Первой опубликованной работой Канта был трактат “Мысли к истинной оценке живых сил”. Эта работа, посвященная одной физической проблеме, была представлена на цензуру декану философского факультета еще весной 1746 г., но из-за ряда причин опубликована только в 1749 г. на деньги его дяди сапожника Рихтера.

Следующая важная работа Канта — “Всеобщая естественная история и теория неба”, которую он публикует в 1755 г. вскоре после возвращения в университет. В этой работе Кантом была выдвинута знаменитая гипотеза, объясняющая образование Солнечной системы из первоначальной газо-пылевой туманности при помощи только сил притяжения и отталкивания. В том же 1755 г. Кант представляет философскому факультету латинскую диссертацию “Новое освещение первых принципов метафизического познания” — первую собственно философскую работу.

Далее Кант публикует ряд естественнонаучных сочинений, а в 1762 году появляется его большая работа “О единственно возможном доказательстве бытия Бога” а также небольшой трактат по логике «Ложное мудрствование в четырех фигурах силлогизма».


В 1763 г. он в качестве работы, представленной на соискание премии Берлинской академии наук, публикует “Исследование степени ясности принципов естественной теологии и морали”. Правда, работа не получила первой премии, зато была опубликована в числе лучших.

В конце 1763 г. или в начале 1764 г. выходит чисто философская работа, к тому же написанная в блестящем, “легком” стиле “Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного”. В 1766 г. появляется работа Канта “Грезы духовидца, поясненные грезами метафизики”, содержащая критику теософических взглядов шведского ученого и духовидца Эммануэля Сведенборга (1688-1772).

В 1770 г. в связи с вступлением в должность ординарного профессора логики и метафизики Кант готовит еще одну латинскую диссертацию “О форме и принципах чувственного и умопостигаемого мира”. Эта работа имела важное значение в философской эволюции Канта, поскольку в ней впервые могут быть ясно прослежены идеи философии, составившей эпоху в развитии человеческой мысли — “критической философии” Канта.

С 1770 г. по 1781 г. наступает практически полное молчание. За это время было опубликовано всего лишь три небольших работы. Главной задачей Канта становится выработка собственной философской концепции, которая и была сформулирована в знаменитой работе Канта, совершившей коперниканский переворот в философии, — “Критике чистого разума”(1781). Наступает эпоха критической философии. Вскоре Канту понадобилось разъяснить более популярно идеи своей новой философии, и он издает “Пролегомены ко всякой будущей метафизике, которая может рассматриваться как наука”.


В середине восьмидесятых годов были также опубликованы небольшие, но важные работы, знаменующие переход Канта к проблемам, связанным с рассмотрением общественных процессов “Идея всеобщей истории с всемирно-гражданской точки зрения” (1784) и “Ответ на вопрос: Что такое просвещение?” (1784). За ними следует первая работа, посвященная собственно морали — “Основы метафизики нравов” (1785), подготовившая почву для второй критики Канта — “Критики практического разума” (1788), в которой в полном объеме рассмотрены проблемы практической философии, включающей в себя философское обоснование морали.

Вскоре следует третья критика — “Критика способности суждения” (1790), в которой Кант рассматривает учение о целесообразности в природе и человеке и тем самым закладывает основы критической эстетики. В 1793 г. выходит книга “Религия в пределах только разума”, где Кант попытался дать теорию религии, основанную на его критической философии. В 1795 г. появляется небольшая, но важная работа “К вечному миру”, в которой Кант попытался сформулировать философские принципы, принятие которых могло бы способствовать установлению на земле вечного мира.

В 1797 г. появляется “Метафизика нравов”, состоящих из двух частей: “Метафизических начал учения о праве” и “Метафизических начал учения о добродетели”, в этой книге Кант не только развивает свое учение о морали, но и строит философскую теорию права.


В 1798 г. появляется большая последняя работа Канта “Антропология с прагматической точки зрения”. В 1800 г., возможно, с участием Канта появляется изданная Йеше “Логика. Пособие к лекциям”. В 1802-1803 гг. появляется “Физическая география”, изданная Ринком, а в 1803 г. “О педагогике” под редакцией того же Ринка.

На этом заканчивается прижизненная история издания сочинений Канта.

Источник: kant-online.ru

Иммануил Кант (1724-1804) — это немецкий ученый и философ. Кант считается родоначальником немецкого классического идеализма. Родным городом И. Канта является Кенигсберг. Здесь же он учился и впоследствии работал. С 1755 года по 1770 год Кант имел звание доцента, а в период с 1770 г. по 1796 г. — профессора университета.

Еще до 1770 года Иммануил Кант создал «небулярную» космогоническую гипотезу. Эта гипотеза обосновывала возникновение и эволюцию планетной системы в соответствии с принципом первоначальной «туманности». Одновременно с этим философ предположил, что имеется Большая вселенной галактик, причем она находится вне нашей Галактики.

Кроме того, Кантом было разработано учение о замедлении, которое является итогом приливного трения. Последнее имеет место в результате суточного вращения Земли.


Ученый размышлял и об относительности покоя и движения. Все эти исследовательские работы в чем-то повлияли на формировании диалектики. Иммануил Кант считается основателем «трансцендентального» («критического») идеализма. Этому вопросу посвящены следующие труды Канта:
 • «Критика чистого разума» — 1781 год;
 • «Критика практического разума» — 1788 год;
 • «Критика способности суждения» — 1790 год и др.

Иммануил Кант пересматривает понятие «веры» (которая все-таки остается в его учении) и наполняет его новым философским смыслом (который существенно отличается от теологического). По мнению философа, вера в старом ее понимании вводила людей в заблуждение и заставляла подчиняться суевериям и т.п.

Разрушая постулаты религии, Кант тем не менее остается искренним христианином — он верит в такого Бога, который бы не ограничивал свободу человека. Иммануил Кант рассматривает человека как морального субъекта, причем вопросы этики в учении этого философа становятся центральными.

Иммануил Кант — основатель «критического» идеализма. Переход к подобным воззрениям состоялся в 1770 году. Уже в 1781 году свет увидел труд Канта «Критика чистого разума». За этой книгой последовали «Критика практического разума» (опубликована в 1788 году) и «Критика способности суждения» (опубликована в 1790 году).


и труды содержали в себе суть «критической» теории познания, учение о целесообразности природы, а также рассуждения по поводу эстетики и этики. Философ пытается обосновать тот факт, что необходимо раскрыть границы познавательных способностей человека и исследовать формы познания. Без подобной предварительной работы не представляется возможным построение системы умозрительной философии. Последнее понятие во времена Канта было синонимично понятию «метафизики». Такого рода исследовательская работа приводит немецкого ученого к агностицизму. Он ратует за то, что наше познание не может воспринять природу вещей, как эти вещи существуют сами по себе. Причем эта невозможность по Канту принципиальна. Более того, познание человека применимо лишь по отношению к «явлениям», то есть способу, с помощью которого опыт человека позволяет обнаружить эти самые вещи. Развивая свое учение, Кант говорит, что только естествознание и математика содержат в себе достоверное теоретическое знание, что, по мысли философа, обусловлено наличием в сознании человека «априорных» форм чувственного созерцания. Философ полагает, что изначально в разуме человека имеется стремление к безусловному знанию, которое ничем нельзя искоренить. Эта особенность связана с высшими этическими запросами. Все это приводит к тому, что рассудок человека пытается найти решение вопросов, связанных с границами мира, теми процессами, которые в нем протекают, существованием Бога, наличием неделимых элементов мира и т.д.

мануил Кант полагал, что противоположные друг другу суждения (такие как: атомы существуют и неделимых частиц нет, мир безграничен или имеет пределы и т.п.) могут быть обоснованы с абсолютно равной доказательностью. Отсюда следует, что разум как бы раздваивается в противоречиях, то есть по своей природе антиномичен. Однако Кант уверен, что подобные противоречия являются всего лишь кажущимися, и решение такой загадки состоит в ограничении знания в пользу веры. Таким образом, делается акцент на различении «вещей в себе» и «явлений». При этом «вещи в себе» как раз и должны быть признаны непознаваемыми. Получается, что человек в одно и тоже время и свободен, и не свободен. Свободен, потому что является субъектом непознаваемого сверхчувственного мира. Несвободен, потому что по сути является существом в мире явлений.

Иммануил Кант являлся искренним христианином. Философ крайне непримиримо относился к атеизму. Но Кант признается и одним из разрушителей и критиков религиозного мировоззрения. В философском учении этого человека нет места вере, которая способна заменить знание, причем Кант критикует все виды веры. Он говорит, что вера происходит из потребности человека сократить границы неопределенного в окружающем его мире. Вера нужна для того, чтобы нейтрализовать ощущение того, что жизнь человека негарантированна. Таким образом, немецкий философ вступает в некий конфликт с теологическим учением. Однако Иммануил Кант, подвергая критике многие религиозные постулаты, разрушал религию как ее искренний приверженец (как бы это парадоксально не звучало).


предъявив религиозному сознанию нравственные требования, непосильные для него, в тоже время выступил со страстной защитой Бога. Такого Бога, вера в которого не забирала бы у человека моральное достоинство и не ограничивала бы его свободу. Кант заостряет внимание на том, что вера главным образом является неким вариантом расчетливости. Именно поэтому на протяжении многих лет она приводила к слепому повиновению народа вождям, существованию различных суеверий, появлению религиозных движений, отсюда можно сделать вывод, что внутренняя убежденность в чем-либо, по сути, являлась малодушной верой в откровение. Несмотря на все вышеперечисленное, немецкий философ все-таки сохраняет категорию «веры» в разработке своей теории. Однако в своем учении он ратует за иное понимание веры. Он наполняет это понятие философским и психологическим смыслом, отличным от теологической трактовки. В своих произведениях Кант задается определенными вопросами. «Критика чистого разума» ставит вопрос о том, что же человек может знать. «Критика практического разума» спрашивает о том, что же человек должен делать. И, наконец, «Религия в пределах только разума» задается вопросом, на что же человек собственно может надеяться. Таким образом, последний из вышеприведенных вопросов и обрисовывает собственно проблему веры в том виде, в каком она приводилась внутри философии Канта.

лучается, что этот философ сделал бы последовательный (и в его учении вполне логичный) шаг. Если бы совсем исключил понятие «вера», заменив его другим понятием — «надежды». Чем же надежда отличается от веры? Главное отличие состоит в том, что надежда никогда не представляет собой внутреннее одушевление. Она не определяет выбор и не предшествует какому-либо действию. Более того, надежды, в принципе, простительны. Ведь в данном случае речь зачастую идет об утешении. Однако необходимо критическое и настороженное отношения к себе в том случае, если надежда является побудительной силой совершаемого поступка.

Общие законы представляют собой основу абсолютно всех суждений естественных наук. Эти законы не только общие, но и необходимые. Кант разработал учение о гносеологических условиях возможности естествознания. Предметы естественных наук, конечно, отличаются друг от друга. Однако человек может получить научное знание о них только в том случае, если все явления природы и предметы мыслятся разумом не иначе, как производные следующих трех законов. Первый — закон сохранения субстанции. Второй — закон причинности. Третий — закон взаимодействия субстанций. Кант подчеркивает тот факт, что вышеперечисленные закону принадлежат, скорее, рассудку человека, нежели природе. Познание человека непосредственно строит предмет. Конечно, речь не о том, что оно дает ему бытие (порождает предмет).


ловеческое познание дает предмету форму всеобщего и необходимого знания, то есть именно ту, под какой и может познаваться. Таким образом, философ приходит к выводу, что вещи природы сообразуются с формами ума, а не наоборот. В связи с этим обстоятельством Иммануил Кант говорит, что сами по себе вещи познать нельзя, так как ничто не составляет их определения. Кант по-особому рассматривает понятие разума. Разум представляет собой способность к умозаключению — это определение дается обычной логикой. При философском обосновании разума Кант рассматривает эту способность, как нечто, чьим непосредственным результатом является возникновение «идей». Идея является понятием о безусловном, поэтому ее предмет невозможно воспринять в ходе опыта с использованием органов чувств. Ведь все, что человек получает опытным путем, обусловлено. Иммануил Кант выделяет три идеи, образуемые разумом. Первая идея — это идея о душе. Все обусловленные психические явления составляют безусловную совокупность. Вторая идея — это идея о мире. Существует бесконечно много причин обусловленных явлений. Все они в безусловной совокупности и составляют суть идеи о мире. Третья идея — это идея о боге. Ее суть состоит в том, что все обусловленные явления происходят по одной безусловной причине. Кант полагал, что естественные науки возможны лишь тогда, когда они говорят об обусловленных явлениях, которые происходят в мире. В тоже время философская наука, основанная на том, что мир представляет собой безусловное целое, невозможна.

ким образом, философ опроверг то, что существование Бога имеет некие теоретические доказательства, более того, он обосновывает, что основа такого рода доказательств является логической ошибкой. По Канту это исходит из того, что само понятие о Боге является основой для теоретического доказательства его существования. Немецкий философ говорит, что понятие ни в коем случае не может служить доказательством того, что оно и обозначает. Только опытным путем может быть обнаружено любое существование, в тоже время в существование Бога необходимо верить. Нравственное сознание человека (его «практический » разум) как раз и требует подобной веры, более того, без веры в Бога нравственный порядок в мире и не может существовать. Иммануил Кант критикует «идеи» разума.

Метафизика — теоретическая наука. Кант отверг такое понимание метафизики, но полагал, что она представляет собой важную часть в философии. Однако ее значение сводилось Кантом к «критике» разума. Подчеркивалась необходимость перехода к практическому разуму от теоретического разума.

Гносеология Канта ставит перед собой задачу преобразования метафизики в настоящую науку. Философ говорит о необходимости нахождения способа такого преобразования. А до этого требуется выявить, почему прежняя метафизика оказалась неудачна. Таким образом, задача гносеологии по Канту двуедина. Существуют два критерия — необходимость и всеобщность. Им удовлетворяют не только математические выводы, но и, как полагает Кант, выводы естествознания. Философ основательным образом изучил современное естествознание. Канта в область своего гносеологического исследования включил не только интеллект, но и чувственность. Все это придало его гносеологическому исследованию глобальный характер. Немецкий философ рассуждал следующим образом. Из-за того, что до какого-то момента метафизика развивалась плохо, то любой человек в принципе может усомниться в возможностях этой науки. В «Критике чистого разума» конкретизируется такой вопрос: «Возможна ли метафизика как наука?». Если ответ положительный, то возникает другой вопрос: «Как метафизика может стать подлинной наукой?» Кант критикует старую метафизику, опирающуюся на познание Бога, души и свободы. Одновременно с этим философ подтверждает факт возможности познания природы.

В центре размышлений Иммануила Канта стоит этика. Как уже было упомянуто ранее этот немецкий философ разделил вопросы практического разума от вопросов теоретического, причем практический разум является более широким понятием. Вопросы практического разума предполагают выяснение, что же человек должен делать. Проблемы этики выделяются в таких важных трудах Канта как «Метафизика нравов», «Основы метафизики нравственности», «Критика практического разума» и др. Каждый человек способен к моральным поступкам. При этом он на добровольной основе осуществляет свой долг. Этот факт подтверждает реальность свободы, поэтому если найти закон ее обозначающий, то на его основе возможно построение метафизики нового типа. И немецкий философ находит требуемый закон. Это категорический императив. Его суть состоит в том, что поступки любого человека должны сводиться к тому, чтобы его воля была способна оказаться основой всеобщего законодательства. Таким образом, Кант выражает закон, который можно применить к каждому разумному существу. Это обстоятельство свидетельствует о широте практического разума. По Канту закон категорического императива приобретает и такой оттенок. Человек должен быть не средством, а целью (как и человечество в целом). Получив такую формулировку данного закона, немецкий философ заявляет, что человек верит в Бога, потому что является существом моральным, а не является моральным существом потому, что верит в Бога. Кант говорит, что нецелесообразно рассуждать о человеческих обязанностях перед Богом. Точно также не следует выводить религиозные принципы построения государства.

Мораль в философии Иммануила Канта — это способ достижения требуемого результата. Это не так. В подобном понимании нравственность представляет собой не что иное, как прагматическая задача, умении достигать обозначенной цели эффективно. Нельзя поспорить с тем, что такого рода принципы нельзя отделить от жизни человека, в связи с этим немецкий философ называет их условными императивами. Однако такие правила не затрагивают проблему непосредственного определения цели, а только констатируют наличие средств для ее осуществления. Более того, не всякая цель по своей сути является нравственной, а для достижения благой цели могут быть применены и аморальные средства в том числе (пусть они даже будут эффективными). Мораль далеко не всегда одновременно совпадает с целесообразностью, именно нравственность осуждает одни цели и признает другие.

Абсолютный предел каждого человека, по мнению Канта задается нравственными законами. Они определяют ту границу, после пересечения которой человек может потерять свое достоинство. Кант понимает, что часто все на земле происходит не по этим самым нравственным законам. В связи с этим философ рассуждает о двух вопросах. Первый касается непосредственно законов морали. Второй исходит из того, как эти принципы реализуются в человеческой жизни (в опыте). Таким образом, философия морали оказывается разделенной на два аспекта — априорную и эмпирическую части. Первая представляет собой собственно мораль. Кант называет ее метафизикой нравственности. Вторая часть — это практическая антропология или эмпирическая этика. Метафизика нравственности, по мнению Канта, предшествует практической антропологии. Чтобы определить моральный закон, необходимо выявить абсолютный закон, так как именно абсолютная необходимость свойственна моральному закону. Иммануил Кант, отвечая на вопрос о выборе абсолютного начала, говорит, что таковым является добрая воля. Речь идет о чистой и безусловной воле, для которой свойственна практическая необходимость и отсутствуют какие-либо посторонние воздействия. Если за здоровьем, мужеством и др. не находится чистая добрая воля, то заявлять, что эти качества (как и многие другие) обладают безусловной ценностью, ни в коем случае нельзя. Например, самообладание может перерасти в хладнокровие, если за ним не стоит добрая воля, на которую не влияют никакие внешние мотивы.

Только для разумного существа характерно обладание волей. Воля представляет собой практический разум. Немецкий философ считает, что предназначение разума состоит в управлении человеческой волей. Разум в некоторой степени препятствует состоянию безмятежной удовлетворенности. Опыт неразумных существ (то есть животных) свидетельствует о том, что инстинкт хорошо справляется с такой задачей как, например, самосохранение. Более того, скептики античных времен принимали разум за основу всех человеческих страданий. Трудно противоречить немецкому ученому в том плане, что простые люди (которые поддаются действию природного инстинкта), гораздо чаще радуются жизни и чувствуют себя счастливыми. Говоря более простым языком: счастливее живет тот, кто живет проще. Таким образом, вряд ли разум дан человеку только для того, чтобы выявлять средства для счастья, скорее, он необходим для поиска непосредственно доброй воли. Существование чистая добрая воля в отсутствие разума невозможно. Это связано с тем, что она не включает в свое понятие никаких эмпирических элементов. Из всего вышеописанного можно сделать вывод, что центральное место в философии И. Канта принадлежит отождествлению доброй воли и разума.

Путь преобразования мира связан с действиями субъектов. Основой осуществления этих действий по Канту являются нравственность и свобода. История действий человека образуют историю всего человечества. Социальные проблемы могут быть решены за счет моральных аспектов. Отношения людей должны быть построены согласно закону категорического императива, который является главным нравственным законом. Социальное действие субъекта и представляет собой суть практической философии Канта. Воля становится для человека законом под воздействием свободы. Воля, формирующаяся по законам нравственности, и свободная воля для немецкого философа представляются идентичными понятиями.

Понятия «законы» и «максимы» занимают важное место в нравственном учении Иммануила Канта. Закон отражает выражение значимости для каждой личности. Максимы представляют собой принципы воли, которые субъективны, то есть применимы к какому-то единичному лицу или группе лиц. Императивы Кант подразделяет на гипотетические и категорические. Первые исполняются только при наличии конкретных условий. Вторые являются обязательными всегда. В случае, когда речь идет о нравственности, то для нее должен быть характерен только один высший закон — это и есть категорический императив.

Популярные мифы

Популярные факты

Популярные советы

Популярные сленг

Источник: www.molomo.ru

КАНТ, ИММАНУИЛ (Kant, Immanuel) (1724-1804), выдающийся немецкий философ. Родился 22 апреля 1724 в Кёнигсберге (Восточная Пруссия), где прожил всю жизнь. Отец его был шорником, в семье царил дух пиетизма. Кант получил образование в «коллегии Фридриха», куда был отдан в возрасте восьми лет; в 1740 поступил в Кёнигсбергский университет. Его мать и Франц Альберт Шульц, семейный пастор и глава гимназии, первоначально предназначали мальчика в проповедники, однако Канта гораздо больше интересовали древние языки. Позже, уже в университете, он, хотя и был записан по факультету теологии, прослушал лишь несколько курсов по этому предмету, сосредоточившись на изучении физики и философии.

На протяжении большей части жизни Канта преследовали денежные затруднения, в 1746 он даже был вынужден прервать занятия в университете. Только в 1755, после девяти лет работы домашним учителем, ему удалось завершить магистерскую диссертацию (Об огне, De Igne), пройти габилитацию (с диссертацией Новое освещение первых принципов метафизического познания, Principiorum Primorum Cognitionis Metaphysicae Nova Dilucidato), стать членом факультета и получить звание приват-доцента, т.е. внештатного преподавателя. Труд приват-доцента оплачивали сами студенты, и Кант пополнял бюджет, заняв в 1765 место помощника библиотекаря в королевском дворце, а также находя другие небольшие заработки. Он оставался приват-доцентом 15 лет, хотя его имя становилось все более известным и у него была возможность получить место в других университетах (Эрлангенском и Йенском). Кёнигсбергский университет дважды отказывал Канту в профессуре, пока наконец в 1770 он не был назначен ординарным профессором логики и метафизики. В этом звании Кант оставался все последующие годы, когда его работы принесли ему славу, а Кёнигсберг стал Меккой для студентов-философов.

Кант был человеком небольшого роста и тщедушного телосложения. Долгие годы Кант наслаждался общением с близкими ему по духу людьми, встречавшимися в доме английского коммерсанта Мотерби, однако при этом всегда следовал собственному строгому распорядку. Его жизнь была посвящена преподаванию и постоянному труду за конторкой. Он так и не женился. Говорят, что Кант никогда не пересекал границ Восточной Пруссии. Быть может, о его внутренней жизни лучше всего говорят его собственные слова: «Две вещи наполняют душу все новым и нарастающим удивлением и благоговением, чем чаще, чем продолжительнее мы размышляем о них, — звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

В 1792 Кант столкнулся с цензурой. Первая часть его Религии в пределах только разума (Die Religion innerhalb der Grenzen der blossen Vernunft) получила необходимое одобрение цензуры и была напечатана в «Берлинском ежемесячнике». Однако, когда он представил вторую часть работы, ему было отказано в разрешении на публикацию. Полностью книга вышла только в 1793 с санкции теологического факультета в Кёнигсберге (а возможно, в Йене, здесь источники сообщают разное), однако Фридрих Вильгельм II потребовал от Канта обещания, что он не станет более публично высказываться по данному вопросу. После смерти короля Кант более не считал себя связанным данным обещанием и опубликовал — в предисловии к своему Спору факультетов (Der Streit der FakultИммануил кант работыten, 1797) — переписку с королем по этому вопросу. Однако этот эпизод омрачил его душу. В 1794 он сократил преподавательскую деятельность до одной лекции в неделю, а через два года вообще прекратил читать лекции. Его физические и умственные силы все более истощались; своей последней работы, которая, как он полагал, должна была стать венцом его метафизических исследований, Кант так и не завершил. Умер Кант в Кёнигсберге 12 февраля 1804.

Мысль раннего периода. Положение Канта в истории мысли отчасти определяется отношением его взглядов к таким более ранним философским течениям, как рационализм и эмпиризм. Благодаря развитию рационалистических идей Декартом, Спинозой и Лейбницем появился идеал всеобъемлющей системы знания, дедуцируемой из первых истин разума подобно тому, как это происходит в геометрии. Согласно этому взгляду, чувственное восприятие является вторичным источником знания, ему не хватает ясности и несомненности истин разума, которые простираются за пределы чувственного опыта и утверждают существование и природу Бога, бессмертие души и свободу воли. Противоположное рационализму движение — английский эмпиризм. Дж.Локк начал с отрицания врожденных идей, отдав предпочтение теории разума как «чистой доски», на которой ведет свою запись опыт. Эта линия получила завершение в скептицизме Юма, который отрицал возможность по-настоящему достоверного знания. Канту удалось избежать крайностей предшествующих направлений философской мысли; его более сложная философская теория соединила в себе элементы как рационализма, так и эмпиризма.

Однако Кант пришел к своей теории уже в зрелом возрасте, примерно в пятьдесят лет. В ранний период он следовал в основном лейбницианской точке зрения, которую воспринял от своего университетского учителя Мартина Кнутцена и почерпнул из работ Христиана Вольфа. Вместе с тем Кант достаточно рано пришел к определенным идеям, которые основывались на ньютоновской физике и были несовместимы с учением Лейбница; наконец, по его собственному свидетельству, он был пробужден от догматического сна сочинениями Юма. Последовавшая революция в его мышлении получила выражение в Критике чистого разума, а также более поздних работах, составивших непреходящий вклад в мировую философию.

Ранние, т.н. «докритические», сочинения Канта образуют лишь четвертую часть его опубликованных работ и представляют скорее исторический интерес. Тем не менее у них есть свои достоинства, благодаря которым он завоевал высокую репутацию. Упомянем некоторые из них, в частности три работы, свидетельствующие о знании физики и проницательности философа. В работе Претерпела ли Земля в своем вращении вокруг оси, благодаря которому происходит смена дня и ночи, некоторые изменения со времени своего возникновения (1754) высказано верное предположение о торможении вращения Земли приливными волнами. В трактате Всеобщая естественная история и теория неба (Allgemeine Naturgeschichte und Theorie des Himmels, 1755) Кант за сорок лет до Лапласа выдвигает сходную небулярную космогоническую гипотезу. В работе О причинах землетрясений (1756) в качестве таковых называются смещения и разломы в геологических слоях Земли. Некоторые работы этого периода исследователи считают возможным сравнивать с более поздними сочинениями, касающимися тех же тем. Например, Единственно возможное обоснование для доказательства бытия Бога (Der einzig mИммануил кант работыgliche Beweisgrund zu einer Demonstration des Daseyns Gottes, 1762), Исследование степени ясности принципов естественной теологии и морали (Untersuchung Иммануил кант работыber die Deutlichkeit der GrundsИммануил кант работыtze der natИммануил кант работыrlichen Theologie und der Moral, 1762, опубл. 1764) и Наблюдения над чувством прекрасного и возвышенного (Beobachtungen Иммануил кант работыber das GefИммануил кант работыhl des SchИммануил кант работыnen und Erhabenen, 1764). Грезы духовидца, поясненные грезами метафизика (TrИммануил кант работыume eines Geistersehers erlИммануил кант работыutert durch TrИммануил кант работыume der Metaphysik, 1766), направленные против Сведенборга, предвосхищают более позднюю критику метафизического и теологического догматизма. В работе О первом основании различия сторон в пространстве (1768) обосновывается несовместимое с взглядами Лейбница положение, которое, несомненно, привело Канта к заключениям, сформулированным в инаугурационной диссертации О форме и принципах чувственно воспринимаемого и интеллигибельного мира (De Mundi Sensibilis atque Intelligibilis Forma et Principiis, 1770). Диссертация ознаменовала поворотный пункт в переходе от «докритической» к «критической» точке зрения.

Критика чистого разума. Последующие одиннадцать лет Кант занимался исследованиями, которые привели к созданию Критики чистого разума (Kritik der reinen Vernunft); однако, по оставленному им самим свидетельству, окончательный вариант этой работы был написан всего за несколько месяцев. В 1781, после публикации работы, основные черты критической системы Канта уже сложились (возможно, за одним исключением, о котором будет сказано ниже). Название всей работы происходит из третьей ее части — «Трансцендентальная диалектика», в которой подвергается критике рационалистическая претензия на познание посредством разума того, что находится за пределами чувственного опыта. В двух предшествующих частях Кант развивает свои взгляды, защищая от юмовского скептицизма тезис о возможности познания.

Первым шагом этой защиты является различение реальности как таковой, вещей в себе (ноуменов) и вещей, как они нам являются (феноменов). Наука и обыденное знание имеют дело не с реальностью как таковой, но только с феноменами, а последние нам даны только в априорных (не сводимых к опыту и не выводимых из него) формах чувственности — пространстве и времени, упорядочивающих соответственно внешние и внутренние ощущения. Поэтому все феномены, доступные нашему восприятию, должны сообразовываться с геометрическими законами пространства и основанными на временной последовательности счета законами арифметики. А это значит, что суждения математики истинны априорно, т.е. независимо от любого частного предмета, к которому они применяются.

Далее, чтобы представить себе какой-либо объект, данный в чувственном опыте, мы должны осуществить операцию синтеза, т.е. «помыслить вместе» чувственные данные в том порядке, в котором они, собственно говоря, не даны. Например, чтобы представить такой объект, как дом, мы должны помыслить его четыре стороны существующими одновременно, хотя наблюдать их одновременно невозможно. Без такого мыслительного синтеза мы не смогли бы представить объект, дом, но имели бы лишь движущиеся картинки следующих друг за другом содержаний чувственного восприятия. Способы такого синтеза образуют категории рассудка, и они, подобно формам чувственности — пространству и времени, — априорны. Итак, принципы рассудка, согласно которым образуются такие мыслительные конструкции, должны быть применимы ко всем находимым в опыте объектам. Эти принципы составляют твердое основание для естественных наук и обыденного знания.

Однако эти соображения, которыми обосновывается возможность истинного знания, в то же время ограничивают его областью феноменальных объектов чувственного опыта. Что представляет собой реальность как таковая, лежащая по ту сторону явлений, мы никогда не сможем узнать. Никакое утверждение относительно этой реальности не может быть ни подтверждено, ни опровергнуто наукой. Рационалистические претензии на знание посредством чистого разума того, что трансцендентно, т.е. выходит за пределы чувственного опыта, несостоятельны. Тем не менее мы не можем не размышлять о трансцендентном. Единство всего нашего индивидуального опыта приводит к предположению о целостной душе как субъекте этого опыта. Когда мы пытаемся найти исчерпывающее объяснение тому, что наблюдаем, то не может не думать о внешнем мире, ускользающем от всех наших попыток его познать. Когда мы размышляем над явлениями мира в целом, то неизбежно приходим к идее последнего основания всех феноменов — Бога, необходимого существа, не нуждающегося в основании. Хотя эти идеи разума не могут быть научно или теоретически обоснованы, они полезны для познания, выполняя регулятивную функцию — направляя наши исследования и объединяя их результаты. Например, мы поступим правильно, если будем исходить из того, что все в природе как бы устроено для определенной цели, а сама природа как бы выказывает простоту и всеобъемлющее единство, приспособленное к нашему пониманию. Кант также утверждает: указывая на то, что лежит за пределами опыта и не может быть доказано или опровергнуто в теории, идеи разума могут быть предметом веры, если, конечно, для такой веры найдутся какие-то другие убедительные с точки зрения здравого смысла основания.

Критика чистого разума была частично переписана при подготовке второго издания (1787). Пролегомены ко всякой будущей метафизике (Prolegomena zu einer jeden kИммануил кант работыnftigen Metaphysik, 1783) дают более краткое и простое представление кантовской концепции. В Метафизических началах естествознания (Metaphysische AnfangsgrИммануил кант работыnde der Naturwissenschaft, 1786) принципы Критики применяются к основным законам естественных наук.

Критика практического разума. Кантовская вторая «Критика», Критика практического разума (Kritik der praktischen Vernunft, 1788), содержит точную формулировку его этических взглядов; в более кратком и простом виде они представлены в Основах метафизики нравов (Grundlegung zur Metaphysik der Sitten, 1785). Этика рассматривается также во второй части большой работы, имеющей название Метафизика нравов (Die Metaphysik der Sitten, 1797). Основные положения кантовской этики связаны с самой концепцией практического разума — разума, способного быть основой для действия. Только человек обладает этой способностью; низшие животные действуют, повинуясь природным импульсам. Человек тоже, коль скоро и он животное, движим побуждениями и склонностями и, естественно, ищет удовлетворения своих желаний, однако, будучи разумным существом, способен понять непреложность долга, обязательность подчинения заповеди «Поступай так, чтобы правило твоей воли могло всегда стать принципом всеобщего законодательства». Этот фундаментальный моральный принцип Кант называет категорическим (т.е. безусловным, не ограниченным каким-либо условием, например целью, и не предписываемым как некое средство) императивом (повелением). Поскольку каждому человеку этот принцип диктует его собственная разумная природа и он не навязывается извне, категорический императив представляет собой самозаконодательство, или автономию, воли. Напротив, действие, мотивами которого выступают чисто природные наклонности, представляет гетерономию воли, ее подчинение импульсам и желаниям. Предписания благоразумия, имеющие в виду достижение счастья, суть чисто гипотетические (кондициональные, условные) императивы, лишенные моральной значимости. Существует только один собственно моральный мотив, а именно уважение к самому моральному закону. Человек как разумное существо, подчиняющееся моральной заповеди, наделен достоинством (WИммануил кант работыrde), ценностью (Wert), которая не может иметь цены (Preis) или эквивалентной замены — чего-либо, что могло бы ее компенсировать. Этот принцип абсолютной ценности отдельного человека выражен в еще одной формулировке категорического императива: «Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого как к цели и никогда не относился бы к нему только как к средству». Моральная ценность, или добродетель, таким образом, является высшим (oberste) благом, и «нет ничего в мире, равно как и за его пределами, что было бы столь же безусловно добрым, как добрая воля». Однако, поскольку все люди по своей природе желают счастья, а те, кто добродетельны, его заслуживают, высшее и полное благо (summum bonum) есть добродетель вкупе со счастьем.

Исходя из таких этических предпосылок, Кант восстанавливает в качестве предмета веры то, что он отказался признать в качестве доказуемой истины в Критике чистого разума. Мы не можем игнорировать моральное предписание, поэтому должны также принять все, что существенно для его значимости. Среди такого рода импликаций — свобода воли, бессмертие и существование Бога. Человек как наблюдаемая реальность есть природное явление, и его поступки могут быть объяснены с помощью причин естественного порядка. Однако то, что мы должны совершать поступки из уважения к моральному закону и безотносительно к природным наклонностям, предполагает, что мы можем совершать такого рода поступки. А потому значимость морального императива, которую невозможно отрицать, требует веры в человека как трансцендентное существо и, следовательно, свободного законодателя собственного морального поведения. Кроме того, моральный закон требует совершенства воли и чистоты мотивов, которые в действительности недостижимы, к ним можно лишь приблизиться в этой жизни. И опять-таки, поскольку значимость этого требования предполагает возможность его выполнения, мы должны верить в судьбу, выходящую за пределы этой жизни. Далее, то, что мы в моральном выборе должны поступать, не сообразуясь со стремлением к собственному счастью, — хотя счастье есть воплощение всех наших желаний, — не может быть разумной и значимой заповедью, если природой вещей не установлено некоего согласования между добродетелью и счастьем, которого она заслуживает. Следовательно, разум требует веры в Бога как в силу, обеспечивающую окончательное торжество справедливости. Таким образом, Бог, свобода и бессмертие, недоказуемые с помощью теоретического разума, обретают значимость в качестве «постулатов» практического разума.

Критика способности суждения. Кантовская третья «Критика», Критика способности суждения (Kritik der Urteilskraft, 1789-1790), состоит из двух частей. «Критика эстетической способности суждения» содержит тщательно продуманную теорию прекрасного и возвышенного. «Критика телеологической способности суждения» дополняет и в определенной степени проясняет его телеологическую доктрину и учение об идеях разума, которые содержатся в первой «Критике». Можно сказать, что общей темой двух частей является вопрос о нашем неявном полагании целесообразности вещей, которым с точки зрения теоретического разума и естественнонаучного знания не может быть приписано никакой цели. Исследователи Канта усматривают достоинства третьей «Критики» в разных вещах: некоторые, особенно идеалисты, полагают, что она является кульминационным пунктом критической философии; другие, прежде всего эмпиристы, склонны видеть в ней добавление, которое составляет угрозу единству кантовской системы.

Как бы там ни было, кантовское обсуждение вопросов эстетики вызывает постоянный интерес. Опыт прекрасного, полагает Кант, является особым — незаинтересованным и бескорыстным удовольствием, которое мы испытываем при созерцании формы объекта. Это эстетическое удовлетворение возникает, когда предстающее перед нами не рассматривается в качестве объекта для определенной цели или желания, не берется в отношении к какому-то определенному теоретическому понятию, но таким образом возбуждает свободную игру познавательных способностей, что приводит воображение в гармонию с рассудком. В отнесении к объекту это чувство гармонии есть не что иное, как «формальная целесообразность» данного объекта. Когда такое созерцательное удовольствие считают тесно связанным с самим объектом — и не только для того, кто испытывает это удовольствие, но и для всякого другого человека, — то данный объект называют прекрасным.

Чувство возвышенного, напротив, обязано ощущению несоразмерности между воображением и понятием. Когда мы бесстрастно созерцаем вещь, которая либо по своей величине, либо по своей мощи такова, что никакой образ, создаваемый нами, не адекватен ее идее, мы считаем этот объект возвышенным.

Философия права. Кантовская философия права, которая излагается в первой части Метафизики нравов, вырастает из этики. И право, и мораль имеют дело с правильным и неправильным. Однако морально правильное, с точки зрения Канта, — это проблема мотивов, юридическая же правильность должна относиться лишь ко внешней стороне поступков. «Всякое действие, — говорит Кант, — правильно, которое в себе самом, или в максиме, на основании которой оно совершается, таково, что может сосуществовать со свободой воли каждого и всех, согласно всеобщему закону». Это фундаментальное требование показывает, что кантовский подход опирается как на традицию «естественного права» в юридической и политической теории, так и на индивидуализм, характерный для Просвещения. Свободу индивида, коль скоро она может сосуществовать с такой же свободой всех, Кант рассматривает как прирожденное право человека. Все люди равны перед законом, и каждый имеет право не быть обязанным делать что-либо, кроме того, что он может вменить в обязанность другим. В «естественном состоянии» индивид также имеет право претендовать на обладание тем, на что еще никто не претендовал, тем, на что он распространил свою волю. Однако, поскольку вышеупомянутые права являются общими для всех людей и, в отсутствие принятого закона, никто не связан обязательством воздерживаться от посягательства на чужое, если нет гарантий неприкосновенности своего, такое естественное право на вещи носит лишь предварительный характер, пока оно не будет подтверждено законом организованного общества — государства. Кант рассматривает образование государства в качестве веления самого практического разума, поскольку любое справедливое регулирование отношений «мое-твое» предполагает гражданское единство государства и провозглашенный им закон.

В справедливом государстве законодательная власть, являющаяся источником конкретных законов, может принадлежать только объединенной воле народа, и гражданин оставляет за собой три неотъемлемых права: конституционную свободу, гражданское равенство и политическую независимость.

Социально-политические доктрины Канта получили дальнейшую разработку в его Идее всеобщей истории во всемирно-гражданском плане (Idee zu einer allgemeinen Geschichte in weltbИммануил кант работыrgerlicher Absicht, 1784), а также в трактате К вечному миру (Zum ewigen Frieden, 1795). В этой последней работе он утверждает, что устойчивый мир может быть достигнут только посредством добровольного союза государств, каждое из которых имеет республиканскую форму организации и представительное правление.

Философия религии Канта в основном представлена в работе Религия в пределах только разума. Как уже отмечалось, значимость религиозной веры может, согласно Канту, происходить только из моральных принципов и природы нравственной жизни; только в этом случае необходимость веры имеет разумное основание. Кантовские взгляды порождают в итоге деизм, который также может быть с некоторым основанием назван этическим теизмом; он включает идею народа божьего как этической общности, которая может быть осуществлена только в форме церкви, в истоке которой — историческая вера (вера откровения), а в основании — Священное Писание. Однако Кант жестко критикует клерикализм и государственную религию: «Постепенный переход церковной веры к единодержавию чистой религиозной веры есть приближение царства Божия».

ЛИТЕРАТУРА
Кант И. Сочинения в шести томах. М., 1963-1966
Кант И. Трактаты и письма. М., 1980

Источник: www.examen.ru

Биография

Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Мальчик был назван в честь святого Эммануила, в переводе это еврейское имя означает «с нами Бог». Под попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Иммануиле одарённость, Кант закончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем поступил в Кёнигсбергский университет. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Именно в это время, в 1747—1755, он разработал и опубликовал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, не утратившую актуальности до сих пор.

В 1755 Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что, наконец, даёт ему право преподавать в университете. Начались сорок лет преподавательской деятельности. Естественнонаучные и философские изыскания Канта дополняются «политологическими» опусами: в трактате «К вечному миру» он впервые прописал культурные и философские основы будущего объединения Европы в семью просвещённых народов, утверждая, что «просвещение — это мужество пользоваться собственным разумом».

С 1770 принято вести отсчёт «критического» периода в творчестве Канта. В этом году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где до 1797 преподавал обширный цикл дисциплин — философских, математических, физических.

К этому времени вызрело принципиально важное признание Канта о целях его работы : «Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач:

  • 1) что я могу знать? (метафизика);
  • 2) что я должен делать? (мораль);
  • 3) на что я смею надеяться? (религия);
  • наконец, за этим должна была последовать четвёртая задача — что такое человек? (антропология, лекции по которой я читаю в течение более чем двадцати лет)».

В этот период Кантом были написаны фундаментальные философские работы, принёсшие учёному репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли:

  • «Критика чистого разума» (1781) — гносеология (эпистемология)
  • «Критика практического разума» (1788) — этика
  • «Критика способности суждения» (1790) — эстетика

Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей во языцех даже среди пунктуальных немцев и вызвала к жизни немало поговорок и анекдотов. Женат он не был, говорят, что когда он хотел иметь жену, он не мог её содержать, а когда уже мог — то не хотел…

Кант был похоронен рядом с северной стеной Кафедрального собора Кёнигсберга, над его могилой была возведена часовня. В 1924 году, к 200-летию Канта, часовню заменили новым сооружением, в виде открытого колонного зала, разительно отличающимся по стилю от самого собора.

Этапы творчества

Кант прошёл в своем философском развитии два этапа: «докритический» и «критический» (Эти термины определяются работами философа «Критика чистого разума», 1781; «Критика практического разума», 1788 г.; «Критика способности суждения», 1790 г.)

I этап (1747 — 1755 гг.) — Кант разрабатывал проблемы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью.

  • разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755 г.)
  • выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения;
  • выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас;
  • изучал роль приливов и отливов на нашей планете.

II этап (начинается с 1770 или с 1780-х гг.) — занимается вопросами гносеологии и в особенности процессом познания, размышляет над метафизическими, т.е. общефилософскими проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.

Философия

Теория познания

Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании способов познания самого разума; границ, которые может достичь разумом человек; и изучении отдельных способов человеческого познания.

Главным философским произведением Канта является «Критика чистого разума». Исходной проблемой для Канта является вопрос «Как возможно чистое знание?». Прежде всего, это касается возможности чистой математики и чистого естествознания («чистый» означает «неэмпирический», то есть такой, к которому не примешивается ощущение). Указанный вопрос Кант формулировал в терминах различения аналитических и синтетических суждений — «Как возможны синтетические суждения априори?» Под «синтетическими» суждениями Кант понимал суждения с приращением содержания, по сравнению с содержанием входящих в суждение понятий, которые отличал от аналитических суждений, раскрывающих смысл самих понятий. Термин «априори» означает «вне опыта», в противоположность термину «апостериори» — «из опыта».

Кант, вслед за Юмом, соглашается, что если наше познание начинается с опыта, то его связь — всеобщность и необходимость не из него. Однако, если Юм из этого делает скептический вывод о том, что связь опыта является всего лишь привычкой, то Кант эту связь относит к необходимой априорной деятельности сознания. Выявлением этой деятельности сознания в опыте Кант называет трансцендентальным исследованием. Вот как об этом пишет сам Кант: «Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным априори».

Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. Кант, по его словам, совершил Коперниканский переворот в философии, тем, что первым указал, что для обоснования возможности знания следует признать, что не наши познавательные способности должны сообразовываться с миром, а мир должен сообразоваться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание. Иначе говоря, наше сознание не просто пассивно постигает мир как он есть на самом деле (догматизм), как бы это можно было доказать и обосновать. Но скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: сознание является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте. Опыт по сути есть синтез того содержания, материи, которое дается миром (вещей в себе) и той субъективной формы, в которой эти ощущения постигаются сознанием. Единое синтетическое целое материи и формы Кант и называет опытом, который по необходимости становится чем-то только субъективным. Именно поэтому Кант различает мир как он есть сам по себе (то есть вне деятельности формирования сознания) — вещи-в-себе и мир как он дан в явлении, то есть в опыте.

В опыте выделяется два уровня формообразования (активности) сознания:

1) это субъективные формы чувства — пространство и время. В созерцании, чувства (материя) постигаются нами в формах пространства и времени, и тем самым опыт чувства становится чем-то необходимым и всеобщим. Это чувственный синтез.

2) это категории рассудка, благодаря которому связываются созерцания. Это рассудочный синтез.

Основой всякого синтеза является, согласно Канту, самосознание — единство апперцепции (Лейбницевский термин). В «Критике» много места уделяется тому, как понятия рассудка подводятся под представления. Здесь решающую роль играет воображение и рассудочный категориальный схематизм.

Кант выделяет следующие категории рассудка:

  1. Категории количества
    1. Единство
    2. Множество
    3. Цельность
  2. Категории качества
    1. Реальность
    2. Отрицание
    3. Ограничение
  3. Категории отношения
    1. Субстанция и принадлежность
    2. Причина и следствие
    3. Взаимодействия
  4. Категории модальности
    1. Возможность и невозможность
    2. Существование и несуществование
    3. Предопределённость и случайность

Знание даётся путём синтеза категорий и наблюдений. Кант впервые показал, что наше знание о мире не является пассивным отображением реальности, а является результатом активной творческой деятельности сознания.

Наконец, описав эмпирическое применение рассудка, Кант задается вопросом возможности чистого применения рассудка, которое он называет разумом. Здесь возникает новый вопрос: «Как возможна метафизика?». В результате исследования чистого разума Кант доказывает, что разум не может иметь конститутивного значения, то есть основывать на самом себе чистое знание, которое должно было бы составить чистую метафизику, поскольку «запутывается» в паралогизмах и неразрешимых антиномиях (противоречиях, каждое из утверждений которого одинаково обосновано), но только регулятивное значение — как систему принципов, которым должно удовлетворять всякое знание. Собственно, всякая будущая метафизика, согласно Канту, должна принимать во внимание его выводы.

О человеке

Воззрения Канта о человеке отражены в книге «Антропология с прагматической точки зрения» (1798 г.). Главная её часть состоит из трех разделов в соответствии с тремя способностями человека: познание, чувство удовольствия и неудовольствия, способность желать.

«Что такое человек?»

Человек — это «самый главный предмет в мире», т.к. у него есть самосознание.

Человек — это высшая ценность, это личность, индивидуальность. Самосознание человека порождает эгоизм как природное свойство человека. Он не проявляет его лишь тогда, когда человек рассматривает свое «Я» не как весь мир, а лишь как часть его. Нужно обуздывать эгоизм, контролировать разумом душевные проявления личности.

« «Относись к человеку как к цели, а не как к средству». »

Человек может иметь неосознанные представления — «тёмные». Во мраке сознания может протекать процесс рождения творческих идей, о которых человек может знать только на уровне ощущений.

От сексуального чувства (страсти) мутится разум. По мнению Канта на чувства и желания накладывается нравственная и культурная норма.

Анализу Канта подверглись такие способности человека, как талант и гений. Талант проявленный в изобретении и открытии — высший уровень дарования, реализование данных от природы способностей. Гений — высшая степень творческой одаренности, проявленная в изобретении и открытии нового.

Нравственное учение и проблема религии

Бог — «абсолютно необходимая сущность». Искренне верить в Бога — значит быть добрым и вообще истинно нравственным. В философии Канта нравственное соединено с идеей божественного. Церковь, исходя из идеала веры, есть всеобщее и необходимое нравственное соединение всех людей и представляет собою царство Божие на земле. Стремление же к господству нравственного миропорядка в земной и чувственной жизни, есть высшее благо.

Мнимая мораль — та, которая основана на принципах полезности, приятности, инстинкте, внешнем авторитете и различного рода чувствах.

О наличии у человека истинных моральных чувств, нравственных чувств или достоинств можно судить по тому, как человек свои частные интересы или все благополучие жизни подчиняет моральному долгу — требованиям совести.

Этика Канта

Этическое учение Канта изложено в «Критике практического разума». Этика Канта основана на принципе «как если бы». Бога и свободу невозможно доказать, но надо жить как если бы они были. Практический разум — это совесть, руководящая нашими поступками посредством максим (ситуативные мотивы) и императивов (общезначимые правила). Императивы бывают двух видов: категорические и гипотетические. Категорический императив — требует соблюдения долга. Гипотетический императив — требует, чтобы наши действия были полезны. Существует две формулировки категорического императива:

  • «Поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)»;
  • «Относись к человечеству в своем лице (так же, как и в лице всякого другого) всегда только как к цели и никогда – как к средству».

В этическом учении человек рассматривается с двух точек зрения:

  • Человек как явление;
  • Человек как вещь в себе.

Поведение первого детерминировано исключительно внешними факторами и подчиняется гипотетическому императиву. Второй — категорическому императиву — высшему априорному моральному принципу. Таким образом, поведение может определяться практическими интересами и моральными принципами. Возникает 2 тенденции: стремление к счастью (удовлетворению некоторых материальных потребностей) и стремление к добродетели. Эти стремления могут противоречить друг другу и возникает «антиномия практического разума».

Эстетика Канта

В эстетике Кант различает два вида эстетических идей — прекрасное и возвышенное. Эстетическое — это то, что нравится в идее, безотносительно к наличию. Прекрасное — это совершенство, связанное с формой. Возвышенное — это совершенство, связанное с безграничностью в силе (динамически возвышенное) или в пространстве (математически возвышенное). Пример динамически возвышенного — шторм. Пример математически возвышенного — горы. Гений — это человек, способный к воплощению эстетических идей.

Долг

Человек, стремящийся к добродетели, имеет в душе какой-то порыв, волю, побуждающую его к добрым делам. Это чистая, добрая воля. Она разумна, т.к. имеет в себе способность действовать согласно представлению о том, как все должно быть, — т.е. о законе правильности. Человек проявляет свое отношение к закону через степень уважения. Уважение, как чувство свойственное человеку, целиком зависит от разума и может быть выражено в форме страха или склонности. Необходимость действия из уважения к нравственному закону и есть долг.

Долг выражает или определенные склонности индивида, являющиеся приятными, выгодными или отражает нравственные соображения пусть даже и противоречащие эмпирическим интересам индивида.

Об абсолютной морали и доброй воле

Во введении к «Основоположению к метафизике нравов» (1785 г.) Кант сформулировал исходную аксиому своей теоретической этики: если моральный закон обязателен, то он непременно содержит в себе абсолютную необходимость. Моральный закон имеет в себе указания «по которым все должно происходить». Каждый человек должен знать принципы, законы морали и те случаи, в которых они реализуются. Абсолютный закон лежит в основе морального закона, а тот в свою очередь основывается на доброй воле.

Добрая воля — чистая (безусловная воля). Чистая добрая воля не может существовать вне разума, так как она чистая и не содержит в себе ничего эмпирического. И для того, чтобы породить эту волю нужен разум.

Категорический императив

Нравственный закон — принуждение, необходимость действовать вопреки эмпирическим воздействиям. А значит, он приобретает форму принудительного веления — императива.

Гипотетические императивы (относительные или условные императивы) — поступки хороши в особых случаях, для достижения определенных целей (советы врача человеку, заботящемуся о своем здоровье).

Категорический императив — предписывает поступки, которые хороши сами по себе, независимо от последствий (например, требование честности).

« «поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».

«поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему как к средству».

«принцип воли каждого человека как воли, всеми своими максимами устанавливающей всеобщие законы».

»

Это три разных способа представлять один и тот же закон, и каждый из них объединяет в себе два других.

Для проверки соответствия конкретного поступка нравственному закону Кант предложил использовать мысленный эксперимент.

Идея права и государства

В учении о праве Кант развивал идеи французских просветителей: необходимость уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенство перед законом. Юридические законы Кант выводил из нравственных.

В учении о государстве Кант развивал идеи Ж.Ж.Руссо: идею народного суверенитета (источник суверенитета — монарх, которого осуждать нельзя, т.к. «не может поступать не по праву»).

Кант рассматривал и идеи Вольтера: признавал право на свободное высказывание своего мнения, но с оговоркой: «рассуждайте сколько угодно и о чем угодно, но повинуйтесь».

Государство (в широком смысле) — объединение множества людей, подчиненных правовым законам.

Все государства имеют три власти:

  • законодательная (верховная) — принадлежит только объединенной воле народа;
  • исполнительная (действует согласно закону) — принадлежит правителю;
  • судебная (действует согласно закону) — принадлежит судье.

Государственные устройства не могут быть неизменными и меняются тогда, когда перестают быть необходимыми. И лишь республика отличается прочностью (закон самостоятелен и не зависит от какого-то отдельного лица). Истинная республика — система, управляемая уполномоченными депутатами, избранными народом.

В учении об отношениях между государствами Кант выступает против несправедливого состояния этих отношений, против господства в международных отношениях права сильного. Поэтому Кант за создание равноправного союза народов, который бы оказывал помощь слабым. И считал, что такой союз приближает человечество к идее вечного мира.

Вопросы Канта

Что я могу знать?

  • Кант признавал возможность познания, но при этом ограничивал эту возможность способностями человека, т.е. познать можно, но не всё.

Что я должен делать?

  • Нужно действовать по нравственному закону; нужно развивать свои душевные и телесные силы.

На что смею надеяться?

  • Надеяться можно на себя и на государственные законы.

Что такое человек?

  • Человек — это высшая ценность.

О конце сущего

В «Берлинском ежемесячнике» (июнь 1794 г.) Кант опубликовал свою статью. Идея конца всего сущего представляется в этой статье как моральный конец человечества. В статье говорится о конечной цели человеческого бытия.

Три варианта конца:

1) естественный — по божественной мудрости.

2) сверхъестественный — по непонятным для людей причинам.

3) противоестественный — по человеческой неблагоразумности, неправильного понимания конечной цели.

Сочинения

  • Akademieausgabe von Immanuel Kants Gesammelten Werken (нем.)

Русские издания

  • Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 1. — М., 1963, 543 с (Философское наследие, Т. 4)
  • Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 2. — М., 1964, 510 с (Философское наследие, Т. 5)
  • Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 3. — М., 1964, 799 с (Философское наследие, Т. 6)
  • Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 4, часть 1. — М., 1965, 544 с (Философское наследие, Т. 14)
  • Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 4, часть 2. — М., 1965, 478 с (Философское наследие, Т. 15)
  • Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 5. — М., 1966, 564 с (Философское наследие, Т. 16)
  • Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 6. — М., 1966, 743 с (Философское наследие, Т. 17)
  • Иммануил Кант. Критика чистого разума. — М., 1994, 574 с (Философское наследие, Т. 118)
  • Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н. Лосского сверен и отредактирован Ц. Г. Арзаканяном и М. И. Иткиным; Примеч. Ц. Г. Арзаканяна. — М.: Изд-во Эксмо, 2007. — 736 с ISBN 5-699-14702-0

Русские переводы, доступные в сети

  • Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука (перевод: М. Иткина)
  • Критика чистого разума
  • Критика практического разума
  • Критика способности суждения
  • Основы метафизики нравственности
  • Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения
  • Всеобщая естественная история и теория неба
  • Мысли об истинной оценке живых сил

Переводчики Канта на русский язык

  • Фохт, Борис Александрович
  • Лосский, Николай Онуфриевич
  • Соколов, Николай Матвеевич
  • Владиславлев, Михаил Иванович
  • Шейнман, Сесиль Яковлевна

О нем

  • Белый А.А. «Кантовская цитата в пушкинском тексте»
  • Арсений Гулыга Кант (ЖЗЛ)

См. также

  • Беркли, Джордж
  • a priori
  • Имманентная философия

Источник: biograf.academic.ru


Categories: Кант

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.