Все люди либо верят в Бога, либо не верят в него. Первые являются верующими, религиозными людьми, которые исповедуют ту или иную религию. Вторые – атеисты. Они не верят в существование божественных сил. Для них все, что существует в мире, может быть научно доказано. Промежуточное положение между верующими и неверующими людьми занимают агностики. Кто это простыми словами?

Содержание:

  1. Кто такой агностик?
  2. История возникновения Агностицизма
  3. Чем отличается агностик от атеиста?
  4. Отношение к религиям
  5. Кто может считать себя агностиком?

Кто такой агностик?

Агностик считает что мир

Агностик (от древнегреческого – непознаваемый, непознанный) – это человек, который считает, что познание объективной реальности посредством субъективного опыта невозможно. По его мнению, нельзя доказать или опровергнуть какие-либо факты, используя только личный опыт. Применительно к религии, агностик убежден, что существование, как и несуществование Бога, доказать невозможно, поскольку все представления о нем основываются только на личном опыте и знаниях.


С философской точки зрения, агностик – это тот, кто утверждает, что человек познать мир не может по причине ограниченности его разума и знаний.

Агностик считает что мир

История возникновения Агностицизма

Возникновение агностицизма приходится на конец XVIII века. Его идеи разрабатывались в противовес метафизической философии, которая активно исследовала мир с помощью субъективного осмысления метафизических идей, в большинстве своем не имеющих никакого объективного проявления или доказательства.

Разработкой этой теории занимались Герберт Спенсер, Гамильтон, Джордж Беркли, Давид Юм и др.

Первичные истоки агностицизма прослеживались еще в античной философии (философские взгляды Протагора, софистов, античных скептиков и т.д.). Но впервые этот термин ввел в научное обращение профессор Томас Генри Хаксли на собрании Метафизического Общества в 1876 году. Впоследствии агностицизм стал одним из направлений философской науки, которое обосновывало невозможность познания окружающей действительности посредством субъективного опыта.

Агностик считает что мир

Чем отличается агностик от атеиста?

Агностик считает что мир


  1. Сознание агностика – открытое, а атеиста – закрытое. Первый может на протяжении всей своей жизни менять точки зрения, сегодня придерживаться одного факта, а завтра – другого. Он открыт для всего нового и неизведанного. Второй – не меняет своей убежденности о том, что нет никакой высшей силы. Он – зрелая сформированная личность, которая стойко придерживается своих атеистических убеждений.
  2. Эмоциональная чувствительность. Агностики – гуманисты и альтруисты, атеисты – эгоисты. Первые относятся лояльно к верующим людям, вторые испытывают к ним агрессию и не приемлют их веру.

  3. Отношение к существованию человеческой души. Оба считают невозможным доказать ее существование. Но агностики чувствуют ее присутствие внутри себя. Атеисты полностью отрекаются от собственной души и не веруют в загробную жизнь.
  4. Отношение к традициям. Атеист не признает религиозные праздники, навязывающие веру во что-то конкретное. Агностик, хоть и не верит в Бога, но если любит праздновать, то или иное событие (Рождество, Пасху), то никогда не откажется от рождественских подарков или пасхальных яиц.

Агностик считает что мир

Отношение к религиям

Агностицизм не означает отрицание существования Высшей силы, он лишь утверждает невозможность познать, есть или нет Бог на самом деле, объясняет нереальность получения достоверной и точной информации, истинных знаний по этому факту.

Когда человек не имеет достаточного количества доказательств существования Бога, он предпринимает попытки найти их, выдвигает гипотезы, проводит исследования, опровергая или доказывая их, но в конечном счете делает вывод о том, что доказать существование или не существование Высших сил все-таки невозможно. То же самое относится и к различным когнитивным и философским рассуждениям.

Агностицизм ведет к тому, что он и сам непознаваем, он всего лишь средство пополнения и расширения знаний, формирования мыслей, приобретения опыта.

К известным агностикам относятся: И.Кант, Б.Рассел, Ф.Хайек, Ч.Дарвин, А.Эйнштейн, Е.Гайдар и др.

Кто может считать себя агностиком?

Агностик считает что мир

Агностики роль науки сводят к познанию опыта, а не сущности вещей и явлений. 


Агностик – это тот, кто всегда честно скажет: «Я не знаю, есть бог или нет. Если вы сможете мне доказать его существование, я поверю в него». Позиции агностиков придерживаются известные деятели науки и искусства, которые боятся своей категоричностью по поводу религиозности навредить своему имиджу, но в то же самое время считают религию ложной. Агностики отрицают существование Бога, атеисты не верят, что он есть. Но если вторые открыто высказывают свою точку зрения, то первые, боясь критики, завуалировано объясняют свою позицию невозможностью доказать то или иное явление.

Сколько существует общество, система и религии, столько будут существовать люди, которые не желают придерживаться правил, навязанных ними. Атеизм – это тоже своеобразная система, которая противоположна религиозной системе. Агностик же находится где-то между этими системами, где-то рядом с ними, но в то же время нигде. Важно помнить о том, что всем нам, верующим и неверующим, нужно руководствоваться в жизни не только разумом, но и слушать свое сердце, ведь только при их единении и взаимодействии возможно рождение истины.

Источник: advi.club

Понятия агностиков

Как таковой, агностицизм не является религией, это, скорее, личное восприятие мира.

Агностики придерживаются следующих понятий и убеждений:


  • познание окружающего мира современным человечеством необъективно;
  • реальность не поддается полному пониманию, поэтому не имеет смысла что-либо доказывать, ведь у каждого может быть своя правда;
  • никакое мнение не может быть абсолютным;
  • реальностью можно назвать только то, что подтверждено неоспоримыми доказательствами;
  • рассуждения на такие темы, как существования Бога, привидений, пришельцев и переселения душ — невозможны. То есть, обсудить это, конечно, можно, но не стоит самостоятельно это доказывать и оспаривать, и тем более агитировать и навязывать свою точку зрения.

По мнению агностиков, «верю» или «не верю» — слишком просто и не может являться истиной. Это подходит лишь для тех, кто не склонен докапываться до правды и искать доказательства.

Типы агностиков

Вопреки мнению о том, что агностицизм тормозит прогресс, можно сказать, что агностики:

  • с уважением относятся к науке, стремясь именно в ней отыскать ответы на свои вопросы;
  • не признают устоявшихся теорий и авторитетов;
  • не принимают чужое мнение.

Агностиков можно назвать «не удобными» личностями, ведь любая религия — это общность суждений и их безоговорочное принятие. К наиболее известным агностикам можно отнести Канта, Эйнштейна, Дарвина, Рассела. Они не считали себя атеистами, которые полностью отрицают веру в существование Бога, но не брали на себя права судить о высоких материях. Являясь учеными, они считали, что проще всего в данном случае быть атеистом и все подвергать сомнению.

Английский биолог Ричард Доккинз — автор известной книги «Эгоистичный ген» о взгляде на эволюцию со стороны генетики — в еще одном своем произведении «Бог как иллюзия» разделил агностиков на следующие типажи:


  1. Фактический агностик, у которого вера в Бога в незначительной степени преобладает над неверием. То есть, нет абсолютного убеждения в существовании Творца, но предположение все же имеется.
  2. Непредвзятый агностик — обладающий верой и неверием в равной степени.
  3. Агностик со склонностью к атеизму — имеет множественные сомнения в существовании Бога. Здесь преобладает неверие.
  4. Агностик-атеист — с минимальной верой в Бога.

Характеристика агностика

Судя по тому, во что верят агностики, можно составить определенную характеристику таких людей. Для них важно:

  • воздерживаться от конкретных утверждений: есть Бог или нет;
  • действовать самостоятельно, не полагаясь на Бога;
  • если Бог все же есть, ему нет дела до человека;
  • добро и зло — все относительно, это, скорее, чье-то нежелательное поведение;
  • все поступки человек совершает, исходя из ограничений, которые ставит его совесть;
  • при всем восхищении жизнью Христа, это самый обычный человек со сверхкачествами;
  • бессмертие и существование душ — очень сомнительно;
  • смысл жизни кроется в самой жизни со всеми радостями, невзгодами и поставленными целями;
  • доказательства наличия Бога — дело времени, но пока их нет.

Философский анализ агностиков

Философский взгляд на агностицизм вывел И.Кант, который изучал это явление.

По мнению этого философа, познание реальности не представляется возможным в силу следующих причин:

  • возможности познания ограничены для человека из-за его природной сущности;
  • мир невозможно постичь в принципе, человеку доступна лишь внешняя область, но никак не внутренняя суть явлений.

Исходя из трудов таких философов, как Беркли и Юм, агностицизм можно характеризоваться следующими тезисами:

  • данное мировоззрение самым тесным образом связано со скептицизмом;
  • агностик не признаёт объективного знания, равно как и того, что мир можно постичь полностью;
  • познание Бога не представляется возможным из-за невозможности получения достоверной информации о нем.

Сейчас существует немало упрощенных вариантов понятия «агностик». Дошло до того, что многие считают, что агностицизм — это просто стремление к принятию своих собственных выводов. Причем эти выводы могут идти параллельно или вовсе опровергать общепринятые в обществе. Это очень удобно для конкретного человека, помогает ему обосновать нежелание придерживаться общепринятых мнений.

На самом же деле, агност никогда не будет придерживаться шаблонов в силу того, что обладает противоречивыми и независимыми взглядами.

Так же агностики никогда не считают себя правыми из-за минимального количества знаний, мотивации и ресурсов в определенной области.

Агностик и атеист

Не следует путать агностицизм с атеизмом — эти два понятия существенно отличаются:


  1. Агностик не может постоянно придерживаться какого-то одного факта в силу постоянно имеющихся сомнений. Сегодня это может быть одно, а завтра — кардинально другое. Он понимает, что в мире много нового, неизведанного и открыт для самой разной поступающей информации, она же заставляет его постоянно колебаться во мнениях. Атеист твердо стоит на том, что нет никаких высших сил. Такая личность полностью сформирована и тверда в атеистических убеждениях, которые не колеблет ни время, ни новые факты.
  2. Агностики по своей сути гуманисты и альтруисты, им важен человек, как таковой, со всеми своими потребностями. Агносты с пониманием относятся к верующим людям. Суть атеистов — это эгоизм, свои интересы у них всегда преобладают, и это может проявляться в агрессии к верующим людям, резком неприятии их веры.
  3. И агностик, и атеист не видят возможности доказать существование человеческой души. Разница заключается лишь в том, что первые ощущают ее в себе, а вторые отрицают и наличие даже своей собственной, так же как и загробной жизни.
  4. Несомненная разница присутствует и в отношении к традициям. Несмотря на то, что агностик не верит в Бога, ему не чужды все церковные празднования — он их любит и принимает. Атеист не признает подобных мероприятий в силу того, что они, по его субъективному мнению, навязывают ему веру.

Сам по себе человек при рождении не имеет никакой веры и со временем принимает ту, которая прививается ему с детства самим обществом.

Но считается, что каждый человек рожден агностиком или атеистом. И именно отсутствие веры как таковой — тот общий момент, который связывает и тех, и других.

Агностики не обладают абсолютной уверенностью в существовании Бога, они постоянно ищут доказательства этому, выдвигают гипотезы, проводят исследования. Это не дает никаких подтверждений, а лишь укрепляют их во мнении о том, что найти неопровержимые доказательства присутствия творца невозможно.

Почему люди становятся агностиками

Доводы в пользу агностицизма:

  1. Даже если какие-то вещи воздействуют на сознание человека, оно меняется только так, как заложено его природой. То есть, человек воспринимает все только со стороны тех изменений, которые эти вещи оказывают на его сознание.
  2. Человеческие ощущения — это область, закрытая для каких-то внешних вещей.
  3. Опыт человека имеет ограничения и конец: реальный мир шире того представления, которое о нем имеет конкретный человек. В связи с этим нет возможности делать истинные выводы.

Считается, что причинами, по которым человек начинает придерживаться агностицизма, являются:

  • сложность объекта познания (то есть существования Бога);
  • сложность самого процесса познания.

Источник: PsyMod.ru

Телеинтервью 1953 года. (What is an Agnostic? // Bertrand Russell: His works, vol. 11: Last Philosophical Testament, 1943-68. — ed. by J.G.Slater. — L.-N.Y.: Routledge, 1997).»

немного от себя:
позиция бертрана рассела-есть точка зрения и подход человека новой эпохи,когда не вера главенствует и задаёт заранее границы познаваемого,но когда исторический момент(отутствие инквизиции,большая демократичность к индивидуальным мнениям на путях самопознания и изучения мира и т.п.)позволяет открыто выразить свой индивидуальносубъективный взгляд на вещи.совсем недавно наука была частью религии,но теперь они просто не могут идти вместе-религиозные догматы основаны на вере,наука-на познании.религия была необходимой для выживания общества,сегодня её роль взяло на себя государство со своими со своими законодательными,судебными и исполнительными ветвями власти.раньше страсти общества контролировали жрецы религии,нынче-роботы чиновники.всё наше знание основано на восприятии мира посредством пяти органов чувств.накопленный сенсорный опыт и сделанные на её основе сугубо человеческие логические рассуждения веков человеческой цивилизации позволил развиться огромной базе данных,благодаря которой каждый момент времени можно делать изобретения типа достижений современной техники,рождения и реализация идей типа искусственного интелекта…ум человечества так наполнил себя мегаобъёмом постоянно получаемых сенсорных сигналов и их синтезом,что понятию бога в нём осталось место лишь как понятию…с другой стороны,ум не есть весь человек.сам расссел говорит о руководстве сердцем.и есть ещё бессмертная фраза:»познай самого себя».вот где и зарыта собака.как мы познаём мир?как знать,что реально,а что нет?ещё в античные времена люди понимали смысл этого утверждения.на мой взгляд точнее и ближе всего к ответам на вопросы гносеологии стоят буддисты.они отвечают на подобные вопросы примерно так:смотри не на вопрос,смотри на задающего.объективное знание-фикция,абстрактные философские суждения,софизм.да,мы достигли высот в математике,физике,химии…мы строим грандиозные сооружения,создаём ядерное оружие,планируем и реализуем планы по умертвлению рас или наций людей,видов флоры и фауны,..да,в плане ума человечество мнит себя богоподобным,но в плане мудрости…мы по-прежнему НЕ ЗНАЕМ САМИХ СЕБЯ,а потому и мир,бога,сущность всего и вся…лишь познавая самого себя можно прийти к истинным ответам.а когда приходишь-понимаешь,что реальность невыразима,она просто есть…что есть логика?ведь всего 5 органов чувст накопили информацию,ум сделал логический вывод и пошло поехало…рождение и накопление идей,понятий,представлений.сначало количество,затем качество…а если органов было бы 6,10,100..?если бы слуховой и зрительный и др.пороги чувствительности не были бы такими узкими каков бы был воспринимаемый нами мир?явно не трёхмерный,семицветный с 20 000 герцами для всего лишь одной пары ушей индивида…про бога я вообще не говорю,сама идея изменилась бы в корне…нет истинности познания без самопознания.опять же,согласен с расселом-слушай других,но вывод делай сам.так и про бога-кто тебе его «объективно» откроет-библия?коран?секта?родня?наука?чёрта с два!только ты сам!люди,которые ищут для себя ответы не будут никому верить,вера всего навсего инструмент,порой мощнейший(к примеру лечение с помощью плацебо),но не более чем один из методов самопознания и тем более не номер один.верить надо лишь своему сердцу(сначала веришь в ум,но с возрастом растущая мудрость показывает,что последний тоже всего лишь инструмент),иначе приходишь к хаосу или душевной пустоте,а познавать необходимо чистым восприятием,и чем более очистить пелену нажитых с годами шаблонных очков на мир и самого себя,тем чище восприятие,тем точнее ответы…в общем,без самопознания все ответы-лишь логика ума либо догматы веры,а позиция беспристрастного наблюдения близка агностику,потому близка и мне…я родился атеистом,потом считал себя верующим,чуть позже не мог понять «всемогущего» допустившего вещи типа холокоста,а на сегодняшний день каждому грамотному человеку ясно,что мир каждого человека-это мир его проекций,меняешь проекцию-меняется мнение,весь мир,ты сам…приходит понимание жизни соцсущества как игры,и те кто насытился этой игрой дуализма проекций ума начинает жаждать Свободы,и чем больше и глубже это осознаёшь,тем сильнее жажда,тем больше её цена…мы живём в исключительное время когда можно играть парадигмами,скажем,со скоростью одна в день,час или секунду…так зачем нам ограничивать себя пещерными мировоззрениями?без настоящего нет ни прошлого,ни будущего,так почему бы не отнестись к этому творчески?сколько можно штампованно запугивать самих себя и окружающих омертвевшими доисторическими парадигмами?!почему бы не просто жить,но жить творя?прямо зесь и прямо сейчас!мы творим жизнь всей нашей «реальной реальности»!либо как зомбороботы,либо как живые сотворцы друг друга и всего сущего!..

Источник: ShkolaZhizni.ru


Categories: Мир

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.