СОДЕРЖАНИЕ

Введение 2

1. Происхождение ислама 3

2. Коран 6

3. Мусульманское вероучение. Культ. Обряды 9

4. Различные течения в исламе 12

5. Завоевание мира 14

Вывод 16

Список использованной литературы 17

ВВЕДЕНИЕ

Проблема возникновения ислама неоднократно подвергалась самому тщательному изучению, научное исследование этого вопроса в Европе восходит еще к середине XIX в. Данная проблема изучалась прежде всего на базе источников о жизни и деятельности основателя ислама, Мухаммеда. Большое значение в данной связи имел достигнутый в это время значительный прогресс в научном исследовании текста Корана, прежде всего в разработке методик текстологической датировки различных его частей.

Новый этап в изучении рассматриваемой проблемы начинается в конце XIX в. и связан во многом с выходом в свет монографии Г. Гримме [Grimme, 1892–1895]. В это же время появляется и первое отечественное исследование вопроса происхождения ислама, правда, скорее популярного характера [Соловьев, 1896].


Таким образом, исследования исламоведов XIX в. заложили прочный фундамент, позволивший в следующем веке реконструировать достаточно полную фактологическую картину возникновения ислама.

Основным предметом данного исследования служат причины появления и развития новой религии, процесс возникновения ислама, каким образом данный процесс протекал, а также распространение ислама.

ПРОИСХОЖДЕНИЕ ИСЛАМА

Ислам — одна из великих религий мира. Чисто духовное явление — возникновение новой мировой монотеистической религии — сопровождалось неотделимыми от него политическими последствиями эпохального значения: арабской экспансией, приведшей к образованию мощного теократического государства — Халифата.

Религиозные представления древних арабов можно определить как патриархальный генотеизм, при котором каждое племя верило в своего особого бога-покровителя. При этом идея племенного божества не только не исключала, а, напротив, подразумевала существование иных богов — покровителей других племен.

Ко времени возникновения ислама первобытный натурализм языческих культов и примитивно-чувственные мифологические представления уже утратили власть над сознание аравитян; этому способствовали широкие связи аравитян с соседними народами и знакомство с учением иудеев и христиан.

Языческому культу многочисленных племенных божеств ислам противопоставил вероучение о едином, могущественном, милосердном, всеведущем и вездесущем верховном божестве-творце, правителе и верховном судии мира. Языческие верования, основанные на преклонении человека перед грозными силами природы, сменились религией, обращенной к человеку, к его нравственным потребностям, к его судьбе, земной и посмертной.


Происхождение исламской религии яснее, чем происхождение христианства и буддизма, так как ее рождение почти с самого начала освещается письменными источниками [1,152].

Издавна Аравия была населена семическими племенами, предками современных арабов. Часть их жила оседло и городах и оазисах, занимаясь земледелием, ремеслами и торговлей, часть кочевала в степях и пустынях, занимаясь скотоводством, разведением верблюдов и лошадей. Аравия была экономически и культурно связана с соседними странами — Месопотамией, Сирией, Палестиной, Египтом и Эфиопией. Торговые пути между этими странами проходили через Аравию, а один из наиболее сажных торговых узлов, находящихся на пересечении торговых дорог, был в Мекканском оазисе, близ побережья Красного моря. Здесь и обитало племя курейшит, которое извлекало из торговли огромную выгоду для себя.

В IV в. в Аравии наметился упадок в караванной торговле, так как торговые пути переместились на восток в Сасанидский Иран. Это нарушило экономическое равновесие, длившееся веками. Кочевники, потерявшие доход от торгового промысла, стали переходить к оседлому образу жизни, заниматься земледелием, что, естественно, вызвало столкновение между племенами из-за земли, пригодной для возделывания. Остро встал вопрос об объединении, возникло движение за слияние племенных культов, за почитание единого верховного бога Аллаха. Среди арабов возникла секта халифов, чтивших единого бога.


Возникновение и распространение новой религии в Аравии происходило синхронно. В обстановке кризиса родоплеменной структуры ислам стимулировал и мотивировал начавшиеся ранее процессы племенной интеграции и создания новых имущественно-правовых отношений, а эти процессы, в свою очередь, способствовали распространению нового вероучения.

Путем уговоров и силой оружия аравийские племена одно за другим обращались в ислам, и к концу 630 г. большая часть Аравии признала власть Мухаммеда[1,152].

В такой обстановке и развернулась проповедническая деятельность Мухаммеда, вполне отвечавшая общественной потребности. В его проповедях требовалось почитать только Аллаха и быть покорным его воле.

Мухаммед был уроженцем Мекки из оседлого племени курейш. Почти достоверно установлено, что жил он приблизительно в 570—632 гг. н. э. По преданию, Мухаммед получил от Аллаха через архангела Джебраила ряд «откровений», записанных в священной книге Коран и передал их людям.

Биография Мухаммеда, в отличие от евангельской биографии Иисуса, лишена особых «неземных» деяний. Известно только, что при жизни Мухаммеда все государственные и общественные дела в мусульманской общине решались по его указанию.


Мухаммед начал свою деятельность в Мекке. Проповеди Мухаммеда были встречены враждебно, прежде всего, предводителями его собственного племени. Торговая знать опасалась, что прекращение культа староарабских племенных богов подорвет значение Мекки как религиозного, а значит, и экономического центра. В 622 г. н. э. Мухаммеду с его приверженцами пришлось бежать из Мекки; это бегство (хиджра) считается мусульманами за начало особого летоисчисления (мусульманская эра). Мухаммед отправился пророчествовать в Медину (Ятрий), где ему удалось собрать много приверженцев [1,154].

В земледельческом оазисе Медине пропаганда Мухаммеда нашла отклик: мединцы враждовали с мекканской аристократией и рады были выступить против нее. Мухаммеда поддержало несколько местных крупных племен, а уже в 630 г, мекканские племена вынуждены были принять новую религию. Но по мере того как к новому учению примыкали все новые и новые племена, Мекка приобретала всe больший вес и становилась национально-религиозным центром, а аристократия племени курейш даже возглавила мусульманское движение. Вскоре Мухаммед и его приверженцы объединили большую часть Аравии под знаменем новой религии.

В момент смерти Мухаммеда (632 г.) новое вероучение было еще не оформлено, оно только приобретало свои очертания, но основные его положения, которые можно извлечь из Корана, были позже развиты мусульманскими богословами.

КОРАН


Возникновение ислама сопровождалось появлением священной книги — Корана, который, согласно мусульманской богословской традиции, был ниспослан Аллахом через ангела Джабраиля в форме откровений пророку Мухаммеду, передавшему эти божественные откровения в проповедях, обращенных к соплеменникам.

Коран (по-арабски "аль-Куръан" — «читать») — священная книга мусульман. Это обычно солидный том, включающий более 500 страниц текста на арабском языке. Почти таков же объем его перевода на восточные и на западные языки. Коран — книга несотворенная, существующая предвечно, как сам бог, Аллах; она его "слово". Оригинал Корана, согласно исламу, начертан на арабском языке на листах — сухуф и свитки с ним хранятся на седьмом небе, отсюда и одно из его названий — Свитки, Книга. Коран — "Мать книги" — Умм аль-китаб, находится под престолом Аллаха; и только один Аллах в этой небесной книге "стирает, что желает, и утверждает"[3,178].

Существует предположение, что Мухаммед не записывал свои «откровения», некоторые из его поучений якобы за ним записывали его ученики. Разрозненные записи его изречений и поучений, сделанные в разнос время, были собраны воедино без всякой систематизации и переписаны в одну книгу, причем не одобренные калифом записи вошли в Коран и были сожжены. Так, при третьем приемнике Мухаммеда, халифе Османе, в 644—656 г.г., был составлен и утвержден Коран. Книга эта была объявлена священной.


Коран — собрание проповедей Мухаммеда, обращенных к еще не признавшим новое учение язычникам или неофитам, поучительных рассказов, канонических предписаний, молитв и т. д. Отдельные дополнения и изменения, сделанные в этих проповедях и предписаниях при их позднейшей (после смерти Мухаммеда) письменной фиксации, коснулись, по-видимому, лишь частностей и не затронули основного их содержания.

Коран разделен на 114 глав (сур). Они расположены беспорядочно, по размерам: более длинные ближе к началу, более короткие — к концу. Каждая сура имеет своей целью передать целое откровение и состоит из стихов, или, как их называют, аятов. Суры мекканские (ранние) и мединские (более поздние) размещены вперемешку. Часто к одной суре отдельные предложения и мысли не связаны не только между собой, но и с названием главы. Одно и то же повторяется в разных сурах. Восклицания и прославления величия и могущества Аллаха чередуются с предписаниями, запретами и угрозами геенной в будущей жизни всем грешникам. В отличие от христианского Евангелия в Коране отсутствует редакционно-литературная обработка — это совершенно необработанные тексты[3,178].

Пафос Корана направлен против язычества и основ общественной жизни родоплеменного строя. Из суры в суру настойчиво повторяется мысль о единстве Аллаха, его всемогущества и справедливости.

Коран не только оказал влияние на арабскую культуру и литературу, но и лег в основу того сложного комплекса, который получил несколько условное название «мусульманской культуры» и связал общими историко-культурными и литературными традициями многие мусульманские народы Востока.


рма Корана с его стилистическими особенностями, рифмованной прозой и т. д. оказала несомненное влияние на все виды повествовательной прозы, особенно на теологическую, историко-географическую и естественнонаучную литературу, послания всех видов (рисала) — деловые, научные и личные — и сочинения других жанров. Появление Корана ускорило формирование единого арабского литературного языка и способствовало закреплению его грамматических и стилистических норм на многие века.

Источник: mirznanii.com

ислам

Мечеть-медресе султана Хасана и мечеть Рифаи на площади Салах-ад-Дина. Каир.

исла́м, одна из мировых религий, её последователи — мусульмане.

Ислам возник в Западной Аравии, в Хиджазе, в начале VII в. Основателем ислама считается житель Мекки Мухаммед (570—632). В возрасте 40 лет (около 610) Мухаммед объявил себя посланником единого Бога — Аллаха, продиктовавшего ему свою волю. В этот период каждое из арабских племён имело своих богов, но по мере концентрации власти у некоторых племён стали выделяться главные боги. Мухаммед призывал своих соотечественников отказаться от поклонения многочисленным племенным богам, верить только в Аллаха, вести праведную жизнь и готовить себя к грядущему Божьему суду. Основным догматом вероучения Мухаммеда стало признание единым Богом Аллаха и Мухаммеда — «посланником Аллаха» («ля иляха илля-ллах ва Мухаммедун расулюллах»).


Учение ислама распространилось среди арабов не сразу, и даже не все из родного племени курейшитов поддержали Мухаммеда. Среди первых его последователей были его жена Хадиджа, его дядя по отцу Абу Талиб и двоюродный брат Али, сын Абу Талиба. Со своими сторонниками Мухаммеду пришлось переселиться из Мекки в Ясриб (позднее — Медина); со времени этого переселения — хиджры, которое произошло в 622, начинается летосчисление ислама.

На формирование ислама оказали влияние как политеистические представления, так и давно существовавшие на территории Аравии монотеистические религии — иудаизм и христианство.

Вероучение ислама изложено в священной книге мусульман — Коране. Согласно исламской традиции, Коран был прочитан Мухаммеду ангелом Джибрилом (Джабраилом) по вечному оригиналу, находящемуся на небе.

Коран при жизни Мухаммеда существовал в устной форме, и было немало людей (кари, мн. ч. курра), которые могли читать весь Коран или его бо́льшую часть наизусть. Однако со временем какие-то части Корана могли выпасть из памяти, другие приобрести новую редакцию. Первая попытка записать Коран была предпринята вкругу ближайших сподвижников Мухаммеда после его смерти, но как рукописная книга и канонический текст Коран стал доступен лишь при третьем халифе — Османе (644—656).


Коран делится на 114 глав, именуемых сурами, расположенных в порядке убывания их объёма, кроме первой — Фатихи, которая включает краткое содержание основных догматов ислама, читается при совершении практически всех мусульманских обрядов и широко используется для надписей на культовых зданиях. Хотя суры расположены не в хронологическом порядке, их делят на «мекканские» (до хиджры) и «мединские» (после хиджры) соответственно периодам пребывания Мухаммеда в Мекке и Медине.

В «мекканских» частях Корана Мухаммед говорит о будущем воскресении из мёртвых и существовании единого Бога, осуждает языческий обряд погребения заживо новорождённых девочек; на первых порах ведущей мыслью Мухаммеда было не единобожие, а близящийся Cтрашный суд. Суры «мекканских» откровений делятся на три группы. В сурах первой группысодержатся наставления и призывы поразмыслить о спасении; эти откровения соответствуют начальным четырём годам деятельности Мухаммеда и другие.внейшей считается 96-я сура. Во вторую группу входят суры пятого и шестого года деятельности Мухаммеда, предсказание о Страшном суде как бы отступает на задний план перед провозглашением единобожия. Содержатся и сказания о предшествующих пророках. В третьей группе откровений (шестой год до хиджры) таких сказаний становится больше. Аллах упоминается как Рахман (Милостивый), но в позднейших сурах это слово исчезает.


Суры «мединского» периода содержат множество культовых, юридических и этических предписаний, намёки на некрые происходившие события, призывы уважать пророка и его семью, восхваление тех, кто умирает «на пути Божьем», выпады против лицемеров, фарисеев ислама, и против христианской Троицы; встречаются также выпады против евреев. Деятельность Авраама (Ибрахима) Мухаммед стал связывать только с арабами и, согласно Корану, он со своим сыном Исмаилом создал не только мекканское святилище, но и чистую первоначальную религию, ту самую, которую стремится восстановить Мухаммед и которую исказили евреи и христиане. В «мединских» сурах нет какого-либо специального кодекса законов, и мусульмане не ведут судопроизводства по Корану, однако более 500 стихов (суры 2, 4, 5) содержат предписания по религиозным, гражданским и уголовным делам и ясно излагают обязанности образцового мусульманина (например, 2: 172).

Каждый мусульманин должен следовать пяти основным «столпам» — обязанностям религии. Главный догмат ислама кратко изложен в 112-й суре Корана: «Во имя Аллаха милостивого, милосердного! Скажи: Он — Аллах — един, Аллах, вечный; не родил и не был рожден, и не был Ему равным ни один!».

Первая обязанность мусульманина — вера в то, что Аллах — единственное божество, а Мухаммед — его посланник; троекратное произнесение шахады («ля иляха илля-ллах ва Мухаммедун расулюллах») является главной частью ритуала принятия ислама.

Вторая обязанность — пятикратная молитва (салят, намаз), которую ежедневно нужно совершать в любом ритуально чистом месте, однако в пятницу мусульмане должны совершать коллективную молитву в соборной мечети, которая в то же время является центром религиозного обучения и общественных собраний.

Третьей ритуальной обязанностью является пост (саум) в месяц рамадан. Согласно традиции, первое откровение было ниспослано Мухаммеду в месяц рамадан, поэтому пост в месяц рамадан воспринимается как телесная форма служения Богу. В течение светового дня верующий не должен есть, пить, воскурять благовония, развлекаться и только, когда «белую нитку невозможно отличить от черной», с заходом солнца разрешается пить, есть, однако и ночное время рекомендуется посвящать благочестивым размышлениям, чтению молитв. Особенно приветствуются коллективная молитва, рассказы о деятельности Мухаммеда и его сподвижниках. От соблюдения поста освобождаются больные, немощные старики и маленькие дети, путники, воины, участвующие в боевых действиях (хотя традиционно на время поста заключается перемирие), и др. Невыполненный пост освобождёнными от него может быть соблюдён в другое время или возмещён соответствующим образом.

Четвёртой обязанностью мусульман является закят — обязательный налог на имущество и доходы, который должен расходоваться на нужды общины и её прихожан. Этот принцип распределения как бы утверждает людей в представлении, что все верующие равны, для Аллаха нет бедных и богатых и всё имущество распределяется в равной мере между верующими; кроме того, верующие должны делать добровольные пожертвования — садака.

Пятой обязанностью мусульман является совершение паломничества в Мекку (хаджж), прежде всего в «Священную мечеть» аль-Масджид аль-Харам, где находится главная святыня ислама Кааба, здание с вмурованным «чёрным камнем» в восточном углу. Существует очень строгий ритуал совершения этого паломничества в месяц зу-ль-хиджжа, который соблюдается на протяжении всего существования ислама. Желательно, чтобы хаджж совершил каждый мусульманин хотя бы раз в своей жизни (при условии физических и материальных возможностей); в этом случае он получает звание хаджи и уважение соплеменников.

Иногда к обязанностям мусульман причисляют джихад — полную отдачу всех сил, включая священную войну, для торжества ислама — как свидетельство благочестия, гарантирующего доступ в рай.

По мере распространения ислама среди неарабских народов, стоявших на разных ступенях развития, для решения различных проблем гражданского общества предписаний Корана оказывалось недостаточно. Обратились к «прецедентам», то есть действиям и поступкам пророка (сунна), древним обычаям Медины, собственному чувству справедливости (рай). Сунна — свод обычаев и правил поведения древней общины, практика и теория мусульманского правоверия — была зафиксирована в хадисах (рассказах о поступках и высказываниях Мухаммеда и его сподвижников), кодифицирована в IX в. и вошла наряду с Кораном в священную литературу. Сунна фактически приобрела большее значение, чем Коран — памятник начального ислама. Мусульманскими правоведами было объявлено, что сунна может обойтись без Корана, но Коран не может обойтись без сунны. Правоверные мусульмане получили название ахль ас-сунна — «люди сунны», «сунниты».

Дальнейшее развитие мусульманского общества потребовало развития правоведения — фикха. Его основными корнями у суннитов наряду с Кораном и сунной были признаны иджма (согласное мнение авторитетных учёных) и кыяс (суждение по аналогии). Правоведы-факихи составили своды или кодексы мусульманского права — шариат. Обычное право — адат, которое регулировало различные отношения у завоёванных арабами народов и племён, в какой-то мере было согласовано с шариатом и даже приравнено к нему. Во второй половине VIII—XIX вв. выработка норм мусульманского права была завершена. При этом сунниты разделились на последователей четырёх правоверных мазхабов (религиозно-правовых школ) — ханафитов, маликитов, шафиитов, ханбалитов. Основателями этих до настоящего времени существующих школ были Абу Ханифа (около 699—767), Малик ибн Анас (708/715—795), аш Шафии (767—820) и Ибн Ханбаль (780—855). Они были признаны непререкаемыми авторитетами, применявшими иджтихад — самостоятельное, не зависимое от других толкование религиозного права. После них «двери иджтихада» были закрыты и применение мусульманского права к новым общественным и политическим явлениям стало производиться при помощи фетв (официального суждения высшего религиозного авторитета).

Уже в первое столетие существования ислама в нём произошёл раскол: выделились, кроме суннитов, шииты — сторонники Али, мужа дочери пророка — Фатимы и двоюродного брата Мухаммеда, которые признавали исключительное право Али на верховное руководство мусульманской общиной — имамат. Первоначально это были арабы, но затем к ним примкнули мусульмане Ирана. Шииты считают, что имам не избирается и не назначается людьми, а является таковым по своей сущности, благодаря таинственной эманации «божественной благодати», переходящей от одного имама к другому, и, таким образом, признают принципы наследственной власти и непрерывности пророчества. Кроме этих двух основных направлений — суннизма и шиизма — в исламе существует множество различных течений, однако среди всех мусульман существует довольно стойкое представление об их принадлежности к единой общности людей, объединённых общей верой, общими традициями, общей историей и общими интересами в современном мире.

Самыми распространёнными праздниками мусульман являются следующие.

Наиболее почитаемый праздник — жертвоприношения (ид аль-адха, курбан-байрам), отмечается на 70-й день после окончания поста в месяц рамадан (10 зу-ль-хиджжа). Праздник связывается с библейским преданием о пророке Аврааме (Ибрахиме), который хотел принести в жертву Богу своего сына Исаака (у мусульман — Исмаила). В последнюю минуту Бог послал ангела (Джибрила) с барашком и спас тем самым его сына. В память об этом дне каждый мусульманин должен, выполнив определённый ритуал, принести в жертву овцу, корову или верблюда. Считается, что жертвенное животное перенесёт верующего через тонкий, как волос, мост Сират в рай. К празднику, который продолжается три-четыре дня, готовятся долго и тщательно, заранее выбирают и выкармливают жертвенное животное; обычно в эти дни посещают могилы предков и делают различные пожертвования и благодеяния.

Праздник разговения — ид аль-фитр приходится на начало следующего за рамаданом месяца, то есть 1 шавваля. Праздник очень весёлый, верующие ходят в гости, устраиваются гуляния, совершаются различные богоугодные дела. Считается, что, если кто-то не успел совершить обещанное за время поста, должен поспешить с выполнением в дни праздника.

В период рамадана мусульмане особенно торжественно отмечают последние три ночи, так как они считаются наиболее священными. Существует поверье, будто в эти ночи происходят чудеса, знамения, исключительные события, свидетели которых могут получить расположение «высших сил». Наиболее почитаемая — ночь на 27 рамадана — ночь предопределения — лайлат аль-кадр. Эта и другие.гие ночи, предшествующие празднику разговения, называются ночами бодрствования, когда мусульмане обращаются к Всевышнему с просьбой о милостях. Кроме того, считается, что именно в ночь на 27 рамадана было ниспослано первое откровение пророку Мухаммеду; в эту ночь Всевышний даёт ангелам «определения», относящиеся к миру в целом и к каждому человеку отдельно на целый год, и ничто не сможет их изменить.

Праздник мирадж посвящён чудесному ночному путешествию пророка Мухаммеда на быстром, как молния, коне Бураке из Мекки в Иерусалим, а также вознесению его на небо, которое случилось 27 раджаба. Пророк предстал перед престолом Аллаха, во время беседы с которым произнёс 99 тыс. слов. Всё это произошло столь мгновенно, что из случайно опрокинутого сосуда для омовения не успела пролиться даже капля воды.

Праздник маулид ан-наби (мавлюд) установлен в честь дня рождения Мухаммеда — 12 раби аль-авваля; сопровождается он чтением молитв и проповедей в мечети и домах верующих, подношениями духовным лицам, торжественными процессиями с зажжёнными фонарями и изображениями матери пророка — Амины.

Кроме этих праздников, общих для всех мусульман, у шиитов существует множество торжественных дат, связанных с почитанием имамов-мучеников, когда проводятся траурные церемонии и оплакивания. Это прежде всего ашура (шахсей-вахсей) — в память о мученической кончине имама Хусейна, сына Али, внука Мухаммеда.

Мусульмане мира объединены в ряд организаций, важнейшие из которых следующие: Организация «исламский конгресс», созданная в 1969 и объединяющая свыше 40 мусульманских государств; Всемирный исламский конгресс (создан в 1926); Лига исламского мира (создана в 1962); Афро-Азиатская исламская организация, образованная в 1964 и в 1970 переименованная во Всемирную исламскую организацию.

Мусульман во всём мире насчитывалось в 1996 1126 млн. человек, что составляло 19% всего населения земного шара. По частям света и крупным регионам они распределялись следующим образом: в Азии (без стран бывшего СССравни жило 778 млн. (22% населения этой части света и 69% всех мусульман), в Африке — 309 млн. (соответственно 41% и 27%), в Европе (включая всю территорию России) — 32 млн. (4,4% и 2,8%), в Америке — 7 млн. (0,9% и 0,6%), в Австралии и Океании — 0,4 млн. (1,3% и 0,03%).

В Азии численность мусульман наиболее значительна в Индонезии (150 млн. — 83% всего населения; все приводимые цифры относятся к 1990), Пакистане (119 млн. — 97%), Бангладеш (101 млн. — 87%), Индии (99 млн. — 12%), Иране (56 млн. — 99%), Турции (55,5 млн. — ок. 100%), Китае (27 млн. — 2,4%), Ираке (18 млн. — 95%), Афганистане (16 млн. — 99%), Саудовской Аравии (13 млн. — 93%), Йемене (13 млн. — почти 100%), Сирии (11 млн. — 90%), Малайзии (10 млн. — 55%), на Филиппинах (5 млн. — 8%), в Иордании (3,2 млн. — 94%), Таиланде (2,2 млн. — 4%), Кувейте (1,9 млн. — 90%), Ливане (1,8 млн. — 60%), Объединённых Арабских Эмиратах (1,6 млн. — 85%), Мьянме (1,6 млн. — 4%), Омане (1,4 млн. — 96%), Палестине (1,4 млн. — 88%), Шри-Ланке (1,3 млн. — 8%). Кроме того, высок процент мусульманского населения в следующих азиатских странах: в Бахрейне (ок. 440 тыс. — 85%), Катаре (ок. 405 тыс. — 91%), Мальдивской Республике (214 тыс. — св. 99%), Брунее (ок. 190 тыс. — 71%).

Из африканских стран крупные группы последователей ислама есть в Египте (46 млн. — 85% всего населения), Нигерии (34 млн. — 40%), Алжире (25 млн. — свыше 99%), Марокко (25 млн. — около 100%), Судане (18 млн. — 70%), Эфиопии (16 млн. — 35%), Танзании (9,6 млн. — 35%; на Занзибаре ислам исповедуют 98% населения), Тунисе (8,1 млн. — 99,5%), Мали (8,1 млн. — 86%), Сомали (7,6 млн. — почти 100%), Нигере (6,4 млн. — 90,5%), Гвинее (5,7 млн. — 83%), Кот-д’Ивуаре (4,9 млн. — 39%), Ливии (4,4 млн. — 96%), Буркина-Фасо (4,3 млн. — 48%), Камеруне (2,7 млн. — 24%), Чаде (2,6 млн. — 45,5%), Гане (2,4 млн. — 16%), Мозамбике (2 млн. — 13%), Мавритании (2 млн. — около 100%), Сьерра-Леоне (1,8 млн. — 43%), Эритрее (1,7 млн. — 51%), Кении (1,5 млн. — 6%), Уганде (1,5 млн. — 8%), Малави (1,2 млн. — 14,5%). Кроме того, высокую долю мусульманского населения имеют такие африканские страны, как Гамбия (около 820 тыс. — 95%), Коморские Острова (около 430 тыс. — 98%), Джибути (около 385 тыс. — 95%), остров Майотта (78 тыс. — 97%).

Среди государств, образовавшихся после распада СССравни много мусульман в Узбекистане (14 млн. — 68% всего населения), России (13 млн. — 9%), Казахстане (6,7 млн. — 40%), Азербайджане (5,7 млн. — 80%), Таджикистане (4,4 млн. — 82%), Туркмении (2,8 млн. — 76%), Киргизии (2,6 млн. — 60%). В России мусульмане в основном сосредоточены в Поволжье, на Урале, в Западной Сибири и на Северном Кавказе.

В Европе значительными группами последователей ислама выделяются Франция (4,3 млн. — около 8% населения), Германия (2 млн. — 2,5%), Югославия (Сербия и Черногория: 1,8 млн. — 17%), Босния и Герцеговина (1,7 млн. — 40%), Великобритания (1,4 млн. — 2,5%), Албания (по приблизительной оценке, 1,3 млн. — 40%), Италия (1,1 млн. — около 2%).

В Албании, Боснии и Герцеговине, Югославии мусульманами являются в основном представители коренного населения (в Югославии главным образом албанцы Косова), во Франции, Германии, Великобритании, Италии — это в подавляющем большинстве иммигранты. Во Франции ислам исповедуют преимущественно арабы из Северной Африки и Юго-Западной Азии, а также выходцы из стран Западной Африки, в Германии — главным образом турки, курды, арабы, так называемые славяне-мусульмане (из Боснии и Герцеговины), в Великобритании — в первую очередь выходцы из Пакистана и часть выходцев из Индии, в Италии — арабы, сомалийцы, выходцы из Эритреи.

В Америке действительно крупная группа мусульман имеется только в США. Оценки численности приверженцев ислама в этой стране сильно колеблются: от 1,2 млн. до 6 млн. человек. Наиболее правдоподобная цифра — 4,5 млн.(менее 2% населения). По национальной принадлежности — это арабы, персы и другие.гие выходцы из зарубежных стран, а также принявшие ислам афроамериканцы США (по некоторым оценкам — около 1/3 всех мусульман страны).

Б.-Р. Логашова, П. И. Пучков

Город Мазари-Шариф. Афганистан.

Минарет мечети в Самарре. Иран.

Мечети в Куме. Иран.

Мечеть-мавзолей имама Аббаса в Кербеле. Ирак.

Вид на цитадель Салах-ад-Дина и мечети ан-Насер Мухаммед и Мухаммеда Али.

Паломники в Мекке.

Освящение новой мечети в Набережных Челнах.

Пятничное моление в мечети. Уфа.

Молитва в мечети. Санкт-Петербург.

Чётки у мусульман.

Источник: peoples_religion.academic.ru

Авраамические религии

Их три:

  • христианство;
  • ислам;
  • иудаизм.

Напомним также о том, что ислам входит в число трёх мировых религий. Иначе говоря, ислам наднационален, хотя в своё время возник в рамках арабского мира.

Мировые религии

Выделяются три основных направления:

  • буддизм;
  • христианство;
  • ислам.

Время возникновения мусульманской религии можно определить достаточно точно. Поскольку это самая молодая религия, сохранились вполне чётко датируемые сведения о её основателе и этапах распространения. Как законченное учение, мусульманская вера возникла в 650–660 гг. н. э.

Правда, есть основания полагать, что отдельные положения будущей мировой религии начали появляться в арабском обществе значительно раньше.

Эра неведения

«Эра неведения», или ал-джахилийа — так в арабском мире принято называть период до появления пророка Мухаммада и создания Корана. Исторически сложилось так, что в конце античности — раннем Средневековье, арабские племена оказались зажаты как в тисках между двумя великими цивилизациями и двумя великими религиями. С запада находилась христианская Византия, с востока — зороастрийская Персия.

Соприкасались арабы и с другими верованиями, распространёнными в регионе — иудаизмом, митраизмом, языческими культами. Несмотря на мощное культурное воздействие таких центров силы, как Восточная римская империя и Иран, арабы не стали адептами ни христианства, ни зороастризма, сохранив традиционные верования.

Однако ситуация менялась. Прежде бедные кочевники, основой жизни которых являлось простое выживание, оказались на пересечении торговых путей. В результате города, «оседлавшие» караванные тропы, в том числе Мекка, начали быстро богатеть. Рост благосостояния не сопровождался столь же быстрым ростом культуры, что создавало определённый вакуум, в том числе и веры. Старые верования также не соответствовали меняющемуся жизненному укладу.

Стоит отметить, что изменения, даже объективно положительные зачастую порождают в современниках этих изменений чувство тревоги, одиночества, неприкаянности. Духовной жажды, веры в чудо, наконец.

Как возник Ислам

История Мухаммада

Мухаммад, с точки зрения его личной истории — дитя времени. В молодости он был бедным и неграмотным погонщиком караванов. Кроме того, юноша страдал «болезнью пророков» — был подвержен припадкам, напоминающим эпилептические. Однако в возрасте 25 лет молодой человек приглянулся богатой сорокалетней вдове Хадидже. Став её мужем, Мухаммад обрёл богатство. Это типичный пример реализации «случая». Впрочем , Хадиджа и Мухаммад, похоже, были счастливы.

Но если бы другой, ни о чём не беспокоясь, прожил, сколько ему отпущено, богатым купцом, то Мухаммад, получив возможность не заботиться о ежедневном пропитании, смог подняться до уровня великолепного администратора, объединившего разрозненные племена арабов и, главное, создателя новой религии, которая вскоре станет мировой.

Потенциал новой веры был настолько колоссален, что всего через сто лет после первой проповеди пророка ислам распространился по огромной территории новой империи. И если справедливо то, что мусульманская религия была принесена в другие страны на остриях сабель арабских завоевателей, то само сплочение кочевников, превратившееся в таран, уничтоживший Персию и почти уничтоживший Византию — заслуга ислама.

Ислам как вера мусульман

Пророк

История рассказывает: в семнадцатую ночь месяца Рамадан 610 года, находясь на горе Хира, Мухаммад внезапно проснулся и понял, что его окружает божественное присутствие. Как описывал это сам пророк, перед ним явился ангел и повелел: «Читай!». Мухаммад попытался отказаться от ноши, которая казалась ему слишком тяжёлой. И в этом он, кстати, не был одинок.

Библейские предания рассказывают, что многие еврейские пророки пытались избавиться от этого божественного «дара» — они чувствовали его непосильную тяжесть. Впрочем, об этом же писал и наш Пушкин, гениальным пером воссоздавая всю мучительность преображения обычного человека в Божьего посланника.

«Я не пророк!», — сказал Мухаммад ангелу. В ответ тот просто стиснул его так, что бедняга едва не задохнулся. Но и после того как ангел отпустил его, Мухаммад повторил то же. И новые чудовищные объятия. И в третий раз избранник пытается отречься от сужденной ему участи. И вновь ангел обхватывает его. И на грани потери сознания, на грани гибели Мухаммад вдруг чувствует, как из него льются новые, неведомые ему слова… Это были первые слова книги, которая впоследствии получит название «Ал-Куран», или, в европейском произношении, Коран. Собственно, Ал-Куран и переводится: «чтение вслух».

Потрясение от первой встречи со сверхъестественным было столь велико, что Мухаммад на коленях приполз к Хадидже, умоляя: «Укрой меня, укрой…». Таким образом, вера не сразу поселилась в сердце пророка. Когда волнение несколько отступило, пророк рассказал жене о том, что с ним произошло. Больше всего он боялся, что стал отверженным сумасшедшим прорицателем, которых много бродило по Аравии в те времена. Но умница Хадиджа успокоила мужа, уверив, что рассудок не изменил ему. Просто стали появляться свидетельства избранности Мухаммада Богом.

Более того, она предложила посоветоваться с её двоюродным братом Бараком ибн Науфалом, который был христианином. Мудрый Барак подтвердил: пророческий дар получен Мухамадом ровно также, как был получен Моисеем или Исайей, от того же Бога.

Вера в единого бога Аллаха

Создание Корана

Главная священная книга мусульман — труд одного человека. И это, конечно, колоссальный труд, учитывая, что Библию создавали многие люди в течение многих веков. Откровения, составившие Коран, Мухаммад получал свыше частями, и этот процесс занял 23 года. При этом каждая строка священной книги, проникавшая в ум пророка, как будто исторгала из него душу. Процесс познания Божественного был мучителен…

При этом священные слова были не всегда разборчивы. Лишь иногда пророк ясно видел посланника Аллаха Джибрила, который диктовал ему аяты и суры. Гораздо чаще видения были неясны, а слова неразборчивы, как колокольный звон. Много времени и сил затрачивал Мухаммад, пытаясь постичь смысл этих неясных откровений. Иногда в прохладные дни по его лбу градом катился пот: такой колоссальный труд необходимо было совершить, чтобы принести Божеское слово людям. Но вера, как известно, горами движет.

Вдобавок, как уже говорилось, Мухаммад не умел ни читать, ни писать. Поэтому расшифрованное слово Божие приходилось запоминать. Кстати, изначально Коран передавался из уст в уста. Впервые он был записан лишь через два десятилетия после смерти пророка.

Интересно, сам пророк вовсе не считал, что основывает новую религию. Он просто напоминал забывшим Бога соотечественникам, о том что Бог есть, и он един. Мекканцы, торговцы из богатейшего племени курейшитов тоже верили в существование божества. Но считали, что своим процветанием обязаны лишь себе. Мухаммад пытался пробудить в людях почитание Бога, чувство глубокой благодарности Ему за сам факт существования. Собственно слово «кафир» (неверный) в мусульманской интерпретации означает не безбожника или приверженца других религий. Изначально оно обозначало человека не почитающего Бога, упивающегося собственной значимостью.

Как был создан Коран

Первые адепты

Когда распадаются старые связи, а новые ещё не созданы, люди теряют себя. Кто-то весело и бездумно прожигает жизнь, кто-то погружается в пучину отчаяния, чувствуя себя ненужным на этом сумасшедшем празднике.

В такое время, время разброда и шатаний, пришёл со своей проповедью Христос. В такое же время, шесть веков спустя, на улицы Мекки вышел Мухаммад. Неграмотному бывшему погонщику удалось сделать невероятное. Строки Корана оказывали потрясающее действие на тех, кто слышал их. Сказывались не только смысл, но и сама магия звучания арабского языка. Именно в священной книге он достиг по-настоящему волшебной выразительности. Чтение Корана вслух оказывает глубокое воздействие даже на тех, кто не знает арабского. Что же говорить о тех, для кого этот язык родной!

Уже в первые годы своей проповеди Мухаммад привлёк множество новообращённых. Это были молодые, ещё не ставшие циниками и прагматиками мужчины, женщины, рабы, малоимущие. Все эти группы находились на социальном дне тогдашнего общества и остро чувствовали всю его несправедливость. Но оказалось, что недовольных существующим положением гораздо больше, чем кажется: они встречались даже среди внешне благополучных людей. Лишь только верхушка — наиболее знатные и богатые люди Мекки были настроены резко против проповедей Пророка — ведь они ставили под сомнение то положение дел, которое устраивало «лучших людей». Однако, пока Мухаммад не переходил определённые границы, у них не было повода объявить на него гонения.

Вера мусульманского населения

Превращение ислама в религию арабов

Мухаммад сам перешёл «красную черту», запретив мекканцам почитать языческих богов. В первые годы он не настаивал на том, что декларируемое им единобожие не сочетается с языческими обрядами значительной части мекканцев. Но по истечении трёх лет объявил древние культы, которым поклонялись его сородичи идолопоклонством. И тогда почти все курейшиты откачнулись от него и его учения.

Более того, вчерашние последователи начали яростно преследовать тех, кто остался верным Мухаммаду и его учению. Опасность угрожала и жизни самого Пророка. В этих условиях Мухаммад был вынужден принять предложение арабов-язычников из города Йасриб переселиться к ним. Арабы из Йасриба слышали о проповедях Пророка. Сами они погрязли в междоусобицах и не могли найти пути к примирению. Последней надеждой найти выход из этой «войны всех против всех» оставались Мухаммад и ислам.

Несмотря на то что переезд в места обитания иного рода для араба решение очень непростое, Мухаммад принял это решение и в 622 году переехал в Йасриб с семьёй и приверженцами. Впоследствии Йасриб получил другое название — Медина. А переезд туда Мухаммада назван хиджрой. Именно от этого события отсчитывается мусульманское летоисчисление, а не от первого откровения, услышанного пророком в 610 году. Какую же дату следует считать днём рождения религии мусульман?

Очевидно, более правы те, кто считает начало ислама от хиджры. Ведь откровение, снизошедшее на Пророка, было его личным откровением. Он мог бы пережить его и оставить эти переживания в себе. Так или иначе, но пережитое в 17 ночь Рамадана должно было пройти долгий путь преобразований, прежде чем стать религией великого народа, а затем и религией полумира.

Превращение проповеди в культ связано именно с переездом Пророка из Мекки в Медину. Если в родном городе он воспринимался как чудаковатый учитель, которого можно слушать, а можно и закидать навозом, то в Медине он превращается в религиозного главу. Учение превращается в культ, захватывающий, подчиняющий себе людей. Впереди борьба за объединение Аравии. Создание единого государства и народа-войска. Первые походы и сокрушение Ирана. Война с византийцами. Но всё это внешняя канва.

А канва внутренняя — стремительное распространение ислама. Конечно, этому способствовали завоевания. Но нельзя не признать и притягательности самого ислама. Рождённый внутри арабского общества, он оказался неожиданно космополитичен, так же как и христианство, для которого нет ни иудея, ни эллина. Мусульманином мог стать любой, готовый признавать и почитать единого Бога — Аллаха. При этом ранний ислам крайне терпимо относился к другим авраамическим религиям — ведь и мусульмане, и христиане, и иудеи, по существу, почитали одного и того же Бога — Бога Откровения.

Потом придут фанатизм и непримиримая вражда к инакомыслящим. И не только к христианам. Зачастую гораздо более злыми врагами были не мусульмане и последователи Иисуса, а шииты и сунниты — два течения в исламе. Но это будет потом. И это не заложено в словах Корана. Во всяком случае, те первоначальные истины, открывшиеся Мухаммаду, давали возможность человечеству стать лучше

Ислам – религия арабов

Даты жизни Мухаммада

  • 571 г. — родился в Мекке;
  • 596 г. — женитьба на Хадидже;
  • 610 г. — первое откровение;
  • 622 г. — хиджра;
  • 632 г. — завершение создания Корана. Смерть.

Источник: LivePosts.ru


Categories: Ислам

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.