Читая статьи по исламской тематике или просто общаясь с мусульманином, Вы можете порой не понимать собеседника из-за частого использования слов, которые являются простой транслитерацией с арабских или тюркских эквивалентов.header-left

Исламские термины, взятые в основном из арабского языка, имеют как правило, более широкое и, вместе с тем, более глубокое значение, чем их эквиваленты-переводы на другом языке. В связи с этим использование русской транскрипции вместо прямого перевода, пусть и не всегда оправдано, но все же единственный выход в этой ситуации. Приведенный словарь исламских терминов поможет , иншаалах, быстрее освоиться в исламской терминологии.

 

Алла́х

В переводе на русский означает «Бог». Однако значение слова Аллах в арабском более глубже, чем Бог в русском языке. Точнее арабское «Аллах» можно перевести как Единый, Единственный Бог. Смысл же просто «бога» (или «божество») в арабском языке несет «илях». Вместе с тем Аллах (Аллаh) — это первое имя (из 99 имен) Аллаха, упоминаемое вКоране и хадисах.


Абдулла́х
Раб Аллаха (или раб Божий). «Абд» происходит от корня ‘айн-ба-даль (ибада — поклонение) и связано, соответственно, с «поклонениеем», «служением», но никак ни с несвободой или рабством в привычном значении этого слова. Для обозначения русского «раб» в арабском языке подходит не слово «‘абд», а другие слова, например: мамлюк и ракык.
Аза́н
Призыв на молитву. Провозглашается муэдзином.
Акы́да (акида, ‘акыда)
Мировоззрение, вероубеждение, вера (в частности исламская).
Алим (‘алим)
В переводе с арабского: знающий, ученый. Как правило подразумевают мусульманских ученых в различных исламских науках.
Аль-Китаб
В Исламе это Священная Книга, ниспосланная Аллахом (Коран, Инджиль, Таура и др.). Хотя использование слова китаб с определенным артиклем Аль в русском языке , зачастуя, подразумевает Священный Коран
Аманат (амана)
В общем смысле: вверенное на хранение, надежность. То что Аллах вверил, поручил людям
Ансар
Помощник. Ансаром называют мединских сподвижников Пророка, да благословит его Аллах и приветствует
Аср (‘аср)
Послеполуденное время.

емя для прочтения намаза аср. Название 103 суры Корана.
Аулия (авлия)
Множественное от вали
Аура́т (гаурат, аура и пр.)
Части тела у мужчин и у женщин, подлежащих сокрытию от чужих взлядов.
Ахлю-ль-байт (бейт)
Шииты, Люди Дома (пророка) (самоназвание)
Ахлю-ль-китаб
Люди Писания (люди книги). Христиане и иудеи. Наследники тех, кому были даны в свое время через пророков священные Писания: Инджиль, Таура и Забур.
Ахлю-сСунна ва-ль-джама’а
Люди сунны и общины, то есть сунниты
Акшам намаз (ахшам)
В переводе с татарского вечерний намаз, намаз магриб
Аят (айат)
Стих Корана. В переводе с арабского означает знамение.
Аяту-ль-Курси
«Аят Трона», 255 аят суры «Бакара» (2:255)
Баракя́т (баракат, барака и пр.)
Благодать [от Аллаха]
Бид’а (бида)
Нововведение. Нововведение в шариате разделяются на бид’а аль-хасана, соответствующее шариату, и бид’а ас-саййиа, соответственно, противоречащее ему.
Бид’а аль-хасана (бид’а хасана)
Хорошее нововведение в религии. Бид’а, непротиворечащие шариату, имеющее обоснование в Коране и сунне.
Бид’а ас-саййиа (бид’а саййиа)
Плохое нововведение в религии. Бид’а, противоречащее шариату.
Бурак
Сокровенное животное, напоминающее крылатого коня, на котором Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, совершил свое ночное путешествие (ми’радж) из Мекки в Иерусалим и возвышение на седьмое небо.
Ваджиб (важиб)
Действие, предписанное шариатом, близкое к обязательному (фарду).
Вали
Имеет несколько значений.

кровитель, защитник. Преданный слуга Аллаха, приближенный к Аллаху. Чаще используется во множественном числе: аулия.
Витр
Дословно означает нечет. Обычно подразумевают необязательный намаз, состоящий из нечетного числа рака’атов, совершаемого после намаза иша.
Вуду́ (уду)
Совершение омовения (неполного или малого, в отличие от гусль, когда очищается все тело)
Гусль (гусуль)
Совершение полного омовения
Да’ват (да’ва, дават)
Призыв к Исламу
Даджаль
Антихрист
Джамаат (джама’ат)
Коллектив, общество, группа людей, община. См. также Джамаат намаз
Джамаат намаз
Намаз, совершаемый коллективно, т.е. в джамаате.
Джаннат
Рай
Джаханнам
Геенна, ад
Джахилия (джахилийа)
Невежество, язычество. Под джахилией, как правило, понимают доисламский период в Аравии.
Джинн
Незримые, вообщем, разумные сущности, живущие параллельно с нами. Также как и человеку Всевышним были даны джиннам свобода выбора и разум, поэтому среди них есть как уверовавшие и покорившиеся Единому Богу, так и ослушавшиеся, возгордившиеся (шайтаны).

селяли Землю еще до появления рода человеческого.
Джиха́д
Искреннее усилие, стремление на пути Аллаха, которое может выражается в различных формах. Джихад — это и борьба с собственным нафсом, и сказанное слово истины перед лицом несправедливого правителя, и, борьба, в том числе вооруженная, с угнетателем, агрессором.
Джуз
Дословно: часть, доля. Под джузом подразумевают одну из 30-ти частей Корана.
Джума (джум’а, жомга)
Пятница. Используется часто в сочетании намаз джума
Дин
Религия
Дуа (дуга, ду’а)
Мольба, молитва (к Аллаху)
Дунья
Материальный мир, этап жизни человека в земном измерении
Жаннат
См. Джаннат
Забу́р
Священное Писание, ниспосланное Дауду (Давиду). Или в библейском варианте называется Псалтырь, книга псалмов Давида. Не сохранился в неискаженном виде (наряду с Тауратом и Инджилем).
Закя́т
Мусульманский налог. Имущество или деньги, передаваемые нуждающимся. Обязателен для состоятельных мусульман, в отличии от садаки (милостыни)
Зикр
Буквально: поминание. В исламской терминологии, как правило, означает многократное поминание (прославление) Аллаха. Зикр может быть вслух и про себя.
Зульм
Притеснение, несправедливость, гнет.

кже иногда понимают совершение харама и пренебрежение фардами. Дословно означает что-то ставить не на свое место.
Ибада (‘ибадат)
Наивысшая степень поклонения, служения, которого достоин только Аллах. Одного корня с абд
Иблис
Имя Сатаны (Шайтана)
Ид (‘ид)
В переводе с арабского «праздник»
Иду-ль-адха (‘ид аль Адха)
Праздник жертвоприношения, называемый часто у тюркоязычных народов Курбам байрам. Начинается в десятый день месяца зу-ль-хидджа, празднуется 4 дня. Ид уль Адха — один из главных мусульманских праздников.
Иду-ль-фитр (‘ид аль фитр)
Праздник разговения, называемый часто у тюркоязычных народов Ураза байрам. Начинается первого числа месяца шавваль и длится три дня.
Икамат (Икама)
Призыв к обязательной молитве, читаемый муэдзином, но непосредственно перед началом ее в отличии от азана
Икенде намаз (Экинди намаз)
В переводе с татарского послеполуденный намаз, намаз аср
Имам
Дословно: стоящий впереди, предводитель, глава общины. В русском языке обычно употребляется в значении духовного руководителя мусульманской общины (уммы)
Има́н
Вера человека. Под иманом подразумевается вера как состояние сознания человека. Одного корня со словом му’мин.
Инджиль (Инжил)
Священное Писание, ниспосланное Исе ибн Марьям (Иисусу).

библейской терминологии Евангелие, Новый Завет. В изначальном виде, также как и Таурат до нас не дошел.
Иртенге намаз (эртден)
В переводе с татарского утренний намаз, намаз фаджр
Исла́м
Ислам в переводе с арабского означает «Мир», «Предание себя [Всевышнему]», «Покорность [Всевышнему]».
Происходит от трехбуквенного корня «Син»-«Лям»-«Мим». «Мусульманин» и «Салям» того же корня.
Ихcа́н
Буквально: «претворение», «совесть», «чистосердечие». В Исламе понимается как практическое совершенствование в искренности веры и поклонения (ибада), нравственной добродетели.
Ифтар
Разговение после времени дневного поста
Иша (‘иша)
В переводе: сумерки, вечер. См. намаз Иша.
Каа́ба (Кя’аба)
Храм единобожия, построенный Ибрахимом (Авраамом) и Исмаилом (Мир им), к которому направлена кибла при совершении намаза для всех мусульман.
Кадр (Ка́дар)
Один из столпов веры. По традиции на русский язык переводят как предопределение. Точнее термин Кадар можно перевести как «первоначальная осведомленность Аллаха о том что было и что будет, и то что добро и зло от Аллаха». Кадар основан на Всезнании Творца, не ограниченного ни временем ни местом. Означает также что нет ничего, чтобы не происходил бы не по Его воле, т.е.

з Его ведома.
Кита́б
Книга, Писание. В русском языке использование определенного артикля Алиф-Лям (Аль) в начале слова часто поразумевает Священный Коран
Китабуллах
«Книга Аллаха», одно из названий Корана
Кора́н (Кур’а́н, Аль-Куран)
Священная мусульманская книга, Слово Аллаха. В дословном переводе означает «Чтение» (в смысле чтения вслух, но не чтения текста с книги). Последнее Писание, ниспосланное людям и джиннам, единственно дошедшее до нас без искажений слово в слово. Был низведен Всевышним на первый небесный уровень («ближайшее» небо) с Хранимой Скрижали в Ночь «Кадр». Впоследствии, Коран постепенно ниспосылался через ангела Гавриила (Джабраила) Мухаммаду , да благословит его Аллах и приветствует, в течении периода его пророческой миссии.
Как и любое Священное Писание от Аллаха, Коран — есть выражение Речи Аллаха (Сыфат Аллаха АльКалям). Сам по себе сыфат Аллаха вечен, не имеет какого-либо языка, не состоит из звуков или слов. То есть не соответствует нашему обыденному восприятию слова «речь». Следовательно Коран имеет два смысловых оттенка:

  • Вечный сыфат Аллаха АльКалям, которые не создан,
  • Ниспосланный текст Корана, являющийся выражением вечного сыфата АльКалям, но не самим этим сыфатом.

Коран делится на 114 сур (глав). Суры делятся на аяты.

Кудси
Священный, боговдохновенный. Обычно используется в сочетании хадис кудси.
Курба́н байра́м
В переводе с тюркского означает праздник жертвоприношения.

же самое, что на арабском звучит, как Ид-аль-Адха.
Кыя́м (киям)
Стояние, одно из определенных положений человека в намазе.
Ляйля́туль-Кадр (Лейлатуль-Кадр, Лайлатуль-Ка́дар)
Ночь предопределения, ночь могущества. Ляйлятуль-Кадр присутствует в каждом году (по лунному календарю) в один из последних нечетных дней священного месяца Рамадан. В эту ночь Священный Коран было низведен из Хранимой Скрижали на первый небесный уровень («ближайшее небо»).
Магриб
В переводе: закат, заход; запад. См. намаз магриб
Мазха́б
Буквально: путь. В шариате богословско-правовая школа. Как правило, имеют ввиду мазхаб по фикху. Существует четыре мазхаба по фикху (ханафиты, шафииты, малякиты и ханбалиты). Выделяют также мазхабы по акыде: ашариты и матурадиты.
Макрух
В шариате нежелательные действия
Махрам (махром, махрем)
Человек, за которого женщина не может выйти из-за близкого родства (отец, брат, сын и пр.) , а также муж. Аналогично для мужчины являются махрами жена, мать, сестра, дочь и пр.
Минбар
Дословно: возвышенность. В Исламе — кафедра, с которой имам произносит пятничную проповедь. С нее ведет свои проповеди имам-хатыб во время джум’и и других праздников.
Мубах
То что не обязательно, но и не осуждается в шариате.

о-либо, носящее нейтральный характер, соблюдение или несоблюдение которого не является ни грехом ни поощряемым.
Муджахид (моджахед, муджахад)
Усидчивый перед Всевышним, также человек, участвующий в джихаде. Муджахид, погибший за правое дело становится (иншаАллах) шахидом. Все эти усилия на путиАллаха, совершаемые муджахидом не примутся, если это все делалось не ради Всевышнего, а ради славы, показухи, мести и пр..
Мукалляф
Мусульманин(ка), способный отвечать за свои поступки, то есть совершеннолетний и человек в здравом рассудке
Мусхаф
Дословно: свиток. Используется в значении свиток Корана, то есть его экземпляр.
Мустахаб
Действия, за исполнение которых верующий получает савваб, но неисполнение этого, по милости Аллаха, не приравняется к греху в Судный День (иншааллах).
Мусульма́нин (Муслим)
Традиционное общеизвестное определение термина таково: человек, придерживающийся исламской религиозной доктрины.
Мусульманин в переводе с арабского означает «Предавшийся [Всевышнему]». Происходит от трехбуквенного корня «Син»-«Лям»-«Мим» с добавлением частицы «Мим» в начале слова. Одного корня с «Ислам» и «Салям». Поэтому более широкая, полная трактовка данного термина исходит именно из такого определения слова. В этом смысле и Адам, и Авраам, и Иисус и другие пророки (Мир им) были мусульманами
Му’мин (Мумин)
Верующий.

еет один корень со словом «Иман». Таким образом му’мин — это обладатель имана. Как правило, применяется к мусульманину, верующего с искренностью в сердце во Всевышнего Аллаха.
Муэдзин (Муаззин)
Человек, провозглашающий азан (и икамат). Само слово муэдзин (точнее в транскрипции муаззин) происходит от слова азан.
Нама́з
См. также Салят. Намаз — особый вид мусульманской молитвы, религиозное богослужение, выражающее покорность Единому Богу, Его восхваление.
Само слово намаз в русском языке произошло от тюркских и персидского языков.
По-арабски — «Салят» (также «Салат», «Ассалят» и пр.).
Намаз ас-субх
Утренний намаз. То же самое что намаз аль-фаджр.
Намаз аср (намаз аль-аср)
Предвечерний (послеполуденный) намаз. Время намаза аср — с окончания намаза зухр и до полного заката солнца.
Намаз джума (намаз джум’а, жомга)
Пятничный намаз зухр. Джума намаз — обязательный (фард) коллективный намаз, совершаемый в соборной мечети, перед началом которого имамом проводится хутба (пятничная проповедь).
Намаз зухр (намаз аз-зухр)
Дневной (полуденный) намаз. Время намаза зухр начинается, когда солнце отклоняется от зенита в сторону запада, а заканчивается с началом намаза аср (пока длина тени не будет равняться одной или двум длинам предмета).
Намаз иша (намаз аль-иша)
Ночной намаз. Время намаза иша начинается с окончанием намаза магриб до наступления намаз фаджр.
Намаз магриб (намаз аль-магриб)
Вечерний намаз. Время намаза магриб начинается после заката солнца и заканчивается после исчезновения зарева (то есть до наступления времени намаза иша).
Намаз фаджр (намаз аль-фаджр)
Утренний намаз. Время намаза фаджр начинается с начала истинного рассвета (то есть с появления на горизонте светлой полосы) и до появления верхнего края диска солнца.
Нас
В переводе с арабского — люди. 114 (последняя) сура Корана.
Ойлы намаз (иля, кюн орта намаз)
В переводе с татарского дневной намаз, намаз зухр
Рака’ат (ракаат, ракят, ракагат)
Цикл определенных повторяющихся действий в намазе
Рамада́н (Рамазан)
Девятый месяц по мусульманскому календарю. Месяц благодати, прощения и воздержания. Именно в этом месяце предписан обязательный пост. В Рамадан был ниспослан Коран в ночь Кадр и началась пророческая миссия Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.
Риба (риба’)
Ростовщичество, одалживание денег под процент. Согласно шариату — это тяжкий грех (харам)
Ридо (рида, риза)
Довольство тем, что ниспосылает Аллах, будь то добро или зло (мнимое или реальное). Принятие происходящего с любовью, как данное от Всевышнего, без недовольства, обиды или негодования.
Руку́’ (руку)
Поясной поклон. Одно из положение молящегося в намазе
Саваб (савваб, сауаб)
Благостное воздаяние, вознаграждение от Всевышнего. То что приписывается нам при совершение благодеяний. Буквально: награда.
Саля́м (салам)
Сокращенно от «Ассалям». Мир. Пишется также, но без определенного артикля «Алиф»-«Лям»
Салят (ас-салят, ас-салат)
То же, что и намаз, только слово «салят» это транслитерация с арабского, а последний с тюркского и персидского.
Саха́б
Означает — сподвижник Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует
Сахих
Буквально: здоровый, сильный. Как правило используют в сочетании хадис сахих
Сира
Жизнеописание пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует. Иногда под сирой подразумеваются история пророков Всевышнего, вообще.
Суджуд
Земной поклон. Одно из положений молящегося в намазе
Су́нна (сунна́т)
Дела, высказывания, характер, особенности Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Также означает все то, что есть желательно для мусульманина, имеющее подтверждением в хадисах.
Су́ра
Глава Корана. Сура подразделяется на аяты.
Суфизм
См. Тасаввуф
Сухур
Время до рассвета, когда мусульмане принимают пищу перед наступлением времени поста
Та’ви́ль
Разъяснение. Почти тоже самое, что тафсир.
Таравих
Дословно: перерыв, отдых. Таравих Намаз — сунна (т.е. желательный), совершаемый после намаза Иша до намаза витр в месяц Рамадан.
Тасаввуф
Тоже что и суфизм. Школа духовного усовершенствования, искренности с Аллахом. Существует тасаввуф истинный и ложный. Истинный базируется на Коране и суннепророка, да благословит его Аллах и приветствует, а ложный, соотвественно, противоречит им.
Тарих
История. Иногда под тарихом понимается муcульманская священная история
Таурат (Таура, Таврот)
Священное писание, ниспосланное Моисею. В библейской терминологии именуемая Торой или Ветхим Заветом. Также как и Инджиль подлинник Писания не дошел до нас в изначальном виде.
Тафси́р.
В переводе означает толкование. Используют термин, как правило, подразумевая толкование Корана. Сходным по смыслу также является термин та’виль.
У́мма
Мусульманское сообщество, община. В перевод с арабского означает общину вообще (не обязательно мусульманскую)
Ураза байрам
Тюркское название праздника ид-уль-фитр.
Фаджр
Рассвет, утренняя заря. Время для прочтения намаза фаджр. Название 89 суры Корана
Фалак (Фаляк)
Заря, рассвет. Название 113 суры Корана
Фард (фарз)
Обязательное. Религиозное предписание в шариате, соблюдение которого обязательно для верующего, а несоблюдение является харамом.
Фард айн (фард ‘айн)
В шариате понимается как действие, обязательность (фард) выполнения которого лежит на каждом мусульманине отдельно
Фард кифайя
В шариате действие, обязательность (фард) выполнения которого лежит на умме(общине), но не для каждого мусульманина в отдельности. Если кто-либо в общине мусульман выполняет фард кифайа, то для остальных мусульман выполнение этого перестает быть фардом.
Фикх
Дословно: правильное понимание, разумение. Используют в значении исламского права (юриспруденции), науки по толкованию шариата.
Фи́тна
Смута, раздор, испытания
Хадж
Буквально с арабского переводится как направление, намерение, устремление в определенное место и время. В шариате подразумевается совершение паломничества в Мекку к Каабе и горе Арафат, местам источника Единобожия. Хадж является одним из столпов Ислама. Обязателен для зрелого мусульманина, имеющего возможность его совершить.
Хадис
В переводе с арабского: история, рассказ. Как правило под хадисом подразумевается история, рассказ о каком-либо эпизоде из жизни пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует.
Хадис Кудси
Хадисы кудси означают священные, боговдохновенные хадисы. Смысловое значение этих хадисов восходит к Аллаху, тогда как их словесное выражение исходит от Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, в отличии от Корана, значение и словесная форма которого исходят от Аллаха.
Хадис сахих
Добавление прилагательного «сахих», означает хадис, имеющий высокую степень достоверности
Хадис хасан
Добавление прилагательного «хасан» означает достоверный хадис.
Хак (хакк)
Правда, истина
Харам
Запретное. Под харамом обычно подразумевается тяжких грех.
Хасан
Буквально переводится как хороший. Используется в больщинстве случаев в сочетании «хадис хасан».
Хатыб (хатиб)
Ведущий хутбу
Хиджаб
Дословно: преграда, завеса. Одежда мусульманки, которая закрывает от посторонних глаз то, что входит в аурат. На практике под хиджабом обычно подразумевают головной платок мусульманки.
Хутба
Проповедь имама в мечети. Обычно имеется ввиду пятничная (джума) проповедь имама-хатыба с минбара.
Шавваль
Десятый месяц по мусульманскому календарю. Следует сразу после месяца Рамадан
Шайтан
Сатана, дьявол, черт. Ослушавшийся, возгордившийся джинн. При использовании с определенным артиклем, как правило, имеется ввиду Иблис. Без артикля или во множественном числе — это, в основном, непокорные Аллаху джинны, слуги Иблиса. Вообщем, шайтан может быть не только джиннам, но и человеком.
Шари’а (Шариат)
Свод религиозных законов Ислама. Религиозные обязанности и права, которые возложил Всевышний на мусульман в Коране и сунне. Буквальный, изначальный перевод смысл: путь, тропа к источнику.
Шахада (шахадат)
Исламский символ веры. Дословно: свидетельство. Признание словом и в сердце Единобожия: нет ничего (никого) достойного поклонения, кроме Всевышнего Аллаха. И Мухаммад пророк Его. Первый и самый главный столп (основа) Ислама.
Шахид
Дословно: свидетель. Человек, потративший что-либо (жизнь, духовные, материальные и прочие ценности) на пути Аллаха. Как правило, под шахидом понимают муджахида, мученика веры, потерявшего жизнь на пути служения Аллаха (или) в джихаде.

Ясту намаз (джассы намаз)Ночной намаз, намаз иша (В переводе с татарского).

Источник: 09reg.ru

  • Ислам и христианство. Сравнительная таблица вероучений

 

Ислам зародился на юго-западе Аравийского полуострова в начале VII в. в Хиджазе среди племен Западной Аравии. Основатель – Мухаммед (570-632 гг.), провозгласивший себя пророком. Созданная им община стала основой сформировавшегося впоследствии государственного образования – Арабского халифата.

В настоящее время почти половина всех мусульман проживает в Северной Африке, около 30 % — в Пакистане и Бангладеш, более 10 % в Индии, первое место среди стран по численности мусульман принадлежит Индонезии (см. карту). Подавляющее большинство мусульман в России составляют татары и башкиры.

Мусульмане исповедуют, что «нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Аллаха». Некорректно считать Аллаха тем же Единым Богом, что и в христианстве, т. к. представления мусульман о Боге противоречат Божественному Откровению (см. Одному ли Богу поклоняются христиане и мусульмане?). Также как, например, некорректно считать настоящей звездой, сделанную человеческими руками, звёздочку на рождественской ёлке, хотя её и называют звездой.

Слово ислам в переводе с арабского означает покорность. Ислам также называют мусульманством (от арабского «муслим» – «тот, кто покоряется»).

Согласно вере мусульман, Аллах передал Мухаммеду через ангела Коран, который стал священным писанием для мусульман. Мусульмане противоречиво относятся к Библии, поскольку в ней содержится Откровение о Едином Боге, но нет никаких упоминаний о Мухаммеде. Они считают Библию частично искаженной (но в чём точно, они не знают), но не могут отрицать содержащегося в ней монотеистического знания, заимствованного Кораном.

Коран состоит из 114 глав (сур). Название суры, как правило, не отражает ее содержания, а связано с самой запоминающейся фразой или темой. Помимо Корана, источником вероучения является Сунна – рассказы о жизни Мухаммеда и его высказывания в виде хадисов (сказаний).

В настоящее время ислам разделен на два основных течения. Большая часть мусульман мира принадлежит к суннитам. В частности, к ним относятся около 90% мусульман Ближнего Востока. Другое крупное течение ислама – шииты.

Сунниты придерживаются принятого ими свода хадисов, религиозной практики и правил поведения мусульманина во всех жизненных ситуациях, называя этот свод сунной («обычай», «пример», «направление»). Шииты представляют партию (от слова «шиа» – партия), которая утверждает, что власть в общине должна принадлежать только потомкам Мухаммеда (то есть детям Фатимы, его дочери, и Али, его двоюродного брата), а не выборным лицам, как это существует у суннитов. Они не принимают сунну целиком, дополняя ее своими постановлениями, включающими веру в особых посредников между Аллахом и мусульманами – имамов.
Крупное направление современного ислама представлено ваххабитами, выступающими под лозунгом «очищения» ислама, «возвращения» к порядкам времен Мухаммеда.

В исламе можно выделить следующие главные предметы веры:

  1. вера в Аллаха (таухид)
  2. вера в ангелов Аллаха (маляикат)
  3. вера в Писания Аллаха (китаб)
  4. вера в Пророков и Посланников Аллаха (анбийа)
  5. вера в предопределение Аллаха (къадр)
  6. вера в будущую жизнь (ахъират)

Обязательны для мусульманина следующие пять «столпов ислама» (араб. хамсат уль-аркян аль-ислам) — основные предписания, обязательные для всех мусульман:

  1. чтение шахады («нет никакого божества, кроме Аллаха, а Мухаммед – пророк Аллаха»);
  2. пять обязательных молитв в день («намаз»), выполняемые на арабском языке с соблюдением строго определенного обряда;
  3. соблюдение постов в течение месяца рамадан, когда мусульмане обязаны воздерживаться от любой пищи и питья от восхода до заката;
  4. паломничество («хадж») в Мекку по меньшей мере раз в жизни мусульманина;
  5. пожертвования нуждающимся и на нужды общины (“закят”).

В отличие от христианского Откровения, ислам не учит о том, что Бог есть Любовь, воплотившаяся ради спасения людей, а представляет Аллаха лишь как судью, воздающего и наказывающего за дела, предопределяющего человеческую судьбу.  Аллах не любит грешников – это 24 раза повторяется в Коране (2,190), Аллах любит только боящихся его (3,76). Мусульмане никогда точно не знают, определил ли Аллах для них рай или же они пойдут в ад.

Богочеловек Иисус Христос принимается как один из пророков для своего народа и своего времени, но Его Божественность и реальность Боговоплощения отрицается. Мусульмане считают, что перед крестными страданиями Христос чудесным образом заменил Себя другим человеком, а Сам был взят на Небо живым.

Вообще ислам представляет собой нерасторжимое единство веры, государственно-правовых установлений и определенных форм культуры. Исламу не свойственно разделение сферы жизни на светскую и религиозную части. Эта неразделенность привела к появлению Шариата – закона, который основан на интерпретации положений Корана и Сунны и содержит религиозные установления, правовые нормы, нравственные и бытовые предписания.

Здание для коллективных молитв мусульман называется мечетью; флигелем к мечети пристраиваются башни-минареты. Согласно шариату, для мусульманской молитвы, в том числе и коллективной, может использоваться любое помещение, кроме бань и туалетов. И если в православном храме совершаются особые таинства, которые мирянин самостоятельно воспроизвести у себя дома не может, то в мечети мусульмане совершают точно такой же ритуал намаза, как и дома. Ритуалы бракосочетания и похорон традиционно в исламе совершаются вне мечети, что предусмотрено и шариатом.

Руководство религиозной жизнью мусульман в конкретном регионе (государстве) осуществляется наиболее авторитетными лидерами (в исламе нет священства как такового). Это – муфтий у суннитов или шейх-уль-ислам у шиитов; надзор за соответствием шариату ведут шариатские судьи – кази. В настоящее время муфтий утверждает имамов мечетей, в которых они являются полноправными руководителями.

 

Оценка мусульманской веры.

В вере мусульманской, изложенной в Коране, надобно различать две стороны: во-первых истины, заимствованные из священных книг Ветхого и Нового Завета, каковы многие здравые понятия о Боге и Его свойствах, об ангелах, многие нравственные предписания и заповеди, многие исторические сказания, – что подтверждается частыми ссылками на эти книги самого Магомета; и во-вторых – все то, что заимствовано из других источников: частью из древней аравийской веры, частью из иудейского Талмуда, а частью передано самим Магометом и его последователями.

Первого рода истины имеют полное свое достоинство, но они принадлежат Божественному Откровению, а не Магомету или Корану. Корану же принадлежит только то, что здесь эти светлые истины смешаны нередко с такими заблуждениями и баснями, которые почти совершенно затемняют их и подавляют. Так, например, в Коране говорится, будто Авраам и Измаил построили храм в Мекке (сур. 2:121), будто в жертву принесен был Измаил (сур. 38:188), будто Дева Мария, Матерь Господа нашего Иисуса, была сестра Аарона, будто Иисус еще в колыбели изрек о себе: «Я раб Бога, Он дал мне книгу и поставил меня Пророком» (сур. 19:28) и т.п.

Что же касается прочих частей мусульманского учения, которые заимствованы в Коране из человеческих источников, то здесь мы часто встречаем утверждения, явно противоречащие Божественному Откровению.

Так в теоретической части утверждается:

а) что все, происходящее в мире, подчинено безусловному предопределению Аллахом, а иначе происходить не может (17:13; 9:53);

б) что, в частности, и каждый человек имеет свою неизбежную, неотвратимую судьбу (17:13), каждому предназначается известный образ жизни и деятельности, доброй или злой, – чем явно подрывается всякая свобода и нравственность, и Бог становится виновником зла;

в) что Бог сотворил многих людей для геенны, и потому в собственном смысле есть деспот (7:180; 37:163; 3:189);

г) что вечное блаженство праведников в раю будет состоять в самых грубых чувственных удовольствиях (2:25; 37:41; 55:45) и проч.

Неизбежным плодом такого учения выходит то, что вся мусульманская нравственность ограничивается строгим исполнением внешних постановлений, в то время как на исправление сердца не обращается почти никакого внимания (более того, грех понимается, лишь как незнание закона).

Главная слабость исламского вероучения состоит в том, что оно является лишь религиозным законом, сводом правил и предписаний и не даёт прямой связи с Богом (см. сравнительную таблицу). Мусульмане взяли на веру изречения Мухаммеда, который никогда не общался с Творцом напрямую и придали божественные свойства книге с записью этих изречений – Корану. При этом они упорно не желают принимать веру в Живого Бога, Который воплотился, снизошел к падшему человечеству для его спасения, открыл Себя для общения со всеми людьми. Живой Бог отвергает формализм в отношении Себя и говорит: «Сыне, дай Мне твоё сердце!». Ему нужно именно человеческое сердце, а не правильно исполненные законы и обряды. Творец и Спаситель мира открыт для любого человека, который обращается к Нему с искренней молитвой и покаянием. Живой Бог просит любви к Себе, а не мертвых ритуалов, что хорошо видно из Его отношения к фарисейскому благочестию в Евангелиях.

Редакция.

Источник: azbyka.ru

дуа

дуа

Одной неотъемлемой частью жизни мусульманина является дуа или взывание к Аллаху. Ислам призывает верующего молиться и совершать дуа даже о самых банальных вещах.

Дуа показывает веру человека и то, что даже в самых простых вещах верующий обращается и нуждается в Аллахе Всевышнем.

Как правильно совершать дуа?

Чтобы дуа было принято, мусульманин должен помнить о нескольких моментах. Во-первых, — это намерение взывать к Аллаху с искренним и чистым сердцем. Второе – совершать дуа на арабском языке, это не является обязательным пунктом, но дуа, которым взывал к Аллаху Его Посланник (мир ему) является самым совершенным.

Общие дуа

Существует ряд ежедневных дуа касательно разных аспектов и ситуаций, которые должен знать каждый мусульманин и повторять ежедневно.

В момент злости:

В хадисе сказано:

«Я знаю слова, если их произнесет человек, находящийся в ярости, то все пройдет:

اَعُوْذُ بِاللهِ مِنَ الشَّيْطَانِ الرَّجِيْمِ

Агузу билляхи минаш шайтанир ражим

Перевод: «Прибегаю к Аллаху от проклятого шайтана» (Тирмизи).

До и после приема пищи:

Дуа перед едой:

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيْمِ

Бисмилляхир рахманир рахим.

Перевод: «именем Аллаха, Милостивого и Милосердного».

После еды:

اَ لْحَمْدُ للهِ الَّذِىْ اَطْعَمَنَا وَسَقَاناَ وَجَعَلَناَ مِنَ الْمُسْلِمِيْنَ

«Аль-хамду лилляхи-ллязи атамана ва сакана ва джааляна миналь-муслимина».

Перевод: «Вся хвала Аллаху, Который дал нам пищу и питье и сделал нас мусульманами» (Абу Дауд).

При входе и выходе из мечети:

При входе:

اللّهُـمَّ افْتَـحْ لي أَبْوابَ رَحْمَتـِك

«Аллахумма фтахли абваба рахматик».

Перевод: «Аллах, раскрой Свои двери милости для меня» (Сахих Муслим).

При выходе из мечети:

اللّهُـمَّ إِنّـي أَسْأَلُكَ مِـنْ فَضْـلِك

«Аллахумма инни ас алюка мин фадликя».

Перевод: «Аллах, я стремлюсь к Твоему благословению» (Муслим).

Тот, кто чихнул должен сказать:

الْحَمْدُ لِلَّهِ

Альхамдулиллях.

Перевод: «Хвала аллаху».

Тот, кто услышал чихание:

يَرْحَمُكَ اللَّهُ

ЯрхамукАллах.

«Да помилует тебя Аллах» (Бухари).

При входе в дом:

بِسْـمِ اللهِ وَلَجْنـا، وَبِسْـمِ اللهِ خَـرَجْنـا، وَعَلـى رَبِّنـا تَوَكّلْـنا

Би-сми Лляхи валяджна, ва би-сми Лляхи хараджна ва ‘аля Рабби-на таваккяльна!

Перевод: «С именем Аллаха мы вошли, с именем Аллаха вышли и на Господа нашего стали уповать».

При выходе из дома:

بِسْمِ اللهِ تَوَكَّلْتُ عَلىَ اللهِ وَلاَ حَوْلَ وَلاَ قُوَّةَ اِلاَّ بِاللهِ ط

Бисмиллях таваккальту аляллах ва ля хавля ва ля куввата илля биллях.

Перевод: С именем Аллаха, уповаю на Аллаха, нет мощи и силы ни у кого, кроме Аллаха.

В моменты тревоги и беспокойства:

Пророк Мухаммад (мир ему) совершал следующее дуа:

لآَ اِلَهَ اِلاَّ اللهُ الْحَلِيْمُ الْحَكِيْمُ لآَ اِلَهَ اِلاَّ اللهُ رَبُّ الْعَرْشِ الْعَظِيْم

لآَ اِلَهَ اِلاَّ اللهُ رَبُّ السَّمَاوَاتَ وَاْلاَرْضِ وَرَبُّ الْعَرْشِ الْكَرِيْمِ ط

Ля илляха иллялаххуль халимуль хакиму – ля иляха иллялаху раббуль аршиль азыйм- ля иляха иллялаху иляль раббус самавати валь арди ва раббуль аршиль карим.

Перевод: «Нет бога, кроме Аллаха, Всемудрого. Нет бога, кроме Аллаха, Господь Трона. Нет бога, достойного поклонения, кроме Аллаха, Господа Небес и Земли, и Арша» (Тирмизи).

Во время поездки:

سُبْحَنَ الَّذِىْ سَخَّرَلَنَا هَذَا وَ مَا كُنَّا لَهُ مُقْرِنِيْنْ وَ اِنَّا اِلَى رَبِّنَا لَمُنْقَلِبُوْنْ

Субхана-ллязи саххара лана хаза ва-ма кунна ляху мукринин, ва-инна иля раббина ля-мункалибун.

Перевод: «Слава Тому, Кто подчинил нам это, ведь нам такое не под силу; поистине, мы вернёмся к Господу нашему!» (Тирмизи).

Islam-Today

Источник: islam-today.ru

«Ислам. Мусульманство. Арабский халифат»



Ислам, мусульманство — одна из мировых религий, наряду с христианством и буддизмом. До принятия ислама арабы поклонялись разным богам, но главной святыней для всех арабов была Кааба — храм в городе Мекка, в углу которого был вмурован черный камень. Ежегодно в Мекку со всего полуострова стекались тысячи арабов, чтобы поклониться черному камню. Богатые купцы, обладавшие властью в Мекке, извлекали из этих посещений немалую выгоду. Идея централизации культа витала в воздухе. В VI в. появилось движение ханифов, пророков-проповедников, призывавших отказаться от языческого поклонения разным богам и идолам в пользу единого бога. Новый бог отличался и от иудейского Яхве, и от христианской троицы. Есть сведения, что некоторыми из ханифов использовалось слово Аллах (ал или эл — общесемитский корень понятия «бог»). Каждый из ханифов провозглашал себя доверенным лицом нового бога, но надолго удержать последователей не получалось.

Возникновение ислама

Мухаммед (570-632) выступил с проповедью, смысл которой сводился к тому, что существует лишь один великий Аллах и что все должны быть покорны его воле  («ислам», «мусульмане» — от слова «покорность»). Мухаммед родился в обедневшем клане Хашим могущественного мекканского племени курейш.

После женитьбы на Хадидже он начал слышать божественные «голоса». Примерно с 610 г. Мухаммед стал выступать в качестве религиозного проповедника, новоявленного пророка. В распространении новой религии большую роль сыграла семья нового пророка: жена, муж дочери Фатимы. Все потомки Мухаммеда — это дети Фатимы.

Вначале Мухаммед не настаивал на том, что создает новое учение, новую религию. Всю догматику своего учения, включая пророков от Авраама до Иисуса, он откровенно заимствовал из Библии. Показательно, что в первые годы распространения нового учения Мухаммед даже молился, обратив лицо к святому городу иудеев и христиан — Иерусалиму. Только после того, как евреи стали критиковать теологические и догматические высказывания Мухаммеда, пророк предписал обращать лицо во время молитвы в сторону Мекки, которая к этому времени превратилась в духовный центр ислама.

Сила проповеди Мухаммеда была не в оригинальности и не в следовании канонам, а в том, что форме религии дал то главное, что в конкретных условиях Аравии начала VII в. было так необходимо,— призыв арабов к сплочению под знаменем единого бога. Этот-то призыв и создал импульс невиданной силы.

Мухаммед призвал своих последователей ежедневно молиться ему, сопровождая молитву призывом к ней и омовением, а также соблюдать пост и вносить в общую кассу правоверных налог в пользу бедных, занят (вначале примерно 2,5% общей стоимости имущества). Из Библии Мухаммед заимствовал идею страшного суда, представление о рае (обогащенном гуриями) и аде, о сатане (шайтане), бесах (джиннах) и многое другое. Не чужд Мухаммеду оказался и дух раннехристианского эгалитаризма: по крайней мере на первых порах он активно выступал в защиту бедных, против притеснений («обмериваний») со стороны богатых купцов.

Проповедь вызвала недовольство мекканских купцов, опасавшихся, что проповедь Мухаммеда скажется на посещении Каабы: место древней реликвии в новой системе еще не было определено. Мухаммеду и его последователям пришлось бежать в соперничавший с Меккой торговый город Ясриб (позднее названный Мединой, т. е. «Городом пророка»). Это событие, называемое по-арабски «хиджра», т. е. «переселение», стало точкой отсчета мусульманского летоисчисления (622 г.). Вырабатывая законоположения новой религии, Мухаммед заметно углубил отличия между его учением и учениями христиан и иудеев, что вполне естественно: культурные традиции арабов не могли не оказать своего воздействия и на нормы семейной жизни (многоженство, подчиненное положение женщины), и на сферу права (четкое отстаивание интересов частной собственности, естественное для торгового народа), и даже на характер пищевых запретов (не пить вина) и т. п. Все это, вместе взятое, позволило Мухаммеду в Медине сделать значительный шаг по пути обособления новой религии от других, пусть даже и родственных ей. Этому шагу способствовал и разрыв пророка с иудейской колонией в Медине, выступившей в союзе с Меккой против мусульман.

В последующие годы большинство арабских племен приняло ислам. Мухаммед и его сторонники торжественно возвратились в Мекку. Кааба стала главным святилищем мусульман. Победа ислама над более древними верованиями привела к сплочению арабских племен и созданию государства. Окончательное объединение Аравии произошло вскоре после смерти Мухаммеда (632 г.). Тогда была составлена священная книга ислама — Коран (по-арабски — «то, что читают»). Она содержит речи Мухаммеда, записанные его сподвижниками. Для мусульман Коран — прямая речь Аллаха, обращенная к Мухаммеду, а через него ко всем людям. Большая часть Корана написана стихами; эта книга является главным источником вероучения, содержит наставления, правила поведения, запреты и т. п.

Пять главных обязанностей мусульман: вера в то, что Аллах — единственное божество, а Мухаммед — его посланник, молитва, пост в месяц рамадан, хадж — паломничество в Мекку и посещение Каабы, налог на имущество и доходы, который распределяется среди бедных. К обязанностям верующего причисляют джихад, под которым понимается отдача всех сил и возможностей во имя торжества ислама, вплоть до «священной войны» против немусульман (называемой газават). Ислам возник под влиянием иудаизма и христианства. Бог, согласно исламу, посылал людям своих посланников — Моисея, Иисуса, которые несли слово Божье. Однако люди забыли то, чему те учили. Поэтому Аллах и направил людям Мухаммеда, чтобы наставить их на праведный путь. Это было последнее предупреждение Бога людям, после которого наступит конец мира.

Мусульмане верят в единого Бога, его посланников и пророков от Адама до Мухаммеда, в Божественные Писания, ниспосланные посланникам, а также в ангелов, в судный день, в рай и ад, воздаяние за добро и зло. Священное предание мусульман — сунна. Правовая система ислама разработана в шариате. Основные направления — суннизм и шиизм, возникшие на основе спора о наследнике духовной и политической власти Мухаммеда.

Сунниты и шииты

Суннизм (от «сунна» — образ действий, поведение) — основное направление в исламе, считающееся ортодоксальным. При решении вопроса о главе мусульманской общины — об имаме-халифе — сунниты считают важным опираться на принцип выборности. Первые имамы после Мухаммеда были выборными. Сунниты утверждают, что имамом может быть выбран любой правоверный мусульманин, отличающийся знанием Корана и соответствием его поведения предписаниям, изложенным в суннах — мусульманском священном предании, изложенном в хадисах о поступках и изречениях Мухаммеда. Сунна стала чем-то вроде комментария и пояснений к Корану.

Шиизм (от араб, «ши’а» — группа приверженцев) — одно из основных направлений в исламе. Шииты считали, что не Осман — соратник пророка, а Али, ближайший родственник и сподвижник пророка, должен был занять место халифа. Таким образом, спор был о том, что важнее в передаче традиции: верность идее или признак крови. Шииты не признают суннитских халифов, считая законными преемниками Мухаммеда лишь имама Али и его потомков: заместитель пророка — халиф — не должен быть избираем людьми. В самом лагере шиитов оказалась значительная группа мусульман («хариджиты» — вышедшие), склонявшаяся к тому, что халиф не должен быть наследственным правителем, его следует избирать «по воле Аллаха и народа». В 661 г. Али пал от кинжала хариджита. Шииты лишились власти. Новым халифом был провозглашен Муавия, ставший родоначальником династии Омейядов, правившей халифатом до 750 г. Начиная с Омейядов, покровительствовавших суннитам и противопоставивших их сторонникам Али, это направление в исламе стало считаться ортодоксальным, по отношению к которому все иные, в первую очередь, шииты, были в явной или скрытой оппозиции. Один из сыновей Али и Фатимы Хасан смирился с суннитами, другой — Хусейн — нет, погиб в битве, стал мучеником шиитов.

Арабский халифат и исламизация

 Арабский халифат — феодальное теократическое арабо-мусульманское государство, возникшее в результате арабских завоеваний в VII-IX вв.

После смерти Мухаммеда государство возглавили халифы (по-арабски — «заместитель, преемник»), которых первоначально избирала община верующих из сподвижников пророка. Несмотря  на внутриусобицу, ислам распространяется. Перейдя через Гибралтар, арабы завоевали Испанию и, пройдя через Пиренеи, вторглись во Францию, где лишь в битве при Пуатье (732 г.) их победоносное продвижение было остановлено. К 750 г. владения халифата (Арабского государства) раскинулись от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая, Столицей халифата первоначально была Мекка, затем Дамаск в Сирии. Причиной побед стал, с одной стороны, ислам, сплотивший арабов, а с другой стороны, то, что главные противники арабов — Византия и Персидское царство — были давними соперниками и истощили друг друга во взаимных войнах, население было разорено налогами и не оказывало арабам серьезного сопротивления. В ходе завоеваний ислам превратился в мировую религию.

Арабские завоевания зиждились на весьма прочной основе, завоевание шло параллельно с исламизацией завоеванных народов. И если вначале, во времена пророка, едва ли не важнейшим побудительным стимулом для завоеваний была погоня за военной добычей, которая одна только могла возместить убытки, что понесли арабские города от упадка торговли, то позже обстоятельства изменились. Распространение ислама достигалось разными способами, В районах близких, где издревле обитало немало арабов или родственных им семитских племен, исламизация практически свелась к арабизации. Сложнее обстояло дело в Ливане, где сравнительно сильные корни пустило христианство, но и там процесс шел достаточно успешно. Примерно такой же была ситуация в северной Африке — с той лишь разницей, что местное население здесь (особенно в долине Нила) не было семитским. В Испании исламизация шла за счет экономических привилегий, которые были установлены для перешедших в ислам. Эти привилегии, во всяком случае вначале (позже они были пересмотрены либо отменены), сыграли очень существенную роль. Вся земля в халифате была объявлена государственной собственностью. Как правило, все земли оставляли их прежним владельцам. Рента-налог почти со всех земель стекалась в казну халифа. Но мусульмане в качестве налога платили ушр — одну десятую часть дохода, а все остальные — харадж, размер которого колебался от одной до двух третей урожая, а также подушную подать (джизию). Торговая пошлина для мусульман тоже была льготной (2,5% против 5% для остальных).

Исламизация сильно унифицировала образ жизни, систему семейных и общественных отношений, этику, право на всей территории халифата.

Арабский халифат

Арабский халифат постепенно сформировался в огромную державу, объединившую силой оружия ряд стран Азии, Африки  и Европы. Эти страны были населены народами, имевшими различное историческое прошлое, с несходным образом жизни и верованиями, языками и обычаями. Верховным собственником всех земель халифата являлось государство. Существовало несколько категорий землевладения, которые делились на облагаемые налогами общинные земли и условные землевладения, получаемые воинами за службу. Во второй половине VIII-IX вв. Арабский халифат переживал кризис, вызванный внутриполитической борьбой за власть среди потомков Мухаммеда, значительным социальным расслоением и неравноправным положением мусульман неарабского происхождения. В результате, к концу IX века халифат распался на ряд независимых государств.

 

Источник: uchitel.pro


Categories: Ислам

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.