1. Термин, происходящий от греческих слов phileo — любовь и sophia — мудрость — это ….. .

философия

2. Учение об общих принципах бытия, познания и отношения человека и мира — это ….. .

философия

3. Совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека — это ….. .

мировоззрение

4. Мыслитель первым объяснивший слово «философ» — это ….. .

Пифагор

5. Смысл философии, согласно Пифагору, — в поиске — ….. .

истины

6. Главная задача философа — умение доказывать то, что он сам считает правильным и выгодным считали — ….. .

софисты

7. Последователи философской школы античности, утверждавшие, что важнейшее умение философа — доказывать то, что он считает выгодным и правильным:

Софисты

8. Рассуждение, построенное на подмене понятий, ложных доводах и посылках — это ….. .


софизм

9. Философия представляет собой «знание и понимание ради самого знания и понимания» считал:

Аристотель

10. Познание вечных и абсолютных истин под силу лишь философам, которые от рождения наделены соответствующей мудрой душой, считал:

Платон

11. Автор высказывания «…смерть, не имеет к нам никакого отношения; когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает, то нас уже нет» — это …

Эпикур

12. Первый элементарный вид отражения действительности — это ….. .

ощущение

13. Наиболее глубинное отражение действительности происходит посредством ….. .

понятия

14. Философское направление, объясняющее все из материи как первого источника всех вещей —

материализм

15. Философское направление, выводящее все из одного духа, объясняющее возникновение материи из духа или подчиняющее ему материю — это ….. .

идеализм

16. Разновидность идеализма, провозглашающая независимость идеального начала, не только от материи, но и от сознания человека:

объективный

17. Разновидность идеализма, утверждающая зависимость внешнего мира, его свойств и отношений от сознания человека:

субъективный


18. Идеалистическое направление, по которому законы бытия определяются законами логики — это

панлогизм

19. Идеалистическое направление, отрицающее возможность разумного и логического познания действительности — это ….. .

иррационализм

20. Разумное и логическое познание действительности невозможно, утверждает:

иррационализм

21. Крайняя форма субъективного идеализма, согласно которой с достоверностью можно говорить лишь о существовании моего собственного «Я» и моих ощущений — это ….. .

солипсизм

22. Существую только «Я» и мои ощущения, утверждает:

солипсизм

23. Мировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности- это ……

субъективизм

24. Философское направление, представители которого признавали бога, как мировой разум сотворивший природу и придавший ее движение, но не вмешивающийся в ее бытие — это ……

деизм

25. Представление о боге, как мировом разуме, сотворившем природу, но вмешивающемся в ее бытие характерно для:

деизма

26.Философская концепция, согласно которой мир имеет одно начало — материальное или духовное —

монизм

27. Мир имеет или материальное начало, или духовное, утверждает …

монизм


28. Философское учение, утверждающее равноправие двух первоначал — материального и духовного —

дуализм

29. Материальное и духовное первоначала мира равноправны, утверждает …

дуализм

31. Существует множество исходных оснований и начал бытия, утверждает:

плюрализм

32. Направление философской мысли, утверждавшее, что мир принципиально не познаваем — это ..

агностицизм 33. Мир принципиально не познаваем, утверждает:

агностицизм

34. Философское направление, отрицающее возможность достоверного знания — это ….. .

скептицизм

35. Достоверное знание о мире не возможно, утверждает :

скептицизм

36. Система приемов теоретического и практического освоения действительности, способ построения и обоснования системы философского знания — это ….. .

метод

37. Методологический принцип, заключающийся в признании относительности, условности и субъективности познания — это ….. .

релятивизм

38. Познание относительно, условно и субъективно, утверждает:

релятивизм

39. Методологический принцип, согласно которому сложные явления могут быть полностью объяснены на основе законов, свойственных более простым — это ….. .

редукционизм

40. Принцип сведения сложного к простому в познании- это … .


редукционизм

41. Методологический принцип, согласно которому ощущения, восприятия — основа и главная форма достоверного познания — это ….. .

сенсуализм

42. Ощущение и восприятие есть основа и главная форма достоверного познания, утверждает …

сенсуализм

43. Философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей — это …..

рационализм

44. Разум есть основа познания и поведения людей, утверждает :

рационализм

45. Философское направление, отрицающее или ограничивающее роль разума в познании, выдвигая на первый план волю, созерцание, чувство, интуицию- это ….. .

иррационализм

46. Функция философии, связанная с абстрактно-теоретическим, понятийным объяснением мира:

мировоззренческая

47. Функция философии, в которой философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности :

методологическая

48. Функция философии, подвергающая все сомнению:

критическая

49. Функция философии, связанная с исследованием социальных, нравственных, эстетических, идеологических и др. ценностей:

аксиологическая

50. Функция философии, объясняющая общественное бытие и способствующая его материальному и духовному изменению:


социальная

51. Уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ — это ….. .

антропоморфизм

52. Наделение человеческими качествами окружающей природы:

антропоморфизм

53. Собрание древнеиндийских источников (кон. II — нач. I тыс. до н. э.), сборники гимнов в честь богов — это ….. .

Веды

54. Религиозное течение древней Индии, с которым связывают начало формирования философского мышления — это ….. .

брахманизм

55. Начало формирования философского мышления в Древней Индии положил … .

брахманизм

56. Одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, космическое духовное начало, безличный абсолют, лежащий в основе всего существующего- ….. .

брахман

57. Космическое духовное начало, безличный абсолют с индийской философии:

брахман

58. Одно из центральных понятий индийской философии и религии индуизма, индивидуальное духовное начало — это ….. .

атман

59. Индивидуальное духовное начало в индийской философии- это …

атман

60. Одно из основных понятий индийской религии и религиозной философии, перевоплощение души или личности в цепи новых рождений по закону кармы — это ….. .


сансара

61. Перевоплощение души или личности в цепи новых рождений по закону кармы в индийской философии- это …

сансара

62. Закон воздаяния в индийской религии и религиозной философии, определяющий характер нового рождения перевоплощения- это ….. .

карма

63. Закон, определяющий характер нового перевоплощения в индийской философии- это …

карма

64. Состояние «освобождения» от бесконечных перевоплощений в индийской философии- это ….. .

мокша

65. Цель человеческих стремлений, состояние «освобождения» от бесконечных перевоплощений в индийской философии.

мокша

66. Направление в этике, утверждающее наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения — это ….. .

гедонизм

67. Наслаждение, удовольствие как высшую цель и основной мотив человеческого поведения утверждает :

гедонизм

68. Материалистическое учение в Древней и Средневековой Индии:

чарвака

69. Центральное понятие буддизма и джайнизма, означающее высшее состояние, цель человеческих стремлений- это ….. ..

нирвана

70. Высшее состояние, цель человеческих стремлений в буддизме:

нирвана


71. Имя основателя буддизма, означающее пробужденный, просветленный — ….. .

Будда

72. Практика углубленной психической сосредоточенности и отрешенности от внешних объектов и внутренних переживаний — ….. .

медитация

73. Понятие древнекитайской философии, обозначающее мужское, светлое и активное начало — …

Ян

74. Понятие древнекитайской философии, обозначающее женское, темное и пассивное начало — …

Инь

75. Центральное понятие философии Конфуция, обозначающее высшую добродетель, милосердие —

жэнь

76. Понятие философии Конфуция, обозначающее уважение и почтительность к родителям и старшим —

сяо

77. Философско-религиозное направление в Китае, основателем которого считается Лао-цзы — .. .

даосизм

78. Категория китайской философии, обозначающая путь нравственного совершенствования, совокупность морально-этических норм, закономерность сущего — ….. .

Дао

79. Время возникновения философии … до н. э.

кон. VII — нач. VI в.

80. Хронологические рамки античной философии:

VII в. до н. э. — V в.

81. Хронологические рамки эллинского периода античной философии … вв. до н. э.

VIIIV


82. Классический период древнегреческой философии … в. до н. э.

IV

83. Основные характерные черты эллинистического периода:

космологизм онтологизм

84. Хронологические рамки эллинистическо-римского периода античной философии:

III в. до н. э. — V в. н. э.

85. Первая философская школа Древней Греции:

милетская

86. Город, в котором возникла первая философская школа Древней Греции — ….. .

Милес

87. Представители милетской школы в античной философии:

Фалес Анаксимен Анаксимандр

88. Проблема, выдвинутая представителями милетской школы античной философии:

первоначала

89. Первоначалом сущего считал воду:

Фалес

90. Философ, утверждавший в качестве первоначала воду:

Фалес

92. Философ, утверждавший в качестве первоначала воздух — ….. .

Анаксимен

91. Первоначалом сущего считал воздух:

Анаксимен

93. Первоначалом сущего считал огонь:

Гераклит

94. Философ, утверждавший в качестве первоначала огонь:

Гераклит

95. Философ, предложивший считать вечными неизменными первовеществами землю, воду, воздух и огонь:

Эмпедокл

96. Понятие античной философии, обозначающее «слово», «смысл», разумный принцип, управляющий миром — ….. .


логос

97. Понятие, введенное античным философом Анаксимандром, для обозначения первоначала — …..

апейрон

98. Первоначалом сущего считал апейрон:

Анаксимандр

99. Понятие, которым пользовались последователи Пифагора для обозначения первоначала- ….. .

число

100. Античный автор диалектического высказывания «…все рождается через распрю и по необходимости»- ….. .

Гераклит

101. Понятие древнегреческой философии, характеризующее организованность космоса, в противоположность хаосу — ….. .

гармония

102. Античный автор высказывания «нельзя дважды войти в одну и ту же реку»- ….. .

Гераклит

103. Античный философ, утверждавший, что бытие и небытие неразрывны:

Гераклит

104. Представители элейской школы античной философии:

Ксенофан Парменид Зенон

105. Античный автор тезиса: «Есть бытие, а небытия вовсе нету…» :

Парменид

106. Автор высказывания: «Одно и то же есть мысль и бытие…» :

Парменид

107. Элейский мыслитель — автор знаменитых апорий — …

Зенон

108. Гераклит утверждал, что мир находится в вечном ….. .


движении

109. Мир находится в вечном движении утверждал:

Гераклит

110. Главное следствие из онтологии Парменида — бытию не свойственно- ….. .

движение

111. Гераклит в качестве онтологической основы полагал:

огонь

112. Античный философ, считавший, что движение невозможно:

Зенон

113. Античный философ, представлявший бытие в виде мельчайших, неделимых, невидимых частиц —

Демокрит

114. Бытие состоит из мельчайших, неделимых, невидимых частиц считал:

Демокрит

115. Понятие, использованное Демокритом для обозначения неделимых материальных элементов — .

атом

116. Понятие, обозначающее, по Демокриту, небытие — ….. .

пустота

117. Онтологическая концепция, разработанная античными философами Левкиппом и Демокритом — .

атомизм

118. Философское направление развитое во взглядах Демокрита:

атомизм

119. Создатель атомистической теории:

Демокрит

120. Пифагор утверждал, что …

мир есть гармония чисел

121. Философ-софист :

Протагор

122. Античный автор тезиса «человек — мера всех вещей»:

Протагор

123. «Человек — мера всех вещей» — утверждал …

Протагор

124. Философы, выдвинувшие тезис «человек — мера всех вещей»:

софисты

125. Представители афинской школы философии :

Сократ Платон Аристотель

126. Злые поступки, согласно Сократу, являются следствием :

человеческого незнания

127. Понятие «софия» в эпоху античности:

мудрость

128. Древнегреческий философ, связавший добродетель со знанием:

Сократ

129. По Платону бытие делится на мир вещей, материю и мир — ….. .

идей

130. Истинным бытием по Платону является :

мир идей

131. Античный мыслитель, считавший высшей идеей идею «блага»:

Платон

132. Форма государственного правления наиболее неприемлемая с точки зрения Платона:

демократия

133. Науку о сущем, причинах и началах Аристотель называл … философией

первой

134. Науку о природе Аристотель называл … философией

второй

135. Термин, обозначающий первую философию, по Аристотелю, предмет которой умопостигаемые сверхчувственные вечные сущности — ….. .

метафизика

136. Философское учение, приписывающее процессам и явлениям природы целесообразность- ….. .

телеология

137. Процессы и явления природы имеют целесообразность, утверждает:

телеология

138. Представители философской школы киников:

Антисфен Диоген

139. Философские школы эллинистическо-римского периода:

эпикуреизм стоицизм скептицизм

140. Основоположники кинизма:

Антисфен Диоген

141. Философия кинизма призывала к …

отказу от удовольствий

142. Свобода для киников — это …

отказ от норм поведения

143. Философская дисциплина, изучающая мораль, нравственность — ….. .

этика

144. Античный философ, разрабатывавший проблемы счастья, свободы человека, преодоления им страха перед смертью и богами:

Эпикур

145. Этическое учение Эпикура можно определить как этику …

свободы

146. Эпикур под наслаждением понимал …

свободу от страданий тела и смятений души

147. Основной принцип индивидуалистической этики Эпикура:»Живи …»

незаметно

148. Философ, чей девиз был «живи незаметно»:

Эпикур

149. Понятие, означающее невозмутимость духа — ….. .

атараксия

150. Понятие «атараксия» означает :

невозмутимость духа

151. Основатель учения стоиков:

Зенон из Китеона

152. Хронологические рамки раннего стоицизма:

III-II вв. до н. э.

153. Представители раннего стоицизма:

Зенон Хрисипп

154. Хронологические рамки среднего стоицизма:

II-I вв. до н. э.

155. Представители среднего стоицизма:

Панеций Посидоний

156. Хронологические рамки позднего стоицизма:

III вв. н. э.

157. Представители позднего стоицизма:

Сенека Марк Аврелий

158. Философ — идеал стоиков:

Диоген Синопский

159. Учение, отождествляющие Бога и мир в целом — ….. .

пантеизм

160. Бога и мировое целое отождествляет:

пантеизм

161. Гражданин единого мирового государства, в философии стоиков — ….. .

космополит

162. Основное понятие этики стоицизма, полная свобода души от страстей и аффектов — ….. .

апатия

163. Сила, управляющая миром, в философии стоиков — ….. .

фатум

164. Философ стоик, полагавший, что при безнадежной запутанности в противоречиях человек должен добровольно уходить из жизни:

Марк Аврелий

165. Философская школа античности, характеризующаяся сомнением в возможностях познания — .. .

скептицизм

166. Основатель скептицизма:

Пиррон

167. Основатель неоплатонизма:

Плотин

168. Высшая ступень бытия по Плотину:

Единое

169. Хронологические рамки европейского средневековья — … вв.

VXV

170. Представители средневековой философии:

Аврелий Августин (+) Фома Аквинский

171. Представители средневековой философии:

Иоанн Росцеллин (+) Уильям Оккам

172. Совокупность религиозных доктрин и учений о сущности и действии Бога — ….. .

теология

173. Термин, обозначающий совокупность теологических, философских и политико-социологических доктрин христианских мыслителей I-VII вв — это ….. .

патристика

174. Хронологические рамки патристики … вв.

IVII

175. Учение о человеке — это ….. .

антропология

176. Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению к …

богословию

177. Основная задача средневековой философии состояла в …

защите веры, ответе на вопрос о существовании Бога

178. Вера противопоставлялась в средневековье …

разуму

179. Теоцентризм — мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве …

бога

180. Тип религиозной средневековой философии, характеризующийся соединением догматических предпосылок с рационалистической методикой — ….. .

схоластика

181. Хронологические рамки схоластики — … вв.

IX-XV

182. Средневековый автор произведения «О граде Божием»:

Аврелий Августин

183. Логика Аристотеля активно использовалась средневековыми мыслителями для …

обоснования догматов веры

184. Умонастроение характерное для средневековой философии:

дуализм

185. Крупнейший философ периода патристики:

Аврелий Августин

186. Время по Аврелию Августину …

существует в нашем уме

187. Социальная философия Аврелия Августина базировалась на представлении о …

целенаправленности истории

188. Высшая человеческая способность, по Аврелию Августину:

вера в Бога

189. Наиболее видный представитель зрелой схоластики:

Фома Аквинский

190. Учение Фомы Аквинского и основанное им направление католической философии и теологии — .

томизм

191. Философская школа в современном католицизме, исходящая из учения Фомы Аквинского — …..

неотомизм

192. Средневековый автор изречения «верую, чтобы понимать» — …

Августин Блаженный

193. Термин, обозначавший в средневековой философии общие понятия — ….. .

универсализм

194. Направление средневековой философии, утверждавшее, что универсалии существуют независимо от сознания — ….. .

реализм

195. Универсалии существуют независимо от сознания, утверждал в средневековой философии …

реализм

196. Направление средневековой философии, отрицавшее реальное существование общих понятий, считая их лишь словесными обозначениями — ….. .

номинализм

197. Представители номинализма в средневековой философии:

Иоанн Росцеллин(+) Уильям Оккам

198. Направление средневековой философии, утверждавшее, что универсалии — чисто мыслительные образования, существующие в уме человека — ….. .

концептуализм

199. Представители византийской средневековой философии:

Василий Великий+) Григорий Богослов(+) Иоанн Дамаскин

200. Понятие, характеризующее мировосприятие восточных отцов церкви:

символизм

201. Ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества — это ….. .

аскетизм

202. Время возникновения арабской философии … в.

VII

203. Аверроэс считал, что …

душа смертна

204. Философ средневековья создатель концепции «двойственной истины»:

Аверроэс

205. Эпоха в истории европейских стран, переходная от средних веков к новому времени, характеризующаяся восстановлением идеалов античности — ….. .

Возрождение

206. Хронологические рамки эпохи Возрождения — … вв.

XIV-XVII

207. Ценность человеческой деятельности для гуманистов эпохи Возрождения определялась…

личными заслугами

208. Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит противопоставление отдельного индивида обществу — ….. .

индивидуализм

209. Тип мировоззрения, характерный для эпохи Возрождения, в основе которого лежит признание ценности человека как личности — ….. .

гуманизм

210. Светская мировоззренческая позиция эпохи Возрождения, противостоявшая схоластике и духовному господству церкви:

гуманизм

211. Умонастроение преобладавшее в эпоху Возрождения:

гуманизм

212. Термин «возрождение» означает восстановление интереса к …

античности

213. Тип мировоззрения, согласно которому человек есть центр и высшая цель мироздания — …..

антропоцентризм

214. Характерная черта Ренессанса:

антропоцентризм

215. Основной объект исследования, мера вещей и отношений при антропоцентризме:

человек

216. Пантеизм объединяет и отождествляет …

Бога и природу

217. Родоначальник гуманизма в эпоху Возрождения:

Петрарка

218. Воззрения, направленные против притязаний церкви и духовенства на господство в обществе:

антиклерикализм

219. Антисхоластичность, как характерная черта эпохи Возрождения, выразилось в …

критике средневековой философии

220. Фамилия основателя протестантизма — ….. .

Лютер

221. Общественное движение XVI века, принявшее религиозную форму борьбы против католического учения и церкви- ….. .

Реформация

222. Направление в христианстве, появившееся в результате Реформации — ….. .

протестантизм

223. Теоретики реформации:

Кальвин Лютер Цвингли

224. Протестантская этика провозгласила угодным Богу делом:

предпринимательскую деятельность

225. Крупный социальный философ эпохи Возрождени:

Макиавелли

226. Изображение идеального общественного строя, лишенное научного обоснования, содержащее нереальные планы социальных преобразований — ….. .

утопия

227. Название произведения Т. Мора, содержащее описание страны — образца общественного устройства — ….. .

Утопия

228. Важная черта идеального государства Т. Мора — отсутствие …

частной собственности

229. Автор утопического произведения эпохи Возрождения «Город Солнца»:

Кампанелла

230. Религиозная позиция Кузанского:

пантеизм

231. Кузанский считал, что человеческое познание …

беспредельно

232. Характеристика Вселенной в философии Бруно:

бесконечность

233. Эпоха Нового времени в философии начинается с … в.

XVII

234. Представители философии Нового времени:

Френсис Бекон Рене Декарт Джон Локк

235. Учение Николая Коперника — ….. .

гелиоцентризм

236. Систематическое обоснование гелиоцентрической системы мира дал …

Галилео Галилей

237. Естественный порядок Вселенной, по определению Галилея, выражает …

математика

238. Отрасль науки, развитию которой способствовала деятельность философов Нового времени — .

естествознание

239. Философское направление, определяющее источником знания научно организованный опыт или эксперимент- ….. .

эмпиризм

240. Родоначальник эмпиризма:

Френсис Бекон

241. Причины возникновения вида заблуждений »призраки рода», по Бекону:

несовершенство органов чувств

242. Причины возникновения вида заблуждений »призраки пещеры», по Бекону:

особенности воспитания

243. Причины возникновения вида заблуждений »призраки рынка», по Бекону:

особенности социальной жизни

244. Причины возникновения вида заблуждений »призраки театра», по Бекону:

слепая вера в авторитеты

245. Метод истинного познания, по Бекону — ….. .

индукция

246. Наука, обусловившая особенности рационализма XVII в. — ….. .

математика

247. Философское направление, на позиции которого опирался Р. Декарт:

скептицизм

248. Онтология Б. Спинозы:

монистическая

249. Дуалистическая философия характерна для …

Декарта

250. Окружающий человека предметный мир представляет собой, по мнению Спинозы — ….. .

модусы

251. Способ познания, у Спинозы, предоставляющий адекватное знание:

интуиция

252. Простая неделимая субстанция, согласно Лейбницу — ….. .

монада

253. Теория познания, разработанная Дж. Локком- ….. .

сенсуализм

254. Критик материалистического сенсуализма в XVII веке:

Джордж Беркли

255. Существовать, значит быть воспринимаемым, считал :

Джордж Беркли

256. Центральная философская проблема Д. Юма:

познание

257. Социально-политические мыслители XVII века:

Т. Гоббс Д. Локк

258. Философ, рассматривавший общественные явления с позиции механистического материализма:

Т. Гоббс

259. Философ, считавший естественным состоянием «войну всех против всех»:

Т. Гоббс

260. Основные неотчуждаемые, естественные права человека, по Дж. Локку:

жизнь свобода собственность

261. Верховная власть, по определению Дж. Локка:

законодательная

262. Последователи социально-политических концепций Т. Гоббса и Дж. Локка:

Ш. Монтескье Ж.-Ж. Руссо

263. Время расцвета просветительской мысли во Франции:

40 -е гг. XVIII в.

Источник: studfile.net

Фалес

Фалес — один из семи античных мудрецов, философ, математик. Он занимался купеческой деятельностью и  много путешествовал. Фалес сделал предсказание солнечного затмения, которое наблюдалось  в Греции в 585 г. до н. э., объяснил причины разлива Нила, ввел понятие года и разделил год на 365 дней, сконструировал модель небесной сферы.

Из своих представлений о мире Фалес сделал вывод, что вода является первоначалом всего. У Фалеса вода являлась разумной и божественной. Философ отмечал, что вода необходима как живым организмам, так и неживой природе, под влиянием воды тела меняют размеры.

Источником самодвижения Фалес считал душу. Он утверждал, что душа есть как в одушевленных, так и в неодушевленных телах (приводил в пример — магнит и янтарь). Фалес был первым философом, который объявил душу бессмертной.   

Анаксимандр

Анаксимандр был учеником Фалеса и выдающимся мыслителем своего времени. Он отличался своими математическими и географическими знаниями, продолжил самостоятельно начатую Фалесом космологическую теорию. Анаксимандр считается греческим прозаиком и первым философским писателем.

В отличие от философов, которые выбирали качественно определенное первоначало (Фалес – воду, Анаксимен – воздух), Анаксимандр выбрал неопределенно-бескачественное материальное начало. Он считал, что, если есть различные стихии и каждую из них кто-то производит в ранг первоначала, то, с одной стороны, эти стихии находятся в равном положении, а с другой – каждая из стихий, которая предлагается  в качестве первоначала, неоправданно предпочитается другой. 

Анаксимандр обращается к абстракции материального первоначала – ее бескачественности. Он  ввел  понятие «начало всего сущего» — архэ. Под основой всего сущего Анаксимандр понимал апейрон. Апейрон безграничен и бесконечен. Как субстанциональное начало он является  основой взаимопревращения стихий. Понятие апейрон распространяется на самые разные явления природы, микро- и макрокосмос,  процессы познания.

Из апейрона Анаксимандр выделял основные противоположности, взаимодействие между которыми образуют вещи и миры — это холодное и тёплое, затем влажное и сухое. Так из сухого и холодного образуется земля, из влажного и холодного – вода, из влажного и горячего – воздух, из сухого и горячего – огонь.

Анаксимандр считал, что  в центре Вселенной находится Земля, которая имеет цилиндрическую форму. Вокруг Земли расположены огненные кольца («ободы»), в которых находятся звезды в последовательном удалении  от Земли —  Луна и Солнце. Когда эти огненные кольца вращаются вокруг Земли, то через отверстия в кольцах  люди могут видеть небесные тела. Земля равноудалена  от всех точек в пространстве, и поэтому она  не двигается.

Анаксимандр помещает космос в математизированное пространство, которое определяется геометрическими отношениями. 

По представлениям философа, Земля находилась в жидком состоянии, после частичного высыхании на ее поверхности появились живые существа. Люди первоначально зародились в воде и были покрыты чешуей, как рыбы, затем они вышли на сушу.

Анаксимен

Анаксимен —  философ-материалист, стихийный диалектик. Его больше всего  интересовала астрономия и метеорология. 

Анаксимен был убежден, что существует  неограниченная во времени и пространстве материя. Все вещи созданы из одной первоосновы. Этой первоосновой Анаксимен считал воздух

Анаксимен считал ошибочными положения Анаксимандра об апейроне, т.к. апейрон не наблюдаем, а воздух мы можем наблюдать (разрежаясь, воздух становится огнём, сгущаясь – ветром, затем —  облаком и т.п.). Если воздух преобразуется  в другие вещества, по мнению Анаксимена, он становится виден. Так он открыл закон перехода количества в качество.

Для Анаксимена Земля располагалась в центре мироздания, находясь в покое из-за влияния равнодействующих сил. Анаксимен считал, что Земля не одна во Вселенной, т.е. предполагал наличие других планет. По мнению Анаксимена, все небесные тела плоские как лист и имеют под собой опору в виде лежащего под ними воздуха. Благодаря плоской форме «Земля не рассекает находящейся под ней воздух, а запирает его, а он, лишённый пространства, достаточного для перемещения, остаётся неподвижен».

Источник: Zaochnik.com

Александр Семенов

Философия. Краткая история

Вступление

Зачем нужна еще одна книга по истории философии, когда полки книжных магазинов буквально ломятся от изданий соответствующего рода? Казалось бы, бери любую и изучай на здоровье философские системы выдающихся мыслителей. Но проблема в том, что можно буквально по пальцам пересчитать книги, способные помочь новичку, едва начинающему «грызть гранит» этой нелегкой науки. Большинство изданий по истории философии написаны авторами как бы для самих себя. Даже самые простые и ясные вещи там излагаются языком, перенасыщенным сложными понятиями, специальными терминами и наукообразными оборотами. Подобные работы подразумевают определенную осведомленность читателя в философских вопросах, его умение разбираться в особенностях тех или иных учений. Словом, такие книги фактически рассчитаны на специалистов. Так где же выход? Ведь человеку, делающему свои первые шаги в философии, крайне тяжело начинать с литературы для профессионалов. Ему нужны принципиально иные справочные издания, написанные ясно, легко и доступно. Книга, которую вы держите в руках, стала одним из первых опытов создания такой литературы.

Автор попытался осуществить синтез сразу нескольких жанров – словаря, справочника и учебного пособия. Выбрав около сотни наиболее значимых для истории философии мыслителей, мы расположили их в хронологическом порядке. В этом и заключен основной смысл книги – создать цельную, непротиворечивую и последовательную концепцию развития всемирной философской мысли.

Изложение философской концепции каждого мыслителя, как правило, предваряется его кратким жизнеописанием. В каждой философской системе автор попытался выделить наиболее важные идеи и объяснить их в максимально доступной форме. В конце книги автор счел необходимым поместить небольшой справочный материал по основным понятиям, категориям и терминам, а также дать краткие характеристики и определения важнейших философских школ и направлений.

Автор далек от мысли, что этот «первый блин» целиком и полностью удался, но надеется, что он и не «вышел комом». Понятно, что ни одна книга в мире не может устроить абсолютно всех, особенно если это не художественная, а специальная литература. Кому-то из профессиональных философов данная книга может показаться слишком легковесной, кого-то не вполне удовлетворит подбор имен, кто-то останется недоволен краткостью справочного материала… Но хотелось бы повторить и подчеркнуть еще раз: книга написана для начинающих, а не для профессионалов! При этом автор попытался избежать популяризаторства и упрощенчества, стараясь по возможности полно и добросовестно осветить историю философской мысли. В какой степени это удалось – судить читателю.

Восточная философия

В VI–V вв. до н. э. мировая цивилизация пережила самый настоящий интеллектуальный бум. Именно в этот период сразу в трех очагах древней мировой культуры – в Индии, Китае и Греции – появились выдающиеся мыслители и религиозные деятели, давшие начало величайшим религиозно-философским учениям человечества.

В ряду причин, приведших к зарождению восточной философии, можно перечислить следующие:

1. Ослабление родоплеменных отношений и появление первых государств.

2. Связанный с этим кризис общепринятых морально-нравственных установок.

3. Усиление критического духа и рост научных представлений и знаний.

4. Возникновение оппозиционных настроений в отношении традиционной религии.

5. Развитие ремесел и торговли.

Индия

Первые зачатки философского мышления в Индии появились в глубокой древности – примерно в 2500–2000 гг. до н. э. Они содержатся уже в религиозных текстах, в Ведах, где наряду с гимнами в честь индийских богов появляются сутры – выраженные в мифопоэтической форме идеи бытия, времени, пространства, первовещества, причины и т. п., касающиеся в основном проблем осмысления традиционной индийской религии – брахманизма. В течение длительного периода складывались религиозно-философские комментарии к Ведам – Упанишады, где находили отражение многие проблемы находящейся в становлении индийской философии, историю развития которой принято условно делить на три основных периода:

1. Ведийский период: 2500–500 гг. до н. э.

2. Классический (брахмано-буддийский) период: 500 г. до н. э. – 1000 г. н. э.

3. Послеклассический период: 1000 г. – Новое время.

С некоторого времени также сложилась традиция делить все философские школы Индии на т. н. ортодоксальные, т. е. признающие авторитет Вед и Упанишад, и неортодоксальные, т. е. не признающие их авторитетными источниками познания истины. К первым принято относить шесть основных философских школ: Санкхья, Йога, Ньяя, Вайшешика, Миманса и Веданта. Ко вторым – Локаята (Чарвака) и Адживика, а также течения, представленные в форме религиозно-философских учений: буддизма и джайнизма. В целом, все индийские философские школы выгодно отличаются органической общностью морально-нравственных и духовных взглядов, постоянным взаимообогащением и стремлением к дальнейшему совершенствованию. Хотя становление и развитие их проходило в непрерывных теоретических диспутах, они все же не переступали дозволенных приличием границ и сопровождались высоким уровнем терпимости в отношении друг к другу, что вытекало из особенностей самой индийской философии в целом. Согласно традиционным взглядам индийских мудрецов, целью философского познания мира является не чистая теория или простое любопытство, а практическое руководство правильной и добродетельной жизнью. Философское знание необходимо в первую очередь для исправления своих недостатков, для совершенствования – словом, для конкретного применения в жизни.

Для более полного ознакомления с основами индийской философии надо поближе познакомиться с ее главными учениями. Начнем с ортодоксальных школ.

Ортодоксальные школы

Санкхья[1]

Одна из наиболее популярных ортодоксальных философских школ древней Индии. Ее основателем является мудрец Капила (VI–V вв. до н. э.), о котором, к сожалению, известно очень мало. Не сохранилось также каких-либо трудов других древних авторов, так что первое систематическое изложение этого учения – «Санкхья-карики» – принадлежит философу Ишваракришне, жившему уже в начале нашей эры. Этот текст и поныне считается основным. К нему на сегодняшний момент набралось большое количество комментариев, авторами которых были, в частности, Гаудапада, Вачаспати Мишра.

Санкхья рассматривает общую картину мира, исходя из двух основных общемировых начал: единой, но изменчивой материи (природы) – пра́крити, и вечной, но неизменной духовной сущности – Пу́руши. Пуруша, хотя и выступает в качестве духовного начала, тем не менее не является богом-творцом. Его, скорее, можно отождествить с сознанием, индивидуальностью, воплощающейся в живых существах. Пракрити, как бессознательная материя, постоянно видоизменяется, развивается, преобразуется. Она состоит из трех основных элементов – гун:

1. Саттва – чистота, ясность; благое светлое начало, приводящее к гармонии, покою, счастью и мудрости.

2. Раджас – активность, страстность, действенность; начало, порождающее динамику мира.

3. Тамас – инертность, пассивность, бездеятельность; начало, вызывающее безразличие, косность и обман.

Все мировое природное многообразие возникло из сочетания и взаимодействия этих трех гун. Что же касается развития (эволюции) мира, природы и человека, то этот процесс начинается при соединении Пуруши с пракрити. При этом всякое живое существо (не только человек), согласно Санкхье, имеет три уровня существования: собственно Пурушу (сознание), тонкое тело и грубое тело. Тонким телом является интеллект и органы чувств, дающие при взаимодействии самоощущение, «Я». Здесь, в тонком теле, зарождается кармическое начало живого существа. Грубое тело – это, собственно, материальное тело, физическая оболочка Пуруши и тонкого тела. Оно гибнет и разлагается со смертью организма.

Источник: www.litmir.me

Милетская школа

Милетская школа вошла в историю философии как первая школа мысли. В ней были в первый раз были поставлены фундаментальные вопросы об основании бытия всего существующего мира. Философия на тот момент не являлась самостоятельной областью знаний, а была совокупностью многих учений, но это не помешало ее представителям решать именно философские проблемы. Сущность окружающего мира философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) видят по-разному, однако, первооснова всего сущего, по их мнению, лежит в определенном материальном элементе. Фалес основой мира считал воду, Анаксимандр – апейрон, Анаксимен – воздух. Так Милетскую школу можно считать стихийно материалистической школой.

Фалес Милетский биографические ведомости

Фалес из Милета является основателем первой в мире философской школы. Жил философ в конце VII – первой половине VI в. до н. э. Люди знали его как умнейшего математика и физика в Ионии. Считается, что Фалес Милетский был выходцем из Финикии, но некоторые историки утверждают, что он только имел древние финикийские корни. Фалес является первым человеком, который предсказал затмение солнца, которое произошло в конце мая 585 года до н.э. Философ принимал активное участие в политической жизни своего города, и настаивал на объединении всех ионийских полисов против общих неприятелей в лице персов и лидийцев. Конечно, советам Фалеса не вняли. А зря… Вскоре персы разорили Милет и многие другие города, прав оказался Фалес Милетский. Биография философа очень насыщена событиями. Он дожил до очень преклонных лет, ведя правильный и размереннй образ жизни.

Историками философии Фалесу приписываются следующие сочинения: «О равноденствии», «О началах», «Морская астрология», «О солнцестоянии». Даже названия этих работ говорят о Фалесе не только как о философе, но и как об ученом, который занимался поиском физических законов мира. К огромному сожалению, множество этих произведений не дошли до наших дней.

Фалес из Милета как ученый

Большинство историков философии стоят на позиции, что Фалес подчерпнул первоначальные научные знания у Азиатских мудрецов из Финикии, Египта и Вавилонии. Даже поздние античные ученые утверждали, что Фалес принес в Грецию геометрию из Египта, а философию из Мемфиса.

Астрономические представления

Античная традиция преподносит Фалеса как астронома и математика. Например, его современник Гераклит утверждал, что знает Фалеса далеко не как философа, а как талантливого астронома, который может предсказывать солнечные затмения. Но предсказывая затмения, ученый не понимал природы этого явления. Его понимание движения небесных тел было совершенно неправильным. Фалес Милетский в своих предсказаниях использовал периодичность затмений, которую открыли жрецы Египта и Шумера.

Фалесу приписывают открытие закона годового движения Солнца, относительно неподвижных планет, вычисление времени равноденствий и солнцестояний, понимание того, что Месяц светит не благодаря собственному свету. Ученый понимал небесные тела как воспламененную землю. Фалес систематически вел календарь и таким образом определил, что один год состоит из 365 дней и 12 месяцев, что делать с високосным годом ученый не понимал и, помещал эти дни в начало года, как это делали в Древнем Египте.

Математические представления

В геометрической науке Фалес Милетский вывел целый ряд равенств: треугольников, вертикальных углов, углов у основания равнобедренного треугольника и т.д. Ученый впервые вписал в обычный круг в треугольник. Для Древней Греции это стало открытием. Но принципиально новым явлением стало то, что Фалес начал преподавать математическую науку, в непосредственной опытной форме.

Как естествоиспытатель, Фалес из Милета пробовал понять причину разливов рек, в том числе Нила. По ошибке он предположил, что реки разливаются под действием пассатного ветра, который затрудняет движение водных масс и вызывает их скопление. Но как стало известно позже, реки разливались из-за летнего таяния снегов и обильных дождей.

Фалес Милетский: философия

Самый ранний источник информации о философских представлениях Фалеса Милетского принадлежит перу знаменитого античного философа Аристотеля. В своем труде под названием «Метафизика» он говорит: «Из тех ученых, которые первые начали философствовать, большинство считало источником всего существующего лишь одно материальное начало. То, из чего составлены все вещи, как они возникают и куда в конечном итоге убывают, как изменяются, эти философы считали природным элементом. Поэтому они утверждают, что ничто не погибает и не появляется, так как природная основа вещей всегда нерушима… Форма и количество такого элемента и начал указывается неодинаково». Фалес – первый представитель такого способа философствования считает первоначалом воду.

Вода – основа всего

Многие современные философы полагают, что Вода в философии Фалеса – это переосмысление Океана Гомера. Но в его основном сочинении «О началах» Фалес поднимается на философское осмысление воды, как начала всего сущего, иначе его невозможно было бы считать философом. Понимая воду как основу, он полагает, что на ее глади плавает Земля, и заявляет, что вода пребывает во всех вещах, только в разной концентрации.

С другой стороны, Фалес Милетский утверждает, что это не простая вода, а «разумная», или даже божественная. Философ говорит, что в мире огромное количество богов. Но они не выше людей и живут как обычные души. В качестве примера Фалес приводил магнит, который притягивает все железное, а следовательно, имеет божественную душу. Все небесные тела питаются испарениями воды из земли и также имеют души. Вышесказанное можно подтвердить словами Диогена Лаэртского: «Началом мира Фалес полагал воду, а все пространство считал полным разнообразных божеств».

Философию Фалеса Милетского можно охарактеризовать как гносеологический монизм и наивный материализм. Основное положение такого способа философствования – все знания следует сводить к одной первопричине (основе). Такой своеобразный девиз древнегреческого философа.

Наивный материализм Фалеса Милетского положил основы всей философии. Мифическим представлениям о мире философ противопоставил возможность, хотя и наивно, но рационально объяснить окружающий мир и его природу. На место Зевса, Фалес поставил Логос, который стал основой для дальнейшего античного миросозерцания. Такие идеи в дальнейшем развивала Милетская школа. Фалес лишь дал толчок для такого способа философствования.

Источник: www.syl.ru

Генезис мира у Анаксимена

Анаксимен — последний представитель милетской школы. Анаксимен укрепил и завершил тенденцию стихийного материализма — поиск естественных причин явлений и вещей. Как ранее Фалес и Анаксимандр, первоосновой мира он полагает определенный вид материи. Такой материей он считает неограниченный, бесконечный, имеющий неопределённую форму воздух, из которого возникает всё остальное. «Анаксимен… провозглашает воздух началом сущего, ибо из него всё возникает и к нему всё возвращается».

Анаксимен материализует апейрон, чисто абстрактное определение своего учителя. Для описания свойств мирового первоначала он привлекает комплекс свойств воздуха. Анаксимен по-прежнему использует субстанциональный термин Анаксимандра, но атрибутивно. Воздух у Анаксимена так же беспределен, то есть апейрон (ἄπειρος); но первоначало у Анаксимена понимается уже в дополнении с прочими свойствами, которые есть у воздуха. Соответственно статика и динамика первоначала определяется такими свойствами.

Т.о. воздух Анаксимена одновременно отвечает идеям и Фалеса (абстрактное первоначало, мыслимое как конкретная природная стихия) и Анаксимандра (абстрактное первоначало, мыслимое как таковое, бескачественно). Воздух у Анаксимена — самая бескачественная из всех материальных стихий; прозрачная и невидимая субстанция, которую трудно/невозможно увидеть, которая не имеет цвета и обычных телесных качеств. При этом воздух — это качественное первоначало, хотя во многом является образом всеобщей стихийности, наполненным обобщенно-абстрактным, универсальным содержанием.

Согласно Анаксимену, мир возникает из «беспредельного» воздуха, и всё многообразие вещей есть воздух в различных своих состояниях. Благодаря разрежению (то есть нагреванию) из воздуха возникает огонь, благодаря сгущению (то есть охлаждению) — ветер, облака, вода, земля и камни. Разрежённый воздух порождает обладающие огненной природой небесные светила. Важный аспект положений Анаксимена: сгущение и разрежение понимаются здесь как основные, взаимно противоположные, но равнофункциональные процессы, участвующие в образовании различных состояний материи.

Выбор Анаксименом воздуха в качестве космогонического первопринципа и актуальной жизненной основы космоса стоит на принципе параллелизма микрокосма и макрокосма: «подобно тому как воздух в виде нашей души скрепляет нас, так дыхание и воздух охватывают всю Землю». Беспредельный воздух у Анаксимена объемлет собой весь мир, является источником жизни и дыхания живых существ.

Боги у Анаксимена

Завершая построение единой картины мира, Анаксимен находит в беспредельном воздухе начало и те́ла, и души; боги также происходят из воздуха; душа воздушна, жизнь есть дыхание. Августин сообщает, что «Анаксимен богов не отрицал и не обошел их молчанием… Анаксимен… говорил, что началом является неограниченный воздух, и что из него возникает все что есть, что было, что будет; [все] божьи и божественные вещи; и что все последующее возникнет из потомства воздуха»[источник не указан 190 дней]. Но Анаксимен, сообщает Августин, был убежден, что «не богами создан воздух, а что они сами из воздуха»[источник не указан 190 дней]. Т.о. боги Анаксимена — модификация материальной субстанции (и соответственно, в представлении ортодоксальной теологии, небожественны, то есть собственно не суть боги). А божественен — не материальный воздух, как он характеризовался в то время.

Научные предположения

Круг научных интересов Анаксимена был несколько у́же своих предшественников; Анаксимена интересовали главным образом метеорология и астрономия.

Как метеоролог, Анаксимен считал, что град образуется при замерзании выпадающей из туч воды; если к этой замерзающей воде примешан воздух, то образуется снег. Ветер — уплотнившийся воздух. Состояние погоды Анаксимен связывал с активностью Солнца.

Подобно Фалесу и Анаксимандру, Анаксимен изучал астрономические явления, которые, как и другие природные явления, стремился объяснить естественным образом. Анаксимен полагал, что Солнце — [плоское небесное] тело, аналогичное Земле и Луне, которое от быстрого движения раскалилось. Земля и небесные светила парят в воздухе; Земля неподвижна, другие светила и планеты (которые Анаксимен отличал от звезд и которые, как он считал, возникают из земных испарений) движутся космическими ветрами.

Сочинения

Сочинения Анаксимена фрагментарно сохранились. В отличие от своего учителя Анаксимандра, который писал, как отметили сами древние, «вычурной прозой», Анаксимен пишет просто и безыскусственно. Излагая свое учение, Анаксимен часто прибегает к образным сравнениям. Сгущение воздуха, «порождающее» плоскую землю, он уподобляет «валянию шерсти»; Солнце, Луну — плавающим посреди воздуха огненным листьям и т. п.

Литература

  • Фрагменты ранних греческих философов, т. 1. — М.: Наука, 1989. — С. 129—135.
  • Томсон Дж. Исследования по истории древнегреческого общества, т. 2. Первые философы. Пер. с англ. — М.: 1959. — С. 153—154.
  • Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. — М.: Ладомир, 1994. — С. 312—317.
  • Трубецкой С. Н. Курс истории древней философии. — М.: Русский двор, 1997.
  • Асмус В. Ф. Античная философия. — М.: Высшая школа, 1998. — С. 11—12.

Источник: dic.academic.ru


Categories: Мир

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.