Иммануил Кант (22.04.1724 г. — 12.02.1804 г.) — философ, основоположник немецкой классической школы. В данной статье мы кратко рассмотрим ключевые аспекты философии Канта.

Периодизация творчества Канта

1. Докритический период (до начала 70-х гг.)
В 1755 году Кант опубликовал первую полностью философскую работу — «Новое освещение первых принципов метафизического познания». В этот период он занимался проблемами естествознания, природы и бытья.

2. Критический период (с начала 70-х гг. и до 1804 года)
Интерес Канта сместился в сторону этики и логики, механизмов и границ познания, социальной философии. В 1770 году вышла его работа «О форме и принципах чувственного и умопостигаемого мира», в ней прослеживались основы «критической философии». За ней последовал период затишья до 1781 года — происходило переосмысление Кантом своих взглядов и формирование новой философии. В 1781 году вышла переломная, одна из важнейших, работа Канта — «Критика чистого разума». Еще два труда — «Критика практического разума» и «Критика способности суждения» появились, соответственно, в 1788 и 1790 годах. В 1798 году вышла последний крупный труд Канта – «Антропология с прагматической точки зрения».


Теория познания Канта

Одно из основных отличий теории познания Канта в том, что он считал причиной трудности познания действительности — субъект познания, человека и разум. Знание у Канта – совокупность суждений, имеющих одновременно субъективно и объективно достаточное основание. Оно имеет две формы — апостериорное и априорное.
1. Апостериорное получено через опыт. Оно не достоверно и носит предположительный характер, требует проверки на практике.
2. Априорное существует изначально и носит доопытный характер. Доказательств не требует. На такое знание опираются физика и другие естественные науки.

Нельзя не затронуть понимание Кантом разума. Разум – познавательная способность, которая может руководить рассудком, высшая форма сознания. Рассудок не имеет цели и спонтанен, оперирует предельно общими понятиями, категориями (возможность и невозможность, количество, качество и т.д.), с помощью которых систематизируются первоначальные ощущения. С помощью категорий, рассудок переводит индивидуальное восприятие в общезначимый опыт. Разум же предлагает нечто безусловное в форме идей, представлений о конечной цели, побуждает рассудок к действию. В то же время, цели, что дает разум – невыполнимы, так как абсолютное познание невозможно.


Существует еще одна форма сознания, помимо рассудка и разума — чувственность. Чувственность помогает систематизировать ощущения в своих формах – пространстве и времени.
Подводя итог следует привести схему процесса познания, предложенную Кантом:
1. Окружающий мир оказывает воздействие на органы чувств.
2. Органы чувств воспринимают образы в формате ощущений.
3. Сознание систематизирует образы.
4. В разуме человека появляется целостная картина окружающего мира.
Данная картина является лишь образом, не имеющим ничего общего с реальностью из-за неразрешимых противоречий и невозможности познания «вещей в себе».

«Вещь в себе». Неразрешимые противоречия

Понятие «вещь в себе» — важнейшее в философии Канта. Это то, что невозможно постигнуть разумом, истинная, внутренняя природа вещи. Человек способен знать лишь явления – вещи в том виде, в котором они существуют в его сознании, образы вещей. Качество же вещей вне своего сознания он понять не в силах. Это абсолютно неопределенное, практически отрицательное понятие.

Окружающую действительность невозможно познать, о чем Кант говорит в работе «Критика чистого разума». Как доказательство этого, Кант приводит антиномии разума, неразрешимые противоречия, возникающие когда человек пытается познать «вещи в себе». Кант обнаруживает четыре подобных противоречие:
1. Конечность/ бесконечность мира – ограниченность мира или отсутствие у него границ в пространстве и времени.
2. Все сложные субстанции состоят из простых частей/ не существует ничего простого.
3. Свобода существует/ причинность главенствует в мире.
4. Бог есть/ Бога нет.


Для каждого из вариантов с помощью разума можно найти логические доказательства, что и приводит в тупик.

Этика Канта. Категорический императив

Этика Канта базируется на понятиях о духовном бессмертии, свободе воли и бытие Бога, т.е. – на антиномиях разума. По мнению Канта, этика может быть построена как точная наука и одна из главных ее проблем — обоснование системы нравственных норм, автономной и общей для всех, не ограниченной религиозными постулатами. Нравственность должна быть универсальной. Кант отказывался видеть основы подобной общей морали в природе. В его этике человек сам является автором моральных норм, если выступает от имени всех и в общих интересах.

В основе всей этики Канта лежит категорический императив, гласящий — поступай так, чтобы правила, которым ты следуешь, могли быть основой всеобщего морального законодательства. Человечество – величайшая ценность и самоцель в этике Канта. Категорический императив не нуждается в доказательствах и является высшим принципом науки о добре. При этом, он лишь дает форму способную породить более конкретные законы. Человек должен быть морален не из-за надежды на лучшее, а из уважения к закону.
Вне законов действия человека в нравственном плане, могут быть определены долгом, склонностями и страхом.

Заканчивая рассказ об этике Канта следует упомянуть какое место в своей теории он относит понятию «счастья». Хотя создание и исполнение единых законов нравственности у Канта основная цель, он признает, что разумное существо стремится к высшему благу и оно распределено в мире пропорционально нравственным достоинствам личности. Разумное существо, считал Кант, соблюдая нравственные законы, при наличии высших сил, может на него надеяться.


Источник: www.istmira.com

Философское направление кантаИммануил Кант – немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, работавший на грани эпох Просвещения и Романтизма. Родился 22 апреля 1724 г. в Кенигсберге в небогатой семье ремесленника Иоганна Георга Канта. В 1730 г. поступил в начальную школу, а осенью 1732 г. – в государственную церковную гимназию Коллегиум Фридерицианум. Под попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Канте необычайную одарённость, окончил латинское отделение престижной церковной гимназии, а затем в 1740 г. поступил в Кенигсбергский университет. Факультет, на котором он учился, точно не известен. Предположительно, это был факультет теологии, хотя некоторые исследователи на основе анализа списка предметов, которым он уделял наибольшее внимание, называют медицинский. Из-за смерти отца завершить учёбу Иммануилу не удалось и, чтобы прокормить семью, он на 10 лет стал домашним учителем.


Кант возвратился в Кенигсберг в 1753 г. с надеждой начать карьеру в Кенигсбергском университете. 12 июня 1755 г. он защитил диссертацию, за которую получил степень доктора философии, что дало ему право преподавать в университете. Для него наступил сорокалетний период преподавательской деятельности. Первую лекцию Кант прочел осенью 1755 г. В первый год доцентуры Кант читал лекции иногда по двадцать восемь часов в неделю.

Значительное влияние на жизнь и творчество Канта оказала война Пруссии с Францией, Австрией и Россией. В этой войне Пруссия потерпела поражение, а Кенигсберг был захвачен русскими войсками. 24 января 1758 г. город присягнул на верность императрице Елизавете Петровне. Вместе с преподавателями университета принес присягу и Кант. Занятия в университете на время войны не прерывались, но к обычным лекциям прибавились занятия с русскими офицерами. Кант читал для русских слушателей фортификацию и пиротех­нику. Некоторые биографы философа считают, что его слушателями в это время могли быть такие известные в российской истории лица, как будущий екатерининский вельможа Г.Орлов и великий полководец А.Суворов.

К сорока годам Кант все еще занимал должность приват-доцента и не получал денег от университета.


чтение лекций, ни публикации не давали возможности преодолеть материальную неопределенность. По свидетельству очевидцев, ему приходилось продавать книги из своей библиотеки для того, чтобы удовлетворять самые насущные потребности. Тем не менее, вспоминая об этих годах, Кант называл их временем самого большого удовлетворения в своей жизни. Он стремился в своем образовании и преподавании к идеалу широкого практического знания о человеке, что привело к тому, что Канта продолжали считать «светским философом» даже тогда, когда полностью сменились формы его мышления и образ жизни.

К концу 1760-х Кант стал известен за границами Пруссии. В 1769 г. профессор Хаузен из Галле издает биографии знаменитых философов и историков XVIII в. в Германии и за ее пределами.  В этот сборник была включена и биография Канта.

В 1770 г. в возрасте 46 лет Кант назначен ординарным профессором логики и метафизики Кенигсбергского университета, где до 1797 г. преподавал обширный цикл дисциплин — философских, математических, физических. Это место Кант занимал до самой смерти и исполнял свои обязанности с присущей ему пунктуальностью.

К 1794 г. Кант опубликовал ряд статей, в которых иронизировал по поводу догматов церкви, что стало причиной конфронтации с прусскими властями. Поползли слухи о готовящейся над философом расправе. Несмотря на это, в 1794 г. Российская академия наук избрала Канта своим членом.


Достигнув 75-летнего возраста, Кант почувствовал упадок сил, значительно сократил количество лекций, последнюю из которых прочитал 23 июня 1796 г. В ноябре 1801 г. Кант окончательно расстался с университетом.

Умер Иммануил Кант 12 февраля 1804 г. в Кенигсберге. Еще в 1799 г. Кант распорядился относительно собственных похорон. Он просил, чтобы они состоялись на третий день после кончины и были по возможности скромными: пусть присутствуют только близкие и друзья, а тело предадут земле на обычном кладбище. Получилось иначе. С мыслителем прощался весь город. Доступ к покойному продолжался шестнадцать дней. Гроб несли 24 студента, за гробом шел строем весь офицерский корпус гарнизона и тысячи сограждан. Похоронили Канта в профессорском склепе, примыкавшем к кафедральному собору Кенигсберга.

Основные произведения

1.  Критика чистого разума (1781).

2.  Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане (1784).

3.  Метафизические начала естествознания (1786).

4.  Критика практического разума (1788).

5.  Конец всего сущего (1794).

6.  К вечному миру (1795).

7.  Об органе души (1796).

8.  Метафизика нравов (1797).

9.  Оповещение о скором подписании договора о вечном мире в философии (1797).

10. О мнимом праве лгать из человеколюбия (1797).


11. Спор факультетов (1798).

12. Антропология (1798).

13. Логика (1801).

14. Физическая география (1802).

15. О педагогике (1803).

Теоретические взгляды

Политико-конституционные взгляды Канта содержатся преимущественно в трудах «Идеи всеобщей истории с космополитической точки зрения», «К вечному миру», «Метафизические начала учения о праве».

Краеугольным принципом его воззрений является утверждение, что каждое лицо обладает совершенным достоинством, абсолютной ценностью, а личность не является орудием осуществления каких-либо планов, даже благородных. Человек – это субъект нравственного сознания, в корне отличный от окружающей природы, поэтому в своем поведении он должен руководствоваться велениями нравственного закона. Закон этот априорен и поэтому безусловен. Кант называет его «категорическим императивом». Соблюдение требований «категорического императива» возможно тогда, когда индивиды в состоянии следовать голосу «практического разума». «Практическим разумом» охватывались как область этики, так и сфера права.

Совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другим посредством объективного общего закона свободы, Кант называет правом. Оно призвано регулировать внешнюю форму поведения людей, человеческие поступки. Истинное призвание права заключается в том, чтобы надежно гарантировать мораль (субъективные мотивы, строй мыслей и переживания), а также то социальное пространство, в котором мораль могла бы нормально проявлять себя, в котором смогла бы беспрепятственно реализовываться свобода индивида. В этом суть кантовской идеи о моральной обоснованности права.


Необходимость государства, которое Кант видел как объединение множества людей, подчиненных правовым законам, он связывал отнюдь не с практическими, чувственно осязаемыми, индивидуальными, групповыми и общими потребностями членов общества, а с категориями, которые всецело принадлежат рассудочному, умопостигаемому миру. Благо государства составляет вовсе не решение таких задач, как забота о материальной обеспеченности граждан, об удовлетворенности их социальных и культурных нужд, об их труде, здоровье, просвещении и т.д. – это не благо граждан. Благо государства составляет состояние наибольшей согласованности конституции с принципами права, к чему обязывает стремиться разум при помощи «категорического императива». Выдвижение и защита Кантом тезиса о том, что благо и назначение государства в совершенствовании права, в максимальном соответствии устройства и режима государства принципам права дало основание считать Канта одним из главных создателей концепции «правового государства». Государство должно опираться на право, согласовывать с ним свои акции. Отступление от этого положения может стоить государству чрезвычайно дорого: государство рискует потерять доверие и уважение своих граждан, его мероприятия перестанут находить в гражданах внутренний отклик и поддержку. Люди будут сознательно занимать позицию отчужденности от такого государства.


Кант различает три категории права: естественное право, которое имеет своим источником самоочевидные априорные принципы; положительное право, источником которого является воля законодателя; справедливость – притязание, не предусмотренное законом и потому не обеспеченное принуждением. Естественное право, в свою очередь, распадается на две ветви: частное право (отношения индивидов как собственников) и право публичное (взаимоотношения между людьми, объединенными в союз граждан, как членами политического целого).

Центральным институтом публичного права является прерогатива народа требовать своего участия в установлении правопорядка путем принятия конституции, выражающей его волю, что является демократической идеей народного суверенитета. Верховенство народа, провозглашаемое Кантом вслед за Руссо, обуславливает свободу, равенство и независимость всех граждан в государстве – организации совокупного множества лиц, связанных правовыми законами.

По мнению Канта, всякое государство имеет три власти: законодательную (принадлежащую только уверенной «коллективной воле народа»), исполнительную (сосредоточенную у законного правителя и подчиненную законодательной, верховной власти), судебную (назначаемую властью исполнительной). Субординация и согласие этих властей способны предотвратить деспотизм и гарантировать благоденствие государства.

Кант не придавал большое значение классификации государственных форм, различая следующие три вида: автократию (абсолютизм), аристократию и демократию. Кроме того, он полагал, что центр тяжести проблемы устройства государства лежит непосредственно в способах и методах управления народом. С этой позиции он разграничивает республиканскую и деспотическую формы управления: первая основана на отделении исполнительной власти от законодательной, вторая, напротив, на их слиянии. Идеалом государственного устройства Кант считал республиканский строй, поскольку он отличается наибольшей прочностью: закон в республике самостоятелен и не зависит от какого-либо лица. Однако Кант оспаривает право народа наказывать главу государства, если даже тот нарушает свой долг перед страной, считая, что индивид может не чувствовать себя внутренне связанным с государственной властью, не ощущать своего долга перед нею, но внешним образом, формально, он всегда обязан выполнять ее законы и предписания.

Важным положением, выдвигаемым Кантом, является проект установления «вечного мира». Однако достичь его можно лишь в отдаленном будущем, путем создания всеохватывающей федерации самостоятельных, равноправных государств, построенных по республиканскому типу. По убеждению философа, образование такого космополитического союза, в конце концов, неминуемо. Для Канта вечный мир является высшим политическим благом, которое достигается только при наилучшем строе, «где власть принадлежит не людям, а законам».

Большое значение имел и сформулированный Иммануилом Кантом принцип о приоритете морали над политикой. Этот принцип был направлен против аморальной политики власть имущих. Главным средством против безнравственной политики Кант считает публичность, гласность всех политических действий. Он полагал, что «несправедливы все относящиеся к праву других людей поступки, максимы которых несовместимы с публичностью», при этом «все максимы, которые нуждаются в публичности (чтобы достигнуть своей цели), согласуются и с правом, и с политикой». Кант утверждал, что «право человека должно считаться священным, каких бы жертв ни стоило это господствующей власти».

Именно Кант гениально сформулировал главную проблему конституционализма: «Конституция государства, в конечном счете, базируется на морали его граждан, которая, в свою очередь, основывается на хорошей конституции».

Источник: pravo.hse.ru

Краткая биография Иммануила Канта

Иммануил Кант (1724-1804) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии.

Родился 22 апреля в Кенигсберге (ныне Калининград) в небогатой семье ремесленника-седельщика.

Кант был четвертым ребенком в многодетной христианской семье. Его родители были протестантами, и относили себя к последователям пиетизма.

Пиетизм подчеркивал личную набожность каждого отдельного человека, предпочитая формальной религиозности строгое соблюдение нравственных правил.

Именно в такой атмосфере воспитывался юный Иммануил Кант, ставший впоследствии одним из величайших философов в истории.

Студенческие годы

Увидев необычную склонность Иммануила к учению, мать отдала его в престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум».

После окончания гимназии, в 1740 году он поступает на теологический факультет Кенигсбергского университета. Мать мечтает о том, чтобы он стал священником.

Однако завершить учебу одаренному студенту не удалось по причине смерти отца. Мать умерла еще раньше, поэтому, чтобы как-то прокормить брата и сестер он устраивается в Юдшене (ныне Весёловка) на работу домашним учителем.

Именно в это время, в 1747-1755 годы, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности.

В 1755 Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень. Это даёт ему право преподавать в университете, чем он успешно и занимается на протяжении 40 лет.

Российский Кёнигсберг

Во время Семилетней войны с 1758 по 1762 год Кёнигсберг находился под юрисдикцией российского правительства, что нашло отражение в деловой переписке философа.

В частности, прошение на должность ординарного профессора в 1758 году он адресует императрице Елизавете Петровне. К сожалению, письмо до неё так и не дошло, а затерялось в губернаторской канцелярии.

Вопрос о кафедре был решен в пользу другого претендента на том основании, что тот был старше и по годам, и по преподавательскому стажу.

Дом Канта в Кёнигсберге

В течение нескольких лет пребывания русских войск в Кенигсберге Кант держал у себя на квартире несколько молодых дворян в качестве пансионеров и познакомился со многими русскими офицерами, среди которых было немало мыслящих людей.

Один из офицерских кружков предложил философу читать лекции по физике и физической географии.

Дело в том, что Иммануил Кант, после отказа в кафедре, весьма интенсивно занимался частными уроками. Чтобы как-то улучшить свое скромное материальное положение, он преподавал даже фортификацию и пиротехнику, а также ежедневно подрабатывал по несколько часов в библиотеке.

Расцвет творчества

В 1770 году наступает долгожданный момент, и 46-летний Иммануил Кант назначается профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где он преподает философию, математику и физику.

Надо сказать, что до этого ему поступало много предложений от университетов разных европейских городов. Однако Кант категорически не хотел уезжать из Кёнигсберга, что породило множество анекдотов еще при жизни философа.

Критика чистого разума

Именно после профессорского назначения начинается «критический период» в жизни Иммануила Канта. Всемирную славу и репутацию одного из самых выдающихся европейских мыслителей ему приносят фундаментальные работы:

  • «Критика чистого разума» (1781) — гносеология (эпистемология)
  • «Критика практического разума» (1788) — этика
  • «Критика способности суждения» (1790) — эстетика

Следует заметить, что эти труды оказали колоссальное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли.

Предлагаем вам схематическое изображение теории познания Канта и его философские вопросы.

Личная жизнь Канта

Будучи от природы очень слабым и болезненным, Иммануил Кант подчинил свою жизнь жесткому распорядку дня. Это позволило ему пережить всех друзей, умерев в возрасте 79 лет.

Жители города, зная особенности живущего рядом с ними гения, сверяли по нему часы в буквальном смысле слова. Дело в том, что Кант совершал ежедневные прогулки в определённые часы с точностью до минуты. Его постоянный маршрут горожане назвали «философской тропой».

Рассказывают, что однажды, в силу каких-то причин философ с опозданием вышел на улицу. Кёнигсбергцы, не допуская мысли о том, что их великий современник мог опоздать, перевели часы назад.

Женат Иммануил Кант не был, хотя недостатка в женском внимании не испытывал никогда. Обладая тонким вкусом, безупречными манерами, аристократической грацией и абсолютной простотой, — он был любимцем высшего светского общества.

Сам Кант так говорили о своем отношении к женщинам: когда я хотел иметь жену, тогда не мог её содержать, а когда уже мог — тогда не хотел.

Дело в том, что первую половину жизни философ прожил достаточно скромно, имея весьма невысокий доход. Свой дом (о котором Кант мечтал давно) он купил только к 60 годам.

Обед Иммануила Канта

Ел Иммануил Кант только один раз в день – в обед. Причем это был настоящий ритуал. Он никогда не обедал в одиночестве. Как правило, с ним разделяли трапезу от 5 до 9  человек.

Вообще вся жизнь философа была подчинена строгим правилам и огромному количеству привычек (или странностей), которые он сам называл «максимы».

Кант считал, что именно такой образ жизни позволяет максимально плодотворно трудиться. Как видно из биографии, он был не далек от истины: практически до самой старости он не имел никаких серьезных болезней (при своей-то врожденной хилости).

Последние дни Канта

Умер философ в 1804 году в возрасте 79 лет. Не все поклонники выдающегося мыслителя хотят признавать этот факт, но существуют неоспоримые свидетельства того, что под конец жизни у Канта проявлялось старческое слабоумие.

Несмотря на это, к нему до самой смерти с огромным почтением относились как представители университетских кругов, так и простые горожане.

Источник: zen.yandex.ru


Categories: Кант

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.