Федоров идея бессмертияНикола́й Фёдорович Фёдоров (7 июня 1829, Ключи, Тамбовская губерния, Российская империя — 28 декабря 1903, Москва, Российская империя) — русский религиозный мыслитель и философ-футуролог, деятель библиотековедения, педагог-новатор. Один из родоначальников русского космизма.
Его именовали «московским Сократом».C уважением и восхищением отзывались о Фёдорове и его воззрениях Лев Толстой, Достоевский, Вл. Соловьёв. Он мечтал воскресить людей, не желая примириться с гибелью даже одного человека. С помощью науки он намеревался собирать рассеянные молекулы и атомы, чтобы «сложить их в тела отцов».
Науке Фёдоров отводил место рядом с искусством и религией в общем деле объединения человечества, включая и умерших, которые должны в будущем воссоединиться с ныне живущими.

1 Жизнеописание

Николай Фёдоров родился 7 июня 1829 года в селе Ключи Тамбовской губернии.


к внебрачный сын князя Павла Ивановича Гагарина он получил фамилию крёстного отца. В 1849 г. по окончании гимназии в Тамбове поступил на юридический факультет Ришельевского лицея в Одессе, проучился там три года, затем был вынужден оставить лицей ввиду смерти дяди Константина Ивановича Гагарина, платившего за обучение. Работал преподавателем истории и географии в уездных городах среднерусской полосы.
В середине 60-х годов познакомился с Николаем Павловичем Петерсоном, одним из преподавателей в яснополянской школе Л. Н. Толстого. Из-за знакомства с Петерсоном был арестован по делу Дмитрия Каракозова, но через три недели освобождён.
Летом 1867 года Фёдоров оставил Боровское уездное училище, где он преподавал, и пешком отправился в Москву. В 1869 г. устроился помощником библиотекаря в Чертковской библиотеке, а с 1874 г. в течение 25 лет работал библиотекарем Румянцевского музея, в последние годы жизни — в читальном зале Московского архива Министерства иностранных дел. В Румянцевском музее Фёдоров первым составил систематический каталог книг. Там же после трёх часов дня (время закрытия музея) и по воскресеньям был дискуссионный клуб, который посещали многие выдающиеся современники.
Фёдоров вёл аскетическую жизнь, старался не владеть никаким имуществом, значительную часть жалования раздавал своим «стипендиатам», от прибавок к жалованию отказывался, всегда ходил пешком. Фёдоров обладал хорошим здоровьем, но в 1903 г. в сильный декабрьский мороз друзья уговорили его надеть шубу и поехать в экипаже, он заболел воспалением лёгких, и от этого умер. Похоронен Николай Фёдорович Фёдоров был на кладбище Скорбященского монастыря.
Фёдоров отказывался фотографироваться и не позволял нарисовать свой портрет. Единственное изображение Фёдорова было нарисовано тайком Л. О. Пастернаком.

2 Современники Фёдорова


В 1870-х годах Фёдоров, работая библиотекарем, был немного знаком с К. Э. Циолковским. Циолковский вспоминал, что его Фёдоров тоже хотел сделать своим «пансионером», называл Фёдорова «изумительным философом».
В 1878 году с учением Фёдорова в изложении Петерсона познакомился Ф. М. Достоевский. Достоевский писал о Фёдорове: «Он слишком заинтересовал меня… В сущности совершенно согласен с этими мыслями. Их я прочел как бы за свои».
В 1880-х и 1890-х годах Л. Н. Толстой и Вл. Соловьёв регулярно общались с Фёдоровым. Л. Толстой говорил: «Я горжусь, что живу в одно время с подобным человеком». Вл. Соловьев писал Фёдорову: «Прочел я Вашу рукопись с жадностью и наслаждением духа, посвятив этому чтению всю ночь и часть утра, а следующие два дня, субботу и воскресенье, много думал о прочитанном. „Проект“ Ваш я принимаю безусловно и без всяких разговоров… Со времени появления христианства Ваш „проект“ есть первое движение вперед человеческого духа по пути Христову. Я со своей стороны могу только признать Вас своим учителем и отцом духовным… Будьте здоровы, дорогой учитель и утешитель». Влияние Фёдорова заметно в работе Соловьёва «Об упадке средневекового миросозерцания».
А. Фет также высоко ценил личность и идеи Фёдорова.

3 Философские идеи


Фёдоров заложил основы мировоззрения, способного открыть новые пути для понимания места и роли человека во Вселенной. В отличие от многих попыток построить универсальное планетарное и космическое мировоззрение, опираясь на восточные религии и оккультные представления о мире, Фёдоров считал себя глубоко верующим христианином. Он полагал, что средневековое мировоззрение несостоятельно после Коперниканского переворота, открывшего человеку космическую перспективу. Но главное, по мнению Фёдорова, в учении Христа — весть о грядущем телесном воскрешении, победе над «последним врагом» — смертью он сохранил неколебимо, выдвинув парадоксальную мысль о том, что эта победа свершится при участии творческих усилий и труда объединившегося в братскую семью Человечества.
Фёдоров в конце XIX века уже предвидел то, что в конце XX стали называть «экологическими глобальными проблемами». Он выдвинул идею о превращении регулярной армии из орудия смерти и разрушения в орудие противостояния разрушительным стихиям природы — смерчам, ураганам, засухам, наводнениям — которые сегодня приносят каждый год миллиардный ущерб человечеству.


годняшняя наука уже в принципе способна дать средства для борьбы с этими стихиями, и главным фактором, от которого зависит решение этих проблем, является разобщённость человечества, дефицит разума и доброй воли. Однако, в соответствии с христианским мировоззрением, наличие стихийных бедствий свидетельствует не о разобщённости человечества, а о повреждённости человеческой природы, явившейся следствием грехопадения.
Н. Ф. Фёдорова называют философом памяти, отечествоведения. В его сочинениях немало страниц посвящено истории и культуре, как русской, так и мировой. Он неоднократно высказывался по вопросам изучения и сохранения культурного наследия прошлого, много сделал для развития краеведения в дореволюционной России, выступал за преодоление исторического беспамятства, розни поколений.
Н. Ф. Фёдоров был глубоко верующим человеком, участвовал в литургической жизни Церкви. В основе его жизненной позиции лежала заповедь преп. Сергия Радонежского: «Взирая на единство Святой Троицы, побеждать ненавистное разделение мира сего». В работах Фёдорова Святая Троица упоминается множество раз, именно в Троице он усматривал корень грядущего бессмертия человека. В социальном и психологическом плане образ Троицы был для него антитезой как западному индивидуализму, так и восточному растворению личности во всеобщем. В его жизни и трудах явлен синтез религии и науки. Религиозный публицист и философ Владимир Ильин считал Николая Фёдорова великим святым своего времени и сравнивал его с Серафимом Саровским.

4 Фёдоров и библиотечное дело


Библиотеки занимали в философии Фёдорова особое место. Фёдоров писал об огромном значении библиотек и музеев как очагов духовного наследия, центров собирания, исследования и просвещения, нравственного воспитания. В библиотеках происходит общение с великими предками и они должны стать центром общественной жизни, аналогом храмов, местом, где люди приобщаются к культуре и науке.
Фёдоров пропагандировал идеи международного книгообмена, использования в библиотеках книг из частных коллекций, организации при библиотеках выставочных отделов. При этом он выступал против системы авторского права, так как она очевидно противоречит нуждам библиотек.
Разработанная Н. Ф. Фёдоровым концепция музейно-библиотечного образования стала основой педагогических программ Международного общества «Экополис и культура».
В 2009 году, к 180-й годовщине со дня рождения философа, депутат Костромской областной думы Михаил Батин выступил с инициативой о присвоении Российской государственной библиотеке имени Фёдорова.

5 Развитие идей Фёдорова в науке, искусстве и религии

С «Философии общего дела» Н. Ф. Фёдорова начинается глубоко своеобразное философское и научное направление общечеловеческого знания: русский космизм, активно-эволюционная, ноосферная мысль, представленная в XX веке именами таких крупных учёных и философов, как миколог Н.


Наумов, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский, В. С. Соловьев, Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, П. А. Флоренский и другие. Обращая внимание на факт направления эволюции к порождению разума, сознания, космисты выдвигают идею активной эволюции, то есть необходимости нового сознательного этапа развития мира, когда человечество направляет его в ту сторону, в какую диктует ему разум и нравственное чувство, берет, так сказать, штурвал эволюции в свои руки. Человек для эволюционных мыслителей — существо ещё промежуточное находящееся в процессе роста, далеко не совершенное, но вместе сознательно-творческое, призванное преобразить не только внешний мир, но и собственную природу. Речь по существу идет о расширении прав сознательно-духовных сил, об управлении материи духом, об одухотворении мира и человека. Космическая экспансия — одна из частей этой грандиозной программы. Космисты сумели соединить заботу о большом целом — Земле, биосфере, космосе с глубочайшими запросами высшей ценности — конкретного человека. Важное место здесь занимают вопросы, связанные с преодолением болезни и смерти и достижением бессмертия.
Общепланетарное мировоззрение, выдвинутое Н. Ф. Фёдоровым и русскими философами-космистами, ныне называют «мировоззрением третьего тысячелетия». Мысль о человеке как существе сознательно-творческом, как агенте эволюции, ответственном за все живое на планете, идея земли как «общего дома» важна в современную эпоху, когда как никогда остро перед человечеством встают вопросы об отношении к природе, её ресурсам, к самому несовершенному смертному естеству человека, рождающему зло индивидуальное и социальное.

лософы-космисты предложили свой творческий вариант экологии, позволяющий эффективно решать глобальные проблемы современности. Выдвинутая в этом течении идея плодотворного диалога наций и культур, каждая из которых вносит свой вклад в «строительство ноосферы» — действенное средство воспитания в духе межнационального согласия, противостояния шовинизму, соперничеству «национальных эгоизмов». Идея преемственности, памяти, связи с духовным наследием прошлого, получившая новое этическое обоснование в философии Н. Ф. Фёдорова, актуальна и в наши дни. Важны размышления мыслителей-космистов о необходимости нравственной ориентации всех сфер человеческого знания и творчества, о космизации науки, о примирении и союзе веры и знания в общем деле сохранения и умножения жизни на Земле.
Фёдоров может с полным правом считаться предтечей и пророком ноосферного мировоззрения, основы которого заложены в трудах В. И. Вернадского и П. Тейяра де Шардена. Возникшее в конце XX века движение «трансгуманизма» также считает Фёдорова своим предтечей.
«Философия общего дела» нашла отклик в творчестве многих писателей, поэтов, художников XX века, таких как В. Брюсов и В. Маяковский, Н. Клюев и В. Хлебников, М.

рький и М. Пришвин, А. Платонов и Б. Пастернак, В. Чекрыгин и П. Филонов. Их творчество затронула глубина этических требований Фёдорова, своеобразие его эстетики, идеи регуляции природы, преодоления смерти, долга перед прошедшими поколениями. Не случайно писал о мыслителе А. Л. Волынский: «Фёдоров — единственное, необъяснимое и ни с чем не сравнимое явление в умственной жизни человечества… Рождением и жизнью Фёдорова оправдано тысячелетнее существование России. Теперь ни у кого на земном шаре не повернется язык упрекнуть нас, что мы не бросили векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда…».

6 Связь с космонавтикой

Мысль Циолковского: «Земля — колыбель человечества, но не вечно же жить в колыбели!» явно вдохновлена идеями Н. Ф. Фёдорова. Именно он впервые заявил о том, что перед восстановленным во всей полноте человечеством лежит путь к освоению всего космического пространства, в котором человек играет важнейшую роль носителя Разума, является той силой, которая противостоит разрушению и тепловой смерти Вселенной, которая неизбежно наступит, если человек откажется от своей роли проводника Божественных Энергий в тварный мир.

Идеи Н. Ф. Фёдорова и позже вдохновляли создателей русской космонавтики. Его труды, изданные после смерти мыслителя в 1903 году последователями Фёдорова В. А. Кожевниковым и Н. П. Петерсоном под названием «Философия общего дела», внимательно читал С. П. Королёв. Когда 12 апреля 1961 года в Космос впервые вышел человек, пресса в Европе откликнулась на это событие статьёй «Два Гагарина». Имена Юрия Гагарина и Николая Фёдорова по праву стоят рядом в истории космонавтики.

7 Современность


В конце XX века в России интерес к творчеству и идеям Фёдорова снова возрос. В Москве в конце 80-х годов было создано Общество им. Н. Ф. Фёдорова. В Музее-читальне им. Н. Ф. Фёдорова регулярно работает научно-философский семинар, где идеи Фёдорова обсуждают физики и биологи, философы и литературоведы, политики и бизнесмены. В 1988 году в г. Боровске, где в одной и той же школе с интервалом в 30 лет работали Н. Ф. Фёдоров и К. Э. Циолковский, были проведены Первые Всесоюзные Фёдоровские чтения. Традиция Фёдоровских чтений стала регулярной, а в 2003 году был проведён Международный Конгресс в Белграде «Космизм и русская литература. К 100-летию со дня смерти Н. Ф. Фёдорова».
23 октября 2009 года в городе Боровске Калужской области открыт первый в России памятник Николаю Фёдоровичу Фёдорову.

8 Сочинения

9 Библиография

Фёдоров Н. Ф. Собрание сочинений: в 4-х тт. / Редактор И. И. Блауберг, художник В. К. Кузнецов. Составление, комментарии и научная подготовка текста А. Г. Гачевой при участии С. Г. Семеновой. — М.: Традиция, 1997. — Т. 3. — ISBN 5-89493-003-0, ББК 87.3(2), Ф 33


Архипов М. В. Социально-утопический космизм Н. Ф. Фёдорова // Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 16-19 декабря 1996 г. — СПб.: Издательство БГТУ, 1996.

Фёдоров Н. Ф. Сочинения. — М.: Мысль, 1982.— 709 с. [1]

Источник: cosmizm.ru

Особенности русского космизма

фото 781

Космизм – направление в философии, основанное на представлении о Космосе как жилом пространстве, и человеке как «гражданине Мира». Русский космизм противопоставляется западному космизму, основанному на индивидуализме. Федоров предложил новый метод мышления: некоторую часть знаний человек получает непроизвольно, в процессе выживания с другими людьми. Преодоление проблем сообща – важная жизненная задача, решение которой способствует появлению всеобщего братства.

Становление русского космизма началось с идей Николая Федоровича о воскресении предков и заселении Космоса. Продолжателем дела Федорова стал Циолковский – основоположник современной космонавтики. Ему принадлежат все расчеты и уравнения движения ракет, изобретение двухступенчатой ракеты. Он предлагал освоение Космоса с целью его заселения. Предполагалось, что люди будут жить на орбитальных станциях и иметь возможность свободно перемещаться во Вселенной.

Направления русского космизма:

  1. естественнонаучный;
  2. религиозно-философский;
  3. ноосферный;
  4. художественно-поэтический;
  5. эзотерический.

Не смотря на разницу подходов, русский космизм – целостное социокультурное явление. Он направлен на восприятие человека как органической части Космоса, активного участника процесса развития Вселенной, наделенного способностью изменить мироздание.

Основные факты биографии

Федоров Николай Федорович не был сторонником публичности: он не любил массовые собрания и запрещал рисовать его портреты. Большая часть работ Федорова и ключевые моменты биографии сохранились благодаря записям его учеников, к которым философ относился, как к родным детям.

Сведения о семье ученого скудны. Установлено, что он родился 26 мая 1829 г. в селе Ключи Тамбовской губернии. Будучи незаконнорожденным сыном князя Андрея Гагарина, Федоров не имел права носить фамилию отца, претендовать на наследство. Но князь любил своего сына и поручил брату, Константину Гагарину, позаботится о нем.

Константин оплатил племяннику учебу в лицее Ришелье – престижном учебном заведении, программа которого не уступала программе университета. Завершить образование Николаю Федоровичу не удалось – его дядя умер, а рассчитывать на государственную субсидию он не мог. Но даже трех лет в лицее было достаточно, чтобы получить необходимый багаж знаний для дальнейшего развития будущего ученого.

В 1854 г. Федоров, получив аттестат педагога, вернулся домой и стал преподавать географию. Он работал в уездных училищах и давал частные уроки детям московской знати. В 1869 г. он переехал в Москву и стал работать помощником библиотекаря, где познакомился с Константином Циолковским. Со временем, среди учеников Федорова появились студенты московских университетов, а сам он занялся написанием своих первых научных трудов.

Основные произведения Федорова:

  • «Философия общего дела». Сборник сочинений, в которых подробно изложены идеи Федорова о космизме;
  • «Авторское право и авторская обязанность или долг». В этом произведении оспаривается концепция авторского права, и предлагается свободное распространение информации.
  • «Не эгоизм, не альтруизм, а родство». Размышления философа о необходимости объединения людей на равноправных условиях.

Всего им было написано более 100 работ, часть из которых утрачена. Возродившийся в конце ХХ века интерес к идеям мыслителя позволил сохранить его творчество, и популяризовать его среди представителей научного сообщества и интеллигенции.

Что такое космизм

Николай Федорович – основатель модели развития общества, в котором будут возможны путешествия в Космос, и его колонизация. Если человечеству удастся воплотить истинный смысл христианства – воскрешение предков, миллионам людей не хватит места одной на планете, поэтому изучение космического пространства – естественная необходимость.

Господь создал Вселенную в виде безграничного пространства, только планета Земля, его мизерная часть, населена людьми. Все остальные небесные тела должны будут заполнить воскрешенные люди – все умершие, начиная от первобытных общин, до настоящего времени. После воскрешения, люди из других эпох будут изучать науки, усваивать новую культуру и присоединятся к освоению Космоса. Таким образом, воплотится замысел Бога о вечной жизни.

По мнению Федорова – философствование без действия приводит науку в упадок, и, постепенно, вместо пользы начинает приносить человечеству вред. Теоретические знания обязательно должны подкрепляться практикой, и первое, о чем должны позаботиться люди на пути к вечной жизни – создание и принятие новой этики.

Этика для нового мира

Человеку необходима идея (этика), которая станет определять его стремления и жизненные принципы. Философствование Федорова о новой этике основывалось на христианском учении о Триединстве. Бог един в трех лицах, и его разные ипостаси могут существовать как одна, несмотря на их различия. Люди, следуя Божьему завету, должны преодолеть вражду, основанную на индивидуальных различиях, и научится жить в мире. Федоров был очень набожным человеком, регулярно посещал церковь. Он полагал, что развитие науки невозможно без духовности и моральных норм, предлагаемых христианством.

Для преодоления вражды человечеству нужен повод, объединяющий разные социальные группы. Основная идея, вокруг которой могло бы сплотиться человечество – забота об экологии. Федоров предполагал, что изучение законов природы поможет людям отказаться от искусственных разграничений: разделения единой планеты на государства, враждующие друг с другом. Забота о природе одинаково важна для людей любых национальностей, политических взглядов и уровня образования.

Теория о воскрешении мертвых

Николай Федорович был убежденным сторонником симбиоза науки и религии. Его модель развития общества строится на объединении людей разных рас и национальностей для преодоления всеобщих человеческих проблем: болезней, голода, природных катаклизмов.

Главная человеческая проблема – смертность. Федоров утверждал, что смерть – зло, и должна быть побеждена. Каждый человек, появляясь на свет после смерти своих предков – преступник, и обязан искупить свое право на жизнь, способствуя воскрешению всех умерших.

Воскрешение – процесс, основанный на законах физики. Каждый предмет во Вселенной состоит из атомов, которые связаны между собой энергиями притяжения и отталкивания. Ученые должны найти способ, как с помощью этих энергий воссоздать тела умерших из биологического материала, оставшегося после смерти, и оживить их. Людей можно воссоздать, собрав воедино энергию молекул и атомов, из которых они состояли. Ученый полагал, что есть и другие способы воскрешения. Обнаружение такого способа приведет человечество к истинному бессмертию.

По мнению философа, рай должен быть создан на Земле. Пока он воспринимается, как некое эфемерное пространство, где обитают души праведников, человечество допускает существование пороков (грехов). Если отказаться от этой концепции, и попытаться искоренить в человеке стремление к зависти, ненависти, гордыне и другим грехам, это даст возможность создать землю обетованную – описанное в Библии благословенное место, где люди и животные живут в мире и согласии.

Межполовые отношения: отношение Федорова к семье и браку

У Федорова был свой взгляд на особенности взаимоотношений мужчин и женщин. Он полагал, что в современном мире царит культ женщины и стремление к плотским отношениям, лишенным эмоциональной привязанности между партнерами.

фото 782

Философский подход мыслителя к супружеским отношениям предполагал, что основой брака должно стать Божественное Триединство. Так же, как Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Святой Дух являют собой единое существо, в котором сплотились три индивидуальные ипостаси, так и союз мужчины и женщины должен стать единением двух полноправных личностей, уважающих и поддерживающих друг друга. В браке не должно быть абсолютного альтруизма или абсолютного эгоизма.

Семья должна основываться на принципах:

  • доверия;
  • открытости;
  • уважения;
  • сочувствия;
  • понимания.

Деторождение – цель создания семьи. В браке не должно быть похоти, но должно быть стремление к отцетворению – созданию людей, которые будут населять новые миры. Человек не должен стремиться к продолжению рода, как способу избежать свой собственной смерти, и передавать страх смерти последующему поколению. Победить смертность ему поможет любовь к предкам и переход в эру воссоздания – воскрешения умерших.

Первый путь развития человечества

Монументальный труд Николая Федоровича позволил ему составить свою концепцию развития человечества. Первый возможный путь развития – путь эволюции. Ученые всего мира объединят свои усилия, и будут работать над воскрешением, постепенно воссоздавая человеческий генофонд.

Промышленность сократит отрасли, производящие товары, у которых нет целевого назначения. Основные активы производства перейдут в сельскую местность, большинство людей откажутся от урбанизации. Городская среда способствует развитию у человека потребительского отношения к жизни и паразитизму. Она делает людей ущербными и несчастными, лишает естественной потребности в развитии.

Вооруженные силы больше не будут задействованы в военных конфликтах. Их новой задачей станет защита человечества от стихийных бедствий, и устранение их последствий. Возникновение войны в этом варианте будущего невозможно – она станет пережитком. Человечество сфокусируется на развитии, образование будет обязательным для всех людей – без этого невозможно претворить в жизнь план воскрешения.

Во главе государств будут не президенты, а монархи. Но их форма управления будет демократичной, направленной на повышение качества уровня жизни населения. Монарх будет исполнителем воли Бога на Земле.

Второй путь развития человечества

Мыслитель предполагал и другой вариант развития человечества. Вместо воскрешения умерших и всеобщего развития человечество придет к Страшному Суду.

Федорову удалось нарисовать правдоподобную картину будущего, несмотря на то, что он жил и творил в XIX веке, и не мог ничего знать о научно-техническом прогрессе. К Страшному суду человечество придет в результате отхода от Бога, утраты веры в него, как в Высшую Сущность. Люди постепенно потеряют способность к любви и заботе друг о друге. Гипертрофированное чувство самосохранения и ложное чувство опасности приведет человечество к развитию отраслей науки, губительных для его здоровья.

фото 783

Животные и растения, признанные опасными, будут истреблены. Из-за избыточного производства большая часть природных ресурсов будет безвозвратно уничтожена, продукты питания будут синтезироваться искусственно. Это приведет к возникновению новых форм заболеваний, которые невозможно будет вылечить.

Человечество откажется от развития технологий, перестанет выпускать летательные аппараты. Основной отраслью, на развитие которой будет тратиться большая часть средств, станет военная. Люди начнут истреблять друг друга, и наступит День гнева.

Брак потеряет свою изначальную значимость. Люди откажутся от концепции семьи и необходимости продолжать род. Постепенно, все больше людей будут сознательно отказываться от деторождения, и вступать в противоестественные отношения. Страшный Суд – результат победы человеческих инстинктов над здравым смыслом.

Источник: mystroimmir.ru

Одной из основополагающих фигур в учении о русском космизме является Николай Федорович Федоров. Будущий философ родился в 1828 г. в семье князя Павла Ивановича Гагарина и, будучи незаконнорожденным, был удалён из семьи и до 40 лет скитался по учебным заведениям то, в качество ученика и студента, то, впоследствии и в качестве самого преподавателя. В итоге, Федоров на сороковом году жизни осел в Москве, где стал библиотекарем Румянцевского музея, в свободное от работы время он формулировал будущие положения своего центрального произведения “Философия общего дела”. Впоследствии эта книга, изданная его учениками уже после смерти автора в 1906г., произвела настоящий фурор в учении об освоении космоса. “Философия общего дела” является актуализацией всех идей философа и является своеобразным манифестом, призывающим изменить привычный уклад вещей. Изменения должны были затронуть не только окружающую действительность, но и само человечество, затронуть его наше нутро.

Основной труд автора, несмотря на весь свой объём, является очень слаженной структурированной работой. Поднимая определённую проблематику, Федоров в итоге обнажает связь первоначально, казалось бы, различных тематик. Основным лейтмотивом всего издания является борьба со смертью. Смерть постоянно угрожает всему живому. Противясь этому, Федоров объявляет о необходимости воспроизведения проекта спасения человечества.

Следует помнить, что Федоров был человеком набожным, а потому христианство, а также фигура Христа играли весомую роль в его философской конструкции. В основе лежит учение Христа, откуда Федоров почерпнул идеи телесного воскрешения, идеи победы над главным врагом человеческим, — над смертью. Федоров — верующий человек не только на словах, но и на деле, в свою бытность принимал участие в богослужениях, т.е. в литургиях. Основным принципом, взятым им на вооружение из христианского верования, было откровение Сергея Радонежского: “Взирая на единство Святой Троицы, побеждать ненавистное разделение мира сего” [3, c. 11]. Вокруг этой идеи впоследствии и будут строиться все представления Федорова о будущности человечества. Святая Троица для философа – путь к бессмертию, но бессмертию не эгоистичному и индивидуальному, а к общему, для всех. Образ Троицы выступает здесь стороной, противоборствующей как западу, так и востоку. С одной стороны западу с его ценностями индивида, с другой востоку, — где индивид просто растворяется, не примыкая к сообществу людей.

Заводя разговор о смерти, мыслитель видит её причину не в биологических особенностях нашего организма, а в социальных отношениях. Мир больше не находится в мирном, братском, родственном состоянии, родство и братство были заменены на гражданственность и цивилизацию. Участники мирового процесса находятся не в равных условиях, из-за подобного постепенно накапливаются конфликты, мир деконструируется, а привычные отношения ведут к смерти. В частности в торможении развития человечества виновата отчасти и современная культура, так сильно ослабившая людей, автор нещадно её критикует. Культура – это процесс вырождения. Человеческое сообщество разделилось на ученых и неученых, а это в свою очередь повлекло за собой создание городов и деревень, где люди разделились на богатых и бедных. И всё же, не стоит понимать Федорова как некоего разрушителя привычных понятийных конструкций и уклада жизни. Автор с большим уважением относится к наследию прошлого, предлагает его не разрушить, а модернизировать. Здесь следует упомянуть о важной в творчестве философа идее о создании большего числа библиотек и музеев, которые бы выступали в качестве хранителей культурного наследия. Именно уважение к прошлому, ощущение необходимости вернуть долг сполна приводит философа к идее воскрешения отцов. Далее следует процитировать самого Федорова для того, чтобы до конца вникнуть в его позицию: “Идея всеобщего имманентного воскрешения рождается, прежде всего из непреодолимого сердечного требования, диктуется глубоким чувством долга. Нужно, чтобы все рожденные поняли и почувствовали, что рождение есть принятие, взятие жизни от отцов, т. е. лишение отцов жизни, — откуда и возникает долг воскрешения отцов, который и сынам дает бессмертие” [5, c. 476].

Учение Федорова во многом перекликается с идеями Сухово-Кобылина, как впоследствии станет ясно – оба они являются приверженцами привычной, актуальной им модели описания мира с неизбежной толикой религии, мистики и философии. Так, философ определяет эволюцию природы как закономерный процесс, результатом которого стало появление человека разумного, разумным коего делает обладание сознанием. Мир, сам по себе, находится в состоянии войны, вечно сталкивающиеся между собой силы, порождают хаос и энтропию повсюду, в том числе в самом человеке. Задача втиснутого в эту плоскость обладателя сознания, — найти выход из сложившейся ситуации. Человек должен овладеть и подчинить себе природную стихию, а затем направиться дальше, к звездам, присваивая себе космический статус бытия.

Для того чтобы человек мог в итоге стать полноправным участником событий космического масштаба, Федоров составил целую программу к действиям, где последовательно изложил что и как нужно делать. В основе любой деятельности лежит её регулирование. Подобно тому, как природа регулирует жизненный цикл всего живого, так и человек должен искусством регуляции. На момент написания своего труда Федоров был уверен в том, что условия для проведения исследований в данной области уже были. В пример он ставит В.Н. Каразина, русского учёного жившего в 19 столетии. Сам Каразин активно рассуждал о возможности управления погодой, однако ничего не известно о том, смог ли он добиться каких-нибудь результатов в своёй учёной деятельности. Однако же, в итоге это совсем не помешало Федорову построить свою теорию, опираясь на подобные идеи, само по себе предприятие по описанию космического будущего — было весьма рискованным и без некой веры никак обойтись было нельзя. Человечество уже довольно долго постоянно накапливает знания, подобно тому, как в скором времени мы должны овладеть сначала малыми, а затем и большими природными процессами, так в итоге вся наша планета должна стать единым контролируемым межзвездным крейсером.

Как уже было сказано выше, Федоров приверженец идеи эволюционного развития. Человек, который подчинил себе законы природы, способный их регулировать на своё усмотрение, — выходит, по мнению мыслителя, на новый уровень эволюции, делает огромный шаг в сторону космос, прочь животного мира. Изначально, эволюция – это пассивный процесс, где человек лишь претерпевает с ходом времени различные изменения, способствующие его приспособляемости, однако же, в итоге она должна стать служанкой волеизъявления человека, помочь встать ему над самим собой. Сознательная эволюция – это естественная потребность познающего индивида, ведомого мечтой о превозмогании природных условностей.

Раскрывая важность темы регулирования природных процессов, следует сказать, что Федоров являлся свидетелем большой засухи, поразившей центральный регион России в конце 19 века. Аномальная погода, последовавшие за ней голод и эпидемии тифа и холеры должны были сильно повлиять на философа, возможно как раз в этой ситуации и стоит искать корень идей философа, объявившего победу над голодом и эпидемией первостепенно-важными для последующего будущего всего человечества.

Наша планета включена в огромное измерение космического пространства, она доступна ему со всех сторон. Земля буквально атакована космосом, тотально им окружена, а потому вопрос выхода в космос сына земли есть вопрос временный, это неизбежно. Автор также приводит множество аргументов в поддержку этого тезиса. Наш кругозор, наши суждения ограничены лишь нашей планетой, тогда как она является частью гораздо более сложноорганизованной системы. Исходя из данной позиции, можно признать в Федорове сторонника системного подхода, независимо от того признавал ли это сам автор или нет. Говоря о положительных моментах, можно вспомнить тоже учение о регуляции, достичь которой в полной мере не представляется возможным без знания о влиянии космических процессов на жизнь планеты. Тут же следует заметить, что проект воскрешения отцов является глобальным предприятием, включающим в себя огромное число участников. Полноту человечества и многообразие культуры может обеспечить лишь полное воскрешение каждого предка, начиная от родного отца и заканчивая первыми людьми. Но родная планета не способна вместить в себя столь огромное количество людей, космический горизонт должен помочь разрешить проблему перенаселённости, позволив всем обрести новый дом. Здесь автор пишет: “Порожденный крошечной Землей зритель безмерного пространства должен сделаться их обитателем и правителем” [5, c. 528]. Весь этот перечень причин украшает самая важная и значимая, — истощение природных ресурсов. При подобном продолжающемся цикле и без воскрешения отцов проблема перенаселённости рано или поздно станет актуальной. Чем больше длится промедление в освоении космического пространства, тем быстрее истощается будущий дом человечества. Человек, по мнению Федорова, может просто не успеть совладать с космической катастрофой, например с падением метеорита или вспышками на солнце, если, конечно же, не обратит все свои силы, все свои знания и мудрость тысячелетий на решение этого вопроса.

Здесь автор формулирует одну очень явную особенность рода человеческого: “Во все периоды истории очевидно стремление, которое показывает, что человечество не может удовлетвориться тесными пределами земли, только земными. Так называемые экстатические хождения, восхищения на небеса суть выражения этого же стремления” [4, c. 256]. Мысль автора требует здесь пояснения. В людях есть внутренняя тяга к запредельному. Будучи временно закрытым от космоса, человек стремится получить состояние экстаза через алкоголь, наркотики и прочие материальные излишества. Что это, как не свидетельство попытки человека убежать прочь от окружающей действительности, она его душит, не позволяет актуализировать весь потенциал, похороненный глубоко в душе.

Как уже было сказано ранее, проект воскрешения отцов – одна из важнейших задач, которые Федоров ставил перед человечеством. Следует пояснить, какими методами автор собирался добиться подобных высот. Философ имел представление о микромире и понимал, что всё живое, всё имеющее под собой природную основу состоит и в итоге распадается на атомы и молекулы. Соответственно, логичным было бы собрать и соединить эти частицы вновь воедино, так, по мнению Федорова, умерший человек вновь бы обретал тело. Подобные заявления адекватны только при наличии уверенности в возможном бессмертии тела и необходимом бессмертии души. Душа изначально принадлежит человеку, а это значит, что при воссоздании тела душа сама найдёт дорогу назад. Идея носит сама по себе фантастический характер, однако же, влияние подобных идей можно увидеть по сей день, чем как не доказательством подобных идей служит создание мавзолея и бальзамирование вождей пролетариата. Сбор мельчайших частиц весьма похож на генную инженерию, активное развитие которой сейчас можно наблюдать по всему миру.

В своё время Николай Федорович произвёл огромный эффект на своих современников. Он был лично знаком и имел виляние на Толстого, Достоевского, Соловьева, молодого Циолковского. При анализе его статей можно выявить непомерный синтез религии и науки, в которую автор вложил всю душу на благо поколений. Для того чтобы оценить Федорова объективно следует сослаться на статьи его современников, а именно Булгакова и Бердяева. Оба не могли не прокомментировать идеи русского космиста, имеющие под собой столь притягательную почву. Николай Бердяев в своей статье “Религия воскрешения” от 1915 году даёт весьма лестную оценку интенциям своего соотечественника, далее следует процитировать самого Николая Александровича: “Великое значение имеет человеческое самосознание Федорова, сознание активного призвания человека управлять миром, всех и все в мире спасать и воскрешать. Это поистине новое религиозное самочувствие человека. Религиозная и моральная правда этого сознания, которое обозначает наступление совершеннолетия человека, превышает временную оболочку натурализма и материализма. Протест Федорова против пассивного неделания, против буддийских настроений внутри христианства имеет огромное значение. Федоров глубоко и праведно чувствовал, что христианство не может быть лишь религией личного совершенствования и спасения. Под позитивно-материалистическим обличием федоровской философии скрыты пророческие чаяния новой религиозной эпохи. «Проект» Федорова в том виде, как он его развивает, совершенно неприемлем: это утопия и фантастика, рожденная дурным натурализмом и материализмом в религии, смешением разных планов. Но за «проектом» этим скрыта праведная воля человека, созревшего для совершеннолетней жизни, новое религиозное сознание, сознание — имманентное. На философии общего дела сказались все противоречия мысли XIX века, все смешения в нем ветхого и старого с новым и грядущим. В XX веке философия будущего выделит истинное зерно «философии общего дела» и отбросит ветхую оболочку. И, во всяком случае, явление Федорова будет признано знаменательным для духа России, для ее сокровенных стремлений и чаяний. Федоров был характерно русским мыслителем, дерзновенным выразителем русской печали о горе, страдании и смерти людей, русских исканий всемирного спасения. Он — великий человеколюбец, взор которого обращен не только к будущему, но и к прошлому, к страданиям прошлого” [1, c. 120]. Работа Сергея Булгакова представляет собой несколько иного характера сочинение, в отличие от Бердяева. Булгаков в своей работе “Загадочный мыслитель” приводит переписку Федорова с различными деятелями культуры того времени. В ней значатся Достоевский, Кожевников, Соловьев, причём обнажается зависимость мысли Соловьева от Федорова. Выдержка из “Загадочного мыслителя” подкрепляющая факт влияния Федорова на Соловьева: “…При такой оценке этих идей естественно искать следов их влияния и в произведениях самого философа, и мы, действительно, их находим. В наибольшей степени, как это устанавливает и В.А. Кожевников, это сказалось в знаменитом реферате Соловьева в Московском психологическом обществе в 1891 году «Об упадке средневекового мировоззрения». Если перечитать этот реферат после сочинений Федорова, получается определенное впечатление, что основное содержание этого реферата — недоговоренные, с большой уклончивостью, осторожностью, с непонятными для непосвященных намеками выраженные федоровские идеи. И сам Федоров признает их за свои, но сурово упрекает Соловьева за его уклончивую, двусмысленную формулировку, за идейную недоговоренность” [2, c. 274]. В обобщающей работе Булгакова, Николай Федорович получает прозвище московского Сократа, с данным определением личности трудно не согласиться, поскольку личность и деятельности первого русского космиста оказала небывалый эффект на многие аспекты развития науки и культуры.

 

Список литературы:

  1. Бердяев Н.А. Религия воскрешения: «Философия общего дела» Н.Ф. Федорова // Русская мысль. — 1915. №7, кн. 2. — 75-120.
  2. Булгаков С.Н. Загадочный мыслитель (Н.Ф. Федоров) // Два града: Исследования о природе общественных идеалов: В 2 т. Т. 2 — М., 1911, — 260-277.
  3. Лихачев Д.С. Сергий Радонежский и Франциск Ассизский // Наука и религия. — М.: Знание, 1992. №1 — 68.
  4. Федоров Н.Ф. Собрание сочинений в четырех томах, Том 1. — М.: Прогресс, 1995. — 528.
  5. Федоров Н.Ф. Сочинения. — М.: Мысль, 1982. — 709.

Источник: sibac.info


Categories: Идея

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.