Онтоло́гия (новолат. ontologia от др.-греч. ὄν, род. п. ὄντος — сущее, то, что существует и λόγος — учение, наука) — учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего.

Основной вопрос онтологии: что существует?

Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время,движение.

Мате́рия (от лат. materia — вещество) — философская категория для обозначения физической субстанциивообще, в противоположность сознанию (духу). В материалистической философской традиции категория «материя» обозначает субстанцию, обладающую статусом первоначала (объективной реальностью) по отношению к сознанию (субъективной реальности): материя отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них (объективно).


Материя является обобщением понятия материального и идеального, в силу их относительности. Тогда как термин «реальность» носитгносеологический оттенок, термин «материя» носит онтологический оттенок.

Понятие материи является одним из фундаментальных понятий материализма и, в частности, такого направления в философии, как диалектический материализм.

Атрибуты и свойства материи

Атрибутами материи, всеобщими формами её бытия являются движение, пространство и время, которые не существуют вне материи. Точно так же не может быть и материальных объектов, которые не обладали бы пространственно-временными свойствами.

Фридрих Энгельс выделил пять форм движения материи:

  • физическая;

  • химическая;

  • биологическая;

  • социальная;

  • механическая.

Универсальными свойствами материи являются:

  • несотворимость и неуничтожимость

  • вечность существования во времени и бесконечность в пространстве

  • материи всегда присущи движение и изменение, саморазвитие, превращение одних состояний в другие

  • детерминированность всех явлений

  • причинность — зависимость явлений и предметов от структурных связей в материальных системах и внешних воздействий, от порождающих их причин и условий

  • отражение — проявляется во всех процессах, но зависит от структуры взаимодействующих систем и характера внешних воздействий. Историческое развитие свойства отражения приводит к появлению высшей его формы — абстрактного мышления


Универсальные законы существования и развития материи:

  • Закон единства и борьбы противоположностей

  • Закон перехода количественных изменений в качественные

  • Закон отрицания отрицания

Формы движения материи

Формы движения материи — основные типы движения и взаимодействия материальных объектов, выражающие их целостные изменения. Каждому телу присуще не одна, а ряд форм материального движения. В современной науке выделяются три основные группы, которые в свою очередь имеют множество своих специфических форм движения:[12]

  1. в неорганической природе,

  • пространственное перемещение;

  • движение элементарных частиц и полей — электромагнитные, гравитационные, сильные и слабые взаимодействия, процессы превращения элементарных частиц и др.;

  • движение и превращение атомов и молекул, включающее в себя химические реакции;

  • изменения в структуре макроскопических тел — тепловые процессы, изменение агрегатных состояний, звуковые колебания и другое;

  • геологические процессы;

  • изменение космических систем различных размеров: планет, звезд, галактик и их скоплений.;


  • в живой природе,

    • обмен веществ,

    • саморегуляция, управление и воспроизводство в биоценозах и других экологических системах;

    • взаимодействие всей биосферы с природными системами Земли;

    • внутриорганизменные биологические процессы, направленные на обеспечение сохранения организмов, поддержание стабильности внутренней среды в меняющихся условиях существования;

    • надорганизменные процессы выражают отношения между представителями различных видов в экосистемах и определяют их численность, зону распространения (ареал) и эволюцию;

  • в обществе,

    • многообразные проявления сознательной деятельности людей;

    • все высшие формы отражения и целенаправленного преобразования действительности.

    Более высокие формы движения материи исторически возникают на основе относительно низших и включают их в себя в преобразованном виде. Между ними существует единство и взаимное влияние. Но высшие формы движения качественно отличны от низших и несводимы к ним. Раскрытие материальных взаимоотношений имеет огромное значение для понимания единства мира, исторического развития материи, для познания сущности сложных явлений и практического управления ими.

    Созна́ние — состояние психической жизни человека, выражающееся в субъективной переживаемости событий внешнего мира и жизни самого индивида, а также в отчёте об этих событиях[1].


    Термин сознание является трудным для определения, поскольку данное слово используется и понимается в широком спектре направлений. Сознание может включать мысли, восприятия, воображение и самосознание и пр. В разное время оно может выступать как тип ментального состояния, как способ восприятия, как способ взаимоотношений с другими. Оно может быть описано как точка зрения, как Я. Многие философы рассматривают сознание как самую важную вещь в мире. С другой стороны, многие ученые склонны рассматривать это слово как слишком расплывчатое по значению для того, чтобы его использовать.

    Сознание — категория для обозначения ментальной деятельности человека по отношению к самой этой деятельности.

    АБСОЛЮТ (от лат. absolutus — безусловный, неограниченный), в философии и религии — безусловное, совершенное начало бытия, свободное от каких-либо отношений и условий (бог, абсолютная личность — в теизме, Единое — в неоплатонизме и т. п.).

    БЫТИЕ, философское понятие, концептуализирующее наличие явлений и предметов (самих по себе или как данности в сознании), а не содержательный их аспект; синоним понятий «существование» и «сущее». Часто выступает как элемент понятийной оппозиции (напр., бытие и сознание, бытие и мышление, бытие и сущность.) Проблемы бытия изучает философская дисциплина «онтология».

    ДИАЛЕКТИКА [от греч. dialektike (techne) — искусство вести беседу, спор], философское учение о становлении и развитии бытия и познания и основанный на этом учении метод мышления.


    истории философии выдвигались различные толкования диалектики: как учения о вечном становлении и изменчивости бытия (Гераклит); искусства диалога, достижения истины путем противоборства мнений (Сократ); метода расчленения и связывания понятий с целью постижения сверхчувственной (идеальной) сущности вещей (Платон); учения о совпадении (единстве) противоположностей (Николай Кузанский, Дж. Бруно); способа разрушения иллюзий человеческого разума, который, стремясь к цельному и абсолютному знанию, неминуемо запутывается в противоречиях (И. Кант); всеобщего метода постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории (Г. В. Ф. Гегель); учения и метода, выдвигаемых в качестве основы познания действительности и ее революционного преобразования (К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин).

    Диалектика – это учение о развитии, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Идея развития является сущностным принципом мировоззрения. Платон полагал, что развитие (становление – в его философии) не «дотягивает» до уровня идей, подлинного бытия, но оно и не сводится до уровня материи, т.е. бездуховного бытия. Есть состояние лучшее, чем развитие, т.е. идея, но есть и худшее, чем развитие, т.е. небытие. Развитие опосредует связи этих миров, его роль служебная, посредническая.  Закон – это внутренняя и устойчивая связь явлений, обусловливающая их упорядоченное изменение.


    кон есть отражение существенного. В диалектике существуют три закона: закон единства и борьбы противоположностей, указывающий на источник развития; закон перехода количества в качество, указывающий на «механизм развития»; закон отрицания отрицания, показывающий тенденцию развития. Диалектические законы развития выражают существенных связи вещей.  Идея развития в философии и науке ХХ в. Мы можем наблюдать внутренние и внешние противоречия классической теории развития в ХХ в.:  • Противоречия между идеей бесконечного развития и идеей человека как высшей конечной формы этого развития.  • Расхождения диалектики и идеи развития.  • Критическая диалектика, «негативная диалектика», «экзистенциальная диалектика» как типы диалектики без идеи развития.  • Концепции «творческой эволюции», «эмерджентной эволюции» как типы теории развития без диалектики.  • Ограничение сферы действия законов развития в системных методологиях.  • Герменевтика представляет игру как принцип развития.  Категория (греч. высказывание, свидетельство) – форма выражения в понятиях наиболее общих, существенных свойств и законов природы, общества, мышления и отношения человека к миру.  Сущность и явление – универсальные категории философии, выражающие предельную противоположность между умопостигаемыми и чувственно воспринимаемыми сторонами вещей. Сущность – внутреннее, законосообразное, самодействующее, скрытое, творящее начало бытия. Явление – внешнее, случайное, зависимое от другого, видимое, производное начало мира. Видимость, кажимость, проблема превращенных форм. Возможность взаимоотчуждения сущности и явления. Эссенциализм и феноменализм как искаженно-отчужденные образы сущности и явления.  ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ


    ПРОСТРАНСТВО И время, философские категории. Пространство — форма существования материальных объектов и процессов (характеризует структурность и протяженность материальных систем); время — форма последовательной смены состояний объектов и процессов (характеризует длительность их бытия). Пространство и время имеют объективный характер, неразрывно связаны друг с другом, бесконечны. Универсальные свойства времени — длительность, неповторяемость, необратимость; всеобщие свойства пространства — протяженность, единство прерывности и непрерывности.

    Источник: studfile.net

    Онтология как теория


    Термин «Онтология» был предложен Р. Гоклениусом в 1613 году в его «Философском словаре» («Lexicon philosophicum, quo tanquam clave philisophiae fores aperiunter. Fransofurti»), и чуть позже И. Клаубергом в 1656 году в работе «Metaphysika de ente, quae rectus Ontosophia», предложившем его (в варианте «онтософия») в качестве эквивалента понятию «метафизика». В практическом употреблении термин был закреплён Х. Вольфом, явно разделившим семантику терминов «онтология» и «метафизика».


    Обычно под онтологией подразумевается эксплицитная, то есть явная, спецификация концептуализации, где в качестве концептуализации выступает описание множества объектов и связей между ними. Формально онтология состоит из понятий терминов, организованных в таксономию, их описаний и правил вывода.

    Основной вопрос онтологии: что существует?

    Основные понятия онтологии: бытие, структура, свойства, формы бытия (материальное, идеальное, экзистенциальное), пространство, время, движение.

    Онтология, таким образом, представляет собой попытку наиболее общего описания универсума существующего, который не ограничивался бы данными отдельных наук и, возможно, не сводился бы к ним.

    Иное понимание онтологии даёт американский философ Уиллард Куайн: в его терминах онтология — это содержание некоторой теории, то есть объекты, которые постулируются данной теорией в качестве существующих.

    Вопросы онтологии — это древнейшая тема европейской философии, восходящая к досократикам и особенно Пармениду. Важнейший вклад в разработку онтологической проблематики внесли Платон и Аристотель. В средневековой философии центральное место занимала онтологическая проблема существования абстрактных объектов (универсалий).

    В философии XX века специально онтологической проблематикой занимались такие философы как Николай Гартман («новая онтология»), Мартин Хайдеггер («фундаментальная онтология») и другие. Особый интерес в современной философии вызывают онтологические проблемы сознания.

    Предмет онтологии



     * Основным предметом онтологии является бытие, которое определяется как полнота и единство всех видов реальности: объективной, физической, субъективной, социальной и виртуальной.
        * Реальность традиционно ассоциируется с материей и подразделяется на косную, живую и социальную материю.
        * Бытие, как то, что можно мыслить, противопоставляется немыслимому ничто (а также ещё-не-бытию возможности в философии аристотелизма). В XX веке в феноменологии и экзистенциализме бытие отождествляется с человеком, как единственным из обладающих способностью мыслить и вопрошать о бытии. Однако в классической метафизике под бытием понимается Бог. Человек, как бытие, обладает свободой и волей.

    Типы онтологий


    • Мета-онтологии — описывают наиболее общие понятия, которые не зависят от предметных областей.
    • Онтология предметной области — формальное описание предметной области, обычно применяется для того, чтобы уточнить понятия определённые в мета-онтологии (если используется) и/или определить общую терминологическую базу предметной области.
    • Онтология конкретной задачи — онтология, определяющая общую терминологическую базу задачи, проблемы.
    • Сетевые онтологии часто используют для описания конечных результатов действий, выполняемых объектами предметной области или задачи.

    Модель онтологии


    Формально онтология определяется как O = <X,R,F>, где

    • X — конечное множество понятий предметной области,
    • R — конечное множество отношений между понятиями,
    • F — конечное множество функций интерпретации.

    Современная онтология


    Современная философия рассматривает бытие как единую систему, все части которой взаимосвязаны и представляют собой некую целостность, единство. Вместе с тем мир разделен, дискретен и имеет четкую структуру. В основе структуры мира 3 слоя реальности: бытие природы, бытие социальное, бытие идеальное.

    Бытие природы


    Бытие природы — первая форма реальности, универсума.

    • Включает все существующее кроме человека.
    • Является следствием длительной универсальной эволюции.
    • Системная организация мироустройства. Развитие мира — процесс преобразования и взаимодействия образующих его систем. Способность всех природных, социальных систем к самоорганизации, самопроизвольному переходу на более высокий уровень организованности и упорядоченности.
    • Подсистемы вещества и поля. Вещество — вид материи, обладающий массой покоя. Поле — основной вид материи, связывающий частицы и тела.
    • Подсистемы неживой и живой природы. Неживая природа — движение элементарных частиц и полей, атомов и молекул. Её уровни: вакуумный-микроэлементный-атомный-молекулярный-макроуровень-мегауровень (планеты, галактики). Живая природа — биологические процессы и явления, происходит из неживой, включена в неё, но представляет иной уровень развития. Её уровни: молекулярный-клеточный-микроорганизменный-тканевый-организменно-популяционнный-биогеоценотический-биосферный.

    Бытие социальное


    Бытие социальное — вторая форма реальности.

    • Включает в себя бытие общества и бытие человека (экзистенция).
    • Структура социального бытия или социума: индивид, семья, коллектив, класс, этнос, государство, человечество. По сферам общественной жизни: материальное производство, наука, духовная сфера, политическая сфера, сфера обслуживания и т. д.

    Бытие идеальное, духовное


    Бытие идеальное, духовное — третья форма реальности.

    • Тесно связано с бытием социальным, на своем уровне повторяет и воспроизводит структуру социума.
    • Включает неосознаваемые духовные структуры индивидуального и коллективного бессознательного (архетипов), сложившиеся в психике людей в доцивилизационный период. Роль этих структур признается существенной и определяющей.
    • Усиление взаимодействия всех форм духовной жизни с производством, практикой (космонавтика, биоинженерия и т. д.).
    • Новые информационные технологии и средства связи сделали духовное бытие более динамичным, подвижным.

    Учения и теории


        * Causa sui
        * Dasein
        * Абсолют
        * Акциденция
        * Апейрон
        * Бытие
        * Бытие-в-себе
        * Вид
        * Всеобщее
        * Вселенная
        * Возможные миры
        * Время
        * Гомеомерии
        * Гюпокейменон
        * Действительность
        * Демиург
        * Другой
        * Душа
        * Дух
        * Единичное
        * Идеальное
        * Изменение
        * Иллюзия (эпистемологическая)
        * Имманентность
        * Инволюция
        * Индивид
        * Иное
        * Информация (онтология)
        * Истина
        * Качество
              o Метафизика качества, Физика качества
        * Количество
        * Космос (философия)
        * Ленивый разум
        * Материальное
        * Материя
        * Мировая душа
        * Множественность
        * Мультивселенная
        * Несуществование
        * Ноумен
        * Объект
        * Объективность
        * Объектность
        * Отличие (Различие, Различение)
        * Онтическое
        * Основной вопрос философии
        * Причина
        * Причинность
        * Пространство
        * Реальность
              o Альтернативная реальность
              o Виртуальная реальность
              o Гиперреальность
              o Глобальная реальность
              o Конвенциональная реальность
              o Неподлинная реальность
              o Объективная реальность
        * Род
        * Самость
        * Свобода
        * Симулякр
        * Смысл
        * Совесть
        * Сознание
        * Стихия (алхимия)
        * Субстанция
        * Субсистенция
        * Судьба
        * Существенный признак
        * Существование
        * Сущность
        * Тождество
        * Трансцендентальная иллюзия
        * Трансцендентный
        * Трансценденция
        * Ум
        * Универсалии
        * Феномен
        * Хаос
        * Частное
        * Экзистенциал
        * Эманация
        * Энтелехия
        * Я
        * Акосмизм
        * Актуализм
        * Антропософия
        * Апофатизм
        * Апологизм
        * Волюнтаризм
        * Детерминизм
              o Генетический детерминизм
        * Диалектический монизм
        * Дуализм
        * Идеализм
              o Платоновский идеализм (Платонизм)
        * Имматериализм
        * Индетерминизм
        * Космогония
        * Космология
        * Материализм
              o Естественнонаучный материализм
        * Мереология
        * Метафизика
        * Монизм
        * Онтологизм
        * Натурализм
        * Презентизм
        * Реализм
              o Критический реализм
        * Релятивизм
        * Скептицизм
        * Солипсизм
        * Спиритуализм
        * Телеология
        * Фатализм
        * Физикализм
        * Философия процесса
        * Фундаментальная онтология
        * Экзистенциализм
        * Эмерджентизм
        * Эсхатология
        * Этернализм

    Источник «ВикипедиЯ»

    ОНТОЛОГИЯ — учение о бытии, как таковом; раздел философии, рассматривающий основные и наиболее общие характеристики бытия (сущего). Онтологию можно также определить как метафизику бытия.

    Термин «Онтология» впервые появился в «Философском лексиконе» Р. Гоклениуса (1613) и был использован в философии X. Вольфа (см. Вольфианство). Русские онтологические учения имели своим истоком, с одной стороны, соответствующие древнегреческие (Платон, Аристотель, неоплатонизм) и западноевропейские философские системы, а с другой — творения отцов церкви, в которых под абсолютным бытием понимается Бог, всесотворяющая сверхъестественная Троица (Отец, Сын и Святой Дух), присутствующая в чувственном мире и человеке. С крещения Руси и до начала преобразований Петра I господствовала ортодоксальная православная Онтология. У Нила Сорского и его последователей православная мистическая практика через «умную молитву» соединяла человека с абсолютными атрибутами бытия — конкретными Божественными энергиями Троицы, Божественным светом и любовью (см. Исихазм). «…Бог есть мир, чуждый всякого смятения и беспокойства», — считал Нил Сорский. По мнению таких церковных мыслителей, как Тихон Задонский и Паисий Величковский, нехристианское понимание бытия мира незряче: разум без света Христова «слеп». В учении Сковороды уже заметно обращение к идеям Платона, Филона Александрийского, немецких мистиков. Его онтология, по характеристике Зеньковского, дуалистична, по мнению Эрна, — символична. «Весь мир, — полагал Сковорода, — состоит из двух натур: одна видимая — тварь, другая невидимая — Бог; Бог всю тварь проницает и содержит». Бог —   «тайная пружина всему» и «древо жизни» в вещах, которые сами по себе подобны «тени». Иисус Христос «един во всех и целый в каждом» человеке.

    Во взглядах представителей русского вольтерьянства преобладающим было атеистическое понимание бытия. В своих онтологических принципах более заметное, а то и первое место они отводили уже не Богу, а «естественному» миру. Эта линия получила развитие у многих философов XVIII в. Радищев в онтологии был близок взглядам французких сенсуалистов и исходил из единства виталистически понимаемого чувственного мира. Ломоносов в своих воззрениях также исходил из признания самоценности бытия природы, хотя роль божественного промысла «во всем» им не отвергалась. Для русского масонства XVIII — нач. XIX в. истинной была эзотерическая сторона бытия, большое значение имела оккультная натурфилософия с ее поиском в материальной природе «Духа натуры». Велланский и другие русские шеллингианцы начала XIX века (см. Шеллинг в России) признавали в качестве высшего бытия некую идеальную всеобщую «абсолютную жизнь», которая творит и объединяет «все живые и бездушные вещества», весь мир. Разум человека «есть только отражение Абсолютного Ума» как «сущности всеобщей жизни». Одоевский вслед за Л. К. Сен-Мартеном и русскими мистиками нач. XIX в. считал, что состояние природы и ее исправление прямо зависит от состояния человека, поскольку из-за первородного греха человека и мир является падшим. В природе все символично, каждая вещь является «метафорой» других вещей, и все они сводятся к общей «идее-матери».

    Для называвшего себя «христианским философом» Чаадаева от высшего надмирного бытия (Бога) исходят творческие излучения, которые приемлет «всемирное существо» (мир как целое) и сердцевина его — всечеловеческое мировое сознание. Еще ниже стоит в мировой иерархии отдельный падший человек, способный сам по себе идти «лишь по пути беспредельного падения», и совсем низко —  дочеловеческая природа. Без таинственного воздействия Бога все превратилось бы в хаос и не достигало бы своего предназначения. В истории также действует Божий Промысел в направлении создания «царства Божия» на земле.

    Онтология старших славянофилов тоже оказалась под определяющим влиянием Шеллинга, а также романтиков, причем она была в еще большей степени религиозной, ориентированной на православие. У Хомякова главное место в онтологии занимает христианский Бог, определяющий духовную невидимую Церковь в сочетании с видимой. Церковь — это богочеловеческое единство, соборность, живой, разумный и целостный организм, определяющий, в свою очередь, органичность и истинную разумность человека. Бесконечное «все», или «всесущий разум», является «корнем» всех явлений и обладает подлинной свободой и разумом («свободная мысль»). Материальное бытие («всевещество») вследствие динамичности и бесконечности материй оказывается, по Хомякову, невещественным, «силой». Онтологию Киреевского характеризуют прежде всего его гносеологические и антропологические идеи: поскольку истинное познание невозможно без живого, нравственного и верующего пребывания всею личностью человека «в истине», поскольку познание мира есть функция Богопознания, то с очевидностью следует, что высшее бытие для него — это живое, доброе и бесконечно совершенное Существо, отражающееся в человеке. По Самарину, каждый рождающийся человек несет в своей душе именно к нему направленный исходящий от Бога свет, и подъем низшего бытия (человека) к высшему связан с «созданием цельного образа нравственного человека».

    У русских гегельянцев 1-й пол. XIX в. (см. Гегель в России) начинает преобладать сугубо философское понимание Высшей Силы. Так, по Станкевичу, «действительность в ее истине есть разум, дух». В онтологических суждениях М. А. Бакунина присутствовала и вера в вечный дух, который разрушает старое ради созидания нового, и признание первенства и реального мира, и человека, основанное на атеистических представлениях («Федерализм, социализм и антитеологизм», 1867). Период увлечения онтологией Гегеля пережил также Белинский, религиозно интерпретировавший понятие гегелевского Абсолюта («Воля Божия есть то же, что необходимость в философии, — это «действительность»), однако пришедший к новой персоналистической онтологии («…Судьба субъекта, индивидуума, личности важнее судеб всего мира… и гегелевской Allgemeinheit [«Всеобщее»]»). Онтологические взгляды Герцена тоже претерпели изменения — от мистики XVIII в. к учению Гегеля (жизнь природы как «логическое движение понятия»), а позднее и к витализму Шеллинга (жизнь всего как в основном алогичное «вечное беспокойство… напряженного вещества»). В понимании Голубинского высшее бытие — это некое Безусловное и Бесконечное Бытие, определяющее развитие мира как живого целого (живо все, включая также неорганический мир). Для онтологии Чернышевского характерны материалистические черты («то, что существует, называется материей»). Близкие по духу онтологические суждения были высказаны Писаревым: ценен только «здоровый и свежий материализм», соответствующий реалистическому «разумному миросозерцанию». Онтология русских «полупозитивистов» (по терминологии Зеньковского), направление Лаврова, также определялась внерелигиозной установкой и верой в науку, в восприятие только «реального бытия» (т. е. всего того, что непротиворечиво нами осознается). Он считал человека источником «реального бытия» —  и природы («ибо из данных опыта человек воссоздает «природу»), и истории (участник, творец истории), и своего сознания («перестраивает свой внутренний мир» ).

    Михайловским личность человека была оценена еще более весомо, став подлинно «мерой всех вещей». Основным бытием у него оказывается «человеческая природа», «личность», ставящая себя «в центре природы» внешней и отстаивающая себя в борьбе с социальными «высшими индивидуальностями» (социальными слоями, системой производства и т. д.). Его гносеологические высказывания выдают в нем позитивиста, явно близкого к онтологии материализма: все знания, «самые отвлеченные идеи, в конце концов, коренятся в чувственном опыте…». В то же время рус. хирург и педагог Н. И. Пирогов, примыкая вначале к позитивизму и натурализму, в конечном счете пришел к религиозной онтологии, считая, что «надо признать верховный разум и верховную волю Творца, проявляемую целесообразно посредством мирового ума и мировой жизни в веществе». Мировой ум он, по сути, отождествлял с мировой душой, а под мировой жизнью понимал «беспредельный, беспрерывно текущий океан жизни… проникающий все… атомы» Вселенной и «приспособляющий их к различным целям бытия». Толстой стоял на позициях своеобразной религиозно-рационалистической онтологии: бытие людей, природы — «лишь временное и пространственное проявление чего-то невременного и непространственного». Сущность жизни в его понимании — Бог, «заключенный в человеке» и проявляющийся в виде «желания блага», добра. Взгляды Достоевского претерпели существенные изменения — от в основном нерелигиозной, руссоистской веры (как и у всех петрашевцев) в «естественное» добро человеческой природы до признания библейской онтологии. Главная его проблема — антиномическое бытие человека, в котором «дьявол с Богом борется», однако есть и невыразимое соприкосновение «таинственным мирам иным», есть признание «той мощи, которая наконец установит правду на земле…». Для онтологии Федорова характерно утверждение сверхъестественного, однако главной в ней стала мысль об активно-деятельностном бытии каждого человека и человечества в «общем деле» спасения от смерти, зла и хаоса. Конечная цель усматривается в «одухотворении» «нынешней» слепой, саморазрушающейся Вселенной. Онтологические суждения К. Н. Леонтьева изменялись в основном от нерелигиозного эстетизма до глубокой религиозности, отвергающей абсолютизирование бытия человека самого по себе. Бытие человека в его понимании — это жизнь не только здесь, но и там, в потустороннем мире, зависящая от жизни здесь. От бытия человека зависит осуществление в истории таинственной воли Божьей. Особое онтологическое значение в земном мире Леонтьев придавал красоте, четкой «форме» (внутренней идее), не дающей «материи разбегаться». Бытие органической природы, человека, государства, культур в его понимании аналогично и проходит стадии исходной простоты, «цветущей сложности» и «вторичного упрощения» и «смешения».

    В онтологических суждениях Розанова встречались элементы «мистического пантеизма» («универс» как «мистико-материнская утроба», рождающая жизнь и небесные тела), чаще — «космоцентризма» (с т. зр. Зеньковского). «Мир создан не только рационально, но и священно»; он «согревается и связывается любовью». Особое значение в структуре бытия Розанов придавал жизни, ее все новому и новому излучающему возобновлению, отчего Земля «плывет… сияющим телом». Бытие человека связывалось прежде всего с мистикой пола (пол — «наша душа», он сверхъестествен и ближе к Богу, чем ум или совесть). Онтология всеединства, основанная на синтезе религии, философии и науки, получает широкое обоснование в системе В. С. Соловьева. Под влиянием Б. Спинозы и Шеллинга он усматривает в мироздании первый Абсолют — как «Всеединое» (и все, и Единое), «сверхсущее», Бог и связанное с ним второе, «становящееся Абсолютное» (суть его в сочетании божественной идеи и материальной множественности космоса). В мире проявляется Божественный Логос и «вечная мировая душа»  — София. Развитие мира в духовном отношении прогрессивно — от низших проявлений до природного человека и до Богочеловека и Богочеловечества, в которых Логос соединяется с Софией.

    Идеи онтологии всеединства своеобразно проявляются в учениях Козлова, С. А. Алексеева, Н. О. Лосского, Несмелова, Лосева; они стали основополагающими во взглядах Карсавина, Франка, Флоренского, Булгакова. С. Н. и Е. Н. Трубецкие также испытали большое влияние О. Соловьева. С. Н. Трубецкой понимал Абсолютное как предельное понятие, однако в основном говорил об одушевленности мира, о «вселенском сознании» и «универсальной чувственности», субъектом которых объявлял психофизическое космическое Существо («то, что Платон назвал Мировой Душой»). В О. Е. Н. Трубецкого всеединство определялось не как всеединое сущее, а как «всеединое сознание», или «Всеединый Ум», Бог. Бога как «смысл» всего сущего, Софию как «силу Божию» он, в отличие от имевших место у Соловьева и Булгакова пантеистических совмещений, коренным образом отделял от мира, хотя считал, что «София действенна в мире». Особая онтология гегельянского толка была присуща Чичерину. В отличие от Гегеля он признавал трансцендентность Абсолюта и начало развития всего сущего связывал не с небытием, а с «полнотой» бытия Абсолюта, или с «Божеством». В мире «господствует верховный разум, то есть личный Бог», сущность которого все осеняет и всюду проникает, «со всех сторон». По Чичерину, «Вселенная имеет общий центр» и описывается общей для всего бытия четырехчленной схемой: пространство, сила, материя, движение, при этом основной закон разума и мира один и тот же. Для онтологии русских неолейбницианцев (Козлов, С. А. Алексеев и др.) характерно признание плюрализма бытия. Согласно Н. О. Лосскому, например, Абсолют (Бог) сотворяет «единицы бытия» (наподобие монад Лейбница), или «субстанциальных деятелей», которые, в отличие от О. Лейбница, взаимодействуют между собой и постепенно самоопределяются, развиваются «в процессе свободной творческой эволюции» мира (от электрона, атома и до человека). В ходе борьбы избравших существование вне Бога «субстанциальных деятелей» образуется «материальное бытие», а избравшие путь к Богу образуют «царство Духа», которому и принадлежит будущее. Онтология русского неокантианства (Лапшин, Челпанов и др.) достойно представлена в учении его основного сторонника А. И. Введенского (см. Кант в России). С его т. зр., мир — это «целое», существование которого, как и человека, необъяснимо из законов природы и подчинено «безусловно ценной цели». В онтологических суждениях русских позитивистов бытие ограничивается сферой человеческого опыта.

    И. И. Мечников писал: «Мы не можем постичь неведомого, его планов и намерений. Оставим же в стороне «Природу» и будем заниматься тем, что доступно нашему уму». Смысл бытия человека он усматривал в том, чтобы «при помощи науки… исправить несовершенства своей природы» (идея ортобиоза) и достичь «деятельной и бодрой старости». Онтология русской метафизики на основе трансцендентализма (Спир, П. Б. Струве и др.) показательна в учении Вышеславцева, в котором заметны влияния И. Г. Фихте и Э. Гуссерля. Рассматривая понятия потенциальной и актуальной бесконечности, он утверждал: иррациональное «Абсолютное лежит в основе актуальной бесконечности» и всего рационального. Абсолютное — это «бытие третьего измерения». Все бытие человека происходит, с его т. зр., лишь в отношении к Абсолютному. Онтологические идеи русских гуссерлианцев (см. Гуссерль в России) можно представить на примере учения Шпета: прежде всего это отвержение не только личного Бога, но и категории Абсолюта, «воображаемой потусторонности, сверхразумности». «Вещи в себе» тоже нет, а есть лишь эмпирическое бытие «явлений» и находимые в них «смыслы», мир «эйдосов». Онтология русских марксистов, испытавшая определяющее влияние диалектики Гегеля и материализма Фейербаха, философских взглядов К. Маркса и Ф. Энгельса, характеризуется диалектико-материалистическим, атеистическим пониманием мира. Также диалектико-материалистически объясняется бытие человека. Фундаментальный принцип этой онтологии — совпадение диалектики, логики и теории познания: материалистическая диалектика как наука о наиболее общих законах развития природы, об-ва и мышления тождественна логике и теории познания. Законы мышления и законы бытия содержательно совпадают; категории материалистической диалектики и онтологичны (отражают объективный мир), и гносеологичны (служат «ступеньками» познания мира). Для онтологических суждений русских религиозных экзистенциалистов Шестов, Бердяев) характерно определяющее внимание к живому, неповторимому бытию человека, «личности». Важнейшими характеристиками этого бытия оказываются «свобода», «безосновность», «творчество», «жизнь», «дух», «душа», «Бог»; противопоставление «живого человека» (Шестов) или «личности» (Бердяев) «разумному человеку», «человеку вообще», «объективированному бытию». Все «одноплановые» онтологии (материалистическая, позитивистская и др.) оцениваются как плоские, ограниченные; самое главное в мироздании и бытии человека связывается с бытием Бога. О. Шестова, уходя от онтологии «Афин» (античных учений и связанных с ними европейских учений), искала опору в «Иерусалиме» (Библии и «библейской» философии Тертуллиана, П. Дамиани и др.). Эмпирическому бытию, пораженному ничто, противостояло высшее бытие — Бог, не связанный «никакими законами». Онтология Бердяева ознаменована рядом порой значительных изменений и в позднем периоде творчества предстала в следующем виде: «Бог возжелал «другого» и ответной любви, в силу чего и сотворил мир», символически отражающий первореальность и падший в результате первого грехопадения людей. Поскольку «теогонический процесс богорождения происходит в божественной Бездонности», то свобода, коренящаяся в ничто, оказывается первичнее Бога и мира; «Бог всесилен над бытием, но не над свободой», особенно человеческой. Однако «внутренняя жизнь Бога» реализуется через человека и мир, в истории «просветляется темное начало», наличествующее в космогонии и теогонии.

    См. онтология  в словарях:

       1. А.Грицанов, Т.Румянцева, М.Можейко. История Философии: Энциклопедия.
       2. В. Василенко. Краткий религиозно-философский словарь, 1996 г.
       3. В. Кемеров. Философская энциклопедия. — «Панпринт», 1998 г.
       4. В. Малахов, В. Филатов. Современная западная философия: Словарь, 1998 г.
       5. В. Соловьев. Толковый словарь по философии.
       6. В.Зорин. «Евразийская мудрость от а до Я», толковый словарь
       7. В.У.Бабушкин. Феноменологическая философия науки — критический анализ. Словарь феноменологических терминов.
       8. Глоссарий философских терминов проекта «Distance».
       9. И. Кондрашин. Глоссарий философских терминов, 2006 г.
      10. Новейший философский словарь / Сост. А.А. Грицанов, 1998 г.
      11. П.Кикель.Краткий философский словарь.
      12. Советский философский словарь, 1974 г.
      13. Философия политики: глоссарий терминов проекта «Арктогея».
      14. Философский энциклопедический словарь /Ред.-сост.Е.Ф.Губский и др, 2003 г.
      15. Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия, 1989 г. 
     

    Предметная область термина онтология включает 7 определений:
     

     1. ОНТОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ
          — учение о бытии общества. В современной интерпретации — учение о бытии общества, включающее учение о человеке, о человеческих индивидах, взаимооб…
       2. ОНТОЛОГИЯ ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМА. ОЩУЩЕНИЯ КАК ЭЛЕМЕНТЫ МИРА
          Эмпириокритицизм нашел много последователей среди естествоиспытателей, сделавшись, в частности, «физическим идеализмом». Это понятно: в соответст…
       3. ФУНДАМЕНТАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЯ
          (от лат. fundamentum — основание, греч. on — бытие и logos — учение) — осн. учение о бытии. Хайдеггер исследовал человеческое существование с цель…
       4. ФОРМАЛЬНАЯ ОНТОЛОГИЯ
          — такой раздел (аспект) онтологии, в котором исследуются (отвлеченные от конкретного содержания) формы явлений, составляющих предмет онтологии, а …
       5. ФИЛОСОФИЯ МАРТИНА ХАЙДЕГГЕРА. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ И ОНТОЛОГИЯ
          Итак, отношение Хайдеггера к феноменологии Гуссерля было весьма противоречивым. С одной стороны, Хайдеггер прошел школу Гуссерля и сам не раз гов…

     

    Источник «terme.ru»

     

    Источник: grammota.com

    1. Философское осознание мира, его сущность и проблемы

    Материя является причиной всех причин, не будучи сама обусловлена ​​никакой причиной
    Ф. Бэкон

    Сущность онтологии. Онтология — это учение о бытии, раздел философии, в котором выясняются фундаментальные проблемы существования, развития сущностного, важного. Понятие «онтология» не имеет однозначного толкования в философии. И это не случайно. Оно сложное, содержательное, многогранное. Существует, по крайней мере, три значения этого понятия:

    • Во-первых, под онтологией понимают ту часть философии, которая выясняет основные, фундаментальные принципы бытия, первоначала всего сущего. Само понятие «онтология» в переводе с греческого языка означает учение о сущем, сущностное, важное (онто — сущее, сущностное, логия — учение). Это учение о первоосновы бытия, о субстанцию ​​, материю, пространство, время, движение, причинность и т.п..
    • Во-вторых, в марксистской философии понятие «онтология» употребляется для выяснения сущности явлений, существующих независимо от человека, его сознания (та же материя, движение, развитие, его объективные законы и т.п.).
    • В-третьих, в западной философии в понятие «онтология» тоже включают общие принципы бытия, но они рассматриваются на уровне сверхчувственного, надрациональнои интуиции. Это так называемая «трансцендентальная онтология» Гуссерля, «Критическая онтология» Гартмана, «фундаментальная онтология» Хайдеггера и т.д.. То есть, общие принципы бытия в таком понимании выясняются лишь интуитивно, а не в процессе практической, познавательной деятельности человека, взаимодействия субъекта и объекта.

    Подытоживая изложенное, можно сделать вывод, что содержание понятия «онтология» составляют основы, истоки, первоначала всего существующего, общие принципы бытия мира, человека, общества. В понятии «онтология» находит отражение и особенность этих основ, истоков и первоначала, что они существуют объективно, т.е. независимо от человека и его сознания. Все это составляет сущность такого понятия, как «онтология».

    Что означает понятие «бытия»? Как известно, особенностью философии как науки является то, что она дает наиболее обобщенное знание о том, что существует. Поэтому и философское осознание мира основывается на общем, абстрактном, теоретическом отражении действительности. Такое отображение осуществляется с помощью общих понятий, категорий. Самой категории философии (притом любой по направлению) является древнее понятие «бытия».

    Бытие — философская категория, обозначающая:

    1. все то, что мы видим, что реально существует;
    2. все то, что мы не видим, но оно у действительности (например, радиоволны, ионизирующего излучения, электрическое поле, внутреннее изменение и т.п.);
    3. все то, что является мнимым, нереальным (например, представление об идеальном, мифологические образы);
    4. реальность, которая существует объективно, независимо от сознания человека (природа, объективные законы);
    5. общий способ существования человека, общества.

    Исходя из вышеизложенного, основными формами бытия есть: бытие вещественного, материального; бытия субъективного идеального; бытия биологического (живого) бытия социального (общественного).


    1.1. Материальное и идеальное

    Самым общим, абстрактным отражением действительности в историко-философском аспекте также представление о материальном и идеальном, о «мире вещей» и «мир идей». По сути, речь идет об основном вопросе философии, о соотношении материального и идеального, о том, что первично, а что производным, вторичным. Не может быть сомнения, что эта проблема в философии существует. Даже Иоганн Готлиб Фихте (немецкий философ, субъективный идеалист) утверждал, что философия может развиваться только двумя путями: первый — от вещей к идеям, второй — от идей к вещам. Первый путь Фихте называл «догматизмом». Второй — «идеализмом». Себя философ относил, конечно, до последнего. Это не что иное как постановка фундаментального вопроса любой философии, а именно: как идти в философии — от вещей к идеям (сознания), или от идей (сознания) к вещам.

    Материальное — философская категория, которая дает представление о фундаментальной признак бытия, а именно о его объективное существование, независимое от сознания человека, его жизнедеятельности (например, природа, космос, вещество, законы развития и т.п.).

    Идеальное — это философская категория для обозначения субъективного, образного нематериального отражения действительности в сознании. Идеальное дает представление о существенной различие между образом и объектом, который отображается. Это отличие состоит в том, что образ, который отражает реально ощутимые свойства объекта, сам этих свойств не имеет, поскольку лишен всякой телесности, материальности. Например, обычная вишня. Она имеет вкус, цвет, форму, вес, размер (величину) и т.д.. Однако образ вишни мы представляем, этих свойств не имеет. Образ вишни не имеет вкуса, цвета, веса, формы и т.д.. Он не имеет ни грамма телесности.

    Итак, образное, отображаемое, идеальное есть субъективной, духовной реальностью; образное, идеальное существует только в актах сознания. Категория «идеальное» имеет, по крайней мере, четыре значения в философии:

    1. идеальное, что существует как результат интеллектуальной деятельности человека (литературные, музыкальные, научные произведения и т.п.);
    2. идеальное как совершенное, как идеал (идеал красоты, общественный идеал, идеальная форма);
    3. идеальное как результат идеализации объекта в человеческой познавательной деятельности. Например, «Точка», «Абсолютно твердое тело», «идеальный раствор» и т.д. Таких объектов в природе не существует. Ведь что такое «точка»? «Точка» — это идеальный объект, созданный в результате абстрагирования от принципиальной невозможности построить данный объект практически, потому что она не имеет ни высоты, ни ширины, ни длины. В природе не существует «идеального раствора», который не имел бы определенного объема и определенной температуры. «Идеальный раствор» — это идеальная модель создана мысленно, когда не учитывают именно эти конкретные признаки — объем и температуру, чтобы найти общие, существенные признаки, присущие всем растворам. Это осуществляется в интересах познания;
    4. Идеальное как объективный феномен, независимый от человека, его сознания («абсолютный разум?, «Абсолютная идея» у Гегеля, «вечные идеи» у Платона и др.).

    Теперь остановимся на выяснении особенностей материального как реального, объективного, которое не зависит от человека и его сознания. Для обозначения того, что является объективным, независимым от сознания в философии произведено представления о материи. Понятие материи. Понятие «материя», его формирование имеет свою историю. В древнейший философов античного мира уже была мысль о первооснове всего существующего. Ею, как известно, они считали воду, воздух, огонь, атом и т.п.. Рассуждения об этом мы находим, в частности, в философии Фалеса, Анаксимена, Гераклита, Демокрита. Однако такое представление о различных первоосновы всего существующего не имело той универсальности, всеобщности охвата объективной действительности, которое характерно для категориального, философского понимания материи.

    Упоминается рассуждения английского философа XVII века Фрэнсиса Бэкона о том, что «… древние представляли себе первую материю как имеющую форму и качество, а не как абстрактную, только возможную и бесформенную …», потому что «… в то время еще не наступило царство «категорий», где бы абстрактное начало могло укрыться под защитой категорий субстанции, и поэтому никто не осмелился придумать вполне воображаемую материю, а за начало принималось только то, что могло бы быть воспринято чувством … «. [1]

    Только ученик и последователь Фалеса — Анаксимандр первым пришел к выводу, что во всех этих вещей — воды, воздуха, огня — должна быть единая, общая первооснова. Она должна быть всеобъемлющей, безграничной, вечной. Такой первоосновой он считал «апейрон» (апейрон — с греческого — бесконечное, беспредельное). Фактически это была первая попытка дать обобщенное представление о первооснове всего существующего, попытка категориального определения понятия материи.

    Позже, у Аристотеля, мы уже находим понимание понятия материи как философской категории, которая не имеет каких-либо конкретных признаков и является результатом абстрактного мышления человека. Аристотель утверждал, что «материя … чувственно не воспринимается. Однако до признания его существования мы приходим на основе обобщения наших наблюдений». [2]

    Подобное мнение относительно понятия материи разделял также, уже известный нам, Фрэнсис Бэкон. «Материя, — писал он, — лишена любых (конкретных — В.Б.) качеств … Она есть, очевидно, самой совершенной фикцией человеческого ума …». [3]

    Итак, понятие материи вышеупомянутые философы связывали не с конкретными ее свойствами, а с чем-то общим, абстрактным, всеобъемлющим, безграничным. Такой подход стал важным шагом на пути определения понятия материи как философской категории.

    Однако не все философы разделяли подобное представление о понятии материи. Прежде всего, такой подход отвергали те, кто считал первоосновой всего сущего дух, идею, «абсолютный разум», сознательное начало. К таким относился английский философ, епископ Джордж Беркли ( 1684 — 1753). Он выступил с резкой критикой представления о материи как о абстрактное понятие. Отрицанию этого Беркли посвятил «Трактат о начала человеческого познания» ( 1710). В нем он не скрывает, что главной его целью является борьба против материализма во всех его проявлениях. Почему? Потому что Беркли был философом-идеалистом, епископом. Его специальность требовал опровержения материализма, основного его понятия материи, поскольку признание последней не оставляло места для Бога как творца всего сущего.

    Аргументация Беркли против понятия материи как абстракции была несложной. Она сводилась к провозглашенной им тезисы: «существовать значит быть воспринимаемым». Что это значит? Проследим за логикой Джорджа Беркли. Все то, что реально существует, считал Беркли, я воспринимаю с помощью органов чувств. Материи, как понятие, я не воспринимаю ни с помощью зрения, а также с помощью прикосновения, а поскольку это так, то она не существует, а значит лишена смысла. Вот его суждение на сей счет: «В том, что вещи, которые я вижу моими глазами, испытываю моими руками, действительно существуют — я вовсе не сомневаюсь. Единственное, существование которой я возражаю, это то, что философы называют материей» . [4]

    Однако это ошибочное утверждение. Человек многое не воспринимает с помощью ощущений, но это не означает, что такие вещи не существуют. Мы не воспринимаем чувством магнитное поле, ультразвук, радиоволны и т.п., но они есть. Об их существовании мы узнаем при помощи соответствующих приборов. Законы природы тоже не воспринимаются на уровне ощущений, однако никто не отрицает их существования. Понятие материи тоже не воспринимается с помощью осязания, зрения, вкуса и т.д. потому что это абстракция, обобщенное представление, в нем на уровне мышления фиксируется самая, всеобъемлющая признак действительности, которая заключается в том, что вещи, предметы, природа существуют реально, объективно, независимо от человека, его сознания. «Материя, — писал Ф. Энгельс, — есть чистое творение мысли и абстракция. Мы отклоняемся от качественных различий вещей, когда объединяем их под понятием материи. Материя, как таковая, не является чем-то чувственно существующим». [5]

    Таким образом, понятие материи произведено в философии для обозначения объективной реальности, которая дается человеку в ощущениях. Эта объективная реальность и является содержанием такой философской категории, как материя. Хотя здесь возникает парадокс: не логичнее принять факт причины сущности всех вещей, как результат деятельности Абсолютного Разума или Бога вводом идеальное понятие материи, является «чистым творением мысли и абстракции»?


    1.2. Виды материи

    В каких видах встречается материя как конкретная объективная реальность? Существует следующая классификация конкретных видов материи:

    1. вещественные виды ( вещество). Вещество — материальное образование, которое состоит из элементарных частиц, которые имеют массу покоя;
    2. невещественного вида материи ( поле) — магнитное поле, поле ядерных сил; гравитационное; электрическое; радиоволны; ультразвук; рентгеновские лучи; ионизирующего излучения и т.д.. Невещественного вида материи не имеют массы покоя и обладают бесконечным числом степеней свободы;
    3. антивещественного виды материи ( антивещество). Антивещество — материя, состоящая из античастиц. Ядра атомов антивещества имеют в себе антипротоны и антинейтроны. В вещества ядро ​​со знаком плюс (+), в антивещества ядро ​​со знаком минус (-) — антиядра. В вещества электрон со знаком минус (-), в антивещества электрон со знаком плюс (+) — антиэлектрон. Экспериментально на ускорителях заряженных частиц получены антиядра гелия, антипротон, антинейтрон т.п..


    1.3. Структурные уровни материи

    В философии рассматриваются структурные уровни видов материи. Картина выглядит так:

    • неорганический уровень
      • микромир (с греч. — малый)
      • макромир (с греч. — большой)
      • мегамир (с греч. — сверхбольшой, огромный)
    • органический уровень
      • организменный
        • клетка
      • надорганизменного
        • биосфера (зона активной жизни)
        • биоценоз («живой комплекс», совокупность растений, животных, микроорганизмов, населяющих определенный участок суши или водоема, например, как, озеро и т.п.)
    • социальный уровень
      • человек
      • личность
      • семья
      • племя
      • народность
      • нация
      • социальная группа
      • общество

    И наконец следует подчеркнуть, что материю как понятие нельзя отождествлять с конкретными ее видами, как это было, скажем, в античной философии, когда первооснову всего существующего определяли через конкретные виды материи — воду, воздух, огонь и т.д.. Почему?

    Во-первых, потому, что материя как понятие — это общее, а конкретный вид материи — это отдельное; Во-вторых, материя как понятие, и об этом уже шла речь, не воспринимается органами чувств человека. Конкретные виды материи (вещество) на уровне ощущений воспринимаются; В-третьих, материя как понятие в философии определяется не относительно ее конкретных видов, а в отношении чувств человека, его сознания. Потому определение материи как понятия через ее конкретные виды являются логической ошибкой.

    В логике такая ошибка носит название «тоже через тоже» ( лат. idem per idem ). Это когда говорят: «материя есть вода», то есть «материя есть материя», «человек есть человек». Такое определение является ошибочным. Это — тавтология (тавтология — определение, которое повторяет ранее высказанное). Потому человека, скажем, можно определить только по сравнению с ниже нее живыми существами. В словаре мы находим следующее определение человека: «Человек — общественное существо, высшая ступень развития животных на Земле. Они отличается от высших животных сознанием и членораздельной речью». [6]

    Итак, логическое определение понятия материи можно дать только в отношении человека, его сознания, чувств, а именно: материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая существует независимо от человека и его сознания и отражается с помощью его чувств.


    2. Движение — способ существования материи

    С точки зрения философии, материя не возникает и не исчезает. Она существует вечно. Материя не может превращаться в ничто. Какие бы изменения в мире не происходили количество и качество материи остаются стабильными. Этот процесс детерминируется объективными законами природы. Так, из закона сохранения массы и энергии следует, что: какие бы изменения в природе не происходили, общий баланс субстанциональной материи остается неизменным (субстанция — это то, из чего состоит мир).

    Все существующее находится в движении. Это известно. И ни у кого такое представление не вызывает сомнений. Еще в античную древность говорили, что «жизнь — это движение. Где нет движения, там нет жизни». Движение — это фактически абсолютная величина. Спокойствие, стабильность вещей — относительная. В движении предмет, вещь возникает, становится. В покое закрепляется, фиксируется. Нет ни одного вида материи, которая не находилась в движении. Нигде и никогда не было и не может быть материи вне движения. Движение — это сам способ существования материи. Известно, что при нагревании, например, воды последняя интенсивно испаряется. При охлаждении — интенсивность испарения уменьшается. При температуре минус 273 ? (абсолютная температура) движение молекул фактически прекращается.

    Но на атомном уровне движение не прекращается — электрон продолжает вращаться вокруг своего ядра, так же как Земля, все планеты Солнечной системы вращаются вокруг Солнца. Стабильность, устойчивость, солнечной системы достигается именно благодаря движению. Если бы этого не было, то все планеты Солнечной системы упали бы на Солнце, поскольку масса его и притяжения сверхбольшие. Этого не происходит, потому что есть движение, действие центробежных и центростремительных сил, равны по величине и противоположны по своей направленности.

    Движение — противоречивое явление. Что-то движется только тогда, когда оно находится в данном месте и одновременно в нем не находится. По сути, движение — это самая существующая противоречие (Гегель). Движение не только перемещения, которое можно наблюдать визуально, но и внутренняя, невидимая изменение.


    2.1. Основные формы движения материи

    В философии различают пять основных форм движения материи:

    1. механическая форма движения (действие — противодействие; притяжение — отталкивание и т.п.);
    2. физическая форма движения (например, положительная — отрицательное электричество, симметрия — антисимметрия)
    3. химическая форма движения (разложение — соединение; ассоциация — диссоциация);
    4. биологическая форма движения (ассимиляция — диссимиляция; наследственность — изменчивость);
    5. социальная форма движения (социальные противоречия, социальные конфликты, антагонизмы, борьба интересов различных социальных групп и т.д.).


    3. Пространство и время как формы существования материи

    Движение материи происходит в определенном пространстве и времени. Что собой представляют понятия «пространство» и «время»?

    Пространство — форма существования (бытия) материи, которая характеризуется по крайней мере, двумя существенными моментами, а именно: протяженностью материальных объектов и их взаимодействием. То есть, пространство существует лишь тогда и в той связи, когда есть материальные объекты. Без них это понятие беспредметным. Особенностью пространства как философской категории является его трьохмирнисть, поскольку такие измерения имеют материальные объекты (ширина, высота, длина).

    Время — тоже форма существования материи. Категория «время» отражает длительность существования материальных объектов и последовательность их изменения. Так же, как и пространство, время, без материальных объектов не существует. Особенностью времени является то, что он необратим. Пора вернуть назад невозможно.

    Итак, содержанием пространства и времени как общих форм существования материи являются материальные объекты. Пространство и время — формы бытия материи, содержанием же есть сама материя, ее конкретные виды.

    Общими моментами для пространства и времени, как философских категорий, является то, что они:

    • объективные (существуют независимо от человека, его сознания);
    • познавательные (являются объектами изучения).

    Пространство и время по своему содержанию противоречивые понятия. Эта противоречивость заключается в том, что бесконечность пространства и бесконечность времени во Вселенной состоит из конечных длительностей и конечных длительностей. Поскольку, с одной стороны, конкретные объекты являются конечных как вещи Земли, а с другой, бесконечными, как объекты Вселенной.

    Пространство и время как философские категории и пространство и время как естественнонаучные понятия — это не одно и тоже. Первые — общие, стабильные, абстрактные понятия. Вторые — переменные, относительные, нестабильны. Пространство и время как естественнонаучные понятия меняются с развитием научных представлений о материальных объектах. Например, Исаак Ньютон (1643 — 1687) считал пространство неизменным, абсолютным. [7] По его мнению, пространство — это что-то вроде пустой комнаты, в которую можно внести мебель, вынести их, а пространство при этом останется без изменений.

    Однако со временем это утверждение Ньютона о неизменности пространства как естественнонаучного понятия было опровергнуто немецким математиком Бернгардом Римана (1826 — 1866).

    Суть дела состояла в следующем: сумма углов треугольника, как материального объекта, на плоскости всегда равна 180 ?. Это известно. Однако Риман доказал, что когда геометрическую фигуру треугольника представить на сферической поверхности, то сумма углов такого треугольника будет не 180 ?, а больше. Следовательно, и пространство, таким образом будет больше, то есть переменным, нестабильным.

    Далее, в свою очередь, известный российский математик Николай Лобачевский (1792 — 1856) доказал, что сумма углов треугольника может быть, наоборот, меньше 180 ?. Это зависит от того, с какой стороны сферической поверхности представить треугольник. Данное открытие, которое не получило признания современников, совершило переворот в представлении о природе пространства, его изменчивость.

    Таким образом, неопровержимо было доказано, что представление о пространстве как конкретное естественнонаучное понятие меняется в связи с развитием науки.

    Таким же переменным, нестабильным является естественнонаучное понятие время. Такая изменчивость, нестабильность времени следует из теории относительности известного физика-теоретика Альберта Эйнштейна (1879 — 1955). Два вывода из его теории имеют, по крайней мере, философское значение. Первый вывод: если тело движется со скоростью света (300 тыс. км / сек), то это тело меняется в своих размерах. Итак, меняются и его пространственные характеристики. Второй вывод: если тело движется со скоростью света, то время для такого тела протекает медленнее.

    Основываясь на исследовании Эйнштейна, современный швейцарский физик-теоретик Клаус Лейшнер в 1994 году рассчитал, что если тело будет лететь со скоростью 800 тыс.км / ч, то время в таком полете иметь следующие характеристики:

     Полет тела продолжительностью: 15 лет - на Земле за это время пройдет 35 лет, 20 лет - на Земле пройдет 80 лет, 30 лет - на Земле пройдет 1200, 50 лет - на Земле пройдет 4700. 

    То есть, время на Земле истекает быстрее. В полете — медленнее. Можно предположить, что тот, кто проведет в таком полете 50 лет и вернется на Землю — не застанет никого из своих близких и знакомых — так на Земле за это время пройдет 4700.


    3.1. Иллюзии пространства и времени

    Пространство и время, как известно, существуют независимо от человека, его сознания. Они объективны по своей природе. Вместе с тем, их восприятие не лишено и субъективных моментов. Это проявляется в том, что: а) протяженность материальных объектов отражается в сознании не всегда адекватно — расстояние между этими объектами может складываться. Особенно это наблюдается в горах, пустыне б) время может протекать по-разному — или быстрее, или медленнее. Все зависит от субъективных ощущений человека, его увлеченности, внимания, интереса.

    Рассказывают, что когда известный русский художник Илья Репин (1844 — 1930) рисовал свои картины, то так этим увлекался, что целые сутки мог не выходить из мастерской. Ему даже еду ставили на окно, которое было сделано специально в дверях его мастерской.

    Автора теории относительности — Альберта Эйнштейна корреспонденты как-то спросили, как понимать его утверждение о том, что время — понятие относительное, может замедляться, когда известно, что время всегда в земных условиях протекает одинаково. На этот вопрос маэстро ответил в шутливой форме:

    » Одно дело, когда вы держите на коленях красивую девушку, другая — когда вы стоите голыми пятками на горячей сковороде. Время для вас будет протекать по-разному. В первом случае время будет для вас протекать быстро. Во втором — слишком медленно. »

    Даже в зависимости от возраста люди воспринимают время не одинаково. Американский исследователь Петер марганец провел такой эксперимент. Он отобрал три группы людей разного возраста: тем, кому 19 — 24 года, 45 — 50 лет, 60 — 70 лет. И попросил их, сосредоточившись, сообщить, когда для них пройдут три минуты времени. Оказалась такая картина: для группы лиц 19 — 24-летних оценка трех минут равнялась 3,01 минуты, для группы лиц 45 — 50-летних три минуты составили 3,25 минуты, для группы лиц 60 — 70-летних три минуты составляли 4,07 минуты. То есть, для пожилых людей время проходит быстрее, хотя объективно время в земных условиях всегда протекает одинаково, стабильно.

    Такие, общие характеристики пространства и времени как философских категорий и как естественнонаучных понятий.


    4. Диалектика и ее альтернативы

    Диалектика есть постижение противоречий в их единстве

    Георг Гегель

    Основные понятия, характеризующие диалектику как общую теорию развития. Диалектика есть современной общей теорией развития всего сущего, которая адекватно отражает его эволюцию в своих законах, категориях и принципах. И это касается не только развития «абсолютной идеи», как у Гегеля, но и материального мира. Есть диалектика распространяется на всю окружающую действительность и является теоретическим отображением развития как «духа», так и материи, сознания, познания. Ее основным предметом является само развитие, его общие законы, действующие и проявляются в развитии природы, общества и мышления. Что же такое развитие? Как это понятие трактуется в философии?

    Развитие — это необратимое, направленное, необходимое изменение материальных и идеальных объектов. В результате развития возникает новое качество, является следствием движения противоречий, их решения. Развитие — общее свойство материи, ее важнейший признак. Развитие — это прежде всего изменение, движение, но не любое изменение, движение является развитием. В процессе движения как развития создается новое, необходимое, способное к самодвижения, самовоспроизводства.

    Самодвижение в таких организованных и целостных системах, как общество, организм, биосфера и т.п., осуществляется как саморазвитие, т.е. как самоперехид на более высокий уровень организации. Самодвижение и саморазвитие — важные моменты диалектики как теории развития. Саморазвитие «генетически» вырастает из самодвижения как неотъемлемого атрибута материи. Самодвижение отражает изменение явления, вещи под действием внутренних противоречий, им присущих. Внешние факторы не детерминируют движение, а лишь его модифицируют.

    Что же такое движение, изменение? Движение, изменение — это внутренне связана единство бытия и небытия, тождества и различия, стабильности и текучести, того, что исчезает, с тем, что появляется. Движение, изменение можно достичь лишь в том случае, если рассматривать его противоречивые стороны в единстве и взаимодействии. Следует принять во внимание только одну его сторону и проигнорировать другую, как движение, изменение станут непонятными. Такой же результат будет тогда, когда мы станем рассматривать их во взаимодействии, а отдельно. Потому движение — это противоречие, свидетельство того, что тело может двигаться только тогда, когда оно находится в данном месте и одновременно в нем не находится. Это единство противоположностей, которые взаимно предполагают друг друга. По Гегелю, «принцип всякого самодвижения раз и заключается … в изображении противоречий. Что-то движется не потому, что оно … в этом … находится здесь, а в другом … там, а лишь … потому, что оно находится здесь и не здесь …, одновременно и находится, и не находится … Движение является самой противоречием «. Постоянное возникновение и одновременное решение данного противоречия и является движением. Он, как известно, является абсолютным, неотъемлемым атрибутом всего сущего. Поэтому развитие можно считать высшей формой движения и изменения, точнее, сущностью движения, а движение можно определить как любое изменение явления или предмета.

    Диалектика как философская теория развития опирается на такие фундаментальные понятия, как связь, взаимодействие, отношения. Понятие связи является одним из важнейших в диалектике. Процесс познания всегда начинается с выявления связей. И любая научная теория основывается на выяснении существенных связей. Понятие связи является исходным для понимания универсальных (глобальных) связей объективной действительности. Что такое связь?

    Понятие связи отражает взаимообусловленность вещей и явлений, разделенных в пространстве и времени. Существуют разнообразные связи. Они классифицируются в зависимости от признаков, которые кладутся в основу той или иной классификации. Например, в зависимости от уровня организации и форм движения материи, связи могут быть механические, физические, химические, общественные. Общественные связи в свою очередь могут быть производственные, классовые, национальные, семейные, групповые, личные и т.д.. Связи могут быть также объективными и субъективными, внутренними и внешними, существенными и несущественными, простыми и сложными.

    Источник: nado.znate.ru


  • Categories: Мир

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.