из наиболее влиятельных философских течений в Античности. Эпикур основывает свою школу в 307 г. до н. э. в Афинах. Школа находилась в саду философа, по этой причине она получила название «Сад», а последователи Эпикура стали именоваться «философами из садов».

Эпикурейская философия, в особенности философия самого Эпикура, не имеет конечной целью нахождение теоретической истины, она не ставит перед собой задачу получить некое чистое знание. Эпикуреизм служит вполне конкретным нуждам: ищет способ избавления человека от страдания.

Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимо:

отсутствие телесного страдания;

невозмутимость души;

дружба.

Крупнейшим представителем греческого эллинистического эпикуреизма является в первую очередь сам Эпикур. Римский эпикуреизм представляли Лукреций и Каций; это направление повлияло также на римский эклектизм.


Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип — удовольствие. Но Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное удовольствие. Он считал, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены. Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию. От остальных желаний следует отказаться, в этом необходимы мудрость и благоразумие.

В отличие от стоиков, которые считали рок неизбежным, эпикурейцы наделяют человека свободой воли. Человек может предаваться удовольствиям сообразно своим желаниям. Эпикуреец не боится смерти: «Пока мы существуем, нет смерти; когда есть смерть, нас более нет». Жизнь — вот главное наслаждение. Умирая, Эпикур принял теплую ванну и попросил принести ему вина.

Наиболее известные представители Эпикурейской школы

Эпикур;

Метродор, ученик Эпикура;

Колот из Лампсака

Аполлодор Эпикурейский;

Зенон из Сидона, ученик Аполлодора;

Федр;

Филодем из Гадары;

Лукреций;

Диоген из Эноанды.

Источник: studopedia.ru

Наверняка ты уже ознакомился с философией стоиков в нашей прошлой статье, которая была абсолютно ознакомительной и ставила своей целью заинтересовать читателя для внеклассного чтения чего-то стоящего с последующим изменением своего мировоззрения в стоическую сторону. На неделе мы хорошенько подумали и решили продолжить тему философии, вспомнив про еще одну отличную классическую школу философов — эпикурейцев.


Кто это придумал

Эпикуреизм назван в честь своего создателя, Эпикура, древнего афинского мыслителя, который основал свою философию как заземленный и реалистичный ответ на все бессмысленные абстрактные дискуссии того времени, так горячо любимые местными философами. В то время, когда мыслители спорили о том, сможет ли черепаха перегнать Ахиллеса, Эпикур утверждал, что нужно просто наслаждаться едой, вином, хорошей компанией, свежим воздухом и всеми теми удовольствиями, что жизнь может нам предложить. Сама философия, как кажется, умерла вместе с римлянами, а точнее с повсеместным распространением христианства. Произошло это потому, что эпикурейцы отрицали сотворение мира, были уверены в атомном строение всего на свете, призывали не бояться богов и уверяли всех, что вселенная была всегда и никем не создавалось. Разумеется, все это шло вразрез с христианской картиной мира. Впрочем, интерес к их философии снова возник в эпоху Возрождения, благодаря которой он и дошел до нас.

«Четвероякое лекарство»

«Не бойтесь бога,
Не беспокойтесь о смерти,
Благо легко достижимо, а
ужасное легко вынести.»

Этими простыми словами легко объяснить всю суть данного подхода к жизни.


инцип «Тетрафармакос» — или «Четвероякое лекарство» был абсолютно странным ответом всем остальным традиционным школам мыслителей. Философы того времени были одержимы судьбами, смыслами жизни и божественным вмешательством, эпикурейцы же утверждали, что вся жизнь — это случайность, судьбы и злого рока нет, а если и есть что-то сверхъестественное, то оно ничего не диктует нам. Также, как и стоики, эпикурейцы были уверены, что весь мир — это множество факторов, которые нельзя контролировать. Вместо того, чтобы проповедовать пессимизм и нигилизм, эпикурейцы отвечали на все опасности окружающего мира просто и банально: «Зачем беспокоиться?». Если богов в традиционном понимании нет, нет и традиционной загробной жизни, следовательно не нужно все время готовиться к тому, чего нет. Имеет смысл наслаждаться тем временем, которое дали нам случай или божественное вмешательство.

Неправильная трактовка

Понятие «эпикуреец», как правило, используется для характеристики щедрого, но склонного к избыточному гедонизму человека. За это стоит сказать спасибо Римской империи. Последователей Эпикура в последние годы Римской империи хватало, можно сказать, что именно они устраивали пьяные, развратные оргии, которые мы обычно связываем с этой философией.

То, чему на самом деле учил Эпикур (и подавляющее большинство истинных эпикурейцев) состояло не в погоне за вечными удовольствиями, а в попытке любой ценой избежать боли и страданий.


у концепцию они называли «аналгия», дословно это понятие можно перевести, как нечувствительность к боли. Все отрицательное, что ты когда-либо совершил, обязательно вернется к тебе и заставит тебя пожалеть. И нет разницы, будет ли это злоупотребление пивом после работы в течение продолжительного времени или грубость к дорогому человеку. Умеренность во всем — вот смысл настоящего учения эпикурейцев: «Свобода — величайший плод ограничения желаний свободы.»

Не ученьем единым

Стоики призывали простолюдинов и даже женщин активно познавать мир, учиться, постигать различные науки, чтобы через них и усердие прийти к философии. Подход Эпикура и его учеников отличался от последователей Зенона. Создателя эпикурейства, к слову, часто упрекали в невежественности и безграмотности, но ему было плевать. Эпикур всячески отрицал любое учение, если оно не помогало избавиться от страдания или приблизиться к блаженству. С одной стороны, это откровенно плохая идея: науки и дисциплины — определенно светлые дела в жизни человечества. Но если поглядеть на это с другой стороны, можно истолковать точку зрения Эпикура примерно так: «Тебе нравится этим заниматься? Ты счастлив от этого? Ну и занимайся!»

Отрицание наук и искусств шло к тому, чтобы саму жизнь и искусство ее «проживать» переделать в вид искусства. Впрочем, стоит отметить, что Эпикур советовал не слишком увлекаться этими вещами, потому что есть угроза забыть про саму жизнь и простые удовольствия. С этим сомнительными словами можно и нужно спорить.


Дружба

Дружба была для эпикурейцев наиболее важной частью в рецепте хорошей жизни. Простейшие удовольствия гораздо лучше в хорошей компании, а худшие из трудностей становятся чуть слаще, если их бремя делить с друзьями. Жизнь со всем ее хаосом требует от нас надежное плечо товарища. Без него можно продержаться, но с ним куда проще.

Некоторые из эпикурейцев считали, что дружба должна быть искренней и живой. А чтобы быть искренним и живым нужно не стесняться признаваться себе, что ты находишь радость в самых простейших и презренных обществом развлечениях: в игре в World of tanks или в посещении бани. В то время как другие философы подчеркивали индивидуализм, эпикурейцы не встречали социум в штыки, понимая, что они такая же его часть, как и все остальные. «Не делай чего-то другому, чего не хочешь себе» — концепция «общественного договора» как нельзя лучше отражала отношение этих мыслителей к жизни.

Как это применить в жизни?

Голодные студенческие годы или трудные моменты жизни — отличная пора для того, чтобы вспомнить эту статью или школу Эпикура. Умение находить что-то хорошее, например, в дешевой китайской быстрой лапше или плохом интернете, который вынуждает тебя читать учебник по гистологии своего соседа по комнате — то, в чем можно найти если и не счастье, то избавление от страданий. Если так подумать, каждый человек сам п*здец своему счастью, ну, или кузнец.


«Никакое наслаждение само по себе не есть зло, но средства достижения иных наслаждений доставляют куда больше хлопот, чем наслаждений!»- эта фраза Эпикура очень хорошо раскрывает суть его философии. Можно долго спорить о том, правы ли были последователи этой школы, когда считали науки и искусства второстепенными для блага индивида, но ценность избавления от страданий, отсутствие зацикливания на своей боли, стрессах и прочих временных проблемах — очевидное достоинство такого подхода к жизни.

Рекомендуется ознакомиться с учением подробно, а также прочитать Диогена Лаэртского «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов».

Источник: BroDude.ru

Эпикуреизм — философское учение, исходящее из идей Эпикура и его последователей. Эпикуреизм был одним из наиболее влиятельных философских течений в Античности. Эпикур основывает свою школу в 307 г. до н.э. в Афинах. Школа находилась в саду философа, по этой причине она получила название «Сад», а последователи Эпикура стали именоваться «философами из садов».

Философия эпикуреизма

Эпикурейская философия, в особенности философия самого Эпикура, не имеет конечной целью нахождение теоретической истины, она не ставит перед собой задачу получить некое чистое знание. Эпикуреизм служит вполне конкретным нуждам: ищет способ избавления человека от страдания.


Эпикурейцы считали, что для счастливой жизни человеку необходимо:

1. Отсутствие телесного страдания;

2. Невозмутимость души;

3. Дружба.

Крупнейшим представителями греческого эллинистического эпикуреизма является в первую очередь сам Эпикур. Римский эпикуреизм представляли Лукреций и Каций; это направление повлияло также на римский эклектизм.

Главный интерес для эпикурейцев представляет чувственный мир, поэтому их основной этический принцип — удовольствие. Но Эпикур представлял удовольствие не вульгарно и упрощенно, а как благородное спокойствие, уравновешенное удовольствие. Он считал, что желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограниченны. Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию. От остальных желаний следует отказаться, в этом необходимы мудрость и благоразумие.

В отличие от стоиков, которые считали рок неизбежным, эпикурейцы наделяют человека свободой воли. Человек может предаваться удовольствиям сообразно своим желаниям. Эпикуреец не боится смерти: «Пока мы существуем, нет смерти; когда есть смерть, нас более нет». Жизнь — вот главное наслаждение. Умирая, Эпикур принял теплую ванну и попросил принести ему вина.


Стоицизм — философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Своё имя школа получила по названию портика Стоа Пойкиле (греч. στοά ποικίλη, букв. «расписной портик»), где основатель стоицизма, Зенон Китийский, впервые выступил в качестве самостоятельного учителя.

Учение стоиков

Стоики считают частями философии логику, физику и этику. Известно их сравнение философии с фруктовым садом: логика соответствует ограде, которая его защищает, физика является растущим деревом, а этика — плодами. Также свою систему классификации стоики сравнивали с животным и с яйцом. В первом случае кости — логика, мясо — физика, душа животного — этика; во втором — скорлупа — логика, белок — физика, а желток яйца — этика.

Логика

Наряду с формально-логической теорией, стоическая логика содержит исследование теоретико-познавательных и лингвистических проблем.

Силлогистику стоики дополняют 5 гипотетическими, а точнее дизъюнктивными формами вывода, из которых должны состоять все правильные заключения. При этом переменными заменяются не понятия, а высказывания:

1. Если есть A, то есть и B. A есть. Следовательно, есть и B.

2. Если есть A, то есть и B. Но B не существует. Следовательно, нет и A.


3. A и B не могут существовать одновременно. A есть. Следовательно, B не существует.

4. Существует либо A, либо B. A существует. Следовательно, B не существует.

5. Существует либо A, либо B. B не существует. Следовательно, A существует.

Философия языка стоиков занимается проблемой возникновения слов (этимологией). Стоики полагают, что необходимо вскрывать происхождение каждого слова. Например, родительный падеж от имени Зевс — Дзенос — они происходят от «дзен» («жить»). В стоическом учении о значении различаются обозначающее, обозначаемое и реальный объект. Обозначающее представляет собой звуковой образ, связанный с голосом и его телесной функцией. Объект также относится к физической сфере. Значение же (лектон) не телесно. Оно — продукт духовной деятельности, потому как лишь содействию разума звук голоса становится осмысленной речью.

Исходным пунктом стоической теории познания является материя. Хрисипп говорит, что восприятие изменяет состояние нашей материальной души. Зенон полагает, что оно отпечатывается в душе, как в воске. Возникающее при этом «впечатление» связывается с другими. Таким образом, понятия могут складываться естественным образом в качестве обобщения различных восприятий — стоики называют это пролепсис (предвосхищение). Представления переходят в понятия также благодаря деятельности разума (логос). Им, как и восприятиям, нужно одобрение логоса. Лишь таким образом возможно достичь понимания. Таким образом, действительное понимание объекта предполагает его точное запечатление в душе, подтверждаемое деятельностью здравого рассудка.


Физика

В своей физике стоики признают «сущим» лишь то, что действует или претерпевает, то есть тело. Пассивному началу соответствует материя (хюле), активному же — логос. Логос есть мировой разум, пронизывающий дыханием (пневмой) бескачественную материю и тем самым целесообразно направляющий ее развитие. Во всех вещах содержатся «семенные логосы», в которых и заложено их планомерное развитие.

Этика

Главная идея стоической этики — казуально и телеологически предустановленный ход мировых событий. Поскольку внешние блага всегда недоступны, внутренняя позиция — единственное, что во власти человека. Внешняя свобода человека состоит лишь в сотрудничестве с судьбой.

Цель человека заключается в том, чтобы жить «в согласии с природой». Это единственный способ достижения гармонии. Счастье достижимо, лишь если покой души не нарушает никакой аффект, который не рассматривается как чрезмерно усиленное влечение. Он по своей природе зиждется на представлении, которому придается ложная значимость. Действуя, он становится пафосом, страстью. Поскольку ее объектом человек редко овладевает полностью, он испытывает неудовлетворенность. Стоический идеал — апатия, свобода от подобных аффектов. Различаются четыре вида аффектов: удовольствие, отвращение, вожделение и страх. Их необходимо избегать, пользуясь правильным суждением(ортос логос), поскольку влечение становится аффектом лишь тогда, когда разум одобряет ценность его объекта. Понимание истинной ценности вещей препятствует стремлению к ложным благам или гасит страх перед мнимыми бедами. Понимающему свойственно знание о том, что никакие внешние блага не имеют ценности с точки зрения счастливой жизни.

Все вещи стоики делят на благо, зло, безразличие (адиафора). Благими являются добродетели, к злу относится противоположное им. Безразличны все остальные вещи, поскольку они ничего не значат для достижения счастья. Они либо совершенно безразличны, либо «предпочтительны» или «непредпочтительны». Предпочитать следует вещи, сообразные с природой. Такие же различия стоики проводят и между поступками. Существуют дурные и благие поступки, средние поступки называются «подобающими», если в них реализуется естественная предрасположенность.

Периодизация стоицизма

  • Древняя стоя: III–II века до нашей эры. Основатель школы — Зенон Китийский (ок. 336–264 гг. до н. э.), Клеанф (?– ок. 232 г. до н. э.), придавший классической системе законченный вид. Их ученики: Персей Китийский, Аристон, Гермил, Арат, Аратосфен, Зенон Тарсский и др.

  • Средняя стоя (стоический платонизм): II–I века до нашей эры. Представители: Панетий Родосский (ок. 180–110 гг. до н. э.) и Посидоний (ок. 135–51 гг. до н. э.). Они перенесли стоические идеи в Рим, смягчив присущий им этический ригоризм. Другие представители: Боэт, Панетий, Луцилий Бальб, Полибий, Посидоний, Ливий, Афинодор и др.

  • Поздняя стоя (римский стоицизм): I–II век н. э. Прежде всего это Сенека (4 г до н. э. — 65 г н. э.), Эпиктет (50–138 гг. н. э.) и Марк Аврелий (121–180 гг. н. э.). В центре их интересов — независимость от условий жизни и вопросы морали. К этому времени к стое начинают уже относиться как к своего рода популярной философии. Другие представители представители: Муссоний Руф, Лукан, Корнут, Арулен Рустик, Гай Луцилий, Марк Аврелий, Тацит, Арриан и др.

  • Иногда выделяют 4-ый период в развитии стоицизма, связывая его с учениями некоторых пифагорейцев и платоников I–II вв.н.э., Филона Александрийского.

В конечном итоге произошло сближение стоицизма с неоплатонизмом, а затем растворение его в последнем.

Источник: StudFiles.net

ЭПИКУРЕИ́ЗМ, 1) сис­те­ма фи­лос. взгля­дов Эпи­ку­ра и его шко­лы; 2) фи­лос. тра­ди­ция по­сле­до­ва­те­лей Эпи­ку­ра от ан­тич­но­сти до Но­во­го вре­ме­ни и со­вре­мен­но­сти. Э. не сле­ду­ет сме­ши­вать с «эпи­ку­рей­ст­вом», оз­на­чаю­щим в обы­ден­ном сло­во­упот­реб­ле­нии жиз­нен­ную по­зи­цию и по­ве­де­ние че­ло­ве­ка, склон­но­го к по­го­не за удо­воль­ст­вия­ми (в про­ти­во­по­лож­ность ас­ке­тиз­му).

По­сле смер­ти Эпи­ку­ра по его за­ве­ща­нию пре­ем­ни­ком в долж­но­сти схо­лар­ха (гла­вы шко­лы) в 271/270 до н. э. стал его уче­ник Гер­марх из Ми­ти­ле­ны (ум. ок. 250 до н. э.), за ко­то­рым по­сле­до­ва­ли схо­лар­хи По­ли­страт (ум. 219/218 до н. э.), Дио­ни­сий из Ламптр (схо­ларх в 219/218–205/204 до н. э.) и Ба­си­лид Тир­ский (ум. 175 до н. э.). На­стоя­ще­го рас­цве­та афин­ский «Сад» (Κῆπος ) Эпи­ку­ра дос­тиг при схо­лар­хе Апол­ло­до­ре по про­зви­щу Са­до­вый ти­ран (Ке­по­тю­ран­нос) в 150–110 до н. э. (ав­тор ок. 400 со­чи­не­ний). По­сле не­го шко­лу воз­гла­вил Зе­нон Си­донский (150–75 до н. э.; в 79 его слу­шал в Афи­нах мо­ло­дой Ци­це­рон); по­след­ние из­вест­ные схо­лар­хи: Федр (138–70 до н. э.), так­же учи­тель Ци­це­ро­на, по­се­тив­ший Рим в 88 до н. э., и Па­трон (ос­та­вал­ся схо­лар­хом в 51 до н. э.). По сви­де­тель­ст­ву Ци­це­ро­на, в сер. 1 в. до н. э. шко­ла Эпи­ку­ра в Афи­нах бы­ла на гра­ни ис­чез­но­ве­ния.

Ме­ж­ду тем уже в эл­ли­ни­стич. эпо­ху Э. вы­шел да­ле­ко за пре­де­лы афин­ско­го «Са­да» и рас­про­стра­нил­ся в Ма­лую Азию: Фи­ло­нид из Лао­ди­кеи на Пон­те, Про­тарх из Бар­ги­лии и Де­мет­рий Ла­кон­ский (ок. 150–75 до н. э.), учив­ший в Ми­ле­те. В 80-х гг. до н. э. уче­ник Зе­но­на Си­дон­ско­го Фи­ло­дем из Га­да­ры пе­ре­се­лил­ся в Ита­лию и от­крыл фи­ли­ал «Са­да» в Гер­ку­ла­ну­ме, где на «Вил­ле па­пи­ру­сов» бы­ли най­де­ны его мно­го­числ. со­чи­не­ния на па­пи­рус­ных свит­ках. Рас­про­стра­не­нию Э. в Ри­ме в 1 в. до н. э. спо­соб­ст­во­ва­ло по­пу­ляр­ное из­ло­же­ние док­три­ны Эпи­ку­ра на лат. яз. в ди­дак­тич. по­эме Лук­ре­ция «О при­ро­де ве­щей». По­ле­ми­ка с эпи­ку­рей­ца­ми в со­чи­не­нии Ци­це­ро­на сви­де­тель­ст­ву­ет о том, что Э. в эту эпо­ху стал мод­ным фи­лос. те­че­ни­ем в Ри­ме. Пред­по­ло­жи­тель­но ко 2 в. от­но­сит­ся со­чи­не­ние эпи­ку­рей­ца Дио­ге­ниа­на с по­ле­ми­кой про­тив уче­ния стои­ка Хри­сип­па о пре­до­пре­де­ле­нии (от­рыв­ки в 4-й и 6-й кни­гах «Еван­гель­ско­го при­го­тов­ле­ния» Ев­се­вия Ке­са­рий­ско­го). О про­ник­но­ве­нии Э. да­же в глу­хие угол­ки Рим. им­пе­рии в пер­вые ве­ка н. э. сви­дель­ст­ву­ет дея­тель­ность пыл­ко­го адеп­та Эпи­ку­ра Дио­ге­на из Эно­ан­ды в Сев. Ли­кии (ны­не юго-зап. Тур­ция), ко­то­рый вы­сек на мра­мор­ной сте­не пор­ти­ка свое­го род­но­го го­ро­да из­ло­же­ние уче­ния Эпи­ку­ра в на­зи­да­ние со­гра­ж­да­нам (по-раз­но­му да­ти­ру­ет­ся кон. 2 в. или эпо­хой Ад­риа­на). По­след­ний из­вест­ный ан­тич­ный эпи­ку­ре­ец – эпи­грам­ма­тич. по­эт Пал­лад на ру­бе­же 4 и 5 вв. н. э.

Глав­ны­ми оп­по­нен­та­ми Э. бы­ли пред­ста­ви­те­ли пла­то­низ­ма, стои­циз­ма и скеп­ти­циз­ма. Креа­цио­низм, ра­цио­на­лизм и бес­смер­тие ду­ши Пла­то­на бы­ли не­при­ми­ри­мы с ме­ха­ни­стич. де­тер­ми­низ­мом, сен­суа­лиз­мом и смерт­но­стью ду­ши у Эпи­ку­ра. Уже Ко­лот из Лам­пса­ка, бли­жай­ший уче­ник Эпикура, на­пи­сал по­ле­мич. трак­тат про­тив Пла­то­на и вы­смеи­вал идеа­лизм Пар­ме­ни­да. Поч­ти че­рез 400 лет Плу­тарх, пред­ста­ви­тель сред­не­го пла­то­низ­ма, от­ве­тил на эту кри­ти­ку в трак­та­те «Про­тив Ко­ло­та», оп­ро­вер­гая тем са­мым со­вре­мен­ных ему эпи­ку­рей­цев.

Источник: dev.bigenc.ru

Человек — хозяин своей жизни

Эпикур, основатель философского направления, утверждал, что цель жизни — стремление к удовольствиям. Что же такое удовольствие, с его точки зрения? Это вовсе не удовлетворение всех своих желаний или поиск наслаждений: Эпикур понимал удовольствие как благородное спокойствие, умение довольствоваться малым и радоваться жизни. Число желаний, которые может испытывать человек, безгранично, и далеко не все человек может удовлетворить. Поэтому нужно уметь ограничивать свои потребности и наслаждаться тем, что имеешь.

Наслаждаться жизнью людям мешает страх, считал Эпикур. Есть три главных страха, от которых люди должны избавиться. Первый страх — это страх перед богами. Но богам нет до людей никакого дела. Учение Эпикура о природе и космосе заключается в следующем: во Вселенной существует бесчисленное количество миров, которые образуются в результате столкновения атомов. В промежутках между мирами, так называемых междумириях, и обитают бессмертные боги. Они пребывают в состоянии вечного блаженства и не вмешиваются в жизнь людей.

Второй страх, который портит людям жизни — страх смерти. Его Эпикур объявлял бессмысленным. Вся наша жизнь — это ощущения, через них мы понимаем, что хорошо, а что плохо. Со смертью все ощущения прекращаются, значит, это ни хорошо, ни плохо. Смерть просто не имеет к нам никакого отношения, считал философ.

«Смерть не имеет к нам никакого отношения: когда мы живы, смерти еще нет, когда она приходит, то нас уже нет» (Эпикур)

Последнее, от чего нужно избавиться мудрому человеку — страх перед судьбой, которая в любой момент может вознести на вершину или, наоборот, низвергнуть в пропасть. Эпикур доказывал, что судьбы, то есть предопределения, не существует, потому что высшие силы не участвуют в человеческой жизни и не влияют на нее.

Физика эпикурейцев

Школу эпикурейцев относят к представителям античного материализма, так как для объяснения бытия они использовали учение об атомах. Тит Лукреций Кар, самый известный из римских последователей Эпикура, развил атомистическую теорию и изложил ее основные положения в своем поэтическом труде «О природе вещей». В чем же суть этой теории? Тела и души всех живых существ, включая человека, состоят из атомов: души — из легчайших, тела — из более тяжелых. Зарождение душ происходит по тем же законам, что и зарождение миров, в результате столкновения атомов. При этом каждый атом может отклониться от своей траектории. То же касается и человеческой жизни: человек может изменять свою судьбу.

«Поблагодарим мудрую природу за то, что нужное она сделала легким, а тяжелое ненужным» (Эпикур)

Тит Лукреций Кар, как и другие эпикурейцы, считал целью человеческой жизни атараксию, что переводится как «невозмутимость, хладнокровие, спокойствие». Это умение сосредоточиться на самом главном, отбросить все лишнее и наслаждаться простыми вещами. Духовное наслаждение, к которому стремились эпикурейцы, — гораздо более устойчивая вещь, чем наслаждение чувственное, потому что оно не зависит от внешних обстоятельств. Человек сам выбирает, как ему относиться к той или иной ситуации.

Хотя и в чувственных удовольствиях, по мнению эпикурейцев, тоже нет ничего зазорного. Даже смерть можно встретить с радостью. Рассказывают, что Эпикур, чувствуя приближение своей кончины, попросил приготовить себе теплую ванную и налить бокал вина. Так он покинул этот мир в полном соответствии со своим учением, наслаждаясь каждым мгновением.

«Некоторые изнашивают свои жизни ради статуй и славы» (Тит Лукреций Кар)

Источник: SiteKid.ru


Categories: Идея

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.