Иммануил Кант
Иммануил Кант
Изображение
Иммануил Кант
Дата и место рождения: 22 апреля, 1724
Флаг Пруссии Кёнигсберг, Пруссия
Дата и место смерти: 12 февраля, 1804

Флаг Пруссии Кёнигсберг, Пруссия
Школа/традиция: Кантианство, Просвещение
Период: Философия XVIII века
Направление: Западная философия, немецкая классическая философия
Основные интересы: Гносеология, Эпистемология, Метафизика, Этика
Значительные идеи: категорический императив, трансцендентальный идеализм, Sapere aude, трансцендентальное единство апперцепции, способность суждения, вечный мир
Оказавшие влияние: Платон, Секст Эмпирик, Беркли, Вольф, Тетенс, Хатчесон, Монтень, Юм, Декарт, Лейбниц, Локк, Мальбранш, Ньютон, Руссо, Спиноза
Последователи: Рейнгольд, Якоби, Мендельсон, Гербарт, Фихте, Шеллинг, Гегель, Шопенгауэр, Фриз, Гельмгольц, Коген, Наторп, Виндельбанд, Риккерт, Риль, Файхингер, Кассирер, Гуссерль, Хайдеггер, Пирс, Витгенштейн, Апель, Стросон, Куайн и многие другие

Иммануи́л Кант (нем. Immanuel Kant; 22 апреля 1724, Кёнигсберг, Пруссия, ныне Калининград, Россия — 12 февраля 1804, там же) — немецкий философ, родоначальник немецкой классической философии, стоящий на грани эпох Просвещения и Романтизма.

  • 1 Биография
    • 1.1 Этапы творчества
  • 2 Философия
    • 2.1 Теория познания
    • 2.2 О человеке
    • 2.3 Нравственное учение и проблема религии
    • 2.4 Этика Канта
    • 2.5 Эстетика Канта
    • 2.6 Долг
    • 2.7 Об абсолютной морали и доброй воле
    • 2.8 Категорический императив
    • 2.9 Идея права и государства
    • 2.10 Вопросы Канта
    • 2.11 О конце сущего
  • 3 Сочинения
    • 3.1 Русские издания
    • 3.2 Русские переводы, доступные в сети

  • 4 Переводчики Канта на русский язык
  • 5 О нем
  • 6 См. также
  • 7 Ссылки

Биография

Родился в небогатой семье ремесленника-седельщика. Мальчик был назван в честь святого Эммануила, в переводе это еврейское имя означает «с нами Бог». Под попечением доктора теологии Франца Альберта Шульца, заметившего в Иммануиле одарённость, Кант закончил престижную гимназию «Фридрихс-Коллегиум», а затем поступил в Кёнигсбергский университет. Из-за смерти отца завершить учёбу ему не удаётся и, чтобы прокормить семью, Кант на 10 лет становится домашним учителем. Именно в это время, в 1747—1755, он разработал и опубликовал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, не утратившую актуальности до сих пор.

В 1755 Кант защищает диссертацию и получает докторскую степень, что, наконец, даёт ему право преподавать в университете. Начались сорок лет преподавательской деятельности. Естественнонаучные и философские изыскания Канта дополняются «политологическими» опусами: в трактате «К вечному миру» он впервые прописал культурные и философские основы будущего объединения Европы в семью просвещённых народов, утверждая, что «просвещение — это мужество пользоваться собственным разумом».

С 1770 принято вести отсчёт «критического» периода в творчестве Канта. В этом году в возрасте 46 лет он назначен профессором логики и метафизики Кёнигсбергского университета, где до 1797 преподавал обширный цикл дисциплин — философских, математических, физических.

К этому времени вызрело принципиально важное признание Канта о целях его работы : «Давно задуманный план относительно того, как нужно обработать поле чистой философии, состоял в решении трёх задач:


  • 1) что я могу знать? (метафизика);
  • 2) что я должен делать? (мораль);
  • 3) на что я смею надеяться? (религия);
  • наконец, за этим должна была последовать четвёртая задача — что такое человек? (антропология, лекции по которой я читаю в течение более чем двадцати лет)».

В этот период Кантом были написаны фундаментальные философские работы, принёсшие учёному репутацию одного из выдающихся мыслителей XVIII века и оказавшие огромное влияние на дальнейшее развитие мировой философской мысли:

  • «Критика чистого разума» (1781) — гносеология (эпистемология)
  • «Критика практического разума» (1788) — этика
  • «Критика способности суждения» (1790) — эстетика

Будучи слаб здоровьем, Кант подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему пережить всех своих друзей. Его точность следования распорядку стала притчей во языцех даже среди пунктуальных немцев и вызвала к жизни немало поговорок и анекдотов. Женат он не был, говорят, что когда он хотел иметь жену, он не мог её содержать, а когда уже мог — то не хотел…

Кант был похоронен рядом с северной стеной Кафедрального собора Кёнигсберга, над его могилой была возведена часовня. В 1924 году, к 200-летию Канта, часовню заменили новым сооружением, в виде открытого колонного зала, разительно отличающимся по стилю от самого собора.


Этапы творчества

Кант прошёл в своем философском развитии два этапа: «докритический» и «критический» (Эти термины определяются работами философа «Критика чистого разума», 1781; «Критика практического разума», 1788 г.; «Критика способности суждения», 1790 г.)

I этап (1747 — 1755 гг.) — Кант разрабатывал проблемы, которые были поставлены предшествующей философской мыслью.

  • разработал космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из гигантской первоначальной газовой туманности («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755 г.)
  • выдвинул идею распределения животных по порядку их возможного происхождения;
  • выдвинул идею естественного происхождения человеческих рас;
  • изучал роль приливов и отливов на нашей планете.

II этап (начинается с 1770 или с 1780-х гг.) — занимается вопросами гносеологии и в особенности процессом познания, размышляет над метафизическими, т.е. общефилософскими проблемами бытия, познания, человека, нравственности, государства и права, эстетики.

Философия

Теория познания

Кант отвергал догматический способ познания и считал, что вместо него нужно взять за основу метод критического философствования, сущность которого заключается в исследовании способов познания самого разума; границ, которые может достичь разумом человек; и изучении отдельных способов человеческого познания.


Главным философским произведением Канта является «Критика чистого разума». Исходной проблемой для Канта является вопрос «Как возможно чистое знание?». Прежде всего, это касается возможности чистой математики и чистого естествознания («чистый» означает «неэмпирический», то есть такой, к которому не примешивается ощущение). Указанный вопрос Кант формулировал в терминах различения аналитических и синтетических суждений — «Как возможны синтетические суждения априори?» Под «синтетическими» суждениями Кант понимал суждения с приращением содержания, по сравнению с содержанием входящих в суждение понятий, которые отличал от аналитических суждений, раскрывающих смысл самих понятий. Термин «априори» означает «вне опыта», в противоположность термину «апостериори» — «из опыта».

Кант, вслед за Юмом, соглашается, что если наше познание начинается с опыта, то его связь — всеобщность и необходимость не из него. Однако, если Юм из этого делает скептический вывод о том, что связь опыта является всего лишь привычкой, то Кант эту связь относит к необходимой априорной деятельности сознания. Выявлением этой деятельности сознания в опыте Кант называет трансцендентальным исследованием. Вот как об этом пишет сам Кант: «Я называю трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным априори».


Кант не разделял безграничной веры в силы человеческого разума, называя эту веру догматизмом. Кант, по его словам, совершил Коперниканский переворот в философии, тем, что первым указал, что для обоснования возможности знания следует признать, что не наши познавательные способности должны сообразовываться с миром, а мир должен сообразоваться с нашими способностями, чтобы вообще могло состояться познание. Иначе говоря, наше сознание не просто пассивно постигает мир как он есть на самом деле (догматизм), как бы это можно было доказать и обосновать. Но скорее, наоборот, мир сообразуется с возможностями нашего познания, а именно: сознание является активным участником становления самого мира, данного нам в опыте. Опыт по сути есть синтез того содержания, материи, которое дается миром (вещей в себе) и той субъективной формы, в которой эти ощущения постигаются сознанием. Единое синтетическое целое материи и формы Кант и называет опытом, который по необходимости становится чем-то только субъективным. Именно поэтому Кант различает мир как он есть сам по себе (то есть вне деятельности формирования сознания) — вещи-в-себе и мир как он дан в явлении, то есть в опыте.

В опыте выделяется два уровня формообразования (активности) сознания:

1) это субъективные формы чувства — пространство и время. В созерцании, чувства (материя) постигаются нами в формах пространства и времени, и тем самым опыт чувства становится чем-то необходимым и всеобщим. Это чувственный синтез.


2) это категории рассудка, благодаря которому связываются созерцания. Это рассудочный синтез.

Основой всякого синтеза является, согласно Канту, самосознание — единство апперцепции (Лейбницевский термин). В «Критике» много места уделяется тому, как понятия рассудка подводятся под представления. Здесь решающую роль играет воображение и рассудочный категориальный схематизм.

Кант выделяет следующие категории рассудка:

  1. Категории количества
    1. Единство
    2. Множество
    3. Цельность
  2. Категории качества
    1. Реальность
    2. Отрицание
    3. Ограничение
  3. Категории отношения
    1. Субстанция и принадлежность
    2. Причина и следствие
    3. Взаимодействия
  4. Категории модальности
    1. Возможность и невозможность
    2. Существование и несуществование
    3. Предопределённость и случайность

Знание даётся путём синтеза категорий и наблюдений. Кант впервые показал, что наше знание о мире не является пассивным отображением реальности, а является результатом активной творческой деятельности сознания.

Наконец, описав эмпирическое применение рассудка, Кант задается вопросом возможности чистого применения рассудка, которое он называет разумом. Здесь возникает новый вопрос: «Как возможна метафизика?».


результате исследования чистого разума Кант доказывает, что разум не может иметь конститутивного значения, то есть основывать на самом себе чистое знание, которое должно было бы составить чистую метафизику, поскольку «запутывается» в паралогизмах и неразрешимых антиномиях (противоречиях, каждое из утверждений которого одинаково обосновано), но только регулятивное значение — как систему принципов, которым должно удовлетворять всякое знание. Собственно, всякая будущая метафизика, согласно Канту, должна принимать во внимание его выводы.

О человеке

Воззрения Канта о человеке отражены в книге «Антропология с прагматической точки зрения» (1798 г.). Главная её часть состоит из трех разделов в соответствии с тремя способностями человека: познание, чувство удовольствия и неудовольствия, способность желать.

«Что такое человек?»

Человек — это «самый главный предмет в мире», т.к. у него есть самосознание.

Человек — это высшая ценность, это личность, индивидуальность. Самосознание человека порождает эгоизм как природное свойство человека. Он не проявляет его лишь тогда, когда человек рассматривает свое «Я» не как весь мир, а лишь как часть его. Нужно обуздывать эгоизм, контролировать разумом душевные проявления личности.

«Относись к человеку как к цели, а не как к средству».

Человек может иметь неосознанные представления — «тёмные». Во мраке сознания может протекать процесс рождения творческих идей, о которых человек может знать только на уровне ощущений.

От сексуального чувства (страсти) мутится разум. По мнению Канта на чувства и желания накладывается нравственная и культурная норма.

Анализу Канта подверглись такие способности человека, как талант и гений. Талант проявленный в изобретении и открытии — высший уровень дарования, реализование данных от природы способностей. Гений — высшая степень творческой одаренности, проявленная в изобретении и открытии нового.

Нравственное учение и проблема религии

Бог — «абсолютно необходимая сущность». Искренне верить в Бога — значит быть добрым и вообще истинно нравственным. В философии Канта нравственное соединено с идеей божественного. Церковь, исходя из идеала веры, есть всеобщее и необходимое нравственное соединение всех людей и представляет собою царство Божие на земле. Стремление же к господству нравственного миропорядка в земной и чувственной жизни, есть высшее благо.

Мнимая мораль — та, которая основана на принципах полезности, приятности, инстинкте, внешнем авторитете и различного рода чувствах.

О наличии у человека истинных моральных чувств, нравственных чувств или достоинств можно судить по тому, как человек свои частные интересы или все благополучие жизни подчиняет моральному долгу — требованиям совести.

Этика Канта

Этическое учение Канта изложено в «Критике практического разума». Этика Канта основана на принципе «как если бы». Бога и свободу невозможно доказать, но надо жить как если бы они были. Практический разум — это совесть, руководящая нашими поступками посредством максим (ситуативные мотивы) и императивов (общезначимые правила). Императивы бывают двух видов: категорические и гипотетические. Категорический императив — требует соблюдения долга. Гипотетический императив — требует, чтобы наши действия были полезны. Существует две формулировки категорического императива:

  • «Поступай всегда так, чтобы максима (принцип) твоего поведения могла стать всеобщим законом (поступай так, как ты бы мог пожелать, чтобы поступали все)»;
  • «Относись к человечеству в своем лице (так же, как и в лице всякого другого) всегда только как к цели и никогда – как к средству».

В этическом учении человек рассматривается с двух точек зрения:

  • Человек как явление;
  • Человек как вещь в себе.

Поведение первого детерминировано исключительно внешними факторами и подчиняется гипотетическому императиву. Второй — категорическому императиву — высшему априорному моральному принципу. Таким образом, поведение может определяться практическими интересами и моральными принципами. Возникает 2 тенденции: стремление к счастью (удовлетворению некоторых материальных потребностей) и стремление к добродетели. Эти стремления могут противоречить друг другу и возникает «антиномия практического разума».

Эстетика Канта

В эстетике Кант различает два вида эстетических идей — прекрасное и возвышенное. Эстетическое — это то, что нравится в идее, безотносительно к наличию. Прекрасное — это совершенство, связанное с формой. Возвышенное — это совершенство, связанное с безграничностью в силе (динамически возвышенное) или в пространстве (математически возвышенное). Пример динамически возвышенного — шторм. Пример математически возвышенного — горы. Гений — это человек, способный к воплощению эстетических идей.

Долг

Человек, стремящийся к добродетели, имеет в душе какой-то порыв, волю, побуждающую его к добрым делам. Это чистая, добрая воля. Она разумна, т.к. имеет в себе способность действовать согласно представлению о том, как все должно быть, — т.е. о законе правильности. Человек проявляет свое отношение к закону через степень уважения. Уважение, как чувство свойственное человеку, целиком зависит от разума и может быть выражено в форме страха или склонности. Необходимость действия из уважения к нравственному закону и есть долг.

Долг выражает или определенные склонности индивида, являющиеся приятными, выгодными или отражает нравственные соображения пусть даже и противоречащие эмпирическим интересам индивида.

Об абсолютной морали и доброй воле

Во введении к «Основоположению к метафизике нравов» (1785 г.) Кант сформулировал исходную аксиому своей теоретической этики: если моральный закон обязателен, то он непременно содержит в себе абсолютную необходимость. Моральный закон имеет в себе указания «по которым все должно происходить». Каждый человек должен знать принципы, законы морали и те случаи, в которых они реализуются. Абсолютный закон лежит в основе морального закона, а тот в свою очередь основывается на доброй воле.

Добрая воля — чистая (безусловная воля). Чистая добрая воля не может существовать вне разума, так как она чистая и не содержит в себе ничего эмпирического. И для того, чтобы породить эту волю нужен разум.

Категорический императив

Нравственный закон — принуждение, необходимость действовать вопреки эмпирическим воздействиям. А значит, он приобретает форму принудительного веления — императива.

Гипотетические императивы (относительные или условные императивы) — поступки хороши в особых случаях, для достижения определенных целей (советы врача человеку, заботящемуся о своем здоровье).

Категорический императив — предписывает поступки, которые хороши сами по себе, независимо от последствий (например, требование честности).

«поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом».

«поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку и в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему как к средству».

«принцип воли каждого человека как воли, всеми своими максимами устанавливающей всеобщие законы».

Это три разных способа представлять один и тот же закон, и каждый из них объединяет в себе два других.

Для проверки соответствия конкретного поступка нравственному закону Кант предложил использовать мысленный эксперимент.

Идея права и государства

В учении о праве Кант развивал идеи французских просветителей: необходимость уничтожения всех форм личной зависимости, утверждение личной свободы и равенство перед законом. Юридические законы Кант выводил из нравственных.

В учении о государстве Кант развивал идеи Ж.Ж.Руссо: идею народного суверенитета (источник суверенитета — монарх, которого осуждать нельзя, т.к. «не может поступать не по праву»).

Кант рассматривал и идеи Вольтера: признавал право на свободное высказывание своего мнения, но с оговоркой: «рассуждайте сколько угодно и о чем угодно, но повинуйтесь».

Государство (в широком смысле) — объединение множества людей, подчиненных правовым законам.

Все государства имеют три власти:

  • законодательная (верховная) — принадлежит только объединенной воле народа;
  • исполнительная (действует согласно закону) — принадлежит правителю;
  • судебная (действует согласно закону) — принадлежит судье.

Государственные устройства не могут быть неизменными и меняются тогда, когда перестают быть необходимыми. И лишь республика отличается прочностью (закон самостоятелен и не зависит от какого-то отдельного лица). Истинная республика — система, управляемая уполномоченными депутатами, избранными народом.

В учении об отношениях между государствами Кант выступает против несправедливого состояния этих отношений, против господства в международных отношениях права сильного. Поэтому Кант за создание равноправного союза народов, который бы оказывал помощь слабым. И считал, что такой союз приближает человечество к идее вечного мира.

Вопросы Канта

Что я могу знать?

  • Кант признавал возможность познания, но при этом ограничивал эту возможность способностями человека, т.е. познать можно, но не всё.

Что я должен делать?

  • Нужно действовать по нравственному закону; нужно развивать свои душевные и телесные силы.

На что смею надеяться?

  • Надеяться можно на себя и на государственные законы.

Что такое человек?

  • Человек — это высшая ценность.

О конце сущего

В «Берлинском ежемесячнике» (июнь 1794 г.) Кант опубликовал свою статью. Идея конца всего сущего представляется в этой статье как моральный конец человечества. В статье говорится о конечной цели человеческого бытия.

Три варианта конца:

1) естественный — по божественной мудрости.

2) сверхъестественный — по непонятным для людей причинам.

3) противоестественный — по человеческой неблагоразумности, неправильного понимания конечной цели.

Сочинения

  • Akademieausgabe von Immanuel Kants Gesammelten Werken (нем.)

Русские издания

  • Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 1. — М., 1963, 543 с (Философское наследие, Т. 4)
  • Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 2. — М., 1964, 510 с (Философское наследие, Т. 5)
  • Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 3. — М., 1964, 799 с (Философское наследие, Т. 6)
  • Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 4, часть 1. — М., 1965, 544 с (Философское наследие, Т. 14)
  • Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 4, часть 2. — М., 1965, 478 с (Философское наследие, Т. 15)
  • Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 5. — М., 1966, 564 с (Философское наследие, Т. 16)
  • Иммануил Кант. Сочинения в шести томах. Том 6. — М., 1966, 743 с (Философское наследие, Т. 17)
  • Иммануил Кант. Критика чистого разума. — М., 1994, 574 с (Философское наследие, Т. 118)
  • Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н. Лосского сверен и отредактирован Ц. Г. Арзаканяном и М. И. Иткиным; Примеч. Ц. Г. Арзаканяна. — М.: Изд-во Эксмо, 2007. — 736 с ISBN 5-699-14702-0

Русские переводы, доступные в сети

  • Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука (перевод: М. Иткина)
  • Критика чистого разума
  • Критика практического разума
  • Критика способности суждения
  • Основы метафизики нравственности
  • Вопрос о том, стареет ли Земля с физической точки зрения
  • Всеобщая естественная история и теория неба
  • Мысли об истинной оценке живых сил

Переводчики Канта на русский язык

  • Фохт, Борис Александрович
  • Лосский, Николай Онуфриевич
  • Соколов, Николай Матвеевич
  • Владиславлев, Михаил Иванович
  • Шейнман, Сесиль Яковлевна

О нем

  • Белый А.А. «Кантовская цитата в пушкинском тексте»
  • Арсений Гулыга Кант (ЖЗЛ)

См. также

  • Беркли, Джордж
  • a priori
  • Имманентная философия

Источник: dic.academic.ru

Иммануил Кант -
Давид Эйдельман. Иммануил Кант — "предатель Родины".
Главным мыслителем уходящего года стал Иммануил Кант. Я не выпендриваюсь. Это правда.
У Бродского есть хорошее стихотворение «Выступление в Сорбонне».
«Изучать философию следует, в лучшем случае,
после пятидесяти. Выстраивать модель
общества — и подавно. Сначала следует
научиться готовить суп, жарить — пусть не ловить —
рыбу, делать приличный кофе».
5 октября мне исполнилось 50. Возраст, до которого я не рассчитывал дожить (учитывая, что первый инфаркт у меня был в 31). Поэтому философию я изучал преждевременно.
Готовить приличный кофе я тоже худо-бедно научился. И стряпать еду.
Недавно я, обучая ребенка езде на велосипеде, подвернул ногу. Травма вызвала острый приступ подагры. В результате чего свалился в постель И… решил, что сам Бог и поэт велели заняться чтением Канта.
«Изучать труд философа следует через призму
опыта либо — в очках (что примерно одно и то же),
когда буквы сливаются и когда
голая баба на смятой подстилке снова
для вас фотография или же репродукция
с картины художника. Истинная любовь
к мудрости не настаивает на взаимности…».
Иммануил Кант -
Кант и аэропорт?
Более всего Кант призывает к мужеству пользоваться собственным умом, если он к моменту прочтения Канта накоплен.
Самое знаменитое утверждение философа: «Звездное небо над головой и моральный закон внутри нас наполняют ум все новым и возрастающим восхищением и трепетом, тем больше, чем чаще и упорнее мы над этим размышляем». Смотри на звездное небо, углубляйся в моральный закон, всё остальное суетно.
Но вот как только я углубился в грандиозную метафизическую систему Канта, которая для философии подобна ньютоновской механике для физики, Кант вдруг стал персонажем новостей. Рядом с именем философа повторялось слово «аэропорт».
Новостные ленты вдруг стали приносить известия об увековечении имени Канта. А социальные сети запестрели цитатами чистого безумия вокруг имени автора «Критики чистого разума».
Несмотря на то, что многие биографы Канта множество раз повторяли, что никакой другой биографии кроме духовной у философа не было, ничего интересного с ним не случилось, реальная земная жизнь у философа была. И прожил он её в городе Кенигсберге, расположенном на берегу Балтийского моря, который тогда был административным центром  германской провинции Восточная Пруссия, а теперь называется Калининград и входит в Российскую Федерацию.
А в РФ вдруг решили переименовывать аэропорты… Конкурс «Великие имена России» был устроен по инициативе митрополита Псковского и Порховского Тихона (Шевкунова). Того самого, что считается «духовником Путина», наиболее реальным кандидатом на занятие патриаршего кресла в будущем. Того самого, что призвал расследовать в гибели Николая Второго возможность убийства в «ритуальных целях».
Присвоение аэропортам имен великих людей решено было сделать всенародным. С обсуждением, сопоставлением, голосованием. Ну, если реальных выборов в стране нет. Имя президента или премьера народ реально на конкурентной основе выбрать не может. Если даже на губернаторских выборах кандидатов от власти продавливают чуть ли не коленом, то почему бы не дать оторваться населению на выборах названий для аэропортов. Для канализации нерастраченных политических инстинктов. Пять миллионов россиян приняли участие в «общенародном голосовании» … Голосовали в интернете — на одноименном сайте — и офлайн на борту самолетов, собственно, в аэропортах и на железнодорожных вокзалах.
И возникло желание дать калининградскому аэропорту имя самого знаменитого жителя города.
Житель Кенигсберга
Родившись в Кенигсберге 22 апреля 1724 года в семье изготовителя кожаных ремней, Иммануил – сутуловатый человек маленького роста, с непропорционально большой головой, будучи с детства хилым, подчинил свою жизнь жёсткому режиму, что позволило ему дожить до восьмидесяти, пережив всех своих друзей — никогда не покидал пределов Восточной Пруссии. Сопровождая богатых учеников, в доме которых он работал репетитором, Кант мог удалиться почти на 40 миль от Кенигсберга. Но это было самое большое расстояние, на которое он удалялся от своего провинциального городка за всю его жизнь. Даже на побережье рядом лежащего Балтийского моря Кант так и не выбрался. Но то, что он никогда не видел ни моря, ни океанов, ни гор, ни пустынь — не помешало ему быть лучшим преподавателем географии в своем университете, на лекции которого приходили не только студенты, но и посторонняя публика (включая дам).
«Трудно сочинить историю жизни Канта, ибо не было у него ни истории, ни жизни. Он жил механически упорядоченной, отрешенной от реальности жизнью в тихом, далеком от событий Кенигсберге, старинном городке на северо-восточной границе Германии. Не думаю, чтобы большие часы тамошнего собора отправляли свою службу с таким же усердием и точностью, как кенигсбергский бюргер Иммануил Кант. Для подъема, для чашки кофе, писания и чтения лекций, для приема пищи и для прогулки – для всего было раз навсегда отведено время, и соседи при виде Канта в сером плаще и с испанской тростью в руках точно знали: сейчас 15.30» — писал о Канте Генрих Гейне.
Историю с часами очень любят рассказывать. Байка варьируется. Либо рассказывается как житель города, привыкший к тому, что Кант появляется на площади вместе с боем часов, появился чуть раньше, а после выяснения оказалось, что это часы поломались. Либо повторяется фраза жителей города: «Нет еще семи часов: профессор Кант еще не вышел от Грина». Ибо своей пунктуальностью Кант мог заменять жителям городка хронометр.
Другая байка о мудреце из Кенигсберга связана с его асексуальностью. Ученики великого Иммануила Канта никак не могли смириться с тем, что великий философ, открывший последние тайны бытия и мышленья, так и умрет, не изведав: что такое Любовь… Однажды они привели к нему даму, что согласилась, из любви к Просвещению, провести с затворником ночь. По окончанию таинства, после познания женщины, кенигсбергский мыслитель выдал определение: «Любовь – это множество суетных поступательно-возвратных движений».
Но книги философа были куда интересней и увлекательней, чем его жизнь.
Имени Канта?
И потому нет ничего странного, что когда возникла идея с переименованиями аэропортов — вспомнили имя Канта. Хотя, может быть, аэропорт имени философа Иммануила Канта звучит, как общежитие имени монаха Бертольда Шварца в романе про приключения Остапа Бендера.
Вариантов было четыре.
1) Императрица Елизавета Петровна
2) Генерал армии Черняховский
3) Маршал Василевский
4) Иммануил Кант
Кант от прочих отличался только одним беспорочным преимуществом — он в этом городе жил. Остальные перечисленные — город завоевывали.
Ну и по любым историческим меркам Кант — всё же более велик и значим на цивилизационных весах человечества, чем взбалмошная дшерь Петра Великого и два полководца. На этих весах Кант — возможно не только величайший в Кенигсберге, но и на планете Земля.
Иммануил Кант -
Впервые русские войска захватывали Кенигсберг при императрице Елизавете во время Семилетней войны. Маршал Советского Союза Александр Василевский командовал 3-м Белорусским фронтом и руководил штурмом Кёнигсберга в феврале 1945-го. Он заменил на этом посту генерала армии Черняховского, который погиб на окраине города Мельзак в Восточной Пруссии.
«Взять бы этого Канта, да года на три в Соловки!»
Именно так, как вы помните, в бессмертном булгаковском романе предлагал сделать Иван Бездомный.
На старте голосования всемирно известный философ вырвался вперед, а полководцы оказались в аутсайдерах. 20 ноября Кант лидировал с показателем в 40,35% голосов по сравнению с 29,11% голосов за российскую императрицу Елизавету.
Это было нестерпимо горе-патриотам. А поскольку пребывающего «в местах значительно более отдаленных» Канта в Соловки упрятать было нельзя, то репрессии развязали против его памятника и его памяти.
Один депутат Думы Марат Бариев сказал, что само наличие философа в списке оскорбляет ветеранов Великой Отечественной войны.
Под покровом ночи неизвестные облили розовой краской памятник мыслителю у носящего его имя Балтийского федерального университета (БФУ).
Вокруг постамента разбросали листовки с призывом к студентам «откреститься православным крестом от этого вражьего имени, от немца, народ которого принёс нам столько бед». «Хватит предавать родину» — было в листовках.
«Кант предал Русскую Землю, которая приняла его – так откажитесь от его поганого имени, требуйте от руководства отказаться от него! Срывайте таблички, вымарывайте чуждое имя из своих документов! Покажите себя Русскими людьми, а не выродками, забывшими свое Отечество!!! Позор предателям! Позор Канту! Слава Руси!»
От рук вандалов пострадали также могила философа у стен Кафедрального собора и мемориальная табличка, обозначающая место, где когда-то стоял его дом.
Ссыпались обвинения: «враг», «русофоб», «предатель», «фашист», немец».
«Предатель Родины» и враг Балтфлота»
Пиком абсурда стала речь вице-адмирал Балтфлота Игоря Мухаметшина: «Четыре кандидата претендуют, чтобы аэропорт носил его имя. Это Елизавета Петровна, внучка императора, небезызвестный какой-то там Иммануил Кант и два полководца»;.
То, что вице-адмирал назвал дочь Петра Великого внучкой… Ну это только показывает, насколько российские державники-патриоты знают свою историю.

Флотоводец назвал Канта «предателем Родины», к тому же писавшим «какие-то непонятные книги, которые никто не читал и никогда читать не будет».
Бывший главный режиссёр калининградской ГТРК, пенсионер Виталий Котовский, работающий с телестудией «Балтийск ТВ», 30 ноября снимал сюжет о торжественной церемонии встречи корабля, вернувшегося из боевого похода. И случайно записал речь вице-адмирала. «Я снимал перебивки к тому сюжету, что я делал. Это должен был быть обычный рядовой сюжет про приход корабля. Вдруг слышу про Канта, слышу, что он (вице-адмирал) говорит что-то непотребное», – рассказал Котовский.
Видео стало хитом в социальных сетях.
Если бы какой-нибудь злобный враг российской государственности, проводимой державниками «политики памяти», всего властного исторического нарратива, хотел бы сочинить гнусный памфлет… то он бы вице-адмирала не переплюнул.
Имени Петровны
4 декабря в Общественной палате РФ состоялось итоговое заседание Экспертного совета конкурса «Великие имена России», на котором были подведены итоги финального общенационального голосования.
На исходе голосования императрица обошла философа Канта и двух советских военачальников: генерала Черняховского и маршала Василевского.
Об этом ТАСС сказал член Общественной палаты области Игорь Селиванов: «Выбор, который сделали граждане, отдав голоса в пользу Елизаветы Петровны, считаю вполне логичным. Императрица внесла большой вклад в развитие России, с ее именем связаны и страницы истории нашего края на самом западе страны».
Как заявил председатель комитета по международным и межрегиональным отношениям калининградской областной думы Александр Мусевич: «Мне кажется, что имя Елизаветы в названии аэропорта, если к этому приложить творческие усилия, способно также придать самому авиаузлу и некий дополнительный шарм».
Русский подданный и его императрица
Интересно, что завоевание Елизаветы Петровны было при жизни Канта, который вместе со всеми преподавателями университета принес присягу русской императрице. 4 года Кант был российским подданным. В его доме были расквартированы русские дворяне.
«Негоже аэропорту области и города, где лилась кровь советских солдат и офицеров, носить имя чужестранца» — сказал вице-адмирал Мухаметшин. Хотя во времена Канта в Кенигсберге если кто и был чужестранцами, то это расквартированные в его квартире офицеры. Впрочем, и те в основном были остзейскими немцами.
В 1758 году Кант отправил императрице прошение назначить его на должность ординарного профессора: «Пресветлейшая, всесильная Государыня, Самодержица всея Руси, всемилостивейшая Государыня и великая жена! Вследствие смерти покойного доктора и профессора Кипке Professio ordinaria логики и метафизики, которую он занимал в здешнем Кенигсбергском университете, стала вакантною. Эти науки всегда составляли главнейший предмет моих занятий. В продолжение тех лет, когда я находился в здешнем университете, я каждый семестр читал обе эти науки, на частных уроках. Я имел в этих науках две публичные dissertationes и, кроме того, стремился ознакомить с результатами моих работ в четырех статьях, помещенных в Кенигсбергском ученом сочинении (Intelligenzwerk), в трех программах и трех других философских tractata» И так далеее вплоть до уверения в преданности «Вашего Императорского Величества всеподданнейшего раба».
Письмо застряло в губернской канцелярии.
А ординарного профессора назначил командующий русскими войсками фон Корф, предпочтя великому Канту ничтожнейшего приват-доцента Букка — просто за выслугу лет.
Не везет Канту в русских конкурсах…
Единство и борьба противоположностей
«Кант должен быть символом Калининградской области» — так говорил Путин.
Интересно, что решение присвоить бывшему калининградскому институту, который стал университетом, имя Канта, исходило дюжину лет назад из Кремля.
Более того, ещё в 2013 году, выступая перед студентами этого университета, лично Владимир Путин призвал сделать Иммануила Канта символом Калининградской области. А почему бы не использовать бренд?
Как написал политический обозреватель Сергей Ильченко: «Трудности скрещивания Иммануила Канта с Михаилом Калининым ни самого Путина, ни его окружение, ни, тем более, коллектив университета им. Канта ничуть не смутили. Да и с чего бы им смущаться? Такая эклектика — часть обыденной российской ирреальности. И если два казака, увешанные кучей медалей, могут спокойно стоять на митинге друг рядом с другом, с портретами Николая II и Ленина, мирно беседуя — автор лично наблюдал такую идиллию —  то отчего бы Канту с Калининым не ужиться на одном постаменте и даже, если уж на то пошло, в одном обобщенном образе? Там более, если первый шаг уже сделан, и пединститут, основанный в 1947-м, в отжатом у немцев Кёнигсберге, переименованном в Калининград, получил имя Канта в 2005-м — и все прошло гладко».
И могли бы Канта вновь призвать на российскую службу. Уже посмертно. Но это было в 2013. Ещё до «Крымнаша». Сейчас общественная температура уже не та.
И отношение к Канту: «Получи фашист гранату…»

Кант против Гегеля
Противостояние двух противоположных, но в равной мере истинных, логически доказуемых идей у философов называется антиномией.
Вершина антиномического мышления — философия Иммануила Канта, который посвятил себя исследованию мощи и пределов человеческого понимания.
Гегельянская традиция — считает возможным разрешение любого противоречия путем победы более разумного. Она лежит в основе революционного преобразования жизни, путем ломанья об колено.
В кантианском мире противоречия могут уживаться.
Кантианский Израиль
Израиль – страна, которую легче понять с Кантом, чем с Гегелем. Нам нравится пережить две взаимоисключающие идеи как равноправные — и защищать сразу две.
Это можно сравнить со стереоэффектом, когда взаимоналожением двух изображений создается изображение новое и объемное. Новый смысл из двух взаимоисключающих посылов. Смысл не только противоречивый, но и трудно формулируемый. Вернее, нуждающийся в постоянном переформулировании.  Ибо в Израиле смысловые итоги не подводятся, а переживаются. Рефлексия не бежит до правильного ответа, чтобы застыть возле него часовым на посту. А продолжает и продолжает свою противоречивую деятельность.
Догматическое «или — или» — нам не подходит. Чтобы понять Израиль, надо, для начала, понять и пережить две противоположные истины, образующие перспективу.
Многие недопонимают и недооценивают эту сложность Израиля. Но это не только залог проблем (порой кажется, что дело доходит до шизофренического состояния), но и прочности.
Мышление антиномическое, умение понимать взаимоисключающие истины отнюдь не превращает человека в буриданова осла, мечущегося между двумя разными ориентирами. Тот, кто может мыслить противоположными точками зрения, тот, кто понимает, что мир «двуобъясним», что оба возможных объяснения необходимо учитывать, — тот в сложной ситуации сможет посмотреть двумя глазами издалека на близкие вещи и победить. Это усиливает нравственную составляющую, внезапную интуицию, которая понимает быстрее и точнее логики, обостряет эмпатию и душевную чуткость.
Только если слишком заигрываться в это, то недалеко и до оруэлловского двоемыслия: «способности одновременно держаться двух противоположных убеждений» …  https://relevantinfo.co.il/kant/?fbclid=IwAR3nPpsokx_ZPS8UthhMyzIJMTsQGFx0-CDRHXJZ4JDNfe-H-xYGrg1mbBk

Источник: hist-etnol.livejournal.com

Медовый мост, Калининград

Медовый мост (немецкое название Honigbrücke) — самый молодой из семи мостов Калининграда. Это пешеходный мост и проезд частного транспорта, помимо транспорта непосредственно обслуживающего остров Канта, по нему запрещен.

Медовый мост связывает остров Канта с Рыбной деревней, расположенной на Октябрьском острове (бывший Ломзе). Эти две достопримечательности Калининграда (Рыбная деревня и остров Канта), совместно образуют единый прогулочный маршрут, один из самых важных и интересных в городе. Подробнее о рыбной деревне в Калининграде…

Фото медового моста

Родина канта

Родина канта

На перилах медового моста, с его северной стороны, находится интересная скульптура миниатюрных размеров — Дедушка хомлин, также известный как Дедушка на мосту.

Хомлин, местная интерпретация домового, они живут рядом с людьми много лет и создают изделия из янтаря. По поверью, хомлин приносит счастье и добро, так что не проходите мимо и сфотографируйтесь с этим забавным домовенком.

Всего в городе планируется установить семь таких скульптур и сделать между ними новый туристический маршрут. По завершении работ, возможно, «семейка хомлинов» станет новым символом Калининграда, как гномы во Вроцлаве.

Вторая мини-скульптура из семейки Хомлинов находится возле музея Янтаря и представляет собой супругу Дедушки — «Бабушка-хомлин».

Родина канта

Родина канта

Помимо медового моста, попасть на остров Канта можно спустившись с эстакадного моста на Ленинском проспекте. Других способов попасть на остров канта — нет. Под Эстакадным мостом, со стороны острова Канта, организованы места для занятий активными видами спорта.

Родина канта

Вид на остров Канта с эстакадного моста

Родина канта

Кафедральный собор на острове Канта в Калининграде

Кафедральный собор или Домский собор Богоматери и Святого Адальберта (немецкое название Konigsberger Dom — Кёнигсбергский кафедральный собор) — величественный собор, грациозно возвышающийся на острове Канта и являющийся одним из символов города Калининграда.

До начала церковной реформации 16 века собор являлся главным католическим храмом Кенигсберга (был посвящен Высокосвященному телу Иисуса Христа, Деве Марии, Всем Святым и Святому Адальберту). Также, за время своей богатой истории, собор был лютеранским храмом Пруссии.

Калининградский кафедральный собор построен в стиле кирпичной (балтийской) готики и является одним из немногих готических сооружений в России.

Родина канта

Родина канта

Родина канта

Родина канта

На внешних стенах собора, по периметру, можно видеть исторические элементы — эпитафии с изображениями и текстами на латинском и немецком языках.

Родина канта

Родина канта

Родина канта

В настоящее время по прямому назначению Кафедральный собор не используется. Сейчас в соборе проводят концерты и открыта музейная экспозиция.

В главном зале собора находится орган. В концертном зале проводят органные дневные и вечерние мини-концерты. Продолжительность дневного органного мини-концерта составляет 40-45 минут, вечернего — 30 минут. Средняя цена билета — 350 рублей.

Посетить концертный зал, без права остаться на концерт, можно за 100 рублей.

Возле входа в концертный зал расположены две каменные скульптуры медведей, держащих в лапах щиты с изображением герба Кнайпхофа. Ранее скульптуры этих медведей располагались на лестнице городской Ратуши Кнайпхофа и чудом уцелели во время Второй мировой войны, когда ратуша была разрушена.

Родина канта

Также в соборе действует музей Канта (музей Кафедрального собора), небольшая часовня иконы Бижией Матери и Евангелическая Лютеранская церковь.

Фото лютеранской церкви

Родина канта

Схема Кафедрального собора

Родина канта

Часы работы Кафедрального собора: с мая по сентябрь — с 10:00 до 19:00 часов, с октября по апрель — с 10:00 до 18:00 часов. Подробнее о Кафедральном соборе в Калининграде (главный зал, орган, заалтарное пространство, музей Канта, экскурсии)…

Могила Канта, остров Канта, Калининград

Могила Иммануила Канта, расположенная с северо-восточной стороны Кафедрального собора, ежегодно собирает возле себя тысячи туристов.

В 1804 году в «профессорской усыпальнице» был похоронен Иммануил Кант, ставший последним человеком, погребенным в соборе.

В 1996 году, в числе работ по восстановлению Собора была отреставрирована и могила Канта. В колонной усыпальнице можно видеть надпись с датами жизни Канта и каменный гроб — кенотаф. Останков Канта в гробу нет, они находятся глубже.

Родина канта

Родина канта

Недалеко от острова Канта, на Ленинском проспекте 40-42а, на жилом доме можно видеть табличку «Здесь стоял дом, в котором 22.04.1724 родился и жил до 1740 года Иммануил Кант». Сам дом, в котором родился и жил Кант, не сохранился.

Родина канта

Возле собора

Вблизи могилы Канта находится бронзовый памятник герцогу Альбрехту, основателю Кёнигсбергского университета «Альбертина».

Родина канта

С тыльной стороны собора расположен памятный знак с барельефом немецкого прогрессивного общественного деятеля Юлиуса Руппа (1809 — 1884 гг.).

Родина канта

Родина канта

Перед центральным входом в собор размещена композиция в миниатюре «Символы Кёнигсберга 1930 г.».

Родина канта

В центре прогулочного бульвара острова (улица Канта) можно видеть камень, информационная табличка на котором гласит «на этом месте будет установлен монумент «Мир всем». Камень уже установлен минимум как несколько лет, а вот монумента всё нет.

Родина канта

Также на территории острова есть несколько уличных кафе и киосков с кофе, закусками и сувенирами, а также платный общественный туалет.

Родина канта

Родина канта

Парк Скульптуры на острове Канта, Калининград

Парк скульптуры — зеленый парк и музей под открытым небом, расположенный на острове Канта, является филиалом Калининградского историко-художественного музея и представляет собой зеленую прогулочную зону, на территории которой размещены различные символические скульптуры.

Разнородная по содержанию и стилистике коллекция скульптур поступила в Калининград из Москвы. Работы выполнены в разных материалах: бронза, мрамор, металл и гранит. Авторы скульптур — известные мастера изобразительного искусства второй половины 20 века.

В настоящее время в парке представлены 23 работы, объединение темой «Человек и Мир».

Ещё одной достопримечательностью парка Скульптуры на острове Канте, помимо самих скульптур, является дендроколлекция, отражающая богатство растительного мира региона. Здесь представлены растения из Европы, Северной и Южной Америки, Японии, Китая и т.д.

Родина канта

Родина канта

Родина канта

Родина канта

Родина канта

Родина канта

Родина канта

Уникальный островной исторический ландшафт с собранием скульптур и доминантой — Кафедральным собором, делают остров Канта одной из видных достопримечательностей Калининграда, а также одним их любимых мест отдыха калининградцев и гостей города.

Посетить остров Иммануила Канта можно самостоятельно или с экскурсией «Тайны острова Канта — экскурсия-квест». Экскурсию проведет призрак, который покажет главные достопримечательности острова и поможет отыскать спрятанные на нем части старинной карты. Вас ждет множество открытий, тайн и приключений:

Источник: life-globe.com


Categories: Кант

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.