Умма продолжает укреплять свои позиции в мире. Подтверждением этого является рост численности мусульман во всех уголках планеты. Представляем вашему вниманию данные по числу приверженцев ислама на настоящий момент, а также их процентному присутствию во всех странах мира по версии Ансар.ру, передает SalamNews.

Согласно полученным цифрам на Земле проживает 7 млрд. 68 млн. 607 тысяч 554 человека, из которых 1 млрд. 757 млн. 292 тысячи 623 мусульманина. В процентном соотношении получается, что практически каждый четвертый живущий на планете является приверженцем ислама (точная цифра – 24,86%).

Мусульмане распределяются по регионам мира следующим образом: больше всего проживают в Азии (1 млрд. 179 млн.), далее идут Африка (более 518 млн.), Европа (около 50 млн.), Северная и Южная Америки (свыше 10 млн.), Австралия и Океания (0,7 млн.).

В 39 странах мусульмане составляют подавляющее большинство населения (свыше 80%). Еще в 13 государствах приверженцы ислама являются большинством (50-79%). В 15 странах мусульмане играют значимую роль (20-49%). В качестве влиятельного меньшинства выступают в 33 государствах (5-19%). В 40 странах мусульмане являются меньшинством (1,0-4,9%). В 57 государствах представлены отдельные исламские общины (менее 1%).


По абсолютной численности мусульман ведущая десятка стран выглядит следующим образом:
Индонезия – более 221 млн.
Индия – более 177 млн.
Пакистан – более 176 млн.
Бангладеш – более 144 млн.
Нигерия – более 88 млн.
Египет – более 79 млн.
Иран – более 77 млн.
Турция – более 74 млн.
Эфиопия – более 46 млн.
Алжир – более 36 млн.

По 20-30 млн. мусульман проживают в Судане, Китае, Ираке, Марокко, Афганистане, Саудовской Аравии, Узбекистане, Йемене и Танзании.

На 21-м месте в мире по общему числу проживающих в стране мусульман (порядка 18 млн. 500 тысяч человек) находится Россия. Следует отметить, что численность мусульман растет достаточно высокими темпами, что обеспечивается высокой рождаемостью среди традиционных мусульманских народов России и значительной эмиграцией представителей исламских стран (прежде всего из Средней Азии, Казахстана и Азербайджана). Согласно данным переписи населения, проведенной в 2010 году, мусульман в России на тот момент проживало около 15 млн. человек. С учетом естественного прироста и наличия большого числа нелегальных мигрантов из исламских стран (от 3 до 5 млн. человек), сейчас мусульманское население России по разным оценкам насчитывает от 18 до 21 млн. человек.

Число последователей ислама

Источник: azan.ru

История возникновения


Религия зародилась на Аравийском полуострове в VII веке. Мухаммед — основатель ислама, родился в Мекке. Этот город находился на пересечении торговых путей, был центром торговли и религии. Именно в этом месте находились главное для аравийцев святилище — Кааба и идолы, которых почитали многочисленные племена арабов.

Рис. 1. Первая страница священного Писания мусульман
Мухаммед имел незнатное происхождение. Известна дата рождения будущего пророка — 570 год. С ранних лет он отправлялся в торговые караванные походы, много чего повидал и узнал. Сколько испытаний прошел — неизвестно.

Важно! В одном из таких путешествий с ним и произошло чудо: ангел в облике человека объявил его посланником Аллаха. Так Мухаммед стал проводником слова Божьего. Он настаивал на том, что откровения, вложенные в его уста, есть мысли Всевышнего.

Распространение религии

Естественно, что откровения Мухаммеда вызвали неоднозначную реакцию и число сторонников поначалу было немногочисленно.


постепенно их число растет. А когда пророк переселился в Йасриб, где примерил два враждовавших между собой племени, его авторитет резко возрос. Город получил название Мадинат ан-наби или город Пророка. Так появилась столица мусульманского мира — Медина. А дата переселения Мухаммеда из Мекки положила начало летоисчислению. Через 8 лет языческая Мекка стала мусульманской, а вскоре ислам утвердился среди большинства арабских племен.
Рис. 2. Мавзолей-мечеть Тадж-Махал. Индия

Основные положения ислама

Коран — священная книга этой религии. Своеобразие ее содержания заключается в том, что мусульмане считают, что текст был “надиктован” Аллахом. Мухаммед, будучи неграмотным, передавал его устно, и лишь после смерти пророка текст решили записать. В Коране содержится описание символов ислама:

  • Бог — един.
  • Вера в ангелов: слуг Бога.
  • Вера в Писания.
  • Вера в пророков и посланников.
  • Вера в Судный день.
  • Вера в предопределение.
Рис. 3. Молитва во время праздника Ураза-байрам. Сомали
Мусульманин должен соблюдать обязанности:

  • Шахада — свидетельство о двух главных истинах: “Свидетельствую, что нет Бога кроме Аллаха, а Мухаммед — посланник его”. Достаточно произнести в присутствии двух мусульман эту фразу, и можно считать себя представителям ислама.

  • Ежедневная молитва — намаз: 5 обязательных и любое количество добровольных, обязательное очищение перед ними, читаются на арабском языке.
  • Очистительная милостыня — своеобразная форма налога в пользу неимущих.
  • Традиционный пост в месяц рамадан.
  • Паломничество в города Мекку и Медину.

Важно! После смерти Мухаммеда возникла Сунна — жизнеописание пророка, созданное исламскими богословами.

Исламские государства

В VII веке близлежащие страны познакомились с арабами: начинается эпоха их завоеваний. Результат — образование государства, просуществовавшего почти четыреста лет. Глава государства — халиф. Государство получает название Арабский халифат.

Рис. 4. Мусульманки в хиджабе и никабе
Новый взлет славы и могущества мусульманский мир достигает в период существования Османской империи. Появление этого государства связано с завоеваниями турок-османов. Они установили контроль над Северной Африкой, Ближним Востоком и Балканами. Империя просуществовала с XV по XIX век.

Важно! В современном мире государства, народы, которых исповедуют ислам, распространены в Азиатском регионе, в Африке и на Ближнем Востоке. Растет их число и в Европе.

Особенности ислама


  • Выделяют две основных ветви: суннитов и шиитов. Если кратко изложить суть их различий, то оно сводится к следующему. Для суннитов важнейшим является следование Сунне. Шииты, признавая и Сунну и Коран, делают акцент на особой роли Али, одного из первых имамов, родственника и преемника Мухаммеда.
  • По традиции служба происходит в мечети — мусульманском храме. Мечеть имеет минарет. Это башня, с которой муэдзин приглашает на молитву. В помещение не принято изображать людей. При входе верующие снимают обувь, женщины молятся отдельно. Мечеть занимает особое место в общинах мусульман. Она — центр общественной жизни.
  • Разработан свод правил повседневной жизни, основанных на Коране — шариат. Регламентируются практически все сферы взаимоотношений, определены строгие заповеди. Строго наказываются лжесвидетельство, прелюбодеяние, воровство, многобожество, азартные игры.

Важно! Шариат — основа мусульманского права.

Рис. 5. Военнослужащие армии США совершают праздничную молитву

Влияние ислама на культуру

Средневековый Восток открыл миру целый пласт культуры, прочно вошедшей в повседневную жизнь. Во время крестовых походов европейцы познакомились с обычаями и традициями, какие ранее им были неведомы:


  • Европа, подражая восточным обычаям, переняла нормы гигиены.
  • В язык прочно вошли арабизмы: кофе, магазин, сироп и т.п.
  • Западноевропейские врачи изучали медицину по трудам Авиценны.
  • Мавританский стиль в архитектуре, который возник благодаря арабам, и сегодня восхищает ценителей архитектуры.

Объяснение привлекательности ислама для вновь обращенных, следует искать в его традициях и принципах. Их строгое соблюдение привносит в жизнь порядок и стабильность, делает ее упорядоченной и предсказуемой. Смотрите также тематическое видео, в котором вы найдете еще больше интересных фактов о мировой религии ислам.

Источник: nauka.club

Содержание религии, ее сущность

Профессиональный религиовед скажет, что у вероисповеданий ― христианства и ислама ―  один источник. У них много общего: единобожие, имена пророков, идея возникновения человечества, священная книга и т. д. Эти два учения ― части одного целого, только способы проявлять веру и любовь к Богу различаются.


В мусульманской религии верят в Бога, пророков, самым почитаемым из которых является Мухаммед (Магомед), а также в ангелов (божественных слуг) и демонов (отрекшихся от Аллаха). Священная книга, в которой изложено содержание 5 столпов, рассказано о возникновении Вселенной, приведены другие древние тексты на арабском языке, ― своеобразный «домострой» типичного мусульманина.

Столпы (предписания), которые формируют учение в целом:

  • непосредственно вера, ее исповедание, чтение богослужебных книг;
  • молитва (священный намаз), которая читается каждый день в конкретные часы;
  • соблюдение поста (уразы) в месяц Рамазан (по важности сопоставим с Великим постом в православии);
  • паломничество (хадж) по святым местам (в Мекку ― место зарождения ислама);
  • подаяние (закят), благотворительность, посильная помощь обездоленным.

Столпы веры в Коране многие века воспринимались мусульманами, как в наши дни  ―  статьи Гражданского кодекса. Так появились права и обязанности исламских граждан, основанные на новом шариате. Шариат ― свод законов, который являлся фундаментом мусульманского законодательства. Нарушение любого из предписаний расценивалось как преступление и давало волю властям наказывать отступников, сажать в тюрьму или казнить.

В некоторых регионах до сих пор существуют строжайшие запреты на приобретение алкоголя. Там помнят о таком грехе, как пьянство: за него можно было получить 40 ударов плетьми, а за организацию бунта или богохульство ― 40 или даже 100 ударов. Такие жестокие меры применялись и за пристрастие к азартным играм, занятие проституцией, прелюбодеяние.


Мусульманская религия очень противоречива. Один и тот же текст, изложенный в Коране, часто воспринимается по-разному ― такой феномен. Поэтому в исламе давно наблюдаются серьезные расхождения. Например, радикальные исламисты считают своим долгом бороться с неверными, уничтожать их. Так зародилось настоящее зло и одна из главных проблем современного человечества ― терроризм.

Течения

Разногласия верующих привели к настоящим междоусобным войнам, а в самой религии произошли серьезные изменения. Ислам подразделяется на несколько основных течений:

  1. суннизм;
  2. шиизм;
  3. суфизм;
  4. хариджизм.

Суннизм насчитывает самое большее количество последователей ― более 85% всех мусульман. В период, когда шла борьба за власть в Арабском халифате, члены этой религиозной группы поддержали первых четырех халифов.

Шиизм во многом схож с предыдущим течением, но своим главой шиитская община избрала имама Али ― одного из четырех халифов. Надо сказать, что верования этой группы мусульман более современны и упрощены. Совершение намаза допускается 1–2 раза в день, навязывать свою веру здесь ― дурной тон. Шииты полагаются на писания Корана, но имеют и свои религиозные тексты.

Хариджизм ― движение «против всех», одно из наиболее оппозиционных движений.


фото 139

Суфиты (суфии) занимают важные посты и имеют большое влияние на политическую жизнь государства. Со времен гражданской войны суфизм претерпел ряд изменений, став самым таинственным, орфическим учением. Члены общества выступали против разделения религии на вышеперечисленные группы.

В исламе есть и другие ответвления и сектантские учения (как и в любой другой мировой религии). В чем-то они кардинально различаются, но все их объединяет преданность одному Богу, общие традиции и уклад жизни. Как и христиане, мусульмане верят в жизнь после смерти и Страшный суд. Рай для них ― это райские сады, ад ― огненный котел, куда неминуемо попадут грешники.

Что есть Коран

Кто такой истинный мусульманин? Как он живет, работает, строит семью? Все ответы даны в Коране. Каждый достойный гражданин стремится к Абсолюту, то есть проявляет терпимость к окружающим, соблюдает все предписания и обычаи, он достойный муж и отец. Праведен тот, кто:

  • всегда говорит правду;
  • верен супруге;
  • открыт и тактичен;
  • не держит долго обид;
  • в меру скромен;
  • не жаден;
  • чист сердцем и душой.

Что же касается семейных отношений, здесь тоже все противоречиво. Говоря о классическом, фундаментальном исламе, семья ― это основа всего. Практически недопустимы разводы, хотя в современном мире они не редкость. Обеспеченные люди могут иметь одновременно несколько законных жен (до четырех), но сегодня все чаще встречаются моногамные браки (в арабских странах содержание всех жен ― непозволительная роскошь). Жестокое обращение с женщинами, ставшее стереотипом, приветствуется сегодня далеко не везде. Во многих мусульманских странах женщины вольны развиваться в профессии, наносить макияж, заниматься искусством, не носить хиджаб (платок для покрытия головы). И хотя статус мужчины и женщины в исламском государстве очень отличается (мужчины имеют гораздо больше прав, но в то же время и обязанностей), львиная доля женщин чувствует себя не притесненными и угнетенными, а под постоянной защитой своей семьи и в достатке. Это отношение у них формируется с рождения, и другой жизни они не знают.

История становления ислама как религии

Родиной ислама является Саудовская Аравия. До того как ислам распространился на аравийские народности (большую часть которых составляли пустынные кочевники), люди поклонялись многим богам, создавали себе культы из тотемов, благоговели перед стихиями. История не отрицает существование уже в те далекие годы эпицентров, куда купцы и мелкие ремесленники съезжались, чтобы продать товар и поклониться главным божествам.

В самостоятельную религию ислам был преобразован в VII–VIII веках благодаря стараниям пророка Мухаммеда. Культурные центры Мекка и Медина, где Мухаммед активно вел проповеди, стали святыми местами. Туда ежегодно стекаются тысячи верующих, чтобы совершить намаз, выказать свое почтение Богу, прикоснуться к святыням. Упоминание о передаче народу Священной книги ― Корана относится к середине VII века. Он был составлен со слов людей, бывших в окружении святого Мухаммеда, и неоднократно дополнялся. Рассказы, что сегодня изложены в Коране, снизошли на пророка буквально с небес, когда тот пребывал в уединении среди холмов пустыни.

Реальный Мухаммед, некогда живший на полуострове, собирая вокруг себя последователей, поверивших ему, в отличие от Иисуса, практически силой отучал людей от идолопоклонничества. Он не был судим или казнен, будто люди морально были давно к этому готовы. Через год-два после того, как ислам одержал победу над язычеством, Мухаммед умер вследствие серьезной болезни.

Сегодня мусульманство воспринимается нами, как настоящая угроза обществу, неприятие современного уклада жизни. Но изначально суть религии вовсе не заключалась в истреблении всех не верующих в Аллаха. И хотя существует много разных сект и религиозных течений, все-таки мусульмане очень ответственно относятся к своей вере, в то время как в православном мире вера для многих ― формальность.

В России немало мусульман проживает на территории Сибири, Кавказа, Поволжья и в других районах. В основном это татары, которые давно являются нашими соотечественниками. В Россию ислам пришел в ХХ веке. Из истории известно, что при Екатерине II отношение к религии мусульман было одинаковым: многие чиновники-нехристиане занимали руководящие посты на военной и государственной службе, радушно принимались при дворе. Им создавались все условия для длительного пребывания в стране: строились мечети, устанавливались права и привилегии.

Культура и искусство

Геолокация ислама в VII веке стремительно расширялась. С 632 года благодаря завоеваниям будущей Великой империи мусульманство появилось в Северной Африке, Средней Азии, на Кавказе. Прочно осев в Турции, ислам достиг Балканского полуострова. Менялось мировоззрение, привычный уклад жизни населения этих стран, культура.

Религиоведы считают, что христианство ― старейшая религия ― в большой степени способствовало появлению ислама. Так ли это? Да, но кое с чем поспорить трудно: в результате противостояния двух религий мусульманство превратилось в настоящее учение. Появилась спекулятивная дисциплина (рационалистическая теология), призывающая обращаться к разуму как к Наивысшей силе. Со временем появляются различные школы:

  • группа справедливости и единобожия;
  • ашаризм (основное направление калама);
  • суннитские школы.

фото 140

Также в качестве сопутствующих предметов начинают преподаваться астрономия и математика. Многое ислам заимствовал у других сверхдержав: Византии, Сирии, Персии, Индии. Наука в целом очень поощряется Кораном. В нем сказано, что истинный мусульманин должен стремиться впитать в себя как можно больше знаний. Некоторые научные деятели убеждены, что именно в исламском мире впервые зародилась наука, которую мы сегодня знаем. Хоть наука и религия мало соприкасаются друг с другом, мусульмане нашли иной подход. Миру известны великие умы: А. Салам (отметился в области ядерной физики, был лауреатом Нобелевской премии), Альхазен (внес вклад в разработку современных научных подходов) и другие ученые-мусульмане, которые приложили немало усилий для развития дисциплин:

  • геометрии;
  • медицины;
  • логики;
  • биологии;
  • физики и т. д.

В жизни мусульманина много религиозных праздников, которые становятся официальными в ряде стран:

  1. курбан-байрам (праздник жертвоприношений), во время которого постятся и совершают паломничество в Мекку;
  2. праздник вознесения ― Мирадж;
  3. день рождения святого Мухаммеда;
  4. обрезание;
  5. траурные церемонии (ашура).

Особое внимание уделяется главному событию года – курбан-байраму. Это мероприятие длится неделю (в некоторых странах до 10 дней). Курбан-байрам ― один из самых кровавых праздников: это дни ограничений и подношений жертв (баранов). В основе этого праздника лежит легенда об отце, который по указанию Бога должен был принести в жертву своего любимого сына.

В Библии есть похожий сюжет, что еще раз доказывает общность мировых религий. Сына Ибрахим (которому было поставлено условие зарезать дитя) не убил, так как Аллах решил, что Ибрахим по-настоящему верен и предан ему: можно считать, что жестокое испытание пройдено. Жертва была заменена на барашка. Сейчас чаще в жертву приносят баранов, но подходит и другой скот: верблюды, козлы, коровы. Сам обряд жертвоприношения требует соблюдения правил и проводится в определенной последовательности: чтение молитвы во время убийства животного, совершение омовения, трапеза из мяса жертвы, подаяние беднякам.

Ислам ― великая конфессия, которая помогла сплотить арабский народ. Сегодня она вызывает много споров и конфликтов, постоянно обращает на себя внимание, и число новообращенных в эту веру растет с каждым днем.

Источник: mystroimmir.ru

В наши дни Ислам — вторая по массовости после Христианства (в его православной форме) религия в Российской Федерации.

Сколько сейчас мусульман в России?

Число последователей Ислама в РФ оценивается примерно в 20 миллионов человек, что составляет около седьмой части всего населения страны (142 млн. чел. в 2009 г.). При этом надо сделать оговорки:

— Точной статистики религиозной принадлежности граждан РФ не имеется, и 20 млн.чел. — это цифра, которую обычно называют лидеры мусульманских организаций;

Начавшийся после Перестройки 1991 года процесс религиозного Возрождения всех религий в России приводит к росту числа «практикующих» из числа «этнических», а также к появлению нового слоя общества – мусульман из тех этносов, которые ранее исповедовали иные религии: в Ислам обращаются славяне, евреи, народы Сибири и Крайнего Севера и др. Их называют «новообращённые», «русские мусульмане» и т.п.

Специфика Ислама в России – мазхабы, нации, адаты.

Особенностью мусульманского сообщества РФ является его неоднородность и широкое разнообразие:

Мазхабы. Из существующих ныне в мире четырёх мазхабов мусульман-суннитов (Ахль ас-Сунна ва Джамаат) — ханафиты, маликиты, шафииты и ханбалиты — в России присутствуют две крупные общины:

1 – Ханафиты – последователи великого исламского учёного Абу Ханифы (699-767 гг., по хиджре 80-150 гг.) и учеников его школы (Абу Юсуф Якуб ибн Ибрахим ал-Куфи, Мухаммад аш-Шайбани, Абу Хузайл Зуфар, Абдуллах ибн Мубарак аль-Марзави, Хасан ибн Зияд аль-Лулуи и др.). В России появились с первых лет исламского свидетельства народам Поволжья, где и в наши дни большинство исповедующих Ислам народов держатся мазхаба Абу Ханифы. Это татары, башкиры, часть мордвы, чувашей и др. народов Волго-Уральского и Сибирского регионов.

Две ведущие организации мусульман Европейской части РФ, Сибири и Дальнего Востока – СМР (Совет муфтиев России во главе с  Равилем Гайнутдином, Москва) и ЦДУМ (Центральное духовное управление мусульман во главе с Талгатом Таджуддином, Уфа) – действуют на основе ханафитского мазхаба.

Основным центром изучения, теории и возрождения ханафизма стало в последние годы ДУМНО (Духовное управление мусульман Нижегородской области во главе с Гаязом Закировым и председателем Фонда имама Абу Ханифы Умаром Идрисовым, главой Совета улемов ДУМНО Дамиром Мухетдиновым). Впервые в мировой историографии издана современная критическая биография Абу Ханифы (Рустам Батыр, Абу-Ханифа: жизнь и наследие, Н.Новгород, 2007, изданы переводы на английский и арабский языки).

Среди народов Дагестана также есть ханафиты – это живущие на севере Республики ногайцы, которые в последние годы также интенсивно возрождают свои национальные и религиозные традиции.

2 – Шафииты – последователи великого исламского учёного Абу Абдуллах Мухаммад ибн Идрис аш-Шафии (767-820 гг.) и его учеников. Эта школа занимает второе место в мире по распространённости после ханафизма, имея 100 миллионов приверженцев.

Самого учителя называют особым образом – «обновителем второго столетия» — в соответствии со словами Пророка Мухаммада (мир ему и благословение): «Воистину, Аллах будет посылать этой умме в начале каждого столетия обновителя дела её религии». Толк последователей аш-Шафии дал исключительную плеяду учёных, среди которых теоретик государственного права ал-Маварди, создатель калама (суннитского богословия) ал-Ашари, выдающийся теолог ал-Газали, юрист ас-Суйути, крупнейший иранский историк Рашид ад-дин ал-Хамадани и многие другие.

На землях будущей Российской Федерации шафииты появились со 2 века по хиджре, и с тех пор большая часть мусульман Кавказа следует этому мазхабу. Основные мусульманские организации Кавказа действуют на основе шафиитского мазхаба. Это — ДУМД (Духовное управление мусульман Дагестана во главе с муфтием Ахмад-хаджи Абдулаевым, Махачкала), КЦМСК (Координационный центр мусульман Северного Кавказа во главе с муфтием Карачаево-Черкесии и Ставрополья Исмаилом Бердиевым) и входящие в него Духовные управления мусульман Северного Кавказа, а именно ДУМ Дагестана, ДУМ Ингушетии, ДУМ Чечни, ДУМ Северной Осетии, ДУМ Кабардино-Балкарии, ДУМ Адыгеи, ДУМ Карачаево-Черкесии и Ставропольского края.

Основным центром изучения, теории и возрождения религиозных наук стало в последние годы ДУМД (Духовное управление мусульман Дагестана во главе с муфтием Ахмад-хаджи Абдулаевым, Махачкала), его СМИ, вузы и медресе, в первую очередь — Северокавказский университетский центр исламского образования и науки (Махачкала) и Институт теологии и международных отношений (Махачкала, ректор — доктор философских наук Максуд-хаджи Садиков).

Особенностью последних 20 лет стало появление растущих в результате трудовой миграции диаспор выходцев с Кавказа практически по всей территории РФ и, как следствие, появление практикующих шафиитов в ранее традиционных регионах распространения ханафизма (в Москве и Петербурге, в Поволжье и т.д.).

Адаты – сложившиеся веками задолго до Ислама обычаи народов, частично согласующиеся с Исламом и в таком случае составляющие с ним определённую этно-конфессиональную гармонию, а частично — противоречащие Исламу и вступающие с ним или во временные компромиссы, или в непримиримую борьбу.

К примеру, формы и цвета национальной одежды, особенности местной кулинарии, всех видов искусств, архитектуры, если в них нет противоречий понятию «халяль – дозволенное, доброе, полезное и одобряемое Исламом» — принимаются как часть исламской культуры данного края и данного народа. Но если древние традиции подпадают под определение «харам – вредное, злое, запрещённое Исламом» — то эти адаты противоречат исламской культуре. К примеру, это – выкрадывания невесты, чрезмерно пышные свадьбы с употреблением спиртных напитков, запрещенных танцев, ритуальные плачи женщин над покойными, языческие заговоры и языческие амулеты и т.п.

История Ислама на землях будущей Российской Федерации

Сама постановка темы – «История Ислама в России» – должна быть предварена уточнениями, что такое «Россия». Мы будем говорить о территориях, входящих ныне в государство Российская Федерация, помня, что процесс формирования этого государства растянулся на века и постоянно менялся, а буквально в последние 20 лет РФ стала независимым от СССР (с 1991 г.). Однако, в течение долгого времени в состав Российской империи, а затем и СССР входили многие регионы традиционно исламской культуры (например, государства Средней Азии, Крым, Абхазия – о них в этом очерке мы говорить не будем, хотя они и ранее и теперь оказывают большое влияние на жизнь мусульман РФ. Итак, мы говорим только о землях, входящих в состав РФ на начало 2010 года.

Первые шаги Ислама

На территории современной России — а именно в Дагестане — первые мусульмане, купцы из Халифата и воины, появились уже в VII веке нашей эры (это 22 год по Хиджре, по мусульманскому летоисчислению). В Дербенте сохранились самая древняя на территории РФ мечеть (она была построена уже в VIII в.) и могилы сахабов (сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение)). Как на Кавказе, так и в центральной России, археологи находят следы интенсивной торговли местных народов с Востоком – керамику, ткани, монеты.

К примеру, самыми древними монетами, обнаруженными археологами Москвы, являются тахиридская монета, отчеканенная в Мерве в 862 г. с именем халифа аль-Мустайна и аббасидский дирхем 866 г. Символично, что они были обнаружены на глубине 5 метров в 1837-38 гг. при рытье котлована под будущий храм Христа Спасителя (который ныне является главным кафедральным собором Патриарха Московского и всея Руси). А в целом в Москве и окрестностях зарегистрировано 15 кладов серебряных арабских монет. Так, можно прийти к выводу, что первой твёрдой валютой, основой всей системы денежного обращения не только на Кавказе, но и в Московской Руси были арабские дирхемы.

Важно провести сравнение по датам: когда пришли на территории современной РФ традиции Единобожия. В 7 в. (22-ой год по хиджре) с юга через Кавказ распространялся Ислам среди народов Дагестана, в это же время часть тюркских племён Северного Причерноморья решением своих ханов принимали Ислам как религию целого племени (протогосударства), а элита Хазарского каганата приняла Иудаизм в 6-7 вв. Официальное принятие русским народом Христианства в форме византийского (восточного) Православия состоялось в 988 г. волевым решением князя Владимира, получившего за это наименование «Крестителя Руси». Он крестил сначала свою дружину, а затем, с применением насилия – горожан Киева, позднее Новгорода и других подчинённых ему городов и княжеств.

Таким образом, делаем вывод: Ислам существовал на территориях будущей РФ примерно за 2 столетия до официального «Крещения Руси» и является, наряду с Иудаизмом, наиболее древней формой авраамического Единобожия в России.

Причём, Ислам распространялся медленно, ненасильственно, а не путём единократного волевого решения властителя. Князь Владимир при «выборе веры», согласно русским летописям, вызвал для свидетельства об Исламе мусульман из Волжской Булгарии – но отверг исламский путь, сказав «Веселие Руси есть пити, и не можем без того быти». Иначе говоря, он не захотел принять строгий запрет на алкоголь, чем обрёк свой народ на многовековое пьянство (основная причина демографического кризиса славянских народов в 21 в. – это вымирание от алкоголизма).

Ислам в Волжско-Уральском регионе

На берегах Волги мусульмане появились в 3 веке по хиджре – с караванами из Мавераннахра сюда приходили купцы-мусульмане, в основном представители среднеазиатских народов, но также Ислам исповедовали потомки тех тюрков, которые стали мусульманами, ещё проживая в Северном Причерноморье. Из этих двух потоков и сложилась умма Поволжья.

Об этом красноречиво свидетельствует, в частности, найденный в 20 в. дневник Ибн Фадлана, секретаря посольства, прибывшего от Багдадского халифа (908-932 гг.). Его поразило, что местные народы уже практикуют Ислам (но странным образом, по его мнению).

Однако, усилиями постсоветских руководителей мусульман-татар, вокруг этого исторического источника и наперекор ему была создана мифология о том, что будто бы «в 922 году хан Алмуш объявил Ислам в качестве государственной религии Волжской Булгарии». Так скопировали исторически очевидное событие «Крещения Руси в 988 г.», Тысячелетие которого официально праздновалось в 1988 г. в тогда ещё марксистско-атеистическом СССР. А руины одной из столиц – Великого Булгара – стали с тех пор местом ежегодного паломничества татар.

Однако, парадокс истории заключается в том, что предки современных татар – волжские булгары и иные тюркские и тюрко-иранские племена – знали Ислам примерно за полтора века до визита Ибн Фадлана, вернувшегося в Багдад с пустыми руками, обвинениями в растрате денег, что привело к краху его карьеры. Также парадоксально, что Волжская Булгария (10-13 вв.) была первым государством Европы, которое было в 1241 г. покорено татаро-монголами – оно вошло в состав тогда ещё языческой Золотой Орды. О высокой культуре дозолотоордынской мусульманской Волжской Булгарии свидетельствуют ныне руины и археологические находки древних городов этой страны — Булгара (Болгар Великий), Сувара, Биляра, Джукетау, а также современных городов Поволжья Казани, Елабуги и Уфы, которые были основаны как пограничные крепости.

Наконец, мы имеем надёжный исторический документ, первое документальное свидетельство широкого распространения Ислама среди волжских булгар — от арабского энциклопедиста Абу Али Ахмеда ибн Омара ибн Русте (автора книги «Аль-а’ляк ан-нафиса» – «Дорогие драгоценности»), который не позднее 903 г. писал о том, что булгары в большинстве своём мусульмане, и правитель их – мусульманин. Во всех городах у них мечети и медресе. Впрочем, есть предположения о том, что ещё ранее хан Айдар, правивший в 827-839 гг. и объединивший племена булгар и сувар, уже был мусульманином. Доказательством его исламского вероисповедания является его имя – измененное арабское «хайдар» («лев»). Важно помнить, что из Средней Азии в те века пришли на Волгу и традиции суфийских тарикатов – Накшбандия.

Ислам в Золотой Орде

Войска Чингизидов, наследников Чингизхана, в ходе завоеваний отличались своей многонациональностью, а религиозным большинством были язычники-тенгрианцы, часть была сторонниками практически всех бывших в Азии религий. Принципом складывающейся империи была веротерпимость – так гласило законодательство Ясы.

Собственно исламской большая часть Золотой Орды (Улус Джучи) стала только в 1312 году, когда решением хана Узбека (год рождения неизвестен – умер в 1342, правил в 1312-42) Ислам стал государственной религией. К принятию Единобожия он сам пришёл под влиянием суфия Баба Тюклюша, пришедшего из Халифата и основавшего известный позднее род биев Ногайской Орды Юсуповых и Юнусовых.

Улус Джучи — одно из государств-преемников империи Чингисхана, оно располагалось на значительной части современной России: в Поволжье, на Кавказе и в Сибири. Кроме того, с 1240-х годов (то есть со времени, когда Орда ещё была неисламским государством) вассалами Орды (монголо-татарское иго) были православные княжества Северо-Западной, а до XIV века и Южной Руси; верховный сюзерен княжеств Северо-Западной Руси (великий князь Владимирский) до рубежа XIV и XV веков назначался ханом Орды, выдававшим ему ярлык на княжение. Именно в это время начался расцвет монастырской православной культуры и заложены основы будущей московской государственности с её славяно-тюркской и православно-исламской составляющими.

Подобные исламские страны (улусы, преемники империи Чингисхана), где впоследствии был принят Ислам, существовали и на территории других стран СНГ (и бывшего СССР): это Узбекский улус (XIII-XV вв.) — современные Казахстан, Узбекистан и Западная Сибирь (Россия); Чагатайский улус (1224-1370 гг.) — современные Узбекистан, Таджикистан, а также Семиречье в Казахстане.

Источник: IslamDag.ru

Религиозные характеристики мира очень быстро меняются, что в первую очередь обусловлено различиями в уровнях рождаемости и величине молодого поколения в сферах влияния крупнейших мировых религий, а также тем, что люди меняют религию. В течение ближайших четырех десятилетий христиане останутся крупнейшей религиозной группой, но ислам будет расти быстрее, чем любая другая из основных религий. Эти актуальные тенденции продержатся до 2050 года…

 

— Число мусульман практически сравняется с числом христиан в мире.

 

— Несмотря на то, что атеистов, агностиков и других людей, кто не ассоциирует себя ни с какой конкретной религией, станет больше в таких странах, как США и Франция, их доля уменьшится в общем числе жителей земли.

 

— Количество приверженцев буддизма останется примерно таким же, как в 2010 году, а индуистов и иудеев станет больше, чем сейчас.

 

— В Европе число мусульман составит 10% от всего населения.

 

— В Индии по-прежнему религией большинства останется индуизм, однако, ее мусульманское население также станет самым многочисленным в мире, обогнав мусульман Индонезии.

 

— В США число христиан с трех четвертей населения в 2010 году снизится до двух третей в 2050 году, а иудаизм перестанет быть самой многочисленной нехристианской религией. Мусульман станет больше, чем людей, которые определяют себя как иудеев на основании религии.

 

— Четверо из каждых десяти христиан мира будут жить в Африке к югу от Сахары.

 

Это некоторые из тенденций, обозначенных новыми демографическими прогнозами исследовательского центра Pew Research Center. Прогнозы основываются на актуальном охвате и географическом распространении крупнейших мировых религий, возрастных различиях, рождаемости и смертности, международной миграции и закономерностях перехода из одной религии в другую.

 

По состоянию на 2010 год христианство с большим отрывом было крупнейшей религией мира, обладая по подсчетам 2,2 миллиардами приверженцев, что составляет почти треть (31%) от всего 6,9-миллиардного населения Земли. Ислам занимал второе место, имея 1,6 миллиардов приверженцев, то есть 23% от всех людей.

 

Однако, если актуальная демографическая тенденция продолжится, ислам почти догонит лидера к середине XXI века. В период с 2010 по 2050 год ожидается, что общее население Земли вырастет до 9,3 миллиардов, то есть, на 35%. За этот же период число мусульман — среди которых в среднем много молодых людей, обеспечивающих высокую рождаемость, — по прогнозам увеличится на 73%. Число христиан тоже должно увеличиваться, но медленнее, примерно с той же скоростью (35%), что и общее увеличение населения Земли.

 

В результате, согласно прогнозам Pew Research Center, к 2050 году число мусульман (2,8 миллиарда или 30% населения) будет почти равно числу христиан (2,9 миллиарда или 31%), возможно, первый раз за всю историю.

 

За исключением буддизма, все мировые религии расположены хотя бы к небольшому росту в абсолютных показателях в ближайшие десятилетия. Число буддистов мира, как ожидается, останется примерно на том же уровне из-за низкого показателя рождаемости и старения населения в таких странах, как Китай, Таиланд и Япония.

 

Количество индуистов во всем мире по прогнозам увеличится на 34%, с чуть более миллиарда до почти 1,4 миллиарда, ступая примерно в ногу со средним показателем роста всего населения на земле. Иудеи, самая небольшая религиозная группа, для которой был сделан отдельный прогноз, как ожидается, вырастут на 16%, с немногим более 14 миллионов во всем мире в 2010 году до 16,1 миллиона в 2050 году.

 

Число приверженцев религий различных народов, включая африканские традиционные верования, китайские народные верования, верования представителей коренных народов Америки и австралийских аборигенов, по прогнозу возрастет на 11%, с 405 миллионов до почти 450 миллионов.

 

Все оставшиеся религии вместе — сборная категория, включающая бахаистов, джайнов, сикхов, даосов и многие совсем небольшие религии — за тот же период должны увеличиться в размерах на 6%, с примерно 58 миллионов до более 61 миллиона.

 

Однако, несмотря на рост абсолютного числа приверженцев народных религий, иудаизма и «прочих религий» (всей сборной категории как единого целого), они не успевают за общим ростом всего населения земли. Каждая из этих групп в 2050 году по прогнозам будет составлять меньший процент населения, чем составляла в 2010.

 

Подобным же образом доля религиозно неаффилированных людей уменьшится в общем населении земли, хотя их абсолютное количество возрастет. Переписи и опросы свидетельствуют, что в 2010 году было около 1,1 миллиарда атеистов, агностиков и людей, которые не идентифицируют себя ни с какой конкретной религией. К 2050 году количество неаффилированных должно достичь 1,2 миллиарда. Но что касается процента, который им будет отведен от общего количества людей, то к середине нынешнего века он, по прогнозам, уменьшится с 16% до 13%.

 

В то же время, однако, ожидается, что доля религиозно неаффилированных людей будет расти в населении большей части территории Европы и Северной Америки. В США, например, количество неаффилированных вырастет с примерно 16% от всего населения (включая детей) в 2010 до 26% в 2050.

 

На примере группы религиозно неаффилированных людей можно увидеть, насколько сильно в ближайшие десятилетия на характер роста религий будут влиять географические различия. Одним из основных факторов, определяющих будущий рост, является то, где на сегодняшний день каждая из групп сконцентрирована географически. Религии с большим числом приверженцев в развивающихся странах, где высокий уровень рождаемости, а детская смертность постепенно снижается, скорее всего, будут расти быстро. Мировой рост ислама и христианства, например, по прогнозам обеспечат территории Африки к югу от Сахары. В противоположность этому, религиозно неаффилированные люди сейчас густо сосредоточены в местах с низкой рождаемостью, где происходит процесс старения населения, например, в Европе, Северной Америке, Японии и Китае.

 

На глобальном уровне самая высокая рождаемость — у мусульман, в среднем 3,1 ребенка на каждую женщину, что гораздо выше уровня воспроизводства (2,1) минимально необходимого для поддержания стабильной популяции. Христиане на втором месте, с показателем в 2,7 ребенка на одну женщину. Рождаемость у индуистов — 2,4, примерно такая же, как в среднем по всему миру — 2,5. Рождаемость у иудеев в среднем по миру составляет 2,3, что тоже выше минимального уровня воспроизводства. Рождаемость во всех остальных группах слишком низкая, чтобы поддерживать популяцию: народные верования — 1,8 ребенка на каждую женщину, другие религии — 1,7, религиозно неаффилированные — 1,7 и буддисты — 1,6.

 

Другой важный фактор, влияющий на будущий рост — это текущий средний возраст каждой религиозной группы: сторонники определенной религии могут быть в основном молодыми и еще многие годы способными производить на свет детей или пожилыми, в тех годах, когда репродуктивный возраст по большому счету позади.

 

В 2010 году более четверти всего населения земли (27%) было младше 15 лет. Но даже еще более высокий процент мусульман (34%) и индуистов (30%) были моложе 15, тогда как доля христиан младше 15 совпала со средней по миру (27%). Такое большое количество молодых людей входит в число причин, по которым прогнозируется, что число мусульман будет расти быстрее, чем число всех людей в целом, а число индуистов и христиан будет увеличиваться примерно в ногу с общим ростом населения земли.

 

У всех остальных религиозных групп доля молодежи ниже среднего, и во многих из них непропорциональное количество сторонников в возрасте более 59. Например, 11% всего населения земли в 2010 году было в возрасте 60 и больше. И целых 20% иудеев по всему миру старше 60, также как 15% буддистов, 14% христиан, 14% приверженцев прочих религий (взятых как единое целое), 13% религиозно неаффилированных и 11% всех приверженцев народных верований. В противоположность этому, лишь 7% мусульман и 8% индуистов принадлежат к этой самой старшей возрастной категории.

 

В дополнение к показателям рождаемости и распределению по возрастным категориям, смена вероисповедания также играет роль в росте религий. Но тенденции смены религии сложны и разнообразны. В некоторых странах среди взрослых общепринято оставлять ту религию, которая у них была с детства, и обращаться в другую веру. В других смена религиозной идентификации редка и на практике затруднительна, хотя законна, или вообще незаконна.

 

Исследовательский центр Pew Research попытался включить в свои прогнозы тенденции смены вероисповеданий в 70 странах, где благодаря соцопросам удалось получить информацию о количестве людей, сообщивших, что больше не принадлежат к религиозной группе, в которой росли. В модели прогнозирования учитываются все возможные направления смены вероисповедания, и иногда они компенсируют друг друга. В США, например, опросы показывают, что некоторые люди, выросшие без какой-либо религиозной идентификации, становятся христианами, а те, кто вырос в христианстве, становится неаффилированным. Эти типы переходов по прогнозам продолжат происходить и дальше, когда каждое поколение будет достигать совершеннолетия. (Более подробно о том, как и где моделируется смена религий, смотрите в Методологии. Альтернативные сценарии роста, включающие смену вероисповеданий в дополнительных странах или не включающие ее вообще, смотрите Главу 1).

 

В грядущие десятилетия ожидается, что христианство понесет самые крупные суммарные потери из-за смены вероисповедания. В общем и целом около 40 миллионов людей по прогнозам примут христианство, тогда как откажутся от него 106 миллионов, по большей части предпочтя пополнить ряды религиозно неаффилированных (см. диаграмму выше).

 

В общей сложности, группа неаффилированных пополнится 97 миллионами человек и потеряет 36 миллионов человек из-за смены вероисповедания, что даст чистого прироста в количестве 61 миллиона человек к 2050 году. Скромная «чистая прибыль» от смены религии ожидается у мусульман (3 миллиона), группы народных верований (3 миллиона) и сборной группы прочих религий (2 миллиона). Иудеи из-за смены вероисповедания потеряют около 300 000 человек, тогда как буддисты лишатся 3 миллионов.

 

Международная миграция — еще один фактор, влияющий на прогнозируемый размер религиозных групп в различных регионах и странах.

 

Предсказывать будущие направления миграции тяжело, так как миграция часто связана с политикой мировых правительств и международными событиями, которые могут быстро меняться. Поэтому многие демографические прогнозы не включают в свои модели миграцию. Но при сотрудничестве с исследователями Международного института прикладного системного анализа в австрийском Лаксенбурге центр Pew Research разработал инновационный метод использования данных по прошлым миграционным тенденциям, чтобы оценить религиозный состав миграционных потоков на десятилетия вперед (Более подробно о том, как эти прогнозы составляются, смотрите Главу 1).

© РИА Новости, Алексей Агарышев | Перейти в фотобанк
Митинг против указа Трампа об эмигрантах в Вашингтоне

Влияние миграции можно увидеть на примерах, приведенных на графике справа, где сравниваются сценарии, спрогнозированные с учетом и без учета миграции в регионах, где это имеет наибольшее значение. Ожидается, например, что в Европе, где миграцию необходимо принимать в расчет наряду с другими демографическими факторами, такими как уровень рождаемости и возраст, как причину изменения численности населения, мусульманская доля вырастет с 5,9% в 2010 году до 10,2% в 2050 году. Без учета миграции, доля мусульман в европейском населении по прогнозам составит почти на два процента ниже (8,4%). В Северной Америке, если в модель прогнозирования включить миграцию, доля индуистов за ближайшие десятилетия увеличится почти вдвое, с 0,7% в 2010 до 1,3% в 2050. Без учета миграции, доля индуистов в населении региона останется практически неизменной (0,8%).

 

На Ближнем Востоке и в Северной Африке продолжающаяся миграция христиан в страны Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) (Бахрейн, Катар, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты, Оман и Саудовская Аравия), как ожидается, компенсирует массовое бегство христиан из других стран этого региона. Если бы миграция не учитывалась в прогнозах на 2050 год, к этому времени по расчетам доля христиан бы там упала ниже 3%. С учетом миграции она будет выше 3% (снизится по сравнению с 4% в 2010 году).

 

После 2050 года

 

Этот доклад рассказывает о том, как изменится религиозный ландшафт нашей планеты, если актуальные демографические тенденции останутся в силе. Из года в год, однако, не снижается возможность непредвиденных обстоятельств — войны, голода, эпидемий, технических инноваций, политических потрясений и т. д. — которые могут изменить размер той или иной религиозной группы. По причине трудностей, связанных с предсказанием событий в более отдаленном, чем на несколько десятилетий, будущем, прогнозы заканчиваются на 2050 годе.

 

Читатели могут поинтересоваться, однако, а что будет, если продлить демографические траектории, зафиксированные в докладе, дальше, во вторую половину этого века? Учитывая скорость, с которой согласно прогнозу увеличивается доля мусульман в мире, действительно ли мусульмане превзойдут числом христиан? И если да, то когда?

 

Ответ зависит от того, каким образом может продолжиться тенденция, что описано в Главе 1. Если основную модель прогнозирования продлить за пределы 2050 года, доля мусульман в мировом населении примерно сравняется с долей христиан около 2070 года на уровне приблизительно в 32% для каждой группы. После этого число мусульман будет обгонять христиан, но обе религиозные группы продолжат расти примерно в ногу, как показано на графике выше. К 2100 году мусульман в мире будет примерно на 1% больше (35%), чем христиан (34%).

© AFP 2016, Amos Gumulira
Девочки из средней школы в Мчинджи, Малави

Предсказываемый рост числа мусульман и христиан будет обусловлен в большой мере тем, что население Африки продолжит расти. По причине высокой концентрации мусульман и христиан в этом регионе с высокой рождаемостью, доля обеих групп в общем населении земли вырастет. Вместе две эти крупнейшие религиозные группы в 2100 году охватят более чем две трети всего населения планеты (69%), поднявшись с 61% в 2050 году и 55% в 2010 году.

 

Следует, однако, повторить, что многие факторы могут изменить эти кривые развития. Например, если большая доля населения Китая перейдет в христианство (такая возможность обсуждается в этой вставке), то одно это явление может укрепить нынешнюю позицию христианства как наиболее многочисленной мировой религии. Или если переход к неаффилированности станет обычным в странах с большим числом мусульман — так, как это сейчас обстоит в странах с большим количеством христиан — эта тенденция может замедлить или даже обратить вспять рост группы мусульман.

 

Прогнозы на уровне регионов и стран

 

Кроме прогнозов на мировом уровне, этот доклад рассказывает о прогнозах по религиозным изменениям, касающимся 198 стран и территорий с населением не менее 100 тысяч человек, где на 2010 год проживало 99,9% мирового населения. Демографические оценки по еще 36 странам и территориям включаются в региональные и общемировые суммарные результаты на протяжении всего доклада. Доклад делит мир на шесть основных регионов и рассматривает потенциальные изменения в религиозном составе каждого региона, которые могут случиться с 2010 по 2050 год, на основании предположения, что актуальные миграционные и другие демографические тенденции продолжатся.

 

В основном благодаря высоким показателям рождаемости население африканских территорий, расположенных к югу от Сахары, по прогнозам переживет период самого быстрого роста и увеличится с 12% мирового населения в 2010 году до примерно 20% в 2050 году. Регион Ближнего Востока и Северной Африки также по прогнозам будет расти быстрее, чем мир в целом, и расширится с 5% от всего населения земли до 6%. Постоянный рост обоих регионов будет способствовать росту доли мусульманского населения земли. Кроме того, ожидается, что христианское население африканских территорий к югу от Сахары удвоится, поднявшись с 517 миллионов в 2010 до 1,1 миллиарда в 2050 году. Доля всех христиан, живущих в Африке к югу от Сахары, возрастет с 24% в 2010 до 38% в 2050 году.

 

В то же время, доля Азиатско-Тихоокеанского региона в мировом населении снизится (53% в 2050 вместо 59% в 2010 году). Это приведет к более медленному росту религий, сконцентрированных в этом регионе, включая буддизм и китайские народные религии, а также к более медленному росту числа религиозно неаффилированных жителей региона. Единственное исключение составит индуизм, который преимущественно сконцентрирован в Индии, где населении моложе, а показатели рождаемости выше, чем в Китае и Японии. Как говорилось ранее, по прогнозам индуизм будет расти примерно в ногу с общемировым ростом населения. Многочисленное мусульманское население Индии также расположено к быстрому росту. Хотя в Индии по-прежнему будет индуистское большинство, к 2050 году и мусульманское население этой страны окажется самым большим в мире, обогнав индонезийское.

© flickr.com, Christopher Michel
Дети-монахи в Бутане

Доля остальных географических регионов в мировом населении также уменьшится: прогнозируется, что доля Европы снизится с 11% до 8%, Латинской Америки и Карибского бассейна с 9% до 8%, а Северной Америки с 5% до чуть менее 5%.

 

Европа — это единственный регион, чье население в целом уменьшится. В ближайшие десятилетия европейских христиан станет меньше на 100 миллионов человек, с 553 миллионов их количество упадет до 454 миллионов. Оставаясь крупнейшей религиозной группой Европы, христиане по прогнозам станут охватывать не три четвертых населения, как сейчас, а менее двух третей. Ожидается, что к 2050 году почти четверть всех европейцев (23%) окажутся религиозно неаффилированными, а количество мусульман региона возрастет с 5.9% в 2010 году до 10%. За тот же период количество индуистов в Европе практически удвоится, с чуть менее 1,4 миллиона (0,2% населения Европы) до почти 2,7% (0,4%), в основном за счет иммиграции. Представляется, что та же тенденция становится актуальной и для буддистов, число которых по прогнозам увеличится с 1,4 миллионов до 2,5 миллионов.

 

В Северной Америке мусульмане и последователи «прочих религий» представляют собой группы с самым быстрым ростом. Например, по прогнозам в США доля населения, относящегося к «прочим религиям», вырастет более чем вдвое, хотя и отталкиваясь от очень маленького фундамента — с 0,6% до 1,5%. Численность христиан по прогнозам уменьшится с 78% населения США в 2010 году до 66% в 2050, в то время как доля религиозно неаффилированных возрастет с 16% до 26%. И похоже, что к середине века в США будет больше мусульман (2,1%), чем представителей иудаизма (1,4%).

 

В Латинской Америке и Карибском бассейне христианство останется самой крупной религиозной группой, охватывая 89% населения в 2050 году, слегка уменьшившись по сравнению с 90% в 2010 году. Религиозно неаффилированное население Латинской Америки по прогнозам вырастет как в абсолютных значениях, так и в процентном соотношении, с примерно 45 миллионов человек или 8% в 2010 году до 65 миллионов или 9% в 2050 году.

 

Изменение религиозного большинства

 

По прогнозам в некоторых странах к 2050 изменится религиозное большинство по сравнению с тем, что было в 2010. Число стран с христианским большинством должно уменьшиться с 159 до 151, в связи с тем, что число христиан станет меньше, чем 50% населения, в Австралии, Бенине, Боснии и Герцеговине, Франции, Нидерландах, Новой Зеландии, Македонии и Великобритании.

© AP Photo, Boris Grdanoski
Празднование свадьбы в Македонии

Ожидается, что мусульмане к 2050 году будут составлять более 50% населения в 51 стране, на две больше, чем в 2010 году, так как станут религиозным большинством в Республике Македония и в Нигерии. Но христианское население Нигерии также останется очень многочисленным. Более того, по прогнозам к 2050 году христиане Нигерии составят третью по величине группу христиан в мире, после США и Бразилии.

 

По состоянию на 2050 год самой большой религиозной группой Франции, Новой Зеландии и Нидерландов должны стать религиозно неаффилированные.

 

Об этих прогнозах

 

Хотя многие делали прогнозы о будущем религий, это первые официальные демографические прогнозы, основанные на данных о возрасте, рождаемости, смертности, миграциях и переходах в другую веру для многочисленных религиозных групп по всему миру. Демографы центра Pew Research в Вашингтоне и Международного института прикладного системного анализа (МИПСА) в Лаксенбурге в Австрии собрали вводные данные более чем 2 500 опросов, исследований и регистров учета населения — работа, которая заняла шесть лет и все еще не завершена.

 

Эти демографические прогнозы охватывают восемь основных групп: буддистов, индуистов, иудеев, мусульман, христиан, приверженцев народных верований, представителей прочих религий и людей религиозно неаффилированных (см. Приложение С: определение религиозных групп). Так как переписи и опросы во многих странах не предоставляют информацию о религиозных подгруппах — таких как сунниты и шииты в мусульманстве или католики, протестанты и православные в христианстве — прогнозы оперируют религиозными группами как гомогенными. Данные по составу группы религиозно неаффилированных также во многих странах недоступны. В результате, невозможно смоделировать отдельные прогнозы для атеистов или агностиков.

 

Модель прогнозирования была разработана при сотрудничестве с исследователями проекта Age and Cohort Change в МИПСА, мировыми лидерами в области методологии демографического прогнозирования. Модель задействует усовершенствованный вариант когортно-компонентного метода, который обычно используется демографами для прогнозирования роста популяции. Она начинает работу с базовых возрастных групп, или когорт, разделенных по характеристикам пола и религиозной принадлежности. По каждой когорте делается прогноз путем добавления потенциальных будущих приверженцев (иммигрантов и людей, принявших эту религию во взрослом состоянии) и вычитания возможных потерь (смерть, эмиграция, люди, ушедшие из этой религии) год за годом. Самые молодые когорты, возраста от 0 до 4 лет, создаются на основе возрастных категорий по рождаемости для каждой женской группы репродуктивного возраста (15-49) и детей относят к региону матери. Более подробно об этом можно прочитать в Методологии.

 

В процессе сбора вводных данных и разработки модели прогнозирования, Pew Research Center публиковал предварительные отчеты об актуальном размере и географическом расположении основных религиозных групп, включая мусульман (2009), христиан (2011) и данные по нескольким другим верам (2012). Исходный набор прогнозов для одной религиозной группы, мусульман, был опубликован в 2011 году, однако, в нем не учитывалась смена веры.

 

Некоторые социальные теоретики предположили, что по мере экономического развития стран все больше их жителей будут отказываться от идентификации себя с определенной религией. Хотя это было основной тенденцией для некоторых частей мира, особенно Европы, пока неясно, универсальна ли это схема. В любом случае, наши прогнозы не основаны на теории, которая связывает экономическое развитие с секуляризацией.

 

Вместо этого в данных прогнозах развиваются современные зафиксированные тенденции по смене религии в тех странах, для которых подобная информация были доступны (всего 70 стран). Кроме того, прогнозы отражают ожидания ООН, что в странах с высоким в настоящее время показателем рождаемости этот показатель в ближайшие десятилетия постепенно будет снижаться с ростом уровня женского образования. Прогнозы также предполагают, что продолжительность жизни будет постепенно расти в большинстве стран. Эти, а также другие ключевые вводные данные и предположения описаны подробно в Главе 1 и Методологии (Приложение A).

 

Так как прогнозы по религиозным изменениям никогда ранее не делались в таком масштабе, необходимо сказать несколько предостерегающих слов. Демографические прогнозы — это предположения, основанные на актуальных данных о населении, и предварительная оценка демографических тенденций, таких как снижение показателей рождаемости и увеличение продолжительности жизни в конкретных странах. Прогнозы — это то, что произойдет, если актуальные данные и нынешние тенденции продолжатся. Но многие события — научные открытия, вооруженные конфликты, общественные движения, политические потрясения и многое, многое другое — могут изменить демографические тенденции непредвиденным образом. Именно поэтому прогнозы ограничены периодом в 40 лет, а в последующих главах этого доклада мы попытаемся дать представление о том, насколько другими могли бы быть результаты, если бы ключевые положения были иными.

 

Например, население Китая в 1,3 миллиарда человек (на 2010 год) очень сильно влияет на мировые тенденции. В настоящий момент около 5% китайцев — христиане, а более 50% — религиозно неаффилированные. Поскольку достоверных данных по переходу в другую религию в Китае нет, эти прогнозы не включают никаких предположений по поводу смены вероисповеданий в этой самой населенной стране мира. Но если христианство распространится в Китае в ближайшие десятилетия, как предсказывают некоторые эксперты, то к 2050 году общее число христиан на земле может быть выше прогнозируемого, а уменьшение доли религиозно неаффилированных в мире может быть еще более значительным (более подробно о возможном влиянии процесса смены вероисповедания на Китай читайте в Главе 1).

 

В заключение напомним, что читатели должны держать в уме то, что в рамках каждой основной религиозной группы есть целый спектр степеней веры и соблюдения обрядов. Прогнозы основаны на количестве людей, которые сами себя идентифицируют с той или иной религиозной группой, независимо от уровня соблюдения ими правил. Понимание того, что значит быть христианином, мусульманином, индуистом, буддистом, иудеем или приверженцем любой другой веры, может меняться от человека к человеку, от страны к стране и от десятилетия к десятилетию.

 

Слова благодарности

 

Эти демографические прогнозы были выполнены Pew Research Center как часть проекта Pew-Templeton Global Religious Futures, который посвящен анализу религиозных изменений и их влияния на общество по всему миру. Средства на проект были выделены благотворительным фондом The Pew Charitable Trusts и Фондом Джона Темплтона (John Templeton).

 

Многие сотрудники проекта Religion & Public Life при Pew Research Center участвовали в этой нелегкой работе. Конрад Хаккетт (Conrad Hackett) был ведущим исследователем проекта и основным автором этого доклада. Алан Куперман (Alan Cooperman) стал главным редактором. Энн Ши (Anne Shi) и Хуан Карлос Эспарца Очоа (Juan Carlos Esparza Ochoa) внесли самый значительный вклад в сбор данных, их хранение и анализ. Билл Вебстер (Bill Webster) создал графики, а Стейси Розенберг (Stacy Rosenberg) и Бен Вормолд (Ben Wormald) курировали разработку интерактивных презентаций данных и сайта Global Religious Futures. Сандра Стенсел (Sandra Stencel), Грег Смит (Greg Smith), Майкл Липка (Michael Lipka) и Александра Сандстром (Aleksandra Sandstrom) помогали с редактированием. Цифры отчета были проверены Ши, Эспаранца Очоа, Клэр Гесевич (Claire Gecewicz) и Ангелиной Теодору (Angelina Theodorou).

 

Некоторые исследователи проекта Age and Cohort Change при Международном институте прикладного системного анализа сотрудничали в работе над прогнозами, обеспечивая неоценимую экспертную компетенцию по вопросам расширенного (многокомпонентного) демографического моделирования и стандартизации вводных данных. Марсин Стонавски (Marcin Stonawski) написал новаторский софт для создания этих прогнозов и возглавлял сбор и анализ данных по Европе. Михаэла Потанчокова (Michaela Potančoková) стандартизировала данные по рождаемости. Вегард Скирбекк (Vegard Skirbekk) координировал исследования МИПСА. И наконец, Гай Эйбл (Guy Abel) из Венского института демографии помог сконструировать данные по потокам миграций на уровне стран, использованные в этих прогнозах.

 

За последние шесть лет некоторые бывшие сотрудники Pew Research Center также играли важную роль в создании этих демографических прогнозов. Филлип Коннор (Phillip Connor) подготовил вводные данные по миграции, создал описания итогов и способов миграции, а также помог написать разделы, посвященные каждой религиозной группе и географическому региону. Нобл Куриэкос (Noble Kuriakose) участвовал практически во всех этапах проекта и помог в разработке раздела о демографических факторах и методологии. Бывший стажер Джозеф Нейлор (Joseph Naylor) помогал с дизайном карт, а Дэвид Макклендон (David McClendon), еще ожин бывший стажер, участвовал в исследовании глобальных тенденций смены вероисповедания. Оригинальная концепция этого исследования была разработана Луисом Луго (Luis Lugo), бывшим руководителем проекта Religion & Public Life при Pew Research Center, при помощи бывшего ведущего научного сотрудника Брайана Грима (Brian J. Grim) и приглашенного старшего научного сотрудника Мехтаба Карима (Mehtab Karim).

 

В число остальных сотрудников Pew Research Center, кто давал редакторские и научные рекомендации, входят Майкл Димок (Michael Dimock), Клаудия Дин (Claudia Deane), Скотт Китер (Scott Keeter), Джеффри Пассел (Jeffrey S. Passel) и Д`Вера Кон (D’Vera Cohn). Коммуникационным обеспечением занимались Катерина Ричи (Katherine Ritchey) и Расс Оутс (Russ Oates).

 

Также мы получали очень полезные советы и отзывы по отдельным частям доклада от Николаса Эберштадта (Nicholas Eberstadt), Генри Вендта (Henry Wendt) специалистов по политической экономии Американского института предпринимательства; Роджера Финке (Roger Finke), директора Ассоциации архивов данных по религии и заслуженного профессора социологии и религиоведения Университета штата Пенсильвания; Карла Хоба (Carl Haub), старшего демографа Бюро информации о населении; Тодда Джонсона (Todd Johnson), эксперта по мировому христианству и директора Центра по изучению глобального христианства, Гордона Конвелла (Gordon Conwell) из богословской семинарии; Ариелы Кейсар (Ariela Keysar), доцента и заместителя руководителя Института изучения секуляризма в обществе и культуре Тринити-колледжа; Чиюня Лима (Chaeyoon Lim), доцента кафедры социологии Висконсинского университета в Мэдисоне; Арланда Торнтона (Arland Thornton), научного сотрудника Центра исследования народонаселения Университета штата Мичиган; Дженни Тринитаполи (Jenny Trinitapoli), доцента социологии, демографии и религиозных исследований Университета штата Пенсильвания; Дэвида Воэса (David Voas), профессора популяционных исследований и исполняющего обязанности директора Института социально-экономических исследований Университета Эссекса; Роберта Вазнау (Robert Wuthnow), профессора социологии и директора Центра изучения религии Принстонского университета; и Фэнгана Янга (Fenggang Yang), профессора социологии и директора Центра по изучению религии и китайского общества Университета Пердью.

 

Так как сбором данных и составлением методологии руководили наши консультанты и эксперты, Pew Research Center несет ответственность лишь за интерпретацию и предоставление данных.

 

Путеводитель по докладу

 

Оставшаяся часть доклада более подробно рассказывает о прогнозах под разными углами. В первой главе рассматриваются демографические факторы, которые формируют прогнозы, включая разделы, посвященные показателям рождаемости, предполагаемой продолжительности жизни, возрастной структуре, смене вероисповедания и миграции. Следующая глава детально рассматривает прогнозы по религиозным группам, отдельно для христиан, мусульман, религиозно неаффилированных, индуистов, буддистов, приверженцев народных или традиционных религий и последователей «прочих религий» (рассмотренных как сборная единая группа) и иудеев. В финальной статье даны подробные прогнозы по географическим регионам, а именно Азиатско-Тихоокеанскому региону, Европе, Латинской Америке и Карибскому бассейну, Ближнему Востоку и Северной Африке, а также районам Африки южнее Сахары.

 

Источник: inosmi.ru


Categories: Ислам

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.