Каждый человек, который решил практиковать йогу или просто интересуется восточными (и не только) практиками самосовершенствования, наверняка слышал о мудреце Паданджали. И, конечно же, слышал о нем в связи с его трактатом о йоге «Йога-сутры». Патанджали в своем трактате «Йога-сутры» вводит понятие «аштанга» йога. Аштанга в переводе означает «восемь ступеней» («ашта» «восемь», «анга» «ступень, часть, ветвь, конечность»).

Последователи Патанджали считают, что «истинная» йога — это восьмеричный путь, состоящий из последовательных ступеней. По наиболее распространенному в мире мнению, йогину, ступившему на путь самосовершенствования необходимо поэтапно осваивать «ступени», о которых говорит Патанджали в своем труде.

Согласно Панаджали, высшей целью йоги является восьмая последняя «ступень», которая называется «Самадхи». Взойдя на эту ступень, йогин входит в состояние истинного блаженства, счастья. Ему приходит осознание глубокой связи с Абсолютом, с Божественным, Сознание практикующего раскрывается, объект и субъект сливаются, наступает мир, который «превыше всякого ума».


К этой высшей ступени ведут:

Яма, это первая ступень, на которой осваиваются этические нормы поведения. Известно несколько ям: Апариграха – не стяжательство, Брахмачарья – воздержание, Астейя – не воровство, Сатья – правдивость, Ахимса – ненасилие.

Нияма, это вторая ступень йоги, на этой ступени, йогин постигает правила самодисциплины и личной практики. Пять ниям по Патанджали выглядят так: Ишвара Пранидхана – сдача на милость Бога, Свадхьяя – исследование самого себя и изучение священных текстов, Тапас – религиозное рвение и пыл, Самтоша – удовлетворенность и, наконец, Шауча – чистота.

Асанами называют специальные позы, применяемые в практике йоги. Это ее третья ступень.

Пранаяма. Так называется четвертая ступень аштанга-йоги, на которой устанавливается контроль над дыханием.

Пратьяхара. Это пятая ступень йоги, на которой чувства отвлекаются от внешних объектов. На этом этапе человек направляет свои усилия на то, чтобы обратить сознание внутрь себя и не нарушить внутреннюю сосредоточенность.

Дхарана — концентрация, это шестая ступень, в переводе с санскрита, Дхарана — это удержание, обладание, память, концентрация.

Дхьяна, седьмая ступени аштанга-йоги медитация (созерцание) основана на непрерывном потоке концентрации. (в переводе с санскрита: сосредоточение, созерцание. Концентрация (дхарна) и медитация (дхьяна) – не одно и то же, между этими двумя состояниями есть тонкое различие. На седьмой, предпоследней ступени, медитирующий сливается с объектом медитации.


Во многих статьях о ступенях йоги говорится именно о последовательном постижении аштанги-йоги, проще говоря, пранаямой заниматься нельзя пока не освоишь асану, а к асанам можно переходить только после освоения ямы и ниямы.

На мой взгляд, такой подход создает ненужные рамки. Можно предположить, что Патанджали не имел этого ввиду, скорее всего, он не учил разделять эти ступени, и, вполне возможно, йога проявляется целиком, всеми своими ступенями одновременно. Попробую пояснить. Как мы практикуем йогу в зале? Если мы хотим выполнять асаны осознанно, если мы практикуем йогу «по-взрослому», если йога для нас не просто фитнес, то, на мой взгляд, мы должны стоять на всех «ступенях».

То есть, входя в асану любой сложности, йогин исполняет все требования Ямы и Ниямы. Он двигается до тех пор, пока это не травмирует его тело, это Ахимса. При этом исполняет упражнение с должным рвением, это Тапас. Находясь в асане нужно быть честным с собой и не гнаться за результатами, это Апариграха – не стяжательство, и Сатья – правдивость. И очень важно йогину соблюдать Сантошу — довольствоваться тем, чего он достиг в данный момент, и принимает с благодарностью любой результат своей практики.

Исполняя виньясы, переходы из асан и задерживаясь в статических асанах, йогин учится следить за дыханием и контролировать его. Это Пранаяма.


При этом, йогин направляет свой взгляд внутрь себя, концентрируется на внутренних ощущениях, на дыхании, на движении. Это Пратьяхара и, в конечном итоге, Дхарана.

На мой взгляд, Аштангу-йогу следовало назвать не йогой «восьми ступеней», а йогой «восьми опор». Восемь опор, на которые нужно опираться при стремлении к совершенству, к исполнению своего предназначения.

Или это 8 вершин, на которые нужно ориентироваться при движении вверх. Потому, что как бы вы высоко не поднялись в своей практике, исполнение Ямы и Ниямы — самых первых ступеней будут для вас актуальны, всегда будет куда стремиться и в совершенствовании нет предела, даже если речь идет о «первых ступенях». И даже для самого продвинутого практика всегда будет возможность совершенствовать себя в Ненасилии или в Ишвара Пранидхане — слиянии с абсолютом.

И даже «высшая ступень» Самадхи — это не итог практики йоги, не конечная «ступень», а состояние. Состояние, в котором духовная жизнь и служение миру не заканчивается, а лишь начинается и продолжается в высшем качестве.

Источник: cont.ws

«Возьми себе мою Йогу и учись от меня, ибо моя Йога проста!» (Иисус)

     Задача этого небольшого эссе – не дифирамбы одному из множества методов и практик совершенствования человека и не слепой прозелитизм горячего ее поборника, а краткий анализ Системы, являющей собой, как покажет нижеследующее, одновременно общность и квинтэссенцию всех практик и путей духовного совершенствования человека.


br />Сегодня, когда число последователей йоги стремительно растет, вдвойне обидно слышать разногласия и непонимания в среде ее адептов. Чтобы разобраться в данном вопросе и устранить всяческие споры на предмет практической «весомости» той или иной школы Йоги или метода, давайте вместе поразмышляем!
    Прежде всего, необходимо четко ответить: а что же вообще собой представляет это духовное совершенствование, и куда ведет этот путь? Хочется верить, что для большинства наших читателей такой вопрос не стоит: конечно же — к Богу, конечно же — к реализации своей Исключительной Самости, освобождению из физического и духовного плена Иллюзии (Майи), к Абсолютной Реальности и Бессмертию. Заметьте также, что к цели этой могут стремиться и люди вовсе не практикующие йогу. Но так ли далеки они, как им, а иногда и нам кажется, от общих законов и ценностей в ней провозглашенных?!

    Никто не станет отрицать, что всякое становление человека на духовный путь начинается с его праведного (дхармичного) поведения. Это начало начал, колыбель и основа дальнейшего духовного развития, универсальная формула на все времена, всех когда-либо существовавших и только будущих цивилизаций. Обретение физической, а также нравственной, духовной чистоты обязывает человека соблюдать определенные нормы поведения в своей повседневной жизни.


брота, честность, ненасилие, нестяжание, милосердие… — знакомые всем с детства постулаты праведной жизни, в идеале — вегетарианство, умеренность в еде (митахара) и сексуальная сдержанность (брахмачарья) – все это вместе и составляет тот обязательный первичный «пакет» благих качеств, служащий пропуском на пути из мира пашу («человека-животного») в дивья-локу («обитель богов»). Что это, скажите, как не первые две ступени Аштанга-йоги — яма и нияма?! Ахимса, сатья, астейя, кшама… дана (жертвенность), астикья (вера), врата («святые обеты» и следование религиозным предписаниям), тапас (аскетизм, покаяние, садхана) и т.д. — только ли индуизму присущие понятия?! Ревностное следование этим заповедям рано или поздно приводит человека к осознанию истинного предназначения своего тела, как — Храма Божьего, требующего заботливого и внимательного к нему отношения, шаучи (поддержанию физической и духовной чистоты). «В здоровом теле – здоровый дух!». «Вначале устрани физическую нечистоту своего тела, а уж потом — приступай к духовным практикам!». Асана и пранаяма, физические и дыхательные упражнения (3 и 4-ступени Аштанга-йоги) в данном случае становятся естественной потребностью организма в поддержании такой чистоты. Совершенствуясь в садхане, именно так теперь можно назвать наши систематические упражнения и устремления, человек постепенно обретает необходимый контроль ума и тела, и становится их полновластным хозяином.

груженный в себя, очарованный поистине неувядающей красотой и богатством внутреннего мира, ум все реже отвлекается на объекты внешнего, все проще и быстрее способен он сконцентрироваться на заданном объекте, все чаще этим объектом становится для него светлый образ излюбленного Божества. Мы уже не те, что раньше: наши черты утончаются, тело благоухает, мысли гармонизируются… нас все чаще окружают хорошие люди, мы довольствуемся малым, и такая простота жизни влечет нас. «Над чем медитируем, — тем и становимся». В Аштанга-йоге эти ступени духовного развития именуются пратьяхара и дхарана, именно их практика (отключение сознания от внешнего мира и концентрация) окончательно дисциплинирует и удерживает (дхарана – от корня дхри — «держать(ся)») человека на духовном пути. Лишь в совершенстве владеющий ими может называться бхактой (истинным преданным Господа), лишь совершенный в бхакти удержится на пути. Собственно с этого момента и начинается серьезная работа над собой (саньяма, практика 3-х высших ступеней Аштанга-йоги). Это время новых открытий и откровений, внутренних борений и долгого изнурительного паломничества в глубины своего Я. Нестерпимое томление души, стремление ее к свободе, источник которого сокрыт в ней же самой, дает нам на то силы, заставляя идти дальше, пока не истощатся наши кармы, не сгорят безвозвратно в огне подвижничества былые воспоминания нашего «животного» прошлого и не забрезжит сквозь толщу бренного тела прохладный свет атмы, сердце нашей души.

а пути к свету света становится все больше». С каждым разом мы все глубже и глубже проникаем в потаенные уголки сознания в поисках долгожданной тишины ума. Тело и все, что с ним связано более не привлекает нас, мы видим в нем лишь источник наших страданий. «Для мудрого все есть страдание – из-за подверженности непрерывному изменению, беспокойства, следов прошлых впечатлений и противоречивого развертывания гун», «Благодаря чистоте возникает отвращение к собственному телу и нежелание контакта с другими» (ЙС 2:15, 2:40). Мы упорно стремимся к уединению, порой — уединению от самих же себя, бесконечного потока своих мыслей. Единственным нашим желанием становится окончательное Освобождение. Это седьмая ступень Аштанга-йоги – медитация (дхьяна). Мы в конце нашего пути. Только вдумайтесь! Всего семь секунд покоя ума (самадхи, 8-ступень) отделяет теперь нас от Вечности! Но как долог и тернист был этот путь, сколько жизней нам понадобилось, чтобы приблизиться к этому главному его моменту.

    Заведомо не вдаваясь в подробности, опуская сложные аспекты Учения, мне хотелось бы донести главное: Аштанга-йога — не искусственный метод совершенствования, однажды изобретенный кем-то, а плавный эволюционный (или точнее — инволюционный, если рассматривать Путь к Богу как возвращение Домой, нивритти) процесс, происходящий с каждым из нас в не зависимости от той доктринальной системы, приверженцами которой мы являемся. Все мы где-то на этом нелегком Пути к Себе, совершенствуемся на той или иной из 8-ми его Ступеней. Всем нам суждено рано или поздно преодолеть эти Восемь Ступеней к Богу. И дай Бог, чтобы уже в этой жизни!


    В дополнение к сказанному, — несколько слов о важных закономерностях этого Пути, которые также помогут распознать свою сопричастность к нему. Каждая очередная ступень его затрагивает все более и более тонкое тело (коша), «память» которого о достигнутых результатах тем длиннее, чем тоньше это тело (напомним, принято различать 5 коша: аннамая, пранамая, маномая, виджнянамая и анандамая). Причем первые два из них разрушаются после смерти и лишь опосредованно могут передать информацию о себе остальным, более тонким телам, в виде самскар и васан (отпечатков опыта предыдущих жизней). Так, следование нормам праведного поведения требует от человека неукоснительного и постоянного (ежечасного, ежесекундного, изо дня в день) их соблюдения на протяжении всей жизни. Это всего лишь необходимая благодатная почва. «Память» грубого физического тела немногим совершенней и в идеале также требует каждодневной работы над ним, иначе вас ждет банальная крипатура и потеря эластичности связок и мышц. Работа с более тонким, праническим телом обязывает хотя бы раз в три дня заниматься пранаямой (дыхательными упражнениями), поддерживая тем самым чистоту нади (энергетических каналов) и центров. Отстраненный от внешних объектов, погруженный в себя ум, свидетельство определенных успехов в пратьяхаре, также призывает вас как можно чаще возвращаться к практике.


ли же вы достигли определенного успеха в дхаране, чему немало способствует мантра-медитация и джапа, — вам не растерять его хоть вы и оставили практику на годы, «память» тонкого тела, которого эта практика затрагивает, уже настолько крепка, что вернет вам ваши совершенства в недалеком будущем, как только вы снова обратите на нее свое внимание. Несравнимый ни с чем дар медитации (дхьяны), плод кропотливой практики санъямы, свидетельствует о том, что вы проникли в виджнянамая- и анандамая-кошу, чей опыт обязательно перейдет (или уже перешел) в следующую жизнь. «У йогина, обретшего мудрость сосредоточения, самскара этой мудрости будет воспроизводится снова и снова» («Вьяса-бхашья», 1:49). И, наконец, один лишь миг самадхи, затрагивающий причинное тело (шивамая-кошу), не утратит следы своего опыта в веках.

    Суммируя сказанное, эти Восемь Ступеней в двух словах можно было бы охарактеризовать, как последовательные этапы очищения и трансформации тел (от грубого физического до все более тонких) до тех пор, пока не исчезнет в экстазе самадхи сама идея представления об этих телах, пранах… и вместе с ней – наше иллюзорное эго. Все! Вы – свободны! Вы – То! Буддха, Видящий… Нерожденный и потому Бессмертный…

    Мне часто задают вопрос: но как можно рассматривать в «рамках» Учения Аштанга-йоги свободный полет мысли Адвайта-веданты, «атеизм» Гаудапады и «слова» Буддхы, «не-метод» кашмирских мистиков или мгновение «самоузнавания» философии пратьябхиджны, также успешно, как мы знаем, ведущих своих адептов к самореализации? – Не вижу здесь каких-либо противоречий, а лишь наоборот, — подтверждение сказанному.


ветьте, не проделал ли во всем благополучный принц Гаутама тот длинный и изнурительны путь, подвергая свои тело и дух бесконечным суровым истязаниям (йогической тапасьи), прежде чем сесть однажды под дерево в падмасану, сосредоточится и, объявив всему миру «я готов!», оставить свои ложные представления ума и тела?! Не был ли Шри Пунджи долгое время страстным почитателем (бхактой) Господа Кришны, миллионы раз повторившим его махамантру, прежде чем узрел свое изначальное единство с ним?! И кто знает, сколько жизней понадобилось Рамана Махарши провести в бессонных ночах у Лингама Шивы в храме Аруначалешвара, чтобы «вдруг», в 16-летнем возрасте его дыхание «замерло», а ум обрел Вечный Покой! Восемь Ступеней к Богу – это Путь в веках ваших воплощений (и не важно знаете вы о том или нет!), непрерывный поток дхарм, благих карм, всякий раз кристаллизующихся во все более и более сладостные плоды джняны (истинного знания, мудрости). Вы можете с успехом практиковать бхакти-, крия-, кундалини-, джняна-, раджа- или какую-либо другую форму йоги («союджьи с Богом»), быть адептом адвайты или кашмирского шиваизма, или сторонником даже отличного от канонов индуизма метода самосовершенствования; быть йогом, натхом, тантриком… индуистом, буддхистом… огнепоклонником, но вам не «избежать» Восьми Ступеней к Богу — Самосущей Системы духовного продвижения, «скрытой» в бесконечном множестве ваших перевоплощений и потому, так неотчетливо представляющейся многим.

    Аштанга-йога – не просто древнейшая школа йога-техники, не секта и, уж конечно, — не модный ноу-хау конкурирующих фитнес-залов, а естественный и самобытный Путь всякого духовного совершенствования вообще, универсальная модель и аксиома последовательной трансформации, «превращения» иллюзорного «я» — в «Я» Божественное, Единое, Вечное. Открытая миру уже в 1-ом веке до нашей эры в Сутрах легендарного Риши Патанджали, Аштанга-йога обрела статус самостоятельной философской системы, став одной из Шести Школ индуизма и мощным оружием в умах понимающих и принимающих простоту ее Истины. Примите ее и Вы…

Источник: sivalingam.ru

Классическая йога (Аштанга йога) — это духовная и телесная практика, которой должен овладеть человек, желающий постичь максимум своих способностей и в конце стать частью Божественной сущности. Данный путь состоит из восьми ступеней: Яма-Нияма-Асана-Пранаяма-Пратьяхара-Дхарана-Дхьяна. Аштанга

Мудрец Патанджали, живший в Индии во II в. д.н.э. проповедовал, что в процессе изучения каждой из ступеней очищается тело и разум. Занятия Аштанга йогой все больше и больше разжигают огонь знания, попутно пробуждая проницательность. Патанджали в своем трактате «Йога сутры» называл йогу Аштангой, потому что в переводе с санскрита это означает йога восьми ступеней (ашта – восемь, анга – конечность, ветвь, ступень).

Как следует из предания этот мудрец явился к своей матери с неба в обличии змеи. Его задача на Земле заключалось в том, чтобы поведать людскому роду о выше обозначенной практике для того, чтобы люди смогли отречься от страданий и найти гармонию с самими собой.

Авторство Аштанга йоги приписывают именно ему. О том, как практиковать Аштанга Йогу Патанджали подробно рассказал в Йога-сутре. К слову, в традиционной индийской философии данной практике дан статус одной из Даршан.

В своем труде, который по праву носит название «ступени для поиска души», Патанджали удалось собрать знания, которые индийский народ накапливал веками. В трактате он призывает привести человека, занимающегося практикой, к познанию своей истиной природы, а также достичь предела возможности телесного и умственного развития.

Система аштанга-йога устроена таким образом, что каждая пройденная ступень способствует более гармоничному усвоение всей практики. Конечная цель — это вхождение в так называемое самахи, то есть состояние просветления. Сам Патанджали определяет самахи как сознание Бога.

На протяжении первых двух ступеней ученик усваивает этические законы. «Яма» и «Нияма» — это своего рода свод моральных норм, которые должен соблюдать практикующий йог. Также эти две ступени тренируют чистоту помыслов.

Ступень яма состоит из пяти принципов, называемые: Ахимса, Сатья, Астея, Апираграха и Брахмачарья. Все они нацелены на разъяснение этичного поведение, например: ненасилия над живыми существами или неворовства.

Нияма уже нацелена не на добродетельность по отношению к другим, а освобождение самого себя от пороков. Данная ступень также включает пять принципов: Шауча, Сантоша, Тапас, Свадхъяя и Ишвара-Пранидхана. Каждый из них учит чистоплотности, призывает к самолишениям и набожности.

Следующее — это Асаны. Она предполагает практику специфических физических упражнений. Их цель — это обучение управлению энергией и различными процессами, происходящими в теле.

Четвертая ступень — Пранаяма. Ее задача заключается в том, чтобы научить человека управлять праной, то есть первичной энергией вселенной. Здесь при помощи специальной дыхательной гимнастики ученик овладевает навыком контроля на собственным дыханием, что позволяет накапливать необходимую для жизни энергию.

Пратьяхара обучает контролю ума. Усвоение пятой ступени необходимо для того, чтобы научиться не замечать звуки и не видеть вещи. После того, как человек овладеет Пратьяхарой он сможет отрешиться не только от внешнего мира, но и своего физиеского внутреннего для того, чтобы всецело сконцентрироваться на собственном сознании.

Дхарана обучает глубокой медитации. Если ученику удастся овладеть этой ступенью, то он сможет неподвижно концентрировать свой разум на какой-то одной вещи. Дхарана нужна для того, чтобы человек умел останавливать поток ненужных мыслей.

В Дхьяне практикующий окончательно отрешается от всего мирского и остается один на один с объектом своей медитации.

Последняя ступень — Самадхи. Если человек пройдет все семь предыдущих путей и познает Самадхи, то он сможет не только надолго концентрироваться на каком-то одном объекте, но и целиком сливаться с ним для того, чтобы лучше понять его сущность.

Источник: dayoga.ru


Categories: Йог

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.