Равновесие души, гармония мышления и улучшение физического здоровья – цель поиска саморазвивающегося человека. Одним из ключей, способных помочь в достижении желаемого, является йога. Это направление философии и религии Индийских духовных деятелей подразделяется на множество школ, приемы и техники которых разнятся, но стремятся к единому результату. Примером тому служит агни йога или «живая этика» – одно из основополагающих учений.

История возникновения

Первые зафиксированные на бумажных носителях упоминания об учении агни йога датируется 1920 г. и перевод принадлежат супружеской паре Елены Ивановны и Николая Константиновича Рерихов. Согласно их воспоминаниям, направление агни было даровано им предводителем Белого Братства Шамбалы Махатмой М. и Кут Хуми.

Учение агни йоги


Е. Рерих записывала устные изречения своих учителей в дневники, которые позже были сформированы в книги и составили 17 томов. Автором агни йоги ни Елена, ни Николай себя не считают, так же как и не причисляют к ним своих наставников. Причиной этому служит убеждение Рерихов, что мудрость востока не имеет автора, она дарована людям свыше.

Собрание томов агни направления не содержит руководства и алгоритма действий. Дневниковый тип записей представляет собой размышления о смысле поступков и их последствиях, содержит ряд советов и предупреждений, подталкивает человека к осмыслению действительности, закономерности природы человека и его души. Учение агни йоги – первый шаг к достижению просветления, а их прочтение стоит на одной ступени с повторением мантры.

Собрание дневников широко распространены по всему свету, выпущены на языках различных народностей и признаны основополагающим жизненным знанием.

Из чего состоит учение – основные положения

Согласно мнения учеников агни йоги, собрание работ подразумевает постоянное применение постулатов учения в повседневности. Даже при отсутствии физической нагрузки и техник значимость не снижается. Но лишь ознакомления с текстом дневников будет недостаточно. Учение должно стать стилем жизни.

Учение агни йоги

Основные положения агни йоги повествуют о рождении Космоса, процессах и явлениях Земли как космической составляющей и роли человеческой природы в ней.

Структура мира и вечность космоса

Первым из базовых основ этики жизни стал агни, в переводе означающий  огонь души. Структура мира представлена несколькими уровнями:


  1. Плотный мир, в котором проживает человечество и материя.
  2. Тонкий мир или астрал, представителями которого являются существа без телесной формы.
  3. Огненный мир или психический энергетический уровень, на котором существуют различные эволюционные создания.
  4. Высшая сфера – последний уровень, который достижим человеку лишь на максимальных стадиях саморазвития.

Учение агни йоги повествует о возможности и взаимодействии всех уровней мироздания между собой. Они могут обмениваться информацией и энергетикой. Однако, достичь эти миры человек способен лишь после постижения одухотворенности. Согласно живой этике, все человеческое общество – составляющая Разума Космоса, являющегося правителем Вселенной. Последняя развивается по определенным законам, а предназначением людей становится познание и соблюдение правил космического разума.

Каждый человек, являясь частью высшего разума, способен влиять на процессы эволюции космоса посредством собственной энергетики и силы духа. Для достижения поставленной цели требуется саморазвитие, стремление к совершенству духа и материальной составляющей и единению с природными силами и остальным человечеством в плане отношений.


Учение агни йоги

Для приближения к Высшим слоям человеческому обществу необходимо создать контакт тонкого и плотного мира, поддерживать их связь. Однако идеала ни один человек не способен достичь, это отражается в идейности учения этики о бесконечности космоса. Человеческое сознание сродни космическому бытию и не находит конца в саморазвитии.

Единство, двойственность и тройственность

Казалось бы, несовместимые понятия единства, двойственности и тройственности, обретают смысл в учении агни этики. Занимаясь духовной практикой, человек способен осмыслить и принять базовые понятия живой йоги.

Единство предстает перед человечеством в виде Начала, известного и под другими названиями:

  • Абсолют;
  • Неизвестное великое;
  • Беспричинная Причина;
  • Бесконечность.

Людское сознание не способно в полной мере понять и узнать данную исходную точку. Единство начал не имеет границы и края, поэтому человек может лишь стремиться  к познанию, но не узнать до конца.

В процессе эволюции Космоса, Единство Начал приобретает двойственность.


зникают явления духовной и материальной природы. Вселенная начинает приобретать структуру из противоположных понятий мужского и женского, духа и материи. Однако противоположности не могут существовать по отдельности, они – начало и продолжение друг друга. Дух происходит от материи и без нее не существует. Материальная составляющая представляет собой высокую концентрацию духовности, приобретая плотность и осязаемость. Дух управляет материальностью, а материя становится его сосудом. Творение осуществляется  лишь в единении Духа и материальности.

Тройственность знания агни йоги изображается в форме объединенного  Божественного существования. Оно олицетворяет Корень всего, Первое бытие и  Самосущего Господа. Составляющие Единого существуют в виде:

  • могущества и воли;
  • любви;
  • мудрости.

Проявленная материальность объединяет ритмы, движения и устойчивость. Без всех этих компонентов невозможно существования Космоса и людского разума.

Космическая иерархия и Шамбала

Агни йога подразумевает под иерархией закономерность Мироздания и взаимодействие по плану. Духовной частью являются Иерархия света, Братство и Духи Высшей сферы. Их единение призвано помочь в достижении общей благодати.

Каждый мир обязан взаимодействовать и уравновешивать друг друга. Только таким способом возможно достичь Светлой эпохи Землей. Содружество человека со Светлыми Силами, существующими в Шамбале, заключается в передачи знаний и правил жизни для использования их в повседневности. Человечество выступает в роли учащегося, ведомого своим учителем. Цель ученика – распространить учение агни йоги по всему населению планеты. Таким способом производится выработка светлой энергетики, а человеческая природа перерабатывает ее в светлые и любовные эманации. Это способствует благоприятному восприятию Землей огненной энергии, поставляемой Космосом.


Природа человека, направленная учением агни этики, очищается. Разум и сознание людей расширяется, способствуя самосовершенствованию и росту духа и самосознания.

Закон Кармы

Учебник живой йоги олицетворяет человека как продукт духовной эволюции, результат множественного воплощения в различных телесных оболочках. Итогом духовной реинкарнации становится латентная мудрость. Она накапливается благодаря полученному опыту каждой жизни, но не осознается человеческим разумом в ее последнем воплощении. Согласно живой этике эти знания наполняют каждую клеточку организма.

Учение агни йоги

Человеческие поступки, мысли, размышления и желания создают судьбу своего носителя, именуемую Кармой. И переплетение карм наций, племен, рас и индивидуальностей составляет основной закон Человечества. Согласно агни йоге, кармическую направляющую возможно усмирить и перенаправить, не нарушая закон и ход эволюции.

Закон перевоплощения


В согласии с данному законом агни этики, дух людской избавляется от материального носителя только после физического исчезновения. Умерев, он переносится в Тонкий мир, где вступает на новую ступень и приобретает более совершенный физический сосуд. Духовное человеческое сознание бесконечно и бессмертно, следовательно, его путь не имеет четкого конца и самосовершенствуется. Каждое новое физическое тело, полученное после эволюции в Тонком мире, снабжено усовершенствованным списком навыков и умений. Эти новшества оказывают на жизненную опытность, характеристики и таланты человека сильное влияние и приближают его дух к Высшим сферам.

Учение агни йоги

Смыслом жизненного цикла, согласно агни йоге, является эволюция души на следующий этап. Повседневный смысл существования человеческой личности заключен в постижении размышлений, желаемого и действий, предусмотренных эволюцией космической природы.

Учения об огненном человеке

Человеческая сущность – воплощение огненной стихии. Энергетика Огня генерируется в 49 отелах тела, основным излучателем которого признано сердце. Огненные эманации вырабатываются посредством саморазвития, стремления к доброжелательности, истине, правильным поступкам и мыслям. Только развивающаяся личность способна перерабатывать эмоциональные составляющие в энергетику огненной стихии.


При негативном мышлении, отрицательных эмоциях и прегрешениях человек вырабатывает темную энергетику, именуемую Империл. Огненные эманации и Империл оседают на нервных волокнах человека, поэтому центральная нервная система становится своеобразным полем борьбы добра и зла. Главенствующее положение одерживает та энергия, что оказалась сильнее и преобладает в духе человека. Именно этому учит данный раздел агни йоги.

Развитие и самосовершенствование

Базовую часть знания агни йоги учителя посвятили самосовершенствованию. Развитие личности приближает дух человека к Высшим сферам. В итоге саморазвития должна предстать Огненная личность, обладающая энергетикой космического огня.

Первым шагом к самосовершенствованию становится избавление разума от негативных мыслей и эмоций. Вредные привычки и поступки должны быть искоренены полностью. Жизненный уклад ученика изменяется и становится приверженцем общих человеческих ценностей, нравственных устоев и культурных нравов. Эти показатели не должны зависить от религии, возраста, пола, нации и социального класса. Соблюдение правил этики и следование ее законам позволит перейти на новую ступень духовной и материальной эволюции.

Главным источником развития является пси-энергия. На окружение человека также влияет его сила мышления. В зависимости от нравственных ценностей человека, мысленный посыл может нести позитивный или негативных характер. Но в любом случае мысль оказывает сильное влияние на общее благо.


Учение агни йоги

Основным правилом для повышения своего уровня развития для ученика становится следование учению агни йоги и полное признание Иерархии света. Сердце и разум индивидуальности должен всецело принадлежать учителям. Только после подчинения энергетики и позитивного посыла законам космоса человек сможет пересечь границу этапов эволюции. В результате этого появится способность трансформации энергии космоса.

Итоговым смыслом саморазвития, согласно агни йоге, становится свобода души от сансары и реинкарнация в богоподобного человека.

Знание и наука

Ведущая стезя в усовершенствовании себя и осмыслении порядков космоса живая йога приписывает науке. Знание уверяет —  необъяснимые на данный момент процессы и события в скором будущем обретут научное толкование.

Предметом исследования научных действий должны быть биологическая, психологическая, духовная составляющая личности. Ее размышления, быт, конец жизни, вечное существование и смысл жизненного цикла. Методом научного познания предоставляется стать познанию опыта.

Сотрудничество с Космосом и Высшими мирами


В знании агни этики подразумевается полное согласие с тем, что саморазвитие людское и их отречение от негативных эманаций позволит взаимодействовать  с Космосом и Высшими мирами. Присутствие на отдаленных мирах Венеры и Юпитера — одно из заданий учения. И данное путешествие не является передвижением на межпланетных крейсерах. Под этим подразумевается перенос астрального тела в необходимую точку.

Учение агни йоги

Агни йога повествует об основном стремлении человеческого духа – посещение различных миров космоса. Учителя утверждают, что огненная энергетика позволит Земле и ее населению избежать природных катаклизмов, очистить атмосферу и другие планетарные слои. Только после этого человечеству освободится канал связи с Космосом и отдаленными мирами. И первым шагом к данному результату становится выход за край Земли.

Обновленная личность Огня способна поддерживать общение с Вселенной, планетами дали и обмениваться информацией  с Тонким миром. Именно его сознание – основной узел связи миров. В нем содержатся все реальности, которые будут для него естественны и он сможет влиять на них без ограничений.

Агни йога как альтернатива тантра йоге и кундалини


Одной из первых ассоциаций, приходящих на ум со словом йога, является тантра или тантризм. В переводе с индийского это наименование означает технику увеличения кундалини.  Однако история средних веков повествует о дискредитации тантризма, так как его сподвижники совершали ужасающие действия – рушили религиозные постройки, чрезмерно совокуплялись, совершали жертвоприношения и уничтожали невинных людей. Кундалини таких людей шла на спад и последователям тантра-йоги потребовалось несколько веков для восстановления нравственности и благочестия своих обрядов.

Агни йога имеет сходные цели с тантризмом – просвещение, однако не приемлет подобных методов. Согласно учению, даже после совершения непотребных действий при упорном труде и искреннем раскаянии, вкупе с праведной жизнью, кундалини возможно очистить и поднять.

Кто такие агни йоги

Последователи агни йоги – творческие, самосовершенствующиеся, интеллектуальные люди. Учение Рерихов – одна из простейших форм науки йоги и позволяет ускорить личностный рост своих сподвижников.

Характерные особенности последователей агни йоги:

  • гармоничное сосуществование с природой;
  • отречение от условий и нации;
  • проведение агни (огня) сквозь все сферы жизни;
  • родственность воспринимается не про кровности, а по духовности;
  • ложь и лицемерие неприемлемы ни в отношении других, ни себя;
  • доброжелательное восприятие технической эволюции;
  • клевета осуждается;
  • последователь не имеет возраста: он помнит тяжесть прожитого опыта и степенность восхождения;
  • ученик агни сосуществует со своим учителем и не выходит из его поля зрения;
  • материальные ценности для агни йога минимальны, только самое необходимое и в малых количествах;
  • мобильный выход из конфликтных и спорных ситуаций – лучшее решение для ученика.

Учение агни йоги

Следование учению возвысит саморазвивающуюся личность и приблизит ее дух к Высшим сферам. Однако нарушение заповедей ведет к резкому ухудшению кармы.

Упражнения агни йоги

Цель каждого упражнения агни – расслабление и позитивный настрой. Всего несколько минут в день способны очистить разум и улучшить самочувствие человека. Несколько базовых упражнений позволят даже начинающему влиться в ряды учеников агни.

Упражнения релаксационные. Техника исполнения: расположение тела – сидя на стуле. Площадь соприкосновения нижней бедренной части с сидением максимальное. Упор на ноги, прижатые ступнями к полу на ширину плечевого пояса. Позвоночник выпрямлен и не имеет точек соприкосновения со спинкой стула. кисти рук располагаются на коленных суставах. Шея ровная.

Дыхание неторопливое, спокойное. Мысленный посыл «Я спокоен» сопутствует движению воздуха. После принятия нужного настроя, воображается теплый энергетический пульсар. Излучаемая им энергетика обволакивает тело ученика, проникает в каждую клетку.  Мышцы расслабляются, начиная с головы. Постепенно релакс переходит на шею, плечи, грудь, спину, ноги. Ощущение полного расслабления фиксируется в мыслях и удерживается 3 -4 минуты. После этого производится размеренное возвращение в реальность: приводятся в движения пальцы рук и ног, открываются глаза, выполняются легкие потягивания.

Учение агни йоги

В среднем упражнение занимает четверть часа. Проводится ежедневно и в минуты эмоционального напряжения.

Отправление мыслей для общего блага

Учение агни йоги призывает к самосовершенствованию духа и личности. Но оно призвано улучшить общую энергетику Земли и позволить ей сотрудничать с другими космическими мираи. Совершенствуясь личностно необходимо помнить об общем благе. Посыл мысли, напитанной позитивной энергетикой – капля в море, однако из таких частиц и состоит общее поле огненной энергии.

Учение агни йоги

Излучение позитивного настроя, доброжелательность, радость и искренность – путь к достижению общего блага. Дарение этих эмоций окружающим позволит им очиститься от негатива и вступить на общий этап энергетической эволюции.

Агни йога джоу

Упражнение на ощущение радости. Для данного действия нет обязательных поз и условий. Единственное, что требуется от последователя агни йоги – излучение позитивной и радостной энергетики в окружающий мир. Улыбка, приветствие, вопрос о самочувствии, помощь и многое другое – средства достижения радостного состояния души. Это упражнение не имеет подходов и повторений, оно – стиль жизни.

Агни йога: рекомендации для начинающих

Для вступление в ряды учеников агни йоги достаточно сильного желания. Однако не все так дастся легко. Самоизучение живой этики более трудно в познании, так как сама наука подразумевает сотрудничество. Поэтому для достижения расслабления и успешного пути к самосовершенствованию наиболее рациональным шагом станут коллективные упражнения. Ученику необходим учитель.

Благодаря сотрудничеству с последователями агни йоги, все пять ступеней учения будут достигнуты быстрее:

  • на физическом уровне – Кшипте;
  • на астральном – Мудхе;
  • низшем ментальном – Викшипте;
  • высшем ментальном – Экаграте;
  • буддхическом – Нируддхе.

Учение агни йоги

Очищение от негативных помыслов, следование учению и общение с последователями агни йоги позволят ученику добиться желаемого уровня эволюции.

Живая этика и принципы агни йоги

У авторов учения живой этики агни йоги есть ученик, выпустивший ряд книг «Грани агни йоги». В этих томах повествуется о биографических событиях жизни четы Рерих. И если в самом учении остались непонятые высказывания, то эта книга восполнит пробелы и ответит на большинство вопросов.

Учение агни йоги

В время прочтения граней осознаешь новые стороны агни йоги, понимаешь ее принципы и почему она стала по-настоящему живой этикой.

Брахманда – пространство

Агни йога состоит из явных и скрытых миров. Она не имеет начала и конца, точки отсчета и временных промежутков. Это пространство спокойно и безмятежно. Каждая его составляющая взаимодействует с себе подобными, а информация течет и пополняется.  Энергетика космоса сопровождает каждый путь эволюции. Опорой данного созидания становится материя, состоящая из всех наук и знаний мира.

Вселенная не стоит на месте. Она развивается по пространственным законам. И ее двигателем признан разум Космоса, присутствующий в любом человеке. Люди – часть космоса, огненной энергии и развития, высшей материальности, Брахманы.

Возрождение эволюции

Основное задание агни йоги – созидание материи, достижение Высших сфер. Дух и материя неразрывны на пути космической эволюции. А человечество – носитель ее кристаллов. Прохождение развития космоса через дух человека повышает качество пси-энергии. Очищает и формирует огненную стихию. Таким образом самосовершенствование человека – путь к возрождению эволюции.

Энергия человеческой мысли

Человечество не может не влиять на окружающий мир. Это касается и энергетической оболочки Земли. Каждый индивид излучает позитивные и негативные эманации вне его желания. Однако направить необходимую энергетику на достижение общего блага все же возможно. Для поддержания огненной энергии мысленные посылы человека в окружающую среду и общество должны быть положительными, творческими и конструктивными.

В течении столетий и тысячелетий эволюции основная масса человечества излучала негативные эмоции. Страх, войны, геноцид, обман, предательство и другие чувства практически остановили развитие Земли.

И только в руках современного человека есть способ улучшения обстановки – позитивное мышление.

Чтобы планета была жива

Несмотря на плачевную общую обстановку в энергетике мира, ключ к спасению все же есть -культура. Воспитание нравственности, светлого мышления, доброжелательности, любви к себе и окружающему пространству – вот способ излечения и продления жизни планеты.

Человек должен саморазвиваться не только в духовном, но и в эмоциональном и физическом плане. Улучшение себя должно сопутствовать улучшению мира. Для этого необходимо нормализовать экологию, снизить остроту конфликтов, беречь природу и живых существ. Главная задача человечества – сохранить и приумножить позитивное наследие предков.

Принцип Гуру Чела

Основой принципа является соблюдение иерархии. Ученичество и преподавание, сотрудничество и саморазвитие, следование выбранному пути. Человечество – часть космической энергии, ее генератор и преобразователь. И благодаря следованию выбранного пути люди способны поднять Землю на новую ступень космической эволюции.

Познавательный процесс

Знание неотделимо от науки. И необъяснимые на данный момент явления получат свое обоснование в будущем. Агни йога станет полностью осмысленна. Душа, пси-энергетика, сознательность, мышление, осмысленность жизни и понятие смерти – составляющие познавательного процесса. И эти психологические аспекты помогут науке развиваться дальше.

Учение агни йоги

Важная задача на этапе эволюции

Основной целью современного уровня эволюции является переход от негатива к позитивному мышлению. Людскому обществу необходимо пробудить в себе стремление к добру, свету. Они должны понять, что равны и нет лучших или худших. Самосовершенствование – путь к спасению:

  • искоренить эгоистические порывы;
  • взращивать альтруизм;
  • проявлять терпимость к окружающим;
  • следовать своему пути и выполнять все, что должен своей семье, стране и планете;
  • все поступки и мысли направлять на общее благо.

Сотрудничество и поддержка слабых – ключ к эволюции. Нет одного «Я», есть лишь стремящиеся во благо «Мы».

Эпоха женщины и матери

Женщины — генераторы любви и душевной теплоты. Их энергетика более тонка, светла и направлена на творческое развитие. Согласно восточному исчислению, Женская эпоха пророчит восхождение матерей. Они осознают свою ценность и помогут пройти эволюции по космическому пути. Женщины – часть космоса, отвечающая за гармоничность, любовь и свет.

Постоянное обучение и работа

Самосовершенствование не имеет конца. Эволюция не может прийти к итоговому значению. Космос постоянно развивается, а человек подобен ему. Поэтому регулярная работа и обучение способ стремления к совершенству. Нет идеала, но есть улучшение себя и своего духа. Остановка равносильно деградации. Ученики агни йоги это понимают и не прекращают работу над собой.

Живая этика и ее доступность

Агни йога – учение, к которому может примкнуть любой. Однако решение вступить в познание живой этики должно быть исключительно добровольным. Принуждение есть насилие над мыслью. И энергетика невольного последователя не будет подпитывать огненную стихию, а лишь потушат ее. Искреннее желание – ключ к саморазвитию. А двери Шамбалы открыты истинным последователям. Учение живой этики агни йога лишь путь, по которому человеку сужденной пройти.

Учение агни йоги

Агни йога — живая этика сродни науке, но не религии. Она не приемлет расовых и половых дискриминаций, религиозных принуждений. Агни йога – путь к улучшению жизни человека и Земли.

Источник: yoga24.info

Авторство Агни Йоги

 

Как известно, Агни Йога, или Живая Этика, является частью системы философских знаний, переданных западной цивилизации представителями эзотерической традиции индо-тибетской философии — пожелавшими остаться практически неизвестными для западного мира философами и духовными деятелями, называемыми в Индии Махатмами.

Основным автором Агни Йоги является Махатма Мория (или Махатма М.); своим соавтором он считал Е.И. Рерих. Агни Йога во многом является продолжением учения теософии, переданного миру тем же Учителем (вместе с Его соратником — Махатмой Кут Хуми) через Е.П. Блаватскую; о связи между этими учениями говорится в текстах Живой Этики.

Первое название учения Агни Йоги происходит от санскритского слова «Агни», означающего «огонь». В Агни Йоге это понятие, конечно, подразумевает не физическое пламя, а универсальную духовную среду, пронизывающую все мироздание и имеющую энергетическую или тонкоматериальную природу, а также тесно связанные с этой средой эволюционные пространственные энергии. «…Я понимаю Пространственный Огонь как самую высшую стихию преображающую» — говорит в учении Агни Йоги его основной автор, Махатма Мория.

По поводу самого распространенного названия своего учения Махатма сообщал: «Можете предложить Мне наименование Йоги Жизни, но, может быть, наиболее определительное будет Агни Йога. Именно стихия Огня дает этой самоотверженной йоге наименование». Судя по всему, создатель Агни Йоги считал, что само понятие Агни, или эволюционных космических энергий, является для современной эпохи наиболее актуальным в связи с ее немаловажными особенностями.

Второе название Агни Йоги — Живая Этика — акцентирует его практическую духовно-этическую направленность. Живой Этикой это учение было названо, по-видимому, для того, чтобы подчеркнуть отличие духовной этики взаимоотношений между людьми, социумом и Космосом от обычной, формальной, светской этики. Во всяком случае, в одной из книг Агни Йоги говорится: «…неотложно нужно твердить о Живой Этике. Ведь Священная Этика превратилась в дурацкий этикет и сделалась печатной этикеткой».

Свое учение авторы Агни Йоги также называли Учением Жизни, и позднее, с дальнейшим распространением Живой Этики в обществе, это, по сути уже третье, название также утвердилось в рериховедческой литературе. Данное название вполне соответствует содержанию Агни Йоги, имеющей жизненный, практический, социально ориентированный характер.

До появления теософии и Живой Этики едва ли были в мировой философии учения, способные сравниться с ними по широте и разнообразию затронутой ими проблематики. Учения теософии и Агни Йоги представлены огромной по объему литературой, в которой в лаконичной и концентрированной форме было изложено грандиозное научное и духовное наследие, в наше время условно названное эзотерическим. Это наследие фактически представляет собой совершенно не исследованный современной наукой пласт древнейшей культуры человечества, истоки которой восходят к исчезнувшим в результате природных катаклизмов высокоразвитым цивилизациям Земли, существовавшим за целые эпохи до возникновения нынешней цивилизации. Неизвестные древние мудрецы, разработавшие основы восточного эзотеризма, во многом опередили философов и ученых нашей цивилизации, о чем стало известно благодаря сравнительному анализу эзотерических источников и новейших научных исследований в области многомерности Вселенной и человеческого организма, природы сознания, иных форм и состояний материи и т.п. явлений.

Е.И. Рерих в одной из своих статей сравнила мировоззрение древних философов Востока с выводами современной науки по проблемам эволюции, возникновения Вселенной, природы материи и т.п., показав, что неизвестные мудрецы еще в седьмом веке до нашей эры сделали такие выводы о многих законах бытия, к которым в наше время пришла и современная наука: «Итак, мы видим, что около седьмого века до Рождества Христова великие мыслители Индии открыли ту же истину, которую современные ученые недавно лишь вновь открыли. Если мы рассмотрим теории эволюции Космоса, согласно современным эволюционистам и астрономам, мы увидим, что они пришли к тем же выводам или заключениям».

Что же стало основой современного учения Агни Йоги, созданного на основе древних источников? Каковы были первоисточники Учения Жизни?

 

Доктрина Калачакры

 

Несмотря на явную близость теософии и Агни Йоги к классической индийской философии, нельзя утверждать, что именно классическая веданта и буддизм были положены в основу этих учений. И  Е.П. Блаватская, и семья Рерихов неоднократно свидетельствовали о том, что основой теософии и Живой Этики послужили именно эзотерические направления древней философии Индии и Тибета, в частности, учение Калачакры, восходящее к традициям эзотерического индо-тибетского буддизма. Так, например, Е.П. Блаватская, отвечая на вопросы западных ученых относительно происхождения Книги (или станц) Дзиан, комментарии к которой были положены в основу «Тайной Доктрины», заявляла, что этот первоисточник известен в Тибете под названием Книги Кин-тэ (в других вариантах транскрипции — Киу-тэ или Кин-ти), являющейся частью Канджура (108-томного собрания священных философских текстов буддизма, включающих в себя трактаты по медицине, астрологии, философии, духовным практикам, комментарии изречений Будды и т. п.).

В эзотерической традиции учение Калачакры связывается с преданиями о существовании в Индии и Тибете закрытого от посторонних ашрама (или общества) высших адептов йоги. В Индии и Тибете этот духовный центр называют Шамбалой; западная эзотерическая традиция именует его Белым Братством. Излагая данную точку зрения, Е.И. Рерих писала: «Калачакра (Колесо Времени или Колесо Закона) есть Учение, приписываемое различным Владыкам Шамбалы. Учение это можно найти вкрапленным во всех философских системах и учениях Индии. Сейчас оно, может быть, особенно развито в Тибете».

Упоминания о Калачакре содержатся и в книгах Агни Йоги. Так, в книге «Мир Огненный» говорится: «Одобряю Калачакру собираемую. Это Огненное Учение запылено, но нуждается в провозвестии. Не разум, но мудрость дала это Учение. Невозможно оставлять его в руках невежественных толкователей. Многие области знания объединены в Калачакре, только непредубежденный ум может разобраться в этих наслоениях всех миров».

Судя по тому, что говорится о Калачакре в книгах Живой Этики, можно предположить, что в основу Агни Йоги была положена не экзотерическая («запыленная», т. е. имеющая неизбежные для экзотерических учений искажения ее изначальной сути), а эзотерическая традиция Калачакры.

Среди европейских ученых исследованиями в области Калачакры занимался выдающийся востоковед, профессор Ю.Н. Рерих. Автор многочисленных научных трудов, в том числе переводов оригинальных тибетских текстов, Ю.Н. Рерих был, бесспорно, самым крупным исследователем в области эзотерической традиции индо-тибетского буддизма. Об учении Калачакры Ю.Н. Рерих, в частности, писал: «Система Калачакры принадлежит к Ануттара-Йога-тантре (…), наивысшей из четырех тантр. (…) Эзотерический характер системы, ее глубокий символизм, трудность в приобретении текстов Калачакры и комментариев к ним до сих пор препятствуют ученым проникнуть в тайны ее доктрин».

Современный автор многих интересных работ по различным вопросам буддийской философии Далай Лама XIV также подчеркивал эзотерический, сакральный характер учения Калачакры.

 

Тайна Шамбалы

 

Возникает вопрос: кем же являются загадочные духовные Учителя Востока, сумевшие выполнить поистине титаническую работу по расшифровке, изложению, объяснению и адаптации для западного сознания огромного по объему философско-эзотерического наследия Индии и Тибета, провести сравнительный анализ основных положений восточного эзотеризма с новейшими достижениями науки той эпохи, а затем направить в западный мир своих посланников — сначала Е.П. Блаватскую, а затем семью Рерихов с духовно-просветительской миссией? На этот вопрос при всем желании невозможно дать ответ иной, чем тот, который был дан обществу Блаватской и Рерихами. Приходится признать, что Шамбала, или Белое Братство, каким бы неправдоподобным ни казался сам факт его существования западному обществу, — это не выдумки последователей теософии и не плод восточного фольклора, а реальность.

В книгах Живой Этики Махатмы так говорят о своей духовной общине: «Почему же трудно принять, что группа, получившая знания путем упорного труда, может объединиться во имя Общего Блага? Опытное знание помогло найти удобное место, где токи позволяют легче сообщаться в разных направлениях.

Вы, конечно, слышали рассказы путешественников о нахождении в пещерах неизвестных йогов. Если вы продолжите этот факт в направлении обширного действенного знания, вы легко дойдете до ощущения группы Учителей Знания.

Как же найти путь к Нашим лабораториям? Без зова никто не дойдет. Без проводника никто не пройдет! В то же время нужны личное неукротимое устремление и готовность на трудности пути.

По обычаю, приходящий должен известную часть пути пройти одиноко. Даже бывшие в непосредственном сношении с Нами перед приходом не ощущают Наших вестей — так должно быть по-человечески.

И одиноко приходящие, кроме глубоких причин, разделяются на два вида: лично стремящиеся и вызываемые для поручения.

Никто без особого указания не узнает бывших у Нас.

Если Вестник Наш не кричит на базаре, то и бывшие у Нас умеют хранить Общее Благо.

Главный признак Нашего Зова — когда вас как крылья непреложно несут. Так примите Нашу Общину Знания и Красоты. И будьте уверены, что можно обыскать все ущелья, но непрошеный гость пути не найдет.

Много раз бывали Мы в ваших городах, нельзя назвать Нас ушедшими от мира. Ведь и вы выносите обсерватории за город и заботитесь о предоставлении спокойствия ученым. Примите Наше соображение и не сетуйте на отсутствие точного адреса.

Помните Работающих для Общего Блага!» («Листы Сада Мории», т. 2, «Озарение», часть третья, V, 18.)

Что же представляет собой легендарная община подвижников и философов, скрытая от внешнего мира в недоступных высокогорных районах Тибета? И с какой целью ее духовные Учителя решили раскрыть западному миру многие принципы сокровенных эзотерических учений Востока, до этого веками охранявшиеся от непосвященных, а тем более иностранцев?

Единственно верную, объективную и наиболее полную информацию об этом уникальном феномене мы находим именно в книгах Агни Йоги. Немало интересных сведений содержится также в письмах Е.И. Рерих, являющихся комментариями основных положений этого учения, в эссе и очерках Н.К. Рериха, а также в теософской литературе, в частности, философских трудах, письмах и мемуарах Е.П. Блаватской и работах ее ближайших последователей.

В данном предисловии нам придется ограничиться лишь самыми общими и краткими сведениями о загадочном Белом Братстве, скрытом от мира в гималайских высотах. Более полную информацию о Белом Братстве читатель сможет найти в сборнике «Шамбала — это не миф…», составленном на основе писем, мемуаров, философских работ ближайших сотрудников Махатм: Е.П. Блаватской, семьи Рерихов и их последователей.

 

Метаистория Добра и зла

 

Шамбала как центр Высшего Разума возникла на нашей планете задолго до начала нашей цивилизации. В этом центре уже со времен Атлантиды объединились адепты высших знаний — люди, намного опередившие современников по уровню своего духовного и интеллектуального развития и посвятившие свою жизнь служению Истине и человечеству. Поколения мудрецов, подвижников, ученых веками сменялись в скрытой от глаз непосвященных гималайской обители. Ядром Белого Братства стали представители высших цивилизаций, пришедшие на нашу планету в самом начале земной истории, чтобы помогать ее эволюционному развитию. Вокруг них объединились лучшие представители земного человечества, ставшие их учениками и сотрудниками. И посланники Высшего Разума, и их земные ученики благодаря высочайшему уровню духовного и интеллектуального развития обрели власть над многими силами и явлениями природы. Срок их жизни намного превышает срок жизни обычных людей, их научные познания опережают развитие земной цивилизации на многие эпохи. Подчинив своей воле неведомые современной науке сверхмощные космические энергии, открыв тайны иных видов и состояний космической материи, подвижники Белого Братства создали мощный научно-технический потенциал, используемый ими не только в научно-исследовательской работе, но и в борьбе за энергетическое равновесие планеты и предотвращение глобальной экологической катастрофы, на грани которой Земля оказывалась уже не однажды.

Как уже говорилось, главная цель существования Белого Братства состоит в содействии эволюции человечества. Основным методом работы сотрудников Шамбалы на этом поприще является духовно-просветительская деятельность, принесение человечеству новых научных открытий и идей, духовно-философских учений, достижений искусства и культуры, прогрессивных социальных нововведений и т.п. Воплощаясь в среде обычных людей, среди народов разных стран в качестве выдающихся общественных и духовных деятелей, гениев науки и культуры, сотрудники Шамбалы своей творческой деятельностью содействовали прогрессу всей земной цивилизации. Обладая огромным духовным и интеллектуальным потенциалом, превышающим возможности обычного человека, посланники Белого Братства неизменно добивались колоссальных успехов в своей творческой деятельности, в какой бы сфере она ни осуществлялась, и таким образом оказывались двигателями прогресса во всем мире. Новые идеи и открытия, принесенные ими обществу, подхватывались последователями из числа наиболее талантливых современников, развивались и со временем формировали новую духовную и интеллектуальную ступень в развитии земной цивилизации.

Однако на всем протяжении земной истории эволюционная миссия Белого Братства осложнялась противодействием, оказываемым антиэволюционными силами. В текстах Агни Йоги читатель встретит такие понятия, как «темные», «Черное братство», «Черная ложа», «братья тьмы». Согласно учению Агни Йоги, антиэволюционные силы на наше планете возглавил бывший посланник Высшего Разума, первоначально имевший на Земле прогрессивную, эволюционную роль. Как говорится в эзотерических источниках, катастрофы и духовные падения бывают не только среди обычных людей, но и среди существ, стоящих на неизмеримо более высоких ступенях космической эволюции. Некогда падший ангел назывался Люцифером — «Свет Несущим» — и принадлежал к числу Логосов — космических руководителей человечества, пришедших на планету с целью содействия ее эволюции. Из-за своего духовного падения прежде блистательный посланник Космоса утратил свою эволюционную миссию и, ступив на путь зла, из Ангела Света превратился в Князя тьмы, увековеченного в мифах и религиях под именем врага рода человеческого Сатаны. Предательство Люцифером его планетарной миссии нанесло огромный урон духовному развитию планеты и человечества. Свернув на путь зла и деградации, Люцифер увлек на него и большинство своих сподвижников, сформировав основанную на дисциплине страха и принуждения организацию сил зла — Черное братство, или Черную ложу. Таким образом, сохранившаяся в преданиях и мифах многих народов мира легенда о падшем ангеле имеет реальное основание. В учении Живой Этики подчеркивается, что борьба Добра и зла, т. е. сил эволюционных с силами антиэволюционными, осуществляется в такой интенсивной форме только на Земле. В Космосе зло существует лишь в качестве несовершенства, хаоса, слепых, несознательных и неорганизованных сил природы, еще не подчиненных власти Разумного Начала; на Земле же зло представлено началом, сознательно препятствующим добру, т.е. эволюции и Общему Благу. Таким образом, эволюционная миссия сотрудников Белого Братства на нашей планете поневоле оказалась осложненной вынужденным противоборством с силами зла и разрушения. Одним из главных средств Белого Братства в этой борьбе всегда было духовное просвещение и содействие развитию культуры.

Ярким историческим примером деятельности сотрудников Белого Братства является жизнь и деятельность семьи Рерихов.

 

Путь Озарения

 

Целью духовно-просветительской деятельности Белого Братства всегда было прежде всего формирование в человеческом сообществе истинного, объективного, лишенного догматизма и предвзятости мировоззрения, способного ускорить духовную эволюцию человечества. Именно поэтому одним из главных направлений просветительской деятельности Махатм на Западе стало принесение миру новых духовно-философских учений. Первым посланником Шамбалы на Западе, открыто принесшим в мир весть о существовании Махатм, стала Е.П. Блаватская. Затем эстафета просветительской деятельности была передана Франче Ла Дью и Уильяму Дауэру, основавшим в Калифорнии (США) общество «Храм Человечества».

Но самую масштабную, подлинно мировую по своему размаху духовную миссию осуществили в ХХ столетии гениальные представители искусства и науки — Н.К. и Е.И. Рерихи и их сыновья.

Как и их предшественники — прежние носители поручений Махатм в мире, Рерихи были кармически во многих прошлых воплощениях связаны с Белым Братством. Именно поэтому их вступление на путь сотрудничества с Учителями и принятие ими сложнейшей духовной миссии были предопределены. Кармическая связь с Братством нашла отражение в жизни Е.И. и Н.К. Рерихов с ранних лет. Это выразилось в свойственном им интуитивном знании (фактически пробуждении памяти прошлых воплощений) о существовании Учителей Высшего Знания. Однако, как подчеркивает биограф семьи Рерихов П. Ф. Беликов в своей книге «Рерих. Опыт духовной биографии», миссия, возложенная на них Белым Братством в данном воплощении, далеко не сразу стала им ясна. Постепенное открытие духовных накоплений прошлых жизней происходило в сознании будущих сотрудников Шамбалы параллельно развитию обычного, «земного» интеллекта и накоплению жизненного опыта. Как пишет Беликов, «сама суть Поручения остается для Н.К. (Рериха) закрытой до тех пор, пока накопление знаний и опыта земного плана не дойдет до той степени, которая позволит ему приступить к реализации духовных накоплений центра «Чаши» уже в полном вооружении зрелого, созвучного эпохе интеллекта. (…)

Однако предчувствие Поручения, Встреч и Озарения дает о себе знать с раннего детского возраста».

Проявление у Н.К. и Е.И. Рерихов духовных накоплений прошлого, первые предчувствия и озарения (а затем и попытки установления сознательного духовно-телепатического общения с Учителями) напоминали известный в современной психологии феномен, называемый измененными состояниями сознания. Под этим термином в современной психологии понимаются особые духовно-психологические переживания — от необычных снов и видений до трансов и т.н. внетелесных состояний. Измененные состояния сознания были явлением, известным как в творческой деятельности, так и в религиозно-духовном опыте. Всем известны факты совершения гениальных научных открытий и создания художественных и литературных шедевров в необычных состояниях сознания: видениях, озарениях, пророческих снах и т.п. Пушкин, Маяковский и другие поэты во сне «получали» готовые стихи, а Моцарт — музыку; Менделеев во сне увидел знаменитую таблицу элементов, а Кекуле — структурную формулу бензола. Сезара Франка во время игры на органе посещало состояние некоего Высшего Присутствия; Бетховену во время работы над Девятой симфонией было видение Высшего мира, снисходящего на земной план, нечто подобное, только в более лирическом ключе, он испытал и при сочинении «Лунной сонаты»… Ощущение Высшего мира было свойственно и Вагнеру; необычными духовными переживаниями сопровождалось творчество Скрябина. Особые психологические состояния наблюдались во время творческого подъема у Гейне, Тютчева, Блока и многих других поэтов. Стихотворение Пушкина «Пророк», ода Державина «Бог» и многие другие шедевры литературы и музыки также обязаны своим появлением на свет необычным духовно-психологическим состояниям, обостряющим творческую интуицию и во много раз повышающим творческий потенциал психики.

По поводу природы и внутренних механизмов измененных состояний сознания в современной психологии нет четкого мнения. Однако на сегодняшний день немало психологов склоняются к выводу о том, что эти состояния служат своеобразным каналом связи между сознанием человека и сверхсознательными духовными структурами его психики. Многие исследователи с мировым именем (в том числе Р. Моуди, Ш. Карагулла, Э. Каблер-Росс, Ч. Файе, А. Ландсберг и др.) уже несколько десятилетий тому назад высказали мнение о том, что измененные состояния сознания являются результатом соприкосновения сознания человека с иной реальностью. И в психологии, и в философии давно уже ведутся споры и дискуссии о том, что представляет собой пресловутая иная реальность и какова ее роль в обычной человеческой жизни (отметим, что философия Живой Этики содержит весьма аргументированный ответ на этот вопрос). Тем временем в области естествознания, как уже говорилось, ведутся не только теоретические, но и экспериментальные исследования многомерности космической среды. Таким образом, существование иных планов бытия и иных форм материи в наше время стало научно признанным фактом, что само по себе представляет важную веху на пути изменения прежней, узкоматериалистической парадигмы науки.

По мере более глубокого освоения Е.И. и Н.К. Рерихами мира духовной реальности способы их общения с Махатмами совершенствовались. Дар ясновидения и яснослышания, свойственный Е.И. Рерих с детства, все более развивался. После прохождения ею «Огненного Опыта», раскрытия и трансмутации (что не одно и то же) высших центров сознания — чакр, необычные психодуховные способности Е.И. Рерих приобрели качественно новый уровень, не превзойденный ни одним из когда-либо живущих на Земле пророков и ясновидцев. Способностью мысленного общения на расстоянии обладал и Н.К. Рерих, с той разницей, что ему был доступен постоянный контакт только с его непосредственным Учителем — Махатмой М., в то время как Е.И. Рерих могла по желанию общаться с любым сотрудником Белого Братства. Доступный ей «пространственный провод», как называли способность духовно-телепатического общения Учителя, был значительно шире благодаря уникальной степени раскрытия чакр.

В жизни Елены Ивановны и Николая Константиновича было не только духовное общение, но и непосредственные встречи с Учителями — как на астральном, так и на физическом планах бытия.

В первый раз в реальной земной обстановке Е.И. Рерих увидела Учителей Морию и Кут Хуми в лондонском Гайд-парке в 1920 г. (там же, где впервые встретила своего Учителя и Е.П. Блаватская). Позднее Рерихи встречались с представителями Белого Братства и в США, и в странах Востока, во время Трансгималайской экспедиции. В автобиографическом очерке «Вехи» Н.К. Рерих описал многие необычные события своей жизни, как если бы они случились не с ним самим и членами его семьи (чтобы не вызывать ненужного ажиотажа вокруг своего имени), а с его знакомым.

Общение с Учителями открыло Николаю Константиновичу и Елене Ивановне и новые возможности познания духовного плана бытия. Если первые знания об этом мире Рерихи почерпнули, как и обычные люди, из книг, то общение с Махатмами открыло им новую страницу в познании Тонкого мира. Это познание перешло на новый уровень, и теоретические знания дополнились овладением высшими духовно-психическими способностями, свойственными всем сотрудникам Белого Братства. Как пишет Беликов, «освоение «сосредоточения тонкого» проходило своим, последовательным чередом, о котором позже было сказано:

«Сначала вам были явлены грубоматериальные законы. Вы были участниками поднятия на воздух, производились опыты материализации и присылки предметов — все это не для увлечения, но для сурового познания. Затем вам был представлен астральный мир, но не для погружения в него. Расширяя сознание, вы получили возможность знать ауры и лики перевоплощений. Покончив с миром полуматериальным, мы перешли к космическому ясновидению и яснослышанию. Пользуясь открытыми центрами сестры Урусвати, можно было показать лучи разных качеств и строение тонких субстанций» («Агни Йога», § 145).

Все это говорит о том, что под руководством духовных Учителей Е.И. и Н.К. Рерихи прошли долгую школу освоения законов высшей космической реальности, сосуществующей с реальностью земного плана бытия, но открытой ничтожно малому числу людей. И только тогда, когда и духовные знания, и практический жизненный опыт Н.К. и Е.И. Рерихов достигли нужной ступени, на их плечи была возложена планетарная по своему значению миссия принесения нового духовно-философского учения и организации огромной по размаху духовно-просветительской и общественно-культурной деятельности.

 

Как создавалось учение Агни Йоги

 

Поскольку Рерихи жили в обычных земных условиях (исключая небольшой период времени, который они провели в Ашраме Шамбалы), встречи с Учителями и сотрудниками Братства на физическом плане не могли быть частым явлением в их жизни. Общение Е.И. и Н.К. Рерихов с Учителями происходило в основном на духовном плане, путем телепатического контакта. Таким же образом была осуществлена и передача Рерихам учения Живой Этики. Миссия телепатического принятия и записи учения, а затем составления из полученных текстов отдельных книг Живой Этики была возложена на Е.И. Рерих благодаря развитым способностям ясновидения и яснослышания, свойственным ей с детства.

Временем установления постоянной духовно-телепатической связи Рерихов с Учителями можно считать 1920 г. Не исключено, что та памятная встреча в Лондоне в 1920 г. была своеобразной вехой, отметившей наступление особо важного в духовном отношении периода их жизни. Вначале (в 1920—1923 гг.) телепатические сообщения Учителя записывались большей частью Н.К. и Ю.Н. Рерихами. В основе бесед часто были вопросы, задаваемые Учителю на самые разнообразные темы. Содержание бесед, как правило, касалось мировоззрения Учителей и различных аспектов эзотерической философии Востока. Кроме того, Рерихам было сообщено немало интересного об их прошлых воплощениях и сотрудничестве с Белым Братством в прошлых жизнях. Махатма М. придавал большое значение культурно-просветительской деятельности Рерихов, и поэтому в беседах затрагивались также события их повседневной жизни и работы.

Тогда же, в 1920 г., было положено начало записям учения Живой Этики. Вначале, как отмечает П.Ф. Беликов, эти записи носили отрывочный характер, и лишь после прибытия семьи Рерихов в США они стали систематическими. В 1924 г. дневник общения с Учителем начинает вести Е.И. Рерих, и тогда же Махатма М. поручает ей запись передаваемых Им текстов Агни Йоги, а затем составление из них книг учения. О процессе записи учения и других сообщений Учителя, а также последующем отборе материала, который впоследствии надлежало опубликовать, П.Ф. Беликов пишет: «Вспомним слова из Первой Книги «Листы Сада Мории»: «Даю Вам Учение, кармические сообщения, Указы. Учение пригодно для всего мира и для всех сущих. Чем обширнее поймете, тем вернее для вас. Кармические сообщения в заботе и любви о вас. Мы даем предупреждения и позволяем вам встретить волну кармы со знанием. Потому не удивляйтесь, если знаки о карме не всегда вам понятны. Указы всегда понятны и должны исполняться без промедления» («Листы Сада Мории», т. 1, «Зов», 1923, март 10).

Непосредственно эта запись дополнена в рукописи Елены Ивановны следующей фразой, не вошедшей в опубликованную книгу: «Также в видениях имеете все три рода указаний, но кроме них еще знаки личного сознания, объединенного. Этот род видений подлежит изучению и вниманию».

В рукописи книг Живой Этики включено много записей, исключенных Еленой Ивановной из самих книг. При приеме записывалось каждое Слово Учителя, а затем Елена Ивановна уже сама решала, что следует обнародовать и что опустить. В первую очередь исключались все указания сроков. Они не подлежали огласке, так как в силу вышесказанного могли быть отодвинуты и намеченное ими событие могло принять другие формы. Ориентируясь на их соблюдение, Рерихи готовы были принять все коррективы к ним.

Затем шла фильтрация личных Указов. Многое, что касалось лично Рерихов, до известной степени было полезно знать и другим, вступающим на Путь Познания. Эти фрагменты оставались, претерпев иногда незначительные изменения. Фрагменты, затрагивающие как-то личные их действия, личную карму, при подготовке книг к печати опускались. Также не публиковались наиболее сокровенные места, трактующие некоторые вопросы об Учителях, о прошлых воплощениях, о предметах, могущих вызвать нежелательную реакцию отчасти противников, а отчасти и последователей Учения. (…) Выборка, что следует поместить в ту или иную Книгу Живой Этики и что нужно изъять из нее, проводилась вполне сознательно, с полной ответственностью за проведенную работу. Вообще, что отличает Книги Живой Этики от других работ, в том числе и многочисленных подражаний, появившихся в последнее время, — это высокая степень сознательности. Через сознание пропускалось все полученное, ни одна запись не делалась механически, по любому затронутому в книгах вопросу могли быть даны разъяснения. Конечно, это не касалось прогнозов на будущее. Во что оно выльется, не могли ответить и Учителя».

Перейти к началу статьи >>>

Источник: www.lomonosov.org

Агни йога – что же это такое?

Агни йога представляет собой учение Живой Этики, которое собрало в себя все знания вековых практик. Полное формирование данного направления, которое синтезирует в себе все религии и йоги, произошло в 20-м столетии.

Примечателен тот факт, что Агни йога имеет в себе очень глубокие осмысленные понятия, но вместе с тем является невероятно простой, понять её может каждый, у кого есть на то желание.

Агни в аюрведе

Аюрведа (древнее учение про здоровую и длинную жизнь) рассматривает понятие «Агни», как биологический огонь, принимающий участие в обменных процессах организма, способный изменить в теле и уме более плотные состояния более тонкими.

Под изменениями подобного плана подразумеваются следующие:

  • процесс переваривания пищи и усвоения питательных веществ;
  • отсеивание ненужной информации, поступающей из органов чувств;
  • изменения умственного плана, а также психоэмоциональные переживания;
  • изменения на клеточном уровне.

Сила огня Агни задействует функцию переваривания пищи, она является её активизатором. Биологический огонь отличается кислой природой. При сбалансированном огне человек будет чувствовать себя здоровым. А появление дисбаланса здесь чревато развитием разных патологий.

Аюрведа рассказывает про то, что ум и тело состоят из тринадцати Агни и один из них – Джатхарагни, ответственен за процесс переваривания пищи.

Хотя Агни способен проявляться в 4-х формах (небесном огне, животном, земном и минеральном) он выполняет одни и те же функции:

  • варит, горит, преобразовывает (Пака);
  • окрашивает, в основном в оттенки красного (Рага);
  • даёт чувство жара (Ушма);
  • даёт разум (Медха);
  • наполняет человека отвагой и силой (Оджас-Теджас).

В случае гармоничного функционирования Агни, если он сбалансирован и его достаточно по количеству – в организме будет всё в норме. Такое состояние известно как Агнисамйя.

А с непропорциональным снижением либо увеличением огня как минимум в одном из аспектов наступает Агнивайшамйя – дисбаланс биологического огня, который чреват различными заболеваниями.

В общей сложности Агни проявляется в 4-х видах состояний: Самагни, Вишамагни, Тикшнагни и Мандагни. Первый является полностью сбалансированным нормальным огнём, а оставшиеся три проявлены в разных видах отклонений. Все отклонения соотносятся с определёнными заболеваниями и нарушениями.

Особенности агни йоги

Учение Агни йоги гласит, что Космический Огонь или «Агни» представляет собой источник жизни. Огонь находится везде и всюду в каждом из нас. Он способен соединить всё, а если он уходит – начинаются процессы распада и разложения.

Учение Живая Этика смогло впитать в себя весь опыт и знания, которые накапливались в течение многих веков с помощью опыта разных людей. Если учащийся будет с вдумчивостью и жадностью воспринимать этот многолетний опыт, то сумеет найти ответы даже на самые трудные жизненные вопросы.
В 20-м столетии учение об Агни йоге началось распространяться благодаря усилиям семьи Рерихов. В частности Еленой Ивановной Рерих были написаны четырнадцать изданий, посвящающихся учению Живой Этики. А Николай Константинович Рерих изображал эту философию на своих полотнах. Рерихи старались наполнить умы людей светлыми мыслями и откровениями свыше.

Николай и Елена Рерихи

Более детальную информацию об Агни йоге можно получить из книг, написанных С. В. Стульгинскисом и А. И. Клизовским.

«Грани Агни Йоги»

«Грани Агни Йоги» представляют собой серию издательств, включающих в себя записи Б. Н. Абрамова – самого близкого ученика Н. К. Рериха. Издание будет полезным для читателей тем, что поможет отыскать ответы на вопросы, зачем мы живём на свете, а также уровня ответственности человека перед Мирозданием. Записи Абрамова представляют собой некое вместилище идей семейства Рерихов касаемо Учения Живой Этики.

Теджас Агни – огонь разума

Теджас Агни в аюрведе выступает проявлением Бога, тонкой формой Агни. Если человек находится в состоянии доброты и благости (Саттвы), Создатель доволен им и его разум является чистым. Он имеет способность к полноценному анализу, игнорированию любого негатива и различию между тем, что помогает достигать духовного благополучия и тем, что является преградой на пути к этому. Тогда человек не совершает неправильные действия, чреватые страданиями.

В этом случае можно говорить о балансе телесных дош, благодаря чему с ходом времени в тело человека снисходит Самагни в виде огня. За счёт всего этого мы получаем нормальное переваривание пищи и обмен веществ и в итоге становимся красивыми, здоровыми и счастливыми.

О сбалансированном Агни можно говорить по наличию следующих симптомов:

  • человек не чувствует дискомфорт после принятия пищи;
  • тело и дыхание имеет приятный запах;
  • у человека хороший аппетит;
  • отличное состояние иммунной системы;
  • человек становится жизнерадостным и активным.

Однако, происходит и такое, что людей начинают одолевать страсти (Раджаса) либо невежества (Тамаса). Это название дош ума согласно аюрведической системе, они выступают низшими модусами природы. Раджаса и Тамаса способны привести Теджаса в состояние дисбаланса, из-за чего Агни или угасает полностью или, напротив, ярко разгорается. Из-за всего этого происходит следующее:

  • начинается накопление продуктов обмена веществ в тканях организма;
  • оказывается под угрозой выделительная система;
  • появляются разнообразные патологии.

В случае, когда человек столкнулся с разбалансированным Агни (его избытком) по причине преобладания Раджаса (страсти), на это укажут такие симптомы:

  • появление кислой отрыжки, изжоги;
  • понос;
  • повышенная потливость, жар;
  • состояние эмоциональной возбуждённости;
  • стремление командовать окружающими;
  • ревность;
  • зависть;
  • нарушения пищевого поведения (злоупотребление едой, употребление в пищу несвежей пищи, поспешность либо медлительность при приёме пищи и так далее).

А тогда, когда Агни находится в недостатке из-за воздействия Тамаса (невежества), мы отмечаем следующее:

  • пищеварение замедляется, появляется затхлая отрыжка, человек чувствует тяжесть после приёма пищи;
  • страдает от запоров;
  • чувствует себя апатичным и ленивым;
  • находится в состоянии эмоциональной заторможенности;
  • страдает от лишних килограммов;
  • сталкивается с жадностью.

Поэтому каждому из нас необходимо крайне внимательно воспринимать и контролировать свои мысли, слова и действия, а также свой рацион питания.

Агни-йога - путь к просветлению

Чем полезна асана Агни Стамбхасана и как её выполнить

Данная асана представляет огромную пользу для кровоснабжения органов малого таза, для нормализации состояния тазобедренного и плечевого сустава, способствует устранению поясничных болей и нормализации пищеварения.

Агни Стамбхасана выступает позой, усиливающей огонь. Она замечательно подойдёт для медитативных практик, поспособствует восстановлению душевного равновесия при депрессиях и стрессе за счёт действенного успокоения, избавления от эмоциональных проблем.

Асана выполняется так:

  1. Сперва принимается поза Баддха Конасана 1 (является позой фиксированного угла).
  2. Затем лодыжки с левой стопой следует перенести на область правого колена. Вместе с этим нужно как можно сильнее раскрыть ступни и упереться ладонями в пол.
  3. Следует медленно наклониться вперёд, вытягивая при этом позвоночник и делая упор на седалищные кости.
  4. Если у вас достаточно хорошая растяжка – можете углубиться в эту позу.
  5. Зафиксируйтесь в подобной позиции на тридцать-шестьдесят секунд, скрестите ноги под другим углом.

Обратите внимание, что Агни Стамбхасана не рекомендована к выполнению при наличии повреждений колен. Также в процессе её выполнения внимательно следите за своими ощущениями, сильный дискомфорт не является нормой.

В завершение рекомендуем вам также к просмотру информативное видео об Агни-йоге:

Marissa

Источник: TayniyMir.com


Categories: Йог

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.