Пантеизм в философии направлен на отождествление Бога с тем, что находится за пределом творения человека: космосом, природой, Вселенной. Представители этого направления склонны считать, что Бога как личности не существует, а есть некий Разум. Пантеисты принимают все существующие вещи, как объекты с божественной сущностью.

Происхождение термина пантеизм

фото 893

Пантеизм в переводе с древнегреческого языка означает: «пан» — всякий, «теос» — Бог, божество. Название показывает, какой идеи придерживаются последователи учения. В этом понятии сосредоточена концепция о том, что Бог представляется людьми, не как личность Творца, а как Вселенная. Именно Вселенная, по мнению пантеистов, является основой всего, единой и святой субстанцией. В этой концепции нет места и превозношению человека, пантеисты не приемлют антропоцентризм. Философы-пантеисты делают упор на почтительном отношении к природе.

Сущность и история пантеизма


Название философского направления впервые озвучил Джозеф Рафсон в 1697 году. Он написал труд под названием «De Spatio Reali». Через 8 лет ирландский философ Джон Толанд уже на английском языке написал и описал этот термин. В этом труде он объяснил мнение людей, которые не верят в вечную личность, а святое естество приписывают только Вселенной.

Еще в античные времена, философы задумывались над тем, где берутся и кем контролируются признаки статичности природы Бога: бесконечность, неизменность, вечность, но в то же время подвижность и изменчивость природы мира. Многие последователи этого направления не делят Бога и мир.

Основные направления

Выделяют несколько направлений теории, по которым философское течение раскрывается с нескольких сторон:

  1. Пантеизм теомонистический — вечной и неизменной представляется некоторая Божественная субстанция. Представители этого направления наделяют полномочиями существования только Бога, мир природы при этом не может существовать самостоятельно.
  2. Физиомонистический — Божественной силой философы наделяют природу, которую они и называют «богом» всех людей. Этим они лишают Бога самостоятельности существования.
  3. Мистический — панентеизм. Это есть учение о том, что мир пребывает в Боге, но не Бог в нем. Мир понимается, как способ проявления сил и могущества Бога.
  4. Имманентно-трансцендентный — сторонники утверждают, что Бог проявляется через вещи.

Все эти теории основываются на взаимосвязи Божественной сущности, природы, Вселенной. Человек в этой связи занимает не первое место, а подчиняется некой субстанции, наделенной Божественной силой.

Формирование пантеизма со времен античности

Пантеизм, как направление философии, берет свое начало задолго до развития современного мира. Еще в античные времена были люди, которые придерживались теории этого направления. Человек всегда был склонен искать вселенский Разум, поскольку не мог контролировать внешние обстоятельства, природные явления. Были целые направления отдельных стран, которые по своей сущности соответствовали современному философскому течению:

  1. Древнеиндейский взгляд. Древние индуисты считали божество Брахман безличной сущностью, обладающей беспредельностью и постоянством. Эта сущность во Вселенной становится основанием всего живого, определяющим, что существовало, и будет потом существовать. В различных текстах Древней Индии можно увидеть, что Брахман находится в тесной взаимосвязи, единстве с миром.
  2. Древнекитайский взгляд. Даосизм практически повторяет основные постулаты современного философского пантеизма. В Древнем Китае известный мудрец Лао-Цзы написал труд «Дао дэ цзын», в котором описаны основные идеи отождествления Божественного Начала с миром. Для китайцев идея великого Разума сходна с жизненной дорогой. Они отождествляют Бога и путь, то есть божественность окружает людей в повседневной жизни, наблюдается в явлениях, имеющихся вещах.

  3. Африканские идеи. У народностей Африки свой взгляд на Вселенную и Разум, определяющих их существование. Народности Африки не придерживались четкого учения пантеизма, но в их верованиях прослеживались идеи этого направления, политеизма, анимизма. Они представляли несколько божественных существ, вещей, обладающих определенными духами. У них сохранялась вера в божественную сущность всего, что их окружает.

Пантеистическая философия раскрылась, как направление, когда стали приобретать популярность учения стоиков. Философы этого течения уверяли, что Космос является одним организмом, где все взаимосвязаны и равны между собой.

Иоанн Скотт представил общественности свою систему, где обозначил, что материя, разум и Бог — это одно и то же. В период с 5 по 13 века в философии развивались несколько направлений, противоречащих, или подтверждающих друг друга.

фото 894

В эпоху Возрождения опять начался рассвет философии равенства Бога и природы. В 16–17 века Вселенная стала пониматься, как бесконечная и «мыслящая». В это время, сущность Бога определяется материализмом. Известный философ Бруно написал трактат о том, что природа — это Бог в вещах. Поддержал его высказывания и Бенедикт Спиноза. Он делал акцент на том, что предметы нашего обычного мира, которые мы чувствуем и осознаем, являются элементами Божественного Существа. Все категории: протяженность, бесконечность, изменчивость или постоянство, принадлежат к атрибутам Бога.


Несмотря на то, что это направление в философии постоянно упоминает Божественную сущность, Бога, Великий Разум, многие ученые относят его к близкому атеизму учению. Считая Единого Бога первоосновой всего, пантеисты относят первооснову к динамичной материи. Это приводит к материализму, пониманию Божественного Существа, как некой материи. Когда представители пантеизма говорят о материальности Бога, об уменьшении Его роли в сотворении мира, поддержке простых людей, теряется смысл молитвенного общения с Ним и поклонения Ему. В результате философы-пантеисты выражают богоборческие и мятежные настроения, схожие с идеями атеистов.

Основные последователи течения

Представители пантеизма в разные времена разъясняли и дополняли пантеистическую философию. Среди них выделились особенно яркие личности, которые написали много трудов на тему о божественности природы.

  1. Джордано Бруно. Жил в эпоху Ренессанса, развивал учение о Боге и природе. Он утверждал, что Бог — это мировое целое, где совпадают мировой разум и мировая душа. Весь мир, по мнению философа, представляет собой постоянно живое и движимое нечто. Но Бруно пошел дальше представлений своей эпохи. Именно он начинает идею о великой и героической личности человека, мышление которого есть постоянно движущаяся основа. Именно его труды стали началом перехода философии Возрождения к философии Нового времени.

  2. Кузанский Николай. Немецкий философ, кардинал и ближайший советник папы Пия II. В своих трудах основывался на работах Коперника. Написал множество работ, последние его труды были одной тематики: отношения между Богом и природой, миром. Большая часть работ посвящена проблеме и способах познания людьми абсолюта. Ему принадлежат идеи: «творец и творение — одно и то же», «Бог есть центр, окружность, Он везде и нигде», «Бог в вещах, они в Нем». Кузанскому принадлежит мнение о том, что Бог остается непознаваемым.
  3. Парацельс Ауреол Теофраст — немецкий философ, врач. В природе он видел определенное живое целое, прослеживающееся в стихиях природы, устройстве живого организма, его функциях. Он утверждал, что у человека неограниченные возможности, если он находится в тесной взаимосвязи с природой. Природа, в свою очередь, имеет божественное происхождение.

фото 895

Современные идеи пантеизма

Современная философия пронизана идеями пантеизма. Это течения стало важным элементом многих теорий и религии. В современном мире некоторые идеи направления используют защитники природы, целью которых становится улучшение экологии и условий окружающей человека среды.


В конце 20 века в мировой философии появились общества основанные на таком течении, как «Мировое пантеистическое движение». Пантеизм хорош для восприятия обществом, как направление для охраны биосферы планеты от грубых вмешательств человеческой деятельности. На данный момент философское течение не воспринимается, как отдельная религия.

Источник: mystroimmir.ru

Представьте себе мир первобытного человека:

— Всё вокруг течёт, движется и меняется. Появляется, растёт и исчезает. Что-то пытается съесть тебя, а что-то старается не быть съеденным.

Внутренний механизм всех этих природных явлений тебе не известен. Но ты знаешь, что по собственному желанию можешь управлять своим телом. Хотя и не всегда, не во всём.

Это неминуемо наводит на мысль о том, что всё, что проявляет хоть какую-нибудь активность — так же обладает собственной волей, действует исходя из внутренних побуждений.

Так – вода всё время стремится убежать. Огонь всегда голоден. А земля может и проглотить, и извергнуть…

——————————————————————————

— Началом религиозного мировоззрения человека, на основе которого позже сформировался и пантеизм, можно считать первобытный анимизм — понимание нашими прапредками окружающих их явлений природы как проявления их (явлений) собственной воли.


#АНИМИЗМ (от лат. anima, animus – #душа, #дух) – #вера в души и духов. В этом значении термин был использован английским этнографом Э.Тайлором для описания верований, зародившихся в первобытную эпоху и лежащих, по его мнению, в основе любой религии. Согласно Тайлору, первый ряд анимистических верований возник в ходе размышлений древнего человека над такими явлениями, как сон, видения, болезнь, смерть, а также из переживаний транса и галлюцинаций, что привело к формированию представлений о душе, находящейся в теле человека и покидающей его время от времени, а в дальнейшем – о существовании души после смерти тела, о переселении душ в новые тела, о загробном мире и т.п. Второй ряд анимистических верований возник из присущего первобытным людям стремления к олицетворению и одухотворению окружающей действительности: все явления и предметы наделялись желаниями, волей, чувствами, мыслями и т.п. Отсюда возникла вера в отдельно существующих духов грозных сил природы, растений, животных, умерших предков, которая в ходе сложной эволюции трансформировалась из полидемонизма в политеизм, а затем и в монотеизм. Выдвинутую Тайлором формулу «анимизм есть минимум определения религии» широко использовали многие философы и религиеведы, однако критики ее отмечали, что религиозные верования т.н. «примитивных народов» часто не содержат в себе элементов анимизма; такие верования были названы «преанимистическими». Отмечалось также, что тайлоровская концепция «философствующего дикаря» не учитывает социальных и психологических причин возникновения религиозных верований. Несмотря на это, понятие анимизма сохранилось в современном религиеведении: анимистические верования рассматриваются как существенная составная часть всех религий мира


А.Н.Красников, Новая философская энциклопедия (http://iph.ras.ru/elib/0175.html)

Источник: vk.com

К середине XVI в. философия гуманизма и философия неоплатонизма выполнили свое назначение. На их место приходит натурфилософия. Она становится определяющим фактором развития философской мысли на пути становления ее суверенитета. Опираясь на достижения естествознания и ренессансного неоплатонизма, натурфилософия формирует новую картину мира, освобожденную от теологии. Основу ее метода составляет «рассмотрение природы, исходя из ее собственных начал».

Начало натурфилософии положил Бернардино Телезио (1509–1588). Получив классическое образование, Телезио основал академию. В отличие от Флорентийской академии, которая изучала и распространяла философское наследие античности, его академия занималась наблюдением и исследованием природы. Свою философскую доктрину Б. Телезио изложил в сочинении «О природе вещей согласно ее собственным началам» (Неаполь, 1565).

Уже в самом названии работы заложена исследовательская программа. Здесь и упоминание о материалистической традиции мыслителей античности, и заявка на новый метод — изучать природу в соответствии с ее собственными началами, заключенными в ней самой и из нее выводимыми. Божественное начало исключается из природы, отсутствует оно и в сфере философского анализа.


Формально Телезио признает Бога в качестве демиурга. Но естествоиспытателю нет никакого дела до акта творения. Его интересует природа, как она есть.

Поскольку в античной философии, а тем более в схоластике средневековья доминировала умозрительная методология, Б. Телезио противопоставил ей опытную методологию. Опыт, основанный на чувствах, ближе к конкретным явлениям и процессам природы, а посему только он может служить критерием истинности и составить основу естествознания. В заявке на опытную методологию у Телезио проявляется сенсуалистический

109

редукционизм и декларация без достаточного основания. И все же при оценке его учения нужно проявить определенную снисходительность, помня о том, что философия Б. Телезио — это первый шаг на пути эмансипации философии. Первые шаги самые трудные и не всегда безупречны. Это почувствовал и Б. Телезио, когда перешел от исследования конкретных вещей к осмыслению картины природы в целом; когда он столкнулся с тем, что качественная интерпретация природы доминирует над эмпирическим материалом, его количественными характеристиками. Оказалось, что «чувственная очевидность» не столь уж и очевидна.

Рассмотрение природы на основе ее «собственных начал» заставило Телезио отбросить аристотелевский принцип «движения от другого» и искать причину движения в самой природе. Такой причиной является «собственная сущность» природы. Небесные тела находятся в состоянии движения потому, что внутри они раскалены. Движение является состоянием огня.


Тепло выступает не только причиной движения, но и лежит в основе жизненного начала, составляет природный дух (спиритус). Налицо своеобразная форма гилозоизма.

Поскольку жизненному духу свойственно стремление к самосохранению, то оно составляет основу и человеческой морали. Все, что направлено на самосохранение своей природы, есть благо, а все, что направлено на ее разрушение, — зло.

Вклад в развитие натурфилософии эпохи Возрождения внес и Франческо Патрици (1529–1597). В своем сочинении «Перипатетические дискуссии» он стремится развенчать авторитет «средневекового» Аристотеля, развеять миф его исключительности и реабилитировать вместе с платонизмом все другие учения античной философии. Собственную позицию Патрици изложил в сочинении «Новая философия Вселенной». Преодолевая аристотелевский дуализм материи и формы, Патрици в качестве первоначала всех вещей указывает на «пространство, свет, тепло и поток».

110

Свет, тепло и поток в своей совокупности и есть живая, наделенная яркими красками, одушевленная материя. Что касается пространства, то оно субстанционально, а посему является первоосновой всяческого бытия.

Интерес представляет и его мысль о времени, характеристикой которого является длительность. Не время есть мера движения, а движение есть мера времени.

Через всеохватывающий и всепроникающий свет Патрици делает попытку обосновать единство мира и Бога. Свет исходит от Бога и пронизывает весь мир — от бестелесного божественного света в бесконечном пространстве до физического телесного, чувственно воспринимаемого света зрительного мира.

Основание натурфилософии Ф. Патрици составляет его учение о Едином. «Во всеобщности вещей по необходимости есть нечто Первое… Оно есть Начало вещей… оно есть Единое, и это Единое есть Благо, и это Благо есть Бог, и все эти пять — тождественны» (Горфункель А. X. Философия эпохи Возрождения. М., 1980. С. 256).

Единое и мир вещей пребывают в единении, ибо Вселенная это и есть сам Бог. В пантеистической трактовке Бог и божественность, будучи нематериальными, пребывают повсюду, придавая жизнь всему и всем. Следствием бесконечности Бога является бесконечность мира. Но последняя не совпадает с материальным миром. Она ограничена бестелесным божественным светом, переходящим в телесный свет физического, материального мира.

Движение телесных тел и движение материального мира Ф. Патрици объясняет их одушевленностью. Движение тождественно жизни. Природа в своем многообразии есть «не что иное, как единая жизнь всего мира».

Одушевленный космос, где в бесконечном пространстве, пронизанном светом и теплом, в бесконечном потоке рождается и гибнет конкретная действительность мира, — такова натурфилософская картина мира Ф. Патрици.

111

Пантеистическая натурфилософия Джордано Бруно (1548–1600) явилась апогеем развития философской мысли эпохи Возрождения. В ней воплотились гуманизм, стихийная диалектика и величие природы.

Пантеизм Дж. Бруно — «Бог есть бесконечное в конечном, он находится во всем и повсюду, не вне и над, но в качестве наиприсутствующего» — самая радикальная и бескомпромиссная натурфилософская система эпохи Возрождения.

Пантеизм Дж. Бруно не равен пантеизму Н. Кузанского. Последний, просчитав тенденции научно-технического прогресса, стремится спасти Бога, «растворив» его во Вселенной, лишая науку возможности исследовать Бога в качестве объекта познания. Дж. Бруно, «растворяя» Бога в природе, лишает церковь права целесообразного существования. Если нет Бога, над миром стоящего и диктующего ему свои законы, то, стало быть, нет и необходимости в церкви, как Божием земном представительстве. Ибо Бог во Вселенной, Бог в природе, Бог в нас.

Центральной категорией философии Дж. Бруно является Единое. Единое есть одновременно и причина бытия, и само бытие вещей. В Едином отождествляется сущность и существование. Единое бесконечно и беспредельно, оно есть все. В нем материя совпадает с формой, духовное с телесным, а действительность с возможностью.

У Аристотеля материя всего лишь субстрат, лишенный жизни и красок. Тогда как материя — начало и конец предметного мира. В ней возникают и гибнут формы, но вечно пребывает сама материя, как «беспричинная причина».

Способность материи к образованию форм Бруно именует Душой мира. Основу Души мира составляет всеобщий ум, как действующая причина. По отношению к материи он «внутренний художник», ибо формирует материю изнутри, обеспечивает ее жизненное начало, самодвижение.

Что касается пространства и времени, то они являются необходимым условием существования материи.

112

Пространство и время можно мыслить отдельно от материи, но нельзя оторвать их от движущейся материи. Такая позиция обеспечила Бруно возможность создавать новую космологию, сделать радикальные выводы из коперниковской концепции гелиоцентризма.

Признание естественного характера движения Земли и всех других небесных тел означало отказ от аристотелевского Перводвигателя, ибо движение от другого есть насильственное движение, чуждое природе, пребывающей в самодвижении. Во Вселенной все подвержено развитию, изменению и гибели. Миры рождаются и умирают.

Поскольку движение как самодвижение тождественно жизни, то Бруно высказывает мысль о существовании жизни на других планетах. Другое дело, что в каждом случае формы жизни могут иметь существенные различия, отличные от тех, которые имеют место на Земле.

Важным выводом космологии Дж. Бруно было учение о бесконечном пространстве, наполненном конечными мирами. Там нет перводвигателя, нет и деления на мир «тленный» и мир небесный, там нет и бестелесного света, ибо нет формы без материи, нет и пространства без тела. Движущаяся вокруг своей оси и вокруг Солнца Земля — лишь ничтожная «пылинка». Ни Земля, ни другие планеты не являются центром космоса. Во Вселенной вообще нет ни центра, ни границ. Понятия «центр», «верх», «низ» применимы лишь к отдельным ограниченным системам, но не к космосу, вечному и бесконечному. Во Вселенной возникают, развиваются, уничтожаются и рождаются бесчисленные миры. Наша солнечная система — одна лишь из бесчисленного множества других систем.

Гилозоизм Дж. Бруно накладывает свою печать и на учение о познании мира. Человеческий разум не противостоит природе, а выводится из нее. Задача разума заключается в том, чтобы логически отразить физическое, уяснив, что физическое есть образ метафизического мира Вселенной.

113

Предпосылкой познания является сомнение. Нельзя доверяться ни мнению большинства, ни традиционной мудрости, ни авторитетам, ни догмам веры. Единственным авторитетом должен быть разум и свободное исследование, где чувственный опыт проходит рациональную обработку. К чувственному восприятию мира Дж. Бруно также относится с предубеждением. Он полагает, что чувства могут только «возбуждать разум», обозначая дорогу к истине, но не демонстрируя саму истину. Недостаток чувственного ощущения в том, что оно не позволяет видеть «бесконечность… ибо бесконечное не может быть объектом чувств» (Бруно Д. Соч. М., 1949).

Поэтому в процессе познания на помощь чувствам приходит рассудок. Он осмысливает то, что воспринято чувствами, удержано памятью и воображением. Рассудок, опираясь на логику, выводит всеобщее из частного. Выше рассудка стоит интеллект. Он осмысливает результат логического рассуждения, рассматривает его внутренним зрением. Через систему умозаключений интеллект дает освещенную картину мира. Высшей способностью человеческого разума является ум (дух, интуиция). Проявлением этой высшей ступени познания является непосредственное созерцание Бога как Природы и Природы как Материи во всеобщем содержании.

Достоинство гносеологии Дж. Бруно заключается в том, что он не отрывает интуицию от других этапов познания, рассматривая познание как единый процесс, где ощущение становится воображением, воображение — рассудком, а рассудок — интеллектом. Познание есть непрерывный процесс восхождения к высшему созерцанию на уровне интеллектуальной интуиции.

В решении проблемы постижения истины Бруно отвергает как притязание теологии, так и компромиссное учение о «двоякой» истине. Истина едина и постигаема только философией. Все остальные притязания есть проявление невежества. В то же время Дж. Бруно отдает себе отчет, что подлинное познание бесконечно, ибо бесконечен объект познания — природа.

114

Догматической религиозности Дж. Бруно противопоставил философскую религиозность. Философская религиозность не получила признания со стороны католической церкви. 17 февраля 1600 г. Джордано Бруно был сожжен на костре на Поле Цветов в Риме.

Но его идеи получили дальнейшее развитие в философии Нового времени. Это понимание материи как объективной и активной сущности, независимой от Перводвигателя; это положение о бесконечности Природы, бесчисленности миров и о жизни на них; это элементы диалектики в таких вопросах, как учение о противоположностях, соотношение части и целого, понимание мира как единой целостности; это положение о движении как самодвижении материи в пространстве и времени и т. д.

Источник: www.e-reading.life

Следующей важной чертой первой научной картины мира был пантеизм – всебожие, или идея о том, что Бог находится не вне мира в виде какой-то личности, а в мире в качестве безличного начала, которое как бы растворено во всем, пронизывает собой все предметы и вещи. Поэтому правильнее было бы говорить, что в этом случае речь идет не столько о Боге, сколько о некоем духовном или разумном начале (сущности, принципе) Вселенной. Вспомним, что греческие философы, как правило, говоря об этом начале, не употребляли термина «Бог». У Пифагора, например, оно называется «число», у Ксенофана – «единый», у Гераклита – «Логос», у Аристотеля – «ум». Таким образом, применительно к пантеизму правильнее употреблять вместо понятия «Бог» термины «мировой разум», «душа Вселенной», «сознание космоса» или какие-нибудь еще в этом роде.

В пантеизме говорится о таком духовном начале мироздания, которое находится везде и во всем и поэтому нигде конкретно и представляет собой абсолютно все и поэтому ничто из известного нам и определенного. Это начало ниоткуда не взялось и никуда не может деться, у него нет никакой причины или же, иначе, оно – причина самого себя.

Именно наличие этого начала в мироздании, считали древние греки, делает его гармоничным, красивым и упорядоченным. Посмотрим вокруг себя – нас окружает мировой порядок: все части мира строго подогнаны одна к другой, все устроено разумно и целесообразно, будто по некоему генеральному плану. День строго сменяется ночью, весна – летом, из семян вырастают деревья и дают новые семена, планеты и звезды движутся по небосводу с точностью часового механизма. В природе ничего не бывает просто так или неизвестно зачем, наоборот, все существует для чего-то, с какой-то определенной целью. У любого растения есть корни, чтобы оно могло брать из земли влагу и минеральные вещества, необходимые ему для жизни, у него есть листва, чтобы поглощать энергию солнца и углекислый газ. А разве есть что-либо лишнее в человеческом организме, разве не разумно, даже гениально он устроен? Все в нашем мире продумано до мелочей. Возникает вопрос: могло ли все это мировое разнообразие само собой так грамотно и правильно организоваться, само по себе выстроиться в удивительно стройный порядок? Конечно же, не могло. Значит, надо признать наличие во Вселенной некой разумной силы, которая устроила всю видимую нами красоту и гармонию мира.

Эта сила по представлениям древних и является пантеистическим началом, пронизывающим Космос. Как у человека есть разум и душа, так они есть и у любого предмета, так же они есть у всего мироздания в целом. Мир одушевлен, считали древние, не только человек наделен разумом, но все вокруг него является и живым, и разумным. Поэтому весь мир – это как бы повторение человека в огромных масштабах, а человек – малая копия мироздания. По представлениям древних греков мир – грандиозный, живой и разумный организм, подобный человеку. Они называли Вселенную макрокосмосом (от греч. makros– «большой», kosmos– «мир») – большим миром, а человека – микрокосмосом (от греч. mikros– «маленький») – малым миром.

Такое представление о мироздании делает понятным бережное отношение наших далеких предков к окружающей их природе. Нельзя вредить живым существам, считали они, потому что у них, так же как и у человека, есть душа. Как нельзя причинять страдания себе подобному (то есть другому человеку), так нельзя причинять их любому организму вообще (будь то растение или животное), потому что все окружающее тоже подобно нам. Пифагор, например, говорил, что нельзя употреблять в пищу мяса, так как убийство животного равносильно убийству человека. А индийские аскеты пили воду через марлю, чтобы случайно не проглотить (и не погубить) какие-нибудь микроорганизмы, находящиеся в воде, и часами могли стоять неподвижно под палящими лучами солнца, чтобы случайно не наступить при передвижении на копошащихся в пыли насекомых.

Пантеистический взгляд на мироздание подчеркивал единство человека и всего, что его окружает.

Следующая глава >

Источник: fil.wikireading.ru


Categories: Мир

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.