РАЦИОНАЛИЗМ

от лат. ratio — разум) — философскомировоззренческая установка, согласно которой истинными основаниями бытия, познания и поведения людей являются принципы разума. В философию термин «разум» перенесен из теологии, где им обозначалось направление, сторонники которого настаивали на очищении религии от всего, что не может найти разумного объяснения, подвергали догматы веры логическому анализу. Философский рационализм восходит к Античности: к учению Сократа о том, что красота и благо суть целесообразность, а истинное знание является достаточным условием этического поведения; учению Платона об идеях как истинной субстанциальной действительности; учению Аристотеля о космическом уме как всеобщем условии бытия и мышления и др. Античный рационализм был переосмыслен средневековой теологией, соединившей идею божественного разума как смысла и первопричины мирового бытия с учением о сверхразумности божественной воли, ее непостижимости и неохватности человеческим разумом. В философии Фомы Аквинского истины разума объявлялись подчиненными, «служебными» по отношению к истинам веры и откровения, но в пределах своей компетенции (знание о природе, математика, позитивное право, этика и политика) разум полагался основным поводырем человека как существа рационального (Ratio est potissima hominis natura — разум есть самая могущественная природа человека).


колай Кузанский выдвинул идею, согласно которой конечный человеческий разум способен бесконечно приближаться к божественному, никогда не достигая его полноты, но и никогда не прерывая свое приближение к нему. Тенденция к возвышению человеческого разума, присущая гуманизму Возрождения (Эразм Роттердамский и др.), встретила ожесточенное противодействие идеологов Реформации (Лютера, Цвингли и др.), видевших в философском рационализме угрозу подлинной вере. Однако их отношение к разуму было двойственным: отвергая философские претензии рационализма как безосновательные и даже греховные («Разум — потаскуха дьявола», — говорил ЛютерЛ протестантизм в то же время допускал участие эмпирической науки в богопознании, поскольку предметом естествознания полагался мир как божественное творение, управляемое богом в каждом своем моменте. Это в известной мере высвобождало науку из-под догматического контроля со стороны теологии и способствовало развитию научного рационализма. В еще большей степени протестантизм стимулировал рационалистические поведенческие установки своей моральной санкцией предпринимательства и производительного труда, правовых институтов, объективно содействующих развитию демократии.


Классическая парадигма рационализма была создана европейскими философами 17—18 вв. (Декарт, Мальбранш, Спиноза, Лейбниц). В учениях этих мыслителей идея высшей разумности Божественного творения стала на почву, подготовленную развитием естествознания и математики. Отталкиваясь от схоластических методов спекулятивного разыскания основоположений бытия, рационализм обратился к проблемам научного метода. Центральной из них была проблема оснований научного знания. Ее предполагаемое решение направлялось одной из двух фундаментальных стратегий. Первая стратегия (наиболее четко сформулированная Локком) заключалась в том, чтобы полагать единственным надежным источником научных знаний опыт (эмпиризм). Вторая стратегия приняла за образец истинного знания математику, которая в 17 в. стала применяться в исследовании природных явлений (1алилей, Кеплер). Путь математики, начинающей с очевидных и несомненных истин, был признан наиболее отвечающим установке рационализма и, следовательно, общим методом познания.

Фундаментальное требование классического рационализма — достижение абсолютной и неизменной истины, обладающей универсальной общезначимостью для любого нормального человеческого ума. Это требование представлялось несовместимым со стратегией эмпиризма (опыт конечен и ненадежен, знание, полученное из опыта, может считаться лишь вероятным и относительным). Поэтому версия рационализма, связанная со второй стратегией, постепенно стала определять собой рационалистическую установку в целом.


им определяется смысл оппозиции «рационализм — эмпиризм», во многом определившей содержание дискуссий по научной методологии на протяжении почти трех столетий. Сторонников обеих стратегий объединяли культ разума и высочайшее доверие к возможностям науки, поэтому методологические споры сторонников Декарта и Локка можно рассматривать как проявление внутренних противоречий классического рационализма.

К характерным особенностям рационализма 17—18 вв. относятся: исключительно высокая оценка дедукции как метода развертывания системы знаний из несомненных и очевидных оснований; «универсальная математика» (mathesis univeisalis) как идеал и образец всякой науки; отождествление логических и причинно-следственных отношений, что означало для рационализма тождество структур бытия и мышления (ord et connectio idearum est ас ordo et connectio rerum — порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей); уверенность в том, что человек силой своего разума способен вывести умопостигаемую первопричину и источник бытия; гносеологический оптимизм — вера в то, что Разуму нигде не положены пределы и его развитие в принципе бесконечно; высокая оценка науки и ее роли в жизни людей, в структуре культуры. Идеи рационализма играли чрезвычайно важную роль в формировании идеологии Просвещения, связавшей исторический прогресс с развитием рациональных начал человеческого бытия. Рассматривая бога как разумную первопричину мира, человеческую историю — как последовательное действие этой первопричины, ведущее людей от дикости и варварства к цивилизации и нравственности, просветители выдвинули программу социальных преобразований на основе общественного договора, реализуемого целенаправленными усилиями человечества, объединенного принципами разума.


Важнейшей и вместе с тем труднейшей проблемой классического рационализма явилось определение фундаментальных и безусловных оснований познания (Декарт таковыми полагал «врожденные идеи», Лейбниц — предрасположения или задатки мышления, Спиноза — интеллектуальные интуиции). Истинность этих оснований гарантируется Богом, и потому «естественный свет разума» (lumen natuiale), освещающий путь к истине, возжигается и непрерывно поддерживается в душе человека создателем Вселенной. Однако дальнейшее развитие науки, усиливавшее тенденцию к ее «секуляризации» и автономию по отношению к метафизике, стимулировало философский поиск новых версий рационализма. «Критическая философия» Канта стала попыткой объединить стратегию рационализма со стратегией эмпиризма: границы рационального познания, по Канту, совпадают со сферой применимости научной методологии, миром явлений, «феноменов», но всеобщность и универсальная истинность законов математического естествознания гарантируется априорностью чувственных созерцаний (интуиции) пространства и времени, а также категориальной структуры рассудка. Однако Кант, отказываясь от свойственного классическому рационализму обращения к абсолюту как гаранту истинности фундаментальных оснований и перенеся центр тяжести на установку критицизма, тем самым отказался и от метафизических претензий рационализма, оставив за последним исключительно методологические функции.


рансцендентальный субъект», претендующий на истинное познание «вещей в себе», т. е. на выход за пределы рациональной науки в мир «ноуменов», неизбежно, считал Кант, сталкивается с разрушительными антиномиями, с «диалектикой», уничтожающей научную значимость рационализма.

Пытаясь преодолеть кантовский дуализм миров трансцендентального «Я» и «вещей в себе», Шеллинг сформулировал концепцию тождества духа и природы, имеющих общую основу в абсолютном разуме. Эмпирическая наука, предметом которой выступают отдельные природные объекты и их отношения, занимает, согласно Шеллингу, подчиненное положение по отношению к натурфилософии, которая обращена к самому Абсолюту, к принципам, по которым он творит все свои конкретные формы. Натурфилософский рационализм вступил в конфликт с основными тенденциями современного ему естествознания (прежде всего с эмпиризмом) и был расценен большинством ученых как попытка реставрации спекулятивной метафизики и мистики.

В философии Гегеля рационализм объединяется с диалектикой, которая выступает как всеобщая логика самопознания разума, или абсолютной идеи, как логика универсального мирового процесса и в то же время как фундаментальная теория познания. Отождествление мышления и действительности (панлогизм) придало гегелевскому рационализму характер умозрительной натурфилософии, которая своим стилем и методологической направленностью контрастировала с господствующим стилем науки, хотя диалектические идеи в 19 в.


метно перекликались с методологической рефлексией над крупными научными результатами в биологии, физике, химии, космологии (что было отмечено К. Марксом и Ф. Энгельсом). В гегелевской философии классическая парадигма рационализма получила свое наиболее последовательное выражение, по сути исчерпав свои возможности. Дальнейшее развитие рационализма было связано с попытками разрешения внутренних противоречий этой парадигмы, а также реакцией на критику в ее адрес со стороны тех мыслителей, которые считали претензии разума на господство во всех сферах действительности, на роль универсального основания человеческой деятельности и исторического процесса безосновательными. Шопенгауэр, Ницше, Кьеркегор указали основные пути критики рационализма, впоследствии многократно пройденные и повторенные философами 20 в. (экзистенциализм, «философия жизни», интуитивизм, прагматизм, фрейдизм и неофрейдизм и др.). Рационализм критиковался прежде всего как мировоззренческая и методологическая установка, как модельный образец организации общества и основных сфер человеческой практики, человеческого поведения, как совокупность соответствующих идеалов и ценностей. В связи с этим подверглись критике представления о человеке как существе рациональном par excellence, о разумной необходимости, якобы направляющей действие исторических законов, о способности науки достигать истинного и объективного знания.

гантские общественные катастрофы 20 в. (мировые войны, истребление народов, зашедшая в тупик нравственная эволюция человечества, опасность самоуничтожения человечества, экологический коллапс) стали рассматриваться как следствия претензий рационализма на доминантную роль в мировой культуре (Хоркхаймер, Адорно), трактуемых как реализация изначально присущего человеку стремления к господству и власти. В глазах большинства критиков рационализм есть лишь созданная определенной культурной традицией маска, за которой скрыта глубоко иррациональная человеческая природа.

Отвечая на вызов критики, современный рационализм противопоставляет ей ряд контраргументов, в совокупности представляющих собой попытку удержать основные традиции европейской и мировой культуры от грозящего им разложения. Так, критический рационализм (Поппер и др.) акцентирует внимание на способности разума преодолевать любые заблуждения и выступать основой демократического, или «открытого, общества»; причину общественных катаклизмов следует видеть не в пороках рационализма, а, напротив, в иррационализме, неизбежно наступающем, когда разум отступает со своих позиций и теряет активных сторонников. Неорационализм (Башляр и др.) выступил за реформирование рационализма в духе требований современной науки и техники (за счет интеграции фундаментальных научных методов и изменения основной стратегии научного познания в сторону понятийного конструирования реальности, привлечения продуктивного воображения, творческой интуиции, метафизических «инсайтов»); цель реформы — реинтеграция рационального мышления и культуротворческой активности человека.


которые технократические направления в Социальной философии (Белл, Шельски, Телбрейт и др.) связаны с попытками создания новой парадигмы рационализма, в которой принципы рациональности (в науке, технике, экономике, политике) сочетаются с гуманистическими, религиозными и эстетическими ориентирами человеческой деятельности.

Судьбы классической и неклассических версий рационализма неразрывно связаны с исторической эволюцией европейской (а через нее — мировой, общечеловеческой) культуры. Современный кризис культуры, по всей вероятности подошедшей к переломному моменту своей истории, серьезно затрагивает основания рационализма, критика которого часто приобретает контркультурный характер. Поэтому современный рационализм, отвечая на вызов времени, эволюционирует к большей адаптивности, ассимилирует диалогические формы взаимодействия культур, отказывается от чрезмерной жесткости и априорности своих границ — и вместе с тем настаивает на основополагающей роли рациональных начал человеческого бытия.

Лит.: Лейбниц Г. В. Новые опыты о человеческом разумении.— Он же. Соч. в 4 т., т. 2. M., 1983; Декарт Р. Рассуждение о методе.— Он же. Соч. в 2т, т. 1. M., 1989; Спиноза Б. Избр. произв., т. 1—2. M., 1957; Башляр Г. Новый рационализм. М., 1987; В поисках теории развития науки. М., 1982; Шестов Л. На весах Нова.— В кн.: Он же. Соч. в 2 т., т. 2. М., 1993; Гайденко П. П. Эволюция понятия науки (XVII— XVIII вв.). М., 1987; Шашкевчч П. Д. Эмпиризм и рационализм в философии Нового времени. М., 1976; LeckyJ. History of Rationalism. L., 1865.


В. Н. Пору с

Источник: Новая философская энциклопедия

Источник: terme.ru

Что есть рационализм в классическом его понимании?

Есть вопрос и ответ на него. Проблема и ее решение, которое можно найти при помощи разума. Нет нематериального или же не созданного для понимания в этом мире, поскольку вся Вселенная материальна. Примерно так можно описать рационализм. Это своеобразная установка для последователя, который оценивает окружающее пространство исключительно в качестве вопросов и ответов. Он пытается постигнуть происходящее, руководствуясь своим ментальным сознанием.

Также рационализм — это превалирование доводов разума над голой убежденностью. Фактически данная идея стоит у истоков философии, призванной объяснить разумному человеку то, как устроен мир. Нередко рационализм проявлял себя в натуре и поведении великих математиков и физиков, которые как раз занимаются тем, что делят и систематизируют окружающее пространство, давая возможность понять и принять его.

Суть рационализма

Рациональный человек — это вовсе не фанатик и не последователь культа. Само течение не обладает характерными чертами идеи, пригодной для формирования круга последователей. Можно сказать, что рационализм — это курс, который человек может выбрать сознательно. Правда, способен сделать это тот, кто убежден в царствовании разума над иррациональным стремлением придать той или иной вещи нематериальную и необъяснимую природу.


Не стоит наделять рациональное мышление чертами негативизма, поскольку эту не так. Сторонник этого мировоззрения не отрицает факт, но пытается найти ему объяснение с помощью разума. Рациональные и иррациональные люди — это заядлые оппоненты в дискуссии. Некоторые сторонники второго лагеря даже указывают на Канта, ошибочно полагая того рационалистом, принявшим тот факт, что существует необъяснимое. Впрочем, не стоит путать иррационалистов с обычными фанатиками.

Кем представляются рационалисты

Зачастую это люди, деятельность которых напрямую связана с мыслительным процессом. Характеристики рационального человека — это открытость мышления, пытливость ума, готовность постигать новое и страстное желание получать знания. Они скептически относятся к прописным истинам, навязанным обществом и подвергают сомнению любой факт, который не был доказан, например, математической теоремой, то есть способом, возможным к повторению.

Нередко рационализм просыпается в перфекционистах, поскольку и тех и других не устраивает определенный объект, вернее, его природа, в сложившейся картине мира. В попытке восстановить свой баланс они стремятся любой ценой придать характеристику предмету, что порой вызывает непонимание у людей более творческих, воспринимающих окружающее таким, какое оно есть, не задавая вопросов.

Что определяет рационализм?

Существует несколько ключевых факторов, определяющих принадлежность индивида к данной идее виденья мира. Рациональный человек — это исследователь, он открыт для новых идей и считает любое знание ключевой целью развития человека. В его понимании навыки и информация не могут быть плохими или хорошими, они существуют для конкретизации и уточнения мира. Те, кто пребывает в постоянной задумчивости, склонны к рационализму. С точки зрения данной идеи, мысль определяет сознание и материальное окружение, а потому является главенствующей. Рациональный человек — это личность с огромным кругозором, которая готова постигать новое вне зависимости от обстоятельств и собственного возраста.

Принципы рационализма

Течение во многом формируется благодаря тем или иным краеугольным камням, заложенными его исследователями и основателями. Таким фундаментом в случае с рационализмом выступают его принципы:

  • Знание добывается разумом. Любая информация, навык должны постигаться умом человека. Фактически знание является продуктом исследования того или иного объекта мыслью индивида. Оно бесценно. Именно знание является главной ценностью сторонников рационализма.
  • Мир материален. Рационалисты верят, что весь окружающий мир материален и пригоден к познанию. Объекты, отдаленные от человечества, являются лишь вещами, скрытыми от мысли, но узнать их можно, воспользовавшись новым знанием. Таким образом цикл познания замыкается. Поэтому некоторые люди называют рационализм бесконечной гонкой за знанием ради самой информации, а не высшей цели.
  • Наука превыше всего. Все в этом мире может быть опознано и исследовано с помощью научного инструментария. Рационалисты ставят науку в качестве единственно возможного способа познать себя и мир.
  • «Духовное» не существует без материального. Под духовным в этом случае подразумевается, например, чувство прекрасного или хороший вкус. Они являются продуктом ментального восприятия человека, которое, в свою очередь, базируется на мыслительном процессе, разуме, материальном по своей природе.
  • Нравственность является продуктом материального, поскольку призвана воспретить и препятствовать нанесению урона объекту, способному породить мысль.

Рациональные люди нередко дисциплинированы и во многом полагаются на свой разум. Не стоит ждать от них поддержке в спиритизме или окультизме, сторонник этого течения просто не поймет говорящего. Впрочем, как уже упоминалось ранее, рационалисты открыты для нового знания.

Основы течения

Большинство исследователей сходятся во мнении касательно того, где именно появился рационализм. Его основоположником стал Сократ (приблизительно 469-399 до н. э., Древняя Греция), который призывал познать себя до того, как исследовать мир. Хоть он и не был убежденным сторонником мировоззрения, но все же сформировал его основы. Позднее, идею рационализма довели до ее логического завершения ученые Декарт, Лейбниц, Спиноза, сторонники точных наук и привнесшие в свои отрасли определенный фактор упорядоченности. Эпоха «Просвещения» считается периодом, когда рационализм вышел на первое место. Человек обрел возможность мыслить о возвышенном и заниматься изысканиями, поскольку более не находился в постоянном поиске пропитания или же в попытках выжить. Это открыло путь науке.

Противопоставление эмпиризму

Несмотря на то что идеи рационализма и эмпиризма нельзя противопоставлять в первичном их виде, сторонники этих двух идей мировоззрения нередко вступают в конфронтацию касательно методики познания мира. Так, к примеру, рационалисты выступают за придание объекту качественной характеристики на основе лишь мыслительного процесса, тогда как эмпирик должен его потрогать, попробовать, испытать. Противопоставление мысли опыту нелогично, но все же имеет место. Непосредственно сам Лейбниц в своей работе «Монадология» отмечает:

«Мы все на три четверти эмпирики.»

Это указывает на то, что сторонники рационализма нередко являются эмпириками и наоборот.

Вклад Канта

Сторонники идей Канта наверняка осведомлены о том, что этот философ начинал в качестве рационалиста. Позднее он трансформировал классическую идею познания мира через мысль и опыт в нечто единое — трансцендентальный идеализм. В его понимании определение природы объекта с помощью разума и опыта является взаимодополняющими понятиями, служащими единственной цели — поиску знаний. Он создал определение «вещь в себе», что означает некий объект, который невозможно определить и приписать ему характеристики. Более того, такой предмет не следует изучать. Он считал, что работа разума начинается тогда, когда мысль доходит до порога известного.

Понимание мировоззрения

Стать рациональным человеком не так просто. Для этого нужно потрудиться. Итог во многом зависит от принятия индивидом мировоззрения этой категории людей. Признаки рационального человека — это вовсе не рост, вес или же тип темперамента. Важно также понять, это не культ — рационалистом может быть, например, учитель, шахтер, бизнесмен и даже уборщик, который ночью читает труды по биологии. Эти люди не стремятся получить признание, их истинный Грааль — это понимание всего сущего, бесконечное знание, характеристики всех объектов. Научится этому чрезвычайно трудно, кроме того, процесс предполагает отказ от принятых ранее истин. Рациональный человек — это тот, кто ставит под сомнение все, включая собственную осведомленность.

Источник: psychbook.ru

Рационали́зм (от лат. ratio — разум) — метод, согласно которому основой познания и действия людей является разум. Поскольку интеллектуальный критерий истины принимался многими мыслителями, рационализм не является характерной чертой какой-то определенной философии; кроме того, имеются различия во взглядах на место разума в познании от умеренных, когда интеллект признают главным средством постижения истины наряду с другими, до радикальных, если разумность считается единственным существенным критерием. В современной философии идеи рационализма развивает, например, Лео Штраус, который предлагает применять рациональный метод мышления не сам по себе, а посредством майевтики. Среди других представителей философского рационализма можно назвать Бенедикта Спинозу, Готфрида Лейбница, Рене Декарта, Георга Гегеля и др. Обычно рационализм выступает в качестве противоположности как иррационализму, так и сенсуализму.

В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона определение термина звучит так:

Рационализм:

1) гносеологический, догматическое философское направление, признающее в области познания за разумом, которому свойственны априорные понятия, первенствующее и решающее значение; опыту придается лишь второстепенное значение, и наилучшим методом признается геометрический, то есть вывод следствий из истин, которые считаются очевидными сами собой. Противоположное ему: эмпиризм. Гл. представители: Декарт, Спиноза, Лейбниц.

2) Р. теологический, такое направление в религии, которое признает применение разума для выяснения и толкования религиозного учения не только позволительным, но и необходимым. Противоположное: супранатурализм: догматы даны откровением и не подлежат доказательствам разума.

Научная революция 16-17 вв. привела к систематическому применению в естествознании математических методов. Особенности рационализма связаны с ориентацией на математику как идеал научного знания. Рационалисты считали, что подобно тому, как математическое знание выводится и обосновывается рационально-дедуктивным путем, философское знание также должно выводиться из разума и обосновываться им, т.к. чувственный опыт ненадежен.

У истоков рационализма – философия французского ученого Р.Декарта (1596-1650). Декарт был одним из тех мыслителей, кто тесно связал развитие научного мышления с общими философскими принципами. Он подчеркивал, что нужна философия нового типа, кот сможет помочь в практических делах людей. В основании человеческого знания лежит философия, или метафизика. Любое утверждение о мире, о Боге и человеке может вызвать сомнение. Несомненно одно: «Мыслю, следовательно, существую». Это и есть основа философии Декарта. Это положение представляет собой соединение двух идей: «я мыслю» и «я существую». Декарт считает, что основные разумные идеи души, главная из которых идея Бога, врожденные, а не приобретенные. Философия Декарта получила название дуалистической (т.к. постулируется существование двух субстанций – материальной, которая обладает протяженностью, и духовной, которая обладает мышлением). В работе «рассуждение о методе» Декарт сформулировал основные правила, которым нужно следовать, чтобы «вести свой разум к познанию истины»:

1. принимать за истинное то, что самоочевидно, воспринимается ясно и отчетливо и не дает повода к сомнению

2. каждую сложную вещь следует делить на простые составляющие

3. в познании надо идти от простых вещей к более сложным

4. требует полноты перечисления, систематизации как познанного, так и познаваемого.

Таким образом, интуиция и дедукция из интуитивно постигнутого – это основной путь, ведущий к познанию всего возможного. В своей рационалистической методологии Декарт предлагает идти от наибольших общих философских положений к более частным положениям конкретных наук.

Лейбниц отверг дуалистическую трактовку бытия Декарта. Он противопоставил ей плюаристическую концепцию бытия – монад. Монада, по Лейбницу, — не что иное, как простая субстанция, кот входит в состав сложных: простая, значит, не имеющая частей. Таким образом, субстанция должна обладать абсолютной простотой и неделимостью. Лейбниц приходит к выводу о существовании множества простых субстанций. Каждая монада представляет собой некий замкнутый мир, отражая в себе при этом весь мировой порядок. Монады как субстанции вечны и неуничтожимы, они не могут возникнуть или погибнуть естественным путем. Лейбниц различает три вида монад:

1. монады низшей степени развития, которые обладают пассивной способностью восприятия, образуют физические тела, т.е. предметы неживой природы.

2. монады-души, обладающие ощущениями и представлениями, составляют растительный и животный мир

3. монады-духи, наделенные сознанием, находятся на высшей ступени развития. Определяют природу человека.

Рационализм в учении Лейбница о монадах в том, что постичь их можно только разумом. Теория познания Лейбница – в ней он предпринял попытку сочетания эмпиризма и рационализма. Два рода истин: «истины разума» и «истины факта».

1. «Истины разума» представляют собой врожденные идеи. Особенность – их всеобщность и необходимость.

2. «Истины факта» не обладают необходимостью и всеобщностью. Они являются эмпирическими и случайными в том плане, что не могут быть выведены дедуктивным путем. Методом отыскания «истин факта» явл индукция. Это законы природы.

Рационалистическая система Лейбница стала завершением рационалистической тенденции в философии 17 в.

Источник: studfile.net

Введение.

Еще во времена Гегеля появились философы, не принадлежавшие к его лагерю, резко выступавшие против его философии, смело бросавшие вызов необыкновенной популярности великого философа. К таким мыслителям относятся прежде всего немец Артур Шопенгауэр и датчанин Серен Кьеркегор. В отношении их философии можно говорить о резком изменении философской проблематики, о появлении так называемой постклассической философии, которая пыталась радикально, в отличие от немецкой классики, пересмотреть проблему смысла человеческого бытия, места человека в мире, его отношения к Богу, к смерти и бессмертию, его конечного предназначения.

Что такое рационализм. Суть рационализма.

Рационализм – мировоззрение здравомыслия, основанное на объективной естественнонаучной картине мира. Рациональное познание окружающей действительности базируется на понимании сути реально происходящих объективных событий, явлений и фактов, на тщательном изучении, логичных доводах, веских аргументах, реальных фактах и внятных доказательствах. Рационализм исключает из своих методов познания субъективное, эмоциональное, надуманное, нелогичное, мифическое и эзотерическое.

Рациональная картина мира основана на современных научных знаниях, которые в свою очередь постоянно пополняются и совершенствуются. Это постоянное обновление и совершенствование делает рациональное мировоззрение современным и прогрессивным, независимым от догм и устойчивых ошибочных верований, а также заблуждений появляющихся в результате идеологических приверженностей.

У рационального мировоззрения нет недостатков, потому что оно основывается на знаниях, и исходя из свойств знания меняться, дополняться и улучшаться рационализм никогда не зайдёт в тупик. Знания всегда пополняются, и поэтому никакой вопрос при рациональном мировоззрении не может остаться не отвеченным. Рационализм на всё найдёт ответ, при том научный, объективный, доказательно подтверждённый либо логически обоснованный. Таким образом рационализм является мировоззрением наиболее полноценным среди всех возможных мировоззрений.

Источник: studopedia.ru

Мировоззрение каждого конкретного человека формируется не только под воздействием социального окружения, экономической и политической ситуации в стране, но и формируется благодаря врожденным качествам личности. Я от рождения больше мечтательна и мои мысли часто совершенно не рациональны и бывают далеки от реальности. Мне абсолютно чужд рационализм, но зная в себе такие особенности, мне не составляет особого труда включить в себе рационалиста.

Рассмотрим характерные особенности рационалистического мировоззрения.

Рационалистическое мировоззрение.

Чтобы понять что такое рационалистическое мировоззрение и каковы его характерные особенности, нужно прежде всего понять что же такое рационализм.

Рационализм — это синоним разумности. Это восприятие реалий окружающего мира полностью под влиянием рассудка. Рационализм предполагает отношение к различным ситуациям под влиянием научных фактов, без участия личных эмоций. Этот тип мировоззрения полностью отметает клише, суеверия. ложные представления, слепую веру в сверхъестественные силы.

Отзыв о Рационалистическое мировоззрение это

Рационализм предполагает научное исследование окружающего мира. Разумное исследование дает истинное знание, рожденное после сбора фактов и материалов.

Рационализм полностью отметает возможность существования внетелесных опытов существования, нематериальную гипотезу о сотворении мира. Мир полностью материален, сознание человека существует только благодаря наличию мозга и не может быть рассмотрен как нечто большее. Существование души, параллельного и потустороннего мира отрицается.

Рационализм обусловливает существование нравственных и этических норм, созданных под влиянием разумных требований безопасного сосуществования людей в обществе. Нравственность объясняется лишь похожестью состояния сознания многих индивидуумов. Отклонение от нормы не говорит о том, что человек деструктивен, просто его мозг устроен иначе., чем у большинства.

В итоге, рационалистическое мировоззрение — это адекватное знание и принятие окружающей реальности, желание не только получать как можно больше знаний, но и применять их в повседневной жизни для получения максимальной выгоды и пользы. Рационализм помогает человеку снять с себя оковы религии, чувства навязанного долга и позволяет развиваться в интересном для каждой конкретной личности направлении.

Источник: otzyvy.pro


Categories: Мир

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.