Вы знаете, насколько важна для человека правильная физическая активность? Она не просто поддерживает в тонусе мышцы тела, но и позитивно влияет на память, мышление, и психоэмоциональное состояние. Многие отправляются за физической активностью в зал, изнуряя себя тяжёлыми тренировками, но это точно не для меня. Мне нравится что-то более размеренное и гармоничное, например, — практика йоги. А если вы ещё новичок, то больше всего вам подойдёт йога айенгара.

айенгара йога фото

Что такое йога айенгара?


Основу методики йоги Айенгары составляет традиционная Хатха-йога. А названа она в честь своего основателя — Б.К.С. Айенгара, предположившего и успешно доказавшего, что если грамотно сконцентрировать своё внимание и с умом вытягивать различные части своего тела, то становится реальным полное умиротворение и гармония.

Считается, что Айенгара-йога больше всего подходит для всех тех, кто страдает от каких-то проблем со здоровьем (а значит, практически каждому человеку). Обусловлено это очень положительным терапевтическим эффектом от занятий, который достигается в результате плавного и постепенного воздействия.

Ещё, данная йога, пожалуй, самая деликатная для использования людьми в возрасте: поэтому, если давно хотите отправить своих родителей или бабушку с дедушкой в класс йоги, тогда обязательно учтите этот момент.

По моему мнению, йога Айенгара является самой настоящей азбукой, не зная которую человек не сможет познать искусство йоги. Ведь именно знание йоги Айенгары позволит правильно сориентироваться в вариативном мире йоги двадцать первого столетия.

Если объяснить по-другому – именно Айенгара-йога способна наполнить вас теми познаниями и основами, которые вы сможете применять ещё очень долго, даже если решите осваивать другие направления. Поэтому, если вы очень хотите начать практиковать йогу, но не знаете, с чего начать, начинайте именно с Айенгара-йоги.

Интересные особенности Айенгара-йоги

  • В данной практике асаны выполняются в статике и точно, при этом задействуются различные вспомогательные материалы: одеяла, стулья, планки, кирпичи, ремни и прочие. Именно из-за этого студии для Айенгары-йоги нередко схожи с пыточными камерами. Но подобный реквизит делает практики Айенгары приемлемыми для всех людей, вне зависимости от их возраста, гибкости и состояния здоровья.

Также благодаря вспомогательным материалам намного эффективнее достигается расслабление, человек не чувствует болевого дискомфорта и может максимально уйти вглубь своей личности.

Со временем период выполнения каждой из асан возрастает и человек быстрее оказывается своим сознанием в каждой из областей тела, осознавая различные внутренние колебания с изменениями и перетеканиями. Вместе с этим наблюдается усиление целебного воздействия асан.

  • Каждую асану следует выполнять на протяжение пяти-восьми циклов дыхания с размеренным и не резким переходом к следующей позе. Многие думают, что это делает Айенгара-йогу достаточно скучной. Для них следует напомнить, что самосовершенствование не может быть скучным по умолчанию (если, безусловно, вы не испытываете скуки по жизни, находясь наедине с самим собой).

Естественно, что очень большое значение играет и учитель йоги, а также манера его преподавания: голос, которым диктуются инструкции, какими он пользуется ассоциациями и так далее.

  • Информативная и детальная расшифровка каждой асаны. Если раньше вы совершенно не задумывались о месте нахождения своих «гребней воздушных костей», «внутренней пятки», «внешних бёдер», «диафрагмы» и прочего, то теперь вам обязательно откроются все эти знания.

Сначала, конечно, может произойти настоящий взрыв мозга от того, сколько всего интересного содержит ваше тело и как вы можете всё это собирать, подтягивать и контролировать. Но со временем вы привыкнете и научитесь правильно концентрироваться.

По итогу в течение полутора-двух часов ваш мозг сможет напрочь позабыть обо всех постоянно беспокоящих вас мыслях, так как ваша голова будет занята перевариванием новой информации. Это, пожалуй, наилучшая методика, позволяющая гармонизировать свой разум, лучше понять себя и научиться слушать и понимать собственное тело.

  • Методика Айенгара-йоги основан на максимальной концентрации внимания внутри себя, что в свою очередь выступает замечательной профилактикой стрессовых факторов. Это действие будет происходить из описанного выше, ведь ваше внимание, путешествующее за голосом учителя, максимально концентрируется на своём организме и всех процессах, которые в нём происходят. По итогу вы можете полностью отрешиться от всего происходящего и действительно пребываете только в состоянии «здесь и сейчас».

йога-айенгара предполагает погружение в себя


Как правило, в студиях для Айенгара йоги практики чередуются по неделям. Всё действует по принципу «семь дней выполняем конкретную группу асан».

Вообще же существуют такие разновидности асан:

  1. Упражнения, которые выполняются в стоячем положении.
  2. Наклоны вперёд со скручиваниями.
  3. Прогибы назад.
  4. Практики для восстановления, релаксация, пранаяма.
  5. Упражнения, подбираемые учителем на его усмотрение.
  6. Перевёрнутые позы.
  • Ещё одна, последняя особенность практики Айенгара-йоги заключается в персональном подходе к каждому из практиков. Поэтому не нужно удивляться, если в процессе упражнений на вашем соседе с левой стороны будут положены два кирпича с одеялом, а на соседе с правой стороны – пять одеял с ремнём, планкой и двумя болстерами.

Если у вас вдруг имеются какие-то серьёзные нарушения здоровья – важно обязательно уведомить о них своего учителя. Тогда он правильно подберёт реквизит, чтобы вы смогли добиться точно такого же действия, как если бы были полностью здоровы.

Единственный минус, который можно углядеть в методике Айенгара йоги – после того, как вы получаете так много внимания ко всем мелочам в процессе занятий, если решите заняться иным стилем йоги, то ощутите явную нехватку внимания к своей персоне. В любом случае вы сможете получить такой багаж знаний и мышечной памяти, который будет служить вам ещё очень долгое время. А ваша жизнь после Айенгара йоги просто не может стать прежней!

 Особенности йога-айенгары для представительниц прекрасного пола


Отдельно выделяют такую область айенгара-йоги, как йога для девушек и женщин. Здесь ярко прослеживается новаторство Шри Б.К.С.Айенгар, который первым придумал обучать занятиям йогой представительниц прекрасного пола. Нужно заметить, он смог серьёзно преуспеть в этом, оставив после себя многих достойных продолжительниц.

 Почему йога-айенгара так привлекает женщин? Потому что в ней учитываются все особенности женского тела, нагрузки распределяются равномерно во времена гормональных изменений. А основная цель практики – достичь внутреннюю гармонию и научиться грамотно контролировать и направлять свою энергию.

девушки очень любят йога-айенгару


При этом Айенгара не остановился лишь на физической стороне аспекта, ведь им была издана книга «Йога Дипика. Прояснение йоги», в которой приводятся детальные указания, касающиеся исполнения двести главных асан. Издание иллюстрировано 592 фото, плюс подробными описаниями главных бандх, крий и пранаям.

Кроме того, книга приводит несколько интересных легенд, касающихся происхождения большей части асан, дошедших до нас со времён древности с расшифровкой их названий.

Сейчас в нашем материале мы не станет разбирать эти характеристики, а остановимся на базовых принципах практики, озвученных Айенгаром.

  1. По аналогии с тем, как любой дом не может быть устойчивым, если он не имеет надёжный фундамент, точно также личность не может начать своё саморазвитие, не соблюдая морально-нравственные принципы (яму и нияму). Йога-айенгара основана на указанных принципах, ведь без них становится просто обычной гимнастикой.
  2. Если вы желаете успешно практиковать йога-айенгару, важно безоговорочно верить в результат, соблюдать дисциплину, а также проявлять достаточно упорства и постоянства в выполнении асан.

Когда вы будете практиковать любую из асан – старайтесь максимально погрузиться в данный процесс, не жалейте себя, проявляйте достаточно настойчивости и внимательности. Главное, чтобы вы были честны, прежде всего, сами с собой, плюс проявляли достаточно смелости и осознания. Учитесь погружению во всё, чем вы занимаетесь, ведь лишь так вы сможете развить свою целостность.

  1. Контролируйте процесс своего дыхания. В йога-айенгаре можно полностью вытягивать тело исключительно, если вы синхронизируете подвижность тела и ход своего дыхания.

Когда выходите в асану на задерживании дыхания, необходимо приложить определённые мышечные усилия, чтобы слишком не расслабиться.

Если выполняете асану на вдохе, она будет иметь эффект лишь как физическая нагрузка и не сможет принести вам нужный результат. А если же асана была выполнена на выдохе – она превращается в жизнеспособную и органичную и может воздействовать на вас на физическом плане, делая клетки более здоровыми. Выдох также будет полезен при условии грамотного исполнения позиции, ведь он поможет телу устранить накопившееся в нём напряжение.

  1. Каждая асана должна изучаться с позиции арифметики и геометрии, чтобы выявлять её настоящую форму, — так говорил Айенгар. Займитесь изучением конфигурации асаны. Так асаны могут быть треугольными, круглыми, дугообразными, овальными, прямыми либо диагональными.

Отмечайте формы асан в процессе их выполнения, наблюдайте за ними, изучайте их и выполняйте соответствующие действия, чтобы выполнить упражнение в первозданном виде. Максимально отдайтесь этому процессу, задействуя в нём тело с чувствами умом и сознанием – пусть работает всё ваше естество.

  1. Важно научиться распределять массу туловища равномерно на мышцах, связках, суставах и костях. Соблюдайте баланс между движениями и сопротивлением. Ведь в результате некорректного исполнения асан вы очень быстро столкнётесь с напряжением. А грамотное же их исполнение подарит лёгкость и бодрость на весь день вперёд.
  2. Как правило, все новички совершают основную ошибку – их ум не может работать целостно, а мышление полностью расчленённое.

Поэтому им крайне важно обучаться осознанию сперва отдельных областей своего тела. Благодаря поочерёдной концентрации на каждой отдельно взятой части тела произойдёт переключение ума из состояния, когда концентрация рассеянная к состоянию, когда она однонаправлена.

в практике важно полное расслабление

После этого уже разрешено деликатно адаптировать ум к ощущению движений и осознанию своего тела, как единого целого.

Следующей стадией станет личное знание, когда кроме познания тела вы задействуете ещё и свой разум. Айенгара писал про это следующее: «Аналогично, как два незнакомца представляются друг дружке третьим лицом, также ум в процессе занятий представляется разуму, а ведь он, как известно, — это третье орудие человека.


Ум говорит разуму: «Взгляни на то, что здесь происходит. Разреши мне представить тебе колено. Разреши мне представить теле плечи. Разреши мне представить тебе ступни». Таким образом происходит знакомство разума и тела, в котором содействует ум.

Айенгар говорил про то, что в процессе выполнения этой работы ум словно исчезает, а ваши разум и тело получают возможность подружиться, то есть превращаются в единое целое.

  1. Создатель метода Айенгар говорил про то, что существует две методики занятий йогой. Первая заключается в полном погружении, когда стираются прошлые впечатления, однако, занятия происходят регулярно с исправлением всех ошибок и постепенным стремлением к точности и самосовершенствованию. Это практика духовной йоги.

Если же вы будете колебаться, ваш ум начнёт блуждать или возникнет разлад между вашим «Я», организмом, умом и мыслями – это уже вариант чувственной практики.

Айенгар писал следующее:

«Каждый из нас является новичком в йоге. Я также являюсь новичком по отношению к тому моменту, на котором я завершил свою вчерашнюю практику. Я не стремлюсь к перенесению вчерашних поз к сегодняшней практике. Я сохраняют их в памяти, а сегодня, когда выполняю вчерашние позы, снова впадаю в состояние новичка.

Я не нуждаюсь во вчерашнем опыте. Я хочу снова переживать то новое осознание, вдохновение, которое может посетить меня сегодня, кроме того, которое я ощущал вчера.


Не забывайте про то, что опыт и знания, рождённые из опыта, в миллионы раз сильнее приобретённых и накопленных знаний. Те знания, основу которых составляет опыт, субъективны и реальны, в то же время, как приобретённые знания, хотя они и объективны, способны ввести нас в сомнения.

Поэтому необходимо учиться, делать, и снова учиться, имея в душе своей уверенность, отвагу и ясное мышление».

Теперь вам известно, какими особенностями отличается стиль Айенгара-йога. И, как становится понятно, даже такой, с первого взгляда достаточно терапевтический метод обладает своими более глубинными принципами и идеями.

Ещё один положительный момент – в данном методе отсутствуют какие-либо ограничения. Самое главное условие – наличие искреннего желания. А эффект будет находиться в зависимости от вашей мотивации и той цели, которую вы ставите перед собой.

В завершение темы рекомендую вам к просмотру увлекательный видео-материал:

Marissa

Источник: TayniyMir.com

Йога Айенгара — это традиционная классическая йога, основанная Йога-сутрах Патанджали, которая включает в себя все восемь частей (Аштанга йога): яма, нияма, асаны, пранаямы, пратьяхара, дхарана, дхьяна и самадхи. Направление получило название по имени Б.К.С.Айенгара, современного Мастера йоги, живущего в Индии, в городе Пуна. Айенгар создал систему психофизического развития человека, которая была перенесена на Запад в 60-х годах прошлого века и адаптирована для европейцев.

В молодости Айенгар предпочитал динамичную и жёсткую практику, направленную на укрепление тела — именно так его наставник Т. Кришнамачар обучал молодых аристократов из воинского сословия (другой ученик Кришнамачара — Патабхи Джойс — стал продолжателем этого метода, который в последствие был назван Аштанга Виньяса йогой). Однако, поняв, что такая практика эффективна только для молодых и здоровых людей, и что в йогу важно привлечь всех, кто нуждается в её чудодейственной силе, вне зависимости от возраста и состояния здоровья, Айенгар стал уделять больше внимания глубокой и тонкой работе в позе и терапевтическому воздействию асан. Он пришёл к выводу, что даже при очень медленном выполнении асан в каждом из этих положений тела происходит активная внутренняя работа.

Создавая свою методику обучения, Айенгар испробовал на себе каждую асану и пранаяму. Гуру тщательно проанализировал воздействие всех упражнений на тело, психику и состояние ума. БКС Айенгар систематизировал более 200 классических асан йоги и 14 различных типов Пранаям (с вариациями многих из них) от самых простых к самым сложным. Они были структурированы и классифицированы таким образом, чтобы позволить начинающему йогу уверенно и безопасно прогрессировать в своей практике, и развивать гибкость, силу и выносливость тела и ума.

Может возникнуть впечатление, что Йога Айенгара просто гимнастика и глубокое дыхание или только асаны и пранаямы. Это неверно. Асаны и пранаямы просто использовать в качестве инструмента, с которым легче освоить все 8 аспектов аштанга-йоги Патанджали. Контроль тела это ключ к контролю ума. Интенсивность и глубина практики йоги Айенгара на физическом уровне влияет и изменение ума и духа. Во всех асанах йоги всё тело и ум должны научиться принимать участие. Нужно распространять своё внимание и осознанность до мельчайших частей тела, тогда ум становится бдительным, внимательным и острым. Через выполнение асаны также приходит понимание и применение этики — Яма и Нияма. Например, одной из ниям является шауча (чистота). Через практику осознанности в асане человек приходит к тому что, если он ест и пьёт слишком много ему труднее выполнять йогу, что само собой приводит к более чистой жизни. Другим примером этого является ахимса — отказа от насилия, которое могут быть применены в равной степени к любой ситуации, такие, как общество, так и физическое тело.

Пранаяма является необходимым условием для правильной медитации. Г-н Айенгар говорит, что хотя это теоретически возможно достичь медитативного состояния, но на практике это не возможно для 99% людей. В медитации ум абсолютно неподвижен, и хотя многие люди идут в классы медитации, и медитируют течение многих лет, но мало этого состояния. Ум слишком тонкий, хитрый и беспокойный, чтобы быть под контролем сознания. Поэтому рекомендуется Пранаяма. Мягкое, тонкое и управляемое дыхание позволяет гораздо легче сделать устойчивым ум. Тогда можно научиться отвлекать чувства от внешних объектов и культивировать состояние ума, где опыт медитации может прийти. Сидеть и пытаться медитировать не является гарантией результатов само по себе. Скорее основы медитации должны быть построены через практику первых пяти дисциплин йоги. Опыт медитации приходит, когда ученик готов.

Это отличительная особенность йоги Айенгара: медитация в действии. Практикующий выполняя асаны учится осознавать различные части тела. В начале ум блуждает от одной части тела к другой, но в процессе постоянной практики он приучается воспринимать всё тело целиком и одновременно. Ум стремится к большей внимательности и осознанности, глубже проникнуть в тело, чтобы достичь более точной и, следовательно, эффективной и удобной позы. Так ум обучается для достижения медитативного состояния.

Перечислим основные отличия и особенности метода данные БКС Айенгаром:

  • Статичное выполнение асан с использованием различных приспособлений (блоков, ремней, валиков, стульев, одеял и др.). Благодаря всяческим приспособлениям, метод Айенгара подходит мужчинам и женщинам независимо от их возраста, состояния здоровья и происхождения.
  • Развитие практики идёт от простого к сложному. Сначала основное внимание уделяется стоячим позам. Время фиксации позы постепенно увеличивается, позволяя практикующему проникать сознанием в каждую часть тела и осознавать внутренние движения. Терапевтический эффект асан при этом усиливается.
  • Обычно занятия, посвящённые стоячим позам, наклонам, прогибам, балансам и скруткам, чередуются.
  • Большое внимание уделяется также перевёрнутым позам.
  • Гуруджи указывает на необходимость равномерного вытяжения тела в любой асане.
  • Подробное и детальное объяснение каждой позы.
  • В процессе практики тело становится сильным, гибким и симметричным. Понятие выравнивания тела в позе — одно из ключевых в йоге Айенгара. Выравнивая тело на физическом уровне, мы провоцируем изменения на энергетическом уровне, что оказывает влияние на психо-эмоциональное состояние, сознание и ум.
  • Все асаны и пранаямы осваиваются учениками постепенно: в начале выполняются простые упражнения, которые делают тело сильным и гибким, а переход к более сложным позам практически неощутим.

Эти особенности йоги Айенгара позволяют учитывать в процессе практики индивидуальные особенности конкретных людей и, таким образом, делают эту разновидность йоги доступной каждому.

Источник: samopoznanie.ru

Базовый I (Introductory I) – начальный уровень практики йоги по методу Айенгара в соответствии с принятой международной системой сертификации. Этот уровень не предполагает получение сертификата из Института йоги Айенгара им. Рамамани Айенгар (Индия. г. Пуна) и разрешает ассистировать в классах сертифицированных преподавателей.

На этот уровень сейчас экзамен не сдается. Но позы данного уровня необходимо освоить тем, кто собирается сдавать экзамен на уровень Базовый II (Introductory II). Также для этого уровня необходимо изучить предлагаемую литературу, ряд теоретических вопросов, вопросов по анатомии, практиковать базовый перечень асан и пранаям. Ниже представлены списки вопросов, тем, асан и пранаям для подготовки к сдаче экзамена на уровень Базовый I.  

Теоретические вопросы   

  • Определение йоги.   
  • Особенности метода  Айенгара.  
  • Базовые определения гун.
  • Базовые определения карма, бхакти и джняна йоги.
  • Восемь частей Аштанга Йоги (название на санскрите и описание). 
  • Ямы и ниямы (название на санскрите и описание). Их связь с личной практикой и учением. Построение последовательности для начального класса. 
  • Модификация асан данного уровня для учеников, жалующихся на проблемы с шеей, коленями, спиной или тазом. 
  • Последовательность для периода менструации (см. Айенгар Г.  С.  «Йога – жемчужина для женщин»).

Анатомия 

  • Название, расположение, форма крупных костей скелета. 
  • Название, расположение и функции основных мышц: трапеции, бицепсы, трицепсы, дельтоиды, широчайшая мышца спины, поясничная мышца, квадрицепсы, мышцы задней поверхности бедер, ягодичные мышцы. 
  • Различие между связками, сухожилиями и мышцами. 

Список асан и пранаям 

  1. Тадасана
  2. Урдхва Баддхаангулиасна 
  3. Гомукхасана в Тадасане 
  4. Уткатасана 
  5. Врикшасана 
  6. Уттхита Триконасана 
  7. Вирабхадрасана II
  8. Уттхита Паршваконасана 
  9. Ардха Чандрасана 
  10. Вирабхадрасана I 
  11. Вирабхадрасана III 
  12. Паривритта Триконасана 
  13. Паривритта Паршваконасана 
  14. Паршваттанасана (прогиб, руки на полу) 
  15. Прасарита Падоттанасана (полная поза) 
  16. Падангуштхасана 
  17. Падахастасана 
  18. Уттанасана (прогиб, стопы вместе) 
  19. Паригхасана
  20. Адхо Мукха Шванасана 
  21. Ширшасана I 
  22. Парватасана в Свастикасане 
  23. Дандасана 
  24. Трианг Мукхаикапада Пасчимоттанасана 
  25. Маричиасана I (только скручивание) 
  26. Джану Ширшасана 
  27. Пашчимоттанасана 
  28. Баддха Конасана 
  29. Упавиштха Конасана 
  30. Маласана (крестец к стене, руки параллельно полу, в пространстве, пятки на опоре, руки параллельно полу, колени вместе) 
  31. Бхарадваджасана 1 (без захвата рук) 
  32. Бхарадваджасана 2 
  33. Шалабхасана 
  34. Чатуранга Дандасана 
  35. Урдхва Мукха Шванасана 
  36. Чатушпадасана (с захватом лодыжек) 
  37. Саламба Сарвангасана 1 (вход: по одной ноге из Халасаны, стопы на стуле) 
  38. Халасана (стопы на стуле) 
  39. Карнапидасана 
  40. Супта Конасана 
  41. Сету Бандха Сарвангасана (крестец на кирпиче) 
  42. Урдхва Прасарита Падасана (90) (руки вдоль туловища, а потом за головой)
  43. Бхарадваджасана (разворот, без захвата рук) 
  44. Шавасана 2 на одеялах (с бинтом на глаза, наблюдать за течением вдоха и выдоха) 

Пранаяма

  1. Удджайи (ступени 1 и 2) 
  2. Вилома (ступени 1 и 2) 

Список литературы 

  1. Айенгар Б.К.С. «Йога Дипика», введение. 
  2. Айенгар Б.К.С. «Пранаяма Дипика», часть 1, раздел 1. 
  3. Айенгар Г. С.  «Йога в действии: начальный курс».
  4. Айенгар Б.К.С. «Дерево Йоги», глава о Пранаяме. 
  5. Айенгар Б.К.С. «Йога-сутры Патанджали. Прояснение», сутры II.29-II.48. 
  6. Айенгар Б.К.С., Айенгар Г. С. «Основные методические указания для преподавателей йоги». 

Описание, техника, эффекты и противопоказания, указанные для каждой асаны и пранаямы из списка для данного уровня, в следующих источниках:  Айенгар Б.К.С. «Йога Дипика»,  Айенгар Б.К.С.  «Пранаяма Дипика», Айенгар Г.  С.  «Йога – жемчужина для женщин», Айенгар Г.  С.  «Йога в действии: начальный курс».

Источник: www.yoga-spb.ru

Наш век богат на разнообразие. Мы живём в условиях информационной доступности и определённой свободы выбора.

С одной стороны, при таком количестве информации, зачастую противоречивой, легко потеряться и так и не найти истины, а с другой — подобная ситуация может стать самым лучшим учителем, развивающим нашу способность жить здравомысленно, формировать собственный взгляд на вещи, отличать истинное от ложного.

Говоря о разнообразии, стоит отметить, что и йога не является исключением. На сегодняшний день существует масса школ и направлений, некоторые из которых совершенно лишены общих черт с тем, что принято считать йогой. Некоторые же, находясь под гнётом ярлыков и предубеждений, не теряют при этом своей самобытности, своего достоинства и права считаться школой классического образца: к одному из таких направлений относится йога Айенгара.

Чего только не услышишь о ней: «фитнес-йога», «йога для тела», «йога для инвалидов», «мебельная йога» и прочее.

Чаще всего так рассуждают люди, либо совсем не знакомые с этим стилем, либо те, кому довелось заниматься под руководством не самого добросовестного преемника традиции, не сумевшего понять её сути и донести до своих учеников. В любом случае, такие люди попросту не удостоили себя труда познакомиться с жизненными взглядами Шри Б. К. С. Айенгара — основоположника данного направления.

Чем отличается хатха-йога от Айенгара йоги

Опираясь на вышеупомянутое здравомыслие, давайте попробуем разобраться: в чём же состоит философия данного стиля и в чём его особенности. Вообще говоря, сам Айенгар никогда не называл сформированную им систему практики йогой Айенгара. Он всегда говорил, что занимается хатха-йогой, называя её наукой воли. Таким образом, если вы спросите: «Чем отличается хатха-йога от йоги Айенгара?», ответ, вероятнее всего, будет: «Ничем». И это чистая правда, если смотреть на суть.

Однако личный опыт любого человека, даже самого просветлённого, не может не наложить отпечаток на традиции. Потому и кажется, что стиль Айенгара, мягко говоря, странноват, с точки зрения «канонической» йоги.

уштрасана, поза верблюда
Уштрасана

Возможно, в наши времена именно это и нужно: ведь человек меняется так быстро, ход времени ускоряется так стремительно, что любая практика, чтобы быть максимально эффективной, должна быть адаптирована под эти эволюционные процессы. Все мы знаем, что человек 21 века далеко не тот, что был 2500 лет назад (когда были даны основные трактаты о йоге). У нас больше ментальных проблем, больше закрепощений в теле, менее стабильная психика. Соответственно, и подход к йоге нужен несколько иной.

С этим и пришёл Айенгар в массы — с инновационным, проверенном на личном опыте и отточенном временем способом достижения внутреннего единства.

И как бы дополняя тему здравомыслия, Айенгар призывал развивать состояние непредвзятости, чтобы достичь целостности. Ведь только состояние непривязанности к форме даёт человеку возможность полной внутренней интеграции со всем окружающим миром, что впоследствии приводит к ощущению полноты, гармонии и смысла жизни.

Так что, если вы уделите время самостоятельному изучению вопроса, почитаете книги Шри Б. К. С. Айенгара, то поймёте, что для него даже простейшие асаны — это не только и не столько физические упражнения, сколько средство для достижения единения тела с умом, а ума — с душой.

«Асаны совершенствовались в течение веков так, чтобы воздействовать на каждый мускул, нерв и железу организма, — говорит мастер. — Они обеспечивают хорошее сложение, с сильными и эластичными мышцами, не выпирающими наружу, и предохраняют тело от болезней. Они снимают усталость и успокаивают нервы. Но их главное значение заключается в тренировке и дисциплине ума. Многие артисты, акробаты, атлеты, танцоры, музыканты и спортсмены также обладают превосходным телосложением и прекрасно владеют своим телом, но не умеют владеть своим умом, интеллектом, и поэтому они находятся не в ладу сами с собой, и среди них редко можно встретить уравновешенную личность. Они часто ставят тело превыше всего. Нельзя сказать, что йог недооценивает своё тело, но он думает не только об его совершенствовании, но и о своих чувствах, уме, интеллекте и душе. Выполняя асаны, йог подчиняет себе своё тело, делает его инструментом духа. Он знает, что тело — это необходимый инструмент духа. Душа без тела подобна птице, лишённой способности летать.

Йога — путь, который развивает тело, очищает ум, воспитывает разум и наполняет душу. К сожалению, многие люди, не постигшие всей глубины йоги, видят в этом пути к самореализации лишь физическую дисциплину, а практика хатха-йоги понимается как некая гимнастика. Но йога — нечто большее, чем физические упражнения. Она охватывает всё существо человека — на клеточном, психическом, интеллектуальном и духовном уровнях,» — так говорил Айенгар.

В чём же индивидуальные особенности данного направления? Что отличает йогу Айенгара от множества других стилей? И так ли уж кардинально отличается подход Айенгара от изначальных принципов йоги? Поговорим об этом в данной статье.

А также раскроем тему ограничений (половых, возрастных, физиологических): имеются ли они для занятия данным стилем йоги?

Многие наверняка задаются вопросом: «Подходит ли йога Айенгара для начинающих»?

Да, безусловно. Это продемонстрировал сам Айенгар своей жизнью. С детских лет, страдая от множества недугов, выслушивая и безропотно принимая «пророчества» врачей о своей скорой кончине, он обладал такой силой воли, что занимался неустанно каждый день.

поза сфинкса
Поза сфинкса

Именно такой подход спустя годы регулярной практики сделал его тело сильным и выносливым, дал понимание всей глубины поз. И в дальнейшем, став учителем, он был первым, подробно объяснившим и подкрепившим личным примером традиционные постулаты йоги, заново открывшим и систематизировавшим асаны и пранаямы, давшим описание терапевтического эффекта йоги.

Поначалу Айенгар занимался сверхактивной и силовой йогой. Однако, погружаясь в практику, он понял со временем, что такой жёсткий подход эффективен только для полностью здоровых людей. Проблемы со здоровьем, свойственные большинству современных людей разного возраста и пола, становились определённым препятствием. В поисках универсального способа прогрессирования в йоге, который подошёл бы всем без исключения, Айенгар открыл для себя преимущества статичной практики.

Он понял, что долгое нахождение в позе усиливает её воздействие как на мышцы, суставы и связки, так и на внутренние системы, и даже на эмоциональное состояние и ум. Таким образом, он пришёл к выводу, что асаны воздействуют не только на физическом, но и на более глубинном уровне.

Так случилось, что физические недуги преследовали мастера до конца его дней, но ни на один день он не оставлял свою практику. И большинство сложных поз ему пришлось осваивать не в процессе длительных регулярных занятий, а во время публичных показов, когда асану нужно было выполнить безупречно с первого раза.

Получив за свою жизнь немало травм, Айенгар неустанно искал методы облегчения выполнения асан для людей с ограниченными возможностями. И находил их в виде «пропсов» — вспомогательных материалов (валиков, блоков, одеял, ремней и верёвок, ковриков, стульев), — которые помогают расположить тело в пространстве правильно.

Да, этот человек, в полной мере испытавший на своём опыте провальность освоения йоги «приступом», делал серьёзный упор на «искусство осторожности», вплоть до такого подхода, как мысленная имитация асаны парализованным человеком, и, как уже было сказано выше, активное использование пропсов. Но они же (пропсы) в дальнейшем стали служить мощным инструментом совершенствования уже для опытных практиков. Каким образом?

джануширшасана
Джануширшасана

Как изменение точки опоры в асанах (с ног на руки, например) принципиально меняет уровень всей практики, так и смена самой поверхности опоры может изменить качество сознания, открыть новый взгляд на некоторые вещи. И многие инструкторы, практикующие йогу Айенгара, используют дополнительные приспособления для освоения усложнённых асан.

Есть ещё один важный критерий. Касается он медитативного аспекта практики асан (ведь в йоге Айенгара не придаётся значение «сидячим» медитациям). Основной целью йоги, согласно Йога Сутрам Патанджали, является читта вритти ниродха (устранение колебаний ума). То есть, сознание должно очиститься от всяких представлений и постепенно превратиться в чистое самосознание. Когда медитация является частью практики асан (к чему и призывает Айенгар), то при том, что необходимо пытаться удержать какое-то положение, нужно ещё и максимально расслабить тело. И, как ни парадоксально, именно внедрение в практику пропсов позволяет уловить то самое положение, которое будет способствовать расслаблению. В дальнейшем, когда тело «запомнит» то самое положение, его с лёгкостью можно будет воспроизводить и без «костылей» (как в шутку иногда называют пропсы).

Ведь главное не создавать зависимость, а использовать предлагаемые инструменты как вызов для дальнейшего развития. Выбор здесь полностью зависит от практикующего. В общем, если вы никогда раньше не занимались йогой, можете попробовать именно этот стиль, отличающийся системным походом, мягкостью и размеренностью. Ещё интересно знать, что впервые идея использования дополнительных приспособлений принадлежала не самому Айенгару, как принято считать, а его учителю — Кришнамачарье.

Именно Кришнамачарья, встретив в трактате девятнадцатого века «Шри Таттва Нидхи» асаны, которые выполняются на канате и на перекладине, ввёл в практику пропсы для облегчения выполнения сложных асан, что уже позже стало отличительной чертой йоги Айенгара.

Кстати, отсутствие медитаций в системе Айенгара в том виде, в котором мы привыкли понимать данную практику (сидя неподвижно, с закрытыми глазами), также имеет место быть с подачи Кришнамачарьи, который учил тому, что практика асан самоценна и позволяет совершенствовать способность к самосознанию.

Что касается возрастных аспектов, то Б. К. С. Айенгар, до конца своих дней уделявший практике по 6 часов в день, призывал к тому, чтобы люди любого возраста занимались собой. В противном случае, на склоне лет нас ждут недуги и сплошное разочарование.

«Что произойдёт с ножом, если им не пользоваться? Он заржавеет, не правда ли? Чтобы он резал, его нужно постоянно точить,» — такую аналогию с практикой проводил учитель.

И на вопросы: «А не поздно ли мне в 50/60/70 лет начать заниматься йогой?» отвечает: «Почему старый греховодник не задумывается о своём возрасте? Стоит ему увидеть молодую девушку, его ум начинает блуждать, даже если физической силы ни на что не осталось. О чём он помышляет? О том, чтобы овладеть ею, не так ли? Но предложите ему немного позаниматься йогой или чем-то ещё полезным для здоровья, и он скажет: «Нет, что вы, я уже старый». Таким образом, ум созидает, и ум разрушает. С одной стороны, он создаёт вас, а с другой — занимается вашим уничтожением. Вам следует утихомирить разрушительную сторону своего ума — тогда вы сможете учиться».

Йога Айенгара для женщин

Отдельно стоит отметить такое направление, как йога Айенгара для женщин. И здесь Шри Б. К. С. Айенгар оказался новатором, впервые став обучать йоге женщин. Он немало преуспел в этом, оставив после своего ухода достойных последовательниц своей методики.

Данная практика построена таким образом, что в ней учтены все особенности женского организма, предлагается соразмерное распределение нагрузок в периоды гормональных изменений, и главной целью ставится достижение внутренней гармонии и умение управлять своей энергией.

йога для пожилых
Йога для всех

Если говорить о теоретических основах йоги Айенгара, то свою систему мастер подробно изложил в книге «Йога Дипика. Прояснение йоги». В ней даны подробные указания по исполнению 200 основных асан с приложением 592 фотографий, включены характеристики основных бандх, крий, пранаям.

Также в книге описываются легенды о происхождении многих асан, дошедшие до нас от мудрецов древности, расшифровываются их названия.

В рамках данной статьи мы не будем их разбирать, а уделим больше внимания фундаментальным принципам практики, которые озвучивал Айенгар, объясняя свой подход.

  1. Как здание не может быть устойчивым без надёжного фундамента, так же саморазвитие личности немыслимо без соблюдения морально-нравственных принципов (ямы и ниямы). Практика асан должна базироваться на этих принципах, иначе она превращается всего лишь в гимнастику.
  2. Неотъемлемые качества каждого, кто хочет прогрессировать в практике, — вера, дисциплина, упорство, постоянство. Выполняя любую асану, следует полностью погружаться в этот процесс, не жалея себя, настойчиво и внимательно. Нужно быть честным с самим собой, и в дополнение к абсолютной честности наберитесь смелости, решимости, осознанности. Развивайте способность погружаться в любой предмет, которым вы занимаетесь, и таким образом будет развиваться целостность.
  3. Следите за своим дыханием. Вы можете вытянуть тело полностью, только если синхронизируете подвижность тела с ходом дыхания. Вхождение в асану и её выполнение на задержке дыхания требует дополнительных мышечных усилий, не позволяет расслабиться должным образом. Асана, выполняемая на вдохе, выполняется всего лишь как физическое действие, не приносящее глубинного результата. Асана же, выполняемая на выдохе, «становится жизнеспособной и органичной, оказывает воздействие на физиологическом уровне и дарит здоровье клеткам». Выдох и правда способен помочь в правильном выполнении позы, так как избавляет тело от скопившегося напряжения.
  4. «Каждую асану нужно изучать арифметически и геометрически, чтобы выявить её подлинную форму, — говорил Айенгар. — Изучайте конфигурацию асаны. Она может быть треугольной, круглой, дугообразной, овальной, прямой или диагональной. Отмечайте её форму во время практики, наблюдайте, изучайте и действуйте соответственно, чтобы тело смогло выполнить асану в её первозданной красоте». Вовлекайтесь в этот процесс полностью, подключайте всё тело, чувства, ум, сознание — действуйте всем вашим естеством.
  5. Распределяйте вес тела равномерно между мышцами, связками, суставами и костями. Должен быть баланс между движением и сопротивлением. Неправильное выполнение асан очень быстро вызывает напряжение. Правильная же методика их выполнения приносит ощущения лёгкости и бодрости.
  6. Ум новичка не готов действовать целостно. Он полностью расчленён. Вот почему так важно учиться осознавать сначала отельные участки тела: «Посмотрите на ступню, потом на лодыжку, затем объедините наблюдения за лодыжкой и ступней, потом взгляните на колено, соедините колено с лодыжкой, со ступней, перейдите к бедру, объедините наблюдения за бедром, коленом, лодыжкой и ступней, поднимитесь выше к нижней части корпуса, потом к верхней, к подмышкам, шее, лицу и так далее». Таким способом будет происходить переключение разума из состояния рассеянной концентрации к состоянию концентрации однонаправленной.Далее уже можно постепенно приучать ум ощущать движение, «узнать тело как единое».Следующим этапом будет стадия личного знания, когда к познанию тела вы подключаете разум. «Подобно тому, как двух незнакомых людей представляет друг другу третье лицо, так и ум представляет тело разуму, третьему орудию человека. Ум говорит разуму: «Посмотри, что здесь происходит. Позволь мне представить тебе колено. Позволь мне представить тебе лодыжку. Позволь мне представить тебе руки». Это и есть знакомство разума с телом, происходящее при содействии ума». Айенгар говорит, что, совершив эту работу, ум как бы исчезает, а ваш разум и тело «становятся друзьями», то есть единым целым.
  7. Как учил Айенгар, существует два способа занятий йогой. Первый — когда вы полностью погружаетесь в неё, не размышляя о прошлых впечатлениях, но занимаетесь, постоянно исправляя ошибки и стремясь к точности и совершенству. Это духовная йога. Если же вы колеблетесь, если ваш ум блуждает или возникает раскол между вашим «Я», телом, умом и мыслями, тогда это чувственная практика. «Каждый из вас новичок в йоге. Я тоже новичок — относительно того момента, на котором я закончил практику вчера. Я не переношу вчерашние позы в сегодняшнюю практику. Я помню их, но, когда я выполняю вчерашние позы сегодня, я снова становлюсь новичком. Мне не нужен вчерашний опыт. Я хочу пережить то новое понимание, которое может прийти ко мне сегодня в дополнение к тому, что я ощущал вчера. Помните, что опыт и знание, рождённое из опыта, в миллионы раз превосходят приобретённое и накопленное знание. Знание, основанное на опыте, является субъективным и реальным, в то время как приобретённое знание, будучи объективным, вводит в сомнения. Поэтому учитесь, делайте, учитесь снова с уверенностью, отвагой и ясностью» (Б. К. С. Айенгар).

Вот мы и разобрали основные особенности стиля «Йога Айенгара», и, как видите, даже в таком, на первый взгляд, терапевтическом методе заложены более глубинные принципы и идеи.

Видим также, что нет никаких ограничений для того, чтобы заниматься по системе Айенгара.

Главное — искреннее желание. Результат же зависит от вашей мотивации, изначальной цели.

Если, к примеру, вас приведут в йогу проблемы со здоровьем, она, безусловно, поможет вам его укрепить и восстановить. Но, как говорил Б. К. С. Айенгар, это лишь побочные эффекты, приятные бонусы, так сказать.

«Возьмём, к примеру, завод, построенный для производства определённого продукта, — размышлял Айенгар на эту тему. — Одновременно с главным продуктом на нём производится и ряд побочных, которые также имеют рыночную ценность. В этом случае временами забывают, ради чего возводился завод, и производят для продажи только побочные продукты. У йоги также несколько граней, и, хотя цель и кульминация йоги — видение души, она даёт множество благотворных побочных результатов, в том числе здоровье, счастье, мир и покой. Как в любом производственном процессе есть побочные продукты, так здоровье, счастье и исцеление являются побочными результатами занятий йогой».

Айенгар рассматривает «видение души», или, иными словами, «постижение себя самого» как основную цель йоги. Однако он же говорит: «Йога не кончается тогда, когда вы достигли единения с самим собой. В нужной степени дисциплинировав тело, ум, чувства, разум и сознание, йогу предстоит жить в миру, не вовлекаясь в свои действия. Между философией и практической жизнью должно установиться полное равновесие. Если вам удастся научиться этому, вы превратитесь в философа-практика. Заниматься чистой философией не самое большое достижение. Философы — те же мечтатели. Но мы должны привнести философию в повседневную жизнь — так, чтобы все её невзгоды и радости были наполнены философией. Возможно ли быть успешным членом общества, оставаясь верным собственному развитию и не сходя со стези индивидуального духовного роста? В этом и заключается практическая философия».

Таким образом, основатель «Йоги Айенгара» призывает, занимаясь саморазвитием, не забывать о главной цели жизни каждого человека — служении на благо других.

Успехов вам на этом Пути.

Ом!

Используемая литература:

Б. К. С. Айенгар «Йога Дипика. Прояснение Йоги».
Б. К. С. Айенгар «Дерево Йоги. Ежедневная практика».
Николаева Мария «Ученик перед стеной».

Источник: www.oum.ru

Метод йоги Айенгара был разработан на базе классической Хатха-йоги и получил свое название по имени своего основателя – Б.К.С. Айенгара, который предположил и успешно доказал, что успокоить ум возможно путем концентрации внимания и правильного вытяжения различных частей тела.

Этим стилем йоги особенно рекомендуется заниматься тем, кто имеет какие-либо проблемы со здоровьем (то есть почти всем), поскольку результаты занятий несут в себе благоприятный терапевтический эффект, достигающийся под плавным и постепенным воздействием. Также из всех видов йоги метод Айенгара, пожалуй, в наибольшей степени подходит лицам пожилого возраста: тем, кто давно планирует отправить своих родителей на йогу, рекомендую взять на заметку именно этот метод.

На мой взгляд, йога Айенгара – это азбука, без знания которой невозможно научиться читать. Знание йоги Айенгара позволяет грамотно ориентироваться в многоликом мире йоги XXI века. Иными словами, она закладывает те знания и основы, которыми вы будете пользоваться еще долгое время, осваивая все последующие направления йоги, выбирая для себя йога-туры и йога-семинары, занимаясь практикой дома по интернет-приложению или самостоятельно на природе. Когда меня спрашивают, с чего новичку начать освоение йоги, как правило, я советую начинать именно с йоги Айенгара.

Отличительные и важные особенности этого метода:

  • Статичное и точное выполнение асан с помощью множества вспомогательных материалов: одеял, стульев, планок, кирпичей, ремней и других. Именно поэтому Айенгар-студии зачастую напоминают пыточные. Однако же, благодаря этому «реквизиту» упражнения йоги Айенгара становятся доступны любому человеку, независимо от возраста, степени гибкости и состояния здоровья. Вспомогательные материалы помогают лучше расслабиться, не испытывать болевых ощущений и полностью погрузиться внутрь себя. Время фиксации асаны постепенно увеличивается, и практикующему проще проникать сознанием в каждую часть тела и осознавать любые внутренние движения, изменения, перетекания. Терапевтический эффект асан при этом усиливается.

12376011_152412578453375_5513250884363885673_n.jpg

  • Каждая асана выполняется в течение 5-8 циклов дыхания, и переход к следующей происходит медленно и плавно. Поэтому многим, на первый взгляд, этот стиль может показаться скучным. Однако не стоит забывать, что работа над собой скучной быть не может (если конечно, тебе по жизни самому с собой не скучно). Конечно, здесь все зависит от преподавателя и от того, как он подает материал: каким голосом диктует инструкции, какие ассоциации приводит в пример при объяснении позы, насколько подробно и интересно ее описывает.
  • Подробное, детальное объяснение каждой позы. Если до этого вы не знали, где находятся ваши «гребни воздушных костей», «внутренняя пятка», «внешние бедра», «диафрагма» и прочее, то здесь вы это узнаете. Поначалу голова взрывается от того, сколько, оказывается, всего в твоем теле и как это все можно одновременно собрать, подтянуть и контролировать, но потом привыкаешь и концентрируешься.

В результате, на 1,5-2 часа ваш суетный мозг забудет обо всем напрочь, а «мысли-мартышки» объявят перерыв, потому что в это время голова будет судорожно соображать, что и как делать. Лучшего способа успокоить ум, изучить и научиться слушать и слышать свое тело придумать сложно.

  • Предельная концентрация внимания внутри себя и, как следствие этого, идеальная профилактика стресса. Этот эффект неминуемо следует из вышеописанного, ведь твое внимание, следуя за голосом преподавателя, полностью сосредоточено на теле и процессах, в нем происходящих. В результате, ты полностью отключаешься от внешнего мира и действительно находишься в моменте «здесь и сейчас».

1-2.jpg

В школах йоги Айенгара занятия обычно чередуются по неделям. Работает принцип «одна неделя – одна группа асан»:

  1. асаны стоя
  2. наклоны вперед и скручивания
  3. прогибы назад
  4. восстанавливающие позы/релаксация/пранаяма
  5. произвольная программа преподавателя

В любою неделю большое внимание уделяется также перевернутым позам.

  • Индивидуальный подход к каждому практикующему. Не удивляйтесь, если на занятии у вашего соседа слева будет лежать 2 кирпича и одеяло, а у соседа справа – 5 одеял, ремень, планка и 2 болстера. Если есть проблема со здоровьем, обязательно сообщите о ней преподавателю, и он поможет (с помощью «реквизита») выстроить асану так, чтобы вы получили тот же эффект, как если бы такой проблемы не было, и постепенно пришли к оздоровлению проблемной зоны.

Недостаток во всем этом можно найти, пожалуй, только один – после такого внимания к деталям на занятиях по всем другим стилям йоги вам будет казаться, что преподаватель недостаточно внимателен к вам, потому что он вовремя не подошел подкрутить ваш копчик вниз. Однако тот багаж знаний и мышечная память, которые вы приобретаете в практике Айенгара, сослужат вам отличную службу, а ваша йога-жизнь вне рамок класса уже никогда не будет прежней!


Катерина Марьянкова – один из соавторов YogaKaif (журнала о йоге и жизни в йоге). @yogakaif, www.facebook.com/yogakaiff

Источник: yogajournal.ru


Categories: Йог

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.