Как медитировать с полузакрытыми глазами? Медитации для начинающих

04.11.2010 12:58
Как медитировать с полузакрытыми глазами? Медитации для начинающих

Почему лучше медитировать с полузакрытыми глазами

Если полностью открыть глаза во время медитации, возникает опасность большой возбужденности. Если глаза полностью закрыты, то есть опасность впасть в сонливость.

С полузакрытыми глазами Вы можете видеть то, что лежит, например, сейчас на столе, но не фокусируетесь на нем. В процессе медитации Вы это поймете.

Самый первый шаг нахождения объекта медитации по-настоящему труден, и если Вы не проделаете его, то, сколько бы Вы ни сидели, занимаясь медитацией, это будет совершенно бесполезным занятием.

Для начинающих практику медитации


Некоторые при начале медитации сидят по часу без всякого эффекта. Ведь просто нахождение в этом положении не имеет никакого значения. Очень важна чистота медитации, только при чистой медитации долгое пребывание полезно. Начинающим лучше медитировать недолго.

Если Вы сразу возьметесь за многие медитативные практики, наберете какие-то обязательства, то тогда все это придется делать постоянно, и Вы не сделаете никакой медитации чисто.

Важно качество медитации, а не количество.

Не думайте, пожалуйста: «Я сначала сделаю все свои дела, справлюсь со своими заботами, а потом пойду куда-либо в уединение и там начну заниматься медитацией», – это самообман.

Не думайте, что когда-нибудь можно справиться полностью с мирскими делами. Они подобны отрастающей бороде. Каждый день мы бреем ее, и чем больше тратим на это времени, тем больше она отрастает. С мирскими делами никогда не справиться.

День состоит из 24 часов. Но 24 часа подряд невозможно заниматься медитацией. Вы можете начать с 15 минут. 15 минут практики – это очень хорошо.

Занимаясь практикой медитации в течение 15 минут, надо иметь правильную мотивацию, что Вы делаете ее не для успеха в этой жизни, но для будущей пользы.

Постепенно прибавляйте время медитации, сначала 15 минут, потом полчаса. Надо практиковать хотя бы два часа в день. Но до двух часов Вы доберетесь постепенно.


Хорошо делать в повседневной жизни и неформальные практики медитации, которые не помешают Вашей работе. Созерцайте, что Вы делаете, и если есть какая-то ошибка, устраняйте ее. Когда Вы на людях, обращайте особое внимание на свою речь и физические действия. А когда Вы наедине с собой – на состояние ума.

Применяя внимательность, осознание в ежедневной деятельности, Вы будете интенсивно продвигаться в практике медитации.

По материалам: Геше Джампа Тинлей, «Шаматха. Основы тибетской медитации».

 

Источник: www.revolar.ru

Зачем нужно открывать Аджна-чакру

Прежде чем приступить к занятиям, ответьте на четыре вопроса. Это позволит избежать разочарований и ошибок.

  1. Насколько тверды мои намерения в желании постигнуть тайны подсознания, ведь самосовершенствование – процесс бесконечный.
  2. Готов ли я увидеть полную картину мира.
  3. Будут ли полученные знания использованы во благо.
  4. Понимаю ли, что постижение Тайны дает не только Силу, но и накладывает ответственность.

Не бойтесь, что открытие Ока повлияет на психическое состояние. Это такой же орган чувств, только на тонком, энергетическом уровне.


Адаптация займет много времени, и мозг свыкнется с получением информации из дополнительного источника. Она не обрушится на сознание лавиной, а придет постепенно. Никакой угрозы для психики нет. Вселенная подготовит к принятию информации. Невидимая энергия людей и предметов станет доступной и осязаемой.

Не все добьются успеха на этом поприще. Кого-то останавливает страх перед неизвестностью, либо не хватает усидчивости и таланта.

Есть люди, у которых Дар присутствует с рождения. Вольф Мессинг узнал о способности к внушению в 11 лет, когда пытался проехать без билета в поезде. Контролеру юный Вольф протянул первую попавшуюся бумажку, валявшуюся на полу. Мессинг описывает ощущения, охватившие его в этот момент так:

Наши взгляды встретились. Всей силой чувств мне захотелось, чтобы он принял эту грязную бумажку за билет.

Так экстрасенс узнал о способностях к внушению.

Экстремальные ситуации мобилизуют волю и внутренние резервы. Этот случай – яркий пример, как в один миг можно осознать Силу и понять причастность к сонму экстрасенсов, ясновидцев и парапсихологов.

Общие правила выполнения упражнений

Спокойствие и одиночество. Те, кто практикует йогу или другие техники, понимают, о чем идет речь. Отключите средства связи, исключите постороннее вмешательство. Мы рекомендуем отсоединить от сети бытовые приборы, чтобы уменьшить воздействие электромагнитного излучения.


  1. Управляйте дыханием. Контролируйте частоту вдохов и выдохов. Расслабьтесь. Не начинайте упражнения в плохом настроении или самочувствии. Иначе вместо положительной энергии притянете негативную.
  2. Выберите хорошего учителя. Лучше, если рядом будет опытный человек, который сможет прийти на помощь.
  3. Прочь сомнения. Вера – сильнейший стимул к работе и к успеху. Нерешительность и ожидание неудачи мешают процессу. Отрицательный результат блокирует позитивные эмоции.
  4. Читайте специализированную эзотерическую литературу.

Помните, при погружении в глубокую медитацию сознание путешествует по другим мирам. Наставник следит за учеником и поможет вернуться.

Комплекс упражнений на каждый день

Раскрытие третьего глаза сравнимо с тренировками в спортзале. Чем больше занимаетесь, тем выше шансы на успех. Не пропускайте ни одного дня и убедитесь, что методы работают. Сравнение корректно и в случае с результатами: не стоит ждать мгновенного эффекта. Начиная с нуля, приготовьтесь к неудачам или минутам отчаяния.

Помните – Небо испытывает новичка на прочность. Бросить начатое и отступить – самый простой выход. Добиться успеха и реализовать способности гораздо сложнее.

Упражнение № 1: «волчок»

Встаньте в центре комнаты и начинайте вращаться по часовой стрелке. Сделать это нужно минимум 33 раза. Концентрируйте взгляд не на предметах, а на пальце вытянутой руки. Так вы сможете легко сохранять равновесие, и голова не закружится. За точку отсчета возьмите темный объект: будет легче считать обороты. Почувствовав легкость, прибавьте количество полных кругов вокруг своей оси.

Бинауральные ритмы для раскрытия третьего глаза:


Упражнение № 2: учимся видеть ауру предметов

Ослабьте контроль разума. Смотрите на привычные вещи со стороны, расфокусируйте взгляд. После нескольких занятий вы увидите ореол окружающих предметов и откроете энергетический канал. Наблюдайте за реальностью исподтишка: переводите взгляд с одного объекта на другой неожиданно.

Упражнение со свечой

Список методик обширен. Есть легкие практики для начинающих и сложные, требующие особых навыков. На первом месте – занятия с огнем. Используйте свечу, а не пламя костра или камина.

Обязательное условие – полная темнота и уединение. Отключите источники света, чтобы они не рассеивали внимание и не отвлекали от процесса.

  1. Зажгите свечу и сядьте поудобнее, чтобы не пришлось менять позу.
  2. Внимательно всматривайтесь в глубину пламени, фокусируя свой взгляд только на нем.
  3. Старайтесь дышать в такт биения сердца.
  4. Через несколько минут вы увидите, как меняется не только силуэт огня, но и цвет.
  5. Рассмотрев оттенки пламени, сомкните веки. Образ проявится перед внутренним взором, так как на сетчатке осталось изображение.
  6. Внимательно наблюдайте за «слепком». Постарайтесь разглядеть его в мельчайших подробностях.

Проделывайте упражнение каждый вечер в течение недели.

Медитация как один из способов открытия третьего глаза

На первых порах новичку сложно сконцентрироваться и отвлечься, но с каждым занятием погружение наступает быстрее.

  1. Главное правило – спина выпрямлена.
  2. Закройте глаза, доверьтесь ощущениям.
  3. Используйте специальную музыку, бинауральные ритмы или мантры.
  4. Положение тела комфортное и удобное.
  5. Добейтесь тишины внутри.
  6. Как только почувствуете характерную вибрацию или тепло, разливающееся по телу, знайте – всё идет как надо.

Мантра для открытия Третьего Глаза:

Впечатления у всех разные. Кто-то чувствует как начинает монотонно раскачиваться в такт с ритмами музыки; кто-то ощущает состояние оторванности от Земли или полета.

Умение правильно выходить из медитации – половина успеха. Ни в коем случае нельзя выдергивать себя из другой реальности насильно. Резкий и слишком быстрый выход нанесет удар по энергетическому и физическому плану.

Метод Синего шара

Этот способ похож на предыдущую медитацию, но усложненный.

Принцип вхождения в транс такой же: гармонизирующая музыка, покой, расслабленность.


  1. Как только ощутите тепло или вибрацию, представьте в мыслях синюю вращающуюся сферу.
  2. Поместите ее в центр лба, между бровями. Там находится Аджна чакра.
  3. Сконцентрируйтесь на цвете, форме и вращении сферы.
  4. Меняйте направление ее движения.
  5. Представляйте, как шарик притягивает самое хорошее, что есть в мире.
  6. Дайте шару возможность расти, излучать Свет.

Получившийся образ должен искриться и переливаться яркими красками. Шар уплотнится и наберет силу. В области междуглазья появится чувство тяжести или болезненности. Не пугайтесь – это нормальная реакция физического и энергетического тел на открытие канала.

Чем чаще вы будете повторять упражнение, тем быстрее сможете создавать синюю сферу в своих мыслях.

Продвинутые практики

Опытные ученики и практикующие экстрасенсы используют для занятий продвинутые методики. Просветленный мастер из Индии Бхагван Шри Раджниш, известный миру как Ошо, – автор многочисленных книг и философских трактатов.

Медитативная практика от Ошо

Расслабление ума и тела – ключевые слова, лежащие в основе метода.


  1. Примите удобную позу, расслабьтесь. Ноги не скрещивать.
  2. Нижней частью ладони помассируйте область между бровей. Визуализируйте, что открываете окно в другой мир.
  3. Выполняете массаж круговыми движениями. Сначала по часовой стрелке, потом – против.
  4. Представьте в центре лба светящуюся точку. Зажгите там звезду или лампаду.
  5. Наблюдайте за источником света с помощью внутреннего ока.

Если все сделано правильно, то через 10–15 минут почувствуете состояние, при котором свет от невидимого источника разольется по телу. Зафиксируете этот момент в сознании. Позвольте энергии проникнуть в каждую клеточку физической оболочки.

Многоступенчатая практика: шаги по лестнице Сознания

Позволит видеть объемные и достоверные картины. Она требует длительных тренировок.

  1. Представьте белое поле с черной точкой в середине.
  2. Как только картинка станет ясной и четкой, прибавьте еще две точечки, чтобы получился треугольник.
  3. Сначала он будет плоским, но задача медитирующего представить его в трехмерной проекции.
  4. Мысленно перемещайте полученную геометрическую фигуру, придавая ей формы призмы или пирамиды.
  5. Добавьте точку в воображаемом пространстве и получите четырехугольник.
  6. Покрутите и превратите в куб.
  7. Прибавьте к полученной фигуре еще одну. Удерживайте их перед мысленным взором, сколько сможете.
  8. Постепенными тренировками добивайтесь удержания большего количества объектов.
  9. Меняйте цвета фигур, старайтесь не терять из поля зрения.
  10. Попробуйте вращать полученные предметы не только перед собой, но и вокруг.

Когда освоите науку вращения и изменения цвета, переходите к следующему этапу: визуализации материала, из которого изготовлены фигуры. Создавайте их из бумаги, металла, камня, дерева. Все зависит от силы мысли и полета фантазии.

Техника сжатия и расслабления мозга

Эффективная, но одновременно и сложная практика.

  1. В состоянии, близком к медитативному, сконцентрируйтесь на центральной точке в голове.
  2. Попробуйте напрячь это место, а потом резко расслабить. Да, это нужно сделать не при помощи мышц, а усилием воли.
  3. Повторите действие 3–5 раз, пока не добьетесь легкости выполнения поставленной задачи.
  4. На первых порах помогайте себе, напрягая мышцы шеи, плеч и спины. По мере тренировок необходимость в подстраховке отпадет.

Техника помогает задействовать резервы организма и освоить искусство визуализации.

Открываем канал Аджны

Мы рекомендуем использовать предметы и конструкции, помогающие концентрации. Для медитации можно сделать трубку из бумаги диаметром не более 5 см. Один конец закрепляется на голове, другой остается свободным.

Суть работы заключается в сосредоточении внимания на цилиндре как можно дольше.

Вот, кстати, специальная музыка:


Практика взаимодействия с темнотой

Погрузить себя во мрак, значит, создать искусственную слепоту, обострив остальные чувства.

  1. Погасите свет. Закройте глаза. Изучите тьму, в которую погрузилось сознание.
  2. Представьте, что идете по незнакомой дороге или темному лесу. Ищите путь домой.
  3. Поднимите правую руку. Представьте, что в ней зажат фонарик, пронзающий мглу.
  4. Вообразите, как выглядит ладонь с фонарем.
  5. Сконцентрируетесь на полученном образе. Попытайтесь увидеть его.

Для полного погружения рекомендуется надеть темную повязку или специальные шорки для сна. Тогда под веки не пробьется раздражающий свет.

Особенности пробуждения Аджна-чакры

У каждого свои временные рамки для освоения Тайных Знаний. Все зависит от индивидуальных особенностей, талантов, силы желания и мотивации. Эмоциональный настрой и умение доводить начатое до конца – немаловажный фактор.

Быстрые методики, обещающие мгновенный результат за 1–2 дня, неэффективны. На пробуждение Аджны уходят годы даже у энергетически сильных людей. Стартовые возможности у всех разные: один уже на первом занятии видит цветные, многомерные образы; другой – расплывчатые пятна.

Самосовершенствование открывает сверхспособности, улучшает карму, подсказывает решение проблем.

Открывать третий глаз можно только с благими намерениями. Если вы хотите получить способности к ясновидению с целью обогащения, то Вселенная закроет канал навсегда. Не зря в Писании сказано:

Будьте как дети, ибо таковых есть Царствие Небесное.

Учитесь не для выгоды, а для духовного роста.

Источник: PoTyStorony.ru

Техника медитации

Существует отличие между медитацией и практикой медитации. Под медитационной работой понимается процесс распознавания индивидуальностью элементов своего внутреннего пространства. Череда переживаний характеризует успешность и верное направление. Раскрытие знаменуется увеличением внутренней свободы, которая в свою очередь приносит расширение возможностей в практическом выражении. Интеллектуальное понимание здесь лишь промежуточный результат на пути к основным постижениям.
Медитация же подразумевает под собой состояние, источник которого находится в пятом измерении. Наличие и качество медитационного опыта исходит от степени восприимчивости к процессам в пятом теле. Уровень сознательности в нем показывает статус…

Ниже представлены сокращенные варианты тантрических техник медитации различной степени сложности.

Концентрация. Медитация. Созерцание. Сосредоточение. Служение.

Концентрация

КОНЦЕНТРАЦИЯ. Техники медитации подготовительного уровня. Взгляд. Сумо. Бобслей. Благотворная вибрация. Тратак. Тратак -2. Тратак -3. Медитация

МЕДИТАЦИЯ. Медитационные техники, специализированные под определенный вид практики медитации. Дыхание сердца. Эпицентр. Поверхность хары. Небесные одежды. Совершенство. Созерцание

СОЗЕРЦАНИЕ. Подборка техник медитации, объединенных общим намерением. Досуг императора. Арена иллюзий. Сосредоточение

СОСРЕДОТОЧЕНИЕ. Особые способы медитации, рассчитанные на подготовленных практикующих. Доверие. Ядерный смычок. C90. Солнце. Служение

СЛУЖЕНИЕ. Цель расположенных в данном разделе медитационных техник отлична от других. В основном практика медитации направлена на раскрытие темных зон индивидуального сознания. Просветление в заданной плоскости фактически является результатом тренинга. Здесь же уже становиться актуальным выражение видиния через осознанные действия с привлечением ресурсов понимания и преломления личного опыта. Применяется все то же расширение, но под несколько иным углом приложения. Милосердие.

Источник: otvet.mail.ru

Безмолвие — это звук. Но причём здесь зрение, которое предполагает восприятие света и цвета? И какой смысл в вопросе- как управлять глазами во время медитации?

Однако даже обычная физика признаёт, что свет — это тончайшие вибрации, с огромной скоростью распространяющиеся в пространстве.

Но любое колебание, согласно восточному взгляду на мир, обязательно предполагает звук, если не обычный, то тонкий.

Что касается цвета, то его оттенки добавляют обертоны в общую звуковую вибрацию, излучаемую светом. Потому безмолвие связано и со светом и со зрением, воспринимающим этот свет.

Когда человек входит в состояние безмолвия, он закрывает глаза и перестаёт воспринимать предметы плотного земного мира.

Вначале следы этих образов, отпечатавшихся на сетчатке, мелькают перед мысленным взором человека, но затем они постепенно стираются, и мысленный экран становится однородным по своей цветовой гамме.

В каких-то случаях он может делаться бесцветным, а в других — цветным, причём возникающие цвета бывают самых разнообразных оттенков.

Если медитирующий при этом способен на более или менее длительное время остановить мысль и держать ум пустым, цвета становятся богаче и ярче, словно они изнутри подсвечены каким-то глубинным необыкновенным светом.

Разумеется, это бывает далеко не всегда и не у всех, кто пытается медитировать, но если медитация получается, то со временем богатые цветные краски, заливающие мысленный экран, появляются всё чаще.

В этом случае вопрос- как управлять глазами во время медитации обретает смысл.

Игра тонких красок, созерцаемых в области межбровья, на первых порах не только не препятствует безмолвию, но, напротив, углубляет его, повышая восторг и усиливая энергетическую мощь медитирующего.

Лишь потом, по мере углубления медитации он начинает чувствовать, что единственный способ погрузиться в себя ещё глубже — это полностью остановить ум и сделать мысленный взгляд застывшим, как бы остекленённым.

Не зря один современный кундалини-йог с 40-летним стажем духовной работы видит важнейшую задачу в том, чтобы, как он выражается, «застеклянить» свой внутренний мир.

Но всё это возможно только в том случае, если медитирующий сумеет остановить блуждание глаз и зрачков, отражающее бессознательное блуждание мыслей.

Итак, безмолвие обостряет зрение. Наверное каждый, кто всерьёз пробовал медитировать, может подтвердить, что после того как в конце успешной медитации он открывал глаза, его зрение на некоторое время отчётливо улучшалось.

Это касается как чисто физического зрения, так и способности видеть мир тонких энергий, потоков, пятен, образов. В то же время, правильная фокусировка и последующая расфокусировка глаз всегда помогала достижению и углублению безмолвия.

Как нужно держать глаза, чтобы войти в трансовое состояние?

Как управлять глазами во время медитации?Эзотерические учения говорят о нескольких глазных позициях.

В первую очередь — это точечная концентрация глаз на каком-либо объекте. Если достичь состояния непрерывно возобновляющегося сосредоточения взгляда на какой-то точке, то через некоторое время всё тело и существо человека начинают испытывать некую странную вибрацию, как будто оно растворяется.

Множественные сигналы, идущие от тела к сознанию, превращаются в однотонный и однородный фон.

После того, как человек закрывает глаза, они во время медитации обычно автоматически концентрируются либо на область межбровья, либо ещё выше, останавливаясь своим внутренним взглядом на верхней части головы, примерно в области темени.

Удерживание глаз в этой позиции будет тем успешнее, чем гармоничнее и естественнее человек сумеет расслабить глазные мышцы и как бы отпустить глаза, позволить им остановиться.

Именно позволить, а не заставить с помощью чисто умственного решения.

Положение глаз и удерживание их в определённом неподвижном положении имеет решающее значение для остановки ума.

Каждый внимательно изучавший собственные мыслительные процессы и в обычной жизни, и во время медитации, может подтвердить незыблемый закон: как только меняется положение глаз, исчезает ощущение непрерывности сознания, и в голове начинают проноситься мысли.

И, напротив, глубокое осознанное безмолвие даже на короткое время помогает остановить движение глаз.

Лишь весьма продвинутые йоги и медитаторы после тщательных тренировок в удерживании ума от мыслей не только во время сидячей медитации, но и в обычной жизни могут оставаться в состоянии ясного безмыслия и после того как им приходится менять положение глаз.

Мощным методом достижения безмолвия или, по крайней мере, приближения к нему является расфокусировка глаз.

Если вы по-настоящему научитесь искусству расфокусировки глаз, вопрос как управлять глазами во время медитации отпадет.

Этот метод встречается во многих эзотерических системах — в йоге, в буддизме, в суфизме, однако наиболее полно он описан в книгах Кастанеды.

Суть его заключается в том, чтобы добиться фокусирования глаз на каком-то объекте с одновременным расширением поля зрения.

Когда глаза в один и тот же момент фокусируются и расфокусируются, то возникает оптическая иллюзия удвоения предмета. Человек с открытыми глазами созерцает как бы два предмета.

После этого он может закрыть глаза, и оба изображения пропадают, растворяются, но глаза принимают именно то положение, которое в наибольшей степени помогает достижению безмолвия.

Данной техникой непросто овладеть самостоятельно: как правило, нужен наставник или мастер, который показал бы как нужно расфокусировать глаза.

И, наконец, ещё один подход к управлению зрением во время безмолвной медитации заключается в том, чтобы сидеть со слегка расфокусированными, но полуоткрытыми глазами, которые смотрят вниз.

Некоторые мастера, чаще всего тибетские буддисты даже настаивают, что настоящая медитация случается только если глаза человека открыты или, по крайней мере, полуоткрыты.

Такое положение глаз по их мнению символизирует открытую позицию человека по отношению к миру, что помогает улучшить энергетический обмен со Вселенной.

Но полуоткрытые глаза с элементами расфокусировки отнюдь не тождественны безумному взгляду с беспорядочным перемещением зрачков от одного объекта к другому.

Глаза должны быть либо полностью, либо частично расфокусированы, а движение зрачков остановлено.

Чем дольше человек умеет держать зрачки глаз в застывшем положении, тем больше шансов у медитирующего на посещение безмолвия.

Вот что говорит о необходимом положении глаз во время медитации знаменитый буддийский мастер Согьял Ринпоче в своей книге «Практика умирания»:

«Согласно моей традиции медитации глаза должны быть открыты: это очень важно. Если вы чувствительны к внешним раздражителям, то в начале практики вы можете на некоторое время закрывать глаза и тихо обращаться внутрь себя.

Как только вы почувствуете, что утвердились в покое, постепенно откройте свои глаза, и вы обнаружите, что ваш взгляд стал более мирным и спокойным. Теперь посмотрите вниз перед собой, вдоль своего носа, под углом около 45 градусов.

Общий совет, относящийся к практике, когда ваш ум в возбуждённом состоянии, лучше смотреть ниже, а когда он подавлен и сонный — поднимать взгляд.

Когда ваш ум станет спокоен, и начнёт появляться внутренняя ясность, вы почувствуете, что свободно можете поднять глаза, больше открывая их и смотря в пространство прямо перед собой.

Такой взгляд рекомендуется в практике Дзогчен.

В учениях Дзогчен говорится, что «ваша медитация и ваш взгляд должны быть подобны огромной обширности океана, вездесущей, открытой и безграничной. Так же, как неразделимы ваш взгляд и поза, так и ваша медитация вдохновляет ваш взгляд, и они сливаются воедино.

При этом не фокусируйте свои глаза на чём-либо отдельном; вместо этого слегка обратитесь внутрь себя и позвольте своему взгляду расшириться и становиться всё более и более всеохватывающим и распространённым.

Вы обнаружите, что само ваше зрение становится более всеобъемлющим и что в вашем взгляде стало больше мира, больше сострадания, больше беспристрастия и больше самообладания.

Мягко и нежно направляйте то сострадание, что исходит от вашей медитации, через свои глаза так, чтобы ваш взгляд становился самим взглядом сострадания, всепроникающего и подобного океану.

Глаза должны быть открыты по нескольким причинам.

Когда они не закрыты, вам легче бодрствовать. Кроме того, медитация не является способом бегства от мира или укрытия от него в похожем на транс переживании изменённого состояния сознания.

Напротив, это прямой путь, помогающий нам истинно понять самих себя и соотнести это с жизнью и всем миром.

Поэтому при медитации ваши глаза должны быть открыты, а не закрыты. Только расслабив глаза можно научиться управлять глазами во время медитации.

Вместо того, чтобы отворачиваться от жизни, вы остаётесь открытыми и в мире со всем сущим. Вы оставляете все свои органы чувств — слух, зрение, осязание просто открытыми, естественными, такими, какие они есть, не цепляясь за их восприятия…

Что бы вы ни видели, что бы вы ни слышали, оставляйте это таким, как оно есть, не цепляясь. Оставьте то, что слышите, в слухе, оставьте то, что видите, в зрении, не позволяя своей привязанности войти в это восприятие».

К этим замечательным словам можно добавить только пожелание, чтобы открытые или полуоткрытые глаза во время медитации воспринимали какие-либо приятные предметы или объекты, например, природные пейзажи, облака на небе, плавно текущую воду реки или цветы.

Если медитирующий сумел установить с этими объектами тонкую связь и уловил вибрацию, излучаемую ими, то его шанс на достижение безмолвия существенно возрастает.

Восприятие звука безмолвия имеет глубинную связь с восприятием зрительных впечатлений и цветовых волн. Связь цветовых и звуковых восприятий давно вызывала интерес у многих учёных.

Ряд музыкантов, например, Скрябин имели особую способность видеть цветовые оттенки тех или иных музыкальных звуков и мелодий. Это свойство, называемое синестезией, проявлялось также и у людей, занимавшихся духовной практикой.

О необходимости соединить в целостный сплав органы чувств говорила даосская традиция. В одном из текстов содержится поэтическое описание состояния человека, который слился с божественным потоком дао и у него «зрение стало как слух, а слух как зрение». Агни Йога также говорит о синтезе звука и цвета в восприятии человека.

Чем сильнее подобный синтез, помогающий управлять глазами во время медитации тем глубже медитативное приближение человека к высшей безмолвной реальности.

Остановите движение зрачков

Пробуйте останавливать движение зрачков во время концентрации на любой предмет с открытыми глазами, и во время погружения во внутренний мир, закрыв глаза.

Пусть ваш взор примет «стеклянное» выражение. Старайтесь не допустить ни малейшего движения. При закрытых глазах можете пометить точку, куда вы концентрируетесь в области межбровья.

Пусть ваш внутренний взгляд и точка станут единой линией. Удерживайте немигающее положение зрачков как можно дольше.

Устремите взгляд вверх

Примите иное положение глаз — представьте, что духовный объект вашей концентрации находится где-то над вашей головой.

Закройте глаза и устремите внутренний взгляд в область над головой. Остановите движение глаз и направьте лучи вашего зрения в духовную сферу, находящуюся над вами в прямом и в переносном смысле.

Зафиксируйте самую высшую точку в этой сфере и удерживайте на ней внутренний немигающий взгляд как можно дольше.

Пытайтесь установить контакт с духовной сферой, сохраняя неподвижное положение глаз.

Тренируйтесь в расфокусировании взгляда

Поставьте перед собой любой предмет и начните пристально смотреть на него, фокусируя взгляд. Через некоторое время начните расфокусировать взгляд, и добейтесь превращения одного созерцаемого предмета в два.

Упорно добивайтесь, чтобы оптическая иллюзия удвоения предмета стала для вас четкой реальностью восприятия.

Как только упражнение начнет у вас получаться, вы почувствуете, что вы в какой-то степени входите в измененное состояние сознания, приближающее вас к безмолвию.

Научившись делать это упражнение во время комнатной сидячей медитации, переносите навык в жизнь и делайте его во время ходьбы.

Обостряйте внутреннее зрение

Когда вы сидите в медитации с закрытыми глазами и созерцаете невидимый мир, то нередко мысленный экран бывает заполненным тускло-бесцветными или даже темными красками. Настройтесь на то, чтобы прорваться сквозь эту завесу к более чистому и высокому свету.

Мысленно подышите через голову, глаза, и область межбровья, накапливая там внутреннюю силу. Затем остановите движения глаз, колебание зрачков и бег мыслей и настройте все свое существо на видение внутренней глубины.

Откройте для своего зрения тончайшие краски и свечения более высокой реальности. Всматривайтесь сквозь завесу мысленного экрана, проникая своим сознанием в светоносные высокие миры.

Старайтесь не только видеть, но и слышать звучание тончайших вибраций этих миров, соединяя звук и свет воедино. Постоянно тренируйте способность соединять звук и свет, угадывая как звучат разноцветные краски невидимого мира.

Источник: zen.yandex.ru

ОЩУЩЕНИЯ


МЕДИТАЦИИ С ОТКРЫТЫМИ ГЛАЗАМИ

Медитация:

Посмотрите на предмет в комнате, затем возвратите назад энергию внимания, направленного на этот предмет, и отбросьте любое знание об этом предмете, а также любую мысль или впечатление.

Джайдева Сингх. «Виджнана Бхайрава»

Две следующих медитации выполняются с открытыми глазами. Первая медитация направлена на предметы, находящиеся в комнате. После того как вы освоите эту медитацию, вы можете проводить ее в малых группах, Я прошу вас при этом в начале медитации смотреть в глаза партнеру, а в середине медитации переводить взгляд на другого партнера.

Практика:

Сначала взгляните на какой-нибудь предмет в комнате. Затем я попрошу вас вернуть назад ваше внимание, или вашу энергию. Иными словами, сначала ваша энергия направляется на конкретный предмет — например, диван. Затем вы возвращаете ваше внимание, или вашу энергию, назад внутрь себя. После того, как вы посмотрите на предмет, верните энергию назад, в состояние, когда у вас еще не было ни мыслей, ни впечатления об этом предмете, когда вы еще ничего не знали о нем. В этом состоянии предмет по-прежнему остается на том же месте, но вы смотрите на него из ПУСТОТЫ. Посмотрите прямо сейчас на любой предмет в комнате, а затем медленно уберите от него энергию и войдите в состояние, когда вы еще ничего не знали об этом предмете и у вас не было никаких мыслей и впечатлений о нем.

Ученица заметила, что она могла убрать любое знание о предмете, кроме знания о его цвете. Я сказал: «Ты можешь продолжать видеть цвет, но не воспринимай этот предмет как, например, ковер в комнате. Иными словами, цвет по-прежнему останется и никуда не денется, но твое внимание вернется в состояние, предшествующее любому знанию, мысли и впечатлению. Для того чтобы выполнить этот трюк, нужно как следует сконцентрировать внимание».4


4 В оригинале игра слов: focus в переводе означает и «фокус, трюк», и «концентрация» (прим. пер.).


Следующее упражнение я прошу вас выполнять в парах.

Практика:

На секунду закройте глаза, а затем откройте и посмотрите в глаза партнеру. Возвратите вашу энергию назад, отбросив любое знание, информацию, впечатления и мысли об этом человеке. Направьте энергию внутрь и полностью отведите ее от партнера. Верните вашу энергию назад. На секунду опять закройте глаза. Откройте глаза и посмотрите в глаза другому человеку, затем снова мягко отведите от него вашу энергию и отбросьте любые мысли, впечатления и знания об этом человеке. Найдите пустое пространство перед мыслью о какой-либо информации. Отнимите энергию у любой мысли и знания. Продолжайте возвращать энергию назад.

Ученик заметил: «Все начало расплываться, а мои партнеры стали казаться мне менее плотными. Это было очень интересно, потому что я заметил: чем больше я смотрел из состояния прежде любого знания, тем менее плотными и твердыми были мои партнеры. Затем яркое белое свечение окутало все, что было в комнате, и тогда я ощутил полную отрешенность».

Другой ученик сказал: «Концентрация казалась мне очень сложной. Внезапно я начал раскачиваться взад и вперед и сконцентрировался очень быстро». Я ответил ему: «Тебе удалось достичь глубокой концентрации. Все утратило форму, потому что с помощью наших мысленных конструкций мы создаем формы такими же твердыми и прочными, как стул. А когда ты убрал назад энергию внимания, формы утратили свою прочность. Все создано из энергии, и ты перевел внимание за пределы своих убеждений, которые как раз и делают предметы, людей и события жесткими и застывшими».

Эта медитация может быть очень полезной, когда вы яростно спорите с кем-то. Если в разгаре дискуссии вы сможете вспомнить об этой медитации, вы можете отбросить все ваши представления о собственной правоте и войти в состояние, предшествующее любым впечатлениям, любой информации и любому знанию о вашем собеседнике. Эта медитация поможет вам растворить все ваши жесткие концепции, так как вы переместитесь в пространство, в котором не существует никаких структур и убеждений.

Эта медитация очень действенна, потому что как только вы научитесь ее выполнять, вы будете заниматься этим постоянно, открывая и осознавая, что все есть энергия, или сознание, когда вы воспринимаете мир из состояния, предшествующего знанию. Таким образом, каждый момент можно пережить здесь и сейчас в настоящем, вместо того, чтобы воспринимать настоящее через призму прошлых концепций, которые вы переносите в настоящее.

Ученица заметила: «Я чувствовала себя так, словно здесь никого не было. Казалось, я действительно достигла состояния пустоты. Мой партнер внезапно исчез». Я спросил ее, оставалась ли она в комнате. Она ответила: «Нет, я тоже исчезла». Я сказал, что от ее слов у меня возникает впечатление «словно капля в океане жалуется, что она не часть океана».

Она ответила: «Океана тоже не существовало. Состояние, в котором я оказалось, вовсе не было блаженством. Поэтому я думаю, что до истины мне еще далеко. Я вовсе не ощущала себя всем или частью всего, — скорее я стала ничем. Я не знаю, действительно ли я стремилась к этому».

Я посоветовал: «Начни с того, что убери свое внимание со всех предметов и таким образом верни назад свою силу. Верни свою энергию назад и позволь ей снова стать твоей. Иными словами, все в этом мире обладает силой (энергией). Ты можешь забрать назад энергию, вложенную тобой в других людей, ситуации и объекты и вернуть ее себе вместо того, чтобы оставлять ее снаружи. Можно сказать, что ты таким образом растворяешь все сущее в своей энергии, или сознании. На языке тибетской или юнгианской философии это означает, что ты воспринимаешь все как проекции своего сознания».

Она ответила: «Я вовсе не чувствовала, что ко мне вернулась моя сила или энергия. Я не стала сильнее. Наоборот, мне казалось, что все словно исчезает, и я сама в том числе. А ты говоришь, что можешь вернуть энергию назад, и тогда окружающий мир станет слабее, а ты сильнее?»

Я пояснил: «На каком-то уровне ты станешь сильнее, а на другом уровне все исчезает, и не существует ни тебя, ни всего остального, поэтому вопрос о том, кто сильнее, теряет смысл. Можно назвать это отсутствием результата».

Я попросил ее еще раз выполнить эту медитацию вместе со мной. Я предложил: «Возвращай назад свою энергию и в то же время дыши и смотри на меня. Ты снова чувствуешь, будто ты исчезаешь? Что происходит?» Она сказала: «Я постоянно ищу смысла во всем, а в процессе этой медитации кажется, что все теряет смысл».

Я указал ей: «Когда ты говоришь о смысле, ты имеешь в виду, что пытаешься найти в происходящем значение и цель. Уму свойственны такие поиски. Ум постоянно пытается найти во всем значение и цель. Я не говорю, что тебе не следует искать смысла, но ты можешь предоставить своему уму заниматься этим. А ты просто наблюдай. Если ты внезапно совершишь скачок и представишь себе это состояние, твое «я» сгорит. Позволь же своему уму заниматься своим делом, не пытаясь остановить его». Она сказала: «Мне кажется, я ищу состояния мира и счастья». Я повторил слова Нисаргадатты Махараджа. Когда один из посетителей сказал ему: «Я хочу быть счастливым», он ответил: «В этих словах нет смысла. Счастье находится там, где нет никакого “я”».

Медитация: Представьте себе, что мир является иллюзией, созданной фокусником.

Джайдева Сингх. «Виджнана Бхайрава».

Это еще одна медитация с открытыми глазами, хотя вначале глаза закрыты. Некоторое время подумайте о предложенном вам взгляде на мироздание, а затем откройте глаза и посмотрите, как выглядит мир теперь.

Практика:

Закройте глаза на несколько минут и представьте себе, что мир является созданием циркового фокусника. Он жонглирует мирозданием, и все существующее, подобно шарикам в руках жонглера, стремительно взлетает, падает и мелькает перед вашими глазами. Все представляется лишь магическим трюком, и все люди и предметы — лишь его творения. Позвольте вашему уму глубоко погрузиться в переживание того, что мир является магическим трюком. Каждый из нас оказался здесь в результате этого трюка. Теперь откройте глаза и рассмотрите окружающее пространство. Можете ли вы представить себе, что все, что вы видите, — просто результат ловкости рук какого-то фокусника?

В 1984 году я посетил Сатью Саи Баба в Индии. Тогда я на собственном опыте пережил ощущение того, что мир является просто волшебным фокусом. Я словно видел, как мир мгновенно возникает и исчезает, словно химера из руки невидимого фокусника.

Медитация:

Позвольте вашему взгляду перемещаться от предмета к предмету и находить пустое пространство между предметами.

В первой части медитации оставьте глаза отрытыми. Пусть ваш взгляд очень быстро перемещается от одного предмета к другому. Найдите пустое пространство между предметами. Когда вы перемещаете внимание от одного предмета к другому, между этими предметами есть пустое пространство. Найдите пустое пространство, или провал, между предметами.

Открывая и закрывая глаза, представляйте себе, что мир возникает и исчезает.

Во второй части закройте глаза на секунду и вообразите, что когда вы закрываете глаза, мир исчезает. А когда вы открываете глаза, мир возникает вновь. Чтобы усилить это состояние, вообразите, что когда вы закрываете глаза, мир разрушается, или исчезает (разрушение — не слишком приятное слово), а когда вы открываете глаза, мир снова возрождается.

Практика:

На несколько секунд откройте глаза и представьте себе, что мир только что возник. Затем закройте глаза и представьте себе, что мир разрушен. Снова откройте глаза, и мир возродится. Закройте глаза, и мир исчезнет. Снова откройте, и мир снова появится. Снова закройте, и мир снова исчезнет. Откройте глаза, и мир появится. Закройте глаза, и мир исчезнет. Очень мягко переведите внимание на ваше тело, почувствуйте, как оно опирается на сиденье, и осознайте ваше дыхание. Некоторое время осознавайте, как ваша грудь сжимается и расширяется в процессе дыхания. Вернитесь назад в комнату. Когда вы будете готовы, откройте глаза.

Медитация: Верните все ваши ощущения в пустое пространство в центре груди.

Практика:

Снова ощутите свое тело. Почувствуйте, как оно опирается на сиденье. Осознайте ваше дыхание.

В начале этой медитации прежде всего найдите пустое пространство в центре груди. Затем войдите внутрь этой пустоты в центре груди. Представьте себе, что вы можете видеть мир из этого пустого пространства в центре груди. Я прошу вас, оставаясь в этом положении, вобрать в себя все ваши ощущения: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус. Осознайте, удалось ли вам возвратить себе все ваши ощущения так, чтобы на какой-то момент они оказались в пустоте в центре вашей груди. Перенесите туда все ваше внимание. А теперь направьте всю вашу энергию на ощущение осязания и начните переносить его внутрь пустоты в центре груди. Сконцентрируйте внимание на осязании, а затем уберите вашу энергию с этого ощущения. Используйте эту энергию и перенесите ее в пустоту в центре груди. Представьте себе, как вы переносите туда всю энергию и двигайтесь по направлению к пустоте в центре груди.

Теперь перенесите внимание на ощущение вкуса. Осознайте, как ваша энергия направляется на ощущение вкуса, а затем уберите вашу энергию с ощущения вкуса и перенесите ее в пустоту в центре груди. Представьте себе, почувствуйте или посмотрите, как она перемещается в пустоту в центре вашей груди.

Теперь перенесите внимание на ощущение обоняния. Снова направьте туда всю энергию, а затем уберите ее с обоняния и позвольте энергии переместиться в пустоту в центре вашей груди. Продолжайте переносить энергию с чувства обоняния в пустоту в центре вашей груди.

Теперь перенесите внимание на ощущение слуха. Направьте туда всю вашу энергию, затем перенесите ее с ощущения слуха в пустоту в центре груди. Позвольте вашей энергии переместиться в эту пустоту. Пусть энергия, направленная на ощущение слуха, переместится в пустоту в центре вашей груди.

Теперь перенесите внимание на ощущение зрения. Направьте энергию на это ощущение, а затем перенесите энергию с ощущения зрения в пустоту в центре вашей груди. Позвольте энергии, направленной на ощущение зрения, переместиться в центр вашей груди.

А теперь направьте внимание на пустоту, предшествующую появлению осязания. Затем направьте внимание на пустоту, предшествующую появлению вкуса. Направьте внимание на пустоту, предшествующую появлению обоняния. Направьте внимание на пустоту, предшествующую появлению слуха. И, наконец, направьте внимание на пустоту, предшествующую появлению зрения.

Мягко перенесите внимание на свое тело, ощутите, как оно опирается на сиденье. Осознайте ваше дыхание. Когда вы будете готовы, откройте глаза и вернитесь в комнату.

Ученик заметил: «Это было очень сильное переживание.

Когда я начал убирать энергию со своих ощущений, по моему телу разлился жар, и у меня поднялась температура. Когда я убирал энергию с ощущения зрения, я подумал, что окажусь в темноте, но этого не произошло. Наоборот, свет стал гораздо ярче. Я всегда думал, что в пустоте должно быть темно, и что в ней нет никакой энергии. А вместо этого я почувствовал огромную силу. Оказывается, мы затрачиваем невероятное количество энергии на то, что находится вовне». Мой учитель в Индии часто говорил: «Оставайся внутри. Направляй внимание вовнутрь вместо того, чтобы позволить ощущениям, направленным на внешний мир, захватить его».

Источник: bookap.info


Categories: Медитация

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.