Чтобы практиковать осознанность, не нужно быть буддистом, но знания истории и основ буддизма могут помочь лучше применять осознанность в жизни.

По преданиям, записанным в основных буддийских текстах, сам Будда утверждал, что его учение — это не божественное откровение, а знание, полученное им через медитативное созерцание собственного духа и окружающего мира. Медитация в буддизме — основной инструмент духовной практики.

Говоря вообще, "медитация" — слишком общий термин для описания того, чем занимаются последователи учения Будды, когда они медитативно созерцают глубины своего духа. У буддистов есть множество более точных слов, обозначающих различные состояния духа и практики, приводящие к этим состояниям, а также различные техники того, что мы называем медитацией. Это такие ключевые понятия, как дхьяна, самадхи, випассана, шаматха, самапатти и другие. Но и слово "медитация" достаточно хорошо подходит для того, чтобы обозначать им то самое созерцание собственного духа, о котором говорил Будда. Но сначала немного истории и фактов.


По свидетельству учёных, изучавших традиции глубокой древности по сохранившимся фрагментам исчезнувших цивилизаций, то, что можно назвать медитацией, существовало ещё в доисторические времена. Есть гипотеза, что приобретение способности концентрировать внимание (а это важнейший элемент многих медитативных практик) стало завершением эволюционного развития современного человека. То есть появление способности к медитации сделало человечество таким, какое оно сейчас.

Более консервативные исследователи, которые опираются на точные описания медитативных техник в сохранившихся документах, находят первые упоминания о медитации в XV веке до н. э. в древней Индии.

Так или иначе, медитация — очень древняя практика. В современные Европу и США она попала из Индии в 60-е годы XX века. Как говорится в отчёте Национального института здоровья США за 2007 год, самыми распространёнными формами медитации в Северной Америке являются медитации памятования и трансцендентальная медитация, а также 9,4% взрослого населения США (более 20 миллионов) практиковало медитацию в течение последних 12 месяцев. Так что медитация — очень современная и актуальная практика.


Так как концентрация внимания при медитативном созерцании есть способность, обретённая человеком в процессе эволюции, медитативные практики широко распространены по всему миру и наблюдаются во всех религиях. Но мы говорим о буддизме прежде всего потому, что, во-первых, именно благодаря интересу к буддизму в середине XX века Запад охватывает увлечение медитацией, а во-вторых, именно буддистская медитация памятования легла в основу медитации осознанности — пожалуй, наиболее распространённой медитативной практики на Западе. Медитация памятования (англ. mindfulness meditation) — это распространённая в буддизме форма медитации, она состоит из целой группы различных техник. В самом распространённом варианте медитирующий концентрируется на своих ощущениях от воздуха, проникающего в лёгкие при вдохе и выходящих из них при выдохе. Затем, с ростом мастерства, объекты для медитации могут меняться. Некоторые другие техники медитации являются производными от этой.

В буддистской медитации существует множество разнообразных техник, ставящих задачей развитие внимательности, концентрации, умиротворения и прозрения. Буддисты пользуются медитацией как одним из наиболее действенных способов достижения просветления и нирваны.

Буддистская психотехника делится на два уровня, соответствующих общеиндийскому делению на "йогу действия" и "йогу созерцания".


 одном уровне происходит выработка некоторых особых физических и психических способностей, на втором уровне используются методы созерцания предметов, психических состояний и процессов, протекающих в организме практикующих физическую йогу. Основные методы буддийской медитации подчинены общей цели — очищению психики и сознания от аффективной окрашенности, другими словами, от эмоционального переживания. При этом не существует метода универсального и общезначимого характера. Выбор метода всегда определяется типом личности конкретного человека и аффектов, преобладающих в его характере.

Медитация в современном европейском мире применяется достаточно широко и вышла далеко за пределы религиозных практик. Медитации посвящено огромное количество научных исследований, была найдена связь между медитацией и изменениями в обмене веществ, иммунной системой, кровяным давлением, мозговой активностью и другими процессами, протекающими в организме. В наше время медитация применяется в качестве психотерапевтического средства для снятия психического напряжения и физической боли, а также как метод борьбы со стрессами.

В практике осознанности медитация является основным инструментом тренировки сознания фокусироваться на настоящем моменте, прерывать автоматизм мыслей, чувств и эмоций.


к и буддистская медитация памятливости, медитация осознанности основывается на концентрации внимания на дыхании. Медитирующий, находясь в полном сознании, концентрируется на каждом вдохе и выдохе, регистрирует все ощущения тела, возникающие эмоции, приходящие мысли, и таким образом получает власть над собой, говоря по-буддистски, достигает освобождения (освобождается от диктата психических процессов, неподконтрольных сознанию).

Источник: samopoznanie.ru

Особенности медитаций в буддизме

Медитация – неотъемлемая часть духовной жизни буддистов. Она предполагает полный спектр физических и духовных практик. Медитативные практики и соблюдение предписаний Восьмеричного пути в конечном итоге приводят буддистов к тому, к чему они стремятся всю жизнь в этом мире: обрести состояние истинной любви, милосердия, вырваться из круговорота перерождений, пробудиться и достичь нирваны.

Каждое направление буддизма по-разному смотрит на цели медитации. Так, например, согласно ваджраяне, они могут привести человека к пробуждению уже в этом рождениии, согласно махаяне и хинаяне – в следующем. Тхеравада утверждает, что медитации приведут буддиста к титулу архата при условии постоянных практик, а в школе дзен они лежат в основе всего направления.

японские монахи

Медитация в буддизме связана сразу с несколькими понятиями:


  • смрити – наблюдение за собой;
  • шамадха – умиротворение ума;
  • випассана – постоянная осознанность ума;
  • дхьяна – концентрация внимания;
  • саматхи – сосредоточение;
  • прадженя – прозрение на уровне интуиции, подсознания;
  • бхавана – непосредственно сама медитация.

Основные техники практики были описаны еще в древнебуддийских текстах. С эволюцией буддийской философии они, естественно, не раз менялись, но и сегодня медитативные практики монахов и мирян в некотором роде похожи на то, как медитировал Будда Шакьямуни.

Медитация не универсальна для всех, она может меняться как в зависимости от определенной школы, так и в зависимости от конкретного человека. Их цель сходится в том, что они призваны трансформировать ум медитирующего таким образом, чтобы он углубился в самопознание и тем самым нашел дорогу к освобождению.

Просветленный

Все практики часто делятся на две составляющие:

  • действие – физические и психические упражнения, например, развитие интуиции, отстройка йогических асан;
  • созерцание – путешествие вглубь себя, познание природы окружающих вещей и явлений путем средоточенного наблюдения за ними.

К некоторым видам медитации невозможно приступить сразу, не имея какой-то подготовки. Их обычно предваряют обучение, чтение священных писаний, наставления опытного учителя или гуру.

В связи с этим выделяют три стадии бхаваны:

  • шрути – обучение: следование инструкциям учителей, изучение священных текстов;
  • вичара – размышление над новой информацией, над увиденным и услышанным, применение методов к себе;
  • бхавана – непосредственная медитация.

Для начинающих есть особые практики, которые в первую очередь учат ум сосредоточиваться на конкретном объекте или точке. Новички обычно начинают с нескольких минут в день и постепенно увеличивают время. Главное – упорство и постоянство, медитировать рекомендуют каждый день.

  1. Медитация и происходящие во время нее трансформации ума также содержат несколько этапов:
  2. Ум сосредотачивается, чтобы понять смысл истины.
  3. Отсекаются беспокойства и мыслительные процессы.
  4. Ум избавляется от эмоций: переживаний, радостей, сомнений.
  5. Наступает невозмутимость, отрешенное от мира состояние.

мужчина практикуем медитацию

Практику составляют два вида медитации:


  • аналитическая – дает взглянуть на реальность без призмы субъективности, показывает вещи такими, какие они есть;
  • стабилизирующая – сосредоточение и удержание внимания на этих вещах.

Чтобы практика прошла успешно, ее стараются проводить постоянно, иногда даже несколько раз в день, и главное – в одно и то же время. Считается, что утренняя медитация – самая продуктивная. О том, какой время выбрать для медитации, мы писали в этой статье.

Лучшему сосредоточению способствует спокойная обстановка, где ничто не мешает, не отвлекает. Удобная поза, которую используют чаще всего – падмасана, то есть поза лотоса, или полулотоса. Нередко созерцание сопровождается ненавязчивой музыкой, которая помогает расслабиться.

Разновидности

Истинная буддийская медитация возникла больше 2,5 тысяч лет назад, когда Будда Шакьямуни сутками сидел под деревом Бодхи, сосредоточив ум, устремив взгляд внутрь себя и созерцая окружающий мир. С тех пор буддийская мысль разделилась на множество школ, и понимание практики в каждой из них разное.

Махаянцы вызывают концентрацию ума на ментальном уровне. Тантра предлагает медитировать на разных божеств, например, на Будду Амитабху, Авалокитешвару и даже Будду Шакьямуни, ассоциируя себя с буддами и многократно произнося мантру конкретного божества.


божество

Утро буддийских монахов начинается с физических упражнений на горном склоне, отстройкой асан и дальнейшими медитациями.

Новичкам, которые хотят приступить к буддийским практикам, но не имеют сильной мотивации, нынешний Далай-лама XIV советует быть немножечко эгоистам – думать о том, что, заботясь о всем сущем на Земле, они сами постигнут счастье.

Буддийские медитативные практики условно делятся на два вида:

  • випассана, или по-тибетски лхатонг – направлена на прозрение и развитие мудрости, познание тела и ума;
  • саматха (шаматха), или по-тибетски шинэ – направлена на успокоение, делает ум чистым, незамутненным, сосредоточенным.

Палийский канон нередко называет совокупность медитативных практик соединением этих понятий – “саматха-випассана”.

Випассана

Санскритская “випассана” и тибетский “лхатонг” – одно и то же, означает “прозрение”, “ясный взгляд”. Випассана очищает ум и дает осознать непостоянство вещей в мире.


Монахи
Медитация Випассана

Эта практика одна из самых древних в истории буддизма, появилась в VI столетии до нашей эпохи. Она распространена в первую очрердь в направлении тхеравады.

Випассана прекрасно подходит новичкам, потому что имеет “облегченный вариант”, который учит концентрировать внимание.  Для выполнения практики следует сесть, выпрямив спину, на полу в позе лотоса или полулотоса, но можно использовать стул. Затем нужно прикрыть глаза и сосредоточиться на дыхании – это будет первичный объект.

Итак, главная цель наблюдения – дыхание: то, как оно покидает область носа и рта и попадает туда, как двигается живот и грудная клетка. Все, что происходит вокруг: звуки, запахи, предметы, ощущения – это вторичные объекты, и нужно постараться абстрагироваться от них.

Конечно, совсем их не замечать в первое время очень трудно. Поэтому предлагается зафиксировать их в памяти. К примеру, если мы слышим шум машин или писк комара, говорим: “Звук”. Если чувствуем, как затекли ноги или болит спина, отмечаем: “Боль”. Все постороннее – отвлекающий шум, и если не удается его не замечать, следует отметить его и снова сконцентрироваться на дыхании.


випассана

Практика випассаны помогает осознать природу мира:

  • анника – непостоянство;
  • анната – пустотность;
  • дукха – привязанность.

Такое осознание поможет обрести свободу и спокойствие.

Осознанность

Напрямую от випассаны произошла практика осознанности, или на санскрите – сати. Она также используется в направлении дзен.

Так же, как в випассане, внимание уделяется одному объекту – обычно это дыхание. Посторонние мысли, чувства, явления не оцениваются и не замечаются вообще. При любом блуждании ума нужно его вернуть на первичный объект.

символизм

Практика осознанности охватила многих людей, даже тех, кто не знаком с буддизмом и просто желает поправить собственное психическое и физическое здоровье. Ее преимущество в том, что практиковать можно везде: дома, на работе, на прогулке, в машине, в больнице, в школе.

Саматха и радужный свет

Саматха, или шинэ, распространена во всех главных направлениях: в махаяне, тхераваде и ваджраяне. Здесь тоже особое внимание уделяется дыхательным циклам, вдохам и выдохам, сосредоточению на настоящем. Часто саматху используют во время упражнений нендро, медитации на будд, бодхисаттв и прочтении мантр.

Одна из интереснейших практик шинэ – радужный свет. Для ее выполнения нужно сесть в удобном положении с прямой спиной и скрещенными ногами. Возможен также вариант сидя на стуле – тогда правая нога должна быть спереди или сверху.

природа

Правая рука лежит сверху, большие пальцы ладоней касаются друг друга. Ум успокаивается, концентрируется на дыхании, а на уровне груди, рядом с сердцем, появляется вымышленная полоска радужного света. Он медленно разливается по всему телу, преодолевая все препятствия в виде тревог, переживаний, горестей.

Через какое-то время радужный свет должен наполнить человека полностью, от макушки и затылка до кончиков пальцев рук и ног. Тело словно светится изнутри разноцветным светом.

После того, как свет заполнил изнутри, он начинает выливаться наружу, распространяясь на все сущее, на пространство, на близких, родных и весь мир. Этот свет мы должны дарить, пока этот дар не будет нам казаться естественным.

Позже мы делаем паузу и возвращаем радужный мост только внутрь себя. Теперь свет не имеет границ, центра и цвета.

человек на камне

Затем мы возвращаемся в привычный мир с пожеланиями добра и счастья. Он не знает страданий, лишь только смысл, пользу и всепоглощающую любовь.

Метта

Ее также называют медитацией любящей доброты, а в более современных трактовках – медитацией милосердия. Своими корнями она уходит в Тибет, а сегодня распространилась повсеместно на буддийских землях.

Само название переводится как “добро”, “милосердие”, “сострадание”. Ее рекомендуется практиковать людям, которые сами в себе замечают эгоцентризм, проявление гнева, злости, несправедливость по отношению к другим, а также нарушения сна. Метта-медитация помогает обрести внутреннее спокойствие, взрастить эмпатические чувства, любовь к ближним и всему миру в целом.

Чтобы приступить к ней, нужно сесть в удобном положении, закрыв глаза. В районе чакры сердца нужно мысленно вообразить сгусток энергии, в которой сосредоточилась любовь. Ее нужно направлять поэтапно на:

  • себя;
  • близких людей, родных, друзей;
  • людей, которые вам безразличны;
  • неприятных людей, соперников;
  • Вселенную, весь мир в целом.

Еще сам Будда Шакьямуни учил, что освободив себя от злости добром, можно остановить недобрую волю и все плохое.

Дзадзен

Японцы, среди которых много адептов школы дзен, понимают его как “медитация в положении сидя”. Действительно, для главного действия в дзен – практики – нужно сесть в падмасане или полупадмасане на полу, выпрямить спину, сомкнуть губы, устремить взгляд перед собой и слегка прикрыть веки. Дзадзен помогает успокоить тело и разум, понять природу Вселенной.

монах медитирует

Дзадзен может проходить двумя способами:

Полное сосредоточение на дыхании – не нужно отвлекаться на обстановку вокруг, для этого можно даже отсчитывать дыхательные циклы.

Абстрагироваться от всего – не зацикливать взгляд и мысли ни на каком предмете, просто не думать ни о чем.

Такие практики лишь на первый взгляд кажутся простыми, на деле же они требуют постоянных тренировок: как тела, так и ума.

Заключение

Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Пусть спокойствие, умиротворение и любовь не покидают вас. Присоединяйтесь к нам — подписывайтесь на блог, чтобы получать свежие статьи себе на почту!

До встречи!

Источник: o-buddizme.ru

Место для медитации

Иногда люди думают, что лучше всего для медитации подходит комната со свечами, статуями и благовониями. Если вы хотите создать такую атмосферу – хорошо, но все эти сложности необязательны. Тем не менее, важно, чтобы комната была чистой и опрятной.

Порядок во внешней обстановке помогает привести в порядок и наш ум. Если вокруг хаос, это неблагоприятно скажется на уме.

Также очень важна тишина, особенно в начале. Но если мы живём в большом городе, это может быть непросто. Поэтому многие медитируют рано утром или поздно вечером. Когда вы продвинетесь в практике, шум не будет вас беспокоить, но поначалу он может сильно отвлекать.

Медитация под музыку

В буддизме не советуют медитировать под музыку. Музыка – внешний объект, который может помочь успокоиться, но мы хотим научиться успокаивать ум изнутри.

Поза для медитации

Самое главное – сидеть в удобной позе с прямой спиной; при этом плечи, шея и мышцы лица должны быть расслаблены. Если вы предпочитаете сидеть в кресле, это нормально. Сессия медитации не должна превращаться в пытку! В некоторых дзенских практиках нужно сидеть не шевелясь. Занимаясь другими типами медитации, можно менять позу, если возникает необходимость: это не такая большая проблема.

Время для медитации

В начале рекомендуется медитировать короткими промежутками – от трёх до пяти минут, – потому что концентрироваться дольше будет трудно. Лучше проводить короткие сессии с более высоким качеством сосредоточения, чем более длинные, в которых ваш ум блуждает, вы грезите наяву или засыпаете.

Один из главных принципов, который нужно запомнить: везде есть взлёты и падения. В некоторые дни медитация будет идти хорошо, в некоторые – плохо.

Важно, чтобы тело и ум были расслаблены; не переусердствуйте. Иногда вам будет хотеться медитировать, иногда нет. Прогресс не будет линейным. В какие-то дни вы будете чувствовать себя замечательно, а в другие – не так уж и хорошо. Через несколько лет вы увидите, что качество вашей медитации постепенно улучшилось.

Как часто медитировать

Самое главное – усердие. Медитируйте каждый день, начиная с нескольких минут. Прервитесь, а потом помедитируйте ещё несколько минут. Лучше практиковать таким образом, чем делать сессию пыток на час.

Медитация на дыхании

Большинство людей сначала осваивают медитацию, во время которой нужно просто спокойно сидеть, сосредоточившись на дыхании. Это особенно полезно, если вы чувствуете сильный стресс.

  • Дышите через нос, естественно – не слишком быстро и не слишком медленно, не слишком глубоко и не слишком поверхностно.
  • Сосредоточьтесь на одном из двух участков тела. Если вы чувствуете сонливость и хотите взбодриться, сосредоточьтесь на ощущениях в ноздрях, когда воздух входит и выходит через них, а если ваш ум блуждает и его нужно сделать более устойчивым – сосредоточьтесь на ощущениях в животе, который движется вперёд и назад.
  • Дышите внимательно, подсчитывая циклы вдохов и выдохов, считая от одного до десяти. Когда ум начинает блуждать, мягко возвращайте его к дыханию.

Не пытайтесь выключить ум. Основная задача в том, чтобы как можно быстрее замечать, когда внимание начинает блуждать, и возвращать его обратно. Почувствовав вялость и сонливость, постарайтесь взбодриться. Это непросто! Мы привыкли не замечать притупленность и блуждание ума, особенно если возникает беспокоящая эмоция, например, мы думаем о человеке, на которого злимся. Но дыхание всегда с нами: это надёжный объект, к которому мы можем возвращать внимание.

Польза дыхательной медитации

Помимо того, что медитация на дыхании помогает справляться со стрессом, у неё есть много других преимуществ. Если вы постоянно витаете в облаках, концентрация на дыхании поможет вам возвращаться к реальности. Дыхательные медитации применяются в некоторых больницах в США, чтобы пациенты легче переносили боль. Медитация на дыхание может облегчить не только физическую, но и эмоциональную боль.

Развитие любви к другим

Успокоив ум с помощью дыхательной медитации, вы можете использовать это спокойное, открытое и бдительное состояние, чтобы почувствовать больше любви к другим. В начале будет недостаточно просто сказать: «Теперь я всех люблю», чтобы действительно это почувствовать. У этой мысли не будет силы. Поэтому нужно использовать цепочку размышлений, чтобы развить это чувство:

  • Все живые существа взаимосвязаны, все мы живём вместе.
  • Все мы равны в том, что хотим быть счастливыми и не хотим страдать.
  • Все мы хотим нравиться другим и никто не хочет, чтобы его не любили или игнорировали.
  • Все существа одинаковы, в том числе я.

Поскольку все мы взаимосвязаны, мы чувствуем:

  • Пусть все будут счастливы и обладают причинами счастья. Как было бы замечательно, если бы все были счастливы и ни у кого не было проблем.

После этого размышления представьте в своём сердце тёплый жёлтый свет, подобный солнечному, излучающий любовь во всех направлениях, к каждому существу. Если ваше внимание начинает блуждать, возвращайте его назад к этому чувству: «Пусть все будут счастливы».

Медитация в повседневной жизни

Благодаря практике этих медитаций у вас появятся инструменты, которые вы сможете использовать в повседневной жизни. Конечная цель не в том, чтобы концентрироваться на дыхании целый день, а в том, чтобы использовать развитые навыки в повседневной жизни, чтобы сосредотачиваться на том, что вы делаете. Когда вы разговариваете с другим человеком и ваш ум начинает блуждать: «Когда же наконец он замолчит?» – практика поможет вам вспомнить: «Это человек. Он хочет нравиться другим и хочет, чтобы его слушали, точно так же как я». Таким образом медитация поможет вам в повседневной жизни, например во время общения с другими.

Источник: studybuddhism.com

Медитация с точки зрения буддизма является одним из главных методов контроля над умом и сосредоточения на определённых идеях. Умение концентрироваться на нужных объектах и очищать разум от потока сознания открывает человеку, практикующему буддизм, путь к преодолению всех основных проблем бытия.

Медитация с точки зрения буддизма разделяется на два вида: медитация на объекте и медитация на пустоте («взгляд в себя»). В первом случае в качестве объекта используется, в основном, образ будды или бодхисаттвы. Считается, что продолжительное удержание сознания на образе просветлённого существа поможет обрести человеку присущие будде качества, наполнится его силой и установить некую духовную связь с выбранным объектом медитации. Во втором случае медитация призвана раскрыть человеку его истинную природу и открыть ему состояние без мыслей.

В основном, медитация с точки зрения буддизма призвана растворить сознание в пустоте, уничтожив тем самым человеческие стремления и карму. Следовательно, медитация с точки зрения буддизма более актуальна при использовании пустоты в качестве объекта для концентрации. Этот способ немного труднее по  сравнению с медитацией на предметах или символах, но, в то же время, и эффективнее, поскольку помогает куда быстрее достичь цели медитации с точки зрения буддизма, — обретения состояния нирваны. Чаще всего медитация на пустоте используется дзен-буддизмом. Именно в этом направлении наибольшее предпочтение отдаётся медитации без объектов, поскольку объекты – это тоже своего рода мысли, потому они будут только препятствовать скорейшему прозрению.

Самая эффективна медитация с точки зрения буддизма – это випассана. Випассана – это состояние сознания, которое можно охарактеризовать как «здесь и сейчас». Суть випассаны заключается в том, чтобы видеть окружающий мир и самого себя такими, как они есть в действительности. Такая медитация с точки зрения буддизма призвана открыть человеку три основных аспекта его существования: непостоянство, неудовлетворённость и отсутствие личности. Випассана считается одним из самых важных методов очищения сознания в буддизме, а также средством избавления от проблем и ненужных потребностей.

Медитация с точки зрения буддизма состоит из двух главных аспектов: осознания сути определённого качества или моральной черты и приобретения того или иного душевного качества. Оба аспекта могут использоваться как единый процесс, а могут быть и самостоятельными медитациями. Таким образом, становится возможным преодоление практически любой психологической проблемы или осознание сути любого сакрального понятия. Потому медитация с точки зрения буддизма становится многофункциональным методом работы с психикой, который используется практически во всех сферах духовного развития.

Источник: www.astrostar.ru

Виды буддийских медитаций

Медитации, которые существуют в буддизме, делятся на две большие группы:

  1. Шине (шаматха, саматха) ставит целью успокоить ум.
  2. Лхатонг (випашьяна, випассана) направлена на разработку проникающего видения.

Рекомендации для новичков

фото 917

О том, как медитировать, описано в религиозных талмудах. В буддизме не разработано особенных способов медитации, которые можно охарактеризовать именно, как буддийские. Но буддисты имеют определенные понятия, которые относятся только к буддизму. Например, о сущности саматхи (успокоении ума) и випассаны (постоянной ясности ума).

Чтобы начать результативные занятия медитацией, можно воспользоваться универсальными советами для начинающих:

 

  1. Следите за дыханием. Правильно дышать — основа успешного медитативного занятия.
  2. Выберите правильную позу. Для начала, можно заниматься даже лежа, если это удобно. Но, как правило, йогины занимаются в позе лотоса, расслабив и выровняв спину, плечи.
  3. Выбирайте правильное время. Медитацию лучше проводить утром, сразу после пробуждения, когда голова еще не занята повседневными делами.
  4. Включите спокойную, способствующую расслаблению, музыку.
  5. Не поддавайтесь отчаянию. Достижение мгновенных результатов в медитации неосуществимо. Нужно долго и целеустремленно добиваться поставленной цели, а это требует больших энергетических затрат и терпения.
  6. Старайтесь быть осознанным постоянно. Проведя медитацию, все остальное время также следует вести себя благоразумно и праведно. Медитация — это состояние души.

Для новичков созданы особые практики, в процессе которых человек концентрируется на недвижимых объектах. Можно начать с нескольких минут в день, постепенно увеличивая время. Важным является постоянство упражнений.

Особенности буддийских медитаций

Медитация является составляющей духовной жизни буддистов. В ней собраны физические и умственные практики, которые, в конечном итоге, должны привести к обретению состояния истинной любви и милосердия, к уходу от жизненных перерождений, к пробуждению и достижению царства нирваны.

Буддизм подразделяется на несколько учений, каждое из которых рассматривает разные цели медитации. Медитативные практики характеризуются сразу несколькими определениями:

  • смрити — наблюдать за своими действиями, поступками, мыслями;
  • самадха — умиротворить ум;
  • випашьяна — постоянное нахождение в осознанном уме;
  • дхьяна — концентрация внимание;
  • саматхи — концентрация;
  • праджня — интуитивное прозрение;
  • бхавана — сама медитативная практика.

Не существует метода медитации, который подойдет всем людям. Она может изменяться в зависимости от каждого определенного человека или конкретного учения. Но все они объединены одной целью — трансформация ума йогина до углубления в познание себя и нахождение пути к освобождению.

Все медитативные практики подразделяются на 2 вида:

  1. Действовать. Представляет собой комплекс физических и психологических упражнений (например, практика асан, развитие интуитивных навыков).
  2. Созерцать значит углубляться внутрь себя, познавать суть окружающего мира, сосредоточенно наблюдая за ним.

Некоторые виды медитаций подразумевают наличие предварительной подготовки в виде обучения, чтения священных книг, наставлений гуру.

Таким образом, бхавана делится на 3 стадии:

  1. Шрути. В ее процессе медитирующий обучается по советам учителя и на основе священных текстов.
  2. Вичара. Человек размышляет и анализирует полученную информацию, применяет теоретические методы на себе.
  3. Бхавана. Человек может приступать к самой медитации.

Сам процесс медитации делится на несколько стадий:

  1. Человек мысленно концентрируется на познании смысла истины.
  2. Остальные мысли отходят на второй план, медитирующий отстраняется от насущных проблем;
  3. Избавление от эмоций.
  4. Ум приходит к невозмутимому состоянию, отрешенному от всего мира.

Для успешного результата, медитацию следует проводить регулярно, желательно в одно и то же время. Можно уделять этому занятию каждую свободную минутку. Самой продуктивной является медитация в утреннее время.

Разновидности

Основы буддистской медитация зародились более 2,5 тысяч лет тому назад. В эти времена Будда целыми днями сидел под деревом Бодхи, концентрируя свой ум и направив свои мысли внутрь себя. Он также наблюдал за окружающим миром. С того времени в буддийской школе появилось множество направлений. Каждое из них имеет свое понимание медитативной практики.

фото 918

Условно, медитации Будды разделены на випассану (лхатонг) и шаматху (шине). Випашьяна нацелена на прозрение и развитие мудрости, исследование тела и ума. Саматха ставит задачу успокоить ум, сделать его светлым и сконцентрированным. Существует совмещенная практика двух этих направлений, называемая «саматха-випассана».

Випассана

Випашьяна, значит «прозрение». С ее помощью можно очистить свой ум и понять, что вещи в мире непостоянны. Это направление буддийской медитации является одним из древнейших. Она зародилась в VI веке до нашей эры.

Для начинающих йогинов випассана подходит больше всего, так как это своего рода облегченная версия обучения концентрации внимания. Начиная ее выполнять, нужно принять позу лотоса или полулотоса, оперевшись на спинку стула. Закройте глаза и сконцентрируйтесь на дыхании — это самое главное.

Основной целью является наблюдение за дыханием и своим телом, в процессе вдохов и выдохов.

Нужно отстраниться от окружающих отвлекающих факторов, и направить свой ум в одно русло.

В первое время будет сложно не отвлекаться, но с каждой новой медитацией будет все проще.

Ответвление медитации випашьяна также направлено на осознание природы мироздания: непостоянство, пустотность, привязанность. Осознав эти вещи, человек становится свободным и спокойным.

Осознанность

Происхождение практики осознанности (сати) напрямую исходит от випассаны. Также она находит применение в учении Дзен.

Здесь также, как и в випашьяне, необходимо уделять внимание одному объекту. Как правило, это дыхание. Весь окружающий мир как бы перестает существовать. Если ум уходит из нужного русла, его необходимо возвращать к объекту снова и снова.

Практика осознанного существования интересует многих людей, которые желают с помощью него восстановить свое здоровье на психическом и физическом уровнях. Преимуществом этой медитации в том, что она проводится независимо от времени и места.

Саматха — практика радужного света

В саматхе главное целью является концентрация на дыхательном цикле, совершении вдохов и выдохов. Медитирующий должен сконцентрироваться на настоящем моменте. Часто, саматху проводят комплексно с упражнениями из других направлений (медитация на будд, чтение мантр).

Наиболее популярная практика саматхи — «Радужный свет». Начать ее выполнение следует с удобного положения тела в позе лотоса. Также можно использовать стул для поддержки спины.

Правая рука должна находиться сверху. Большие пальцы ладоней соприкасаются. Йогин чувствует, как его ум успокаивается, сосредотачивается на дыхании, а на уровне груди мысленно возникает луч радужного света. Он медленно растет и обволакивает все тело, устраняя тревоги, обиды и переживания. Лучи разных цветов исходят из тела, свет заполняет его. После этого свет распространяется и на окружающие объекты, родных, близких, весь мир. Он исходит из человека сначала усилиями воли, а потом начинает казаться естественным явлением.

Затем, нужно сделать перерыв, вернуть свет внутрь себя. Теперь он безграничен.

Окончив медитацию, йогин возвращается в обыденный мир, желает добра и счастья.

Метта

Метта еще называется медитацией любящей доброты или медитацией милосердия. Основы ее находятся в Тибете.

Эта практика рекомендована тем, кто часто проявляет эгоизм, гнев, злость или несправедливое отношение к окружающим, нарушения сна. Метта позволяет достичь внутреннего спокойствия, вызвать любовь к близким.

Для начала нужно занять комфортную позицию и закрыть глаза. В области сердечной чакры надо представить энергетический шар, где сосредоточена любовь. Нужно представлять, как она исходит изнутри и распространяется на окружающие вещи, людей, мир.

фото 919

Дзадзен

Нужно занять позу лотоса или полулотоса с прямой спиной, сжать губы и направить свой взор перед собой, прикрыв глаза.

Дзадзен имеет цель — успокоение тела и разума, понимание природы мира. Практику можно проводить двумя путями:

  • сосредоточившись на дыхании, не думая больше ни о чем;
  • отстранившись от отвлекающих факторов.

Все практики медитации могут показаться простыми, но при их выполнении следует постоянно концентрировать внимание, несмотря на блуждание мыслей.

Источник: mystroimmir.ru


Categories: Медитация

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.