Ислам входит в тройку наиболее многочисленных и почитаемых мировых религий. И несмотря на то, что этому вероисповеданию не так много лет, как, к примеру, христианству, по количеству последователей религиозное течение стоит на втором месте. Многие из нас часто слышат и иное название, которое ассоциируется с этой религией. Одинаков ли смысл слов “ислам” и “мусульманство”, в чем разница между этими понятиями и есть ли она вообще?

Исторический экскурс

История ислама началась приблизительно в VII веке нашей эры в Западной Аравии, где царило язычество, идолопоклонничество, и все еще не было государственного строя. В каждом племенном союзе существовали свои божества, изваяния которых собирали в Мекке.

Ислам и мусульманство - в чем разница? История вероисповедания


Согласно историческим данным, в 610 году в священном городе появился человек по имени Мухаммед, назвавший себя пророком и посланником Аллаха – единого Бога. Он призывал племена сплотиться во имя единства вероисповедания и сформировать моральные догмы, которые могли бы помочь избавиться от неравенства и постоянной междоусобной борьбы. Однако знати и ростовщикам Мекки проповеди Мухаммеда были отнюдь не выгодны, отчего пророк, собрав своих немногочисленных последователей, вынужден был спасаться бегством от преследований язычников и искать укрытия в городе Ясриб (Медина) . Именно там ему удалось найти поддержку, сплотить жителей города и создать первую общину. Проповеди Мухаммеда быстро набирали популярность, ислам стал все больше распространяться среди арабского населения. После восьми лет ожесточенной, изнуряющей войны между исламистами и многобожниками в 630 году Мекка сдалась, впустив новую веру и став «центром» ислама, который объединил всех арабов.

Уже после смерти пророка, исламисты образовали свое государство – Халифат, которое крепло из года в год, воодушевленное новым религиозным течением. Благодаря захватническим кампаниям, проводимым мусульманами, ислам быстро стал находить последователей на территориях Балканского полуострова, Индии, Северной Африки, Средней и Передней Азии, Закавказья.

Ислам и мусульманство: зачем одной религии нужно два имени?

Источник: religiya.temaretik.com

Единство материального и духовного


Ислам не ставит человека перед дилеммой: либо материальное, либо духовное. Здесь одно не исключает другого. Ислам не призывает отречься от жизни, он делает жизнь полной. Эта религия отрицает аскетизм, и не предписывает сторониться мирского.  Благочестие, – учит ислам, – заключается не в отречении от мира, а в скромности и умеренности. Господь призывает обращаться к Нему со словами:

«Господь наш! Одари нас добром в этом мире и добром в Последней жизни…» (Коран 2:201).

Но, пользуясь земными благами, человек не должен избегать чрезмерности. Господь говорит:

«…Ешьте и пейте, но не излишествуйте, ибо Аллах не любит излишествующих» (Коран 7:31).

О скромности и умеренности пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) сказал:

«Поститесь, но и разговляйтесь (в предписанное время), соблюдайте молитву, но и отводите время на сон; ибо ваше тело имеет на вас право, и ваши глаза имеют на вас право; ваша жена имеет на вас право, и навещающий вас имеет на вас право»


Итак, ислам – религия, которая не разделяет образ жизни на светский и духовный;  и призывает человека преобразовать свое существование, руководствуясь принципами нравственности.  Чтобы  преуспеть, человеку нужно объединить моральное и материальное, а не становиться аскетом. 

Человечество достаточно пострадало по вине однобоких религий и убеждений. Одни делали упор на духовную сторону и отвергали материальные аспекты. Мир в их представлении был всего лишь иллюзией, обманом, ловушкой. Другие – приверженцы материальной идеологии – наоборот отвергали духовную сторону жизни как нечто иллюзорное. Такие идеи, религии, убеждения только лишили людей мира, довольства и спокойствия.

Даже сегодня отсутствие равновесия проявляется в том или ином направлении. Как справедливо заметил французский ученый Де Брогби:

«Чересчур интенсивная материальная цивилизация нанесет вред прежде всего себе, если параллельно не будет развиваться и духовная жизнь, обеспечивая, тем самым, должное равновесие».

Христианство бросилось в одну крайность, современные  западные идеологии  (секулярно-капиталистическая  демократия  и социализм)  – в другую.

«Мы создали внешнюю структуру с благородными пропорциями, но мы пренебрегли основным требованием внутреннего порядка; мы тщательно спроектировали, украсили и начистили внешнюю сторону чаши, но внутренняя ее часть была полна непомерных претензий и излишеств; мы направили наши возросшие знания на создание комфорта для тела, но душу свою бросили на произвол судьбы».


Ислам стремится создать равновесие между материальным и духовным аспектом. Все существующее на свете – для человека – говорит ислам – но человек создан для более высокой цели: служению Богу, которое будет включать в себя  следование принципам нравственности и справедливости. Хотя ислам ставит акцент на приготовление к вечной жизни, он не забывает и о мирских временных потребностях человека. Он призывает нас очистить души и преобразовать нашу жизнь как личную, так и общественную, и установить добро над злом. Так, ислам не бросается в крайности, а придерживается середины и стремится воспитать нравственного  человека как ячейку будущего справедливого общества.

Ислам ­– это образ жизни

Ислам это не просто религия в обычном понимании этого слова, это целый образ жизни, который затрагивает каждую область человеческого бытия: индивидуальную и общественную, материальную и моральную, экономическую, политическую, культурную, правовую, международную…  Коран призывает принять ислам полностью и следовать предписаниям Бога во всех сферах жизни.

К сожалению, в наши дни словом религия принято обозначать нечто, не выходящее за рамки личной жизни человека. Никто уже и не думает, что она как-то может играть культурную или общественную роль. Именно такое восприятие, пожалуй, стало самым пагубным для религии. Словами современного философа: «Религия велит нам отделить


Ислам полностью отрицает такое понимание религии и четко обозначает свою главную задачу: очищение души и преобразование общества. Как говорит Коран:

«Мы уже отправили Наших посланников с ясными знамениями и ниспослали с ними Писание и Весы, чтобы люди придерживались справедливости. Мы также ниспослали железо, в котором заключается могучая сила и польза для людей, для того, чтобы Аллах узнал тех, кто помогает Ему и Его посланникам, хотя и не видит Его воочию. Воистину, Аллах – Всесильный, Могущественный» (Коран 57:25)

А также:

«…Решение принимает только Аллах. Он повелел, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него. Это и есть правая вера, но большая часть людей не знает этого» (Коран 12:40).

Итак, даже беглый обзор показывает, что ислам – это всеобъемлющий  образ жизни, не оставляющий ни один аспект человеческого существования не защищенным от сил зла.

Источник: www.islamreligion.com

Отличие ислама от мусульманстваЗнаете, чем отличается исламизм от ислама? Нет, не так. В чем я вижу главное отличие ислама от исламизма? Сейчас расскажу. Можно я длинно порассуждаю, а то поболтать охота?


Раньше люди верили, что земля плоская и стоит на трех китах. Потом они верили в то, что солнце вращается вокруг земли. Не буду приводить все заблуждения, суть не в них, а в том, что их основным рассадником были религии. Естественно религиозные деятели не могли не замечать, что наука неуклонно попячивает религию. Тут есть два варианта действий — бороться с наукой или как-то приспосабливаться к ее открытиям. Сначала христианская религия пошла по первому пути. И оглушительно проиграла, несмотря на большую фору. Церковники опомнились и отступили на последние рубежи, откуда их никакой науке не выбить, — за морально-этические брустверы. Христианству пришлось учиться сосуществовать с наукой. А значит — меняться, находить какие-то точки соприкосновения.

Ислам делал ровно это же. Есть столпы веры и нормы поведения. Это обязательно, это желательно, это нельзя. Собираются богословы и на основании научных диспутов решают: интернет- это хорошо или плохо? Социальные сети — благо или зло? Ну, как-то пытаются выживать в современном мире. Но беда в том, что ислам как религия существует лишь в смутной теории. Раскольничество в исламе сейчас достигло критических размеров. И преодолеть это раскольничество объективно невозможно. Между прочим, в Коране есть предупреждение о возможности такого раскола, но оно не помогло. То есть, сейчас мусульманин мусульманину — волк. А по религии должен быть братом. Короче, ислам переживает кризис. Причем давно. Причем этот кризис все углубляется и углубляется.


Надо, что-то делать, не так ли? Но главная проблема в том, что религия позволяет получить власть. И борьба внутри исламского мира — это в первую очередь борьба за власть. никто не хочет решать противоречия между сторонники разлитчных течений, потому что кто-то в результате этого обязательно потеряет власть. Пока ученые пытались решить нарастающий ком новых проблем — как должно относиться к тому или иному явлению, исламисты решили подчинить себе всех мусульман. С помощью кнута и пряника. Что мы и видим сейчас у нас в стране — «добрые имамы», проповедующие «правильный ислам» и злые террористы, убивающие других имамов, не желающих подчиниться исламистам. Причем главной опрой идеологии исламистов является нетерпимость и двуличие. Исламисты гении политики двойных стандартов. «Правильный ислам» запрещает грабить других мусульман? Значит вымогаем деньги под видом «зяката» на джихад. Нельзя убивать других мусульман? Значит нужно объявить человека мунафиком, муртадом и т.д. То есть с одной стороны — «мы хотим установить слово Аллаха», а с другой — «пока мы будем делать этонам пофиг на то, что сказано в Коране». Изначально исламисты были обречены на неуспех, потому что противопоставляют себя цивилизации — «мусульманин не должен читать ничего, кроме Корана, а должен убивать и брать в рабство немусульман, и вообще то, что ему говорит имам». Сама идея фундаментального ислама отвергает получение любых знаний, противоречащих сведениям, изложенным в Коране. Никакого знакомства с теорией Дарвина, никакой высшей математики, никакой медицины. Болит? Вот список молитв, которые следует читать при боли. Умер? Такова воля Аллаха.


В борьбе с наукой христианская церковь потерпела безоговорочное поражение. Исламисты решилит воевать не с наукой, а с предпорсылками к ней: образование мусульманину не нужно — все, что нужно объяснит имам. Мусульмане оказались в неоднозначном положении. С одной стороны — вроде бы исламисты тоже мусульмане, а значит, братья. С другой — они пытаются сделать из своей паствы послушных чужой воле рабов. А рабом быть никому не хочется.

Почему же исламисты до сих пор действуют успешно? Потому что они давно стали оружием в чужих руках. Они выгодны тем, кому пофиг любая религия. С  помощью исламистов можно получить влияние в исламских странах. Есть ли страны с исламским населением, чье правительство не является марионеткой в руках США? Есть — Иран и Сирия. Если исламисты не справятся с Сирией, то придется решать проблему самостоятельности этих двух государств другим путем. Не сомневаюсь, что это будет интервенция.

Вот смотрим на ситуацию в Сирии. Если там, как заявляют США и Европа, с правительством воюет оппозиция, то что там делают наемники? А откуда у оппозиции вдруг появилось столько денег и оружия? Ну, не поеду я участвовать в чужой гражданской войне ни за какие деньги. А тут целые подразделения из других стран. И их нужно вооружать, обеспечивать техникой и снаряжением и платить им. Кто-то ведь оплачивает все это, не так ли?


Ислам — это религия, которая определяет как должен жить ее последователь. Исламизм — это такая штука, которая использует мусульман для достижения чужих интересов, не имеющих к исламу никакого отношения. Ислам выжил потому что нужен был людям, у которых не было денег, исламизм выживает благодаря тому, что нужен людям, у которых деньги есть…

Источник: blognews.am

В связи с последними террактами, думаю, что моим читателям будет небезынтересно узнать об особенностях исламских течений. Конечно, мои упрощенный взгляд на движения в мусульманском мире не претендуют на научный труд. Это просто мое понимание ислама, который я буду сравнивать с христианскими течениями. Так, будут более понятны процессы, происходящие в исламском мире.

Сунниты

Это самая распространенная ветвь ислама — 85-90% (более миллиарда приверженцев) от всех мусульман. Суннитов можно считать традиционными мусульманами. Они чтят Писание (Коран) и Предание (Сборники хасидов, написанных праведными людьми). Люди сунны считают законными преемниками Мухаммеда первых четырёх халифов (что-то вроде апостолов в христианстве) — Абу Бакра, Умара, Усмана и Али. Прислушиваются сунниты и ко мнению ученых-богословов, если их позиция не противоречит Писанию .


Видят идеал управления мусульманскими общинами в теократической разновидности монархии с правоверным халифом во главе, которого соборно выбирают члены общины. Если сравнивать с Христианством, то, на мой взгляд, сунниты образно соответствуют православным.

Шииты

Вторая по величине ветвь ислама — 10-15%. Они отличаются суннитов тем, что признают Али ибн Абу Талиба и его потомков единственно законными наследниками и духовными преемниками пророка Мухаммеда. Отличительной чертой шиитов является убеждение в том, что руководство мусульманской общиной должно принадлежать имамам — духовенству.

Догматически шииты Здесь мне видится уместным образное сравнение шиизма в исламе с католицизмом в христианстве.

Суфизм

Это классическое мистико-аскетическое течение в исламе. Его могут разделять как сунниты, так и шииты. Это что-то вроде философии монашеских орденов в католицизме и последователей исихазма в православии. Суфизм опирается на концепцию индивидуального достижения связи человека с Богом, очищении сердца от всего наносного, но на практике он зачастую подразумевает существование организаций-орденов (тарикатов), лидеры которых имеют духовное преемство от учителей древности.

Критики нередко считают суфизм искажением ислама, например, христианскими и индуистскими влияниями, а отдельные практики суфизма даже объявляются противоречащими исламу: например, почитание умерших учителей, возведение им мавзолеев, молитвы на их могилах, экстатические пляски суфиев и концепция растворения суфия в Боге.

Салафиты, ваххабиты

Это религиозно-политическое протестное движение в исламе, сформировавшееся в XVIII веке. Движение названо по имени отца Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба. Сторонники его идей сами называют себя салафитами. Ваххаб полагал, что настоящий ислам практиковался только первыми тремя поколениями последователей пророка Мухаммеда , и протестовал против всех последующих инноваций, считая их привнесенной извне.

Они отрицают необходимость духовенства, противники паломничества к могилам исламских праведников, не приемлют суфизм и призывают очищать ислам от нововведений. Другими словами, ваххабиты (салафиты) — это прототип протестантов в христианстве. Радикальные формы ваххабизма выражаются в объявлении джихада неверным, шахидство, совершение терактов.

География распространения

Большинство российских мусульман — сунниты, придерживающиеся ханафитского и шафиитского мазхабов (богословских школ). К ханафитам принадлежит около 65 %, а к шафиитам — 30 % российских мусульман. Татары, башкиры, казахи, ногайцы, кабардинцы, балкарцы, карачаевцы, черкесы, адыгейцы и шапсуги, часть ингушей, а также исповедующие ислам осетины являются ханафитами. К ним относятся также около трети азербайджанцев и народы Средней Азии. Суннизм шафиитского мазхаба исповедует большая часть чеченцев и ингушей, а также все народы Дагестана кроме Татов и ногайцев.

Шиитами джафаритского толка являются две трети российских азербайджанцев (около 3 % мусульман России). Шиизма придерживается также часть татар, а также небольшая группа лезгин.

В Дагестане, Чечне и Ингушетии широко распространен суфизм. В нём существуют различные тарикаты (направления), основанные религиозными авторитетами и названные по их именам.

Ваххабизм импортируется в России преимущественно из Саудовской Аравии, где ваххабизм является господствующей исламской доктриной.

Источник: politikus.ru

Разница между терминами «мусульманский» и «исламский» всё-таки существенна. Дифференциация этих определений имеет особое значение. Исламскими мы называем предметы, явления и события, связанные непосредственно с самой религией, её законами и обязанностями, которые накладываются шариатом (исламским сводом законов) на мусульман. Мусульманским же называется то, что принадлежит мусульманам, исходит от них и создаётся их руками. При этом связанные с этими людьми явления (например, культура) могут иметь лишь косвенное отношение к самому исламу.

Существует целый пласт культурной, политической или иной деятельности людей разных национальностей, имеющих свои национальные обычаи (адаты), порядки, законы и устои. Этот регион настолько широк, что, например, в случае с арабскими странами такая территория называется «арабо-мусульманской». Если же в целом рассматривать страны мира, где проживают мусульмане, то возникнет необходимость этот целый спектр как-то обобщить, а так как объектом в данном случае выступают люди (!), а не сам ислам, то и привязываем мы культуру к мусульманам, называя её мусульманской, а не исламской.

Действительно, существует целый ряд различий между тем, что «творят» мусульмане, и непосредственно законами самого ислама. В жизни рядового мусульманина зачастую превалируют национальные и народные элементы, нежели религиозные, а они во многом контрастируют между собой.

Деятельность каждого народа сыграла определенную роль в формировании богатой культуры и истории мусульманского мира, свидетелями которых мы являемся. Однако разница между терминами может быть рассмотрена не только в контексте культуры. Так, например, мы все знаем, что Иран является исламским государством, т. е. не только мусульманским, но и исламским. Здесь качественная разница в терминах очень важна. Мусульманским называется то государство, где бо́льшую часть населения составляют мусульмане. В случае с исламским государством всё представляется иначе. Здесь ислам является частью политической системы, где действуют шариатские законы. Власть опирается на базовые религиозные источники. То есть привязка идёт к шариату, к исламу непосредственно.

Таким образом, при определении терминов нам важно не только учитывать разницу между словами, но и понимать для себя, где есть ислам, а где — адаты.

Источник: nur-org.ru


Categories: Ислам

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.