Этот семинар — из цикла EO Life Management Day. Вы узнаете, как управлять своей жизнью так, чтобы быть успешным, обрести внутреннее спокойствие, а главное — стать счастливее.

«Стоицизм для современного мира» — это новое прочтение античного учения, адаптированное для жизни в XXI веке.

Стоицизм в течение многих столетий определял мировоззрение римских чиновников, воинов и ученых. Три классических автора поздней Стои — Сенека, Марк Аврелий и Эпиктет — оставили нам фундаментальные тексты, посвященные поиску ответу на вопрос, который он считали главным:

как быть счастливым?

После наступления христианской эпохи философия стоиков оказалась ассимилированной новой религией, вошла в качестве отдельных фрагментов в тексты отцов церкви и в конце концов была забыта.

09bd9139-0659-4537-aada-907b5593173a


В современном мире происходит возрождение стоицизма. Он привлекает людей с аналитическим, рациональным складом ума, ищущим гармоничного существования, социального успеха и одновременно душевного покоя.

Кому придется по душе этот семинар?

Тем, кого не устраивают решения, которые предлагаются религиозными традициями или тем более новейшими “учителями мудрости”.

 

 

55168ba6-20ed-4455-8867-7e2279305cdd

Семинар ведет Кирилл Мартынов, кандидат философских наук и доцент Высшей школы экономики. Вы услышите прочтение классических трудов философии стоицизма.

 — Чем нам может быть Сенека сегодня?

 — Чему мы можем научиться из “Размышлений” Марка Аврелия?

 — Как стоики описывают человеческую мотивацию, целеполагание, обсуждают долг, призвание, зависить или гнев?

 

 

Что лежит в основе учения стоиков? Основа стоицизма — понятие атараксии, то есть деятельного бесстрастия, сочетания контроля негативных эмоций и активного выполнения своего долга, работы над своим делом в большом мире.

Возможно, это именно та точка зрения на вещи, которую упустили из вида люди современной эпохи.


 

Современный стоицизм призван вырвать из бездеятельности и постоянной жалости к себе, научить созиданию, обрести гармонию и душевный покой.

Семинар пройдет в г. Москва, количество участников ограничено.

 

Бронируйте участие!

Источник: eorussia.timepad.ru


Стоицизм в современном мире

Существует философская школа известная как стоицизм. Она возникла в Афинах около 300 г. до н. э., ее основатель — Зенон Китийский. Наиболее знаменитыми представителями были Марк Аврелий, Сенека, Эпиктет и Диоген Лаэртский. Основное утверждение стоицизма, что добродетель (как и мудрость) — это счастье, а суждение основано на поведении, а не на словах. Мы не контролируем и не можем полагаться на внешние события, а только на себя и свою реакцию.

Стоицизм напоминает нам, насколько непредсказуем мир, как коротка наша жизнь и что нужно быть стойким, сильным и контролировать себя и свои желания. И наконец, что источником нашего недовольства является наша импульсивная зависимость от рефлексивных чувств, а не от логики.

Стоицизм не разрабатывает сложные теории о мире, но помогает нам преодолеть разрушительные эмоции и действовать там, где это возможно. Он создан для действий, а не для бесконечных дискуссий.

У этого течения было три лидера. Марк Аврелий, император Римской империи, самый могущественный человек на земле в то время, каждый день садился писать заметки о сдержанности, сострадании и смирении. Эпиктет перенес ужасы рабства, чтобы основать собственную школу, где он преподавал ученикам, ставшим впоследствии величайшими умами Рима. Сенека способен был думать об утешении своей жены и детей, когда император Нерон потребовал у него покончить с жизнью.


Стоицизм практикуется и практиковался королями, президентами, художниками, писателями и предпринимателями. Люди прошлого и современники считали и считают стоицизм образом жизни. Отцы-основатели США были вдохновлены этой философией. Джордж Вашингтон познакомился со стоицизмом в 17 лет. Томас Джефферсон перечитывал труды Сенеки вплоть до своей смерти.

Можно ли развить стоицизм в себе? Да. Прочтите работы трех основателей стоицизма, а также выполняйте три упражнения, представленные в этой статье. Некоторые из них могут показаться слишком радикальными, поэтому относитесь к ним с осторожностью.

Практика неудач

Сенека писал: «Во времена безопасности дух должен готовиться к трудным временам. Когда неудача наполняет дух благосклонностью, она готовит его дать отпор более сильным соперникам».

Сенека, который не был стеснен деньгами как советник Нерона, выбирал несколько дней в неделю и предавался жизни нищего.

Возьмите немного еды, наденьте худшую одежду, уйдите от комфорта теплой кровати и дома. Встретьтесь один на один со своей нуждой и спросите себя: «Это то, чего я так боялся?».

Важно понимать, что это практическое упражнение, а не риторический прием. То есть вы должны не думать о несчастье, а жить с этим. Комфорт — это рабство, потому что вы всегда боитесь, что потеряете то, что имеете. Но если приобрести способность жить и радоваться жизни в любой ситуации, вы станете по-настоящему независимым.


Такие эмоции как тревога, беспокойство и страх имеют свои корни в неопределенности, являются скорее психологическими, а не реальными. Любой, кто боится и тревожится, знает, сколько физической и ментальной энергии может потреблять этот процесс.

Решение состоит в том, чтобы что-то сделать со своим невежеством. Познакомиться с наихудшими сценариями, которых вы боитесь.

Если чего-то боитесь, приучите себя сразу же сталкиваться со страхом, пока он не проник глубже. Помните, что он находится внутри вас, а зачастую снаружи никакой физической угрозы нет.

Тренировка избегания восприятия «хороший-плохой»

Марк Аврелий считал: «Если вы не хотите чувствовать, что страдаете — вы не будете страдать».

У стоиков было упражнение под названием «Превращение препятствия в преимущество». Они любили переворачивать проблему с ног на голову. Потому что если вы научились этому, то любая неудача, любая ошибка кажется преимуществом. Вы должны помнить простое правило: «плохое» становится источником хорошего.

Предположим на секунду, что вы хотите помочь кому-то, но человек угрюм и не желает сотрудничать. Вместо того чтобы чувствовать себя отвергнутым, стоицизм учит, что нужно направлять свое внимание к новым добродетелям. Например, к терпению и пониманию или шансу показать силу своего духа. Предложить помощь легко, принять отказ в предложении помощи тяжело и даже обидно.


Марк Аврелий писал: «Препятствие к действию продвигает действие. То, что стоит на пути, становится путем».

Почему один человек становится предпринимателем, а другой нет? Первый создает возможности, второй этого делать не умеет. Стоики замечают возможности мгновенно, остальные люди смотрят на препятствия и не видят ничего.

Существует только восприятие. Вы его контролируете.

Помнить: это все эфемерно

Марк Аврелий написал простое и эффективное напоминание, чтобы помочь себе восстановить свежесть ума и остаться уравновешенным: «Вспомни те обстоятельства, которые вызывали наибольший гнев. И где все это теперь? Дым, пыль, легенда».

Подумайте о том, насколько малы ваши желания, насколько вы малы в контексте Вселенной и какие у вас простые проблемы. Эфемерными могут быть достижения, слава и обладание вещами.

Если все эфемерно, что имеет значение? Важен лишь настоящий момент. Быть хорошим человеком и совершать правильные и хорошие поступки здесь и сейчас — вот что важно.

Александр Великий завоевал весь мир, некоторые города названы в его честь. Это все знают. Стоики также знают, что как-то в состоянии алкогольного опьянения он случайно убил своего лучшего друга Клития. После этого Александр приглашал к себе лучших «психологов» мира, чтобы справиться с утратой, но ничего не получилось. Не имеет значение, насколько вы знамениты, если несчастны.


Учитесь на ошибках. Будьте скромными, честными и осознанными. Это то, что может быть у вас каждый день вашей жизни. И тогда вы не будете бояться, что однажды все потеряете.

Желаем вам удачи!

Источник: 4brain.ru

Кто такие современные стоики? Как появился современный стоицизм (modern stoicism) и почему философия стоицизма оказалась актуальна в XXI веке? Какой он, новый путь через цифровые дебри к атараксии — деятельному бесстрастию? Рассказывает Кирилл Мартынов.

Философия стоицизма возникла почти 2,5 тысячи лет назад, и её основной посыл сводился к тому, что в мире царит необходимость, которой каждый из нас подчинён, но наш разум, способный осознавать неотвратимость судьбы, справляться со страстями и управлять отношением к миру, — это ключ к освобождению и спасению. Какие ещё идеи транслировали стоики и почему они актуальны и в XXI веке? Что значит быть стоиком сегодня? Почему появился современный стоицизм (modern stoicism) и можно ли сопрягать жизнь в цифровую эпоху с философией стоицизма? Какой он, новый путь к атараксии — деятельному бесстрастию?

Сегодня мы выбрали публичную лекцию кандидата философских наук, доцента Школы философии НИУ ВШЭ Кирилла Мартынова («Новые стоики: поиски атараксии для современного мира»), во время которой он рассказывает, кто такие современные стоики, чем они отличаются от традиционных, как относятся к гедонизму, технологиям и успеху. Попутно философ размышляет, в чём кроется проблема определения успеха/неуспеха, разбирает основные стоические техники и объясняет, как негативная визуализация и правильная постановка целей могут сделать нас сильнее. В общем, интересно, актуально.


«Как это работает? Когда Сенека писал про гнев, он говорил, что это Боги наказали людей способностью испытывать гнев ничем не контролируемый. Когда мы сегодня об этом говорим, мы, конечно, не скажем, что это были боги, Зевс там, или кто угодно из этих ребят. Мы сейчас скажем, что эволюция приматов вела нас к тому, что в какой-то момент времени активация физических способностей особи <…> она помогала нашим предкам выживать <…>. И вот эти все плохие эмоции с точки зрения современного стоицизма можно объяснять совершенно в научных терминах. Что человек эволюционно адаптирован к одной жизни — а сейчас он ведет другую жизнь, где старые способы решать проблемы/выживать либо не работают, либо излишни, либо вообще мимо цели бьют — короче, они стали неэффективными. И в этом смысле этика стоиков она как бы обращена не на то, как выжить в мире, созданном не Зевсом, а на то, как выжить в мире, созданном эволюцией, которая привела к тому, что мы живём в очень плотном, насыщенном обществе, где много людей, где большие города, где высокий темп жизни, где много информации, где нам нужно, в общем, стараться при этом сохранять свой разум. Ценность стоицизма именно в этом. Мы как бы вытаскиваем огромный слой, связанный с онтологией той и вставляем любую онтологию на ваш выбор».



ЧИТАЕМ/СМОТРИМ:

«Кто мы с точки зрения духовного истока?»: публичная лекция Паолы Волковой

— Мифология, память и культура в эпоху дигитальной революции: лекция Гасана Гусейнова

— Древнегреческие мистерии: чему нас учит культ Диониса?

— «Что мы знаем о счастье?»: Наталия Кузнецова знакомит нас с теориями счастья — от  Эпикура до Шопенгауэра

Источник: monocler.ru

В чём суть учения стоицизма?

Самые главные принципы стоицизма заключаются в том, что наш мир может быть непредсказуемым, а жизнь скоротечна.

Стоицизм призывает человека к стойкости, силе и самоконтролю. И предполагает, что источник нашей неудовлетворённости кроется в нашей импульсивной зависимости от наших спонтанных чувств. Мы должны полагаться больше на логику.

Стоицизм был создан для того, чтобы действовать, а не для бесконечных разговоров о мироздании. Он пытается помочь преодолеть разрушающие эмоции и воздействовать в соответствии на то, на что можно воздействовать.


Стоическая этика

Стоицизм — это не просто набор убеждений или этических утверждений. Это образ жизни с постоянной практикой и обучением, включающий постоянную практику логики.

Эта этическая доктрина учит безразличию и «пассивной» реакции на внешние события на том основании, что никакие события и ничто внешнее вообще, не может быть ни добром, ни злом. Она учит достичь хладнокровие перед лицом жизненных взлётов и падений.

Целью стоицизма является освобождение от страстей (в смысле: мучений или страданий) посредством стремления к разуму и апатии (в смысле: объективности, неэмоциональности и чёткого суждения).

Стоики считают, что когда человек станет ясным, непредвзятым и самодисциплинированным мыслителем, то сможет понять «логос«.

Логос — это естественная универсальная причина всех вещей.

Для философов-стоиков, несчастье и зло являются результатом невежества. И если кто-то недобр, то это потому, что он не осознаёт своего собственного универсального разума.

Разрешение этой проблемы, этого зла и несчастья, можно достигнуть, практикуя стоическую философию и изучить собственные суждения и поведения, чтобы определить, где человек мог отклониться от универсального разума природы.

Широко известно одно изречение стоиков: «Жить в согласии с природой», которое нужно воспринимать, как в смысле законов Вселенной, так и в отношении сущностной природы человека и разума.

Цитаты стоиков

«Беден не тот, у кого мало что есть, а тот, кто хочет иметь больше».
Луций Анней Сенека

«Если вас беспокоит что-то внешнее, боль связана не с самой вещью, а с вашей оценкой; и это у вас есть право отозвать в любой момент».
Марк Аврелий, Медитации

«Жалобы — это не жизненная стратегия. Каждому из нас отпущен определённый запас времени и сил. Тратя время на жалобы, мы не достигаем своих целей.»
Рэнди Пауш, «Последняя лекция»

«Что нас действительно пугает и тревожит, так это не сами внешние события, а то, как мы о них думаем. Нас тревожат не вещи, а наше понимание их значимости».
Эпиктет

«Стоик – это тот, кто превращает страх в благоразумие, боль в трансформацию, ошибки в инициацию и желание в начинание».
Нассим Николас Талеб

Представители стоицизма

За исключением основоположника, Зенона Китийского (которого ещё называют Зенон-стоик), у стоицизма было три главных лидера, но есть и другие.

Марк Аврелий, император Римской империи. Считается, что он садился каждый день и работал над своими заметками о сдержанности, сострадании и смирении.

Эпиктет перенёс ужасы рабства в Риме, но был освобождён и основал свою собственную школу.

Также древнегреческий философ-стоик Хрисипп обычно считается наиболее важным влиянием на стоицизм. Более поздняя, знаменитая фраза в стоицизме гласила: «Не будь Хрисиппа, не было бы и Стои».

Хрисипп защищал и развивал эмпирическую эпистемологию, психологию и проводил многие другие исследования.

Конечно же Сенека. У этого харизматичного оратора были многолетние проблемы со здоровьем. Что однако не помешало ему стать всемогущим советником и получить безграничную власть. Но одновременно его ненавидел и сенат, и римский народ.

А вот американский профессор Массимо Пильюччи — уже философ-стоик нашего времени. Он преподаёт философию в Городском колледже Нью-Йорка (City College of New York) и публикует книги. Одна из этих книг стала довольно популярной: о том, как быть стоиком в современном мире.

Источник: www.uznaychtotakoe.ru


Categories: Мир

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте как обрабатываются ваши данные комментариев.