1. Основоположником немецкого классического идеализма считается Иммануил Кант (1724 — 1804) — немецкий (прусский) философ, профессор Кенигсберского университета.

Все творчество И. Канта можно разделить на два больших периода:

• докритический (до начала 70-х гг. XVIII в.);

• критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.).

В течение докритического периода философский интерес И. Канта был направлен на проблемы естествознания и природы.

В более поздний, критический период интерес Канта сместился на вопросы деятельности разума, познания, механизма познания, границ познания, логики, этики, социальной философии. Свое наименование критический период получил в связи с названием вышедших в то время трех фундаментальных философских произведений Канта:

• "Критика чистого разума";

• "Критика практического разума";

• "Критика способности суждения".

2. Важнейшими проблемами философских исследований Канта докритического периода были проблемы бытия, природы, естествознания. Новаторство Канта при исследовании данных проблем заключается в том, что он был одним из первых философов, который, рассматривая данные проблемы, большое внимание уделил проблеме развития.


Философские выводы Канта были революционными для его эпохи:

• Солнечная система возникла из большого первоначального облака разреженных в космосе частиц материи в результате

вращения данного облака, которое стало возможным благодаря движению и взаимодействию (притяжению, отталкиванию, столкновению) составлявших его частиц.

• природа имеет свою историю во времени (начало и конец), а не вечна и неизменна;

• природа находится в постоянном изменении и развитии;

• движение и покой относительны;

• все живое на земле, в том числе и человек, — результат естественной биологической эволюции.

В то же время идеи Канта несут в себе отпечаток мировоззрения того времени:

• механические законы изначально не заложены в материи, а имеют свою внешнюю причину;

• данной внешней причиной (первоначалом) является Бог. Несмотря на это, современники Канта считали, что его открытия (особенно о возникновении Солнечной системы и биологической эволюции человека) по своей значимости соизмеримы с открытием Коперника (вращение Земли вокруг Солнца).

3. В основе философских исследований Канта критического периода (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.) лежит проблема познания.


В своей книге "Критика чистого разума" Кант отстаивает идею агностицизма — невозможности познания окружающей действительности.

Большинство философов до Канта видело в качестве главной причины трудностей познания именно объект познавательной деятельности — бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн. Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность — объект, а субъект познавательной деятельности — человек, а точнее, его разум.

Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены (то есть разум не может всего). Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия. Данные неразрешимые противоречия, которых Кантом было обнаружено четыре, Кант назвал антиномиями.


Первая антиномия — ОГРАНИЧЕННОСТЬ ПРОСТРАНСТВА

Мир имеет начало во времени и ограничен в пространстве.

Мир не имеет начала во времени и безграничен.


Вторая антиномия — ПРОСТОЕ И СЛОЖНОЕ

Существуют только простые элементы и то, что состоит из простых. .

В мире нет ничего простого.

Третья антиномия — СВОБОДА И ПРИЧИННОСТЬ

Существует не только причинность по законам природы, но и свобода.

Свободы не существует. Все в мире совершается в силу строгой причинности по законам природы.

Четвертая антиномия — НАЛИЧИЕ БОГА

Есть Бог — безусловно необходимое существо, причина всего сущего.

Бога нет. Нет никакого абсолютно необходимого существа — причины всего сущего.


С помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий — разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, — доказательство наличия границ познавательных способностей разума.

Также в "Критике чистого разума" И. Кант классифицирует само знание как результат познавательной деятельности и выделяет три понятия, характеризующих знание:

апостериорное знание;

• априорное знание;

• "вещь в себе".

Апостериорное знание — то знание, которое получает человек в результате опыта. Данное знание может быть только предположительным, но не достоверным, поскольку каждое утверждение, взятое из данного типа знания, необходимо проверять на практике, и не всегда такое знание истинное. Например, человек из опыта знает, что все металлы плавятся, однако теоретически могут встретиться металлы, не подверженные плавлению; или "все лебеди белые", но иногда в природе могут встретиться и черные, следовательно, опытное (эмпирическое, апостериорное) знание может давать осечки, не обладает полной достоверностью и не может претендовать на всеобщность.

Априорное знание — доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально и не требует никакого опытного доказательства.


пример: "Все тела протяженные", "Человеческая жизнь протекает во времени", "Все тела имеют массу". Любое из этих положений очевидно и абсолютно достоверно как с опытной проверкой, так и без нее. Нельзя, например, встретить тело, не имеющее размеров или без массы, жизнь живого человека, протекающую вне времени. Только априорное (доопытное) знание абсолютно достоверно и надежно, обладает качествами всеобщности и необходимости.

Следует оговориться: теория Канта об априорном (изначально истинном) знании была полностью логичной в эпоху Канта, однако открытая А. Энштейном в середине ХХ в. теория относительности поставила ее под сомнение.

"Вещь в себе" — одно из центральных понятий всей философии Канта. "Вещь в себе" — это внутренняя сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом.

4. Кант выделяет схему познавательного процесса, согласно которой:

• внешний мир первоначально осуществляет воздействие ("аффицирование") на органы чувств человека;

• органы чувств человека принимают аффицированные образы внешнего мира в виде ощущений;

• человеческое сознание приводит полученные органами чувств разрозненные образы, ощущения в систему, в результате чего в человеческом разуме возникает целостная картина окружающего мира;

• целостная картина окружающего мира, возникающая в разуме на основании ощущений, есть всего лишь видимый разумом и чувствами образ внешнего мира, который не имеет ничего общего с реальным миром;


реальный мир, образы которого воспринимают разум и чувства, является "вещью в себе" — субстанцией, которая абсолютно не может быть понята разумом;

человеческий разум может лишь познать образы огромного множества предметов и явлений окружающего мира — "вещей в себе", но не их внутреннюю сущность.

Таким образом, при познании разум наталкивается на две непроницаемые границы:

• собственные (внутренние для разума) границы, за которыми

возникают неразрешимые противоречия — антиномии;

• внешние границы — внутреннюю сущность вещей в себе.

5. Само человеческое сознание (чистый разум), принимающее сигналы — образы от непознаваемых "вещей в себе" — окружающего мира, также, по Канту, имеет свою структуру, которая включает в себя:

• формы чувственности;

• формы рассудка;

• формы разума.

Чувственность — первый уровень сознания. Формы чувственности пространство и время. Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени.

Рассудок — следующий уровень сознания. Формы рассудка — категории — предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений, размещенных в "системе координат" пространства и времени. (Примеры категорий — количество, качество, возможность, невозможность, необходимость и т. д.)


Разум — высший уровень сознания. Формами разума являются окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея души; идея сущности мира и др.

Философия, по Канту, является наукой о данных (высших) идеях. 6. Большая заслуга Канта перед философией в том, что им было выдвинуто учение о категориях (в переводе с греческого — высказываниях) — предельно общих понятиях, с помощью которых можно описать и к которым можно свести все сущее. (То есть нет таких вещей или явлений окружающего мира, которые не обладали бы признаками, характеризуемыми данными категориями.) Таких категорий Кант выделяет двенадцать и делит их на четыре класса по три в каждом.

Данными классами являются:

• количество;

• качество;

• отношение;

• модальность.

(То есть все в мире обладает количеством, качеством, отношениями, модальностью.)

Сами категории:

количества — единство, множество, цельность;

• качества — реальность, отрицание, ограничение;

• отношения — субстанциональность (присущность) и акциденция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие;

• модальность — возможность и невозможность, существование и несуществование, необходимость и случайность.


Система категорий также имеет свою внутреннюю структуру:

первые две категории каждого из четырех классов — противоположные характеристики свойства класса, третьи — их синтез. Например, крайними противоположными характеристиками количества являются единство и множество, их синтезом — цельность; качества — реальность и отрицание (нереальность), их синтез -ограничение и т. д.

Согласно Канту с помощью категорий — предельно общих характеристик всего сущего — рассудок осуществляет свою деятельность: располагает по "полочкам разума" хаос первоначальных ощущений, благодаря чему является возможной упорядоченная мыслительная деятельность.

7. Наряду с "чистым разумом" — сознанием, осуществляющим мыслительную деятельность и познание, Кант выделяет "практический разум", под которым понимает нравственность и также подвергает его критике в своем другом ключевом произведении — "Критика практического разума".

Главные вопросы "Критики практического разума":

Какой должна быть мораль?

• Что есть моральное (нравственное) поведение человека? Осмысливая данные вопросы, Кант приходит к следующим

выводам:

• чистая нравственность — признанное всеми добродетельное общественное сознание, которое отдельный индивид воспринимает как свое собственное;

• между чистой нравственностью и реальной жизнью (поступками, побуждениями, интересами людей) существует сильное противоречие;


• мораль, поведение человека должны быть независимы от всяких внешних условий и должны подчиняться только моральному закону.

И. Кант следующим образом сформулировал моральный закон, который имеет высший и безусловный характер, и назвал его категорическим императивом: "Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства".

В настоящее время моральный закон (категорический императив), сформулированный Кантом, понимается следующим образом:

• человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех;

• человек должен относиться к другому человеку (как и он -мыслящему существу и уникальной личности) только как к цели, а не как к средству.

8. В своей третьей книге критического периода — "Критика способности суждения" — Кант выдвигает идею всеобщей целесообразности:

целесообразности в эстетике (человек наделен способностями, которые должен максимально успешно использовать в различных сферах жизни и культуры);

• целесообразности в природе (все в природе имеет свой смысл — в организации живой природы, организации неживой природы, строении организмов, размножении, развитии);

• целесообразности духа (наличие Бога).

9. Социально-политические взгляды И. Канта:

• философ считал, что человек наделен изначально злой природой;

• видел спасение человека в моральном воспитании и жестком следовании моральному закону (категорическому императиву);

• был сторонником распространения демократии и правового порядка — во-первых, в каждом отдельном обществе; во-вторых, в отношениях между государствами и народами;

• осуждал войны как наиболее тяжкое заблуждение и преступление человечества;

• считал, что в будущем неизбежно наступит "высший мир" — войны будут либо запрещены правом, либо станут экономически невыгодными.

10. Историческое значение философии Канта в том, что им было:

• дано основанное на науке (механике Ньютона) объяснение возникновения Солнечной системы (из вращающейся туманности разряженных в пространстве элементов);

• выдвинута идея о наличии границ познавательной способности разума человека (антиномии, "вещи в себе");

• выведено двенадцать категорий — предельно общих понятий, которые составляют каркас мышления;

• сформулирован категорический императив — моральный закон;

• выдвинута идея демократии и правового порядка как в каждом отдельном обществе, так и в международных отношениях;

• осуждены войны, предсказан "вечный мир" в будущем, основанный на экономической невыгодности войн и их правовом запрете.

Источник: filosofedu.ru

Краткая биография Иммануила Канта

Иммануил Кант (1724-1804) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии.

Родился 22 апреля в Кенигсберге (ныне Калининград) в небогатой семье ремесленника-седельщика.

Кант был четвертым ребенком в многодетной христианской семье. Его родители были протестантами, и относили себя к последователям пиетизма.

Пиетизм подчеркивал личную набожность каждого отдельного человека, предпочитая формальной религиозности строгое соблюдение нравственных правил.

Именно в такой атмосфере воспитывался юный Иммануил Кант, ставший впоследствии одним из величайших философов в истории.

Студенческие годы

Увидев необычную склонность Иммануила к учению, мать отдала его в престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум».

После окончания гимназии, в 1740 году он поступает на теологический факультет Кенигсбергского университета. Мать мечтает о том, чтобы он стал священником.

Однако завершить учебу одаренному студенту не удалось по причине смерти отца. Мать умерла еще раньше, поэтому, чтобы как-то прокормить брата и сестер он устраивается в Юдшене (ныне Весёловка) на работу домашним учителем.

Именно в это время, в 1747-1755 годы, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности.

В 1755 Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень. Это даёт ему право преподавать в университете, чем он успешно и занимается на протяжении 40 лет.

Российский Кёнигсберг

Во время Семилетней войны с 1758 по 1762 год Кёнигсберг находился под юрисдикцией российского правительства, что нашло отражение в деловой переписке философа.

В частности, прошение на должность ординарного профессора в 1758 году он адресует императрице Елизавете Петровне. К сожалению, письмо до неё так и не дошло, а затерялось в губернаторской канцелярии.

Вопрос о кафедре был решен в пользу другого претендента на том основании, что тот был старше и по годам, и по преподавательскому стажу.

Дом Канта в Кёнигсберге

В течение нескольких лет пребывания русских войск в Кенигсберге Кант держал у себя на квартире несколько молодых дворян в качестве пансионеров и познакомился со многими русскими офицерами, среди которых было немало мыслящих людей.

Один из офицерских кружков предложил философу читать лекции по физике и физической географии.

Дело в том, что Иммануил Кант, после отказа в кафедре, весьма интенсивно занимался частными уроками. Чтобы как-то улучшить свое скромное материальное положение, он преподавал даже фортификацию и пиротехнику, а также ежедневно подрабатывал по несколько часов в библиотеке.

Расцвет творчества

В 1770 году наступает долгожданный момент, и 46-летний Иммануил Кант назначается профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где он преподает философию, математику и физику.

Надо сказать, что до этого ему поступало много предложений от университетов разных европейских городов. Однако Кант категорически не хотел уезжать из Кёнигсберга, что породило множество анекдотов еще при жизни философа.

Критика чистого разума

Именно после профессорского назначения начинается «критический период» в жизни Иммануила Канта. Всемирную славу и репутацию одного из самых выдающихся европейских мыслителей ему приносят фундаментальные работы:

  • «Критика чистого разума» (1781) — гносеология (эпистемология)
  • «Критика практического разума» (1788) — этика
  • «Критика способности суждения» (1790) — эстетика

Следует заметить, что эти труды оказали колоссальное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли.

Предлагаем вам схематическое изображение теории познания Канта и его философские вопросы.

Личная жизнь Канта

Будучи от природы очень слабым и болезненным, Иммануил Кант подчинил свою жизнь жесткому распорядку дня. Это позволило ему пережить всех друзей, умерев в возрасте 79 лет.

Жители города, зная особенности живущего рядом с ними гения, сверяли по нему часы в буквальном смысле слова. Дело в том, что Кант совершал ежедневные прогулки в определённые часы с точностью до минуты. Его постоянный маршрут горожане назвали «философской тропой».

Рассказывают, что однажды, в силу каких-то причин философ с опозданием вышел на улицу. Кёнигсбергцы, не допуская мысли о том, что их великий современник мог опоздать, перевели часы назад.

Женат Иммануил Кант не был, хотя недостатка в женском внимании не испытывал никогда. Обладая тонким вкусом, безупречными манерами, аристократической грацией и абсолютной простотой, — он был любимцем высшего светского общества.

Сам Кант так говорили о своем отношении к женщинам: когда я хотел иметь жену, тогда не мог её содержать, а когда уже мог — тогда не хотел.

Дело в том, что первую половину жизни философ прожил достаточно скромно, имея весьма невысокий доход. Свой дом (о котором Кант мечтал давно) он купил только к 60 годам.

Обед Иммануила Канта

Ел Иммануил Кант только один раз в день – в обед. Причем это был настоящий ритуал. Он никогда не обедал в одиночестве. Как правило, с ним разделяли трапезу от 5 до 9  человек.

Вообще вся жизнь философа была подчинена строгим правилам и огромному количеству привычек (или странностей), которые он сам называл «максимы».

Кант считал, что именно такой образ жизни позволяет максимально плодотворно трудиться. Как видно из биографии, он был не далек от истины: практически до самой старости он не имел никаких серьезных болезней (при своей-то врожденной хилости).

Последние дни Канта

Умер философ в 1804 году в возрасте 79 лет. Не все поклонники выдающегося мыслителя хотят признавать этот факт, но существуют неоспоримые свидетельства того, что под конец жизни у Канта проявлялось старческое слабоумие.

Несмотря на это, к нему до самой смерти с огромным почтением относились как представители университетских кругов, так и простые горожане.

Источник: zen.yandex.ru

Детство и юность

Родился Кант 22 апреля 1724 года в религиозной семье в пригороде Кенигсберга в Пруссии. Его отец Иоганн Георг Кант работал ремесленником и изготовлял седла, а мать Анна Регина вела домашнее хозяйство.

В семье Иммануил был четвертым ребенком. Он рос со своим младшим братом, старшей сестрой и двумя младшими сестрами в рабочем районе в пригороде Кенигсберга среди чернорабочих, мелких владельцев магазинов и мастеров. Как и его отец, он не отличался крепким здоровьем.

Дом, где Кант провел детство с большой семьей, был мал и беден. В 18 веке строение было уничтожено пожаром.

Свою юность будущий философ провел на окраине города среди рабочих и ремесленных людей. Историки долго спорили, к какой национальности относится Кант, некоторые из них считали, что предки философа –выходцы из Шотландии. Такое предположение высказывал и сам Иммануил в письме к епископу Линдблому. Однако эта информация официально не подтвердилась. Известно, что прадедушка Канта был торговцем в Мемельском крае, а родственники по материнской линии жили в Нюнберге, в Германии.

Кант мыслитель

Родители Канта заложили духовное воспитание в сына, они были приверженцами особого течения в лютеранстве — пиетизма. Суть этого учения в том, что каждый человек находится под Божьим оком, поэтому отдавалось предпочтение личному благочестию. Анна Регина учила сына основам веры, а также прививала маленькому Канту любовь к окружающему миру.

Набожная Анна Регина брала с собой детей на проповеди и на занятия по изучению Библии. Доктор теологии Франц Шульц часто бывал в гостях у семьи Канта, там он и заметил, что Иммануил преуспевает в изучении священного писания и умеет излагать собственные мысли.

Когда Канту было восемь лет, по наставлению Шульца родители отправили его в одну из ведущих школ Кенигсберга – гимназию имени Фридриха, чтобы мальчик получил престижное образование.

В школе Кант учился восемь лет, с 1732 по 1740 года. Занятия в гимназии начинались в 7:00 и продолжались до 9:00. Ученики изучали теологию, Ветхий и Новый заветы, латынь, немецкий и греческий языки, географию и т.д. Философию преподавали только в старших классах, и Кант считал, что в школе этот предмет изучался неправильно. Занятия по математике были платными и по желанию учеников.

Анна Регина и Иоганн Георг Кант хотели, чтобы сын в будущем стал священником, но мальчик был впечатлен уроками латыни, который преподавал Гейденрейх, поэтому хотел стать учителем словесности. Да и строгие правила и нравы в религиозной школе Канту приходились не по душе. У будущего философа было слабое здоровье, но учился он с прилежанием благодаря уму и сообразительности.

В шестнадцатилетнем возрасте Кант поступает в Кенигсбергский университет, где студента впервые знакомит с открытиями Ньютона преподаватель Мартин Кнутцен, пиетист и вольфианец. Учения Исаака оказали весомое влияние на мировоззрение студента. Кант прилежно относился к учебе, несмотря на трудности. Фаворитами философа стали естественные и точные науки: философия, физика, математика. Урок теологии Кант посетил только единожды из-за уважения к пастору Шульцу.

До современников не дошли официальные сведения о том, что Кант числился в Альбертине, поэтому судить о том, что он учился на теологическом факультете, можно только по догадкам.

Когда Канту исполнилось 13 лет, Анна Регина заболела и вскоре умерла. Многодетной семье приходилось сводить концы с концами. Иммануилу было нечего носить, а также не хватало денег на еду, его подкармливали состоятельные однокурсники. Иногда у юноши даже не было ботинок, и их приходилось брать взаймы у друзей. Но ко всем трудностям парень относился с философской точки зрения и говорил, что вещи подчиняются ему, а не наоборот.

Философия

Ученые разделяют философское творчество Иммануила Канта на два периода: докритический и критический. Докритический период – это становление философской мысли Канта и медленное освобождение от школы Христиана Вольфа, чья философия господствовала в Германии. Критическое время в творчестве Канта – мысль о метафизике как о науке, а также создание нового учения, которое базируется на теории активности сознания.

Первое сочинение «Мысли об истинной оценке живых сил» Иммануил пишет в университете под влиянием преподавателя Кнутцена, однако публикуется работа в 1749 году благодаря материальной помощи дядюшки Рихтера.

Канту не удалось окончить университет из-за материальных трудностей: в 1746 году умирает Иоганн Георг Кант, и, чтобы прокормить семью, Иммануилу приходится работать домашним учителем и почти десять лет обучать детей из семей графов, майоров и священников. В свободное время Иммануил писал философские сочинения, которые вошли в основу его трудов.

В 1755 году Иммануил Кант вернулся в Кенигсбергский университет, чтобы защитить диссертацию «Об огне» и получить степень магистра. Осенью философ получает докторскую степень за работу в области теории познания «Новое освещение первых принципов метафизического познания» и начинает преподавать в университете логику и метафизику.

В первом периоде деятельности Иммануила Канта интерес ученых привлекла космогоническая работа «Всеобщая естественная история и теория неба», в которой Кант рассказывает о происхождении Вселенной. В своем сочинении Кант опирается не на теологию, а на физику.

Также в этот период Кант изучает теорию пространства с физической точки зрения и доказывает существование Высшего Разума, от которого берут начало все явления жизни. Ученый считал, что, если есть материя, значит, существует Бог. По мнению философа, человек должен признать необходимость существования кого-либо, кто стоит за материальными вещами. Эту мысль Кант излагает в своей центральной работе «Единственно возможное основание для доказательства бытия Бога».

Критический период в творчестве Канта возник тогда, когда он начал преподавать логику и метафизику в университете. Гипотезы Иммануила менялись не сразу, а постепенно. Первоначально Иммануил изменил взгляды на пространство и время.

Именно в период критицизма Кантом были написаны выдающиеся работы по гносеологии, этике и эстетике: труды философа стали основой мирового учения. В 1781 году Иммануил расширил свою научную биографию, написав одну из своих фундаментальных работ «Критика чистого разума», в которой подробно описал понятие категорического императива.

Личная жизнь

Кант не отличался красотой, он был низкого роста, имел узкие плечи и впалую грудь. Однако Иммануил старался поддерживать себя в порядке и часто посещал портного и парикмахера.

Философ вел затворнический образ жизни и никогда не женился, по его мнению, любовные отношения мешали бы научной деятельности. По этой причине ученый так и не завел семью. Однако Кант любил женскую красоту и наслаждался ею. К старости Иммануил ослеп на левый глаз, поэтому во время обеда просил, чтобы какая-нибудь юная красавица села справа от него.

Неизвестно, был ли ученый влюблен: Луиза Ребекка Фриц в преклонном возрасте вспоминала, что она нравилась Канту. Также Боровский говорил, что философ два раза любил и намеревался жениться.

Кант мыслитель

Иммануил никогда не опаздывал и соблюдал распорядок дня с точностью до минуты. Он каждый день ходил в одно кафе, дабы выпить чашку чая. Причем Кант приходил в одно и то же время: официантам даже на часы не приходилось смотреть. Эта особенность философа касается даже обычных прогулок, которые он любил.

Ученый был слаб здоровьем, но разработал собственную гигиену организма, поэтому дожил до преклонного возраста. Каждое утро Иммануила начиналось в 5 часов. Не снимая ночной одежды, Кант отправлялся в рабочий кабинет, где слуга философа Мартин Лампе подготавливал хозяину чашечку слабенького зеленого чая и курительную трубку. По воспоминаниям Мартина, у Канта была странная особенность: находясь в кабинете, ученый надевал треуголку прямо поверх колпака. Затем он медленно попивал чай, раскуривал табак и читал план предстоящей лекции. За рабочим столом Иммануил проводил минимум два часа.

В 7 утра Кант переодевался и спускался в лекционный зал, где его ждали преданные слушатели: иногда даже не хватало мест. Читал он лекции медленно, разбавляя философские идеи юмором.

Иммануил обращал внимание даже на незначительные детали в образе собеседника, он не стал бы общаться со студентом, который неряшливо одет. Кант даже позабыл, о чем рассказывал слушателям, когда увидел, что у одного из учеников отсутствует пуговица на рубахе.

После двухчасовой лекции философ возвращался в кабинет и вновь переодевался в ночную пижаму, колпак и надевал треуголку сверху. За рабочим столом Кант проводил 3 часа 45 минут.

Потом Иммануил готовился к обеденному приему гостей и велел кухарке подготовить стол: философ ненавидел трапезничать в одиночестве, тем более кушал ученый один раз в день. Стол изобиловал едой, единственное, чего не было на трапезе, так это пиво. Кант не любил солодовый напиток и считал, что у пива, в отличие от вина, дурной вкус.

Обедал Кант любимой ложкой, которую хранил вместе с деньгами. За столом обсуждались новости, происходящие в мире, но никак не философия.

Смерть

Остаток жизни ученый прожил в домике, находясь в достатке. Несмотря на тщательное слежение за здоровьем, организм 75-летнего философа начал ослабевать: сначала его покинула физическая сила, а затем рассудок начал мутнеть. В преклонных годах Кант не мог читать лекции, а за обеденным столом ученый принимал только близких друзей.

Кант отказался от любимых прогулок и пребывал дома. Философ пробовал написать сочинение «Система чистой философии во всей ее совокупности», но у него не хватило сил.

Позже ученый стал забывать слова, а жизнь начала угасать быстрее. Скончался великий философ 12 февраля 1804 года. Перед смертью Кант сказал: «Es ist gut» («Это хорошо»).

Похоронен Иммануил возле Кафедрального собора Кёнигсберга, а над могилой Канта возвели часовню.

Интересные факты из жизни Иммануила Канта

  • По масштабам своих философских работ Кант стоит в одном ряду с Платоном и Аристотелем.
  • Иммануил Кант опроверг 5 доказательств бытия Бога, написанных Фомой Аквинским и бывших длительное время в абсолютном авторитете, а потом пришел к собственному, 6 доказательству бытия Бога. Интересен факт, что до сих пор никто его не сумел опровергнуть. Булгаков в известном произведении «Мастер и Маргарита» устами одного героя приводит кантовское доказательство, на что другой персонаж отвечает: «Взять бы этого Канта, да за такие доказательства года на три в Соловки». Фраза стала крылатой.
  • Как мы уже сказали, Кант ел только один раз в сутки, в остальное же время обходился чаем или кофе. Ложился спать в 22:00, а вставал неизменно в 5 утра.
  • Вряд ли этот факт можно подтвердить, но существует история о том, как однажды студенты пригласили целомудренного преподавателя в бордель. После этого, когда у него спрашивали о впечатлениях, он отвечал: «Множество суетных мелких движений».
  • Неприятный факт. Несмотря на высоконравственный образ мышления и стремление к идеалам во всех сферах бытия, Кант проявлял антисемитизм.

Кант мыслитель

  • Кант писал: «Имей мужество пользоваться собственным умом – таков девиз Просвещения».
  • Кант был достаточно низкого роста – всего 157 см. (для сравнения, Александр Пушкин, который тоже считался низкорослым, имел 166 см. роста).
    Когда к власти в Германии пришел Гитлер, фашисты очень гордились Кантом, называя его истинным арийцем.
  • Иммануил Кант умел наряжаться со вкусом. Моду он называл делом тщеславия, но при этом добавлял: «Лучше быть дураком по моде, чем дураком не по моде».
  • Философ нередко подшучивал над женщинами, хотя и был дружен с ними. В шутку он утверждал, что женщинам закрыт путь в рай и приводил в качестве доказательства место из Апокалипсиса, где сказано, что после вознесения праведников на небесах на полчаса воцарилась тишина. А это, по мнению Канта, было бы совершенно невозможно, окажись среди спасенных хоть одна женщина.
  • Кант был четвертым ребенком в семье, состоящей из 11 детей. Шестеро из них умерли еще в детстве.
  • Студенты говорили, что во время чтения лекций Иммануил Кант имел привычку фиксировать взгляд на каком-то одном слушателе. Однажды он остановил свой взгляд на юноше, у которого на сюртуке не хватало пуговицы. Это сразу же бросалось в глаза, отчего Кант стал рассеянным и сбивчивым. В конечном счете, он прочитал очень неудачную лекцию.
  • Недалеко от дома Канта располагалась городская тюрьма. В качестве исправления нравов, заключенных заставляли по несколько часов в день петь духовные песнопения. Это пение так надоело философу, что он написал письмо бургомистру, прося его принять меры «для прекращения скандала» против «громогласного благочестия этих ханжей».
  • На основе продолжительного самонаблюдения и самовнушения, Иммануил Кант выработал собственную «Гигиеническую» программу.

Библиография

  • Критика чистого разума;
  • Пролегомены ко всякой будущей метафизике;
  • Критика практического разума;
  • Основы метафизики нравственности;
  • Критика способности суждения;

Видео



Источник: fam-person.ru

Иммануи́л Кант (нем. Immanuel Kant). Родился 22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия. Дата смерти — 12 февраля 1804, там же. Немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и романтизма.

Биография
Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика, был назван в честь святого Иммануила. Под попечением доктора теологии Ф. А. Шульца, заметившего в нём одарённость, окончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум» (de:Collegium Fridericianum), а затем в 1740 году поступил в Кёнигсбергский университет. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, он на десять лет становится домашним учителем. Именно в это время, в 1747—1755 годы, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, не утратившую актуальности до сих пор.

В 1755 году Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что даёт ему право преподавать в университете. Для него наступил сорокалетний период преподавательской деятельности.

Во время Семилетней войны с 1758 по 1762 год Кёнигсберг находился под юрисдикцией российского правительства, что нашло отражение в деловой переписке философа. В частности, прошение на должность ординарного профессора в 1758 году он адресует императрице Елизавете Петровне. Период российской оккупации был наименее продуктивным в творчестве Канта: за все годы господства Российской империи над Восточной Пруссией из-под пера философа вышли лишь несколько эссе, посвящённых землетрясениям; напротив, сразу же после окончания оккупации Кант издал целую серию работ. (Впоследствии Кант заявлял: «Русские — наши главные враги».)

Естественнонаучные и философские изыскания Канта дополняются «политологическими» опусами; так, в трактате «К вечному миру» он впервые прописал культурные и философские основы будущего объединения Европы в семью просвещённых народов.

С 1770 года принято вести отсчёт «критического» периода в творчестве Канта. В этом году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где до 1797 года преподавал обширный цикл дисциплин — философских, математических, физических.

В письме К. Ф. Штойдлину от 4 мая 1793 года Кант рассказал о целях своей работы:

Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач:
что я могу знать? (метафизика);
что я должен делать? (мораль);
на что я смею надеяться? (религия);
наконец, за этим должна была последовать четвёртая задача — что такое человек? (антропология, лекции по которой я читаю в течение более чем двадцати лет).
В этот период Кантом были написаны фундаментальные философские работы, принёсшие учёному репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли:

«Критика чистого разума» (1781) — гносеология (эпистемология)
«Критика практического разума» (1788) — этика
«Критика способности суждения» (1790) — эстетика
Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей во языцех даже среди пунктуальных немцев и вызвала к жизни немало поговорок и анекдотов. Женат он не был. Говорил, что когда он хотел иметь жену, не мог её содержать, а когда уже мог — то не хотел. Впрочем, женоненавистником также не был, охотно беседовал с женщинами, был приятным светским собеседником. В старости за ним ухаживала одна из сестёр.

Несмотря на философию, мог иногда проявить этнические предрассудки, в частности, юдофобию.

Кант писал: «Sapere aude! — имей мужество пользоваться собственным умом! — таков… девиз Просвещения».

Кант был похоронен у восточного угла северной стороны Кафедрального собора Кёнигсберга в профессорском склепе, над его могилой была возведена часовня. В 1924 году, к 200-летию Канта, часовню заменили новым сооружением, в виде открытого колонного зала, разительно отличающимся по стилю от самого собора.

Этапы научной деятельности
Кант прошёл в своём философском развитии два этапа: «докритический» и «критический». (Эти понятия определяются работами философа «Критика чистого разума», 1781 год; «Критика практического разума», 1788 год; «Критика способности суждения», 1790 год).

I этап (до 1770 года) — Кант разрабатывал вопросы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью. Кроме того, в этот период философ занимался естественнонаучными проблемами:

разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755 год);
наметил идею генеалогической классификации животного мира, то есть распределения различных классов животных по порядку их возможного происхождения;
выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас;
изучал роль приливов и отливов на нашей планете.
II этап (начинается с 1770 или с 1780-х годов) — занимается вопросами гносеологии (процессом познания), размышляет над метафизическими (общефилософскими) проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.

Философия
Теория познания
Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании самого разума, границ, которые может достичь разумом человек, и изучении отдельных способов человеческого познания.

Главным философским произведением Канта является «Критика чистого разума». Исходной проблемой для Канта является вопрос «Как возможно чистое знание?». Прежде всего это касается возможности чистой математики и чистого естествознания («чистый» означает «неэмпирический», априорный, или внеопытный). Указанный вопрос Кант формулировал в терминах различения аналитических и синтетических суждений — «Как возможны синтетические суждения априори?». Под «синтетическими» суждениями Кант понимал суждения с приращением содержания по сравнению с содержанием входящих в суждение понятий. Эти суждения Кант отличал от аналитических суждений, раскрывающих смысл понятий. Аналитические и синтетические суждения различаются тем, вытекает ли содержание предиката суждения из содержания его субъекта (таковы аналитические суждения) или, наоборот, добавляется к нему «извне» (таковы синтетические суждения). Термин «априори» означает «вне опыта», в противоположность термину «апостериори» — «из опыта». Так возникают четыре рубрики
Аналитические суждения всегда априорны: опыт для них не нужен, поэтому апостериорных аналитических суждений не бывает. Соответственно, опытные (апостериорные) суждения всегда синтетичны, поскольку их предикаты черпают из опыта содержание, которого не было в субъекте суждения. Что касается априорных синтетических суждений, то они, согласно Канту, входят в состав математики и естествознания. Благодаря априорности, эти суждения содержат всеобщее и необходимое знание, то есть такое, которое невозможно извлечь из опыта; благодаря синтетичности, такие суждения дают прирост знания.

Кант, вслед за Юмом, соглашается, что если наше познание начинается с опыта, то его связь — всеобщность и необходимость — не из него. Однако, если Юм из этого делает скептический вывод о том, что связь опыта является всего лишь привычкой, то Кант эту связь относит к необходимой априорной деятельности разума (в широком смысле). Выявление этой деятельности разума в отношении опыта Кант называет трансцендентальным исследованием. «Я называю трансцендентальным… познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов…», — пишет Кант.

Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. Кант, по его словам, совершил Коперниканский переворот в философии, тем, что первым указал, что для обоснования возможности знания следует исходить из того, что не наши познавательные способности соответствуют миру, а мир должен сообразовываться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание. Иначе говоря, наше сознание не просто пассивно постигает мир как он есть на самом деле (догматизм), но, скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: разум является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте. Опыт по сути есть синтез того чувственного содержания («материи»), которое даётся миром (вещей в себе) и той субъективной формы, в которой эта материя (ощущения) постигается сознанием. Единое синтетическое целое материи и формы Кант и называет опытом, который по необходимости становится чем-то только субъективным. Именно поэтому Кант различает мир как он есть сам по себе (то есть вне формирующей деятельности разума) — вещь-в-себе, и мир как он дан в явлении, то есть в опыте.

В опыте выделяются два уровня формообразования (активности) субъекта. Во-первых, это априорные формы чувства — пространство и время. В созерцании чувственные данные (материя) осознаются нами в формах пространства и времени, и тем самым опыт чувства становится чем-то необходимым и всеобщим. Это чувственный синтез. На вопрос, как возможна чистая, то есть теоретическая, математика, Кант отвечает: она возможна как априорная наука на основе чистых созерцаний пространства и времени. Чистое созерцание (представление) пространства лежит в основе геометрии, чистое представление времени — в основе арифметики (числовой ряд предполагает наличие счёта, а условием для счёта является время).

Во-вторых, благодаря категориям рассудка связываются данности созерцания. Это рассудочный синтез. Рассудок, согласно Канту, имеет дело с априорными категориями, которые суть «формы мышления». Путь к синтезированному знанию лежит через синтез ощущений и их априорных форм — пространства и времени — с априорными категориями рассудка. «Без чувственности ни один предмет не был бы нам дан, а без рассудка ни один нельзя было бы мыслить» (Кант). Познание достигается путём соединения созерцаний и понятий (категорий) и представляет собой априорное упорядочение явлений, выражающееся в конструировании предметов на основе ощущений.

Кант выделяет 12 категорий рассудка:

Категории количества
Единство
Множество
Цельность
Категории качества
Реальность
Отрицание
Ограничение
Категории отношения
Субстанция и принадлежность
Причина и следствие
Взаимодействие
Категории модальности
Возможность и невозможность
Существование и несуществование
Необходимость и случайность

Чувственный материал познания, упорядоченный посредством априорных механизмов созерцания и рассудка, становится тем, что Кант называет опытом. На основе ощущений (которые можно выразить констатациями типа «это жёлтое» или «это сладкое»), которые оформляются через время и пространство, а также через априорные категории рассудка, возникают суждения восприятия: «камень тёплый», «солнце круглое», затем — «солнце светило, а потом камень стал тёплым», и далее — развитые суждения опыта, в которых наблюдаемые объекты и процессы подведены под категорию причинности: «солнце вызвало нагревание камня» и т. д. Понятие опыта у Канта совпадает с понятием природы: «…природа и возможный опыт — совершенно одно и то же».

Основой всякого синтеза является, согласно Канту, трансцендентальное единство апперцепции («апперцепция» — термин Лейбница). Это — логическое самосознание, «порождающее представление я мыслю, которое должно иметь возможность сопровождать все остальные представления и быть одним и тем же во всяком сознании». Как пишет И. С. Нарский, трансцендентальная апперцепция Канта — это «принцип постоянства и системной организации действия категорий, вытекающей из единства применяющего их, рассуждающего „я“. (…) Она есть общая для… эмпирических „я“ и в этом смысле объективная логическая структура их сознания, обеспечивающая внутреннее единство опыта, науки и природы».

В «Критике» много места уделяется тому, как представления подводятся под понятия рассудка (категории). Здесь решающую роль играет воображение и рассудочный категориальный схематизм. Согласно Канту, между созерцаниями и категориями должно быть посредствующее звено, благодаря которому абстрактные понятия, каковыми являются категории, оказываются способными организовывать чувственные данные, превращая их в законосообразный опыт, то есть в природу. Посредником между мышлением и чувственностью у Канта выступает продуктивная сила воображения. Эта способность создаёт схему времени как «чистого образа всех предметов чувств вообще». Благодаря схеме времени существует, например, схема «множественности» — число как последовательное присоединение друг к другу единиц; схема «реальности» — бытие предмета во времени; схема «субстанциальности» — устойчивость реального предмета во времени; схема «существования» — наличие предмета в определённое время; схема «необходимости» — наличие некоего предмета во всякое время. Продуктивной силой воображения субъект, по Канту, порождает основоположения чистого естествознания (они же — наиболее общие законы природы). Согласно Канту, чистое естествознание есть результат априорного категориального синтеза.

Знание даётся путём синтеза категорий и наблюдений. Кант впервые показал, что наше знание о мире не является пассивным отображением реальности; по Канту, оно возникает благодаря активной творческой деятельности бессознательной продуктивной силы воображения.

Наконец, описав эмпирическое применение рассудка (то есть применение его в опыте), Кант задаётся вопросом возможности чистого применения разума (рассудок, согласно Канту — низшая ступень разума, применение которой ограничивается сферой опыта). Здесь возникает новый вопрос: «Как возможна метафизика?». В результате исследования чистого разума Кант показывает, что разум, когда он пытается получить однозначные и доказательные ответы на собственно философские вопросы, неизбежно ввергает себя в противоречия; это означает, что разум не может иметь трансцендентного применения, которое позволило бы ему достигать теоретического знания о вещах в себе, поскольку, стремясь выйти за пределы опыта, он «запутывается» в паралогизмах и антиномиях (противоречиях, каждое из утверждений которых одинаково обосновано); разум в узком смысле — как противоположность оперирующему категориями рассудку — может иметь только регулятивное значение: быть регулятором движения мысли к целям систематического единства, давать систему принципов, которым должно удовлетворять всякое знание

Кант утверждает, что решение антиномий «никогда нельзя найти в опыте…».

Решением первых двух антиномий Кант считает выявление ситуации, при которой «сам вопрос не имеет смысла». Кант утверждает, как пишет И. С. Нарский, «что к миру вещей в себе вне времени и пространства свойства „начала“, „границы“, „простоты“ и „сложности“ не применимы, а мир явлений никогда не бывает нам дан во всей полноте именно как целостный „мир“, эмпирия же фрагментов феноменального мира вложению в эти характеристики не поддаётся…». Что касается третьей и четвёртой антиномий, то спор в них, согласно Канту «улаживается», если признать истинность их антитезисов для явлений и предположить (регулятивную) истинность их тезисов для вещей в себе. Таким образом, существование антиномий, по Канту, является одним из доказательств правоты его трансцендентального идеализма, противопоставившего мир вещей в себе и мир явлений.

Согласно Канту, всякая будущая метафизика, которая хочет быть наукой, должна принимать во внимание выводы его критики чистого разума.
Этика и проблема религии
В «Основах метафизики нравственности» и «Критике практического разума» Кант излагает теорию этики. Практический разум в учении Канта — единственный источник принципов морального поведения; это разум, перерастающий в волю. Этика Канта автономна и априорна, она устремлена на должное, а не на сущее. Её автономность означает независимость моральных принципов от внеморальных доводов и оснований. Ориентиром для кантовской этики являются не фактические поступки людей, а нормы, вытекающие из «чистой» моральной воли. Это этика долга. В априоризме долга Кант ищет источник всеобщности моральных норм.

Категорический императив
Императив — правило, которое содержит «объективное принуждение к поступку». Нравственный закон — принуждение, необходимость действовать вопреки эмпирическим воздействиям. А значит, он приобретает форму принудительного веления — императива.

Гипотетические императивы (относительные или условные императивы) говорят о том, что поступки эффективны для достижения определённых целей (например, удовольствия или успеха).

Принципы морали восходят к одному верховному принципу — категорическому императиву, предписывающему поступки, которые хороши сами по себе, объективно, безотносительно к какой-либо иной, кроме самой нравственности, цели (например, требование честности). Категорический императив гласит:

«поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» [варианты: «поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)»];
«поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своём лице, и в лице всякого другого также, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству» [вариант формулировки: «относись к человечеству в своём лице (так же, как и в лице всякого другого) всегда как к цели и никогда — только как к средству»];
«принцип воли каждого человека как воли, всеми своими максимами устанавливающей всеобщие законы»: следует «совершать всё, исходя из максимы своей воли как такой, которая могла бы также иметь предметом самое себя как волю, устанавливающую всеобщие законы».
Это три разных способа представлять один и тот же закон, и каждый из них объединяет в себе два других.

Существование человека «имеет в себе самом высшую цель…»; «… только нравственность и человечество, поскольку оно к ней способно, обладают достоинством», — пишет Кант.

Долг есть необходимость действия из уважения к нравственному закону.

В этическом учении человек рассматривается с двух точек зрения:

человек как явление;
человек как вещь в себе.
Поведение первого определено исключительно внешними обстоятельствами и подчиняется гипотетическому императиву. Поведение второго должно подчиняться категорическому императиву, высшему априорному моральному принципу. Таким образом, поведение может определяться и практическими интересами, и моральными принципами. Возникают две тенденции: стремление к счастью (удовлетворению некоторых материальных потребностей) и стремление к добродетели. Эти стремления могут противоречить друг другу, и так возникает «антиномия практического разума».

В качестве условий применимости категорического императива в мире явлений Кант выдвигает три постулата практического разума. Первый постулат требует полной автономии человеческой воли, её свободы. Этот постулат Кант выражает формулой: «Ты должен, значит ты можешь». Признавая, что без надежды на счастье у людей не хватило бы душевных сил исполнять свой долг вопреки внутренним и внешним препятствиям, Кант выдвигает второй постулат: «должно существовать бессмертие души человека». Антиномию стремления к счастью и стремления к добродетели Кант, таким образом, разрешает путём перенесения надежд личности в сверхэмпирический мир. Для первого и второго постулатов нужен гарант, а им может быть только Бог, значит, он должен существовать — таков третий постулат практического разума.

Автономность этики Канта означает зависимость религии от этики. Согласно Канту, «религия ничем не отличается от морали по своему содержанию».

Учение о праве и государстве
Государство — объединение множества людей, подчинённых правовым законам.

В учении о праве Кант развивал идеи французских просветителей: необходимость уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенство перед законом. Юридические законы Кант выводил из нравственных. Кант признавал право на свободное высказывание своего мнения, но с оговоркой: «рассуждайте сколько угодно и о чём угодно, только повинуйтесь».

Государственные устройства не могут быть неизменными и меняются тогда, когда перестают быть необходимыми. И лишь республика отличается прочностью (закон самостоятелен и не зависит от какого-то отдельного лица).

В учении об отношениях между государствами Кант выступает против несправедливого состояния этих отношений, против господства в международных отношениях права сильного. Он высказывается за создание равноправного союза народов. Кант считал, что такой союз приближает человечество к осуществлению идеи вечного мира.

Учение о целесообразности. Эстетика
В качестве соединительного звена между «Критикой чистого разума» и «Критикой практического разума» Кант создаёт «Критику способности суждения», в центре внимания которой — понятие целесообразности. Субъективная целесообразность, согласно Канту, присутствует в эстетической способности суждения, объективная — в телеологической. Первая выражается в гармонии эстетического предмета.

В эстетике Кант различает два вида эстетических идей — прекрасное и возвышенное. Эстетическое — это то, что нравится в идее, безотносительно к наличию. Прекрасное — это совершенство, связанное с формой. У Канта прекрасное выступает как «символ нравственно доброго». Возвышенное — это совершенство, связанное с безграничностью в силе (динамически возвышенное) или в пространстве (математически возвышенное). Пример динамически возвышенного — шторм. Пример математически возвышенного — горы. Гений — это человек, способный к воплощению эстетических идей.

Телеологическая способность суждения связана с понятием живого организма как проявления целесообразности в природе.

О человеке
Воззрения Канта на человека отражены в книге «Антропология с прагматической точки зрения» (1798 год). Главная её часть состоит из трёх разделов в соответствии с тремя способностями человека: познание, чувство удовольствия и неудовольствия, способность желать.

Человек — это «самый главный предмет в мире», так как у него есть самосознание.

Человек — это высшая ценность, это личность. Самосознание человека порождает эгоизм как природное свойство человека. Человек не проявляет его только тогда, когда рассматривает свое «Я» не как весь мир, а только как часть его. Нужно обуздывать эгоизм, контролировать разумом душевные проявления личности.
Человек может иметь неосознанные представления — «тёмные». Во мраке может протекать процесс рождения творческих идей, о которых человек может знать только на уровне ощущений.

От сексуального чувства (страсти) мутится разум. Но у человека на чувства и желания накладывается нравственная и культурная норма.

Анализу Канта подверглось такое понятие, как гений. «Талант к изобретению называют гением».

Память
В 1935 году Международный астрономический союз присвоил имя Иммануила Канта кратеру на видимой стороне Луны.

C 2005 года имя Канта носит Калининградский государственный университет, в сквере перед зданием находится памятник философу.

Источник: kant.filosoff.org


Categories: Кант

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.