Фото: meditation-portal.com

Знаменитый рок-музыкант простым и доступным языком объясняет основную концепцию буддизма

«Здравствуйте! Как-то раз мы говорили о суфиях; потом немного затронули индуизм. Поговорим-ка мы сегодня о буддизме — а то меня часто спрашивают, и выясняется, что слухов о нем ходит много, но очень мало кто доподлинно что-то знает. Вот я и расскажу, что читал в книгах и видел сам”, говорит автор статьи, которая вышла на shakyamuni.ru.

В списке мировых религий буддизм занимает одно из главных мест. Да только вот религия ли это?

Ведь обычно, когда говорят «религия», подразумевают веру в некое высшее существо, которому можно помолиться и все исправится. В буддизме этого нет. Сам Будда никогда не призывал во что-либо верить и никогда не говорил о Боге. Более того, он строго-настрого велел своим ученикам не углубляться в вопросы существования и природы Бога. Он говорил, что такие расследования практически бесполезны и только отвлекут их.

«Я учу вас одному и только одному — как освободиться от страдания. — сказал он ученикам. — Знайте, что главное — внутри вас».


Для начала — немного истории

Две с половиной тысячи лет тому назад, в шестом веке д.н.э. в маленьком княжестве на севере Индии в царском роде Шакья родился принц Сиддхарта Гаутама или Шакьямуни. Юность его прошла в роскоши дворца. Чтобы чего не вышло, папа с мамой всячески оберегали его от соприкосновения со внешним миром.

Однако юноша подрос, внимательно осмотрелся вокруг и заметил, что жизнь приносит всем живым существам сначала радость, потом страдание, а в итоге все кончается смертью. Он задумался — нельзя ли сделать так, чтобы жизнь не приносила страданий.

Чтобы понять, как этого добиться, он бросил семью, ушел из дворца, и стал странствовать в глуши, прислушиваясь к разным учениям. И так он пространствовал шесть лет. Занялся крайним аскетизмом, едва не уморил себя голодом.

И вот как-то раз он сидел, уже на пороге голодной смерти. Мимо шла девушка с пирожками. Поглядев на истощенного, похожего на скелет Гаутаму, она пожалела его и предложила пирожок. И тут он осознал, что если умрет от голода, то это никак не приблизит его к постижению тайны жизни. Осознал — и съел пирожок.

Так родилась буддистская концепция «Среднего Пути» — то есть, что не нужно впадать в крайности. С точки зрения буддизма одинаково вредно и потакать капризам тела, и умерщвлять плоть.


Но это все-таки не было ответом на его вопрос. В конечном итоге, Гаутама сел медитировать под дерево, твердо вознамерившись не вставать, пока не постигнет сути всего сущего. Он просидел, отрешившись от всего, двое суток, и к утру третьего дня истина открылась ему. Он проснулся от «сна невежества» и стал «пробужденным», то есть — Буддой.

Увидев его в таком состоянии, знакомые подвижники тоже захотели узнать — что же такое ему открылось. Дальше — больше. Начали собираться ученики. То, чему он их учил, и называется «буддизм».

В первоначальном буддизме нет никакой мистики. Есть логика и понимание того, как работает человеческое сознание. Гаутама учил только тому, что испробовал на себе сам.

Вслед Будде, буддисты полагают, что потенциально абсолютная истина (то, что мы называем Богом) есть в каждом живом существе, что она и есть основание нашего сознания. Они называют эту истину «природой Будды» и говорят, что любой человек, очистивший свое сознание, тоже становится Буддой.

Вот и все. Это немного напоминает слова апостола Павла о том, что в каждом из нас есть «внутренний Христос».

Еще Шакьямуни сформулировал 4 истины:

а) Жизнь полна страданий.
b) Причиной страданий является привязанность к приятному и нежелание неприятного.
с) Возможна жизнь без страданий.
d) Есть путь, идя по которому можно избавиться от страданий.


Всю оставшуюся жизнь Шакьямуни учил, как идти по этому пути. Спокойно дожил до восьмидесяти лет, а потом умер, сказав напоследок ученикам, что им больше не нужен учитель, теперь они сами все знают и должны сами работать над собой.

Его последними словами были: «Все вещи непостоянны по своей природе. Работайте над своим спасением».

Все вещи непостоянны по своей природе. В этих словах — главная истина буддизма, настолько простая, что все ее упускают из вида. Нам что-то нравится, мы цепляемся за это и хотим, чтобы так происходило всегда. «Я так хочу, чтобы лето не кончалось…». Но если лето не кончится, не будет больше ни осени, ни зимы, ни весны, ни нового лета, природа перестанет обновляться и начнется застой, гниение и смерть.
Когда что-то пришло — радуйтесь этому, а когда придет время уходить — отпустите, чтобы пришло что-то новое. Но мы все время цепляемся за старое, и в этом причина всех наших страданий. Поняв это, понимаешь учение Будды.

Ключевые понятия в буддизме

Чтобы легко и непринужденно разговаривать с буддистом, полезно знать три ключевых слова. Перерождение, карма и дхарма. Расшифруем эти неясные термины.

Перерождение значит, что (по мнению буддиста) все мы, умирая, никуда не пропадаем, а снова перерождаемся; находимся в колесе непрерывных рождений и смертей. А поскольку задумываться о происходящем в нашей жизни мы не очень склонны, то с этой карусели мы сами сойти никак не можем. Что же заставляет нас вновь рождаться и вновь умирать без всякого толка?


Карма — то есть, говоря по нашему — закон сохранения энергии, основание всей науки. Из ничего ничего не появляется и ничто никуда бесследно не исчезает — этому нас учили в школе. Индийские философы резонно выводят, что ни одно наше действие также не остается без последствий. Сделав что-то плохое, мы не можем избежать расплаты; сделав же хорошее, получаем награду.

Другое дело, что находясь в этом мире, мы, как правило, не видим ни причин, ни следствий наших поступков. И не понимаем, что происходит в нашей жизни — откуда валятся беды, и почему случаются удачи. На что философия буддизма отвечает нам: эти беды и удачи являются следствиями наших собственных поступков, и отвертеться от этого никто не может. А поскольку не все долги удается погасить в течении одной жизни, то мы умираем и рождаемся вновь в соответствии с тем, как мы себя вели в прошлых жизнях.

Все это, вместе взятое, и называется Дхарма. Дхарма — это закон, по которому устроен и развивается мир; а также это — учение об этом законе и правила, согласно которым нужно себя вести.

Но — постойте! — спросите вы. Зачем освобождаться? Зачем отказываться от дальнейших жизней в этом замечательном мире, пусть они и приносят страдания?

Элементарно. Никто и не отказывается. Просто пока мы находимся в плену наших мыслей, страстей, заблуждений и иллюзий, мы живем, умираем и рождаемся вновь, не вынеся никаких уроков из прошлой жизни. Мы, как на карусели, все время движемся по одному и тому же кругу, испытывая боль и разочарование. Потом умираем, не сделав никакого вывода. Проходим тяжелые испытания после смерти, потом автоматически рождаемся вновь (хорошо еще, если человеком), ничего не помня, и вся карусель начинается по-новой. Бессмысленно, унизительно и больно.


Хорошо. А что же ждет человека, набравшегося ума, освободившего свое сознание от ядов невежества, жадности и гнева?

Тоже очень просто. Вот человек освободился, он расплатился со своими кармическими долгами, он не обязан больше рождаться здесь. Он умирает и попадает в чистые земли (по нашему — в рай). Живет он там, живет — и рано или поздно понимает, что на сердце у него неспокойно.

Он-то освободился и пребывает в блаженстве, а все люди, которых он любил в предыдущих жизнях, продолжают страдать, не зная — как сойти с карусели. От этого ему не по себе. И тогда он сам, сознательно принимает решение родиться на земле вновь и помочь всем, кому он сможет помочь. Такой человек называется «бодхисаттва». Он добровольно отказывается от собственного блаженства, пока не освободит всех существ от страданий, вызванных их собственным невежеством. Согласитесь, что в этом что-то есть.

Есть люди, по незнанию приписывающие буддистам полное равнодушие к миру — дескать, им нужна некая нирвана, прекращение бытия — и все.


Увы! Невежественные люди всегда наезжают на то, о чем не имеют ни малейшего понятия. Не зря Христос говорил: «Прости им, ибо не ведают — что творят».

Сострадание — это центральное понятие буддизма. Если другим плохо, тебе не может быть хорошо. А в итоге — доброе отношение к людям приводит к накоплению позитивной энергии; рано или поздно количество накопленной позитивной энергии переходит в качество. Человек начинает видеть безрезультатный круговорот жизни и хочет перестать зависеть от суеты. Он начинает медитировать, ум его очищается и тогда жизнь приводит его к учителю, который показывает ему его истинное сознание. А уж узнав свое истинное сознание, человек постепенно приходит к полному освобождению.

Ветви буддизма

После того как Будда Шакьямуни покинул этот мир, ученики продолжали нести его учение. Как оно и положено, они быстро разошлись во взглядах на то, чему же именно учил Гаутама и в итоге образовалось несколько ветвей буддизма.

Есть «Малая Колесница» или «Хинаяна» — это те, кто ни, на что не обращая внимания, работают над очищением своего сознания.

Есть «Большая Колесница» (Махаяна) — это те, кто хотят помочь всем живым существам, и таким образом постепенно движутся к просветлению.

И есть «Алмазная Колесница» (Ваджраяна) — это те, кто — не забывая о других — стремятся достигнуть просветления в течении этой жизни, используя все подручные методы.


Но, как говорится — кто видит во всем разное, идет от смерти к смерти; а кто видит во всем общее, освобождается. Так что же общего во всех направлениях буддизма?

Главное в буддизме — это то, что суть бытия (то, что мы называем Богом или абсолютной истиной) находится внутри нас, и мы не воспринимаем эту суть только потому, что наше сознание загрязнено ядами.
Вывод напрашивается — очистим сознание и воспримем Суть. Правда, эта работа требует большого труда и массы времени. Но, с другой стороны — есть ли в жизни что-нибудь, на что это время можно потратить с большим толком?

Что же еще есть такого симпатичного в буддизме?

А очень много чего. Я, например, не могу без симпатии воспринимать учение, говорящее, что непочтительно относиться к другим религиям — просто грех. В буддизме не принято проповедовать, склонять кого-то в свою веру. Вот теперешний Далай-Лама, который официально считается главой буддистов всего мира, на вопрос кого-то из русских — как бы нам поскорее перевести всех в буддизм, сказал: «А зачем? У вас есть своя замечательная вера, и я считаю, что вам совсем не нужно другой религии». Такой ответ не может не вызвать моего искреннего уважения.

Еще один симпатичный факт — буддисты никогда не вели религиозных войн. Зачем? Если кто-то воспринимает истину не так, как ты, то это — его дело. Воевать здесь не из-за чего. Правоту силой не докажешь. Когда человек будет готов, он сам начнет задавать вопросы.

Далее — творить чудеса в буддизме считается не очень приличным. Буддисты хорошо понимают, что главное — это продвижение по Пути, а демонстрация чудес — только отвлекает и дает повод к гордыне.


И, наконец — Далай-Лама сказал однажды : «Если какое-то из положений буддизма разойдется с данными науки, то я, как глава всех буддистов, официально готов привести буддизм в соответствие с результатами научных исследований».

Да в том-то и дело, что современная физика, чем дальше, тем больше приходит к полному согласию со всеми буддийскими постулатами . Да — говорит физика, — на самом деле все в мире взаимосвязано; да, на самом деле ничто никуда бесследно не девается; да, на самом деле результат эксперимента зависит от точки зрения наблюдателя. Так что буддизм не спорит ни с наукой, ни с другими религиями.

Буддизм просто существует для тех, кто готов его воспринять.

Так какие же средства используют буддисты, чтобы добиться очищения сознания и достижения просветления?

Самые простые — добродетельную жизнь, непричинение вреда другим существам, медитацию и чтение мантр.

Что же такое — мантра и медитация?

Мантра — это набор определенных слогов, которые считаются священными, то есть имеющие особую энергетику. Читать мантры нужно особым образом: для этого нужно получить специальное посвящение. Мантры используются во всех восточных религиях; даже в христианстве есть что-то похожее под названием «умная молитва».


Зачем читать мантры? Считается, что когда человек произносит мантру, его сознание сконцентрировано на ней; это приостанавливает поток мирских мыслей, отвлекающих нас от нашего истинного сознания.

Далее — медитация. Она известна в христианской традиции под названием «созерцание» — то есть успокоение тела и мыслей для того, чтобы без слов почувствовать истину в себе. Именно это у Кастанеды называется «остановкой мира». Об этом я уже как-то рассказывал.

Ну а добродетельная жизнь и непричинение вреда знакомы нам по десяти заповедям — да и в каждой религии есть почти буквально то же самое.

Вот и получается, что все религии — на разных языках — говорят об одном и том же, и даже используют почти одинаковые методы для достижения желаемого. Все правильно — ведь все люди похожи друг на друга, все хотят примерно одного и того же, а Бог — один. Просто все обращаются к нему на разных языках.

Религия (от лат. religare — быть соединенным с чем-то; воссоединять, в смысле восстановления разорванной связи) — система миропредставления, основанная на том, что человек ощущает некую связь со всебытием, высшим всесосуществованием, имеющим системность и организованность.

И вот в этом смысле буддизм — религия. Ведь все мы так или иначе ощущаем связь с миром и все чувствуем, что есть и организованность, и смысл. Чувствуем бессознательно — ощутить это сознательно нам редко удается.


Нам мешает то, что в голове у нас все время крутятся мысли — как сделать это, как добиться того, кто что о нас подумал, как мы выглядим… На сердце кипят страсти. А если эти мысли и страсти вдруг на секунду прекращаются, тучи расходятся — и мы видим, как прекрасен и совершенен мир.

Ведь даже самые заядлые атеисты в душе признают, что «есть что-то такое» — обычно нас просто не устраивает форма, в которую это «это» облекает официальная церковь. А бедная церковь совсем не виновата — ее обряды сформированы веками, и не ее вина, что мы живем сегодня на совсем другой скорости, и не даем себе труда остановиться и прислушаться.

Как это сделать — этому и учит буддизм. А разница между религиями — если внимательно присмотреться — не так уж велика.

Махатма Ганди попросту говорил: «У Бога нет религии». Богу все равно — как мы Его называем; Он терпеливо ждет, когда мы перестанем драться из-за придуманных нами же названий и воспримем великую истину, которая выше всех слов.»

Источник: www.infpol.ru

Учение буддизма изложено в ряде канонических сборников, центральное место среди которых занимает палийский канон "Типитака" (или "Трипитака" — "Три корзины").

По буддизму, жизнь во всех ее проявлениях есть выражение различных комбинаций или "потоков" нематериальных частиц — дхарм. Сочетания дхарм определяют бытие того или иного человека, животного, растения, камня и т. д. После распадения соответствующего сочетания наступает смерть, но дхармы не исчезают бесследно, а образуют новую комбинацию; этим определяется перерождение индивида в соответствии с законом кармы — воздаяния в зависимости от поведения в предыдущей жизни. Бесконечная цепь перерождений (сансара, или колесо жизни) может быть прервана, и к этому должен стремиться каждый; прекращение перерождений, вызывающих страдания, означает достижение нирваны — состояния покоя, блаженства, слияния с Буддой. Но достижение подобного сверхбытия возможно лишь при ведении добродетельной жизни.

Основу учения составляют "четыре великие истины", которые, согласно традиции, открылись Сиддхартхе Гаутаме в момент его "просветления". Истины провозглашают, что 1) жизнь есть страдание, 2)причина всех страданий — желания, 3) страдания можно прекратить путем избавления от желаний, "погашением" последних, а для этого необходимо 4) вести добродетельную жизнь по законам "правильного поведения" и "правильного знания".

"Правильное поведение" означает жизнь в соответствии со следующими принципами: не убий и не причиняй никому вреда (принцип ахимсы), не укради, не лги, не прелюбодействуй, не употребляй дурманящих разум напитков. Для монашества к тому же основной линией поведения должен быть аскетизм, и поэтому буддийским монахам зап[117]рещено присутствовать при развлечениях, спать на удобной постели, пользоваться натираниями, благовониями, духами, владеть золотом и серебром, а также есть после полудня. "Правильное знание" подразумевает самоуглубление и внутреннее созерцание — медитацию. "Правильное поведение" и "правильное знание" позволят человеку постепенно вырваться из бесконечной цепи перерождений, достичь нирваны.

По буддийскому канону, люди не одиноки на пути к познанию истины, на своем пути к просветлению. В этом им помогает Будда (он не считается творцом мира; мир, по буддизму, существует сам по себе), а также бодхисаттвы — существа, которым осталось сделать последний шаг для достижения нирваны, но которые его не делают сознательно, помогая людям обрести спасение.

Буддийский пантеон объединяет множество богов как индийского происхождения (например, Брахма), так и пришедших из верований неиндийских народов, принявших буддизм.

Две тенденции раннего буддизма, эволюционируя в ходе его распространения, оформились к началу нашей эры в два направления: "узкий" путь спасения — хинаяна и "широкий" — махаяна. В хинаяне путь к спасению пролегал через членство в сангхе, через монашеское состояние; соответственно возрастала роль совершенствования в учении, коллективного знания; относительно простой была обрядность, менее значим и сложен пантеон; идеалом праведника является архат, т. е. человек, добившийся освобождения от всего мирского путем ухода в монашескую общину — сангху. Крайний аскетизм отличает обрядовую сторону хинаяны. В махаяне допускалась возможность спасения мирянина, в особенности под руководством сострадательного бодхисаттвы; соответственно возрастала значимость молитвы, эмоциональной, иррациональной связи с высшими существами, обряда, усложнялся пантеон.

Если в III — I вв. до н. э. буддизм распространялся за пределами Индии в южном и юго-восточном направлениях в основном в форме учения хинаяны, то с рубежа нашей эры начинается его движение на север, северо-запад, а затем и на северо-восток, причем в форме махаяны. Этому способствовало объединение на несколько веков в единой Кушанской державе Северной Индии, Средней и Центральной Азии. Именно через Центральную Азию буддизм проник на Дальний Восток, где обрел вторую .жизнь. В самой Индии, выдержав конкуренцию в соперничестве с типологически близкими учениями и школами, такими, например, как учение адживиков или религия джайнизма, буддизм начал быстро вытесняться индуизмом, претерпевшим существенные изменения, многое заимствовавшим от буддизма, а главное — прочнее связанным с укрепившимся в Индии кастовым строем. Буддизм исчез на века из Индии под ударами мусульманских завоевателей, целенаправленно разрушавших последние [118] оплоты буддийской учености — монастыри-университеты. Уцелевшие монахи, спасая себя и драгоценные рукописи, бежали в Непал и Тибет.

Буддизм в Шри-Ланке

Утверждение буддизма в Шри-Ланке в качестве государственной религии и создание буддийской сангхи относится к III в. до н. э. В Шри-Ланке получило преимущественное распространение учение тхеравадинов — хинаяна. В I в. до н. э. ланкийскими монахами был записан на языке пали буддийский канон "Трипитака" и комментарии к нему.

В первые века нашей эры на Ланку проникли и получили довольно широкое распространение идеи различных махаянистских школ, а также индуизма, которые буддизм тхеравады постепенно впитывал в себя, наряду с представлениями и практикой добуддийских местных культов.

Данные палийских хроник и эпиграфики свидетельствуют о процессе огосударствления буддизма, с одной стороны, и приобретения государством целого ряда теократических черт — с другой. Сангха состояла из нескольких противостоящих друг другу групп. В XIII — XIV вв. произошло объединение разрозненной буддийской общины под единым руководством сангхараджи — главы сангхи, однако это крупное преобразование в религиозной жизни острова не погасило разногласий между группировками буддийского монашества, приверженными различным буддийским школам.

Тем не менее сангха Шри-Ланки оставалась на протяжении столетий в глазах буддийского мира хранительницей учения тхеравады, и буддийские монахи Бирмы, Сиама и Камбоджи приезжали на остров для изучения хранившихся там священных текстов и прохождения высшего обряда посвящения — упасампады, а возвратясь в свои страны, основывали там буддийские общины по ланкийскому образцу. Ланкийский буддизм фактически принимал кастовую организацию общества. На рубеже XIX — XX вв. процесс дифференциации буддийской общины по кастовому принципу был практически завершен: количество подгрупп сангхи достигло числа каст ланкийского общества. Буддийская сангха Шри-Ланки поныне состоит из трех основных направлений (Сиам-никая, Амарапура- никая, Раманния-никая) и более чем 20 подгрупп. Численность монахов превышает 20 тыс.

На современном этапе сангха непосредственно вовлекается в политическую борьбу, происходит дифференциация буддийского монашества, основанная на расхождениях идейно-политических позиций и различной партийной принадлежности. Отстаивая принцип привилегированного положения буддизма в стране и возводя его в ранг государственной политики, представители различных сил внутри сангхи по-разному понимают ее призвание. Одни утверждают, что в задачи буддийской общины входят не поиски новых путей, а рестав[119]рация исторически проверенных и хорошо известных методов доколониального управления, другие рассматривают буддизм как неотъемлемую часть концепции сингальского национализма, третьи являются сторонниками "синкретических" ориентаций и т. д.

В Шри-Ланке существуют культурно-просветительские и общественно-политические организации буддистов вне структуры сангхи, которые объединяют как мирян, так и монахов. Буддийская сангха Шри-Ланки, мирская активность которой растет, представляет собой реальную силу, оказывающую заметное влияние на политическую жизнь в стране и формирование массового сознания.

Буддизм в Индокитае

Буддизм является преобладающим вероисповеданием в странах Индокитайского полуострова, где сосредоточено свыше 94% буддистов Юго-Восточной Азии. Самые крупные общины буддистов находятся в Таиланде, Вьетнаме, Мьянме, Камбодже, Лаосе. Около 80% жителей Индокитайского полуострова исповедуют буддизм. Во всех странах, кроме Вьетнама, распространен буддизм толка тхеравады, во Вьетнаме — махаяны.

Буддизм проник в Юго-Восточную Азию в первые века н. э. из Южного Индостана и длительное время сосуществовал с индуизмом, играя второстепенную роль. По мере распространения в ранних государствах Юго-Восточной Азии буддизм подвергался определенным изменениям, приспосабливаясь, с одной стороны, к индийским культам (вишнуизму и шиваизму), освящавшим царскую власть, с другой стороны, к местным, в том числе анимистическим, верованиям. С конца XII в. влияние индуизма падает, позиции буддизма постепенно усиливаются. В XIII — XV вв. в буддизме стран Индокитайского полуострова возобладало тхеравадское направление. Утверждение тхеравады. знаменовало собой формирование моноэтнических государств, переход от индуизированных аристократических верований к массовой религии, которая в большей степени отвечала запросам феодальных обществ.

В позднем средневековье и начале нового времени роль буддизма в общественно-политической жизни государств Юго-Восточной Азии постепенно возрастала. В период колониальной зависимости в середине XIX — начале XX в. в странах Индокитайского полуострова буддизм использовался как символ единства нации в борьбе за независимость, для мобилизации верующих на борьбу за национальное освобождение.

После обретения независимости в условиях экономической и культурной отсталости стран этого региона и приверженности основной массы населения религии буддизм сохранял важную роль и являлся неотъемлемой частью государственной идеологии. Модернизированные идеи буддизма служили обоснованием различных социальных и политических концепций национального развития. [120]

Для стран Индокитайского полуострова характерны ориентации верующих на "накопление заслуг", а не на достижение нирваны (просветления), что во многом обусловило роль монастырей как центров общественной жизни на местах, особенно в сельских районах. Функции монашества в этих странах (как в религиозной, так и в социальной сферах деятельности) чрезвычайно многообразны. Монах здесь и учитель религии, и человек, с помощью которого верующие накапливают заслуги, и идеал для подражания в моральном плане. Численность монахов, как правило, велика: один монах приходится в среднем на 150 — 200 верующих.

Буддийские общины в этих странах имеют, как правило, чрезвычайно сложное иерархическое строение, сложившееся еще в феодальных обществах, и административную структуру, копирующую государственно-административный аппарат. Бюджет сангхи складывается из подношений и подарков населения, доходов с церковного имущества, главным образом земли, и правительственных дотаций.

В 60 — 80-е годы XX в. происходила активная адаптация буддизма к новым условиям: ускорению урбанизации, развитию светского образования, научно-техническому прогрессу. Эта адаптация коснулась главным образом религиозной практики и социальной роли буддизма. В конкретных странах Юго-Восточной Азии эти изменения происходили по-разному. В 80-е годы в религиозной ситуации стран Индокитайского полуострова наблюдались две тенденции. Первая выразилась в некотором сужении сферы религиозной традиции и более утилитарном отношении к буддийской религии со стороны верующих. Вторая проявилась в активизации ортодоксального и модернистского течений в национальных сангхах и расширении политической деятельности монашества.

В Таиланде 93% населения страны исповедуют буддизм, который традиционно является государственной религией. Покровителем и защитником буддийской церкви выступает тайский король. Правящие круги Таиланда и руководство сангхи прилагают немые усилий для обеспечения стабильности и прогресса буддийской религии, разрабатывают программы деятельности сангхи, направленные на ее эффективное вмешательство во многие сферы общественной жизни (здравоохранение, сельское хозяйство, социальное благоустройство). Существует хорошо развитая система религиозного образования. Буддийская религия и мораль входят в программу обучения в светских учебных заведениях.

В Камбодже более 90%, населения придерживаются буддизма. После обретения независимости в 1953 г. буддизм является государственной религией и использовался при выработке националистической программы развития страны "кхмерского буддийского социализма". Сангха активно сотрудничала с правительством в области образования, здравоохранения, в социально-экономической сфере. В [121] 70-е годы заметно возросла политическая активность монашества. При режиме Пол Пота (1975-1979) сангха была упразднена, монастыри закрыты, отправление культа запрещено. После образования НРК в 1979 г. был взят курс на возрождение буддизма, хотя на деятельность сангхи накладывались серьезные ограничения. В 1990 г. буддизм вновь провозглашен государственной религией.

В Лаосе буддизм исповедует около 90% населения. До 1975 г. он являлся государственной религией, король выступал покровителем сангхи. После провозглашения ЛНДР в 1973 г. за буддийскими общинами была сохранена возможность отправления культа в рамках права лаосских граждан на свободу вероисповедания. Сангха активно сотрудничает с правительством, с местными органами власти, помогая в мобилизации населения на осуществление различных правительственных программ социального развития.

В Мьянме около 70% населения исповедуют буддизм. Религиозная ситуация осложнена нерешенностью национального вопроса. После получения независимости в 50 — 60-е годы в Мьянме наблюдался период так называемого "буддийского ренессанса", связанный с попыткой правительства широко использовать в своей политике национализм, мировоззренческую основу которого составлял буддизм. В 1961 г. буддизм был провозглашен государственной религией. После прихода к власти военных в 1962 г. политическая роль сангхи в общественной жизни страны была сведена к минимуму. Начиная с 80-х годов вновь отмечается довольно тесное взаимодействие между сангхой и государством, которое выступило покровителем монашеской общины и взяло на себя функции по пропаганде буддизма.

Ламаизм

Название этого особого направления в буддизме, бытующее в европейских языках, произошло от слова "лама" — названия монаха или жреца, основной фигуры в этом тибетском варианте буддизма ваджраяны. Синтез махаяны, ваджраяны и архаического добуддийского комплекса верований народов пригималайского региона был инициирован проповедниками из Индии и сложился в VII — XV вв. От махаяны унаследованы основы учения, религиозно-философские тексты, превосходящие древностью палийский канон, частично — пантеон.

Ваджраяна, или буддийский тантризм, — особое направление, оформившееся в Индии в середине I тысячелетия н. э. и развивавшее идеи единства тела и Космоса, энергетического начала сущего. В нем была распространена йогическая практика, подчеркивалась роль озарения, утверждалась достижимость нирваны с помощью медитации. Проводник на этом пути (тантре) — наставник (гуру); пособие — эзотерические заклинания, тексты (мантры) или символы, образы (янтры); покровителем и охранителем последователя тантризма, антропоморфным символом его созерцания выступают идамы (низшая [122] категория божественных существ, часто местные божества, включавшиеся в пантеон), легендарные проповедники буддизма и бодхисаттвы. Сложился культ воплощений — бодхисаттв. Развитие представлений о первооснове энергетического начала повлияло на складывание образа шакти — спутницы божества, его женской ипостаси. Чрезвычайно разросшийся пантеон, включивший и массу местных божеств, организовывался идеей об изначальном, первичном Ади-Будде, воплощающемся своими важнейшими качествами в троице: буддах Амитабхе, Вайрочане, Акшобхье. Добавление еще двух будд создавало пятерку покровителей Вселенной, имевших многочисленные "семьи" и свиты: спутницы-шакти, духовные сыновья-бодхисаттвы, демоны-охранители и антиподы благих качеств будд — демоны-враги. Шакьямуни осмысливался как будда современной космической эпохи, будда Майтрея — как будущий будда, своеобразный мессия. Обожествлялись реальные деятели буддизма, особенно великий проповедник и маг Падмасамбхава (Гуру Римпоче-VIII в.). Сложилась сложная символика и иконография. Более всего почитались бодхисаттвы: Авалокитешвара, "сын" Амитабхи, особенно в образе защитника Падмапани; Ваджрапани — великий маг; мудрец Манджушри. Чтились также личные охранители — идамы, наставники — гуру, прежде всего воплощавшие первооснователей школ и монастырей. На низовом уровне почитались духи местности, предки, тотемы, воплощения животворящей силы.

История ламаизма связана с политическими событиями в регионе, этнической историей народов, особенностями их хозяйственно-культурного типа. С VII в. ареалом распространения буддизма ваджраяны стал Тибет. Преодолевая сопротивление племенных элит и жрецов местных культов, буддизм кардинально трансформировался, приспосабливался, испытывал влияние местной культуры. Его успехи, становление собственно ламаизма связывают с именем Падмасамбхавы; благодаря ему и его ученикам к XI в. буддизм укоренился в Тибете. Жречество возникавших святилищ-монастырей не соблюдало обета безбрачия и, сращиваясь с аристократией, превращалось в наследственное землевладельческое сословие. В разных местностях укрепились разные, так называемые "красношапочные" (нереформированные), направления, наиболее влиятельным из которых долго оставалась ньингмапа, основанная самим Падмасамбхавой и распространившая власть за пределы Тибета, особенно в Непале и Сиккиме.

В XIV в. школа кадампа стала ареной реформаторской деятельности, связанной с именем Цзонхавы (1357 — 1419), которая привела к возникновению "желтошапочной" общины гелукпа, ставшей вскоре ведущей в стране. Ее глава — воплощение Авалокитешвары Далай-лама ("лама-океан [мудрости]"- монг. яз.), получивший этот титул от монгольских правителей в 1578 г. и ставший в XVII в. духовным и [123]светским главой Тибета. Именно этот, более строгий (в частности, с безбрачием ламства) ортодоксальный вариант ламаизма преобладал в Тибете и распространился к северу от него: в Монголию, Бурятию, Калмыкию.

В районах распространения ламаизм монополизировал духовную жизнь, внедрялся в социальную структуру. Центром политической, ритуальной, культурной жизни стал монастырь с иерархически организованным ламством (ученики, послушники, монахи, настоятели, воплощенцы-"живые боги"). Лама был не столько монахом, сколько жрецом в общинном храме с обрядами календарно-производственного цикла, семейным жрецом, исполнявшим возрастные обряды, учителем, астрологом, прорицателем, лекарем, музыкантом, танцором. Большинство лам трудилось на землях монастыря, лишь верхушка жила исполнением обрядов.

Именно обряд был основной целью ламаизма, способом вырваться из череды перерождений. Главным для верующего было накопление заслуг через исполнение дхармы, почитание сангхи, вознесение молитв и очищение от скверны греховных поступков. В монастырях накапливались, демонстрировались и использовались в ритуале разнообразные культовые принадлежности: иконы-танка, реликварии, музыкальные инструменты, ксилографированные канонические тексты Ганджур и Танджур, изображения наиболее почитаемых божеств: будды Шакьямуни, бодхисаттв, Падмасамбхавы, лам-основателей. Впечатляющи и другие культовые сооружения ламаизма: деревенские храмы, часовни, молитвенные барабаны-цилиндры с тысячами оттиснутых молитв, вращаемые руками или водой, стены и отдельные камни с выбитыми молитвами, флаги, чортены, происходящие от ступ-реликвариев раннего буддизма, но по форме — храмы-башенки с многоярусными крышами-шпилями.

Развитие ламаизма в Тибете, его реформа в XV — XVII вв. сделали этот район "метрополией" по отношению к соседним странам, средоточием монастырей — основателей различных течений. Столица Тибета — Лхаса — была до 1959 г. резиденцией Далай-ламы. В том году в Тибетском районе КНР вспыхнуло восстание, имевшее национально-религиозную окраску, закончившееся бегством Далай-ламы и более ста тысяч тибетцев (из примерно миллиона) в Непал, Бутан, Индию, где и проживает сейчас глава ламаистов.

В Непале буддистами являются более ста тысяч неваров долины Катманду, среди которых ваджраяна начала распространяться еще в I тысячелетии н. э. В долине были построены крупнейшие буддийские храмы Бодхнатх и Сваямбхунатх. Однако симбиоз с кастовой структурой индуистского Непала и политическое давление ослабляют буддизм неваров. Впрочем, в высокогорных районах около ста тысяч [124] этнически близких тибетцам непальцев исповедуют "красношапочный" ламаизм, прежде всего — ньингмапы, приспособившейся к местным традициям и отработавшей механизм поглощения местных культов.

В Бутане проживает более ста тысяч ламаистов, принадлежащих в основном к течению карьюпа. Ведущую роль в распространении буддизма на волне переселений из Тибета с XII в. сыграл в XVII в. монастырь Ралунг в Южном Тибете. Была установлена теократия по образцу государства Далай-ламы, опиравшаяся на крупные монастыри-крепости — дзонги. Всего монастырей в Бутане, где в XX в. усилилась светская власть, более 200. Есть среди них такие гиганты, как Ташичхолинг Дзонг в Тхимпху с более чем тысячей монахов. До сих пор дзонги — центры экономической, социальной и культурной жизни, у их стен проводятся ярмарки, вершится суд.

В Индии районами распространения ламаизма являются Ладакх и соседние земли в Западных Гималаях и Сикким (с 1975 г. штат Республики Индия). В Сиккиме ламаизм ньингмапы распространялся с XVI в., сейчас проживает около 70 тыс. ламаистов, сохранилось более 60 монастырей с приходами, число лам более 3 тыс. В гималайских районах Индии и Непала с ламаистским населением очень сильны позиции добуддийской религиозной системы, обобщенно называемой "бон".

Чань-буддизм

Буддизм махаяны проник в Китай в I в. н. э. и уже в период междоусобиц III — VI вв. получает значительное распространение и развитие. В это время близ столичных городов Лояна и Чанани действовало около 180 буддийских храмов и других религиозных центров. В VI — VII вв. происходит распад ведущего направления китайского буддизма — чань — на северную и южную ветви. Северная ветвь вскоре полностью заглохнет, а в южной идеи автора "Сутры помоста Шестого патриарха" Хуэй-нэна (638 — 713) стали основой для последующего развития в ее китайском (чань) и японском (дзен) вариантах. Согласно традиции, чань-буддизм в Китай принес легендарный буддийский проповедник Бодхидхарма, развитие же свое он получил в работах патриархов Хунчженя (605 — 675), Хуэй-нэна, Мацзу (709-788) и др.

Восприняв в качестве центральных категорий такие понятия буддийской философии, как шунья (пустота), нирвана, анатман (букв. — "не-Я".) и др., основной упор в их постижении последователи чань делали не на логические и лингвистические, а на вневербальные средства (метод "внезапного озарения" — "сатори"). Для этого, кроме собственно медитации ("чань", или "дхьяна"), активно использовались парадоксальные задачи (гун-ань), диалоги (вэнь-да), дыхательные и гимнастические упражнения (разработанные, например, в искусстве боевого единоборства), физическая работа и т.д. Просветления, как [125]считалось, можно было достичь также анормальным ("недостойным") поведением: громким хохотом, резким окликом и т. д.

Многие специалисты считают чань ответом, реакцией традиционных направлений китайской общественной мысли на интеллектуальный вызов индийского буддизма. В его учении фактически отвергаются канонические буддийские ценности: так, согласно чань, нирваны, озарения можно достичь лишь тогда, когда человек живет без цели (у синь) и без направленной деятельности (у вэй). В утверждении о непостижении истины в словах и знаках чань внешне сходится с даосизмом. И все же можно скорее говорить о влиянии именно буддизма на даосизм и всю китайскую религиозно-философскую традицию в целом, о ее ассимиляции в буддийской традиции, а не наоборот.

Эпоха Суй-Тан (VI — X вв.) была в Китае периодом наивысшего расцвета буддизма. В VI в. император У-ди провозглашает буддизм государственным учением. Однако уже в IX в. целым рядом антибуддийских декретов было закрыто и ликвидировано около 4600 монастырей и храмов. Борьба трех основных религиозных систем Китая: буддизма, даосизма и конфуцианства — продолжалась, и в XIII в. буддизм был вновь объявлен государственной религией империи. В последующем он выступал в качестве оппозиционного официальному конфуцианству учения.

Чань-буддизм распространен в Корее, Вьетнаме, Японии, довольно успешно распространяется в настоящее время в странах Запада, особенно в своей японской разновидности — дзен.

Источник: studopedia.ru

Дзен-буддизм: основные принципы

Дзен-буддизм отрицает многие буддийские концепции, считая их иллюзорными. К примеру, концепция нирваны не рассматривается всерьёз, потому что Будда не давал чёткого пояснения о том, что это такое, лишь иногда говоря своим ученикам, чем нирвана не является. Поэтому в силу своей практичности дзен-буддизм не уделяет внимания изучению концепций, которые не связаны с конкретными практическими аспектами.

Медитативные практики дзен-буддизма включают в себя медитации с концентрацией на каком-либо объекте или мысли. «Состояние одной мысли» — это основная практика в дзен-буддизме. Точнее, это не совсем практика — это состояние, которого практикующие дзен-буддизма стремятся достичь путём концентрации на объекте медитации. Концентрируясь на каком-либо особенном утверждении, человек эволюционирует по принципу «О чём ты думаешь — тем ты и становишься».

Есть такое психическое расстройство — ипохондрия. Это заболевание, когда человек силой своей мнительности придумывает себе болезнь и настолько себе это внушает, что эта болезнь начинает у него проявляться. Таким образом, можно сделать вывод, что наш ум — мощнейший инструмент, который может нас как воскресить, так и убить. И если дать ему волю, то он может довести нас до полного безумия, а вот если подчинить его себе, — результаты будут просто потрясающими. На этой идее и основаны практики дзен-буддизма.

Дзен-буддизм, буддизм, буддийские монахи

Школа дзен-буддизма включает в себя четыре базовых аспекта:

  • Передача знания от сердца к сердцу, то есть напрямую, на тонком уровне от учителя к ученику.
  • Отсутствие абсолютной авторитетности текстов. Первичным признаётся лишь опыт и практика.
  • Передача учения несимволическим методом, то есть словами или действиями, которые для непосвящённых будут казаться бессмыслицей.
  • Обретение состояния Будды путём созерцания своего внутреннего мира.

Формально являясь школой и ответвлением классического буддизма Махаяны, дзен-буддизм в корне от него отличается. Школа дзен-буддизма не признаёт авторитетность писаний — дзен-буддизм не опирается на классические буддийские сутры. Первичным в дзен-буддизме считается личный опыт и практика, а философские концепции и различные тексты практически не имеют никакого веса. Известная поговорка «Встретил Будду — убей Будду» относится именно к школе дзен-буддизма. Речь, разумеется, не идёт о призыве к насилию, речь идёт о некой здравой доле нигилизма на духовном пути, то есть о том, что слова любого, даже самого авторитетного, учителя надлежит ставить под сомнение и проверять их на личном опыте. Именно поэтому в дзен-буддизме полностью отсутствует догматизм или какие-то устоявшиеся философские концепции, а само направление считается максимально практичным и эффективным.

В дзен-буддизме последователи следуют таким принципам действия и восприятия реальности:

  • Пребывать в состоянии «здесь и сейчас» — максимально концентрироваться на том, что делаешь в данный момент, а не предаваться пространным размышлениям, фантазиям или беспокойству о прошлом и будущем.
  • Действовать, а не только философствовать, — призывал своих учеников Бодхидхарма, чтобы не уподобляться древним философам, которые много рассуждали, а воз, как говорится, оставался и ныне там.
  • Действовать так, как велит сердце, не подвергая его порывы длительному анализу и бесплодным мудрствованиям.
  • Не напрягаться и не беспокоиться. Мир совершенен, и лишь в силу собственного несовершенства мы видим в нём иллюзорные изъяны. Важно правильно понимать подобную концепцию — речь не идёт о бездействии и праздном образе жизни. Речь о равностном и рациональном восприятии действительности.
  • Нейтральное восприятие происходящего. Все события нейтральны по своей природе, и лишь наш ум делит их на приятные и неприятные.
  • Быть открытым ко всем новому — не превращаться в фанатика и догматика, который убеждён, что уже познал Истину, а все, кто с ним не согласны, априори заблуждаются.
мудра, джняна мудра, буддизм, дзен, дзен-буддизм, статуя

Это общие принципы, которых придерживаются последователи дзен-буддизма. Если подытожить, то в дзен-буддизме три краеугольных камня:

  • Медитация. Концентрация на совершенном объекте — визуализации или мысли, ведёт к успокоению ума, непривязанности, спокойствию и контролю над собой.
  • Радость от процесса действия. Цель всех деяний — радость. Страдания нам причиняет именно то, что мы привязываемся к плодам действий — ожидаем от реальности того или иного результата, а у реальности порой свои планы. Последователи дзен-буддизма учатся получать удовольствие от самого процесса действия, чтобы они ни делали.
  • Состояние «здесь и сейчас». Есть такая шутка: жизнь прекрасна, если не вспоминать прошлое, не думать о будущем и не переживать о настоящем. На самом деле так и есть. Наш ум — источник бесконечного беспокойства. Мы вспоминаем прошлые неприятности, беспокоимся о том, как всё сложится дальше и переживаем о том, что сейчас всё происходит не так, как мы ожидали. Дзен-буддизм предлагает отпустить прошлое — ведь оно уже прошло, равностно относиться к текущим событиям, ведь они все нейтральны по своей природе, и не переживать о будущем, ведь в это самое будущее ещё надо уметь попасть. А ведь можно попасть в такое будущее, в котором просто не будет пугающих вас событий, а можно попасть в такое будущее, в котором уже не будет вас. Поэтому переживания о будущем — самое бессмысленное в мире занятие.

Ценность дзен-буддизма в том, что он максимально практичен. В нём нет никаких странных философских концепций, догм, ритуалов и так далее. Дзен-буддизм основан на простых жизненных истинах, которые каждого могут сделать счастливым и привести к эволюции. Для практики дзен-буддизма вовсе не обязательно на полжизни закрываться в монастыре, эта школа предлагает вполне реальные простые практики, которые может практиковать каждый в условиях мегаполиса и обычной социальной жизни.

Источник: www.oum.ru

Как возникла древняя философия буддизма

В середине I тысячелетия до нашей эры в Индии главенствовал брахманизм. На севере страны возникло течение, противостоявшее ему, – буддизм. Культура, общество и экономика находились в глубочайшем упадке. Традиционные институты и родовые объединения теряли свое влияние, происходило формирование классовых взаимоотношений. По стране путешествовали мудрецы и предлагали по-иному посмотреть на духовную и физическую жизнь человека. В числе учений, которые предлагали под другим углом посмотреть на окружающий мир, был буддизм, получивший наибольшую симпатию народа.

Будда и его учение

Большая часть ученых сходится во мнении, что основоположник исходных понятий философии буддизма был исторической персоной. Им был принц племени шакьев, рожденный в 560 г. до н.э. на северо-востоке Индии. По легенде его имя было Сиддхартха Гаутама, он провел во дворце беззаботное и радостное детство, но после осознал весь ужас идеи о цикле бесконечных перевоплощений и увидел, сколько страданий и горя в окружающем мире. Принц отправился в странствие на семь лет, общался с мудрыми индийцами, пытаясь найти ответ на вопрос: «Что может избавить людей от страданий?».

Однажды, когда он сидел под деревом Бодхи, к нему пришло понимание того, как ответить на свой вопрос. Будда в переводе с санскрита означает «просветленный», «пробужденный». Ошеломленный своим открытием, принц провел под деревом еще несколько дней, затем отправился к людям, чтобы рассказать о новом учении.

Первая проповедь была услышана народом в городе Бенарес. Там к нему присоединились пять его бывших учеников, которые ранее отвернулись от него из-за отказа от аскетизма. Последующие 40 лет он рассказывал о своем учении по всему северу и центру Индии. К нему присоединилось множество сторонников, которым были близки основные положения философии буддизма.

Основные понятия философии буддизма: кратко и понятно

Философия буддизма сформировалась в рамках различных течений и школ этого учения. Она совокупностью осмысленных убеждений в отношении человека, мира и познания реальности. В отличие от Авраамических и других монотеистических религий, в философии буддизма нет понятия о греховном теле и бессмертной душе, которую ждут вечные мучения за неправедную жизнь. Есть просто человек: добрые и злые поступки, совершенные им на протяжении жизни и отражающиеся на его карме.

В философии буддизма много специальных терминов, и центральные из них мы сейчас проясним:

  • Карма. Ключевое понятие в буддийской философии, объясняющее, как и почему с нами происходят те или иные вещи. Оно говорит нам о том, что все поступки, которые мы совершаем, имеют свои последствия.

  • Воплощения. Это явление духовной жизни в философии буддизма, при котором после смерти живого существа его карма переходит к другому живому созданию. Это представление отличается от «переселения душ» и индуистского понятия «атман», означающего вечную душу.

  • Просветление. В таком духовном и ментальном состоянии, свободном от негативных эмоций, мыслей, желаний, человек воспринимает мир таким, какой он есть.

  • Нирвана. Путем глубоких раздумий и медитаций Будда сформулировал одну из главных целей в философии буддизма: стремление к осознанию своей души, основанное на отказе от мирских благ, отречении от комфортного проживания. Достижение состояния нирваны дает человеку контроль над своим разумом, он перестает излишне беспокоиться о том, что думают другие люди, лишается зависимости от вещей, его душа начинает развиваться.

  • Сансара, или «колесо жизни». В философии буддизма все живые существа, кроме тех, которые достигли просветления, находятся в этом состоянии.

Будда считал, что целесообразно идти по «срединному пути». Не нужно отказываться от всех благ цивилизации и быть аскетом, но и не стоит купаться в роскоши. Человеку надо найти среднее между этих двух крайностей.

В чем заключается философия буддизма: 4 благородные истины

Есть 4 великих открытия Будды, 4 истины философии буддизма:

  1. Страдание – это суть человеческой жизни. В философии буддизма символ существования – это огонь, который пожирает сам себя, принося только страдания. Окружающий мир непостоянен и все время изменяется. Все, что создано, в конце будет разрушено.

  2. Желания человека являются источником его страданий. Наша глубокая привязанность к материальным сферам существования заставляет нас испытывать жажду жизни. Терзания усиливаются по мере роста этого желания.

  3. Свобода от желаний приводит к свободе от страданий. В нирване человек перестает ощущать жажду к жизни и освобождается от страстей. Это сопровождается чувством блаженства и спокойствием, освобождает от переселения душ.

  4. Восьмеричный или «срединный» путь спасения – это воздержание от крайностей в философии буддизма, которое помогает освободиться от страстей.

Первый и второй этап называют праждня, они нужны для постижения мудрости. Третий, четвертый и пятый воспитывают верное поведение и настраивают нравственный компас (шила). Шестой, седьмой и восьмой называются самадха, они помогают обуздать разум.

Особенности философии буддизма

Борьба с тремя ядами – это способ буддистов обрести три драгоценности:

  1. Отдаление от истины существования и неведения.

  2. Телесные страсти и жажда к жизни, которые приводят к страданиям. Центральным понятием философии буддизма является страдание.

  3. Невозможность принять мир и события такими, какие они есть, гнев и отсутствие сдержанности.

Согласно философии буддизма, человек постоянно страдает духовно и телесно. Рождение, смерть, болезни и недуги на протяжении жизни – это страдания. Такое положение вещей считается ненормальным, поэтому философия буддизма способствует освобождению от этого.

3 основные школы буддизма как философии

Существуют три основные философские школы буддизма, которые образовались в разное время существования этого учения:

  • Тхеравада (Хинаяна). Последователи этой школы не поклоняются культовым религиозным объектам, у них нет святых мучеников, которые могут их поддержать, никакого рая и ада, отсутствуют ритуалы. Ответственность за избавление от реинкарнаций полностью лежит на человеке, она зависит от тогокак он действует, живет и мыслит. Идеалом этой философии служит монах, который достигает просветления.

  • Философия буддизма Махаяна. Появляются святые (институт бодхисатв), которые оказывают содействие людям на пути избавления от страданий. Есть рай, изображения с буддой и с бодхисатвами. Теперь даже человек, живущий мирской жизньюможет спастись от страданий.

  • Ваджраяна. Контроль самосознания и медитации – центральные понятия этой тантрической школы философии буддизма.

Рисунок ниже покажет, как три основные школы философии буддизма распространены в разных странах:

Философия буддизма_школы

Письменные источники философии буддизма

Палийский канон «Ти-питака» или «Трипитака» – книга, которая является главным источником буддийской философии. Название с санскрита переводится как «три корзины», потому что изначально тексты о буддизме писали на листьях пальмы и помещали в корзины. Этот канон состоит из трех частей и записан на языке пали:

  1. Винайя-питака – свод из 227 правил, регулирующий жизнь буддийских монахов. В нем указана информация о дисциплине, церемониях и этических предписаниях.

  2. Сутта-питака, содержит книги «Дхаммапада», что значит «путь к истине» (сборник буддийских притч), и «Джатака» – сборник рассказов о предыдущих инкарнациях Будды. Помимо двух перечисленных книгв эту часть входит и сама философия Будды.

  3. Абидхамма-питака – это тексты, пронизанные буддийской философией, ее восприятием жизни, а также метафизикой, которая есть в буддизме.

Приведенные выше книги из всех течений буддизма особенно почитаются хинаяной. Священным каноном философии буддизма у учеников махаяны является «Праджняпаралшта сутру» (поучения о совершенной мудрости). Для них это откровения самого Будды.

Буддизм – это религия или философия

В философии буддизма нет понятия Бога как творца всего нематериального и материального, всесильного существа, создавшего мир. В этом состоит отличие от привычных для россиян представлений о религии. В космологии буддизма есть существа «дэва», их ошибочно называют «богами». Они не создали Вселенную и не управляют судьбами, это обычные люди из другой реальности.

Вопрос: «Верите ли вы в Будду?» – бессмысленный в философии буддизма, так как Будда это реальный исторический персонаж, который жил около 2500 лет назад. Он был обычным человеком, как и все мы.

Многим людям при упоминании Будды приходит на ум Будда Шакьямуни (Сиддхартха Гаутама), это верно, но только отчасти. Любой сторонник буддизма, который достиг просветления, может считаться буддой, и таких было очень много. Ведь слово «будда» с санскрита переводиться как «пробужденный», «просветленный». Но только Великих Будд принято писать с большой буквы, таких как Будда Настоящий (Шакьямуни) и Великие Будды прошлого, которых по канонам разных буддийских школ от 6 до 21. Имена всех остальных пишут с маленькой буквы.

5 мифов о философии буддизма

  • Пацифизм.

Одним из основных положений философии буддизма является ненасилие над живыми существами. Это мало похоже на пацифизм, который отрицает любое насилие. Буддист в случае опасности может защитить себя, что отражено в массовой культуре. В документальном и художественном кино часто показывают монаха, постигающего боевые искусства. Великие мастера используют любую возможность, чтобы избежать боя, но в критической ситуации принимают его с достоинством.

  • Медитации.

При упоминании буддистов у многих возникает такая картина: медитирующий человек в позе лотоса, который поет мантры. Исследователи изучили этот вопрос и выяснили, что очень малая часть буддистов медитируют на постоянной основе, в том числе и монахи.

Ученые опросили приверженцев разнообразных религиозных направлений, оказалось, что сторонники философии буддизма медитируют в среднем даже меньше, чем сторонники других философских школ. Более половины медитирующих делают это нерегулярно.

  • Будда.

Философия буддизма_Будда

Неподготовленный читатель может подумать, что это образ Будды Шакьямуни – первого просветленного человека. Это заблуждение. Смеющийся толстый человек, принявший позу лотоса, – это Будай или Хотэй, считающийся в философии буддизма очередной инкарнацией одного из Будд – бодхисаттвы Майтрея. По преданиям, он приносит счастье, материальное благополучие и веселье людям. Хотя вряд ли он выглядел как толстяк, потому что Майтрей большое количество времени провел в путешествиях.

  • Страдание.

Существует ошибочный стереотип о том, что причинение себе боли и мучений – основное назначение буддийской практики. Нет, через болезненные ощущения буддисты учатся принимать их, стараются познать изменчивость жизни, чтобы стать высшим существом в следующем цикле перерождений.

Философия буддизма исходит из того, что одной из важнейших целей жизни человека является победа над страданиями. Настоящие буддисты не занимаются ни моральным, ни физическим самоистязанием просто так, хотя знают, что мир несовершенен. Они просто продолжают следовать по пути к просветлению.

  • Реинкарнация.

Человек, мало знакомый с буддийской философией, может полагать, что все буддисты поддерживают идею о переселении душ и круге сансары. Однако все немного сложнее из-за неточного перевода священных книг. Большинство буддистов под реинкарнацией понимают «возрождение», а не «перерождение». Очень малая часть буддийских традиций поддерживает принцип переселения душ в различных животных.

Источник: happywitch.ru


Categories: Идея

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.